Финансы. Виды финансовых ресурсов на микроуровне

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов. Для решения экономических, социальных и политических задач. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, однако, не все денежные отношения являются финансовыми.

В этом смысле финансы тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента. В отличие от них, финансы представляют систему отношений, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства.

Финансы – отношения следующих компонентов:

1. отношения по созданию и использованию централизованных фондов государства;

2. отношения по распределению и перераспределению ресурсов путем использования государственного бюджета территориальных бюджетов и внебюджетных фондов;

3. отношения по созданию и перераспределению фондов предприятий, домашних хозяйств.

Сущность финансов, закономерность их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе производства определяется экономическим строем общества, а также функциями государства. Финансы как экономическая категория выражает экономическое отношение по поводу производства, распределения и использования ВВП и национального дохода (в дальнейшем – НД).

Финансы являются связующим звеном между ВВП и НД и использованием или распределением товаров и услуг. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено следующими факторами:

1. общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

2. развитие товарно-денежных отношений с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

3. появлением самостоятельных независимых хозяйственных субъектов;

4. созданием централизованного государства.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Критериями отнесения тех или иных отношений к финансовым можно назвать следующие:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Деньги первичны - финансы вторичны.



Финансовые отношения выражают денежные отношения между:

· предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

· предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

· предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

· предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдльных затрат);

· предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

· государством и населением (уплата налогов о сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

· банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

· вышеуказанными и теневой экономикой.

Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений. Финансовая система включает 2 сферы финансовых отношений:

1. Децентрализованная сфера. Ее звенья: финансы предприятий и финансы домашних хозяйств. Они являются основой финансовой системы. От их состояния зависит общее финансовое положение страны. Главным источником производства и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятие самостоятельно распределяет ее, формирует производство и социальные фонды, изыскивает средства для инвестирования, использует ресурсы финансового рынка.

2. Централизованная сфера. Звенья: федеральный бюджет, региональные бюджеты (89), местные бюджеты (более 29000), внебюджетные фонды. Централизованная сфера находится в собственности у государства в соответствии с Кодексом от 1.01.2000. Каждый бюджет автономен, т.е нижестоящий не включается в вышестоящий. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический бюджет, который объединяет ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение госпроизводства на макроуровне путем перераспределения финансов между отраслями и территориями.

В начале 90х годов было более 20 внебюджетных фондов (экономических и социальных). К 1999 году эти фонды были консолидированы с федеральным бюджетом, а региональные фонды – с региональным бюджетом. В настоящее время сохранены 3 социальных внебюджетных фонда. Важнейший из них – Пенсионный. Фонд формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных из собственных инвестиций фондов. Средства Пенсионного фонда идут на выплату пенсий, инвалидных, потере кормильца, выслуги лет.

Существуют еще фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды медицинского страхования.

ТЕМА 1. Финансы в рыночной экономике

1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

Общественные финансы,
- финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

Через эффективное вложение финансовых ресурсов;
- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

1.2. Сущность и функция финансов

Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

Денежные отношения;
- распределительные отношения;
- связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.

Финансы - это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

Государственные финансы;
- местные финансы;
- финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

Перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
- регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
- стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации

Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

Совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
- разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
- осуществление государственного финансового контроля;
- методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

Зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
- распределение федеральных регулирующих налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

Разрешение на осуществление платежа;
- осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

Предоплату счетов;
- взаимозачетные операции;
- товарообменные (бартерные) операции;
- замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;
- задаток;
- банковскую гарантию или поручительство;
- залог;
- цессию, т. е. уступку прав требования;
- факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию;
- учет векселей и др.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы.

Что такое финансы: разные определения

Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, ). Сам термин «финансы », перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения , гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.

Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на:

  • Общественные
  • Ф-сы хозяйственного субъекта

При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:

  1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
  2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
  3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.

А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно:

  • связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
  • связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.

Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет , гос. внебюджетные фонды , гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного , нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и , в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации . Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.

Финансы, как важный структурный элемент экономической системы государства в целом, выполняют ряд важнейших функций, ознакомиться с которыми вы можете в статье « ».

Структура финансовой системы РФ

Разберем немного более подробно, устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица.

Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Фин-сы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: ф-сами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)

Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы , поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Гос. финансы это прежде всего государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет есть не что иное, как основной план финансового развития страны, сила которого приравнена к закону. Но это лишь описывает положение данного элемента финансовой системы в общей структуре, с материальной же точки зрения – это централизованный денежный фонд, образованный посредством распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Государственный бюджет как важный элемент финансовой системы, выполняет следующие функции:

  1. Регулирующую – позволяет, во-первых, корректировать темпы развития экономики, а, во-вторых, осуществлять развитие секторов в разных пропорциях
  2. Контрольную – учитывает и контролирует рациональность использования имеющихся у государства ресурсов
  3. Стимулирующую – определяет цель бюджетных отношений, заключенную в стимулировании эффективного использования имеющихся у государства экономических ресурсов, частью которых являются бюджетные средства
  4. Перераспределительную – заключается в том, что гос. бюджет способен позволяет перераспределять до 50% национального дохода страны.

Государственный бюджет предполагает наличие деления в зависимости от уровня управления на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Федеральный бюджет представляет собой республиканский бюджет страны (создан для обеспечения выполнения функций центральными государственными органами), в то время как бюджеты субъектов РФ это бюджеты республик, автономных областей и округов, областей, бюджеты Санкт-Петербурга и Москвы. При этом, стоит отметить важный момент: местные финансы не подчиняются государственной системе управления – их движение управляется органами местного самоуправления (это закреплено в конституции РФ). Местными бюджетами в таком случае являются бюджеты округов, городов, районов, поселков и сельских населенных пунктов, а также районов в составе городов.

Государственные внебюджетные фонды созданы для достижения двух главных целей:

  • Для обеспечения социальных потребностей
  • Для финансирования дополнительных территориальных нужд

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их зона влияния – федеральный и территориальный уровни. Сюда относят Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости населения, Пенсионный Фонд России (ПФР).

Теперь скажем об особом положении, занимаемом Министерством финансов РФ , в финансовой системе страны. Его положение определено его функциями, которые он выполняет, в том числе это:

  1. Разработка и реализация программ бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политик страны
  2. Развитие бюджетной системы (в том числе бюджетного федерализма)
  3. Перераспределение и сосредоточение финансовых ресурсов в определенных направлениях, наиболее значимых для страны
  4. Составление и дальнейшее обеспечение исполнения федерального бюджета, по итогам – отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов
  5. Составление программы заимствований и контроль за внутренним и внешним долгами
  6. Разработка концепций в сфере развития финансовых рынков страны
  7. Формирование и контроль за проведение политики формирования государственных запасов драгоценных камней и драг. металлов
  8. Формирование единой для бюджетов всех уровней методологии наполнения бюджетов
  9. Обеспечение государственного финансового контроля
  10. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Про управление финансами подробнее будет рассказано в рамках следующих статей проекта .

Финансы (на англ. finance , от лат. financia - доход, наличность) - это система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных, и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач, и функций государства.

Финансы как историческая категория

Во времена первобытно общинного строя не было классов, не было и государства. Далее в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства. Главными видами доходов государства в то время были дани, грабежи покоренных народов, натуральные подати и т.д. При этом не существовало разграничений между ресурсами государства и его главы, монархи распоряжались средствами страны как своими собственными. Лишь с выделением государственной казны и отделением ее от собственности монарха (16-17 века) возникли понятия: , .

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала в 16-18 веках. Из колониальных стран в метрополии стекались огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, усилением милитаризации экономики. В конце 19-го века на эти цели направлялось более 2/3 государственных расходов. Такая же картина с финансами складывалась и после второй мировой войны. Скачок государственных расходов обычно происходит в годы войн.

В капиталистических странах за счет государственных финансов была создана атомная промышленность, резко увеличился государственный сектор экономики, увеличились затраты на научно-технический прогресс (НТП) и т.п. Появились новые расходы на охрану окружающей среды, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

После второй мировой войны также резко расширилась сфера финансовых отношений. Развитие получили местные (региональные) финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды и финансы государственных предприятий.

Сущность финансов

Сущность финансов характеризуют финансовые отношения, которые выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта на основе которого формируются фонды денежных средств общественного воспроизводства. К ним относятся:

  1. предприниматели, владеющие капиталом вложенным в сферу производства , реализации товаров и услуг ;
  2. трудоспособные люди, занятые наемным трудом;
  3. государство, владеющее природными ресурсами и регулирующее хозяйство в национальном масштабе.

Существует две сферы финансово-денежных отношений:

  1. Централизованная - это денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов государства (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды и т.д.).
  2. Децентрализованная - финансы предприятий всех форм собственности.

Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств органически взаимосвязаны.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются:

  1. Предприятия, предприниматели;
  2. Работающее население;
  3. Государство.

Масштабы и интенсивность финансовый отношений зависит от экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, социальной политики государства и т.д. Стоимостная форма движения товаров порождает денежный оборот. В этом и состоит сущность финансов.

Совокупность финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения задач и функций.

Представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов производства и реализации продукции, образования собственных ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использование.

Государственные финансы

Денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств.


1 Природа, экономич сущность и спец признаки финансов

Сущность финансов , закономерности их развития сферы охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общего воспроизв-ва опр-ся эк-ким строем общ-ва, природой и функциями гос-ва.

Финансы исторической категории

Финансы появились одновременно с появлением государства, при расслоении общества на классы; деление на рабовладельцев и рабов (1-ое крупное разделение). Потом было феодальное гос-во, капитал-ое. До капит-ких формаций большая часть потребностей гос-ва удовлетворялась путем установления различного рода натур-ых повинностей и сборов. В условиях кап-зма, товарно-денежные отношения приобрели всеобхват-щий хар-р, финансы стали выражать эк-кие отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов ден. ср-в в процессе распределения и перераспределения нац. дохода.

Располагая огромным фондом ден. ср-в гос-во в свою очередь оказывает опр-ое влияние на процесс расширенного воспроизводства. Гос-во аккумулирует из себя не только ресурсы бюджетной системы, но и ср-ва различных внебюджетных фондов. т.о. в условиях капит-ого общ-ва в гос-ве возникают фин-ые отн-ия, к-ые охватывают 2 сферы:

    Эк-кие денежные отношения, связанные с формированием и исп-ием централизованных ден. фондов гос-ва, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондов.

    Эк-кие денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных ден. фондов предпр-ий (фонд оплаты труда)

Финансы означают денежные отношения т.е материальной основой функцион-я финансов выступают деньги или ден. оборот. Финансы - это ден. отношения, но не все ден. отнош-я яв-ся финан-ми. Отношения возникающие в момент платежа финансами не считаются.

Финансы представляют собой эк-кие отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централиз-ых и децентрализованных фондов ден. ср-в в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства

Главным материальным источником выступает нац. доход старны, т.е. вновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом затрат произведенных в процессе произв-ва

2. Функции финансов, их содержание, значение и взаимосвязь

Функции финансов:

Исходя из того, что финансы представляют собой распределит. Категорию им присущи 2 функции:

    распределительная

    контрольная

Распределительная функция означает создание так называемых или первичных доходов, сумма всех доходов равна нац. доходу. Осн-ые доходы формируются при распределении нац. дохода среди участников мат-ого произв-ва, к-ые делятся на 2 группы:

    з/п рабочих, служащих, с/х рабочих, занятых в сфере мат-ого произв-ва

    доходы самих предпр-ий в сфере мат-ого произв-ва

Перераспределение дохода связано с отраслевыми и террит-ми распред-ми ср-в с интересом наиболее эффективного их исполненеия

Контрольная функция.

Будучи инструментом формирования и использ-я фондов ден. ср-в они объективно отражают ход распределительного процесса, поэтому контрольная ф-ция проявл-т контроль за распределением ВВП, уже нац. дохода по соответствующим фондам и расходованием их строго по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля проверка точного соблюдения закон-ва по финансовым вопросам. Контрольная ф-ция финансов проявляется через многогранную деятельность фин. орг-ов.

Помимо этих ф-ция есть еще регулирующая, что объясняется вмешательством гос-ва через финансы в гос. расходы.

3. Классификация финансовых отношений. Финансовая система России.

Функции фин-ов реализуется посредством фин. механизма, представляющего собой часть хоз-ого механизма . Фин. механизм включ. совокупность организац. форм фин. отношений, порядок формирования и еще ден. ср-в, централизованных и децентрализованных ден. ср-в, методы фин. планирования, формы управления финансами и фин. Системы.

Фин. система – яв-ся развитием общего понятия ФИНАНСЫ, это совокупность различных сфер и звеньев фин отношений в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансы выражают эк. – общественные отношения, однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному и имеют свою специфику.

Каждое звено финансов опред. образом влияют на процесс воспроизв-ва, имеют свои, присущие ему функции. Так финансы предприятий обслуживают матер. произв-во. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предпр-я и отраслей хоз-ва. Через гос. бюджет мобилизируются ресурсы в основ. централизованный фонд гос-ва, где в свою очередь происходит перераспределение средств между отраслями хоз-ва, эк. регионами, отдельными соц. группами населения.

Внебюджетные спец. фонды имеют строго целевое назначение. Так пенсионный фонд РФ мобилизирует средства на выплату гражданам. Фонды соц. страх-я предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями как предпр-ям, так и населению, а по личному страхованию на выплату застрахованному лицу или его семье матер. обеспечения при наступлении страхового случая т.о. каждое звено фин. системы представляет строго определенную сферу фин. отношений.

Финансовые отношения – это совокупность различных сфер и звеньев фин. отношений, в процессе кот-ых образуются и израсходуется фонды ден. средств

Финансовая система включает в себя сферу общегос. финансов и сферу финансов хозяйствующих субъектов или включает в себя финансы макроуровня и финансы микроуровня

4. Значение сфер и отдельных звеньев финансовой системы для общественного развития

Финансовая система – совокупность различных сфер и звеньев фин отношений в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Фин система РФ включает след. звенья фин. системы:

      Гос. бюджет

      Внебюджетные средства

      Гос. кредит

      Фонды страхования

      Фондовый рынок

Все эти звенья представляют собой сферу общегос. финансов или финансы макроуровня .

Кроме всего фин. система включает в себя финансы предприятий различных форм собственности (финансы хоз-ых субъектов). В зависимости от формы собственности к ним можно отнести:

    Финансы гос. предприятий

    Муниципальных

    Арендные

    Акционерных

    Общественных

Данные звенья объединены в сферу финансов субъектов хозяйствования или финансы микроуровня .

Тем не менее, основой единой фин. системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе матер. произв-ва. Общегос. финансам (макро ) принадлежит ведущая роль в обеспечении опред. темпов развития всех отраслей народного хоз-ва перераспределений между отраслями эк-ки и регионами страны, произв.и непроизв. сфер; а также формами собственности отдельными группами и слоями населения. Реализация задач фин. системы возможно лишь на основе активной фин. политики.

Общегос. финансы органически связаны с финансами пред-й. С одной стороны гл. источником доходов яв-ся сфера матер. произв-ва, с другой – процесс расширенного воспроизв-ва осущ-ся не только за счет собственных ср-в пред-ий, но и с привлеченным общегос. фондов ден. средств в форме бюджет. ассигнований ииспольз-ембанковского кредита

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев фин. системы обусловлен единой сущностью финансов. Через фин. систему гос-во воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов накопления и потребления, и…-я при этом налоги, расходы гос. бюджета, гос. кредит.

5. Роль финансов в условиях рыночных отношений.

Финансы предприятий являются по своему характеру исходной основой всей финансовой системы государства. Им принадлежит определенные положения в этой системе, поскольку они важнейшую часть денежных отношений, т.е. финансовых отношений в сфере общественного воспроизводства, где создаются общественный продукт, национальные богатства и национальный доход, т.е. основные финансовые источники государства и основные финансовые ресурсы.

Функционируя в сфере материального воспроизводства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов. Нормальное функционирование возможно только при условии органической связи всех структурных подразделений экономики.

В условиях перехода к рынку , с уменьшение вмешательства государства в регулирование экономики, возникают новые формы реализации финансовых потенциалов. Одной из форм является самоуправление , которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального воспроизводства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли). Вместе с тем, в условиях функционирования государства, оно оказывает определенные воздействия на процессы, протекающие во всех областях экономики, т.е. оно регулирует в определенной степени эти процессы.

Основным регулятором этих процессов является система налогообложения и страхование

Существуют различные рычаги регулирования экономики, на макроуровне таковыми являются :

    Государственный бюджет

    Система страхования

    Кредитная система и т.д.

На микроуровне главным инструментом регулирования экономики являются финансы предприятий, с их помощью происходит регулирование страны, производства и обеспечение потребностей расширенного воспроизводства

Вмешательство в экономику в целом имеет свои границы , так излишнее вмешательство в форме предоставления необоснованных льгот (по налогам) и бюджетных дотаций, может привести к ослаблению экономических стимулов и в целом – к снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма

6. Источники и виды финансовых ресурсов, факторы их роста

Финансовые ресурсы – это денежные доходы и поступления хозяйствующих субъектов и государства в лице его органов, предназначенные для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей, нужд оборонной и государственной безопасности и государственного управления.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне :

    Доходы от внешнеэкономической деятельности

    Национальные богатства

    Привлеченные (заемные) ресурсы

На микроуровне:

    Источники собственных финансовых ресурсов (оборудование предприятий, внешнеэкономическая деят-сть)

    Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (з/п, денежные средства, предназначенные для оплаты, при уходе в отпуск)

    Привлеченные средства (заемные средства, средства от продажи акций и облигаций)

    Средства, получаемые в порядке перераспределения (от вышестоящих организаций, из бюджета и страховое возмещение)

Виды финансовых ресурсов на макроуровне:

    Кредиты, как международных организаций, так и ЦБ России

  • Отчисления во внебюджетные фонды

    Платежи населения в местные бюджеты

    Прочие виды

Виды финансовых ресурсов на микроуровне:

  • Амортизация

    Кредитные инвестиции

    Страховые возмещения

    Выручка от реализации выбывшего имущества

    Устойчивые пассивы

    Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве

    Паевые и другие взносы

    Доходы от продажи собственных ценных бумаг

    Финансовые ресурсы, поступившие от вышестоящих структур

    Бюджетные субсидии

Финансовые ресурсы делятся на централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности расширенного воспроизводства) и децентрализованные (которые формируются у хозяйствующих субъектов и используются на расширенное воспроизводство непосредственно от предприятий)