Необходимость обеспечения экономической безопасности предприятия. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и концепция комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Организация и структура службы экономической безопасности. Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка. Предупредительная работа с персоналом.

    реферат , добавлен 02.05.2015

    Понятие экономической безопасности, ее законодательно-правовое регулирование. Основные показатели и способы обеспечения экономической безопасности коммерческого предприятия "Источник Здоровья". Финансово-ресурсное обеспечение, рентабельность продукции.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2016

    Понятие и сущность экономической безопасности организации как внутренней самооценки и прогнозирования своего состояния; характеристика и классификация различных угроз и опасностей, пути защиты. Обеспечение кадровой и финансовой безопасности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2011

    Анализ экономической безопасности - эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения функционирования предприятия. Она гарантирует стабильность и развитие предприятия. Стратегическое планирование и прогнозирование.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2010

    Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.

    статья , добавлен 03.03.2013

    Управленческие, экономические и правовые механизмы защиты финансовых интересов организации от потенциальных угроз. Принципы построения системы безопасности хозяйствующего субъекта. Основные блоки системы экономической безопасности торгового предприятия.

    статья , добавлен 26.08.2017

    Система экономической безопасности предприятия как составной элемент общей системы корпоративного управления бизнесом. Теоретические основы изучения системы экономической безопасности предприятия. Организация процесса защиты коммерческой тайны компании.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

Процесс обеспечения экономической безопасности требует от предпринимателей и руководителей предприятий разработки и осознанного применения особых методов достижения этих целей. Приведенные мной здесь методы, представляют собой практические мероприятия, основанные на общей стратегии, и направленные на решение поставленных задач, используя минимальные затраты. Среди огромного количества применяемых средств достижения целей экономической безопасности, я выделяю наиболее распространенные методы.

Организационные методы. Эти методы обеспечения экономической безопасности включают в себя: создание материально-технической базы предприятия, оптимизацию структуры предприятия и всех его функциях, координацию действий всех подразделений, участков и отдельных специалистов, разработку стратегических планов развития и определение путей их осуществления, постановку системы учета и контроля хозяйственной деятельности. Сохранности всех объектов и целесообразности всех процессов, обеспечение каналов поставки (снабжения) и сбыта, создание коммуникаций и инфраструктуры, управление товарными, финансовыми и информационными потоками; подбор кадров, распределение обязанностей и многое другое.

Метод экспресс - диагностики. Данный метод предназначен для осуществления контрольных функций. Он представляет собой проверку и оценку тех или иных процессов специалистами или экспертами. Чаще всего ему подвергаются налоговый и бухгалтерский учет, финансовая и хозяйственная стороны деятельности компании. Кроме того, ему (проверке) могут быть подвержены практически все сферы деятельности предприятия. При этом именно независимость такого контроля позволяет вовремя принимать предупредительные меры относительно обнаруженных нарушений и устранять их, избегая плохих экономических последствий: штрафных санкций со стороны "компетентных" органов и других видов ответственности.

Маркетинговые методы. Представляют собой большую группу экономических средств, направленные на изучение рынка, влияния рынка на предприятие и установление обратной связи. Одним из центральных маркетинговых инструментов является конкурентная стратегия, разработка, осуществление которой должны позволить компании и обеспечить, тем самым, безопасное развитие в рыночной среде.

Правовые методы. Правовые или юридические средства экономической безопасности включают в себя: подтверждение статуса предприятия (оформление учредительных и регистрационных документов, получение необходимых лицензий, разрешений, патентов и пр.), подтверждение прав собственность, регулирование договорных отношений с контрагентами, организацию взаимоотношений с персоналом, защиту от незаконного вмешательства контролирующих и других государственных институтов, обеспечение судебной защиты. Данные методы должны обеспечить полную легитимность всех процессов на предприятии.

Технические методы. Эффективная организация экономической безопасности немыслима без применения технических средств и методов защиты материальных ценностей, информационных ресурсов и работников предприятия. Бурное развитие технологий позволяет недоброжелателям и внешним агрессорам предприятия действовать все более изощренными средствами. Поэтому, в целях зашиты от недобросовестной конкуренции, предпринимателям необходимо использовать новейшие разработки в области программирования, вычислительной техники, средств коммуникации. Среди них наиболее важными являются: сигнализации, механические системы ограничения доступа, видеонаблюдение, криптография (шифрование информации, каналов связи, пароли доступа к информационным ресурсам и т. д.), поисковые системы.

Физические методы. Экономическая безопасность бизнеса во многом зависит от надежности физической защиты материальных объектов предприятия и его персонала. Это связано с тем, что физическое (насильственное) повреждение или кража имущества компании или вред, причиненный здоровью или жизни сотрудников, имеют для компании, в первую очередь, отрицательные финансовые последствия. В числе основных средств физической защиты конкретного бизнеса следует назвать следующие методы: защита периметра, сопровождение транспортировок, защита личности, нестационарная охрана (защита коммерческих переговоров за пределами предприятия, выездных мероприятий, коллективного досуга и т. д.).

Научные методы. Носят универсальный характер и должны применяться в любой сфере деятельности компании. Обеспечение экономической безопасности крупных, динамически развивающихся структур бизнеса может быть эффективным только при условии строго научного подхода к решению поставленных задач. Процессы оптимизации и принятия решений, при необходимости анализа огромных информационных массивов в условиях неопределенности, должны быть научно обоснованы.

Метод имитационных игр. Он предусматривает искусственное создание (имитацию) определенных ситуаций и изучение поведения персонала, всех структур и коммуникаций при заданных условиях. Этот метод имеет незаменимое значение для тестирования дееспособности всех систем экономической безопасности. Проверка эффективности защиты предприятия в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях посредством имитационной игры позволяет выявлять и своевременно устранять недостатки в системе безопасности.

Математические методы. Данные методы могут быть использованы для изучения и оптимизации любых сложных систем, которые зависят от большого числа факторов (переменных). Использование этих методов решения экономических задач позволяет добиваться поставленных целей с максимальным использованием существующих ресурсов и потенциала, как можно лучше отслеживать рыночные изменения и принимать наиболее адекватные управленческие решения, обеспечить для компании состояние экономического оптимума и максимальный финансовый результат.

Метод экономической стимуляции. Действие экономических методов стимулирования заключается в создании соответствующих рыночных, конъюнктурных и материальных условий, которые позволили бы достижение собственных целей сделать взаимовыгодными для всех участников процесса.

Административные или командные методы воздействия на внутреннюю трансформацию системы имеют незаменимый характер в тех случаях, когда информация, послужившая основанием для принятия определенного решения, должна быть засекречена или является конфиденциальной.

Метод принуждения. Он основан на возможности использования собственных экономических преимуществ (например, монопольного положения) для навязывания тех или иных выгодных для предприятия условий игры на рынке. Это может быть связано как с диктатом цен, так и вынуждением поставщиков или покупателей совершать сделки на собственных условиях (отсрочка платежа, порядок поставки и т. д.).

Таким образом, экономическая безопасность включает в 12 методов обеспечения и эти существующие подходы к решению вопросов безопасности позволяют подобрать наиболее оптимальный комплекс практических мероприятий, которые должны быть определены как корпоративная методология экономической безопасности.

Глава 1 Теоретические основы управления экономической безопасностью предприятия

Основы обеспечения экономической безопасности предприятия

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. (Белозеров)

Н.П. Шуляк дает следующее определение предприятия. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъ­ект, обладающий правами юридического лица, производящий про­дукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и производственная мощь государства. (Сергеев)

Одной из наиболее важных сфер при изучении угроз национальной безопасности является экономическая сфера. Изучение экономической безопасности всех субъектов предпринимательской и других видов деятельности приобретает решающее значения для благоприятного развития государства.

Деятельность предпринимателей в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. И это связано не только с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предпринимательства. Среди этих факторов наибольшее значение имеют следующие.

1. Значительная степень монополизации рынка, частично сохранившаяся от прежней административно-командной системы, частично – вновь возникшая. Одновременно нарастает уровень конкурентной борьбы за российские рынки как со стороны отечественных, так и зарубежных производителей.

2. Сохранение значительного давления на субъекты предпринимательской деятельности со стороны государственных органов (например, в сферах лицензирования, налогообложения).



3. Рост криминализации российского бизнеса вообще и учащающееся использование криминальными структурами сделок в целях отмывания “грязных” денег, вывоза их за рубеж и пр.

4. Наличие ряда социальных проблем – низкий уровень доходов населения, безработица, текучесть кадров, все это снижает степень ответственности и увеличивает вероятность склонности работника к продаже секретов фирмы и прочим незаконным действиям.

5. Несовершенство законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательства (выражающееся, например, в ориентации правовых норм на борьбу с последствиями правонарушений, а не с причинами, в несоответствии причиненного ущерба и применяемых санкций).

6. Отсутствие единства действий и взаимной согласованности различных правоохранительных органов.

7. Относительная “молодость” российского бизнеса и неотработанность средств и методов защиты собственной экономической безопасности, отсутствие опытных специалистов.

Кроме того, предпринимательская деятельность, по своей сути, является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно усложняется управление такой деятельностью, когда фирма является крупным, диверсифицированным производственным предприятием, которое имеет широчайшие деловые связи и значительное количество контрагентов: поставщиков, кредиторов, заемщиков, клиентов.



В любом случае каждая фирма представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними. Система – это совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие интегративных качеств, не свойственных ее частям, компонентам. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы (фирмы) и могут реализоваться угрозы ее экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от этих угроз и необходима определенная деятельность, которая также должна носить системный характер.

Категория «экономическая безопасность» сравнительно недавно появилась в понятийном аппарате экономической науки. Как всякое новое понятие она ещё не имеет общепризнанного толкования. Применительно к предприятию её рассматривают как интегральную оценку ресурсного потенциала и степени защищённости предприятия от отрицательного действия внешней среды. В ней находят отражение, как элементы диагностики текущего состояния, так и прогноз будущих рисков и угроз.

Специалисты, занимающиеся изучением проблем безопасности хозяйствующего субъекта и различных ее аспектов, дают разнообразные ее определения.

А.Г. Шаваев считает, что экономическая безопасность предприятия - это положение наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечение стабильного функционирования предприятия на настоящее время и в будущем.

В.П. Мак-Мак считает, что безопасность есть состояние объекта (предприятия) в системе его связей с точки зрения способности к устойчивости (самовыживанию) и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, действий непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

В.И. Ярочкин под комплексной безопасностью предпринимательства понимает состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов предприятия, материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.

Некоторые авторы (например, Богомолов В.А.) связывают экономическую безопасность организации с ее способностью развиваться и работать в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды, что характеризует ее устойчивость.

И.П. Белозеров и Е.А. Клоков считают, что под экономической безопасностью хозяйствующего субъекта следует понимать состояние его защищенности от внешних и внутренних угроз, имеющих негативные экономические последствия, обеспечивающее его способность нормально функционировать и развиваться.

Таким образом, экономическая безопасность предприятия предусматривает стойкое развитие, то есть сбалансированное и непрерывное, что достигается с помощью использования всех видов ресурсов и предпринимательских возможностей, при которых гарантируется наиболее эффективное их использование для стабильного функционирования и динамического научно-технического и социального развития, предотвращения внутренних угроз.

Исходя из данного определения экономической безопасности, основополагающим её качеством является устойчивость воздействию факторов внутренней и внешней среды.

Экономическая безопасность организации может включать:

Финансовую безопасность;

Производственную безопасность;

Кадровую безопасность;

Информационную безопасность;

Правовую безопасность;

Экологическую безопасность.

Наиболее важный аспект экономической безопасности организации – финансовая безопасность, являющаяся прямым следствием деятельности предприятия во всех сферах и направлениях. Именно в финансовых показателях отражаются все стороны экономической безопасности.

Угрозы финансовым интересам предприятия на всех стадиях его развития являются объективным, постоянно действующим фактором и поэтому требует серьезного внимания и учета со стороны финансовых менеджеров. В условиях экономики переходного периода, характеризующейся высокой изменчивостью факторов внешней и внутренней среды функционирования предприятия, осуществлением агрессивной финансовой политики многими участниками его финансовых отношений, актуальность формирования системы его финансовой безопасности существенно возрастает. Практика последнего десятилетия свидетельствует, что одной из наиболее распространенных причин возникновения финансового кризиса и банкротства предприятий являлось отсутствие эффективной системы их финансовой безопасности. (Бланк)

Под системой обеспечения финансовой безопасности предприятия понимается совокупность осуществляемого комплекса мер в интересах защиты бизнеса от внутренних и внешних отрицательных финансовых угроз. Степень данной защиты обусловлена способностью органов управления компании на соответствующих уровнях:

· обеспечить устойчивое экономическое развитие фирмы, достижение основных целевых параметров деятельности при сохранении ликвидности и независимости ее финансовой системы;

· нейтрализовать негативное воздействие кризисных явлений экономики, преднамеренные действия конкурентов и иных "недружественных" структур;

· предотвратить сделки с активами предприятия, создающие угрозу утраты прав собственности;

· сформировать адекватную систему учета финансовых потоков и укрепить операционную эффективность системы контроля;

· привлечь и использовать заемные средства по оптимальной стоимости у надежных банков и контролировать приемлемый уровень долговой нагрузки;

· предотвратить случаи халатности, мошенничества, а также преднамеренные действия персонала в отношениях с контрагентами, а также иные финансовые нарушения, в том числе связанные с использованием государственных бюджетных средств;

· разработать и внедрить систему постоянного мониторинга финансового состояния компании с целью раннего диагностирования кризисных явлений и признаков банкротства;

· обеспечить проведение работ по защите конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Реализация перечисленных направлений поможет предприятию создать необходимый запас прочности финансовой системы перед лицом существующих и вновь возникающих для него угроз. К сожалению, управление финансовой безопасностью часто осуществляется в условиях относительно стабильного функционирования бизнеса, когда используется "реактивная" форма управления: принятие управленческих решений для реагирования на текущие проблемы. Безусловно, нельзя сказать, что при этом компании не уделяют внимания вопросам обеспечения защиты своих финансовых интересов и стабильности бизнеса. На многих из них созданы и функционируют службы внутреннего контроля, специальной и экономической безопасности, новомодные подразделения по управлению рисками, внедряются современные информационные системы, системы финансового планирования и прогнозирования. Однако каждая из этих систем нацелена на решение своих локальных задач.

Между тем наиболее эффективным способом управления финансовой безопасностью является внедрение системного подхода, включающего в себя введение руководством и собственниками предприятий единых требований ко всем элементам системы управления компанией и организации контроля их исполнения, распределение сфер ответственности по всем категориям персонала вплоть до рядовых сотрудников компании, установление нормативных значений показателей финансовой безопасности.

Особенно важно, чтобы системный подход нашел свое отражение в соответствующем корпоративном документе, например, стратегии экономической безопасности фирмы. В указанном документе должны быть формализованы цели и объекты данной стратегии и ее ключевого элемента - финансовой безопасности. Должны быть определены характеристики угроз финансовой безопасности компании, отражающие специфику ее деятельности, сформулированы критерии и нормативные параметры безопасного финансового состояния бизнеса, описаны меры и механизмы, направленные на его обеспечение. В целях развития основных положений стратегии внутренними локальными нормативными актами предприятия на генерального и финансового директора, руководителей служб безопасности и внутреннего контроля возлагается ответственность за разработку количественных и качественных значений критериев финансовой безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение финансовых угроз и выработку мер их преодоления, разработку и внедрение систем раннего диагностирования кризисных ситуаций. (Бланк И.А.)

Обеспечение экономической безопасности предприятия представляет собой непрерывный во времени процесс, который включает в себя следующие этапы:

1. осуществление мониторинга и идентификации угроз деятельности предприятия;

2. выбор методики проведения анализа финансового состояния, критериев и показателей его оценки;

3. устранение неплатежеспособности;

4. поддержание нормального уровня финансовой устойчивости;

5. систематическое отслеживание состояния и динамики индикаторов экономической безопасности;

6. применение методов обеспечения экономической безопасности в соответствии с результатами мониторинга и идентификации финансового состояния;

7. минимизация последствий кризиса.

Предприятие должно постоянно проводить мониторинг своего финансового состояния и факторов внешней среды. На базе этого мониторинга выявляются ранние признаки развития кризиса, проводятся диагностика и идентификация кризиса и финансового состояния предприятия. Может также применяться прогнозирование вероятности банкротства. Эта задача решается на всех стадиях цикла деятельности предприятия и при любых его состояниях.

Системный мониторинг осуществляется с целью обнаружения ранних признаков возникновения угроз экономической безопасности предприятия. Значение данного этапа определяется тем, что он позволяет выявить факторы, оказывающие негативное влияние на финансовое состояние компании и другие стороны экономической деятельности предприятия.

Для осуществления качественного анализа необходимо придерживаться определённой методики. Единого мнения относительно подходов к оценке финансового состояния и выбора тех или иных показателей не существует. В этой связи, перед руководством и топ-менеджментом стоит сложная задача определения объектов «кризисного поля». Критерии и методы оценки финансового состояния отличаются широким многообразием. Зачастую их выбор зависит, помимо субъективных факторов, также от размера предприятия, отрасли и видов экономической деятельности, динамики и структуры имущества и т.п.

Устранение неплатежеспособности – это наиболее срочная задача обеспечения экономической безопасности для любой стадии цикла независимо от финансового состояния предприятия. Практическая реализация данной задачи сводится к постоянному контролю дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, систематизации и ужесточению хозяйственных договоров, применению системы стимулов и санкций для обеспечения своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед контрагентами.

Решение задачи поддержания нормальной финансовой устойчивости требует наибольших усилий и затрат, обеспечивающих реализацию поэтапной структурной перестройки всей финансовой деятельности предприятия. При этом решается оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков, снижается инвестиционная активность предприятия.

Одним из наиболее значимых элементов системы безопасности предприятия является механизм ее обеспечения, который представляет собой совокупность законодательных актов, правовых норм, побудительных мотивов и стимулов, методов, мер, сил и средств, с помощью которых обеспечивается достижения целей безопасности и решения стоящих задач.

Системный подход к формированию механизма обеспечения экономической безопасности предприятия предполагает, что необходимо учитывать все реальные условия его деятельности, а сам механизм должен иметь четко очерченные элементы, схему их действия и взаимодействия. Структура механизма обеспечения экономической безопасности предприятия состоит из нескольких блоков, одновременное действие которых призвано обеспечить достаточную для расширенного воспроизводства капитала предприятия прибыль, получаемую в результате соблюдения интересов предприятия, т.е. в результате взаимодействия предприятия с субъектами внешней среды. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия может иметь различную степень структуризации и формализации.

Фактор риска в предпринимательской деятельности и необходимость покрытия возможного ущерба вызывают потребность в создании специальных фондов денежных средств. Формирование резервного и иных аналогичных фондов с заранее определённым порядком формирования, пополнения и использования позволяет направить сконцентрированные в них ресурсы на возмещение потерь без угрозы нарушения нормального хода предпринимательской деятельности. Однако величины запасов и резервов должны быть жестко лимитированы, что в противоположном случае ведет к увеличению затрат на складские помещения (в случае с материальными ресурсами) или изъятию средств из оборота (в случае с финансовыми ресурсами).

В концепции механизма обеспечения экономической безопасности предприятия главным требованием является наличие индикативного анализа, как метода экономических исследований, суть которого – выявить тенденции и изменения показателей экономической безопасности, их интегрированности в обеспечении экономической стабильности субъекта и его интересов.

Индикаторами экономической безопасности являются нормативные характеристики и показатели, которые:

1. в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности;

2. обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и, соответственно, большой сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики и т.д.

3. выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени.

Для построения механизма обеспечения экономической безопасности именно третье свойство является, на наш взгляд, самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определённых условиях нарастания угроз он выходит за установленные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения последствий реализации угроз и принятия обоснованных управленческих решений, направленных на снижение их воздействия на экономическую деятельность предприятия.

В систему контролируемых показателей деятельности предприятия включаются специальные индикаторы экономической безопасности (направленности развития предприятия), по изменению которых за определённый временной период осуществляют диагностику и идентификацию финансового состояния предприятия: нормальное, предкризисное, кризисное. Одновременно можно осуществлять прогнозирование банкротства предприятия.

В зависимости от степени изменения индикаторов безопасности относительно их планово-нормативных значений по разным моделям идентифицируется определённое финансовое состояние предприятия, прогнозируются уровни вероятности его банкротства. Результат идентификации финансового состояние имеет принципиальное значение, так как он не только даёт обобщающую оценку текущего состояния предприятия, но главным образом указывает на принятие определённого круга управленческих мер в планировании, организации и мотивации.

При обнаружении ранних признаков кризиса вводятся превентивные механизмы, нейтрализующие развитие кризиса и возвращающие предприятие в нормальное финансовое состояние. К числу превентивных механизмов относят:

  • сокращение объёма финансовых операций на наиболее рискованных направлениях финансовой деятельности предприятия;
  • повышение уровня внутреннего и внешнего страхования финансовых рисков, создающих угрозу кризиса;
  • реализацию части излишних или неиспользуемых активов предприятия для увеличения ликвидных активов;
  • конверсию и денежную форму дебиторской задолженности и эквивалентов денежных средств.

Если в процессе мониторинга и идентификации финансового состояния предприятия диагностируется его предкризисное финансовое состояние, то применяются механизмы противодействия развивающемуся кризису: организационные, корректировка стратегии развития, финансовой стабилизации.

Таким образом, реализация управленческих решений в силу ряда обстоятельств (в том числе развития кризисных ситуаций) осуществляется в неблагоприятных условиях снижения управляемости предприятия, конфликтности интересов, высокой степени неопределённости и дефицита времени.

Исследование и систематизация научных подходов к вопросам обеспечения экономической безопасности предприятия позволяет сделать нам следующие выводы.

Обеспечение экономической безопасности предприятия следует рассматривать как непрерывный во времени процесс, который включает системный мониторинг избранных индикаторов, позволяющих дать объективную оценку состояния экономической безопасности предприятия и применять те или иные механизмы её обеспечения.

Управленческие решения и инструменты их реализации во многом зависят от текущего состояния всех аспектов деятельности предприятия и результатов прогнозирования вероятности банкротства. Уровень состояния экономической безопасности определяет выбор соответствующих рычагов управления.

В этой связи можно дать следующее определение. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия – это совокупность средств и методов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений, направленных на обеспечение бескризисного экономического развития предприятия. Данный механизм имеет сложную структуру (рисунок 1).

Особенности функционирования механизма обеспечения экономической безопасности предприятия заключаются в следующем:

  • ему присущ динамизм, постоянное совершенствование;
  • он имеет адаптивный характер, в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды предприятия.

Рисунок 1 – Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия

Основное назначение механизма обеспечения экономической безопасности предприятия заключается в создании и реализации условий, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия. Эти условия определены исходя из критериев экономической безопасности и ее уровня. В качестве важнейших условий, учитываемых в структуре механизма обеспечения экономической безопасности предприятия, должны быть: минимизация затрат предприятия, адаптация к нововведениям и расширение сферы использования услуг инфраструктуры рынка. Представляется, что именно эти условия способны оказать наиболее существенное влияние на формирование прибыли предприятия, обеспечив тем самым его экономическую безопасность. (1. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998 г., №10, с.45)

Средства обеспечения безопасности - это, чаще всего, конкретные конструктивные воплощения принципов и методов. Принципы, методы и средства - это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других факторов.

Экономическая безопасность любого государства, в том числе Российского, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти. В этой связи целесообразно вначале уяснить сущность ряда понятий, относящихся к рассматриваемой главе, а затем и другие положения в этой сфере деятельности.

Термин слово обеспечить означает оградить, охранить1, безопасность им понимается как положение, при котором не угрожает опасность кому чему-нибудь. Стало быть, обеспечение экономической безопасности государства представляет собой систему государственных мер сил, направленную на охрану защиту экономических интересов субъектов права граждан, юридических лиц, государства.

В Российской Федерации экономическая безопасность государства обеспечивается правоохранительными органами, к которым закон относит и федеральные органы налоговой полиции. В частности, Закон О федеральных органах налоговой полиции, принятый законодательным органом России 24 июня 1993 г. , в ст. 1 установил, что федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Задачами федеральных органов налоговой полиции согласно ст. 2 Закона являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

На федеральные органы налоговой полиции не могут быть возложены задачи, не предусмотренные вышеназванным законом.

Ожегов СИ. Словарь русского языка. С. 364. 2 Там же. С. 38.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114.

Правовыми основами деятельности федеральных органов налоговой полиции являются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, Закон О федеральных органах налоговой полиции и иные законодательные акты Российской Федерации, правовые акты автономных областей, автономных округов, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующие отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемые в пределах их полномочий.



Вся деятельность федеральных органов налоговой полиции должна осуществляться на основе правовых принципов. Такими принципами согласно ст. 4 Закона О федеральных органах налоговой полиции являются: законность; уважение прав и свобод человека и гражданина;

подконтрольность и подотчетность органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; сочетание гласных и негласных форм деятельности. Кроме того, в федеральных органах налоговой полиции не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений. Сотрудники федеральных органов налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Стало быть, речь идет о таком принципе, как подчинение только закону, выведение государственных правоохранительных органов из-под контроля партий и иных общественных организаций.

Федеральные органы налоговой полиции должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также с налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Это позволяет на практике реализовать такой принцип, как комплексный подход к решению задач по обеспечению экономической безопасности государства.

Способы обеспечения экономической безопасности государства могут быть самыми разнообразными - организационными, правовыми, техническими и др.

Организационные способы обеспечения экономической безопасности государства - это различные приемы, используемые для организации данного процесса. К основным таким приемам можно отнести:

координацию деятельности налоговой

полиции с другими

правоохранительными органами

по обеспечению экономической

безопасности государства

структуризацию управления, представляющую собой внутрен

нюю форму организации федеральных органов налоговой полиции

Все эти и другие приемы должны использоваться только в рамках действующего законодательства, что позволит не допускать произвольного их применения.

Правовые способы обеспечения экономической безопасности государства характеризуются наличием правовых основ организации и деятельности соответствующих органов государства, в том числе правоохранительных. Практически это означает, что в государстве приняты и действуют законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере. Кроме того, законодательно установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции осуществляется за счет бюджета Российской Федерации. Порядок и нормы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Имущество федеральных органов налоговой полиции относится к федеральной государственной собственности. Правомочия собственника по управлению этим имуществом осуществляет Департамент налоговой полиции. Указанное имущество приватизации не подлежит, а поэтому в Программу приватизации не включается.

При приватизации объектов государственной собственности имущество, используемое исключительно для целей федеральных органов налоговой полиции, обособляется и передается на баланс федеральных органов налоговой полиции либо в бессрочное и безвозмездное пользование федеральным органам налоговой полиции. Собственник не вправе изменять условия пользования этим имуществом федеральными органами налоговой полиции ст. 19 Закона О федеральных органах налоговой полиции.

Технические способы обеспечения экономической безопасности государства - это различные технические средства компьютеры, транспортные средства, средства связи и т.д., с помощью которых достигается решение задач, поставленных перед федеральными органами налоговой полиции.

Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна

2.3. Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе

Управление безопасностью – непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона.

Основными задачами управления безопасностью являются: оценка и выработка направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка предложений о совершенствовании взаимодействия между участниками системы; планирование и проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности.

Функционирование системы обеспечения безопасности региона можно представить в виде особого алгоритма.

Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.

Результаты функционирования системы проявятся в следующем:

– создание единой информационной базы данных (системы индикаторов);

– определение основных угроз и разработка мер по их устранению;

– координация и методическое руководство деятельностью администраций городов и районов, государственных предприятий и учреждений региона, общественных организаций по вопросам, антикризисного управления;

– внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;

– выработка единых стандартов и методов антикризисного управления;

– разработка программ развития проблемных территорий региона.

Основными преимуществами предлагаемой системы являются:

– возможность непрерывно отслеживать негативные изменения в социально-экономических отношениях региона;

– малозатратность при ее создании и функционировании;

– стимулирование работы региональных органов власти по принципу взаимодействия государства и общества;

– высокая эффективность функционирования, за счет коллегиального принятия решений, четкого распределения ответственности за возникновение кризисных ситуаций и их нейтрализацию за конкретными ведомствами.

В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.

Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона. Именно системные проблемы в различных сферах региона и являются источником кризисных ситуаций, преодоление и предотвращение которых является главной задачей обеспечения экономической безопасности.

Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации, и экономической безопасности её регионов, показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической и социально-экономической сферах.

Совокупность этих факторов, оказывая негативное воздействие на процесс развития внешней и внутренней обстановки, может дестабилизировать ситуацию и создать ряд реальных угроз безопасности нашей страны.

Национальная безопасность – способность общественной системы страны обеспечить высокий уровень стабильности, устойчивости, жизнедеятельности нации и ее конкурентные возможности во взаимоотношении с внешним миром в целях надежного существования и устойчивого безопасного развития. И от того, насколько удачно власть устраняет факторы риска, угрозы стабильности, во многом зависит эффективность системы обеспечения национальной безопасности страны.

Можно исходить из определения сущности и содержания экономической безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами субъектов хозяйствования, включая структуры и систему показателей ее уровня.

Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.

Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.

Существующие комплексные системы показателей оценки и мониторинга экономической безопасности в регионе используемые при анализе ситуации в производственной сфере и энергетике нуждаются в усовершенствовании. Анализ кризисных ситуаций в производственной сфере целесообразно проводить, используя показатели по которым ведется статистический учет. Энергетическую безопасность регионов, не имеющих собственных источников в балансе топлива и электроэнергии целесообразно проводить, ориентируясь только на обеспеченность запасами топлива.

Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.

Из книги Управление персоналом автора Шевчук Денис Александрович

7.3. Анализ кадровой ситуации в регионе Анализ кадровой ситуации в регионе особенно важен на стадии формирования организации и существен прежде всего для целей проектирования и бизнес-планирования. Главный результат анализа – выделение сегментов рынка рабочей силы в

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Что происходит в конкретном регионе? Узнайте, что происходит в городе, где проводится мероприятие. Мне, например, не раз доводилось выступать в городах, в которых за пару дней до моего приезда местная спортивная команда выигрывала или, наоборот, проигрывала

Из книги Экономическая безопасность предприятия автора Фирсова Олеся Артуровна

Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности предприятий 1.1. Экономическая безопасность. История вопроса Экономическая безопасность – часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства,

Из книги автора

1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино

Из книги автора

Глава 2. Процесс обеспечения экономической безопасности на региональном уровне 2.1. Система показателей и индикаторов экономической безопасности в регионе Одной из первостепенных задач при изучении экономической безопасности является разработка такой системы

Из книги автора

2.1. Система показателей и индикаторов экономической безопасности в регионе Одной из первостепенных задач при изучении экономической безопасности является разработка такой системы показателей, которая объективно и своевременно отражала бы кризисные явления в

Из книги автора

Глава 3. Деятельность по обеспечению экономической безопасности предприятий Обеспечением безопасности предприятия занимаются две группы субъектов.Первая группа занимается этой деятельностью непосредственно на предприятии и подчинены его руководству.Среди этой

Из книги автора

3.1. Обеспечение экономической безопасности предприятия. Основные определения Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: “это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и

Из книги автора

3.2. Причины дестабилизации экономической безопасности Уровень экономической безопасности предприятия зависит, прежде всего, от способности руководства предвидеть и предотвратить возможные угрозы, а также быстро разрешить возникшие проблемы.Среди причин,

Из книги автора

3.5. Задачи экономической безопасности В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. Следует

Из книги автора

4.4. Финансовая диагностика экономической безопасности предприятия В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития отечественных предприятий во многом зависит от степени обеспечения их экономической безопасности.Необходимость

Из книги автора

Глава 5. Особенности экономической безопасности на предприятиях различных отраслей Среди существующих средств обеспечения безопасности можно выделить следующие:1) Технические средства. К ним относятся охранно-пожарные системы, видео-радиоаппаратура, средства

Из книги автора

Глава 6. Построение системы экономической безопасности предприятия 6.1. Общие принципы Многие авторы при рассмотрении систем безопасности явно или скрыто используют одну и ту же последовательность рассуждений. Первоначально идеологически предполагается наличие

Из книги автора

7.4. Обеспечения комплексной безопасности на предприятиях электроэнергетики Прежде всего, следует выделить основные принципы построения систем безопасности:– принцип законности.Реализация этого принципа осуществляется за счёт тщательного соблюдения и выполнения при