Экономической гуманитарно культурной сферах в. Объект исследования – сфера культуры как отрасль национальной экономики

Введение

Экономика культуры - наука, призванная изучать экономические проблемы как отрасли в целом, так и ее отдельных субъектов (учреждения культуры).

Экономика культуры не изучает содержание самих культурных потребностей, однако она исследует взаимосвязь процессов формирования и удовлетворения культурных потребностей с точки зрения макроэкономики, на уровне отрасли культуры и микроуровне предприятий, учреждений, организаций, занимающихся производством, хранением, распределением и обменом материальных и нематериальных продуктов отрасли культуры.

Предметом изучения экономики культуры являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации учреждений культуры.

Сфера культуры как отрасль национальной экономики

О роли культуры

Культура - это признак цивилизованности государства, и именно государство несет ответственность за ее развитие. Культура, где создаются духовные, научные и нравственные ценности, проявляет себя в пяти сферах, которые формируют духовный мир человека, а именно - наука, искусство, религия, мораль, право.

Социально-культурная деятельность - это явление конкретно-историческое, изменяющееся под влиянием политических, идеологических, социально-экономических факторов.

Практика доказывает, что решающим является государственный протекционизм и бюджетное финансирование.

Существует мнение (стереотип) что учреждения культуры это бремя государства, так как финансируется из бюджета. Однако из бюджета государства финансируется также управленческий персонал (чиновники), которые по сути своей ничего не производят, а лишь администрируют.

Приведем еще небольшие сравнения: учреждения культуры дотационные, чиновники - тоже, внебюджетное финансирование учреждений культуры представлено в весьма ограниченном объеме, так и чиновников никто не хочет «подкармливать из своего кармана».

Сама культура обладает тремя уникальными ресурсами -- творческим потенциалом ее создателей, накопленным веками и развиваемым из поколения в поколение; культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям культуры. Это и есть важнейшие ресурсы общества, которые, однако, могут быть утрачены за время жизни двух-трех поколений, если не обеспечивать необходимые условия для существования и развития культуры. Отложенный во времени социальный эффект культурной деятельности, отсутствие зачастую сиюминутных результатов обязывает общество относиться к этим действительно стратегическим ресурсам с особой рачительностью, оберегая накопленный культурный потенциал как одну из наивысших ценностей страны.

Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества:

  • (а) Прямой вклад сферы культуры в экономику:
    • * сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона;
    • * культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.
  • (б) Прямое социальное влияние:
  • * культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;
  • * в элитарной, массовой культурах, андеграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.
  • (в) Косвенное экономическое влияние:
    • * культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности;
    • * такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры;
    • * взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимых сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию;
    • * культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.
  • (г) Косвенное социальное влияние:
  • * культура и искусство обогащают социальную среду, прописывая ее различными привлекательными событиями;
  • * они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения;
  • * культура и искусство -- коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений;
  • * они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения;
  • * велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей;
  • * возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе -- с использованием современных технологий.

С учетом всех указанных выше связей можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

Демократические преобразования освободили культуру от диктатуры идеологии. Но оно тут же попало под не менее жестокий диктат денег. Сегодня многие страны мира, оказавшись под жестким прессингом массовой культуры, стоят перед угрозой потери национального и культурного своеобразия. Например, нач. 90-х гг. ХХ века покупка фильмов кейсами (10 фильмов = 2 хороших + 8 в нагрузку)

Массовая культура

Массовая культура, укоренившаяся на Западе и прививающаяся в России, эта культура которая заметно отделена от глубокого интеллектуального, религиозно-культурного, национально-самобытного человеческого сознания каждой личности.

Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие:

¦ индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и другие «игровые» организации, технологии коллективного воспитания и т.п.);

¦ массовая общеобразовательная школа, закладывающая основы идеологически ориентированных миропредставлений и базовых, официально пропагандируемых ценностных установок;

¦ средства массовой информации, формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в русле и ракурсе, соответствующим интересам ангажирующего данное СМИ заказчика (собственника);

¦ массовая социальная мифология (кумиромания, паранаучные учения, социальная демагогия, идейный национализм и пр.);

¦ система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, модели поведения;

¦ индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (культуризм, аэробика, фитнесс-центры, индустрия медицинских и иных услуг по изменению внешности, пола или в соответствии с актуальной модой на имидж);

¦ индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную продукцию (приключенческая, фантастическая и бульварная литература, фэнтэзи; аналогичные развлекательные жанры кино, комиксы, оперетта, рок -и поп-музыка, стриптиз, эротические шоу и прочие синтетические виды шоу - индустрии, зрелищные увеселения);

¦ средства технического тиражирования продукции массовой культуры, ее доставки на дом массовому потребителю.

Сфера массовой культуры рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важная составляющая реальной экономики, обеспечивающая рост занятости, развитие наукоемких технологий, приток доходов от туризма и рекламы.

Стабильное совершенствование различных аспектов культуры способствует успешному решению эколого-экономических проблем, улучшению и укреплению внешнеполитических отношений, а также важнейших индикаторов культурного и общего социального развития, объединяющих параметры сфер экономической, физической, правовой, политической, философской и религиозной составляющих культуры народа.

Культура человека - это визитная карточка развития личности

Осознание действительных возможностей человека как свободного и самостоятельного существа, его природы и породило понятие, наиболее полно фиксирующее результаты и последствия нашей деятельности, - понятие культуры в трех ее ипостасях:

¦ формы общественного сознания, элемента духовной жизни общества;

¦ области человеческой деятельности, специфической отрасли духовного производства;

¦ конкретной сферы жизни общества.

Человек может полноценно выполнять свое предназначение в современном мире, если ему доступны высокие уровни не только технического, но и социально-гуманитарного развития, охватывающего основной массив творческих видов труда. Важным экономическим свойством становится индивидуальность человека.

О составе сферы культуры

Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы (см. табл. ____):

  • 1) художественное творчество;
  • 2) сохранение культурного наследия;
  • 3) клубная и развлекательная деятельность;
  • 4) массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры). сфера культура финансирование поддержка

Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.

Таблица 1. Состав сферы культуры

Виды деятельности

Приоритетность выполняемых функций в процессе воспроизводства культурных благ

Приоритетность удовлетворяемых потребностей

1. Художественное творчество

  • 1.1. Литературное творчество
  • 1.2. Изобразительное и прикладное искусство
  • 1.3. Исполнительское искусство (концертное дело, театральное дело, цирковое дело)

Создание

Эстетические

2. Сохранение культурного наследия

  • 2.1. Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры
  • 2.2. Музейное дело
  • 2.3. Архивное дело
  • 2.4. Библиотечное дело
  • 2.5. Сохранение народной культуры (фольклорные коллективы, народные промыслы и т.п.)

Сохранение

Эстетические, информационные

3. Клубная и развлекательная деятельность

  • 3.1. Клубная деятельность
  • 3.2. Аттракционы
  • 3.3. Шоу-бизнес
  • 3.4. Казино

Создание, распространение

Развлекательные

4. Массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры)

  • 4.1. Пресса
  • 4.2. Книгоиздание
  • 4.3. Производство аудиовизуальной продукции:
    • - кинематограф;
    • - производство видеопродукции (видеофильмы, видеоигры);
    • - производство аудиопродукции;
    • - радио;
    • - телевидение;
    • - Интернет.

Создание, распространение

Информационные, развлекательные, эстетические

Экономическая характеристика отрасли культуры

Отрасль культуры является составной частью народного хозяйства.

Под отраслью народного хозяйства понимается совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально - экономическому содержанию функции.

Отрасль культуры отличает разнородность видов и форм деятельности, с чем связано экономическое многообразие результатов культурной деятельности - от единичного производства средств культуры (костюм для актера) до массового (предметы для занятий живописью), от единичного предложения предметов культуры (оригинальное живописное полотно) до массового спроса подобной продукции (эстампы, альбомы репродукций, предметы народных художественных промыслов), от культурных услуг многократного повторения до услуг кинофестиваля, повторение которых невозможно.

Наиболее тесно сфера культуры связана с такими отраслями национальной экономики, как образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение, социальное обеспечение, процесс производства в которых оказывает непосредственное воздействие на потребителя.

Остановимся на понятии общественного воспроизводства. Удовлетворение потребностей людей и само существование человеческого общества невозможны без систематического повторения и возобновления процесса производства материальных и духовных благ.

Предметом труда в сфере культуры (т.е. тем, на что направлена «производственная» деятельность) является не металл, древесина или земля, как в материальной сфере, а человек, воспринимающий и использующий культурные ценности, блага и услуги с целью повышения уровня своего духовного развития и удовлетворения культурных потребностей.

Средствами труда -- т.е. тем, с помощью чего осуществляется культурная работа с населением, являются в данном случае читальные, концертные, выставочные залы, музыкальные инструменты, кино- и видеоаппаратура, культтовары и т.п.

В роли продукта труда, изготовляемого для обмена, в сфере культуры выступает особый род творческой продукции -- услуга.

Услуга -- это социально-экономическое отношение, возникающее по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность, или определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. При этом социально-культурная услуга существенно отличается от бытовых услуг, оказываемых в сфере обслуживания.

Социально-культурная услуга -- это нематериальное благо, процесс, в котором участвует как производитель, так и потребитель, -- в отличие от бытовой услуги, оказываемой в сфере обслуживания, где потребитель играет пассивную, а не активную роль, выступая в функции заказчика, а не активного соучастника процесса «изготовления» услуги. Культурная услуга, кроме того, способна серьезно воздействовать на личность потребителя, духовно формировать и видоизменять ее. Спецификой культурной услуги является и ее непосредственная связь с пространственно-временным фактором: она оказывается только в данное время и в данном месте, при этом культурные «продукты» производятся и потребляются одновременно.

Итак, особенностями социально-культурной услуги являются:

  • 1) нематериальный характер производимого эффекта;
  • 2) активное участие потребителя в производстве услуг;
  • 3) воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;
  • 4) узкая пространственно-временная локализация оказания культурных услуг. Культурная деятельность, понимаемая как непрерывный творческо-производственный процесс «изготовления» культурных ценностей, благ и услуг, имеет три основные стадии:
    • а) создание;
    • б) распространение;
    • в) освоение.

Различия между сферой культуры и сферой материального производства

Сфера культуры

Сфера материального производства

Продукция имеет нематериальную природу.

Продукция имеет материальную природу.

Не поддается количественному измерению.

Поддается количественному измерению.

Индивидуальное производство.

Массовое, серийное производство.

Определяющее значение имеют внеэкономические факторы.

Определяющее значение имеют экономические факторы.

Обязательное условие -- неповторимость, оригинальность каждого «продукта».

Стремление к унификации, одинаковому набору свойств в каждом изделии.

Эффект не ограничен во времени.

Эффект ограничен во времени.

Таким образом, культурные блага, формирующие и удовлетворяющие культурные потребности, по своему характеру неоднородны. Они различаются по степени материализации, способу удовлетворения культурных потребностей и по выполняемой ими функции.

Не менее важным является определение основных видов продуктов, создаваемых в культурной сфере.

]Так, О. Новотный и Я. Фишер разделяют культурные блага с последующей детализацией на:

Таблица 2. Классификация культурных благ по формированию и удовлетворению культурных потребностей

Среди материальных объектов формирования и удовлетворения культурных потребностей (1) следует выделить:

  • 1.1. средства культуры, которые, в свою очередь, делятся на:
  • 1.1.1. «производственные» (скрипка, фортепиано, театральные костюмы и т. д.), т. е. с помощью которых идет производство культурных благ;
  • 1.1.2. информационные (радиоприемники, телевизоры и т. д.). Некоторые информационные средства, такие, как магнитофон, могут использоваться и в качестве производственных средств, например в самодеятельном творчестве, при создании радиопередач и т. п.;

Отдельные производственные средства, представленные в пункте 1.1.1, одновременно можно рассматривать как произведения искусства (например скрипка работы Страдивари), и тогда их, несмотря на материальную сущность, нужно считать продуктом духовного производства, выполняющих функцию предмета культуры.

1.2. предметы культуры (например, картины и т. д.). К ним относятся все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника, которые могут обращаться как пригодные для продажи товары. Это продукты не материального производства (которые указаны в пункте 1.1), а духовного, но имеющие свое материальное воплощение.

Группу предметов культуры (1.2) можно разделить на:

  • 1.2.1. предметы культуры, непосредственно связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т. д.);
  • 1.2.2. предметы культуры, опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры.

Между этими фазами имеет место материальное воспроизводство, которое представляет собой неизбежный этап процесса производства этих предметов, но само по себе не является культурной деятельностью. Типичным примером таких предметов культуры выступает книга. Ее производство на этапе авторского творчества и редакционно-издательского процесса есть культурная деятельность. Если речь идет не о каком-либо особом библиографическом издании, то на следующем этапе книга -- есть продукт полиграфической промышленности, а этот этап является не культурной, а промышленной деятельностью.

Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (2) также разделяются на:

  • 2.1. услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (они имеют функциональное отношение к культурным потребностям как нематериальные средства культуры). К ним относятся: выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т. п. Именно к этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг я т. п.;
  • 2.2. услуги, выполняющие непосредственную культурную функцию, например, работа театрального актера, концерт исполнителя-виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т. п.

Часть этих объектов (1.1 и 2.1) лишь опосредованно обеспечивает формирование и удовлетворение культурных потребностей. Другая же часть указанных объектов непосредственно способствует их формированию и удовлетворению (1.2 и 2.2). Если производство и потребление (в экономическом смысле) объектов культурных потребностей ограничивалось бы рамками одной из этих подгрупп, то в отрасли культуры нарушилось бы равновесие в процессе воспроизводства.

О ресурсах в сфере культуры

Категория ресурсов имеет важное значение в определении самого предмета экономики. Как известно, ресурсы всегда ограничены, потребности же людей -- безграничны. Задачей экономики как раз и является исследование путей такого использования ограниченных ресурсов, при которых достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется прежде всего в особенностях ее ресурсного потенциала.

В отношении структуры ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные мнения.

Так, Л.И.Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудовые, материальные, природные и информационные. Г.М.Галуцкий основывает свою классификацию ресурсов сферы культуры на другом принципе, подразделяя их на две группы:

  • а) ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные);
  • б) ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населения и резерв свободного времени). 2

На наш взгляд, подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику социально-культурной сферы.

Специфические особенности производственных ресурсов в сфере культуры.

1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли.

Так, в СКС в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сыри; и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%.

  • 2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности).
  • 3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности -- каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры -- труд специалиста. В половозрастном отношении в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).
  • 4. Спецификой труда в сфере культуры является, и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным.

В отечественной научной литературе и практике традиционно выделяют пять основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли:

  • - материальные;
  • - энергетические;
  • - природные;
  • - финансовые;
  • - информационно-творческие.

Каждый вид ресурсов применительно к социально-культурной сфере проявляет свою специфику. Остановимся на этом подробнее.

1. Материальные ресурсы

В любой отрасли экономики используются материальные ресурсы, т.е. вся совокупность орудий и предметов труда, имеющих материальную природу и служащих целям определенного вида деятельности.

К материальным ресурсам в сфере культуры относят здания, сооружения, техническую и музыкальную аппаратуру, костюмы, декорации, зеленые насаждения в парках культуры и отдыха, животных в зоопарках, книжные фонды в библиотеках и т.п.

Материальные ресурсы в различных подотраслях культуры и искусства отличаются своей спецификой, широким разнообразием и неоднородностью. С экономической точки зрения их принято подразделять на 2 вида:

  • 1) основные фонды;
  • 2) материальные ресурсы текущего потребления.

Основными фондами называются те материальные ресурсы, которые используются без изменения натурально-вещественной сущности и многократно участвуют в производственном процессе, выступая в роли средств труда и перенося свою стоимость по частям в виде амортизационных отчислений (износа).

Основные фонды как в производственной, так и в непроизводственной сферах делятся на активные и пассивные.

Аппаратура, техника, оборудование, музыкальные инструменты и т.п. относятся к активной части фондов, здания и сооружения -- к пассивной.

В количественном и качественном отношении основные фонды в социально-культурной сфере резко преобладают над материальными ресурсами текущего потребления.

В материальных ресурсах текущего потребления (иначе их называют текущими материальными затратами, материальными элементами текущих затрат, оборотными средствами) также выделяют два вида.

К первому виду относят электроэнергию, поступающую на освещение культурных объектов (зрительных и читательных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и т.п.), топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, библиобусов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги.

Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных материальных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.).

Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.

В современных условиях развитие материального ресурсного потенциала культурной сферы осуществляется по следующим направлениям:

  • 1. Расширение существующей сети культурных учреждений, вложения в простое воспроизводство основных фондов.
  • 2. Повышение комфортности социально-культурного обслуживания, создание дополнительных культурных удобств на уже имеющейся материально-технической базе, улучшение интерьера, дизайна, сервиса и т.п.
  • 3. Расширение ассортимента социально-культурных услуг, внедрение новых видов культурного обслуживания (например, оборудование зала игровых автоматов в фойе кинотеатра, открытие пунктов видеопроката на базе клубов и центров досуга, обеспечение коммерческих предприятий оперативной справочной информацией силами библиосервиса и т.п.).
  • 4. Уменьшение затрат живого труда и достижение трудосберегающего эффекта за счет улучшения материально-технической оснащенности культурных учреждений (компьютеризация библиографической деятельности в библиотеках, использование фонограмм во время репетиций и концертов, использование в музеях магнитофонной записи с пояснениями экскурсовода при «неорганизованном» потоке посетителей и т.п.).

Первые два направления (расширение сети и повышение комфортности культурных учреждений) реализуются через вложения в пассивную часть основных фондов (здания, сооружения) И в ресурсы текущего потребления (электроэнергию, топливо, ГСМ, продукцию аграрного сектора и товары широкого потребления).

Два других направления (увеличение ассортимента культурных услуг и экономия живого труда) основываются на преимущественном росте активной части основных фондов культуры (через вложения в оборудование, аппаратуру, музыкальные инструменты и др.).

Специфика социально-культурной сферы в том, что большую роль, чем в производстве, в ней играет пассивная часть основных фондов (т.е. здания и сооружения). Поэтому важно использовать- их как можно интенсивнее, в постоянно действующем режиме. Этого можно добиться усиленной эксплуатацией помещений за счет увеличения количества зрелищных в другие мероприятий, проводимых в них в течение дня. Есть и другой путь -- повысить интенсивность оборачиваемости основных фондов за счет комплексного, многопрофильного их использования путем открытия в фойе и холлах залов игровых автоматов, художественных выставок, оборудования мини-кафе, мини-маркетов, проведения детских игровых конкурсов, детских утренников на рекреационных площадках.

2. Энергетические ресурсы

Энергетические ресурсы в сфере культуры представлены электроэнергией, которая идет на освещение, отопление, эксплуатацию оборудования, кино- и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов, механизмов, аттракционов и т.п.

3. Природные ресурсы

Природные ресурсы также имеют важное значение, особенно в деятельности архитектурно-ландшафтных музеев, памятников природы, заповедников, музейных комплексов под открытым небом, парков культуры и отдыха, туристско-экскурсионных, культурно-спортивных комплексов, зоопарков, ботанических садов и т.п.

4. Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы -- это вся совокупность денежных средств культурного учреждения, представленных в виде банковской, кассовой наличности, в расчетах и ценных бумагах. Источники пополнения этого вида ресурсного потенциала указаны в статье 46-й «Финансовые ресурсы организации культуры» действующего закона о культуре.

5. Информационно-творческие ресурсы

Информационно-творческие ресурсы которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли.

Культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации, которая воздействует на духовный мир и психологическое состояние человека.

Эффективность информационно-творческого потенциала культуры зависит от различных факторов -- от меры таланта и исполнительского мастерства творческих работников, художественной и историко-культурной ценности музейных экспонатов, объема книжного фонда в библиотеках и т.п. а также от способности аудитории воспринимать информацию (культурная планка или уровень культурного развития личности)

Многие ученые развитие культуры связывают с ее информатизацией.

Информатизация культуры и искусства -- объективный процесс, приводящий к появлению новых видов культурной продукции -- информационных продуктов и услуг. Создание новых информационных технологий, «индустрии информации» превратилось в самостоятельную подотрасль культурной сферы, в самостоятельный и прибыльный вид культурного бизнеса.

Развитие информационных ресурсов и технологий в сфере культуры позволит вывести ее на качественно новый уровень, создать благоприятные условия для преобразования личности и социума.

Предмет исследования – экономические отношения, связанные с движением денежных средств в области культуры.

В курсовых работах, представляющих теоретическое исследование, можно изложить исторические аспекты проблемы (явления), опыт разных стран (регионов); охарактеризовать степень ее изученности; изложить и сопоставить дискуссионные вопросы по теме исследования и альтернативные взгляды разных авторов, уточнить формулировки (понятийный аппарат); рассмотреть существующие методические подходы к анализу данной проблемы. Необходимо при этом не просто пересказать существующие точки зрения на сущность данного явления или методологические основы, а творчески осмыслив и проанализировав их, обосновать в результате собственную позицию, аргументировать ценность результатов исследования, возможность их использования в практической деятельности.

В курсовой работе, касающейся прикладных аспектов проблемы исследования, после изложения необходимых теоретических основ следует сконцентрироваться на характеристике современного состояния изучаемого процесса (объекта, явления), обобщить и систематизировать данные об условиях их развития, провести сравнительный, экономический, финансовый, статистический анализ собранного материала. Результатом исследования при этом должны стать выводы о выявленных тенденциях, закономерностях, особенностях, взаимосвязях, наиболее значимых факторах и изменениях структуры, обозначенных проблемах и т.п.

Каждый раздел (глава) курсовой работы должен заканчиваться краткими выводами, в которых излагаются обобщенно наиболее качественные результаты исследования. Как правило, эти выводы либо предопределяют необходимость и содержание далее излагаемого материала, либо могут быть использованы для более глубокого его понимания.

Текст введения, каждого раздела (главы), заключения и списка источников и литературы следует начинать с нового листа.

При цитировании источников и литературы по тексту работы внизу страницы делается подстрочная ссылка (с указанием автора, названия, издательства, года издания и номера страницы цитаты, приводимого рисунка и т.п.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ посвящено изложению основных результатов выполненной работы. В нем следует в концентрированном виде изложить итог решения тех задач, которые были поставлены в курсовой работе, обобщить ранее сформулированные выводы и сделать общий вывод. В курсовой работе теоретической направленности следует также охарактеризовать научную ценность результатов работы, указать перспективы дальнейшей разработки темы.

Объем заключения составляет примерно 2-3 страницы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы.

Список имеет следующую структуру с обязательным заголовком для каждого раздела (см. приложение 3).

1. Источники

В состав опубликованных источников могут быть включены законодательные и нормативные документы российского государства. Эти документы должны систематизироваться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов - по хронологии.

Нормативно-методические документы - стандарты, методические рекомендации, указания, правила, инструкции и т.д. располагаются в пределах каждой группы документов - по хронологии.

Публикации документов располагаются по алфавиту их названий. Источники и литература на иностранных языках указываются на языке оригинала и приводятся в каждом разделе (подразделе) списка после кириллического алфавитного ряда.

Электронные ресурсы (например, СD-ROMы, статьи из электронных журналов, электронные книги) помещаются в соответствующий раздел списка в едином алфавитном ряду. Названия сайтов с адресами ресурсов Интернет выделяются в отдельный список. Сведения для описания электронных изданий берутся с домашней страницы сайта или с титульного экрана.

В состав неопубликованных источников включаются: устав предприятия, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и прочее (по алфавиту названий). В подраздел могут быть включены отчеты о НИР (по годам издания), неопубликованные переводы (по алфавиту фамилий авторов или названий), а также архивные документы (по алфавиту названий архивов с указанием номеров и названий фондов, номеров описей и дел).

2. Литература

В этом разделе списка располагаются в алфавите авторов и заглавий монографии, статьи, рецензии, авторефераты, электронные ресурсы. В описании статей обязательно указываются название журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер и страница, в других позициях литературы указывается также общее количество страниц в публикации.

3.Справочные и информационные издания – указываются энциклопедии (с указанием статей), словари, путеводители, справочники и т.д. - по алфавиту и со всеми необходимыми реквизитами.

ПРИЛОЖЕНИЯ содержат текстовые документы, графики, диаграммы, схемы, карты, таблицы, а также расчеты, выполненные с применением вычислительной техники. Они служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы.

Приложения помещают после списка источников и литературы в порядке их упоминания в тексте.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие положения

Курсовая работа должна быть подготовлена в одном экземпляре и сброшюрована.

Работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60.

На титульном листе курсовых работ студентов 4 курса ставится подпись заведующего кафедрой о допуске работы к защите и подпись научного руководителя, подтверждающего готовность курсовой работы.

Текст дипломной работы следует печатать шрифтом № 14 Times New Roman или Arial №12 через полтора интервала, соблюдая следующие размеры полей по ГОСТ 7.32-91: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов оформляют симметрично тексту, заголовки подразделов - с абзаца. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.

Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов - строчными буквами. Заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся.

Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Список использованных источников и литературы печатается через два интервала, каждое название начинается с абзаца.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово “Приложение” и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №), например: Приложение 1. В левом нижнем углу следует указать, на основании каких источников составлено приложение.

Нумерация страниц

Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист и оглавление (содержание) включают в общую нумерацию работы, но номера страницы на них не ставят. Нумерация страниц производится последовательно, начиная с третьей страницы (введение), на которой, так же как и на последующих страницах, проставляют номер в правом верхнем углу без знаков препинания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Направления деятельности государства. Правовые инструменты и задачи государства в области регулирования экономики, гарантии субъектам экономических правоотношений. Сфера экономики: сферы материального производства и отрасли непроизводственной сферы.

    презентация , добавлен 17.02.2014

    Управление: понятие, сущность, функции. Технологии и методика оценки управления в сфере культуры. Организационно-экономическая характеристика и анализ систем материального стимулирования в МУК Подтёсовский Дом культуры; предложения по улучшению работы.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2011

    Теоретические аспекты исследования культуры как государственной услуги. Ее место и роль в социально–экономическом развитии общества. Формы государственного регулирования культурно–творческой деятельности. Анализ государственного финансирования этой сферы.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Финансирование отрасли "Физическая культура и спорт". Доходы физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности. Поступления из фондов содействия развитию физкультуры. Спонсорство как внебюджетный источник материального обеспечения.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Понятие и способы оценки структуры национальной экономики Беларуси. Макроэкономические пропорции между различными подразделениями и сферами общественного производства. Задействование рыночных механизмов для изменения структуры национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Отрасль экономики, структура народного хозяйства и его производственные и непроизводственные сферы. Виды структуры национальной экономики. Инфраструктура экономики, ее виды и значение для национальной экономики. Производственная и рыночная инфраструктура.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Анализ состояния национальной экономики в период 2009-2010 г. Состояние внешнеэкономической сферы и денежного рынка. Анализ данных производства продукции, отрасли занятости, состояния инвестиционной сферы и инструментов государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2013


К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Доля отрасли в национальной экономике страны характеризуется следующими параметрами: 0,5 % - в отношении к ВВП, 2 % - в общей численности занятого населения.
Государственное регулирование и управление деятельностью в сфере культуры осуществляют различные государственные структуры. Ведущим звеном в системе управления является Министерство культуры РБ, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия.
Законом «О культуре в Республике Беларусь» (1991 г., в ред. 2004 г.) закреплены основные цели и приоритеты развития и функционирования отрасли. Государственная политика основывается на признании культуры в качестве одного из основных факторов самобытности белорусского народа, других национальных сообществ, проживающих в стране, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи.
В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в республике остается бюджетное финансирование, которое достигает 0,5 % общей суммы общегосударственных расходов и 4-5 % общих расходов местных бюджетов.
Подотрасль «Искусство» объединяет театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения. За 1990-2010 гг. численность занятых в отрасли увеличилась на 28 %, несмотря на то, что размер оплаты труда в ней в среднем на конец периода составил лишь 73,9 % от среднего по экономике.
Библиотечное дело - это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация
библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.
Основными источниками финансирования библиотек являются средства республиканского и местных бюджетов, обеспечивающие разработку и реализацию программ развития библиотечного дела, строительство и реконструкцию библиотечных зданий и помещений, а также комплектование библиотечных фондов. Дополнительное финансирование может осуществляться за счет денежных средств, полученных от оказания библиотеками платных услуг и другой предпринимательской деятельности, от физических и юридических лиц, благотворительных поступлений и других источников.
Национальная библиотека Беларуси является главным универсальным научным библиотечным учреждением, носителем общечеловеческих духовных ценностей, сокровищницей культурных достижений народа, его национальной памятью. Ее книжный фонд составляет 9 млн экз., или 13,4 % библиотечного фонда страны. В настоящее время последний включает не только традиционные текстовые и графические материалы (книги, журналы, газеты), но также аудио- и видеоматериалы. На конец 2010 г. в нем насчитывалось 67 млн экз. книг и журналов. В среднем на одну библиотеку приходится 17 тыс. экземпляров.
Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Для большинства современных музеев характерно единство научно-исследовательских и образовательно-воспитательных функций. Специфические формы деятельности - экспозиции, выставки. Профиль музея определяется его соотнесением с определенной отраслью науки, искусства, производства. В ведении Министерства культуры РБ находится абсолютное большинство музеев - 158, из них исторических - 43, естественно-научных - 1, искусствоведческих - 15, литературных - 7, отраслевых - 6. Начато и успешно осуществляется строительство нового здания Белорусского государственного музея Великой Отечественно!! войны, что позволит значительно расширить и оптимизировать музейные экспозиции.
Клубные учреждения - массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения. На конец 2010 г. их насчитывалось 3695, в том числе в городах - 571 (15,4 %), в сельской местности - 3124 (84,6 %). Преобладание сельских клубов объясняется особенностями мелкопоселкового расселения жителей страны и необходимостью организации здесь культурно-просветительной работы.
Театрально-зрелищные учреждения в Беларуси представлены 27 профессиональными театрами, в том числе оперы и балета, 18 драматическими, 8 детскими и юного зрителя, а также 16 государственными концертными организациями и 2 гос- цирками. За 1990-2010 гг. число профессиональных театров увеличилось на 29 %, однако при этом отмечено снижение их посещаемости на 24 %. Дальнейшее совершенствование театрально-зрелищной сферы связано с укреплением материально- технической базы профессиональных театров, включая ремонт зданий, обеспечение их современным техническим оборудованием, транспортными средствами, позволяющими обслуживать сельскую местность и удаленные регионы.
Кино - наиболее популярный и массовый вид искусства, значение которого в жизни многих поколений очень велико. В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия « Беларусьфил ьм », сохранено бюджетное финансирование. На конец 2010 г. в Беларуси работали 992 киноустановки с платным показом, в том числе 131 кинотеатр. Вместе с тем за 2000-2010 гг. их количество сократилось соответственно на 68 ед., или 19 %.
Формированию эффективно действующего экономического механизма развития отрасли «Культура и искусство» мог бы содействовать законодательно установленный объем ее бюджетного финансирования в размере до 1 % ВВП. Для покрытия расходов на содержание учреждений культуры, а также привлечения дополнительных средств в регионах следует изыскивать возможности развития и увеличения объемов платных услуг населению.