Радикальные социально-экономические реформы правительства ельцина - гайдара.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РАДИКАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1992-1993 гг. И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ.

В результате переворота августа 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного существования- Перед руководством страны встала задача проведения экономических реформ. Пришедшие к власти радикальные реформаторы придерживались концепции свободных рыночных отношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа политической демократии: реформаторы полагали, что народ под влиянием рынка должен оформиться в средний класс.

В итоге Россия сделала ставку на монетаристские методы перехода к рынку. Они связаны с решительным отказом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. Отсюда предлагается широкий набор жестких средств для ускоренной либерализации и финансовой стабилизации.

В правительственной программе углубления реформ (1992 г.) приоритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40 %; в торговле - не более 10 %; доля кредитов, выдаваемых частным фирмам, - не менее 70 %; доля частных инвестиций в фонде накопления - не менее 70 %.

В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия правительства России :

1) введение свободных цен;

2) либерализация торговли;

3) широкая приватизация государственных предприятий, жилья.

Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности производства; в лице новых собственников создание мощной социальной базы рыночной экономики и демократического общества.

Однако уже первые результаты реформ оказались плачевными. Драматические последствия, в частности, имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут в максимум в три раза, однако реально они возросли в 10-12 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада.

Продолжение политики «шоковой терапии в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти.
Радикальные реформы правительства Российской Федерации встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны начинает все более решительно отмежевываться от правительственного курса, выдвигая концепцию большей социальной защищенности в процессе реформ. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня принципиальную проблему государственного устройства: быть ли России республикой парламентской либо президентской.

Анализируя этот период истории России, надо признать, что экономические и политические изменения в стране были необходимы.

Политический строй требовал существенных поправок. Однопартийная система тормозила развитие общества. КПСС, сформированная сталинской диктатурой как правящая партия, дискредитировала коммунистическую идею, в основе которой было равенство людей, интернационализм, миролюбие народов, власть трудящихся. Однако власть народа трансформировалась во власть партийной, чиновничьей и военной верхушки, которая ради узкокорпоративных привилегий проводила внутреннюю и внешнюю государственную политику, разоряющую страну. Придерживаясь державной идеологии, они развалили державу. Итогом стал разрыв между властью и населением страны.

Экономический строй также требовал корректировки, так как амбициозная внешняя политика, гонка вооружения вели к огромным затратам материальных и финансовых ресурсов. Милитаризация экономики, диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства, отставание в развитии отраслей, производящих товары широкого потребления и продукты питания, привели к постоянному товарному дефициту, снижению уровня жизни населения.

В конечном итоге все это вело к назреванию социального взрыва в стране.

Вопрос заключался в том, как и какой ценой изменить создавшуюся в стране ситуацию. Имелись два варианта преобразований: радикальный и умеренный. Избрание радикального варианта при отсутствии необходимых условий и стало основной причиной недостижения намеченных целей быстрого повышения жизненного уровня населения. Это признали и реформаторы.

В 2006 г., по истечении пятнадцати лет после начала революционных преобразований в стране, Е.Т. Гайдар вынужден был пессимистически признать, что «мы просчитались в дистанции, которую предстояло пройти от рухнувшей, недееспособной экономической системы к другой - рыночной и растущей». По его мнению, для достижения в России уровня жизни, подобного уровню Франции или в Германии, «потребуется два поколения, 40-50 лет» .

Если на чаши весов положить позитивные и негативные последствия проведенных с 1991 г. реформ в России, то чаша, на которую будут положены негативные последствия, окажется значительно тяжелее, и ответственность за это нес лично президент Б.Н. Ельцин. И вряд ли ее можно отнести на других. Это подтверждалось постоянной сменой людей, работавших с президентом в течение десяти лет. За эти годы так называемое «окружение президента», «семья» (политики, чиновники, предприниматели, члены правительства, руководители ведомств), которых называли реформаторами, неоднократно менялись, но политический и экономический курс страны не изменялся. Следовательно, это был курс, проводимый лично президентом. Все остальные реформаторы были лишь его техническими исполнителями и объектами, на которые направлялось недовольство населения итогами реформ. Реформаторы - это молодые люди без опыта организаторской, экономической работы, приглашенные президентом на короткий срок. Их непрофессиональные решения, естественно, согласованные с президентом и имеющие низкий уровень социально-экономической и политической обоснованности, наносили непоправимый ущерб экономике страны, открывали возможности для хищений государственной собственности и бюджетных средств.

Причины негативных последствий реформ в России, которые Б.Н. Ельцин предлагал радикально проводить, не в самих реформах, а в методах их проведения. Главные причины негативных последствий: отсутствие четких тактических планов и задач проведения реформ и нежелание довести информацию о них до населения страны; искусственно форсированное проведение реформ; необоснованный отказ от государственного регулирования экономики; пренебрежение экономическими и социальными интересами населения («шоковая терапия»). Все это привело к резкому ухудшению политического, экономического и социального положения в стране.

По сути в государстве произошла революция, окончившаяся сменой политического строя. Россия, бывшая сотни лет тоталитарной страной, встала на путь демократического развития. Надо признать, что начало этому процессу дал М.С. Горбачев и проводимая им политика гласности, являющаяся составной частью перестройки общественно-политического устройства в СССР. Не будь этой политики, вряд ли бы создались условия для проведения позднее Б.Н. Ельциным реформ, да и для самого появления Ельцина на политической сцене страны.

После 1991 г. впервые в государстве были созданы реальные демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.). В стране начал развиваться парламентаризм. Выборы стали альтернативными. Избираться стали глава государства (президент), главы исполнительных органов власти (губернаторы, мэры). На основе свободных выборов сформировались представительные органы власти (Государственная Дума, думы краев, областей, городов), возросла их роль в общественной жизни. Представительные органы стали контролировать деятельность исполнительной власти, бюджетный процесс (формирование и исполнение бюджетов всех уровней).

Население было в значительной мере ограждено от всестороннего давления государства, его регламентации в общественной и даже личной жизни. Все получили свободу самовыражения, экономической и политической активности, достижения высоких результатов труда и их использования.

Все это положительно сказалось на общественно-политическом положении в стране, на международных отношениях России с зарубежными государствами, с которыми ранее она находилась в состоянии «холодной войны».

Однако в демократизации общественной жизни были ошибки и негативные явления. Одна из ошибок Б.Н. Ельцина заключалась в том, что, используя демократическое движение и победив благодаря ему, он не создал на основе этого движения политической партии. В результате демократы, вчерашние соратники по борьбе с Коммунистической партией, были расколоты, разбрелись по многим партиям и движениям. Раскол крупнейших политических сил в стране привел к тому, что ни одна из партий не могла победить. В стране не было создано правительство одной партии или коалиции, ответственное за проведение определенного политического и экономического курса. Вместо решения четких экономических и социальных задач и представительные и исполнительные органы власти занимались в основном политической борьбой.

После начала демократических реформ в начале 1990-х годов состав депутатского корпуса изменился. На волне демократического движения народными депутатами в Верховные Советы СССР, союзных республик и местные Советы стали избираться лица, часто оппозиционно настроенные к власти и в лучшем случае обладавшие политической активностью. Отсутствие у депутатов профессионализма в тех вопросах, которыми они занимались в комитетах Госдумы, их политизированность, политические дрязги, а не законотворчество привели к тому, что авторитет Думы в обществе был низок.

Выборы 1996 г. принесли новую волну депутатов. В этом составе депутатского корпуса уже было меньше людей, не подготовленных для политической деятельности. Больше стало политиков, отстаивавших интересы политических партий, лоббирующих интересы тех, кто предоставлял им средства на предвыборные кампании, на их содержание. Главной заботой многих из них было получение квартир в Москве, высокооплачиваемых должностей после депутатства.

Именно этот состав Госдумы в те годы, когда падал жизненный уровень населения, принял законы, в соответствии с которыми депутаты получили заработную плату на уровне министров, размеры пенсий, более чем в десять раз превышающие размеры пенсий граждан. Эти депутаты отклоняли проекты законов, в которых предусматривалось лишение их депутатских привилегий и неприкосновенности, введение для всех граждан порядка представления деклараций всех доходов с указанием источников средств на приобретение недвижимости, покупку дорогих автомашин, ценностей и т.д. Именно из этой волны депутатов стал пополняться состав российских чиновников самого высокого уровня. Не имевшие базового образования, не работавшие в сфере управления производственными и социальными отраслями, они становились руководителями министерств, ведомств и их подразделений. Министерская чехарда, когда министры часто менялись, вела к непрофессионализму в управлении, коррупции чиновников, пользующихся неопытностью министров. Все это привело к росту власти чиновников, их коррумпированности. Таким образом, ответственность за провалы в экономике страны несут и многие депутаты.

В соответствии с принятой в 1993 г. Конституцией РФ была создана такая система, в которой правительство страны и Госдума формировались в отрыве друг от друга. Депутаты Думы избираются населением, а правительство формирует президент. Правительство и большинство Госдумы не связаны политическим единством, поэтому правительство и Дума не несут общей ответственности за проводимую политику, за состояние дел в государстве. В этих условиях резко возрастает роль президента страны.

  • См.: Аргументы и факты. 2006. № 11.

Конституционный кризис осенью 1993 г.

Конституция РФ 1993 г.

Общественно-политическое развитие РФ в 1990-е гг.

Межнациональные отношения в РФ. Сепаратистские тенденции. Проблема Чечни и попытки ее решения.

Общественно-политическое развитие РФ в 2000-е гг. Укрепление вертикали власти.

Либерализация цен, отказ от их государственного регулирования

Это первый шаг рыночных реформ. Ельцин говорил, что, конечно, поначалу будет трудно, но потом к осени 1992 г. ситуация стабилизируется: «Я призываю всех граждан России понять – разовый переход к рыночным це­нам - тяжелая, вынужденная, но необходимая мера. Таким путем прошли многие государства. Хуже будет примерно полгода, затем – снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., – стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей...»

Цены возросли в десятки и сотни раз.

В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 г., первый год «реформ», в 100–150 раз при росте зарплаты в 10–15 раз. К 1996 г. цены выросли в 10 000 раз. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.

Зарплаты бюджетников, пенсии, стипендии и другие выплаты индексировались на 70%. Предполагалось, что эти меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе.

Платой за такое начало реформы (либерализация цен вместо справедливой и хорошо продуманной приватизации и создания широкой массы собственников, как предполагали некоторые экономисты) была инфляция . Курс рубля сделался нестабильным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте. За год рост цен произошел в 100–150 раз, резко снизилась покупательная способность населения; обесценились деньги на счетах предприятий и вклады населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн. вкладчиков. Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кредиты Центрального банка России :

1) Правительству РФ;

2) коммерческим банкам с целью внебюджетного финансирования отдельных отраслей народного хозяйства (а чаще для собственного обогащения наиболее приближенных к власти лиц);



3) странам ближнего зарубежья.

Следствием этого этапа экономической модернизации явилось падение материального благосостояния людей, недовольство и недоверие широких масс к правительственному курсу , которое отразил VII съезд народных депутатов России в декабре 1992 г. Усилилась конфронтация федеральной законодательной и исполнительной власти, приведшая к трагическим событиям 3-4 октября 1993 г.

Введение внутренней конвертации рубля

Были сняты ограничения на доходы.

Была разрешена свобода торговли , введена внутренняя конвертация рубля , появилась легальная возможность обмена на иностранную валюту .

Свобода внешнеэкономической деятельности

Достижение финансовой стабильности, подавление инфляции

Все эти меры «шоковой терапии» вскоре дали первые результаты. Прилавки магазинов наполнились товарами. Однако покупательная способность большинства населения была низкой, так как при такой ситуации все сбережения граждан были быстро израсходованы, а рост зарплаты искусственно сдерживался.

На рынок хлынул поток импортных товаров, что ухудшило положение отечественных товаропроизводителей. Не оправдались надежды, связанные с вступлением России в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ), многомиллиардные кредиты от Запада не были получены. Большинство западных инвесторов предпочитало не рисковать на российском рынке.

Экономическая и социальная политика правительства РФ

В 1992-2009 гг.

Председатель правительства Основные направления политики Последствия
Ельцин Б. Н. (6 нояб­ря 1991 г. – 15 июня 1992 г. – одновременно с должностью Президента). Гайдар Е. Т. (15 июня – 14 декабря 1992 г. – и.о. пред­седателя Правительства РФ) Начало радикальной реформы – «шоковая терапия» Резкий спад производства. Падение жизненного уровня значительной части населения. Появление безработицы. Массовые задержки выплаты зарплаты
Черномырдин B. C. (14 декабря – 23 марта 1998 г.) Достижение товарного изобилия. Привлечение иностранных инвестиций. Стабилизация курса рубля. Начало приватизации Рост теневой экономики. Расцвет и крах финансовых пирамид. Коммерциализация науки и культуры
Кириенко С. В. (24 апреля – 23 августа 1998 г.) Попытка сбалансирования государственного бюджета Финансово-банковский кризис («дефолт» 17 августа 1998 г.). Обострение энергетического кризиса
Примаков Е. М. (11 сентября 1998 г. – 12 мая 1999 г.) Удержание курса рубля. Стабилизация положения в обществе. Погашение долгов по зарплатам и пенсиям. Антикоррупционные уголовные дела Начало промышленного роста в стране. Увеличение напряженности в отношениях с Западом и неудачи в переговорном процессе с МВФ
Степашин С. В. (19 мая – 12 ав­густа 1999 г.) Получение кредитов от западных стран. Реструктуризация долгов бывшего СССР Обострение ситуации на Северном Кавказе
Путин В. В. (16 августа 1999 г. – 17 мая 2000 г.) Курс на стабилизацию политических и социальных отношений Начало контртеррористической операции в Чечне и Дагестане
Касьянов М. М. (17 мая 2000 г. – 24 февраля 2004 г.) Проведение налоговой реформы. Введение 13%-го подоходного налога и единого социального налога. Начало пенсионной реформы Сокращение объема бартера в экономике. Снижение безработицы. Рост зарплаты
Фрадков М. Е. (5 марта 2004 г. – 12 сентября 2007 г.) Проведение административной реформы и сокращение государственного аппарата; монетизация льгот Стабилизация социально-экономического положения в стране
Зубков В. А. (14 сен­тября 2007 г. – 7 мая 2008 г.) Продолжение курса на стабилизацию социально-экономического положения в стране Рост экономических показателей. Увеличение пенсий и зарплат
Путин В. В. (8 мая 2008 г. – 7 мая 2012) Начало реализации программы социально-экономического развития РФ до 2020 г. Борьба с последствиями всемирного финансово-экономического кризиса
Медведев Д. А. С7 мая 2012 г. Запрет на экспорт сельхозпродукции их стран, принявших санкции против РФ


В целом наиболее значимыми событиями в период социально-экономического реформирования российского государства в 1991–2007 гг. были следующие:

1) Е. Гайдар (ноябрь 1991 – декабрь 1992 г.) – отменен госконтроль за ценами, проведена ваучерная приватизация, установлен рыночный курс рубля, открыты границы, сгорели сбережения в Сбербанке. Цены выросли на 2508,8%;

2) В. Черномырдин (декабрь 1992 – март 1998 г.) – розданы в частные руки нефтяные компании, выпущены ГКО, набраны кредиты у МВФ, деноминация, «черный вторник» (резкий обвал курса рубля), начало веерных отключений электричества. Цены выросли на 1221,5%;

3) С. Кириенко (март – август 1998г.) – спад промышленного производства на 9,4%, шахтерские бунты, дефолт, подорожание доллара (вместо 6руб. за долл. - 24 руб.), разрушение банковской системы. Цены выросли на 5,5%;

4) Е. Примаков (сентябрь 1998 -май 1999 г.) – заморожены внутренние цены на нефть, остановлена инфляция, удержан курс рубля, сокращение задолженности перед бюджетниками, ограничение вывоза валюты с 19 тыс. до 5 тыс. долл. Цены выросли на 80,7%;

5) С. Степашин (май – август 1999 г.) – достигнута договоренность о списании значительной части долгов Лондонскому и Парижскому клубам, набраны новые долги. Цены выросли на 5,9%;

6) В. Путин (август 1999 – март 2000 г.) – начало налоговой реформы, урегулирования в Чечне, объявление борьбы с терроризмом, упорядочение отношений с Лондонским клубом, сокращение забастовок в 10 раз. Цены выросли на 9,3%;

7) М. Касьянов (май 2000 – февраль 2004 г.) – начало реформы госслужбы, скандал с государственным долгом (выкуп его фирмой «Фалькон» за 22% от стоимости), принятие Земельного кодекса, начало пенсионной реформы. Цены выросли на 61,3%;

8) М. Фрадков (март 2004 – сентябрь 2007 г.) – пробуксовка административной реформы, досрочное погашение долгов перед МВФ и Парижским клубом, беспрецедентный рост золотовалютных резервов (за счет высоких цен на нефть на мировом рынке), создание Стабилизационного фонда, монетизация льгот. Цены выросли на 18%;

9) В. Зубков (сентябрь 2007 г. – май 2008) -продолжение масштабных реформ правительства, борьба с ростом цен.


Конституция РФ 1993 г.

Предпосылки принятия Конституции 1993 г.:

1. Обострение социальных проблем в обществе

2. Становление многопартийной системы

3. Противостояние законодательной и исполнительной власти

Победа президентской стороны дала возможность провести реформу политической системы и принять новую Конституцию страны.

12 декабря 1993 г. происходило всенародное голосование по принятию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Она подвела черту под советским периодом в российской истории. Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику , наделив Президента широкими властными полномочиями с правом назначения главы Правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства , разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собственности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан.

Высшим органом законодательной власти становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительной и представительной ветвей власти каждого из 89 субъектов России (теперь – 85). Государственная Дума избирается на основе мажоритарной системы (одномандатных избирательных округов) и представительства политических партий, движений и организаций, которые сумеют преодолеть 5%-й барьер голосов избирателей.

Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. В предвыборной кампании приняли участие 13 политических партий и движений. По итогам выборов было избрано 450 депутатов. Места в Государственной Думе распределились следующим образом: 76 получило движение «Выбор России», 63 – ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, 55 – аграрии, 45 – компартия (КПРФ) во главе с Г.А. Зюгановым. Остальные места распределились между небольшими фракциями и независимыми депутатами. Председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, председателем Государственной Думы – И.П. Рыбкин.


Чечня

Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. Еще в 1991 г. генерал Д. Дудаев взял курс на независимость Чечни от России и разогнал местный Верховный совет Чечено-Ингушетии во главе с утратившим популярность Доку Завгаевым и объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия.

Внутри самих чеченцев (между тейпами – кланами, группами родственников) началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 г. в подобие гражданской войны. Фактически полномасштабная война.

11 декабря 1994 г. российское руководство начало боевые действия в Чечне, которые привели к многочисленным жертвам, и прежде всего среди гражданского населения. Но они не закончились военной победой над сторонниками независимости Чеченской Республики.

Причины чеченской войны:

1) федеральные власти стремились ликвидировать «самодеятельность» генерала Дудаева, создавшего прецедент открытого неповиновения центру со стороны одного из субъектов Федерации. Это угрожало единству территориальной целостности и суверенитету России;

2) нарушение железнодорожного сообщения и подачи нефти из Баку в Новороссийск поставило под угрозу интересы российских экспортеров нефти и нефтяного бизнеса в целом. Проблема особенно обострилась в связи с притоком значительных (8,5 млрд долл.) западных инвестиций в разработку каспийского нефтяного шельфа и планами руководства Азербайджана направить бакинскую нефть в Европу через Грузию и Турцию;

3) криминальные финансовые структуры, успевшие к тому времени отмыть через Чечню огромные деньги, были заинтересованы в эскалации напряженности , позволявшей им замести следы;

4) коррумпированные московские чиновники , причастные к расходованию средств из федерального бюджета, а также связанные с ними предприниматели, банкиры , торговцы оружиемвидели в войне перспективный источник личного обогащения .

Один из доминирующих вариантов в интерпретации чеченского кризиса сводится к поиску «истинных причин» войны в Чечне. Такими причинами эксперты называют чаще всего нефть и деньги.

«Восстановление конституционного порядка» в Чечне привело к кровопролитной двухлетней войне , которую удалось завершить лишь к осени 1996 г.

Федеральные власти не могли одолеть вооруженный сепаратизм. Поражение российских войск в Чечне создало для России чрезвычайно сложную ситуацию в форме реальной дилеммы: предоставлять или не предоставлять независимость Чечне. Затратив почти два года на силовой вариант, конфликтующие стороны вынуждены были искать варианты политического урегулирования противоречий.

В августе 1996 г. военные действия были прекращены на основании заключения так называемых Хасавюртовских мирных соглашений.

Решение о проведении в Чечне президентских выборов и откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики. 27 января 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран полковник А. Масхадов, провозгласивший курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997 г. между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений, по которому стороны откладывали решение главного вопроса – независимости Чечни – на будущее.Формально вопрос о статусе Чечни был отложен, но фактически она продолжала существовать вне юрисдикции Российской Федерации . Постепенно республика превращалась в анклав криминала, терроризма и крайне агрессивного течения ислама – ваххабизма.

После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе, которая осенью 1999 г. превратилась в общенациональную проблему. В течение этого периода контакты Москвы и Чечни были свернуты, русское население Чечни подвергалось дискриминации и преследованиям. Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, законное судопроизводство ликвидировано и заменено шариатским правлением. Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов, нападение на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.

В августе 1999 г. вооруженные отряды исламистов вторглись в Дагестан, но получили достойный отпор. Именно В. В. Путин взял на себя ответственность за проведение с осени 1999 г. новой контртеррористической военной операции в Чечне по ликвидации там баз террористов и установлению законности и порядка в рамках российского конституционно-правового пространства.

В ответ боевики организовали целую серию террористических актов на территории России. В сентябре 1999 г. были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. В октябре 2002 г. произошел захват заложников в Московском концертном центре на Дубровке. Летом 2003 г. прогремели взрывы в Тушино и на Тверской улице в Москве. В начале сентября 2004 г. произошел бесчеловечный захват в заложники детей в школе г. Беслан (Северная Осетия). Жертвами террора стали сотни людей.

«Вторая чеченская война» вызвала неоднозначную реакцию в мире. Правительство дало понять мировому общественному мнению, что действия федеральных войск направлены прежде всего на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. В.В. Путин заявил о намерении действовать в Чечне исключительно с позиции сохранения целостности страны и ее спасения от терроризма. Россия также вынуждена учитывать тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследует Турция, а также США и НАТО. Российское правительство поставило задачу в наименьшие сроки решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне.

В ноябре 1999 г. группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати, численность боевиков составляла 20–25 тыс. вооруженных боевиков, основу которых составляли 10–15 тыс. профессионалов-наемников, на чьей стороне оказался Масхадов.

Первый этап операции включал захват левобережья Терека и восстановление законных органов власти в Наурском, Шелковском и Надтеречном районах. Вытеснениебандитов из столицы Чечни завершиловторую фазу войны . В дальнейшем федеральные войска провели еще ряд успешных операций: высадили воздушный десант на чечено-грузинскую границу, отрезав боевикам пути отхода, установили контроль над Аргунским ущельем, освободили селение Шатой, имеющее стратегическое значение.

К марту 2000 г. активная фаза операции в Чечне считается завершенной . В военной области военачальники учли уроки первой кампании. Войска отказались от штурма городов в пользу тактики окружения и постепенного «выдавливания» противника, стали уделять особое внимание разведке. Налажено взаимодействие армии и МВД. Контртеррористическая операция продолжается в Чечне по настоящее время, хотя, по заверениям федеральных властей, основные бандформирования были разгромлены. С октября 1999 г. по декабрь 2002 г. в Чечне погибли 4572 военнослужащих, сотрудников МВД и других силовых структур. 15 549 человек были ранены.

Сама Чечня сложно и трудно движется к миру.

С началом второй чеченской войны была сформирована пророссийская администрация Чеченской республики. Возглавил её муфтий Ахмат Кадыров , перешедший на сторону России.

23 марта 2003 г. – референдум по принятию новой Конституции республики, которую поддержали 96% проголосовавших. В ней Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации.

5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чечни, на которых победил А. Кадыров, сторонник единства с Россией

9 мая 2004 г. Ахмат Кадыров погиб в городе Грозном в результате террористического акта.

2004 – в результате террористического акта погиб Ахмат Кадыров. Новым президентом Чеченской Республики стал Алу Алханов.

2007 – после отставки Алу Алханова президентом Чечни стал Рамзан Кадыров, сын Ахмата Кадырова.

С 16 апреля 2009 г. на территории Чечни отменён режим контртеррористической операции в связи со стабилизации обстановки. К этому времени восстановлены города и сёла республики. В некогда разрушенном Грозном восстановлены жилые кварталы, церковь, построены мечети, стадионы, музеи, мемориалы «Аллея Славы» и в честь погибших сотрудников МВД по ЧР в годы второй чеченской войны. В 2010 г. построен комплекс высотных зданий (до 45 этажей) «Грозный-сити». Во втором по величине городе республики Гудермесе проведена полная реконструкция и построен комплекс высотных зданий.

Террористические акты до сих пор происходят, не смотря на уничтожение лидеров бандподполья.

4 декабря 2014 г. – в Грозном боевиками расстреляна машина ГИБДД, затем они засели в Доме печати и рядом находящейся школе. Все уничтожены.


Россия и страны СНГ

На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ . Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы. В приоритетном порядке был создан в 1995 г. Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем создания Союзного государства , становление которого идет непросто. В 1997 г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе. В 1992 г. шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности (ОДКБ). Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции.

В сентябре 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве.

В 1991–2003 гг. прослеживается устойчивая тенденция к налаживанию связей бывших республик СССР. В рамках Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ) Россия подписала свыше 800 нормативных документов: режим границ, торговли, расчеты за поставки сырья и оборудования, совместное изучение космоса, обмен информацией, оборона, защита прав русскоязычного населения.

В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще 11 государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен Договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. С 1996 г. отношения со странами СНГ были объявлены главным приоритетом внешней политики России. В марте 1996г. был образован Межгосударственный совет четырех в составе: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. В апреле 1998 г. в Межгосударственный совет вошел Таджикистан.

Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России , предполагавшего восстановить в 1996–1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство. 8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства и Программа его реализации. В рамках будущего союзного образования предполагается создание союзного парламента, правительства, Суда, Высшего Совета.

Однако успех интеграции тормозится рядом факторов. Главный из них состоит в том, что финансовая и экспортная политика республик не дает возможности создать единое экономическое пространство. Распад единой рублевой зоны произошел уже в 1993 г. Страны ближнего зарубежья ищут партнеров, имеющих твердую валюту, и сокращают экспортные операции по отношению друг к другу.

После распада СССР России пришлось участвовать в прекращении воо­руженных конфликтов в ближнем зарубежье , так как создание национальных государств нередко сопровождалось всплесками вооруженной борьбы. Рос­сийские военные в роли миротворческих сил действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, а также оказались втянутыми в гражданскую войну в Таджикистане.

В настоящее время остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ. Заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик стоят разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы стран ближнего зарубежья.

Таким образом, деятельность Правительства РФ внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Однако в связи с экономическим и политическим ослаблением Россия стала терять авторитет у стран дальнего зарубежья. Кроме того, не произошло оформления Содружества как прочной и действенной организации, пользующейся авторитетом на международной арене. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте РФ также неуклонно сокращается.

С целью преодоления возникших противоречий в 2002 г. проводились как саммиты глав стран СНГ, так и двусторонние встречи.

25 июля 2002 г. в загородной резиденции президента Белоруссии проходила трехсторонняя встреча лидеров России, Белоруссии и Украины. В ходе беседы обсуждались вопросы трехстороннего взаимодействия как в экономической, так и в политической сфере, а также неформальный саммит глав государств СНГ, который прошел в Сочи в начале августа 2002 г.

В 2003 г. достигнуты определенные успехи по сближению стран Содружества. В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча лидеров России, Белоруссии, Казахстана и Украины, на которой сделано важное заявление об ускорении интеграционных процессов.

Важное значение для налаживания контактов имело заключение двусторонних соглашений. 28 февраля 2002 г. В. В. Путин провел встречу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. В феврале 2003 г. в Москве состоялось торжественное открытие Года Казахстана. В ходе переговоров Путин и Назарбаев договорились о расширении торгово-экономических связей.

В октябре 2007 г. в Душанбе была подписана Концепция дальнейшего развития СНГ. А итогом Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стало создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Образован 1 июля 2010 г. за счет вступления РФ и Казахстана.

БРИК / БРИКС

30 ноября 2001 г. создается организация стран БРИК, они представили документ «Building Better Global Economic BRICs».

БРИКС (англ. BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) – группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks – «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики.

По мнению экспертов, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки).

Эксперты не предполагали наличия координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние“». Один из недавних признаков - саммит министров иностранных дел стран в 2008 году в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;

Россия - богатые минеральные ресурсы;

Индия - дешёвые интеллектуальные ресурсы;

Китай - мощная производственная база;

Южно-Африканская республика - природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние.

В августе 2002 г. состоялся визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Россию. Встреча В. В. Путина и Ким Чен Ира началась в пригороде Владивостока в бывшей резиденции Л. И. Брежнева. Лидер Северной Кореи был приглашен для обсуждения вопроса соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, что даст возможность связать Корейский полуостров с Европой через территорию России. В ходе визита был затронут ряд важных международных и региональных проблем.

На новый уровень развития вышли российско-японские отношения . До 1991 г. СССР пытался объявить территориальную проблему несуществующей. Руководство Российской Федерации приложило определенные усилия для восстановления добрососедских отношений с Японией. Конкретными шагами для реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. В результате переговоров Япония отозвала вето на прием России в члены «Большой семерки», выразила согласие на вступление России в организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и Всемирную торговую организацию. В свою очередь Россия поддерживает вступление Японии в число постоянных членов Совета Безопасности. «Концепция новой дипломатии» Японии в отношении России предусматривает отделение так называемой «проблемы северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений.

Война в Южной Осетии

8 августа 2008 года Грузия начала крупномасштабную военную операцию против республики Южная Осетия (в ходе которой, в частности, применились реактивные системы залпового огня против ночного города), в которой проживает большое количество граждан России. Однако, в тот же день в войну вмешалась Россия. К 12 августа крупные военные действия прекратились, и республика была практически полностью зачищена от грузинских войск. Совместно с президентом Франции Николя Саркози, выступившим в роли посредника, был разработан план мирного урегулирования (т. н. «План Медведева-Саркози»), подразумевавший прекращение всяких военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии. Поскольку вынести вопрос о статусе этих республик на международное обсуждение не удалось, 26 августа Россия по указу Медведева признала их независимость в одностороннем порядке. Хотя этот шаг вызвал довольно резкую негативную реакцию на Западе, никаких серьёзных санкций против России не последовало.

Война в Южной Осетии стала первым с 1979 года случаем ввода российских войск в иностранное государство.

Отношения с США

6-8 июля 2009 г. Дмитрий Медведев проводил переговоры с Бараком Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Во время визита были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России, и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений.

В сентябре 2009 г. администрация Барака Обамы объявила о своем решении не размещать средства противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Хотя было заявлено, что это решение не связано с позицией России, обеспокоенной данными перспективами, данное решение создало благоприятную почву для визита Дмитрия Медведева в США, назначенного на 22 сентября 2009 г. Во время двусторонних переговоров президентов Медведева и Обамы 24 сентября российская сторона согласилась с тем, что «к Ирану могут быть применены санкции, если он не согласится свернуть свою ядерную программу». Также Дмитрий Медведев объявил, что новый договор по сокращению ядерных вооружений может быть готов к декабрю 2009 г., и что принято решение отказаться от размещения ракетных комплексов в Калининградской области

8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. (СНВ-3) Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». Также по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США. Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-Ш договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России». По мнению глава комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова, СНВ-III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений».

Отношения с Китаем

В июне 2009 года между Д. А. Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао состоялись переговоры, после которых Медведев объявил о заключении российско-китайского соглашения в энергетике примерно на 100 млрд долларов США. Это крупнейшая сделка в истории отношений России с Китаем. Проект «Сила Сибири»» побил этот рекорд.

Отношения с Евросоюзом

В ноябре 2010 года Д. А. Медведев заявил, что одной из целей в отношениях России с Евросоюзом является введение безвизового режима

Политика на Ближнем Востоке

Россия активно высказывается по поводу путей урегулирования арабо-израильского конфликта. Так, Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что Россия поддерживает идею создания Палестинского Государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Радикальные социально-экономические реформы и их социальные последствия. Социально-экономическое развитие в конце 1990-х – 2000-е гг.

История. История России. 11 класс. Базовый уровень Киселев Александр Федотович

§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Начало радикальных реформ в экономике. В наследство российской экономике достались болезни кризисного состояния советского народного хозяйства – спад промышленного производства, рост инфляции, нарастающий дефицит государственного бюджета и сокращение золотовалютных запасов.

Радикальная программа экономистов С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского – за «500 дней» перейти к рыночной экономике – летом 1990 г. была поддержана политическим руководством России. Программа официально не была принята, но её основные направления (отказ государства от регулирования экономики и цен, глобальная приватизация, признание саморегулирующейся рыночной экономики) были взяты в качестве исходных позиций радикального переустройства хозяйственной жизни страны. Однако только в январе 1992 г. в Российской Федерации начались радикальные преобразования, давшие старт переходу к рыночной экономике. Правительство во главе с видным экономистом Е. Т. Гайдаром действовало решительно, начав с либерализации цен.

В течение 1992 г. цены на продовольственные товары возросли почти в 40 раз. Ставка на то, что свобода рыночных отношений обеспечивает и поддерживает стабильность экономики, в российских условиях оказалась ошибочной. Государственные компенсации населению не успевали за астрономическим ростом цен и инфляции. Социологические исследования свидетельствовали, что абсолютное большинство населения страны стало жить в 1992 г. гораздо хуже, чем раньше. Эти действия правительства получили название «шоковой терапии». Либерализация цен привела также к резкому падению промышленного производства. В особо тяжёлой ситуации оказались предприятия военно-промышленного комплекса.

Вместе с тем уже весной 1993 г. рынок был насыщен основными продовольственными товарами, исчезли огромные очереди за ними. Однако для социальных групп с низкими доходами высококачественные дорогие продукты стали недоступными, и качество питания ухудшилось.

В конце 1980-х гг. в российском обществе росло недовольство перестройкой. Радужные ожидания лучшей жизни обернулись глубокими разочарованиями. Люди, уставшие от социалистической системы, жили очередными утопическими надеждами на быстрое «экономическое чудо», наступление которого связывали с развитием рынка и частной собственности.

Для большинства населения эти понятия были не более чем политическими лозунгами, в которые верили, но сути не понимали. По-прежнему ждали, что, наконец, наступят времена более справедливого распределения накопленных поколениями богатств и капиталов.

Первые шаги нового экономического курса, связанные с либерализацией цен, действительно шокировали большинство населения. Теперь всё больше людей желали вернуться к регулируемым ценам, что тоже было утопией. Путь назад вёл к деградации и упадку экономики.

Указ Президента Российской Федерации «О свободе торговли» (январь 1992 г.), направленный на стимулирование рыночных отношений и свободу деятельности мелких и средних предпринимателей, на практике привёл к появлению многотысячного отряда «челноков» (лиц, скупающих товары за границей по низким ценам с целью последующей их перепродажи внутри страны). Резкое падение уровня жизни вынуждало многих людей бросать прежнюю работу и пополнять ряды «челноков». В этот «бизнес» втягивалась не только молодёжь, но и высококвалифицированные специалисты, научные сотрудники и бывшие служащие государственных учреждений, чьи мизерные зарплаты в условиях непрерывной инфляции не оставляли людям иного выбора.

Приватизация государственной собственности. В ходе рыночных реформ был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом, который в ноябре 1991 г. возглавил А. Б. Чубайс. С его именем связана практическая реализация правительственного курса массовой приватизации государственных предприятий, которая проходила в два этапа.

Российские шахтёры. Фото П. Кривцова

А. Б. Чубайс рассказывает о программе приватизации

В книге «Приватизация по-российски» А. Б. Чубайс отвергает обвинения в том, что реформаторы «навязали России чуждую ей приватизацию и антинародные рыночные реформы».

Автор утверждает, что стихийная приватизация в стране «шла вовсю» уже в последний год горбачёвского правления в виде по сути «бандитского передела собственности», осуществляемого представителями всех слоёв советской номенклатуры – партийной, директорской, региональной, профсоюзной. В заслугу правительству Е. Т. Гайдара он ставит то, что в России удалось «бескровно уйти от величайшей опасности тех лет – стихийной приватизации» со всеми негативными последствиями всеобщего хаоса.

На первом этапе (1992 – 1994) приватизация проводилась на основе приватизационных чеков (ваучеров). Все граждане Российской Федерации имели возможность получить один приватизационный чек стоимостью 10 тыс. руб. На ваучеры можно было приобрести акции приватизируемых предприятий. В экономике страны за короткий срок произошли кардинальные изменения в отношении собственности и был сформирован негосударственный сектор. Часть ваучеров была продана населением чековым инвестиционным фондам (ЧИФам) и компаниям, остальные – члены трудовых коллективов вложили в акции собственных предприятий.

В ходе чековой приватизации в России появились принципиально новые институты рыночной экономики, которых ранее не было. Заработали инвестиционные фонды, холдинги, нефтяные компании, финансово-промышленные группы. Сформировалась группа руководителей крупного российского бизнеса, получивших со временем в народе название «олигархов» («олигархия» в переводе с греческого – власть немногих).

В 1995 г. начался второй этап приватизации – денежный, который проводился на основе отношений купли-продажи (государство выставляло на продажу принадлежавшую ему собственность).

Стихия рынка, охватившая российское общество, не всегда подкреплялась соответствующими изменениями в хозяйственном механизме и законодательной базе. Игнорировались интересы простых людей, что привело к их обнищанию, росту безработицы и уголовных преступлений. По мнению специалистов, внедрение собственно рыночных отношений отставало от демонтажа социалистического строя.

Надежды на то, что «рынок решит всё», во многом оказались несостоятельными. В качестве образцов брались преуспевающие страны – США, Германия, Япония, но мало учитывались их специфика, долгосрочность реформ, возможность применения зарубежного опыта в российских условиях.

Социальное расслоение. В результате политических и экономических преобразований в России появи-лись два основных социальных слоя: собственники и наёмные работники (последние составляют большинство населения страны).

Приватизация способствовала перераспределению национальных богатств, именовавшихся в советское время «общенародной собственностью», в пользу немногочисленного слоя состоятельных людей, наживших свои капиталы в условиях быстрого перехода к рынку. По данным Российской академии наук, к концу 1993 г. слой богатых в стране составлял 3 – 5 %, среднеобеспеченных – 13 – 15 %. Остальные находились за чертой бедности.

Процесс расслоения общества усиливался с каждым годом, что вызвало у значительной части населения резкое неприятие реформ, глубокое разочарование и личные драмы. Ухудшение условий труда и жизни интеллигенции привело к «утечке мозгов» – выезду представителей высококвалифицированной научной и технической элиты за границу или их переходу на работу в коммерческие структуры.

Не принесла успеха и реформа в аграрной области: сохранялись знаменитые «ножницы цен» (т. е. промышленные товары относительно дороги, а сельскохозяйственные относительно дёшевы), бес-хозяйственность (в 1994 г. в поле стоял урожай под 100 млн т, а собрали 83 млн). Закон «О зерне» (май 1993 г.) декларировал отказ от монополии на сельхозпродукцию и создание зернового рынка. На деле реальные рычаги – планирование правительством цен, система госзакупок, налоговые льготы для производителей зерна – находились в руках государства. Интересы крестьян по-прежнему никто не защищал.

В годы перестройки

Финансово-экономический кризис 1998 г. В 1998 г. разразился финансово-экономический кризис, или дефолт (провал, упадок), что явилось отражением глубоких внутренних и внешних причин в российской и мировой экономике. Первоначальным толчком, запустившим кризисный механизм в национальной российской экономике, стало потрясение на финансовых и валютных рынках Юго-Восточной Азии. Провалы на фондовом и валютном рынках выявили слабость и уязвимость российских финансово-экономических структур и институтов.

Курс российского правительства на финансовую стабилизацию основывался не на росте реального сектора экономики, а на создании «финансовой пирамиды» ценных бумаг – государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правительство С. В. Кириенко заявило о невозможности выполнять свои финансовые обязательства по ГКО.

В совместном заявлении Правительства России и Центрального банка от 17 августа 1998 г. было объявлено об изменении валютной политики, о замораживании выплат по облигациям государственного внутреннего долга, а также о временном пересмотре отношений к иностранным кредиторам России. Банк России перешёл к проведению «политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора», которые были определены на уровне от 6 до 9,5 руб. за доллар США. По существу, это решение означало почти пятидесятипроцентную девальвацию рубля. Однако на практике рубль обесценился не на проценты, а в несколько раз.

С валютного рынка паника перебросилась на потребительский: из магазинов исчезли соль, сахар, мука и крупы, а также промышленные товары (автомобили, сложная бытовая техника импортного производства и пр.). Резко усилился спрос на покупку жилья. В сентябре 1998 г. рост потребительских цен составил около 40 %, что свидетельствовало о начале гиперинфляции. Практически остановилась система безналичных расчётов, многие банки оказались близки к банкротству. Ускорился спад промышленного производства.

Экономисты определили и внутренние причины кризиса: неуклонная тенденция сокращения производства, долгая жизнь государства «не по средствам», как за счёт проедания ренты с природных ресурсов, так и в долг – на крупномасштабные заимствования на внутреннем и внешнем рынках. При этом внешние займы направлялись на латание бюджетных прорех, а не на решение проблем реального сектора экономики. Проводимая правительством экономическая политика вела к тому, что Россия всё в большей степени стала поставлять на мировой рынок не промышленную продукцию, а сырьё. По данным Государственного таможенного комитета, подавляющую часть экспорта составляла продукция сырьевых и добывающих отраслей, а также предприятий, производящих продукцию промежуточного потребления (топливно-энергетическое сырьё, металлы и изделия из них). Одновременно продолжала усиливаться зависимость экономики страны от ввоза продовольствия и продукции сельского хозяйства. Особо уязвимым стал продовольственный рынок, ёмкость которого более чем наполовину обеспечивалась за счёт импортных поставок.

В зале Московской международной валютной биржи

Кризис 1998 г. привёл к ещё большему расслоению в обществе. В конце 1990-х гг. доходы 10 % наиболее обеспеченных граждан России превышали доходы 10 % наименее обеспеченной части населения в 30 раз. Такова была цена «шоковой терапии».

Вопросы и задания

1 . Составьте в тетради таблицу «Рыночные реформы в России».

2 . Сравните основные характеристики экономики нашей страны в конце 1970-х гг. и в конце 1990-х гг. Обозначьте общие черты, выделите различия. 3. Какие важнейшие изменения произошли в социальной структуре общества в 1990-е гг.? О чём эти изменения свидетельствовали? 4. Каковы были причины и последствия дефолта 1998 г.? 5. Проведите опрос среди представителей старшего поколения о том, как менялся их образ жизни в 1990-х гг. Самостоятельно разработайте список из 4 – 5 вопросов. На основании полученной информации сделайте выводы о том, какие новые явления вошли в повседневный быт людей, как изменился их социальный статус.

Работаем с документами

Из книги директора Центра по изучению России и Евразии при Гарвардском университете (США) Маршалла Голдмана «Приватизация России»

Действительно, как и рассчитывали Гайдар и Чубайс, роль правительства в принятии решений была уменьшена, и рынок, или то, что считается рынком в России, имеет сегодня больше влияния на экономическое поведение, чем государственные планировщики. Не вернулась Россия и к коммунизму. Более того, после турбулентного десятилетия и бесчисленных упущенных возможностей российская экономика в конце концов начала расти в 1999 году. Однако даже этот рост более обязан утроению цен на экспортную российскую нефть и радикальной девальвации рубля (эффективно снизившей импорт на 50 % и таким образом давшей возможность воспрять отечественным производителям), чем реформам шоковой терапии и целенаправленным политическим выборам.

Но даже при этом запоздалом росте по большинству остальных экономических мерок приватизация провалилась. Что не менее важно, переход к рынку был запятнан коррупцией и возникновением бесчестной олигархии, которая, вероятно, до сих пор контролирует свыше 50 % российской экономической деятельности. Допустим, нельзя уверенно сказать, могли бы коммунисты снова захватить власть и вернуть пятилетние планы и государственную собственность, не будь этой попытки приватизации, или нет. Ведь коммунисты в Польше были возвращены к власти на время, но Польша продолжала попытку приватизации. В любом случае мало тех, кто бы стал настаивать, что российская приватизация не могла быть улучшена, да и сами проведённые реформы мало способствуют тому, чтобы продвинуть дело последующих реформ. Так или иначе, но эти реформы скомпрометировали сам процесс реформ на многие годы вперёд, стали препятствием для последующих реформ и дали толчок дисфункциям в экономике и разного типа антисоциальному поведению.

Из книги «Эпоха Ельцина: очерки политической истории»

Приватизация обычно проводится для достижения двухконечных целей: сформировать устойчивую систему прав собственности; создать условия для стабильного и эффективного развития экономики. Ни ваучерная, ни последовавшая за ней денежная приватизация пока этих задач не решили. Но промежуточные результаты есть – и положительные, и отрицательные.

С одной стороны, ваучерная приватизация привела к тому, что в стране стала невозможной реставрация прежней хозяйственной системы. Появился сам институт частной собственности. Возник рынок ценных бумаг вместе со всеми его механизмами. Приватизация помогла оздоровлению бюджета, улучшению конкурентной среды, привлечению инвестиций. И критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истёк 30 июня 1994 года, сходятся только в одном: формальный количественный успех программы массовой приватизации очевиден.

С другой стороны, за эти достижения пришлось заплатить немалую цену. Приватизация обернулась резким имущественным расслоением. Она сопровождалась многочисленными скандалами с явными признаками коррупции. Сказалось и то, что технология приватизации, её последствия, в том числе и отрицательные, не были понятным языком растолкованы населению.

Особое место в истории приватизации занимают залоговые аукционы. Впервые в Администрации Президента об этой идее услышали в декабре 1994 года. Доложили Президенту. Он поговорил с В. Черномырдиным и А. Чубайсом. Потом идея начала гулять по кабинетам Белого дома и Старой площади и «догулялась» до Указа № 478 от 11 мая 1995 года, принципиально одобрившего залоговые аукционы. Другим указом Б. Ельцин определил правила их проведения. Смысл состоял в следующем: поскольку бюджетная ситуация оставалась крайне сложной, группа ведущих банков предложила дать взаймы Правительству под залог пакетов акций крупных и высокодоходных предприятий. По истечении установленного срока Правительство должно было вернуть банкам кредиты, а те – отдать назад пакеты акций.

Вышло, однако, по-другому. Правительство не расплатилось и, может быть, вовсе не собиралось этого делать. Банки стали владельцами собственности, причём «покупка» обошлась им довольно дёшево. Так сложились финансово-промышленные группы, а возглавивших их людей стали потом называть олигархами.

1. Проанализируйте документы. На основе текстов и интернет-ресурса составьте таблицу по следующей схеме: а) основные цели приватизации, её этапы и их содержание; б) результаты приватизации и их оценка: политиками; учёными; различными группами российского населения; правительственными чиновниками, проводящими приватизацию.

2. Проведите дискуссию по теме «Приватизация в России: рrо еt соntrа».

3. Как вы понимаете тезис М. Голдмана о том, что приватизация «дала толчок разного типа антисоциальному поведению»?

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Начало радикальных реформ в экономике. В наследство российской экономике достались болезни кризисного состояния советского народного хозяйства – спад промышленного производства, рост инфляции, нарастающий

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Глава 5 Экономические и социальные перемены в ранней республике, 1789–1860 годы Путешествуя по Америке в 1831–1832 годах, Алексис де Токвиль стал свидетелем «странного беспокойства» в стране. Свои наблюдения он привел в известной книге «О демократии в Америке»: Человек в

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Экономические последствия К 1872 году 89 % всех винокуренных заводов России было в аренде у евреев, а к 1880-м годам в губерниях черты оседлости принадлежало до 76 % всех винокуренных заводов, и по большей части они носили «характер крупно-промышленный».В 1878 году 60 % вывоза

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Экономические в социальные сдвиги в английской деревне Во второй четверти XIV в. в английской деревне все большее распространение получает коммутация ренты и продолжается процесс дачного освобождения крестьян. Крестьянское хозяйство начинает успешно конкурировать с

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Экономические последствия Последствия подобного притока драгоценного металла в Западное Средиземноморье, как минимум в двадцать раз большего, чем до начала похода, были одновременно ошеломляющими и драматическими. Такой приток способствовал техническому прогрессу и

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

РЕВОЛЮЦИЯ ЦЕН И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Развилась новая организация торговли и. финансовых операций – сделки на биржах, развился и новый вид наживы.-спекуляция. На фондовой бирже совершались всевозможные финансово-кредитные операции: заключались займы, учитывались

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора Васильев Александр Александрович

Социальные и экономические условия в Никейской империи Императоры Никейской империи постоянно занимались проблемами внутренней жизни своего государства. Экономическое процветание всегда было одной из основных их целей. В этом отношении особо следует отметить Иоанна

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Социальные и экономические процессы Главным обстоятельством, определившим участь британцев в XVI и начале XVII вв., являлось увеличение численности населения. Население Уэльса, например, увеличилось с 226 000 в 1540-х гг. до примерно 342 000 в 1670 г.; население Шотландии - до миллиона

Из книги История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты автора Мейнандер Хенрик

Экономические и социальные преобразования Рост Санкт-Петербурга имел долгосрочные последствия для экономического развития Финляндии. Политический раздел страны на западную, то есть шведскую, часть, с одной стороны, и восточную, российскую - с другой, в сфере торговли

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ В РИМЕ Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые территории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское государство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во все расширявшийся римский «агер

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Экономические и социальные отношения В первой половине II тысячелетия до н. э. основные критские общества начали претерпевать разделение по имущественному цензу. Кносский дворец и аналогичные ему гигантские здания в Маллии, Агиа-Триаде и Фесте довольно убедительно

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

9.2. Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения Почвой, питательной средой Возрождения был средневековый город. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры, появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1.3. Экономические проблемы и социальные последствия Весь межвоенный период политическая жизнь в республике проходила под знаком неблагоприятной экономической ситуации. Кроме цикличных колебаний конъюнктуры, которые характерны для кризисных лет 1921-1923 и 1930-1934,

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

Экономические и социальные аспекты эллинизма Резкий рост товарно-денежных отношений в эпоху, непосредственно последовавшую за завоеваниями Александра, стимулировался рядом факторов. В качестве первого из них надо отметить увеличение массы денег, находившихся в

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Экономические, административные и социальные изменения. Колонизация восточных земель Польское влияние на украинские земли ощущалось еще на протяжении XIV–XV веков, причем не только в тех областях, которые непосредственно входили в состав Польши, но и в тех, которые

Российские реформы 1990-х гг. проводились без тщательного учета ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы населения – достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 г., резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформ.

Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным предложило либерально-радикальное реформирование экономики страны В конце октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов президент России Б.Н. Ельцин обнародовал программу экономических преобразований на 1992 г. Молодые экономисты Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, подготовившие программу либеральных реформ с учётом советов западных экспертов, были убеждены в том, что административно-командную экономическую систему с централизованным управлением и распределением необходимо немедленно сломать. В основе радикальной «шоковой терапии» лежали методы, разработанные «чикагской школой», предусматривавшие одномоментный запуск всех рыночных механизмов без ограничений с целью быстрого перехода к рыночной экономике. Реформаторы считали, что рынок сам выведет страну из экономического кризиса без государственного регулирования экономики. Программа либеральных реформ предусматривала приватизацию, то есть разгосударствление собственности и передачу её в частные руки с целью создания слоя собственников и превращения частного сектора в преобладающий сектор экономики. Это должно было привести к максимальной свободе и полной ответственности владельцев предприятий за результаты хозяйственной деятельности, избавить государство от несвойственных ему функций. Предложенная программа либерально-радикальной модернизации была поддержана Международным валютным фондом, Всемирным банком Реконструкции и Развития и другими международными финансовыми организациями.

1) Либерализация цен. С января 1992 г. были «отпущены» розничные цены. В условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли не в 3-5 раз, как предполагали новые министры, а в 10-12 раз, а к концу года 100-150 раз. Замороженные в январе 1992 г. денежные вклады населения обесценились. Повышение в бюджетной сфере заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат на 70 % далеко отстало от темпов роста цен. Результаты либерализации оказались неожиданными. Произошло резкое падение уровня жизни большинства населения, особенно занятых в бюджетной сфере. В промышленности проявился кризис взаимных неплатежей. Курс рубля резко упал, в стране произошла бурная инфляция. Финансовая стабилизация не состоялась. Меры по либерализации привели к возникновению «теневого» бизнеса, оттоку капитала из России за рубеж до 20 млрд. долларов в год.



Платой за такое начало реформы стала инфляция , темпы которой достигали в отдельные моменты 15–20 процентов в месяц. В итоге ни Е.Т. Гайдару (председатель правительства РФ в июне – декабре 1992 г.), ни В.С. Черномырдину (председатель правительства РФ с декабря 1992 г. по март 1998 г.) не удалось стабилизировать рубль по отношению к доллару США, в котором стали вестись основные расчеты. В стране наблюдался спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50%, что превысило уровень падения экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Отрицательно сказался обвальный разрыв связей с бывшими республиками СССР, ставшими независимыми государствами. Был потерян единый технологический цикл промышленности.

2) Ваучерная приватизация. Летом 1992 г. в стране была утверждена программа чековой (ваучерной) приватизации. Всему населению страны с 1 октября 1992 г. бесплатно раздавались приватизационные чеки («ваучеры») номинальной стоимостью 10 тыс. рублей (стоимость двух автомашин «Волга»). «Ваучер» рекомендовалось вложить в предприятие или инвестиционный фонд, чтобы получать проценты от прибыли, или продать чек. С осени 1994 г. начался второй этап приватизации – приватизация государственных предприятий путем прямого акционирования и начало продажи акционерных предприятий. Правительство рассчитывало, что ваучерная приватизация нейтрализует негативные последствия радикальных реформ, в стране возникнет «средний класс» собственников – акционеров, которые поддержат правительство. Но ваучерная приватизация оказалась неэффективной, и массового слоя собственников не возникло. Активные скупщики «ваучеров», которых стали называть «новыми русскими», сконцентрировали в своих руках собственность, и стали ее реальными владельцами. Отсутствие средств у большинства населения привело к раздаче за минимальные суммы госсобственности преимущественно чиновникам и криминальным структурам. Приватизация сопровождалась хищениями госсобственности, ростом коррупции и преступности в стране. «Оборотистыми» дельцами были созданы фонды – финансовые пирамиды – такие как, «МММ», «Хопёр-Инвест», «Тибет», «Русский дом Селенга», и т.д., которые аккумулировали денежные средства доверчивых вкладчиков. Организаторы подобных фирм присвоили их деньги, в результате чего, в стране появился социальный слой обманутых вкладчиков, ведущих борьбу за возвращение своих вложений.

В 1994 г. была завершена начатая в 1993 г. ваучерная приватизация , руководителем которой стал А.Б. Чубайс . Приватизация в настоящее время признается неудавшейся большинством исследователей. Никаких доходов от нее государство не получило. Богатства страны плавно перетекли в руки узкого круга лиц. Под непосредственным влиянием приватизации ухудшились такие области социального состояния, как сфера быта и услуг, медицинское обслуживание, транспортное обеспечение и др.

Чековая приватизация превратила в неимущих большинство населения и, вместе с тем, освободила государство от ответственности за созданную при его попустительстве сеть различных «пирамидальных» компаний, то есть таких, в которых дивиденды акционерам выплачиваются за счет следующих вкладчиков.

3) Финансовая стабилизация. В начале 1993 г. правительство во главе с новым председателем обнародовало программу реформ, выдержанную в русле гайдаровского монетарного подхода. В качестве основной меры по выходу из кризиса предлагалась финансовая стабилизация и стихийный механизм саморегулирования экономики. Вместе с тем правительство В.С. Черномырдина скорректировало темпы проведения реформ. Было оказана финансовая помощь предприятиям ВПК, предоставлены дешевые кредиты топливно-энергетическому комплексу. Несколько стабилизировались выплаты заработной платы бюджетникам с помощью введения Единой тарифной сетки (ЕТС) и предусмотренной индексации тарифных ставок, а так же выплаты пенсий.

4) Создание основ рыночного хозяйства. Проведение либеральных эконмических реформ привело к созданию фондового рынка и его институтов (бирж, инвестиционных компаний и др.), а также развитию банковской сферы (наряду с государственными, возникли многочисленные коммерческие финансовые структуры).

Однако негативные явления в реальном секторе экономики не удалось преодолеть. Бюджетный дефицит составил 12-18 %, инфляция достигла 200–250 %, угрожая перерасти в гиперинфляцию. Спад промышленного производства составил 50 % в сравнении с 1991 г., а в машиностроении и наукоёмких отраслях до 70 %. И только в нефтяной и газовой промышленности, черной и цветной металлургии, имеющих выход на зарубежные рынки, обстановка была относительно благоприятной. В октябре 1994 г. введён фиксированный обменный курс рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте. Но это не остановило роста цен, многие из которых превысили мировые. Результаты такой политики оказались весьма противоречивыми.

Позитивным результатами либеральных реформ стали: ликвидация товарного дефицита и очередей, насыщение потребительского рынка товарами; развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства. Несмотря на указанные изменения, социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высокой. Произошло обесценивание сбережений населения и предприятий в сберкассах и банках (1992 г.), невыплата заработной платы, пенсий и пособий приобрела хронический характер, массовая открытая и скрытая безработица продолжала пополнять ряды людей, не занятых полезным трудом, более половины населения страны имели минимальные или низкие доходы, средние слои интеллигенции и квалифицированные рабочие были доведены до обнищания; резко сократилось финансирование духовной сферы: науки, образования, культуры. Всё это повлекло за собой депопуляцию населения и сокращение продолжительности жизни.

5) Новый этап реформ. С 1998 г. правительство В.С. Черномырдина предприняло попытку выйти из финансового кризиса. Был принят новый Закон о банкротстве, проведена деноминация рубля («вычеркивание нулей»). Ухудшение ситуации на финансовом рынке в мае-июне 1998 г. приобрело катастрофический характер. Премьер-министр С. Кириенко попытался сбалансировать бюджет государства, положил конец финансовым госпирамидам. Однако в августе 1998 г. Россию потряс сильнейший финансовый кризи с, вызванный мировым финансовым кризисом и резким падением мировых цен на нефть. В результате резко поднялся курс доллара США, а потребительские цены в стране выросли за тот год на 80%. Материальное положение подавляющего большинства граждан России значительное ухудшилось.

Правительством была предложена антикризисная стабилизационная программа. Оно приступило к разработке плана вертикальной и горизонтальной перестройки в таких отраслях как транспортировка нефти, энергетика, телекоммуникации, газовая промышленность. 17 августа премьер-министр России С.В. Кириенко объявил о дефолте, т.е. отказе от выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. Это события вошло в историю как «черный август». Страна бала отброшена в своем развитии к началу 1990 г. Существенно снизились доходы граждан, национальная валюта обесценилась. Цены были переведены в доллары. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.