Шпаргалка: Введение в экономическую теорию. Объект исследования экономической теории

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-1.jpg" alt=">1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших"> 1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней? Период Школа Представители Предмет экономической теории V – III Экономическа Ксенофонт Богатство отдельных людей и вв. до я наука входит Платон страны в целом: деньги, н. э. в состав Аристотель товары и т. д. других наук: Каттон Понятие «экономика» было правовых, введено Ксенофонтом в его религиозных, работе « Экономикос »: философских. « ойкос » - домашнее хозяйство, «номос» - закон. XVI – Меркантилизм Т. Мэн Торговля (внешняя), XVII вв. А. обращение товаров и денег. Монкретьен Протекционизм, активный Ж-Б. Кольбер торговый баланс. XVIII в. Классическая У. Петти Экономика либерализма – – политическая А. Смит невмешательств о государства первые экономия Д. Рикардо в экономику. две Д. С. Милль Исследование процесса трети рыночного ценообразования с XIX в. позиции издержек производителя (трудовая теория стоимости). Теория сравнительных преимуществ.

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-2.jpg" alt=">XVIII Физиократы Ф. Кенэ Невмешательство в экономику. в. "> XVIII Физиократы Ф. Кенэ Невмешательство в экономику. в. Богатство создается только в сельском хозяйстве. Воспроизводство товара. XIX в. Марксизм К. Маркс Теория прибавочной стоимости. Формационный подход к истории общества. XIX – Маржинализм - К. Менгер Теория предельной полезности. XX вв. Австрийская Э. Бем-Баверк школа В. Визер XIX – Неоклассика – А. Маршалл Новое название для экономической науки – XX вв. Кембриджская Ж-Б. Сей Экономикс, исключив понятие школа Дж. Кларк государственности из «политической экономии» . Предложение создается спросом. Множество факторов производства: труд, земля, капитал. Теория рыночного равновесия на основе спроса и предложения. Закон предельной производительности. 30 -50 Кейнсианство Дж. М. Кейнс Государственное регулирование рыночной гг. XX экономики посредствам финансовой и в. кредитно-денежной политики. Достижение полной занятости. Выделение макроэкономики.

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-3.jpg" alt=">50 -60 Неокейнсианство Э. Хансен Вмешательство государства не только в гг. XX"> 50 -60 Неокейнсианство Э. Хансен Вмешательство государства не только в гг. XX Дж. Хикс период депрессии, но и во время подъема. в. Р. Харрод Теория экономического роста. Е. Домар 50 -80 Неоклассика - И. Фишер Государственное вмешательство в гг. XX монетаризм М. Фридмен экономику через регулирование в. денежного обращения. XX вв. Институционализм Т. Веблен Анализ экономических категорий с Дж. Коммонс использованием методов других наук об обществе: права, политологии, социологии. Показывает ограниченность классического подхода: абсолютная информированность, аксиома полной рациональности, совершенная конкуренция, установление равновесия лишь посредством ценового механизма. 60 -е Неоинституционал Дж. Гэлбрейт Теория индустриального и гг. XX изм Р. Коуз постиндустриального общества. в. – Д. Норт Теория прав собственности. наст. время Теория общественного сектора.

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-4.jpg" alt="> 2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными "> 2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-5.jpg" alt=">3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам"> 3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-6.jpg" alt=">4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных"> 4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-7.jpg" alt=">5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма? ">

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-8.jpg" alt="> 6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его"> 6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-9.jpg" alt="> 7. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым">

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-10.jpg" alt="> 8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией. "> 8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией. Использующая № Метод Содержание методов экономической теории школа 1. Эмпирический Меркантилисты Сбор и описание фактов и событий. Статистический Классика Дополнение эмпирического метода количественным 2. анализом. Причинно- Классика Выявление причинно-следственных связей между следственный отдельными явлениями, основываясь на: (каузальный) индукции – сбор, систематизация, обобщение фактов; дедукции – подтверждение ранее выдвинутых идей; анализе – разложение целого на составные части; 3. синтезе – воссоединение целого из частей; аналогии – установление сходства некоторых объектов; сравнении – сопоставление объектов для установления сходства или различия. Позитивный и Классика Позитивный анализ – выявление объективных нормативный закономерностей, констатация фактов, «как есть» . 4. анализ Нормативный анализ – высказывание оценочных суждений, «как должно быть» .

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-11.jpg" alt="> продолжение Использующая №"> продолжение Использующая № Метод Содержание методов экономической теории школа Метод научной Классика Выделение наиболее важных, существенных явлений 5. абстракции и мысленное отвлечение от второстепенных деталей. Диалектический и Марксизм Диалектический материализм – применение исторический материалистической основы к изучению сущности материализм объектов. Исторический материализм – применение 6. материалистической основы к историческому развитию общества. Функциональный Маржинализм Анализ экономических категорий в их 7. взаимодействии как равнозначных. Экономико- Классика Построение моделей, схожих с реальными объектами, математический на основе регрессивного анализа, математического 8. (эконометрика) моделирования, линейного и нелинейного программирования, системного анализа.

Src="https://present5.com/presentation/3/4874321_139180081.pdf-img/4874321_139180081.pdf-12.jpg" alt="> 9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики?"> 9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным? Можно, но вопросы: что производить? как производить? для кого производить? требуют дальнейшего пояснения. Поэтому более содержательное определение, сразу же раскрывающее сущность данного явления, на наш взгляд, было дано на лекции: предмет экономической теории – это использование ограниченных ресурсов, имеющих альтернативное применение с целью наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Выход к содержанию

Объектом изучения экономической науки на всем протяжении ее развития была и остается хозяйственная деятельность людей. Однако, не изменяя объекта исследования (хозяйственная деятельность), экономическая наука постоянно уточняла предмет своего изучения и приобретала адекватные ему названия, коими стали «политическая экономия» и «экономикс».

Существующий сегодня курс экономической науки получил название «экономическая теория». Она не равнозначна ни политической экономии, ни экономиксу, иначе не было бы смысла во введении нового термина. Объясняется ее появление законами развития науки, необходимостью интеграции достижений экономической мысли.

Экономическая теория как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию (сущностный анализ) и экономикс (функциональный анализ). Предметом ее исследования являются особенности постиндустриальной, т. е. новой экономики.

Рассмотрим общие черты и различия между политической экономией и экономиксом. Политэкономия с 1615 г., когда вышла в свет книга А. Монкретьена «Трактат «политической экономии», стала исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки.

Конечно, выбор момента, когда «началась» научная политическая экономия, условен. Элементы экономической науки и связанные с ними представления о хозяйственном поведении человека (типа: покупать дешево, а продавать дорого) встречаются уже у древних греков и средневековых схоластов. Но эти наблюдения не выходят за рамки здравого смысла и еще не являются экономической наукой. Для создания систематической экономической науки в докапиталистическую эпоху еще не было предпосылок. Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. По мере развития капитализма развивалась и политическая экономия, менялись взгляды на ее предмет, задачи и метод исследования.

Итак, в течение трех столетий (XVII–XIX вв.) экономическая наука развивалась как «политическая экономия». Термин «политическая» действительно выражал социальную (политическую) сущность подхода к общественному производству. К. Маркс, исследовавший капитализм в форме противоречий труда и капитала, окончательно утвердил политическую экономию как «политическую», внедрив приоритет классового подхода.

Интересно отметить, что официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Христиан‑Август Шлецер прочел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской академии наук. В 1805–1806 гг. был издан первый в России учебник по политической экономии на русском языке, написанный все тем же Шлецером под названием «Национальные основания государственного хозяйства, или Науки о народном богатстве».

Конец XIX – начало ХХ вв. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующими терминологическими изменениями. Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться более узкое понятие «экономикс». Сто лет назад, в 1902 г. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриждском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Джона Стюарда Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение.

В англо‑американской литературе «экономикс» и политическая экономия рассматриваются как синонимы. Однако между политической экономией и экономиксом имеются значительные смысловые различия.

Макконнелл К.Ф. и Брю С.Л. пишут, что предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей.

По мнению Т. Мэнкью, экономикс – это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами.

Как во всякой науке, в экономиксе различают собственно науку и учебную дисциплину.

Как наука экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США. Он имеет собственный предмет изучения и оперирует особым понятийным аппаратом. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Как учебная дисциплина экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, иногда отличающихся в методологии, но имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «Экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Политическая экономия начиная с А.Смита основывала свой анализ на философской методе. Более того, теоретическая экономия (политэкономия) вышла из философии. Согласно классической философии познание мира человеком имеет задачу проникновения в сущностный мир, а не сводится к анализу внешних явлений (явленческих).

Из этой же идеи исходила и классическая политическая экономия, которая базирует свои концепции на таком фундаментальном понятии, каким является стоимость (затраты труда), выражающая не явленческое, а сущностное начало. Наличие понятия стоимости – верный признак классичности науки и, наоборот, отсутствие фундаментального понятия стоимости свидетельствует о неклассичности теоретической концепции. Современный экономикс – характерное неклассическое знание. Он не ставит перед собой задачи проникновения в сущностный мир, а довольствуется внешним миром.

Экономикс, не являясь наукой сущностной, не интересуется стоимостью. Он базируется на анализе цены. Почему цены, а не стоимости? Дело в том, что экономикс – теория рыночной организации общественного производства. А на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу как продавцов, так и покупателей. Цена – главное «божество» и «боль» экономикса, ее «основной» вопрос. Все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется. Вот почему в центре логической системы экономикса находится не стоимость (как в политэкономии), а цена. В этом главное различие между политэкономией и экономиксом. Отвергнув сущностный подход, экономикс объясняет экономику в виде графиков, формул, предельных величин и т. п. Но графическое описание предмета – это его показ, а не раскрытие, это только первый этап познания, т. е. лишь констатация причинно‑следственных зависимостей в экономике. За ним должен последовать сущностный анализ, за который не берется экономикс.

Но было бы неправильно отрицать позитивные черты в методологии экономикса. В характеристике отдельных аспектов экономической жизни в нем имеются тонкие и глубокие исследования. Более того, классический подход по сравнению с экономиксом иногда выглядит анахронизмом, заслуживающим лишь академического внимания.

Суммируя различия двух ветвей экономической науки, можно сделать следующие обобщающие выводы:

– Политэкономия изучает глубинные причинно‑следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономикса ключевой категорией является цена.

– Политэкономия большое внимание уделяет социально‑классовым отношениям, ее интересует, как распределяется собственность и складываются в обществе экономические отношения между индивидами, группами и классами. Экономикс – социально нейтральная дисциплина. Ее основная проблема – экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов. Поэтому главная задача экономикса – поиски равновесия между спросом и предложением.

– Политэкономические исследования основаны на воспроизводственном принципе, который отражает движение общественного продукта по стадиям: производство, распределение, обмен и потребление.

В учебниках экономикса объект исследования сосредоточен в основном на двух уровнях – микро– и макроэкономики.

Каждый из подходов имеет достоинства и недостатки.

Социальная востребованность и значимость каждой из них определяются прежде всего состоянием общества. Не случайно расцвет политической экономии приходится на период становления и развития капитализма. В дальнейшем оказался востребованным экономикс. В период становления информационно‑технологического способа производства перед экономической наукой встают новые вопросы, которые не входили в область ее интересов еще несколько десятилетий назад. Ответ на них можно получить лишь на основе изучения закономерностей постиндустриального общества, наиболее распространенной социально‑экономической формой которого является смешанная рыночная экономика. Именно она сегодня становится объектом изучения экономической науки.

Соединение разных подходов заставляет учитывать, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны – объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их объективная сторона связана с действием объективных экономических законов; субъективная – с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом: экономическая теория изучает законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях. Ее объектом является смешанная экономика. Итак, экономическая теория, во‑первых, изучает экономические законы.

Каково же философское понимание закона?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать, обобщить и проверить, что достигается с помощью индукции и дедукции.

Многократно проведенные и потвержденные обобщения экономических процессов принято называть законами.

Объективность экономических законов означает, что их действие не зависит от сознания и воли людей так же, как, скажем, смена времен года, или дня и ночи в законах естествознания.

Действие экономических законов осуществляется весьма запутанным и приблизительным образом, лишь как господствующая тенденция. Это значит, что наряду с господствующей тенденцией в любом экономическом явлении действуют контртенденции, которые в известных условиях могут даже на время ослабить действие господствующей тенденции.

К примеру, в соответствии с «законом понижающегося спроса» по мере роста доходов потребляется уменьшающаяся доля его прироста. Однако действие этой господствующей тенденции может быть временно нивелировано контртенденциями. Скажем, ожидаемое повышение уровня цен или всплеск ажиотажного интереса на супермодные товары может увеличить потребляемую долю прироста дохода.

За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоит экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности.

Значит, экономические законы – это форма выражения экономических отношений. Они являются законами общественных действий людей.

Это значит, что: 1) экономические законы не существуют и не действуют вне общества; 2) у общества есть возможность познать (не отменить!) закон и использовать его действие в своих интересах.

Экономические законы относятся к социальным, общественным, и этим они отличаются от законов природы. Второе отличие в том, что естественные законы – вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер.

В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие.

Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения материальных благ при рабстве или феодализме.

Общие экономические законы действуют во всех экономических формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и другие.

При выборе производственных решений и их осуществлении люди поступают во многом в соответствии со своими экономическим сознанием и интересами. В результате в хозяйственном поведении проявляются определенные психологические законы, под влиянием которых формируется субъективная деятельность людей. К числу психологических относится закон убывающей предельной полезности и другие.

Назначение экономической теории состоит, во‑вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.

Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях.

Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, предприятия – прибыль, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.

Из определения предмета экономической теории следует, в‑третьих, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.

В микроэкономике за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица – отдельная фирма, объединение и т. п. Ее выводы адресованы коммерсанту и бизнесмену.

Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики (агропромышленный комплекс, военно‑промышленный комплекс, региональная экономика и др.).

В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.

Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Из определения предмета экономической теории следует, в‑четвертых, что она изучает рациональное хозяйствование и поведение хозяйствующих субъектов в смешанной экономике.

(Финансовый университет)

КАФЕДРА «МИКРОЭКОНОМИКА»

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

МОСКВА 2010

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Микроэкономика»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

________________М.А. Эскиндаров

_____ __________ 2010 г.

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

Одобрено кафедрой «Микроэкономика»

МОСКВА 2010

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МИКРОЭКОНОМИКА»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

    Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

    Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории. Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

    Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране.

    Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Каждый человек, живя в государстве, решает все проблемы для своей выгоды. Вообще человек, с точки зрения Адама Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а, наоборот, ведет общество к благополучию. И этот человек может реализовать свой личный интерес, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Значит, преследующий собственные выгоды, человек помогает обществу обогатиться.

    В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Политическая ангажированность К.Макса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения, превратив его в дальнейшем в идеологию радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Оно также стало теоретической базой деятельности массовых левых партий

    С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

    Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

    В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

    Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

    Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

Античные теории

Меркантилизм

Классическая политэкономия

Традиционная экономика с элементами товарности

Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал

Проникновение капитала в промышленность. Вовлечение больших количеств трудовых и природных ресурсов.

Первые теории товара и денег

Богатство = деньгам = золоту

Отождествление богатства с массой созданных товаров. Экономический либерализм. Раскрытие потенциала саморегулирования рынка.

Марксизм

Маржинализм

Кейнсианство

Нарастание социальных противоречий как частная сторона развивающейся рыночной экономики

Насыщение рынка массовой фабричной продукцией. Завершение промышленной революции.

Монополизация. Экстренное государственное регулирование во время Первой Мировой войны. Великая Депрессия

Диалектический материализм. Формационный подход. Теория прибавочной стоимости. Вывод о ограниченности капитализма и необходимости его уничтожения.

Усиление роли потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Теория рыночной равновесной цены. Модель «робинзонады».

Объективные закономерности национальной экономики. Государственное регулирование рынка.

Неоклассика (монетаризм)

Институционализм

Информационная экономика

Разрастание государственного сектора. Увеличение налогового бремени. Усиление инфляции.

Усиление влияния внеэкономических факторов на экономику. Особые пути экономического развития у разных стран.

Глобализация, экология, терроризм, Интернет

Экономический либерализм. Основная задача – поддержание стабильного денежного обращения и недопущение инфляции .

Расширение предмета экономической теории, рассмотрение структурных элементов экономики и внеэкономических факторов.

Теория постиндустриального развития

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод

Статистический метод

Метод научных абстракций

Сбор фактов, основанных на наблюдениях и экспериментах

Наблюдение за количественной стороной экономических процессов

Выделение наиболее важных явлений и отвлечение от второстепенных деталей

Причинно-следственный метод

Функциональный метод

Эконометрические методы

Выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями

Математическое моделирование экономических процессов

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Объект исследования экономической теории изменялся по мере развития науки.

Первоначально экономическая наука изучала особенности домашнего хозяйства, затем города-государства, отдельных сфер экономической деятельности – сельского хозяйства, торговли.

По мнению меркантилистов, объектом изучения экономической теории было богатство, так как учение отражало интересы торговцев.

Физиократы перенесли объект исследования из сферы обращения в сферу производства.

По мнению приверженцев классической политической экономии, объектом исследования экономической теории являются: (А. Смит) условия производства; (Д. Рикардо) вопросы распределения национального богатства.

Марксисты считали предметом экономической теории производственные отношения, они составляют основу собственности.

Русские экономисты давали определение объекта исследования экономической теории с точки зрения производственных отношений. Они разделяли собственно производственные отношения и отношения производственно-организационные.

Современная экономическая теория изучает редкие экономические блага, которые служат целью удовлетворения потребностей людей, то есть переносят объект исследования с богатства на закономерности его формирования.

Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство государства в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Меркантилисты считали необходимым вмешательство государства в экономику, так как основой их идей была политика протекционизма, которую могло проводить только государство. Политика протекционизма на раннем этапе заключалась в государственном запрете на вывоз денег из страны, что, однако мешало развитию внешней торговли. Поэтому позднее политика протекционизма стала проводиться с помощью ограничения импорта товаров путем введения высоких таможенных пошлин и поддержки национального производства, в первую очередь в экспортных отраслях.

В современной России, на мой взгляд, также необходимо проводить политику протекционизма, но не такую, какой она была в 15-17 вв. Ее целью должна стать максимилизация объема спроса продукцию национальных производителей. Если на российскую продукцию будет спрос, то повысится ее выпуск, снизится безработица, начнется экономический рост. Необходимо сдерживать импорт, не позволяя иностранцам удовлетворять часть внутреннего спроса страны своими товарами, и стимулировать экспорт, чтобы помочь собственным предприятиям отвоевать часть спроса иностранных держав.

Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

Так, например, у представителей первой школы политической экономии – меркантилистов , отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии – национальное богатство – из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются отдельные и современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его ум, его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение политической экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно”, ибо “в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”, последнее же не включается в предмет политэкономии .

В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди множества определений предмета теоретической экономики политэкономии) указывается, что экономикс – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономики или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета теоретической экономии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что политическая

Экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской экономической литературе появляются определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения теоретической экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

В связи с этим, прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Эта категория является объектом экономической теории и занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах. В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли.

К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение «капиталист - наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества.

С такой трактовкой прибыли согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации .

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – выдающийся ученый-экономист современности. Его книга “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) уже в 30-е годы послужила теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. По оценкам многих экономистов эта книга явилась поворотным пунктом в экономической науке ХХ в. И во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, во-вторых в обосновании “психологического закона”. Дж.М.Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. Т.Е. психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода.

Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения, может рассматриваться как своеобразный экономический эффект – “Эффект мультипликатора”. Это означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.

Эффективность регулирования государством экономических процессов зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. По концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы.

Монетаризм – направление в экономической науке, придающее особое значение деньгам (англ. monetary - денежный). В 70-е годы мировую экономику потряс сильнейший экономический кризис. Главным стала инфляция на фоне общего сокращения производства. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, а дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков качнулся в пользу монетаризма. Монетаризм провозглашает незыблемость основ рыночной экономики: свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий достижения равновесия. Монетаристы считают, что рынок по-прежнему остается саморегулирующейся системой, а область вмешательства государства нужно ограничить денежной сферой.

Милтон Фридмен – американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, присужденной за работы в области “потребления, истории и теории денег”. Фридменовская монетарная концепция привела к “повторному открытию денег” из-за почти повсеместно растущей инфляции. В своих исследованиях, книгах “Исследования в области количественной теории денег” (1956), “История денежной системы США,1867-1960”(1963, в соавторстве с А.Шварц), Фридмен наглядно показал, что рост инфляции, вопреки логике (по Кейнсу) сопровождается не снижением, а ростом безработицы. Именно поэтому им была предпринята попытка возрождения значения денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. Его силиями монетарная концепция была апробирована республиканским правительством США. Наибольшего успеха монетарные экономические воззрения имели во времена “рейганомики”, позволили ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.

Основное расхождение во взглядах М.Фридмена и Дж.М.Кейнса состоит в государственном регулировании экономики. Именно поэтому у двух ученых различные оценки кризиса 1929-1933 гг. и соответственно путей выхода из депрессии. Основной мыслью работ Кейнса является полное государственное регулирование экономики и соответственно для выхода из депрессии необходимо увеличение государственных расходов в различных формах: рост государственного сектора в экономике, организация общественных работ, предоставление льгот и субсидий частным предприятиям, государственные закупки у частного сектора. В отличие от своего предшественника М. Фридмен считает экономику саморегулируемой системой и требует ограничить вмешательства государства только денежной областью. Деньги, по мнению Фридмена, могут быть стихийным регулятором экономических процессов.

Сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства.


Кейнсианство

Монетаризм

1. Отношение к безработице

Главное зло для экономики, так как чревата социальными потрясениями.

Не одно правительство не может быть мудрее рынка, не нужно увлекаться социальными программами.

2. Отношение к инфляции

Меньшее зло, чем безработица, так как ее можно контролировать и удерживать в разумных пределах.

Главное бедствие для экономики любой страны

3. Роль бюджетного дефицита

Возникает при сильном росте государственных расходов

Для урегулирования бюджетного дефицита не нужно постоянное вмешательство государства в экономику, рынок – саморегулируемая система.

4. Темпы роста денежной массы

Необходим рост денежной массы для покрытия бюджетного дефицита лишь при его возникновении.

Темпы роста постоянны и стабильны, независимо от состояния коньюнктуры и составляют 3-4% в год.

Действие основного психологического закона, выведенного Дж. Кейнсом сильно проявляется в настоящее время в России. При значительном понижении уровня жизни основной массы населения страны, именно наименее обеспеченная часть населения пытается различными способами увеличить свои сбережения. Именно на этой психологии строятся различные финансовые пирамиды, именно на это рассчитывают сейчас новые страховые организации, обещающие огромные (в несколько раз превышающие государственные ставки) проценты в будущем.

В связи с тем, что экономика нашей страны утратила способность к саморегулированию необходимо государственное вмешательство в нее для увеличения совокупного спроса. Для этого необходимо создать условия для превращения сбережений граждан в инвестиции через банковскую систему, что приведет к увеличению спроса на средства производства, к росту занятости, а значит к расширению потребительского спроса. Для стимулирования инвестиций в производство ставка по кредитам должна быть сравнительно низкой. Можно сделать вывод, что учение Кейнса до сих пор не утратило своей значимости и применяется экономистами всего мира.
7) В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?
Российские ученые, не смотря на трудные социально-экономические специфические условия развития общества, внесли значительный вклад в развитие мировой экономической науки.

Иван Тихонович Посошков (1652-1726) в “Книге о скудосте и богатстве” (1724) изложил свои экономические взгляды и предложил проект реформ по улучшению экономического и политического устройства страны. Он считал, что основой богатства является производительный труд в промышленности и сельском хозяйстве. Необходимо совершенствовать систему налогообложения, чтобы крестьянин и ремесленник были больше заинтересованы в труде. Следует улучшать и защищать общественную торговлю. Посошков И.Т. считал полезным конкуренцию и необходимою регламентацию хозяйственной жизни.

Н.Д. Кондратьев (1892-1938) разработал теорию экономических циклов - “длинных волн”, которые переживает мировая экономика примерно через каждые полстолетия, проходя так называемые повышательную и понижательную фазы; сформулировал закономерности длительных колебаний экономической конъюктуры.

“Всеобщая организационная наука (тектология)” Александра Александровича Богданова (1873-1928) имеет универсальный характер, ибо рассматривает принципы и законы организационных процессов во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Ряд идей, высказанных автором в этом крупном научном труде, были развиты в кибернетике и общей теории систем.

Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) - выдающийся экономист-ограрник, занимавшийся проблемами экономики крестьянского хоз-ва, кооперации в деревне и организации агротехнической службы. Главным предметом исследование у него было семейно-трудовое крестьянское хозяйство, которое являлось в России основным хозяйствующим субьектом в аграрном секторе страны. Оно устойчиво, функционирует по своим внутренним законам, руководствуется организационно-производственным планом, включающим денежный бюджет, трудовой баланс во времени и по различным отраслям и видам

Деятельности, оборот денежных средств и продуктов. В кооперировании

Крестьянских хозяйств Чаянов А.В. видел важный путь к мощному росту их эффективности, но, во-первых, объединение хозяйств должно идти снизу, по их инициативе; во-вторых, кооперироваться должны те виды деятельности, технические возможности которых превосходят возможности индивидуального хозяйства; в-третьих, размер кооператива зависит от конкретных условий (отрасль хозяйства, географическое положение, природная Среда и др.).

Российская экономико-математическая школа сложилась еще в конце XIX в. Среди ученых этой школы видное место занимает Владимир Карпович Дмитриев (1868-1913), который попытался ряд положений классической экономической теории переложить на язык математики (ценность, полезность, конкуренция и др.). Он разработал систему уравнений для определения цен всех товаров, при этом все затраты по производству товаров сводил к затратам труда как к первичному фактору.

Крупный ученый-математик Леонид Витальевич Кантарович (1912-1986) в 1939г. опубликовал брошюру “Математические методы организации и планирования производства”, а в 1942г. завершил работу “Экономический расчет наилучшего использования ресурсов”. По сути дела был создан новый раздел математики - линейное программирование. Он впервые построил оптимальные статичные и динамичные модели текущего и перспективного планирования.

Значительный вклад в экономическую теорию внес Василий Сергеевич Немчинов (1894-1964), о чем говорят названия его работ: “Экономический смысл математических множителей оптимального планирования”, “Экономико - математические методы и модели” и др.

Экономическая теория социализма развивалась, а практика создания адекватной ему экономики осуществлялась в нашей стране и в других странах в сложных условиях. Во-первых, о социализме были самые общие представления, которые определялись в середине XIX в. в Западной Европе в отличной от российской ситуации.
8) Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.
Методология экономической теории - это наука о методах изучения

Хозяйственной жизни, экономических явлений.

Следует иметь в виду как субъективный, так и объективный подходы.

Методы - инструменты, совокупность приемов исследования в науке и

Воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такие как:

· метод научной абстракции

· анализ и синтез

· индукцию и дедукцию

· исторический и логический методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве.

При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции. При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи. Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.

Анализ - мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.

Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция - переход от общего к частному.

Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы.

Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя. Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.

Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.

Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, Ф. Тэйлора, на макроуровне – с именами Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.

Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.

Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, - это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека.

Предположение о максимизации выгоды - упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической теории широко распространен предельный анализ - технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и

Нормативный подходы. Позитивный анализ означает изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составление на

Основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализа мы делаем утверждения “.. если, то..”. Например, позитивный анализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 1997 году может быть

Применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходы этого года. Это - прогноз государственных расходов при определенных тенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются в полной мере, то и расходы придется сократить. Позитивный анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло.

Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверить фактами.

Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следует сделать это или то..”. Пример: “Для структурной

Перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий».

Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.

Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного плана.
9)
Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

В настоящее время существует огромное количество определений экономики, а, следовательно, и предмета экономики.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом экономической теории является в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

Английский экономист Лайнен Роббинс (1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс , которое широко используется в западной литературе: "Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема выбора)".

Экономическая теория изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Марксистское определение - Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Самуэльсон - Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю - Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

На мой взгляд, определение Самуэльсона является более точным, поскольку в него включены такие понятия как:

Потребность людей – главный движущий мотив человеческой деятельности

Редкость ресурсов

Проблема выбора наилучшего способа использования ограниченных ресурсов.

Хотя данные понятия включены частично и в другие определения, все же определение предмета экономической теории данное Самуэльсоном выглядит более точным.
Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:


Античные теории

®

Меркантилизм

®

Классическая политэкономия

®







Традиционная экономика с элементами товарности


Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал


Парадигма экономической науки - трудовая теория стоимости


|


|


|


Первые теории товара и денег


Богатство = деньгам = золоту


Богатство = массе созданных товаров


Марксизм

®

Маржинализм

®

Кейнсианство

®

|


|


|


Теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации


Направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости


Макроэкономика, выявление закономерностей национальной экономики


|


|


|


Трудовая теория стоимости, эксплуатация труда капиталом


Завершение производственной революции


Государственное регулирование экономики


Неоклассика

(монетаризм)


®

Институционализм

®

Глобальная цивилизация

®







Теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы


Направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов


Глобализация, экология, терроризм, Интернет




|




Экономический либерализм


Включение внешнеэкономических факторов


………


Подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий вполне оправдано, т.к. именно от уровня развития экономики зависит направленность создаваемых теорий с целью повышения эффективности производства.
В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод


Статистический метод


Метод научных абстракций






Сбор и описание фактов и событий


Наблюдение за количественной стороной экономических процессов


Позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.






Причинно-следственный метод


Функциональный метод


Эконометрические методы






Метод анализа данных, целью которого является обнаружение причинных связей между условиями и событиями


Наблюдение явлений во взаимовлиянии с количественной точки зрения


Для оценки производственных технологий и исследования факторов, лежащих в основе спроса фирм на капитал и рабочую силу.