Государственные и муниципальные финансы. Структура государственных финансов РФ

  • Лекция 2. Содержание и функции государственных и муниципальных финансов, их состав. Осударственная финансовая политика. Государственное егулирование финансов
  • 2. Основные функции и принципы организации централизованных финансов.
  • 3. Содержание и основные направления финансовой политики.
  • 4. Государственное регулирование финансов.
  • Лекция 3. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов
  • 1. Понятие управления государственными и муниципальными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления.
  • 2. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами: финансовое планирование, прогнозирование, программирование.
  • 1. Понятие управления государственными и муниципальными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления.
  • 2. Основные методы и формы управления государственными и финансами: финансовое планирование, прогнозирование, программирование.
  • Лекция 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль
  • 2. Классификация форм и методов финансового контроля.
  • 3. Общегосударственный финансовый контроль: цели, направления и методы. Основные функции органов общегосударственного финансового контроля.
  • 5.2. Социально-экономическая сущность налогов, их функции. Элементы налогообложения.
  • 5.3. Налоговая система Российской Федерации.
  • 5.4. Налоговая система Российской Федерации.
  • Лекция 5.2. Особенности исчисления и уплаты основных бюджетообразующих налогов Российской Федерации
  • 2. Региональные налоги и сборы
  • 3. Местные налоги и сборы
  • Лекция 6. Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетный процесс. Содержание и структура государственного бюджета
  • 2. Единая бюджетная классификация. Основные характеристики бюджета.
  • 3. Этапы и процедуры бюджетного процесса.
  • 4. Содержание и структура государственного бюджета рф.
  • Лекция 7. Межбюджетные отношения в рф
  • 2. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в рф. Критерии предоставления и виды финансовой помощи территориям.
  • 3. Оценка бюджетной самостоятельности территорий.
  • 1. Содержание и структура территориальных финансов.
  • 2. Региональные финансы. Принципы формирования бюджетов субъектов рф, их структура.
  • 3. Регулирование межбюджетных отношений в регионе.
  • 4. Местные финансы. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании.
  • Лекция 9. Сущность и виды государственных внебюджетных фондов
  • 2. Нормативно-правовая база организации внебюджетных фондов в рф. Единый социальный налог.
  • 3. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.
  • 1. Пенсионный фонд рф: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
  • 2. Фонд социального страхования рф: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
  • 3. Фонды обязательного медицинского страхования: цели создания и задачи фондов; доходы и расходы бюджетов фондов.
  • 1. Пенсионный фонд рф: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
  • 2. Фонд социального страхования рф: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
  • 3. Фонды обязательного медицинского страхования: цели создания и задачи фондов; доходы и расходы бюджетов фондов.
  • Лекция 11. Содержание и функции государственного кредита. Формы государственного кредита в рф
  • 1. Содержание государственного кредита, его фискальная и регулирующая функции.
  • 2. Формы государственного кредита. Государственные займы. Целевые бюджетные кредиты. Государственные гарантии и поручительства.
  • 1. Содержание государственного кредита, его фискальная и регулирующая функции.
  • 2. Формы государственного кредита. Государственные займы. Целевые бюджетные кредиты. Государственные гарантии и поручительства.
  • Лекция 12. Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом
  • 2. Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания. Методы управления государственным долгом.
  • 3. Организация займов органами местного самоуправления в рф: нормативно-правовая база и практика.
  • Лекция 13. Финансы социального обеспечения и социальной помощи. Финансирование социально значимых услуг населению
  • 2. Социальные фонды и программы предприятий. Социальное партнерство и механизм его реализации.
  • 3. Виды социальных услуг населению. Финансы бюджетных организаций.
  • 4. Формирование и размещение государственных и муниципальных заказов.
  • СТРУКТУРА КУРСА

    Раздел 1. Основы государственных и муниципальных финансов.

    Тема 1. Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ.

    Тема 3. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов.

    Тема 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль.

    Тема 5. Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов.

    Раздел 2. Бюджетная система РФ.

    Тема 6. Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетный процесс. Содержание и структура государственного бюджета

    Тема 7. Межбюджетные отношения в Российской Федерации

    Тема 8. Территориальные финансы Российской Федерации: региональный (субъект РФ) и муниципальный уровни.

    Тема 9. Сущность и виды государственных внебюджетных фондов.

    Тема 10. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: доходы, направления расходования средств.

    Раздел 3. Система государственного и муниципального кредита.

    Тема 12. Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом.

    Раздел 4. Особенности организации финансов государственных и муниципальных социальных услуг.

    Тема 13. Финансы социального обеспечения и социальной помощи. Финансирование социально - значимых услуг населению.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ

    1. Экономическая роль и функции государства.

    4. Структура государственных финансов РФ.

    5. Бюджетное устройство, бюджетная система РФ.

    6. Назначение и структура бюджетной классификации.

    7. Организация бюджетного процесса в РФ.

    8. Государственный бюджет: сущность, структура.

    9. Проблемы сбалансированности бюджетов.

    11. Методы предоставления и виды финансовой помощи регионам из федерального бюджета.

    12. Дифференциация регионов РФ по бюджетной обеспеченности и степени бюджетной самостоятельности.

    14. Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств.

    15. Региональные внебюджетные фонды.

    16. Структура местных финансов.

    17. Процесс формирования местного бюджета.

    18. Состав доходной части местного бюджета.

    19. Государственный и муниципальный финансовый контроль: формы и органы контроля.

    20. Основы управления государственными и муниципальными финансами.

    21. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.

    22. Государственные социальные внебюджетные фонды: значение, доходы, направления расходования средств.

    23. Значение и функции государственного и муниципального кредитования.

    24. Методы осуществления общегосударственного финансового контроля.

    25. Дифференциация государственных займов.

    26. Структура государственного долга. Методы управления государственным долгом.

    27. Бюджетное финансирование. Структура финансового механизма.

    28. Государственное регулирование финансовой системы.

    29. Способы мобилизации государственных доходов.

    30. Принципы организации налоговой системы.

    31. Виды и распределение доходов от налогов в РФ.

    32. Социально-экономическая сущность налогов, элементы налога.

    ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

    Деятельность паевых инвестиционных фондов в РФ, их сотрудничество с органами власти и управления.

    Взаимоотношения местного бюджета с уполномоченными коммерческими банками.

    Негосударственные пенсионные фонды в РФ: основные проблемы деятельности.

    Экономические внебюджетные фонды: реформирование; особенности построения финансов.

    Основные направления государственной финансовой политики РФ на текущий финансовый год.

    Использование методов финансового планирования и прогнозирования в государственной финансовой политике.

    Особенности финансов организаций бюджетной сферы (на примере здравоохранения, образования, культуры, управления и т.д.).

    Финансы организаций жилищно-коммунальной сферы: проблемы реформирования.

    Реорганизация платежей в социальные внебюджетные фонды. Введение единого социального налога.

    Ведомственный финансовый контроль.

    Современные сферы и звенья финансовой системы РФ.

    Организация государственного финансового контроля.

    Структура управления финансовой системой РФ.

    Особенности деятельности Центрального Банка РФ в современных условиях: взаимоотношения с правительством РФ, органами Федерального казначейства и другими.

    Муниципальные займы: проблемы обоснованности и обслуживания.

    Государственный долг: классификация; проблемы обслуживания.

    Участие органов власти и управления всех уровней в финансовых отношениях международного кредита.

    Обязательное страхование в РФ.

    Проблемы интеграции России в мировой финансовый рынок.

    Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах (на примере конкретной страны).

    Бюджет развития: доходы; направления расходования средств.

    Региональные финансы в РФ: особенности построения (на конкретном примере).

    Финансовые ресурсы органов местного самоуправления: особенности построения (на конкретном примере).

    Финансы общественных организаций и благотворительных фондов.

    Модель построения бюджетной системы в унитарных государствах.

    Особенности организации бюджетного процесса в субъектах РФ.

    Проблемы исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ.

    Использование финансового прогнозирования при составлении целевых комплексных программ.

    Государственные финансы и глобализация экономики.

    Проблемы перевода бюджетов на казначейскую систему исполнения.

    Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
    Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


    Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
    Основными функциями государственных финансов являются :

    – реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

    – подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

    – планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

    – стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

    – производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

    – реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

    Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

    Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

    Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

    1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

    2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

    3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

    4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

    Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

    Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
    Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

    собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

    – внутренних внебюджетных фондов;

    – иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

    – а также за счет кредитных и заемных средств.


    Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

    1. На прозрачности деятельности и гласности.

    2. На самостоятельности.

    3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

    Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

    Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?

  • Г. и м. финансы – важнейшее звено фин.с-мы, обеспечивающее органы гос. власти и МСУ ден. ср-вами для осуществления ф-ий, предусм-х Конституцией РФ и др. законод-ми актами.

    2 трактовки понятия «гос финансы».
    1. гос финансы - совокупность фин отношений, обесп достижение целей внешней и внутренней (в т.ч. социальной) гос политики.
    2. гос финансы - совокупность элементов - фин институтов, их связей и алгоритмов взаимодействия по достижению поставленных целей.

    Мун финансы - это ден отношения, складываю­щиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами гос власти, юр и физ лицами, с др стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспр-я нац в связи с формированием, распр-ем и исп-ем централизованных фондов ден средств мун-ых образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении эк и соц задач. Основная задача организации местных финансов - обеспече­ние органов местного самоуправления фин ресурсами в объеме, достаточном для самост решения вопросов местного значения.

    Сущность г. и м. финансов - они охватывают ту часть ден. отношений по поводу распределения и перераспр-я стоимости созданного общ.совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках гос-ва и МСУ для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом и МСУ своих ф-ий.

    В РФ исходя из фед. устройства гос.финансы вкл.2 уровня:

    1) Финансы фед. орг. Власти 2) Финансы органов власти субъектов РФ.

    Мун. финансы явл. низшим звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.

    Роль ГиМФ выражается в из функциях

    1.Ф-ция перераспределения - Происходит концентрация ден.ср-в в руках гос-ва и их накопление с целью удовлетворения общегос. потребностей. осущ-ся через с-му централиз. фондов. Ее результатом явл. перераспред-ие доходов рентабельных отраслей народного хоз-ва в отрасли с низкой рентабельностью:- из пром-ти в с/х;- содержание за счет бюд-та учреждений непроизвод. сферы (медицина, образование);- перераспред-ие доходов между различ. соц. гр. населения;- перераспред-ие между различ.территор. образованиями.

    2.Регулирующая ф-ия - Связана с образованием и исп-ем бюд. фонда. Бюд. фонд образуется за счет налоговых сборов, пошлин, доходов от гос. собственности, займов и т.д.
    Через налоги гос-во может либо сдерживать эк.активность и частное потребление либо наоборот стимулировать, тоже самое касается и заимов.
    Формирование гос. собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общ.У,. С др. стороны приватизация сферы обществ. услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение) может сдерживать потребление этих услуг отдельными гр. населения, что приведет снижению их уровня жизни.



    Исп-ие бюд. фонда осущ-ся через целевые расходы путем распределения бюд. ср-в по различ. направлениям деят-ти гос-ва и по сферам общ.произ-ва. Т.о. достигается сосредоточение фин. ресурсов на приоритетных с т. зр. гос-ва направлениях хоз. деят-ти. Осуществляя бюд. расходы гос-во может изменить структуру общ. произ-ва, влиять на результаты хозяйствования, проводить соц. преобразования. Бюд. фонд может исп-ся в интересах ускорения НТП страны(нов.механизмы бюд. финанс-ия науки, совершенствование гос. с-мы поддержки и переподготовки кадров и т. д.).

    3.Контролирующая ф-ия -Позволяет узнать на сколько своевременно и полно фин. ресурсы поступают в распоряжение гос-ва и МСУ, позволяет узнать как фактически складываются пропорции в распределении бюд.ср-в, эф-но ли они исп-ся.

    В узком смысле эта ф-ия реализуется по след.направлениям:

    Контроль за правильностью и своевременностью перечисление ср-в в централиз.фонды.

    Контроль за соблюдением заданных пар-ров централиз. фондов.

    Контроль за цел. и эф. исп-ием фин. ресурсов, осуществляемый на основе составления план.и отчет. смет образования и расходования ден. ср-в.

    Широкое понимание контрол. ф-ии сводится к сравнению результатов фин. политики гос-ва с постав.целями и установ. критериями, т. е. речь идет о реализации долгосрочной фин. политики.

    10. Доходы и расходы федерального и местного бюджетов: сущность, источники формирования и направления использования.

    Бюджет -общ отн-я по поводу формирования и исп-я централизованной фед властью фонда ден средств.



    Фед бюджет - центральный элемент бюджетной системы.

    Структура доходов феде бюджета определяется, 1. потребностями гос-ва в фин ресурсах; 2. возможностями гос-ва по мобилизации этих ресурсов; 3. особенностями проводимой эк-ой политики.

    Структура расходов фед бюджета определяется функциями гос-ва.

    Доходы фед бюджета делятся на налоговые и неналоговые . В доходы фед бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

    Налоговые доходы фед бюджета составляют:

    Фед налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;-таможенные пошлины, там сборы и иные там платежи;-гос пошлина.

    Неналоговые доходы фед бюджета формируются за счет:

    Доходов от использования имущества;-доходов от продажи имущества;-части прибыли унитарных предприятий.

    В доходах фед бюджета также учитываются:

    Прибыль Банка России;-доходы от внешнеэк деятельности;-доходы от реализации гос запасов и резервов.

    Доходы федо бюджета могут передаваться бюд-ам субъектов Федерации и местным бюджетам.

    Из фед бюджета финансируются след расходы:

    Обеспечение деятельности президента РФ, Фед собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, фед органов исп власти и их территориальных органов;

    Функционирование фед судебной системы;

    Осуществление международной деятельности;

    Нац оборона и обеспечение безопасности гос-ва, осуществление конверсии оборонных отраслей пром-ти;

    Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

    Гос поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    Гос поддержка атомной энергетики;

    Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий фед масштаба;

    Исследование и исп-ие космического пространства;

    Формирование фед собственности;

    Обслуживание и погашение гос долга РФ;

    Компенсация гос внеб фондам расходов на выплату гос пенсий и пособий, др соц выплат,

    Фед инвест программа;

    Офиц статистический учет.

    Местный бюджет (бюджет мун обр-я) - форма образ-я и расходования ден средств в расчете на фин год, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

    Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюд кодексом РФ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от фед и рег-х регулирующих налогов и сборов.

    Основные доходные источники - налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хоз деятельности и мун кредит.

    К собственным доходам местных бюджетов относятся:

    Налоговые доходы;-неналоговые доходы, -доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

    совокупность расходов местных бюджетов - 2 группы.

    1. относятся собственные расходы мун образования, связанные с решением задач местного знач и обслуживанием мун долга. Направления:

    Покрываются средствами собств источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), трансфертов, заемных средств.

    2. относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных гос полномочий , переданных органам местного самоупр-я:

    Обеспеч гос гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, доп образования, оплата труда работников мун учреждений;

    Создание и организ деят-ти комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    Выравнивание бюджет обеспеченности поселений;

    Соц поддержка и соц обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей- сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;

    Орг оказания специализированной мед помощи в специал-ых мед учреждениях;

    Выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и комм услуг;

    Субвенции на выполнение фед полномочий по гос регистрации актов гражданского состояния;

    Строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования;

    Предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;

    Организация и осуществление программ и проектов в области охраны ор среды и экологической безопасности;

    Субвенции на покрытие доп расходов убытки по тепло- и электроснабжению);

    Осущ поселениями полномочий по первичному воинскому учету;

    Орг-ия библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ и др.

    11.Государственные внебюджетные социальные фонды: понятие и источники формирования.

    В РФ созданы и действуют 3 гос соц-х внеб-х фонда.

    1) бюджет Пенс фонда Российской Федерации;2) бюджет Фонда соц страхования РФ;3) бюджет Феде фонда обязательного мед страхования.

    Бюджетами территориальных гос внеб фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного мед страхования.

    ПФР является самост финансово-кредитным учреждением и создан в целях гос управления финансами пенс обеспечения в РФ.

    ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ПРФ является гос учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обяз пенс страхования. При этом решаются 2 задачи: 1)Средства пенс системы становятся сферой самост бюджетного процесса. 2) Основной источник финан-ия пенс выплат - страховые взносы и платежи, которые уплачиваются за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами является страховой платеж.

    Создание ПФР – переход к обязательному пенс страхованию.

    Формирование бюджета ПФ закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет:

    Страховых взносов;-средств фед бюджета;-сумм пеней и иных фин санкций;-доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств;-добровольных взносов физ лиц и организаций;-иных источников.

    Ден средства хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях ЦБ РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях.

    В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР.

    Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: базовая, страховая и накопительная.

    базовая финансируется за счет сумм единого соц налога (взноса, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, накопительная – за счет сумм страховых взносов.

    ФОНД СОЦ СТРАХОВАНИЯ

    гос внеб фонд, находящийся вфед собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособийпо временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до3-летнего возраста, а такжедля др целей соц страхования. Ден средства фонда явл.гос собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, другихфондов и изъятию не подлежат.

    Средства ФСС образуются за счет:

    Страх взносов работодателей;

    Страховых взносов граждан, занимающихся индивид трудовой деятельностью;

    Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях при условии уплаты ими страх взносов в Фонд;

    Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные гос ценные бумаги и банковские вклады.

    Добровольных взносов граждан и юр лиц; поступления иных фин средств,

    Ассигнований из фед бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций);

    Пр поступлений

    ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕД СТРАХОВАНИЯ (ФОМС ) – самостоятельные гос кредитные учреждения, реализующие гос политику в области омс граждан как составной части гос соц страхования. ФОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения фин стабильности гос системы ОМС и выравнивания фин ресурсов на его проведение.

    Средства фондов находятся в гос собственности, не входят в состав бюджетов др фондов и изъятию не подлежат. Фед и территориальные фонды ОМС не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на ОМС. Право издания инструкций о порядке взимания и учета страх взносов предоставлено только Правительству РФ.

    Задачи мед страхования - гарантировать гражданам при возникновении страх случая получение мед помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

    Доходы фонда ОМС складываются из:

    Страх взносов предприятий;-ассигнований из госбюджета;-добровольных взносов;-доходов от исп временно свободных ден средств фонда ОМС

    12. Бюджетный дефицит: понятие, причины, источники финансирования, влияние на экономику.

    Дефицит - это превышение расходов над доходами, т.е. такое состояние соотношения гос. доходов и гос. расходов, при котором расходы превышают запланированные доходы.

    Государство не может профинансировать все запланированные программы, что приводит к уменьшению жизненного уровня населения и снижения темпов развития экономики всего гос-ва.

    Определить бюджетный дефицит можно разными способами:

    Абсолютное выражение= доходы - расходы

    В % к ВВП, в % к НД, в % к общей величине расходов, в % к доходам.

    Величина превышения гос. расходов над гос. доходами устанавливается зак-ом и прописывается в законе о бюджете. Чем точнее расчеты размеров дефицита, тем более эффективные методы его финансирования можно использовать.

    Основная причина появления дефицита бюджета - это несбалансированное исп-е средств гос-ом.

    Одной из причин, порождающей дефицит - это фин-ие военных действий , которые вынуждают гос-во тратить средств больше, чем планировалось (происходит за счет эмиссия денег, увеличение налогов). Это может привести к серьезным трудностям в экономике и скорее всего не смогут компенсировать всех затрат, необходимых для проведения военных действий или послевоенного восстановления.

    Дефицит может порождаться экономическим спадом в гос-ве или в мире. В период кризиса сокращаются фин. возможности предприятий, уровень доходов населения и уровень доходов населения и корпораций. Эк-ий спад порождает снижение налоговых поступлений в казну гос-ва, сокращение доходов.

    Одна из причин дефицита - неэффективное управление фин потоками гос-ва. Нерациональные доходные потоки, так и расходные. Пр.: принципы сбора налогов могут тормозить общее развитие экономики страны, что приводит к получению доходов ниже потенциально возможных.

    Еще возможно нерац направление расходов, что приводит к диспропорции развития экономики, и к увеличению расходов, от которых можно было отказаться.

    Можно выделить 2 основных фактора, влияющих на дефицит:

    Нерациональная система расходов бюджетных средств.

    Неэффективная система формирования доходных статей бюджета.

    Финансирование бюджетного дефицита - это покрытие недостатка ден средств в целях сокращения размеров бюджетного дефицита, чтобы государство могло качественно и в полном объеме выполнять свои функции.

    Существует два способа финансирования бюджетного дефицита:

    1.Проведение политики гос займов;2.Эмисиия новых ден средств.

    Первый метод предполагает доп привлечение ден ресурсов на возвратной основе; средств могут быть привлечены из внутренних и из внешних источников. Это является доп нагрузкой на бюджет в будущем. Этот метод позволяет достаточно быстро погасить возникший дефицит.

    Второй метод - влечет за собой негативные последствия - в виде инфляционных процессов и последующего увеличения нагрузки на бюджет.

    Объем финансирования определяется как разница между размером гос доходов и расходов. Финансирование чревато негативными последствиями для экономики, но является абсолютно необходимым процессом для поддержания деятельности государства.

    Дефицит оказывает негативное влияние на экономические процессы , протекающие внутри государства. Покрытие бюд дефицита предполагает привлечение ресурсов на расширение производства, сокращения безработицы и т.д.

    Метод првлечения гос. займов, привлечение которых в прошлом может оказаться причиной будущего бюджетного дефицита. Лишь отсрачивает проблему. Если государство привлекает средства населения, то их доходы сокращаются, и, как следствие, снижается совокупный спрос. Внутренний заем сокращает свободные капиталы в стране, которые могли быть вовлечены в производство. Внешние заимствования лишь откладывают решение проблемы на потом. Гос заем приводит к снижение инвестиционной активности.

    Денежная эмиссия позволяет избежать сокращения инвестиционных ресурсов, увеличить гос. расходы и повысить совокупный спрос, но она же приводит к развитию инфляционных процессов.

    метод чистого экспорта. В этом случае сокращаются расходы бюджета на обслуживание гос.долга, однако данный метод приводит к сокращению ресурсов, которые могли быть использованы государством для собственного развития. экономика страны может отстать от других стран.

    Ни один из методов покрытия государственного дефицита не обеспечивает беспроигрышного положения и несет за собой определенные риски.

    Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

    Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

    Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

    Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

    Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

    Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

    1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
    • контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

    2.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

    Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

    Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

    единства законодательной и нормативной базы;

    открытости и прозрачности;

    разграничения полномочий и предметов ведения;

    целевой ориентированности;

    научного подхода к реализации намеченных целей;

    экономичности и рациональности;

    управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

    Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

    Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

    1) экономической стабилизации;

    2) адаптации к рыночным преобразованиям;

    3) стимулированию инвестиционной активности.

    1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

    2 . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

    Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

    Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.

    3 . Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

    В учебнике государственные и муниципальные финансы рассматриваются как важнейшее звено финансово-кредитной системы страны. В нем предложены к изучению такие основные элементы централизованных финансов, как бюджет, внебюджетные фонды, государственный долг и кредит. Определены основные тенденции совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации и преобразования в бюджетной сфере. Особое внимание уделено вопросам сбалансированности бюджета и проблеме достижения бюджетного дефицита, организации межбюджетных отношений и управлению государственными и муниципальными финансами.

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.