Сша и франция несчастнее, чем бедные страны. Карьера

Население стран с низким уровнем доходов сталкивается с совершенно иными проблемами в сфере здравоохранения, чем население развитых стран. Население этих стран, в основном, живет в сельской местности, в семьях много детей, и основной проблемой являются инфекционные заболевания и задержки в развитии (например, чрезмерно низкий рост), вызванные нехваткой продуктов питанию.

При этом образ жизни правительственных чиновников, живущих в столице, не слишком отличается от образа жизни населения развитых стран. Неравномерное распределение ресурсов приводит к тому, что в одних районах страны есть медицинские центры, оснащенные по последнему слову техники, в то время как в других районах в принципе нет врачей и медсестер, в результате чего детям не делают прививки, и регулярно вспыхивают эпидемии инфекционных заболеваний. Случаи, когда половина бюджета страны тратится на столичный регион, причем большая часть этой суммы уходит на оснащение центральной больницы, не так уж редки (для сравнения: на больницу им. Джона Хопкинса в США уходит около 0,6 процентов бюджетных средств, выделенных на здравоохранение). Убедить местные власти пересмотреть распределение средств и сделать упор на развитие первичной медицинской помощи непросто, поскольку они не хотят отказываться от современных медицинских центров, которые подчас известны во всем мире. Мы восхищаться врачом, который, получив образование в одном из наиболее престижных европейских университетов, будет годами работать в какой-нибудь изолированной от мира деревушке, а врач, который каждый день сталкивается с диареей и зараженными ранами и которому вряд ли когда-нибудь предоставится возможность пройти стажировку в современном медицинском центре, со стороны воспринимается как человек обладающий только минимальным набором несложных навыков. Потребность большинства населения в медицинских услугах редко учитывается политиками и талантливыми врачами, которые склонны отдавать предпочтение ультрасовременным медицинским центрам, оснащенным высокотехнологичным оборудованием и новейшими лабораториями, хотя на это и уходят средства, которые могли бы быть потрачены на сельские больницы, что позволило бы более эффективно бороться с младенческой смертностью и могло бы более существенно повлиять на продолжительность жизни. Даже в странах с низким уровнем доходов выпускниками медицинских институтов чаще являются не специалисты широкого профиля, способные лечить наиболее распространеннее заболевания, а врачи, стремящиеся работать в современных лабораториях.

Согласно исследованиям Всемирного банка, важную роль играет социальный статус женщины. Речь идет, прежде всего, об информированности населения. Если большинство женщин страны не получили образования, то они вряд ли знают о методах обеззараживания воды, способах лечения детских инфекций или правильном питании. Женщины чаще, чем мужчины, понимают первостепенное значение здоровья семьи. В странах, где женщины могут влиять на расходы семьи (что может быть связано с традицией или же с наличием у них работы), на еду тратится больше, чем на сигареты или алкоголь.

Во многих беднейших странах остро стоит проблема истощения. В Нигерии 43 процента детей в возрасте от 2 до 6 лет являются недорослыми, в Кении эта цифра равна 32 процентам, в Индии 65 процентов, в то время как в Мексике 22 процентам и всего 4 процентам в Японии и 2 процентам в Великобритании и США. Причиной этого является не нехватка продовольствия, а его неравномерное распределение. Неорганизованность, отсутствие транспорта, перебои с поставками продовольствия из-за войн и политических переворотов являются основными причинами того, что продукты питания не попадают к тем, кто в них отчаянно нуждается. Решить эту проблему нелегко, поскольку основная причина как перебоев с продовольствием, так и отсутствия экономического роста- это злоупотребления в управлении страной. Государства, правительства которых оказываются в состоянии поддерживать политическую стабильность, грамотно управлять бюджетом и финансовыми ресурсами и развивать рыночную экономику, имеют шанс преодолеть финансовые трудности и войти в число стран со средним уровнем доходом. Судан.

Судан- это очень бедная страна с низким уровнем доходов, находящаяся на северо-восточном побережье Африки. Население Судана, равное 32 миллионам человек, проживает на территории размером 2,5 миллиона километров квадратных, и его численность, несмотря на крайнюю бедность, увеличивается на 2,9 процента в год. Доход за 2001 год составил около 330 долларов на душу населения. Как и в большинстве африканских стран, государственные учреждения здравоохранения являлись основным поставщиком медицинских услуг, именно они подбирали врачей, медсестер и прочий младший медицинский персонал и выплачивали им зарплату, сопоставимую с зарплатой государственных служащих. В городах наблюдался избыток медицинских учреждений, в то время как в сельской местности потребность в них была наиболее ощутимой. Исторически сложилось так, что основным источником финансирования было налогообложение, и все помещения и все оборудование находилось в собственности государства.

Хотя изначально медицинские услуги были бесплатными, сокращение государственных расходов, а также стихийные бедствия (засухи, наводнения) и антропогенные катастрофы (вооруженные конфликты на юге страны) заставили правительство пересмотреть систему здравоохранения. Надежды на сохранение бесплатного медицинского обслуживания для всех категорий граждан рухнули, когда в результате нецелевого использования бюджетных средств многие врачи, здания и оборудование оказались невостребованными. Последовавшая затем закупка оборудования и строительных материалов, а также невозможность отправлять врачей на стажировки в другие страны только осложнили ситуацию. На протяжении 1980-ых годов расходы на социальное обслуживание населения в целом и на здравоохранение в частности сократились. В условиях экономического кризиса основное внимание уделяется необходимости выплачивать зарплаты и платить за аренду помещений, а также компенсировать врачам стоимость расходных материалов и оборудования, в итоге затраты на сами медицинские услуги сократились даже больше, чем следует из отчетов.

Сложная экономическая ситуацию, сложившаяся в 1980-ые годы, повлияла на медицину, здоровье населения и финансирование здравоохранения. Частный медицинский сектор расширился качественно и количественно. Изначально все платные услуги сводились к консультациям врачей, работающих в государственных учреждениях, в свободное от основной работы время. Но затем многие врачи стали заниматься только частной практикой, и стали появляться частные стационарные медицинские учреждения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), правительство в 2002 году потратило около 2,5 долларов на здравоохранение на душу населения, что составляет 0,065 процентов ВВП. Большая часть этой суммы- 63 процента- поступает за счет налоговых сборов с частных компаний, 17 процентов из фонда обязательного медицинского страхования, 19 процентов оплачивает министерство здравоохранения и другие министерства и 2 процента из фондов международных организаций (в первую очередь, ВОЗ и Детский фонд Организации Объединенных Наций [ЮНИСЕФ]).

Другими источниками финансирования здравоохранения являются система страхования от болезней работников компаний, национальные и международные гуманитарные неправительственные организации, а также плата отдельных граждан за услуги народных целителей. Поскольку и государственные, и частные медицинские учреждения обычно располагаются в городах, то значительная часть территории страны оказывается не охвачена. По закону система страхования работников от болезней должна существовать в любом государственном или частном учреждении, где работает хотя бы 10 человек, но на практике в этой программе участвуют лишь 6 процентов населения.

Люди, которые могут позволить себе пользоваться, в основном, платными медицинскими услугами, только выигрывают, хотя социальное расслоение таким образом усиливается. Поскольку финансирование из бюджета сократилось, многие люди стали обращаться за медицинской помощью только после того, как болезнь даст осложнения. Затраты на профилактические мероприятия и плановые осмотры стали ниже затрат на форс-мажорные ситуации. Приватизация коснулась даже некоторых государственных учреждений. В Хартуме поддержание порядка в общественных туалетах, прилегающих к мечетям, рынкам, автобусным остановкам, и в других общественных местах было поручено частным лицам и организациям. Арендная плата составила 615.000 суданских динар (около 2.460 долларов), причем за пользование туалетами разрешалось взимать небольшую плату в размере 10-20 динар (4-8 центов). И хотя итоги этой приватизации не были предметом отдельного исследования, проведенный опрос показал, что и организации, и клиенты остались довольны, поэтому с учетом того, что этот эксперимент был начат в 1995 году и продолжается до сих пор, его можно считать удачным.

Здравоохранение в Кении.

Основой экономики Кении является сельское хозяйство. Кения экспортирует кофе, чай, хлопок и минеральное сырье. В 1990 году доходы населения, равного 24 миллионам человек, составили 340 долларов на душу населения. Оценить доходы населения традиционного аграрного общества довольно сложно. Население страны увеличивается довольно резко (на 3,8 процента в год), и почти половина населения моложе 15 лет. Около 88 процентов детей учится в начальной школе, и половина взрослого населения получила образование. Примерно четверть населения живет в городах. С 1963 года у власти находится Африканский национальный союз Кении, сформировавший однопартийное правительство, и его положение достаточно стабильно для такого бедного государства. Продолжительность жизни- 59 лет- одна из самых высоких среди стран Центральной и Южной Африки. Тем не менее, половина случаев смертей приходится на детей в возрасте до 15 лет, а смертность среди взрослого населения в три раза выше, чем в США.

Система здравоохранения делится на почти равные друг другу государственный и частный секторы (см.таблицу 17.2). В ведении министерства здравоохранения находится 80 больниц, 41 районная поликлиника, 178 сельских больниц и около 1200 аптечных пунктов. В районных поликлиниках работают терапевты, которым обычно помогают медсестры, и администратор поликлиники. В учреждениях ниже районных поликлиник работает младший медицинский персонал, а в аптечных пунктах муниципальные работники и персонал без специального образования. Несмотря на то, что особое внимание уделяется оказанию первичной медицинской помощи и развитию сельских районов, более 35 процентов бюджетных средств тратится на центральную больницу Кении (Kenya National Hospital) в Найроби. В некоторых правительственных учреждениях, например, министерстве транспорта и комитету по кофе, а также в нескольких десятках других учреждений предусмотрено медицинское страхование работников.

Важную роль в системе здравоохранения Кении играют миссионерские организации, в их ведении находится 40 больниц, 84 медицинских центра и 173 поликлиники. Хотя эти учреждения были основаны миссионерскими организациями, 60 процентов финансирования поступает за счет оплаты лечения, около 25 процентов за счет государства и только около 15 процентов за счет пожертвований. Таким образом, они относятся к частному сектору. В целом, около 22 процентов средств на здравоохранение в Кении поступает из иностранных организаций.

Правительство поощряет развитие частного сектора здравоохранения. Частные больницы, существующие исключительно за счет своих клиентов, оказывают более качественную медицинскую помощь, чем государственные, и их число быстро растет. Правительством создан фонд обязательного медицинского страхования для рабочих с достаточно высоким уровнем доходов, в который они отчисляют двухпроцентный налог с зарплаты (при этом работодатель не платит этот налог), основная задача этого фонда- компенсировать населению плату за пребывание в частных и миссионерских больницах, а также платных отделениях государственных больниц. Но этот фонд затрагивает лишь 12 процентов населения. В дальнейшем продуктивность работы фонда может снизиться, так как он не окупается: только 60 процентов собранных страховых взносов пошли на компенсацию расходов, в том числе административных, а оставшиеся 40 процентов были удержаны государством.

Страны которые развиваются с уровнем доходов ниже среднего

Страны которые развиваются с уровнем доходов высокими и выше среднего

· Страны нефтеэкспортеры

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт,

ОМАН, Бахрейн, Катар, Ливия, Венесуэла

— экспорт нефти

· Богатые острова:

Карибского бассейна, Северной Атлантики, Индийского океана:

международный туризм

офшорные зоны

— транзитная торговля (пр.через острова)

— военные базы НАТО, США

· Среднеразвитые страны СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Туркменистан)

· Мусульманские …
страны юго-западной Азии и Средиземноморья (Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Ливан, Палестина, Албания, Египет, Тунис, Алжир, Марокко).

· Азиатские доиндустриальные страны 3-ей волны (Индия, Китай)

· Плантационные острова (Фиджи, Куба, Доминикана, Мальдивы, Шри-Ланка)

· Среднеразвитые страны Латинской Америки (Боливия, Гватемала, Гондурас, Эквадор, Колумбия, Никарагуа, Парагвай, Перу)

· Среднеразвитые страны Южной Африки (Боцвана, Свазиленд).

(экономики этих стран тесно связаны с южно-африканской республикой)

· Наименее развитые страны Азии (Афганистан, Пакистан, Непал, Емен, Северная Корея,

Бутан, Лаос, Монголия, Комбоджа и тд.)

· Наименее развитые азиатские страны СНГ (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан)

· Наименее развитые страны Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова)

Таким образом можно сделать вывод, что социально-экономический тип страны определяет:

1) особенности воспроизводства и миграцию населения, социальные и политические проблемы

2) особенности производственных отношений, продуктивность производства

3) структуру сельского хозяйства и промышленности

4) стр. сферы услуг

5) место в международном разделении труда

Тема 2. Модели экономического развития.

Модель экономического развития – это тенденции развития экономических объектов (мировой экономики в целом, развитых стран, стран с переходной экономикой, развивающихся стран, отдельных сфер мирового хозяйства, интеграционных объединений, которые приводят к определенному экономическому результату)

Особенности моделей экономического развития определяются конкретными условиями соотношения и взаимодействия экономических факторов.

Модель экономического развития определяется на основе теоретических закономерностей, функционирования экономических систем в рыночной экономике.

Одной из наиболее распространенных моделей экономического развития является модель импорта замещения, или модель догоняющего развития . Эта модель базируется на меркантилистской теории, то есть развитии торговли внутри страны путем импорта замещения. Преодолевание отставания в развитии осуществляется за счет развития внутреннего рынка. Сущность этой теории заключается в протекционизме отраслей национальной экономики (путем тарифных и нетарифных способов ограничения внешней торговли), содействие (в виде субсидирования или дотаций) импортозамещающих отраслей.

Модель импортозамещения часто сопровождается определенной изолированностью государства от системы мирового хозяйства. Очень часто присутствуют государственная монополия на ведения внешнеэкономической деятельности и неконвертируемость национальной валюты.

Эта модель способствует развитию многоотраслевой экономики. Но в конечном итоге, протекционизм понижает конкурентноспобность и становится тормозом развития экономики гос-ва в целом, вызывая потребность применения другой экономической модели.

Экспортноориентированная модель экономического развития. Ее сущность заключается в ориентации экономики в основном на внешний рынок. Привлечение в государство иностранного капитала путем создания благоприятствующего инвестиционного климата.

Экспортноориентированная модель может применяться как в чистом виде, так и в смешанном. В зависимости от структуры экономики, социально-экономического развития, политического устройства и т.д.

Инновационная модель экономического развития. Эта модель развития и подъема продуктивных сил страны, который основывается на использовании высоких технологий, которые способствуют созданию конкурентных преимуществ для продвижения товаров на внешний рынок. В структуре инноваций высокоразвитых стран 60% занимают инновации в виде открытий, остальная доля приходится на усовершенствование уже имеющихся технологий.

Активное внедрение инноваций в экономику сопровождается понижением материала и энергоемкости производства, ростом продуктивности труда и соответственно повышением конкурентоспособности страны.

Результатом развития высокотехнологичных производств, которые характерны для инновационных экономик является расширение структуры экспорта в пользу высоко- и среднетехнологических отраслей.

Инновационная модель развития состоит из многих элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии. Главными элементами инновационной модели являются:

1) Система производства научных знаний и инноваций.

2) Система образования и повышения квалификации.

3) Система коммерциализации научных знаний.

4) Система использования инноваций.

5) Система управления и регулирования инновационного развития экономики.

Для инновационной системы характерно переориентация прямого гос. вмешательства в экономику на более эффективные методы посредственного вмешательства:

1. Создание условий для рыночного спроса на инновации.

2. Содействие развитию конкуренции в инновационной сфере.

3. Предоставление поддержки системе науки и образования.

4. Обеспечение повышения качества образования.

5. Защита прав интеллектуальной собственности.

В целом, инновационноориентированная экономика характеризуется рядом особенностей. Основными из них являются:

1) Четко определенная направленность производственного процесса на достижение высокой конкурентноспособности за счет научных знаний, технологий и инноваций.

2) Наличие социально-экономической инфраструктуры, которая соответствует задачам роста технологической конкурентноспособности до уровня наиболее развитых стран мира.

3) Наличие технологического и производственного потенциала, материальных и человеческих ресурсов, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

Устойчивое развитие – процесс изменений, в кот. эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности согласованы и укрепляют будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

70е годы: вопрос ограниченности природных ресурсов (римский клуб «Пределы роста»)

1972 год – конференция в Стокгольме

В 1980 г. Впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранности природы, созданной ЮНЕП – программой ООН по защите окр. среды.

Устойчивое развитие: удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает спосоность будущих поколений удовлетворять свои потребности, т.е. прекращение нерационального роста использования ресурсов окружающей среды.

Эксперты всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью активов, направленный на сохранение и расширение возможностей людей.

Экономика:

· Оптимальное использование ресурсов

· Создание экономически приемлемой продукции

· Переработка отходов

· Справедливое разделение благ

· Сохранение культурного капитала

· Возобновление природных ресурсов

· Сохранение биоразнообразия

Тема 3. Особенности развития постсоветских стран:

· Находились в условиях административно-командной экономики. Отсутствие рыночных механизмов, запрет хозяйственной деятельности. Советский союз ничего не импортировал, а бюджет поднимался от поступлений нефти и газа.

· Отсутствие законодательной базы, нормативно-правового регулирования. Плановая экономика -пятилетки. Очень централизованное управление. Экстенсивный способ ведения сельского хозяйства.

· Обеспеченность природными ресурсами. Ресурсы мирового значения.

(Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Россия)

Среди стран – обеспеченные (Украина, Таджикистан)

Бедные(Белоруссия, Молдова, Армения)

Экспорт топлива, сырья и полуфабрикатов на базе советских производств стал основным для многих стран СНГ. Высокий научный и образовательный потенциал и квалификация(рос.,укр.,блр.)

Многие модели образования были списаны с советской. Низкий уровень социально-экономического развития. 12т. на д.н.

Структура экономики. Для постсоветских государств характерно развитие добывающей, тяжелой и военной промышленности. Чрезмерное энергоемкость производства. В структуре ВВП преобладает продукция с малой добавочной стоимостью. Усиленное фискальное давление на предпринимателей как следствие – высокая степень коррупции и большой процент тенизации экономики.

40-60% экономик стран на постсоветском пространстве находятся в тени. Высокая степень подверженности кризиса экономики. Экспортно-ориентируемы страны – зависим от цен на сырье.

Приватизационные процессы на пост советском пространстве. Первые кооперативы.

1-ый этап – малая приватизация

2-ой этап – ваучерная приватизация

Инфляция, дефицит товаром, дефицит платежной возможности

3-ий этап – форма аукционов

Высокая степень промышленной кооперации в рамках советского союза. СС функционировал как единый экономический организм. После распада СС из-за разрыва кооперационных связей промышленное произв. сократилось на 50%.

Тема 4. Экономическое развитие США

1929-33(великая депрессия) план маршала

Начался в США в условиях глобализации мировой экономики. Падение производства от 10%. Из-за ипотечного кризиса в США. Доллар не подкреплен товарами услугами, производством.

Эмиссия доллара не контролируется(печатный станок в частных руках). От доллара отказаться не могут, поскольку в каждой стране золотовалютные резервы на половину или одну треть состоят из доллара. ВВП США 14 триллионов долл. На душу населения 45тыс. долл., долг США примерно составляет ВВП, слегка превысив. 14,5 триллионов долл

Причины ипотечного кризиса в менталитете. Люди получают высокую зарплату, и могут позволить себе жить в кредит.. вся страна живет в кредит, беря огромные займы.. но как только уровень экономики падает, многие не в состоянии выплатить кредиты и не собираются их отдавать (происходит перераспределение валового мирового продукта..) Внешний долг государства растет, когда берутся кредиты под рост ВВП, а показатели ВВП куда меньше за год чем ожидалось.

В экономике США лежит идеология частного предпринимательства и максимальное ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Основными принципами государственной политики являются – поддержка частного предпринимательства, свобода экономической активности, защита конкуренции. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням ТНК и крупнейшим банкам. В сфере услуг производится 76% ВВП, 20% — промышленность, 4% с/х. В структуре промышленного производства основную роль играют:

1) Машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, военно-промышленный комплекс)

«производство максимально автоматизировано»

2) Химическая промышленность (нефтепереработка а также органический синтез и высокая химия)

3) Добывающая промышленность (уголь, нефть, газ) США консервируют свои запасы.

4) Высокий уровень развития с/х

США занимает первое место в мире по объемах импорта и экспорта. Основные торговые партнеры – Канада, Мексика, Япония, ЕС, Китай, Бразилия.

Тема 5. Экономическое развитие КНР.

Один из лидеров по динамике экономического развития.

Начало преобразований экономики Китая, как и многих развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, было связано с применением модели импорта замещения. Основной целью данной экономической политики было развитие внутреннего рынка методом протекционизма. Отличительной чертой становления экономики Китая то, что основная идеология коммунизма, однопартийная.

Развитие экономики в период с 1949 по 1980 гг во многом зависело от экономических отношений с Советским Союзом и остальными странами Соцлагеря. Именно тогда были заложены основы тяжелой промышленности, энергетики, военно-промышленного комплекса.

Результаты импорта замещения: развитие внутреннего рынка, увеличение темпов экономического роста, определенное сокращение сферы «госуправление экономикой», приход ТНК в экономику Китая, развитие новых сфер производства и развитие сферы услуг.

В данный момент – ярковыраженная экспортноориентированная модель развития.

Экспорт 1 600 млрд. дол.; импорт – 1 500 млрд. дол.

Структура и география внешней торговли.

Основные торговые партнеры Китая: США, Гонконг, Япония, Германия, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Сингапур и т.д.

Импортирует технологию и продукцию высокотехнологичного характера; экспортирует продукцию легкой промышленности и товары электроники.

Население – 1 350 млн. человек.

11.12.2001 года Китай вступил в ВТО. Его вступление в ВТО сыграло значительную роль в экономическом развитии государства. За три года в организации, ВВП страны возросло в разы.

Основные плюсы поствхождения Китая в ВТО:

1. Значительное увеличение объемов экспорта и расширения рынков сбыта продукции

2. Уменьшение количества антидемпинговых расследований и применение антидемпинговых и компенсационных пошлин.

3. Повышение инвестиционного климата внутри государства

Начиная с 2000 года темп роста экономики Китая, в частности ВВП, составляет в среднем прирост 10% в год. Эти темпы роста вызывают так называемый перегрев экономики. Он заключается в том, что Китай производит продукцию в сфере материального производства, сфера услуг занимает 40%, промышленность 47%, с/х 13%. Такие высокие темпы роста стимулируют обращение денежной массы в экономике, которое приводит к инфляционным процессам, темп роста зарплаты меньше.

Золотовалютные резервы 3 трл. дол. 65% занимает доллар США, Евро – 26%

Фискальная политика государства. В Китае сформировался благоприятный инвестиционный климат во многом благодаря фискальной политике государства, налоговые льготы для иностранных инвесторов (в специальных экономических зонах), усиленное налогообложение государственных предприятий, налоговые льготы для предприятий средне- и высокотехнологичных, усиленное фискальное давление на добывающую и промышленность с сырьевым ориентированием.

Факторы экономического роста:

· Население и трудовые ресурсы

· Обеспеченность природными ресурсами (уголь, нефть, руды металлов)

· Выгодное экономико-географическое положение

· Структурная перестройка и преобразование

· Децентрализация экономики и развитие частного предпринимательства

· Развитие технологий

· Благоприятный инвестиционный климат

Новые индустриальные страны

Здесь ВВП составляет 500 - 9000$ США. В основном в эту группу входят латиноамериканские страны, включая Аргентину, Венесуэлу, Мексику, Панаму, Чили, Уругвай, а также страны Центральной Европы и Балтии. В них преодолена аграрная и сырьевая специализация их экономики, сформирован достаточно диверсифицированный промышленный комплекс, уточняется модель более равноправного участия на международных рынках. Основной статьей экспорта стали обработанные товары. В экономическом развитии большинства из них присущи тенденции, характерные для зрелой капиталистической экономики, но остается высокой теневая деятельность. У всех стран этой группы высокий уровень внешних долгов. Страны с доходами на душу населения выше среднего сосредотачивают порядка 5% населения и мирового производства (6,5% ВМП по ППС), что составляет 1/4 валового продукта всех периферийных стран.

Страны с доходами ниже среднего уровня

Третью группу образуют 54 страны и территории. Это значительная часть стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, Латинской Америки, КНР. Они производят около 12% ВМП по текущим валютным курсам (29% по ППС), но в них проживает 42% населения мира. В этой подгруппе существуют большие социально-экономические различия. Особое место занимают бывшие социалистические страны, а среди них - КНР и РФ. ВВП на душу населения в этих стран не более 1,5 тыс. $ США.

Бедные страны

Самую многочисленную группу образуют страны с низким уровнем дохода, или бедные страны, в которых ВВП на душу населения в не превышал 825$. В нее входят свыше 60 стран преимущественно из Африки, Южной Азии, включая Индию и Пакистан.

Особое положение в группе бедных стран занимает Индия, обладающая большим экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой и значительным внутренним рынком.

В бедных странах проживает 37% населения мира, но производится 3% ВМП (10% ВМП по ППС).

Среди бедных стран ООН выделяет подгруппу наименее развитых стран. Особенность социально-экономического развития групп стран с развивающимися рынками состоит в том, что в ней увеличивалось число наименее развитых, беднейших стран. В эту подгруппу входят страны, которые, по существу, не обладают способностью к саморазвитию, не имеют внутренних источников преодоления их низкого уровня развития. Численность населения - до 75 млн человек.

Количество наименее развитых стран за 1970-1990-е годы увеличилось вдвое и достигло 50 (33 - в Африке). На их территории проживает свыше 11% населения мира, но они производят только 0,6% мирового продукта.

В производстве наименее развитых стран основное место занимает сельское хозяйство - свыше 38% ВВП. Доля его за 1980 - 1990-е годы не изменилась. В сельском хозяйстве этих стран занято 73% рабочей силы, а во всех развивающихся странах - 59%. Во многих из них сохраняются докапиталистические отношения.

Периферийные страны отличаются друг от друга не только социально-экономической структурой, уровнем экономического развития. Общественные структуры этих стран развиваются в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение .

Всемирный банк ежегодно классифицирует страны и территории мира по уровню ВНД надушу населения. Классифицируются 208 стран (все независимые государства - члены ООН и страны, имеющие численность населения более 30 тыс. чел.). Классификация создаётся для анализа мировой экономики и определения приоритетов помощи беднейшим странам.

На основании величины ВНД на душу населения выделяются три основные группы стран:

  • страны с низким доходом;
  • страны со средним доходом (в том числе с доходом ниже среднего и выше среднего);
  • страны с высоким доходом.

Однако известно, что страны, имеющие сходные показатели ВНД на душу населения, имеют разную историю и тип экономического развития. Так, в число стран с высоким уровнем дохода входят богатые нефтедобывающие монархии (Бахрейн, Бруней, Объединённые Арабские Эмираты), офшорные территории (Каймановы острова, остров Мэн, Нидерландские Антильские острова и др.), а также США, Германия, Италия и другие экономически развитые страны.

За последние десятилетия различия между группами стран Всемирного банка возрастали.

Карьера. Мировая экономика

    Специалисты в области международной экономики занимаются сбором и анализом статистических данных по странам и регионам мира, прогнозами социально-экономического развития.

    Предполагаемое место работы - международные организации системы ООН, офисы руководящих органов интеграционных объединений, научно-исследовательские институты и фонды.

    Для успешной карьеры надо знать несколько иностранных языков (в том числе обязательно - английский), знать географию и экономику стран мира, особенности национальных систем учёта показателей. Эти знания можно получить, если поступить в экономический вуз по специальностям «Мировая экономика», «Экономика», «Международные экономические отношения».

Основанием для этой классификации является ВНД на душу населения - объективный показатель, который отражает состояние экономики страны.

Ежегодно пороговые значения пересматриваются, чтобы учесть уровень инфляции.

Подобные классификации создаются для выявления беднейших стран, чтобы предоставлять им самые выгодные условия кредитования и помощь в развитии.

Таблица 5. Классификация стран и территорий мира по уровню валового национального дохода на душу населения, 2011 г.

Всемирный банк выделяет также группу развивающихся стран с критическим уровнем внешней задолженности. В 2006 г. к этой группе относилось 40 стран, большая часть их них находится в Африке (33 страны), 5 - в Латинской Америке, 2 - в Азии (Непал и Киргизия).

Рис. 99. Качество жизни в странах с низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой: 1 - в странах с низким уровнем дохода и нестабильной политической ситуацией размер накопленного долга превышает объём ВНД в несколько раз; 2 - значительная часть населения в странах с низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой имеет доходы менее 1 долл. США в день

Страны и территории с низким уровнем дохода и нестабильно политической обстановкой

    В эту группу Всемирный банк включает 25 стран с низким доходом и с самыми острыми проблемами экономического развития и качества жизни.

    Здесь проживает почти 500 млн человек, половина из которых имеет доход менее 1 долл. в день.

    В этих странах продолжаются внутриполитические конфликты, нет достаточной безопасности, имеют место коррупция, нарушения прав и свобод граждан, темпы роста экономики отрицательные.

    В то же время они характеризуются самыми высокими в мире показателями младенческой смертности (на У3 выше, чем в группе стран с низким доходом), низкой продолжительностью жизни, распространением хронических болезней.

    Всё это является препятствием для привлечения инвестиций и сдерживает экономический рост.

Таблица б. Страны и территории с низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой, 2011 г.

Известно, что причиной более высокой эффективности стран с низкими доходами заключается в том, что они находятся на более низком этапе экономического развития. Этап экстенсивного развития в связи наличием свободных ресурсов позволяет им приобретать дополнительные ресурсы за меньшую цену. В результате инвестиции в слаборазвитых странах используются более эффективно.

Рассмотрим более подробно процесс формирования внутренних инвестиций: государственных и частных - в развитых странах (т.е. в странах с высоким уровнем дохода) и развивающихся странах (со средним и низким уровнем дохода) .

Первый случай рассмотрим на примере развитой экономики США, используя статистические данные Всемирного банка и Бюро экономического анализа США. На рисунке 1 представлена динамика инвестиционных расходов в США за период с 1972 по 2015 гг. .

Рисунок 1. Динамика инвестиций США за 1972-2015 гг., в % к ВВП

Средневзвешенная доля инвестиций в США за анализируемый период составляет 21 %. Это соответствует выводу, приведенному ранее о том, что доля инвестиций в целом по развитым странам ниже показателя стран со средним уровнем дохода, который составляет 27,85 % от ВВП.

Таблица 1.

Инвестиции в США по периодам

1967-1980

1980-2000

2000-2015

Доля инвестиций в общем объеме внутренних инвестиций, в %:

тих инвестиций, в %:

Государственные внутренние ин­вестиции

Частные внутренние инвестиции

Доля инвестиций в % к ВВП:

Государственные внутренние инвестиции

Частные внутренние инвестиции

Согласно таблице выше, в структуре внутренних инвестиций США большую долю инвестиций составляют частные капиталовложения. В период 2000-2015 гг. их средняя доля составила 85 %, государственные инвестиции составляют менее 20 %, с тенденцией последних к уменьшению за счет увеличения объемов частного инвестирования.

Сокращение доли государственных внутренних инвестиций в их общем объеме с 22 % в 1967-1980 гг. до 15 % в 2000-2015 гг. связано не с умень­шением их абсолютного объема, а с увеличением размера частных внутренних инвестиций. В таблице видно, что с течением времени доля внутреннего государственного инвестирования в процентах к ВВП не претерпевала из­менений и оставалась на уровне 3 %, а доля частных инвестиций в основной капитал увеличилась к 2015 году с 14 % до 20 %.

Процесс формирования государственных внутренних инвестиций США осуществляются за счет бюджетных средств, которые, в свою очередь, фор­мируются из доходных статей бюджета: налоговых и неналоговых поступлений. В случае дефицита бюджета государства используют такой инструмент как государственные займы. Государственные займы - это заимствования на внутреннем и внешнем рынках посредством выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются среди индивидуальных инвесторов и корпораций, пенсионных фондов и правительств как национальных, так и зарубежных. В условиях современной экономики рынок ценных бумаг повсеместно выступает главным источником покрытия бюджетного дефицита. Но эти средства не относятся к категории внутренних или внешних государственных инвестиций. Причина заключается в цели выпуска государственных ценных бумаг - на покрытие дефицита. Фактически это финансирование текущих расходов. В среднем 80 % государственных расходов идет на потребление и лишь 20 % - на инвестиционные цели. Чем выше государственный долг - и соответственно бюджетные дефициты - тем больше государство обращается к капитальным рынкам. Т.е. государство привлекает сбережения, которые могли бы направляться в акции и облигации корпораций, создавая новые доходы за счет создания новых рабочих мест. Получается, что правительство за счет более привлекательных ценных бумаг не вытесняет (так как доля частных капиталовложений растет), но все же сдерживает высокие темпы роста, так как все более высокие уровни сбережений направляются на покупку государственных ценных бумаг.

В рисунке 2 представлена динамика эффективности инвестиций США за период с 1972 по 2015 гг.

Рисунок 2. Эффективность инвестиций США за 1972-2015 гг.

Средняя эффективность общих инвестиций в США за указанный период составляет 13,9 %, что является немногим выше усредненного показателя по странам с высоким уровнем дохода в целом.

Подводя итоги по ситуации на рынке реальных инвестиций развитых стран на примере США можно сформулировать его некоторые особенности.

Во-первых, доля общих инвестиций развитых стран ниже, чем в стра­нах со средним уровнем дохода. Так, например, для США среднее значение данного показателя оказалось на уровне 21 %, в то время как группы стран со средним уровнем дохода значение показателя равно 27,85 %.

Во-вторых, существуют некоторые различия между развитыми и раз­вивающимися странами в структуре формирования инвестиций по источни­кам финансирования, а также в степени значимости их составляющих. В ча­стности, внешние инвестиции в США представлены только в виде прямых и портфельных иностранных инвестиций (т.е. официальная помощь развитию отсутствует). Государственные займы на рынке иностранного капитала к ка­тегории внешних инвестиций не относятся, несмотря на их растущую долю в структуре общих займов, однако косвенно они являются источником фор­мирования внутренних инвестиций (как и в развивающихся странах).

В-третьих, уровень эффективности инвестиций развитых стран в целом ниже уровня в странах с более низким уровнем развития. Как было описано ранее, основной причиной этому служит различие в степени развития стран. Страны с высоким уровнем жизни перешли этап экстенсивного роста и, соответственно, исчерпали его возможности, в отличие от развивающихся стран. Имеющаяся жесткая конкуренция на рынке интенсивных факторов роста в целом приводит к более низкой отдаче инвестиций.

Рассмотрим ситуацию на рынке инвестиций в развивающихся и слаборазвитых странах. В рисунке 3 представлен объем общих инвестиционных расходов в развивающихся и наименее развитых странах в динамике, экономический рост и эффективность.

Рисунок 3. Динамика инвестиций в развивающихся и наименее развитых странах, % к ВВП

Из вышеприведенной диаграммы видно, что в этих странах наблюдается неустойчивая, но все же тенденция к увеличению объемов инвестиций в ВВП. Экономический рост в этих странах отличается нестабильностью: за ростом ВВП следует различный по глубине его спад.

Проанализируем эффективность инвестиций, разделив развивающиеся страны согласно доходу на душу населения: на группы стран со средним и низким уровнем дохода. Ученый-экономист Джозеф Стиглиц предлагает опреде­лять эффективность инвестиций как отношение между ростом ВВП и долей инвестиций в ВВП, что можно выразить через следующую формулу:

– эффективность инвестиций;

– дополнительный объем произведенного ВВП в результате вложения дополнительных инвестиций;

– объем дополнительных инвестиций (прирост инвестиций).

Следовательно, под этим показателем можно понимать не только прирост инвестиций за определенный период, то есть насколько больше вло­жений стали осуществлять в данном периоде по сравнению с предыдущим периодом, но и долю инвестиций в ВВП за каждый период.

Таблица 2.

Расчет эффективности инвестиций по группам стран за 1960-2015 гг.

Инвестиции, в % к ВВП (1960-2016)

Экономический рост (1960-2015)

Эффективность инвестиций

В развивающихся странах средняя доля инвестиций составляет 27,85 % к ВВП против 17,37 % - в слаборазвитых странах; экономический рост 4,7 % против 3,4 % соответственно. Налицо прямая зависимость между объемами инвестиций и экономическим ростом, то есть чем выше уровень инвестиций, тем выше темпы экономического роста.

Средний показатель эффективности инвестиций в странах с низким уровнем дохода выше аналогичного показателя в странах со средним уровнем дохода: 19,6 против 16,9 соответственно. Напомним, что различия в уровне эффективности инвестиций зависит, в том числе, и от степени развитости страны. Ранее мы определили, что наиболее развитые страны обладают в среднем более низкой отдачей от инвестиций, а самая высокая отдача на­блюдается в наименее развитых странах. Причиной этому, по нашему мнению, служат возможности использования экстенсивных факторов роста в слаборазвитых странах и постепенное их исчерпание по мере развития стран.

Необходимо отметить, что средний размер чистого притока прямых внешних инвестиций в слаборазвитые и развивающиеся страны с 1990 года составляет более 2,5 % к ВВП, что превышает показатели стран с развитой экономикой (см. таблицу 3).

В данном случае рассматривается показатель чистого притока инвести­ций, то есть приток инвестиций, за вычетом оттока. Безусловно, абсолютные размеры инвестиций как притока, так и оттока выше для стран с развитой экономикой, однако чистый показатель притока в процентах к ВВП выше у развивающихся и слаборазвитых стран (2,54 % в развивающихся странах, про­тив 1,23 % - в развитых странах). Отток инвестиций из слаборазвитых и разви­вающихся стран ниже, чем в развитых странах, соответственно показатель чистого притока выше у слаборазвитых и развивающихся стран.

Таблица 3.

Чистый приток внешних инвестиций по различным группам стран, % к ВВП

Группы стран

Среднее значение

Страны с низким уровнем дохода

Страны со средним уровнем дохода

Страны с высоким уровнем дохода

К основным преимуществам прямых иностранных инве­стиций для принимающих развивающихся стран можно отнести такие, как создание новых рабочих мест; высокая заработная плата; увеличение экспорта; повышение производительности; внедрнение новых технологий, знаний и исследований.

К недостаткам можно отнести то, что привлечение со стороны иностранных компаний специалистов местных фирм подрывает возможности и конкурентоспособность национальных фирм, однако, тем не менее, прямые иностранные ин­вестиции, которые представляют собой внешние инвестиции, направляемые непосредственно в реальный сектор, являются решением проблемы недостатка отечественных инвестиций.

Список литературы:

  1. Гуманитарные технологии. Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info (дата обращения 04.03.2017).
  2. World Development Indicators [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators (дата обращения 04.03.2017).