Взаимосвязь коррупции и теневой экономики. Неадекватная предпринимательская среда

– экономическая деятельность субъектов, утаиваемая от общества и государства и не регулируемая законодательством. Теневая экономика является неформальной частью общей экономики, но не может охватывать ее полностью, потому как существуют виды деятельности. К теневой экономике причисляются и криминальные .

Доходы от предпринимательской деятельности в рамках скрытой экономики не облагаются налогом. Любое , предполагающее сокрытие хотя бы части дохода предпринимателя, можно считать теневой деятельностью.

Что является причиной теневой экономики?

Выделают три группы факторов, способствующих развитию теневой скрытой экономики:

  • Экономические факторы, прежде всего, высокие налоги.
  • Социальные факторы – низкий уровень жизни, высокая безработица, поток беженцев.
  • Правовые факторы – несовершенное законодательство, незащищенность прав собственности.

Функции теневой экономики

Все функции теневой скрытой экономики принято классифицировать на стабилизирующие и дестабилизирующие .

Первая функция скрытой экономики заключается в следующем: конкурентоспособность производимой предприятиями продукции повышается благодаря тому, что предприятия имеют возможность экономить на налоговых выплатах. С этой точки зрения теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, потому что помогает создавать дополнительные рабочие места.

Дестабилизирующая функция, напротив, несет угрозу стабильному обществу. Например, кризис 1998 года стал следствием массового уклонения от налогообложения.

Структура скрытой теневой экономики

К числу основных элементов теневой экономики можно отнести:

  1. «Второй » - запрещенная деятельность субъектов «белой» экономики, приводящая к тайному перераспределению дохода, полученного на официальном месте работы. Нарушителями в этой ситуации являются руководители высшего звена, именно поэтому такой вид экономики получил название «беловоротничковый ».
  1. «Серый» рынок – это мелкое предпринимательство, разрешенное законом, но не регистрируемое. «Серый» рынок – наиболее емкая часть теневой экономики.
  1. «Черный» рынок – реализация запрещенных товаров и услуг, все виды деятельности, нарушающие нормальную экономику. К «черному» рынку относятся базирующееся на насилии перераспределение ресурсов (вымогательство) и продажа разрушающих общество товаров, например, наркотиков.
  1. Фиктивная экономика – деятельность, связанная с коррупцией (например, предоставление льгот с помощью неформальных связей).

Методы борьбы со скрытой экономикой

Хотя все эксперты и признают необходимость борьбы со скрытой экономикой, они расходятся во мнении, какие способы и инструменты должны быть применены.

Самым распространенным инструментом выступает социально-правовой контроль. Объектами такого контроля считаются материальные средства и экономическая деятельность субъектов. Подобный контроль не предполагает применения уголовных норм; его цель – создать такие условия, при которых официальное трудоустройство было бы более выгодным для экономических субъектов, чем теневое.

Есть и другие мероприятия, нацеленные на борьбу со скрытой экономикой:

  • Внедрение принципа прозрачности выработки экономически важных решений. К перечню подобных решений можно причислить решения о приватизации, проведении аукционов.
  • Контроль за политическими процессами и финансовыми потоками – валютным, банковским, бюджетным.
  • Закрепление актуальных форм коррупции (фаворитизм, коррупционный ) в законодательстве.
  • Запрет на совмещение должностей в системе государственной службы.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, чиновник, взятка, медицина, конкуренция.

Как отмечается в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, под-писанной в том числе и Россией, коррупция – это социальное явление, состоящее из совокупности этических и правовых нарушений, которые выражаются в использовании служащими своего статуса в целях незаконного получения имущественных и других благ и преимуществ.

Значимость проблемы преодоления коррупции на всех уровнях взаимодействия чиновничьей бюрократии с предпринимателями и отдельными гражданами обусловила особое к ней внимание в послании Президента РФ Федеральному Собранию ещё в 2002 году: «Коррупция – это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер – тем больше взяток и чиновников, их берущих».

К отрицательным экономическим результатам коррупции можно отнести:

– рост масштабов теневой экономики при соответствующем уменьшении налоговых поступлений;
– снижение эффективности конкурентных механизмов рынка;
– рост цен за счёт коррупционных накладных расходов;
– неэффективное нецелевое использование бюджетных средств при распределении государственных и муниципальных заказов.

В рамках данного вопроса я рассмотрю насущные и, на мой взгляд, знакомые многим современным жителям нашей страны, сферы реального проявления коррупции в России.

а) Сделки с чиновником

Сегодня зачастую частные интересы и выгоды являются единственным мотивом обращения частного лица к власти. Поставленные в условия жёсткой зависимости от административных решений, предприниматели во многих случаях ищут и находят пути для развития своего дела в незаконных рыночных операциях. Само право на предпринимательскую деятельность можно получить только из рук чиновника. Как показывают исследования, даже люди, далёкие от бизнеса, прекрасно осведомлены о том, что открытие магазина или другого объекта без взятки чиновнику почти невозможно.

Предприниматель, соглашаясь платить чиновнику уже на стадии открытия, руководствуется стремлением купить “товар” подешевле и с наименьшими трансакционными издержками. Главная забота, связанная с подобным оформлением теневых сделок, является их безопасность. Поэтому зачастую платёж чиновнику принимает форму “подарка”.

Но на открытии бизнеса дело не заканчивается. Платить чиновнику придётся и всё последующее время. Можно даже сказать, что любая российская фирма есть вынужденное «совместное предприятие» с чиновником, который смотрит на коммерсанта как на вечно обязанного ему партнёра. Последующие взятки могут принимать разнообразные формы. Например, в некоторой степени легализованное и “встроенное” в общую структуру деятельности фирмы проведение банкета, или же ремонт служебно-го автомобиля. Таких вариаций может быть множество. И предприниматель уже не может отказать в таком “сотрудничестве”. При этом затраты на поддержание добрых отношений с чиновником воспринимаются предпринимателем как своего рода издержки, дающие гарантию охранности бизнеса. Чёткие правила поведения на теневом рынке заранее никем не планируются. Будучи негласными, они закрепляются в обычаи.

Сегодня открываются всё больше и больше возможностей для процветания чиновничьей коррупции, так как рыночные интересы чиновников и предпринимателей всё теснее и теснее, а вероятность применения юридических санкций к участникам теневых сделок весьма невелика.

В своей повседневной жизни рядовые граждане – наёмные работники предприятий и фирм, служащие бюджетной сферы, пенсионеры и прочие – редко сталкиваются с необходимостью обращения к чиновнику. Однако для России характерна практика уклонения от воинских обязанностей. Сделки на этом теневом рынке тщательно законспирированы. Спрос на рынке освобождения от воинских обязанностей формируется самопроизвольно. Цены, по которым работники военкоматов предоставляют свои услуги, сравнительно низки, так как высока конкуренция, в которой они проигрывают в силу того, что гарантировать идеальное качество услуги сложно. Наиболее вероятным потребителем рынка освобождения от воинских обязанностей являются люди так называемого низшего среднего класса российского общества.

б) Теневой рынок медицинских услуг

Система медицинского обслуживания в России относится к разряду общественных благ, свободный доступ к которым формально может иметь каждый гражданин в равной степени. Но на самом деле оказывается, что реальный объём услуг, предоставляемых населению медицинскими учреждениями, ограничен и весьма дифференцирован по качеству. Высококвалифицированная медицинская помощь сегодня в большом дефиците. Это способствует возникновению конкуренции потребителей (пациентов), успех в которой зависит от материальных возможностей. Несомненно, эта конкуренция в сфере государственного медицинского обслуживания уходит в тень. В рамках закона бесплатная медицина не предусматривает неформальных отношений между врачом и пациентом. Однако такие отношения без особого труда устанавливаются на теневом рынке, где пациент при наличии средств может купить услуги врача, которому вполне доверяет. Вообще в целом мыль о том, что услуги врача следует покупать, стала несомненной принадлежностью общественного сознанию россиян. На легальном рынке услуг разворачивается конкуренция за пациентов, где главным конкурентным фактором является репутация хорошего специалиста. Нормативная неопределённость, характерная для теневых сделок меду врачом и пациентом, открывает широкие возможности для злоупотреблений, в том числе для криминальных приёмов, таких как шантаж, вымогательство. Распространена практика лжесвидетельств о медицинских показаниях, с помощью которых можно получить ложные свидетельства о праве вождения автомобиля, лжеосвобождение от работы по ложному диагнозу и прочее. Но это не так страшно, как дикая практика применения различных форм шантажа в отношении тяжело больных пациентов и их родственников, а таких реальных случаев в истории немало.

Теневой рынок медицинских услуг зачастую просто замещает бесплатное здравоохранение: то, что раньше считалось бесплатным, теперь становится платным. И те, кому нечем платить, оказываются вытеснены конкурентами в самый «хвост» очереди, иногда и вовсе без надежды на необходимую медицинскую помощь. Особенно остро коррупция в сфере здравоохранения сказывается на группах населения с доходами, не позволяющими платить за привычно бесплатное медицинское обслуживание, а также гражданах, которым не позволяют давать взятки психологические стереотипы (правда, таких сегодня крайне мало) .

Я считаю, что сегодня крайне необходима разработка и реализация действительно эффективной на практике государственной политики по противодействию теневизации деятельности и коррупции, как одного из проявлений теневой экономики. Однако не стоит забывать об амортизационной функции некоторых теневых рынков, помогающих людям в кризисные периоды не остаться без работы, обеспечивая в некоторой мере восстановление экономического равновесия.

Список использованных источников

1. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. – Омский государственный университет, 2000.
2. “Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию” [Электронный ресурс]: Справочно -правовая система «Консультант Плюс».

Научная статья на тему “Коррупция как проявление теневой экономики: система коррупции государственных структур в повседневной жизни российского горожанина” обновлено: Февраль 5, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Спутником коррупции является сложившееся «теневое право», состоящее из неписанных норм и правил, но в определённых ситуациях имеющих верховенство над официальными законами регулирования рыночной экономики. Тайные правила, действующие параллельно с официальным публичным правом, препятствуют интеграции экономики страны в мировую экономику, дезорганизуют государственное и муниципальное управления, разрушают фундаментальные устои нравственности людей. Корпоративные и личные интересы, доминирующие в «теневой» экономической деятельности, обусловливают формирование специфической субкультуры отношений, усугубляют экономическое и политическое отчуждение граждан от государства, от общенациональных интересов.

Современные проявления «теневой» экономики, в российском обществе часто выражаются в действиях, которые вступают в острые противоречия с уголовным правом. Нередко этим действиям попустительствуют представители органов власти и управления, в том числе правоохранительных органов. Без этого было бы невозможно широкое распространение подпольного производства и реализации спиртных напитков, финансовых сделок по обмолачиванию денег с использованием фиктивных контрактов, нелегальные финансовые операции в строительном, нефтяном, автомобильном бизнесе.

Неофициальный или сугубо тайный характер данной деятельности, зачастую осуществляемой преступными группировками, предопределяет трудности оценки её реальных масштабов. Имеющаяся экономическая, социальная, уголовная статистика не в полной мере отражает её состояние - количество участвующих в ней людей, объёмы «теневого» производства и оборота капиталов, и оборота капиталов, появление новых способов получения нелегальных доходов. Это обусловлено недостоверностью или полным отсутствием первичных данных численности участников «теневых» экономических отношений .

В свою очередь коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием в повышении уровня жизни населения, является серьёзным препятствием для привлечения иностранных инвестиций и современных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность.

Одним из важных условий, благоприятствующих существованию «теневой» экономики, и одной из её наиболее разрушительных форм является коррупция. По оценкам международных агентств занимающихся измерением уровня коррупции в разных странах для определения возможного риска при заключении контрактов, Россия в настоящее время находится в лидирующей десятке стран и соседствует по этому показателю с Угандой, Вьетнамом, Эквадором и др.

Теневая экономика и коррупция неотделимы и порождают друг друга. Между этими двумя явлениями неразрывные двусторонние связи. Теневой сектор находится вне поля правовой защиты и является благодатной почвой для разрастания коррупции. Теневая экономика как бы подпитывает чиновников, создавая спрос на коррупционные услуги, что приводит к увеличению численности коррумпированных субъектов. Кроме того, коррупционная деятельность сама по себе является частью теневой экономики. С другой стороны - наличие коррумпированного чиновника и, например, административных барьеров заставляет бизнес уходить в тень.

В связи с этим борьба с коррупцией неэффективна без одновременной борьбы с теневой экономикой.

В сфере теневой экономики выделяют две основные проблемы, которые требуют безотлагательного вмешательства.

Первая проблема связана с уже упоминавшимися так называемыми коррупционными услугами в широком смысле, то есть когда предмет коррупционной деятельности совпадает с предметом теневой экономической деятельности. Материальный эффект от коррупционной деятельности является частью теневого дохода.

Вторая проблема, которая также требует решения в теневой экономике в связи с борьбой с коррупцией, - это так называемое макроэкономические финансовые решения государства, продуцирующие теневую экономику. Речь идёт о налоговой политике государства, которая ведёт к масштабному уклонению от налогов, к наличному обороту, снижению потенциала безналичных расчётов, об неоправданных административных барьеров, заставляющих бизнес уходить в тень.

Необходимо понимать, что в условиях когда в стране практически всё трудоспособное население участвует в тех или иных формах в коррупции и теневом секторе, одним из основных методов борьбы может стать легализация отношений .

Теневая экономика – это уклад экономических отношений, который охватывает неучтенные, нерегламентированные и незаконные виды хозяйственной деятельности. В каждой стране есть такая составляющая экономической деятельности, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные нормы. Этот сектор экономики в разных странах называется по-разному: во французской литературе – «подземная», «неформальная» экономика; в итальянской – «тайная», «подводная»; в англоязычной – «неофициальная», «подпольная», «скрытая»; в немецкой – «теневая».

По содержанию к теневой экономике разные авторы относят разные виды деятельности. В Германии к теневой экономике вначале относили лишь финансовые тайные сделки ; другие считают, что теневая экономика охватывает прежде всего криминальную деятельность; третьи полагают, что теневая экономика как особый сектор образуется всеми теми, кто уклоняется от уплаты налогов .

В структуре теневой экономики в России обычно выделяются три вида деятельности.

Неофициальная экономика охватывает легальные виды деятельности, связанные с производством товаров и услуг, не фиксируемых официальной статистикой . Такая деятельность широкое распространение получила в сфере услуг (ремонт квартир; предоставление жилья в курортной местности; подготовка учащихся для поступления в высшие учебные заведения, осуществляемая частным образом без юридического оформления договоров и т. д.). При этом получатели доходов скрывают их от налогообложения.

Фиктивная экономика – это деятельность, которая связана с получением необоснованных выгод субъектами хозяйствования. Сюда относятся:

  • приписки, осуществляемые руководителями предприятий в государственном секторе экономики;
  • взяточничество;
  • мошеннические способы получения денег .

Подпольная экономика – это запрещенные законом виды экономической деятельности. К их числу относятся:

  • незаконное производство и сбыт продукта и услуг;
  • производство оружия , наркотиков, контрабанда, содержание притонов;
  • деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься данным видом деятельности (врачи, адвокаты , практикующие без лицензии).

Субъекты теневой экономики в России . Всю теневую экономику по характеру связи с производством можно подразделить на две части:

  • первая – это та, которая участвует в производстве товаров и услуг;
  • вторая – это та, которая функционирует в сфере перераспределения товаров и услуг, созданных вне этой сферы.

Кроме этого, в соответствии с видами теневой экономики можно выделить три типа ее субъектов.

Первая группа субъектов включает наиболее криминальные элементы теневой экономики: торговцы наркотиками и оружием; бандиты-грабители; наемные убийцы. Сюда же можно отнести коррумпированных представителей органов власти , берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. На долю этих элементов, по различным оценкам, приходится от 5 до 25 % всей теневой экономики.

Вторая группа субъектов состоит в основном из теневиков-хозяйственников. К их числу можно отнести предпринимателей , коммерсантов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнесменов, включая «челноков» (организаторов собственного дела). Последние составляют огромную армию. По данным МВД РФ, в 1996 г. ими совершенно 30 млн рейсов в зарубежные страны. Если предположить, что каждый сделал за год в среднем по три поездки, то общее количество «челноков» составляет примерно 10 млн.

Теневики-хозяйственники являются законными собственниками создаваемых доходов. Они лишь в дальнейшем уводят часть доходов из-под действия законов и правовых норм .

Обычно такие шаги являются вынужденной мерой, обусловленной: невыполнением принятых обязательств партнерами; практикуемым откровенным обманом при совершении сделок; использованием силовых методов ведения дел и т. д.

Во-вторых, поведение криминальных групп теневиков обусловлено неупорядоченностью условий хозяйствования. Чем больше неразберихи в экономике, чем слабее власть, тем лучше для них. Такие условия хозяйствования в России позволили криминальным структурам взять под свой контроль до 90 % предприятий и организаций, образующих основное поле для получения криминальных доходов. Для консервации такой ситуации активно используется подкуп должностных лиц, распространяется организованная преступность .

Теневики-хозяйственники, наоборот, заинтересованы в ослаблении влияния криминальных элементов: только плата за «крышу» приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30 %, что приводит к существенному снижению доходов теневиков-хозяйственников. Положение теневиков-хозяйственников осложняется тем, что на них оказывается давление с двух сторон. С одной стороны, на доходы теневиков-хозяйственников посягают криминальные структуры, вынуждая их для сохранения предельного уровня доходов идти на нарушения юридических норм хозяйствования; с другой – они находятся под надзором правовых органов, призванных пресекать различного рода нарушения.

В-третьих, разным является поведение отдельных групп теневой экономики. Теневики первой криминальной группы предпочитают незаконные (или полузаконные) способы «отмывания» криминальных денег, так как их легализация неизбежно ведет к вскрытию всей преступной деятельности. Представители второй группы заинтересованы в легализации своих доходов путем изменения действующих правовых норм и законов.

В результате отмывание «грязных» денег и легализация теневиков-хозяйственников – это пересекающиеся, но не тождественные процессы. Если первые граничат с преступным миром, то вторые можно преимущественно отнести к незначительным отклонениям от закона, которые преодолеваются путем изменения определенных норм хозяйствования.

Интересы и природа возникновения теневых структур

Экономическая теория преступной и правоохранительной деятельности начала складываться в конце 1960-х гг. как ответ экономистов на резкое усиление преступности в странах Запада. Создателем новой теории по праву считается американский экономист Г. Беккер. В своей статье «Преступление и наказание : экономический подход», опубликованной в 1968 г., он изложил основные принципы нового подхода к изучению преступности и борьбы с нею. Его идея состояла в том, что правовой строй общества является полем противоборства рациональных правонарушителей и защитников порядка. Потенциальные преступники расчетливо взвешивают возможный доход от преступления, сравнивая его с возможными потерями от наказания. Они выбирают тот вид деятельности (законной и незаконной), который максимизирует их благосостояние. Стражи порядка ведут себя столь же рационально. Они выбирают такие методы борьбы с преступностью, которые позволили бы минимизировать совокупный ущерб обычных членов общества.

Обычно масштабы и динамика теневой экономики определяются следующими факторами:

  • общее состояние экономики;
  • уровень жизни населения;
  • исходящие от государства ограничения.

Эти общие факторы можно детализировать. Важнейшими положениями, влияющими на расширение теневой экономики, являются:

а) тяжесть налогообложения;
б) снижение размера получаемого дохода;
в) увеличение масштабов безработицы ;
г) необоснованное усиление государственных ограничений предпринимательской деятельности ;
д) неупорядоченность в экономике;
е) отсутствие четкой законодательной базы.

Природа возникновения нелегальной экономики . Наиболее точно сущность и природу возникновения нелегальной экономики установил ведущий перуанский экономист Эрнандо де Сото. Он сформулировал в этой связи следующие принципиальные положения:

Нелегальная экономика есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс.

В России принят итальянский метод оценки теневой экономики, разработанный Итальянским институтом статистики ISTAT. Основной подход ISTAT к оценке заключается в том, что данные о рабочих местах, полученные статистиками (переписи и обследования), сопоставляются с соответствующими данными юридических и налоговых органов, а также органов соцобеспечения с учетом экономической деятельности и территориальной классификации. Полученные единицы труда и выработка на одного работающего используются для расчета выпуска добавленной стоимости, что позволяет скорректировать объем продукции, недоучтенной предпринимателями .

В августе 2001 г. численность занятых в неформальном секторе составила 10 млн человек (табл. 32.1). Около 7,7 млн человек (77 %) были заняты только в неформальном секторе, т. е. имели в этом секторе и основную (единственную) и дополнительную работу.



Размеры занятости в неформальном секторе подвержены влиянию сезонных факторов.

Во II и III кварталах занятость в неформальном секторе на 14–15 % выше, чем в I квартале (в основном за счет сельскохозяйственных работ).

Всего неформальный сектор охватывает 14–15 % общей численности занятого населения, в том числе 11–12 % работают только в неформальном секторе. Среди сельских жителей охват занятостью в неформальном секторе экономики составляет от 23 до 30 % общей численности занятого сельского населения, среди городских жителей – 10–12 %.

Предпринимательство, коррупция и теневая экономика

Одной из главных целей трансформации экономических отношений в России является создание инновационной экономики, в основе которой лежит предпринимательство. Глубокий кризис экономики России привел ее, в середине 1990-х годов, к тотальной коррупции и криминализации, что напрямую повлияло на становление и развитие предпринимательства и, особенно, на представителей малого бизнеса и углубило такое негативное экономическое явление, как теневая экономика.Для сглаживания неадекватных экономических и правовых условий субъекты бизнеса периодически вынуждены осуществлять свою деятельность с использованием коррупционных связей и теневых отношений. В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема коррупции и теневой экономики, которые охватывают все сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика, с одной стороны, а бюрократия и коррупция, с другой стороны, – это органично связанные между собой явления. Уровень теневой экономики всегда прямопропорцианален уровню коррупции существующих в обществе (рис. 7).

Рисунок 7. Взаимосвязь коррупции и теневой экономики

Теневая экономика представляет интерес как объект исследования, с точки зрения своего влияния на предпринимательскую деятельность: производство товаров и услуг; деформирование и распределение дохода; инвестирование; создание дополнительных рабочих мест. Имеет большое значение влияние теневой экономики на социальную напряженность, особенно в период экономического кризиса, на создание среднего класса и экономический рост в целом.

Так как проблема стремительного развития сектора теневой экономики, бюрократии и коррупции является не только экономической, но и социально - психологической и оказывает влияние на общество в целом, ее изучение как никогда актуально для любого здравомыслящего человека.

В аспекте изучаемого курса «Основы предпринимательства», бюрократию, коррупцию и теневую экономику необходимо рассматривать как факторы предпринимательской среды, непосредственно влияющие на открытие, становление и развитие предпринимательства.

Коррупция и предпринимательство. Наличие такого явления как коррупция для общества в целом, для отдельных регионов, участников предпринимательской деятельности имеет резко негативные последствия, в том числе социально - экономические.

Негативные последствия коррупции имеют ярко выраженные две составляющие: экономическую и социально-психологическую. Экономическая составляющая - характеризуется уровнем теневой и криминальной составляющей экономики общества. Социально – психологическая составляющая - характеризуется уровнем социальной защищенности населения и состоянием общества, с точки зрения определенной ценностной ориентации общественного сознания на неприятие коррупции.

Коррупция и экономика органически связаны друг с другом и напрямую связаны с трансформацией самого Российского общества. Коррупция в государственном аппарате приводит, в частности, к неспособности государства эффективно исправлять провалы рынка, поскольку любое государственное регулирование в этой сфере идет вразрез со стремлениями самого рынка. Предприятие, загрязняющее окружающую среду сверх разрешенных норм, будет готово заплатить взятку, проверяющему государственному чиновнику. Компания, желающая построить здание в живописном районе города, в котором запрещено строительство, будет также готова заплатить взятку за соответствующее разрешение.

Другим, менее очевидным примером негативного влияния коррупции на работоспособность бюрократии, является неспособность коррумпированного государственного аппарата, и в особенности судов, обеспечивать защиту граждан и фирм от банального воровства. Подобная проблема особенно актуальна для переходных экономик плохое обеспечение прав собственности может быть следствием низкой эффективности инвестиций в экономику. В свою очередь, плохая защита прав собственности и коррупция значительно повышают риски инвесторов и снижают привлекательность инвестиций, что приводит, в свою очередь, к еще большему распространению коррупции. Таким образом, у переходной экономики существует риск попадания в равновесие с низким уровнем защиты прав собственности и масштабной коррупцией. Плохо определенные и слабо защищенные права собственности провоцируют развитие в экономике поиска ренты (rent seeking). Этот поиск может принимать множество форм, начиная с продажи государственной собственности и различных лицензий за взятки и заканчивая враждебными поглощениями частных компаний с использованием власти коррумпированных государственных чиновников и/или правоохранительных органов. Помимо того, что коррупция часто возникает в связи с рентоориентированным поведением (получение ренты за счет подкупа чиновника, распределяющего ресурс, например), коррупция сама по себе является одним из видов «поиска ренты».

Коррупция – преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Наиболее типичные проявления: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм – выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений. Коррупция получает широкое распространение в условиях разрастания бюрократии и превращения ее в особый социальный слой, обладающий властными привилегиями.

Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения, или нарушающее государственные интересы). При принятии такого решения извлекает выгоду вторая сторона (например: фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре, получающая разрешение на строительство, приобретение недвижимости), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. В данном случае обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

По мнению С. Глазьева: «Коррупция фактически сделала наше государство неработоспособным, государство перестало существовать не просто как отдельный институт. Оно превратилось в некий набор структур, находящихся в состоянии круговой поруки, утратило механизмы ответственности за принятие решений».



Рыночное хозяйство построено, в том числе, на стремление получение прибыли. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «обогатиться», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради корыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие такие явления как коррупция.

Коррупция характеризуется состоянием общества, общественного сознания, определенной ценностной ориентацией, в частности, - господством принципа «все на продажу». Но проблема состоит в том, что и структуру, и механизм реализации власти, в разрезе коррумпированности, можно изменить и борьбу с коррупцией сделать более жесткой, но только при условии существования общественного заказа, т.е. что бы само общество могло и желало бороться с коррупцией.

Сформированная сегодня, в обществе, «продажная» ценностная ориентация не возникла на пустом месте. Такая ценностная ориентация зародилась в недрах административно – бюрократической системы советского общества. Советский человек постоянно вступал со своими партнерами в обменные отношения. Товар обменивался на товар, услуга – на услугу. В результате в такие отношения административно – бюрократической системы было вовлечено все общество, что и явилось своеобразным фундаментом построения коррумпированной системы переходного периода Российского общества.

Сегодня в обществе сложилось понимание «традиционности» этого явления для нашей страны, тесной его связи с характером российского государства. Эта связь основана, с одной стороны, на бюрократизации государства, с другой стороны, на изначально тесной связи государства и экономики страны. Следствием этого явилось формирование не просто особого, управленческого класса, но особой государственной бюрократии, и как чиновничества, и как структур и механизмов, и как определенных культурных традиций, воспроизводимых на протяжении истории.

Роль общества в борьбе с коррупцией просто огромна. Свести коррупцию к минимуму возможно только при выполнении двух основных условий:

Первое – усиление борьбы с коррупцией самим государством, через создание адекватной этой цели правовой базы, и с неукоснительным соблюдением выбранных правил всеми слоями населения, в т.ч. и чиновниками и предпринимателями.

Второе повышение общественного уровня сознания в аспекте нетерпимости и неприятия такого явления как коррупция.

Коррупцию, возможно, классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов; по типу выгоды; по направленности; по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий или незаконных действий.

По типам взаимодействующих субъектов различают:

Бытовая коррупция . Порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи;

Деловая коррупция . Возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу;

Коррупция верховной власти . Относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Если попытаться классифицировать уровни коррупции по конкретным сферам, то наиболее проблематичными являются следующие:

· получение государственных заказов и участие в аукционных торгах (тендерах);

· получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса;

· взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией;

· решение вопросов с налоговой и таможенной службами;

· вопросы землеотвода под строительство коммерческой недвижимости и выделение участков под строительство жилья.

Большинство опрошенного населения считают совершенно недопустимым наличие такого уровня коррупции в Российском обществе. Вызывает большое раздражение у многих людей, особенно у руководителей предприятий, вымогательство денег в медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно-патрульной службе и криминальной милиции, в судах и прокуратуре, в целом, в органах власти. Такое настроение массового сознания в принципе является благоприятной основой для инициатив самого общества по оздоровлению отношений и системы.

Таблица 6

Отношение россиян к коррупции (в процентах от числа опрошенных)

В массовом сознании растет понимание того, что коррупция наносит обществу больше вреда, чем пользы, о чем свидетельствуют сопоставимые материалы опросов, проведенных в 1990, в 2001 в 2007 годах (табл. 6).

Из длинного перечня факторов, определяющие причины коррупции, можно выделить три группы причин.

Фундамен­тальные- несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений.

Организационные - слабость государства (отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, слабость системы контроля, не обеспечивающей неотвратимость наказания, относительно низкая оплата труда слу­жащих).

Социетальные - сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции.

Первые связаны с институциональной - эко­номической и - политической - структурой общества, вторые - главным образом с организацией принуждения к исполнению законов, а третьи - с исторически сло­жившейся системой норм и ожиданий. Разумеется, деление условное; существуют "пограничные" факторы, которые трудно с уверенностью отнести к тому или иному типу.

Приведем перечень основных причин коррупции, относящиеся ко всем трем группам:

· Консервативность закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

· Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует затрат, но чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

· Двусмысленные законы.

· Незнание или непонимание законов населением , что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

· Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

· Профессиональная некомпетентность бюрократии.

· Кумовство, клановость и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

· Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

· Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Аргументы в пользу «оптимального уровня коррупции» апеллируют к фундамен­тальным факторам. Из-за несовершенства экономических институтов или экономи­ческой политики механизм коррупции может приводить к выгоде большинства или даже всех членов общества, в т.ч. представителей бизнеса. Этим и объясняется его устойчивость во времени. При этом усиление наказаний за коррупцию оказывается экономически нерациональным. Известным примером такой ситуации является система с негибкими ценами и плановым распределением ресурсов, которое на этапе реализации корректируется за взятки. Считается, что конкурентные экономики менее подвержены коррупции, чем пла­новые. Однако опыт показывает, что и конкурентность не обеспечивает иммунитета к коррупции.

Развитие коррупции является реакцией на сам факт государственного регулирования общественными и экономическими процессами. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. Коррупция объясняется во многом именно недостатками государственного регулирования, бюрократизацией управления, отсутствие правовых и экономических условий для предпринимательской деятельности т.д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы коррупции, но никак не ликвидировать ее.

Последствия коррупции нельзя оценивать однозначно. В какой то степени коррупция сглаживает неадекватное государственное регулирование общества и в.т. числе экономики. Можно привести как пример мнение экономиста Дитера Кассела (Швейцария) о позитивных функциях существования теневой экономики, которая является следствием коррумпированности общества:

· «экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в теневой сектор, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

· «социальный амортизатор» – смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

· «встроенный стабилизатор» – теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).

Однако в целом влияние коррупции на общество и предпринимательство является бесспорно негативным, чем позитивным. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, коррупционеров, криминального мира), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления , как экономикой, так и общества в целом. Наконец, развитие коррупции ведет к подрыву общественной этики . И если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.

Проблема состоит в том, следует ли стремиться искоренить коррупции полностью или существует некий "оптимальный" ее уровень. Тем, кто отвергает такую постановку проблемы по соображениям морали, следует иметь в виду, что борьба с коррупцией требует средств, которые могли бы быть израсходованы надругие цели

Предпринимательство и теневая экономика. Природа теневых экономических отношений сложна и неоднородна. Предпринимательская деятельность на сегодняшнем этапе развития характеризуется как полностью нелегальными формами экономической деятельности (например, производство качественных товаров разрешенных государством, но не учитываемых) так и сочетание в работе одного и того же предприятия законной и теневой деятельности.

Мировое сообщество признало факт наличия теневой экономики в любой стране. Но даже сегодня, в начале 21 века, это явление не только не изучено, но в мире не существует единого определения этому явлению. В различных странах используются такие термины: «подпольная», «скрытая», «не официальная» -в англоязычных странах; «подземная», «неформальная» - во Франции; «тайная», «подводная» - в Италии»; «теневая» - в Германии; «подпольная», «теневая, «нелегальная», «криминальная», «эксполярная» - В России.

Распространенным термином является «ненаблюдаемая экономика», что в первую очередь связано с новым международным стандартом по национальному счетоводству - СНС 2008 года, который в начале 2009 г. был одобрен статистической комиссией ООН. По данному стандарту к основным элементам ненаблюдаемой экономики относятся:

· теневая экономика, включающая производство обычных (разрешенных законом) товаров и услуг, которое организовано подпольным образом для уклонения от уплаты налогов (на прибыль, НДС и др.) уклонения от соблюдения определенных требований или стандартов (требования к минимальной заработной плате, максимальной продолжительности недели, безопасности рабочего места и т.д.) и др;

· незаконная экономика, охватывающая производство товаров и услуг, запрещенных законом (производство и продажа наркотиков, проституция, контрабанда, торговля крадеными товарами, предоставление услуг лицами, не имеющими на это право, и т. д.);

· неформальная экономика, включающая деятельность некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам (фермеры, подсобные хозяйства населения, реализующие часть продукции на рынке, небольшие предприятия, основанные на использовании труда членов семей, и т. д.). Предприятия неформального сектора не являются юридическими лицами и не ведут бухгалтерский учет;

· продукция домашних хозяйств, предназначенная для собственного использования (в основном потребление продуктов сельского хозяйства и строительство собственными силами);

· производство, которое не учитывается из-за недостатков в организации статистического наблюдения.

Согласно с новым международным стандартом по национальному счетоводству - СНС 2008 г. структура ненаблюдаемой экономики выглядит следующим образом (Рис. 8).


Рис.8 Структура ненаблюдаемой экономики по стандарту СНС

Необходимо отметить, что сегодня нет единого мнения о том, входит ли криминальная (незаконная) экономика в состав теневой экономики.

Для более углубленного понятия «теневая экономика» рассмотрим ее определение разными исследователями (табл. 7).

Таблица 7

Определение понятия «теневая экономика»

Понятие «теневая экономика» Источник
Теневая экономика – это сфера хозяйственной жизни (производственная, коммерческая, финансовая деятельность), которая находится вне контроля государства и его регулирующих мер Г.С.Вечканов
Теневая экономика – это комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно-правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций, и легальной и (или) нелегальной деятельности В. Ю. Касатонов.
Фиктивная экономика - экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег Н.Д. Эриашвили
Теневая экономика - это всякая экономическая активность, которая не зарегистрирована официально уполномоченными органами. Это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля. Деятельность, направленная на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей В. Исправников, В. Куликов
Теневая экономика представляет собой объективно существующую и постоянно воспроизводящуюся подсистему рыночного хозяйства, в которой хозяйствующие субъекты стремятся добиться экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е
Теневая экономика трактуется как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Д. Макаров

Для начала разграничим понятия «криминальная» и «теневая» экономики. «Криминальная» - включает в себя, как и «теневую» запрещенную экономическую деятельность, которая сознательно скрывается от учета, не фиксируется в официальной отчетности и в специальных договорах, так и преступную, которая опирается на методы насилия, вымогательства и тесно связана с преступным сообществом и преступным капиталом. «Теневая» - не связана с явным криминалом, ибо эта деятельность по своему содержанию и целям, хотя и является нарушением закона, но связана с систематическими выходами за его пределы, чаще всего с целью компенсации большого налогового бремени, коррупции и криминализации, выраженных в денежных обязательствах перед представителями этих секторов.

Сегодня существуют два взгляда на взаимосвязь криминальной и теневой экономики:

Первый - криминальная и теневая экономика это существующие отдельно друг от друга сегменты экономики;

Второй - теневая экономика является составляющей частью криминальной экономики.

Мнение автора заключается в том, что с точки зрения закона криминальная и теневая экономика имеет одинаковую экономическую и правовую сущность – это или незаконная, или преступная экономика. Но с точки зрения социально – экономической ситуации в России, учитывая при этом отсутствие нормальной правовой, экономической и политической базы по становлению и развитию предпринимательства, низкой социальной защищенностью населения, большой сегмент теневой экономики не является криминальным.

Предпринимательство можно разделить на два сегмента:

Первый – производственный, где реально производят товары и услуги;

Второй – перераспределительный, где осуществляется лишь перераспределение.

На основании проведенных исследований считаем, что деятельность субъектов предпринимательства необходимо разделить на совершаемую в официальном секторе и неофициальном. В официальном секторе свою деятельность ведут официально зарегистрированные субъекты предпринимательской деятельности. Данная деятельность разрешена государством, часть которой скрыта от учета. В неофициальном секторе свою деятельность ведут официально не зарегистрированные субъекты предпринимательской деятельности: физические лица; неформальные объединения. Данная деятельность также разрешена государством, но полностью не учитывается.

В официальном секторе осуществляется следующая деятельность:

Учитываемая (recorded) - деятельность, не запрещенная законом, официально учитываемая и официально зарегистрированная;

Учитываемая фиктивная (recorded fictitious) – деятельность, не запрещенная законом, официально учитываемая и официально зарегистрированная, но фактически невыполняемая. Основная цель такой деятельности снижение налогооблагаемой базы. Часть скрытого оборота проходит процесс «обналичивания» и в дальнейшем используется в т.ч. и в криминальном секторе экономики;

Скрытая (hidden) – деятельность, не запрещенная законом, официально зарегистрированная, но официально неучитываемая, служащая источником теневых доходов, направляемых на поддержку теневой деятельности и увеличению личных доходов;

Коррупционная – деятельность предприятий, использующие в качестве источника финансирования выполняемых работ и услуг денежные средства государственных организаций и корпораций.

В неофициальном секторе:

Неформальная экономика – деятельность, не запрещенная законом, но официально не зарегистрированная и не учитываемая (репетиторство; перевозка пассажиров и грузов на личном автотранспорте; домашнее хозяйство; сдача в аренду квартиры; выращивание сельхоз. продукции на приусадебных и дачных участках и т.д.). Основными субъектами этого сегмента, являются физические лица и неформальные объединения людей. Одной из основных целей неформальной предпринимательской деятельности, является получение доходов, направляемых на текущее потребление.

Нелегальная экономика (non-legall economy) - деятельность, не запрещенная законом, но официально не зарегистрированная и не учитываемая (нелегальная торговля дикими животными, культурными ценностями; нелегальный рынок автотранспорта – автотранспорта («конструктора», перегон и продажа автомобилей); деятельность по выпуску различных разрешенных видов продукции и оказанию услуг и т.д.). Основной целью субъектов нелегальной предпринимательской деятельности этого сегмента, является незаконное обогащение.

Учитывая, разграничение теневой экономики и криминальной, а так же понятие «ненаблюдаемая экономика», принятое новым международным стандартом по национальному счетоводству - СНС 2008 года, который в начале 2009 г. был одобрен Статистической комиссией ООН, предлагается следующая структура экономики (рис.9).


Рис. 9. Структура экономики


На основании проведенного анализа и предложенной структуры экономики, предлагается следующая типологизация теневой и криминальной экономики по критериям, в аспекте их разграничения (табл. 8)

Таблица 8

Критерии типологизации теневой и криминальной экономики

Основные признаки Теневая экономика Криминальная
скрытая неформальная нелегальная преступная и часть нелегальной
Функции Перераспределение Производство и реализация Перераспределение, производство и реализация
Цель предпринимательской деятельности Сглаживание неадекватных условий предпринимательской деятельности и частичное обогащение Сглаживание неадекватных социальных условий проживания населения Обогащение и частичное сглаживание неадекватных условий предпринимательской деятельности Обогащение
Субъекты Предприниматели, руководители и менеджеры официального сектора экономики Физические лица, или группа лиц (граждан), неофициально занятых в «домашнем предпринимательстве» Неофициально работающие предприниматели. Профессиональные мошенники и преступники. Часть представителей нелегального сектора. Чиновники, управленцы, берущие взятки.
Объекты Доходы официальной экономики Производство разрешенных товаров и услуг в неофициальном секторе Доходы официальной экономики. Неофициальное производство разрешенных товаров, услуг, не учтенных, с целью наживы. Доходы официальной экономики. Производство преступных, запрещенных и дефицитных товаров и услуг
Организационные структуры Зарегистрированные предприятия Физические лица и их сообщества и объединения Не зарегистрированные предприятия Преступные сообщества

Разделим теневую экономику на два основных сектора: первый – это внутренняя экономик, второй – это параллельная экономика.

Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики.

Параллельная экономика – этотеневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников.

На основании вышеизложенного и принимая во внимание предложенную типологизацию теневой экономики, предлагается следующее определение теневой экономики:

«Теневая экономика – представляет собой совокупность отношений по поводу производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, являющаяся полностью или частично неправовой, неучитываемой и неконтролируемой, разрешена государством, осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, с целью получения предпринимательского дохода и выполняющая двойственную роль: позитивную – сглаживание отрицательных условий по развитию бизнеса; негативную – антисоциальное перераспределение доходов общества и уменьшение его благосостояния, снижение эффективности системы управления экономикой».

Масштабы теневой экономики. Теневая экономика присуща любому обществу. Существующие экспертные оценки масштабов теневой экономики относительны, но по различным данным в мире в теневом секторе создается более 9 триллионов американских долларов добавленной стоимости ежегодно, которая не попадает в официальную отчетность предприятий. Получается, что по своим размерам глобальная теневая экономика практически эквивалентна экономике США, имеющей самый крупный ВВП в мире.

Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики высок, так в начале 90-х годов прошлого столетия он был равен в США более 700 млрд. долл. в Италии - 310 млрд. долл., а в Великобритании - 190 млрд. долл. Сегодня теневая составляющая в США оценивается около 1,5 трлн. долл. Тенденция роста теневой составляющей объясняется в т.ч. увеличением налогового бремени в этих странах.

Ниже приведены данные об уровне теневой составляющей на различных континентах (табл. 9).

Таблица 9

Средние масштабы теневой экономики в развивающихся странах трех континентов, 1989–1990, в % от ВВП

Быстрый рост масштабов теневой экономики в 80-90-е годы в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии объясняется высоким уровнем государственного регулирования экономики. Например, объем теневой экономики в Германии с 1975-го по 1999 год вырос в пять раз - с $60 млрд. до $300 млрд. в год. При этом, ее темпы роста в Германии составили 8% в год и значительно превышали рост ВВП . Этому способствует и то, что Германия лидирует в Европе по количеству бюрократических барьеров в экономике, а так же по уровню обременительности налогообложения и отчислений во внебюджетные фонды. Это ведет к высокому уровню уклонения от налогов и к росту теневой экономики, который к настоящему времени достиг примерно 16,5 % от ВВП.

Большая доля теневой экономики в Греции, Италии, Испании, Бельгии, Швеции, Норвегии и Дании во многом объясняется как зарегулированностью экономической деятельности так и чрезмерной налоговой и социальной нагрузкой на предприятия. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - Швейцария, США Австрия и Япония - имеют относительно небольшой теневой сектор. По оценке профессора Шнайдера, предприятия уходят в тень из-за высоких прямых и косвенных налогов. В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42%. И это соответственно влияет на увеличении занятости в секторе теневой экономики. Наибольшая занятость в теневом секторе составляла в Италии, где работало от 30% до 48% экономически активного населения, изыскивающего дополнительные источники дохода.

Приведем в пример исследования М. Ласко, которая в одной из своих работ сравнила данные о размерах теневой экономики в странах с переходной экономикой, полученные ее методом, с результатами исследований Д. Кауфмана и А. Калиберды, использующих показатель общего потребления электроэнергии (табл.10).

Таблица 10

Масштабы теневой экономики в постсоциалистических странах,

в % от ВВП

По методике Д. Кауфманна – А. Калиберды По методике М. Ласко
Страны
Азербайджан 12,0 39,2 60,6 43,9 52,8
Белоруссия 12,0 13,2 19,3 33,7 46,4
Эстония 12,0 25,4 11,8 16,9 37,4 35,8
Грузия 12,0 52,3 62,6 58,0 57,0
Казахстан 12,0 24,9 34,3 12,0 33,8 37,9
Украина 12,0 33,6 48,9 37,4 52,8
Узбекистан 12,0 11,7 6,5 12,0 26,4 29,5
Россия 12,0 32,8 41,6 37,8 39,2

У М. Ласко вызывает сомнение тот факт, что, по данным Д. Кауфмана и А. Калиберды, размер теневой экономики за 1989 – 1995 гг. сократился в Румынии и Узбекистане (соответственно с 22,3 до 19,1% и с 12 до 6,5%). По ее данным, в этих странах за тот же период, напротив, произошел рост размера теневой экономики – в Румынии с 17,3 до 28,3%, в Узбекистане с 12 до 29,5%.

По оценкам экспертов, в странах Евросоюза в 2000 г. было занято только в теневом секторе не менее 10 млн. человек, а в целом по странам входящим в "Организацию экономического сотрудничества и развития" (ОЭСР) - порядка 17 млн. чел..

Отмечаются некоторые тенденции к сокращению доли ненаблюдаемой экономики в ВВП в целом ряде стран СНГ в более поздний период: за 2007 г., в Азербайджане эта доля составила 10,8%, в России - 17,1, в Украине - 15,5%. Хотя показатель по России, по нашему мнению, является явно заниженным.

Наибольшую часть ненаблюдаемой экономики во многих странах СНГ составляет производство в неформальном секторе: в Азербайджане - 90%, в Беларуси - 99, в Молдове и Киргизстане - по 80 %. В Армении и Казахстане значительная часть ненаблюдаемой экономики приходится на теневую экономику - 70 и 60 % соответственно.

Сопоставляя уровни теневой экономики и налогообложения для различных стран, становится очевидным, что не всегда высокий уровень теневой экономики корреспондируется с высоким налогообложением. Это объясняется тем, что побудителем развития теневой экономики является целый комплекс исторических, социально-экономических, политических, психологических и других причин.

Проблемы и последствия теневой экономики. Проблемы теневой экономики привлекают особое внимание и практиков и ученых. Исследования данной проблемы начались в 30-ые годы прошлого столетия. В конце 70 – х. годов прошлого века появились первые серьёзные исследования по теневой экономики. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П. Гутманна (США) «Подпольная экономика» (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли. В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем. В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования.

Большой вклад в разработку проблем теневой экономики внесли и отечественные ученые, которые дают понятие теневой экономики, выделяют различные ее сектора (теневой, неформальный, скрытый, нелегальный, черный и т.п.), выделяются различные виды теневой экономической деятельности, дают характеристику субъектам теневой деятельности, анализируют их связи с другими хозяйствующими субъектами и государственными структурами. Также эти исследователи в своих работах, поднимает такую важную проблему как истоки теневых структур, рассматривают экономическую функцию теневой экономики состоящую, по их мнению, в компенсации недостатков работы официальной экономики, а также субъекты теневой деятельности. Исследуются трансакционные издержки, которые рассматриваются как один из барьеров для входа на рынки в российской экономике и как один из факторов развития теневой экономики, и отмечают, что они имеют важное значение, для анализа причин теневой деятельности.

Достоверные данные о денежном обороте в секторе теневой экономики, конечно же, представляют интерес с фискальной точки зрения. Но еще более важны они для реализации дифференцированного подхода в экономической политике по отношению к тем областям теневой деятельности, в которых особенно велик оборот финансовых средств.

Проблема теневой экономики очень двоякая. Нельзя категорически заявлять, что теневой бизнес- это плохо. Теневая экономика - это сокращение безработицы, возможность для бизнеса улучшить материально-техническую базу, рост реального сектора экономики. Существует мнение, что теневая экономика способствует росту официального сектора экономики, пусть даже это и не подтверждается официальной статистикой. Но нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков.

Актуальность рассматриваемого вопроса подтверждается не только огромным значением предпринимательства для экономики любой страны, но и её скрытой теневой составляющей. Размер теневой составляющей экономики определяется её долей в ВВП. И если доля нелегального сектора экономики в ВВП западных развитых стран официально оценивается в 5-18 %, то в России более 25 %.

Почему в современном обществе теневая экономика имеет благоприятные условия развития? Каковы глубинные причины возникновения и развития этого явления? Ответы на эти вопросы лежат в двух основных моментах:

Первое - это стремление человека к выживанию или обогащению;

Второе - это неадекватная государственная правовая и экономическая политика.

Можно сделать вывод, что двумя основными факторами (причинами), способствующим зарождению и развитию теневой экономики, являются: неадекватная государственная и правовая и экономическая политика – с одной стороны, и стремление человека к самосохранению (защите своих социальных благ) и неадекватному обогащению – с другой стоны. Весь этот процесс происходит в благоприятной для роста теневой экономики условиях, бюрократической и коррупционной среде (рис. 10).

Стремление общества (человека)

к самосохранению или обогащению

Неадекватная предпринимательская среда: