Каковы особенности социально-экономического развития в ХХ веке стран с переходной экономикой?!!!!!!!!!!!!!! Особенности экономики россии.

Ответ оставил Гость

Переходное состояние наблюдалось при смене формаций, когда один вид цивилизации постепенно заменялся новым (рабовладельческий - феодальным, феодальный - капиталистическим).На современном этапе переходная экномика свойственная так называемым посткоммунистическим странам Европы и Азии, за исключением КНДР. Эта страна до сих пор еще работает в режиме централизованной директивной плановой системы. После распада СССР, Югославии и Чехословакии сформировались еще 29 посткоммунистических стран с переходной экономикой.Население стран Центральной и Восточной Европы составляет 119 млн. чел. Совокупный ВВП составляет примерно $636 млрд., что представляет собой 1,85% общемирового ВВП.За годы реформ только 20% населения бывших социалистических стран улучшило свой жизненный уровень, в то время как 35% превратились в слой «новых бедных».По исследованиям ООН в настоящее время здесь проживают почти 147 млн. человек имеющих доход менее $4 в день, по сравнению с 14 млн. человек с таким уровнем доходов в конце 80-х годов.За годы реформ во всех постсоциалистических странах возникла и быстро выросла безработица, достигнув 10-16% экономически активного населения. В 1989 году безработица составляла 1,5-2%.Наиболее привлекательным для западных инвесторов оказался инвестиционный климат Венгрии, Чехии и Словении, где накопленные иностранные инвестиции за 1989-2000 гг. на душу населения составили соответственно $1650, $970, $600.Практически все страны центральной восточной Европы имеют большую внешнюю задолженность при сравнительно не больших валютных резервах. Для всех этих стран характерно сокращение государственных расходов на здравоохранение, культуру и образование. В результате снижения уровня рождаемости в большинстве стран центральной восточной Европы в последнее десятилетие сократились темпы роста трудоспособного населения.По уровню социально-экономического развития почти все страны центральной восточной Европы относятся к среднеразвитым. В основном это индустриальные и индустриально-аграрные страны.Все посткоммунистические страны испытывают трудности переходного периода. Их экономика не является целостной системой, ввиду чего в ней затруднены механизмы сбалансированного роста и состояние национального хозяйства поэтому не представляется стабильным и равновесным.Экономический базис носит конфликтный характер, так как его старые и новые хозяйственные структуры демонстрируют альтернативные, часто противоположные способы их реализации. Подобная противоречивость чисто экономического порядка обуславливает острый характер социальных противоречий, что также усиливает тенденции неустойчивости хозяйственного и политического развития этих стран.Во всех странах с переходной экономикой государство пытается усилить стабилизационные процессы, повысить конкурентоспособность отечественного производства, облегчить утверждение рыночных форм хозяйствования.Проблема конкурентоспособности становится первоочередной, поскольку уход от централизованной плановой системы объясняется, прежде всего, низкой эффективностью производства, падением его доходности.Страны Восточной Европы, весьма зависимые от внешних рынков, сталкивались с трудностями реализации продукции на мировой рынке. Недостаточные экспортные возможности препятствовали валютным накоплениям и не позволяли приобрести нужное количество импортных товаров для жизнеобеспечения стран. Проблема конкурентоспособности, зависимости от ценовой динамики мирового рынка в этих странах ощущалась в более острой форме, чем в СССР, где внутренний рынок в силу своей емкости и диверсификации играл большую роль в воспроизводственном процессе, чем мировой рынок.
я это нашла,мне кажется,что это подходит для ответа)

В 1964 г., с отставкой Н.С.Хрущева стала очевидной необходимость проведения экономических реформ, т.к. снижались темпы экономического развития.

Преобразования коснулись, прежде всего, сельского хозяйства. В марте 1965 г. были утверждены планы закупок сельхозпродукции по твердым ценам на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения на содержание личных подсобных хозяйств. Увеличились поставки техники на село.

Однако, огромные средства, направляемые на развитие сельского хозяйства, использовались зачастую неэффективно. Часть их неоправданно расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось развитием иждивенческих настроений.

Реформа не искоренила трудностей: допускались нарушения в политике планировании заготовок, многие виды сельхозпродукции продавались государству по символическим ценам, отсутствовала система стимулирования личной заинтересованности в результатах труда. Все это привело к увеличению числа убыточных совхозов и колхозов.

Страна, обладающая самыми богатыми в мире черноземами, оказалась импортером зерна и продуктов питания.

Осенью 1965 г.

стала осуществляться экономическая реформа в промышленности.Главными ее положениями стали изменение условий планирования и изменение экономического стимулирования.Раньше главным показателем был выпуск валовой продукции в стоимостной форме, и предприятие стремилось выпускать самую дорогостоящую продукцию, а теперь главное – реализация всего изготовленного и получение прибыли.

Согласно реформе вводились изменения в систему управления промышленностью – упразднялись совнархозы и восстанавливалось отраслевое управление через министерства.

В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения. Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено в распоряжение предприятий оставлять часть доходов, которую делили на три фонда:

1) Фонд самофинансирования производства.

2) Фонд материального поощрения.

3) Фонд социально – культурного и бытового развития.

Реформа промышленности дала немалый экономический результат.

За годы восьмой пятилетки (1966 – 1970) объем промышленного производства вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ).

Общая длина построенных нефте – и газопроводов превысила 35 тыс. км. Огромные средства вкладывались в военный комплекс.

Индустриальное развитие 70-х - начала 80-х гг. характеризовалось еще и политикой формирования единого народно – хозяйственного комплекса. Развивались процессы общесоюзного разделения труда.

Однако, на рубеже 70-х – 80 –х гг. значительно ухудшились условия народно – хозяйственного развития.

· Уменьшение рождаемости населения в 60 –е гг. привело к сокращению притока трудовых ресурсов.

· Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей.

· В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно – технического прогресса – оборудование износилось физически и устарело морально. Наша страна не вступила в период технологической революции, тогда как в мире уже происходил переход к использованию ЭВМ, роботов, микроэлектроники.

У нас к началу 80 –х гг. вручную работали 40% рабочих в промышленности, до 60% строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.

· Истощились традиционные сырьевые источники и центры добывающей промышленности переместились в восточные районы страны, что повысило себестоимость топливно – энергетического сырья.

· В мире резко упали цены на нефть, которая была основным предметом советского экспорта.

Получаемые «нефтедоллары», в 70 – х гг. по преимуществу тратились на закупку товаров группы Б (легкой и пищевой промышленности), в то время, когда нужно было уделить большее внимание приобретению новых технологий.

Отставание в производстве товаров группы Б было существенным. Можно предположить, что это связано, в первую очередь, с гонкой вооружений навязанной США. Дефицит товаров широкого потребления привел к образованию теневой экономики. Наличие теневиков, в свою очередь, привело к появлению системы рэкета, т. е. складыванию организованной преступности.

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Селяне отставали в медицинском обеспечении, им не хватало дошкольных учреждений, предприятий бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось основной причиной оттока сельских тружеников в города.

Успешнее других шло решение жилищной проблемы.Массовое строительство жилья позволило улучшить бытовые условия сотням тысяч горожан. К началу 80 –х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры.

В целом положение основной части населения страны улучшилось. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины, автомобили, мотоциклы и др. На 58 % выросла заработная плата. Все трудящиеся имели финансовую возможность отдохнуть в санаториях и пансионатах, отправить детей на лето в пионерские лагеря и здравницы, пересечь страну из одного конца в другой за незначительную плату.

  1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР

На рубеже 60 – 70 – х гг. деятельность СССР на международной арене значительно активизировалась. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны принимало усилия для ослабления международной напряженности.

Для СССР международная обстановка оставалась сложной и противоречивой:

  • Отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся агрессии США во Вьетнаме (1964 – 1975 гг.).
  • Единый в прошлом «социалистический лагерь» находился в состоянии раскола из – за политики Китая.

Тем не менее, после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

Достижение Варшавским договором к началу 70 - х гг. стратегического паритета (равенства) с НАТО привело западных политиков к отказу от желания выиграть ядерную войну и, как следствие, не проиграть ее. Результатом стратегического паритета явилась политика «разрядки».

Заключались различные соглашения: о экономическом сотрудничестве; о признании окончательными послевоенных границ и др. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – 1), договора о противоракетной обороне (ПРО) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности.

Кульминацией процесса «разрядки» стало совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в г. Хельсинки. Участники совещания – главы 33 государств Европы, США и Канады – подписали декларацию принципов взаимоотношения и сотрудничества стран. Этот документ провозгласил:

  • незыблемость послевоенных границ,
  • суверенитет стран,
  • их равенство,
  • неприменение силы и мирное урегулирование спорных вопросов,
  • уважение прав человека.

На Западе итоги хельсинских соглашений рассматривались в целом как победа советской дипломатии.

В 1978 г. между СССР и США подписан договор ОСВ – 2 по ограничению стратегического вооружения.

Процесс разрядки оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира:- в СССР появились ракеты средней дальности РСД – 10;

США в Западной Европе развертывают ракеты «первого удара» «Першинг – 2» и «Томагавк».

В связи с этим проводились специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Но принципиальные различия в подходе к проблеме разоружения не позволяли достичь договоренности стран НАТО и Варшавского договора.

Завершение разрядки произошло в конце 1979 г.в связи с вводом советских войск в Афганистан.

С приходом в США к власти Рональда Рейгана (в 1980 г), советско – американские отношения обострились и продолжали оставаться напряженными до 1986 г. (встречи Рейгана и Горбачева в Рейкьявике).

Взаимоотношениям с социалистическими странами руководство СССР уделяло первостепенное внимание. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ, предпринимались шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Комплексная программа социалистической экономической интеграции была принята в 1971 году. Она включала международное разделение труда, сближение экономики государств СЭВ.

В рамках СЭВ действовало несколько десятков государственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран – членов СЭВ. При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции, заводы и комбинаты в социалистических странах.

Таким образом, серией межгосударственных договоров и соглашений, а также путем создания межгосударственных учреждений в рамках СЭВ был значительно ограничен суверенитет социалистических стран. Политика «ограниченного суверенитета»проводимая советским руководством по отношению к социалистическим странам была на Западе названа «доктриной Брежнева».

Но вместе с тем в социалистическом лагере время от времени происходили кризисные явления. В 1968 г. произошел чехословацкий кризис. Суть его заключалась в том, что новое руководство Чехословакии во главе с Александром Дубчеком начало широкие демократические преобразования в республике не согласовав их с Москвой. Для борьбы с антисоциалистическими обновлениями в Чехословакию были введены войска Организации Варшавского договора (СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии).В августе из ОВД вышла Албания.В 70-х гг. начались массовые выступлении рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность».

В разные периоды осложнялись отношения с Китаем, Румынией, Югославией, Корейской народной демократической республикой. Проблемы во взаимоотношениях возникали из-за стремления этих стран к определенной самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

В конце 60 –х гг. начались даже вооруженные провокации со стороны Китая на советско – китайской границе в районе о. Даманский.

В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом, в которой СССР поддержал Вьетнам.

Россия XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.

Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства и в свою очередь испытало на себе его обратное могущественное влияние.

Во второй половине XVII векаведущей отраслью экономики России оставалось зерновое хозяйство. Прогрессвэтой сфере материального производствавто время был связан с широким распространением трехполья и применением естественных удобрений. Хлеб постепенно стал основным товарным продуктом сельского хозяйства.

В отличие от сельского хозяйства, промышленное производство продвинулось вперед боле заметно. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду и посуду и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастает домашние рамки, превращается в мелкое товарное производство.

Центры металлургии сложились в уездах к югу от Москвы: Серпуховском, Каширском, Тульском, Дедиловском, Алексинском. Крупным центром металлообработки выступала Москва.

При всем своем развитии ремесленное производство не могло уже удовлетворить спрос на промышленную продукцию. Это приводит к возникновению вXVIIвекемануфактур – предприятий, основанных на разделении труда между работниками.

Основным торговым центром по всей России по-прежнему являлась Москва, вкоторой сходились торговые пути со всех концов страны и из-за границы. С середины XVI до середины XVIIв. Размеры налогов увеличились вдвое. Важнейшей расходной статьей бюджета (свыше 60%) были военные расходы.

В XVII веке система прямых налогов была изменена. Поземельное обложение сменилось подворным. Возрос удельный вес непрямых налогов – таможенных и кабацких.

Положение крестьян и холопов в XVII веке существенно ухудшилось. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» – от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных, количества у них земли. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.п. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны.

Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников вобщем количестве жителей России, они играли весьма существенную рольвее хозяйственной жизни. Значительная часть ремесленников работала нагосударство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и жившихвМоскве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входиливпосадские общины городов, несли различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом.

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт - общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,71), включая Республику Беларусь, Россию, и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71-0,53) - это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53-0,30) входят беднейшие государства мира - более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.). Типы стран мира. В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

Первая группа - это экономически высокоразвитые страны , страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и . На долю этих стран приходится 2/3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, - Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.

Третью группу образуют развивающиеся страны . Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай, Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2/3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1/2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам. Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны - экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа - около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

Основными показателями социально-экономического развития стран являются ВВП и ИРЧП. Уровень развития мирового хозяйства определяют экономически развитые страны. В мировой экономике возрастает роль Китая и новых индустриальных стран.