Причины смерти в индии статистика. Демографический взрыв и демографическая политика в индии

Пока российские власти придумывают, как бы заставить женщин рожать, в Индии правительство старательно думает, как прекратить конвейер деторождения. Ситуация в этой стране, и правда, сложилась странная: в обмен на стерилизацию гражданам предлагают призы, а те, кто в акции не участвует, старательно избавляются от дочерей путем убийства или операции.

В России, как известно, власти идут на всевозможные ухищрения, чтобы заставить женщин рожать. Идеи, правда, судя по всему не самые удачные, ведь демографическая ситуация остается весьма плачевной. Возможно, нашим властям стоит спросить совета у индийских коллег — в этой стране населения так много, что за отказ от деторождения, гражданам предлагаются всяческие поощрения.

Речь идет не о всей стране, а о штате Раджастхан, население которого, по данным на 2011 год, составляло 68 миллионов 621 тысячу человек, и, как говорят местные власти, эта цифра постоянно растет. По прогнозам, к 2030 году число населения в Индии будет больше, чем в Китае. Сотрудники местного Минздрава придумали такую акцию — вы стерилизуетесь, а взамен принимаете участие в лотерее, которая дает возможность выиграть автомобиль.

Главный доктор в городе Джунджуни в Западной Индии надеется, что шанс выиграть машину привлечет около 20 тысяч индийцев на операцию по стерилизации. В обмен на радости отцовства и материнства индусы получат возможность выиграть автомобили марки Tata Nano, холодильники, телевизоры и много других нужных в хозяйстве вещей. Одной чрезмерной рождаемостью проблема не ограничивается. Недавно выяснилось, что индийские врачи делали младенцам операции по смене пола.

Иметь дочку в Индии крайне невыгодно — она накладывает на семью дополнительное бремя в виде расходов на свадьбу и приданное. Вот родители и отправляли девочек под нож, чтобы обрести ребенка правильного пола. В настоящее время власти занимаются расследованием около 300 подобных случаев. Известно, что каждая подобная операция стоила примерно три тысячи долларов. Те индусы, у кого нет лишних трех тысяч поступают без дорогостоящих изысков.

Узнав, что пол ребенка не соответствует ожиданиям, женщина отправляется на аборт. Впрочем, это еще гуманная процедура, раньше нежеланных дочерей просто убивали сразу после рождения. Однако современная цивилизация таких зверств не терпит, поэтому индусы стали решать "проблему", так сказать, "на корню". Недавно издание The Independent сообщило, что за последние 30 лет в Индии родители сознательно абортировали до 12 миллионов эмбрионов женского пола.

По результатам переписи 2011 года, в Индии среди детей до семи лет девочек на 7,1 миллиона меньше, чем мальчиков. Как сообщает газета, индусы считают, что без сына семья не семья. Во-первых, мальчик передаст потомкам фамилию, во-вторых, будет работать, в-третьих, его жена принесет домой то самое приданое. Кроме того, в Индии нет соцобеспечения, и кто, как не сынок, позаботится о родителях в старости? Дочка же просто обтрясет маму с папой как липку и уйдет в новую семью. Интересен и тот факт, что к селективным абортам прибегают не бедные и необразованные индусы, а в большинстве своем состоятельные, образованные семьи. И дело не в том, что крестьяне гуманнее, просто в отличие от них у, условно говоря, среднего класса есть возможность сделать УЗИ.

Людям, не имеющим таких материальных возможностей, проблемы, видимо, приходится решать по факту рождения долгожданного ребенка. Вообще-то, в Индии уже 15 лет как запретили делать аборт на основании пола эмбриона, однако страх перед будущим гораздо сильнее буквы закона. Товарооборот на рынке "анализов по определению пола" — не менее 100 миллионов долларов в год. Были попытки ужесточить уголовную ответственность, но из 800 судебных дел против врачей лишь 55 завершились обвинительными вердиктами. В уже упомянутом Китае с гражданами так деликатно не обращаются, и принудительной стерилизацией в Поднебесной никого не удивишь. В отдельных случаях за чрезмерно плодовитых мужчин и женщин расплачиваются их родственники. В прошлом году принудительной стерилизации подвергли десять тысяч мужчин и женщин, нарушивших государственную политику контроля за рождаемостью.

Современная демографическая ситуация в индийских штатах и объединенных территориях

На самом деле, не только в экономической, но и любой другой области говорить о единых для Индии показателях можно лишь весьма условно. Индия является федеративным государством, в состав которого входят 28 штатов и 7 территорий. Вопросы экономического и социального планирования находятся в совместной компетенции штатов и федерального центра.

Необходимо обратить внимание на то, что штаты с наиболее высоким суммарным коэффициентом рождаемости (рис. 4) сосредоточены в одном регионе, преимущественно центральной и восточной частях Индии. Его объединяет единая культурная традиция и язык: это регион, говорящий на хинди. Регион характеризуется укорененной патриархальной системой ценностей, экономической неразвитостью и недоступностью образования для женщин.

Анализ демографической политики Индии, проводимой с середины ХХ века, свидетельствует о том, что получение значительных и устойчивых результатов в данной области требует комплексного подхода к проблеме. Главным залогом успеха при проведении демографической политики является изменение демографических установок населения, наряду с увеличением доступности медицинской помощи и средств контрацепции. В то время как односторонний клинический подход, принудительные меры приводят лишь к краткосрочным результатам (если, конечно, они не проводятся на протяжении длительного времени и в тотальных масштабах, как то имело место в Китае). Важным аспектом является вовлечение женского населения в производственную деятельность, их эмансипация. Положительную роль могут сыграть также поощрительные меры, вводящие вознаграждение за рождение меньшего количества детей.

ключевыми в разрешении демографических проблем в каждом штате становились разные факторы. Такими факторами оказывались: благоприятная социально-экономическая ситуация в регионе, достижения в области прав женщин, в сфере образования, в сфере здравоохранения, а также сложившиеся культура и традиции. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в решении демографических проблем не существует универсального, подходящего для всех обществ рецепта. Конечно, сочетание достижений в различных сферах усиливает эффект проводимой политики, однако правительству, главным образом, стоит обращать внимание на те из них, которые в наибольшей степени подходят конкретному обществу и могут быть реализованы с наименьшими затратами, при поддержке населения.

Список литературы.

http://bibliotekar.ru/rGeo/17.htm

http://demoscope.ru/weekly/2010/0425/student03.php

Крупные города: (не обязательно) Мумбаи - 13 073 926 жителей,

Дели - 11 904 217 жителей,

Бангалор - 5 281 927 жителей,

Калькутта - 5 080 019 жителей,

Ченнай - 4 376 400 жителей,

Ахмадабад - 3 819 497 жителей,

Хайдарабад - 3 665 106 жителей.

Важнейшие демографические показатели Индии, 1951-2000 гг.

Год Числен- ность населения, тыс. человек Общий коэф- фициент рожда- емости, ‰ Общий коэф- фициент смертности, ‰ Суммарный коэф- фициент рожда- емости Ожидаемая продол- жительность жизни, лет Средне- годовое число рождений (в тысячах) Средне- годовое число смертей (в тысячах)
- - - - - -
45,41 25,43 5,97 38,7
44,84 22,24 5,92 42,6
42,43 19,83 5,81 45,5
40,62 17,72 5,69 48,0
38,39 15,91 5,43 50,3
34,81 13,90 4,83 52,9
34,23 12,92 4,48 54,8
32,40 11,63 4,15 57,2
30,02 10,43 3,81 59,5
27,10 9,38 3,43 61,5

Источник: Fifty Years of World Population Growth 1950-2000. - iegindia.org/dispap/dis107.pdf

Общий и суммарный коэффициенты рождаемости и коэффициент младенческой смертности в Индии, 2003-2009 гг.

Год Общий коэффициент рождаемости, родившихся на 1000 человек Суммарный коэффициент рождаемости, детей на женщину Коэффициент младенческой смертности, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми
23,28 2,91 59,59
22,32 2,78 56,29
22,32 2,78 56,29
22,01 2,73 54,63
22,69 2,81 34,61
22,22 2,76 32,31
21,76 2,72 30,15
| следующая лекция ==>
Индия в период подъема национально-освободительной войны |

Изд-во «Медицина», М., 1964 г.
Приведено с сокращениями

В течение длительного времени Индия была колонией Великобритании. 15 августа 1947 г. под давлением мощного национально-освободительного движения, охватившего всю страну, английский парламент был вынужден принять закон о предоставлении Индии независимости.

Территория бывшей колонии Индии была разделена на два государства - Индию и Пакистан, которые получили статус доминионов Британского Содружества Наций. 26 января 1950 г. Индия была провозглашена суверенной республикой. Однако она по-прежнему входит в состав Британского Содружества. Законодательная власть в Индии принадлежит президенту и двухпалатному парламенту.

Основной административной единицей является штат, которых в Индии 16. Помимо центральных органов власти, на местах имеется несколько десятков тысяч муниципалитетов, в обязанности которых входит надзор за дорожным строительством, водоснабжением, канализацией, оздоровлением окружающей среды и т. д. Общая площадь, занимаемая Индией, в 1961 г. составляла 3 267 000 км2. Численность населения по переписи 1961 г. равнялась около 438 млн. человек. Средняя плотность населения - 123 человека на 1 км2. 82% населения проживает в сельских районах.

До освобождения в Индии наблюдалась очень высокая общая и детская смертность. Демографические сведения относятся не ко всей стране, а только к так называемой зоне регистрации. Так как учет числа рождений и случаев смерти в Индии неполный, то исчисленные показатели официальной статистики являются заниженными. Результаты отдельных выборочных исследований свидетельствуют о том, что официальные данные смертности занижены не менее чем на 13%, а детской смертности - на 44%. Вследствие высокой рождаемости и сравнительно низкой средней продолжительности жизни (42 года) в возрастной структуре преобладают молодые возрасты.

Заболеваемость и смертность

В Индии сведения о заболеваемости и смертности по причинам неполные, так как в стране нет единой системы их учета. Обязательной регистрации подлежат только особо опасные инфекции (чума, холера, оспа), причем случаи смерти от них учитываются лучше, чем случаи заболеваний. Динамика смертности от особо опасных инфекционных заболеваний свидетельствует, что за годы после провозглашения независимости она значительно снизилась, хотя уровень ее продолжает оставаться сравнительно высоким. Самую важную проблему здравоохранения в Индии представляет борьба с малярией. По приблизительным подсчетам, в малярийных местностях проживает и подвергается риску заболевания малярией около 200 млн. человек. По данным Министерства здравоохранения, совсем недавно малярией в среднем ежегодно болело около 57 млн. человек. Если считать, что все болевшие перенесли всего по одному приступу болезни за год, то трудопотери, связанные с заболеваемостью малярией, составляли 171 млн. человеко-дней в год.

В течение последних лет заболеваемость малярией резко снизилась. Туберкулезом в Индии болело ежегодно около 2,5 млн. человек, из которых около 500 000 умирало. Трудопотери достигали 900 млн. - 1 млрд. человеко-дней в год. Венерические болезни весьма распространены в штатах Бомбей, Западная Бенгалия и Мадрас. Около 5-7% населения болеет сифилисом. Число зарегистрированных больных проказой превышает 1 млн. человек. Наиболее неблагоприятны в отношении проказы некоторые районы штатов Западная Бенгалия, Бихар, Орисса, Мадрас и др.

Филяриатозы распространены почти повсеместно, за исключением Кашмира и Джамму, Химачал Прадеша, Пенджаба, Раджастхана и большей части штата Майсур. Особенно неблагополучным в отношении филяриатоза является штат Керала, где показатель эндемичности местами равен 30-60%. Всего в эндемических по филяриатозу районах проживает от 40 до 64 млн. человек.

Основное внимание органы здравоохранения уделяют ликвидации малярии. В 1961 г. в стране функционировало 390 противомалярийных отрядов. Предполагается, что к 1966 г. малярия как массовое заболевание будет ликвидирована. Ведется интенсивная борьба с туберкулезом. До 1957 г. было произведено свыше 104 млн. туберкулиновых проб. К концу 1961 г. число обследованных достигло 158,87 млн. человек, из числа которых прививки БЦЖ были произведены 55,67 млн. человек.

К моменту завоевания независимости в Индии насчитывалось всего 113 противотуберкулезных диспансеров, 65 больниц и санаториев на 7000 коек, 250 врачей-фтизиатров и 500 медицинских сестер и патронажных работников. В настоящее время в стране имеется 224 диспансера, 141 больница и санаторий на 25 748 коек, 167 медицинских отрядов по борьбе с туберкулезом, функционирует 6 центров по подготовке и специализации медицинского персонала. Согласно разработанному проекту плановой комиссии, для успешной борьбы с туберкулезом в стране требуется не менее 4000 диспансеров, 500 000 коек в больничных и санаторно-курортных учреждениях, 15 000 врачей-фтизиатров, 50 000 обученных медицинских сестер и 12 000 патронажных работников.

Борьбу с филяриатозами возглавляет Институт малярии. Открыто 46 пунктов по изучению этих заболеваний и борьбе с ними. Для борьбы с проказой создан научно-исследовательский институт в Чинглепуте. Существует 40 центров, занимающихся выявлением и лечением больных во всех штатах. На борьбу с проказой в третьей пятилетке ассигновано 70 млн. рупий. В целях оказания содействия Индии в борьбе с оспой Советский Союз передал правительству Индии безвозмездно 12 млн. доз противооспенной вакцины.

Организация здравоохранения

Министерство здравоохранения Индии является высшим координирующим органом в области здравоохранения. Непосредственно организуют и осуществляют все мероприятия департаменты (министерства) здравоохранения штатов. Центральное министерство занимается вопросами международного здравоохранения, карантином и разрабатывает программы высшего медицинского образования. Одновременно оно осуществляет наблюдение за деятельностью министерств здравоохранения штатов, определяет политику здравоохранения, координирует проведение программ здравоохранения, осуществляет техническую и финансовую помощь.

Согласно Конституции, в 1952 г. был создан Центральный совет здравоохранения, в который входят все министры здравоохранения штатов. Совет определяет политику здравоохранения, координирует проведение профилактических мероприятий и научно-исследовательской работы, назначает специальные комитеты по изучению актуальных проблем здравоохранения (разработка планов, борьба с проказой, изучение труда среднего медицинского персонала, разработка программ и планов медицинского обучения и т. д.).

В состав Центрального министерства здравоохранения входят Генеральный директорат здравоохранения, Управление центральными департаментами и институтами, Управление внешних сношений, Управление по стандартизации лекарств и контролю за их импортом, Управление межштатного карантина, Управление по обслуживанию государственных служащих, Инспекции по серологии и некоторые другие отделы.

Министерству здравоохранения подчиняются Всеиндийский институт медицинских наук в Дели, Всеиндийская медицинская корпоративная организация и центральные научно-исследовательские институты (Институт гигиены и здравоохранения в Калькутте, Институт малярии в Дели, Институт рака в Бомбее, Институт психиатрии в Бангалоре, Институт проказы в Мадрасе, Бактериологический институт имени В. М. Хавкина в Бомбее и др.).

В каждом штате имеется свой департамент здравоохранения, во главе которого стоит министр. Местные органы здравоохранения осуществляют свои собственные программы медицинской помощи и общественного здравоохранения. В большинстве мелких населенных пунктов и деревень работников здравоохранения нет. Лишь в немногих сельских населенных пунктах имеются практикующие врачи, небольшие больницы и аптеки.

Здравоохранение развивается согласно государственным планам. Предусмотрены создание новых медицинских колледжей, научно-исследовательских институтов, проведение статистических исследований, подготовка кадров, развитие сети лечебных учреждений. Наряду с представителями современной медицины медицинскую помощь населению в Индии оказывают врачи старой индийской медицины (Аюрведа и Юнани). Основная форма медицинского обслуживания - помощь частнопрактикующих врачей. Медицинская помощь государственным служащим и некоторым категориям рабочих оказывается бесплатно за счет государства. Бесплатны медицинская помощь инфекционным больным, а также некоторые виды помощи по охране материнства и детства. Однако пока размеры бесплатной медицинской помощи все еще незначительны.

Работу по санитарно-противоэпидемическим мероприятиям координирует Центральное министерство здравоохранения. Конкретное руководство санитарно-эпидемиологическим делом возложено на департаменты здравоохранения штатов. На местах эту работу проводят муниципальные органы здравоохранения. При возникновении эпидемий на места высылаются противоэпидемические отряды под руководством врачей.

Очень важной проблемой здравоохранения Индии является оздоровление окружающей среды. Правительство Индии получило тяжелое наследие от английских колонизаторов. Особенно неблагоприятно санитарное состояние сельских районов. Да и в городах, население которых за последние два десятилетия резко увеличилось, состояние не вполне удовлетворительное. В Бомбее и других городах около 90% рабочих семей живет в одной комнате. Многие жилища не имеют уборных, плохо вентилируются.

С 1954 г. в Индии началось осуществление государственной программы строительства водопровода и канализации. Для осуществления этой программы по третьему пятилетнему плану выделено 1280 млн. рупий. В 1961 г. водопроводом и колодцами пользовалось 80 млн. человек против 20 млн. человек в 1954 г.

Охрана материнства и детства

В новой Конституции Республики Индии записано, что государство проводит политику, направленную на осуществление принципа равной оплаты за равный труд мужчин и женщин (статья 39). Статья 24 Конституции запрещает использовать детский труд на фабриках, шахтах и других предприятиях. Закон об охране материнства и детства запрещает ночной труд женщин, а также подземную работу женщин в шахтах.

Все мероприятия в области охраны здоровья матери и ребенка координирует специальный советник Министерства здравоохранения. В департаментах здравоохранения 15 штатов в настоящее время имеются специальные Бюро благосостояния детей и матерей. При 19 медицинских учебных заведениях открыты курсы по подготовке медицинских работников, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка. Подготавливается около 350 патронажных работников. В соответствии с первым пятилетним планом было подготовлено 600 патронажных работников и 2400 акушерок, по второму пятилетнему плану было намечено подготовить еще 1700 патронажных работников.

В 1959 г. функционировало 3622 центра по охране материнства и детства. В состав таких центров входят врач, патронажный работник, 4 акушерки и вспомогательный медицинский персонал. Акушерская помощь на дому оказывается приблизительно 15% всего населения. Кроме центров охраны материнства и детства создан 201 диспансер по охране материнства и детства; каждый из них обслуживает население в 65 000 человек. В 1956 г. Союз общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР открыл в Дели Научно-исследовательский центр по охране здоровья детей.

В результате проводимых мероприятий материнская смертность снизилась с 20 на 1000 родов в 1939 г. до 10,4 на 1000 родов в 1959 г. При этом следует иметь в виду, что высокая материнская смертность в Индии, помимо всего прочего, объясняется весьма ранними браками.

В области охраны материнства и детства Индии оказывают помощь ЮНИСЕФ и ВОЗ. В 1957 г., согласно программе технической помощи, ВОЗ выделила Индии на нужды охраны материнства и детства 150 000 долларов, ЮНИСЕФ с 1947 по 1956 г.- 15 млн. долларов. В 1957 г. на эти цели ЮНИСЕФ было ассигновано 1 518 900 долларов для оказания помощи матерям и детям в сельских районах и 38 000 долларов на подготовку врачей-педиатров. 383 900 долларов были выделены для снабжения детей сухим молоком.

Медицинское обслуживание рабочих

Социальное страхование. Конституция Индии требует, чтобы «здоровье и силы рабочих мужчин и женщин, а также малолетних детей не подвергались злоупотреблениям и чтобы граждане не были вынуждены в силу экономической необходимости обращаться к занятиям, не соответствующим их возрасту и силам». Специальной службы промышленного здравоохранения в Индии нет. С 1952 г. введено социальное страхование рабочих. К 1957 г. страхованием было охвачено 1125 000 рабочих в 10 штатах (около 50% всех (Занятых в промышленности рабочих, подходящих под действие этого закона). Застрахованные, заболевшие туберкулезом, пользуются бесплатной медицинской помощью в течение 18-28 месяцев, а затем получают в течение 18 недель денежное пособие в случае потери трудоспособности. Лицам, пострадавшим от производственного травматизма, выдают бесплатные протезы. Семьям застрахованных предоставляется внебольничная помощь.

Согласно фабричному закону от 1948 г., предприятия, насчитывающие 500 рабочих и более, должны иметь медицинский пункт с медицинской сестрой. Отмечается, однако, что после принятия закона о государственном страховании некоторые предприятия начали свертывать учреждения по медицинскому обслуживанию своих рабочих. В системе государственного страхования рабочих в Калькутте и Ховре занято около 667 человек медицинского персонала. В Дели создана страховая система медицинского обслуживания государственных служащих. Служба располагает 2 больницами, 20 диспансерами, 3 передвижными амбулаториями. Больных обслуживает 91 врач. На исследовательские работы в области промышленного здравоохранения ежегодно затрачивается около 177 000 рупий. Эта сумма выделяется Индийским советом медицинских исследований.

Медицинское обслуживание сельского населения

Санитарное состояние большинства сельских населенных пунктов неудовлетворительное. Только 6% населения Индии пользуется доброкачественным водоснабжением. Борьба за оздоровление среды на селе началась только после освобождения Индии.

С 1952 г. в Индии началось осуществление мероприятий по улучшению благосостояния сельских районов. В различных районах страны было начато проведение 55 проектов. Каждый проект охватывает около 300 деревень с населением до 200 000 человек. Эти проекты предусматривают развитие сельского хозяйства, животноводства, систем орошения, здравоохранения, просвещения и другие мероприятия в сельских районах. Первый этап этих мероприятий должен был быть выполнен в течение 3 лет. В результате многочисленных пожеланий была создана Государственная служба улучшения жизни. Вся страна должна была быть разделена на 5000 районов, в каждый из которых входит около 100 деревень и 66 000 населения. В 1961 г. имелось 2120 районов, охваченных государственной службой улучшения жизни, в состав которых входило 272 756 деревень и 149,8 млн. населения.

В сельских районах основным учреждением сельского здравоохранения является первичный центр здоровья. Эти центры должны осуществлять комплексное лечебное и профилактическое обслуживание. В состав первичного центра здоровья входят амбулатория, стационар на 6 коек или более, детские и женские консультации, отделение малой хирургии и небольшая лаборатория. Каждому первичному центру подчинено три вспомогательных центра, занимающихся в основном вопросами охраны здоровья матери и ребенка. В штат первичного центра здоровья входят врач (руководитель центра), фармацевт, патронажный работник, дипломированные и недипломированые акушерки и санитарный инспектор.

В функции этих центров входит медицинское обслуживание, охрана здоровья матери и ребенка, контроль за удалением нечистот, борьба с инфекционной заболеваемостью, санитарная статистика, санпросвет и регулирование рождаемости. При проведении противоэпидемических мероприятий центральное правительство координирует работу с центрами здоровья. Руководители местных органов здравоохранения осуществляют общее руководство работой центров здоровья. По первому пятилетнему плану на организацию центров здоровья было выделено 200 млн. рупий, по второму пятилетнему плану на улучшение благосостояния сельских общин (панчаятов) было ассигновано 430 млн. рупий. В конце 1956 г. существовало уже 725 центров здоровья.

Больничное дело

В 1960 г. в стране насчитывалось 2119 больниц на 187765 коек. На каждую тысячу жителей приходилось в среднем 0,44 койки. Только в двух районах -Дели и Пондишери - коэффициент обеспеченности больничными койками превышает единицу - соответственно 2,37 и 1,92 на 1000. В наиболее населенных штатах - Уттар Прадеше (72,5 млн. человек) и Бихаре (45 млн. человек) - обеспеченность населения больничными койками самая низкая и равняется в Бихаре 0,18 и в Уттар Прадеше 0,23 на 1000 жителей.

Преобладающее большинство больниц в Индии общего типа. Из специализированных больничных учреждений в 1960 г. имелось 77 противотуберкулезных учреждений на 12 613 коек, 165 лечебниц для прокаженных на 24 027 коек, 35 психиатрических больниц на 14 900 коек.

Медицинские кадры

Индия испытывает большие трудности вследствие недостаточности медицинского персонала. В Индии имеется 65 медицинских колледжей и школ, выпускающих в год свыше 3000 врачей. Длительность обучения -5-5 1/2 лет плюс 2 года подготовительных (теоретический курс) на изучение химии, физики, биологии. Врачи получают звание бакалавра медицины или хирургии и лишь тогда имеют право практиковать. Кроме того, в Индии, как указано выше, имеются врачи народной медицины (Аюрведа и Юнани). Число их точно не известно, предполагают, что их около 400 000. Они имеют право практики во всех штатах.

Имеется 40 колледжей, готовящих врачей Аюрведа и Юнани. Средний медицинский персонал получает подготовку в специальных школах или больницах. Окончившие государственные школы обязаны работать в течение 5 лет в государственных учреждениях.

Аптечное дело в Индии развито недостаточно. Торговля лекарствами производится не только аптеками, но и другими торговыми предприятиями и уличными торговцами. Большинство медикаментов ввозится из-за границы, лишь 15% производится на месте, в том числе 4% из импортного сырья. На импорт лекарств ежегодно расходуется 100-150 млн. рупий. Широко распространены средства народной медицины, которые предписываются врачами Аюрведа и Юнани. Министерство здравоохранения Индии ведает непосредственно государственными фармацевтическими предприятиями, аптекарскими складами, следит за стандартизацией лекарственных препаратов и контролирует ввоз медикаментов.

По просьбе правительства Индии Министерство здравоохранения СССР оказывает стране техническую помощь в области строительства предприятий медицинской промышленности.

Медицинская наука

Совет медицинских исследований руководит научно-исследовательской деятельностью государственных институтов. Из них наиболее известны Всеиндийский институт гигиены и здравоохранения в Калькутте, Институт малярии в Дели, Центральный научно-исследовательский институт в Казаули, Институт рака в Бомбее, Всеиндийский институт психиатрии в Бангалоре, Институт проказы в штате Мадрас, Бактериологический институт имени В. М. Хавкина в Бомбее. В Индии имеются крупные ученые-медики, приобретшие мировую известность участием в могучем движении в защиту мира. Среди них член индийского парламента генерал-майор проф. Сахиб Синг Сокхей, в течение многих лет занимавший пост заместителя генерального директора Всемирной организации здравоохранения; проф. А. С. Укил, известный физиолог, директор Медицинского института в Калькутте, бывший президент Всеиндийской медицинской ассоциации; известный хирург проф. А. В. Балига, возглавляющий Национальный совет индийско-советской дружбы, руководитель крупного хирургического госпиталя в Бомбее.

Бюджет здравоохранения

Ассигнования на здравоохранение и на оздоровление окружающей среды в Индии значительно возрастают. По первому пятилетнему плану (1951-1956) на эти цели было ассигновано 1010 млн. рупий (5% всех расходов), по второму (1956-1961) пятилетнему плану- 2740 млн. рупий (5,7% всех расходов).

Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении ХХ века демонстрирует таблица

Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах

1901 238,4 - - - -

1911 252,1 +13,7 +5,75 0,56 +5,8

1921 251,3 -0,8 -0,31 -0,0З +5,4

1931 279,0 +2б,7 +11,00 1,04 +17,0

1941 318,7 +39,7 +14,22 1,33 +33,7

1951 361,1 +42,4 +13,31 1,25 +51,5

1961 439,2 +78,1 +21,51 1,96 +84,3

1971 548,2 +109,0 +24,80 2,20 +159,9

1981 683,3 +135,1 +24,66 2,22 +186,6

1991 843,9 +160,6 +23,50 2,11 +254,0

Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов не­сложных расчетов. Они показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолют­ный и относительный рост его за отдельные десятилетия был до­вольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население Бра­зилии или России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

В результате подобных темпов роста в 1991 году население соста­вило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. жен­щин). По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии про­исходит демографический взрыв. В самом деле,

при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каж­дый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по срав­нению с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увели­чило <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину насе­ления страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю стро­ить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии при­давалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению националь­ной программы планирования семьи в качестве официальной го­сударственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда на­чалось выполнение первого пятилетнего плана развития народ­ного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, Например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права жен­щин.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традици­онной многодетной к двух- трехдетной семье. Она проводилась под лозун­гами: <Два или три ребенка - достаточно!>, <По- времени заво­дить вто­рого ребенка, а после третьего остановись!>, <Малая семья - счастливая семья!> и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планиро­вания семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!>, <Два ребенка - достаточно!> и т. п. С помощью таких программ правительство рас­считывало уже к концу текущего столетия достичь простого вос­производства населения, а в ХХ1 веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.

Политика планиро­вания семьи в Индии предусматривает самые различные пропаганди­стские, медицинские, административно-правовые и другие ме­ры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, зани­мающиеся преимущественно его координационно- административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распро­странении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточ­ных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное воз­награждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступ­ления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для жен­щин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответс­твенно до 23 и 17 лет, а в даль­нейшем для женщин - до 18 лет. В седь­мом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее, увеличены, а сами эти прог­раммы были теснее ин­тегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свиде­тельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется прежде всего тем, что проведение демо­графической поли­тики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних тра­диций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жи­те­лей, различных семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев оста­ется ограни­ченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между же­нихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным, а за­частую и невозможным де­лом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителя­ми, которые стремятся обеспечить пере­дачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родите­лям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предло­жат ему на выбор не­сколько достойных кандидатур. Сам отбор этих канди­датур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые по­лосы брачных объявлений.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утеши­тельными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту <планку> до 1042 млн. человек. Соответствующие про­гнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.