Совокупность финансовых отношений и финансовых учреждений. Финансовая система

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.

Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе понятие "финансовая система" обычно определяется как совокупность финансовых институтов, финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Однако следует обратить внимание па ограниченность этого определения, так как оно связывает финансовую систему только с ее институциональными элементами. Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как национальной системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.

Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональный подход к раскрытию содержания финансовой системы, которая определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных звеньев и сфер специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.

Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования и, следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части созданного дохода в бюджет и внебюджетные фонды. Через бюджетную систему страны мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением его средств между регионами, отраслями, социальными группами населения.

Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.

В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из трех укрупненных подсистем:

  • 1) государственных и муниципальных финансов (централизованных финансов);
  • 2) финансов хозяйствующих субъектов и финансов домашних хозяйств (децентрализованные финансы);
  • 3) финансовых посредников, обеспечивающих функционирование финансовых рынков.

В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они, в свою очередь, делятся на звенья:

Рассмотрим каждое из названных звеньев. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими уровнями:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство (подробно см. параграф 4.1).

Государственные внебюджетные фонды входят в состав бюджетной системы, но обладают определенной автономией (подробно см. 6.1). Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как пенсии, социальное страхование и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы, в том числе - обязательное страхование. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

Суверенные фонды (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), несмотря па их тесную взаимосвязь с федеральным бюджетом, правомерно относить к самостоятельному звену финансовой системы в связи с их высокой значимостью, особым порядком распределения нефтегазовых доходов государства, специальным режимом сохранения и использования.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта (подробно см. гл. 9). В этом звене наиболее широко представлена деятельность государства как заемщика средств. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней. Операции государства в качестве кредитора, предоставляющего кредиты и гарантии юридическим лицам, другим бюджетам значительно уже. Тем не менее в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности - самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме бюджетных субсидий, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий (прежде всего - государственных и муниципальных), в соответствии с действующим законодательством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья:

  • финансы коммерческих организаций;
  • финансы некоммерческих организаций.

Финансы каждого из этих звеньев имеют специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств (подробно см. параграф 11.1).

Финансы домашних хозяйств как самостоятельное звено национальной финансовой системы в учебной литературе стали выделять сравнительно недавно, так как в условиях командно-административной системы их рассмотрение в качестве самостоятельного звена не имело смысла, поскольку практически отсутствовала частная собственность, а большинство населения жило "от зарплаты до зарплаты", не имея легальных накоплений, приносящих ощутимый доход. Это звено финансовой системы имеет огромное значение в развитых капиталистических странах, так как в этом секторе сосредоточивается до 80% национального богатства. Формирование среднего класса в России, рост семейных доходов, развитие фондового рынка и финансовых инструментов, способствующих сохранению и преумножению средств (денежных накоплений) населения создают условия для формирования этого звена в национальной финансовой системе России. Так, в 2012 г. расходы домашних хозяйств в России составили 39,6 трлн руб. Для сравнения - расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов в Российской Федерации за тот же период составили 23,4 трлн руб.

Появление термина "финансы домашних хозяйств" обусловлено также внедрением Системы национальных счетов (СНС) в России и является развитием понятия "финансовая система" в широком смысле. Финансы домашних хозяйств представляют собой обособленную сферу денежных отношений, в процессе которых формируются и используются денежные фонды, необходимые для обеспечения жизнедеятельности домашних хозяйств, понимаемых как группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет.

Характерными чертами финансов домашних хозяйств России, в отличие от индустриальных стран, являются:

  • низкая степень организованности (по сравнению с другими звеньями финансов);
  • почти полное отсутствие контроля и регламентации со стороны государства (контроль в основном имеет место лишь при уплате налогов и иных обязательных платежей);
  • отсутствие "старых, семейных" капиталов;
  • отсутствие общей финансовой культуры, традиций (например, в области страхования, накопления, сбережения)
  • низкий уровень знаний в области финансов вообще и личных финансов в частности;
  • преобладание субъективных, иногда иррациональных, факторов при принятии тех или иных финансовых решений.

Следует отметить, что степень организованности финансов домашних хозяйств, а значит и правильность принятия решений в этой сфере, напрямую зависит от уровня финансовой грамотности населения. Этот вопрос рассматривается в параграфе 2.3.

Финансовые посредники - это финансовые институты, основной функцией которых является аккумулирование свободных денежных средств экономических субъектов и предоставление их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Финансовые посредники являются необходимым звеном современной финансовой системы. Деятельность финансовых посредников подробно будет рассмотрена в разделе IV настоящего учебника. Важно заметить, что финансовые посредники одновременно являются и хозяйствующими субъектами, создающими ВВП, уплачивающими налоги и т.д.

Таким образом, в отечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладает функциональный подход. При этом в рамках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распределение и перераспределение денежных ресурсов в экономике. Необходимо отметить, что такое одностороннее определение является отражением действовавшей ранее командно-административной системы, при которой все перераспределительные функции выполняло государство, и фактически не существовало финансовых рынков.

Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой системы, следует исходить из того, что в странах с рыночной экономикой она представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы в институциональном аспекте.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.

Таким образом, финансовая система как структурированный объект состоит из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 1.2.1), каждая из которых в свою очередь включает несколько подсистем более низкого уровня.

Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций (учреждений) - посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имеющим недостаток этих ресурсов. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 1.2.2).

Рис. 12.1.

Рис. 1.2.2.

Таким образом, если исследовать финансовую систему с позиции движения денежных потоков, то она представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Финансовые организации и учреждения, как коммерческие, так и некоммерческие (финансовый сектор экономики), являются активными посредниками в реализации финансов как отношений, обеспечивающих движения финансовых потоков, а следовательно, и в обеспечении реализации финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предоставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым институтам относятся фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, государственные и частные пенсионные фонды, использующие для оказания услуг различные финансовые инструменты.

Финансовая система является динамичной, что обусловливает ее относительное равновесие в условиях развития и изменения структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Финансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени.

Современная финансовая система приобретает глобальный характер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. Глобальный характер развития финансовых систем наряду с созданием благоприятных условий для трансграничного движения денежных потоков и капитала, тем не менее, несет в себе дополнительные глобальные риски для национальных финансовых систем.

Это проявилось в мировом финансовом кризисе, возникшем в 2008 г. в США и охватившем практически все страны мира. Одним из путей преодоления его последствий и последствий долгового кризиса 2009-2012 гг. в странах Европы эксперты считают необходимость коренной модификации как глобальных, так и национальных финансовых систем, их институтов. Ряд таких мер институционального характера (изменения законодательства в бюджетной и налоговой сфере) уже проведены в Российской Федерации для обеспечения устойчивости национальной финансовой системы.

Под устойчивостью финансовой системы мы будем понимать готовность и способность ее институтов, инструментов и информационных технологий обеспечивать эффективное функционирование всех каналов аккумуляции, распределения и перераспределения ограниченных денежных и финансовых ресурсов между всеми секторами экономики в пропорциях, необходимых для достижения стратегических, социальных и экономических целей при наличии отрицательных внутренних и внешних шоков.

Развитие финансовой системы необходимо исследовать в совокупности с развитием всей экономики, однако есть и частные факторы. В современной финансовой системе России действует целый ряд отрицательных факторов, угрожающих ее устойчивости, в том числе:

  • возрастающая коррупционная составляющая экономики, что ведет к крайне неэффективному финансированию государственных расходов, особенно в системе размещения госзаказов и приватизации государственного имущества;
  • ограниченные возможности в получении финансирования, долгосрочного кредитования инвестиций;
  • высокие процентные издержки по краткосрочным и долгосрочным кредитам;
  • неразвитость фондового рынка и финансовых инструментов;
  • высокие транзакционные затраты в экономике, особенно в распределительной сфере;
  • административное давление на бизнес и усиление политических рисков;
  • усиление зависимости доходов бюджета от экспорта энергоносителей, возможного их сокращения в силу низких темпов экономического роста неустойчивости мирового развития.

Вступление России в ВТО в 2012 г. создало дополнительные риски для финансовой системы России в силу возможного сокращения доходов и необходимости государственной поддержки предприятий целого ряда отраслей.

Финансовая система России в современных условиях нестабильного мирового развития требует активной настройки и проведения финансовой политики, соответствующей стратегическим целям России с учетом внутренних и внешних вызовов.


Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.  

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления1 требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.  

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.  

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. Отток части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.  

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.  

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.  

Финансовая система.  

Итак, финансовая система (рис. 3.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.  

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.  

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.  

Следует отметить, что под термином финансовая система в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране1, т.е. имеются два значения понятия финансовая система. В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений.  

Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор-государственной власти и органов местного самоуправле-в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.  

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.  

Глава 1 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Понятие и состав финансовой системы

Природа и сущность экономических категорий, в том числе финансов, изучаются экономической наукой. В экономической литературе отмечалось, что «финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования ; они одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности»: .

Финансы возникают и существуют в обществе, где действуют товарно-денежные отношения. С помощью финансов государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансы выступают всегда в денежной форме, однако денежные отношения не исчерпываются финансами , они находятся в различных плоскостях.

В литературе финансы рассматриваются в двух аспектах:

- как совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения задач и функций;

- как совокупность фондов денежных средств, созданных государством и местным самоуправлением для обеспечения выполнения своих задач и функций.

При любом определении финансов необходимо иметь в виду, что финансы - экономическая категория, т. е. ее сущность определяется теми общественными отношениями, которые возникают в обществе в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, которые в свою очередь обусловлены процессом распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода страны. Финансы объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено общественными потребностями. Но они не проявляются стихийно, а находятся в зависимости от действий государства и местного самоуправления, которые, используя распределительную и контрольную функции финансов, создают необходимые условия для своего функционирования в обществе, основанном на товарном производстве, где действуют товарно-денежные отношения. Зависимость финансов от развития товарно-денежных отношений подтверждается всем ходом развития человеческого общества. Финансы, т. е. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода общества в связи с созданием и использованием фондов денежных средств, очень разнообразны. Но при всем своем разнообразии они взаимообусловлены и взаимозависимы. Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные группы, получившие в литературе название «финансовые институты». Взаимозависимость и взаимообусловленность финансовых институтов позволили объединить их в понятие «финансовая система».



В литературе финансовым институтом называют совокупность денежных отношений однородных и взаимосвязанных между собой по формам и методам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов. Финансовым институтом являются, например, денежные отношения, возникающие в процессе создания и использования федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов или в процессе создания и распределения государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования) и т. д.

Финансовая система России в литературе рассматривается в двух смыслах:

- как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;

- как совокупность специальных органов исполнительной власти государства и местного самоуправления, основной целью создания и существования которых является управление финансами для создания необходимых условий функционирования государства и местного самоуправления, для решения различных вопросов развития общества, в котором действуют товарно-денежные отношения.

В первом смысле финансовая система рассматривается как экономическая категория; во втором - как категория управленческая, раскрывающая отношения, возникающие между органами государства, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами при совершении действий, направленных на создание, распределение и использование денежных фондов, необходимость существования которых обусловлена объективными потребностями развития общества, в основе которого лежат товарно-денежные отношения.

Рассмотрим финансовую систему в первом смысле, как экономическую категорию, представляющую собой совокупность финансовых институтов. В экономической и юридической литературе состав финансовой системы (ее структура) определяется авторами по-разному. При определении состава финансовой системы некоторые экономисты за основу принимают роль, участие субъекта денежных отношений, возникающих при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, в общественном производстве, поскольку общественное производство является первоосновой возникновения финансов. Исходя из указанной посылки данные авторы предлагают следующий состав финансовой системы:

Хозяйствующие субъекты, непосредственно участвующие в общественном производстве, становятся участниками тех денежных отношений, которые в своей совокупности образуют финансовый институт «финансы предприятий, организаций»;

Хозяйствующие субъекты, непосредственно не участвующие в общественном воспроизводстве материальных благ, но осуществляющие деятельность по защите общественного производства, интересов отдельных членов общества от неблагоприятных последствий, которые могут наступить в результате воздействия различных чрезвычайных или случайных обстоятельств. Такие субъекты становятся участниками тех денежных отношений, которые в совокупности образуют финансовый институт «страхование»;

Государство в условиях рынка призвано, в основном, осуществлять регулирование общественным производством, поэтому оно становится участником тех денежных отношений, которые в совокупности образуют финансовый институт «государственные финансы».

Итак, финансовая система, по мнению некоторых экономистов, состоит из:

Финансов предприятий, организаций;

Страхования;

Государственных финансов.

В свою очередь, финансы предприятий, организаций, по их мнению, подразделяются на финансы коммерческих организаций, некоммерческих организаций и общественных объединений; страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков; государственные финансы включают в себя: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит 1 .

Е. Ю. Грачева в финансовую систему включает следующие финансовые структуры (группы экономических отношений):

Государственные финансы;

Финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

Кредитование;

Страхование.

При этом государственные финансы объединяют бюджет страны, внебюджетные фонды, государственный кредит, а институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд. Финансовую систему Е. Ю. Грачева определяет как совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства 2 .

Н. И. Химичева, отмечая изменения, произошедшие в финансовой системе в связи с новыми экономическими и политическими условиями общественного развития в стране, выделяет в ней следующие звенья (институты):

- бюджетную систему с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды;

- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный, муниципальный и банковский) 3 .

О. Н. Горбунова характеризует финансовую систему как совокупность финансовых институтов, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рынку и включающую в себя следующие звенья:

Бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления (муниципалитетов);

Государственные внебюджетные фонды (глава 17 БК РФ);

Фонды, консолидированные в бюджете;

Внебюджетные децентрализованные фонды;

Фонды страхования;

Кредит (государственный и банковский);

Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей 1 .

Все ученые, изучающие финансовую систему, подчеркивают, что центральное место в финансовой системе России принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств государства и местного самоуправления. Все звенья финансовой системы так или иначе определяются или связаны с бюджетной системой.

Своеобразную точку зрения по этому вопросу высказала М. В. Карасева. Она считает, что в настоящее время финансовая система России состоит из следующих относительно самостоятельных звеньев:

Бюджетных фондов;

Внебюджетных фондов;

Государственного и муниципального кредитов; -. страховых фондов;

Финансов предприятий и организаций.

М. В. Карасева не включает в финансовую систему фонд банковского кредитования, поскольку «Центральный банк РФ независим от органов исполнительной власти и подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Более того, - пишет М. В. Карасева, - финансовая и кредитная системы Российской Федерации относительно автономны». Из чего делается вывод, «что банковская система кредитования не входит в финансовую систему Российской Федерации» 2 .

Высказанная точка зрения не является бесспорной по следующим основаниям. Кредитная система, как и финансовая, может рассматриваться в двух аспектах: как совокупность общественных (денежных) отношений, возникающих при создании кредитными

См.: Финансовое право: учеб. / под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2000. С. 20.

Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: учеб. М.: Юристъ, 1999. С. 36; см. также: Финансовое право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. м - В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 20.

организациями фондов денежных средств (ссудного капитала), и как совокупность кредитных организаций, осуществляющих кредитование. И если можно согласиться с мнением о наличии определенной автономии кредитной системы как совокупности кредитных организаций, то исключать фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы как совокупности определенных денежных отношений, возникающих при создании, распределении (перераспределении) и использовании государством и местным самоуправлением фондов денежных средств, вряд ли возможно. Фонды кредитных организаций можно включить в категорию «финансы хозяйствующих субъектов», поскольку наблюдается процесс сращивания банковского капитала с производственным и нельзя недооценивать тот факт, что фонды кредитных организаций обеспечивают сбалансированность движения соответствующих денежных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта и без привлечения ссудного капитала кредитных организаций немыслимо функционирование общественного производства.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений.

По природе своей финансовые отношения являются распределительными, при чем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.

Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства .

Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок.

В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов.

Специальные правительственные фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, по стольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются. Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения . Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными. В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие :

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

35. Модель IS-LM

Модель Гикса (или модель "I-S, L-M").

Задача:

Отразить двойное равновесие на одной модели - между товарным рынком (где реализуются товары, составляющие валовой продукт страны) и денежным рынком (где продаются и покупаются деньги, капиталы). Эти 2 рынка определяют всё функционирование МКС.

Mодель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M )) - макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Модель была разработана английским экономистами Джоном Хиксом и Элвином Хансеном и впервые использована в 1937 году.

Модель

Кривая IS сдвигается вправо. Новая точка равновесия отличается более высоким национальным доходом и высокой процентной ставкой.

Каждая точка на кривой IS соответствует равновесию на товарном рынке, которое определяется соотношением ВВП (Y) и процентной ставки (i). Кривая IS моделирует две зависимости:

· Зависимость объёма инвестиций от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиции. (Издержки перевода. Имеется в виду, что при высокой ставке низкодоходный бизнес перестает функционировать - из него забирают инвестиции). Следовательно, падает национальное производство, и вместе с ним национальный доход. (Однако, если это реакция на подорожавшие ресурсы, это адекватное ситуации снижение производственной деятельности. Нарастить производство в данной ситуации можно внедрением новых технологий.)

· Кейнсианский крест

В свою очередь, каждая точка на кривой LM соответствует равновесию на денежном рынке. Кривая LM моделирует зависимость процентной ставки от национального дохода. Чем выше доход, тем выше процентная ставка (высокий доход → более высокие расходы, связанные с потреблением → более высокий спрос на наличные деньги → более высокая процентная ставка).

Только в точке пересечения кривых достигается равновесие между обоими рынками.

Интерпретация

Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь таких макроэкономических величин как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на наличные деньги, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а также соответствующий уровень процентной ставки.

Общий вывод:

Государство имеет в своих руках серьёзные рычаги воздействия на МКР (на каждый из рассмотренных элементов может воздействовать гос-во).

36. Типы циклов

В рыночной экономике состояние равновесия периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема сменяются периодами спада. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Экономический цикл включает в себя ряд последовательных, сменяющих друг друга фаз, выражающих неравномерность экономического развития. В конечном итоге цикл повторяется.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического роста:

· Длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие названия «циклов Кондратьева»;

· Нормальные (большие промышленные циклы) с периодом в 8-12 лет и

· Малые циклы, или «циклы Китчина» продолжительностью 3-4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов.

1. Малые (короткие) циклы - это регулярные колебания уровня деловой активности, которые происходят каждые 3-4 года. Они связаны с необходимостью восстановления равновесия на потребительском рынке. Дефицит товара или услуги на рынке вызывает перепрофилирование производства и появление новой структуры отрасли или народного хозяйства с внутренней перегруппировкой имеющихся производственных сил и мощностей.

2. Нормальные циклы или промышленные – кризисы, связанные в основном с изменением спроса на оборудование и сооружения.

3. Большие циклы называют также "длинными волнами" Кондратьева. Кондратьев открыл в 1922г. периодичность научно-технического и социального развития общества. Эти процессы находят свое отражение и в экономике: изменяются темпы роста общественного производства, занятость, структура хозяйства. Большой цикл продолжается 40-60 лет. Согласно этой теории цикл состоит из двух волн - повышательной и понижательной, каждая из которых продолжается около 30 лет. Повышательной волне предшествует всплеск технических изобретений, в процессе нарастания этой волны расширяются мировые экономические связи. Длинные волны вмещают в себя несколько деловых циклов и оказывают существенное влияние на характер протекания последних. Движущей силой больших циклов являются революционные научно-технические открытия, оказывающие существенное влияние на способ производства и полностью обновляющие производственную базу. Большой кризис сопровождается обновлением всей системы рыночных отношений, условий производства и обмена, преобразованием структуры экономики (возникновением новых отраслей) и ценовых пропорций. Часто кризис сопровождается изменениями в социально-политической и культурной сферах: прогрессивными реформами, войнами, изменениями границ и т.п.

Э.Хансен, основываясь на данных экономической истории США, излагает концепцию множественности циклов. По его мнению, данные по развитию народного хозяйства Соединенных Штатов позволяют выделить, по крайней мере, 3 модели циклических колебаний:

1) "малые циклы" - длятся от 2 до 9 лет и порождаются неравномерностью воспроизводства оборотного капитала (на базе колебаний капиталовложений в товароматериальные запасы);

2) "большие циклы" - продолжительностью 6-13 лет, причиной которых служит неравномерность вложений в основной капитал;

3) "строительные циклы" - продолжаются в среднем от 17 до 18 лет с амплитудой колебаний от 16 до 20 лет.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы.

Что такое финансы: разные определения

Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, ). Сам термин «финансы », перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения , гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.

Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на:

  • Общественные
  • Ф-сы хозяйственного субъекта

При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:

  1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
  2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
  3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.

А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно:

  • связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
  • связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.

Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет , гос. внебюджетные фонды , гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного , нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и , в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации . Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.

Финансы, как важный структурный элемент экономической системы государства в целом, выполняют ряд важнейших функций, ознакомиться с которыми вы можете в статье « ».

Структура финансовой системы РФ

Разберем немного более подробно, устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица.

Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Фин-сы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: ф-сами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)

Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы , поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Гос. финансы это прежде всего государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет есть не что иное, как основной план финансового развития страны, сила которого приравнена к закону. Но это лишь описывает положение данного элемента финансовой системы в общей структуре, с материальной же точки зрения – это централизованный денежный фонд, образованный посредством распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Государственный бюджет как важный элемент финансовой системы, выполняет следующие функции:

  1. Регулирующую – позволяет, во-первых, корректировать темпы развития экономики, а, во-вторых, осуществлять развитие секторов в разных пропорциях
  2. Контрольную – учитывает и контролирует рациональность использования имеющихся у государства ресурсов
  3. Стимулирующую – определяет цель бюджетных отношений, заключенную в стимулировании эффективного использования имеющихся у государства экономических ресурсов, частью которых являются бюджетные средства
  4. Перераспределительную – заключается в том, что гос. бюджет способен позволяет перераспределять до 50% национального дохода страны.

Государственный бюджет предполагает наличие деления в зависимости от уровня управления на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Федеральный бюджет представляет собой республиканский бюджет страны (создан для обеспечения выполнения функций центральными государственными органами), в то время как бюджеты субъектов РФ это бюджеты республик, автономных областей и округов, областей, бюджеты Санкт-Петербурга и Москвы. При этом, стоит отметить важный момент: местные финансы не подчиняются государственной системе управления – их движение управляется органами местного самоуправления (это закреплено в конституции РФ). Местными бюджетами в таком случае являются бюджеты округов, городов, районов, поселков и сельских населенных пунктов, а также районов в составе городов.

Государственные внебюджетные фонды созданы для достижения двух главных целей:

  • Для обеспечения социальных потребностей
  • Для финансирования дополнительных территориальных нужд

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их зона влияния – федеральный и территориальный уровни. Сюда относят Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости населения, Пенсионный Фонд России (ПФР).

Теперь скажем об особом положении, занимаемом Министерством финансов РФ , в финансовой системе страны. Его положение определено его функциями, которые он выполняет, в том числе это:

  1. Разработка и реализация программ бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политик страны
  2. Развитие бюджетной системы (в том числе бюджетного федерализма)
  3. Перераспределение и сосредоточение финансовых ресурсов в определенных направлениях, наиболее значимых для страны
  4. Составление и дальнейшее обеспечение исполнения федерального бюджета, по итогам – отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов
  5. Составление программы заимствований и контроль за внутренним и внешним долгами
  6. Разработка концепций в сфере развития финансовых рынков страны
  7. Формирование и контроль за проведение политики формирования государственных запасов драгоценных камней и драг. металлов
  8. Формирование единой для бюджетов всех уровней методологии наполнения бюджетов
  9. Обеспечение государственного финансового контроля
  10. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Про управление финансами подробнее будет рассказано в рамках следующих статей проекта .