Увеличение предложения денег ведет к. Предложение денег

Предложение денег – это процесс создания добавочных платежных средств, поступающих в каналы налично-денежного и безналичного обращения.

Формы денежной эмиссии:

1) выпуск наличных денег;

2) депозитно-чековая эмиссия, осуществляемая коммерческими банками под контролем Центрального банка (ЦБ).

Депозитно-чековая эмиссия – это процесс выпуска безналичных (кредитных) денег путем открытия и увеличения текущих банковских счетов . Предложение банковских денег осуществляется в форме мультипликативного расширения банковских депозитов, то есть расширения депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом.

Объем депозитно-чековой эмиссии определяется по формуле: M = mR.

где М – объем депозитно-чековой эмиссии;

m = 1/r денежный мультипликатор избыточных резервов;

r – норма обязательных резервов;

R – избыточные резервы коммерческого банка.

Избыточные резервы коммерческого банка представляют собой сумму средств, которую банк может использовать на cсуду. Они определяются как разность между полученными средствами (фактическими резервами) и обязательными резервами. Например, если банк привлекает вклад, равный 100 руб. и передает из этой суммы на резервирование в ЦБ 20 руб., то избыточные резервы коммерческого банка составят 80.руб.

Денежный мультипликатор показывает, насколько изменится предложение денег в системе, если избыточные резервы увеличиваются на один рубль .

Способность отдельного коммерческого банка создавать деньги посредством кредитования зависит от размера его избыточных резервов. Система коммерческих банков в целом может предоставлять ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, так как банковская система не может утрачивать резервы, хотя индивидуальные банки могут уступать резервы другим банкам в системе. Число, умножающее ссуду банковской системы, обратно пропорционально резервной норме, т.е. это денежный мультипликатор.

Эмиссия кредитных денег коммерческими банками может привести к созданию их избыточной массы либо к их дефициту, что в свою очередь будет оказывать негативное воздействие на динамику цен и реального объема национального продукта. В связи с этим важнейшей задачей ЦБ является учет и контроль за денежной массой в обращении.

Денежная база и денежный мультипликатор.

Сумму наличных деньги (банкнот и монет), находящихся в обращении и резервов коммерческих банков называют денежной базой . Сумма денежной базы отражается в пассиве баланса ЦБ. Под предложением денег (денежной массой) понимают сумму наличности и депозитов (М1). Определим количественное соотношение между денежной базой и денежной массой М1. Денежная база (H ) равна сумме наличности(CU ) и совокупных резервов коммерческих банков (R ): H = CU + R .

Резервы состоят из обязательных резервов и избыточных резервов . Величина обязательных резервов определяется Центральным Банком посредством установления нормы обязательного резервирования, как определенного процента от величины депозитов.

Помимо обязательных резервов, банки обычно держат избыточные резервы, чтобы удовлетворить требования клиентов и не занимать деньги у других банков или у Центрального Банка. Обозначим отношение совокупных резервов к депозитам через r d (r d =R/D) .

Объем денежной массы M равен сумме наличности (CU) и депозитов (D): M = CU + D.

Отношение наличности к депозитам определяется поведением населения, которое решает, какую часть денег держать в виде наличности. Обозначим это отношение через c d (с d =CU/D ) . Теперь мы можем представить соотношение между денежной массой и денежной базой следующим образом :(1)

Отношение денежной массы к денежной базе (mm ) называют денежным мультипликатором . Мультипликатор отражает тот факт, что каждый рубль денежный базы превращается в mm рублей денежной массы, причем mm >1 (поскольку r d <1). Предположим, что денежная база увеличилась на 1 млн. рублей. Это приводит к непосредственному увеличению денежной массы на 1 млн. рублей и вызывает целый ряд косвенных эффектов, влияющих на денежную массу.

Процесс создания денег можно разбить на ряд шагов и проанализировать, какое максимальное количество денег могли бы создать банки.

1-ый шаг.

а) Денежная масса состоит из наличности и депозитов. Дополнительный 1 млн. рублей будет также поделен на две части: одну часть CU население оставит в виде наличных, а другую часть разместит на банковском депозите D .

б) Банки определенную долю депозитов (r d) поместят в резервы, а оставшиеся средства, величиной (1-r d)/(1-с d) пойдут на выдачу кредитов.

2-ой шаг.

Кредиты идут на оплату товаров и услуг и, в результате, эти деньги окажутся на руках у домохозяйств, которые вновь поделят их на наличные и депозиты. В результате весь процесс, описанный выше, повторится по отношению к сумме в (1-r d)/(1-с d) млн. рублей и так далее. Таким образом, изменение денежной базы на 1 приводит к изменению денежной массы более чем на 1 (mm >1), то есть имеет место эффект мультипликатора.

Это объясняется тем, что банки выдают кредиты и, тем самым, создают деньги.

Величина денежного мультипликатора зависит от отношения резервов к депозитам (r d) и от отношения наличности к депозитам (с d).

Отношение резервов к депозитам

Увеличение отношения резервов к депозитам уменьшает возможности банков по созданию денег, поскольку ведет к сокращению средств, направляемых на выдачу кредитов и, в результате, меньше средств возвращается в экономику, а значит сократится и приток новых депозитов в банки, что приведет к сокращению денежного мультипликатора.

Резервы состоят из обязательных резервов и избыточных резервов. Первые полностью определяются нормой обязательных резервов (r r ), устанавливаемой Центральным Банком. Обязательные резервы в настоящее время служат некой страховкой: в случае банкротства банка эти средства будут использованы для частичного возмещения средств вкладчиков банка. Кроме того, норма обязательных резервов используется Центральным Банком для регулирования количества денег в экономике. Величина избыточных резервов выбирается самими банками.

Банки предпочитают держать определенные средства в виде наличных сверх обязательных резервов для того, чтобы в экстренном случае (большие неожиданные снятия со счетов) удовлетворить потребности вкладчиков и избежать необходимости заимствовать средства на межбанковском рынке или же обращаться за займом к Центральному Банку. Принимая решение о том, сколько средств держать в виде избыточных резервов, банки сравнивают потери и выгоды от дополнительной единицы избыточных резервов. С одной стороны, наличие избыточных резервов связано с издержками, поскольку эти средства могли бы пойти на кредиты и принести доход в виде процентных платежей.

Таким образом, рост ставки процента (i ) отрицательно воздействует на величину избыточных резервов. С другой стороны, при необходимости удовлетворить неожиданные требования вкладчиков об изъятии большой суммы и отсутствии необходимых средств, банку придется либо взять кредит у других коммерческих банков по межбанковской процентной ставке (i b ), либо попросить взаймы у Центрального Банка (по ставке рефинансирования i r ). В итоге повышение межбанковской ставки или ставки рефинансирования ведет к удорожанию заимствования и стимулирует банки увеличивать избыточные резервы.

Суммируя все вышесказанное, можно записать следующую функцию для отношения резервов к депозитам: .

Отношение наличности к депозитам

Рост отношения наличности к депозитам уменьшает денежный мультипликатор и приводит к сокращению предложения денег . Эту отрицательную зависимость между отношением наличности к депозитам и величиной мультипликатора можно объяснить следующим образом. Если домохозяйства увеличивают долю средств, которую они держат в виде наличных, то это означает, что меньше средств будет привлечено на депозиты, а, следовательно, банки меньше выдадут кредитов и, соответственно, меньшее количество средств поступит на депозиты и в дальнейшем.

На отношение наличности к депозита влияют факторы, которые определяют спрос на деньги. Например, рост процентной ставки означает сокращение спроса на наличные деньги и переключение на активы, приносящие процент (депозиты), что ведет к уменьшению отношения наличности к депозитам. На величину с d влияет также доверие банковской системе. Потеря доверия банковской системе может привести к тому, что вкладчики начнут в массовом порядке изымать свои вклады (ситуация, получившая название набегов на банки или банковской паники). Поскольку резервы банков значительно меньше объема депозитов, то даже кредитоспособный банк будет не в силах противостоять подобному наплыву вкладчиков, досрочно снимающих свои вклады, что приведет к банковскому кризису. Чтобы противостоять подобным внезапным наплывам банковских требований, вызванным сомнениями в кредитоспособности банков, во многих странах ввели систему страхования вкладов.

Т.о., можно представить денежный мультипликатор, как функцию от экзогенных параметров, где с помощью знаков «+» и «-» указывают направление воздействия каждого из параметров: .

А функцию предложения денег можно записать, как функцию от денежной базы и параметров, влияющих на мультипликатор: .

Главным элементом рыночной экономики являются деньги , которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов . Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками).

Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвидными активами. Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. Виды денег, включаемые в агрегат М1 , — наиболее ликвидные акты в экономике.

Денежный агрегат М3 является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

В некоторых зарубежных странах (например, в США) в качестве наиболее крупного денежного агрегата используется агрегат L .

Компоненты денежной массы отражаются в пассиве консолидированного баланса банковской системы, которая состоит из Центрального банка и сети коммерческих банков. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3 , включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1 .

Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег

Если применяется 100%-е банковское резервирование, то коммерческие банки создавать деньги не могут и банковская система не оказывает влияния на предложение денег.

Введем следующие обозначения:

M s — предложение денег; H — денежная база; C — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; K — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k - кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

m = M s / H , откуда M s = m x H .

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег. Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход . Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме — наличных денег (денежной кассы). Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики.

Держание денежной кассы на руках связан с альтернативными затратами и лишает ее владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них иные виды имущества. В экономической литературе можно выделить две основные концепции спроса на деньги: классическую (монетаристскую) и кейнсианскую.

Неоклассическая школа . В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением И.Фишера:

(1)

Где M — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Q — реальный объем производства; P — уровень цен.

Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг. Заменим количество денег в обращении M на величину спроса на деньги M d и преобразуем формулу (1).

Получим: M d = (Р х Q) / V .

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становятся ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Изменение нормы обязательных резервов . Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег . Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы . Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредиТ, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

Кривая предложения денег отражает зависимость количества денег в обращении от уровня процентной ставки (при неизменной денежной базе). Различают кратко- и долгосрочную кривую предложения денег. Для агрегата M1 краткосрочная кривая предложения денег является вертикальной линией, так как денежный мультипликатор стабилен и не зависит от процентной ставки. Для других агрегатов (M2 , M3) она представлена наклонной линией.

Долгосрочная кривая предложения денег отражает зависимость денежной массы от изменения процентной ставки при изменениях спроса на деньги. Вид кривой предложения денег зависит от тактических целей денежно-кредитной политики , проводимой Центральным банком.

Кривая предложения имеет вертикальный вид тогда, когда Центральный банк реализует цель поддержания количества денег на постоянном уровне и уверенно контролирует количество денег в обращении независимо от колебания процентной ставки. Она представлена на рис. 25.1, а: по оси абсцисс откладывается величина предложения денег (M s), а по оси ординат - процентная ставка (r). Такая ситуация характерна для жесткой монетарной пиитики, направленной на сдерживание инфляции . Для этого пользуются такие инструменты, как изменение нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Кривая предложения денег имеет горизонтальный вид тогда, когда целью монетарной политики является сохранение стабильным номинального размера ссудного процента (рис. 25.1, б). Достигается это путем фиксации учетной ставки Центрального банка и привязки к ней ставок коммерческих банков, а также операций на открытом рынке. Такая политика называется мягкой (гибкой) монетарной политикой. Обычно она используется в тех случаях, когда изменение спроса на деньги вызывается, например, ростом скорости обращения денег. В этом случае удается избежать кризиса неплатежей.

Кривая предложения денег имеет наклонный вид тогда, когда Центральный банк допускает определенное увеличение количества денег, находящихся в обращении, и соответственно номинальной ставки процента (рис. 25.1, в). Как правило, это имеет место, когда ЦБ сохраняет постоянной норму обязательных резервов, но не проводит операций на открытом рынке. Данная комбинированная политика обычно применяется, когда изменения спроса на деньги обусловлены колебаниями ВВП .

Предложение денег может характеризоваться двумя переменными: номинальным количеством денег в стране или реальным. Последние называют еще реальными кассовыми остатками (M p). Они характеризуют покупательную способность денег, т.е. отношение номинальной массы денег (M н) к уровню цен: M p = M н / Р.

Если предположить, что все сделки учитываются в величине номинального валового национального продукта (Y), то получим, что Y = Р х Q .

Отсюда МV = Y и M d = Y/V .

В данном случае величина спроса на деньги зависит от следующих факторов: уровня реального объема производства и скорости обращения денег.

Модификация количественной теории денег была предложена представителями Кембриджской школы. Кембриджское уравнение имеет следующий вид:

М = k х P х Y , тогда M d = М/Р = k х Y ,
где Y - размер реального дохода.

Коэффициент k представляет собой ту часть денежных средств (доходов), которая для удобства держится в виде наличных денег.

Люди желают поддерживать постоянную покупательную способность реальных кассовых остатков. Спрос на запасы реальных денежных средств пропорционален доходу. Для этого уровень цен должен меняться прямо пропорционально номинальной величине денежного предложения.

В условиях долгосрочного равновесия деньги являются нейтральными: номинальные изменения денежного предложения не влияют на реальные экономические переменные (производство, занятость , размещение ресурсов). В этом заключается принцип классической дихотомии. В его рамках происходит теоретическое разграничение реальных и номинальных переменных. К первым относятся количественные - реальный объем ВНП, реальная заработная плата , реальная ставка процента, ко вторым - уровень цен, номинальная заработная плата.

Количественная теория денег получила развитие в работах М. Фридмена, представителя современного монетаризма . Он рассматривал спрос на деньги отдельного лица, который ограничен суммой имеющегося у него "портфеля ресурсов" - денег и других активов:

M d = P f (R b , R e , р, h, у, u) ,
где M d - величина спроса на деньги; Р - абсолютный уровень цен; R b - номинальная норма процента по облигациям ; R e - рыночная стоимость дохода по акциям; р - темп изменения уровня, в %; у - общий объем богатства; u - величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений; h - отношение между человеческим богатством (трудом) и всеми другими формами богатства.

Монетаристами также разработаны "портфельные" теории спроса на деньги. В них спрос на деньги рассматривается в связи с задачей оптимизации портфеля активов экономических субъектов. С их точки зрения, население стоит перед выбором разных активов и спрос на деньги связан с единственным мотивом предпочтения ликвидности. Экономические субъекты формируют такой состав портфеля всех своих активов, который позволяет максимально удовлетворить их полезность от владения имуществом при определенном риске. В результате спрос на деньги как на имущество порожден не спекулятивным мотивом, а мотивом предпочтения ликвидности. В портфельных теориях делается акцент на функции денег как средства накопления или образования имущества.

Кейнсианский подход к спросу на деньги . В теории денег М.Кейнса главная роль отводится ставке процента. Он исходил из того, что деньги - один из видов богатства в структуре портфеля активов экономических агентов. Теория спроса на деньги Кейнса получила название теории предпочтения ликвидности, поскольку, согласно данной теории, часть портфеля активов, которую экономические субъекты желают иметь в виде денег, зависит от их оценки свойства ликвидности. Кейнс в отличие от представителей классической школы , которые главное внимание уделяли трансакционному спросу на деньги, рассматривал и другие мотивы.

Согласно кейнсианской теории предпочтения ликвидности, существуют три главных побудительных мотива хранения экономическими агентами части их богатства (портфеля активов) в форме денег.

  1. Трансакционный мотив. Часть богатства находится держать в денежной форме с целью использования денег в качестве средства платежа и средства обращения.
  2. Мотив предосторожности связан с желанием иметь в перспективе возможность распоряжаться частью своего богатства в денежной форме, чтобы реализовать преимущества неожиданных возможностей или удовлетворить неожиданные потребности .
  3. Спекулятивный мотив вызван желанием избежать потерь капитала , связанных с хранением его в виде ценных бумаг в периоды снижения их курсовой стоимости.

В теории предпочтения ликвидности важное внимание уделяется ставке процента, которая определяет сумму процента, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование заемных денег в течение определенного периода.

Различают реальную и номинальную ставки процента. Реальная, ставка процента (r) представляет собой доход от активов, которые можно хранить в качестве альтернативы деньгам. Реальная ставка процента - это "цена ", которую приходится платить за обладание частью богатства в форме не приносящих дохода денег, а не в виде альтернативных активов, приносящих владельцу процент.

Основные различия между неоклассиками и кейнсианством в трактовке роли денег в экономике сводятся к следующему. Кейнсианцы отводят деньгам второстепенную роль, монетаристы считают, что именно денежное обращение определяет уровень производства, занятости и цен.

По-разному они трактуют характер обращения денежной массы. Неоклассики считают, что скорость (V) стабильна. Но если скорость обращения денег (V) стабильна, то из количественного уравнения обмена (М x Y = V) действительно следует, что между количеством денег и ВНП существует непосредственная зависимость.

Кейнсианцы же считают, что изменение предложения денег изменяет сначала уровень процентной ставки, затем инвестиционный спрос и только через мультипликатор вызывает изменение номинального ВНП. Неоклассики считают, что в долгосрочной политике государство должно обеспечивать обоснованный постоянный прирост денежной массы (M).

В отличие от неоклассиков кейнсианцы полагают, что наращивание денежного предложения чревато многими негативными последствиями. Если предложение денег растет, то спрос на них падает, сокращается и цена кредита, т.е. процентная ставка, и она перестает реагировать на рост предложения денег. В результате экономика попадает в "ликвидную ловушку" и функциональные зависимости между основными макроэкономическими параметрами нарушаются. Поэтому в отличие от неоклассиков кейнсианцы основным средством стабилизации экономики считают не денежную, а фискальную политику.

В рыночной экономике обычно имеет место инфляция. Темп инфляции представляет собой дополнительную альтернативную стоимость хранения денег. Это обусловлено тем, что инфляция подрывает полезность денег как средства сбережения , а потому увеличивает желание экономических агентов хранить неликвидные активы, например недвижимость или запасы товаров, цены на которые растут тем быстрее, чем выше темпы инфляции в стране.

Ввиду этого спрос на деньги находится под влиянием как реальной ставки процента, так и ожидаемого темпа инфляции. Представим функцию спроса на деньги следующим образом:

(2)

где Y - номинальный национальный доход ; r - реальная ставка процента; p - ожидаемый темп инфляции.

Реальная ставка процента и ожидаемый темп инфляции являются альтернативными стоимостями не приносящих дохода денег. Следовательно, их сумма составляет общую альтернативную стоимость денег в виде номинальной нормы процента. Это можно выразить следующим уравнением:

Поэтому формулу (2) можно переписать в виде:

M d = f(Y,i) ,
где i - номинальная норма процента.

Трансакционный мотив и мотив предосторожности формируют прямую функциональную зависимость между увеличением номинального дохода и увеличением спроса на деньги. Спекулятивный мотив вызывает увеличение спроса на деньги при снижении ставки процента, и наоборот.

Рассмотрим кривую спроса на деньги, представленную на графике (рис. 25.2). Отложим на вертикальной оси номинальную ставку процента, а на горизонтальной оси - количество денег в обращении. Функциональная зависимость данных переменных выражается кривыми M d1 и M d2 , соответствующими различным уровням номинального национального дохода.

Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона, так как по мере уменьшения ставки процента спрос на деньги возрастает (при определенном уровне номинального национального дохода). При снижении ставки процента происходит скольжение вдоль кривой спроса на деньги M d1 из точки A в точку B . С увеличением уровня номинального национального дохода происходит сдвиг кривой спроса на деньги из положения M d1 в положение M d2 .

Равновесие на рынке денег . Равновесие на рынке денег устанавливается в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложение денег и характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения денег. Равновесие на денежном рынке означает равенство количества денег, которое экономические агенты хотят иметь в портфеле своих активов, количеству денег, предлагаемому Центральным банком (банковской системой) в условиях проведения данной кредитно-денежной политики.

Денежный рынок практически всегда стремится к равновесию, так как на нем действует множество посредников, практически мгновенно реагирующих на факторы, вызывающие нарушение равновесия.

Процесс установления равновесия на рынке денег можно представить графически (рис. 25.3). Рассмотрим его действие на примере ограничительной кредитно-денежной политики, проводимой Центральным банком.

Кривая предложения денег M s показывает количество предлагаемых денег при каждом значении ставки процента. На графике рис. 25.3 кривая M s имеет вертикальный вид, что предполагает проведение Центральным банком политики поддержания денежной массы на неизменном уровне независимо от изменения ставки процента. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона и представлена кривой M d .

Равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и предложения денег - E . В данной точке получены равновесные значения M* (на оси абсцисс) и i* (на оси ординат), выражающие соответствие количества денег, которое экономические субъекты хотят иметь, количеству денег, предоставляемому банковской системой при равновесной ставке процента. Таким образом, при заданном предложении денег, равном M* , равновесие достигается при значении процента, равном i* .

Предположим, что процентная ставка поднимется выше равновесного уровня (i 1 > i*). Это будет означать увеличение альтернативной стоимости хранения денег. Спрос на деньги упадет до M 1 .

Экономическим субъектам станет выгоднее держать свои денежные средства в альтернативных активах, и они захотят вкладывать их, например, в покупку государственных облигаций. Возникнет излишек денег, от которого экономические агенты попытаются избавиться. При этом банковская система будет избавляться от излишних денег, скупая государственные ценные бумаги , цены на которые поднимутся. Действие рыночных механизмов в конечном счете приведет к тому, что спрос и предложение денег не установятся на исходном равновесном уровне. При этом процентная ставка снизится с уровня i 1 до уровня i* .

Если процентная ставка опустится ниже равновесного уровня (i 2 < i*) до уровня то альтернативная стоимость хранения денег уменьшится, следовательно, возрастет спрос на деньги, которых будет не хватать. Экономические субъекты (коммерческие банки, население) для увеличения своих денежных средств начнут продавать свои государственные ценные бумаги и одновременно закрывать свои срочные депозиты. В ответ на это коммерческие банки начнут предлагать более высокий процент по срочным вкладам. Избыток на рынке государственных облигаций вызовет понижение их рыночного курса и повышение их доходности. Начнет развертываться обратный процесс, который завершится восстановлением равновесия на прежнем уровне при ставке процента i* .

В обоих рассмотренных случаях нарушение равновесия соответствовало на графике точкам A (в первом случае) и B (во втором случае).

Нарушение равновесия на денежном рынке может возникнуть и в результате изменений в спросе на деньги или предложения денег. Графически это будет означать соответствующий сдвиг кривых M d и M s .

Рассмотрим, как изменение спроса и предложения денег влияет на изменение равновесного состояния на денежном рынке. Пусть изменилось предложение денег при неизменном уровне спроса на них (рис. 25.4).

Предположим, что денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке E 1 . Если количество денег в обращении уменьшится, то кривая предложения денег переместится из положения M s1 , в положение M s2 .

При заданном уровне резервов банки не способны предложить количество денег в размере M 1 , которое желают иметь экономические субъекты при исходной ставке процента. В этой ситуации коммерческие банки будут стремиться пополнить свои резервы за счет продажи государственных ценных бумаг. Они также повысят требования для получения кредита, что приведет к росту процентной ставки. В ответ на это экономические субъекты начнут большее предпочтение отдавать не деньгам, а другим, альтернативным (более доходным) активам.

В конечном счете произойдет сдвиг кривой предложения и установится новый равновесный уровень в точке E 2 на пересечении кривых M d и M s2 . Мы получим новое равновесное состояние, когда количество денег, которое желают иметь экономические субъекты, будет соответствовать количеству денег, предложенному банковской системой. Этому новому равновесному состоянию будут соответствовать новое равновесное значение количества денег M 2 (M 2 < M 1) и новая равновесная ставка процента i 2 (i 2 > i 1). При обратном процессе логика рассуждения аналогичная.

Теперь рассмотрим, что произойдет при изменении спроса на деньги, вызванного увеличением номинального национального дохода, при неизменном уровне предложения денег (рис. 25.5).

Начальное равновесие на денежном рынке характеризуется состоянием в точке E 1 . При процентной ставке i 1 увеличение номинального национального дохода увеличит спрос на деньги, что выразится в сдвиге кривой спроса на деньги из положения M d1 в положение M d2 . Увеличение спросу на деньги будет стимулировать экономических субъектов продавать ценные бумаги, а также брать деньги в ссуду. Это вызовет понижение рыночной цены государственных ценных бумаг и повышение ставки процента. В условиях фиксированного предложения денег состояние равновесия E 2 достижимо тогда, когда процентная ставка повысится до уровня i 2 . При этом величина спроса на деньги соответствует величине предложения денег.

В общем случае спрос на деньги может увеличиться в результате позитивных изменений в национальной экономике : роста номинального национального дохода, изменений в производительных силах, ожиданиях, банковском законодательстве и др. Графически это отразится в сдвиге кривой спроса вправо.

У экономических агентов будет изменяться структура портфеля активов в сторону наличных денег. Это приведет к увеличению продаж ценных бумаг и необходимости изыскивать кредитные ресурсы. Поскольку предложение денег ограничено, то реальными результатами этого в краткосрочном периоде будут рост процентных ставок и снижение курса государственных ценных бумаг.

Если кривая предложения денег имеет наклонный вид, то увеличение спроса на деньги окажет первоначальное влияние на норму процента. По мере того как фактическая норма процента станет превышать норму, намеченную Центральным банком, последний будет снижать норму обязательных резервов или покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Эти действия приведут к росту избыточных резервов коммерческих банков и, следовательно, к увеличению кредитования . Количество денежной массы в экономике будет увеличиваться до тех пор, пока не образуется новое равновесие при новой равновесной величине ссудного процента.

2. Создание «новых денег» банками и мультипликатор денежного предложения

Введение

Деньги - необычайно интересная сфера экономики, важнейший раздел экономической науки. Деньги представляют собой нечто гораздо большее, чем простой инструмент, облегчающий работу экономики. Исправно действующий денежный механизм - это та кровеносная система, в которой происходит кругооборот доходов и расходов, олицетворяющий, в сущности, всю экономику. Хорошо работающая денежная система способствует как полной занятости, так и эффективному использованию ресурсов. Плохо функционирующая денежная система может стать причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, а также разрушить налаженную структуру распределения ресурсов.
Рыночная экономика для своего нормального развития формирует специфический денежный рынок. Денежный рынок- это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег. В основе денежного рынка лежат кредитные отношения. Они основаны на принципах платности, возвратности, срочности и обеспеченности.
Денежный рынок составляет часть финансового рынка. На нем осуществляются краткосрочные сделки с деньгами и ценными бумагами. Важнейшими инструментами операций на денежном рынке являются казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и другие средства расчётов.
Денежный рынок включает в себя институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения денег. Институциональная структура денежного рынка состоит из банков, учетных домов (компаний), брокерских и дилерских фирм, различных фондов и других финансово-кредитных учреждений.
Ключевыми функциями денежного рынка являются сбалансирование спроса и предложения денег и формирование рыночного уровня процента как цены денег. В связи с этим особое значение приобретает понимание механизмов формирования спроса и предложения денег и уровня процента.



Спрос на деньги и предложение денег

Денежная масса- это совокупность всех денежных средств находящихся в хо¬зяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный мо¬мент.
Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят:
1) Агрегат M-1 - («деньги для сделок») - это показатель, предназначен¬ный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
2) Агрегаты М-2 и М-3 включают кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти сред¬ства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».
3) Наиболее полным агрегатом денежного предложения является агрегат L. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность.
Агрегаты М-3 и L более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

Спрос- это потребность хозяйствующих субъектов в денежных средствах для осуществления хозяйственной деятельности.
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег - как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как сред¬стве приобретения прочих финансовых активов, прежде всего облигаций и акций (спекулятивный спрос). Трансакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей.
Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. С увеличением или уменьшением уровня номинального ВНП происходит сдвиг кривой спроса на деньги вверх или вниз.
Спекулятивный спрос определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. По мере уменьшения ставки процента спрос на деньги возрастает. Происходит скольжение вдоль кривой спроса на деньги. Эта зависимость отражается кривой спроса на деньги (рис.1).Кривая общего спроса на деньги обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок, приобретения акций и об¬лигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

Современная трактовка количественной теории основана на понятии ско¬рости обращения денег в движении доходов, которая определяется как:
,
где V - скорость обращения денег;
Р - абсолютный уровень цен;
Q - реальный объем производства;
М - количество денег в обращении.
Если преобразовать формулу: , мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр - величину спроса на деньги, то получим:

Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
- абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги и наоборот;
- уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
- скорости обращения денег. Соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.

Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 являются ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
1) использование денег в качестве средства платежа (трансакционныи мотив хранения денег);
2) обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
3) спекулятивный мотив - хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.
Трансакционный мотив и мотив предосторожности формируют прямую функциональную зависимость между увеличением национального дохода и увеличением спроса на деньги. Спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.

Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж. Кейнса следующими особенностями. Она:
1) рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах ценные краткосрочные бумаги, облигации и акции корпорации и т. п.;
2) рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;
3) включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях при пес¬симистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на день¬ги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;
4) учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

С учетом новейших факторов влияния на спрос формулу его можно записать в таком виде:

Объем спроса на деньги = (Q+, P+, R-, B+, I-, O-),

где Q - реальный объем ВHП;
P - средний уровень цен;
R - уровень ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы;
B - объем богатства;
І - уровень инфляции;
О - ожидание изменений рыночной конъюнктуры.
Знаки (+) и (-), которые стоят рядом с буквами, показывают зависимость изменения спроса на деньги от изменения соответствующего фактора: (+) означает прямую зависимость, (-) - обратную.

На денежном рынке равновесие устанавливается в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения. Оно характеризует состояние рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему денежного предложения. Равновесие на денежном рынке означает, что количество денег, которое экономические агенты хотели бы иметь в портфеле своих активов, равно количеству денег, предлагаемому банковской системой.
На рис. 2 приведены типичные кривые спроса и предложения денег. Кри¬вая предложения имеет форму вертикальной прямой при допущении, что Центральный банк, контролирующий денежное предложение, стремится под¬держивать его на фиксированном уровне независимо от изменений номиналь¬ной процентной ставки. Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках точно 150 млрд. руб. лишь при процентной ставке, равной 7%. При более низкой норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым снижая цены на ценные бумаги, и повышая норму процента, достигая, таким образом, равновесия, и наоборот.

А сейчас оценим влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увели¬чилось со 150 до 200 млрд. руб. (рис. 3).



Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 7 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будут равны 200 млрд. руб. Что произойдет при уменьшении денежного предложения? При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок воз¬вращается к равновесию.

Проанализируем последствия изменения в спросе на деньги (рис.4).



Пер¬воначально рынок находится в равновесии в точке Е при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение.
При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд. руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд. руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм согласно с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.

Итак, в механизме рынка денег определяющую роль играет спрос на деньги. Это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенный запас денег в определенный момент. Спрос на деньги может формироваться под влиянием многих факторов, среди которых различают: изменение объема ВНП, уровня цен, скорости обращения денег, уровня процента и др.
Точно предвидеть спрос на деньги не только тяжело, а иногда просто невозможно.
Предложение денег – это запас денег, которые экономические субъекты готовы предоставить во временное пользование заемщикам. Это экзогенное явление. Предложение денег формируется на основе имеющейся массы денег в обороте и эмиссионной деятельности банков. Поэтому банки, регулируя предложение денег, должны ориентироваться на изменение спроса на деньги, а не наоборот.



Создание «новых денег» банками и мультипликатор денежного предложения

Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различ¬ных видов. Основными функциями коммерческих банков счи¬таются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки за¬нимаются также куплей и продажей ценных бумаг.
Центральный банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбан¬ковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также фи¬нансовым агентом правительства. Центральный банк может выступать как продавец и покупатель на международных де¬нежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Во всех странах Центральные банки формируют и осуще¬ствляют кредитно-денежную политику, контролируют и коор¬динируют деятельность коммерческих банков.
Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и реше¬ний небанковского сектора. Центральный банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд.
Все коммерческие банки должны иметь установленные законом обязательные резервы.
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке.

Величина обязательных резервов = Объем депозитов * Норма обязательных резервов

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ни¬же, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхова¬ния вкладов (эту функцию выполняют специализированные фи¬нансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления кон¬трольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиден¬ных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Од¬нако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы по¬лучить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процент¬ной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обяза¬тельных резервов, тем меньшая доля средств может быть исполь¬зована коммерческими банками для активных операций. Увели¬чение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воз¬действие на динамику денежного предложения.

Как же происходит процесс создания «банковских денег»? Чтобы понять это, рассмотрим схематически простой пример. Допустим, банк получил вклад 100 млн. руб. Очевидно, что он не будет держать эту сумму наличными, а обеспечив необходимый резерв, скажем, 10% от вклада, поместит остальную его часть в ценные бумаги, инвестирует в надежный прибыльный бизнес или выдаст ссуду заемщикам за определенный процент. Тогда баланс банка первой ступени можно представить в виде следующей таблицы:
Банк первой ступени

Активы Пассивы
Резерв ……………………..10 млн. руб. Депозиты……………..….100 млн. руб.
Ссуды и инвестиции……...90 млн. руб.
Итого:……………………..100млн. руб. Итого:…………………….100 млн. руб.

Получив ссуду, предприниматели рассчитываются за купленное сырье и оборудование, а продавцы положат полученную сумму – 90 млн. руб. в банк второй ступени. Его баланс будет выглядеть так:

Банк второй ступени

Активы Пассивы
Резерв ………………………9 млн. руб.
(10 % от 90 млн. руб.) Депозиты………………….90 млн. руб.
Ссуды и инвестиции……...81 млн. руб.
Итого:…………………..…..90млн. руб. Итого:…………………..….90 млн. руб.

Аналогично баланс банка третьей ступени можно представить так:

Банк третьей ступени

Активы Пассивы
Резерв ……………………8,1 млн. руб.
(10 % от 81 млн. руб.) Депозиты………………….81 млн. руб.
Ссуды и инвестиции……72,9 млн. руб.
Итого:…………………..…..81 млн. руб. Итого:…………………..….81 млн. руб.

Этот процесс продолжается до тех пор, пока ни один из банков не будет иметь резервов больше чем 10% от размера вкладов. На каждом этапе такого процесса создаются «банковские деньги» за счет ссуд и инвестиций банков различных ступеней.

Таким образом, общая сумма «банковских денег» М будет равна:

М= 100 млн. руб. + 90 млн. руб. + 81 млн. руб. +… =
= 100 млн. руб. =
= 100 млн. руб. (1/(1-9/10)) =
= 100 млн. руб. * 10 = 1 млрд. руб.

Если обозначить через М количество вновь созданный «банковских денег», через Д – первоначальную сумму (депозиты), то при 10%-ных резервах банк создаст дополнительно денег на общую сумму:

М=Д

Отсюда следует, что создание «банковских денег» зависит от той доли резервов, которая установлена соответствующим законом. В нашем примере она равна 1/10, или 10 %. Это означает, что каждый вложенный рубль создает 10 «банковских рублей». Поэтому величину, обратную норме обязательных резервов, называют мультипликатором денежного предложения или банковским мультипликатором. Мультипликатор предложения денег показывает, во сколько раз возрастает денежная единица, поступившая в банковскую систему:
Мб = 1/N,

где Мб - мультипликатор
N - норма резервов.
Из формулы видно, что если увеличивается норма обязательных резервов, то произойдет уменьшение мультипликатора, что в свою очередь приведет к уменьшению денег в обращении. И наоборот, при уменьшении нормы обязательных резервов, деньги в обращении увеличатся, в этом случае отпадает необходимость в эмиссии денег.
В нашем примере мультипликатор равен 10.

Формулу можно представить в следующем виде:

М = Д * Мб

Из приведенного выше примера видно, что общая сумма созданных «банковских денег» будет в 10 раз больше и составит 1 млрд. руб. Эти деньги создаются всеми банками совместно, т.е. здесь мы имеем дело с проявлением качества присущего всей системе взаимосвязанных банков, а не какого-либо отдельного банка.
Говоря о содержательной стороне процесса создания «банковских денег», следует подчеркнуть, что такие деньги создаются в результате взаимодействия различных банков, так как получив кредит в одном банке, вы покупаете товар, продавец которого кладет полученные деньги в другой банк, открывающий кредит третьему лицу, и этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан первоначальный депозит. В данном процессе участвует и население, которое делает вклады в банк. Кроме того, в создании денег участвуют предприниматели и торговцы, которые берут кредит у банков.

Все рассмотренные расчеты по созданию «банковских денег» основываются, по меньшей мере, на двух ограничениях:

1) предполагается, что все вновь создаваемые деньги остаются в рамках банковской системы. Но в реальной экономической жизни всегда возможно, что новые деньги не поступят в другой банк системы, а будут вложены в сферу обращения либо использованы иным способом (например, хранится как наличные деньги). В таком случае общая сумма «банковских денег» уменьшится на соответствующую величину;
2) банки могут в некоторых случаях держать излишние резервы, считая, например, невыгодным для себя их помещение под низкие проценты. В этих случаях сумма «банковских денег» уменьшается.

Чтобы яснее представить себе, за счет чего создаются дополнительные «банковские деньги», рассмотрим, как поступает отдельный банк, входящий в некоторую систему коммерческих банков.
Допустим, что предприниматель обращается к этому банку за ссудой, например, в 100 млн. руб. Банк может выдать всю сумму наличными, но чаще всего открывает ему текущий счет на эту сумму. В обмен заемщик дает долговое обязательство, в котором указывается, к какому сроку должна быть возвращена ссуда и за какие проценты она получена. Долговое обязательство не является деньгами, но в обмен на нее банк открывает заемщику текущий счет, который дает ему возможность получать деньги. Таким образом, когда банк предоставляет ссуды, то тем самым он создает дополнительные деньги. Вместе с тем если ссуда будет полностью возвращена, то эти деньги аннулируются.
Однако отдельный банк может давать ссуду из своих избыточных резервов в отношении один рубль резервов к одному рублю ссуды. В отличие от этого определенная система коммерческих банков может предоставлять займы, т.е. создавать «банковские деньги», умножая свои избыточные резервы. В нашем примере сумма «банковских денег» превысила первоначальную сумму в 10 раз. Такое превышение обязано взаимодействию между банками в рамках соответствующей коммерческой системы банков. Именно подобное взаимодействие в рамках единой целостной системы приводит к возникновению нового системного качества, которым не обладает ни один банк в отдельности: созданию новых «банковских денег», а тем самым расширению их предложения системой банков. Очевидно, что банку выгодно реализовать свои избыточные резервы в виде ссуд, инвестиций, покупки ценных бумаг и т.п., так как за это он получает определенные проценты. Поэтому в условиях стабильной экономики создание «банковских денег» представляет собой нормальное явление. Важно только, чтобы при этом осуществлялся строгий контроль за состоянием банковских резервов, а именно – кредитование шло за счет избыточных резервов. Кроме того, необходимо, чтобы сами банки заботились о возврате ссуд, для чего тщательно изучали финансовые и материальные возможности своих заемщиков.


Заключение

В этой контрольной работе были рассмотрены следующие вопросы: спрос на деньги и предложение денег, и создание «новых денег» банками и мультипликатор денежного предложения.
Предложению денег и спросу на деньги отводится одно из центральных мест в макроэкономическом анализе. Спрос на деньги - одно из ключевых и самых сложных явлений рынка денег. Его изучение является центральной проблемой современной теории денег, а успехи в его познании определяли развитие этой теории в XX ст., открывали возможности эффективного регулирования рынка денег через механизмы и инструменты денежно-кредитной политики.
Предложение денег - вторая сила, которая, взаимодействуя со спросом, определяет конъюнктуру денежного рынка. Это желание экономических субъектов одолжить определенную часть своих активов ради получения доходов. Регулирование предложения денег свойственно рыночной экономике постоянно.
Равновесие на рынке денег имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень ставки процента, при котором достигается стабилизация конъюнктуры этого рынка.
Коммерческие банки, выдавая кредиты и открывая текущие счета, увеличивают денежную массу. Кредитные ресурсы каждого отдельного коммерческого банка определяются величиной его избыточных резервов, представляющих собой разность между фактическими и обязательными резервами. Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы, благодаря действию эффекта банковского мультипликатора. Он представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы.
Манипулируя нормой обязательных резервов, используя эффект мультипликатора, ЦБ расширяет либо сжимает денежную массу в зависимости от конкретных целей денежно- кредитной политики.

Список использованной литературы.

1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Изд-во «Проспект», 2001.
2. Основы экономической теории. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
3. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2007.
4. Васина С. А. Лекции по экономической теории, 2007.

Предложение денег - это количество денег, доступных для использования в экономике.2 В современных экономиках предложение денег определяется центральным банком, в Соединенных Штатах - Федеральной резервной системой.

Подробное объяснение того, как центральные банки управляют предложением денег, увело бы нас сейчас далеко от тех проблем, которые рассматриваются в данной главе, поэтому мы вернемся к этой теме в главе 14. Однако, для того чтобы уловить основную идею, давайте рассмотрим простую гипотетическую ситуацию, в которой деньги существуют только в форме наличности. В этом случае для увеличения предложения денег центральный банк должен только увеличить количество денег в обращении. Каким же образом это можно сделать?

Один из способов, который близок к тому, что используется на практике, - это печатание центральным банком новых денежных знаков для скупки таких финансовых активов, как государственные обязательства, находящиеся во владении физических и юридических лиц (публики). Производя этот обмен, публика увеличивает свои денежные запасы, следовательно, количество денег в обращении также увеличивается. Когда центральный банк использует деньги для покупки государственных обязательств у публики, что увеличивает предложение денег, то говорят о проведении покупки на открытом рынке.

Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк может провести и обратную операцию, продавая имеющиеся у него государственные обязательства публике за деньги. После того как центральный банк изымет полученные деньги из обращения, предложение денег уменьшится. Когда центральный банк продает государственные обязательства публике для уменьшения предложения денег, эта операция называется продажей на открытом рынке.

Покупки и продажи на открытом рынке в совокупности называются операциями на открытом рынке.

Кроме покупки государственных обязательств у публики центральный банк может также увеличить предложение денег, выкупая новые выпуски государственных обязательств непосредственно у правительства. Например, если ми-нистерству финансов страны необходим $1 млрд для оплаты партии новых истребителей, оно может выпустить какую-либо разновидность государственных обязательств на $1 млрд и передать их центральному банку в обмен на вновь напечатанные деньги на сумму в $ 1 млрд. Затем министерство финансов перечисляет этот $1 млрд производителю истребителей. После того как министерство финансов распорядилось этими деньгами, количество денег в обращении - величина денежной массы - увеличилось на $1 млрд. Этот второй способ увеличения предложения денег для финансирования государственных расходов рассматривается как печатание денег. Эта практика является наиболее распространенной в бедных странах или в странах, ведущих военные действия или столкнувшихся с природными катастрофами, где государственные расходы часто намного превышают сумму средств, которые могут быть собраны посредством налогов.2

Для обсуждения материала в остальной части данной главы мы примем допущение, что величина денежной массы в экономике равна М долларов и определяется центральным банком. Величина М может быть представлена агрегатами М1, М2 или каким-либо иным измерителем денежной массы. Однако для разработки теоретической модели не имеет значения, какой из измерителей денежной массы М будет использоваться.