Развитие капитализма и положение народных масс в России во второй половине Х!Х столетия. Развивается ремесленное производство

Трезвеннические бунты 1858-1860 гг в Российской Империи

ОБ ЭТОЙ ВОЙНЕ УМАЛЧИВАЮТ УЧЕБНИКИ, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 - 1860 годах.

Эту войну историки чаще называют "ТРЕЗВЕННИЧЕСКИМИ БУНТАМИ", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики - те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России. Водку откупщики буквально навязывали; если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила...

В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей "нормы" и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали с дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом в назидание другим.

Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином.

Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: В НАШЕМ СЕЛЕ НИКТО НЕ ПЬЕТ!

Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на "доброту". Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о безоплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: "НЕ ПЬЕМ!"

К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию.
К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству.

В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету...ТРЕЗВОСТИ! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать.
Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах.
В Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека).
Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами. Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших.

С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз). Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было "лишив всех прав состояния, а нижних чинов - медалей и нашивок за безпорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года".

Всего же по России в тюрьму и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа. Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться "к трезвости без официального на то разрешения". Власть имущие понимали, что усмирить можно силой, а вот долго сидеть на штыках - неуютно.

Требовалось закрепить успех. Как? Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: "Кто нам мешает, тот нам и поможет". Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз. Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан. Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными "мирными" методами...

Это глава из книги "Ты меня уважаешь?" саратовского краеведа, члена союза писателей России Владимира Ильича Вардугина.

Восстание Есет-Батыра и Жанкожа Нурмухамедулы

В середине 50-х — начале 60-х годов антиколониальная война казахов вспыхнула с новой силой. В районе Приаралья казахскими отрядами руководил батыр Есет, в районе нижнего течения Сырдарьи — Жанкожа Нурмухамедулы. Объединенное кокандско - казахское войско возобновило активные действия против русских в Жетису. В мае 1853 года в связи с походом русских войск на Ак-Мешит и переброской грузов и войск на Сырдарье была начата конфискация верблюдов у казахов. Эти действия колониальных властей послужили поводом для выступления казахов рода шекты под руководством Есет-батыра. 3 феврале 1854 года против казахов был выслан отряд барона Врангеля, которому, однако, не удалось добиться успеха. В 1855 году в казахскую степь проникли слухи о поражении в Крымской войне, и ан-тирусское движение активизировалось. В июле отряды Есета разгромили войска султана-правителя Жантурина, сам султан был убит, казачий отряд, сопровождавший его, отступил к пограничной линии. Колониальные власти, не имея достаточно сил для борьбы с казахами, стали подкупать отдельных старшин и султанов, разжигать вражду между казахскими родами, пытаясь раско-лоть антирусское движение. Одновременно организовались карательные экспедиции, грабив-шие казахские аулы. Особо жестоко действовали отряды Михайлова, Кузьминского и Дерыше-ва. Летом 1856 г. на казахские кочевья вновь обрушилась карательная экспедиция. В сентябре 1858 г. в урочище Сан отряд Есета потерпел окончательное поражение, а остатки его присое-динились к батыру Жанкожа. Жанкожа Нурмухамедулы, один из соратников Кенесары хана, вначале прекратил борьбу с Россией. Однако после строительства укреплений в низовьях Сырдарьи и началом казачьей колонизации престарелый батыр возобновил военные действия против русских войск. В середине декабря 1856 г. в отряде Жанкожи - батыра было уже более 1500 казахов, недоволь-ных колониальной политикой России. В конце декабря казахи осадили Казалинский форт и начали переговоры с Хивой и отрядами Есета о совместных действиях. В декабре 1856 года из Ак-Мешита вышла карательная экспедиция под командовани-ем генерал-майора Фитингофа. И в январе 1856 г. в кратком, но кровопролитном сражении казахи потерпели поражение и были вынуждены отступить на территории Хивы. Казахские аулы были подвергнуты жестоким репрессиям.

Исторический опыт национально-освободительной борьбы казахского народа против в колониализма определяет отдельные стороны консолидации тюрко-мусульманских народов. Это тесные контакты политической элиты Центрально-Азиатского региона в ходе национально-освободительной борьбы казахского народа, а также ведущая роль российского освободительного движения в формировании и росте единства тюрко-мусульман и особенное значение интеллигенции России на тюрко-мусульманское движение. Необходимо указать на то, что каждый из руководителей или лидеров восстаний и движений находился в постоянном контакте с представителями политической элиты Центральной Азии - это лидеры движений - Жоламан Тленчиев, Есет Котибаров, Жанхожа Нурмухамедов, Кенесары Касымов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов. Контакты руководителей движений в отдельных политических действиях носили долговременный характер и внесли существенные элементы в ход самих восстаний и движений.

В 20-е начало 30-х годов ХІХ века один из батыров Младшего жуза Жоламан Тленчиев, возглавлявший род табын выступил против царских колонизаторов, захвативших у его рода Ново-Илецкий район богатый пастбищами, реками и соляными копьями. Ново-Илецкая линия входила в группу линий которые строились для обеспечения передвижения царских войск на Западе Казахстана - они состояли из 29 укреплений и к ней отошло 7 тыс. десятин земли казахов. На этих землях стали заселяться казаки и крестьяне. Жоламан Тленчиев стал по началу вести мирные переговоры - они приняли форму переписки, однако царские власти в лице оренбургского губернатора Эссена не обратили внимания на требования Жоламана и тогда Жоламан стал на путь вооруженной борьбы. Его отряды избрали тактику партизанской борьбы - нападали на укрепления и пограничные заставы. Такие действия продолжались долго, а уже настоящая война против царских служб началась в 1835 году, когда к Жоламану примкнули казахи джагалбайлинского рода, а также родов, жаппаского, алчинского, аргынского, кипчакского. К этому времени у них в общей сложности было отобрано более 10 тыс. квадратных верст земли. Чтобы пасти свой скот они были вынуждены кочевать рядом с пограничной территорией и потому выплачивали огромные суммы казакам и администрации.

Кокандские и Хивинские феодалы собирали налоги и повинности с тех же родов, которые уже находились в подданстве царского режима. Роды Шекты, Чумекей отказывались платить двойные налоги, в ответ на это в 1850 году отряд акмечетского бека разгромил 14 аулов рода Чумекей. Но предписания Оренбургских властей были однозначны: " Подтвердить вновь ордынцам воспрещения собирать зякет для хивинского хана, объявив, что если они будут продолжать платить хивинцам дань, то подвергнуться двойному кибиточному сбору". В то же самое время, хивинцы требовали уплаты зякета со скота и ушура с посевов. В таких условиях против хивинцев выступали известные люди в степи. Среди них выделялся Джанходжа Нурмухамедов - лидер родов кишкене-шектинцев. В 1843 году отряды Джанходжи разрушили хивинскую крепость на Куван-Дарье, летом 1845 года он имел стычку с хивинским отрядом, в ответ на это хивинцы захватили в плен 1900 семейств казахов. В 1846году он писал в Оренбургскую администрацию: "... подведомственных нам аулов разграблено 30 ... мы идем к Иргизу, потому, что в сердце нашем нет черной тени к дружественной связи с вами... Мы приготовляемся к походу на хивинцев, потому что всякое время мы видели притеснения от них".
Джанходжа Нурмухамедов был постоянно в колебаниях между хивинцами и российскими властями, уже в конце 1856 года, когда фактически началось само восстание, в некоторых документах сообщалось, что собрав значительное количество вооруженных людей, он хотел "отдаться под покровительство хивинского хана". Однако зная, какие могут быть осложнения и при сборе налогов, и при выполнении повинностей, он уже и после подавления восстания принимал российские власти, как подданный империи.

В конце 40-х - 50-х годах ХІХ века Кокандское ханство активизировало свою политику в казахской степи, были построены и заселены крепости Яны-Курган, Джулек, Ак-Мечеть, Чим-Курган, Кумыш-Курган, и кокандские гарнизоны подошли к устью реки Сырдарьи. Кочевники-казахи платили с кибитки в год 6 баранов, 24 мешка угля, 4 вьюка саксаула и 1000 снопов камыша, кроме того, на них были возложены повинности; каждая кибитка должна была ежемесячно высылать одного человека на неделю для возделывания пашен и огородов, часто раз в год заставляли производить очистку конюшен и хлевов, и, кроме того, каждый кочевник должен был в военный наряд в полном обмундировании и со своей лошадью.

В начале 1850 года кокандский отряд разбил 20 аулов Чумекеевцев, было убито 6 человек, захвачено 100 лошадей и 2500 баранов, и Чумекеевцы вынуждены были откочевать в Каракумы и в пределе: Иргиза. На тяжелое положение рядовых кочевников дополнительно были возложены сборы различных налогов, в том числе - зякет и ушур, который платился родовым старшинам и владельцам. Вместе с тем, со строительством укреплений введена была ещё одна повинность со стороны царских властей - это поставка верблюда для различных работ и для военных экспедиций. Верблюды нанимались до 15 рублей в год, а некоторые родовладельцы платили своим сородичам ещё меньше, при этом найм верблюдов носил массовый характер, по несколько тысяч. Так, в 1847 году, для строительства Уральского укрепления требовалось 1000 верблюдов, для перевозки продовольствия ещё 1500, а для других нужд - ещё 2000, и они были собраны с родов Чумекеевцев за 3 месяца. Поэтому многие родовые структуры Шектинцев и Чумекеевцев откочевывали в другие районы, в пески, при этом они часто меняли свои места перекочевок. Многие роды не отдавали верблюдов. Так Кердаринский и Табынский роды встречали посланцев султана Баймухамедова словами: "что они ни за что не дадут верблюдов, и не допустят даже близко к своим аулам". И они все были вооружены копьями и саблями. Поэтому родоправители просили и принимали помощь от Оренбургской администрации в виде вооруженных конвоев, тот же султан Баймухамедов просил выслать двухсотенный отряд казаков "по встреченной в нем надобности для содействия к успешному сбору нанимаемых верблюдов". И во многих случаях, именно как родоправитель Тлеу-Кабакского рода, Есет Котибаров вступался за сородичей из других родовых структур. Поэтому, когда в 1851 году он просил разрешения у Оренбургской администрации перекочевать на Эмбу, то руководитель Пограничной комиссии В. В. Григорьев отметил: "Бий это, известный русским властям с прошлого 1846 года, прежде чем испрашивать себе особенных с нашей стороны снисхождений, должен, согласно своему обещанию, доставить удовлетворение за свое прошлое". То есть, Есет должен был принести свое покаяние властям в виде материальных возмещений за ущерб от разбитого каравана в 1846 году. И власти разрешения Есету не дали. Еще в 1847 году Российские власти старались привлечь Есета на свою службу, и определили ему награду, в виде золотой медали; Тогдашний председатель Пограничной Комиссии Л. П. Ладыженский писал губернатору: "Подобною наградою привлечь этого полудикого ордынца к нашим интересам, и удержать от попущения к новым в степи беспорядкам".

Открытое выступление рода Шекты против царских властей началось в 1853 году, когда под руководством В. П. Перовского началась подготовка к походу на Ак-Мечеть. Правителю средней части Младшего жуза Арслану Джанторину поручалось собрать с Шектинцев 4000 верблюдов с необходимым снаряжением. Род Шекты отказался дать верблюдов, и многие подразделения рода откочевали за Сырдарью, то есть на кокандскую сторону. Кочевников возглавил Есет. Он писал правителю Западной части Тяукину: "Мы... не дали Арслану Джанторину сильно требуемых им верблюдов потому, что насильственное требование * его показалось нам противозаконным...". Так, как Шектинцы не подчинились властям, Пограничная Комиссия решила наказать Шектинцев и получить требуемых верблюдов. Правитель Западной части Тяукин выступил с двумя казачьими отрядами, а из Уральского вышел отряд, возглавляемый султаном Илекеем Касымовым. Илекей Касымов напал на джаимкаимовское подразделение Шектинцев и угнал 300 верблюдов, при этом было убито несколько человек. Основная Масса Шектинцев двинулась в пустынные районы, в том числе на Усть-Урт. Действия Есета в этот период носили очень противоречивый характер. Они больше были схожи с действиями рядового кочевника, который стремиться обособиться от своих сородичей, но вместе с тем недоволен их несправедливым отношением к себе. Т. е. в данной ситуации Есет не стремился дальше подстегнуть все структуры на вооруженную борьбу против властей. Один из соглядатаев администрации в ауле Есета доносил: "Он находиться в весьма большом рассеянии и говорит, что действуя за честь и права Киргизского народа, он, Есет, поссорился с русскими и султанами-правителями, что теперь хотя и примыкается к себе, но киргизы войску не дают, и не присоединяются".

В 1854 году тактические действия Есета привели к тому, что в замешательстве остались и Оренбургская администрация, и казахи, которые присоединились к Есету. Весной он обязался с повинной приехать в Оренбург, по получении обязательства Оренбургской администрации о том, что власти не будут преследовать его самого и его аулы он должен был сложить оружие, но в это же время, для борьбы с царскими властями он старается выбрать себе союзника в лице хивинского хана. Поэтому, почти все Шектинцы отвернулись от Есета и он нашел опору только в Кабакском роде.

Доклад зав.отделом истории Казахстана Нового времени, внс Э.Ж.Валиханова
http://www.iie.freenet.kz

Восстание сырдарьинских казахов под предводительством Джанхожи Нурмухамедова

30—50-е г. XIX в. знаменуют важный рубеж в истории Казахстана. В социально-экономическом положении края наблюдается рост экономического развития некоторых районов Казахстана, обусловленный втягиванием его в общероссийский рынок. Политическое положение Казахстана в этот период было нестабильным.
Чрезвычайно тяжелым оказалось положение казахского населения, которое проживало на территории, расположенной по побережью Сырдарьи. Усиление экспансионистских устремлений Российской империи (в 1853 г. была взята Ак-Мечеть — В. Перовским), а также агрессивная политика хивинского ханства стали основной причиной борьбы присырдарьинских казахов подпредводительством Джанхожи Нурмухамедова. Один из руководителей рода шекты, Джанхожа снискал себе среди простых тружеников славу авторитетного и целеустремленного батыра, обладавшего незаурядными качествами. (Своевольныйи властный правитель Джанхожа к этому времени стал понимать, что казахи-егинши, которые составляли основную массу присырдарьинских казахов, были подвергнуты очень сильному колониальному гнету. Один из главных вопросов был вопрос о земле, После занятия Ак-Мечети была создана Сырдарьинскаяв оенная линия, где были отмежеваны большие площади для водворения казаков и переселенцев, и которые были изъяты из владения казахского населения. Само казахское население было обложено покибиточной податью. Кроме того, было наложено также множество повинностей — содержание дорог, постройка мостов,чистка магистральных арыков, гужевая повинность — казахи должны были выделять верблюдов для работ по требованию начальников линии, выделять людей для строительства укреплений и поставлять скот для перевозки строительных материалов. При этом выполнение повинностей часто совпадало с сезоном работ, что очень дорого стоило егинши.
В 1849 г. было переселено в укрепление Раим первые 26 семейств оренбургских казаков. К 1857 г. около 3000 казахских семей были согнаны со своих мест и переселены туда, где не было пахотной земли и воды для орошения. На местах, где жили казахи, переселенцы пользовались большим преимуществом, что привело к жестокой эксплуатации казахского населения.
Все это накапливалось на протяжении лет и в середине 50-х гг. XIX в.вылилось в открытое выступление казахов-егинши рода кишкентай-шекты.
Произвол хивинского ханства по отношению к казахам оборачивался непосильным поборами, грабежами и самоуправством. В начале 50-х гг.действия батыра находились в поле зрения администрации и российской, и хивинской. Еще в 1843 г. Джанхожа разрушил хивинскую крепость на Кувандарье, и весной 1845 г. разбил отряд хивинцев до 2000 человек,посланный на восстановление разрушенной крепости. В борьбе против хивинцев
Джанхожа пользовался своеобразной стратегией, нападал на укрепления,разрушал их. Так, его войсками была взята крепость Джана-Кала. В 1847 и 1848 гг. он не раз помогал русским войскам отбить хивинцев около крепости Раим. Джанхожа принимал участие и в восстании Кенесары (потом, правда, отойдя от этого движения) и вместе с Кенесары разгромил крепость хивинцев Сузак. Царская администрация, видя, каким авторитетом пользовался Джанхожа среди шектинцев и желая привлечь его на свою сторону, как инструмент своей политики, не раз выказывала ему свои знаки внимания. Так, в 1845 г. ему было послано 200 руб. и сукно на кафтан, а в 1848 г. был пожалован чин есаула, в это же время ему было предложено принять присягу русскому правительству, когда же Джанхожа отказался от этого, его лишили чина есаула и отстранили от управления кишкентай-шектинцами.
Гнет со стороны хивинцев, с одной стороны, обезземеливание — с другой,привели к открытому выступлению против колониального гнета. Естественно,восставшие представляли себе, что главным виновником их бедствия был Казалинский форт и поэтому их действия были в первую очередь направлены против царской администрации, а руководителем восставших стал Джанхожа Нурмухамедов, которому к этому времени было более 90 лет. Таким образом,основная причина восстания крылась в принудительных работах, производимых казахами по решению оренбургской администрации, в непосильном дорожном налоге и обслуживании караванов, а также в переселенческой политике царского режима.
В 1856 г. начались прямые военные действия между царскими войсками и восставшими. Ранее Джанхожа выступал как союзник русского военного командования в его борьбе с хивинцами, а теперь стал активным борцом против русской колонизации районов Сырдарьи и ее притоков. К концу 1856 г. весь район Казалы был охвачен восстанием, к этому времени у Джанхожи было до 1500 вооруженных казахов. В восстании принимали участие не только шектинцы,но и другие рода, в том числе и кочевники. В этом восстании Жанхожа пользовался своей любимой тактикой, и к концу 1856 г. он взял в осаду Казалинский форт. Повстанцы к этому времени уничтожили поселок Солдатская слобода, где жили поселенцы.
Против восставших начал действовать отряд Михайлова, находившийся в форте (казачья сотня, 50 человек пехоты и одного орудие), одна из вылазок
Михайлова окончилась поражением небольшого отряда повстанцев. Другой отряд царских войск под командованием майора Булатова обстрелял лагерь повстанцев. Эти действия проходили с 19 по 23 декабря 1856 года. До последних чисел декабря борьба шла с переменным перевесом. Однако в конце года под нажимом Перовского из Ак-Мечети был направлен отряд генерал-майора
Фитингофа (265 солдат, два орудия и один ракетный станок), соединившись вначале января 1857 г. с отрядами Казалинского форта. У Фитингофа было 300 казаков, 320 человек пехоты, одна пушка, два единорога и два ракетных станка.
9 января 1857 г. произошло решающее сражение между повстанцами и отрядом
Фитингофа. В результате восставшие потерпели поражение, хотя у Джанхожи было до 5000 вооруженных всадников. После сражения Фитингоф начал преследовать восставших, вынудив их перейти на правый берег Сырдарьи и таким образом в пределы Хивинского ханства. С Джанхожи перекочевало до 20 аулов. В пределах Хивинского ханства Джанхожа пытался найти себе союзниковв лице Хивинского хана или Бухары, или Коканда, однако, этого ему неудалось сделать. Так окончилось выступление казахов под предводительством
Джанхожи Нурмухамедова.
Причиной поражения повстанцев стало плохое вооружение и отсталая тактикавосставших, локальность их выступления, опора на старые средневековыепорядки.
Репрессивные меры заключались в разграблении аулов, так было захваченоодного рогатого скота 21400 голов, и в целом общее количество скота,захваченного карателями, было в три раза больше. Кроме того, репрессииочень серьезно ударили по рядовым труженикам. Сам Джанхожа отошел от дел ив ыполнял только функции бия, впоследствии был убит своими противниками.

Начало войны в Младшем жузе. В 1823 г. батыр Жоламан Тленшиулы объявил России войну. Поводом послужило строительство Ново-Илецкой линии. Лучшие земли в районе Жаика и Илека были отобраны у казахов и отданы под казачьи хутора. Неоднократные письменные обращения Жоламана в Оренбург не дали результата. Кроме того, продолжали удерживать в плену хана Арынгазы и многих старшин Младшего жуза. Отчаявшись добиться их освобождения и возвращения земель мирным путем, Жоламан начинает военные действия против России. Казахи Младшего жуза, поддержавшие призыв Жоламана, начали совершать нападения на пограничные укрепления и аулы султанов-правителей. Карательные экспедиции не имели успеха.
Начало воины в Среднем жузе. В это же время поднимаются на борьбу с колонизаторами и казахи Среднего жуза, во главе которых встал султан Саржан Касымулы.
Для проведения в жизнь положения Устава и строительства военных укреплений в степь были высланы два отряда, один под командованием подполковника Броневского, другой - подполковника Григоровского. В 1824 г. при активном участии прорусски настроенных султанов были заложены крепости Кокчетав и Каркаралинск и открыты соответствующие приказы. Начались стихийные антирусские движения в Северном и Центральном Казахстане.
Во главе казахских отрядов стал султан Саржан, который на протяжении двенадцати лет вел неутомимую борьбу с русскими колонизаторами и ага султанами, требуя вывода войск из казахских степей и уничтожения приказов и крепостей. В 1826 г. отряды Сар-жана предприняли поход на Каркаралинский приказ. В помощь осажденным в Каркаралинске пришли русские войска, сотника Карбышева и Саржан был вынужден отступить.
В 1832 г. русские отряды заложили Акмолинскую крепость и открыли Акмолинский приказ. В то же время отряд сотника Потанина нанес поражениеСаржану в урочише Сулу-Коль. Эти неудачи побудили Саржана обратиться к кокандским властям с предложением о заключении союза против России. Ташкентский правитель - кушбеги принял это предложение. В 1834 г. объединенное войско заняло район гор Улытау и заложило крепость Корган, но отряд генерала Броневского разгромил ташкентцев и вынудил Саржана покинуть территорию Центрального Казахстана. В 1836 г. ташкентский кушбеги, испугавшись усиления влияния Саржана на юге Казахстана, предательски убил его вместе с братьями Есен-гельды и Ержаном.
Восстание казахов Бокеевского ханства. Постоянные притеснения царских чиновников и их прислужников-родственников Жангир хана привели к нарастанию стихийного возмущения казахов Бокеевского ханства, вылившееся в 1837 г. в вооруженное восстание, возглавленное батыром Исатаем Тайманулы, Махамбетом Отемисулы и султаном Каипкали Есимулы.
Крупные силы повстанцев несколькими отрядами стали приближаться к ставке Жангира, по пути уничтожая дома ханских чиновников. Осенью началась осада ханской ставки. Из русских крепостей, из Астрахани, Уральска и Оренбурга вышли войска для подавления восстания. 30 октября Исатай был вынужден снять осаду и отступить. Однако оторваться от преследования ему не удалось. 15 ноября в урочище Тас тобе произошло сражение с карателями, закончившееся поражением казахов.
В декабре Исатай и Махамбет с небольшим отрядом прорвались через пограничную линию и ушли на территорию Младшего жуза. Связавшись с Жоламаном и Каипкали, они начали собирать новую армию. Весной 1838 г. на маслихате Младшего жуза было решено заключить союз с Хивой и объявить войну “газават” против России. К концу 1838 г. казахские отряды насчитывали около 2 тысяч человек.
Придавая большое значение военным приготовлениям Каипкали, Исатая и Махамбета, боясь их объединения с Кенесары, царское правительство выделило специальные войска во главе с подполковником Геке. Последнее сражение состоялось в районе Илецкой защиты. Султану Каипкали удалось уйти от преследователей, а Исатай погиб. Многие батыры после этого присоединились к Жоламану и Кенесары, а Махамбет отправился в Хиву и стал совместно с Каипкали готовить новое восстание в Бокеевском ханстве.
Таким образом, на первом этапе в 1824-1832 гг. народно-освободительная война носит характер локальных военных выступлений. В Младшем жузе они были возглавлены Жоламаном Тленшиулы, в Бокеевском ханстве - Исатаем и Махамбетом, в Среднем жузе - султаном Саржаном Касымулы. И только с приходом к руководству движением султана Кенесары Касымулы разрозненные силы казахов объединяются, и война входит в новый этап.

Антиколониальная борьба казахов последней трети XIX в.

Начало восстания в Младшем жузе. Для проведения в жизнь основных положений реформы 1867-1868 гг. были образованы организационные комиссии, которые должны были провести учет казахских хозяйств, выборы аульных старшин и волостных управителей, сформировать административные аулы, собрать по новым нормам налоги.
Эти комиссии выехали в степь конце 1868 г. Уже в период подготовки реформы и ее проведения в жизнь, слухи о новых колониальных мероприятиях будоражили казахские аулы. Казахи знали, что нововведения повлекут за собой новые налоги, ограничения самоуправления и свободы вероисповедания. Но положения реформы 1867-1868 гг. превзошли самые худшие ожидания казахов.
Именно поэтому организационные комиссии, выехавшие в степь в конце 1868 г. натолкнулись на яростное сопротивление. Жатаки-рыбаки, живущие в устье Жема, собрав вооруженный отряд, окружили комиссию Гурьевского уезда и заставили ее убраться из степи. К концу декабря все комиссии были отозваны.
В начале февраля 1869 г. организационные комиссии вновь выехали в степь в сопровождении казачьих отрядов. Кроме того были усилены гарнизоны всех степных укреплений. Однако, и на этот раз комиссии столкнулись с сопротивлением казахов. Во многих местах казахские отряды держали комиссии в осаде до тех пор, пока они не давали подписки не появляться больше в степи. Были блокированы многие укрепления, прервана связь между ними. В конце февраля комиссии вновь были вынуждены возвратиться на пограничную линию.
К весне стихийное выступление казахов Младшего жуза переросло в восстание. Во главе его встали султаны Хангали Арыктан-улы, ДаутАсауулы, Азберген Мунайтпасулы, Ыкылас Досулы, Сеил Туркебайулы. В начале 1869 г. Хангали и Азберген Мунайтпасулы встретились с хивинским ханом и послом Турции в Хиве. На этой встрече было решено, что Хива пошлет крупный военный отряд для помощи казахам, а в случае крупномасштабной войны между Россией и среднеазиатскими государствами последние будут поддержаны Турцией.
В начале марта из Хивы вышел военный отряд при 4 пушках и в середине апреля расположился в местности. Шошкаколь в 170 км от Эмбинского укрепления. Деятельное участие в организации хивинской военной экспедиции принял сын Кенесары Касымулы султан Сыздык. Отряд должен был соединиться с восставшими казахами и разрушить все русские укрепления в Младшем жузе.
К апрелю уже почти все роды Младшего жуза стали открыто переходить на сторону повстанцев. Казахские отряды прервали связь степных укреплений с административными центрами, уничтожали почтовые станции, нарушили торговлю России со среднеазиатскими государствами.
Поражение восстания. Для борьбы с восставшими казахами в степи были сосредоточены карательные отряды, численностью более 5 тысяч человек при 20 орудиях. Прибывали войска из Петербургского, Московского, Харьковского, Казанского военных. округов. В начале мая карательные силы выступили в степь. Туркестанский генерал-губернатор Кауфман пригрозил хивинскому хану немедленным вторжением, после чего хивинские отряды отступили с территории Младшего жуза.
Несмотря на тяжелое положение, казахи продолжали отчаянное сопротивление. Во многих родах были выбраны эмиры, продолжалась антирусская агитация среди казахов, еще не присоединившихся к восстанию. В начале мая казахи в течение недели держали в осаде крупный отряд под командой Фон Штемпеля в урочище Жамансор. Потеряв весь обоз, каратели были вынуждены отступить в Калмыковскую крепость. Решительные действия казахов заставили и другие отряды к началу лета отойти к казачьим линиям и укреплениям.
В июне 1869 г. началось новое наступление колониальных войск, для которого было сосредоточено в обшей сложности до 10 тыс. пехоты. Общее руководство карательной операцией осуществлял военный губернатор Уральской области генерал-майор Н. Веревкин. Русские войска с четырех сторон вошли в район Оила, где были сосредоточены основные силы повстанцев. После ряда поражений казахи стали массами откочевывать на территорию Хивы.
Откочевку возглавил султан Хангали Арыстанулы. Всего с родных мест было вынуждено уйти около 57 тыс. человек. Оставшиеся казахи подверглись жесточайшим репрессиям. На население было возложена контрибуция по 1 рублю с хозяйства, сверх того 143 тыс. рублей для возмещения убытков казачьей верхушки и торговцев. Весь скот, захваченной русскими войсками при преследовании повстанцев, был конфискован. Все руководители восстания, успевшие скрыться в Хиве, были приговорены к каторжным работам.
Однако с поражением казахов в 1869 г. сопротивление проведению в жизнь положений реформы 1867-1868 гг. не прекратилось.
Восстание на Манкыстау в 1870г. Введение Положения на Манкыстау было отложено до 1870 года. Колониальные власти опасались, что казахи рода адай, кочевавшие здесь, поддержат восстание в Младшем жузе. И лишь в начале 1870 г. русские власти решились укрепиться на Манкыстау. В октябре 1869 г. для подготовки введения положения реформ были усилены гарнизоны степных укреплений, построена новая крепость в низовьях Жема. Вся территория летних кочевий адаевцев была поделена между военными пунктами, занятыми русскими войсками, которые под предлогом "обследования" территории установили фактический контроль над казахами.
В ноябре 1869 г. кавказские войска заняли юго-восточные побережья Каспийского моря и в следующем году уже появились на границах Хивы. 2 февраля 1870 г. Манкыстау был отделен от Оренбургского генерал-губернаторства и передан в ведение Кавказского военного наместника. Таким образом, все пространство кочевий рода адай было окружено русскими войсками.
С изменением административных границ казахам рода адай было запрещено кочевать на территории Уральской области, где ранее находились летние кочевья этого рода. Пользоваться летними пастбищами было разрешено лишь на условиях принятия Положения. Кроме того, администрация потребовала выплаты налогов и земских сборов за прошлый год, что составляло 8 рублей серебром с каждого хозяйства. Таких денег не было не только у бедняков-жатаков, но и у большинства зажиточных казахов.
Манкыстауский пристав подполковник Рукин несколько раз собирал казахских биев в Александровском форте и требовал у них подписку о признании положений реформ. Однако казахи отказывались давать такую подписку.
Весной 1870 г. Рукин попытался силой заставить казахов подчиниться. С небольшим военным отрядом он двинулся в степь с целью преградить путь адаевским аулам, шедшим на летние кочевья. Появление отряда Рукина послужило поводом к восстанию.
В течение недели отряд шел, не встречая сопротивления. Только 22 марта путь ему преградили казахи, потребовавшие возвращения в форт. После короткой схватки Рукин был вынужден отступить. 24 марта казахи вновь напали на русский отряд, отбили у него всех верблюдов и лошадей, а самих казаков заставили отступить в горы.
25 марта русский отряд согласился сложить оружие, но несколько казаков пытались прорвать окружение. В последовавшей рукопашной схватке была перебита большая часть отряда, в том числе и сам пристав, остальные казаки были вынуждены сдаться.
Весть о разгроме отряда Рукина всколыхнула весь Манкыстау. Адаевцы стали целыми аулами присоединяться к восставшим. Возглавили повстанцев Досан Тажиулы, Алга Жалмагамбетулы и Иса Тупенбайулы. К восставшим примкнули рыбаки и работники промыслов, казахи, работавшие приказчиками, проводниками и батраками в станицах, прилегающих к форту.
3 апреля 1870 г. в Александровский форт прибыли крупные военные силы с Кавказа, во главе с графом Кутайсовым. 5 апреля казахи начали осаду форта. В течение трех дней адаевцы атаковали эту первоклассную крепость, разгромили нижнее укрепление, сожгли маяк, но взять форт не смогли. С Кавказа прибывали все новые и новые войска, и казахи были вынуждены снять осаду и отступить.
20 апреля повстанцы разгромили русский карательный отряд в 12 верстах от Александровского форта и в тот же день дважды пытались овладеть крепостью. После очередной неудачи казахи стали откочевывать на юг, на Устюрт. 1 мая Кутайсов, получив новые подкрепления из Дагестана, начал преследование отступающих аулов. Все лето продолжался жесточайший террор против коренного населения Манкыстау. У казахов отбирали имущество, скот, расстреливали непокорные аулы картечью. Адаевцы, успевшие весной откочевать в долину реки Жем, были силой возвращены на Манкыстау.
Карательные меры против казахов. Особой жестокостью отличались действия карательных отрядов под командованием Саранцева и Байкова. Так, Байков отдавал приказы своим подчиненным "перебить всех киргизов (казахов) мужского пола, ...не входя в разбирательство, каких они будут родов и ответвлений". Захваченный скот Байков делил между подчиненными, львиную долю оставляя себе.
Геноцид против казахов Манкыстау и настоящий вооруженный грабеж вызвали возмущение общественности России. Преступления оказались столь вопиющими, что правительство было вынуждено отдать Байкова под суд. На процессе выяснилось, что каратели нападали на аулы безо всяких оснований, расстреливали людей группами и в одиночку, грабили мирные торговые караваны. Байков был разжалован и выслан в Тобольск. Однако это не значит, что колонизаторы считали его действия преступлением. Правительство боялось неблагоприятного общественного мнения внутри страны и особенно в Европе.
После поражения восстания около 3 тыс. семей адаевцев во главе с Исой и Досаном откочевали в пределы Хивы. Оставшиеся в пределах России были обложены огромной контрибуцией в 600 тыс. рублей. Для устрашения казахов колониальная администрация начала практиковать демонстрационные походы войск по казахским кочевьям.
Восстание на Манкыстау в 1873 г. В конце 1872 г. Россия начала готовиться к походу на Хиву. Для этого русской армии требовалось большое количество верблюдов. Считая, что казахи обескровлены и не окажут сопротивления, решено было реквизировать у них верблюдов для нужд колониальных войск. Для проведения реквизиции в степь был послан отряд НЛомакина. Появление русского отряда послужило поводом для нового восстания казахов. В январе 1873 г. казахи опять стали нападать на казачьи разъезды, несколько отрядов было вынуждено отступить в форт Александровский. Однако борьба была неравной. Армия генерала Скобелева, идущая на Хиву, настигла отступающих казахов у колодца Итебай. В сражении было убито несколько офицеров, сам Скобелев ранен, но казахи потерпели сокрушительное поражение.
После падения в 1873 г. Хивы, казахские отряды под командованием Досана Тажиулы и Алги Жалмагамбетулы перешли к партизанские действиям и долго тревожили Кавказскую и Оренбургскую администрации. Летом 1874 г. отряд Досана был окружен солдатами. По свидетельствам очевидцев, солдаты среди ночи окружили юрту, в которой спал Досан и стреляли в нее до тех пор, пока не сочли его мертвым. Когда каратели ворвались в изрешеченную пулями юрту, израненный батыр пытался сражаться саблей, но был схвачен. Тогда же были арестованы и другие руководители восстания. Не выдержав пыток в казематах Александровского форта в 1876 г. умерли Досан и его два товарища. Над остальными повстанцами весной 1876 г. состоялся суд. Тлеуберген Оракулы был приговорен к смертной казни. Алга Жалмагамбетулы к 10 годам каторжных работ, остальные - ссылке в Сибирь.
Поражение казахов в 1869-1873 гг. было обусловлено громадным экономическим и техническим превосходством России, предательством со стороны байской верхушки, казахи были слабо организованы и вооружены, не имели прочного тыла и надежной экономической базы. Но, даже обреченное на неудачу, освободительное движение конца 60-х-начала 70-х годов сыграло огромную роль в подъеме национального самосознания, казахи вынесли из этих схваток уроки, которые помогли им в начале XX в., когда национально-освободительное движение вспыхнуло с новой силой.

«Королевский пирог». Аллегория первого раздела Речи Поспо-ли-той. Гравюра Ноэля Ле Мира. Лондон, 1773 год The Trustees of the British Museum

Какое-то одно определяющее событие в своих историях обычно находят моло-дые и не очень большие страны, и это, как правило, обретение независимости. Но Польша — страна с очень богатой историей, и применительно к ней скорее правильно говорить не о событии, а о ключевом мотиве, который определяет то, как поляки думают об истории. И для польской культурной памяти таким ключевым вопросом является отношение к повстанческой традиции.

В конце XVIII века территория Речи Посполитой была разделена тремя сосед-ними империями — Пруссией, Австрией и Россией. Первое время польская шляхта хоть и была очень этим расстроена, в первую очередь пыта-лась как-то приспособиться к новой ситуации. В начале XIX века она было начала связы-вать надежды на возрождение Польши с Наполеоном, но он по-тер-пел пораже-ние, и шляхте снова пришлось приспосабливаться к сложив-шимся условиям. Надо сказать, что условия эти были не такими трагическими. Так, на террито-рии России существовало царство Польское, или, как любят говорить поляки, королевство Польское, — практически отдельное государство со своей консти-ту-цией, своим бюджетом, своей армией, связанное с Россий-ской империей своего рода персональной унией.

Но в ноябре 1830 года в Варшаве началось восстание. Подняли его молодые люди, которые учились в школе для подхорунжих (это что-то вроде кадетской школы), и польские элиты поддержали их далеко не сразу: первое время они сомневались, стоит ли это делать. Восстание было подавлено и привело к очень серьезным последствиям: царство Польское было лишено автономии, очень много людей, до 200 тысяч человек, ушли в эмиграцию, многие оказались в Си-бири, многие погибли. На Польшу были наложены контрибуции, над Вар-шавой построили крепость, пушки которой смотрели на город, и так далее. Фактически русская армия оккупировала Польшу: Николай I говорил, что теперь, после восстания, он имеет право вести себя там как в завоеванной стране.


Взятие варшавского арсенала во время ноябрьского восстания 1830 года. Панорама Марцина Залеского. 1831 год

В 1840-х годах было проведено несколько попыток восстаний на польских тер-риториях, которые отошли к Австрии и Пруссии, и в Кракове, который к этому времени обладал статусом вольного города, находившегося под попе-чением всех трех государств, — и в результате, утратив этот статус, оказался в составе австрийской провинции Галиции.

В начале 1860-х годов в России начали разворачиваться реформы и было от-ме-нено крепостное право. Петербург был очень озабочен тем, чтобы не допу-стить нового польского восстания, и попытался договориться с поляками. Для этого были заново восстановлены некоторые элементы польской автоно-мии: им раз-ре-шили открыть университет, поменять русских чиновников на поль-ских и так далее. Но в 1863 году в царстве Польском все-таки произошло восста-ние. Оно развивалось иначе, чем восстание 1830 года: у Польши уже не было авто-но-мии — и, соответственно, теперь там сражались не две армии, а российская армия и партизаны. Восстание снова было жестко подавлено.

Таким образом, в 1860-х годах повстанческая эпоха закончилась и вопрос о том, надо ли было вообще восставать, стал ключевым для поль-ского общества.

Критика

В качестве реакции возникли две школы размышления об истории и, соот-вет-ственно, о будущем Польши. Во-первых, так называемый варшавский пози-ти-визм — школа, к которой принадлежали писатели Болеслав Прус, Генрик Сен-кевич, Элиза Ожешко и другие. С их точки зрения, восстания поставили поль-скую нацию на грань выживания: огромное количество польской молоде-жи было сослано в Сибирь, отправилось на Кавказ воевать в рядах русской армии, уехало в эмиграцию или погибло на полях сражения. Они считали, что с этим надо решительно завязывать, а сосредоточиться следует на том, что они назы-вали «органической работой»: то есть работать, учиться, развивать пред-при-нимательство и экономику, науку и образование, таким образом увели-чи-вая «органическую силу» польского общества, и тогда свобода придет сама, без отчаянных и безрассудных порывов.

Эта идея становилась популярной не только в российской Польше, но и в дру-гих ее частях. Во-первых, там тоже происходили восстания, которые не помог-ли ничего добиться, а во-вторых, там поляки находились под очень жестким давлением формирующегося немецкого капитализма и подъема — полякам было страшно, что их сейчас просто задавят.


Станчик. Картина Яна Матейко. 1862 год Muzeum Narodowe w Warszawie / Wikimedia Commons

Второй вариант реакции на восстание 1863 года возник в Галиции и получил название «краковская историческая школа».

Галиция — это самый отсталый в экономическом смысле район Польши, но весь пропитанный историей, с очень сильной шляхетской традицией. А повстанческая идея была очень тесно с этой традицией связана. При этом одним из отличий польской шляхты от русского дворянства была ее много-численность: если русские дворяне составляли 1-2 % населения, то польская шляхта — около 10 %, а в некоторых регионах, в том числе в Галиции, до 15 %. И в 1860-е годы там появилась партия, члены которой стали называть себя станчиками. Станчик — это имя шута, который в конце XV — начале XVI века жил при дворе польского короля и все время говорил королю и польской шлях-те неприятные вещи — издевался над их гонором, тщеславием и безрассуд-ством. Станчики, как бы продолжая такую критическую традицию, ставят под сом-нение повстанческую идею, считая ее безрассудной и воплощающей все отри-цательные черты польской шляхты. При этом, в отличие от варшав-ских пози-ти-вистов, которые придерживались либеральных взглядов, станчики были консерваторами: для них капитализм был чем-то чуждым, они воспри-ни-мали его как непонятную гнилую силу, лишающую человека субъектности. Из их сре--ды вышли два величайших польских историка XIX века — Юзеф Шуй-ский и Михал Бобжиньский, которые описывали историю Польши как историю недостатка трезвости, расчета, сдержанности, систематического усилия, исто-рию шляхетского эгоизма и заносчивости.

Героизация

Традиция героизации повстанческого движения тоже существовала, но скорее на индивидуальном уровне. Увидеть это можно, например, на знаменитом поль-ском Лычаковском кладбище, которое находится во Львове: там есть уча-сток, заставленный одинаковыми небольшими железными крестами, которые стоят рядами, как шеренги солдат. Под этими крестами похоронены люди, которые участвовали в восстании 1830-1831 годов. Если посмотреть на даты, написанные на этих крестах, мы увидим, что многие из этих людей умерли гораздо позже — скажем, в 1880-е годы. То есть после восстания про-шло уже 50 лет, а человека хоронят как повстанца — его идентичность свя-зана исклю-чительно с этим событием. И фактически в каждом следующем поко-лении поляков рождалось какое-то количество людей, идентифицирую-щих себя с этой повстанческой традицией.

Артур Гротгер. На поле боя. Из цикла «Полония». 1866 год

Артур Гротгер. Ковка кос. Из цикла «Полония». 1863 год Szépművészeti Múzeum / Wikimedia Commons

Артур Гротгер. Оборона поместья. Из цикла «Полония». 1863 год Szépművészeti Múzeum / Wikimedia Commons

Артур Гротгер. Приют. Из цикла «Полония». 1863 год Szépművészeti Múzeum / Wikimedia Commons

Артур Гротгер. Траурные вести. Из цикла «Полония». 1863 год Szépművészeti Múzeum / Wikimedia Commons

Сразу после восстания 1863 года яркие трагические образы восставших создал польский художник Артур Гротгер. Сам он в восстании не участвовал и жил в это время в Вене, но после помогал спасавшимся от властей повстанцам, а сцены восстания рисовал на гравюрах — то есть произведениях, предназна-ченных для тиражирования.

На территории Российской империи проявления этой традиции были прак-тически невозможны, в первую очередь из-за более жесткой, чем в Австрии, цензуры, поэтому напрямую художники и писатели о восстаниях не высказы-вались. Но сюжеты, напоминающие о героическом прошлом Речи Посполитой и былом триумфе польского оружия, возникали очень часто. Например, на кар-тине художника Яна Матейко русские бояре во время Ливонской войны кла-ня-ются польскому королю и великому князю Литовскому Стефану Баторию, оса-дившему Псков. Конечно, в 1872 году, когда эта картина была написана, уви-деть ее было очень приятно: она напоминала о том, что когда-то поляки были сильнее и должны стать сильнее в будущем.


Стефан Баторий под Псковом. Картина Яна Матейко. 1872 год Zamek Królewski / Wikimedia Commons

Восстание 1944 года

После окончания Первой мировой войны Польша была восстановлена и полу-чила независимость. После этого идея о том, что именно борьба — то есть пов-станческая традиция — привела к восстановлению независимой Польши, стала важным мотивом исторического воспитания молодежи. При этом никто не за-давал вопроса, почему чехи, которые никогда не восставали, получили незави-симость в том же 1918 году В 1918 году Австро-Венгерская империя распалась; было восстановлено или создано множество независимых государств. В том числе 28 октября было провозглашено созда-ние Первой Чехословацкой Республики, а 6 ноября объявлено о воссоздании Польши. .

Во время Второй мировой войны в Польше было одно из наиболее развитых движений Сопротивления: польская Армия крайова все время активно боро-лась с немецкой оккупационной армией. В 1944 году, когда советские войска уже подходили к Варшаве, руководители этой армии решили поднять в городе антинемецкое восстание. Оно было таким же или даже более безрассудным, чем восстания XIX века: поляки были очень плохо вооружены и рассчитывали только на то, что Красная армия продолжит наступление, немцы будут про-дол-жать отступать и повстанцы встретят Красную армию как хозяева Варшавы. Но Красная армия остановилась на берегу Вислы, и немцы стали систематиче-ски уничтожать повстанцев и Варшаву. В результате город, который к лету 1944 года оставался более или менее целым, через два месяца, к концу вос-ста-ния, был разрушен более чем на 90 %, погибло 200 тысяч мирного населения.

1. Отмена крепостного права и развитие промышленного капитализма в России. Появление современного промышленного пролетариата. Первые шаги рабочего движения.

Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. До 60-х годов прошлого столетия в России было очень мало фабрик и заводов. Преобладало крепостническое хозяйство дворян-помещиков. При крепостном строе не могла по-настоящему развиваться промышленность. Подневольный крепостной труд давал низкую производительность труда в сельском хозяйстве. Весь ход экономического развития толкал к уничтожению крепостного права. Царское правительство, ослабленное военным поражением во время Крымской кампании и запуганное крестьянскими «бунтами» против помещиков, оказалось вынужденным отменить в 1861 году крепостное право.

Но и после отмены крепостного права помещики продолжали угнетать крестьян. Помещики ограбили крестьян, отняв, отрезав у них при «освобождении» значительную часть земли, которой крестьяне пользовались раньше. Эту часть земли крестьяне стали называть «отрезками». Крестьян заставили платить помещикам выкуп за свое «освобождение» – около двух миллиардов рублей.

После отмены крепостного права крестьяне вынуждены были на самых тяжелых условиях арендовать помещичью землю. Кроме денежной платы за аренду помещик нередко заставлял крестьян даром обрабатывать крестьянскими орудиями и лошадьми определенное количество помещичьей земли. Это называлось «отработками», «барщиной». Чаще всего крестьянин вынужден был платить помещику за аренду земли натурой из урожая в размере половины своего урожая. Это называлось работой «исполу».

Таким образом, оставалось почти то же положение, что и при крепостном праве, с той лишь разницей, что теперь крестьянин был лично свободен, его нельзя было продать или купить, как вещь.

Помещики выжимали последние соки из отсталого крестьянского хозяйства различными грабительскими способами (аренда, штрафы). Основная масса крестьянства из-за гнета помещиков не могла улучшать свое хозяйство. Отсюда крайняя отсталость сельского хозяйства в дореволюционной России, приводившая к частым неурожаям и голодовкам.

Остатки крепостнического хозяйства, громадные подати и выкупные платежи помещикам, которые нередко превышали доходность крестьянского хозяйства, вызывали разорение, обнищание крестьянских масс, заставляли крестьян уходить из деревень в поисках заработка. Они шли на фабрики и заводы. Фабриканты получали дешевую рабочую силу.

Над рабочими и крестьянами стояла целая армия исправников, урядников, жандармов, полицейских, стражников, которые защищали царя, капиталистов, помещиков против трудящихся, против эксплуатируемых. До 1903 года существовали телесные наказания. Несмотря на отмену крепостного права, крестьян пороли розгами за малейшую провинность, за неуплату податей. Рабочих избивали полиция и казаки, особенно во время стачек, когда рабочие прекращали работу, не выдержав притеснений фабрикантов. Рабочие и крестьяне не имели никаких политических прав в царской России. Царское самодержавие являлось злейшим врагом народа.

Царская Россия была тюрьмой народов. Многочисленные нерусские народности царской России были совершенно бесправны, беспрестанно подвергались всяческим унижениям и оскорблениям. Царское правительство приучало русское население смотреть на коренные народности национальных областей как на низшую расу, называло их официально «инородцами», воспитывало презрение и ненависть к ним. Царское правительство сознательно разжигало национальную рознь, натравливало один народ на другой, организовывало еврейские погромы, татаро-армянскую резню в Закавказьи.

В национальных областях все или почти все государственные должности занимали русские чиновники. Все дела в учреждениях, в судах велись на русском языке. Было запрещено издавать газеты и книги на национальных языках, в школах запрещалось обучаться на родном языке. Царское правительство стремилось задушить всякое проявление национальной культуры, проводило политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей. Царизм выступал в качестве палача и мучителя нерусских народов.

После отмены крепостного права развитие промышленного капитализма в России пошло довольно быстро, несмотря на остатки крепостничества, еще задерживавшие это развитие. За 25 лет, с 1865 по 1890 год, количество рабочих на одних только крупных фабриках, заводах и железных дорогах увеличилось с 706 т. до 1.433 тысяч, то есть более чем вдвое.

Еще быстрее стала развиваться капиталистическая крупная промышленность в России в 90-х годах. К концу 90-х годов количество рабочих на крупных фабриках и заводах, в горной промышленности, на железных дорогах только по 50 губерниям Европейской России выросло до 2.207 тысяч, а по всей России – до 2.792 тысяч.

Это был современный промышленный пролетариат, в корне отличавшийся от рабочих фабрик крепостного периода и рабочих мелкой, кустарной и всякой иной промышленности, как своей сплоченностью на больших капиталистических предприятиях, так и своими боевыми революционными качествами.

Промышленный подъем 90-х годов был связан в первую очередь с усиленным железнодорожным строительством. За десятилетие (1890-1900 годы) было выстроено свыше 21 тысячи верст новых железнодорожных путей. Железным дорогам требовалось огромное количество металла (на рельсы, паровозы, вагоны), требовалось все больше топлива, каменного угля и нефти. Это привело к развитию металлургии и топливной промышленности.

Как и во всех капиталистических странах, в дореволюционной России годы промышленного подъема сменялись годами промышленных кризисов, застоя промышленности, которые тяжело ударяли по рабочему классу, обрекали сотни тысяч рабочих на безработицу и нищету.

Хотя развитие капитализма после отмены крепостного права шло в России довольно быстро, все же Россия очень отставала в своем экономическом развитии от других капиталистических стран. Огромное большинство населения было еще занято сельским хозяйством. В своей знаменитой книге «Развитие капитализма в России» Ленин приводил важные цифры всеобщей переписи населения, производившейся в 1897 году. Оказалось, что в сельском хозяйстве было занято около пяти шестых всего населения, в крупной же и мелкой промышленности, торговле, на железнодорожном и водном транспорте, на строительстве, на лесных разработках и так далее было занято всего только около одной шестой части населения.

Это показывает, что Россия, несмотря на развитие в ней капитализма, была страной аграрной, отсталой в экономическом отношении, страной мелкобуржуазной, то есть такой, в которой преобладало еще мелко-собственническое, малопроизводительное единоличное крестьянское хозяйство.

Развитие капитализма шло не только в городе, но и в деревне. Крестьянство, самый многочисленный класс дореволюционной России, распадалось, расслаивалось. В деревне из наиболее зажиточных крестьян выделялась кулацкая верхушка, деревенская буржуазия, а, с другой стороны, многие крестьяне разорялись, увеличивалось количество крестьянской бедноты, деревенских пролетариев и полупролетариев. Количество же средних крестьян с каждым годом уменьшалось.

В 1903 году в России насчитывалось около 10 миллионов крестьянских дворов. В своей брошюре «К деревенской бедноте» Ленин подсчитал, что из этого количества дворов не меньше трех с половиной миллионов дворов было безлошадных крестьян. Эти беднейшие крестьянские дворы засевали обычно незначительный клочок земли, остальную же землю сдавали кулакам, а сами уходили на заработки. По своему положению беднейшие крестьяне были ближе всего к пролетариату. Ленин называл их деревенскими пролетариями или полупролетариями.

С другой стороны, полтора миллиона богатых, кулацких крестьянских дворов (из всего числа 10 миллионов) забрали в свои руки половину всех крестьянских посевов. Эта крестьянская буржуазия богатела, притесняя бедноту и среднее крестьянство, наживаясь на труде батраков и поденщиков и превращаясь в сельскохозяйственных капиталистов.

Уже в 70-х и особенно 80-х годах прошлого столетия рабочий класс в России начал пробуждаться и повел борьбу с капиталистами. Положение рабочих в царской России было необычайно тяжелое. В 80-х годах рабочий день на фабриках и заводах был не менее 12.5 часов, а в текстильной промышленности доходил до 14-15 часов. Широко применялась эксплуатация женского и детского труда. Дети работали столько же часов, сколько и взрослые, но получали, так же как и женщины, значительно меньшую заработную плату. Заработная плата была непомерно низка. Большая часть рабочих получала 7-8 рублей в месяц. Самые высокооплачиваемые рабочие на металлообрабатывающих и литейных заводах получали не больше 35 рублей в месяц. Не было никакой охраны труда, что приводило к массовым увечьям и смерти рабочих. Не было страхования рабочих, медицинская помощь оказывалась только за плату. Необычайно тяжелы были жилищные условия. В маленьких «каморках», в рабочих казармах жили по 10-12 человек рабочих. Фабриканты часто обсчитывали рабочих, заставляли покупать в хозяйских лавках продукты втридорога, грабили рабочих при помощи штрафов.

Рабочие стали сговариваться между собой и сообща предъявлять хозяину фабрики, завода требования об улучшении своего невыносимого положения. Они бросали работу, то есть объявляли стачку, забастовку. Первые забастовки в 70-х и 80-х годах обыкновенно возникали из-за непомерных штрафов, надувательства, обмана при расплате с рабочими, сбавки расценок.

Выведенные из терпения рабочие во время первых забастовок иногда ломали машины, били стекла в фабричных помещениях, громили хозяйские лавки и конторы.

Передовые рабочие начали понимать, что для успешной борьбы с капиталистами нужна организация. Стали появляться рабочие союзы.

В 1875 году в Одессе организовался «Южнороссийский союз рабочих». Эта первая рабочая организация просуществовала 8-9 месяцев, затем была разгромлена царским правительством.

В Петербурге в 1878 году организовался «Северный союз русских рабочих», во главе которого стояли столяр Халтурин и слесарь Обнорский. В программе этого союза было сказано, что по своим задачам он примыкает к социал-демократическим рабочим партиям Запада. Конечной целью союза ставилось проведение социалистической революции – «ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». Один из организаторов союза – Обнорский жил некоторое время за границей, познакомился там с деятельностью марксистских социал-демократических партий и I Интернационала, руководимого Марксом. Это наложило свой отпечаток на программу «Северного союза русских рабочих». Своей ближайшей задачей этот союз ставил завоевание политической свободы и политических прав для народа (свободы слова, печати, права собраний и так далее). В числе ближайших требований было также ограничение рабочего дня.

Число членов союза достигало 200 человек, и столько же было сочувствующих. Союз начинал принимать участие в рабочих стачках, руководил ими. Царское правительство разгромило и этот рабочий союз.

Но рабочее движение продолжало расти, охватывая все новые и новые районы, 80-е годы дают большое количество стачек. За пятилетие (1881-1886 годы) было более 48 стачек с 80 тысячами бастовавших рабочих.

Особенно большое значение в истории революционного движения имела большая стачка, вспыхнувшая в 1885 году на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве.

На этой фабрике работало около 8 тысяч рабочих. Условия работы с каждым днем ухудшались: с 1882 по 1884 год заработная плата сбавлялась пять раз, причем в 1884 году расценки были сразу понижены на одну четверть, то есть на 25 процентов. Но, кроме того, фабрикант Морозов замучил рабочих штрафами. Как выяснилось на суде после стачки, из каждого заработанного рубля под видом штрафов у рабочего отнималось в пользу фабриканта от 30 до 50 копеек. Рабочие не выдержали этого грабежа и в январе 1885 года объявили стачку. Стачка была заранее организована. Руководил ею передовой рабочий Петр Моисеенко, который был раньше членом «Северного союза русских рабочих» и имел уже революционный опыт. Накануне стачки Моисеенко вместе с другими наиболее сознательными ткачами выработал ряд требований к фабриканту, которые были утверждены на тайном совещании рабочих. Прежде всего рабочие требовали прекращения грабительских штрафов.

Эта стачка была подавлена вооруженной силой. Более 600 рабочих было арестовано, несколько десятков из них было отдано под суд.

Подобные же стачки происходили в 1885 году на фабриках в Иваново-Вознесенске.

В следующем году царское правительство, напуганное ростом рабочего движения, оказалось вынужденным издать закон о штрафах. В этом законе говорилось, что штрафные деньги должны идти не в карман фабриканта, а на нужды самих рабочих.

На опыте морозовской и других стачек рабочие поняли, что они многого могут добиться организованной борьбой. Рабочее движение стало выделять из своей среды способных руководителей и организаторов, твердо отстаивавших интересы рабочего класса.

В то же время на почве роста рабочего движения и под влиянием западно-европейского рабочего движения начинают создаваться в России первые марксистские организации.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

7.1. Отмена крепостного права Предпосылки реформВ феврале 1855 г. после внезапной смерти императора Николая 1 на российский престол вступил император Александр II. Это было тяжелое для России время: обнаружилась полная несостоятельность николаевской политической системы,

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 20. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА Новый император. Старший сын Николая I Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет. Он правил страной с 1855 по 1881 г. Наставником будущего императора был добрый и умный капитан К. К. Мердер, участник Отечественной войны 1812 г. Человек твёрдой

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Отмена крепостного права в России Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

§ 2. Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 3. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 1860 - середине 1890-х гг После отмены крепостного права развитие капитализма в стране пошло невиданными ранее темпами. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики,

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава VII Отмена крепостного права в Грузии. Реформы 60–70-х годов XIX века. Экономическое развитие §1. Отмена крепостного права в Грузии К середине XIX века феодально-крепостническая система в России вошла в стадию тяжелого кризиса. Крепостничество явно тормозило развитие

Из книги Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850 автора Голдстоун Джек

От эпохи пара к космической эпохе: возникновение современного военно-промышленного общества РАЗВИТИЕ современной научной инженерии как стандартной составляющей экономического производства постоянно трансформирует процесс экономического роста. В конце XVIII в. Адам

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

40. Отмена крепостного права в России Манифест Александра II 19 февраля 1861 года. Царь Александр II, боясь того, что крестьяне восстанут и сами разгромят снизу крепостнические порядки, 19 февраля 1861 года подписал манифест об освобождении крестьян. Крестьяне объявлялись

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

41. Отмена крепостного права в России: характер, значение К середине XIX в. в Европе крепостного права уже не было. В России дворянство от обязательной службы было освобождено Манифестом о вольности дворянской (1762) и Жалованной грамотой дворянству (1785), но продолжало еще век

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

XV. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Главным последствием Крымской войны стала, как известно, отмена крепостного права в России. Реформа пришла и в Крым. Однако здесь, где

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

1. Отмена крепостного права и развитие промышленного капитализма в России. Появление современного промышленного пролетариата. Первые шаги рабочего движения. Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. До 60-х годов прошлого столетия

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

Глава XI. Развитие промышленного капитализма и рост рабочего класса в России 1. Рост капитализма в России после реформы 1861 года Царская Россия позже других стран Западной Европы вступила на путь капиталистического развития. В то время как в Англии, Франции и Германии

автора Коллектив авторов

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОЛЕТАРИАТА Рост рабочего класса. Во второй половине XIX в. в России в ведущих отраслях производства в основном завершился промышленный переворот. На этой стадии капитализм довел развитие основных отраслей промышленности до крупной

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

Глава XIV ЗАПАДНОУКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА Вторая половина XIX в. ознаменовалась значительными сдвигами в социально-экономическом развитии западноукраинских земель. Капиталистические отношения постепенно становились господствующими.

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава VI ВЛИЯНИЕ НА ФИЛИППИНЫ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (XIX в.) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДВИГИС конца XVIII в. Филиппины, как и другие страны Юго-Восточной Азии, стали испытывать воздействие промышленного капитализма. Промышленная революция на Западе

Капитализм и рабство: две ипостаси одного общества

Возвратимся к Марксу и его схеме «общественно‑экономической формации». Никаких «чистых» формаций в истории не было. В любом обществе в любой момент времени можно видеть сосуществование элементов многих форм экономических отношений («способов производства»). Считается, что XIX век ‑ это эпоха «классического капитализма». Но в это время в колониях таких «капиталистических» стран, как Великобритания, Франция, Голландия, Бельгия, Португалия, число настоящих (без кавычек) рабов было на порядок больше, чем число занятых во всех отраслях экономики метрополий. Да что там рабы колоний! В Соединенных Штатах до 60‑х гг. XIX века рабов было больше, чем наемных работников. Ю. Бородай пишет: «В первой половине просвещенного XIX столетия (до 1864 года) в буржуазных США рабов было больше, чем в Древнем Египте, Греции и Римской империи, вместе взятых» . Сегодня на дворе «просвещенное» XXI столетие. Но в нынешней Африке, которая интегрирована в мировое капиталистическое хозяйство, можно встретить почти полностью легализованное рабство, причем наметилась тенденция к увеличению его масштабов и полному выходу из «подполья».

Никто не ставит под сомнение, что мы сегодня живем при капитализме (наши власти, правда, не любят слово «капитализм», заменяя его совершенно бессмысленным словосочетанием «рыночная экономика»). Но в то же время никто не может оспорить очевидный факт: в пределах нашей страны, особенно на Северном Кавказе, существует самое настоящее рабовладение (правда, в отличие от Африки, пока нелегально) .

И в то же время в Древнем мире наряду с рабовладением (частное, а иногда государственное право собственности на людей, работников) существовал капитализм, образуя причудливые сочетания того и другого. Более того, рабы в так называемых «докапиталистических» ОЭФ составляли, как правило, далеко не основную часть населения. Вот что по этому поводу пишет Ю. Бородай: «Конечно, и до капитализма все традиционные общества знали так называемое “патриархальное рабство” (дворцовые слуги больших господ, наложницы, евнухи, личная гвардия и т.д.), но что касается производства, то все эти общества, как правило, держались на труде самостоятельных производителей ‑ крестьянских и ремесленных общин (редкие исключения ‑ такие эпизоды, как, например, производство рабами товарного хлеба для римской армии на сицилийских плантациях). И только капитализм начинает с подлинно массового производственного применения рабского труда на своих колониальных плантациях и в горном деле. Та же самая картина и с крепостничеством ‑ в странах, втянутых в систему мирового рынка, но сохранивших свою независимость и элементы традиционной структуры» . Факт: европейское крепостничество ‑ явление относительно позднее. В своей классической форме оно устанавливается в Германии под воздействием мощного спроса на хлеб в переживающей «чистку земли» Англии, что был вынужден зафиксировать в «Капитале» и сам Маркс: «В XV веке немецкий крестьянин, хотя и обязан был почти всюду нести известные повинности продуктами и трудом, но вообще был, по крайней мере, фактически, свободным человеком. но уже с половины XVI века свободные крестьяне Восточной Пруссии, Бранденбурга, Померании и Силезии, а вскоре и Шлезвиг‑Гольштейна были низведены до положения крепостных» . В России помещичье настоящее крепостничество появилось еще позже, чем в Европе ‑ в эпоху «реформ» Петра I и продержалось полтора столетия.