Российская экономика в начале XX века. Экономика России в начале XX века

Процесс формирования монополистического капитализма был характерен для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, исторических - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы.

Во-вторых, экономико-географических - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением.

В-третьих, социально-политических - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

В-четвертых, национальных - различный уровень экономического и социокультурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма.

В процессе монополизации в России можно выделить четыре этапа:

1880-1890-е гг. - возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков;

1900-1908 гг. - создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрация банков; 3. 1909-1913 гг. - создание синдикатов «по вертикали», объединявших предприятия по закупке сырья, по его производству и сбыту; возникновение трестов и концернов; сращивание промышленного «банковского капиталов, создание финансового капитала;

1913-1917 гг. - возникновение государственно-монополистического капитализма; сращивание финансового капитала, монополий с государственным аппаратом.

Россию принято относить ко второму эшелону модернизации. Существуют разные точки зрения исследователей на вопрос об уровне развития капитализма в Росси: средний или слабо-средний. Кроме того, наряду с мнением о «догоняющем» характере российской модернизации (формационный подход) существует мнение и об особом пути развития России, о ненужности и бесперспективности «гонки за лидером» (цивилизационный подход).



Особенности

1. В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства.

2. Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры.

3. В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена прежде всего крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема.

4. Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической.

5. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.

6. Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.

7. Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:

  • в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;
  • в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);
  • в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;
  • в существовании значительного государственного сектора в экономике;
  • в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;
  • в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).

Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

  • многоукладный характер экономики - наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;
  • неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;
  • зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 - 1904 и 1907-1910 гг.;
  • сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2-3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на пушу населения и технической вооруженности труда;
  • российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества;
  • наличие мощного бюрократического капитала, представлявшего собой громадное государственное хозяйство - колоссальный земельный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, предприятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами.

Промышленность

Для России была характерна цикличность.

Кризис 1900-1903 гг. – падение цен, сокращение производства, массовая безработица.

1901 – паровозостроительный синдикат «Продпаровоз»

1902 – синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа»

1904-1908 гг. – спад темпов промышленного производства (депрессия).

С 1909 промышленный подъем, связанный с ростом военных заказов, широким вложением финансовых (в том числе и иностранных) средств. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое.

2-е место в мире – добыча нефти

4-е – машиностроение

5-е – добыча угля, железной руды, выплавка стали

В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторых отраслей (автомобиле- и самолетостроения) вообще не было. В производстве промышленных товаров на душу населения Россия отставала от ведущих капиталистических стран в 5-10 раз.

Сельское хозяйство

Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства:

  • зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному
  • перенаселению и истощению земель;
  • зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;
  • маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15-20% всех крестьян);
  • месторасположение России - «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;
  • сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.

Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства.

В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.

Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.

В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.

В конце XIX - начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.

Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900-1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему. После русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн. рублей.

Транспорт

В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891-1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.

По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.

Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий.

В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.

Реформы С. Ю. Витте

Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.

При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.

В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

усиление роли государства в экономике:

Введение единых тарифов на железных дорогах;

Государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;

Сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

Расширение государственного сектора в промышленности;

Активизация деятельности Госбанка;

Введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:

Гибкое налоговое законодательство;

Борьба с дефицитом бюджета;

Укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);

Умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов.

Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окружении паря.

Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905-1907 гг.

P.S. Налоги и повинности народов Сибири в начале XX века (Лев Дамешек)

Неравномерность раскладки налогов и податей, высокие их размеры порождали устойчивые и многочисленные недоимки, отмечаемые у всех категорий коренных жителей. У оседлых «инородцев» Енисейской губернии за 5 лет (1895 - 1900) недоимка по государственным земским повинностям составляла в среднем 62%, по частным земским повинностям- 71,4 %. У кочевых «инородцев» эти показатели составляли соответственно 19,5 и 32,8 %. Несоответствие размеров налогов уровню платежеспособности сельского аборигенного населения порождало недоимки и по другим идам податных платежей. Источники отмечают хронические недоимки по уплате подушной и оброчной податей -основного вида податного обложения оседлых аборигенов. В Енисейской губернии недоимки по подушным сборам составляли 15,7, оброчным - 7,5%. Замечаемое по временам некоторое сокращение недоимок по окладным платежам объясняется отнюдь не повышением платежеспособности аборигенов, а беззастенчивым выколачиванием их царскими властями, особенно при взыскании местных податей. При этом широко практиковались конфискация имущества и пpoдажа его с торгов, арест родоначальников и сельских старшин, другие формы административного принуждения, вплоть до посылки воинских команд. Но, несмотря и на эти меры, недоимки постоянно возрастали. В Тобольской губернии, например, после перевода части кочевников в категорию оседлых податная система легла на инородцев еще тяжелее. В 1891 г. недоимки исчислялись в 87566 руб., что составляло 140 % годового оклада, в 1901 г.- уже 98023 руб. В Якутской области в 1892 г. недоимки по земским платежам составляли 187 664 руб. К 1900 г. благодаря «стараниям администрации» размер их сократился до 116 589 руб., однако дальнейшее взыскание недоимок оставалось для местной администрации проблематичным.

В итоге отметим, что в рассматриваемый период подати и повинности коренного населения Сибири по форме и содержанию носили смешанный характер. В совокупном обложении народностей края на долю местных и личных обязанностей приходилось Ее менее 50% денежных платежей. Подати и повинности оседлых аборигенов на практике ничем не отличались от податных обязанностей русского крестьянства. Однако наиболее характерной формой податных обязанностей кочевых и бродячих «инородцев» - абсолютного большинства коренного населения - был ясак.

1. Особенности российского капитализма и ее экономики в начале 20 века.

2. Основные монополии, банки, финансовые группы.

3. Влияние Первой Мировой войны на экономику России. Государственное регулирование экономики России.

Особенности российского капитализма и ее экономики в начале 20 века.

В начале 20 века Россия занимает 5 место по объему промышленного производства (с Японией и Францией).

Особенности российского капитализма.

Российский капитализм не отличался от западно-европейского капитализма, но имел свои особенности. Российский капитализм может быть назван военно-феодальным, оплетенным густой сетью отношений докапиталистических. Особенностью российского капитализма сводилась к высокой степени концентрации производства и концентрации рабочего класса. Так на предприятии с рабочими свыше 500 человек было занято 54,6% численности рабочего класса России (США – 33%). Особенность российского капитализма сводилась так же к тому, что ввоз капитала преобладал над вывозом. Особенности российского капитализма отложили свой отпечаток на экономику страны, на ее социальное развитие.

Экономика России в начале 20 века

Так Мировой кризис 1900 – 1903 гг. для многих стран закончился в 1903 г, а в России он затянулся почти до 1910 г. Кризис с особой силой поразил те отрасли, которые наиболее быстро развивались в пореформенный период – это угольная, металлургическая, нефтяная промышленности.

И только русско-японская война внесла оживление в военной промышленности, тяжелой промышленности, однако резко сократилось производство легкой промышленности. С 1909 г. в экономике России началось оживление, которое переходит в экономический подъем. За 1900 – 1913 гг. средний ежегодный темп прироста крупной промышленности составил 6,3%. За период от реформы 1861 г. до начала Первой Мировой войны производство промышленной продукции увеличилось в 12,5 раз (в Германии в 7 раз, во Франции в 3 раза).

Сельское хозяйство в России остается главной отраслью. Владельцами земли были дворяне, крестьяне, купцы, духовенство, мещане. Значительная часть земли находилась в собственности государства, но крупными собственниками земли оставались помещики. После отмены крепостного права в России начинает развиваться аренда земли. В 1901 г. в аренду сдавалось 19% частно-собственной земли. Для России была характерная кратковременная форма аренды земли (Например годовая). Наличие феодальных пережитков в деревне послужило классовым и социальным противоречиям, которые выразились в обострении классовой борьбы между помещиками и крестьянами.

Столыпинская аграрная реформа.

В начале 20 века происходят крестьянские восстания в центральных губерниях, в Поволжье, Закавказье. Поэтому аграрный вопрос выдвигается на первое место. Начинает разрабатываться новая аграрная реформа с 1906 г. Во главе реформы стоит премьер-министр Столыпин. Реформа состоит из 3х пунктов:

1. Разрушение общины и осаждение кулака в деревне.

2. Продажа крестьянам через крестьянский поземельный банк помещичьих земель.

3. Переселение крестьян на окраины и, прежде всего, в Сибирь.

Переселенческая политика в некоторых губерниях не удалась. В 1911 г. обратно вернулось около 60% переселенных крестьян. 40 млн. десятин земли, принадлежавшей императору Николаю 2, были переданы крестьянскому поземельному банку.

В 1913 г. после реформы в России были собраны рекордные урожаи хлеба. К февралю 1917 г. крестьяне на началах собственников и аренды имели 90% всей пахотной земли в России.


Современная экономика США и ее проблемы

Уже в начале 20 века США выделились как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. После второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР, США остались единственной сверхдержавой. И, несмотря на то что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетия американская экономика является главной стабилизатором и локомотивом мировой экономики.

Общая характеристика экономики США

На всем протяжении американской истории социально-экономическому развитию страны способствовали благоприятный географические и природные факторы, такие как

Обширная территория, допускающая постоянную экспансию населения и экономики

Преобладание умеренных зон, благоприятных для сельского хозяйства, богатство ресурсов, полезных ископаемых

Наименьшее среди великих держав, зависимость от импорта сырья, особенно нефти

Свободный доступ к двум незамерзающим океанам

Отсутствие соседей, способных серьезно угрожать безопасности интересам США

Положительное влияние имело также большее, чем у других развитых стран социально-политическая стабильность США. Почти полтора века в этой стране не было революций, переворотов, неконституционной смены власти, массовых волнений, сопровождавшихся насилием.

В настоящее время США является ведущей страной в мировом хозяйстве, одним из крупнейших по территории, населению государством мира. Они занимают территорию площадью около 9.3 млн. кв. км. на которой проживает более 265 млн. человек или 1.7% населения мира.

По масштабам хозяйства США значительно опережают любую другую промышленно развитую с рану. Один лишь федеральный бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и германии.

Огромен, ас следовательно, и чрезвычайно привлекателен для производителей и инвесторов американский внутренний рынок. Он поглощает примерно 90% всего объема внутреннего производства и, кроме того, значительную часть продукции, которая создается в других странах, в том числе и развивающихся.

По масштабам хозяйства США значительно опережают любую другую промывшленно развитую страну. Один лишь федеральный бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и Германии.

Огромен, а следовательно и чрезвычайно привлекателен для производителей и инвесторов американский внутренний рынок. Он поглощает примерно 90% всего объема внутреннего производства и,кроме того, значительную часть продукции, которая создается в других странах, в том числк и развивающихся. Только промышленность США потребляет около 1/3 сырья, добываемого в мире, а также имеет самый емкий рынок машин и оборудования, на долю которого приходится свыше 40 % реализуемой в развитых странах продукции машиностроения.

США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новей2шие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

Страна расходует огромные средства на НИОКР (до 40% мировых затрат, 162 млрд. Долл. В 1992 г.). Ежегодные ассигнования на эти цели превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятых. Велика также доля СШа в общем объеме экспорта наукоемкой продукции в современном мире, которая составляет не менее 20%.

Прочные позиции на мировых рынках занимают американские ТНК, заграничные предприятия которых обеспечивают производство товаров и услуг в объеме примерно 3 трлн. долл. В год (почти 40% ВНП США). Они оказывают огромное влияние на экономику стран, где эти предприятия работают. Некоторые исследователи даже считают, что сегодня существуют 2 американские экономики: одна- на территории США, другая- в иных странах.

Объем производства ВНП США достигает более 7 трлн. Долл. В год. Ход экономических процессов здесь является одним из главных генераторов развития всей мировой экономики. Деловая активность в США служит своего рода барометром для мировой экономики, реально влияет на движении цикла и ход экономического развития в других странах, на структуру мировой торговли.

Хотя США уступают некоторым странам(Швейцарии, Японии, Швеции) по показателю ВВП на душу населения, в целом по уровню жизни они превосходят большинство развитых стран. На это к примеру указываете тот факт, что на единицу стандартной продовольственной корзины в 1993, житель большого города США должен был работать в среднем 2,4 часа (против 4.6 для жителя Токио, 5.2 – Парижа, 3.5 – Лондона, 4.4- Рима).

Душевое потребление говядины и мяса птицы в США больше чем во всех других развитых странах. Несколько выше показатели обеспеченности жильем, владение автомобилями и некоторыми хозяйственными приборами (хотя эти различия не слишком велики). Достаточно высоки также показатели образованности американского населения. Так доля мужчин старше 215 лет, имеющих высшее образование (4-х летний колледж и более высокое образование), возросла с 10% в 1960 году до 26% в 1995 году, женщин – с 6% до 20%.

Значительные успехи достигнуты в сфере охраны окружающей среды. Под влиянием жесткого законодательства и при многообразном участии государства расходы на эти цели в реальном исчислении возросли с 1972 по 1997 г. более чем на 10% и достигли 2% ВВП, что равно половине военных расходов.

Несмотря на все вышеупомянутое для США характерен ряд серьезных, прежде всего социально-политических проблем.

Во- первых, при исчезновении главного стратегического противника и отступление угрозы глобальной войны, сохраняется \опасность локальных войн и терроризма.

Во-вторых, несмотря на известные достижения, смягчение расовой проблемы, ее осторота велика, особенно потому, что расовые различия, в большой мере совпадают с различиями в экономическом и социальном статусе.

В-третьих, преступность и число заключенных в США (по отношению к общей численности населения) на порядок выше, чем в других развитых государствах, таких как например, Япония или Скандинавские страны. Серьезную нагрузку на бюджет оказывают также наркотики и СПИД, которые представляют для США более серьезную проблему чем для других развитых странах.

В-четвертых, сохраняется опасность глубокого экономического кризиса (хотя еще одна Великая депрессия вряд ли возможна), поскольку устойчивости финансовой сферы, существенно больше связанной с мировым рынком, чем в 30-е годы, не гарантированы.

В-пятых, США имеет тенденцию жить не посредства, что проявляется в низкий норме личных сбережений при высокой кредитной задолженности населения, дефицитности (до самого недавнего времени) государственного бюджета, в пассивном сальдо торгового и текущего платежного баланса.

Наконец, в –шестых, разрастание социальных программ постепенно приводит к образованию устойчивого общественного строя, живущего за счет государственных пособий разного рода, что повышает социальное напряжения в обществе, ибо главном плательщиком налогов по-прежнему является средний класс.

Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая программа Р. Рейгана

В послевоенный период можно выделить следующие периоды развития, отличающиеся характером применяемых технологий, целями государственного регулирования экономики и положением США в мировом хозяйстве.

Первый период – время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Основное его содержание – переориентация экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение потребительского спроса, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. На международной арене США обладали абсолютными экономическим превосходством и всемирно содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла, активно наращивая вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.

Второй период начался с кризиса 1957-1958 гг. и завершился кризисом 1973-1975 гг. Для него характерны расширение поточного производства, ориентированного на выпуск стандартной продукции для массового потребителя, а также бурное развитие НТП в этом направлении. В государственном регулировании экономики господствовали представители кейнсианства. Произошли крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве страны Западной Европы и Японии становиться активным конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на собственном, внутреннем США. Кроме того, наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают(хотя и в скромной мере) немецкая марка, японская иена и ряд других валют.

На протяжении 70-80-х годов динамика многих важных показателей, характеризующих международные экономические позиции США, была отрицательной. Доля США в совокупном ВВП стран- членов ОЭСР упала с 42.3% в 1961 до 38.7% в1984: доля в промышленном производстве развитых стран понизилась с 39.5% в 1960г. до 36.7% в 1983г.; в мировом экспорте _ сократилась с 18.2% в 1960г. до 12.4% в 1980г.

В 1985 г. из крупнейшего кредитора США превратились в “страну-должника”, когда дефицит платежного баланса за 1984г. почти вчетверо превысил уровень чистых активов. Замедление темпов экономического роста в стране привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения здесь был ниже, чем в ФРГ, Англии и Франции, и лишь на 15% превышал японский.

Относительное ослабление экономических позиций США в тот период обусловлено действием ряда факторов. Первый фактор – низкий уровень номы накопления капитала внутри страны по сравнению с ее конкурентами, что обусловило медленное обновление основного капитала и снижение темпов роста производительности труда.

Другой важный фактор – сокращение “технологического разрыва” между США и конкурентами, наблюдавшееся в 60-70-е годы, а в некоторых областях продолжавшееся и в 80-х годах.

Хотя США по абсолютным размерам затрат в середине 80-х годов все еще направляли на НИОКР больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония вместе взятые, однако их доля в ощей сумме расходов крупнейших стран – членов ОЭСР продолжала сокращаться (с 70% в 1969г. до менее 50% в 80-х годах). На сокращение “технологического разрыва” указывало и сближение США с другими развитыми странами по числу научных работников, а также по изменениям в сфере патентования новой техники и технологии.

Наконец, фактором ухудшения экономических позиций США послужило их длительное отставание от других развитых стран по темпам роста производительности труда. В 1960-1982 гг. ее среднегодовые темпы в обрабатывающей промышленности были в 3.5 раза ниже, чем в Японии, и вдвое ниже чем в ФРГ, во Франции, в Италии и Голландии.

Третий период начался с конца 70-х годов. Рост мировых цен на сырье подоткнул экономику страны к переходу на новые технологии, в результате чего ее экономическое развитие стало в большой мере ориентироваться на мировую экономическую систему. Существенно возросла роль денежной политики в регулировании экономики. В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США.

Именно в такой обстановке на рубеже 80-х годов сформировался новый подход в государственной политике, который получил название “рейганомики” (по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана). Он затронул микро - и макроуровень экономики страны, также характер их сочетания друг с другом.

Следует отметить, что “рейганомика” явилась лишь одним из вариантов неконсервативной политики, которая на протяжении 80-90-х годов, применялась во всех развитых странах и получила название “консервативной волны”. Неоконсерватизм, возникший как реакция на ухудшение условий капиталистического воспроизводства, выдвинул на первый план задачи рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиления интернационализации капитала.

В конце 70-х годов действовавшая до этого в США система регулирования привела к замедлению экономического роста, нарастанию бремени госаппарата, увеличению налогообложения, торможению роста конкурентоспособности американских товаров. Это привело к тому, что кейнсианство уступило место “новой” либеральной концепции монетаризма, которая выдвигала требования ослабления прямого вмешательства государства в экономику и переходу к широкой государственной поддержке частного предпринимательства и рынка.

Монетаристская теория американского экономиста М.Фридмена стала основой экономической программы президента Р.Рейгана. Она носила название» Новое начало для Америки. Программа экономического возражения ” и включила следующие основные пункты: налоговую реформу, реформу амортизации, антиинфляционную кредитно-денежную политику, реформу дерегулирования экономики США.

Сущность данной экономической программы сводилась к следующим положениям:

1.Существеному ограничению роста расходов федерального правительства (прежде всего гражданских, т.е направляемых на социальные программы);

2.Значительному снижению ставок подоходного налога и предоставлению корпорациям крупных налоговых льгот, направленных на стимулирование производственных капиталовложений и соответственно экономического роста;

3.Ослаблению государственной регламентации предпринимательской деятельности (сокращение числа правил, форм отчетности, требований к производственной и рыночной деятельности, обязательности к выполнению, по охране окружающей среды и.т.д.);

4.Проведению Федеральной резервной системой (ФРС) ограничительной кредитно-денежной политики, направленной на ослабление инфляций.

В результате проведения курса Р.Рейгана были достигнуты стабильный экономический рост реального ВНП (на 3-4,% а год до 1988г.) и снижение уровней инфляции и безработицы (с 9,4 и 7,6% в 1981г. до 3,7 и 5,5% в 1988г. соответственно). Хозяйственный подъем проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом НТР. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13%. Объем личного потребления на 1\3превысили уровень 1979г. что было связанно с увеличением численности занятых более чем на 17 млн. человек.

Однако за эти успехи пришлось заплатить огромным бюджетным дефицитом, который побил все рекорды послевоенной истории как в абсолютном, так и в относительном (применительно к ВВП) измерении, а также серьезным ухудшением внешнеэкономических позиций США. Первый в отдельные годы превышал 200 млрд. долл., второе проявилось в отрицательном сальдо платежного баланса по текущим операциям, которое выросло с 5 млрд. долл. В 1981 г. до 127.1 в 1988 г. Еще более снизился показатель ВНП на душу населения. Уже 10 стран опережали США по этому показателю. Упала средняя заработная плата: в 1990 г. часовая оплата равнялась 14.8 долл. Против 17.9 долл. В Дании, 21.5 – в ФРГ, и 21.9 – в Швеции.

Экономический курс правительства Б. Клинтона (1992-1996 гг.)

В конце 89-х годов, после шестилетнего подъема, наступил период резкого замедления темпов роста экономики, который составил около 1% в год против 3.8 в среднем за 1982-1988 гг. Кроме того, американская экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последенего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства и корпораций составляла около двух объемов ВНП.

Острейшими экономическими проблемами начала 90-х стали дефицит государственного бюджета (почти 290 млрд. долл.) и растущий государственный долг (около 4 трлн. Долл.). Это привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению части заемщиков с рынка ссудных капталов и к другим негативным последствиям.

Таким образом, проведя в жизнь основные реформистские идеи неоконсерватизма, правительство Р. Рейгана, а затем и Дж. Буша почти полностью исчерпали его возможности. Особенно ярко это проявилось в значительном понижении удельного веса налогового комплекса в экономике, что очень сильно ослабило стабилизационные возможности федерального бюджета.

Победа представителя демократической партии Б. Клинтона на президентских выборах 19992 г. фактически означала конец консервативной волны и переход к более взвешенной макроэкономической политике. Экономический курс правительства Б. Клинтона был направлен на оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса. Во главу угла был поставлен пересмотр всего комплекса консервативной бюджетной политики республиканских администраций. В сфере госбюджета это означало кардинальный разрыв с подходами предшественников и прямое признание позитивной роли государственного макроинструментария (хотя о “классическом” кейнсианском стимулировании совокупного спроса через увеличение бюджетных расходов почти не говорилось).

17 февраля 1993 г. президент объявил о своей экономической программе, а весной и летом того же года она была одобрена конгрессом. В программе выделялись 3 части. Первая, стимулирующая компонента, имела целью преодоление спада. Вторая представляла собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной капитал страны и должна была дать толчок модернизации экономики. Третья была направлена на сокращение государственного дефицита и создание, таким образом, более благоприятных условий для кредитования американской экономики.

Уже с осени 1993 г. начал проявляться экономический подъем. Темпы прироста ВНП составили 3.5-4.5%. Однако некоторое время экономический рости шел довольно вяло. Сохранение застойных явлений в большинстве отраслей материального производства было следствием почти четырехлетней депрессии (1989 – 1992 гг.), которая, однако, не привела к полнокровному кризису и глубокому спаду производства. Тем не менее продолжительный период замедленного экономического роста выполнил свойственную кризису “очистительную” функцию, освободив экономику США от балласта.

Кроме того, к 1992 г., в основном завершился острый кредитно- финансовый кризис, который был связан с накоплением корпоративной и потребительской задолженности в период подъема 80-х годов, с глубоким кризисом на рынке недвижимости и серьезным ухудшением положения банков и других финансовых учреждений. Сокращение числа проблемных банков и сосредоточение большей части финансовых активов в банках устойчивых и надежных привели в 1993 г. к росту их чистого дохода и нормы прибыли. Это позволило банкам облегчить стандартные условия получения кредитов, расширив доступ к ним населения, а также мелких и средних предпринимателей.

Новому хозяйственному подъему способствовало замедление инфляционных процессов. Прирост оптовых цен на готовую продукцию понизился с 5% в начале 90-х годов до 1.2% в 192-193 гг., потребительских цен – соответственно с 5.4% до 2.8 – 3.0%.

Произошли существенные изменения в соотношении основных компонентов спроса, стимулирующих экономический рост. Особенно усилилась роль инвестиций в активные элементы основного капитала, прежде всего в средствах электронной техники и связи. Почти половина инвестиций направлялась на закупку компьютеров (против 10-12% в конце 70-х годов). На обновление парка электронной техники направлялось до 1/4 инвестиций. Этому способствовало быстрое снижение цен (в среднем на 10-15% в год) на компьютеры и телекоммуникационное оборудование.

Значительно выросли и потребительские покупки товаров длительного пользования, прежде всего автомобилей и бытовой техники. Причем в разряд последней попал персональной компьютер. Доля населения в их продажах достигла 30% и продолжает повышаться. Сейчас домашний компьютер имеют уже более 32 млн. американских семей. Ежегодно на 40% возрастает количество пользователей радиотелефонами. Интенсивное обновление и расширение производственного аппарата на основе электроники, информатики и новейших средств связи сыграло ведущую роль в экономическом подъеме 90-х годов, предопределило его большую продолжительность.

Произошли заметные подвижки и в производительности труда. Ее среднегодовой прирост в частном секторе экономики составил 2% (против 0.8% в 80-е годы). За счет роста производительности труда в 1993- 1994 гг. обеспечивалось около 90% прироста ВВП против 75% в начале 60-х годов, когда наблюдались сходные темпы роста данного показателя.

Особенностями экономического подъема 90-х годов являются:

Американское государство, выполняя функции удовлетворения социальных потребностей различных групп населения, играет все возрастающую роль в развитии социально-экономической системы США. Оно решает такие задачи, как: определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно – финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно- технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности. Причем роль государства в экономике проявляется не в прямом контроле над средствами производства, а через регулирование экономических процессов.

Главным инструментом такого регулирования, а также перераспределение валового внутреннего продукта является федеральный бюджет. Через него перераспределяется около 20% объема ВВП. Это значительно меньше, чем в других развитых странах, но гигантские масштабы американской экономики придают федеральному бюджету впечатляющую весомость (примерно 1.8 трлн. долл.). В мировых государственных расходах на долю США приходится около 20%, хотя в стране проживает меньше 5% населения Земли. Получается, что в пересчете на душу населения американские государственные расходы превышают общемировой стандарт примерно в 4 раза.

Все вышесказанное позволяет сделать некоторые обобщения, касающихся бюджетной, денежно – кредитной, социальной и научно- технической политики правительства США, а также их последствий, как для американской, так и для мировой экономики.

Бюджетная и денежно - кредитная политика США

“Консервативная революция” республиканцев была нацелена преимущественно а налогово- бюджетную область и бюджетные приоритеты. В ее ходе форсированными темпами росли военные расходы и тормозились социальные программы.

За годы холодной войны военные расходы Вашингтона составили гигантскую сумму – 13 трлн. долл. В ценах на 1996 г., почти равнялось двухгодовому объему ВВП США. Именно эти расходы стали одной из причин роста государственного долго США, который к концу века достиг астрономической цифры в 5,5 трлн. долл. Военные расходы на душу населения в 80-е годы примерно в шесть раз превышали общемировой показатель, в три раза – соответствующие расходы западноевропейцев и в шесть раз – японцев.

После окончания холодной войны США в целом успешно решили проблемы сокращения вооруженных сил и конверсии промышленности, избежав спада производства и роста безработицы, как было после первой и второй мировых войн. Ассигнования на военные цели в 1996 г. составили всего 16.9% федерального бюджета и 3.6% ВВП. Нынешний бюджет пентагона почти вдвое меньше военных расходов, запланированных рейгановским министром обороны К. Уайнбергером. К середине 90-х годов, по планам последнего, военный бюджет должен был вырасти еще почти в 2 раза и составить примерно 450 млрд. долл. В реальности оборонные расходы США держатся на уровне 260 млрд. долл.

Нынешний уровень военных расходов (примерно 3.4% ВВП) вряд ли можно назвать обременительным для американской экономики. Вместе с тем он позволяет мощные, хорошо оснащенный вооруженные силы численностью примерно 1.5 млн. человек (в 1.5 раза меньше, чем 10 лет назад).

“Военное кейнсианство” Р. Рейгана помогло успешно провести экономику через 80-е годы и выиграть “холодную войну”. Однако к концу десятилетия как специалисты, так и многие американцы стали понимать, что рост военного потенциала происходит в итоге за счет внутреннего развития, истощения экономики. Поэтому Б. Клинтон в центр своей стратегии и поставил сокращение федерального бюджетного дефицита.

В оду осуществления стратегии Б. Клинтона были сделаны следующие конкретные шаги.

Во-первых, значительно повышены основные федеральные налоги – индивидуальный подоходный, на доходы корпораций, а также взносы по социальному страхованию. Например, максимальная базисная ставка подоходного налога была увеличены до 36% и дополнительно введен 10%-й налог (прибавляемый к основному) для лиц, зарабатывающих свыше 250 тыс. долл. в год. Такое повышение дало ожидаемые результаты. Налоговые сборы увеличились и к 1996 г. доходы от федерального индивидуального подоходного налога достигли 8.6% ВВП, тем самым достигнув уровня 1980 г., когда началось их снижение, которое проводилось в рамках проводимой Р. Рейганом политики, базировавшейся на концепции “экономики предложения”.

Система корпоративных налогов также была скорректирована по образцу индивидуального подоходного налога. Была, в частности, повышена верхняя налоговая ставка на прибыль корпораций (третьего по значению источника доходов федерального бюджета), а также усилена многоступенчатая дифференциация налоговой шкалы. Реформа Клинтона способствовала увеличению сборов федеральных корпоративных налогов (к 1995 г. их удельный ЕС в общей доле федеральных поступлений достиг 11.8% также достигнув уровня 1980 г.).

Наконец, эволюцию, отличную по форме, но “созвучную” главной черте развития федеральных подоходный налогов, в 90-е годы проделали и взносы по социальному страхованию. После трех десятилетий интенсивного роста (в 60-80-е годы) эти налоги приблизились к удельному весу индивидуального подоходного налога.

Важно отметить, что постепенно, но неуклонно повышая и ставки налогообложения, и пределы налогооблагаемого дохода, американская бюджетная система превратила налоги по социальному страхованию (особенно главный из низ, так называемый“налог OA SD”-комплексный налог по пенсионному страхованию, страхованию на случай потери кормильца и трудоспособности, а также по медицинскому страхованию) в весьма значительный регрессивный налог с очень широкой сферой охвата. В результате на этом довольно высоком уровне ставок налогообложения и налогооблагаемого дохода общие сборы налогов по социальному страхованию настолько возросли, что с 90-х годов стало возможным говорить о качественном изменении их “функционального строения” и финансово – экономической роли. Фактически они стали выступать как блок регрессивных “квази – подоходных налогов”, которые благодаря своему весу в федеральном бюджете еще сильнее снизили степень прогрессивности его налоговой структуры. В то же время вследствие “связанного характера” своей законодательной организации они стимулировали развитие “социальной ориентации” американской налоговой системы.

Во вторых, коренным образом пересмотрена расходная часть федерального бюджета, которая переориентирована на сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики.

Последнее подразумевало стимулирование государственных инвестиций в науку и технологию, образование и переподготовку рабочей силы, здравоохранение.

Расходы федерального бюджета США в рассматриваемой период также претерпели значительные изменения. Прежде всего, они были несколько урезаны. Увеличение доходов связывалось с сокращением расходов. Причем эта политика ориентировалась не столько на общее сокращение государственных расходов (как предлагали в свое время республиканцы), сколько на их реструктурирование с сохранением явной приоритетности ассигнований на науку и образование, признанных особо важными для национальной конкурентоспособности и долгосрочного роста.

Произошло постепенное снижение военных расходов. Во всей “военной группе” расходов федерального бюджета несколько увеличилась доля расходов по статье “Наука, космос, и технология”. Что касается блока федеральных социальных расходов, то в 1980 – 1997 гг. в целом был зарегистрирован их рост в 3.6 раза (с 292 млрд долл. в 1980 г. до 95 млрд долл. в 1997 г.).

По ряду направлений социальная ориентация бюджета усилилась особенно заметно. Здесь речь идет главным образом о социальной инфраструктуре, финансируемой по статьям “Социальное страхование”, “Здравоохранение” и “Медикэр” (медицинское обслуживание пожилых граждан старше 65 лет). Рост статей “социальной инфраструктуры” был примерно двукратным. Наконец, стабилизировалась доля расходов на выплату процентов по государственному федеральному долгу.

Главная долгосрочная проблема государственных финансов США обусловлена четкой демографической тенденцией к росту в общей численности населения доли нетрудоспособных лиц старших возрастов при сокращении доли активной части.

Бюджет и налоги – главная сфера взаимодействия законодательной (конгресс) и исполнительной (правительство во главе с президентом) ветвей власти. Бюджетные проблемы все больше становятся объектом борьбы между ними и контролирующими их политическими силами – соответственно демократами и республиканцами.

В “противостоянии” Конгрессу президент опирается на свое административно – бюджетное управление (АБУ), которое является центральным органом в системе исполнительной власти США, приводящим в действие рычаги бюджетно- налогового регулирования. Его контрольные функции – подготовка ежегодных проектов федерального бюджета, разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию деятельности правительственного аппарата, оценка эффективности федеральных программ, анализ организационной структуры и управленческих процессов в федеральном правительственном аппарате, а при необходимости – рекомендации по его реорганизации.

Кроме АБУ огромное влияние на экономическую и бюджетную политику США оказывает Федеральная резервная система, которая относиться к так называемым независимым агентствам. Она представляет собой пирамиду, в основании которой находятся американские коммерческие банки – члены ФРС, выше- 12 федеральных (формально также частных) банков и 25 их филиалов, где работает 25 тыс. человек. Координирует и направляет деятельность ФРС совет управляющих, состоящий из 7 членов, которым помогают около 1500 сотрудников аппарата.

ФРС подотчетна только Конгрессу и формально не подчинена исполнительной власти. Поэтому в пределах предоставленных полномочий она имеет право проводить самостоятельную политику, основанную на собственных представлениях о целесообразности тех или иных мероприятий.

ФРС оказывает опосредованное влияние на бюджетную политику через механизм регулирования учетных ставок и операций на открытом рынке. Однако ее главная сфера – контроль и управление сферой денежно – кредитного регулирования, сглаживание циклических колебаний экономической конъюнктуры, обеспечение устойчивого роста производства и стабильного функционирования рынка ссудных капиталов.

Деятельность ФРС, осуществляется через кредитную систему США, которая высокоразвита, вполне адекватна уровню экономического развития страны и в послевоенный период для многих стран выступала образцом эффективности. Она имеет ряд отличий от аналогичных систем других развитых стран.

В состав кредитной системы входит множество формально самостоятельных мелких и средних банков, на долю которых приходиться около 20% активов. Это обусловило стабильный уровень концентрации банковских депозитов в последние десятилетия.

Несмотря на высокую концентрацию банковского дела, США отличаются от других стран необычайно большим числом самостоятельных банков регионального и местного типов. На конец 1995 г. насчитывалось 9.9 тыс. коммерческих банков с застрахованными депозитами против 14.4 тыс. в 1980 г.(кроме того, несколько сот банков не участвуют в федеральной системе страхования). Число самостоятельных сберегательных учреждений, не считая кредитных союзов, превышало 2 тыс.

Все финансовые учреждения являются частными – либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача – поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.

Технически американская кредитная система быстро совершенствуется. В ее институт постоянно происходит смена оборудования с целью повышения производительности. Важным направлением развития системы является вытеснение наличных денег (банкнот), а в последнее время – и чеков. По данным на 1994 г., число держателей кредитных карточек всех видов составляло 124 млн. или не менее 75% всего взрослого населения. Число действующих карточек превышало 1.1 млрд. Средний американец имеет обычно несколько карточек для разных целей и форм оплаты.

Растет роль небанковских кредитных институтов (судно - сберегательных ассоциаций, кредитных союзов, пенсионных и взаимных фондов, страховых компаний и проч.), который составляют конкуренцию коммерческим банкам и заметно теснят их, особенно в сфере долгосрочного кредита. Эти особенности являются следствие законодательного регулирования банковской деятельности США.

Изменение юридических основ функционирования кредитной системы и проведения денежной политики – важная составная часть макроэкономической стратегии американского правительства последних десятилетий. Изменения финансового законодательства США в этот период теоритечески опирались на смену идеи регулирования и дерегулирования, взаимно дополняющих друг друга.

На рубеже 70-80-х годов были постепенно устранены многие законодательные различия между типами кредитно – финансовых институтов. Последние получили возможность заниматься операциями, которые ранее считались прерогативой только коммерческих банков. В то же время за счет включения этих институтов в сферу регулирования ФРС значительно расширила границы своей компетенции. Все эти меры усилили конкуренцию на кредитном рынке, особенно потребительском, а также стимулировали создание новых финансовых инструментов. В последние десятилетия США стали центром финансовых инноваций. Например, общий объем кредитных лимитов под залог жилья лишь за десять лет (1980 – 1990 гг.) вырос с нуля до 80 млрд. долл.

Однако не все инновации имели положительный эффект. Зачастую они приводили к появлению банков с большим количеством займов сомнительного качества, росту числа банков, “испытывающих серьезные трудности” и даже к банкротству ряда банков. В последние годы в стране отмечается самый высокий в мире показатель отношений потребительской задолженности к величине доходов.

Все эти процессы потребовали усиления регулирующих функций ФРС, проведения ею более активной денежной политики. Основными параметрами, на который было направлено внимание ФРС, стали динамика агрегатов денежной масса и уровень процентных ставок на кредитном рынке. Последний был главным показателем до середины 70-х годов. С 1975 г. по требованию конгресса ФРС начала устанавливать ежегодные ориентиры роста денежной массы. Причем до 1985 г. в основном использовалась динамика денежного агрегата М1, который позже сменили агрегаты М2 и М3.

В 1982 – 1985 гг., стремясь способствовать оживлению экономики, ФРС ослабила ограничения на рост денежной массы. Однако такие меры не дали желаемого результата (из стимулирующий эффект был нейтрализован уменьшением скорости кругооборота денежных средств в тот период), а лишь вызвали всплеск инфляции. Последовавший далее поворот в сторону жесткого контроля за объемом денежной масс в обращение привел к росту процентных ставок, снижению объемов национального производства и сокращению занятости.

Одновременно повышение ссудного п

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в.) Окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в следующих явлениях:

1. Рост предпринимательства и капиталов.

2.Совершенствование производства, его технологическом перевооружение.

3.Увеличение количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства.

Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией.

Из отсталой аграрной страны Россия к началу xx в. стала аграрно-индустриальной державой .

По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

В начале ХХ в. для России стал характерен процесс формирования монополистического капитализма. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь.

Однако наряду с общими закономерностями и тенденциями в каждой стране имелись свои особенности монополистического капитализма. В России они проявлялись наиболее сильно.

Это было обусловлено рядом факторов.

Исторический фактор . Россия перешла к капитализму позднее многих стран Европы.

Экономико-географический фактор . Необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением.

Социально-политический фактор . Сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

Духовный фактор . Различный уровень ментальности народов Российской империи.

Особенности экономики . Главная - современная капиталистическая промышленность и финансово-банковская система сочетались в экономике России с отсталым аграрным сектором, сохранившим полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования. Капиталистическая эволюция деревни не поспевала за быстрым темпом промышленного прогресса. Это обусловливало неравномерность развития капитализма по отраслям хозяйства.

Сохранялась концентрация крупных предприятий в 5 районах:

Северо-Западном;

Центрально-Промышленном;

Уральском;

Закавказском (Баку).

Экономическое состояние этих районов резко контрастировало с огромными, неосвоенными в промышленном отношении территориями Российской империи. Налицо была неравномерность развития страны по районам.

Политическая система -самодержавие с его мощным бюрократии-ческим аппаратом - и относительная слабость российской буржуазии предопределяли активное вмешательство государства в формирование монополистического капитализма. В России сложилась система государственно-монополистического капитализма.Это нашло конкретное проявление в ряде явлений, таких как:


Законодательное регулирование и покровительственная политика правительства при создании монополий;

Финансовая поддержка Государственным банком крупнейших промышленных предприятий, наделении их казенными заказами (Комитет по распределению железнодорожных заказов, Совещание по судостроению и др.);

Вхождение отдельных государственных чиновников в управленческий аппарат мощных промышленно-финансовых групп.

Государственно-монополистические тенденции особенно прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высшие государственные деятели, имевшие отношение к финансовым, торговым и военным ведомствам.

Своеобразие России заключалось в том, что самодержавное государство в своей внутренней и внешней политике стало защищать интересы и помещиков, и крупной монополистической буржуазии .

Поздний переход к капитализму, малоземелье крестьянства, патриархальные традиции в общественном сознании, ментальность “почвы”, - вот то, что обусловило закрепление многоукладности экономики России и в период формирования монополистического капитализма . Частнокапиталистический уклад (заводы, помещичьи и кулацкие хозяйства) сочетался с полунатуральным (крестьянским) и мелкотоварным (кустарно-ремесленным производством).

Экономика России в начале XX века

Экономика России конца XIX - начала XX веков характеризовалась периодами подъема и спада, но в целом ее развитие шло неуклонно по восходящей линии. Особенно бурный подъем происходил в 1893-1899 го­дах, и прежде всего, в отраслях тяжелой промышленности, в которых производство увеличилось в два раза, а в легкой - в 1,6 раза. Наибо­лее быстрыми темпами в эти годы выросло производство в горнодо­бывающей и металлургической промышленности, в машиностроении. Так, добыча нефти и каменного угля увеличилась более чем в два раза, производство чугуна и продукции машиностроения - в три раза. Рос­сия вышла на третье место в мире по производству чугуна, а по добыче нефти - на первое.

1900-1908 годы в российской экономике можно охарактери­зовать как период некоторого спада, или, скорее, застоя, причем это наблюдалось не во всех отраслях. Общее развитие промышлен­ного производства все же продолжалось, но проходило очень не­равномерно. Например, выплавка чугуна снизилась на 3%, зато производство стали увеличилось на 24%, нефтедобыча упала на чет­верть, но добыча угля выросла в 1,5 раза. За эти годы количество занятых рабочих увеличилось на 21%, а общий выпуск промышлен­ной продукции - на 37%, что можно оценить как общее повыше­ние производительности труда. А в целом за период с 1890 по 1913 годы производительность труда в промышленности выросла в четыре раза.

В 1909-1913 годы начался новый экономический подъем, кото­рый охватил практически все народное хозяйство страны. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продук­ции. Россия по этому показателю опережала такие развитые страны Запада, как Англия, Франция, Германия, США. За этот период общий среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9%. Про­изводство чугуна выросло на 64%, стали - на 82%. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравня­лись с поступлениями от аграрного сектора, а продукция промышлен­ности покрывала 80% внутреннего спроса.

Особенно быстро развивались такие регионы страны, как Цен­тральный, Северо-Западный, Урал, Донбасс, Криворожье, Прибалти­ка, Польша, в которых были сосредоточены до 80% всех рабочих и производилось до 75% валовой промышленной продукции.

Цикличное развитие российской экономики в начале XX века приводило к усилению монополистических процессов. Шел процесс концентрации производства на наиболее крупных предприятиях. К 1912 году примерно 75% всего чугуна Юга производилось на 9 ме­таллургических заводах, на которых работало до 80% всех паровых дви­гателей и рабочих всей металлургии южного региона страны, 65% про­дукции нефтепереработки производилось на 6 крупных заводах. В России было всего 8 заводов по производству паровозов, 15 заводов по производству вагонов. В первое десятилетие XX века на базе этих крупных предприятий создаются монополии.

В1902 году был основан крупнейший синдикат - «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» («Продамет»), его акционерный капитал составил 900 тыс. руб. Сначала в нем объеди­нились 14 заводов для продажи листового и широкополосного желе­за, позже синдикат стал реализовывать изделия проката. После того, как «Продамет» объединил 30 заводов, включая производство желез­нодорожных рельсов, данная монополия захватила почти 90% всего металлургического производства Южного региона.

В начале века образовались такие крупные синдикаты, как «Продларовоз» (Совет паровозостроительных заводов, 1901 год); «1воздь» (1903); «Продвагон» (1904), который охватывал до 90% всех заказов на железнодорожные вагоны; «Продуголь» (1904), на долю которого в 1909 году приходилось 60% добычи угля в Дон­бассе. Между монополиями шла ожесточенная борьба за рынки сбыта однородной продукции. Так, в 1906 году возник синдикат «Кровля» по продаже уральского кровельного железа. Но к 1913 году в результате конкуренции «Продамет» вытеснил эту мо­нополию с рынка.

Для нефтяной промышленности характерными компаниями были тресты. Крупнейшим из них являлось товарищество братьев Нобель, которое занималось добычей, переработкой, транспортиров­кой и продажей конечной продукции, В 1912 году им в противовес была основана «Русская генеральная нефтяная корпорация», которой уда­лось охватить 27% добычи нефти в России. Ее создателями были Рус­ско-Азиатский и Международный коммерческий банки с правлением в Лондоне.

В отличие от тяжелой промышленности легкая промышленность заметно отставала в процессе монополизации. Но и здесь возникали картели, синдикаты, а группа Кноппа, объединявшая хлопчатобумаж­ные фабрики, имела признаки треста. Однако эти объединения не за­нимали преобладающего места в целом по отрасли.

В пищевой промышленности также было образовано несколь­ко монополий: синдикат «Дрожжи», Соглашение о ценах между муко­молами, уже упоминавшееся Общество сахарозаводчиков, соляная монополия под флагом пароходного общества «Океан». В 1913 году был основан Табачный трест, который держал под контролем 80% капита­лов этой отрасли. К созданию этого треста также имел непосредствен -ное"-отношение Русс ко-Азиатский банк. На морском и речном транс­порте было создано 20 монополистических объединений. Так, в Азовском и Черном морях в течение многих лет господствовало Рус­ское общество пароходства и торговли («Ропит»).

Одним из методов господства монополий на рынке в начале XX века было сдерживание объемов производства и повышение про­дажных цен на рынке данной продукции. Первое же синдикатное со­глашение в системе «Продамет» способствовало повышению цен на железо (1902). Позже «Продамет» ввел в практику выплату премий тем предприятиям, которые не полностью выполняли определенную им норму («квоту») производства продукции металлургии. Если же квота превышалась, с предприятия взимался штраф. В 1911 году заводы Юга, входившие в «Продамет», сократили производство рельсов на 20%, подняв при этом цены на 40%. Эта монополия добилась того, что пос­ле ее образования не было построено ни одного нового крупного ме­таллургического предприятия, напротив, были закрыты уже действу­ющие заводы.

Такими же методами пользовались и монополии в нефтяной промышленности. В результате сговора в 1902-1912 годах добыча не­фти в России сократилась, а цена пуда нефти выросла с 6 до 38 коп., что заметно повысило прибыли нефтепромышленников.

На рубеже двух столетий значительную роль во многих отрас­лях народного хозяйства стал играть иностранный капитал. Благодаря своей последовательной политике, С.Ю. Витте добился снятия вся­ческих препятствий для иностранных инвестиций, которые, по его выражению, служат лекарством от бедности. В этот период Россия ста­ла крупнейшим в мире импортером капиталов. Всего за последнее де­сятилетие XIX века объем иностранных инвестиций в промышлен­ность и банковскую систему страны увеличился с 214,7 до 911 млн. руб.

Многие инвесторы признавали, что большую роль в этом процессе сыграла денежная реформа 1897 года, в результате чего в России был установлен золотой стандарт.

Политика Витте по привлечению иностранных капиталов встре­чала противодействие в государственных структурах вплоть до Госу­дарственного Совета, где высказывались опасения в том, что Россия попадет в «иностранную кабалу», что Витте якобы «распродает наци­ональные богатства». Он же, в свою очередь, постоянно приводил при­мер США, чьи экономические успехи в немалой степени были дос­тигнуты за счет иностранных капиталовложений, и все-таки смог настоять на установлении политики наибольшего благоприятствова­ния по отношению к зарубежным инвесторам.

И в течение достаточно короткого промежутка времени иност­ранные, прежде всего европейские, капиталы буквально хлынули в нашу страну, хотя общий объем иностранного капитала в начале XX века составлял не более 9-14% от стоимости всех промышленных капиталов. Если в 1888 году всего по стране было 16 иностранных фирм, то в 1909 году - 269. Преимущественные инвестиции направ­лялись в добывающие отрасли: угольную, нефтяную, железнорудную, в металлургию и железнодорожное строительство, то есть в те отрас­ли, куда отечественные инвесторы не спешили вкладывать средства, прежде всего, из-за их медленной отдачи. Наибольший удельный вес зарубежных капиталов приходился на горнодобывающую промышлен­ность: в 1900 году до 70% акционерного капитала здесь принадлежало иностранцам

До 96% всех зарубежных капиталов приходилось на четыре ев­ропейские страны: Францию, Англию, Германию и Бельгию, причем каждая из этих стран имела свои отраслевые предпочтения. Так, Фран­ция и Бельгия проявляли особый интерес к металлургии, машиностро­ению, банковской системе. Англия направляла инвестиции чаще все­го в угольную промышленность Донбасса и нефтепромыслы Баку. Германский капитал предпочитал химическую и электротехническую промышленность, машиностроение, городское хозяйство. В начале XX века доля Франции составляла 31 % в общем объеме иностранного капитала, Англии - 24%, Германии - 20%, Бельгии - 13%.

С участием европейских бизнесменов были построены в Дон­бассе и Криворожье металлургические заводы, оборудованные по пос­леднему слову техники. В подмосковном Подольске был построен завод по производству швейных машин «Зингер и К», в Люберцах - предприятие фирмы «Маккормик и К», производившее жатки, моло­тилки и другой сельскохозяйственный инвентарь.

Политика российского правительства была направлена на то, чтобы иностранные инвесторы предпочитали ввозить в страну капи­талы, а не готовую продукцию, на которую были установлены высо­кие таможенные пошлины. Особенно поощрялись прямые инвести­ции, то есть инвестиции в непосредственное производство или на покупку контрольного пакета акций российских компаний. Приток инвестиций происходил также в виде государственных займов. К 1913 году иностранные капиталовложения оценивались в 7,6 млрд. руб., в том числе - 1,7 млрд. частных инвестиций, тогда как отече­ственные вложения составляли 14 млрд. руб., из них 3,6 - частные. По подсчетам экономистов, общий объем иностранных капиталов в российскую промышленность за 1893-1913 годы составил около по­ловины отечественных капиталовложений. При этом инвестиции из-за рубежа не сопровождались созданием в российской экономике ка­ких-то замкнутых образований - анклавов. Напротив, все эти капиталы очень эффективно ассимилировались с отечественными, способствуя быстрому переходу России на индустриальные рельсы.

Что касается «распродажи национальных богатств», в чем упре­кали Витте и других государственных деятелей, то, согласно подсче­там экономистов, к началу Первой мировой войны прибыли иност­ранных компаний, переводимые за границу, составляли 150 млн. руб. в год, в то время как правительство выплачивало только в виде про­центов по государственным займам до 220 млн. руб.

Несомненно, стремление к высоким прибылям для иностран­ных бизнесменов служило побудительным мотивом для их продвиже­ния в Россию. Привлекательным фактором для них был обширный российский рынок сбыта, дешевая рабочая сила, богатые месторож­дения природных ресурсов - все это вместе обеспечивало им высо­кие доходы.

Однако в целом норма прибыли иностранных обществ равня­лась 4-7% на вложенный капитал, что соответствовало доходам и оте­чественных компаний. К тому же зарубежным фирмам нужно было несколько лет (от 5 до 15), чтобы полностью вписаться в специфичес­кие условия российской экономики, в том числе в бюрократическую систему, где нужны были «особые условия» при заключении выгод­ных контрактов и т.д.

Заметных успехов достигла внутренняя и внешняя торговля. Объем внутренней торговли в 1913 году составлял 18 млрд. руб., или в полто­ра раза больше, чем в 1909 году. Внешнеторговый оборот также увели­чился за этот период примерно в 1,5 раза и составил к 1913 году 2,6 млрд. руб., причем объем экспорта уверенно превышал объем им­порта - соответственно 1,5 и 1,1 млрд. руб. Структура экспорта тра­диционно складывалась из сырья и сельскохозяйственной продукции, а импорта - из товаров производственного назначения: машин, обо­рудования, полуфабрикатов. По-прежнему ввозился хлопок-сырец, поскольку его внутреннее производство обеспечивало лишь половину потребности отечественной промышленности, а также предметы рос­коши, шелк-сырец, чай, кофе и т.п.

Доходы от продажи хлеба составляли около 44% стоимости всех экспортных поступлений в государственный бюджет, а доходы от про­дажи продукции животноводства - до 22%. Перед Первой мировой войной Россия являлась одной из ведущих стран-экспортеров хлеба в мире. Из всего объема вывозимого хлеба примерно 30% экспортиро­валось в Германию и около 20% - в Англию. В морских перевозках по-прежнему был велик удельный вес иностранных торговых судов.

Активное внешнеторговое сальдо служило делу укрепления го­сударственного бюджета. Помимо доходов от внешней торговли в чис­ле источников государственного бюджета можно назвать доходы от винной монополии и откупной системы, от казенных железных до­рог, а также косвенные налоги.

Государственные доходы увеличились с 1,4 млрд. руб. в 1897 году до 3,1 млрд. руб. в 1912 году. Российский рубль оставался одной из са­мых сильных валют в мире. Даже в годы русско-японской войны и ре­волюции 1905-1907 годов продолжался обмен кредитных билетов на золото. Общая сумма налогов на одного жителя страны была в два раза ниже, чем в Австро-Венгрии, Франции, Германии, и в четыре раза меньше, чем в Англии.

Но расходы бюджета росли гораздо быстрее, чем доходы. День­ги тратились на огромный бюрократический аппарат, на поддержа­ние помещичьих хозяйств, на военные нужды, на выплату процентов по иностранным кредитам. Ha l января 1914 года государственная за­долженность России по внутренним и внешним долгам составляла около 9 млрд. руб.

Как и в предыдущие годы, большое значение имела кредитная система во главе с Государственным банком, который хранил золотой запас страны, осуществлял денежную эмиссию и основные расчетные операции. Вокруг Государственного банка сформировалась большая сеть акционерных коммерческих банков, основной задачей которых было финансирование всего хозяйства страны.

Особое место среди них занимали банки земельного (ипотеч­ного) кредита. Два из них были государственными: Дворянский зе­мельный и Крестьянский поземельный, а десять - частными. Эти бан­ки выдавали ссуды землевладельцам, выступали посредниками в процессе купли-продажи земельных участков, особенно во время Сто­лыпинской аграрной реформы. Для средней и мелкой буржуазии су­ществовали общества взаимного кредита и городские банки.

Процесс образования монополий не обошел стороной и бан­ковскую сферу. На 1 июля 1914 года в России насчитывалось всего 47 акционерных коммерческих банков, из них в Петербурге - 13, в Москве - 8, а остальные 26 - в провинции. Столичные банки рас­пространяли свои филиалы и отделения по всей стране, их количе­ство за 1900-1913 годы увеличилось почти в три раза. Особая активность была присуща трем «китам» - Русско-Азиатскому, Петер­бургскому международному и Азовско-Донскому банкам, которым принадлежала почти половина всех банковских активов страны.

Одним из направлений успешного развития банков было их ак­тивное вмешательство в деятельность предприятий самых различных отраслей. Так, Русско-Азиатский банк контролировал деятельность ряда военных предприятий, железных дорог, в том числе МоскойЬко-Казанской, "Табачного треста", «Русской генеральной нефтяной кор­порации» и др. Петербургский международный банк осуществлял кон­троль над обществами судостроительных заводов «Руссуд» и «Наваль» в Николаеве, над предприятиями металлургической, горной, стеколь­ной, текстильной промышленности, железнодорожными компания­ми, соляной монополией «Океан». Международный банк был тесно связан с трестом братьев Нобель и Англо-Голландским нефтяным тре­стом. Азовско-Донской коммерческий банк оказывал влияние на «Продамет» и «Продуголь», финансировал некоторые уральские металлургические предприятия, Сулинский металлургический завод и добычу ртути в Донбассе, железнодорожные компании, текстильные предприятия. Среди петербургских банков сложились две основные группы. Первую из них контролировал французский капитал и в нее входили Русско-Азиатский, Частный коммерческий, Русский торго­во-промышленный и Сибирский торговый банки. Во вторую группу, наряду с Русским банком для внешней торговли, Петербургским учет­ным и Ссудным, входил германский капитал.

В начале XX века засияли яркие звезды отечественных финан­систов и промышленников, таких как банкиры Путилов, Вышнеград-ский, Камин ка, фабриканты Нобель (нефтяная промышленность), Рябушинский и Кнопп (текстильная), Бродский (сахарная), Второе (торговля в Сибири и легкая промышленность), Стахеев (хлебная тор­говля). Из числа помещиков выдвинулись крупные сахарозаводчики Бобринский, Терещенко, Ярошинский.

Динамичное развитие народного хозяйства России на рубеже веков вывело страну по многим показателям на 4-5 место в мире пос­ле США, Англии, Германии и Франции. И хотя в целом экономика оставалась аграрной, темпы развития промышленного сектора были очень впечатляющими. Например, объем производства инвестицион­ных товаров увеличился за 1893-1913 годы в 7 раз, причем производ­ство чугуна-в 5 раз, стали-в 13 раз, добыча угля -в 6 раз. Не менее быстрыми темпами росли объемы производства потребительских то­варов: переработка хлопка возросла в 7 раз, производство сахара - в 4 раза и т.д.

Следует отметить, что в начале XX века российское предприни­мательство было охвачено чувством подъема, созидания. Повсемест­но в производстве проходил процесс обновления, реконструкции, со­здавались новые предприятия, новые отрасли, осваивались новые регионы, осуществлялась ускоренная механизация производства. Так, если в 1860 году механическое оборудование в целом по стране оцени­валось в 100 млн. руб., в 1870 году - 350 млн. руб., то в 1913 году сто­имость такого оборудования составляла 2 млрд. руб.

В экономике России наблюдались очень высокие темпы произ­водства инвестиционных товаров - почти в два раза выше, чем темпы производства потребительских товаров, 63% технического оборудова­ния в промышленности было произведено на отечественных предпри­ятиях. Темпы роста промышленной продукции и производительности труда были самыми высокими в мире и составляли за период с 1880 по 1913 годы в среднем 9% в год. Французский экономист Э. Тэри писал: «К середине текущего века Россия будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом, и финансовом отноше­нии».

Однако по многим показателям экономика России отставала от других стран. Так, отечественное машиностроение занимало лишь 1% в общем объеме промышленного производства. Россия была вынуж­дена закупать за границей большое количество промышленного обо­рудования, почти половину потребляемой сельскохозяйственной тех­ники. Несмотря на значительные темпы роста производительности труда, по этому показателю Россия отставала от США в 10 раз. Осо­бенно большой отрыв в пользу западных стран был по уровню энерго­вооруженности.

И все же следует подчеркнуть, что Россия перед Первой миро­вой войной не являлась отсталой страной, как часто отмечалось в ли­тературе. Это была аграрно-индустриальная страна со средним уров­нем развития. Ей отнюдь не грозила участь «полуколонии» для более развитых западных стран, ее доля в мировом хозяйстве в 1913 году со­ставляла 1%,

Заметно изменилась социальная структура населения России, которое выросло за 20 лет на 40млн. человек- со 125 до 165 млн., то есть на 32%, (не считая Польши и Финляндии). Городское население возросло с 16,8 до 26,5 млн. человек, или на 70%, а его удельный вес - с 13,4 до 18%. Количество работников наемного труда увеличилось с 10 до 18 млн. человек, в том числе индустриальных рабочих - с 1,5 до 4,2 млн. человек. К 1913 году в целом по стране снизилась продолжи­тельность рабочего дня с 11 -12 до 9,5-10 час. Средняя заработная пла­та в обрабатывающей промышленности за 1904-1913 годы выросла с 205 до 264 руб. в год, а на машиностроительных заводах Санкт-Петер­бурга она достигала 511 руб. в год, то есть примерно 43 руб. в месяц при среднемесячном прожиточном минимуме городской рабочей се­мьи в 25-30 руб.

Даже по таким направления развития, как уровень образования, Россия уверенно продвигалась вперед. Так, за годы правления Николая II расходы на просвещение выросли с 25,2 до 161,2 млн. руб., то есть более чем в 6 раз. Значительных успехов достигло народное просвещение. В 1908 году был принят закон о введении обязательного

начального обучения. В 1915 году 51% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет получили начальное образование, а 68% рекрутов, призванных на военную службу, умели читать и писать. Число учащихся в сред­них учебных заведениях составляло 733 тыс., в университетах - 40 тыс. Среди всех студентов страны 37% составляли женщины, что являлось одним из самых высоких показателей в мире. Почти половина выс­ших учебных заведений содержалась на деньги российских предпри­нимателей, а плата за обучение была в 30-100 раз ниже, чем, скажем, в США, причем до 70% студентов не платили за учебу вообще.

Статистические прогнозы показывали, что с такими темпами Россия могла бы к середине XX века стать сильнейшей в мире держа­вой в военном, финансовом и экономическом отношении, а к 1985 году население страны достигло бы 400 млн. человек, в том числе - 260 млн. человек - русских.

Экономика России развивалась очень быстро, а политические структуры не успевали за такими темпами. Страна по-прежнему уп­равлялась самодержавно, напоминая московское правление XVII века: Государственная Дума по своему составу была аналогом сословной Боярской думы или Земского собора, большую роль в государстве за­нимала церковь, сохранялось помещичье землевладение. Империя напоминала устаревший автомобиль, ремонтируемый на ходу, несу­щийся с перегретым мотором по рытвинам российских дорог навстречу страшным испытаниям.