Фонд социального страхования страховщик. Основные задачи фонда социального страхования

    Специализированное финансово кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования. Положение о Фонде социального страхования РФ утв. пост. Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изм.… … Словарь бизнес-терминов

    Фонд социального страхования - (ФСС) – государственный внебюджетный фонд, аккумулирующий средства для социального страхования граждан. В современном виде ФСС России создан в 1990 году на основании постановления Совета министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25… … Банковская энциклопедия

    фонд социального страхования Справочник технического переводчика

    Специализированное финансово кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. Является юридическим лицом. Денежные средства и имущество Фонда находятся в федеральной … Финансовый словарь

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ - самостоятельное государственное финансово кредитное учреждение. Осн. задачи: обеспечение гражданам гос. пособий, санаторно курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей; участие в разработке и реализации гос. программ по охране… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Фонд социального страхования РФ - 1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации … Официальная терминология

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ - государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком… … Большой бухгалтерский словарь

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ - государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком… … Большой экономический словарь

    Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета… … Википедия

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (ФСС РФ) кредитное учреждение при Правительстве РФ; управляет средствами государственного социального страхования РФ (далее Фонд). Фонд представляет собой специализированную многоуровневую структуру, в которую входят региональные отделения во… … Российская энциклопедия по охране труда

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Каждый официально трудоустроенный работник переводит часть своей заработной платы в Фонд Социального Страхования, однако, не все знают, какими социальными льготами они могут благодаря этому пользоваться.

Поэтому и необходимо рассмотреть, что представляет собой социальное страхование и на какие виды оно подразделяется.

Предмет социального страхования согласно ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» – это уровень жизни граждан и их материальная обеспеченность.

Таким образом, социальное страхование необходимо, чтобы в случае наступления страхового случая (например, при потере работы) гражданин не остался без средств к существованию. В этом случае ему полагается компенсация от государства.

Виды, их особенности

Главным образом социальное страхование подразделяется на и . Обязательное страхование регулируется с помощью ФЗ и подзаконных актов, в то время как договор о добровольном страховании гражданин заключает по желанию.

Страхование гражданином, например, имущества или собственной жизни не может быть обязательным за исключением ряда случаев: обязательно страхование жизни пассажиров воздушного, железнодорожного, морского транспорта (согласно указу президента ), военнослужащих и граждан, прибывших на военные сборы (об этом говорит ФЗ ) и в других случаях.

Однако сам гражданин платить в перечисленных случаях не должен: в первой ситуации стоимость страхования автоматически включается в цену билета, а во второй оплачивается государством.

Обязательное социальное страхование также делится на несколько составляющих:

  • обязательное пенсионное страхование (отчисления в ПФР согласно ФЗ должен производит каждый работодатель). Страховщиками в данном случае выступают ПФ РФ либо частные пенсионные фонды.

Страховой взнос – это процент от заработной платы работника, однако, существует и верхний предел. Если сумма зарплаты выше, то с той ее части, что превышает предел, процент не берется. Расходы на пенсионное страхование работник и работодатель распределяют между собой поровну.

  • медицинское страхование . Этот вид страхования позволяет получить медицинскую помощь гражданам в России, а также компенсацию в случае заболевания (по больничному листу).

Государственное пособие начинает начисляться работнику после выхода на больничный с 3 дня, а первые два должна оплатить компания — работодатель. Существует верхний предел месячной компенсации – 18720 руб.

  • страхование от несчастных случаев . Взносы по этому виду страхования работник платить не должен — их выплачивает работодатель исходя из общего фонда заработной платы. Такое страхование позволяет работнику рассчитывать на компенсацию, если вред его здоровью — следствие несчастного случая, непосредственно связанного с трудовой деятельностью.

Ограничений такое страхование не подразумевает – работнику во время лечения выплачиваются все 100% его среднего заработка.

  • страхование от безработицы . Если гражданин потеряет работу, он имеет право получать пособие по безработице до тех пор, пока не найдет новую (максимальный срок получения – 12 месяцев из последних 18).

Размер пособия будет рассчитываться на основании размера заработной платы гражданина за последние 3 месяца до увольнения: с 1-го по 3-ий месяц будут выплачиваться 75%, со 4-го по 7-ой – 60%, оставшиеся месяца – 45%.

Такая система расчета компенсации действительна, если с момента увольнения гражданина до момента его обращения в центр занятости прошло не более года – иначе компенсация будет равна минимальному размеру оплаты труда. Расходы по этому виду страхования работодатель с работником также делят поровну. Страхование по безработице также предполагает наличие верхнего порога заработной платы.

Виды добровольного социального страхования

Добровольное социальное страхование имеет ряд отличий от обязательного:

  • оно ограничено по срокам. Договор, который заключается между страховщиком и страхователем, подразумевает начало и конец действия, и для того, чтобы продлить его, гражданину необходимо обращаться к страховщику за перезаключением;
  • такое страхование подразумевает покупку страхователем талона целым платежом и несколькими частями, которые выплачиваются ежемесячно. Если платежи перестают поступать на счет страховщика, договор разрывается в одностороннем порядке.

Добровольное страхование делится на такие основные виды:

  • страхование жизни и здоровья. Если страхователь получает травму или утрачивает трудоспособность, следует страховая выплата;
  • страхование имущества. Страховщик платит, если движимому или недвижимому имуществу гражданина наносится ущерб;
  • страхование животных. Это вид страхования популярен в сельскохозяйственной промышленности, где животные – один из основных источников прибыли. Также часто страхуются экзотические животные;
  • ипотечное страхование. Если страхователь временно лишен возможности вносить ежемесячные платежи, он может приостановить выплаты или «сдвинуть» график платежей;
  • медицинское страхование. Выплата следует, если у страхователя возникает необходимость в непредвиденных расходах для лечения тяжелой болезни;
  • автострахование (КАСКО) . КАСКО позволяет рассчитывать на те гарантии, которых не дает ОСАГО. Например, ОСАГО не покрывает ущерб автомобилисту в случае угона его автомобиля. Кроме того, КАСКО позволяет получить страховую выплату даже виновнику ДТП, в то время как ОСАГО покрывает лишь ущерб авто пострадавшего;
  • страхование ИП. Любой предприниматель, начиная свой бизнес, рискует. Страхование такого рода позволяет обезопасить молодое предприятие от непредвиденных расходов, например, от потери имущества и прибыли, либо компенсировать хотя бы часть потерь, если убытки окажутся слишком крупными.

Виды социальных страховых рисков

Социальным риском признается любой риск, способный угрожать благосостоянию гражданина. Не от всех социальных рисков может оградить социальное страхование: к числу таких рисков относятся, например, риски наркомании, самоубийств, развода супругов.Компенсация определяется в зависимости от социального риска.

ФЗ №165 содержит перечисление социальных рисков и соответствующие им способы страховой компенсации:

  • нужда в медицинской помощи – государство оплачивает медицинскому учреждению расходы по лечению гражданина;
  • наступление старости – выплата пенсии;
  • временная нетрудоспособность – оплата больничного листа4
  • профессиональное увечье или заболевание, приводящее к лишению трудоспособности – пособие, путевки на курорт для санаторного лечения;
  • инвалидность – пособие по инвалидности;
  • материнство – единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу до полутора лет, пособие по беременности (возможны и другие варианты пособий);
  • потеря работы – пособие по безработице;
  • потеря кормильца – пенсия по потере кормильца;
  • смерть гражданина – социальное пособие на похороны.

Перечень рисков, перечисленных в этом ФЗ, полностью соответствует принципам МОТ (Международной организации труда).

Условия социального страхования в трудовом договоре

Условия социального страхования должны отражаться в трудовом договоре в обязательном порядке в соответствии с ТК РФ (а именно со ). Включение пункта о социальном страховании позволяет работнику рассчитывать на льготы и пособия в случае утери трудоспособности, постоянной или временной.

Также если работодатель оказывает услуги дополнительного медицинского или пенсионного страхования, это также должно быть отражено в трудовом договоре.

Таким образом, работник, заключая трудовой договор, оказывается защищенным от большинства рисков, однако, исключительно важно, чтобы условия социального страхования были корректно отражены в самом документе. В противном случае процедура получения страховой выплаты может быть затруднена и потребует большего количества времени.

Видео: Номер социального страхования

обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

ФСС действует в соответствии с указом президента о Фонде Социального Страхования РФ от 7 августа 1992. И в соответствии с положением о ФСС утвержденным постановлением правительства от 12 февраля 1994.

ФСС - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей. Этот фонд управляет средствами государственного социального страхования РФ. Эти денежные средства являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней и других фондов и н подлежат изъятию. Бюджет этого фонда и отчет об его исполнении утверждаются правительством РФ. А бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются его председателем.

Основные задачи ФСС:

1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей.

2. Участие в разработке и реализация госпрограмм по охране здоровья работников и мер по совершенствования соц страхования.

3. Осуществление мер обеспечивающих финансовую устойчивость соцстрахования.

4. Разработка предложений о размерах, тарифах страховых взносов на государственное соцстрахование.

5. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы гос соцстрахования, разъяснительные работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

6. Сотрудничество с аналогичными фондами и международными организациями по вопросам соц. страхования.

В настоящее время ФСС проводит два вида социального страхования:

1. Социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти.

2. Соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С 2001 года доходная часть фонда формируется по средствам следующих поступлений:

1. Обязательные отчисления работодателей.

2. Отчисления от сх налога.

3. Отчисления от единого налога по упрощенной системе налогообложения.

4. Отчисления от единого налога на вмененный доход.

5. Страховых взносов субъектов хозяйствования по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6. Средства федерального бюджета для покрытия расходов связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий и в других установленных законом случаев.

7. от доходов, поступающих от размещений временно свободных средств.


8. От добровольных взносов.

Управление фондом возложено на правление фондом и его председателем. Председатель фонда и его заместитель назначаются правительством РФ. В настоящее время этот фонд действует как самостоятельное государственное, некоммерческое финансово кредитное учреждение, он является автономным и строго целевым.

Пенсионный фонд РФ, источники его формирования и направления использования . Сущность пенсионной реформы .

ПФР - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения, является одним из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания гос услуг в области соц обеспечения в России. Данный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и положением о ПФ РФ утвержденным в декабре 1991. Был образован 22 дек 1990

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижению ими определенного законом возраста, а также в случае потери кормильца и потери трудоспособности. Денежные средства пенсионного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию.

ПФР осуществляет следующие функции:

1. Учет страховых средств поступающих по обязательному пенсионному страхованию.

2. Назначение и выплата пенсий(трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пенсии военнослужащим и их семьям, по гос пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии гос служащих)

3. Назначение и реализация соцвыплат отдельным категориям граждан(ветераны, инвалиды, герои СССР, герои РФ)

4. Персонифицированный учетучастников системы обязательного пенсионного страхования.

5. Взаимодействие с работодателями, плательщиками страховых пенсионных взносов.

6. Выдача сертификатов на получение материнского капитала.

7. Управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной части трудовой пенсии, которая осуществляется через государственную управляющую компанию и частные управляющие компании.

8. Реализация программы государственного софинансирования пенсии.

Трудовые пенсии в РФ состоят из следующих составных частей:

1. Базавая - фиксированная часть.

2. Страховая - дифференцирована и зависит от результатов труда застрахованного лица.

3. Накопительная часть - часть исчисляемая из сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основные источники формирования доходной части бюджета пенсионного фонда:

1. Обязательные отчисления.

2. Отчисления от единого налога по специальному режиму налогооблажения.

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

4. Доходы от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

5. Средства федерального бюджета.

6. Добровольные взносы физ лиц и организаций.

7. Доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.

8. Сумма пени или иных финансовых санкций.

9. Иные источники, н запрещенные законодательством РФ.

Средства ПФР отправляются на выплату:

1. Государственных пенсий(по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца)

2. Пенсии по инвалидности, военнослужащим.

3. Компенсации пенсионерам.

4. Метериальная помощь пестарелым и инвалидам.

5. Выплата поссобий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АС.

6. Выплата пособий на погребение получателям песий.

7. На финансовое обеспечение текущей деятельности ПФР.

За счет средств пенсионного фонда также финансируются различные программы по соц поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты. Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов фонда.

Таким образом все расходы ПФР делят на группы:

1. По обязательному пенсионному страхованию.

2. По государственному пенсионному обеспечению.

3. На дополнительные пенсионные обеспечения.

4. На финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда.

5. Прочие расходы.

Сущность пенсионной реформы в РФ заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.

Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.

Распределительно-накопительная схема , как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.

Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

28 вопрос. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда. Среди основных функций фонда: Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования