О пенсионной реформе. Основные положения нового пенсионного законодательства

Несмотря на то, что Китай - одна из самых быстрорастущих экономик мира, структура потребления энергоносителей в нем очень отличается от свойственной развитым странам. Доля нефти и газа в энергетическом балансе страны составляет лишь 25%; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире - 2 т.

Собственных топливных ресурсов Китая уже сейчас недостаточно для нужд его развивающейся промышленности. С 1993 года Китай превратился в нетто-импортера нефти, что означало фундаментальную перемену на энергетическом рынке всего АТР. Ясно, что в перспективе объем развития нефтегазового сектора промышленности в Китае вряд ли будет соответствовать внутренним потребностям экономики, и в ближайшем будущем страна будет вынуждена импортировать нефть и природный газ во все возрастающих количествах.

Сведения о запасах нефти в КНР до недавнего времени относились к категории государственной тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных. Во многих документальных источниках информации разная степень вероятности запасов не учитывается; по мере выработки старых и открытия новых нефтяных месторождений оценки часто менялись. Например, в печати КНР в годы культурной революции (1966-1969) и в конце 1970-х годов (с целью привлечения иностранных компаний для разведки) потенциальные запасы явно завышались. Даже в настоящее время суммарные данные по запасам на отдельных месторождениях и общие данные по стране не совпадают.

Доказанные запасы нефти в Китае в 1999 году оценивались в 3,2 млрд т, что составляет приблизительно 2,4% мировых запасов. Достоверные запасы нефти на суше, по китайским данным, оцениваются в 5,3 млрд т и в 4 млрд т на шельфе .

Потенциальные запасы нефти выросли за 30 лет (с 1966 по 1996 годы) в 5 раз, с 6 до 30 млрд т. На оценку запасов нефти в стране влияет также их привязка к двум показателям (доле от мировых запасов, оцениваемой в 2,3-2,4%, и так называемому R/P Ratio, т.е. соотношению запасов к производству, принятому для Китая в 20 лет).

Таблица 1

Добыча нефти в КНР по годам (млн т)

1949 - 0,12 1973 - 50,0 1986 - 131,0 1997 - 158,0
1957 - 1,40 1975 - 70,0 1987 - 134,0 1998 - 157-160
1958 - 2,25 1978 - 104,0 1988 - 137,0 1999 - 159-160
1962 - 5,75 1979 - 106,15 1990 - 139,0 2000 - 162 (оценка)
1968 - 10,0 1980 - 105,95 1991 - 137,0 2005 - 170 (прогноз)
1970 - 20,0 1984 - 114,6 1995 - 140,3 2010 - 185 (прогноз)
1971 - 38,0 1985 - 124,9 1996 - 155,6

Источники:

Как видно из таблицы, за последние годы темпы роста нефтедобычи снизились в связи с выработкой старых месторождений. В середине 1990-х годов для Китая закончился период нефтяной самодостаточности.

Таблица 2

Добыча и потребление нефти по годам (млн барр/сутки, в среднем)

Источник:

Таблица 3

Потребление нефти в КНР по годам (млн т)

Источник:

Таблица 4

Прогноз дефицита потребления нефти в КНР по годам (млн т)

2000 2005 2010
Спрос 195 220 265
Дефицит 33 50 80

Источник:

В настоящее время Китай производит около 160 млн т нефти в год, а потребляет 200 млн т. В 2000 году импорт нефти составил около 60 млн т , в основном из Омана. Поскольку трудно точно спрогнозировать, какими темпами будет развиваться экономика Китая, предположения экспертов относительно будущего импорта расходятся: так, одни утверждают, что в 2010 году он может составить 70-90 млн т , тогда как в других публикациях приводится цифра в 120 млн т уже в 2005 году .

В то же время, несмотря на нехватку нефти, часть ее ранее экспортировалась, преимущественно в Японию, а также (в небольших количествах) в КНДР И Вьетнам. Впрочем, объемы экспорта нефти, начиная с 1980-х годов, неуклонно снижались: если в 1986 году Китай экспортировал 28,4 млн т нефти, то в 1999 году - всего 8,3 млн т, тогда как в 2000 году экспорт прекратился вовсе.

Общая протяженность нефтепроводов в стране в 1997 году составила 9,3 тыс. км. Обращает на себя внимание крупнейший энергопровод из города Голмуд (Цайдамское месторождение) в Тибет до Лхасы протяженностью 1080 км.

Месторождения нефти

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ляохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются.

Таблица 5

Добыча нефти на месторождении Дацин по годам (млн т)

1975 11,1 1984 53,56
1978 50,37 1985 55,59
1979 50,75 1986 55,50
1980 51,5 1987 55,55
1981 51,75 1993 56,0
1982 51,94 1994 56,0
1983 52,63 1999 50,0

Источники:

К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млн т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин,

Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае (поля Баньцяо, Тяньцзяхэ, Гандун, Вансюйчжуан, Ганьси, Чжоуцинчжуан; в конце 1980-х - начале 1990-х годов это месторождение давало 3-3,5 млн т нефти в год).

В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу.

Таблица 6

Добыча нефти на месторождении Шэнли по годам (млн т)

1975 3,2 1986 29,5
1978 19,5 1987 31,6
1983 18,4 1990 33,0
1984 23,02 1999 30,0
1985 27,03

Источник:

В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинчжун, где в 1990 году добыча нефти составила 5 млн т. Таким образом, в Восточном Китае добывается примерно 40 млн т нефти в год.

В Юго-Западном Китае на месторождениях в провинции Сычуань к северу от города Чунцин (Иншань, Наньчун, Панланьчэнь) добывается примерно 2,2 млн т нефти в год . Кстати, в провинции Сычуань нефть добывали еще за 600 лет до нашей эры с использованием бамбуковых трубок из неглубоких скважин. В 1996 году начата прокладка нефтепровода Чэнду - Ланьчжоу.

В Южном Китае на суше в провинции Гуандун на месторождении Саньшуй добывается порядка 2 млн т нефти в год.

Большие надежды за последние годы в Китае возлагались на нефтяные месторождения северо-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района (Джунгария, Карамай, Тарим, Турфан-Хами, Цинхай, Юймэнь), где сосредоточено 30% от общих запасов по стране. В 1997 году во всем районе было добыто 16,4 млн т сырой нефти, а в 2001 году, по прогнозам, добыча должна возрасти до 23 млн т. Наиболее значительны месторождения Таримской впадины с разведанными запасами в 600 млн т и потенциальными в 18,8 млрд т. В северной части впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-1, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Киргизией (Карато, Башэтопу). Добыча нефти в Таримской впадине в 1996 году составила 3,5 млн т, в 1999 году - 4,7 млн т, в 2000 году она должна вырасти до 5 млн т, а к 2010 году - до 14 млн т.

В Джунгарии между горными системами Алтая и Тянь-Шаня находится старое нефтяное месторождение Карамай, разведанное еще в 1897 году. Потенциальные запасы этого месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай-Урумчи и Карамай-Шаншань. Добыча нефти на месторождении не превышает 5 млн т.

Месторождения Цайдамской впадины (Лэнху-3, Лэнху-4, Лэнху-5) в 1990 году давали 3,5 млн т нефти . Добыча в настоящее время оценивается в 1,5-2 млн т. Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.

В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше, однако с 1969 года пробную нефть начали извлекать на шельфах Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей и Бохайского залива. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т . В районе Южно-Китайского моря в настоящее время добывается 150-200 млн т нефти в год (все страны региона). Из этого объема на всем шельфе Китая 1993 году было добыто 4,5 млн т нефти, в 1996 году - около 15 млн т, в 1997 году - 16,2 млн т .

В 1994 году на шельфе Южно-Китайского моря Китай добыл 6,47 млн т сырой нефти, в 1996 году - 11,8 млн т. В настоящее время добыча возросла до 14-15 млн т , однако, по оценкам экспертов, разработки шельфовых месторождений принесли в целом разочаровывающие результаты. Первоначальные оценки нефтяных запасов китайского сектора шельфа (до 1,7 млрд т) оказались явно завышенными в целях привлечения иностранных инвесторов.

Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай (так называемый комплекс Бочжун). Нефтяные поля здесь разбиты на блоки, с 1979 года разрабатываемые иностранными компаниями (Chevron, Kerr McGee, Texaco, Agip, Samedan, Apache, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т.

Что касается переработки сырой нефти, совокупная мощность нефтеперерабатывающих предприятий КНР составила в 1999 году 4,3 млн барр/сутки. Заводы расположены в главных городах страны, а также на месте наиболее крупных месторождений. Впрочем, доля импорта в сырье для НПЗ постоянно увеличивается: в китайской нефти повышено содержание серы, и это делает более выгодным производство нефтепродуктов на основе легкой ближневосточной нефти . В настоящее время в Даньчжоу провинции Хайнань сооружается самый крупный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого - 2,2 млрд долларов.

Нефтедобывающие компании

Добыча полезных ископаемых в Китае вертикально интегрирована и находится под жестким контролем государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована, и две из четырех существовавших тогда государственных компаний объединены. На данный момент добычей нефти и газа в КНР занимаются:

Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC). В 1998 году активы КННК составили 57,8 млрд долларов, компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. Объем добычи 107 млн т в год (1998). В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами;

Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд. Отделения: China National oil and gas exploration and development Corporation (CNODC), China offshore oil Nanhai East (CONHE);

Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы - 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.

В 2000 году доли в нефтегазовой промышленности Китая распределялись между этими тремя компаниями следующим образом:

Таблица 7

Добыча нефти Добыча газа Переработка нефти
CNPC 67% 68% 45%
CNOOC 10% 17% -
Sinopec 23% 15% 55%

Источник:

Существуют и отдельные компании, созданные со специализированными целями:

  • China Petroleum Engineering and Construction Corp (CPECC) (строительство инфраструктуры нефтяного сектора, участие в строительстве предприятий нефтепереработки);
  • Китайские нефтегазовые бюро (КНБ), которые занимаются строительством газо- и нефтепроводов;
  • В 1997 году образована China National Star Petroleum Co (добыча нефти в южных провинциях КНР);
  • Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае), сумма продаж 1,6 млрд долларов;
  • Zhenhai Referining & Chem. (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае), сумма продаж 1,3 млрд долларов;
  • В Сянгане (Гонконге) монополистом по снабжению нефтью, а также переработке и складированию нефтепродуктов является японская компания Tokyo Electric Power Company.

В КНР приняты довольно четкие правила и постановления в отношении разработки нефтяных ресурсов. Следует отметить в этой связи:

  • Временные правила регулирования регистрации данных разведки и добычи нефти и природного газа (приняты Госсоветом КНР в 1987 году);
  • Постановление о внесении платы за использование территории нефтяного шельфа при освоении нефтяных ресурсов (1968);
  • Положение об охране нефтепроводов и газопроводов (1969);
  • Постановление о возмещении ущерба при сейсмической разведке нефтяных залежей (1989);
  • Временное постановление о внесении платы за использование месторождений при освоении континентальных нефтяных ресурсов путем кооперации китайских и иностранных предприятий (1990);
  • Положение КНР о сотрудничестве с иностранцами в разработке нефтяных ресурсов на суше (1993).

Наличие достаточно хорошо разработанной правовой базы позволяет иностранным компаниям успешно работать в Китае. К началу 1998 года было подписано более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря. Все вместе они вложили около 3 млрд долларов. Так, консорциум из трех компаний (China Offshore Oil Nanhai East (CONHE) - 51% акций, Amoco Orient Pertoleum - 24,5%, Kerr McGee China Pertoleum - 24,5%) вложил 650 млн долларов в проект Люйхуа - месторождение в 120 милях к юго-западу от Гонконга в дельте р. Жемчужной, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. В 1990 году образована группа CACT (China National Offshore Oil Corporation - 51%, Agip China BV, Chevron Overseas pertoleum Inc. - 49%) с участием Texaco China B.V., которая продолжает разведку другого месторождения - Хуэйчжоу в дельте р. Жемчужной, с предполагаемым уровнем добычи 5-6 млн т в год.

В стране имеется программа строительства крупных емкостей для хранения нефтепродуктов общим объемом 2171 тыс. м?, в том числе, в Шэньчжэне, Циндао, на о. Хайнань (Лингао), Шанхае (Пудун), Чэнду (Сычуань) . В строительстве принимают участие иностранные компании - Agip, Feoso, Marubeni, Shell, Saudi Aramco, Sangyong, Mitsui. В разведке новых месторождений принимают участие также компании Santa Fe (США), Occidental Petroleum, JHN oil operation Co, Exxon Corp.

Международные проекты

Как уже упоминалось выше, в настоящее время 50% сырой нефти Китай импортирует из Омана, с которым заключен ряд долгосрочных соглашений. Однако КНР не может устраивать такая зависимость от одного поставщика, поэтому сейчас прорабатываются варианты долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа из Саудовской Аравии, Ирака, Перу, Кувейта, ОАЭ, Брунея, Индонезии, Малайзии. Китай добивается права на участие в разработках нефтяных и газовых месторождений Папуа-Новой Гвинеи, Судана, Таиланда, Венесуэлы; в Судане, Ираке и Перу приобретены права на проведение поисково-разведывательных работ на ряде месторождений.

В соответствии с Генеральным соглашением между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской Национальной нефтяной корпорацией (CNPC) была начата разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода. Казахская часть трубопровода Актау-Кумколь составит 1200 км, китайская часть - 1800 км (по территории СУАР). От нефтяных месторождений СУАР китайская трубопроводная система продолжается до города Шаншань. В случае, если загрузка нефтепровода будет не менее 20 млн т нефти в год, трубопровод может быть продлен до Ланьчжоу, откуда уже имеется магистральный нефтепровод в Восточный Китай. Общая длина нефтепровода Актау-Кумколь, таким образом, составит около 3000 км при стоимости 2,4-2,7 млрд долларов и гарантированной пропускной способности 20 млн т в год (максимальная - 40 млн т).

Строительство по расстоянию и необходимым вложениям разбито на три этапа:

1. Кенкияк-Кумколь - 785 км, 785 млн долларов.

2. Атасу - Алашанькоу (КНР) - 1100 км, 1,3 млрд долларов.

3. Атырау-Кенкияк (410 км, 359 млн долларов) и Кумколь-Каракоин (199 км, 131 млн долларов).

В 1997 году было заключено рамочное соглашение о намерениях, однако в 1999 году все работы по ТЭО были приостановлены.

К очевидным преимуществам проекта можно отнести отсутствие риска транзитных стран. Между 1996 и 1998 годами Китай в лице CNPC приобрел за 4 млрд долларов 60% акций компании АО “Актобемунайгаз” (АМГ), которой принадлежит месторождение Узень на п-ове Мангышлак. В то же время специалисты указывают на очевидные недостатки проекта: большую протяженность, отсутствие развитой внутренней сети, соединяющей СУАР и восточные районы Китая, опасность недостатка нефти, поскольку рентабельным трубопровод может стать при перекачке не менее 20 млн т в год. К тому же в самом СУАР пока не подтверждаются большие расчетные запасы нефти на месторождениях Таримской впадины. Казахская нефть никогда не будет дешевле, чем ближневосточная, и может рассматриваться прежде всего с точки зрения политической необходимости диверсифицировать источники углеводородного сырья.

Наблюдатели подчеркивают, что китайская сторона пока считает проект в целом неэффективным, и Казахстан вынужден считаться с этим выводом.

Следует учесть и негативный опыт сотрудничества Казахстана и КНР. Ежегодно, начиная с 1997 года, “Актобемунайгаз” экспортировал в Китай через Россию около 2 млн тонн нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную. Однако в январе 2001 года срок льготы на экспорт для АО “АМГ” истек, но договоренности и лицензия на экспорт не были переоформлены CNPC. В результате Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, в дома актюбинцев перестал поступать газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ. Только с большим трудом CNPC удалось достичь соглашения с владельцем Орского НПЗ - Тюменской нефтяной компанией. Кроме того, казахстанской стороной отмечалось, что CNPC не выполнила взятого на себя при покупке акций АМГ обязательства построить трубопровод из Казахстана в Западный Китай (нефть по-прежнему доставляется туда по железной дороге) и не выдерживает графика инвестиций, предусмотренного договором: в 1999 году он был выполнен лишь на 59% .

Следует отметить также участие китайской корпорации CNPC в двух совместных проектах с туркменской государственной компанией “Туркменнефть” по разработке нефтяного месторождения Гумдаг, а также месторождений на шельфе Каспийского моря.

Российский проект

Перспективы импорта нефти из России кажутся для Китая достаточно очевидными, благодаря территориальной близости и существующей в России развитой сети трубопроводов, которую вполне можно продолжить для экспорта в Китай. Тем не менее, до сих пор не существует ни одного завершенного российско-китайского нефтяного проекта. Пока что в стадии завершающих согласований находится только проект нефтепровода от месторождений Красноярского края в Китай. Ожидалось, что соглашение будет подписано в июле 2000 года во время визита президента РФ В. Путина в КНР, однако этого не случилось.

Соглашение о составлении ТЭО проекта CNPC заключила с ЮКОС в феврале 1999 года.

В декабре 1999 года был подписан меморандум о прокладке нефтепровода из Ангарска в Китай. Стоимость проекта оценивалась в 1,7 млрд долларов, пропускная способность трубы - 30 млн т в год в течение 25 лет (добыча становится нерентабельной при загрузке менее 20 млн т в год). Работы по ТЭО планировалось завершить в 2000 году, однако российская сторона тогда не смогла предоставить гарантий достаточного количества нефти. Изначально предполагалось, что ее основной объем будет поступать из Западной Сибири, однако большинство тамошних месторождений уже вступили в период спада добычи, и гарантировать необходимые поставки оказалось невозможно. Затем решено было переориентироваться на Юрубчено-Тохомскую зону (ЮТЗ) Восточной Сибири, извлекаемые запасы которой оцениваются в 900-1100 млн т - это самое крупное неразработанное месторождение нефти и газа в Восточной Сибири . Юрубченский участок, где предполагается вести работы, содержит около 300 млн тонн извлекаемых запасов нефти и является наиболее изученной частью ЮТЗ.

Определенным преимущество проекта - возможность использования имеющегося нефтепровода Тюмень-Омск-Красноярск-Иркутск, к которому, однако, еще предстоит создать отводы. Лицензия на геологоразведочные работы и разработку Верхнечонского, Юрубчено-Тохомского и Собинского месторождений ЮТЗ принадлежит Восточно-Сибирской нефтяной компании (ВСНК), где 68% акций владеет НК ЮКОС.

Однако крупное Куюмбинское месторождение той же зоны разрабатывается “Славнефтью”. Последнее обстоятельство создало значительные затруднения для проекта, поскольку две компании не могли прийти к соглашению по ключевым вопросам. Только к сентябрю 2000 года ЮКОСу удалось приобрести дополнительные права на освоение месторождений, которые позволили ему достичь паритета со “Славнефтью” и приступить к согласованию интересов . Одновременно ЮКОС активизировал работы на Терско-Камском участке Юрубчено-Тахомской зоны.

Другое затруднение лежало в том, что, хотя еще в мае 1999 года Государственная Дума приняла решение об освоении Юрубченского месторождения на условиях СРП, “Соглашение” о разделе продукции на месторождении так и не было подготовлено , и налоговый режим проекта, таким образом, пока не определен. Что касается Куюмбинского месторождения, оно пока только рекомендовано Правительством РФ Госдуме для рассмотрения на предмет перевода его на режим СРП.

В данный момент рассматривается два возможных маршрута трубопровода: через Монголию и минуя ее. Для российских компаний предпочтителен экономически более выгодный путь через Монголию на Пекин, для CNPC - в обход Монголии из Ангарска в Харбин, до месторождения Дацин, далее по существующим нефтепроводам в порты

Далянь, Циндао и другие.

Предполагаемый тариф за прокачку нефти по маршруту составит 30 долларов за тонну, тогда как перевозка нефти из Омана обходится КНР в 10 долларов за тонну.

Немаловажно, что в Китае - стране с плановой экономикой - директивами на 10-ю пятилетку (2001-2006 годы) не предусмотрено строительство ни казахского, ни сибирского нефтепроводов. Таким образом, проект, очевидно, не относится к реализуемым в ближайшие несколько лет.

Причины сегодняшних неудач

Не приходится сомневаться в перспективности китайского рынка топливных элементов, однако будущее России на нем, несмотря на колоссальные запасы сырья, представляется очень неопределенным. Сущность проблем, встающих перед Россией в этой сфере, на наш взгляд можно свести к нескольким пунктам.

1. Нерентабельность

Российская нефть не относится к дешевой, а существующие экспортные платежи и акцизы, в сочетании с дороговизной транспортировки, делают ее для КНР слишком дорогой. За один только 2000-й год ставки вывозных таможенных пошлин на российскую нефть повысились с 15 до 32 евро за 1 т , и не приходится сомневаться, что они будут повышаться далее, особенно учитывая, что Россию ожидают масштабные выплаты по внешним долгам, средства на которые традиционно изымаются из нефтедолларов.

2. Несовершенство законодательства

Российское законодательство в области разработки месторождений до сих пор не сформировано окончательно; так, отсутствует завершенная нормативно-правовая база по СРП, не устранены противоречия между Законом о СРП и Налоговым кодексом. Если учесть некоторое недовольство региональных и федеральных властей первыми опытами разработки нефтяных месторождений по схеме СРП, то становятся неочевидными и дальнейшие перспективы СРП в России. Все это не позволяет привлечь средства, необходимые для разработки новых месторождений и строительства трубопроводов.

Кроме этого, в ближайшее время следует ожидать других изменений в законодательстве. Так, началась реформа правил допуска экспортеров к магистральным нефте- и газопроводам, для чего создана специальная комиссия Правительства РФ . В результате планировать импорт нефти из России для иностранных партнеров стало значительно сложнее. Нужно учитывать при этом, что Китай - государство с плановой экономикой и мощной бюрократической системой, для которой любые изменения в законодательстве страны-партнера, даже в более выгодную для себя сторону - причина полностью свернуть контакты и выждать, пока

все “утрясется”.

3. Отсутствие государственных гарантий

Китай традиционно предпочитает работать в условиях, когда сотрудничество на всех этапах, начиная от предварительных переговоров, подкреплено надежными государственными гарантиями. Кроме того, ожидается, что позиции компаний, с которыми ведутся переговоры, и государства будут согласованы, чего в России ждать не приходится. В тех же случаях, когда несколько российских компаний одновременно выступают с различными, не согласованными между собой

предложениями, ссылаясь при этом на поддержку российского государства, можно с достаточной степенью вероятности ожидать от китайской стороны отказа воспринимать эти предложения как реальные.

4. Непонимание специфики взаимоотношений

Случай с “Актобемунайгазом” (и комментарии по нему в российской и казахстанской прессе) интересен тем, что демонстрирует непонимание в нашем деловом мире (имеется в виду как Россия, так и страны СНГ) специфики взаимоотношений между китайским бизнесом и китайским государством. Поэтому с Китаем в наших корпорациях работают те же группы, которые ведут переговоры и с западными нефтяными компаниями, что приводит к многочисленным ошибкам.

Невыполнение китайцами своих обязательств - норма для бизнеса в тех случаях, когда желание “получить дешевле, отдать дороже, расходов по прежним обязательствам не нести” не уравновешивается чиновничьим аппаратом. Отсюда, например, родился миф о плохом качестве китайских товаров. Нужно понимать, что в китайском государстве бизнес всегда стоит чуть ниже госаппарата. Этот момент и другие особенности китайского мышления требуют от российских компаний создания постоянных групп для работы именно с Китаем (и в Китае), а не привычного для россиян представления, что всё или почти всё можно продумать и подготовить непосредственно в России. Вести дела с китайским нефтегазовым сектором нельзя по российской или европейской схеме.

ЛИТЕРАТУРА:

1. BP Amoco Statistical Review of World Energy. 1994.

2. Energy in Japan. 1989, #5.

4. OPEC Petroleum (general review). 1997-1998.

5. OPEC Petroleum. 1993, #2.

6. Petroleum Economist (review). 1997-1999.

7. Petroleum Economist. 1995, # 9.

8. Там же. 1996, № 1.

9. Там же. 1996, № 2.

10. Там же. 1997, № 2.

14. State Petroleum and Chemical Administration (China). 1999.

15. Wood Mackenzie Statistical Review.

21. ИВД РАН, экспресс-информация. 1996, № 5.

23. Международная жизнь. 1999, № 10.

24. Нефтегазовая вертикаль. 1999, № 2-3.

25. Там же. 2000, № 2.

26. Нефть России. 2000, № 2.

29. Эксперт. 2000, № 13.

30. Китай в XXI веке. Тезисы докладов // ИДВ РАН. М., 2000.

31. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 11.

32. Эксперт, 2000, № 45.

33. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 7-8.

34. Независимая газета, 27.02.2001.

35. Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000, № 4.

36. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 12.

Георгий Дмитриевич БЕССАРАБОВ - ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований

Александр Дмитриевич СОБЯНИН - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи"

Низкие цены на нефть и сокращение расходов привели к значительному снижению добычи нефти в Китае. Хотя об этом мало кто знает, но добыча нефти в Китае – это один из источников, который влияет на баланс рынка.

Новые данные показывают, что добыча нефти в Китае упала на 5,6% в апреле в годовом выражении, снизившись до 4,04 млн баррелей в сутки.

С января по апрель добыча упала на 2,7%.

Крупные государственные нефтяные компании пытаются справиться с низкими ценами на нефть, а также вынуждены сокращать расходы. Низкие расходы означают меньше возможностей для поддержания уровней добычи.

Большая часть нефти в Китае добывает на крупных месторождения, которые являются зрелыми, а значит, подвержены снижению показателей. Большие инвестиции помогают замедлить снижение, но значительное сокращение капитальных вложений означает возможность резкого снижения добычи.

Инвестиции в нефтяной сектор Китая упали с $54,4 млрд в 2014 г. до $39,4 млрд в прошлом году, в 2016 г. показатель, вероятно, составит $33,5 млрд.

Кроме того, сейчас Китай вынужден активно наращивать импорт нефти. В апреле поставки достигли рекорда, что также может быть свидетельством снижения добычи.

ОПЕК недавно сократила прогноз по добыче нефти в Китае на 90 тыс. баррелей в день до 4,23 млн баррелей в 2016 г. Только в I квартале снижение добычи государственных компаний составило 100 тыс. баррелей в сутки.

PetroChina, дочерняя компания CNPC, крупнейшего производителя страны, в апреле зафиксировала падение добычи на 0,2%. В целом, согласно оценкам МЭА, показатель упадет на 4,1% в этом году.

Это эквивалентно примерно 200 тыс. баррелей в сутки. Если падение действительно будет зафиксировано по итогам года, то это произойдет впервые с 1999 г.

На фоне проблем в других нефтедобывающих странах падение добычи в Китае и рост спроса на импортные поставки могут спровоцировать еще более сильный рост цен, чем ожидалось. Goldman Sachs уже сообщает о том, что перенасыщение пройдет быстрее прогнозов, а рынок, вероятно, сместился уже в мае.

С апреля глобальный профицит поставок упал примерно на 1,5 млн баррелей в сутки. Только лесные пожары в Канаде привели к снижение поставок на 1 млн баррелей, а падение добычи в Нигерии из-за атак вооруженных групп составило 400-500 тыс. баррелей.

С другой стороны, спрос на нефть в Китае сейчас растет значительно медленнее, чем раньше. В марте, например, показатель увеличился только на 2%, в то время как в предыдущие годы потребление росло на 5-7%.

Кроме того, модернизация экономики Китая и переход на модель, основанную на секторе услуг и внутреннем спросе, означают снижение промышленного производства. А это говорит о снижении спроса на топливо.

Хотя Китай остается важным звеном в балансе нефтяного рынка, Индия имеет гораздо более важное значение, пусть и в долгосрочном периоде. Только в 2016 г. спрос на на нефть в Индии вырастет на 400 тыс. баррелей, что делает эту страну основным фактором для роста цен.

МОСКВА, 4 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова . Торговый конфликт с США вынудил Китай отказаться от покупки американской нефти. По словам президента China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлиня, китайские импортеры прекратили закупку сырья в сентябре.

Поставки нефти из США в Китай составляют всего 2% из общего объема импорта, поэтому КНР легко сможет найти замену американскому сырью, говорят опрошенные агентством "Прайм" аналитики. К тому же, последние несколько месяцев Китай наращивал нефтяные запасы и планомерно снижал импорт из США.

Новым поставщиком для Китая может стать Иран. Не исключено, что он предложит китайским потребителям скидки в обмен на большое количество импорта. В целом, ни США, ни Китай сильно не пострадают от такой меры, однако она ставит под удар глобальные товарные рынки.

НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ

Китаю не составит больших проблем заместить импорт нефти из США поставками из других стран, к тому же КНР в последние годы наращивает запасы нефти, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. "Доля поставок нефти в Китай из США невелика — около 2%. Поэтому больших проблем заместить этот объем за счет того же Ирана будет несложно. Не стоит забывать и о запасах нефти, которые Китай в последние годы наращивает", — отмечает она.

По ее словам, ситуация не спровоцирует дефицита на рынке, однако временно может осложнить работу НПЗ, которые полагались на эту нефть.

Новак: РФ продолжит программу "нефть в обмен на товары" с Ираном, несмотря на санкции США

Возможно, китайские импортеры сейчас максимально переориентируются на иранскую нефть, соглашается старший аналитик по нефти и газу "Уралсиба" Алексей Кокин. "Трудно сказать, какую роль в этом сыграл риск введения Китаем импортных пошлин на нефть из США и были ли прямые указания властей отказаться от американского импорта. Так или иначе, Китай, видимо, станет основным покупателем иранской нефти с ноября, поскольку все другие импортеры - Япония, Корея, Индия, крупные европейские компании - с большой вероятностью прекратят все закупки", — рассуждает он.

Не исключено, что Иран предложит китайским компаниям скидки в обмен на максимально возможные объемы импорта нефти и конденсата, полагает Кокин, добавляя, что в такой ситуации китайские импортеры вполне могут отказаться от поставок из США. В то же время американская нефть может уйти на рынки, куда иранская нефть перестанет поставляться, говорит аналитик.

Экспорт нефти из США в КНР действительно небольшой и составляет около 9,7 миллиона баррелей в месяц, утверждает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.

"Для Поднебесной не составит труда заместить эти объемы, да и в структуре экспорта США поставки в Китай занимают лишь шестую часть", — отмечает она.

Объемы поставок нефти в КНР из Штатов снижались несколько месяцев подряд. "Для самых бдительных сообщение о прекращении поставок не стало неожиданностью", — считает она.

По словам главного аналитика "БКС Премьер" Антона Покатовича, экспортные позиции США на мировом рынке все еще сравнительно слабы, несмотря на активный рост производства и экспорта в течение 2017-2018 годов. Экспорт сырой нефти США в Китай по итогам июля составлял порядка 380 тысяч баррелей в сутки, или 18,3% от общего объема американских экспортных поставок нефтяного сырья. В то же время в составе нефтяного импорта Поднебесной на долю США приходится всего 3%.

"Данные объемы поставок для Китая смогут возместить страны-участники ОПЕК+, РФ в данном случае получит очередной шанс еще сильнее укрепить свои экспортные позиции в азиатском регионе", — не исключает он. В свою очередь, американское нефтяное предложение может найти покупателей среди стран, которые откажутся от иранской нефти под угрозой американских санкций.

КТО КОГО

Китайские импортеры беспокоились, что потенциальное повышение таможенных пошлин в отношении нефти из США может привести к росту издержек импорта нефти, говорит заместитель главы постоянного комитета исследовательского центра России и Средней Азии при Китайском нефтяном университете (Пекин) Лю Цянь "Поэтому в июне этого года начали постепенно сокращать импорт американской нефти", — сказал он.

Новак: Россия не достигла пика добычи нефти, способна нарастить ее

По его словам, прекращение закупок американской нефти не создаст проблем для Китая, он может компенсировать это за счет увеличения поставок из России, Ирана и других стран. В этом году Россия почти вдвое увеличила по сравнению с прошлым годом поставки нефти в Китай по трубопроводу, напомнил он.

Негативным является сам факт дальнейшего обострения отношений между двумя странами, который отражается на товарных рынках, говорит Кокорева.

"Чем ответит Пекин на действия Вашингтона, пока не известно, нет уверенности, что КНР вообще будет предпринимать какие-либо действия", — рассуждает она.

Данная ситуация оказывает более негативное влияние на США, чем на Китай, полагает Покатович. "Планомерное сведение на нет торговых отношений между двумя державами в рамках конфликта торговых интересов рано или поздно должно было затронуть и нефтяные поставки", — считает он. По его оценке, действия США в данном случае в очередной раз носят характер жесткого торгового давления.

Торговая война между Китаем и США началась после того, как 6 июля этого года в силу вступили взаимные повышенные таможенные пошлины между государствами. США ввели пошлину в 25% на импорт 818 наименований товаров из Китая общим объемом поставок в 34 миллиарда долларов в год. В качестве контрмеры Китай в тот же день ввел пошлину в 25% на импорт равнозначного объема американских товаров.

В конце сентября вступили в силу новые пошлины США в размере 10% на товары из Китая объемом импорта в 200 миллиардов долларов в год. Китай в ответ ввел пошлины в размере 10% и 5% на американский импорт объемом 60 миллиардов долларов. При этом нефть не подпадает под эти пошлины.

План
Введение
1 Два источника пенсии
2 Предпосылки
3 Правовое обеспечение
4 Распределительная система
5 Схема формирования с 2002 по 2010 годы
6 Распоряжение накопительной частью
7 Налоговые льготы
8 Новый этап пенсионной реформы. 2008 год
8.1 Распределение страховых пенсионных платежей

9 Программа государственного софинансирования пенсии

Список литературы

Введение

В данной статье раскрывается хронология пенсионной реформы.

В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

1. Два источника пенсии

Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей:

· страховая ;

· накопительная .

Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу , и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию . Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР

По умолчанию Пенсионный фонд России размещает пенсионные накопления через государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк (ГУК ВЭБ). С 2009 года ВЭБ формирует два портфеля: расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг (консервативный)

2. Предпосылки

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

3. Правовое обеспечение

Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» .

4. Распределительная система

Распределительная система ( англ. «Pay-As-You-Go» или PAYG - «плати пока идешь») основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что характерно для всех стран.

5. Схема формирования с 2002 по 2010 годы

С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей - Базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе.

Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть - зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии, осуществляется по формуле, установленной федеральным законом.

С 2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен возврат к системе страховых взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Работодатель платит = 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование - 6 %, а в пенсионный фонд - 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % - базовая, 10 % - страховая и 4 % - накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть - 8 % от заработной платы.

Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

6. Распоряжение накопительной частью

С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).

Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией.

Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин (за 5 лет до достижения пенсионного возраста).

7. Налоговые льготы

Гражданам, участвующим в негосударственных или добровольных пенсионных программах, предоставляются налоговые вычеты по подоходному налогу. Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

C 2010 года в Налоговый кодекс внесены изменения…

8. Новый этап пенсионной реформы. 2008 год

1 октября 2008 года Председателем Правительства России В. В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы.

С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.

Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.

Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.

Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.

В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей - накопительной и страховой.

С 2010 года пенсия для всех категорий граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии.

Не позднее 2015-2020 года предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня - в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.

8.1. Распределение страховых пенсионных платежей

В новом варианте предполагается следующая схема распределения пенсионных платежей:

· 6 % из общей суммы в 26 % пойдут на накопительные персонифицированные лицевые счета

· 20 % - на страховую часть пенсии

· из этих 20 % только 10 % будут учитываться персонифицированно

· оставшиеся 10 % пойдут на так называемый «солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения», который, по словам статс-секретаря-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрия Воронина :

обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав.

Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих пенсионных прав.

Данная система, сильно отличается в сторону ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его пенсионных прав.

9. Программа государственного софинансирования пенсии

С 1 января 2009 года действует новая система добровольных взносов гражданина в накопительную часть собственной пенсии.

Минимальный размер взноса в рамках программы софинансирования должен составить 2 000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12 000 рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 4 раза но не более 48 тыс. рублей в год.

Программа рассчитана на 10 лет. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.

· Пенсионный фонд Российской Федерации - Официальная информация, новости, законодательство.

· Лаборатория пенсионной реформы

· Пенсионная реформа в России

· Аргентинский эксперимент с частными пенсионными фондами закончен

Список литературы:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации - Инвестирование средств пенсионных накоплений

2. http://www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=36686

3. О пенсионной реформе в России

4. Пенсионные взносы

5. http://premier.gov.ru/events/723.html

7. http://www.pfrf.ru/content/view/3867/226/

8. Министерство здравоохранения и социального развития РФ: В автономной пенсионной системе по определению нет дефицита: интервью статс-секретаря-замминистра здравоохранения и соц …

9. О программе государственного софинансирования пенсии на сайте Пенсионного фонда Российской федерации

Модернизация пенсионной системы Российской Федерации

1. Проблемы реформы с 2002 года

Пенсионная реформа в России началась в 2002 году, однако, уровень жизни пенсионеров не достиг желаемого результата, поэтому существует некоторое недовольство населения данной реформой. До 2002 года существовала распределительная система пенсионного обеспечения, то есть все средства, выплачиваемые работодателем в виде пенсионных отчислений из фонда заработной платы предприятия, использовались для выплаты пенсий. В результате увеличения среднего пенсионного возраста населения увеличилось количество пенсионеров, и, соответственно уменьшилось количество работающих. Следствием этого является уменьшение суммы пенсионных отчислений, что приводит к уменьшению размера пенсии. Поэтому возникла необходимость в пенсионной реформе со стороны государства путем перехода к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Следует отметить, что нормальному развитию пенсионной реформы мешает ряд проблем. Во-первых, нет чёткой стратегии реализации пенсионной реформы. Реформированием занимаются Министерство социального развития, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Федеральная служба по финансовым рынкам, но нет ведомства, отвечающего за реализацию пенсионной реформы. Во-вторых, большая часть населения не знает даже об основных положениях реформы, потому что выделенные Пенсионному фонду еще в 2003 году 5 млн. долларов на информационную кампанию, до сих пор не потрачены. Также существенной проблемой является высокая концентрация пенсионных накоплений под управлением государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк. Предполагалось, что эти средства будут направлены в различные отрасли экономики, а на практике они хранятся во Внешэкономбанке, что не отличается от хранения накопительных средств в Пенсионном фонде.

Большими проблемами пенсионной реформы является:

1. Нехватка средств у государства.

2. Огромный и растущий дефицит Пенсионного фонда России, низкие пенсии, чьи индексации до недавнего времени отставали от роста заработной платы, устойчиво низкая доходность обязательных пенсионных накоплений, ставящая под сомнение благосостояние будущих пенсионеров.

Если в 2002-2004 годах бюджет ПФ сводился с небольшим профицитом, то в 2005-2006 году в ПФ появился дефицит. И он продолжает расти. И некоторые эксперты склонны говорить о финансовом крахе ПФРФ. Отсюда вытекает третья проблема. (Сумма дефицита составлял 20 млрд. рублей или 1,35% от расходной части бюджета).

В структуре доходов ПФР спрятаны инъекции из федерального бюджета, про которые формально не говорится, что они направлены на покрытие дефицита. Если рассматривать движение пенсионных денег, сколько выплачивается на трудовые пенсии, с одной стороны, и сколько собирается через Единый социальный налог для финансирования этих выплат, с другой стороны, то легко обнаружить значительный дефицит.

3. По мнению аналитиков Пенсионного фонда, основным признаком, негативно влияющим на ход пенсионной реформы, может быть ухудшение демографической ситуации, ставящей под угрозу способность пенсионной системы выполнять свои планы в долгосрочном плане.

4. За последнее время не принято ни одного значимого решения из числа мер, необходимых для продолжения реформы.

5. Постоянное финансирование из федеральных источников противоречит самой концепции ПФР, который создавался как организация с самостоятельной структурой финансирования за счет страховых выплат.

В настоящее время пенсия состоит из 3 частей: базовой (устанавливается государством), страховой (зависит от стажа работы и заработной платы) и накопительной (зависит от заработной платы и полученного дохода по ценным бумагам). Накопительной частью гражданин может распоряжаться самостоятельно, что эффективно для государства, потому что теперь оно не несет всю ответственность за пенсионное обеспечение.

Базовая часть пенсии не зависит ни от стажа работы, ни от заработка, и по закону равняется 450 рублям, но поскольку она постоянно повышается (т.е. индексируется), к настоящему времени ее размер составляет 598 рублей 02 копейки, т.е. с 01.01.2002 г. она увеличилась в 1,32894108 раза.

Тем, кто достиг 80 лет, является инвалидом, имеет на иждивении нетрудоспособных членов семьи и т.д., базовая часть трудовой пенсии выплачивается в повышенном размере.

Страховая часть пенсии по старости определяется так: берется расчетный пенсионный капитал, который накопился на лицевом счете в Пенсионном фонде на день оформления пенсии и делится на время дожития

Страховая часть пенсии = пенсионный капитал / время дожития (в месяцах).

В результате такого деления и получается ежемесячный размер страховой части пенсии.

Пенсионный капитал состоит из страховых взносов, которые работодатель с января 2002 г. ежемесячно платит в Пенсионный фонд и которые максимально составляют 14 процентов от зарплаты. Платит работодатель их, из своих средств.

Часть этих взносов идет на пополнение пенсионного капитала, из которого потом и рассчитывается страховая часть трудовой пенсии, а другая их часть идет на пополнение пенсионных накоплений, из которых считают накопительную часть пенсии.

Страховые взносы = пенсионный капитал (идет на страховую часть) + пенсионные накопления (идут на накопительную часть)

До 2005 года работодатель перечислял за каждого своего работника 35,5% единого социального налога. 28% данных средств получал Пенсионный фонд: 14% шли на выплату пенсий, остальные 14% направлялись на формирование будущей пенсии сотрудника: 3% - на накопительную часть и 11% - на страховую. Страховые части пенсии тоже идут на выплату текущих пенсий, но их размер в будущем учитывается при определении размера пенсии.

Накопительная часть.

Ежемесячная накопительная часть трудовой пенсии по старости рассчитывается почти также как и страховая, т.е. уже пенсионные накопления (а не пенсионный капитал), в которые идет часть страховых взносов в Пенсионный фонд, делятся на то же самое время дожития.

Как и страховая, накопительная часть трудовой пенсии формируется из пенсионных взносов. Но у нее есть очень важное отличие: часть пенсионных взносов, уплаченная за работника его работодателем в виде ЕСН и затем попавшая в ПФР, не тратится на выплату текущих пенсий. Она накапливается и инвестируется, то есть вкладывается в ценные бумаги с целью получения дохода. ПФР учитывает эти средства в так называемой "специальной части индивидуального лицевого счета" гражданина. Там отражаются как ежегодные поступления взносов, так и полученный инвестиционный доход.

Главное достоинство накопительной части пенсии в том, что гражданин получает право выбора, кому доверить управление средствами пенсионных накоплений.

Процент взносов, идущих на накопление, различается в зависимости от возраста работника и его заработка. Разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. Согласно первоначальной версии реформы, вообще не участвуют в накопительной системе граждане "старших возрастов" (мужчины 1952 г.р. и старше, женщины 1956 г.р. и старше). "Средние возраста" (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%, а по мере роста зарплаты эта ставка снижается до нуля из-за регрессивной шкалы ЕСН. "Младшие возраста" (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме: до 4% в 2004 году, до 5% в 2005 году, и до 6% начиная с 2006 года (правда, эти ставки относятся к низким зарплатам, а по мере роста зарплаты ставка снижается до нуля).

Пенсии по государственному обеспечению также нуждаются в модернизации, а это:

1) пенсии за выслугу лет;

2) пенсии по инвалидности;

3) Государственная пенсия по случаю потери кормильца;

4) Государственная пенсия по старости;

5) Социальная пенсия.

Между ними существует большая социальная дифференциация, что ведет к недовольству населения высокими пенсиями чиновников.

Таким образом, мы рассмотрели одни из главных проблем модернизации пенсионной системы. Далее рассмотрим реформу на современном этапе.

Анализ проблем пенсионной реформы в современной России

Итак, если принятию Программы 1998 года предшествовало активное (хотя и не всегда результативное) обсуждение проектов реформы, то реформа 2002 года стала результатом исключительно внутри правительственных решений...

Виды стажа, используемые в законодательстве о социальной защите населения

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности

С геополитической точки зрения российские реформы конца 1980 - начала 1990-х годов являются катастрофой. Прекрасно знающий Россию итальянский журналист Дж. Кьеза характеризует создавшееся положение апокалиптически: «Третий Рим, или вернее, страна...

Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы

Первой задачей реформы является снижение сложности пенсионной системы путем применения простой формулы пенсионных выплат и прозрачных условий для получения права на пенсию...

Пенсионная реформа в Украине в 2010

Вглядываясь в приметы приближающейся осени, я все четче понимаю, что мне напоминает пенсионная реформа-2010. Полностью засохший, с безжизненными желтыми листьями каштан, выбросивший в августе несколько молодых побегов и "свечек" - не ко времени...

Пенсионная система Российской Федерации

Первые переписи населения в России

В октябре 2002 в России была проведена Всероссийская перепись населения 2002 года. В ходе неё установлено, что между двумя последними переписями, с 1989 по 2002 г., население России сократилось на 1,8 млн. человек до 145,2 млн. В то же время...

Перепись населения

Последняя Всероссийская перепись населения проводилась по состоянию на 9 октября 2002 года...

Перепись населения

Перепись населения - это организация сбора, обработки и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем в определенный момент времени в стране. Принципы переписи: 1...

Перепись населения

Перепись проходила в 3 этапа. I. Предварительный обход - проведение опроса населения, проведение контрольного обхода по полноте учета населения. С 4 по 7 октября переписчики предварительно обходили все строения и помещения счетного участка...

Реформа пенсионной системы в РФ

1 этап пенсионной реформы 2002 года - начало реформы пенсионной системы России. В 2002 году после почти столетнего перерыва (с 1917 года) в основу пенсионной системы России Пенсионный фонд ввел страховые принципы...

Социальная политика Российской Федерации

Необходимость проведения социальных реформ диктуется общим направлением развития российского общества в целом и экономики в частности...

Статистический анализ разводов в Амурской области за 2002 – 2011 гг.

Условия назначения трудовых пенсий в рамках реформирования пенсионной системы в России

При переходе к рыночной экономике ввиду низкого пенсионного обеспечения встал вопрос о необходимости реформирования существующей распределительной пенсионной системы. Одним из шагов на этом пути является введение в действие с 1 января 2002г...