Нарисуйте устный демографический портрет планеты в наши дни. Исследовательская работа "демографический портрет школы"

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Сектор научной информации по культуре, искусству, образованию, филологии

Демографический портрет

россии ХХ I века

Справочно-библио-веблиографические материалы


© ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека»

От составителя

Демографическая проблема в современной России – одна из острейших проблем. От ее решения зависят перспективы модернизации и конкурентоспособность экономики, социальное развитие , геополитическая стабильность государства. Сегодняшняя Россия нуждается в оздоровлении демографической ситуации, в создании условий для стабилизации и роста ее населения. Знание и глубокий анализ демографических процессов будут способствовать осуществлению целенаправленной государственной политики. В начале ХХI в. уже был принят ряд важных руководящих документов: в 2001 г. – «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в которой констатировалась проблемная демографическая ситуация в России и были сформулированы цели и задачи демографической политики; в 2007 г. – «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (текст дан в Приложении).

Данное демографически ориентированное издание подготовлено в формате справочно-библиографических материалов с целью – познакомить широкие круги читателей и интернет-пользователей, интересующихся состоянием и перспективами демографического развития России в XXI в., с некоторыми основными демографическими характеристиками народонаселения – общей численностью, численностью половозрастных групп, миграционными процессами и т. д. Особый интерес пособие представляет для управленческого персонала, научных работников , преподавателей, студентов. Материалы издания могут быть использованы библиотечными работниками в просветительской деятельности.

В аналитической части пособия представлены данные статистики народонаселения и обзор основных тенденций и проблем демографического развития России и Самарской области. Для наполнения этой части были использованы материалы госстатистики, публикации и доклады российских демографов и экспертов.

Библиографическая часть содержит информацию о книгах, изданных в 2000–2011 гг., из фонда Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ), рекомендательный список статей за 2010–2012 гг. Библиографические записи сгруппированы в разделы, с выделением книг/статей общего характера и краеведческой тематики; внутри разделов даны в алфавите авторов и заглавий. Для книг приводятся шифры и инвентарные номера. В конце библиографических записей, в квадратных скобках, указаны сиглы хранения (чз – отдела читальных залов, зп – сектора периодики, кх – отдела книгохранения, аб – отдела абонемента, кро – краеведческого отдела, бл – информационно-библиографического отдела, оцт – отдела цифровых технологий). Литературу, отсутствующую в СОУНБ, можно заказать по МБА (межбиблиотечному абонементу) и получить для работы во временное пользование. Услуга ЭДД (электронной доставки документов) позволит заказать копии нужных статей.

В разделе «Диссертации» дан перечень научных исследований за 2010–2012 гг. из Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки. Тексты диссертаций и авторефератов доступны в виртуальном читальном зале в Отделе цифровых технологий (пр-т Ленина, 14 А, 3 этаж).

Будем признательны за отзывы и предложения в адрес составителей:

443110 г. Самара, пр-т Ленина, 14 А Информационно-библиографический отдел (ИБО)

Сектор научной информации по культуре, искусству, образованию, филологии (СНИКИОФ)

Телефон ИБО и СНИКИОФ: (8; e-mail: *****@

Телефон отдела МБА (для справок): (8; e-mail: *****@

Демографический портрет России

Результаты переписи 2010 г.: численность населения

Данные переписи 2010 г. показывают, что население России сократилось от 145,2 млн. чел. в 2002 г. до 141,9 млн. чел.

В среднегодовом измерении население России и большинства ее регионов сокращалось за 2002–2010 гг. быстрее, чем за 1989–2002 гг., поскольку в 1990-е гг. естественная убыль частично компенсировалась большой возвратной миграцией из стран СНГ и Балтии.

Динамика численности населения регионов за межпереписные периоды была разной, но основными факторами роста остаются, как и прежде, агломерационный эффект и повышенная рождаемость. В Центре и на Северо-Западе устойчиво растет только население агломераций федеральных городов. Почти все регионы Поволжья теряют население. На юге и в Сибири растет только население республик с высокой рождаемостью, а на Урале – только Тюменской области за счет ее автономных округов. Убыль населения Дальнего Востока замедлилась, а в Якутии даже прекратилась, также за счет повышенной рождаемости титульного населения. Бывшие лидеры роста за счет миграционного притока (Краснодарский край , Белгородская, Калининградская области) резко замедлили темпы или даже сокращают численность населения.

Компоненты изменения численности населения (тыс. чел.)

Общий прирост

Естественный прирост

Миграционный прирост

январь-июнь

январь-июнь

январь-июнь

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Оперативные данные по естественному движению населения

Тысяч чел.

На 1000 населения

Январь-май

Прирост/ снижение

Январь-май

2012
в %
к 2011

Родившиecя 1)

Умершие:

дети в возрасте
до 1 года1)

Естественный прирост/убыль

Браки

Разводы

1) В связи с переходом Минздрава России на расширенные критерии рождения (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 000н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи») в органах ЗАГС с апреля 2012 подлежат регистрации рождения и смерти новорожденные с экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 граммов).
2) Рассчитывается на 1000 родившихся живыми.

Кулагина Эвелина

В данной работе описывается демографический портрет школы, составленный на основе переписи, проведенной в учреждении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Западное управление министерства образования и науки Самарской области

Окружной конкурс проектов младших школьников "Гулливер»

СЕКЦИЯ

Общество

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Демографический портрет моей школы

Выполнила :

Кулагина Эвелина, учащаяся 4 класса

ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка

м.р.Сызранский Самарской области

Руководитель :

Кулагина Наталья Александровна,

учитель начальных классов

Сызрань,2013 Содержание

Введение

Актуальность Перепись населения - это организация сбора, обработки и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всём населении, проживающем в определённый момент времени в стране. Перепись - это счёт населения. Больше полвека проводятся переписи в нашей стране. Указом Петра 1 было положено начало государственной форме учёта населения - ревизиям. Первая всеобщая перепись населения была в 1897. Инициатором её стал выдающийся русский учёный П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Последняя перепись состоялась в октябре 2010 года.

Для чего же нужна перепись? Она необходима для изучения численного состава населения, его размещения, для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации.

Я хочу привлечь внимание школьников к демографическим проблемам в России на примере школьной переписи.

Проблема исследования: В настоящее время ученики проводят больше времени в школе, поэтому необходимо знать, чем они интересуются, кем мечтают стать, кто они.

Цель моего исследования : составить демографический портрет нашей школы.

Задачи: - познакомиться с историей переписи населения в России;

Изучить национальный, половой состав школьников;

Узнать, чем занимаются учащиеся в свободное от учёбы время; какие любят школьные предметы; любят ли ходить в школу;

Привлечь внимание учащихся к изучению своей родословной; к выбору профессии.

Гипотеза: составив демографический портрет школы, учащиеся нашей школы будут привлечены к изучению свой родословной, познакомятся с выбором профессий родителей, узнают, что их больше интересует.

Объект исследования: учащиеся школы.

Методы: - сравнительный анализ литературы;

Метод анкетирования;

Статистический.

Этапы работы:

1.Изучение литературы.

2. Анкетирование учащихся.

3. Обработка статистических данных.

2.1История переписей населения в России

Без учета населения не может обойтись ни одно государство. Считать людей начали очень давно. В Китае такие учеты проводились более четырех тысяч лет назад. В Древнем Риме учеты населения назывались «цензами». Римские граждане, которых переписывали должностные лица - цензоры, обязаны были скреплять свои ответы клятвой.

На Руси учет людей начался еще во времена татарского нашествия. Учеты в то время были похозяйственными; учитывались дома для обложения их данью. Позднее, в ХУII в. единицей налогового обложения становится двор, а учеты населения стали называться «подворными переписями».

Относительно систематизированный учет населения начали вести со времен Петра 1, когда были введены подушные переписи, называемые «ревизиям». Для определения численности населения, облагаемого податями, прежде всего учитывали крестьян и мещан, хотя наряду с учетом податного населения велся учет населения, не подлежащего обложению.

Ревизские сказки (списки) с большой условностью можно сравнить с переписями населения, так как они велись лишь с целью определения его численности, причем не обеспечивалась сопоставимость даже этих данных от ревизии к ревизии, поскольку количество категорий необлагаемого населения в них менялось. Основной недостаток ревизий и главное их отличие от переписей населения состояли в том, что сроки проведения ревизий были не одинаковы и слишком растянуты во времени. Всего в России прошло десять ревизий, последняя - с 1857 по 1860 год. Длились они по нескольку лет и были очень неточными, учитывали не фактическое число жителей, а только приписанных» из податных сословий, то есть числящихся в списках для уплаты подати (налога).

Через 35 лет после десятой ревизии царское правительство утвердило Положение о проведении первой всеобщей переписи населения. Она основывалась на тех же принципах, что и современная перепись, и прежде всего на принципе одновременности. Положение о переписи было утверждено в 1895 году, а проводилась она по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года. В ней учитывались три категории населения: наличное, постоянное и приписное. Проведением переписи руководил министр внутренних дел, который был председателем главной переписной комиссии. В губерниях переписью формально руководили губернаторы, а непосредственно переписные комиссии. Счетчики формировались из грамотных запасных солдат, учителей и священников.

Материалы переписи обрабатывались крайне скудно. Тем не менее, она представляет единственный источник сравнительно достоверных данных о численности и составе населения России в конце ХIХ века.

Первая советская перепись была проведена в августе 1920 года. Готовилась и проходила она в условиях еще продолжавшейся Гражданской войны. Перепись охватила только 72% населения страны, так как в некоторых районах велись военные действия, и учитывала только наличное население. Руководство переписью осуществляло ЦСУ РСФСР, организованное в 1918 году.

Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. Эта перепись отличалась не только продуманной методикой получения сведений - на каждого жителя составлялся отдельный переписной листок, также впервые были получены данные о социальном составе населения и семьях. Особенностью программы личного листка был вопрос о народности (вместо национальности), так как преследовалась цель дать более детальную картину этнического состава населения страны. В программе стояли и вопросы о месте рождения и продолжительности постоянного проживания. Однако временное проживание не ограничивалось сроком. Грамотность в переписи 1926 года определялась умением читать хотя бы по слогам и писать свою фамилию. В программе переписи подробно освещался вопрос о занятиях и средствах к существованию. Необходимо было указать главное и побочное занятия, должность и специальность. Особо стояли вопросы о безграмотных, о средствах к существованию, о занятиях лиц, на иждивении которых находится опрашиваемый.

Следующая перепись была проведена в январе 1937 года. Однако организация ее была признана неудовлетворительной, материалы ее - дефектными, так как результаты переписи разошлись с публиковавшимися ранее сильно преувеличенными оценками численности населения страны. Данные переписи не были обнародованы.

Новая перепись была проведена в январе 1939 года. Она была вызвана необходимостью иметь полные и достоверные данные о численности и составе населения. Основная особенность этой переписи по сравнению с предыдущими переписями советского периода состоит в полном и потому более точном учете населения, так как формировались обе его категории: наличное и постоянное. Перепись 1939 года была проведена на более высоком научном, методологическом и организационном уровне, чем предыдущая. Программа переписи предусматривала ответ всех переписываемых на 16 вопросов переписного листа. Вместо вопроса о народности в этой переписи уже стоял вопрос о национальной принадлежности.

Следующая перепись населения состоялась только через 20 лет. Программа переписи 1959 года в основном напоминает программу переписи 1939 года. Однако из 16 вопросов, ставившихся тогда, некоторые были исключены. Отсутствовал вопрос - постоянно или временно живет здесь, поскольку последующие записи давали на него ответ. Вопрос о грамотности был слит с вопросом об образовании. В связи с этим отпал и вопрос: окончил ли среднюю или высшую школу? для тех, кто не имел занятий, являющихся источником дохода, следовало указать другой источник средств к существованию.

Последующие переписи становятся регулярными. Перепись 1970 года проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января. Она стала первой переписью, охватившей сплошным наблюдением все население и выборочным наблюдением - 25% его. Переписной лист состоял из одиннадцати вопросов сплошной и семи дополнительных вопросов выборочной переписи. Программа сплошной переписи мало отличалась от программы переписи 1959 года. Вопрос о гражданстве был соединен с вопросом о национальности. О национальности спрашивали у советских граждан, а о гражданстве - у иностранцев. Учащимся следовало указать тип учебного заведения вместо полного его названия при переписи 1959 года. Новшеством явилась рекомендация умеющим свободно разговаривать на каком-либо языке народов СССР, кроме родного языка, указать каким владеет. В выборочной переписи, кроме ответов на вопросы сплошной переписи, следовало ответить дополнительно о месте работы, занятии по этому месту работы, об общественной группе. Кроме того, впервые был включен вопрос о миграции населения.

Перепись 1979 года проводилась по состоянию на 17 января. Ее организация и обработка материалов существенно отличались от предыдущих. Впервые в практике статистики записи производились метками и с помощью специальных читающих устройств вводились в ЭВМ и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых вопросов уточнены. Из программы предыдущей переписи были исключены вопросы о причинах миграции, добавлен вопрос к женщинам о числе рожденных ими детей (в выборочной переписи); более подробно рассматривалось брачное состояние; не учитывалась маятниковая миграция. Перепись 1979 года дала обширные сведения об изменениях численности, состава, структуры и размещения населения.

Всесоюзная перепись населения 1989 года, как и предыдущие, проводилась путем опроса людей по месту их жительства. Основная её особенность состояла в том, чтобы наряду со сведениями о населении были собраны сведения о его жилищных условиях, необходимые для планирования жилищного строительства. При этой переписи впервые были поставлены вопросы: «период постройки дома, материал наружных стен, кому принадлежит дом, тип жилого помещения, благоустройство жилого помещения, число занимаемых комнат, размер общей и жилой площади». Программа переписи отличалась от предыдущей следующими вопросами: выяснялось не отношение к главе семьи, а отношение к члену семьи, записанному первым; вновь появился вопрос о месте рождения. Как и предыдущие послевоенные переписи, она проводилась 8 дней.

Перепись 2002 года стала первой переписью населения в новой России, которая зафиксировала изменения, произошедшие после распада СССР и образования Российской Федерации. Важным принципом переписи стало самоопределение. Все данные переписного листа заполнялись со слов опрашиваемого, без использования каких либо документов. В переписной анкете отсутствовали вопросы о размерах доходов, религиозной принадлежности.

2.2Школьная перепись

В октябре 2012 года я провела анкетирование на примере переписи населения. Составила переписной лист (см приложения №1) и провела опрос среди учащихся 1-11 классов.

2.2.1. Численность и половой состав

В нашей школе обучается 193 ученика, из них 95(49,2%) девочек и 98 (50,8%)мальчиков.

Рис.1 Половой состав школьников

Эта диаграмма наглядно демонстрирует нам отношение между женским полом и мужским. Соотношение между мальчиками и девочками примерно одинаковое.

Наибольшее количество учащихся нашей школы родилось в 2001г.(22чел)-5 класс и в 2005 г.(25чел.)- 1 класс. Это самые большие по численности классы в нашей школе.

2.2.2 Национальный состав

Национальный состав школьников однородный. По данным статистики, 85,5% (165чел.) учащихся нашей школы-русские. На втором месте –чуваши 8,8% (17чел.) на третьем – татары 3,2% (6чел.). Мордва – 1%,(2чел.) цыгане – 1%(2чел.), украинец – 0,5%(1 чел.).

В родословной учащихся нашей школы, кроме русских, есть и цыгане, и мордва, и татары, и чуваши. Поэтому считаю, что с детства нужно прививать уважение к чужой культуре, больше рассказывать об обычаях и традициях народов.

Национальный состав можно изучить и по именам:

Алсу, Рамис, Ренат, Адельша, Диана, Феруза. Провела подсчет распространенности имен и выявила, что среди мужских имен – Дмитрий(10чел), Максим (9чел.) Александр(8чел.),а среди женских – Анастасия (10чел.), Екатерина (7чел.), Дарья и Елена (по 5чел.).

2.2.3. Религиозный состав

Рис.2 Вероисповедание

Очень наглядно можно из диаграммы увидеть то, что в большинстве обучающихся в нашей школе - христиане (184чел.- 95,3%), и лишь в малом количестве исповедуют ислам – 6чел.(3,1%). Некоторые школьники считают себя атеистами (3чел. – 1,6%). Официальной религией в России признано христианство (православие), поэтому это вполне закономерно.

2.2.4.Место рождение

71,5%(138чел.) учащихся нашей школы родились и выросли в нашем селе. Некоторые из них являются родственниками. Об этом можно судить о распространённости фамилий, таких как Королевы, Кулагины, Назаровы, Шишовы.

28,5%(55чел.) составили учащиеся, которые родились в других городах стран России, Украины.

Ученики нашей школы каникулы проводят дома и лишь 10% отдыхают в лагерях, у бабушек.

2.2.5.Мировозрение будущего

Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?». Оказалось, что ученики хотят овладеть 24 различными профессиями. Самые популярные: медицинский работник(17чел.), полицейский (19чел.), учитель (12чел.), ветеринар (11чел.). Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что большинство школьников следует зову сердца и творческому порыву. Но часть учеников 21% пока не определились с выбором профессии.

Был задан вопрос: «Какой уровень зарплаты Вы считаете для себя

достойным?».

59,6%-115 школьников считают для себя достойным заработок выше 30000 рублей в месяц, 31,6% -61чел.считают для себя приемлемой зарплату от 10000до З0000рублей, и лишь 8,8% - 17чел.% согласны на зарплату до 10000 рублей.

Родители наших учеников (71,9%) заняты в непроизводственной сфере. Имеют такие профессии: как учитель, воспитатель, врач, охранник, парикмахер, водитель, военный. 22,6% - безработные, 2,9% - пенсионеры, 2,6% - предприниматели. 2.6.

Одним из вопросов переписи был вопрос: «Почему ученики любят и не любят ходить в школу?».

Выяснилось, что большинству (72%) школьников нравится ходить в школу, потому что «можно общаться с друзьями, весело проводить перемены, много узнаёшь интересного, есть интересные уроки». Но есть и такие ученики(21%), которые полагают, что «нужно ходить в школу для получения хороших оценок, заставляют родители, устали учиться». 7% учащихся затрудняются ответить на этот вопрос.

У каждого школьника есть любимые и нелюбимые предметы. 39,4% -76 учеников считают своим любимым предметом физкультуру: не нужно ничего записывать и решать задачи, можно поиграть, участвовать в эстафетах, научиться владеть мячом. 18,7%-36чел. любят математику, 12,2%-23 чел. предпочитают русский язык и литературу,8,3%- английский язык, 5,6%-11 чел.- ИЗО, 4,1%-8чел. биология, по 0,5% - по 1 чел. выбрали физику, историю, географию, технологию. 9,7% - 19чел. не имеют любимого предмета в школе.

Рис.3 Любимые предметы

А что же любят есть наши ученики в нашей школьной столовой ?

По данным переписи, из всех блюд в меню 31,6% -61ученик больше любят плов, 24,9%-48чел. предпочитают блюда из картофеля,15% - 29чел. любят гречку с гуляшом, 13% - 25чел.- макароны с котлетой, 11,9% - 23чел.- молочную кашу, 3,6% -7чел.-салаты. По мнению учащихся, надо включить в их рацион питания больше разных соков и фруктов.

Рис.4 Любимые блюда учащихся

В свободное от учёбы время 16% школьников занимаются спортом. Самый любимый-волейбол. 42% любимым увлечением считают игру в компьютер, 24% любят гулять по улице, 8% - читать, 2%- вязать, рисовать, слушать музыку, танцевать.

Заключение

В своей работе я постаралась составить демографический портрет школы. Изучив историю переписей населения в России, я расширила свои знания по демографическим проблемам в нашей стране. С помощью анкетирования и статистического метода пришла к выводу, что в нашей школе больше обучается мальчиков. По национальному составу преобладают русские. Вероисповедание-православие. Любимый предмет учеников - физкультура. Лето и межсезонные школьные каникулы наши ученики проводят дома.

Список литература

2. Крылова О.Н. Перепись населения в школе. Еженедельник «География» 1{27-28.-М..2005 .-48-50с.

3.Руководство для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2010 года и заполнение переписных документов-

М. .2010.

Приложение 1

Школьная перепись

Переписной лист

  1. Ваше имя ______фамилия_____
  2. Ваш пол мужской__ женский__
  3. Дата вашего рождения _____
  4. Ваша национальность _____
  5. Место вашего рождения _____
  6. Сколько детей в вашей семье? _____
  7. Ваше вероисповедание _____
  8. Ваше любимое занятие (хобби) в свободное от учебы время _________
  9. Ваш любимый предмет в школе _____
  10. Кем вы хотите стать в будущем?
  11. Ваше любимое блюдо в нашей столовой _____
  12. Занимаетесь ли вы спортом? (каким) _____
  13. Любите ли вы ходить в школу и почему? ______
  14. Профессия ваших родителей _____
  15. Какой уровень зарплаты вы считаете для себя достойным? _____
  16. Где вы отдыхаете летом? _____

Приложение 2

Вступление

Демографическая проблема - одна из глобальных проблем человечества

В наши дни абсолютный годовой прирост населения Земли достигает 90 млн. человек. Из более 200 стран мира на 17 крупнейших с населением свыше 50 млн. чел. приходится почти ¾ жителей Земли.

Демографическая проблема имеет два прямо противоположных аспекта.

В ряде стран существует такое понятие, как демографический кризис , или депопуляция. Это приводит к быстрому старению и сокращению численности населения, вследствие чего и к нарушению воспроизводства населения. В странах Азии, Африки и Латинской Америки очень быстрыми темпами увеличивается население. Это вызывает тревогу у ученых- демографов, ведь при высокой доле молодых возрастов трудно ожидать быстрого снижения темпов естественного прироста.

На сегодняшний день второй аспект более актуален, так как население Земли постоянно растет. Стран с демографическим кризисом мало, в других регионах преобладает рост населения.

Чтобы решить демографическую проблему - необходимо проводить демографическую политику .

По прогнозам в 2050 году население составит более 9 млрд. чел. и прирастает ежесуточно на 216 тыс.чел. Это значительно меньше аналогичного показателя последней трети 20 века и свидетельствует о затухании " демографического взрыва".

В ходе проекта мы попытаемся ответить на основополагающий вопрос проекта:

Какое будущее у Земли?

Наша группа ищет ответ на проблемные вопросы :

  • Останется ли наш поселок на карте?
  • Почему нужно уважать старость?
  • Почему люди мигрируют?

Цель исследования

Изучение особенностей динамики численности населения Дедовичского района

Задачи исследования

  1. Изучить динамику численности населения за посление 25 лет
  2. Изучить динамику естественного прироста населения
  3. Провести опрос населения для выявления причин, влияющих на количество детей в семье
  4. Проанализировать результаты опроса
  5. Высчитать затраты семьи при появлении ребенка
  6. Высчитать затраты семьи на ежемесячное содержание грудного ребенка
  7. Сопоставить затраты на содержание грудного ребенка со среднемесячным доходом семьи

Методы исследования

  • сбор данных
  • анализ и обработка полученных данных
  • изучение научной литературы по данной проблеме
  • представление полученных данных в структурных информационных моделях (таблицы, диаграммы)

Районный конкурс исследовательских работ

«Моя родина –Сыктывдин»

Демографический портрет школы

ученица 10 класса

МБОУ «Зеленецкая СОШ»

Сыктывдинского района

Республики Коми

Руководитель:

Будина Дия Васильвна

учитель географии

Зеленец 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3

    Источники данных о населении………...………………………………………………4

    Динамика численности обучающихся МБОУ «Зеленецкая СОШ»…………………..4

    Половой состав обучающихся школы……...…………………………………………..5

    Возрастной состав обучающихся школы ……………..…………………….…………6

    Результаты анкетирования обучающихся………….…..………………………………7

    1. Национальный состав……………………………………………………………7

      Место рождения обучающихся …………………………………………………8

      Количество детей в семьях обучающихся ……………………………………..8

      Сфера деятельности родителей обучающихся ………………………………..9

      Профессиональные предпочтения обучающихся……………………………...9

      Увлечения обучающихся ………………………………………………………10

      Участие во внеурочной жизни…………………………………………………10

    Динамика потенциальных первоклассников…………………………………………10

    Заключение ……………………………………………………………………………..11

    Литература………………………………………………………………………………12

Введение.

Данная работа носит исследовательский характер и посвящена выявлению особенностей демографической ситуации Зеленецкой средней общеобразовательной школы.

Материал собран в период с сентября по декабрь 2011 года в форме изучение документов сельского поселения «Зеленец» и МБОУ «Зеленецкая СОШ», материала по демографической ситуации России, Республике Коми, а также анкетирования обучающихся.

Цель исследования : составление демографического портрета нашей школы, а также привлечение внимания обучающихся к демографическим проблемам в России и Республики Коми на примере школьной демографической ситуации.

Задачи:

    Изучить возрастной, национальный, половой состав обучающихся;

    Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе;

    Провести анкетирование обучающихся школы;

    Провести статистическую обработку собранного материала;

    Привлечь внимание обучающихся к изучению своей родословной;

    Выявить отношение подростков к планированию семьи;

    Ознакомить с данной работой обучающихся школы.

Актуальность темы: В настоящее время в России и республике Коми очень сложная демографическая ситуация, которая ведет к уменьшению численности населения, эта проблема коснулась нашего села и школы. В школе уменьшилась численность обучающихся, наполняемость классов и количество классов-комплектов.

Объект исследования : обучающиеся школы.

Предмет исследования: динамика численности обучающихся, состав обучающихся..

Методы:

    Анализ литературных источников.

    Проведение анкетирования.

    Обработка данных анкетирования.

    Составление и анализ таблиц и диаграмм.

1. Источники данных о населении

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половине XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта - подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи - по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года.

В октябре 2010 году в нашей школе обучалось 356 обучающихся, в октябре 2012 г.-370 обучающихся.

Для составления демографического портрета был проведен опрос, в котором приняли участие 70 обучающихся 8 – 11 классов, также мы провели анализ ежегодных статистических отчетов школы, изучили архивный материал «Сводная ведомость успеваемости учащихся по годам» с 1985 года по 2012 год. По этим материалам мы выполнили данную работу по изучению демографической ситуации в МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Динамика численности обучающихся в МБОУ «Зеленецкая СОШ»

В 2012 году в школе обучается 370 обучающихся, но анализ архивных документов и статистических отчетов позволяет сделать вывод, что численность обучающихся в период с 1985 по 2012 годы сильно менялась.

Начиная с 1984-85 учебного года, численность обучающихся выросла на 305 человек к 1994-1995 учебному году и составила 785 человек и 36 классов – комплектов, средняя наполняемость классов составила 29 человек. Причиной такого роста численности обучающихся явилось то, что в 1984 году открылась Зеленецкая птицефабрика, и в Зеленец на постоянное жительство переехала в основном молодежь, что сказалось на резком повышении показателей рождаемости. Здание школы, которое было введено в строй в 1976 году, не вмещало такое количество детей, учебный процесс проходил в две смены, для организации обучения использовались старое здание школы, которое находилось в нижней части села, а также танцевальный зал дома культуры. Администрация школы и сельского совета совместно с родителями неоднократно обращались в органы государственного управления с ходатайством о строительстве новой школы. Строительство новой школы началось в 1990 году, и 1 сентября 1992 года новая школа на 1120 мест распахнула свои двери для своих учеников.

С 1995-96 учебного года численность обучающихся постепенно уменьшалась и к 2005-06 учебному году уменьшилась более, чем в 2 раза по сравнению с 1985 г. и составила 350 человек. Уменьшение численности обучающихся связано в первую очередь с уменьшением рождаемости в 90 –е годы, а также миграционными процессами. В 90 – годы из Зеленца стали уезжать люди из-за отсутствия работы, самые главные предприятия на территории поселения находились в тяжелом экономическом положении, происходило сокращение рабочих мест. Также в этот период несколько семей выехало в Германию. Среди них были и обучающиеся школы.

В последние годы численность обучающихся понемногу стала увеличиваться (2009-2010, 2011-2012). С 2009 - 10 учебного года в связи с реорганизацией Слудской и Мандачской СОШ в ООШ, в нашей школе в 10-11 классах обучаются дети с данных поселений, а в 2012 г. с закрытием Мандачской ООШ, в нашей школе обучаются и учащиеся основной школы. В ближайшие годы прогнозируется рост числа обучающихся в связи с вводом нового жилого дома в с. Зеленец.

Таблица 1.

Численность обучающихся в Зеленецкой СОШ

Учебные годы

Кол-во обучающихся

Кол-во классов-комплектов

1984-1985

480

1989-1990

691

1994-1995

785

36

1995-1996

726

1999-2000

552

2004-2005

362

2005-2006

350

2009-2010

362

2010-2011

356

2011-2012

364

2012-2013

370

3. Половой состав обучающихся школы

Мы проанализировали также соотношение девочек и мальчиков среди обучающихся школы за последние 8 лет и увидели, что в школе во все эти годы наблюдается превышение девочек над мальчиками, что отражает в целом половую структуру населения России, республики Коми и Сыктывдинского района. Наибольший перевес девушек над юношами на старшей ступени обучения: в 10 классе 12 девушек и 3 юноши (80%: 20%), в 11 классе 13 девушек (100%).

Таблица 2

Соотношение девочек и мальчиков

Учебный год

Девочки

Мальчики

2004-2005

182

180

2005-2006

180

170

2006-2007

192

158

2007-2008

189

168

2008-2009

186

172

2009-2010

195

167

2010-2011

185

171

2011-2012

190

174

2012-2013

193

177

4. Возрастной состав обучающихся школы

По данным отчета школы на 1 сентября 2012 о возрастном составе населения обучающихся, можно увидеть, что больше всего обучающиеся 2003 и 2004 годов рождения.

Таблица 3.

Возрастной состав обучающихся

Год рождения

Количество

Количество в %

1993

0,8

1994

3.7

1995

3,7

1996

5,4

1997

5,1

1998

9,7

1999

9,4

2000

10,2

2001

9,9

2002

10,7

2003

43

11,6

2004

43

11,6

2005

11,3

2006

0.8

Всего

370

100

Количество обучающихся по ступеням обучения:

1 ступень – 174 чел., 2 ступень – 168 чел., 3 ступень – 28чел.

    Результаты анкетирования

5.1. Национальный состав

Национальный состав мы определяем не у всех обучающихся школы, а только у респондентов, так как данная информация отсутствует в официальных источниках. По результатам анализа опрошенных по национальности в школе преобладает русские –57%.

Таблица 4

Национальный состав респондентов

Национальность

Количество опрошенных

Количество %

Русские

Коми

28,5

Чуваши

Украинцы

Азербайджанцы

Белорус

Часть детей затрудняется определить свою принадлежность к определенной национальности, так как родители имеют разную национальность.

5.2Место рождения обучающихся школы


По диаграмме мы видим, что большинство обучающихся школы родились в с.Зеленец и д. Парчег другие родились в Сыктывкаре и других населенных пунктах РК, лишь трое опрошенных приехали из-за пределов республики. Таким образом, основная часть обучающихся имеет местные корни.

5.3 Количество детей в семьях обучающихся

Таблица 5

Кол-во детей в семье

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Всего

Один

Два

Три

Четыре

Шесть и более

В основном в семьях обучающихся один или два ребенка, на них приходится 24,2% и 57,1% соответственно. На многодетные семьи из числа опрошенных (три и более детей) приходится всего лишь 18,7%.

В то же время в настоящее время в нашей школе обучаются дети из многодетных семей, которых в поселении - 24.

Таблица 6

Количество многодетных семей и детей в таких семьях

годы

количество многодетных семей

количество детей в многодетных семьях

на 1.01. 2006.г

нет данных

на 1.01. 2007г.

на 1.01. 2008г.

на 1.01. 2009г.

на 1.01. 2010г.

на 1.01. 2011г.

Самые большие семьи: Клименко (родители и 8 детей), семья Колеговых (родители и 7 детей), в остальных многодетных семьях по 3 детей.

На вопрос «Сколько детей хотели иметь обучающиеся?» ответы были следующие: 1-2 ребенка -51обучающихся, 2-3 -8, 3 и более- 2, не знают -6, не хотят – 3.

5.4 Сфера деятельности родителей обучающихся

Сфера обслуживания – 20 родителей;

СЛПК – 18 родителей;

ОАО «Зеленецкая птицефабрика» - 16 родителей;

Образование – 15 родителей;

Домохозяйки – 3 родителя;

Пенсионеры – 4 родителя;

Также работают в медицине, ЖКХ, социальной сфере и управлении.

Для нашего поселения характерно, что большая часть родителей обучающихся имеют постоянное место работы: это учреждения сферы обслуживания Эжвинского района и г. Сыктывкара, а также самые крупные предприятия вблизи поселения – СЛПК и Зеленецкая птицефабрика. Наиболее распространенные профессии родителей – продавцы, водители, работники ЗПФ и СЛПК. Уровень безработицы среди родителей обучающихся невысокий, это объясняется выгодным географическим положением села, развитой инфракструктурой.

5.5 Профессиональные предпочтения обучающихся МБОУ «Зеленецкая СОШ»

Один из вопросов анкеты был «Какую профессию ты бы хотел получить?» Оказалось, что ребята хотят овладеть различными профессиями.

Таблица 7

Профессии

Количество обучающихся

медицина

парикмахер

программист

инженер - строитель

полиция

экономист

учитель

спортсмен

налоговая служба

автомеханник

ветеринар, следователь, электрик

по 1 чел.

журналист, музыкант, артист, слесарь

по 1 чел.

не определились

В школе проводится большая профориентационная работа, обучающиеся ориентируются в мире профессий. Обучающиеся школы задумываются о своем будущем.

Предполагаемый уровень образования: высшее – 60% (6 обучающихся планируют получить не менее 2 высших образований), средне-специальное -40%. Обучающиеся понимают, что в современных условиях стране нужны образованные, высококвалифицированные кадры.

    1. Увлечения обучающихся

В свободное от учебы время обучающиеся занимаются разными дополнительными видами деятельности по своим интересам: спорт, творчество, Интернет. Для занятий во внеурочное время предлагают свои услуги дом культуры, детский юношеский центр, музыкальная школа, библиотека, лыжная база, а также учреждения дополнительного образования Эжвинского района.

Среди опрошенных увлечения распределились следующим образом: спорт – 19 человек, музыкальная школа -3 чел., вокал -2 чел, Лингва- 2 чел, рисование -2 чел., кружки -3 чел, читают – 3 чел., разные увлечения – 12 человек, гуляют -21 чел., нечем -6 чел. Обучающиеся 11 класса занимаются самообразованием и подготовкой к ЕГЭ.

5.7 Участие во внеурочной жизни школы

Постоянно участвуют во внеурочной жизни школы 54,3% опрошенных, иногда-17,1%, вообще не участвуют – 28,6%. Больше всего тех, кто не участвует в общественной жизни школы обучающиеся 8аб классов.

    Динамика потенциальных первоклассников

Сколько первоклассников придет в школу в будущем?

На уроке географии с обучающимися 9 класса мы изучили паспорт сельского поселения, проанализировали данные и сделали вывод: сколько обучающихся придет в первый класс в ближайщие 5 лет.

Таблица 9

Потенциальные первоклассники

2013

2014

2015

2016

2017

Количество детей в возрасте от 0 до 6 лет -339.

Мы видим, что реформа правительства с материнским капиталом оказала заметное влияние на рождаемость в поселении, у людей появилась вера в будущее.

Заключение.

    Глубокий социально-экономический кризис 90-х годов отразился на численности обучающихся нашей школы.

    Демографический портрет нашей школы отражает общую демографическую ситуацию в РК, России в целом.

    В нашей школе женский коллектив преобладает над мужским. Эта тенденция так же прослеживается в России и республике.

    Национальный состав населения разнообразен, но преобладают русские.

    В ближайшие 5 лет численность обучающихся школы не будет сильно изменяться

    По итогам наших исследований примерно через 10-12 лет количество учащихся вновь будет увеличиваться, когда подрастёт поколение 15-летних. К этому времени сегодняшние подростки вступят в детородный возраст.

Литература

    Интернет источники (ru .wikipedia .org /wiki /).

    Паспорт сельского поселения «Зеленец».

    Предварительные итоги переписи населения в Республике Коми

    Алфавитная книга МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Архивные документы МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Статистические отчеты МБОУ «Зеленецкая СОШ».