Международные финансово-кредитные институты и их роль в международных экономических отношениях. стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды

Введение

В условиях глобализации экономики все большее значение приобретает международный кредитный рынок, который представляет собой сферу и форму организации движения кредитных ресурсов между странами. Он является частью рынка ссудных капиталов, на котором предоставляются средне- и долгосрочные иностранные кредиты. Данный рынок представлен различными международными кредитно-финансовыми институтами, основной целью которых является способствование экономическому развитию отдельных регионов и отраслей хозяйства, их интеграции в мировую экономику.

Как правило, займы, предоставляемые международными финансовыми организациями, осуществляются на платной основе, которая дает основание говорить о таком понятии, как ссудный процент. По своей сути ссудный процент является платой за пользование заемными средствами. Получение платы за предоставление средств является одним из основных источников доходов кредитно-финансовых организаций, что, в свою очередь, обеспечивает им возможность увеличения объема активных операций и способствует развитию экономической системы в целом.

Таким образом, целью данной работы является формирование понятий о международных кредитно-финансовых институтах, их формах, целях и сферах деятельности, а также о таком явлении, как ссудный процент. Практическое задание в данной работе является иллюстрацией начисления процентов на средства, привлекаемые банком.

Международные кредитно-финансовые институты

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного Банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал это соглашение в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «Взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14 % членов МВФ, имеют почти 60 % голосов, в том числе США - 17,7 %, страны ЕС - 26, 2 %. В ВБ США располагают 17 % всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран - членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно-конвертируемой валютой и 75 % - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7 % подписного капитала, а 93 % служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

Содействие сбалансированному росту международной торговли;

Предоставление кредитов странам - членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

Отмена валютных ограничений;

Межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда;

Возможность получения кредита МВФ ограничена следующими условиями:

Лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

Фонд предъявляет определенные требования к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 80-х г.г. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротство, неплатежи, коррупция и т.д.)

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, представляют собой не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (МАР) - создана в 1960 г. Предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере? % на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - в поощрении экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих чстных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК) - создана в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличии от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - создано в 1988 г. осуществляет страхование (сроком от 15 до 20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

Наряду с МБРР и МВФ в мире существуют и другие кредитно-финансовые институты. К ним можно отнести Европейский Банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития и другие.

Европейский банк развития (ЕБРР) создан в 1990 г., его местонахождение - г. Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7 %). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказание технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в т.ч. в России - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

Межамериканский банк развития (создан в 1959 г.), Африканский банк развития и Азиатский банк развития (созданы в 60-е г.г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 часть их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

К основным региональным организациям Европейского Союза относят:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, г. Люксембург), предоставляет кредиты на срок от 7 до 20 лет, а развивающимся странам - до 40 лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей.

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.), проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.), содействует созданию и развитию общего аграрного рынка.

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов.

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфкрт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. Это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банокв, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов(БМр, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, в т.ч. Россия с 1996 г.) БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функции банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу и другим расчетам стран-членов. Также БМР организует коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курсов ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка. Кроме того, БМР является ведущим информационно-исследовательским центром.

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

Инженерно-экономический университет

Кафедра экономики и управления

Контрольная работа

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»


Введение

2. Ссудный процент

Заключение

Литература


Введение

В условиях глобализации экономики все большее значение приобретает международный кредитный рынок, который представляет собой сферу и форму организации движения кредитных ресурсов между странами. Он является частью рынка ссудных капиталов, на котором предоставляются средне- и долгосрочные иностранные кредиты. Данный рынок представлен различными международными кредитно-финансовыми институтами, основной целью которых является способствование экономическому развитию отдельных регионов и отраслей хозяйства, их интеграции в мировую экономику.

Как правило, займы, предоставляемые международными финансовыми организациями, осуществляются на платной основе, которая дает основание говорить о таком понятии, как ссудный процент. По своей сути ссудный процент является платой за пользование заемными средствами. Получение платы за предоставление средств является одним из основных источников доходов кредитно-финансовых организаций, что, в свою очередь, обеспечивает им возможность увеличения объема активных операций и способствует развитию экономической системы в целом.

Таким образом, целью данной работы является формирование понятий о международных кредитно-финансовых институтах, их формах, целях и сферах деятельности, а также о таком явлении, как ссудный процент. Практическое задание в данной работе является иллюстрацией начисления процентов на средства, привлекаемые банком.


1. Международные кредитно-финансовые институты

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного Банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал это соглашение в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «Взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14 % членов МВФ, имеют почти 60 % голосов, в том числе США – 17,7 %, страны ЕС – 26, 2 %. В ВБ США располагают 17 % всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне – столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран – членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно-конвертируемой валютой и 75 % - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7 % подписного капитала, а 93 % служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

Содействие сбалансированному росту международной торговли;

Предоставление кредитов странам – членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

Отмена валютных ограничений;

Межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда;

Возможность получения кредита МВФ ограничена следующими условиями:

Лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

Фонд предъявляет определенные требования к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 80-х г.г. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротство, неплатежи, коррупция и т.д.)

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР – долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, представляют собой не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (МАР) - создана в 1960 г. Предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере ¾ % на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – в поощрении экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих чстных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК) – создана в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличии от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)– создано в 1988 г. осуществляет страхование (сроком от 15 до 20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международные финансовые институты – МВФ и группа ВБ – играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

Наряду с МБРР и МВФ в мире существуют и другие кредитно-финансовые институты. К ним можно отнести Европейский Банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития и другие.

Европейский банк развития (ЕБРР) создан в 1990 г., его местонахождение – г. Лондон. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7 %). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказание технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в т.ч. в России – финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Одна из стратегических задач ЕБРР – содействие приватизации предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

Межамериканский банк развития (создан в 1959 г.), Африканский банк развития и Азиатский банк развития (созданы в 60-е г.г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 часть их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов – Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

К основным региональным организациям Европейского Союза относят:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, г. Люксембург), предоставляет кредиты на срок от 7 до 20 лет, а развивающимся странам – до 40 лет. Цель ЕИБ – развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей.

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.), проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.), содействует созданию и развитию общего аграрного рынка.

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов.

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфкрт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. Это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банокв, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.

Из числа международных банков. Заключение Подводя итог работы, можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести...

Пенсионных фондов там значительно больше, между ними постоянно происходит жесткая конкуренция, а риск невыплат социальных пенсий минимален. 2.2 Инвестиционные компании Это форма кредитно-финансовых институтов, которая получила наибольшее развитие в послевоенные годы, хотя существовала и в довоенное время. Приоритет в их развитии принадлежит США. Инвестиционные компании путем выпуска...

Являются установление квот на иностранные активы или обязательства коммерческих банков, лимитирование новых иностранных инвестиций . 1.4 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики Международные кредитные отношения можно разделить на государственные (с участием государства в роли кредитора или заемщика) и негосударственные (банки и...

Понимают вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги. 2. Инвестиционная политика банков Инвестиционный банк – это кредитно-финансовый институт, специализирующийся на организации и размещении выпуска ценных бумаг. Основными функциями таких банков принято считать эмиссионно-учредительские и...

В целях развития сотрудничества между странами и обеспечения стабильности мировой финансовой системы после Второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают:
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Россия вступила в эти организации в 1992 г. и получала целевое кредитование за счет средств этих организаций в период экономических реформ. Кратко рассмотрим особенности функционирования этих организаций.

Международный валютный фонд. Капитал МВФ складывается из взносов его участников - стран-членов МВФ. Фонд также привлекает заемные средства.

Основная задача фонда - содействие сбалансированному росту международной торговли. Для ее решения МВФ:
- предоставляет краткосрочные кредиты странам - членам МВФ для преодоления валютных трудностей;
- стремится к отмене валютных ограничений;
- осуществляет межгосударственное валютное регулирование.

Размер предоставляемого МВФ кредита зависит от квоты (доли, взноса) страны в капитале МВФ. В случае предоставления кредита МВФ требует от станы-заемщика проведение жесткой монетарной политики по ограничению денежной массы и бюджетных расходов для стабилизации курса ее валюты. Однако такая политика, как показал опыт России 90-х гг., приводит к усилению спада экономики из-за жесткого ограничения платежеспособного спроса.

Международный банк реконструкции и развития. Также предполагает выделение квот для стран-участников, однако денежные взносы составляют только 7 % квоты, остальные 93 % оформляются в виде гарантии. На сумму полученных гарантий МБРР выпускает облигации и привлекает заемные средства.

Основная цель МБРР - стимулирование развития экономики развивающихся стран. Соответственно, МБРР:
- инвестирует средства в развитие экономики страны-заемщика (здравоохранения, образования, ведущих отраслей и т. д.);
- занимается аналитической деятельностью и консультированием стран по перспективным направлениям развития;
- выступает посредником в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.
Большинство программ, финансируемых МБРР, - долгосрочные (15 - 20 лет).
МБРР имеет три филиала:
- Международная ассоциация развития (МАР) - представляет льготные беспроцентные кредиты на 35-40 лет наименее развитым странам -членам МБРР на развитие их экспортных отраслей;
- Международная финансовая корпорация (МФК) - занимается кредитованием промышленности развивающихся стран, кредиты выдаются на срок до 15 лет наиболее рентабельным проектам;
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - осуществляет страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков и консультирование по вопросам привлечения иностранных инвестиций.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике государств бывшего СССР, в том числе и России. Учредителями ЕБРР являются 60 государств, в том числе Россия. Капитал формируется аналогично МБРР, но доля денежных взносов стран-участниц - 30 %. Объем выдаваемых кредитов небольшой - 15-150 млн долл.

Направления деятельности:
- прямое финансирование инвестиционных проектов, в том числе в сфере малого бизнеса;
- предоставление гарантий предприятиям;
- инвестиции в акционерный капитал приватизируемых предприятий
и т. д.

Специфика деятельности ЕБРР в России заключается в создании по его инициативе Российского банка проектного финансирования и прямых инвестиций в акционерный капитал (Токобанк - 1994 г.), а также организации работы по кредитованию малого бизнеса за счет средств ЕБРР через филиальную систему Сбербанка РФ.

50. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации – институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений.

К таким организациям относятся:

1. Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Официальными целями являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением.

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ. Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

3. Банк международных расчетов (БМР) – первый межгосударственный банк, организованный как международный банк центральных банков, организованный в 1930 г. рядом эмиссионных банков Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группой американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

4. Всемирная торговая организация (ВТО) – единственная в своем роде организация, имеющая дело с международной торговлей. Ее основой являются соглашения между большинством торговых государств мира, в соответствии с которыми торговля ведется по общим для всех стран правилам. Основная задача ВТО – помогать производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам вести свой бизнес. Функции ВТО:

Устраняет помехи для свободной торговли, т.е. обеспечивает для всех членов ВТО прозрачные и предсказуемые правила торговли.

Служит форумом для торговых переговоров. Новые соглашения по ведению торговли сначала обсуждаются всеми странами – участницами ВТО, а затем вступают в законную силу.

Урегулирует споры. Торговые отношения часто влекут за собой конфликт интересов. Договоренности и соглашения, достигнутые в результате кропотливых переговоров стран – участниц ВТО, часто нуждаются в толковании.

5. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – создан в 1991 г для содействовать переходу к рыночной экономике и развитию частного предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ), приверженных принципам демократии и проводящих их в жизнь.

Основной задачей ЕБРР является обеспечение становления финансовых учреждений и упрочение их роли, потому что они играют исключительно важную роль в деле перехода к рыночной экономике.

Из книги Управление финансами автора Дараева Юлия Анатольевна

29. Финансовые ресурсы предприятия, их сущность и понятие t Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов, поступления извне, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные главным образом для выполнения финансовых

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Небанковские финансовые институты

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Финансы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

Лекция № 8. Валютно-финансовые инструменты и институты международных экономических отношений 1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг Платежным балансом называется соотношение между всеми платежами, которые страна сделала другим

Из книги Логистика автора Мишина Лариса Александровна

17. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность приобретенных им различных основных денежных средств, используемых в процессе уставной деятельности.Основные источники финансовых средств предприятия:1. Источники собственных и

Из книги Планирование на предприятии автора Васильченко Мария

48. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Международные валютно-финансовые и кредитные отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ Вне зависимости от степени пышности церемонии и числа гостей на вашей свадьбе, успех торжества определяет не сумма, которую вы собираетесь потратить, а атмосфера, которую вам удастся создать. Поэтому так важно тщательно продумать все детали свадебной

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

6. Маркетинговая логистика и финансовые потоки в логистике В современный период аргументировано использование маркетинга в распределительной логистике, что может содействовать более оптимальному ходу совершенствованию сбытовой деятельности.С позиции логистического

Из книги 100 возражений. бизнес и продажи автора Францев Евгений

25. Финансовые бюджеты Существует три вида финансовых бюджетов.1. Бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс). Представляет собой прогноз остатков по статьям баланса: дебиторская задолженность, денежные средства, запасы, внеоборотные

Из книги автора

2.6. Финансовые институты. Банковская система Финансовый институт – это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между инвесторами и сберегателями (пенсионными фондами, страховыми компаниями и др.). Финансовые институты оказывают услуги по предоставлению

Из книги автора

Из книги автора

67. Я не буду инвестировать в финансовые инструменты, т. к. не играю на бирже Намерение: Вы же хотите сохранять средства понятными способами…Переопределение: да, заниматься вложениями лучше, когда они понятны. Поэтому…Разделение: но выслушать мое предложение Вы

Экономике развитых стран присуща сложная и многообразная структура институтов, осуществляющих мобилизацию инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность. Эти институты, выступая финансовыми посредниками, аккумулируют отдельные сбережения домашних хозяйств и фирм в значительные массы инвестиционного капитала, который затем размещается среди потребителей инвестиций.

В наиболее общем виде финансовые институты включают следующие типы:

  • - коммерческие банки (универсальные и специализированные),
  • - не банковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества),
  • - инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.).

Общей характеристикой для всех групп институциональных инвесторов является аккумулирование ими временно свободных денежных средств (государства, фирм, населения) с последующим вложением их в экономику. Вместе с тем каждая из указанных групп обладает собственной спецификой как в осуществлении присущих ей функций, так ив механизме аккумуляции инвестиционных ресурсов и их дальнейшем размещении.

Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансовой системы - совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные ресурсы. Без такой системы не может быть удовлетворена потребность хозяйствующих субъектов в денежных ресурсах. Поскольку на финансовом рынке деньги и другие финансовые инструменты постоянно находятся в движении, перемещаясь от одного государства к другому, от одной фирмы к другой, от одного частного лица к другому, то возникает необходимость в самых различных международных финансовых посредниках. Главными участниками мирового финансового рынка являются транснациональные банки (ТНБ) - крупные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, располагающие широкой сетью предприятий за рубежом и системой участий, контролирующие значительную долю валютных и кредитных операций на мировом финансовом рынке, крупные компании, не банковские финансовые структуры, центральные банки и государственные органы, международные финансовые институты.

По сути, современная мировая финансовая система является двухуровневой: первый уровень представляют международные коммерческие банки, второй - межгосударственные финансовые учреждения. Центральная роль на мировом финансовом рынке принадлежит коммерческим банкам. Они не только осуществляют международные платежи, но и обладают возможностью широкою охвата практически всех сторон международных экономических отношений. На международном рынке капиталов действуют исключительно первоклассные финансовые посредники и солидные заемщики, обладающие качественной и полной информацией. Международные банки в меньшей степени обслуживают товарообмен и в большей обмен капиталов.

Крупнейшие банки образуют мировые финансовые центры, через которые осуществляется движение международных финансовых потоков. К настоящему времени фактически сформировались три основных региона, где сконцентрированы международные банки (США, Западная Европа и Юго-Восточная Азия).

Сложился своеобразный международный финансовый механизм, который действует круглосуточно и регулирует движение мировых финансовых потоков и мировых валютных рынков. Кроме ТНБ в этом механизме участвуют международные финансовые институты, под которыми понимают валютно-кредитные и финансовые организации, имеющие всемирное значение. Их возникновение обусловлено усилением мировых интеграционных процессов, образованием мощных промышленных и банковских объединений, осуществляющих в больших масштабах международные операции. Основная цель такого рода организаций заключается в объединении усилий стран мирового сообщества в решении проблем стабилизации международных финансов, а также кредитно-финансовое регулирование. По признаку делегирования полномочий (степени свободы в разработке и принятии решений) выделяют три основные группы международных финансовых организаций:

  • - первая группа представлена финансовыми структурами, обслуживающими государства-учредители. Эти организации не обладают самостоятельностью при принятии решений и используются в качестве механизма осуществления межгосударственных денежных расчетов (Межгосударственный банк СНГ, Восточноафриканский банк развития);
  • - вторая группа включает в себя финансовые институты, реализующие межгосударственные соглашения. Эти организации действуют автономно при реализации своих уставных целей и задач, но функционально они находятся в текущей зависимости от национальных правительств (Межамериканский банк развития, Северный инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Арабский банк экономического развития Африки, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Центрально-американский банк экономической интеграции и др.);
  • - третья группа состоит из наиболее значимых в современном мире международных финансовых институтов, самостоятельно определяющих приоритеты своей деятельности и пути достижения поставленных целей (Группа Всемирного банка, Международный валютный фонд (МВФ), Фонд международного развития ОПЕК, Арабский валютный фонд (АВФ), Европейский центральный банк ЕС, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)). Именно эти организации формируют мировые стандарты финансово-кредитной политики и оказывают существенное внешнее влияние на экономическое развитие всех государств.

Среди мировых кредитных и финансовых организаций ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка. Несмотря на то, что они обладают полной автономностью в своих действиях, их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга: членом МБРР может стать лишь член МВФ.

В условиях масштабной глобализации хозяйственных связей роль международных финансовых институтов повышается. В их деятельности тесно переплетаются тенденции нарастающего партнерства и острые экономические противоречия, характерные для постиндустриального общества. Трудности функционирования глобальных рынков капитала проистекают из скорости происходящих изменений. По мере того как расширяется мировая торговля и возрастает экономическая взаимозависимость, темп финансовых операций неизбежно возрастает.

Международные финансово-кредитные институты представляют собой международные организации, создаваемые на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Международные финансовые организации занимают существенное место в развитии финансовых отношений, т. к. это обусловлено следующими причинами:

  • 1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), выходящих за национальные границы.
  • 2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
  • 3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные кредитно-финансовые институты преследуют следующие цели:

  • - объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
  • - осуществлять межгосударственное валютное и кредитнофинансовое регулирование;
  • - совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Классификация международных организаций может проводиться по различным признакам и критериям, и главными из них являются интересы государств.

В соответствии со своими целями, международные кредитно-финансовые институты выполняют следующие функции:

  • а) предоставление кредитных механизмов;
  • б) финансирование проектов;
  • в) оказание финансовой помощи отдельным странам для стабилизации их платежного баланса;
  • г) благотворительность;
  • д) проведение форумов для совместного обсуждения различных проблем и путей их решения;
  • е) исследование мировой экономики и механизмов ее функционирования;
  • ж) публикация материалов статистического характера.

Таким образом, можно сказать, что международные институты разделяются на глобальные (МВФ, МБРР), которые функционируют на уровне мировой экономики, и региональные (ЕС), ведущие деятельность на определенной территории и с присущими ей экономическими условиями и особенностями.

институт международный финансовый