Экономика ссср в 1946 1985 контурная карта.

1945-1953 . В ходе войны погибло более 26 миллионов советских граждан. Разрушены тысячи городов и сел, более 30 тысяч предприятий, 65 тысяч километров железных дорог. Экономика страны оказалась в руинах.. В этих условиях в высших эшелонах власти началась дискуссия о преобразованиях в экономической политике государства. В проекте новой Конституции СССР, подготовленной в 1946 году, допускалось существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей без использования наемного труда. Однако точку в дискуссиях поставил Сталин, выступивший за продолжение довоенного курса, основанного на сверхцентрализации экономики и существовании только государственной собственности.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

Государство мобилизовало огромные людские ресурсы на восстановление экономики страны. благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики, удалось восстановить промышленность страны за 5 лет. При этом в стране не хватало продовольствия, люди работали в тяжелейших условиях тотальной разрухи. В первую очередь восстанавливались предприятия военно-промышленного комплекса, тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. В легкую промышленность направлялось лишь 10-12% капиталовложений. Поэтому многие товары народного потребления по-прежнему были в большом дефиците. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) были восстановлены тысячи предприятий, появились сотни новых заводов и фабрик. К 1948 г. производство достигло довоенного уровня. В 1950 году промышленность Советского Союза превысила довоенный уровень производства на 73 процента.

В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60% довоенного уровня. Положение усугубила засуха 1946 года, которая привела к страшному голоду. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса. В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою. Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними. И тем не менее ценой принудительных мер и трудового героизма крестьян в начале 50-х годов сельское хозяйство страны удалось вывести на довоенный уровень.


1953-1964 . В 50-е годы экономика СССР развивалась бурными темпами. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли 10%.

Наиболее активно развивалась тяжелая промышленность – и в первую очередь промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства за годы правления Хрущева вырос в 4-5 раз. СССР превратился в могучую промышленную державу.

Значительно медленнее развивалась легкая промышленность. К тому же ее доля в общем объеме производства уменьшилась, составив лишь 25%. Однако и здесь объемы производства за 1950-1965 годы увеличились в два раза.

В ряде отраслей экономики активно внедрялись достижения научно-технического прогресса. В первую очередь это касалось военно-промышленного комплекса и космической отрасли.

В 1957 году была предпринята попытка реформировать систему управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них были учреждены территориальные управления - советы народного хозяйства (совнархозы). Тысячи предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. С одной стороны, эти меры укрепили экономические права местных властей. Но с другой стороны, они больно ударили по единой технической и технологической политике. Хозяйственная самостоятельность предприятий привела к нарушению связей между ними. Замедлилось внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. Таким образом, реформы не только не привели к дальнейшему развитию экономики – они дали обратный эффект. И темпы роста экономики с каждым годом только снижались. Если в 1951-1955 годах промышленность выросла на 85%, а сельское хозяйство на 20,5%, то в 1961-1965 годах эти показатели составляли уже 51% и 11% соответственно.

Теме не менее к началу 60-х годов в СССР было построено индустриальное общество. Его экономика вошла в число ведущих экономик планеты, что позволило ему упрочить свое положение в мире.

Важнейшей проблемой этого периода стало недостаточное производство сельскохозяйственной продукции. В отрасли была низкая производительность, недостаточная механизация, у колхозников отсутствовали стимулы к труду.

Правительство стало предпринимать меры для реорганизации сельского хозяйства. В августе 1953 г. с принятием нового бюджета увеличились дотации на производство товаров в пищевой промышленности. На сентябрьском Пленуме ЦК 1953 г. принято решение о повышении закупочных цен, списании долгов колхозов и уменьшении налогов.

Февральский Пленум ЦК принял решение о начале сельскохозяйственного производства в полузасушливой зоне на востоке страны - Заволжье, Казахстане, Сибири, Алтае и Нижнем Урале. за счет освоения огромных площадей удалось повысить валовой сбор зерновых культур. За три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25 %.

Следующий этап реорганизации сельского хозяйства начался в мае 1957 г., когда Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!». В 1957 г. были распущены МТС. В результате колхозы получили технику, но остались без ремонтной базы. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств.

Вторая реформа ставила своей целью укрупнить колхозы, создать объединения, способствующие индустриализации сельского хозяйства. Руководители хозяйств стремились выполнить обязательства перед государством за счет ущемления интересов простых колхозников (уменьшились приусадебные участки, принудительно забирали личный скот в колхозы).

В результате Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.), в части развития сельскохозяйственного производства, был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

1964-1982 . Кризис в аграрном секторе и падение темпов производства в промышленности требовали срочных мер. Власти видели неэффективность административно-командной системы хозяйствования, понимали, что без экономических стимулов эффективное развитие экономики маловероятно. Был разработан план реформ, которые не отвергали директивную модель, но включали в себя механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности работников в результатах труда.

В 1965 году началась аграрная реформа. Для увеличения производительности был реализован комплекс мер по решению социальных проблем крестьян и стимулированию труда. Эти меры и легли в основу реформ.

Повышались закупочные цены, а за сверхплановую продажу сельхозпродукции колхозы получали 50-процентную надбавку к основной цене. Ослаблены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства. Увеличивались вложения в деревню, списывались долги колхозов.

Однако все эти преобразования осуществлялись прежними административными методами. В результате огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. аким образом, реформы ожидаемых результатов не принесли, сельское хозяйство по-прежнему переживало тяжелые времена. Продовольственный дефицит в стране с каждым годом только увеличивался. Чтобы как-то решить проблему, властям приходилось увеличивать импорт продовольствия. В конечном итоге страна, обладавшая богатейшими черноземными почвами и обширными землями, стала самым крупным импортером зерна и продуктов питания в мире.

В 1965 году началась реформа и в промышленности. Ставка была сделана на экономическое стимулирование работников и совершенствование хозяйственного механизма. Для повышения заинтересованности работников в результатах труда было разрешено оставлять предприятиям часть доходов, которыми они могли распоряжаться самостоятельно. Вводился хозрасчет на основе самоуправления, самоокупаемости и самофинансирования. Предприятия получили право корректировать утвержденные планы.

Хотя реформы были осторожными, в первое время они принесли неплохой результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объем промышленного производства вырос на 50 процентов.

Однако затем реформы застопорились. Главная причина застоя – административно-командная система, которая давно исчерпала себя, но тем не менее оставалась незыблемой, составляя основу советской экономики. Нарастал дефицит современных и качественных товаров. Властям приходилось увеличивать импорт товаров, которые не могла производить отечественная экономика. Страна все сильнее отставала от ведущих экономик мира. К началу 80-х годов отставание было уже более чем огромным. В обществе нарастало разочарование не только советской экономикой, но и советским общественным строем.

1982-1985 . Андропов и Черненко предпринимали попытки провести реформы, не меняя основ существующей системы. Пытались повысить производительность труда, боролись со злоупотреблениями. Однако особого успеха эти усилия не принесли.

1985-1991 . В 1985 году к власти пришли люди, понимавшие необходимость таких перемен. Страна вступала в эпоху глобальных преобразований, названных перестройкой. Они начинались с малого, а закончились крушением СССР.

В апреле 1985 на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Добиться ускорения предполагалось путем широкого внедрения результатов научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора». политика ускорения, во многом опирающаяся на красивые призывы, не имела реальных перспектив и для полноценного роста экономики нужны были другие, более кардинальные меры.

В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки ». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.

В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п. ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Однако нерешительность в проведении реформ привела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.

Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен.

8.1 Советская экономика после Великой Отечественной Войны

8.2 На пути к системному кризису экономики СССР в 1964–1985 гг.

8.3 «Перестройка» и крах социалистической экономики

8.4 Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования

Великая Отечественная война нанесла колоссальный удар по народному хозяйству СССР. Число погибших, по уточненным данным, составило до 27 млн. человек, а число раненых и искалеченных вообще не поддается сколько-нибудь точным подсчетам. В 1946 г. население СССР, составлявшее 172 млн. человек, едва превышало уровень 1939 г.

Сумма прямых потерь, нанесенных войной народному хозяйству, в 1945 г. была оценена в 679 млрд. руб., что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. В 1945 г. промышленность освобожденных от фашистской оккупации районов производила лишь 30% довоенной продукции. Наибольший ущерб был нанесен черной металлургии (по выпуску металла и добыче руды страна была отброшена более чем на 10–12 лет), нефтяной (отставание составило 15 лет), угольной, химической промышленности, энергетике и машиностроению.

В то же время общий уровень промышленного производства в 1945 г. по официальной советской статистике снизился лишь на 8% по сравнению с 1940 г. Этому способствовала невиданная по своим масштабам эвакуация. Было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий, из них более 1,5 тыс. крупных, тем самым началось ускоренное развитие восточных районов, где было введено в строй 3,5 тыс. крупных предприятий, особенно бурными темпами увеличивалось военное производство. В результате индустриальная мощь Урала выросла в 3,6 раза, Западной Сибири – в 2,8 раза, Поволжья – в 2,4 раза.

Колоссальные потери понесло сельское хозяйство. Было разорено до 100 тыс. колхозов и совхозов, 2,9 тыс. машинно-тракторных станций. Трудоспособное население деревни уменьшилось почти в 1,5 раза.

Полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень. В результате было уничтожено или пришло в негодность более половины городского жилого фонда, около 30% домов сельских жителей, крова лишились до 25 млн. человек.

Положение в сельском хозяйстве и в социальной сфере было просто катастрофическим. Подавляющая часть населения страны буквально балансировала на грани выживания. В 1946 г. в результате неурожая и беспощадного выкачивания из деревни продовольственных ресурсов разразился страшный голод, охвативший до 100 млн. человек. От голода и болезней в 1946–1948 гг. умерло около 2 млн. человек.

Выбор экономической стратегии. Выбор экономической стратегии СССР, как всегда, определялся политическим курсом. В данном случае он зависел прежде всего от воли Сталина, соотношения сил в правящей элите, а также от международной обстановки и особенно ее интерпретации советским руководством.

Победа над фашизмом резко изменила международную обстановку. СССР стал не только полноправным членом, но и одним из лидеров мирового сообщества, его отношения с западными державами приобрели партнерский характер.

Выбор экономической модели развития. Уже в 1945–1946 гг. при рассмотрении проекта четвертого пятилетнего плана возникла дискуссия о путях восстановления и развития советской экономики. В эти и последующие годы выявился целый ряд руководителей различных рангов, выступавших за смягчение или изменение тех или иных аспектов советской экономической политики, более сбалансированное развитие народного хозяйства, некоторую децентрализацию его управления; подобные предложения высказывались также при выработке и закрытом обсуждении новой Конституции СССР и новой программы партии. Среди них были секретарь ЦК, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС А.А. Жданов, председатель Госплана Н.А. Вознесенский, председатель Совета Министров РСФСР М.И. Родионов, первый секретарь Курского обкома КПСС П. Доронин и др. Последний предлагал реорганизовать колхозы, радикально изменив роль крестьянских семей и превратив их в основную структурную единицу.

Сторонники возврата к довоенной модели, среди которых были Г.М. Маленков, Л.П. Берия, напротив выступали за ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Первую крупную победу им удалось одержать при утверждении четвертого пятилетнего плана. Принятый в мае 1946 г. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. содержал весьма напряженные задания и в качестве основной задачи провозглашал: «Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта...» Предполагалось уже в 1946 г. «завершить послевоенную перестройку народного хозяйства» и в ближайшее время не только догнать, но и превзойти «достижения науки за пределами СССР».

Однако прогрессировавший распад антигитлеровской коалиции, борьба с западными державами за раздел Европы и начало холодной войны способствовали окончательной победе сторонников централизации и развития ВПК, за спиной которых стоял Сталин. К ужесточению внутренней политики и развертыванию террора. Сталина подталкивали и личный опыт, и некоторые внутренние факторы, в частности голод 1946 г., способствовавший резкому ужесточению контроля государства над деревней, и обострение социально-экономической ситуации в городах (в том числе с отменой карточной системы и денежной реформой 1947 г.).

В 1947 г. Москва отказалась от участия в Плане Маршалла, направленного на экономическое возрождение Европы (западноевропейские страны получили по нему от США более 17 млрд. долл.), и приступила к насаждению в Восточной Европе откровенно коммунистических правительств и к «социалистическим преобразованиям». СССР, как и США, развернули усиленную подготовку к «большой войне». Это и определило экономическую политику последних лет сталинского Советского Союза. Страна не только вернулась к прежней модели экономики, но и жила буквально в предвоенном режиме.

Репрессии, не прекращавшиеся в период Великой Отечественной войны, после ее окончания стали нарастать. В результате послевоенной волны репрессий в тюрьмах, лагерях, колониях и ссылках оказались 5,5–6,5 млн. человек. Сфера лагерного, по сути рабского, труда была важнейшей, неотъемлемой частью советской экономики. Министерство внутренних дел стало крупнейшим хозяйственным ведомством. Руками заключенных сооружались многочисленные, крупнейшие объекты четвертой и пятой пятилеток в атомной, металлургической, энергетической промышленности, на транспорте.

Восстановление и развитие народного хозяйства. Перевод народного хозяйства на мирные рельсы проходил крайне болезненно.

Произошли изменения в управленческой структуре. В сентябре 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, его функции перешли к Совнаркому. Некоторые военные наркоматы были ликвидированы или преобразованы в гражданские. В 1946 г. все они были переименованы в министерства. Система хозяйственных ведомств росла и изменялась. Система управления приобрела еще более бюрократический характер и была адаптирована к мирной жизни.

Конверсия, однако, была далеко неполной. Уже с 1947 г. спад в некоторых военных отраслях вновь сменился подъемом. В авиационной промышленности, например, к концу 1949 г. производство достигло уровня 1945 г. После войны была принята колоссальная 10-летняя программа развития судостроения. Хотя полностью она выполнена не была, к 1955 г. советский ВМФ имел кораблей основных классов в 2–3 раза больше, чем в 1945 г. Вместе с тем он по-прежнему оставался флотом преимущественно прибрежного действия.

Лучшие умы и ресурсы были брошены на создание новых видов вооружений: ракет, реактивной авиации, радиолокации, но прежде всего атомной бомбы. Уже в 1949 г. Советский Союз взорвал первое атомное устройство, а в 1953 г. создал водородную (термоядерную) бомбу.

Крупные успехи были достигнуты и в других сферах ВПК. В 1947 г. была создана первая советская баллистическая ракета дальнего действия. В 1953 г. удалось создать малогабаритный ядерный заряд, пригодный для размещения на ракетах. С этого же года в развитии военно-морского флота акцент был сделан на создание атомных подводных лодок. Таким образом, СССР обрел ракетно-ядерный потенциал.

По существу, к середине 50-х годов в СССР были заложены основы военно-промышленного комплекса, ставшего важнейшей, приоритетной частью экономики. Даже по официальной советской статистике, в четвертой пятилетке на укрепление обороноспособности было выделено 19,8% госбюджета (в первой пятилетке – 5,4%, во второй – 12,7% и за три года третьей – 26,4%).

Успехи в промышленности, военном деле базировались на жесточайшем административно-политическом нажиме на деревню, на откровенном ограблении крестьян. Нажим на деревню был сопоставим разве что с периодом массовой коллективизации, но теперь основные усилия партийных, советских, хозяйственных органов, а также милиции и госбезопасности были сосредоточены уже не на создании колхозов, а на беспощадном выкачивании из них продовольственных и денежных ресурсов. Нередко, выполнив государственный план поставок, колхоз оставался без хлеба. Виновными в такой ситуации оказывались председатели колхозов. В некоторых районах были осуждены до половины всех председателей колхозов. В целом по СССР в 1945 г. их было осуждено 5,8 тыс. человек, а в 1946 г. – уже 9,5 тыс. человек, в основном за раздачу зерна и сельскохозяйственных продуктов крестьянам и срыв государственных заготовок.

Простым колхозникам приходилось еще труднее. В результате развернутой государством кампании в 1946–1947 гг. площадь приусадебных участков крестьян была сокращена на 10,6 млн. гектар. В то же время в 1947 г. средняя норма выдачи зерна на трудодень была ниже уровня 1940 г. почти в два раза (4,2 центнера против 8,2 центнера). При этом в некоторых областях норма выдачи зерна на трудодень составляла менее 300 г, а в некоторых колхозах зерна крестьянам не выдавали вовсе. В последующие годы, несмотря на некоторое улучшение положения, доходы от колхоза составляли в среднем лишь 20,3% денежных доходов семьи крестьянина, а 27,4% колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. Даже учитывая некоторое повышение норм выдачи продуктов на трудодень, можно констатировать, что изнурительная, порой 15-часовая работа в колхозе не столько обеспечивала крестьян, сколько давала им право кормиться за счет собственного, сократившегося в размерах приусадебного участка (причем, по статистике, колхозник работал на приусадебном участке лишь 17% отработанного времени).

Таким образом, после некоторого «послабления» в годы войны в советской колхозной деревне восстановилась, причем еще в более жестком виде, чем в 30-е годы, система принудительного труда. Оставаясь основным «донором» сталинской экономики, деревня, тем не менее, оставалась «пасынком» в выделении государственных ресурсов и темпах восстановления. Не случайно в начале 50-х годов деревня только приблизилась к довоенному уровню, хотя по четвертому пятилетнему плану должна была его превзойти на 27%. Даже в середине 1953 г., по признанию Хрущева, поголовье крупного рогатого скота было на 3,5 млн. голов меньше, чем до войны. Урожайность зерновых даже в 1949–1953 гг. была заметно ниже, чем в 1913 г. (7,7 и 8,2 центнера с гектара). Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1950–1953 гг., по официальным данным, составляли 1,6%.

Отмена карточек в 1947 г. и конфискационная денежная реформа серьезно ударили по широким массам, сделав недоступными для них многие товары, продававшиеся по коммерческим ценам. В результате в 1947–1950 гг. цены на товары снижались пять раз. В дальнейшем этот процесс как бы оторвался от его предыстории и отложился в массовом сознании как сталинский курс на регулярное снижение цен. Деньги обменивались в масштабе 1 к 10. При этом пропорциональный обмен – 1 к 1 – производился для вкладчиков сберкасс, имевших вклад до 3 тыс. руб., для тех, кто имел вклад от 3 до 10 тыс., обмен шел 2 к 3, а для вкладов более 10 тыс. – 1 к 2. Наиболее пострадали от реформы крестьяне, которые сумели накопить за 1941–1946 гг. некоторые суммы, но держали их у себя, поскольку боялись заявлять о своих доходах.

Несмотря на постепенное увеличение номинальной, а отчасти и реальной зарплаты, даже в городах уровень жизни 1940 г. был достигнут только в 1951 г., а уровень 1928 г., который, в свою очередь, едва-едва приближался к уровню 1913 г., был достигнут только в 1954г. Крайне обострилась жилищная проблема.

Таким образом, политическое руководство СССР в послевоенные годы избрало наиболее сложный и ресурсоемкий вариант восстановления и развития советской экономики. Он предусматривал не только автаркическое развитие, с опорой на собственные силы, но и был отягощен курсом на максимальное форсирование тяжелой индустрии и ВПК за счет беспрецедентного ограбления деревни, сдерживания роста жизненного уровня населения, развития социальной сферы, легкой и пищевой промышленности. Реализация такого курса требовала не просто масштабного внеэкономического принуждения, но и массовых репрессий.

В послевоенные годы в СССР окончательно сформировался тоталитарный режим и был осуществлен возврат к чрезвычайной экономике предвоенного периода. В конце 40-х – начале 50-х годов, как и в годы первых пятилеток, первоначальные, весьма напряженные задания в дальнейшем еще более повышались, экономику и всю страну вцелом вновь побуждали жить в сверхнапряженном, почти фронтовом режиме. В сочетании с максимальным форсированием военного производства, развертыванием нового витка массовых репрессий внутри страны, резким обострением международной обстановки, включая продолжавшуюся войну в Корее, эти обстоятельства недвусмысленно свидетельствовали о подготовке Сталиным нового, глобального военного столкновения с США. Смерть Сталина 5 марта 1953 г. сорвала эти планы и резко изменила советскую экономическую стратегию. Вместо форсированной подготовки к атомному мировому конфликту новое политическое руководство вынуждено было выбрать экономическую политику, делавшую акцент прежде всего на решении внутренних проблем и исходившую из возможности длительного мирного сосуществования различных общественных систем.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Экономика СССР в 1945–1991 гг.
Рубрика (тематическая категория) История

1945-1953 . В ходе войны погибло более 26 миллионов советских граждан. Разрушены тысячи городов и сел, более 30 тысяч предприятий, 65 тысяч километров желœезных дороᴦ. Экономика страны оказалась в руинах.. В этих условиях в высших эшелонах власти началась дискуссия о преобразованиях в экономической политике государства. В проекте новой Конституции СССР, подготовленной в 1946 году, допускалось существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей без использования наемного труда. При этом точку в дискуссиях поставил Сталин, выступивший за продолжение довоенного курса, основанного на сверхцентрализации экономики и существовании только государственной собственности.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 ᴦ. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

Государство мобилизовало огромные людские ресурсы на восстановление экономики страны. благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределœения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики, удалось восстановить промышленность страны за 5 лет. При этом в стране не хватало продовольствия, люди работали в тяжелœейших условиях тотальной разрухи. В первую очередь восстанавливались предприятия военно-промышленного комплекса, тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. В легкую промышленность направлялось лишь 10-12% капиталовложений. По этой причине многие товары народного потребления по-прежнему были в большом дефиците. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) были восстановлены тысячи предприятий, появились сотни новых заводов и фабрик. К 1948 ᴦ. производство достигло довоенного уровня. В 1950 году промышленность Советского Союза превысила довоенный уровень производства на 73 процента.

В 1945 ᴦ. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60% довоенного уровня. Положение усугубила засуха 1946 года, которая привела к страшному голоду. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса. В 1947 ᴦ. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон ʼʼЗа посягательство на колхозную и государственную собственностьʼʼ, повышен налог на содержание скота͵ что привело к массовому его забою. Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними. И тем не менее ценой принудительных мер и трудового героизма крестьян в начале 50-х годов сельское хозяйство страны удалось вывести на довоенный уровень.

1953-1964 . В 50-е годы экономика СССР развивалась бурными темпами. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли 10%.

Наиболее активно развивалась тяжелая промышленность – и в первую очередь промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства за годы правления Хрущева вырос в 4-5 раз. СССР превратился в могучую промышленную державу.

Значительно медленнее развивалась легкая промышленность. К тому же ее доля в общем объёме производства уменьшилась, составив лишь 25%. При этом и здесь объёмы производства за 1950-1965 годы увеличились в два раза.

В ряде отраслей экономики активно внедрялись достижения научно-технического прогресса. В первую очередь это касалось военно-промышленного комплекса и космической отрасли.

В 1957 году была предпринята попытка реформировать систему управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них были учреждены территориальные управления - советы народного хозяйства (совнархозы). Тысячи предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинœение, а местные Советы получили всœе права на производство и распределœение продукции местной промышленности. С одной стороны, эти меры укрепили экономические права местных властей. Но с другой стороны, они больно ударили по единой технической и технологической политике. Хозяйственная самостоятельность предприятий привела к нарушению связей между ними. Замедлилось внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реформы не только не привели к дальнейшему развитию экономики – они дали обратный эффект. И темпы роста экономики с каждым годом только снижались. В случае если в 1951-1955 годах промышленность выросла на 85%, а сельское хозяйство на 20,5%, то в 1961-1965 годах эти показатели составляли уже 51% и 11% соответственно.

Теме не менее к началу 60-х годов в СССР было построено индустриальное общество. Его экономика вошла в число ведущих экономик планеты, что позволило ему упрочить свое положение в мире.

Важнейшей проблемой этого периода стало недостаточное производство сельскохозяйственной продукции. В отрасли была низкая производительность, недостаточная механизация, у колхозников отсутствовали стимулы к труду.

Правительство стало предпринимать меры для реорганизации сельского хозяйства. В августе 1953 ᴦ. с принятием нового бюджета увеличились дотации на производство товаров в пищевой промышленности. На сентябрьском Пленуме ЦК 1953 ᴦ. принято решение о повышении закупочных цен, списании долгов колхозов и уменьшении налогов.

Февральский Пленум ЦК принял решение о начале сельскохозяйственного производства в полузасушливой зоне на востоке страны - Заволжье, Казахстане, Сибири, Алтае и Нижнем Урале. за счёт освоения огромных площадей удалось повысить валовой сбор зерновых культур.
Размещено на реф.рф
За три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25 %.

Следующий этап реорганизации сельского хозяйства начался в мае 1957 ᴦ., когда Хрущев выдвинул лозунг ʼʼДогнать и перегнать Америку!ʼʼ. В 1957 ᴦ. были распущены МТС. В результате колхозы получили технику, но остались без ремонтной базы. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств.

Вторая реформа ставила своей целью укрупнить колхозы, создать объединœения, способствующие индустриализации сельского хозяйства. Руководители хозяйств стремились выполнить обязательства перед государством за счёт ущемления интересов простых колхозников (уменьшились приусадебные участки, принудительно забирали личный скот в колхозы).

В результате Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гᴦ.), в части развития сельскохозяйственного производства, был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

1964-1982 . Кризис в аграрном секторе и падение темпов производства в промышленности требовали срочных мер.
Размещено на реф.рф
Власти видели неэффективность административно-командной системы хозяйствования, понимали, что без экономических стимулов эффективное развитие экономики маловероятно. Был разработан план реформ, которые не отвергали директивную модель, но включали в себя механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности работников в результатах труда.

В 1965 году началась аграрная реформа. Для увеличения производительности был реализован комплекс мер по решению социальных проблем крестьян и стимулированию труда. Эти меры и легли в основу реформ.

Повышались закупочные цены, а за сверхплановую продажу сельхозпродукции колхозы получали 50-процентную надбавку к основной цене. Ослаблены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства. Увеличивались вложения в деревню, списывались долги колхозов.

При этом всœе эти преобразования осуществлялись прежними административными методами. В результате огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. аким образом, реформы ожидаемых результатов не принœесли, сельское хозяйство по-прежнему переживало тяжелые времена. Продовольственный дефицит в стране с каждым годом только увеличивался. Чтобы как-то решить проблему, властям приходилось увеличивать импорт продовольствия. В конечном итоге страна, обладавшая богатейшими черноземными почвами и обширными землями, стала самым крупным импортером зерна и продуктов питания в мире.

В 1965 году началась реформа и в промышленности. Ставка была сделана на экономическое стимулирование работников и совершенствование хозяйственного механизма. Для повышения заинтересованности работников в результатах труда было разрешено оставлять предприятиям часть доходов, которыми они могли распоряжаться самостоятельно. Вводился хозрасчет на базе самоуправления, самоокупаемости и самофинансирования. Предприятия получили право корректировать утвержденные планы.

Хотя реформы были осторожными, в первое время они принœесли неплохой результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объём промышленного производства вырос на 50 процентов.

При этом затем реформы застопорились. Главная причина застоя – административно-командная система, которая давно исчерпала себя, но тем не менее оставалась незыблемой, составляя основу советской экономики. Нарастал дефицит современных и качественных товаров. Властям приходилось увеличивать импорт товаров, которые не могла производить отечественная экономика. Страна всœе сильнее отставала от ведущих экономик мира. К началу 80-х годов отставание было уже более чем огромным. В обществе нарастало разочарование не только советской экономикой, но и советским общественным строем.

1982-1985 . Андропов и Черненко предпринимали попытки провести реформы, не меняя основ существующей системы. Пытались повысить производительность труда, боролись со злоупотреблениями. При этом особого успеха эти усилия не принœесли.

1985-1991 . В 1985 году к власти пришли люди, понимавшие крайне важно сть таких перемен. Страна вступала в эпоху глобальных преобразований, названных перестройкой. Οʜᴎ начинались с малого, а закончились крушением СССР.

В апрелœе 1985 на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Добиться ускорения предполагалось путем широкого внедрения результатов научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации ʼʼчеловеческого фактораʼʼ. политика ускорения, во многом опирающаяся на красивые призывы, не имела реальных перспектив и для полноценного роста экономики нужны были другие, более кардинальные меры.

В 1987 году ʼʼконцепцию ускоренияʼʼ сменила ʼʼконцепция перестройки ʼʼ. По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на базе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селœе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.

В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п. ожидаемых результатов реформы вновь не принœесли. При этом нерешительность в проведении реформ привела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределœения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.

Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен.

Экономика СССР в 1945–1991 гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономика СССР в 1945–1991 гг." 2017, 2018.

За годы Великой Отечественной войны СССР потерял около 30% национального богатства, понес огромные людские потери (27 млн человек). Хроническим был структурный перекос в экономике: более половины промышленного производства в 1945 г. составляла оборонная продукция.

Основные задачи в социально-экономической сфере:

восстановить разрушенное хозяйство,

возродить экономику ранее оккупированных территорий,

перепрофилировать промышленность на работу в условиях мирного времени,

демобилизовать армию, численность которой составляла 11,4 млн человек.

Ресурсы экономического роста в послевоенные годы:

репарации с Германии;

труд военнопленных и заключенных в ГУЛАГе;

перекачка денег из сельского хозяйства в промышленность;

конфискационная денежная реформа 1947 г. (10 руб. старых денег = 1 руб. новых), в ходе которой около трети наличной денежной массы не было обменено на новые дензнаки;

принудительные займы у населения (трудящиеся вынуждены были в принудительном порядке приобретать облигации государственного займа, на что уходила приблизительно одна месячная зарплата в год).

За годы четвертой пятилетки (1946-1950) основная задача была выполнена: разрушенное войной народное хозяйство - восстановлено. Было восстановлено и построено около 6200 крупных предприятий. На 25 % возросла производительность труда в промышленности по сравнению с 1940 г. Произведено частичное техническое перевооружение предприятий за счет трофейного оборудования и оборудования, полученного из Германии в качестве репараций. Восстановлена металлургическая и топливно-энергетическая база. Восстановлены важнейшие отрасли земледелия, но в 1950 г. валовая продукция сельского хозяйства составляла 97 % от довоенного уровня. К 1950 г. в основном восстановлен железнодорожный транспорт.

В годы пятой пятилетки (1951-1955) экономика страны получила свое дальнейшее развитие. Объем валовой промышленной продукции вырос на 85 %. Были введены в строй новые промышленные объекты: Усть-Каменогорская и Куйбышевская ГЭС, Череповецкий металлургический комбинат, первая в мире АЭС в Обнинске и др. Несколько улучшилось положение в сельском хозяйстве: посевная площадь под зерновыми культурами увеличилась на 20 %, сельчане получили около 540 тыс. тракторов, 93 тыс. зерновых комбайнов. К 1950 г. было электрифицировано 76 % совхозов и 15 % колхозов. В 1953 г. были повышены закупочные цены, снижены нормы обязательных поставок государству, увеличились капиталовложения в сельскохозяйственное машиностроение в 1,5-2 раза.

По сравнению со временем военных лишений жизненный уровень народа несколько улучшился, в декабре 1947 г. была отменена карточная система. Но уровень жизни городского населения достиг довоенных показателей только к 1951 г., в то время как доходы колхозников оставались в 4 раза ниже, чем доходы рабочих и служащих.