Демографический портрет планеты в конце 21 века. Учебный проект демографический портрет планеты

1. Что такое демографическая ситуация?

Демографическая ситуация – то комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий.

Действительно половозрастная структура населения является «запечатленной демографической историей», поскольку в ней отражаются «демографические волны» - подъемы и спады численности населения, которые прослеживаются через поколения. К примеру, в результате войн гибнут не только непосредственные их участники, но и понижается общая численность населения, поскольку умершие не могут дать в дальнейшем потомства. Также перекосы в сторону женского населения свидетельствуют о воинах, на которых умирали в основном мужчины.

3. Выберите верный ответ. Более молодое население проживает: а) в центральных районах России; б) в районах Крайнего Севера.

4. Как вы считаете, для чего необходимы знания о возрастном составе населения страны?

Знания о возрастном составе населения позволяют лучше понять потребности населения, к примеру, если регионе проживает большое молодого населения, то у них возрастает потребность в детских садах, школах, есть потребность в работе, а значит в новых предприятиях; если же преобладает пожилое население, то больше возникает потребностей в социальных службах, поликлиниках. Также знание о возрастном составе населения позволяет делать экономические прогнозы, к примеру, можно заранее предотвратить проблемы стагнации экономики из-за эффекта старения нации.

5. Назовите особенности половозрастной структуры населения России.

В России существует ряд особенностей половозрастной структуры населения. В частности в общей половой структуре преобладают женщины, причем сдвиг в сторону женского населения происходит в возрасте после 32 лет. При увеличении возраста дисбаланс полов увеличивается. В возрастной структуре преобладает трудоспособный возврат. Также в России четко прослеживаются демографические волны – эхо Великой Отечественной войны (спады численности населения: 70-65 лет, 40-45 лет, 10-15 лет).

6. Какие различия по возрастному составу населения наблюдаются в отдельных регионах России? Чем это обусловлено?

Возрастной состав населения регионов России весьма существенно различается. Средний возраст населения в пяти самых «молодых» регионах России (Р.Тыва, Р.Алтай, Чеченская Р., Р. Дагестан, Ямало-Ненецкий АО), по крайней мере, на 8,5 года ниже, чем в пяти самых «старых» (Ярославская обл., Тверская обл., Владимирская обл., Рязанская обл., Калужская обл.).

7. Найдите на половозрастной пирамиде точки, соответствующие вашему возрасту, возрасту ваших родителей, бабушек, дедушек и других родственников.

Численность населения в возрасте 14-15 лет составляет: 700 тыс. (М) и 680 тыс. (Ж); в возрасте от 45-48 лет: 850 тыс. (М), 1000 тыс. (Ж); в возрасте: 70-75 лет: 360 тыс. (М), 750 тыс. (Ж).

8. Можно ли утверждать, что продолжительность жизни в России во многом зависит от образа жизни? Как вы считаете, может ли увеличиться продолжительность жизни в России? Что для этого нужно сделать обществу и самому человеку?

Продолжительность жизни человека зависит от множества различных факторов, и определяется не только лишь его наследственными и биологическими особенностями. Продолжительность жизни человека зависит и от социальных условий жизни (быт, труд, питание, отдых, образ жизни). При этом социальные условия гораздо весомее, чем биологические. Так, продолжительность жизни зависит от усилий общества, направленных на укрепление здоровья и предотвращение смертности населения. Продолжительность жизни намного выше в экономически развитых странах. Продолжительность жизни в России может увеличиться, если будет развиваться социальные институты, в первую очередь доступная, качественная и бесплатная медицина. Так же и сам человек может повлиять на свою продолжительность жизни, необходимо лишь соблюдать правила здорового образа жизни (не употреблять наркотические средства, вести активный образ жизни, следить за питанием и режимом дня).

9. В послании Федеральному собранию в мае 2006 г. Президент России назвал одной из самых острых проблем современности демографическую проблему. В качестве задач, направленных на преодоление демографического кризиса, были названы: 1) снижение смертности; 2) эффективная миграционная политика; 3) повышение рождаемости. Выскажите своё отношение к данной проблеме. Как вы считаете, какие эффективные меры нужно принять, чтобы решить демографическую проблему в нашей стране?

Для разрешения демографических проблем в России необходимо срочное принятие следующих мер: направленные на повешение рождаемости – социальная защита семьи – решение жилищного вопроса, строительство новых детских садов и школ, поддержка матерей и увеличение выплат детских пособий; направленные на уменьшение смертности: развитие бесплатной и доступной медицины, пропаганда и поддержка ЗОЖ; направленные на увеличение продолжительности жизни: уменьшение рабочей недели, увеличение уровня жизни, за счет искоренение бедности, поддержка пожилого населения, увеличение пенсий, уменьшение пенсионного возраста.

ПЛАН ПРОЕКТА

«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №1185»

Предварительный этап

Перед началом реализации проекта учитель проводит подготовительную работу: осмысливает основной замысел будущего проекта, цель и задачи проектной работы, примерную тематику исследований, организационные вопросы. Оформляются опросные листы, бланки, информация о проектной работе. Происходит формирование проектной группы. Определяются дни проведения интервью с секретарём школы, опроса учащихся школы.

Стартовый этап

Учитель озвучивает идею проекта, представляет информацию о состоянии демографической ситуации в стране, регионе и данных переписи населения, организует обсуждение тем будущих исследований проекта. Учащиеся высказывают свои идеи, гипотезы, записывают вопросы. Учитель мотивирует учащихся на участие в проекте. Учащиеся получают домашнее задание: найти значения слов и зафиксировать их в словаре проекта. Знакомятся с примерами индивидуальных планов работы над проектом. Результатом данного этапа является оценивание ситуации на входе в проект (формирующее оценивание), создание необходимой эмоциональной атмосферы, формирование группы.

Результат деятельности учащихся - словарик основных терминов, создание группового и индивидуальных маршрутов проекта.

Поисковый этап

Проблемное изложение материала учителем, беседа с учащимися на основе выполненного домашнего задания (основные понятия, вопросы), определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Учитель представляет информацию по географии населения России, Санкт-Петербургаи демографической ситуации в регионе. Учащиеся коллективно обсуждают план деятельности. Учитель ориентирует участников проекта на определение результатов работы каждого. Учащиеся создают план работы группы, участвуют в определении целей и задач. Дидактические материалы – раздаточные листы, карточки, аннотированный список ресурсов, требования к плану работы группы, направляющие вопросы, анкеты, методические инструкции по проведению исследований. Назначаются дни проведения интервью и опроса учащихся школы.

Учащиеся изучают различные источники информации, выполняют задания, проводят опрос, берут интервью, фотографируют, обрабатывают статистические данные, выполняют творческие работы, выбирают формы представления результатов. Участники осуществляют систематизацию материала в соответствии с идеей работы. Учитель проводит индивидуальные консультации, знакомится с промежуточными отчетами.

Обобщающий этап

На этом этапе учащиеся работают над созданием презентации. Учитель представляет шаблоны буклета, презентации. Используются статистические и информационные материалы, справочники, словари. Учащиеся систематизируют подобранный материал, оформляют результаты работы в различных формах. На этом этапе осуществляется доработка отчетов о проведенных исследованиях.

Завершение проекта

Проводится конференция, на которой участники проекта представляют результаты работы. Рефлексия работы над проектом осуществляется через обсуждение, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо вынести на обсуждение в будущих работах. Учащиеся высказывают свое мнение об участии в проекте, своих впечатлениях и открытиях. Во время подведения итогов происходит формулировка общего вывода.

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Сектор научной информации по культуре, искусству, образованию, филологии

Демографический портрет

россии ХХ I века

Справочно-библио-веблиографические материалы


© ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека»

От составителя

Демографическая проблема в современной России – одна из острейших проблем. От ее решения зависят перспективы модернизации и конкурентоспособность экономики, социальное развитие , геополитическая стабильность государства. Сегодняшняя Россия нуждается в оздоровлении демографической ситуации, в создании условий для стабилизации и роста ее населения. Знание и глубокий анализ демографических процессов будут способствовать осуществлению целенаправленной государственной политики. В начале ХХI в. уже был принят ряд важных руководящих документов: в 2001 г. – «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в которой констатировалась проблемная демографическая ситуация в России и были сформулированы цели и задачи демографической политики; в 2007 г. – «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (текст дан в Приложении).

Данное демографически ориентированное издание подготовлено в формате справочно-библиографических материалов с целью – познакомить широкие круги читателей и интернет-пользователей, интересующихся состоянием и перспективами демографического развития России в XXI в., с некоторыми основными демографическими характеристиками народонаселения – общей численностью, численностью половозрастных групп, миграционными процессами и т. д. Особый интерес пособие представляет для управленческого персонала, научных работников , преподавателей, студентов. Материалы издания могут быть использованы библиотечными работниками в просветительской деятельности.

В аналитической части пособия представлены данные статистики народонаселения и обзор основных тенденций и проблем демографического развития России и Самарской области. Для наполнения этой части были использованы материалы госстатистики, публикации и доклады российских демографов и экспертов.

Библиографическая часть содержит информацию о книгах, изданных в 2000–2011 гг., из фонда Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ), рекомендательный список статей за 2010–2012 гг. Библиографические записи сгруппированы в разделы, с выделением книг/статей общего характера и краеведческой тематики; внутри разделов даны в алфавите авторов и заглавий. Для книг приводятся шифры и инвентарные номера. В конце библиографических записей, в квадратных скобках, указаны сиглы хранения (чз – отдела читальных залов, зп – сектора периодики, кх – отдела книгохранения, аб – отдела абонемента, кро – краеведческого отдела, бл – информационно-библиографического отдела, оцт – отдела цифровых технологий). Литературу, отсутствующую в СОУНБ, можно заказать по МБА (межбиблиотечному абонементу) и получить для работы во временное пользование. Услуга ЭДД (электронной доставки документов) позволит заказать копии нужных статей.

В разделе «Диссертации» дан перечень научных исследований за 2010–2012 гг. из Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки. Тексты диссертаций и авторефератов доступны в виртуальном читальном зале в Отделе цифровых технологий (пр-т Ленина, 14 А, 3 этаж).

Будем признательны за отзывы и предложения в адрес составителей:

443110 г. Самара, пр-т Ленина, 14 А Информационно-библиографический отдел (ИБО)

Сектор научной информации по культуре, искусству, образованию, филологии (СНИКИОФ)

Телефон ИБО и СНИКИОФ: (8; e-mail: *****@

Телефон отдела МБА (для справок): (8; e-mail: *****@

Демографический портрет России

Результаты переписи 2010 г.: численность населения

Данные переписи 2010 г. показывают, что население России сократилось от 145,2 млн. чел. в 2002 г. до 141,9 млн. чел.

В среднегодовом измерении население России и большинства ее регионов сокращалось за 2002–2010 гг. быстрее, чем за 1989–2002 гг., поскольку в 1990-е гг. естественная убыль частично компенсировалась большой возвратной миграцией из стран СНГ и Балтии.

Динамика численности населения регионов за межпереписные периоды была разной, но основными факторами роста остаются, как и прежде, агломерационный эффект и повышенная рождаемость. В Центре и на Северо-Западе устойчиво растет только население агломераций федеральных городов. Почти все регионы Поволжья теряют население. На юге и в Сибири растет только население республик с высокой рождаемостью, а на Урале – только Тюменской области за счет ее автономных округов. Убыль населения Дальнего Востока замедлилась, а в Якутии даже прекратилась, также за счет повышенной рождаемости титульного населения. Бывшие лидеры роста за счет миграционного притока (Краснодарский край , Белгородская, Калининградская области) резко замедлили темпы или даже сокращают численность населения.

Компоненты изменения численности населения (тыс. чел.)

Общий прирост

Естественный прирост

Миграционный прирост

январь-июнь

январь-июнь

январь-июнь

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Оперативные данные по естественному движению населения

Тысяч чел.

На 1000 населения

Январь-май

Прирост/ снижение

Январь-май

2012
в %
к 2011

Родившиecя 1)

Умершие:

дети в возрасте
до 1 года1)

Естественный прирост/убыль

Браки

Разводы

1) В связи с переходом Минздрава России на расширенные критерии рождения (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 000н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи») в органах ЗАГС с апреля 2012 подлежат регистрации рождения и смерти новорожденные с экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 граммов).
2) Рассчитывается на 1000 родившихся живыми.

1

1 с. Эворон, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Солнечного муниципального района Хабаровского края, 5 класс

Володкевич О.В. (с. Эворон, МБОУ СОШ)

1. Архивные материалы Эворонской школы.

2. Архивные материалы сельской администрации села Эворон

3. Копылов В.А. География населения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2012г.

4. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география.- М.: Аванта+, 2011г.

5. География: население и хозяйство России: Учеб. Для 9кл. общеобразоват. учреждений/А.И.Алексеев, В.В. Николина.- М.: Просвещение, 2012г.

В курсе географии, изучая численность населения России, мы заинтересовались проблемой демографического состава населения. На протяжении всей истории существования России власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, детской смертности не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть - состояние государства.

Эти отрицательные тенденции подсказали нам тему исследования. Мы решили исследовать демографическую ситуацию в селе Эворон, а также выяснить, как обстоят дела с демографией в школьном коллективе. Мы заинтересовались, когда в школе было больше всего учеников, а когда меньше и решили выяснить причины такой ситуации. Для этого мы должны были ответить на такие насущные вопросы: «Как обстоит дело в родном селе и в нашей школе? Какие показатели демографии характерны? Что ожидает село и школу в будущем? Каковы прогнозы численности его населения?»

Актуальность темы. Население - основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но в последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны. Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом, в настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества. Стало очевидно, что демографический кризис не решится сам собой и даже если прилагать значительные усилия в области выхода из кризиса, результат будет достигнут по прошествии многих лет или десятилетий. Эти проблемы не обошли и наше маленькое село Эворон, затерявшееся на просторах Хабаровского края.

Об актуальности данной темы говорят следующие факты:

1) в стране введен в действие национальный проект, направленный на поддержание семьи и материнства;

2) проходят акции, организуются движения, призывающие вести здоровый образ жизни;

3) 2008 год был объявлен годом семьи.

Какую практическую значимость имеет исследование демографической ситуации на территории села Эворон и в средней Эворонской школе?

В широком смысле данная тема изучается в школьных курсах географии и обществознания, ее изучают многие ученые, статистика ведет различные подсчеты в области демографии, современные молодые исследователи обращают на эту проблему пристальное внимание. Нам интересен более узкий аспект проблемы, касающийся нашего региона. По статистическим данным Хабаровский край занимает 2-е место на Дальнем Востоке и 34-е место в Российской Федерации по численности населения. Демографическая ситуация в Хабаровском крае в целом соответствует общероссийским тенденциям: с начала 1990-х численность населения края постепенно сокращалась в результате естественной убыли и миграционного оттока. С 2012 году, впервые за последние 20 лет, в крае вот уже третий год отмечается положительное значение естественного прироста населения.

Новизна нашей работы заключается в том, что нам интересна судьба не только России в целом, не только нашего региона, но и маленького, едва заметного на карте, села Эворон и его небольшой школы. В своих исследованиях мы попытались изучить проблемы демографии нашего села, наметить возможные пути их решения.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования: описательный, сравнительный, статистический, аналитический.

Информационной основой исследования послужили архивные материалы администрации села Эворон, школьная документация, справочники.

Структура исследования. Исследовательская работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, приложения, списка использованной литературы.

Планирование основных этапов исследования:

1 этап - работа с материалами: изучение литературы по теме, сбор статистических данных по периоду исследования.

2 этап - аналитический: обработка данных, анализ полученной информации, сравнение полученных результатов.

3 этап - оформление работы: оценка результативности исследовательской работы по данной теме.

Основная часть

Динамика и характер изменений численности населения любой территории задаются его механическим и естественным движением. Воспроизводство населения - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений людей. Учитывая данную проблему, мы выдвигаем гипотезу: если исследовать демографическую ситуацию в селе Эворон, а также в школе, то в будущем можно определить экономические и социальные возможности развития села, процветания школы.

Использовать данную информацию можно на уроках географии, для расширения кругозора учащихся школы и жителей поселения, в работе администрации поселка для планирования деятельности.

Для выхода из демографической ситуации в любом населенном пункте, в том числе и в нашем селе, необходимо создать условия, чтобы молодежь оставалась в селе, а не уезжала в город. Нужно создавать новые рентабельные производства, строить жилье, расширять сферу бытовых услуг, улучшать уровень медицинского обслуживания. А чтобы все это выполнить на уровне администрации села, где небольшой бюджет, необходимо создать программу выхода из демографической ситуации и с ней участвовать в государственных программах, где можно выигрывать различные тендеры.

Цель работы: изучить демографическую ситуацию на территории села Эворон. Составить демографический портрет школы в условиях демографического кризиса.

Проанализировать статистические данные о населении села Эворон.

Изучить архивные материалы, документацию села Эворон.

Рассмотреть динамику рождаемости, смертности в селе за несколько лет, половую структуру, а также национальный состав села Эворон.

Изучить архивные материалы, документацию муниципальной бюджетной средней школы с. Эворон.

Рассмотреть динамику численности обучающихся, половую структуру, а также социальный статус родителей

Объект исследования: демографическая обстановка на территории села.

Предмет исследования: народонаселение села Эворон, школьная и родительская общественность Муниципальной средней школы села Эворон.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать статистические данные о населении села Эворон.

Изучить архивные материалы, документацию села Эворон.

Рассмотреть динамику рождаемости, смертности в селе за несколько лет, половую структуру, а также национальный состав села Эворон.

Изучить архивные материалы, школьную документацию.

Рассмотреть динамику численности обучающихся, половую структуру, а также социальный статус родителей.

Провести анкетирование среди учителей и учеников 8-11 классов нашей школы.

Глава 1. Демографическая ситуация села Эворон

Нас очень волнует вопрос, а не грозит ли нашему селу вымирание? Чтобы ответить на вопрос, как изменилась численность населения, проживающего в нашем селе, мы обратились в сельскую администрацию с просьбой предоставить нам статистические материалы. Проанализировав полученные материал за пять разных лет, мы пришли к выводу, что наше население уменьшилось на 152 человека (это можно видеть в таблице № 1).

Таблица № 1

Численность населения села Эворон

По данным на 2014 год в селе Эворон проживает 1211 человек. Мы проследили в течение 14 лет (с 2000года до 2014 года) за приростом населения. Прирост наблюдали только в 2004 году (7 чел), в 2007 году(5 чел), в 2014году (2 чел). Для этого составили таблицу № 2, в которой указали число умерших и родившихся людей за эти 14 лет. По таблице видно, что прироста населения нет, численность идет на убыль. Значить не зря мы волнуемся, что село стоит на гране вымирания, как это происходит со многими селами России.

Таблица № 2

Прирост населения в период с 2000 года по 2014 год

Количество родившихся

Количество умерших

Прирост населения

Мы составили отдельно таблицу № 3, в которой указали смертность женщин и мужчин, где исследования показали, что мужчины умирают чаще, чем женщины. Это можно объяснить физиологическими и психологическими особенностями мужчин: они больше подвержены воздействию вредных привычек, сердечно - сосудистым заболеваниям и заболеваниям, связанным с тяжелыми условиями труда, они чаще попадают в ДТП и т.д.

Таблица № 3

Половой состав умерших

Нас интересовал национальный состав нашего села. Для этого нам пришлось проанализировать не только архивные документы администрации села, пролистать домовые книги, а также встретиться с членами избирательной комиссии и выяснить, что наше село многонациональное: здесь проживают не только русские и коренные народы Дальнего Востока, но и другие народы.

Таблица № 4

Национальный состав села

Экономический кризис прошелся и по нашему селу, нехватка рабочих мест приводит к безработице, к ухудшению материального состояния граждан, к миграции в другие районы. На основании архивные документы администрации села, мы составили таблицу, в которой отразили трудовые ресурсы нашего села.

Таблица № 5

Слои населения

Глава 2. Исследования демографической ситуации в Эворонской школе

Дальнейший спад рождаемости усилен также экономическим кризисом и снижением уровня жизни населения. В настоящее время в селе остро стоит проблема нехватки нормальной работы и жилья, с которой сталкиваются, в основном, молодые семьи. А это тоже одна из причин спада рождаемости и соответственно меньшее количество обучающихся в школе. Для исследования мы взяли несколько лет, проследив, как меняется состав школьников в нашей школе. Пришли к выводу, изучив школьную документацию, что в 2012 -2013 учебном году было меньше всего учеников (135 человек), а в 2014 - 2015 учебном году на 8 человек больше детей, чем в остальные годы (143 человека).

Таблица № 6

Численность детей в Эворонской школе

Нас интересовало, а сколько девочек и мальчиков учиться в настоящее время у нас в школе. Для этого мы изучили численность и половую структуру школьного сообщества по классам за 2014 - 2015 учебный год. В этом учебном году в школе насчитывается 143 человека. Из них 81 девочка и 62 мальчика, это говорит о том, что девочек в школе больше чем мальчиков.

Таблица № 7

Численность и половая структура учащихся по классам на 2014 - 2015 год

Таблица № 8

Образовательный уровень родителей Эворонской школы

Изучив образовательный уровень родителей учеников школы на период 2014 - 2015 уч.г., мы отметили, что родители в основном имеют среднее полное общее образование (11 классов), что составляет 35% от общего числа, с высшим образованием всего 14% родителей, со средне - специальным образованием - 29%, 22% составляют родители, имеющие 9 классов образования. Мы попытались связать уровень образования родителей и учебные успехи их детей. Родители со средним образованием не всегда в достаточной мере могут помочь своим детям в учебе, проверить у них домашнее задание, отсюда в нашей школе не так много отличников и хорошистов. Так, например, в 1 полугодии из 143 учеников 15 отличников, 46 хорошистов по всей школе.

Образование во многом определяет социальный статус человека.

Изучив социальный статус родителей учеников нашей школы, можно сделать вывод, что большая часть родителей имеют рабочие профессии.

Таблица № 9

Социальный статус родителей

Мы изучили состав семей наших школьников и составили следующую таблицу.

Таблица № 10

Состав семей наших учеников

Из таблицы видно, что в нашей школе дети растут в основном в семьях, где два ребенка.

Провели анкетирование среди школьников 8 - 11 классов. Анкета состояла из трех вопросов:

1.Как вы думаете, почему умирают люди в нашем селе?

2. Ваше мнение, как можно сократить смертность в нашем селе?

3. Какова причина миграции людей из нашего села?

По первому вопросу анкеты было высказано несколько причин смерти в нашем селе: употребление алкоголя с раннего возраста (13 чел); плохое медицинское обслуживание (6 чел); плохое питание (5чел); неблагоприятный климат (6чел).

На второй вопрос анкеты были следующие ответы: улучшить экологическое состояние села (7чел); повысить уровень медицинского обслуживания (12 чел); усилить штрафные санкции за продажу несовершеннолетним пиво, алкоголь, сигареты (15 чел); чаще проводить профилактические беседы с подростками о вредных привычках и их последствиях (7 чел).

Следующие ответы мы получили на третий вопрос анкеты: плохо развита инфраструктура села (11 чел); мало предприятий, невысокая заработная плата

(13 чел); нет нормального кафе, спортивного комплекса, куда можно сходить вечером (15 чел).

Анализ анкеты показал, ученики нашей школы сталкиваются с теми же проблемами, что и их родители. Если не решать эти проблемы и дальше, то о развитии села в будущем не будет и речи.

Заключение

В литературе много различной информации о населении России, Хабаровского края. А демографические вопросы, касающиеся отдельных малых населенных пунктов, не освещаются, и найти такие данные довольно сложно.

Демографический портрет села Эворон и нашей школы, представленный в данной работе довольно наглядно отражает демографическую ситуацию в малых селах и в России целом. Как показали исследования, наше село многонациональное, прироста нет из-за низкой рождаемости и большой смертности. Большинство школьников растут в семьях, где двое детей, большинство родителей имеют среднее образование, это оказывает влияние на будущие возможности детей. На основании результатов данного исследования мы доказали, что процессы изменения численности и состава учащихся нашей школы и их родителей являются следствием и отражением экономических и политических процессов, происходящих в нашем селе и стране. Однако они могут иметь свои особенности. Завершая исследовательскую работу, нам не хочется думать, что демографическая ситуация таких сел как Эворон может привести к гибели самого села и исчезновению его с карты страны.

Мы будем надеяться, что политика государства будет направлена на сохранение сел и небольших поселков.

Сколько их на Руси поставлено, Деревенек и сел бревенчатых, Подпоясанных палисадами, И рябинами увенчанных… То речушки со щучьими плесами, То леса их к себе привадили. Широко по земле разбросаны, Словно дети одной матери.

Александр Романов.

Библиографическая ссылка

Володкевич М. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЕГО СЕЛА. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕЙ ШКОЛЫ // Старт в науке. – 2016. – № 3. – С. 11-16;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=310 (дата обращения: 22.03.2019).