Промышленный подъем 1890 х. Большая энциклопедия нефти и газа

Лишь с 1892-1893 гг. развернулся новый промышленный подъем - самый значительный за весь капиталистический период. Строительство Сибирской магистрали, ряда других железных дорог, рост судостроения, более широкое использование машин и сельскохозяйственных орудий в помещичьих и кулацких хозяйствах, собственные потребности промышленности вызвали усиленный спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны. Рост производства, особенно в отраслях тяжелой индустрии, происходил не столько путем расширения старых предприятий, сколько за счет строительства новых, главным образом в недавно освоенных капитализмом районах. К концу XIX в. южная металлургия давала более половины всей выплавки чугуна, Донбасс - свыше двух третей общероссийской добычи угля; вся добыча нефти в стране была сосредоточена в Баку.

Быстро росли города: городское население с начала 60-х годов до конца 90-х увеличилось вдвое. Крупные города отличались наибольшей концентрацией предприятий и рабочих. Население Петербурга достигло к 1897 г. 1,2 млн. человек (свыше 40% которых составляли рабочие и их семьи), население Москвы превысило один миллион, значительно увеличилось население Одессы, Киева, Риги, Варшавы, Лодзи, Баку и др. Многие промышленные поселки фактически превратились в новые индустриальные центры - Орехово-Зуево под Москвой, Юзовка в Донбассе, Нижний Тагил на Урале.

Русское население Сибири за последнюю треть XIX в. удвоилось. С постройкой Сибирской железнодорожной магистрали, проложенной к 1897 г. до Иркутска, приток переселенцев в Сибирь увеличился. Сибирь стала поставлять в Европейскую Россию хлеб, мясо, шерсть, масло, предъявляя растущий спрос на промышленные изделия. Развивались новые города - Новониколаевск, Омск, Томск, росла добыча золота, угля и руд.

Рост крупной капиталистической промышленности стимулировал развитие банковского кредита. Коммерческие банки стали охотнее вкладывать средства в промышленность. Началось Сращивание банковского капитала с промышленным. Особенно увеличились в 90-х годах иностранные капиталовложения в промышленность России: в 1890 г. иностранный капитал составлял примерно одну четверть, а к 1900 г. - свыше 40% всех акционерных капиталов.

Преобладали французские и бельгийские капиталы, а германские были оттеснены с первого места, которое они занимали в 80-х годах, на третье.

Иностранные капиталисты не только приобретали акции русских предприятий, но и сами основывали в России заводы и фабрики. Английские, французские и бельгийские капиталисты захватили ключевые позиции в горнометаллургической индустрии Донбасса, Криворожья, Приднепровья, английский капитал обосновался и в нефтяном Баку. Приток иностранных капиталов ускорял темпы развития промышленности. Но уже тогда сказывались отрицательные последствия иностранного хозяйничанья: в погоне за большими дивидендами иностранцы хищнически разрабатывали богатейшие недра России, к тому же значительная часть прибылей вывозилась за границу.

Новые отрасли капиталистической промышленности, отличавшиеся высокой концентрацией производства и капиталов, явились и очагом первых монополий в России. Еще в начале 80-х годов появились картельные соглашения между владельцами крупных рельсопрокатных и мостостроительных заводов. В 1887 г. возник синдикат сахарозаводчиков, охвативший к началу 90-х годов почти девять десятых всех предприятий этой отрасли. Синдикат керосинозаводчиков, организовавшийся в 1893-1894 гг., контролировал фактически всю нефтедобычу Бакинского района. Однако эти ранние монополии были неустойчивы и быстро распадались.

Наряду с крупной машинной индустрией сохраняло свое значение, а местами значительно выросло мелкое товарное производство. Огромные пространства России и неравномерность экономического развития способствовали этому. Если в одних районах крупная промышленность вытесняла и поглощала мелкую, то в других районах, особенно в отсталых отраслях промышленности, развитие капитализма проявлялось лишь в его начальных формах.

Несмотря на сравнительно высокие темпы индустриального развития, отягощенная крепостническими пережитками, продолжала отставать от главных капиталистических стран и по абсолютному объему производства, и еще более - по размерам производства на душу населения.

Нигде в Европе не проявились столь ярко, как в России, социальные контрасты: города с огромными фабриками, электростанциями, большими зданиями существовали рядом с маленькими глухими деревушками, где жители ходили в лаптях и домотканной одежде, пахали прадедовской сохой и убирали урожай серпами. Огромные естественные ресурсы страны, особенно в Сибири, оставались в значительной мере неиспользованными. Даже в наиболее развитых отраслях промышленности крупные размеры производства, передовая для того времени техника сочетались с самым широким использованием дешевого ручного труда. Выдающиеся достижения русской научно-технической мысли, получившие мировое признание, во многих случаях оставались без применения в самой России.

Аграрный характер экономики определял и место России в мировом хозяйстве. В страну импортировались машины, готовые изделия и металлы. Вывозила же Россия прежде всего хлеб. К концу XIX в. она была крупнейшей житницей Европы, являясь также крупным поставщиком леса, льна, пеньки и других видов сырья.

В 90-х гг. в России происходил бурный промышленный подъем. За это десятилетие выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,5 раза. По отдельным отраслям это выглядело следующим образом.

Добыча каменного угля увеличивалась в 3 раза, добыча нефти- в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в 3 раза, в том числе на юге производство металла выросло в 7 раз. В эти годы юг решительно обогнал уральскую металлургию и начал давать больше половины черных металлов страны.

По объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала 5-е место в мире, но лидировала по темпам роста, догоняя самые передовые страны.

Лидировала Россия и по концентрации производства. Здесь на крупных предприятиях, т. е. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек, было занято около половины всех рабочих, и даже Германия, которая выделялась по концентрации производства среди других стран, отставала по этому показателю от России.

Рассмотрим основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности.

  • 1. Россия была страной молодого капитализма. Она позже других стран перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу XX в., были построены в последние десятилетия. Это были новые заводы, оснащенные новой техникой, и в соответствии с требованиями времени это были крупные акционерные предприятия. В странах старого капитализма большинство предприятий были построены значительно раньше, в первой половине XIX в. Поэтому их оборудование к началу XX в. уже относительно устарело, и были они относительно мелкими.
  • 2. В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но можно было ввезти капитал, построить

По объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала 5-е место в мире, но лцоцровэта по темпам росга, догоняя самые передай»» страны. Лцдировала Россия и по концентрации производства. З^есь на крутых предаэиягиях, т. е. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек, были заняты около половины всех рабочих.

здесь предприятие и продавать продукцию этого предприятия, естественно, без пошлин. В 1890 г. иностранцам принадлежала 1/3 всех акционерных капиталов в России, а в 1900 г. уже около половины. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность.

Конечно, заводы в России приносили иностранцам огромные прибыли, но иностранный капитал ускорял развитие русской промышленности. Заводы, построенные иностранными предпринимателями, оставались на русской земле, становились органической частью русского хозяйства. В России оставались инженеры и рабочие, обученные на этих заводах. К тому же, иностранные заводы были крупными: на экспорт мелкие капиталы не идут.

3. Содействовало подъему и определяло его особенности и государственное железнодорожное строительство. В 90-х гг. была проложена Великая сибирская магистраль - от Урала до Тихого океана. Строило ее государство. Всего в руках государства было 2/3 железных дорог в России.

По длине железных дорог к началу XX в. Россия заняла 2-е место в мире. Это достижение было, однако, весьма относительным, если учесть территорию. В России на 1000 кв. км приходилось 1,5 км железных дорог, в Англии - 106 км, в Германии - 80 км.

Но строительство железных дорог давало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, т. е. создавая рынок сбыта для соответствующих отраслей.

90-е годы стали периодом бурного развития промышленного сектора экономики. Он охватил прежде всего те отрасли, которые получали правительственную поддержку-- черную металлургию и машиностроение. Также усиленно развивались новые виды, такие как химические производства, электроиндустрия, железнодорожный транспорт. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России. Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье.

По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия в конце ХIХ века обгоняла все европейские страны и шла вровень в США.

В конце 90-х годов средний прирост промышленной продукции в ведущих отраслях промышленности составлял 12 % и более в год.

В 1895 году Россия произвела 338 млн. пудов нефти и стала крупнейшим мировым производителем этого важнейшего вида топлива. В 90-е годы удельный вес промышленного сектора в валовом национальном продукте постоянно возрастал, и Россия постепенно превращалась из страны аграрной в индустриально-аграрную. Наряду со старыми промышленными зонами, такими как Центрально-промышленный район, Польский регион, Урал, к концу ХIХ века возникли новые, выросшие на волне капиталистической индустриализации: Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. В 1895 году фабричные, заводские и железнодорожные рабочие насчитывали уже около 1,4 млн. человек. Там же. С 116

Новые предприятия, создававшиеся в основном с участием иностранного капитала, заимствовали сложившиеся на Западе передовые организационно-технические формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, “молохи”, как называл их писатель А.И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли предпринимателей нанимать больше рабочих, чем на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал и Баку) сосредоточились огромные массы промышленных рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

Владельцы наиболее устойчивых крупных предприятий стали формировать монополистические объединения.

Первые монополии появились в России в конце ХIХ века. Всего их насчитывалось около 20-ти. Они возникали, как правило, в форме синдикатов (сохранение производственной самостоятельности при полном объединении коммерческих структур) и картелей (объединение с целью регулирования цены на сырье и конечную продукцию, условий найма рабочей силы при сохранении производственной и коммерческой самостоятельности). Крупнейшим синдикатом в России был “Продамета”, возникший в 1902 г. для продажи изделий металлургических заводов. В том же году появился синдикат “Трубопродажа”, а в 1903-1907 гг. - “Продуголь”, “Кровля”, “Медь”, “Продруд”. Появляются “Продвагон”, “Особая распределительная контора заказов спичечной промышленности”, контролировавшая 95% всего производства спичек.

В нефтяной промышленности начали образовываться тресты. Одним из крупнейших трестов являлось «Товарищество братьев Нобель», которое сосредоточило в своих руках добычу, хранение, транспортировку, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов.

Особый сектор русской промышленности составляли казенные предприятия. Правительство считало, что в деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса производились на адмиралтейских верфях в Петербурге и Николаеве.

Казенные заводы состояли на бюджетном финансировании. Реальная цена их продукции часто оставалась неизвестной. Прибыль, убытки, себестоимость -- таких понятий на казенных заводах не знали. Даже условно такой способ хозяйствования трудно назвать капиталистическим. Казенные предприятия возникли в России еще в дореформенную эпоху. При Александре II некоторые из них перешли в частные руки. Но затем правительство вновь расширило казенное производство.

В результате промышленного подъема 1890-х гг. в России была создана современная крупная промышленность. Повысился удельный вес нашей страны в мировом промышленном производстве. По выплавке чугуна Россия обогнала Бельгию, Австро-Венгрию и Францию. Ее доля в мировом производстве чугуна поднялась до 7%. Значительно расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения.

Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды.

Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно один к четырем. Накануне промышленного подъема в России оно равнялось приблизительно один к пяти. Русская промышленность имела несколько “облегченный” характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности поднялась. Сложилась, таким образом, обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии, способный раздавить экономику.

Последствия сказались очень быстро."2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. С 1900 г. началось снижение темпов роста, а затем и объемов производства в ряде отраслей тяжелой промышленности. При этом текстильная и пищевая промышленность сохраняли высокие темпы прироста, в целом по промышленности падения производства не происходило.

Cтраница 1


Промышленный подъем, в основе которого лежало развитие производительных сил самой России, был подхлестнут притоком капиталов извне. Размеры иностранных вложений в акционерные предприятия всех видов (промышленные, торговые, банки) увеличились за 1893 - 1900 годы более чем в три раза.  

Промышленный подъем 1890 - х гг., вызвавший столь заметное оживление производства, несколько ослабил накал рабочего движения. В условиях, когда каждый день приносил огромные прибыли, предпринимателям зачастую выгоднее было откупиться от рабочих, частично удовлетворив их требования, чем затягивать ту или иную стачку.  

Промышленный подъем 90 - х годов, обусловленный притоком иностранного капитала, быстрым разорением мелких производителей и наличием дешевой рабочей силы, в области социальной привел к резкой классовой дифференциации, выдвинув на сцену новую могучую революционную силу - промышленный пролетариат. Стачки носят еще экономический характер, но, разрастаясь вширь и вглубь, отчетливо приобретают черты организованного движения.  

Промышленный подъем середины 90 - х годов, вызвавший уси-денное стачечное движение, невольно толкал московских рабочих на путь организации. После августовского провала 1895 г. оставшиеся на свободе сознательные рабочие пытались сорганизоваться в отдельные кружки.  

За годы промышленного подъема значительно выросла численность российского пролетариата. С 1 января 1910 по 1 января 1914 года только на предприятиях, подчиненных надзору фабричной инспекции, число рабочих увеличилось почти на полмиллиона человек, или на 27 3 процента. Рабочий класс России, несмотря на экономическую и культурную отсталость страны, сложился как подлинно передовой класс, обладавший прекрасными революционными качествами, богатый революционными традициями.  

В период промышленного подъема, который обычно завершается новым экономическим кризисом, государство пытается ослабить его последствия мерами сдерживания роста производства.  

В фазах промышленного подъема, когда цены на товары, а следовательно, и дивиденды растут, курс акций повышается; во время кризисов, когда дивиденды сокращаются, а норма ссудного процента достигает своего максимума, курс акций резко падает. Механизм этих колебаний широко используется крупным капиталом для ограбления мелких держателей акций в процессе биржевой спекуляции.  

В период промышленного подъема, который обычно завершается новым экономическим кризисом, государство пытается ослабить его последствия мерами, направленными к сдерживанию роста производства. К числу таких мер относятся увеличение налогов, сокращение государственных расходов на приобретение товаров и услуг, а также повышение учетной ставки процента за кредит, что ведет к уменьшению заинтересованности в новых капиталовложениях и, следовательно, к снижению спроса на средства производства.  

В период промышленного подъема, который обычно завершается новым экономическим кризисом, государство осуществляет политику, направленную на сдерживание роста производства: увеличивает налоги, сокращает государственные расходы на приобретение товаров и услуг, а также повышает учетную ставку процента за кредит, что ведет к уменьшению заинтересованности в новых капиталовложениях и, следовательно, к снижению спроса на средства производства.  

Важнейшим источником промышленного подъема в Башкортостане, преодоления инвестиционного кризиса может стать финансирование посредством операций на рынке ценных бумаг, что, в свою очередь, будет готовить почву для другого масштабного источника - неспекулятивных иностранных инвестиций. Именно в этом истинное предназначение рынка ценных бумаг. Вместо односторонне огосударствленного (с преобладанием правительственных ценных бумаг) или вместо дутого (грюндерского) рынков должен появиться обслуживающий инвестиционные проекты в производстве, жилищном строительстве цивилизованный фондовый рынок. В классической рыночной экономике в период промышленного бума нарастает конвейер инвестиционных проектов, объявляются новые эмиссии, рынок становится горячим, демонстрируя повышающийся рост курсовой стоимости и увеличивающийся приток иностранных инвестиций.  

Промышленный подъем 90-х гг. Российская индустриализация конца ХIХ - начала ХХ вв. неразрывно связана с именем С.Ю. Витте, занимавшим пост министра финансов (1893-1903) и являвшимся основным разработчиком экономического курса правительства в этот период. Будучи дальновидным и умным политиком, он осознавал необходимость проведения реформ в стране. Первоочередными С.Ю. Витте считал экономические реформы, а среди них - реформы в области промышленного производства. Он полагал, что индустриализация страны есть задача не только экономическая, но и политическая, так как ее осуществление позволит накопить средства для социальных реформ, заняться модернизацией сельского хозяйства и постепенно вытеснить с российской политической сцены дворянство, заменив его властью крупного капитала. Комплексная программа перестройки всего хозяйства страны предусматривала также финансовую стабилизацию, протекционизм при значительном вмешательстве правительства в рыночную экономику, активизацию внешней торговли (создание своего мощного торгового флота).

В начале 90-х гг. ХIХ в. основной акцент в экономической политике был сделан на стабилизацию финансового положения страны. Этот курс включал в себя следующие основные направления:

Жесткую налоговую политику; увеличение косвенных налогов за счет акцизных сборов на товары массового спроса; введение государственной монополии на производство и продажу водки;

Финансовую реформу (1897 г.), сутью которой были введение золотого обеспечения рубля, его свободная конвертируемость, жесткий контроль за процессом эмиссии (эта реформа вызвала крайнее недовольство российских помещиков - экспортеров хлеба, потому что они потеряли возможность извлекать дополнительную прибыль за счет обмена иностранной валюты на бумажные рубли);

Развитие банковского дела;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала, которое осуществлялось либо в виде государственных облигационных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском и, главным образом, французском рынках ценных бумаг, либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия.

Эти меры позволили в течение нескольких лет сконцентрировать значительные бюджетные и иные поступления и направить их на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности. Прежде всего было продолжено активное железнодорожное строительство. С 1893 по 1902 гг. в России было построено 27 тыс. км железных дорог (что привело к увеличению протяженности железнодорожной сети почти вдвое). Нужно отметить, что это была долговременная продуманная политика, правильно учитывавшая огромное значение железных дорог для будущего экономики страны.

Железные дороги, создавая прочные транспортные связи и усиливая производственную специализацию отдельных районов, способствовали укреплению и расширению внутреннего рынка как одного из важнейших условий развития капитализма.

Железнодорожное строительство и связанные с ним государственные заказы создавали устойчивый спрос на металл, топливо, лес и другие материалы, вызвали промышленный бум в России. Высокими темпами развивались такие отрасли, как транспортное машиностроение, металлургия, добыча металлических руд, угля, нефти. Сооружение же новых и расширение уже существующих заводов обусловливало необходимость привлечения дополнительной рабочей силы, это, в свою очередь, вызвало потребности в увеличении городского строительства, создавало дополнительный спрос на продукцию легкой промышленности. Текстильное производство и пищевая промышленность занимали стабильно передовые позиции в экономике России.

Развитию отечественной промышленности способствовал курс усиления протекционизма, проводимый царским правительством во второй половине ХIХ в. Наиболее покровительственным был таможенный тариф 1891 г. Министр финансов С.Ю. Витте пошел на "таможенную войну" с Германией. В дальнейшем, особенно после русско-японской войны и революции 1905-1907 гг., российское правительство, нуждаясь в займах, пошло на уступки в торговых договорах с Францией и Германией.

К концу ХIХ в. были выработаны и законодательно закреплены основные принципы государственной системы заказов. Заказы должны были распределяться внутри страны, невзирая на возможность более выгодного их размещения за границей. Так, заказы на рельсы давались заводам Юга по 1 руб. 25 коп. - 2 руб. за пуд, хотя за границей можно было их купить по 80-85 коп. за пуд. При этом выработалась практика передачи заказов наиболее крупным российским заводам, особенно в периоды кризиса и депрессии. Вместе с получением заказа производители получали дополнительную субсидию.

Система протекционизма имела и негативную сторону: сохранение высоких цен на отечественные товары и ограничение стимулов к повышению технического уровня и качества изделий российской промышленности в условиях отсутствия иностранной конкуренции; значительное удорожание из-за высоких пошлин заграничных изделий, спрос на которые российская промышленность не могла удовлетворить (например, сельхозмашины, удобрения). Витте выход видел только в ускорении процесса образования независимой конкурентоспособной национальной промышленности.

В 1891-1900 гг. Россия совершила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. За десятилетие объем промышленного производства страны увеличился в 2 раза, а численность пролетариата - в 1,5 раза. При этом производство средств производства увеличилось втрое и к началу ХХ в. давало по стоимости около 40 % всей продукции. К началу ХХ в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира.

Существенные сдвиги произошли и в размещении производственных сил. Важнейшим из них было превращение Южного промышленного района в главный центр горной металлургии.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологий крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии - все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы ХIХ в. процесса монополизации, когда возникли первые картели и синдикаты - сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз и др.), так как по российским законам запрещались "стачки" (соглашения) торговцев об установлении цен.

Во второй половине 90-х гг. началось сращивание российских банков с промышленностью, выразившееся в возникновении “сфер интересов” крупнейших российских банков в промышленности, - к 1900 г. Петербургский международный банк оказался заинтересован более чем в 20, а Петербургский учетный и ссудный банк - почти в 30 предприятиях.