Одной из традиционных форм участия нашей страны в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.
В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.
Тем большее значение приобретает внешнеэкономический комплекс страны, развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.
Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 19992000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.
Развитие внешней торговли России в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.
Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.
Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 5070-е гг. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным, потенциалом.
Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.
Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.
Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике обеспечение равноправного, недискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО.
Охарактеризуем динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России в 90-е годы.
В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.
Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося экономического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начинает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.
1991 г. последний год существования СССР охарактеризовался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвертируемую валюту и последующий роспуск этой организации, функционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).
С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом мировой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в долларах США по текущему курсу.
Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осуществляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируемых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).
С 1992 по 1997 гг. наблюдался непрерывный рост внешнеторгового оборота (с 96,6 до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997 1998 гг. цен на нефть главный экспортный товар России привел к резкому спаду внешнеторгового оборота, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 19992003 гг., когда цены на этот товар существенно возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого 60,6 млрд. долл. был достигнут в 2000 г.).
Таблица 1. Динамика внешней торговли России (млрд. долл.)*
С учетом неорганизованной торговли.
Несмотря на колебания объемов импорта и экспорта, с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, достигшее максимальной величины в 2000 г. В условиях высокой внешней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, и неопределенности в отношениях с международными финансовыми центрами положительное сальдо внешней торговли способствует накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведению Россией более самостоятельной экономической политики.
С 1992 г. в географической структуре внешней торговли России произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг.
Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны члены СЭВ и другие социалистические страны, доля которых превышала 60 %. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в СКВ уже с 1990 г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран Восточной Европы (бывшие члены СЭВ) на западные рынки с их более качественными товарами. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60 %, ас некоторыми государствами еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внешнеэкономических партнеров СССР Польша, Чехословакия и Болгария отступили на второй план.
Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991 г. заняли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3 %. Сокращение торгового оборота с этой группой стран тоже произошло, но оно не было столь обвальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Германия заняла первое место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.
В статистике внешней торговли России выделяются два крупных политико-географических сектора: страны СНГ, «ближнее зарубежье», и страны вне СНГ, или «дальнее зарубежье». Выделение этих двух секторов связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании.
Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой. Так, в 2001 г. удельный вес 15-ти государств ЕС в обороте внешней торговли России составил более 37 %. Если к этому показателю прибавить другие индустриальные страны (США, Канаду, Японию и т.д.), то доля индустриальных государств превысит 50 %. Если же прибавить к ним 10 новых стран-членов ЕС (вступивших в ЕС в мае 2004 г.), то картина изменится еще более существенным образом. В географической структуре внешней торговли РФ продолжается действие тенденции, наметившейся еще в конце 80-х годов.
Страны СНГ занимают устойчивое второе место среди внешнеторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24 25 %) был достигнут в 1993 1994 гг., а к 2002 г. он сократился в российском экспорте до 14,8 %, а в российском импорте до 22,2.%.
Третью группу внешнеторговых партнеров России составляют государства Центральной и Восточной Европы бывшие члены СЭВ. Их удельный вес составляет 12 13% и имеет тенденцию к снижению. Важнейшие партнеры России в этой группе Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.
В целом сохранялась тенденция сокращения в российской внешней торговле удельного веса развивающихся стран. Главные партнеры здесь Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Египет, Бразилия. До минимума сократилась торговля с такими странами (бывшими членами СЭВ), как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.
Один из крупнейших торговых партнеров России Китай. Если во второй половине 90-х гг. оборот российско-китайской торговли сокращался, несмотря на важные политические и экономические договоренности на высшем уровне, то в 2000 2002 гг. он существенно возрос и доля Китая в российском экспорте в 2002 г. составила 6,4 %, а в российском импорте 5,2 %.
Основными внешнеторговыми партнерами России в 2002 г. были: Германия 7,6 % российского экспорта; Италия 7,0; Нидерланды 6,8; Китай 6,4; Украина 5,5 % (всего на первые пять стран приходилась 1/3 часть российского экспорта); далее Белоруссия 5,5%; Швейцария 5,1; США 3,7; Великобритания 3,5; Польша 3,5 % (всего на десять первых стран приходилось более 1/2 части российского экспорта).
Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако сложившаяся к началу XXIв. товарная структура внешней торговли не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России. Она является следствием экономического кризиса и спада производства, с одной стороны, неконкурентоспособности многих российских производств и неудач в структурной трансформации народного хозяйства с другой. Многие особенности товарной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд проблем возник уже в 90-е гг.
В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные продукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты (табл. 4.2). Удельный вес этой группы традиционно превышает 40 %, а его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся примерно на одном уровне (132 млн. т нефти в 2000 г.).
Таблица 2. Товарная структура импорта и экспорта России в 2000 т., % к итогу*
* Источник: Россия в цифрах. М., 2001. С. 357.
В экспорте России 2-е место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, в первую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая компания, угрожающая российским поставщикам запретительно высокими импортными пошлинами.
По сравнению с советским периодом значительно возрос экспорт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. Россия один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.
Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмазным монополистом фирмой «Де Бирс» эта корпорация обязалась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.
Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направляется в страны СНГ. Именно здесь - самое слабое место в структуре российского экспорта, отражающее как неконкурентоспособность российского машиностроения, так и недостатки государственной промышленной политики и «пороки» конверсии военно-промышленного комплекса.
В СССР доля машинотехнической продукции в экспорте была более чем в 3 раза выше. Но не следует забывать, что на рынки стран Западной Европы, США и Японии советская техника до 1992 г. почти не поступала. В настоящее время рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения практически потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. То же самое относится и к торговле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2,03,5 млрд. долл. Однако с начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники уже третье место после США и Великобритании. В 2003 г. поставки вооружений и военной техники из России превысили 5 млрд. долл. Значительное место в машинотехническом экспорте России занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.
В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калийные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опасность антидемпинговых санкций в отношении товаров с более высокой степенью обработки.
На 1-м месте по ввозу находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (3136 %), высокий удельный вес которой характерен для импорта развитых стран; он был примерно таким же и в советский период. Однако товарная структура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились легковые автомобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными и, за исключением автомобилестроения, сократили до минимума свое производство, не приспособившись к условиям открытой экономики.
Примерно такое же положение сложилось с ввозом товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» (2-е место, 22 25 %). Удельный вес этой группы примерно соответствует советскому периоду. В 80-е гг. главной статьей ввоза было зерно (максимально до 42 млн. т в год). В 90-е гг. централизо-ванные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продоволъственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские и табачные изделия.
Финансовый кризис августа 1998 г. в сочетании с «потребительским патриотизмом» привел к определенному вытеснению импортной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это касается, в первую очередь, молочной, масложи-ровой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производства соков, безалкогольных напитков и т. д., нередко под привычными российскими марками. Тем не менее агропромышленный комплекс (АПК) России остается нереформированным, восстановление многих отраслей животноводства требует длительного времени и больших инвестиций, чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности недостаточны.
Группа «Продукция химической промышленности» занимает 3-е место в российском импорте (1418 %). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, фармацевтических изделий. Указанные товары большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. И для этой группы, особенно товаров бытовой химии, характерно импортозамещение на базе прямых иностранных инвестиций и импорта технологий.
Следует заметить, что основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны.
Хотя в мае 2002 г. Министерство торговли США и Комиссии ЕС предоставили России статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции, завершения переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию.
Диверсификация российского экспорта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью обработки будет связано с реструктуризацией промышленности и развитием ее конкурентоспособности на мировом рынке производств.
Рассмотрим формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России. Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно даже предшествовало радикальным реформам начала 90-х гг. и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь, с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, т.е. исключительное право государства на осуществление внешнеэкономической деятельности но всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.
Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится самостоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.
Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следующим образом:
Обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;
· защита внутреннего рынка и отечественного производителя в
процессе осуществления внешнеторговых связей;
· заключение международных договоров в области внешних экономических связей и участие в деятельности международных экономических организаций с целью создания наиболее благоприятных условий для экономического развития страны.
В 90-е гг. постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.
Важнейшие Федеральные законы, составившие в 2003 г. основу российского законодательства во внешней торговле, следующие:
· «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 63-
ФЗ;
· Таможенный кодекс РФ (в редакции 2003 г., вступил в действие 01.01.2004);
· «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (1998 г.);
· «О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.);
· «Об экспортном контроле» (1999 г.);
· «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.);
· «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.)
Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимости товара, по которой рассчитываются также налоги на ввозимые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (декларантом), и проверяется таможней, оформляющей груз. Таможня решает вопрос о величине пошлины на основе документов декларанта либо собственной ценовой информации.
Таможенная стоимость определяется шестью методами, главные из которых - расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.
К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.
Таможенный тариф включает код товара, название товара, ставку (ставки) таможенной пошлины.
В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное распространение имеют комбинированные, увеличивающие общее обложение. Вывозные пошлины большей частью специфические или комбинированные.
Таможенный кодекс РФ это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс РФ регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Ответственность за нарушения таможенных правил также предусмотрена специальными разделами кодекса. Таможенный кодекс РФ устанавливает также правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность рассматривается как Деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Под товаром понимается любое движимое имущество, а результаты интеллектуальной деятельности включают интеллектуальную собственность.
Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:
· российские юридические лица;
· российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
· иностранные юридические лица и организации в иной форме;
· иностранные физические лица;
· субъекты Российской Федерации;
· муниципальные образования.
При этом иностранные лица осуществляют свою внешнеторговую деятельность в России в соответствии с российским законодательством. Непосредственное участие государства и муниципальных образований во внешнеторговой деятельности регулируется законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов. Все участники внешнеторговой деятельности равноправны и находятся под защитой государства.
Состав участников внешней торговли России реально выглядит следующим образом.
1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (порядка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей и обеспечивают основной (порядка 80 %) объем экспортно-импортных операций.
Государственные внешнеторговые организации - правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных унитарных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военно-технического сотрудничества в целом. Кроме того, сохраняется их роль в поставках российского оборудования и других инвестиционных товаров по межгосударственным соглашениям.
Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («челноки»). Сотни тысяч «челноков» в основном поставляют потребительские товары (одежду, обувь и прочие) на внутренний рынок из Турции, Китая, ОАЭ и других стран, продовольственные товары (включая фрукты и овощи) - из стран СНГ. В 1996- 1997 гг. стоимость «челночного» импорта составляла в среднем более
20 млрд. долл. в год, в 1990 2000 гг. она снизилась до 10- 11 млрд.
долл., а в 20012002 гг. вновь повысилась до 1314 млрд. долл.
Удельный вес «челночного» ввоза в общем российском импорте
вновь колеблется по годам в пределах 23 30 %.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.
Основные методы регулирования внешнеторговой деятельности носят экономический характер. В то же время не исключаются государственная монополия на торговлю определенными категориями товаров, ограничения и временные запреты на ввоз и вывоз товаров в интересах национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.
Законы и другие нормативные акты, принятые во второй половине 90-х гг., способствовали усилению государственного регулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, Россия начала жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.
Рассмотрим тарифное регулирование внешней торговли России. В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений.
Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные государственную и таможенную границы с Норвегией, Финляндией, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем таможенные границы с новыми независимыми государствами необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Балтии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое положение в этом отношении занимают только границы с Белоруссией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Казахстаном, где таможенная граница только оборудуется.
С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые из России, подлежат таможенному оформлению. Это относится и к странам членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание таможенных сборов за оформление и хранение товаров, санитарный и ветеринарный контроль и т.д. Только оформление транзитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов.
Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.
При современном экономическом положении России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большинства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета, Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.
Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ныне Федеральная таможенная служба - ФТС), 7 территориальных таможенных управлений, таможни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.
Таможенная служба контролирует движение через таможенную границу товаров, движимого имущества и услуг. При взимании пошлин она руководствуется Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная классификация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством РФ в 1992 г. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятой в Европейском Союзе, и совпадает с ТН ВЭД.
ТН ВЭД включает 97 групп товаров, объединенных в 24 раздела, и имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:
01.Живые животные.
02.Мясо и пищевые мясные субпродукты.
10. Зерновые хлеба.
30. Фармацевтические товары.
39. Пластмассы и изделия из них.
72. Черные металлы и изделия из них.
84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления.
97. Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.
Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-значный код, которым и руководствуется таможенник при контроле за прохождением товара.
Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Ввозной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднократно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторговой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продовольствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла другая проблема затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и усиления конкуренции со стороны иностранных товаров.
Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тенденция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (автомобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, некоторые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отделочные строительные материалы и т.д.).
Ныне действующий таможенный тариф утвержден постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в действие с 1 апреля 2000 г.
Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти сразу стал в повестку дня. На новом этапе развития выяснилось, что высокие ставки ввозных таможенных пошлин вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни защиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.
Иркутск, 2017г.
Введение. 4
1. Внешняя торговля страны: теоретические аспекты.. 6
1.1. Значение внешней торговли для экономики страны.. 6
1.2. Международное разделение труда как основа внешнеторговой специализации 8
1.3. Современные тенденции развития мировой торговли. 10
2. Анализ экономических отношений России и Китая. 12
2.1. Внешняя торговля Китая. 12
2.2. Внешняя торговля России. 15
2.3. Торговые и инвестиционные отношения Китая и России. 18
3. Проблемы и перспективы развития российско- китайских торговых отношений 24
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 30
Введение
Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество ведется на прочной основе политического взаимодоверия и общего стремления к взаимной выгоде, оно отвечает интересам в развитии обеих стран. Китай является главным партнером России. С каждым годом появляется все больше совместных проектов и программ. В 2015 году Москва и Пекин подписали более 30 соглашений в различных сферах сотрудничества, начиная с проектов в энергетике и заканчивая изучением дальнего космоса. Это высшее достижение в отношениях двух стран за последние 15 лет .
Таким образом, актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью исследования наиболее значимых аспектов экономических отношений между Россией и Китаем. Нужно отметить, что развитие сотрудничества между данными странами необходимо как для экономики этих стран, в целом, так и для их отдельных регионов. Отношения Россия - Китай затрагивают практически все сферы деятельности, включая не только традиционные прямые торговые и производственные связи, но и крупные инвестиционные проекты, проекты развития регионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества, программы в области культуры, науки, образования. Актуальным так же является то, что союз между странами Россией и Китаем набирает обороты и выходят на более высокий уровень. Но политологи и экономисты всего мира называют эти отношения неоднозначными, утверждая, что отношения Китая и России не равны. Многие считают, что Китай рассматривает Россию не как партнер, а как сырьевую колонию, ведь мы зависимы от Китая намного больше, чем от нас. Проведенный анализ курсовой работы поможет понять перспективу развития союза, выгодные интересы сторон в торгово-экономических сферах.
Объектом исследования являются структура и динамика торгово-экономических отношений России и Китая в условиях глобализации экономики и развития сотрудничества во всех сферах развития экономики.
Предметом исследования выступают вопросы, непосредственно связанные с реализацией торгово-экономического и инвестиционного партнерства России и Китая, симбиоз в сферах сотрудничества (Нефть, газ, торговля и др.).
Цель работы:исследовать и оценить состояние, проблемы и перспективы развития российско-китайских торгово-экономических отношений и разработать рекомендации по повышению их эффективности.
Поставленная цель исследования определяет необходимость решения следующих задач:
Провести анализ опыта и развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем
Проанализировать положение России в товарообороте Китая
Проанализировать положение Китая в товарообороте России
Рассмотреть товарную и страновую структуру импорта и экспорта России и Китая
Провести анализ торгово-экономических отношений России и Китая
Проанализировать состояние и потенциал развития российского и китайского сотрудничества в торгово-экономических отношениях
1. Внешняя торговля страны: теоретические аспекты
Значение внешней торговли для экономики страны
Внешняя торговля – это торговые отношения какой-либо страны с другими, которые состоят из экспорта и импорта. Совокупность внешнеторговых отношений между различными странами формирует международную торговлю. В рамках этой торговли с течением времени сформировалось международное разделение труда, которое и лежит в основе международных торговых отношений.
Основными субъектами мировой экономики являются:
Страны (национальные экономики)
Транснациональные корпорации и транснациональные банки
Интеграционные объединения
Международные экономические организации
Основные отличия внешней торговли от внутренней:
Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны;
При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления разных валют;
Внешняя торговля подвержена большему государственному контролю, нежели внутренняя;
Имеются большее число покупателей и большее число конкурентов.
Тенденция ко все большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международное разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа- автаркическое и открытое .
Под замкнутой (автаркической) понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны. Под полностью открытой экономикой понимается такая экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение .
Показатели развития МРТ:
1. Количественные:
- величина мирового товарооборота (сумма экспорта и импорта)
Внешнеторговый оборот страны (сумма экспорта и импорта страны)
Внешнеторговый баланс (разность экспорта и импорта)
Экспортная, импортная и внешнеторговая квота – доля, соответственно, экспорта и импорта в ВВП. Доля импорта и экспорта в объеме национального производства показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень "открытости" экономики .
Кэ=Э/ВВП * 100%
Ки= И/ВВП* 100%
Квт= ½(Э+И) /ВВП* 100%
Внешнеторговое сальдо – соотношение экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, страна имеет положительное внешнеторговое сальдо (активный торговый баланс), если импорт больше экспорта – отрицательное (пассивный торговый баланс). Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт.
Экспортный потенциал (экспортные возможности) – доля продукции, которая может быть продана данной страной без ущерба для собственной экономики;
Динамика международной торговли
2. Качественные
Географическая структура- субъекты (с кем торгует страна)
Товарная структура- распределение товарооборота по группам.
Состояние внешней торговли страны, уровень ее развития зависят прежде всего от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:
Обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в том числе и такими как информация, технология .
Емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;
Уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;
Стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.
Международная торговля является важным средством развития национальной экономики, поскольку с ее помощью повышается производительность труда, увеличивается общий объем производства. Государства, экспортирующие свои товары в другие страны, получают значительный экономический выигрыш за счет развития специализированных производств, которые обладают сравнительно более высокой эффективностью по сравнению со странами, производящими аналогичные продукцию .
Благодаря международной торговле мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния народа. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране ниже по сравнению со всей страной. Если так будет поступать каждая страна, то мир может в полной степени использовать преимущества географический и человеческий специализации .
Изучив главу 12, вы будете знать современное состояние внешней торговли России, ее динамику, географическую и товарную структуру, формирование внешнеторговой политики России.
Одной из традиционных форм участия России в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Россией уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере встали перед Россией в связи с решением проблем, связанных со вступлением во Всемирную торговую организацию.
Значение внешней торговли для экономики России.
Формирование внешнеторговой политики страны
В период после распада СССР в экономике России пришлось одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.
Все эти задачи решались непросто, с неоднозначными промежуточными результатами, не всегда последовательно, с определенными издержками и, кроме того, далеко не синхронно. Дальше всего Россия продвинулась в решении первой задачи и, частично, третьей, тогда как эффективную структурную перестройку экономики еще предстоит осуществить.
Тем большее значение приобретает развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.
Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 1990-е гг., за исключением 1998 и 1999 гг., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого началось только в 1999-2000 гг., внешняя торговля уже с 1993 г. показывала устойчивую положительную динамику по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо. Кроме того, внешняя торговля стала одним из важнейших источников доходов бюджета. Однако доля России в международной торговле до 2000 г. уменьшалась.
Развитие внешней торговли РФ в 1990-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием изменяющейся конъюнктуры мирового рынка. Вместе с общими изменениями в экономической политике России корректировалась и внешнеторговая политика. В частности, с середины 1990-х гг. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественных производителей.
Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 1950-1970-е гг. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Размышляем самостоятельно. Насколько приемлемы для России в чистом виде обе вышеуказанные стратегии?
Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей РФ является обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств потребительских и инвестиционных товаров. С другой стороны, стоит задача развития экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и в оборонно-промышленном комплексах и других наукоемких отраслях.
Третья проблема в государственной внешнеторговой политике - обеспечение равноправного и более активного участия России в международной торговле, противодействие дискриминационным мерам, предпринимаемым в отношении отечественных товаров и услуг и отечественного бизнеса со стороны отдельных государств и их союзов, а также некоторых международных организаций.
СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ.
Одной из традиционных форм участия нашей страны в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), РФ уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления в ВТО.
ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ
В период после распада СССР в экономике России пришлось одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.
Все эти задачи решались непросто, с неоднозначными промежуточными результатами, не всегда последовательно, с определенными издержками и, кроме того, далеко не синхронно. Дальше всего Россия продвинулась в решении первой задачи и частично третьей, тогда как эффективную структурную перестройку экономики еще предстоит осуществить.
Тем большее значение приобретает развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обесчивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета. Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., за исключением 1998 и 1999 гг., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого началось только в 1999-2000 гг., внешняя торговля уже с 1993г. показывала устойчивую положительную динамику по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.
Кроме того, внешняя торговля стала одним из важнейших источников доходов бюджета. Так, в федеральном бюджете 2007г. доходы от внешней торговли (таможенные пошлины, таможенные сборы) и налоги на импортные товары (НДС, акцизы) составляют 45,5% всей доходной части. Экспортная квота России примерно соответствует средним параметрам экспортной квоты большинства стран мира. Однако доля России в международной торговле остается скромной, и до 2000г. она уменьшалась. Так, в 1999г., по данным ВТО, удельный вес России в мировом экспорте составлял 1,3% (20-е место), а в мировом импорте 0,9% (28-е место). В 2000- 2006 гг. стоимостные объемы российского экспорта и импорта существенно возросли, а доля в мировом экспорте увеличилась до 2,5-2,6% (12-13-е место) в 2006г. В мировом импорте на Россию в 2006г. приходилось 1,3% (17-е место).
Развитие внешней торговли РФ в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием изменяющейся конъюнктуры мирового рынка. Вместе с общими изменениями в экономической политике России корректировалась и внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой» к разумной защите отечественного рынка и отечественных производителей.
Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 50-70-е гг. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна, прежде всего, для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Обе эти модели в чистом виде для России неприемлемы, так как ее экономика давно прошла процесс индустриализации и обладает, несмотря на спад производства 90-х гг., значительным потенциалом, в том числе научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным.
Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей РФ является обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств потребительских и инвестиционных товаров. С другой стороны, стоит задача развития экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала, как в топливно-энергетическом, так и оборонно-промышленном комплексах и других наукоемких отраслях.
Третья проблема в государственной внешнеторговой политике - обеспечение равноправного участия России в международной торговле, противодействие дискриминационным мерам, предпринимаемым в отношении отечественных товаров и услуг и отечественного бизнеса со стороны отдельных государств и их союзов, а также некоторых международных организаций.
ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ.
В период, предшествовавший 1992г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.
Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и в меньшей степени товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989г. в условиях углубляющегося экономического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начал снижаться, сальдо внешней торговли стало отрицательным, что явилось дополнительной причиной роста внешнего долга страны. 1991г. - последний год существования СССР - характеризовался резким спадом, как экспорта, так и импорта.
С 1992г. Россия выступает самостоятельным субъектом мировой экономики, и объемы внешней торговли исчисляются в долларах США по текущему курсу. Это не означает, что все внешнеторговые сделки осуществляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. Часть внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируемых валютах, имеют место и бартерные сделки.
С 1992 по 1997г. наблюдался непрерывный рост внешнеторгового оборота (с 96,6 млрд. до 161,0 млрд. долл.) и импорта (С 43 0 млрд. до 72,0 млрд. долл.). Валютно-финансовый кризис 1998г. в сочетании с падением в 1997-1998гг. цен на нефть, главный экспортный товар России, привел к резкому спаду внешнеторгового оборота, экспорта и импорта (табл.). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 1999-2006гг., когда цены на нефть существенно выросли и сохранялись на этом высоком уровне, позволило, начиная с 2000г. наращивать объемы экспорта (при одновременном росте импорта). При этом внешнеторговое сальдо России впервые в ее истории (в 2000г.) превысило 60 млрд. долл.
В 2006г. внешнеторговый оборот России возрос до максимального уровня с начала 90-х гг. XX в. (468,6 млрд. долл.), при этом самым большим за всю историю России в указанный период был и экспорт (303,9 млрд. долл.) и импорт (164,7 млрд. долл.). Внешнеторговое сальдо достигло 139,2 млрд. долл.
Таблица. Динамика внешней торговли России, млрд. долл. США(1). | |||||||||
годы | |||||||||
Оборот | 96,6 | 158,6 | 161,0 | 132,9 | 115,2 | 150,4 | 155,8 | 210,8 | 468,6 |
Экспорт | 53,6 | 90,6 | 89,0 | 74,9 | 75,7 | 105,5 | 102,9 | 135,4 | 303,9 |
Импорт | 43,0 | 68,0 | 72,0 | 58,0 | 39,5 | 44,9 | 52,9 | 75,4 | 164,7 |
Внешне торговое сальдо | +10,6 | +22,6 | +17,0 | +16,9 | +36,2 | +60,6 | +50,0 | +60,0 | +139,2 |
1.С учетом неорганизованной торговли, по методологии платежного баланса.
Источник: Статистический ежегодник Российской Федерации за ряд лет; РОССИЯ в Цифрах, 2001. С. 356; БИКИ, 2003.11 марта, 1 апреля.
В 2007г. наметилась тенденция опережения темпов роста порта по сравнению с ростом экспорта товаров, что способствов снижению стоимостных объемов внешнеторгового сальдо.
Положительное (и довольно значительное в 2000-2006 гг.) сальдо внешней торговли способствовало накоплению золотовалютныу резервов, поддержанию курса рубля, росту инвестиций в экономику, эффективному обслуживанию и сокращению внешнего долга, и, в целом, проведению Россией более самостоятельной экономической политики.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ.
С 1992г. в географической структуре внешней торговли РФ произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг. Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны - члены Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и другие социалистические страны. В 1989г. доля стран СЭВ во внешнеторговом обороте СССР составляла 55,8%, а доля социалистических стран в целом - 61,7%. Однако к 1991г. доля стран СЭВ сократилась до 23,7%. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в свободно конвертируемой валюте (СКВ) уже с 1990г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран Восточной Европы на западные рынки с их более качественными товарами и более требовательными потребителями. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60%, а с отдельными государствами - еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внешнеторговых партнеров СССР Польша, Чехословакия и Болгария отступили на скромные места.
Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991г. заняли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3%. Сокращение торгового оборота с этой группой стран не было столь обвальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Германия заняла абсолютно 1-е место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.
В настоящее время во внешней торговле самой России с географической точки зрения выделяются два крупных сектора - стран в составе СНГ (так называемое «ближнее зарубежье») и страны в СНГ («дальнее зарубежье»). Выделение этих двух секторов связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании во внешней торговле.
Во внешней торговле России абсолютно преобладают страны «дальнего зарубежья». В 1996-2000гг. на них приходилось 79,1% внешнеторгового оборота России, а в 2006г. - 85,3%. При этом удельный вес 25 государств ЕС в обороте внешней торговли России в 2006 году составил 52,7% (в начале 2007г. в ЕС вошли также Болгария и Румыния, что увеличивает удельный вес Евросоюза во внешней торговле РФ). Ведущими внешнеторговыми партнерами России з стран «дальнего зарубежья» в 2006г. были: Германия, Нидерланды Италия, Китай, Турция, США, Польша, Великобритания, Франция, Швейцария. Растущее значение во внешней торговле РФ приобретает торговля с Китаем.
Страны СНГ занимают устойчивое 2-е место среди внешнеторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24-25%) был достигнут в 1993-1994гг., а к 2006г. он сократился до 14,7%. Главными внешнеторговыми партнерами России из числа стран СНГ в 2006г. были Украина, Белоруссия и Казахстан.
В рамках торговли со странами «дальнего зарубежья» Россия постепенно расширяет свою торговлю с развивающимися странами. Главные партнеры РФ в этой группе - Турция, Республика Корея, Индия, а также Иран, Египет, Бразилия, Алжир, Индонезия. Постепенно восстанавливаются внешнеторговые связи с бывшими неевропейскими членами СЭВ - Кубой, Монголией и Вьетнамом, а также с КНДР.
Однако в целом в географической структуре внешней торговли РФ продолжается действие тенденции, наметившейся еще в конце 80-х гг., когда внешняя торговля была слабо диверсифицирована в геогРафическом отношении и сконцентрирована на относительно ограниченном круге стран - внешнеторговых партнеров.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ.
Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако сложившаяся в 90-е год товарная структура внешней торговли не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалу России. Она является следствием экономического кризиса и спада производства в 90-е годы, с одной стороны, неконкурентоспособности многих российских производств и неудач в структурной трансформации народного хозяйства - с другой. Многие особенности товарной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд прод лем возник уже в 90-е гг.
В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные продукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты. Удельный вес этой группы в 90-е гг. превышал 40%, а в 2006г. достиг 64,5% (для сравнения: в общемировом экспорте данный показатель в 2006г. составил всего 13%). Фактом в данном случае остается то, что изменения данного показателя в определяющей степени зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся примерно на одном уровне.
Мировые цены на нефть выросли со 170 долл. за тонну в 1995г. до 430 долл. в 2006г. Экспорт энергоресурсов и мировые цены на нефть сохраняют гипертрофированное значение для всей экономики России.
Второе место в экспорте России занимает группа «Металлы, драгоценные камни и изделия из них». Хотя за период с 1997 по 2005г. удельный вес товаров этой группы сократился с 24 до 17% российского экспорта, данный показатель продолжает оставаться значительным. Экспортные поставки металлов, в первую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России и способствуют ее развитию.
По сравнению с советским периодом значительно возрос экспорт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. В настоящее время Российская Федерация - один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех - никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.
Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмазным монополистом - фирмой «Де Бирс» эта корпорация до 2000г. закупала у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год. В настоящее время и «Алроса» самостоятельно выходит на мировой рынок.
Проблемы экспорта российских товаров данной группы в значительной степени связаны с тем, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая кампания.
В целом же остается фактом то, что за период с начала 90-х гг. удельный вес этой товарной группы оказался еще выше, чем во времена СССР (когда этот показатель также критически оценивался с позиций несовершенства товарной структуры экспорта и неразвитости машинно-технического экспорта).
Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимают небольшое место в российском экспорте, причем основная часть машинно-технической продукции направляется в страны СНГ. С максимального показателя в 11,4% российского экспорта в 1998г. доля машин, оборудования и транспортных средств в 2006г. опустилась до 6,2% (для сравнения: в мировом кспорте аналогичный показатель составил 41,0%). Именно здесь самое слабое место в экспорте российских товаров, отражающее как неконкурентоспособность российского машиностроения и пороки нерациональной конверсии оборонно-промышленного комплекса, так и недостатки государственной научно-технической, инновационной, промышленной и внешнеэкономической политики.
В СССР доля машинно-технической продукции в экспорте была в три с лишним раза выше. Однако на рынки стран Западной Европы, США и Японии отечественная техника до 1992г. почти не поступала. В страны же современной Центральной и Восточной Европы отечественная (советская) машинно-техническая продукция активно поставлялась, в том числе в рамках реализуемых в СЭВ программ международного научно-технического сотрудничества и международной специализации и кооперации производства. Ныне же, к сожалению, рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения почти потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран, а также, подчеркнем, за свой собственный рынок.
То же самое относится и к торговле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2-3,5 млрд. долл. В 2000-2001 гг. экспорт по данной товарной группе уже превышал 4 млрд. долл. В дальнейшем масштабы экспорта российской военной техники возрастали и в 2003 году он превысил уже 5 млрд. долл., а в 2006г. экспорт вооружений и военной техники достиг 6,5 млрд. долл. С 2000г. Россия занимает на мировом рынке вооружений и военной техники 2-3-е место, экспортируя их более чем в 60 стран.
Большое место в машинно-техническом экспорте РФ занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование. Очевидно, что нужно максимально развивать свои еще сохраняющиеся конкурентные возможности в данных отраслях, и здесь государство и корпоративный бизнес должны между собой активно и эффективно взаимодействовать.
В вывозе химических товаров (3-е место, 5,9% экспорта России в 2006г.) преобладают калийные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опасность антидемпинговых санкций в отношении товаров с более высокой степенью переработки.
В целом же, оценивая российский экспорт в период с начала 90-х гг., следует подчеркнуть, что, отражая внутреннюю структуру экономики России, он в свою очередь оказывает продолжительное время серьезное деформирующее воздействие на данную структуру. Иными словами, здесь проявляется своего рода замкнутый круг, из которого, как кажется на первый взгляд, невозможно вырваться. Факт же действительно состоит в том, что в 2002г. на долю трех основных экспортных отраслей (топливная промышленность, черная и цветная металлургия) приходилось 36% промышленного производства и 60% всех промышленных инвестиций в основной капитал. Предприятия ТЭК обеспечивали 54% доходов федерального бюджета.
В российском экспорте с начала 90-х гг. проявилось действие таких негативных факторов, как деиндустриализация экономики страны и сокращение ее научно-технического потенциала, сохранение «утяжеленности» структуры экономики (значительного удельного веса добывающей и металлургической промышленности), что привело к сохранению преимущественно сырьевого характера экспорта России. Около 80% его стоимостного объема приходится только на 6 товарных групп (нефть, газ, металлы, алмазы и другие драгоценные камни, лес и лесоматериалы, химические удобрения), которые экспортировали в начале XXI в. 15 крупнейших российских корпораций.
Результатом действия указанных факторов, а также спада инвестиционной активности, роста издержек производства и транспортных издержек является снижение международной конкурентоспособности отечественной промышленной продукции. Отмеченные негативные обстоятельства усиливались сохранением даже активизацией дискриминационных мер в отношении Российских экспортеров со стороны отдельных государств и их группировок.
Относительно небольшой удельный вес России в современном мировом импорте не свидетельствует о низкой значимости ее рынка для иностранных экспортеров. Достаточно, например, отметить, лишь то, что в общем экспорте птицы из США доля российского рынка составляет около 40%. Российский рынок имеет весьма существенное значение для фирм-экспортеров таких стран, как Финляндия, Греция, Нидерланды, Дания, Германия, Австрия и др.
Анализ динамики российского импорта достаточно красноречиво показывает противоречивость не только внешнеэкономической, но и внутренней экономической политики страны. Так, в 1990г. (еще в рамках СССР) Россия импортировала из стран «дальнего зарубежья» товаров на 94,8 млрд. долл. При этом сальдо внешней торговли было отрицательным (-6,3 млрд. долл.), что отражало во многом плачевные результаты так называемой «перестройки». Российский импорт упал до минимальной отметки в 43 млрд. долл. в 1992г. В этот период резко сократился импорт товаров инвестиционной группы и, напротив, возрос импорт потребительских товаров. При этом в начале 90-х гг. довольно значительная часть товаров, импортируемых из стран «дальнего зарубежья», не регистрировалась таможенными органами, поскольку ввозилась из других стран СНГ.
Однако затем, по мере того как в стране достигалась относительная экономическая и финансовая стабильность, объем импорта в РФ начал возрастать, достигнув своего пика в 72 млрд. долл. (по данным платежного баланса) в 1997г. Предпосылкой к этому было реальное удорожание рубля, что способствовало росту ценовой конкурентоспособности импортной продукции и, соответственно, росту эффективности импортной деятельности. Результатом такого развития событий явилось увеличение доли мпорта на потребительском рынке РФ и во внутреннем потреблении.
Но валютно-финансовый кризис 1998г. резко изменил ситуацию. Результатом стало то, что импорт к 1999г. сократился до 39,5 млрд. долл. (падение по сравнению с 1997г. на 45%). Следует подчеркнуть, что фактически после дефолта августа 1998г. имелся благоприятный исторический шанс для развертывания в России импортозамещающих производств (прежде всего в тех отраслях, где преобладала ценовая конкуренция). Однако, за некоторыми исключениями, связанными с приходом иностранных инвесторов, этого не произошло, и в настоящее время проявляются элементы второй волны импортной экспансии в Россию.
С 2000г. по настоящее время идет нарастание импорта высокими темпами. В 2006г. его объемы составили уже 164,7 млрд. долл. Факторами этого роста явились динамичный рост внутреннего спроса, повышение расходов на потребление конечной продукцци общее улучшение валютно-финансовой ситуации в стране и укрепление рубля.
Кроме того, проблема состоит также (как и в экспорте) в слабой диверсификации российского импорта в географическом (страновом) разрезе. В 2002г. на 5 ведущих стран - экспортеров в Россию (Германия, Белоруссия, Украина, США, Китай) приходилось 42% российского импорта, на 10 стран - ведущих экспортеров приходилось 60% импорта РФ. При этом слабеют позиции стран СНГ и одновременно растет удельный вес импорта из стран ЕС. С 2000г. в российском импорте растет доля Китая, других азиатских стран, а также Бразилии.
Фактором, имеющим для России существенное геополитическое и геоэкономическое значение, является то, что на европейский регион (страны ЕС, Швейцарию, Норвегию, Украину, Белоруссию, Молдову) приходится около 2/3 российского импорта.
В структуре российского импорта на 1-м месте по ввозу товаров стоит товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (48,1% в 2006г.). Высокий удельный вес этой группы характерен для импорта развитых стран и был примерно таким же и в советский период. Однако товарная структура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась. Сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились, - легковые автомобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными и сократили до минимума свое производство, в значительной степени не приспособившись к условиям открытой экономики.
Положение существенно изменяется, начиная с 2005г. Основным фактором увеличения импорта становится рост ввоза машин и оборудования, что объясняется технологическим перевооружением экономики России и снижением (или полной отменой) ввозных пошлин на технологическое оборудование.
Второе место в импорте занимает группа «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» (18% в 2006г.). Удельный вес группы примерно соответствует показателям советского периода. Но в 80-е годы главной статьей ввоза было зерно (максимально – 42 млн. тонн в год). В 90-е гг. централизованные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продовольственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алкогольные и безалкольные напитки, кондитерские и табачные изделия.
Финансовый кризис августа 1998г. в сочетании с «потребитель-патриотизмом» привел к определенному вытеснению импортной продукции и в еще большей степени к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это касается в первую очередь молочной, масложировой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производства соков, безалкогольных напитков и т.д., нередко под привычными российскими марками. Вследствие этого удельный вес продовольствия в импорте России сокращается при росте ввоза физических объемов мяса, сливочного масла, овощей и фруктов. Тем не менее, агропромышленный комплекс (АПК) России остается нереформированным, восстановление многих отраслей животноводства требует длительного времени и больших инвестиций, и чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности страны недостаточны.
Группа «Продукция химической промышленности» занимает 3-е место в российском импорте (15-16%). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров и особенно фармацевтических изделий. Большей частью указанные товары в советское время не ввозились вообще, и они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. Для этой группы товаров, особенно бытовой химии, характерно развитие импортозамещения на базе прямых иностранных инвестиций и импорта технологий.
Соотношение российского экспорта и импорта с точки зрения объемов, динамики и структуры свидетельствует о том, что в 90-е гг. коэффициент покрытия экспортом импорта колебался в пределах 160-180% и значительно увеличился после 1998г., достигнув в 2000г. 300%. В дальнейшем в связи с опережающим ростом импорта по сравнению с ростом экспорта этот показатель снизился и составил в 2006г. 219%.
Сам по себе факт достаточно высокого коэффициента покрытия, экспортом импорта России, конечно же, следует оценить положительно. Однако проблема состоит в том, что данный показатель лишь частично стал следствием определенных позитивных изменений в экономике страны, а главным его фактором явились те благоприятные для РФ конъюнктурные ценовые условия, которые сложились на мировых товарных рынках топливно-энергетической продукции. Поэтому данные позитивные изменения не могут носить долговременного характера.
В связи с отмеченными обстоятельствами достаточно очевидным становится тот факт, что диверсификация российского экспорта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью обработки должны быть тесно связаны с укреплением и развитием научно-технического и производственного потенциала страны, реструктуризацией отечественной промышленности и существенным повышением ее международной конкурентоспособности. Таким образом, в основе роста и качественного структурного совершенствования российского экспорта и всей системы внешней торговли России лежат еще не использованные в полной мере внутренние факторы экономического роста.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Покажите место и роль внешней торговли России в ее современном экономическом развитии.
2.Как изменялась динамика внешней торговли России (экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, сальдо внешней торговли) в период с начала 90-х гг. XX в.?
3.Какие задачи в области совершенствования структуры экспорта России стоят в настоящее время?
4.Какие изменения произошли в географической (страновой) структуре внешней торговли России за период с начала 90-х гг. XX в. и какие задачи в данной области стоят в настоящее время?
5.В следующем списке отметьте страны, являющиеся основными внешнеторговыми партнерами России:
а) Бангладеш;
б) Германия;
в) Болгария;
г) Украина;
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Значение внешней торговли для экономики страны. Формирование внешнеторговой политики.
Виды внешнеэкономических операций. Внешнеторговые документы.
Внешнеторговые расчеты в составе ВЭД.
Вопрос № 1
Значение внешней торговли для экономики страны. Формирование внешней торговой политики
Одной из традиционных форм участия России в системе международных экономических отношений является внешняя торговля
Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX века и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными.
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь связано, с переходом к открытой экономики и отмены государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, то есть исключительное право государства на осуществление внешнеэкономической деятельности во всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. XX века. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. XX века производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
Существенные изменения внешнеторговой политики и регулирование ВЭД связано с указом президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды ВЭС, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на ВЭД формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.
В период, предшествующий 1992 году, внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства – СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общего союзного экспорта.
В постсоветской экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой:
1. это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям;
2. структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства;
3. эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.
Таким образом, внешнеэкономический комплекс приобретает большое значение, а развитие внешней торговли и других форм ВЭД, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.
Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг. XX века, по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 1992-2000 гг., во внешней торговле уже с 1993 года наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.
Развитие внешней торговли России в 90-е гг. XX века осложнялось теми же проблемами, что и развития российской экономике в целом, в том числе и влияние неустойчивой конъюнктуры мирового рынка. Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политики России корректировалось и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. XX века происходил переход от безоглядной открытости экономики, включение в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.
Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств, потребительских и инвестиционных товаров.
Другая проблема – развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.
Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике – обеспечение равноправного, не дискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО.
В 90-е гг. XX века постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработана основа государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютной и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельностью субъектов РФ. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России.
Внешнеторговая деятельность рассматривается как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами и информацией и интеллектуальной собственности. Под товаром понимается любое движимое имущество, а результаты интеллектуальной деятельности включают интеллектуальную собственность.
Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:
– российские юридические лица;
– российские и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
– иностранные юридические лица и организации в иной форме;
– иностранные физические лица;
– Российская Федерация;
– субъекты РФ;
– муниципальные образования.
Целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
– защита экономического суверенитета;
– обеспечение экономической безопасности РФ;
– стимулирование и развитие национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;
– обеспечение условий эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредствам :
– таможенно-тарифного регулирования;
– нетарифного регулирования;
– запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
– мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.