Социальные проблемы современной россии. Раздел i

Одной из наиболее актуальных проблем российского общества остается поддержание внутренней стабильности в государстве. Речь идет о предотвращении политических кризисов и обеспечении поступательного движения вперед в области расширения демократических преобразований. Политическая система страны далека от совершенства и в полной мере не гарантирует населению всех тех прав и свобод, которые закреплены законодательно.

Несовершенство политической системы в последние годы стало одной из причин активных выступлений оппозиции.

Продолжает хромать и экономика страны. Лидеры государства не раз указывали в своих выступлениях, что России необходимо прекратить ориентироваться на выгоды, получаемые от продажи за рубеж сырьевых ресурсов, и искать новые резервы развития.

В Бюджетном послании правительству, обнародованном 13 июня 2013 года, президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что важнейшая задача страны – уход от сырьевой зависимости. Возможным решением этой проблемы могла бы стать ориентация экономики на восстановление частично разрушенного машиностроения, внедрение инноваций и современных наукоемких технологий.

Проблемы в социальной сфере

Остается острой проблема бедности широких слоев населения, которую эксперты ставят на одну из первых позиций по значимости. За минувшее десятилетие рост доходов в стране существенно отставал от роста инфляции. Остается значительным разрыв между беднейшими и наиболее состоятельными гражданами страны. Политический обозреватель «Российской Газеты» Валерий Выжутович в статье «Порок бедности», опубликованной 09 сентября 2011 года, приводит данные официальной статистики, согласно которым около 13% населения России проживают за чертой бедности.

Еще одна из проблем, существование которой не возьмется отрицать ни один серьезный исследователь, – повышение уровня алкоголизации населения России. Злоупотребление спиртными напитками неизбежно ведет к общей деградации народа и повышению смертности.

Алкоголизация нередко является следствием нерешенности социальных проблем, потери жизненных ориентиров и растущей безработицы.

Факты свидетельствуют, что население России медленно, но неуклонно сокращается. С момента запуска процессов, которые должны были вернуть Россию на путь цивилизованного развития, кривая смертности среди россиян стала идти вверх, а кривая рождаемости упала. Даже согласно оптимистическим прогнозам Росстата, опубликованным 07 июня 2013 года, к 2031 году численность населения страны сократится с нынешних 143 млн до 141 млн человек.

Это лишь самые острые и наиболее актуальные для сегодняшнего дня проблемы современной России. Решить их можно только комплексно. И многое здесь зависит не только доброй воли властных структур, на которую очень сложно рассчитывать, но и от активной и целенаправленной деятельности общественных объединений и отдельных граждан, болеющих за судьбы России.

Источники:

  • Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах
  • Порок бедности
  • Предположительная численность населения Российской Федерации

Многие проблемы, бывшие чрезвычайно актуальными в минувшем 20-м веке, не потеряли своей остроты и в наши дни. Более того, к ним прибавились и новые проблемы, относящиеся буквально ко всем сторонам жизни: политике, здравоохранению, демографии, экономике, межнациональным отношениям и т.д. Какие же из этих тем можно считать наиболее значимыми?

Инструкция

Военные конфликты и геополитическая борьба за сферы влияния – самые актуальные темы настоящего времени. После ужасов 2-й Мировой войны сама мысль о том, что люди по-прежнему могут разрешать конфликты, спорные ситуации на поле боя, казалась абсурдной. Тем не менее, во второй половине 20-го века множество войн – от кратковременных, до весьма затяжных, масштабных. Некоторые из них сопровождались исключительным ожесточением враждующих и масштабными жертвами среди мирного населения. Увы, и в начале 21-го века, вооруженные конфликты – печальная . Ситуация усугубляется тем, что во многих случаях эти конфликты происходят с прямым или косвенным участием держав или военно-политических блоков, если затрагиваются их геополитические интересы.Наиболее показательными можно считать гражданскую в Сирии, а также конфликт на Украине, начавшийся в ноябре 2013 года.

Разумеется, вероятность полномасштабного вооруженного конфликта между, например, Россией и блоком НАТО мала (благодаря наличию сдерживающего фактора в виде арсеналов термоядерного оружия). Тем не менее, такая опасность существует по-прежнему.

Очень злободневной проблемой остаются экономические кризисы, проблема с трудоустройством (особенно среди молодежи). Причем это касается даже тех стран, которые еще сравнительно недавно считали весьма благополучными. Например, среди государств - членов ЕС, очень острые экономические проблемы у Греции, Испании, Италии и Португалии.

Социальная сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Структура социальной сферы – это отношения и взаимосвязи, входящих в нее отраслей. Только с соц. сфере относятся: *здравоохранение, *образование, *культура, *соц. обеспечение, *отдых, *быт, *ЖКХ.

Проблемы в организации деятельности в сфере управления управой и развития социальной сферы: основными проблемами в деятельности районных управ можно выделить следующие: выявлены проблемы, требующие особого внимания в деятельности районных Управ: это, во-первых, социальная направленность их политики, создание наиболее благоприятных материальных, организационных и духовных условий для жизнедеятельности населения; во-вторых, переход к системе самостоятельных бюджетов для каждого уровня власти, что потребует не только активного реформирования соответствующей финансовой системы, расширения местной налоговой базы, но и ломки психологии работников органов власти и финансистов; в-третьих, совершенствование работы с кадрами, повышение действенности и результативности управленческого труда; - показано, что политические механизмы управления как устойчивые организационные структуры, нормы, правила политической жизни, характеризующие взаимодействие субъектов политико-властных отношений, пока окончательно не сложились, поэтому определены пути их оптимизации: укрепление правового порядка во взаимоотношениях властей: выработка и четкое соблюдение системы разграничения полномочий; формирование служб по связям с общественностью в системе муниципального управления; активизация взаимодействия с населением.

Современное состояние социальной сферы, рядом проблем: проблема доходов населения, бедности и имущественной дифференциации, Преступность, Проблемааномального (или девиантного) социального поведения.

Для решения вышеизложенных проблем можно порекомендовать Правительству РФ в социальной сфере предпринять следующие действия, которые и предопределят тенденцию развития социальной сферы в будущем:

1. Ускорить разработку первоочередных федеральных законов, в том числе устанавливающих гарантии прав местного самоуправления и принципы его судебной защиты, установления государственных минимальных стандартов, порядка формирования и исполнения муниципальных заказов.

2. Создать федеральный экспертно-консультативный центр с сетью филиалов для оказания помощи субъектам федерации и муниципальным образованиям в подготовке правовых и нормативных актов, для проведения экспертизы их проектов.

3. Активизировать участие общественных объединений в муниципальной жизни города. Из представителей политических партий, движений, общественных организаций, действующих на территории района, создать инициативный консультативный комитет. Представители общественных объединений должны иметь право принять участие в дебатах районного Собрания с правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, касающихся их деятельности и выдвигать любые предложения по этому поводу.

4. Инициировать для повышения эффективности деятельности районных Управ образование организационных структур низового самоуправления, обеспечивающих тесную связь с населением - советов микрорайонов, комитетов общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, институтов старших по подъезду и др.

5. Разработать и принять стабильные нормативы формирования районного бюджета. Одним из путей к увеличению финансового потенциала выступает реорганизация налоговой системы в двух направлениях. Во-первых, повышение ее надежности за счет укрепления и стабилизации самой системы; во-вторых, увеличение доли косвенных налогов, снижение или даже отмена налогов на прибыль, направляемую на инвестиции, увеличение налогов на имущество и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
    • 1.3 Проблемы здравоохранения
    • 1.4 Проблемы преступности
    • 1.5 Проблемы образования
    • 2.1 Понятие социальной защиты
    • 2.2 Государственная социальная деятельность и организационно-правовые формы социальной защиты
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы -- неравномерного распределения богатства.

Социальные проблемы это вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём их восприятие и представление со временем меняется.

В условиях современного развития общества особенно важное значение приобретает социально-экономическая сфера. Особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: как обеспечить население Российской Федерации.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

С одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

А с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

Цель работы - рассмотреть социальную ситуацию и социальные проблемы современной России.

Задачи работы:

Определить понятие социальных проблем;

Охарактеризовать виды и сущность социальных проблем;

Изучить способы защиты населения от социальных проблем;

Рассмотреть вопросы социальной защищенности населения.

1. Социальные проблемы современной России

социальный здравоохранение преступность гражданин

1.1 Социальная ситуация в современной России

Начиная с середины 90-х годов XX в. и по настоящее время Российская Федерация проходит этап социального развития, определяемый как либеральное социальное государство.

Одним из приоритетных и актуальных направлений современной политики государства является "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В соответствии со статьей 7 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство.

Социальным можно считать то государство, в котором признается и обеспечивается определенными материальными ресурсами право гражданина на достойную жизнь, посредством проведения взвешенной социальной политики. Отсюда вытекает обязанность государства обеспечить и гарантировать наличие этих ресурсов, что ведет к наличию социальных прав человека, позволяющих человеку претендовать на получение от государства определенных материальных благ (право на социальное обеспечение; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; особые права детей и права инвалидов).

Возникает вопрос: почему в настоящее время почти четверть граждан России живут за чертой бедности, причем большая часть из них имеет постоянную работу?

Особенностью для России являются завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворенности уровнем жизни, что оказывает отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, но и на восприятие демократических институтов и принципов.

Важным аспектом является то, что общественное сознание современной России не готово принимать либерально-демократические ценности без надежной системы социальных гарантий государства. По нашему мнению, государство в рамках основных приоритетов социальной политики должно: а) добиваться взаимопонимания и взаимодействия между властью и обществом в лице бизнеса, профсоюзов, других общественных организаций и движений по всем основным вопросам общенационального развития; б) содействовать преобразованию существующего рынка в социальное рыночное хозяйство посредством прогрессивного налогообложения и его справедливого перераспределения; в) принимать на себя главную ответственность за развитие всего социального сектора общества, включая образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, природоохранную деятельность, науку, культуру; г) уделять особое внимание дальнейшему совершенствованию правовой базы государства, соблюдению принятых и уже действующих законов, развитию институтов гражданского общества и гражданской инициативы на местном, региональном и федеральном уровнях.

1.2 Понятие социальной проблемы

Исследователи утверждают, что осознание социальных проблем - общая тенденция видеть и осуждать условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкими людьми, решимость изменить эти условия - не могло появиться до возникновения в Западной Европе конца XVIII века своеобразного комплекса четырех идей: старой идеи равенства и новых идей природного совершенства человека, изменяемости социальных условий и гуманизма.

Само понятие "социальная проблема" появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, разрушение традиционных жизненных укладов, размывание социальных ориентиров.

Основные социальные проблемы современного общества можно условно разделить на несколько групп (приложение, рис. 1):

Проблемы здравоохранения;

Проблемы образования;

Проблема высокого уровня преступности.

1.3 Проблемы здравоохранения

Социальные проблемы приобретают более серьезные масштабы. У истоков большинства социальных проблем стоят в основном причины психологического характера. К возникновению таких причин приводят темп жизни, нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения, уменьшением деловой активности, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации. Другим источником психологических проблем для горожанина служит повышенная плотность населения. Пространственные условия труда в силу технологической необходимости или сложившихся традиций могут быть таковы, что концентрируют большое количество лиц в сравнительно узких границах на достаточно длительный промежуток времени. В этих обстоятельствах неизбежно между людьми складываются сложные структуры связей и отношений.

Интенсивность пространственных передвижений и повышенная плотность населения делают более частыми вынужденные контакты между людьми. У жителей больших городов остается довольно мало времени для общения, которое приносит им глубокое удовлетворение от полноты обмена информацией и чувствами.

Социально-психологическое воздействие города носит двоякий характер: с одной стороны, возникает проблема одиночества, недостатка в глубоких межличностных взаимоотношениях, с другой стороны, возникает проблема избытка общения, массовых контактов, вызывающая потребность в уединении прежде всего, это важно для проживающих в общежитиях, а также работников торговли, сферы образования и т.п. Все эти факторы приводят к возникновению у людей социального напряжения. Стремясь уйти от него, человек начинает употреблять алкоголь или наркотики. В настоящее время эти проблемы приобретают все больший масштаб.

Алкоголизм в современной России является важной насущной проблемой Минздравсоцразвития, многих секторов экономики и для практически каждой пятой семьи. Скрытые формы алкоголизма, как наиболее распространенные, часто не признаются проблемой вовсе. Употребление алкоголя - массовое явление, связанное с психологической особенностью личности, отношению к алкоголю как к «лекарству», согревающему напитку и т.п. Количество граждан России, страдающих алкоголизмом, выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.

Другой проблемой общегосударственного масштаба является наркомания. В 2007 году количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков составило более полумиллиона человек. Помимо высокой смертности от потребления наркотиков, данные медицинской статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с увеличением числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями со смертельным исходом. Существует прямая связь между проблемами алкоголизма и наркомании с уровнем преступности.

1.4 Проблемы преступности

Согласно данным за январь-май 2008 года, 4 900 преступлений совершены в состоянии наркотического опьянения, 115500 - в состоянии алкогольного опьянения. На уровень преступности влияют и другие социальные проблемы. Можно выявить связь высокого уровня преступности с проблемами образования. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.

В последние годы увеличивается количество детей и подростков, воспитывающихся в различных государственных учреждениях, а именно в домах ребёнка, детских домах, школах-интернатах и т.д.

Другой проблемой является высокий уровень смертности населения. В России падение продолжительности жизни началось с 1966 года, и оно продолжается до настоящего времени. За это время продолжительность жизни снизилась у мужчин на 8 лет, а у женщин - на 3 года. В России сложилась невиданная в мирное время разница в среднем возрасте наступления смерти между взрослыми мужчинами и женщинами - более 13 лет. Смертность трудоспособного населения в России в 4,5 раза выше, чем в Евросоюзе. По данным профессора И. А. Гундарова, основные причины смертности, в России кроются в социально-психологической сфере. 73% из основных причин вымирания - на стороне немедицинских факторов, таких как: 1) социальная агрессия, ведущая к росту убийств и росту числа жертв ДТП, 2) социальная апатия, приводящая к росту числа самоубийств, и что очень существенно - 3) стрессовые нагрузки на население, приводящие к росту сердечно-сосудистой патологии.

Существует прямая связь проблем здравоохранения и преступности с проблемами образования.

1.5 Проблемы образования

Согласно российскому законодательству (статья 43 Конституции Российской Федерации) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, а также среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Но эти гарантии соблюдаются только формально.

Российская система образования не обеспечивает социальную мобильность населения, нет условий «равного старта», качественное образование фактически недоступно без связей и/или денег, нет системы социальной (грантовой) поддержки учащихся из малодоходных семей. Внедрение в сферу образования рыночных отношений обусловливает растущее неравенство среди учреждений образования, в первую очередь - высшего. Политические и социальные перемены, развитие демократии создают благоприятные условия для реформ, в том числе и в области образования, но эти же перемены вызывают рост коррупции, преступности и другие негативные последствия. Развитие системы платных образовательных услуг расширяет доступ к профессиональному образованию за счёт введения платного профессионального образования, что вывело Россию на одно из лидирующих мест в мире по относительной численности студентов высших учебных заведений. Но, с другой стороны, платность образования снижает его доступность для бедных.

При формальной доступности общего образования в России существует неравенство возможностей в получении качественного школьного образования, обусловленное социально-экономическим расслоением общества. Дети из семей с низким доходом получают менее качественное общее образование, чаще вынуждены прерывать его, практически теряя шансы на карьерный рост в дальнейшем, и имеют гораздо меньше возможностей получить качественное профессиональное образование.

Другой проблемой образования является недостаточное финансирование, приводящее к ухудшению качества материально-технической базы и кадрового состава системы общего образования.

На основе вышеизложенной информации можно сделать вывод, что все социальные проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их связь показана на рисунке 1. Взаимосвязи проблем изображены стрелками.

2. Социальная защита населения

2.1 Понятие социальной защиты

Социальная защита -- это основанные на общественной солидарной ответственности политика, действия, средства государства и общества, направленные на профилактику социальных рисков и компенсацию ущерба вследствие их реализации, для создания всем членам общества приемлемых (с позиций социальных норм) достойных условий жизни, которые позволяют им адекватно выполнять социальные роли и функции, длительно сохранять социальную активность,

Функционирование системы социальной защиты обеспечивает индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Основным социальным риском является утрата или отсутствие изначально основного источника дохода в силу ограниченных возможностей, возникающих у человека по состоянию здоровья (возрастные особенности здоровья -- у детей, пожилых людей, беременных женщин, лиц с временной и стойкой утратой трудоспособности) или социальным обстоятельствам (осужденные, беженцы, переселенцы, безработные, мигранты и т.д.).

В мире сложилось две основные модели социальной защиты населения:

1) с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления социально-экономическими процессами;

2) с минимизированной степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы и координирующей ролью государства в отношении частных инициатив в области удовлетворения социально значимых потребностей человека и социальной защиты личности.

Объекты социальной защиты -- социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

Поощрительности: властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, категорий, слоев населения, а в некоторых случаях -- индивидов;

Заявительности: меры социальной поддержки и социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

Патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным группам, слоям, категориям населения.

Система социальной защиты населения -- комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, предназначенных для различных категорий населения, направленный на поддержание достойного уровня жизни, базирующийся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к данной категории населения со стороны государства и общества. Социальная защита отдельных категорий населения включает в себя разнообразные юридические и практические действия в их интересах, в силу чего все мероприятия по социальной защите предполагают адресность социальной деятельности с учетом особенностей той или иной категории.

Существенные изменения в социально-защитительной практике произошли в связи с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого Государственной Думой 5 августа 2004 г. и одобренного Советом Федерации 8 августа 2004 г. Принципиальные поправки внесены во все нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование социальной защиты населения и его отдельных категорий.

2.2 Государственная социальная деятельность и организационно- правовые формы социальной защиты

Государственная социальная деятельность -- целенаправленная деятельность и средства государства, а также на определенных им условиях, общества и индивидов, обеспечивающие установленным действующим законодательством категориям населения, в целом населению удовлетворение различных социальных потребностей. Она предусматривает решение социальных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности человека, путем целевого социального управления.

Социальная защита -- функция государства и общества, со всей спецификой его многосубъектности. В этом свете государственная социальная деятельность должна быть ориентирована на обеспечение приемлемой для общества социальной защищенности индивидов и социальных групп.

Социальная защищенность -- субъективно-объективная оценка личностью своей индивидуальной социальной безопасности и условий, приемлемых для реализации ее потенциальных способностей и возможностей сообразно самоидентификации личности с той или иной социальной группой, общностью.

От уровня развитости системы социальной защиты зависит степень вероятности реализации социальных рисков, которые могут привести или в результате свершения привели к снижению социального благополучия человека, полной или частичной утрате им социально-экономической достаточности, к развитию социальной недостаточности. Профилактика и компенсации последствий свершения таких рисков должны осуществляться на основе использования технологий целевого социального управления, поскольку социальные риски имеют прямое отношение к общественному устройству и солидарной ответственности общества за благополучие своих членов. В современной России экономические и социальные реформы, относящиеся к типу революционных реформ, сопровождаются быстрыми качественными и количественными изменениями различных социальных систем, в том числе систем социальной защиты, образования, здравоохранения, труда и занятости и др. Изменяются и такие социальные системы, как государство и общество. Следовательно, в этих условиях существенно меняются круг, уровень и распределение рисков, складываются существенные несоответствия рисков и защиты от них, устаревают прежние подходы к государственной социальной деятельности, направления ее ориентированности на социально-защитительную практику.

При осуществлении государственной социальной деятельности в системе социальной защиты населения необходим учет реального положения людей в социальной структуре российского общества. Государственная социальная деятельность должна быть нацелена на повышение качества жизни населения в целом и его отдельных групп, слоев, категорий.

Качество жизни -- это комплексная, интегральная характеристика уровня и качества удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в различных сферах их жизнедеятельности, определяющих физическое, ментальное, социокультурное развитие каждого гражданина и населения в целом.

Для оценки качества жизни используются социальные индикаторы -- статистические показатели, отражающие стандарты условий и уровня жизни. Стандарт -- это установленные (нормативно правовыми документами, либо на уровне моральных норм) требования к объекту стандартизации.

Составная часть государственной социальной деятельности -- социально-психологическая поддержка населения, осуществляемая в целях воздействия на социально-психологическое благополучие населения, способствующее сбережению психического и социального здоровья людей и жизненного оптимизма. Социально-психологическое благополучие населения -- состояние общества, которое определяется условиями жизнедеятельности людей и выражается в социальном самочувствии населения.

Формы и методы государственной социальной деятельности дифференцированные и соответственно действующему законодательству равнодоступные, ориентированные на положительное разрешение определенных действующим законодательством жизненных ситуаций.

Основные организационно-правовые формы социальной защиты и государственной социальной деятельности по реализации социально-защитительной практике на современном этапе в России:

Социальные гарантии -- материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества. Совокупность таких прав наряду с обязанностями, предусмотренными для граждан, при наличии социальных гарантий определяет статус свободной автономной личности. Признание независимости личности является неотъемлемым признаком гражданского общества. При помощи таких гарантий обеспечивается социальная защищенность.

Правовые социальные гарантии. Базовая роль среди данных гарантий принадлежит конституционным социальным обязанностям -- обязательствам государства перед гражданами совершать определенные действия в их социальных интересах с учетом прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, закрепленных в основном законе государства -- Конституции.

Конституция РФ -- юридическая база для всего законодательства страны, в том числе в социально-трудовой сфере.

Социальное пособие -- денежная выплата целевого назначения, предоставляемая по определенным основаниям.

Субсидии -- имеющее целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Социальная услуга индивиду -- это действие другого лица, направленное на удовлетворение социальных потребностей индивида, обусловленных ограничением его жизнедеятельности по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам.

Социальная поддержка населения -- система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Представленное выше определение основано на федеральном законе № 122-ФЗ. До принятия данного закона в научной, правовой и деловой литературе, а также в нормативно-правовых документах социальная поддержка трактовалась как одноразовые и (или) эпизодические мероприятия кратковременного характера.

Действующим законодательством Российской Федерации разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере обеспечения отдельных категорий граждан и работников отдельных сфер профессиональной деятельности мерами социальной поддержки.

Реализация государственной политики социальной поддержки населения в отношении определенных законодательством категорий граждан осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К мерам социальной поддержки также относятся меры по оказанию ритуальных услуг.

Социальное обслуживание -- деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Социальные службы, осуществляющие социальное обслуживание, функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли -- социальной защиты населения, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

Согласно действующему законодательству РФ социальное обслуживание должно оказываться людям в соответствии со стандартами, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству услуг, порядку и условиям их оказания.

Каждый гражданин имеет право на бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь -- предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии, гигиены, ухода за детьми, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации и ухода.

2. Социальное обслуживание на дому -- осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Это учреждения, предоставляющие социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и нуждающимся в особых условиях жизнедеятельности соответственно их возрасту и состоянию здоровья.

4. Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания осуществляется для: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных несовершеннолетних; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; граждан без определенного места жительства и определенных занятий; граждан, пострадавших от физического и психического насилия; стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; других клиентов социальной службы, нуждающихся в предоставлении временного приюта.

5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Такое пребывание предоставляется сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим нуждающимся лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Наряду с пребыванием указанным лицам предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание.

6. Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

7. Реабилитационые услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации. Эти услуги оказываются лицам с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам, несовершеннолетним правонарушителям, другим, нуждающимся в них гражданам.

Правовое регулирование социального обслуживания в России осуществляется Федеральным законом «О социальном обслуживании населения в Российской федерации», принятом 10 декабря 1995 г., а также рядом иных законов, регулирующих социальную помощь инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан. В развитие указанных законов приняты подзаконные акты, определяющие конкретные перечни гарантированных государством социальных услуг и порядок их предоставления, определяющих деятельность учреждений социального обслуживания различных организационных форм и форм собственности.

К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены вопросы методического и координационного обеспечения деятельности в области социального обслуживания. К компетенции субъектов Российской Федерации отнесены меры по реализации в современной редакции Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», разработка, финансирование и реализация программ социального обслуживания, создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и ряд иных полномочий. Социальное обслуживание населения в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, становятся расходными обязательствами субъектов. В связи с этим на работников учреждений социального обслуживания, в том числе и медицинских, будут распространяться меры социальной поддержки, определенные в отношении них законодательством субъектов Российской Федерации.

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сохраняется. Однако в нем изменяются нормы, касающиеся учреждений социального обслуживания, гарантированного перечня социальных услуг, источников финансирования системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов начиная с 1 января 2005 г. находится в компетенции субъектов Российской Федерации, расходные обязательства которых определяют порядок и объемы финансирования. Кроме средств бюджета субъектов возможно привлечение внебюджетных источников, включая кредиты банков, доходы от ценных бумаг и ряд других. Социальные работники, занятые в государственном секторе социального обслуживания ветеранов и инвалидов, приобретают право на меры социальной поддержки, предусмотренные для них законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

3. Проблема социальной защищенности граждан России

Социальная защищенность -- это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости и т. д.

Социальная защищенность -- проблема макроэкономическая, поэтому она должна опираться на правовую основу в рамках всей страны. Исходные принципы социальной защищенности надлежит разрабатывать высшим законодательным и исполнительным органам власти. Однако конкретные программы реализации социальной помощи могут иметь и общенациональный, и региональный характер.

Объектами социальной защиты должны быть все основные показатели уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.п.

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство должно предоставить населению России, следующие.

1. Государство должно установить такие правила «игры» в экономической системе, чтобы сам российский рынок был социально ориентированным, поскольку Конституция Российской Федерации нашу страну провозгласила социальным государством.

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., предприняла попытку дать каждому человеку на земле не только равные политические права, о чем так заботится «западный мир», -- эта декларация предприняла попытку отстаивать экономические, социальные и культурные права для каждого человека, живущего на Земле.

3. Высшим выражением социальной направленности государства должна быть сама государственная власть. Между тем в современной России произошло сращивание государственных чиновников с преступным миром. Социологические анализы показывают, что общие затраты на взятки в год, отдаваемые гражданами России на всех рынках бытовой коррупции, достигают астрономических величин и стали обычным экономическим преступлением. По данным Генпрокуратуры РФ, объем рынка коррупции в России ныне сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается свыше 240 млрд долл.

4. Важнейшей формой социальной гарантии является минимальная оплата труда и соответственно минимальный прожиточный минимум.

5. Социальная защита населения предполагает регулярную выплату заработной платы хотя бы один раз в месяц.

6. Социальная защита населения предполагает индексацию доходов населения в условиях инфляции.

7. С точки зрения социальной защищенности населения России, которое вымирает со скоростью более 700 тыс. человек в год, особое значение имеют уровень и динамика цен на лекарства. Цены на лекарства растут. Система льгот при покупке этих товаров пенсионерами, ветеранами, инвалидами практически не действует. Как правило, по льготным ценам нужных лекарств в аптеках нет.

8. Одной из самых важнейших форм социальной защиты населения являются пенсии. Это основная форма социального обеспечения людей пенсионного возраста и инвалидов.

Средний размер назначенных месячных пенсий в настоящее время практически сравнялся с величиной прожиточного минимума пенсионера, но составляет всего 1/4 часть средней начисленной заработной платы. У людей, которые выйдут на пенсию после 2013 г., трудовая пенсия будет состоять из трех частей: а) базовой части, одинаковой для всех и финансируемой из бюджета за счет Единого социального налога в размере 6%; б) страховой части, перечисляемой организациями из Единого социального налога в размере 10%; в) накопительной части, направляемой на пенсионные нужды из Единого социального налога в размере 4%. Остальные 6% этого налога идут на другие социальные нужды.

9. В современных условиях громадное социальное значение приобретает жилищная проблема. Практически все жилье стало товаром. Бесплатно получает жилье небольшая часть населения.

Национальный проект по обеспечению жильем основную ставку делает на покупку квартир с использованием кредита. Узловой экономической и социальной проблемой становится рост цен на само жилье и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Из года в год растет квартирная плата, плата за электроэнергию, водоснабжение и канализацию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, уборку мусора и т.д. Причем на многие виды услуг цены повышаются несколько раз в году.

10. В социальном аспекте громадное значение приобретают условия труда в России. Декларация Международной организации труда (МОТ) провозглашает право на ведение коллективных переговоров, упразднение принудительного труда, недопущение дискриминации в области труда, создание надлежащих условий труда всем работникам, создание особых условий для труда инвалидов, запрещение эксплуатации детского труда. Почти 11 млн. россиян -- инвалиды, и только один из десяти инвалидов имеет возможность устроиться на работу, как правило, низкооплачиваемую.

Следует помнить о том, что в труде человек проводит одну третью часть своей жизни. Уже из этого следует громадная социальная значимость условий труда, охраны труда, забота о том, чтобы человек испытывал счастье в труде, ибо личный, свободный труд -- важнейшая часть нашей жизни.

11. Один из важнейших социальных аспектов -- забота о безработных. Человеку труда надоело ждать и стоять у ворот неработающего завода; ему надоело ждать, пока он снова станет за станок; ему надоело бастовать и ждать пособия по безработице.

12. Особую социальную озабоченность вызывает морально-этическое разложение детей России: это наркомания, пропаганда секса, передача в частные руки средств массовой информации, радио, телевидения, киностудий.

Наши СМИ соревнуются в том, кто больше и смачнее расскажет о веревке, на которой повесился человек, а не о том, почему человек ушел из жизни. С видом эстетов работники телевидения рассуждают о войнах, катастрофах, убийствах, сексе, безнравственности. Но ни один из них не рассуждает о целомудрии и любви. И это ли не признак морального разложения самих эстетов от российского телевидения.

13. Социальной проблемой стали катастрофы всех форм и всех видов. Горят самолеты, тонут корабли, гибнут подводные лодки, идут под откос поезда, взрываются дома, гибнут невинные люди от взрыва самодельных средств террористов.

14. Вечной социальной проблемой является забота о престарелых и инвалидах не только с точки зрения их денежных доходов, а с точки зрения их социального обслуживания, оказания им помощи в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Следует различать три основных формы этих социальных учреждений:

Стационарные учреждения, предназначенные для постоянного проживания людей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании;

Реабилитационные центры для инвалидов молодого возраста;

Отделения социальной помощи на дому.

Становится очевидным, что Россия не может не заботиться о социальной безопасности, которая не менее важна, чем безопасность военная, продовольственная или какая-либо другая.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости. В России почти с детства человек обретает это чувство справедливости. Оздоровление экономики надо начинать с человека, и прежде всего с человека труда, с человека, который создает все блага, все услуги, все ценности. Нельзя допускать положения, чтобы большая часть населения целой страны жила в условиях материально -- за чертой бедности, социально -- с чувством нарушенной справедливости. Подобные условия народ может терпеть в чрезвычайных условиях, но всю жизнь эти условия все население огромной страны выдержать не может. Хотелось бы верить, что и Россия найдет в себе силы решить и разрешить все узловые вопросы социальной проблемы своей страны.

Заключение

Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости компьютеризация всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении проблем, стоящих перед современным обществом.

Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации.

Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт - все в современном обществе опирается на достижения науки.

Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.

Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.

Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь!

Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Для реформирования системы социальной защиты необходимы: время; различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, психологи и другие); активная поддержка общественных организаций, всего населения.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости.

Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник /Н.Г.Багдасарьян, М.А.Козлова, Н.Р.Шушанян; под ред. Н.Г.Багдасарьян. - М.: Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: Издательство БЕК, 2007.

3. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 544 с.

4. Кравченко А.И. Обществознание: учеб. - М.: ТК Велби, 2006. - 280 с.

5. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003.

6. Социальная политика /Под общ. ред. док-ра экон. наук, проф. Н.А.Волгина. - М.: Экзамен, 2008. - 943 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и система социальной защиты населения в России. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения на современном этапе. Социальное обеспечение населения в Пермском крае. Пути совершенствования социальной защиты в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Исследование системы социальной защиты населения муниципального образования. Характеристика основных проблем социальной политики. Нормативно-правовые и финансовые основы социальной защиты населения. Деятельность Центра социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2015

    Смысл социальной работы и особенности защиты населения. Характеристика пожилых людей как объекта социальной защиты, ее правовые основы в Российской Федерации. Практика социальной защиты граждан пожилого возраста, формы социального обслуживания на дому.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Основные принципы проведения социальной защиты населения в условиях рынка. Формы и виды социальной поддержки, применение индексации доходов. Государственная политика занятости и ее эффективность. Организация социальной защиты в современной России.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Понятие и сущность социальной защиты населения. Роль социальной работы в защите населения. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2005

    Принцип добровольности труда. Комплекс форм и способов системы защиты безработных граждан. Экономические, правовые формы и способы защиты безработных граждан. Социальные выплаты, пособие по безработице, материальная помощь, социальная защита детей.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой. Анализ уровня доходов населения. Безработица и занятость в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие социальной защиты, органы осуществляющие данную деятельность. Центр социальной помощи семье, детям. Социальные дома для одиноких престарелых. Геронтологические и кризисные центры для женщин. Перспектива развития социальной защиты населения России.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Экономическая сущность и история становления социальной защиты в России, ее функции, структура и правовые основы реализации. Реализация приоритетных национальных проектов в областях здравоохранения, образования, жилья, системы пенсионного обеспечения.

За годы реформ произошел обвал экономики, остановились тысячи предприятий. Оказались парализованными целые отрасли промышленности (легкая, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и др.) В глубоком кризисе оказалось сельское хозяйство. Все это породило массовую безработицу (около 20 млн человек), обеднение большинства населения.

Состояние социальной сферы, жизненный уровень населения зависит от многих факторов, но прежде всего от степени развития, как уже отмечалось выше, экономики страны. В частности, от того, какую долю занимает теневая экономика в производстве всеобщего валового продукта (ВВП). Если в 1973 г. в нашей стране доля теневой экономики в производстве ВВП составляла 3 %, в 1990- 1991 гг. - 10-11 %, то ныне - уже 46 %. Ныне половина валового продукта страны производится в теневом секторе и в формировании доходов бюджета не участвует. Доходы теневой экономики превосходят поступления в госбюджет государства. Вот одна из причин того, что ныне госбюджет России равняется или меньше бюджета крупного американского города. Таким образом, экономика страны социально (в интересах большинства населения) не сориентирована. Социальная сфера не имеет под собой должной экономической базы.

По объему годового производства ВВП в 1987 г. Россия занимала пятое место среди ведущих стран (после США, Японии, Китая и Германии), в 1999 г. - 13-е. С тех пор положение практически не изменилось. Резко снизилось потребление продуктов питания на душу населения.

Подорвана продовольственная безопасность в стране. По разным источникам, импорт продовольственных товаров составляет почти 40-50 % (а в крупных городах еще выше) потребляемых в стране, а ведь питание - важнейшая компонента социальной сферы.

По разработанному экспертами Программы развития ООН индексу, учитывающему не только уровень валового национального продукта на душу населения, но и продолжительность жизни, ее качество, уровень медицинского обслуживания и образования населения, Россия в середине 90-х гг. XX в. занимала в мировом сообществе 37-е место - ниже Барбадоса, Уругвая, Тринидада и Тобаго, Багамских островов, а другие бывшие советские республики, кроме Белоруссии, стоят еще ниже. Хотелось бы надеяться на то, что заявленные президентом В. В. Путиным (включая национальные проекты) меры по удвоению ВВП, принятые решения в рамках двухсторонних и многосторонних соглашений руководителей СНГ, будут реализованы, что укрепит позиции России на мировой арене и приведет к оздоровлению социальной сферы в стране.



Нынешнее российское государство не заботится о социальной инфраструктуре - важнейшей составной социальной сферы. Особенно это касается села. Не финансируется строительство новых коммуникаций и зданий, ремонт старых, закрываются школы и отделения связи в сельских районах, что противоречит закону (для этого необходимо согласие большинства жителей). Во многих деревнях вовсе исчезли магазины, людям негде покупать самое необходимое. Порой нет возможности вызвать «скорую помощь» из-за отсутствия телефонной связи (нет денег на ремонт). Фактически многие деревни и поселки вымирают.

На Севере, в отдаленных районах тысячи поселков и деревень остаются зимой без электричества, газа, медицинского обслуживания, автобусного сообщения.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) утверждают, что за последние восемь лет территория нашей страны превратилась в одно из самых грязных мест в мире. Между тем, состояние окружающей среды предопределяет здоровье и долголетие людей на 70-80 %, а на 20-30 % обусловлено остальными факторами (наследственностью, социальными условиями, вредными привычками и т. д., вместе взятыми). Сложившаяся ситуация является одним из важнейших факторов демографических потерь населения России в последние 15 лет, исчисляемых в 10 млн человек.

В.И. Добреньков РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Социальная сфера: хаос, распад и поляризация. Одним из наиболее драматичных результатов либеральных реформ стало катастрофическое ухудшение ситуации в социальной сфере, отвечающей за воспроизводство всех основ российского социума. Советская система социальных гарантий сломана, ее аналога, адекватного современной ситуации, не создано, и в силу этого российские граждане оказались лицом к лицу перед бушующим океаном рыночной стихии.

Одной из наиболее драматических проявлений деформации социальной сферы является беспрецедентно резкая поляризация доходов российских граждан. По степени поляризованное™ современная Россия значительно превзошла развитые страны мира и вплотную приблизилась к развивающимся странам. Страна расколота на кучку миллиардеров и миллионеров, с одной стороны, и бедствующее большинство, с другой. Нищими по критериям ООН считаются лица, живущие на не более чем 2 доллара в день, а таковых в России более 40 млн. человек. Это не может не порождать социальную напряженность.

Важнейшие сферы общества - здравоохранение, система образования, культура - в силу недофинансирования и оттока кадров находятся в кризисном состоянии.

В России в силу перманентного экономического кризиса и распада социальной сферы развиваются многочисленные формы социального варварства, свидетельствующие о глубочайшем неблагополучии общества, о нахождении России в апокалиптической ситуации: наркомания, алкоголизм, бездомность, детская беспризорность, проституция и т.д.

Наркомания. Международная наркомафия агрессивно завоевывает для себя такой огромный рынок, как Россия. Правоохранительным органам удается перехватывать незначительную долю наркотического зелья, поступающего в Россию из Афганистана, Центральной Азии, Колумбии и из Африки. Число больных наркоманией, состоящих на учете на конец отчетного года в России в 1991 было равно 21, 2 тыс. человек, а в 2000 году - 185, 8 тыс. человек . Иначе говоря, число только официально зарегистрированных наркоманов выросло за пореформенное десятилетие почти в 9 раз! Среди подростков и молодежи этот показатель еще более драматичен. Распространены все виды дьявольского меню: марихуана, гашиш, ЛСД, героин, амфетамины, кокаин и другие опиаты. Значительная доля школьников и студентов уже приобщены к употреблению наркотиков и стали наркозависимыми. Возникла целая наркотическая субкультура, целый ряд представителей шоу-бизнеса и литературы занимаются фактически пропагандой соответствующего образа жизни. Безусловно, обращение к наркотикам и алкоголю является следствием тотальной дезориентации подростков и молодежи в условиях масштабного социально-экономического и духовного кризиса, который переживает Россия. Рост заболеваемости наркомания усугубляет проблему преступности, так как больные наркоманией зачастую готовы идти на любые преступления, чтобы обеспечить себя очередной дозой зелья, лишает общество части его молодых и активных граждан.

Алкоголизм. Алкоголизм был серьезной проблемой и в СССР, но в пореформенной России ситуация с заболеваниями алкоголизмом серьезно усугубилась. Согласно данным НИИ наркологии Минздрава, если в 1991 число больных с впервые в жизни установленным диагнозом в России было равно 115, 3 тыс. человек, то в 2000 году оно достигло величины в 130,4 тыс. человек .

Бездомность. Наиболее зримо и ярко социальное варварство в России проявляется в стремительно развертывающихся процессах деклассирования и люмпенизации. Самым наглядным результатом это явление предстает в образе так называемых бомжей, т.е. лиц без определенного места жительства и без постоянных занятий. Их численность достигает в современной России нескольких миллионов человек.

Беспризорность. Явления детской беспризорности наша страна не знала с 20-х гг. Ему было суждено возродиться в качестве одного из негативных последствий либеральных реформ. По разным оценкам, численность беспризорных детей колеблется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов. Беспризорные дети вовлекаются в преступность, занятия проституцией, становятся жертвами подпольной индустрии порнографии, страдают от наркомании и алкоголизма. Детская беспризорность - одно из самых ужасных проявлений той социальной катастрофы, которую переживает современная Россия.

Проституция. Согласно оценкам российской прессы, в России конца 90-х гг. насчитывалось до 3 млн. проституток, а порядка 500 тысяч женщин из стран бывшего СССР - львиная доля из них из России - ежегодно выезжали за рубеж для занятий проституцией. Такого унижения страна еще не знала в своей истории.

Как нам представляется, основными направлениями консолидированной деятельности руководства страны и ее населения должны стать:

· комплексная, решительная и последовательная борьба с криминалом, готовность идти на жесткие меры для победы над преступным миром и коррупцией;

· преодоление последствий либеральной экономической политики и сырьевой направленности хозяйства России, обеспечение вступления страны в клуб современных постиндустриальных, информационных стран путем ускоренного развития высокотехнологичных, наукоемких производств;

· выстраивание действенных и инициативных институтов гражданского общества с российской (евразийской) спецификой;

· активная социальная политика защиты населения от неблагоприятных последствий рыночных преобразований;

· обновление политической элиты и создание высокоэффективного, прозрачного и ответственного перед народом государства;

· выработка научных основ политики российского государства в соответствии со стратегическими интересами страны;

· решительная и последовательная работа по оздоровлению нравственно-психологической атмосферы в обществе;

· проведение сильной и независимой внешней политики, обеспечение приоритета российских национальных интересов в условиях глобализующегося мира.

Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития союза: достижению социальной однородности федерации и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

· -Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

· -Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

· -Эффективное использование трудовых ресурсов;

· -Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

· -Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

· -Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

В настоящее время развитие социальной инфраструктуры оказывает значительное влияние на все без исключения процессы, происходящие в обществе, как, например, рациональное использование трудовых ресурсов, межнациональные отношения, расселение, здоровье человека и т.д. Практически нет той сферы общественной жизни, где бы не стоял вопрос об укреплении и нормальном использовании материально-вещественных элементов. Причем эта взаимосвязь социальной практики и общих условий жизнедеятельности человека проявляется в том, что, с одной стороны, осуществление целей человека обязательно предполагает наличие материально-вещественных элементов, с другой стороны, инфраструктура воздействует на его сознание и поведение.

Рациональное развитие социальной инфраструктуры – многоаспектная проблема, которая требует решения многих вопросов научного управления.

Направления развития социальной инфраструктуры определяются процессами обновления общества. Хотя многие компоненты социальной инфраструктуры и учитываются в процессе управления, вместе с тем следует отметить, что долгое время ее роль была пассивной и она в большинстве случаев представляла функцию производственного потенциала, тех технико-экономических проектов, которые реализовались на всех этапах развития общества. Это нашло отражение в пресловутом остаточном принципе, который торпедировал многие прогрессивные начинания и пагубно влиял на сознание и поведение людей.

Важное значение приобретает социальная инфраструктура при рассмотрении проблем развития городов, урбанизированных территорий и агломераций. Эффективное управление этими процессами невозможно представить без учета особенностей функционирования социальной базы поведения людей. В сегодняшних условиях увеличивается число претензий к городам, и особенно крупным (неудобство для проживания, недостаточно хорошие условия для повседневной жизни) (А.В. Дмитриев, С.Н. Железко, М.Н. Межевич).

В современных условиях усложнились задачи, стоящие перед сельскохозяйственным производством, что потребовало коренных изменений общих условий жизни селян. В настоящее время в сельском хозяйстве четко прослеживается тенденция первоочередного осуществления магистральных проектов создания современной инфраструктуры, предназначенной, во-первых, для эффективного функционирования основных форм собственности и, во-вторых, для решения важнейших социально-культурных проблем (Л.В. Бондаренко).

И, наконец, совершенствование социальной инфраструктуры – это улучшение не только условий, но и в известном смысле форм жизнедеятельности людей. Значение их научного обоснования велико, потому что предоставляет людям возможность проявить себя как в творческом отношении, так и в процессе отдыха, организации культурного досуга, выбора мест приложения своих интересов. Ее развитие снимает проблему медвежьих углов, богом забытых территорий, устраняет изолированность людей от очагов культуры. Вместе с тем приоритеты в ее развитии могут существенно меняться. Так, анализ социальной инфраструктуры малых народов Севера выдвинул на первое место проблемы здравоохранения, что требует учета этого фактора, и именно потому, что в сознании и жизни людей он приобрел решающее значение.

Развитие социальной инфраструктуры остро ставит вопрос о формах и источниках финансирования. Поэтому реализация всех крупных проектов программно-целевого подхода требует совершенствования управления, более четкого разделения компетенции (прав и обязанностей) ведомств и предприятий, с одной стороны, и местных органов власти – с другой.

Социальная политика – система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

Таким образом, можно выделить важнейшие программные социальные цели:

· - рост народонаселения и его благосостояния,

· - рост «человеческого потенциала» и формирование среднего класса,

· -рост «качества жизни» и социальной стабильности в обществе. Эти цели и

Стратегической целью социальной политики выдвигается повышение человеческого потенциала и качества жизни населения. Основными направлениями повышения человеческого потенциала и повышения качества жизни населения в перспективном периоде выдвигаются:

· - обеспечение конституционных гарантий прав граждан на достойную жизнь по месту их непосредственного проживания;

· - обеспечение расширенного воспроизводства населения, в том числе с целью увеличения трудового потенциала;

· - рост доходов населения, прежде всего заработной платы с введением отраслевых систем оплаты труда, диверсификация структуры денежных расходов населения с увеличением доли на социальные услуги;

· - доведение уровня месячного размера пенсий до 40% по отношению к заработной плате;

· - повышение доступности и качества государственных социальных услуг на основе государственных социальных стандартов и нормативов подушевого финансирования;

· - повышение уровня занятости населения в экономике и улучшение её структуры с увеличением занятости высококвалифицированным и высокодоходным трудом;

· - улучшение жилищных условий, повышение комфортности проживания и доведение всех жилых домов до стопроцентного уровня благоустройства;

· - повышение качества и уровня образования населения, обеспечение его непрерывности и взаимосвязи с наукой и производством;

· - улучшение здоровья населения путем интенсификации здравоохранения и профилактики заболеваний, а также развития сети объектов физкультуры, спорта и рекреации;

· - повышение уровня культуры, в том числе путем развития сети культурно-досуговых центров;

· - социальная защита граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации:пенсионеров, инвалидов, молодых граждан, окончивших учебные заведения илиотслуживших в армии, граждан, ищущих работу, и др.;

· - обеспечение единства социального пространства; гармоничное социальное развитие центров и периферий, различных по величине городов и сельской местности;экономическом развитии депрессивных муниципальных образований;

· Улучшение среды обитания, градостроительства и благоустройства городских и сельских поселений.

Социа́льное госуда́рство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

· Уровень бедности

· Относительный эффект социальных программ на уровень бедности

· Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Социальное государство в России - С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7)

Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов - социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся.

Причины кризиса социальной сферы в России: - отсутствие стратегии и ошибочная тактика в осуществлении СП государства; - подсистема управления социальными процессами не встроена в общую систему руководства экономическим развитием; - слабая законодательная и нормативно-правовая база СП государства; - заимствование зарубежного опыта без учета особенностей его применения в России; - отсутствие прогноза изменений социальных проблем.

Две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту гражданских прав.

  • 1. Общие вопросы политики доходов населения.
  • 2. Политика в сфере труда и трудовых отношений: - политика в области оплаты труда; - социальное партнерство; - охрана труда и социальное страхование; - защита трудовых прав граждан; - политика занятости при структурной перестройке экономики.
  • 3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и слабообеспеченных слоев населения: - пенсионное обеспечение; - социальная помощь; - социальное обслуживание населения.
  • 4. Основные направления развития отраслей социальной сферы: - охрана здоровья населения; - физическая культура и спорт; - образование; - наука; - культура; - жилищная сфера.
  • 5. Социальная защита отдельных групп населения - вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия).
  • 6. Миграционная политика: - вынужденная миграция; - защита прав и интересов соотечественников проживающих за рубежом.

Демография: сокращение народонаселения.

Проблема: Важнейшей проблемой современного российского общества является сокращение населения. Этот процесс представляет собой самую главную угрозу для России, так как ослабляет государство и угрожает постепенным исчезновением самого народа из истории. Первоочередная задача «суверенной демократии» как социального устройства, утверждающего народ в качестве главной социально-политической реальности, - справиться с негативными процессами в сфере демографии.

Причины сокращения рождаемости до сих пор не выявлены учеными-демографами со своей достоверностью. В этом процессе играют роль многие факторы, но какой из них является решающим, достоверно выяснить не удалось.

В богатых и развитых странах, где модернизация достигла высшей точки и начался процесс перехода к обществу «постмодерна», демография местного населения падает неуклонно, и этот процесс частично компенсируется только наличием миграционных потоков, облегченных в силу высоких темпов глобализации. Так решается проблема естественной убыли населения в США, где из-за огромного притока иммигрантов со всего света и, в первую очередь, из бедных стран Латинской Америки, удается сохранять положительный демографический баланс, несмотря на падение рождаемости среди коренных американцев.

Путь возмещения вымирания коренного населения с помощью миграции не может рассматриваться в качестве универсального решения демографической проблемы, хотя приток населения из стран СНГ, относящих себя к русскому народу, может отчасти компенсировать естественную убыль населения.

В 2006 году российская власть пошла на беспрецедентное повышение дотаций на каждого ребенка с их увеличением для второго, третьего и т.д. (материнский капитал). Но как показывает опыт развитых стран, экономическое поощрение деторождаемости дает ограниченный эффект, и напротив, существует закономерность, что чем более богатым и «социально модернизированным» является общество, тем меньше в нем рождается детей.

И напротив, общества, довольно бедные, но соблюдающие традиции, в первую очередь религиозные, отличаются повышенной рождаемостью и никаких проблем с демографией не испытывают. Так обстоит дело в исламском мире, в Китае в Индии, в странах Африки и Латинской Америки.

Решение: Из совокупности этих факторов выстраивается логика решения демографической проблемы для современной России. Если отделить позитивный опыт экономической поддержки молодых семей и субсидии на детей, взятый от развитых стран, от психологии индивидуализма, безответственности и культа наслаждений, и добавить возрождение элементов традиционного общества, в частности, религий, морально осуждающих аборт как детоубийство, и поощряющих деторождение, то в сочетании с качественной иммиграцией из стран СНГ людей, с общей культурой и чувством принадлежности к едином народу, мы получим рецепт спасения населения страны от угрозы исчезновения.