Клиническая служба пенсионного фонда российской федерации. Контакты и адреса

Разберем предприятия. Это абсолютный показатель, который используется для определения Ликвидности предприятия. По сути, этот показатель определяет, насколько оборотные активы предприятия больше чем его краткосрочные долги. В зарубежной литературе собственные оборотные средства еще называют рабочим капиталом предприятия (working capital, net working capital).

Собственные оборотные средства . Экономический смысл

Разберем общий экономический смысл показателя. Собственные оборотные средства предприятия показывают платежеспособность/ликвидность предприятия. Показатель используется для оценки предприятия на возможность рассчитаться с долгами с помощью своих оборотных активов.


Собственные оборотные средства
. Синонимы

Синонимы показателя собственные оборотные средства:

  • собственный оборотный капитал,
  • рабочий капитал предприятия,
  • working capital,
  • net working capital (NWC),

Собственные оборотные средства . Формула расчета

Формула расчета собственных оборотных средств:

Собственные оборотные средства = Оборотные активы – Краткосрочные обязательства

Что такое оборотные активы?

Оборотные активы предприятия – это сумма оборотных фондов (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо) и фондов обращения (готовая продукция, отгруженные, но не оплаченные товары), выраженная в деньгах.

Формула расчета СОС согласно Распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротства) от 12 августа 1994 г.№ 31-р О Методических положениях по оценке финансового состояния организации и установлению неудовлетворительной структуры баланса выглядит следующим образом:

Собственные оборотные средства = стр.490 — стр.190

По-новому балансу (после 2011 года) формула будет иметь следующий вид:

СОС = стр.1200 — стр.1500

Помимо первой формулы существует еще один способ расчета данного показателя. Вторая формула расчета собственных оборотных средств.

Собственные оборотные средства = (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) – Внеоборотные активы=стр. 1300 + стр.1530 – стр.1100

На мой взгляд, первая формула более проста для вычисления и удобна, нежели первая. Рекомендую использовать в расчетах ее.

В английской литературе данный показатель по (МСФО) будет рассчитываться следующим образом:

СОС (working capital) = Current Assets – Current Liabilities

CA – текущие активы,
CL – краткосрочная кредиторская задолженность.

Баланс предприятия берется с официального сайта компании. Для понимания динамики изменения платежеспособности предприятия будем брать 1 год для анализа. Период отчета – квартал. Один квартал в 2013 году и три в 2014 году.

Расчет показателя собственных оборотных средств для ОАО «Уралкалий»

Собственные оборотные средства 2013-4 = 87928663-47938587 = 39990076
Собственные оборотные средства 2014-1 = 132591299-35610079 = 96981220
Собственные оборотные средства 2014-2 = 115581096-34360221 = 81220875
Собственные оборотные средства 2014-3 = 132981010-19458581 = 113522429

Все значения СОС >0 и еще они со временем увеличиваются. Это говорит о том, что платежеспособность ОАО «Уралкалий» растет.

Собственные оборотные средства . Норматив

Собственные оборотные средства могут быть больше нуля, равны и меньше нуля. Как правил, собственные оборотные средства = 0 для новых предприятий. Если СОС >0, то это говорит о том, что финансовое состояние (платежеспособность) предприятия в норме, если <0, то предприятие финансово неблагополучно, т.к. у него не хватает денежных средств для покрытия долгов.

Резюме

В статье разобрали показатель «собственные оборотные средства», который является одним из важных показателей для оценки платежеспособности/ликвидности предприятия. Не путайте его с коэффициентом обеспеченности собственным оборотными средствами, т.к. это совершенно разные вещи. Если собственные оборотные средства больше нуля, то это говорит о финансовой устойчивости предприятия.

Оборотные средства предприятий – это денежные средства, находящиеся в оборотных фондах, фондах обращения и в прочих активах.

Оборотные средства, в отличие от основных фондов, в течение одного производственного цикла полностью потребляются, переносят свою стоимость на готовый продукт и восстанавливаются как в вещественно-натуральном, так и в стоимостном выражении, находясь, таким образом, в непрерывном движении.

Для обеспечения непрерывности возобновления производства надо чтобы имеющиеся в распоряжении предприятий ресурсы планомерно превращались из одной формы в другую /с денежной - в производительную, из производительной – в товарную и, наконец, из товарной в денежную/ и не накапливались сверх нормы. В противном случае оборачиваемость оборотных средств замедлится, и процесс производства нарушится.

В общей сумме хозяйственных средств предприятия оборотные средства занимают, в зависимости от отрасли деятельности, от 60 до 90%. В связи с этим от эффективности их использования во многом зависит финансовое и экономическое состояние предприятия.

Данные об оборотных средствах имеются в бухгалтерском балансе и форме № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” Раздел 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность». В бухгалтерском балансе оборотные средства показываются в разделе 2 актива “Оборотные активы”. Итог этого раздела показывает сумму средств предприятия находящихся в оборотных средствах на определенную дату.

В международной практике оборотные средства имеют различные наименования: текущие активы, мобильные активы, оборотные активы.

Изучая бухгалтерский баланс, руководитель предприятия должен обратить внимание на следующее:

- изменение суммы итога раздела 2 актива в сравнении с изменением итогов раздела 1 актива баланса. Сравнение итогов 2 и 1 актива баланса показывает увеличение /уменьшение/ доли оборотных средств в общей сумме хозяйственных средств, изменение доли мобильных средств.

Увеличение доли оборотных активов в общей сумме хозяйственных средств указывает на то, что у предприятия больше стало мобильных средств, которыми легче маневрировать, быстрее рассчитываться с кредиторской задолженностью, предприятие ликвидное и платежеспособное. Кроме того, ускорение оборачиваемости средств улучшает и финансовое состояние предприятия.

На изменение суммы итога раздела 2 актива в сравнении с суммой краткосрочной задолженности (итог раздела 5 баланса).

Более быстрый рост краткосрочной задолженности по сравнению с оборотными активами указывает на то, что в оборотных средствах увеличилась доля привлеченных средств, т.е. оборотные средства увеличились за счет заемных средств. Такое положение должно насторожить руководителя предприятия, так как это может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, к снижению ликвидности и платежеспособности или это явилось результатом отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

Если оборотные активы /итог раздела 2 актива баланса/ меньше краткосрочной задолженности, это указывает на то, что все оборотные средства образованы за счет заемных средств. Это является ненормальным явлением, указывающим на полную неплатежеспособность предприятия.

Изменение отдельных статей оборотных активов, т.е. структуры оборотных средств.

Увеличение суммы товарно-материальных запасов за счет роста статей сырья и материалов, а также затрат в незавершенном производстве, должны соответствовать росту объема производства и реализации продукции. При обратном случае – это можно объяснить увеличением сверхнормативных запасов сырья и материалов, недокомплектом продукции из-за отсутствия необходимых запасных частей.

Рост суммы готовой продукции можно объяснить недостаточным уровнем качества продукции, отсутствием спроса на данную продукцию, плохой работой отдела маркетинга.

Увеличение дебиторской задолженности является недостаточным положением на предприятии с расчетно-платежной дисциплины, недостатками в оформлении договорных документов, плохом изучении поставщиков и покупателей и т.п.

Денежные средства должны быть в таком количестве, чтобы они обеспечивали текущую платежеспособность предприятия. Чрезмерное увеличение денежных средств на расчетном счете, кассе и валютном счете, как правило, приводят к замедлению оборачиваемости оборотных средств. Деньги должны быть всегда в работе и приносить доход предприятию. Недостаток денежных средств, приводит предприятие к его неплатежеспособности с кредиторами, по которым наступил срок оплаты.

Оборотные средства можно классифицировать по следующим признакам: характеру участия в производстве и степени воздействия на него; источникам образования.

По характеру участия в производстве оборотные средства делятся на две группы:

· средства, обслуживающие сферу производства;

· средства, находящиеся в сфере обращения.

К первой группе относятся оборотные фонды, состоящие из материальных ресурсов, а ко второй – фонды обращения, находящиеся в товарной и денежной форме, а также в форме незаконченных расчетов.

По источникам образования оборотные средства предприятий подразделяются на собственные и заемные.

Для анализа оборотных средств используются ряд показателей, которые можно объединить в 3 группы, характеризующие:

1. состояние оборотных средств;

2. обеспеченность оборотными средствами;

3. эффективность использования оборотных средств.

К показателям, характеризующим состояние оборотных средств, относятся: оборотные средства в сумме и в днях; среднегодовая сумма оборотных средств; сумма собственных средств в обороте; функционирующий капитал; структура оборотных средств; динамика оборотных средств за ряд лет в сумме и в днях оборота или производственных затратах.

Сумма оборотных средств характеризует наличие средств в обороте. В литературе их называют текущими активами в отличие от долгосрочных активов, а также мобильными активами в отличие от иммобилизованных средств, т.е. средств, находящихся в основных средствах, капитальном строительстве.

Сумма оборотных средств определяется на основании бухгалтерского баланса. Итог раздела 2 актива баланса /строка 290/ показывает сумму оборотных средств на определенную дату.

Оборотные средства в денежном выражении характеризуют их объем. Однако по сумме оборотных средств нельзя в полной мере дать качественную характеристику. Для этого рассчитывается показатель – оборотные средства в днях оборота, т.е. на сколько дней работы предприятия они достаточны. Для определения этого показателя в производственных предприятиях необходимо общую сумму оборотных средств разделить на производственные затраты за один день, а в торговых предприятиях – на однодневный товарооборот по себестоимости.

Расчет оборотных средств в днях оборота, по данным бухгалтерской отчетности, показывает, на сколько дней хватило бы оборотных средств в отчетном (прошлом) периоде.

Однако эти оборотные средства будут использованы в следующем за отчетным периоде. Поэтому следует фактическую сумму оборотных средств разделить на планируемую однодневную реализацию продукции следующего квартала.

Для расчета используется следующая формула:

Д об.ср. = Об.Ср. х 90: Реал. пл.

где: Д об.ср. – оборотные средства в днях;

Об.Ср. – сумма оборотных средств

Реал. пл. – плановая реализация продукции в следующем квартале.

Оборотные средства в днях затрат – на сколько дней работы предприятия хватит оборотных средств для производства продукции. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы оборотных средств на однодневные затраты, по формуле:

Об.Ср. х 90

До.с.зат. =

Зат. пл.кв.

Где: Зат. пл.кв. – плановые производственные затраты в следующем квартале.

Среднегодовая сумма оборотных средств (Об.Ср. ср.) характеризует сумму оборотных средств в среднем за год. Она рассчитывается по среднехронологической формуле:

Об.Ср 1 /2 +Об.Ср. 2 + Об.Ср. 3 + Об.Ср. 4 + Об.Ср. 5 /2

ОС ср. =

где: ОС ср. – среднегодовая сумма оборотных средств;

Об.Ср. 1 … Об.Ср. 5 – сумма оборотных средств на начало и конец кварталов.

Этот показатель, широко используется при составлении бизнес-планов и анализе эффективности использования оборотных средств.

Сумма собственных средств в обороте (СОС) характеризует, как и название, сколько собственных источников средств находится в обороте. Для того чтобы определить эту сумму, необходимо из всей суммы собственных средств исключить сумму средств, находящихся в долгосрочных активах, т.е. в основных и приравненных к ним активах. Но так как в основных средствах и капитальных вложениях могут быть долгосрочные займы и кредиты, их следует учесть при расчете.

Таким образом, чтобы определить сумму собственных средств в обороте, необходимо из итога раздела 3 баланса "Капитал и резервы" (стр.490) отнять итог раздела 1 актива баланса "Внеоборотные активы" (стр.190) и прибавить сумму "Дол­госрочные обязательства" (Итого раздела 4 баланса, стр.590), или по формуле

СОС = ИСС - Долг.акт. + Долг.обяз.,

где: СОС - собственные оборотные средства;

ИСС - источники собственных средств (итог раздела 3 баланса);

Долг.акт. –вне оборотные активы (итог раздела 1 баланса);

Долг.обяз. - долгосрочные займы и кредиты (итог раздела 4 баланса);

Функционирующий капитал характеризует сумму собственного капитала, которая на определенную дату участвует в обращении. В литературе этот показатель считают равным сумме собственных средств в обо­роте. В оборотных средствах может быть и просроченная дебитор­ская задолженность, которая на данный момент отвлечена из обо­рота и не может функционировать в производстве. Поэтому для определения функционирующего капитала необходи­мо из общей суммы собственных средств в обороте исключить сум­му просроченной дебиторской задолженности, которая показыва­ется в ф.№ 5, Раздел 2 "Дебиторская и кредиторская задолжен­ность".

Структура оборонных средств характеризуется рядом показателей:

- доля собственных средств в обороте , т.е. сколько процентов составляет сумма собственных средств в оборотных средствах. Для этого сумму собственных средств в обороте следует умножить на 100 и разделить на сумму оборотных средств;

- доля заемных средств в обороте , т.е. каков удельный вес при­влеченных средств в оборотных средствах;

- доля дебиторской задолженности в оборотных средствах ;

- доля запасов и затрат в оборотных средствах;

- доля денежных средств в оборотных средствах .

Анализируя структуру оборотных средств следует сравнить фактические данные по ним с данными прошлого года и в динамике за несколько лет.

Улучшение структуры оборотных средств считается в том случае если:

· увеличивается доля собственных средств в обороте;

· уменьшается доля заемных средств в обороте;

· уменьшается доля дебиторской задолженности в оборотных средствах;

· уменьшается доля запасов и затрат в оборотных средствах;

· увеличивается доля денежных средств в оборотных средствах.

Руководитель предприятия это может проследить визуально ознакамливаясь с бухгалтерским балансом. Так, например, рост или уменьшение суммы производственных запасов может указывать на то, что предприятие увеличивает объем производства или накапливает сверхнормативные запасы сырья и материалов.

Изменение незавершенного производства также зависит от объёма производства. Чрезмерное его увеличение может быть в результате недокомплекта выпускаемой продукции или отсутствия необходимого сырья и материалов для завершения производства.

Увеличение готовой продукции может быть в результате снижения спроса на эту продукцию ввиду плохой маркетинговой работы, отсутствия покупателей или ухудшения качества продукции.

Рост дебиторской задолженности, в особенности просроченной её части, указывает на недостаточную работу связанную с изучением платежеспособности покупателей и заказчиков.

Чрезмерное увеличение денежных средств также является ненормальным явлением, так как они должны находится в обороте и приносить доход, а не лежать в бездействии на счетах предприятия. Их отсутствие указывает на неплатежеспособность предприятия.

Поэтому оборотные средства по их видам должны быть в пределах необходимого количества, обеспечивающего нормальную работу предприятия.

Обеспеченность оборотными средствами характеризуется откло­нением их от норматива.

Как показали данные изучения финансовой отчётности пред­приятий, оборотные средства многими предприятиями используются очень плохо. Большая дебиторская задолженность, замедлен­ная оборачиваемость оборотных средств требуют вовлечения допол­нительных средств в производство.

При анализе оборотных средств необходимо срав­нить фактические оборотные средства с нормативами и рассчитать наличие сверхнормативных оборотных средств или оборотных средств меньше норматива.

Чтобы определить норматив оборотных средств, необходимо однодневную сумму затрат на произ­водство продукции умножить на установленный норматив в днях по формуле

Зат. охд х Нор.Об.Ср дн

где:Об.Ср. нор. - сумма норматива оборотных средств;

Зат. охд - стоимость совокупных фактических затрат общехозяйственной деятельности

за отчетный период;

Д - количество дней в периоде;

Нор.Об.Ср дн - установленный норматив оборотных средств в днях.

Если норматив оборотных средств устанавливается с учётом за­трат на одну копейку, необходимо общую сумму затрат производства умножить на установленный норматив в копейках на 1 рубль затрат по формуле

Об.Ср. нор. = Нор.Об.Ср дн х Нор.Об.Ср руб.

где: Нор.Об.Ср руб. - норматив оборотных средств на 1 рубль затрат.

Большая сумма производственных запасов, дебиторской задолженности, замедленная оборачиваемость требует вовлечения дополнительных средств в производство.

Эффективность использования оборотных средств характеризуют оборачиваемость оборотных средств, в днях и в разах; рентабельность обо­ротных средств, т.е. прибыль на 1 рубль оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств, в днях определяется как от­ношение среднегодовой суммы оборотных средств к однодневному обороту (реализации продукции) по формуле

Об.Ср. ср х Д

ОБ об.ср. =

где: ОБ об.ср. - оборачиваемость оборотных средств;

об.Ср. ср - среднегодовая сумма оборотных средств;

Р - сумма реализации продукции;

Д - количество дней в периоде (как правило, за год - 365 дней).

Оборачиваемость оборотных средств в днях не следует смеши­вать с показателем "оборотные средства в днях", методика расчёта которого описана ранее (см. показатели состояния оборотных средств).

Оборачиваемость оборотных средств, в разах (коэффициент обо­рачиваемости - К об) определяется как отношение суммы реализа­ции продукции к среднегодовой сумме оборотных средств или количе­ство дней в периоде (365 дней) делится на оборачиваемость оборот­ных средств в днях по формуле

К об = Р: Об.Ср. ср или К об = 365: ОБ об.ср.

Рентабельность оборотных средств определяется как отноше­ние чистой прибыли к среднегодовой сумме оборотных средств по формуле

Р об = ЧП х 100: Об.Ср. ср

где: Р об – рентабельность оборотных средств;

ЧП – чистая прибыль.

Этот показатель характеризует, сколько прибыли получает пред­приятие на 1 рубль оборотных средств.

Анализируя оборачиваемость оборотных средств необходимо иметь ввиду, что кругооборот осуществляют денежные средства, находящиеся в оборотных средствах. Оборачиваются не товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары в пути и дебиторская задолженность, а денежные средства находящиеся в этих видах оборотных средств.

В связи с этим при анализе оборотных средств следует рассматривать оборачиваемость денежных средств вложенных в оборотные средства.

Полный цикл оборачиваемости оборотных средств осуществляют денежные средства, направленные на приобретение товарно-материальных запасов, Это наглядно видно из рисунка 5.1.

Все виды оборотных средств – это промежуточные звенья оборота оборотных средств. Товарные запасы в виде сырья и материалов направляются в производственную деятельность, где в процессе производства через образование незавершенного производства создается готовая продукция, которая, в свою очередь, через стадии отгрузки товаров и дебиторской задолженности реализуется и происходит превращение в денежные средства.

В сфере обращения цикл оборота денежных средств более короче, чем в производственной деятельности:

денежные средства – товары для реализации – денежные средства.

В некоторых случаях, например в оптовой торговле, товары проходят также и через такие стадии обращения как товары отгруженные и дебиторская задолженность.

Реальная структура имущества компаний позволяет определить насколько эффективно осуществляется хозяйственная деятельность, а также каков текущий уровень инвестиционной привлекательности фирмы. Активы организации подразделяются на две значительные группы – оборотные и внеоборотные — каждая из которых характеризуется определенными особенностями и сферой применения. Доля оборотных средств в активах предприятия имеет чрезвычайно важное значение, так как она наглядно демонстрирует насколько финансово устойчивым является бизнес. Рассмотрим, каким образом доля оборотных активов в имуществе выступает инструментарием проведения аналитических мероприятий ведения деятельности, а также чего позволяет добиться процесс нормирования величины указанных активов.

Особенности оборотных и внеоборотных средств компании

Имущество, которое имеется в распоряжении организации, условно можно разделить на две категории: оборотное и внеоборотное.

Внеоборотные активы компании находят свое отражение в первом разделе бухгалтерского баланса и характеризуются низким уровнем ликвидности, значительной (в большинстве случаев) стоимостью и периодом использования, превышающим один календарный год или производственный цикл. В состав такого рода имущества относят здания, оборудование, станки, активы нематериального характера (например, деловая репутация). Свою стоимость внеоборотные средства переносят на производимую продукцию частями, и списываются постепенно путем начисления амортизации.

Оборотные активы не используются столь значительный промежуток времени (не более года) и по большей части достаточно ликвидны, то есть обращаются в деньги быстро. Исключение составляет нереальный к получению дебиторский долг или залежалые на складах компании запасы. Наличие достаточного количество оборотных активов позволяет компании развиваться и сводить к нулю необходимость привлечения к финансированию инвесторов.

Доля оборотных средств в активах: нормативное значение и для чего оно требуется

Оборотные средства организации являются неотъемлемой частью имущества. В течение одного года (или цикла если производство носит длительный характер) такого рода активы способны полностью изменить свою материально-вещественную форму, в связи с чем, их называют самой мобильной частью имущества фирмы.

Для того чтобы использование имущества осуществлялось с максимальной эффективностью, необходимо постоянно контролировать долю оборотных активов в общей величине активов. Это обусловлено тем, что как недостаточный, так и излишний объем оборотных средств влечет за собой крайне негативные для фирмы последствия. При недостатке активов нередко возникают простои, тогда как их излишки способствуют увеличению периода оборачиваемости и, как следствие, сокращению получаемой прибыли.

Для рационального использования оборотных средств организациями целесообразно применять методы нормирования активов.

Нельзя точно сказать в отношении каждой конкретной организации, какое количество оборотных средств потребуется для успешного и полноценного функционирования. Решающим фактором при определении оптимальной величины активов, прежде всего, является занимаемая отрасль и специфика ведения хозяйственной деятельности.

В соответствии с общепринятой практикой доля оборотных средств в общем объеме имущества фирмы не должна быть менее 50%. Помимо получения статического значения показателя, разумно определять тенденцию увеличение / уменьшения доли оборотных активов. Если значение имеет положительную динамику в течение определенного временного промежутка, это свидетельствует о стабильном развитии бизнеса.

Увеличение доли оборотных средств в активах (норма) способствует повышению инвестиционной привлекательности компании, так как, в первую очередь, свидетельствует о высоком уровне платежеспособности фирмы и ее возможности рассчитываться по принятым на себя краткосрочным финобязательствам.

Также при определении оптимальной нормативной величины данного показателя, организация (если у нее имеется такая возможность) может задействовать сведения о результатах деятельности иных организаций, функционирующих в той же хозяйственной отрасли.

Таким образом, доля оборотных средств в активах показывает насколько эффективно используется данная категория имущества, а также какие меры следует предпринимать для оптимизации структуры активов фирмы.

Доля оборотных средств в активах (формула расчета)

Для того чтобы организация могла определить каково соотношение между оборотными и внеоборотными средствами компании, достаточно использовать следующую формулу для расчета:

Оборот.активы доля = Общий V оборотных активов / V всех активов.

Важно, что показатель доли является, по своей сути, статичным, то есть позволяет определить соотношение на фиксированную дату. Для того чтобы рассмотреть долю с точки зрения динамики, достаточно рассчитать несколько значений данного показателя за разные временные интервалы и сопоставить между собой полученные результаты.

Можно представить данную формулу с учетом сведений, взятых из бухгалтерского баланса организации. Тогда доля активов будет определяться следующим образом:

Оборот.активы доля = (Стр.1240 + Стр.1250 + Стр.1230 + Стр.1210 + Стр.1220 + Стр. 1260) / Стр.1600.

В некоторых ситуациях целесообразно производить расчет, исключив из него низколиквидные дебиторские долги с малой вероятностью погашения, а также долгосрочные активы, срок погашения которых превышает один год. Однако в этом случае, особенность расчета следует закрепить в учетной политике компании.

Контроль и потребность в нормировании доли оборотных средств предприятий в силу своего влияния на финрезультат является процессом, осуществление которого является необходимым для успешного ведения хозяйственной деятельности.

Контакты и адреса Главных управлений ПФР и Управлений ПФР по г. Москве и Московской области:

ГУ - Главное управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Зеленоградский административный округ г. Москвы, Солнечногорский муниципальный район Московской области, Клинский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-717-21-75

ГУ - Главное управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Западный административный округ г. Москвы, Одинцовский муниципальный район Московской области, городской округ Руза Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Краснознаменск Московской области, городской округ Звенигород Московской области, закрытое административно - территориальное образование посёлок Власиха Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-445-04-38

ГУ - Главное управление ПФР № 3 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Юго-Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Люберцы Московской области, городской округ Дзержинский Московской области, городской округ Лыткарино Московской области, городской округ Котельники Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-679-92-51

ГУ - Главное управление ПФР № 4 по г. Москве и Московской области (район обслуживания:Юго-Западный административный округ г. Москвы, Новомосковский административный округ г. Москвы, Троицкий административный округ г. Москвы, городской округ Подольск Московской области, городской округ Домодедово, г. Климовск, г. Щербинка, г. Апрелевка) - телефон "горячей линии" 8-495-679-47-76

ГУ - Главное управление ПФР № 5 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Северный административный округ г. Москвы, городской округ Химки Московской области, городской округ Долгопрудный Московской области, городской округ Лобня Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-987-09-19, 8-495-987-09-20

ГУ - Главное управление ПФР № 6 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Северо-Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Мытищи Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-987-09-26 (по Северо-Восточному административному округу г. Москвы), 8-498-680-34-48 (по городскому округу Мытищи Московской области)

ГУ - Главное управление ПФР № 7 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Балашиха Московской области, городской округ Реутов Московской области) - телефоны "горячей линии" 8-499-461-07-96 (по пенсионным вопросам), 8-499-461-07-09 (по вопросам ЕДВ), 8-499-461-07-32 (по вопросам материнского (семейного) капитала)

ГУ - Главное управление ПФР № 8 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Южный административный округ г. Москвы, Ленинский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-258-39-39

ГУ - Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Северо-Западный административный округ г. Москвы, городской округ Красногорск Московской области, Волоколамский муниципальный район Московской области, Лотошинский муниципальный район Московской области, городской округ Шаховская Московской области) - телефоны "горячей линии": 8-498-568-80-42 (Главное управление), 8-499-196-09-17, 8-499-196-09-75 (вопросы материнского (семейного) капитала), 8-495-948-79-90 (вопросы заблаговременной работы с застрахованными лицами, выходящими на пенсию), 8-499-190-98-10 (по пенсионным вопросам), 8-498-568-80-56, 8-498-568-80-57, 8-498-568-80-47 (вопросы приема отчетности), 8-498-568-80-36 (вопросы регистрации страхователей и застрахованных лиц) .

ГУ - Главное управление ПФР № 10 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Центральный административный округ г. Москвы) - телефоны "горячей линии": 8-495-987-88-65 (пенсионные вопросы); 8-499-235-29-59, 8-499-235-11-65, 8-499-235-32-68 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №1); 8-495-618-58-43, 8-495-618-39-82, 8-495-618-61-01 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №2); 8-499-235-17-90, 8-499-235-07-75 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №3)

ГУ - Управление ПФР № 11 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Серпуховский муниципальный район Московской области, городской округ Серпухов Московской области, городской округ Пущино Московской области, городской округ Протвино Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-735-29-88

ГУ - Управление ПФР № 12 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-549-21-04

ГУ - Управление ПФР № 13 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Ногинский муниципальный район Московской области, городской округ Черноголовка Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-511-99-33

ГУ - Управление ПФР № 14 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Коломенский городской округ Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-615-54-54

ГУ - Управление ПФР № 15 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Раменский муниципальный район Московской области, городской округ Бронницы Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-461-77-99

ГУ - Управление ПФР № 16 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Пушкинский муниципальный район Московской области, городской округ Красноармейск Московской области, городской округ Ивантеевка Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-580-73-93, 8-496-533-63-00

ГУ - Управление ПФР № 17 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Королёв Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-511-55-52

ГУ - Управление ПФР № 18 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Щелковский муниципальный район Московской области, городской округ Фрязино Московской области, городской округ Лосино - Петровский Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Звездный городок Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-562-95-22

ГУ - Управление ПФР № 19 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Электросталь Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-576-34-40, 8-496-576-31-78

ГУ - Управление ПФР № 20 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Наро-Фоминский муниципальный район Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Молодёжный Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-343-43-39

ГУ - Управление ПФР № 21 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Дмитровский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-993-91-50, 8-496-227-90-52

ГУ - Управление ПФР № 22 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Воскресенский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-442-16-51

ГУ - Управление ПФР № 24 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Орехово-Зуево Московской области, Орехово - Зуевский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-413-39-19, 8-496-413-39-20

ГУ - Управление ПФР № 25 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Ступино Московской области) - телефоны "горячей линии" 8-496-644-32-89 (для граждан), 8-496-644-12-94 (вопросы персонифицированного учета)

ГУ - Управление ПФР № 27 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Истра Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Восход) - телефон "горячей линии" 8-498-319-69-00, 8-498-319-68-02

ГУ - Управление ПФР № 28 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Жуковский Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-556-99-48

ГУ - Управление ПФР № 29 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Егорьевск Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-402-41-54 (пенсионные вопросы), 8496-402-41-57 (вопросы администрирования страховых взносов), 8-496-402-41-56 (вопросы персонифицированного учета)

ГУ - Управление ПФР № 30 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Павловский Посад Московской области, городской округ Электрогорск Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-432-33-90

ГУ - Управление ПФР № 32 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Шатура Московской области, городской округ Рошаль Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-453-20-10

ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Чехов Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-727-78-18, 8-496-727-78-19

ГУ - Управление ПФР № 34 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Можайский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-382-00-85

ГУ - Управление ПФР № 35 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Кашира Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-693-16-44

ГУ - Управление ПФР № 36 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Дубна Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-212-48-77

ГУ - Управление ПФР № 37 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Луховицы Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-632-16-34, 8-496-632-17-56

ГУ - Управление ПФР № 39 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: Талдомский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-206-12-90, 8-496-206-33-50

ГУ - Управление ПФР № 41 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Зарайск Московской области, городской округ Серебряные Пруды Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-662-49-02

ГУ - Управление ПФР № 42 по г. Москве и Московской области (район обслуживания: городской округ Озеры Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-702-30-44

(Пенсионный фонд России , Пенсионный фонд РФ ,ПФР ) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» . Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 133 тысяч социальных работников .

  • назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
  • учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • выплата средств материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Взносы - доходы Пенсионного фонда

См. также Обязательное социальное страхование в России .

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от заработной платы . Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога .

С 1 января 2010 года - ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии . Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

Председатели правления Фонда

  • Куртин, Александр Владимирович (15 января 1991 года - 24 сентября 1993 года)
  • Барчук, Василий Васильевич (24 сентября / 25 октября 1993 года - 10 апреля 1999 года)
  • Зурабов, Михаил Юрьевич (27 мая 1999 года - 9 марта 2004 года)
  • Батанов, Геннадий Николаевич (25 марта 2004 года - 28 декабря 2007 года)
  • Дроздов Антон Викторович (с 17 июля 2008 года)

См. также

  • Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации

Официальные документы

  • Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
  • Федеральный закон от 30.11.2009 г. N 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  • Федеральный закон от 25.11.2008 г. N 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пенсионный фонд Российской Федерации" в других словарях:

    Пенсионный фонд Российской Федерации - (ПФР) – самая крупная в России организация, специализирующаяся на социальной помощи населению. Образован 22 декабря 1990 года на основании постановления Верховного Совета РСФСР № 442 1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного … Банковская энциклопедия

    Пенсионный фонд Российской Федерации - (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) один из государственных внебюджетных фондов России, созданный для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения таким образом права граждан РФ на пенсионное обеспечение.… … Бухгалтерская энциклопедия

    Самостоятельное финансово кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения. Отчисления производятся от начисленной оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Самостоятельное финансово кредитное учреждение, созданное для управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением, утв. пост. Верховного Совета РФ от 27 декабря… … Словарь бизнес-терминов

    Плательщики страховых взносов [в Пенсионный фонд Российской Федерации] - Плательщики страховых взносов: работодатели юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении граждан, имеющих… … Словарь юридических понятий

    Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые плательщики страховых взносов уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 01.04.96 N 27 ФЗ … Словарь юридических понятий

    Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) один из государственных внебюджетных фондов России, созданный для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения таким образом права… … Википедия