Тарифные ставки в авиационном страховании. Авиационное страхование: его виды, объекты, субъекты и тарифные ставки

По статистике, вероятность авиакрушения очень мала и равна примерно 1/8 000 000. Следовательно, самолёт можно назвать самым безопасным видом транспорта. Однако воздушные катастрофы всё-таки случаются, поэтому наличие авиационной страховки не менее актуально, чем для автомобилистов.

Что такое "Авиационное страхование"

Авиационное страхование - это страхование рисков, появляющихся в процессе осуществления авиационной деятельности. Чаще всего в этом случае применяется корпоративное авиастрахование, обеспечивающее финансовую защиту юридических лиц от рисков личного или имущественного характера, связанных с эксплуатацией воздушных судов. Страхователями могут выступать:

  • авиакомпании;
  • аэропорты;
  • производители авиатехники;
  • авиационные инструкторы;
  • транспортные компании, применяющие воздушную технику.

Несколько слов из истории

Впервые в мире термин «космическое страхование» прозвучал в 1965 году. В России стали его употреблять только в 90-е годы прошлого века. Сегодня космические риски относят к специфической группе страхования ввиду сложности в плане документооборота, андеррайтинга и высокой стоимости объектов страхования.

С 2014 года российские власти активно обсуждают возможность внедрения обязательного страхования космических рисков, однако большинство профильных специалистов высказывают сомнения в целесообразности и эффективности такой страховки.

Особенности авиастрахования

Авиация, как воздушный вид перемещения в пространстве, имеет свои особенности. Далее рассмотрим подробнее каждую из них.

Высокий уровень риска

Российские авиакомпании используют в своей деятельности суда как отечественного, так и зарубежного производства. При эксплуатации наших авиалайнеров часто возникают такие проблемы, как высокий расход топлива и старение парка. Зато иностранные не могут похвастаться достаточным уровнем подготовки экипажа и техобслуживания. К дополнительным рискам можно отнести бесшабашность некоторых пилотов, подверженных иллюзии лёгкости управления авиамашиной. Как результат - скоропостижное решение о полёте в неблагоприятных погодных условиях, грубое нарушение инструкции, несоблюдение экипажем правил поведения, плохой контроль за показаниями приборов, недостаточная внимательность. Следствием всего становятся значительные повреждения самолёта или катастрофа.

Масштабность убытков

Когда случаются авиакатастрофы, погибают нескольких десятков или сотен жизней, а материальный ущерб исчисляется миллионами долларов. Тотальная гибель воздушного транспорта более вероятна, чем частичное повреждение.

Перестрахование рисков у иностранных компаний

Данная особенность связана с характером возможных убытков и огромными размерами страховых выплат. Отечественные страховщики редко принимают на себя все обязательства по договору, часто перестраховывая авиариски за границей. Российские страховые организации просто не могут себе позволить выплаты в полном объёме и перестрахование, поэтому большая доля страховой премии, собранной ими, передаётся иностранным компаниям.

Ограниченная зона действия

Одним из условий авиастрахования является страховое покрытие на определённый перечень стран. Существует официально утверждённый список государств, территория которых не включается в страховое покрытие. К таковым относятся регионы, где провозглашено военное положение, а также зоны, находящиеся под санкциями ООН.

Сложности с определением причины аварии

Большая часть лёгких самолетов и вертолётов не оснащена бортовыми самописцами, что весьма затрудняет установление точной причины авиакатастрофы. Это, в свою очередь, задерживает страховые выплаты.

Объекты авиастрахования

Перечень объектов авиационного страхования прописан в Воздушном кодексе РФ № 60-ФЗ от 19.03.1997 г. Рассмотрим далее все объекты обязательного авиастрахования и условия страховок.

Воздушное судно

Допускается страховка не всего воздушного средства, а лишь отдельной его части, к примеру, двигателя или иных запчастей и бортового оборудования.

Обязательное страхование осуществляется по одному из следующих условий:

  • от риска полного крушения летательного аппарата;
  • любых рисков, в том числе и полной гибели.

Последний вид страховки встречается чаще и аналогичен «КАСКО», только для самолёта. Страховщик обязуется возместить убыток, возникший по любой причине, причём не имеет значения ни место, ни время, ни причины случившейся аварии.

Гражданская ответственность юрлица, осуществляющего перелёт

В эту страховую программу входит:

  • возмещение убытков, возникших из-за утери или повреждения багажа;
  • нанесение ущерба здоровью или жизни пассажира;
  • нанесение ущерба сохранности груза;
  • ответственность перед третьими лицами (персоналом аэропортов, авиатехническими пунктами, топливно-заправочными центрами и прочими подразделениями авиапредприятий);
  • ответственность авиаоператора перед пассажирами и перевозчиками.

Экипаж воздушного судна

Сюда входит:

  • состояние здоровья;
  • степень трудоспособности авиапилотов;
  • здоровье и жизнь каждого члена авиакомпании.

В данном случае возмещение вреда выплачивается независимо от того, признана или нет вина авиаперевозчика.

Кроме того, дополнительно можно застраховать потерю прибыли, последовавшую из-за невозможности эксплуатации летательного аппарата в результате аварии.

В пакет авиастрахования также можно включить следующие риски:

  • угон авиатранспорта;
  • пропажа без вести;
  • уничтожение воздушного транспорта;
  • военные риски;
  • риски по спасению и доставки до места ремонта.

Важно! Перечень авиационных рисков достаточно обширен, его можно самостоятельно скорректировать, исходя из потребностей клиента.

Сроки страховки

Авиационный полис страхования достаточно гибок относительно срока своего действия. Воздушное судно можно застраховать на всё время его эксплуатации или на определённый промежуток времени, к примеру, на период проведения показательных выступлений, когда летательный аппарат подвержен мощным нагрузкам, либо на время совершения конкретного рейса.

Страховое возмещение

Размер выплат при возникновении страхового события - главная статья расходов страховщика, которая влияет на его репутацию и финансовый итог деятельности. Сегодня ни одна отечественная страховая компания не способна покрыть крупные убытки в результате авиакатастрофы в одиночку. Посудите сами: средняя стоимость качественного авиалайнера - около 20 миллионов долларов. В случае крушения летательного аппарата к этой сумме добавляются выплаты по гражданской ответственности перед персоналом, пассажирами, иными лицами, чьё имущество пострадало от аварии. У одной страховой организации вряд ли найдётся такая огромная сумма для возмещения. Именно поэтому формируются специальные перестраховочные пулы - фонды, объединяющие несколько страховщиков, из резервов которых и покрываются эти расходы.

Какие суммы выплачиваются пострадавшим? Юрлица, застраховавшие свою деятельность в авиационной промышленности, при наступлении страхового события получают сумму, оговоренную в договоре со страховщиком. Кроме того, в стандартный страховой пакет включена деятельность по организации поиска пропавшего лайнера, его транспортировке до ремонтного пункта или до места утилизации, за что также платит страховая компания.

Возмещение убытков положено и пассажирам. Максимальная страховая выплата, определённая российским законодательством, составляет 2 000000 рублей плюс компенсация до 25 тысяч рублей - расходы на погребение погибшего.

При нанесении тяжкого вреда здоровью, кроме денежных средств, пассажир может рассчитывать на оплату лечения, восстановления в санатории, дорогостоящих лекарств, покупку специальных транспортных средств, питания. В этом случае, правда, придётся предоставить официальные документы, подтверждающие, что он действительно в этом нуждается и при этом не получает подобную помощь от государства. При повреждении багажа положена максимальная выплата в 600 рублей на каждый килограмм веса; для ручной клади - максимум 11 000 рублей.

Космическое страхование

Это одна из отраслей авиастрахования. Представляет собой некий комплекс страхования, призванный обеспечить защиту от рисков, касающихся космической деятельности. Объектами космического страхования выступают:

  • ракеты-носители;
  • космические корабли;
  • спутники;
  • орбитальные станции;
  • стартовые комплексы;
  • центры космического управления и т.д.

Под действие страхового пакета попадают все этапы космических проектов:

  1. Проектирование космической техники.
  2. Выпуск космического аппарата.
  3. Предпусковая фаза.
  4. Процесс запуска.
  5. Ввод в эксплуатацию.
  6. Работы на орбите.

Страховка распространяется на физическое состояние, жизнь космонавтов и обслуживающего персонала. Помимо того, защита покрывает ответственность за моральный и материальный и ущерб, нанесённый сторонним лицам и окружающей местности. Можно ещё включить дополнительные риски и застраховать:

  • финансовые риски, появившиеся из-за технических неисправностей;
  • политические риски, по причине которых возможна внеплановая задержка реализации космической программы.

Расчёт тарифа

Данная процедура является индивидуальной и складывается из целого ряда обстоятельств. Вместе с тем можно выделить факторы, оказывающие на расчёт тарифов ключевое влияние. К таковым относятся:

  • рыночная стоимость летательного аппарата на дату заключения договора авиастрахования;
  • возраст борта (по техническому паспорту);
  • тип самолёта (влияет на коэффициент, понижающий или повышающий базовую ставку);
  • вместимость (количество мест для пассажиров и груза).

Стоимость ответственности определяется, в первую очередь, исходя из показателя вместимости пассажиров, так как основная часть ответственности несётся перед пассажирами и только потом перед сторонними лицами. Кроме того, в расчёт стоимости включаются:

  • восстановительные работы;
  • количество совершённых рейсов за весь период полётов;
  • тип, ресурс и количество двигателей;
  • условия эксплуатации (район, частота и цели, воздействие климатических условий, частота использования);
  • квалификация лётного экипажа (опыт, состояние здоровья, показатели числа погибших);
  • страна, в которую будет совершён рейс.

Доля рынка авиастрахования в России с каждым годом растёт. Это положительная тенденция, поскольку страхование летательных аппаратов - обязательное условие снижения безопасности его эксплуатации. Использование услуг авиастрахования на данном этапе - наглядный пример осторожности, которой не стоит пренебрегать ни в коем случае.

Авиационное страхование - все о нем

5 (100%) 2 голос

Реферат

по дисциплине: "Страховые услуги"

на тему: "Общие сведения об авиационном страховании"

Введение

История развития авиационного страхования

Виды авиационного страхования. Объекты и субъекты страхования

Состояние и динамика развития рынка авиационного страхования в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Воздушный транспорт занимает особое место в мировой транспортной системе. Преимуществами воздушного транспорта являются высокая скорость доставки грузов и пассажиров, в том числе и в районы со слаборазвитой транспортной инфраструктурой, более низкие страховые затраты, что связано с непродолжительным нахождение груза в пути; большой выбор альтернативных маршрутов; регулярность полетов; самый высокий уровень сервиса и др.

Авиационное страхование - это достаточно молодой вид страхования. Его появление обусловлено значительной стоимостью воздушных судов в совокупности со значительной степенью риска при их эксплуатации.

Авиационное страхование - это страхование рисков, связанных с эксплуатацией авиационной и космической техники. К объектам страхования относятся: самолеты, вертолеты, др. средства авиационной техники от повреждения и гибели; страхование ответственности перед третьими лицами и пассажирами за ущерб их здоровью и имуществу; страхование ответственности владельцев аэропортов; страхование потери прибыли вследствие невозможности эксплуатировать авиационное средство транспорта в результате аварии.

В классификации ЕС авиационное страхование - это страховая защита от потерь в процессе производства, использования или эксплуатации авиационной техники в результате аварии, повреждения или гибели воздушного судна или авиа грузов. К авиационному страхованию относятся также: страхование ответственности за жизнь и здоровье пассажиров на время воздушного перелета, а также багажа на случай его потери или повреждения; страхование ответственности владельцев аэропортов; страхование потери прибыли вследствие невозможности эксплуатировать авиационное средство транспорта в результате аварии. Страхователями могут быть могут быть аэропорты, производители авиационной техники, авиационные компании, пилоты, авиационные инструкторы, операторы авиационной техники, постоянно находящиеся на территории, принадлежащей аэропорту, или транспортные компании, использующие авиационную технику. Виды страховой защиты охватывать ответственность перед третьими лицами за причинение телесных повреждений, имущественного ущерба или возмещение медицинских расходов, а также различные виды страховой защиты от убытков, наступающих в результате повреждения имущества, принадлежащего первому лицу, включая страховую защиту корпуса авиационного судна (каско).

Для России сфера авиационного страхования достаточно новая и выгодная, которая может обеспечить рост и развитие страхового бизнеса в стране.

1. История развития авиационного страхования

Страхование как таковое появилось много веков назад, но в первую очередь - именно как страхование средств транспорта и перевозимых с их помощью грузов.

Страхование авиационных рисков зародилось в Англии в 1919 году. Это стало возможным благодаря совместным усилиям ряда синдикатов Lloyd и Union of Canton. Страхование авиационных рисков осуществлялось через White Cross Insurance Agency. В 1931 году была образована компания British Aviation Insurance Agency, участниками которой были 7 крупных британских страховых компаний, в том числе - Union of Canton и Excess Insurance Company. Уже в 1935 году образовалась вторая британская авиационная страховая компания Aviation and General Insurance Company.

В 1934 году было основано первое общественное объединение авиационных страховщиков и перестраховщиков - Международный союз авиационных страховщиков (IUAI).

Наибольшего развития авиационное страхование получило после второй мировой войны в связи с ростом объемов коммерческой эксплуатации воздушных судов, началом серийного выпуска многоместных пассажирских авиалайнеров и грузовых воздушных судов, расширением регулярных перевозок. Изучая историю авиационной техники легко заметить четыре этапа в ее развитии. Аналогичные этапы можно проследить и в развитии авиационного страхования:

до второй мировой войны и в первые послевоенные годы развивается страхование корпусов (каско) самолетов и ответственности по винтовым самолетам (при этом лимиты ответственности довольно низкие, главным образом - из-за небольших размеров и вместимости самолетов);

с середины 50-х годов - страхование рисков каско и ответственности в отношении реактивных самолетов, которые в то время пока еще не преобладали над винтовыми;

с начала 70-х годов - страхование больших реактивных самолетов, вмещающих до 500 пассажиров каждый и способных совершать беспосадочные перелеты на расстояние свыше 10 тысяч километров, таких как Боинг - 747, Дуглас - ДС 10, Аэробус - А-300 и другие;

страхование рисков в отношении сверхзвукового реактивного пассажирского самолета "Конкорд".

Одновременно развивались и другие виды страхования, имеющие отношение к авиации, - страхование экипажей воздушных судов, страхование ответственности операторов аэропортов, производителей авиационной техники и другие.

Сегодня авиационный бизнес в большей или меньшей степени испытывает трудности во всем мире. Продолжается процесс концентрации, слияния, укрупнения международных авиаперевозчиков, в то же время принимающих на вооружение всё новые типы воздушных судов - более дорогие и вместительные. При этом аварийность сохраняется на прежнем уровне, а размер компенсационных выплат в связи с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров и нанесением имущественного ущерба неуклонно растет. Указанные факторы в полной мере оказывают своё негативное воздействие на международный рынок страхования авиационных рисков, который, тем не менее, благодаря своей устойчивости, базирующейся на международном распределении рисков и наличии значительных резервов, и проводимой взвешенной тарифной политике в целом успешно решает возникающие проблемы.

Однако во все времена специфика авиационного страхования состояла и состоит в его катастрофической природе, тем более, что в наши дни финансовые последствия авиационной катастрофы могут быть весьма значительными - стоимость крупнейших из современных самолетов превышает 100.000.000 долл. США, а ущерб, причиненный третьим лицам, может исчисляться миллиардами долл. США.

В Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую авиацию, государственную, экспериментальную и авиацию общего назначения. Развивающиеся в последние годы т.н. "деловая авиация" и частная "малая" авиация фактически относятся к одной из четырех указанных групп.

При этом определяющей (в части объемов уплачиваемых страховых премий) является гражданская авиация. Для неё сегодня характерны такие тенденции, как продолжающаяся замена авиапарка, с вытеснением стареющей советской техники воздушными судами преимущественно иностранного производства, дальнейшая концентрация на рынке грузовых и пассажирских коммерческих перевозок, изменения в действующем авиационном законодательстве, а также текущая реорганизация государственных органов, регулирующих авиационную деятельность.

Рынок страхования авиационных рисков в России хотя и демонстрирует устойчивый рост сбора страховых премий, но все еще достаточно молод и недостаточно стабилен в силу неослабевающей конкуренции, отчасти определяемой концентрацией рынка авиаперевозок, сильно и неизбежно зависим от международного рынка перестрахования, характеризуется продолжающейся концентрацией и, к сожалению, часто недостаточным профессионализмом участников рынка.

Большой вклад в дело дальнейшего становления рынка авиационного страхования в РФ и повышения профессионального уровня его участников вносит Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков (РААКС), объединяя сегодня почти 100 % страховых компаний России, занимающихся страхованием авиационных рисков.

2. Виды авиационного страхования. Объекты и субъекты страхования

Минимальные требования к страхованию авиационных рисков в России регламентируются Воздушным кодексом РФ, а максимальные определяются экономической целесообразностью, готовностью или обязанностью владельцев и эксплуатантов воздушных судов защищать имущественные интересы (свои и своих партнеров по бизнесу) и требованиями иностранных государств при выполнении международных полетов.

Авиационное страхование осуществляется в 2-х формах: обязательной и добровольной.

Страховая деятельность в РФ подлежит лицензированию и регулируется Законом РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с изменениями. Классификация видов страхования определена в ст.32.9 указанного Закона.

При этом к сфере авиационного страхования относятся следующие виды страхования:

·страхование воздушных судов (каско воздушных судов), страхование двигателей, запасных частей;

·страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов и авиаперевозчиков перед третьими лицами;

·страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами;

·обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна;

·страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков перед грузовладельцами и грузоотправителями;

·страхование жизни и здоровья летного состава и наземного персонала;

·страхование работников летного состава на случай утраты профессиональной трудоспособности;

·обязательное страхование пассажиров при полетах на внутренних воздушных линиях;

·страхование гражданской ответственности владельцев и операторов аэропортов и аэродромов;

·страхование гражданской ответственности производителей авиационной техники.

В большей степени авиационное страхование является комбинированным и может охватывать по одному полису сразу несколько объектов страхования (рис.1) .

Авиационное страхование - это общее название комплекса имущественного, личного страхования и страхование ответственности, которое вытекает из эксплуатации воздушного транспорта и защищает имущественные интересы юридических и физических лиц в случае наступления определенных событий, определенных договором страхования или законодательством. Авиационное страхование включает следующие виды: каско; военных рисков; страхование воздушных судов; гражданской ответственности перевозчика; ответственности перед пассажирами при авиаперевозках; ответственности производителей авиационной техники; ответственности аэропортов и управления воздушным движением и др.

Рисунок 1. Виды авиационного страхования.

Страхование воздушных судов (каско воздушных судов).

Основными страхователями воздушных судов в настоящее время выступают коммерческие авиапредприятия, аэроклубы, имеющие бизнес-авиацию промышленные компании, частные владельцы воздушных судов, авиазаводы, лизинговые компании.

Под каско воздушных судов подразумевается фюзеляж, крыло (крылья), шасси, двигатели, винты, электро- и гидравлические системы, навигационное и другое специальное оборудование, запасные части.

Объектом страхования является само воздушное судно, включая запасные части со всеми видами специального оборудования, находящимися на борту, при условии, что они связаны с выполнением полётов.

Также практикуется отдельное страхование авиационных двигателей.

В большинстве стран при страховании воздушных судов применяют формы полисов Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда (L.A.U.A.), в частности такую классическую форму, как AVN1C. При страховании т.н. "военных рисков каско" в настоящее время чаще всего применяется форма полиса LSW555D (L.A.U.A.).

Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика.

Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика в отечественной страховой практике получило развитие сравнительно недавно. Оно обусловлено необходимостью соблюдения требований международного и национального авиационного законодательства ряда стран при осуществлении международных полётов, а также - требований Воздушного кодекса РФ в отношении внутренних полетов / перевозок.

грузовладельцами или грузоотправителями за утрату, недостачу или повреждение груза / почты.

Носит обязательный характер для владельцев воздушных судов и эксплуатантов согласно авиационному законодательству, но с точки зрения страхового законодательства относится к добровольным видам, однако, к т.н. "вмененным". Лимиты ответственности авиаперевозчика устанавливаются в соответствии с Воздушным кодексом РФ и иностранным законодательством в зависимости от географических районов эксплуатации, максимального взлётного веса, вместимости воздушного судна.

Основным документом, регулирующим отношения авиаперевозчика, является договор воздушной перевозки (пассажира, груза, почты).

Авиация является международным видом деятельности. Поэтому основными нормативными актами в авиационном российском праве, устанавливающими правовые основы использования воздушного пространства РФ, регулирующими отношения, возникающие в сфере авиации, как на территории РФ, так и за её пределами, являются: Воздушный кодекс РФ (ст. 116-122, 131-135); Гражданский кодекс РФ (ст.935, гл.59 и др.); Варшавская Конвенция 1929 г. и Гаагский протокол 1955г. об изменении Конвенции; Чикагская Конвенция (07/12/1944г.); Монреальская Конвенция 28.05.1999.

Обязанность страховать ответственность перед третьими лицами возложена на владельца воздушного судна.

Обязанность страховать ответственность за вред, причинённый жизни и здоровью пассажира, его багажу и вещам, возложена на перевозчика (эксплуатанта воздушного судна), который имеет соответствующую лицензию и осуществляет воздушные перевозки на основании договоров.

Обязанность страховать ответственность за вред, причинённый грузовладельцу за утрату, недостачу или повреждение груза возложена на перевозчика.

Осуществляется страхование гражданской ответственности авиаперевозчика в обязательной и добровольной формах.

Согласно лимитам Воздушного Кодекса РФ минимальная ответственность владельца (эксплуатанта) воздушного судна за вред, причинённый третьим лицам составляет - 200 руб. за 1 кг взлётного веса ВС, а ответственность за вред жизни и здоровью пассажиров согласно Гражданскому кодексу РФ не ограничена и оплачивается в размере доказанного потерпевшей стороной ущерба.

Страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна является обязательным и должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 года № 331-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", а также - с предусмотренными упомянутым законом "Типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна", утвержденными 27.10.2008 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 797. При этом минимальный размер ответственности авиаперевозчика за вред, причинённый жизни пассажира, составляет 2 025 000 руб.; за вред, причинённый здоровью пассажира, - 2 000 000 руб.; за утрату, недостачу или повреждение груза, багажа, вещей при пассажире - в размере его стоимости (без объявленной ценности) - 600 руб. за кг. багажа, груза, 11 000 руб. - за вещи при пассажире.

При выполнении международных полетов (перевозок) в страны Европейского Сообщества и другие страны, предъявляющие к страхованию рисков ответственности требования, предусмотренные REGULATION (EC) No 785/2004, размер ответственности авиаперевозчика перед третьими лицами зависит от максимального взлетного веса воздушного судна и может достигать 700 000 000 SDR по воздушному судну (например, для Аэробуса А-380 или "Мрии"), перед пассажиром составляет 250 000 SDR по пассажиру; за груз - 19 SDR за 1 кг. груза; за багаж и вещи при пассажире - 1131 SDR.

Страхование военных рисков представляет собой страховое покрытие ответственности перед третьими лицами и пассажирами за убытки и ущерб в связи с т.н. "военными" и связанными с ним рисками, предусмотренное в Положении об изменении некоторых условий договора страхования / страхового покрытия (Extended Coverage Endorsement (Aviation Liabilities)) AVN52D или E или F или G Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда (L.A.U.A.).

При заключении договора страхования авиаперевозчик может ограничить свою ответственность лимитами Воздушного кодекса, международных конвенций или выбрать более высокий лимит.

Страхование авиационного персонала.

В широком смысле страхование авиаперсонала складывается из страхований, часть которых может применяться в отношении сотрудников самых различных предприятий вне зависимости от их профиля, а часть - довольно специализирована и применяется преимущественно при страховании членов экипажей воздушных судов. К видам страхования авиационного персонала относятся:

·Обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна согласно требованиям Воздушного кодекса РФ;

·Страхование медицинских расходов граждан, выезжающих за рубеж;

·Добровольное медицинское страхование;

·Страхование лётного состава на случай утраты профессиональной трудоспособности.

Страхование жизни и здоровья летного состава и наземного персонала авиакомпаний осуществляется российскими страховщиками в форме страхования от несчастного случая и носит обязательный характер для страхователя.

Это страхование производится на случай повреждения здоровья (со смертельным исходом или без него) служащих страхователя во время исполнения им служебных обязанностей и осуществляется за счёт средств работодателя. Минимальная страховая сумма, установленная Воздушным Кодексом РФ на каждого члена экипажа, - 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на дату заключения договора. В 2014 году величина МРОТ составляет 5554 руб., в 2015 году она будет - 5965 руб.

При осуществлении зарубежных рейсов летному составу авиакомпаний как правило оформляется международный медицинский полис, обеспечивающий покрытие экстренных медицинских расходов в результате несчастного случая. Минимальная страховая сумма - 30 000 Euro.

При страховании жизни и здоровья личного состава в дополнение к страхованию от несчастных случаев при выполнении внутренних полетов, а также для сотрудников, полеты не выполняющих, применяется добровольное медицинское страхование (ДМС), обеспечивающее широкий спектр услуг оказания медицинской помощи.

Страхование на случай утраты профессиональной трудоспособности ("Loss of License") осуществляется авиакомпаниями добровольно с целью обеспечения должного уровня социальной защищенности сотрудников.

Страхование пассажиров воздушного транспорта.

Страхование пассажиров воздушного транспорта осуществляется в РФ в двух формах - обязательной и добровольной.

Ряд российских страховщиков осуществляет обязательное личное страхование пассажиров воздушного транспорта при перевозках на внутренних авиалиниях согласно Указам Президента Российской Федерации от 07.07.1992 г. "Об обязательном личном страховании пассажиров" (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 06 апреля 1994 г. № 667 и от 22 июля 1998 г. № 866) и от 06 апреля 1994 г. № 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования".

По сути данный вид представляет собой обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев, при этом страховая сумма составляет 120 МРОТ по каждому пассажиру, страховая премия - 2 руб. за каждого перевезенного пассажира, а доля отчислений в резерв предупредительных мероприятий составляет 80% от страховой премии. Стоит особо отметить, что, несмотря на вступление в силу Федерального закона от 04.12.2007 года № 331-ФЗ и соответствующих "Типовых правил...", рассматриваемое в данном разделе страхование отменено не было.

Некоторые российские страховые компании предлагают пассажирам воздушного транспорта полисы добровольного страхования от несчастных случаев. Такие полисы обычно реализуются через авиакассы и продаются одновременно с продажей авиабилета пассажиру. Отдельными страховщиками такое страхование предлагается в форме электронного полиса, продаваемого одновременно с электронным авиабилетом.

Страхование ответственности владельцев и операторов аэропортов.

Страхование гражданской ответственности аэропортов связано со множеством рисков, так как современный аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, оборудования.

Страхование должно обезопасить аэропорт в отношении рисков нанесения телесного повреждения, имущественного убытка и вреда личности, возникающих вследствие исполнения персоналом аэропорта своих установленных обязанностей, функций и любых работ, имеющих отношение: к приёму и отправке пассажиров, багажа, грузов и почты; организации и обслуживанию полётов воздушных судов; поставке авиационных продуктов; управлению воздушным движением.

При установлении лимита ответственности владельца аэропорта исходят из стоимости самого дорогого воздушного судна, обслуживаемого в данном аэропорту, и ряда иных параметров.

Страхование ответственности аэропортов в международной практике осуществляется на условиях типового полиса Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда "Ариэль" - форма 48FLY00001 "Полис страхования ответственности владельцев и операторов аэропортов".

Страхование ответственности производителей авиационной техники.

При этом страховании объектом страхования являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда жизни и здоровью или имуществу физических лиц, а также вреда, причиненного имуществу юридических лиц, если:

·вред жизни и здоровью или имуществу причинен в прямой связи с использованием авиационной техники;

·страховой случай, повлекший причинение вреда, имел место при использовании авиационной техники по назначению в период времени, который указан в договоре страхования.

По договору страхования могут быть застрахованы риски гражданской ответственности страхователя за вред, причиненный авиационной техникой, разработанной, изготовленной и / или отремонтированной страхователем для использования в:

а) гражданской авиации;

б) государственной авиации - только в коммерческих или гуманитарных целях (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);

в) экспериментальной авиации - только в коммерческих или гуманитарных целях (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Развитие в России страхования ответственности производителей авиационной техники не только будет защищать имущественные интересы российских авиастроителей, но и позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке.

В России страхование всех вышеприведенных рисков осуществляется страховыми компаниями на основе залицензированных Правил страхования, большая часть которых базируется на типовых Правилах страхования, созданных рабочими группами, сформированными Российской Ассоциацией Авиационных и Космических Страховщиков. В основу указанных Правил положены формы полисов, оговорки и положения Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда (L.A.U.A.).

3. Состояние и динамика развития рынка авиационного страхования в Российской Федерации

авиационный страхование пассажир багаж

Взяв начало своего развития в первой половине 20 века, наивысшего расцвета авиационное страхование достигло в его второй половине в связи с развитием гражданской авиации, увеличением количества воздушных судов и объёмов перевозки грузов и пассажиров (табл. 1) .

Несмотря на рост пассажирооборота по уровню авиационной подвижности население России существенно отстает от других стран, один россиянин в среднем совершил 1 перелет. Для сравнения, авиационная подвижность населения США выше в четыре раза - один американец совершает в среднем в год 2 перелета. В среднем по 2-3 перелета в год совершают граждане Германии, Бельгии, Исландии .

На начало XXI века в российской гражданской авиации было зарегистрировано около 270 авиапредприятий, на страховом же рынке - 1350 страховых компании. Рынок обладал высокой степенью монополизации, 70% оборота которого контролировали такие компании, как Ингосстрах, Авиакос и др.

Таблица 1 - Показатели работы гражданской авиации России

Показатель работы по видам сообщенийянварь 2011 г.январь 2012 г.январь 2013 г.январь 2014 г.2014 г. к 2013 г., %Пассажирооборот, тыс. пасс. км.166759997,365905667,815518457,416931319,0109,1Тоннокилометры, тыс. ткм.19958450,27962318,61768623,61869187,0105,7Грузооборот, тыс. ткм.4950050,42030808,5371962,4345368,392,9Перевозки пассажиров, чел.64121639245033145289 1655834966110,3Перевозки грузов и почты, тонн981456,9393372,270266,767030,595,4Удельный вес занятости пассажирских кресел, %77,274,675,376,5+1,2 п.п.Удельный вес коммерческой загрузки, %64,863,062,163,5+1,4 п.п.

В настоящее время число самолетов в парке российских авиакомпаний сокращается, однако растут страховые суммы, а вместе с ними растёт и премия (рис. 2). Значительное влияние на рост страховых премий также оказывает ужесточение законодательства в области авиационного страхования, увеличение лимитов ответственности авиаперевозчиков.

Рисунок 2 - Страховые премии рынка авиационного страхования в 2011 г. .

Итак, крупные сегменты рынка авиационного страхования в России - это:

Крупные пассажирские авиакомпании

Авиакомпании, обслуживающие региональные и местные линии

Вертолеты

Военная и экспериментальная авиация

Премии каско и ответственности по российскому рынку соотносятся примерно как 2:1. Для рынка страхования пассажирских авиакомпаний более характерно соотношение 1:1. Перекос в России объясняется несколькими факторами - заниженными страховыми суммами по ответственности на внутренних перевозках, так же заниженными тарифами по страхованию ответственности, а также большой долей вертолетной техники, но и - может быть, в самой большой степени, наличием очень существенного сегмента страхования каско военных и экспериментальных самолетов.

Объем премии по остальной части рынка, то есть как раз по страхованию коммерческих перевозчиков, в последние годы падает. То есть, ситуация в России в этой части полностью симметрична ситуации на мировом рынке: там премии по страхованию авиакомпаний падают на фоне роста объемов перевозок и роста стоимости парков, и у нас падают, несмотря на превышающий среднемировой уровень рост перевозок и рост стоимости парков.

Есть два фактора, которые ставят российских страховщиков в особое положение. Фактор первый - тенденции безопасности полетов.

На мировом рынке снижение тарифов происходит на фоне ярко выраженного прогресса в области безопасности полетов. Развитие техники и идущее параллельно развитие технологий управления безопасностью дают положительный результат.

Никаких изменений, которые позволяли бы уверенно рассчитывать на снижение частоты авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации России, пока не происходит.

Фактор второй - практика закрытия компаний после крупного авиационного происшествия.

Страхование - это механизм перераспределения, когда взносы многих позволяют покрыть убытки немногих. Однако есть важный момент - в любом случае ожидается, что компания, принесшая страховщику крупный убыток, вносит свой, весомый, вклад, в выравнивание ситуации. После получения страховой выплаты она не просто продолжает платить взносы, но платит их какое-то время в повышенном размере.

Спецификой авиационного страхования является его катастрофическая природа и огромные размеры наступающих убытков. На мировом рынке авиационного страхования сегодня прослеживается жесткая конкуренция, превышение предложения над спросом, снижение тарифов. Все это на фоне неуклонно улучшающихся показателей безопасности.

При установлении ставок премии по авиационному страхованию применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска. При страховании воздушных судов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями тарифной ставки служат данные: по составу (количеству и моделям) самолетов, их действительная стоимость (на момент заключения договора), числа пассажирских (грузовых) мест в каждом самолете, квалификации летно-подъемного состава, годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров и тонно-километров, количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы.

Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика в отечественной страховой практике получило развитие сравнительно недавно. Оно обусловлено необходимостью соблюдения требований международного и национального авиационного законодательства ряда стран при осуществлении международных полётов, а также требований Воздушного кодекса Российской Федерации в отношении внутренних полетов.

Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика - вид страхования ответственности, в котором объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя перед:

третьими лицами за вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу третьих лиц;

пассажирами за вред, причинённый жизни, здоровью, багажу и вещам, находящимся при пассажире;

грузовладельцами или грузоотправителями за утрату, недостачу или повреждение груза / почты .

На рынке авиационного страхования России бизнес-авиация занимает свою нишу. По данным ныне упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), в 2012 г. рынок авиационного страхования составил 8,333 млрд. руб. Самыми крупными сегментами рынка являются сегменты страхования крупных авиакомпаний и страхования предприятий авиапромышленности. Но рынок страхования бизнес-авиации составляет всего 4% от объема рынка страхования, и данный сегмент будет расти. Рынок страхования деловой авиации можно разделить на 4 сегмента: страхование аэропортовых комплексов, страхование предприятий ТОиР (Техническое Обслуживание и Ремонт), страхование деловых самолетов и сравнительно новый сегмент - страхование деловых вертолетов, который будет наиболее активно развиваться в ближайшие годы.

Основной проблемой развития рынка авиационного страхования в России следует считать наличие различных административных барьеров, вынуждающих собственников регистрировать воздушные суда "на островах" и ставить их под флаг местных операторов. При этом местные операторы предлагают вместе с услугами по управлению воздушным судном еще и страховые услуги, которыми собственник и пользуется. Важно заметить, что в некоторых случаях страхование воздушного судна в рамках полиса большого зарубежного оператора обходится немного дешевле, чем покупка отдельной страховки. Но тут есть и обратная сторона медали. Ведь страхование - это механизм распределения денег, то есть деньгами многих покрываются убытки немногих. Ведь в случае убытка во флоте, в рамках которого застраховано воздушное судно, собственнику, как и другим участникам группового страхования на следующий год уже придется платить больше .

Не менее значимой проблемой в России является жесткая конкуренция и, как следствие, снижение тарифов. Однако все это происходит на фоне стабильных показателей аварийности и роста выплат. 2012 г. принес страховщикам рекордно высокие выплаты. Кроме этого с каждым годом сокращается количество авиакомпаний, так в 2012 г. их стало меньше на 120, по сравнению с 2011 г.

Особое внимание нужно уделить и тому, что крупные авиакомпании за рубежом имеют, как правило, более широкое покрытие, чем российские перевозчики. Арсенал страховых продуктов, предлагаемых страховщиками и брокерами на мировом рынке, гораздо шире, чем то, что, как правило, видят авиакомпании России. Российская система страхования рисков на воздушном транспорте на сегодняшний день не в полной мере может обеспечить накопление ресурсов, требуемых для восполнения ущерба, возникающего при транспортных происшествиях, и, в частности, для осуществления компенсационных выплат жертвам катастроф и их наследникам. Однако Государственной Думой Российской Федерации был принят ряд изменений в Воздушном кодексе Российской Федерации по увеличению страховых выплат на воздушном транспорте - не менее 2 млн. руб. в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров .

Страхование авиаперевозок является одним из крупных сегментов рынка авиационного страхования. Существует ряд страховщиков, которые специализируются на авиации общего назначения, однако большая часть отрасли пользуется услугами крупных страховых фирм.

Крупный страховщик никогда не выдаст полис на самолет, который отлетал свой срок. Страховая компания всегда учитывает, насколько реален ресурс самолета, нет ли предпосылок к тому, чтобы полеты выполнялись с отклонением от условий эксплуатации, и стимулирует целевыми выплатами снижением страховых платежей тех страхователей, которые обеспечивают по-настоящему высокую безопасность полетов. Более половины страховых премий авиационных компаний приходится на долю каско (рис. 3). Быстрее всего растут сборы по страхованию воздушных судов, так как авиакомпании России модернизируют свой парк самолетами иностранного производства. Во всем мире на страхование воздушных судов приходится не более 1/3 всех получаемых страховых сборов.

Рисунок 3 - Распределение страховых авиационных премий

Страхование в авиации на настоящий момент нуждается в реформации и поддержке развития, так как развитие авиационного сектора в значительной мере зависит от развития страхования в данной области. В настоящее время ведется работа по совершенствованию страхового дела и развитию законодательной базы, в том числе в плане обеспечения соответствующей современным требованиям страховой защиты пассажиров.

Следует развивать российское страховое законодательство, проводить мероприятия, которые будут направлены на повышение качества авиационной техники, осуществлять консультации между страховщиками и производителями по итогам испытаний образцов авиационной техники, необходимые для повышения качества актуарных расчетов, а также сформировать условия для разделения риска между несколькими страховщиками и обеспечить отраслевые мероприятия, направленные на повышение качества авиационной техники. Необходимо решить организационный аспект, то есть разработать определенный план действий, как в авиационной, так и в страховой компаниях на случай серьёзных авиационных происшествий и катастроф.

В действительности такой план имеется только в некоторых крупных российских авиакомпаниях, а в страховых компаниях, не профессионально занимающихся страхованием авиационных рисков, подобный план отсутствует.

На начало XXI века в российской гражданской авиации было зарегистрировано около 270 авиапредприятий, на страховом же рынке - 1350 страховых компании. Рынок обладал высокой степенью монополизации, 70% оборота которого контролировали такие компании, как Ингосстрах, Авиакос и др.

Самыми распространенными являются страхование КАСКО ВС и страхование ответственности авиаперевозчиков (табл.2).

Таблица № 2. Страховые премии и выплаты по авиационному страхованию (по основным видам) в целом всем компаниям РФ

Показатели 2011 г.2012 г. 2013 г.Динамика 2013\2012Удельный вес в общем объемеВсего, в млн. руб.8363,69065,99743,6+7,7%100%В том числе: Страхование КАСКО ВС4952,15775,66592,5+14,1%67,5%Страхование ответственности авиаперевозчиков2686,42561,92603,9+1,64%26,7%Страхование ответственности производителей, аэропортов и УВД332,7322,5345,1+7,0%3,6%Страхование пассажиров и экипажей от НС133,8129,7111,1-14,5%1,1%Обязательное страхование 261,6276,291,0-70,0%0,9%Всего 2519,73368,04230,0+25,6%100%В том числе: КАСКО ВС2050,82907,93710,0+27,6%87,7% Страхование ответственности авиаперевозчиков245,0322,3310,2-3,8%7,3%Страхование ответственности производителей, аэропортов и УВД25,626,182,0Рост в 3 раза1,9%Жизнь и здоровье пассажиров и экипажей от НС27,08,615,3Рост в 2 раза0,4%Обязательное страхование по ВК РФ171,3103,1112,5+9,1%2,7%

В таблице № 2 представлена структура страховых премий и выплат по сегментам авиационного страхования. Из этой таблицы видно, что общий объем страховых премий по авиационному страхованию вырос незначительно - на 7,7%, несмотря на интенсивную замену парка воздушных судов и ухудшением состояния дел с обеспечением безопасности полетов.

Обращает внимание постоянный рост доли выплат по страхованию КАСКО воздушных судов, доля выплат по этому сегменту составляет 67,5% и выросла за год на 14,1%.

В 2013 году наибольшие объем страховых премий, с учетом премий по перестрахованию, имели следующие компании: ОСАО ИНГОССТРАХ - 2 106,0 млн. руб.; ОАО Альфастрахование - 2 148,7 млн. руб., СОГАЗ - 2 493,8 млн. руб. Сборы премий в 2013 году составили в ВСК 962,4 млн.руб.; в компаниях Альянс - 640,9 млн. руб.; в ВТБ страхование - 548,4 млн. руб.; в Росгосстрах - 482,1 млн. руб.; в Сургутнефтегаз - 445,2 млн. рублей; в СК НИК - 400,3 млн. руб. За 2013 год по 24 страховым компаниям (членам РААКС) общая сумма страховых премий по договорам страхования и перестрахования авиационных рисков составила 11 840 млн.руб.

При этом, наибольшие объемы страховых выплат, включая выплаты по договорам на перестрахование, имели такие компании, как Росгосстрах - 1 200,8 млн. руб.; СОГАЗ - 1 179,9 млн. руб.,ОСАО ИНГОССТРАХ - 961,4 млн. руб.; ОАО Альфастрахование - 422,2 млн. руб. Страховые выплаты в целом по рынку составили 4 863,6 млн. рублей, большая часть из которых - 48,9%, приходится на ОАО Альфастрахование и ОСАО ИНГОССТРАХ.

На рынке авиационного страхования доля первых трех компаний растет (это АльфаСтрахование, Ингосстрах и Согаз), доля остальных падает, причем доля компаний за пределами первой десятки падает особенно быстро. Эта картина типична и для рынка страхования по всем видам в целом, хотя в авиации ввиду узости рынка симптомы более выраженные.

В отчете Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) объем премий на российском рынке авиастрахования по итогам 9 месяцев 2014 года сократился на 9,4% - до 6,967 миллиарда рублей, хотя еще по итогам первого полугодия отмечался рост.

По страхованию КАСКО воздушных судов (ВС) за 9 месяцев 2014 года российские страховщики заработали на 12,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (4,862 миллиарда рублей), по страхованию гражданской ответственности авиакомпаний - меньше на 0,4% (2,1 миллиард рублей).

Страховые выплаты по КАСКО воздушных судов за отчетный период сократились на 57,2% - до 1,078 миллиарда рублей. Объем выплат по страхованию гражданской ответственности авиакомпаний напротив вырос на 173,4%, составив 266,9 миллиона рублей. В целом, общий объем выплат авиакомпаниям РФ за отчетный период сократился на 52,4% - до 1,345 миллиарда рублей.

Еще по итогам полугодия 2014 года страховщики отмечали увеличение страховых премий. Тогда рост страховых премий по КАСКО вырос на 6,2% по сравнению с первым полугодием 2013 года, по гражданской ответственности - на 11,6%. Общий многолетний тренд - снижение стоимости страхования, в том числе и из-за повышения требований к безопасности полетов. Убытки и снижение выплат - это прямая реакция на их наличие или отсутствие на рынке. Однако существенных изменений на рынке до конца года не произойдет, а в следующем году можно ожидать небольшой рост цен.

Заключение

Авиационное страхование как вид появилось только в конце второго десятилетия XX в. Первый страховой полис по страхованию воздушного судна был выдан корпорацией Ллойда в Лондоне в 1919 г.

В более позднее время появление и развитие авиации и космонавтики, а также огромная стоимость воздушных судов и космических объектов предопределили период начала страхования средств воздушного транспорта и космических объектов. Современное состояние и развитие авиационного и космического страхования в России неразрывно связано с Российской Ассоциации авиационных и космических страховщиков.

Впервые на российском страховом рынке входящие в Ассоциацию страховые компании признали в качестве делового оборота правила и оговорки Авиационных Андеррайтеров Ллойда. У членов РААКС есть возможность перестраховывать авиационные риски на международном страховом рынке без каких-либо ограничений и обеспечивать надежную страховую защиту своим клиентам.

Современный российский страховой рынок находится в трудном положении. По множеству социально-экономических параметров (объем собранной премии, количество видов страхования, пределы финансовой устойчивости страховщиков, объемы уставных капиталов и т.п.) российские страховщики по прежнему значительно уступают западным индустриальным странам. В условиях первоначального становления российского рынка авиационного страхования, страховщики столкнулись с большими трудностями экономического, организационного и юридического характера ввиду отсутствия необходимого опыта, соответствующих специалистов в этой области, сколько-нибудь полной статистической информации о прохождении авиационных и прочих рисков, четкого законодательного регулирования.

У российских страховщиков невелик опыт перестрахования авиационных рисков. В большинстве случаев они перестраховываются на западном рынке, в то время как было бы полезно организовать надежную систему перестрахования и накопления необходимых страховых ресурсов в России.

В целом, для успешного развития страхования авиационных рисков в России в будущем, целесообразно адаптировать опыт стран, в которых эти механизмы функционирования рынка авиационного страхования развиты давно и успешно работают.

Список литературы

1.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru

2.Закон РФ от 27.11.1992 №4015-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru

Все о страховании [Электронный ресурс] // Авиационное страхование в России. - Режим доступа: http://rksu.com/

Авиационное страхование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

О состоянии и перспективах развития российского рынка пассажирских авиаперевозок [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.veb.ru

Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aerohelp.ru/

Рынок авиационного страхования России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aex.ru/

Рынок авиационного страхования в России [Электронный ресурс] // Страхование сегодня. - Режим доступа: http://www.insur-info.ru/

Идрисова А.А., Хохлова Н.В. Состояние и проблемы развития рынка авиационного страхования в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/5838

Всероссийский союз страховщиков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ins-union.ru/

Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков (РААКС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raaks.ru/


Изучив главу 28, студент будет:

знать

  • понятие «авиационное страхование» и его назначение;
  • виды рисков, которые может застраховать авиакомпания;
  • основные цели страхования ответственности авиакомпании и страхования авиакомпании от перерывов в производстве;
  • специфические особенности страхования ответственности авиакомпании за продукт в авиации;
  • основные термины, используемые в практике авиационного страхования;

уметь

  • грамотно излагать содержание основных условий договоров авиационного страхования, принятых в международной практике;
  • приводить перечень исключений из страхового покрытия по договорам авиационного страхования;

иметь представление

Об определении стоимости объектов для целей авиационного страхования.

Страхование авиационных транспортных средств

Авиационное страхование - это страхование рисков, связанных с использованием авиационной техники. Одним из самых важных в числе видов авиационного страхования является каско-страхование авиационных транспортных средств.

Предметом страхования авиационных транспортных средств является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиапредприятия. Это могут быть наводнение, удар молнии, пожар, взрыв - в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня.

В состав страхового покрытия не включаются ущербы, связанные с военными событиями, актами террора, насилия или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, угоном самолетов, их арестом, конфискацией и другими видами изъятия по воле властей. Также из страхового покрытия исключаются:

  • ущербы, связанные с проведением каких-либо работ в самолетах;
  • ущербы, возникшие вследствие естественного износа, старения, ржавчины и других подобных воздействий;
  • внутренние поломки, возникающие в винтомоторной группе;
  • ущербы, возникшие в винтомоторной группе из-за всасывания с воздухом инородных предметов, что ведет к постепенному ухудшению работы двигателя (за исключением тех случаев, когда попадание в двигатель инородных предметов ведет к его внезапной остановке);
  • ущербы, связанные с преднамеренными действиями или грубой небрежностью страхователя или его представителей.

Страховая сумма для новых воздушных транспортных средств определяется как стоимость их приобретения. Для воздушных судов, бывших в употреблении, берется их современная стоимость, установленная на основе восстановительной или рыночной стоимости с учетом износа. Во всех случаях рыночная стоимость или стоимость приобретения увеличивается на величину налога на добавленную стоимость, затраты на перевозку и таможенные пошлины. Если воздушное транспортное средство после приобретения обеспечивается специальным оборудованием и инструментами, то стоимость последних, включая работы по установке, тоже включается в страховую сумму.

В связи с тем, что самолеты и другие воздушные суда стоят очень дорого (крупные современные пассажирские самолеты - около 100 млн долл. США и более), остро стоит проблема переоценки страховой стоимости. Чтобы исключить споры по этому поводу, в авиационном страховании принято, что страхователь и страховщик договариваются о страховой стоимости и согласовывают ее на уровне рыночной цены самолета на момент заключения договора (согласованная страховая стоимость - taxwert, agreed value). При согласовании страховой стоимости страховщики отказываются от обвинений страхователей в недостраховании.

В том случае, если на момент страхового события страховая сумма оказывается ниже, чем страховая стоимость, то ущерб возмещается в той пропорции, в которой страховая сумма относится к страховой стоимости. В случае тотального ущерба страхователь имеет право на возмещение согласованной страховой стоимости (taxwert) минус текущая стоимость спасенных частей.

До конца 60-х годов XX в. многие так называемые военные риски включались в каско-страхование, среди них такие опасные, как угон, терроризм, акты саботажа. Однако сейчас они полностью исключены из стандартного перечня рисков обычного каско- страхования из-за резко возросшей их частоты. Страхователям предлагается для защиты от них особый вид страхования - каско- страхование от военных рисков. В зависимости от своих потребностей авиакомпания может застраховать следующие риски:

  • война, гражданская война, революция;
  • забастовка, мятеж, гражданские беспорядки;
  • терроризм;
  • злонамеренные действия и саботаж;
  • арест и конфискация по распоряжению властей;
  • угон самолета.

Из страхового покрытия исключаются некоторые наиболее опасные регионы мира, например Афганистан, Ангола, Алжир, Боливия, Ливан, Либерия, Ливия и другие. Однако в мирные времена в соответствующих районах не исключена возможность их включения в область страхового покрытия при условии индивидуально согласованных условий страхования и страховых тарифов.

В каско-страховании авиационных транспортных средств, как правило, устанавливается высокий уровень собственного участия страхователя в риске. При наступлении страхового случая это чревато большими убытками для авиакомпаний. По этой причине некоторые американские и английские страховщики предлагают своим клиентам страхование значительной части франшизы.

Авиационное страхование -- отрасль страхования, включающая несколько самостоятельных или находящихся в определенном сочетании видов имущественного и личного страхования от авиационных рисков:

  • - страхование воздушных судов;
  • - страхование перевозимых грузов;
  • - страхование гражданской ответственности авиаперевозчика;
  • - страхование потери прибыли авиаперевозчика;
  • - страхование авиационных специалистов от потери лицензии;
  • - страхование космической техники и др.

При установлении ставок премии по А.с. применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска. При страховании воздушных судов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями тарифной ставки служат данные по составу (количеству и моделям) самолетов, их действительная стоимость (на момент заключения договора), число пассажирских (грузовых) мест в каждом самолете, квалификация летно-подъемного состава, годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров и тонно-километров, количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы. Оценку риска А.с. преимущественно производят сюрвейеры. При этом используются показатели безопасности полетов, принятые ИКАО. Одновременно сопоставляются фактические данные, с установленными нормами летной годности. Оценивается вероятность возникновения критической ситуации в полете, приходящейся на 1 час полета. Требованиями норм летной годности уровень безопасности полетов (Рк) задан как Рк< = 1x107, т.е. одна критическая ситуация приходится не менее, .чем на 107 налета парком воздушных судов на регулярных линиях гражданской авиации. Вычисляются показатели налета на авиационное происшествие или налет на катастрофу. Основу условий А.с, соответствующих международным требованиям, составляет страховой полис Ллойда. Эти стандартные условия А.с. могут быть дополнены или изменены путем включения в полис специальных оговорок, учитывающих специфику конкретных рисков и страховых интересов. Страхование воздушных судов в следствии их гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета (летное происшествие), патрулирования, нахождения на земле или на воде. Возмещению также подлежат все необходимые и целесообразные расходы страхователя по спасению, охране и транспортировке застрахованного имущества до ближайшего места ремонта. Договор заключается на основании письменного заявления страховщику (содержащего все известные страхователю существенные обстоятельства, имеющие отношение к объекту страхования) и произведенной оценки риска. Ответственность за страхование воздушных судов от гибели и повреждения лимитируется их стоимостью и, как правило, не распространяется на убытки, вызванные военными действиями, ядерным взрывом или его последствиями, мятежом, забастовками, конфискацией или арестом имущества, саботажем или захватом воздушного судна. Страхование ответственности перед пассажирами и третьими лицами лимитируется указанной в договоре страхования суммой на одно лицо или на один страховой случай. При этом во внимание принимается т.н. Варшавская конвенция ИКАО, которой регулируется ответственность за гибель и повреждение здоровья авиапассажиров, а также Римская конвенция ИКАО. Страхование ответственности владельца аэропорта лимитируется обусловленной суммой по каждой категории застрахованных рисков на весь срок действия договора. Определенной суммой лимитируется и ответственность страховщика при страховании потерь прибыли и лицензии. Специфика А.с. определяется потребностью комбинированного страхового покрытия рисков гибели и повреждения средств авиационной техники, ответственности перед пассажирами и ответственности перед третьими лицами, т.е. рисков, которые могут вызвать катастрофические убытки и непосредстветственно необходимость концентрации финансовых ресурсов для выплаты страхового возмещения убытков катастрофического характера. А.с. сложилось в основном после 2-й мировой войны. Наибольшее развитие получило в Великобритании и США. В большинстве стран А.с. проводится объединениями страховых компаний в виде пулов или консорциумов. В нашей стране А.с. осуществляет Ингосстрах, Авиокос и другие организации. В целях координации деятельности по А.с. создан Международный союз авиационного страхования. В 1992 г. общая сумма взносов по А.с. в мире составила 800 млн долларов, а общая сумма выплаченных и предстоящих возмещении - 1200 млн долларов

Воздушные суда могут быть застрахованы на условиях "только от полной гибели" или "от всех рисков". По договору страховщик обязан возместить или уменьшить размер ущерба, нанесенного в течение периода страхования, во время полета воздушного суда, при рулении, на стоянке с включенными двигателями. При полном разрушении (гибели) воздушного судна выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы. При страховании "от всех рисков" страхователю выплачивается страховое возмещение не только при гибели судна, но и при его повреждениях, однако сумма выплат при этом зависит от условий и тяжести страхового случая. Не покрывается ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных дефектов, механической поломки отдельных частей судна, если такой ущерб не явился следствием страхового случая. Страховая сумма при заключении договора может быть указана в пределах стоимости судна на момент заключения договора, но не может превышать его действительной стоимости. Договором страхования воздушных судов обычно предусматривается франшиза. В случае аренды, приобретения воздушного судна в кредит, лизинга в страховом договоре устанавливаются интересы всех участников соответствующих правоотношений. Стоимость страхования зависит от многих факторов: профессионализма летного и летно-технического состава, технической оснащенности аэропортов, условий отдыха членов экипажа и других факторов.

Объектами страхования являются:

  • - воздушные суда и другие средства авиационной техники от повреждения и гибели;
  • - ответственность перед третьими лицами и пассажирами за ущерб их здоровью и имуществу;
  • - риск несчастного случая в отношении авиационного персонала;
  • - ответственность владельцев аэропортов;
  • - потеря прибыли вследствие невозможности эксплуатировать воздушное судно в результате аварии и др.

Авиационное страхование включает следующие виды:

  • 1. КАСКО;
  • 2. Военных рисков;
  • 3. Страхование воздушных судов;
  • 4. Гражданской ответственности перевозчика;
  • 5. Ответственности перед пассажирами при авиаперевозках;
  • 6. Ответственности производителей авиационной техники;
  • 7. Ответственности аэропортов и управления воздушным движением и др.

Страхование КАСКО предполагает возмещение ущерба только от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства. (КАСКО самолета: фюзеляж; двигатели; штурманское навигационное и радиооборудование; гидравлической системы; шасси; электрооборудование, а также все другие комплектующие узлы, установленные в самолете.) по причине несчастно™ случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиапредприятия.

Это могут быть наводнение, удара молнии, пожар, взрыв - в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня. Тарифы по этому виду страхования составляют от 1 до 5% страховой суммы.

Не включаются в состав страхового покрытия ущерба, которые непосредственно или косвенным образом связаны с военными событиями, актами террора, насилия или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, угоном самолетов, их арестом, конфискацией и всеми другими видами изъятия по воле властей.

Страхование военных рисков. Практически все полисы авиационного страхования включают оговорки о рисках захвата, военных рисках и т.п. В свое время авиационные страховщики в Великобритании, осуществляющие страхование «от всех рисков», пришли к соглашению вводить во все полисы страхования каско оговорку, исключающую из покрытия риски: войны, гражданской войны, ядерного взрыва и его последствий, мятежей, забастовок, конфискации и ареста имущества, злонамеренных действий, саботажа и захвата самолета. Аналогичные соглашения действуют в США и в странах континент. Европы. Некоторые из вышеуказанных рисков, такие, как риски мятежа и забастовок, злонамеренных действий, саботажа и захвата самолета, не имеющие политического основания (но исключая войну, гражданскую войну и риски, связанные с применением ядерного оружия), могут быть восстановлены в покрытии по полису страхования «от всех рисков», обычно при уплате дополнительных премии, размер которой зависит от степени подверженности объекта данному риску. Восстановление покрытия осуществляется на условиях, что страховщик имеет право в любое время расторгнуть договор страхования, уведомив страхователя за 7 дней; в случае же, когда страхуется парк самолетов, устанавливается общий лимит суммы убытков на время действия полиса. Каско самолета может быть застраховано от рисков войны, гражданской войны, актов саботажа и захвата самолетов только по отдельным полисам, которые подписываются главным образом страховщиками Ллойда (хотя и другие страховые компании все более широко занимаются страхованием этих рисков на условиях Ллойда). Такие отдельные полисы включают все риски, исключенные из полиса страхования «от всех рисков» стандартной оговоркой. При этом исключаются ядерные риски, которые не страхуются вообще. Такие специальные полисы предусматривают автоматическое расторжение покрытия в случае начала войны между крупнейшими мировыми державами. Кроме того, такой полис в любое время может быть расторгнут страховщиками при уведомлении страхователя за 48 часов.

Страхование воздушных судов. На страхование принимаются как воздушные судна, так и их отдельные агрегаты, установленные на борту воздушного судна. К страховым случаям относится: гибель воздушного судна, пропажа без вести, повреждение вследствие происшествия во время полета, руления или стоянки.

Страховая сумма не может превышать действительной стоимости воздушного судна на день заключения договора страхования.

Страховая премия рассчитывается путем умножения страховой суммы на тариф. Факторы, влияющие на страховую премию: наличие франшизы, набор рисков, время действия страховой защиты, год выпуска воздушного судна, уровень квалификации летного состава, географический район эксплуатации воздушного судна и т.д.

Страхование гражданской ответственности перевозчика представляет собой защиту имущественных интересов застрахованного лица, связанного с его обязанностью в порядке, установленных гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с использованием застрахованным средства транспорта. В практике авиационного страхования под третьими лицами понимаются все лица, кроме пассажиров и тех лиц, с которыми взаимоотношения перевозчика или производителя основываются на деловом контракте (например, экипаж, рабочие и служащие компании или предприятия и т.п.), то есть лица, находящиеся на земле, а также владельцы, экипаж и пассажиры другого самолета, с которым данный самолет может столкнуться, повредить его и т.п.

Так же выделяют:

Авиаперевозчиков перед пассажирами;

Аэропортов перед третьими лицами;

Аэропортов перед владельцами и эксплуатантами воздушных судов.

Страхование гражданской ответственности обеспечивает защиту имущественных интересов страхователя, в связи с возмещением вреда, нанесенного третьим лицам.

Страхование от несчастных случаев:

Летного состава;

Работников авиапредприятия.

Данные профессии относятся к группе повышенного риска. Предоставление страховой защиты работодателем повышает стимул работников. Страхователь сам определяет время действия страховой защиты и набор страховых рисков, а именно: временная утрата трудоспособности, постоянная утрата трудоспособности, смерть.

  • - Страховой полис можно оформить на определенный срок либо на конкретную поездку.
  • - Страховая сумма определяется по соглашению сторон.

Ответственность перевозчиков за авиационные грузы при международных перевозках, а с 1997 г. и при внутренних воздушных перевозках, ограничена соответствующими международными транспортными конвенциями и Воздушным кодексом РФ определенными суммами за килограмм массы груза брутто.

В большинстве стран при страховании воздушных судов применяются условия, разработанные Ассоциацией авиационных андеррайтеров Ллойда (L.A.U.A.), так называемые формы AVN 1 и AVN 1А.

Страхование ответственности перед пассажирами при авиаперевозках регулируется Варшавской конвенцией 1929: воздушный перевозчик, который соответствует всем требуемым условиям для заключения контракта перевозки, несет ответствность перед пассажирами. Ответственность была ограничена суммой 125 тыс. золотых фр. (примерно 10 тыс. долл.). Эта сумма была увеличена Гаагским протоколом 1955 до 250 тыс. золотых фр. (приблизительно 20 тыс. долл.) - лимит до сих пор действует при большинстве международных перевозок.

В международной практике страхование ответственности держателя воздушного судна, авиаперевозчика и обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев асто объединяются в один полис с общим лимитом ответственности. Страхование экипажа предлагается в двух формах:

страхование на случай потери лицензии;

страхование бортового персонала от несчастных случаев. Из страхового покрытия исключаются случаи:

утраты профессиональной пригодности из-за заболеваний нервного и психического характера независимо от того, являются ли они результатом несчастного случая или длительных органических изменений;

умышленных действий, ведущих к профессиональной нетрудоспособности, включая попытки самоубийства;

алкоголизма или потребления наркотических средств и ядовитых веществ;

совершения или попытки совершения преступления;

участия в соревнованиях.

Для защиты от рисков, связанных с техническим обслуживанием воздушных судов, предлагаются следующие виды страхования:

страхование монтажных рисков;

каско-страхование воздушного судна в мастерской;

страхование от огня;

страхование ответственности за продукт

При страховании ответственности производителей авиационной техники (ответственности товаропроизводителей) возмещаются убытки, понесенные страхователем в связи с выходом из строя изготовленной и (или) разработанной им авиационной техники по причине конструктивных или производственных недостатков. В страхование ответственности товаропроизводителя может включаться ответственность за так называемые граундинг (англ. grounding), то есть остановку полетов группы или всего парка самолетов, одного типа по причине типового конструктивного или производственного дефекта.

Основой страхования ответственности за продукт в авиации служат общие юридические нормы ответственности за причиненный ущерб. Согласно ст. 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Предметом специального авиационного страхования ответственности за продукт являются риски нанесения ущерба авиапредприятию вследствие случайных ошибок при конструировании, изготовлении и поставке воздушных транспортных средств или их частей, а также ошибок, связанных с монтажом, обслуживанием, ремонтом и транспортировкой воздушных транспортных средств и их частей.

Страхование ответственности аэропортов и управления воздушным движением подразумевает возмещение убытков за телесные повреждения (включая смерть) третьих лиц, а также повреждение (гибель) имущества третьих лиц, включая авиационную технику, обслуживаемую в аэропорту, причинение несчастным случаем или любым дефектом, неисправностью оборудования или установок, используемых страхователем (как владельцем и оператором аэропорта) в помещениях аэропорта, на летном поле, в мастерских и т.д. Кроме того, могут страховаться риски, связанные с эксплуатацией топливно-заправочных, грузовых комплексов, служб управления воздушным движением в зоне аэропорта или в воздушном пространстве целого региона. Основным законом, определяющим деятельность авиаперевозчика на территории РФ, является Воздушный кодекс РФ (№ 60-ФЗ), который устанавливает обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна при полетах над территории РФ: перед третьими лицами - в размере не менее 2 МРОТ за каждый кг максим, взлетного веса; перед пассажирами - в размере не менее 1000 МРОТ; по багажу - не менее 2 МРОТ за 1 кг багажа; по ручной клади - не менее 10 МРОТ за все вещи, находящиеся при пассажире; по грузу - не менее 2 МРОТ за 1 кг груза.

Страхование ответственности аэропортов (Airport Owners" Legal Liability) является частным случаем страхования общегражданской ответственности. Страхуется также ответственность перед третьими лицами в зданиях аэропорта и на летном поле.

В страховании ответственности служб управления воздушным движением принято, что лимитом ответственности является общая стоимость двух воздушных судов.

Страховой полис по страхованию ответственности владельцев ангаров (Hangarkeepers" Liability Insurance) практически идентичен полису по страхованию ответственности владельцев гаража (Garagekeepers" Liability Insurance).

Страхование ответственности организаторов авиационных выставок и авиашоу (Air Displays Liability) является частным случаем страхования ответственности организаторов культурно-зрелищных мероприятий (Special Event Insurance).

Страхование ответственности авиационного товаропроизводителя (Aviation Products Liability Insurance) является одним из наиболее сложных видов авиационного страхования. Объектом страхования при этом является защита его имущественных интересов в связи с возможными исками со стороны третьих лиц из-за использования самолета или какой-либо авиационной продукции (aircraft products), произведенной страхователем, или из-за существующего риска продукции (products hazard). Ответственность авиационного товаропроизводителя страхуется по стандартным правилам лондонского рынка (London Market Aviation Products Liability Policy Wording) «телесная травма и ущерб имуществу третьих лиц (Bodily Injury and Property Damage)».

Ответственность за прекращение полетов (grounding liability) является разновидностью страхования общей гражданской ответственности авиаперевозчика.

Страхование авиационной ответственности за качество топлива (Aviation Refueling Liability Insurance) призвано защитить производителей и поставщиков горюче-смазочных материалов от исков в связи с ответственностью за авиационные катастрофы по причине некачественных материалов, произведенных или поставленных страхователем. Лимит ответственности зависит от контрактных обязательств нефтяной компании-поставщика горючесмазочных материалов перед авиационной компанией (аэропортом, авиалинией). Согласно международному договору TARBOX минимальный лимит ответственности по данному виду страхования установлен в размере $500 млн. Как правило, страховщики применяют франшизу в отношении ущерба имуществу третьих лиц (с целью избежать небольших исков за незначительные повреждения при столкновении бензовозов на летном поле).

При эксплуатации самолетов, даже незначительное происшествие может дорого обойтись. Несмотря на то, что по статистике, авиационный транспорт - самый безопасный вид транспорта, авиационное страхование связанно с высокими рисками и, как следствие, с заоблачными затратами. Даже для страховых компаний, страховые выплаты влекут за собой финансовые издержки, ощутимые для бизнеса. В связи с этим страхование самолетов держится на перестраховочной защите и распределении рисков.

Поэтому стоит застраховаться от непредвиденных расходов, связанных с авиаперевозками и переложить финансовую ответственность на страховую компанию. К тому же, задуматься о страховании самолета необходимо еще и потому, что согласно российскому законодательству, для полета на воздушном судне обязательно требуется страхование ответственности - авиационный полис ОСАГО.

Страхование самолетов (Авиационное страхование) подразумевает страхование различных видов ответственности при эксплуатации самолётов и другие средства авиационной техники. Помимо обязательного страхования ответственности, существует также страхование сверх лимитов - Каско. А также любых имущественный интересов, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Наиболее распространенными в практике являются комбинированные полисы по страхованию воздушных судов и различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

Виды страхования применяемые для страхования самолетов (авиастрахования)
  • обязательное страхование гражданской ответственности авиаперевозчика перед пассажирами воздушного судна;
  • страхование воздушных судов КАСКО (Страхование каско предполагает возмещение ущерба только от повреждения или конструктивной гибели воздушного транспорта. Каско самолета: фюзеляж; двигатели; штурманское навигационное и радиооборудование; гидравлической системы; шасси; электрооборудование, а также все другие комплектующие узлы, установленные в самолете);
  • страхование ответственности воздушных перевозчиков перед третьими лицами и пассажирами (страхование ответственности перед пассажирами называется добровольным, но на деле имеет добровольно-принудительный характер);
  • страхование здоровья и жизни летного состава;
  • страхование летного состава на случай утраты профессиональной трудоспособности;
  • страхование грузов при воздушных перевозках;
  • страхование гражданской ответственности владельцев аэропортов (позволяет компенсировать вред, нанесенный лицам, которые находятся на территории аэропорта, их жизни, здоровью или имуществу).

Стоимость авиастрахования (страхования самолета), исключительно индивидуальна. Для расчета стоимости полиса, будьте готовы что потребуется масса информации о самолете, его типе, общем налете планера и двигателей, численности, возрасте и налете экипажа, географии предполагаемых полетов, базах технического обслуживания машины и т.п. Важно понимать, что, чем более полную и детальную информацию вы предоставите, тем наиболее приемлемую ставку страховой премии мы сможет предложить.

На стоимость также влияет период страхования:

  • на время регулярной эксплуатации воздушного судна;
  • на время перегона;
  • на время ответственного хранения;
  • на время демонстрационных и специальных полетов.

При выборе страховой компании предоставляющей услуги по авиационному страхованию необходимо взвешенно подойти к вопросу выбора надежного страховщика и необходимого типа страхового полиса. Именно от этого зависит, сколько страховая компания заплатит, в какие сроки и заплатит ли вообще.

Важно обратить внимание на финансовую надежность страховщика,опыт в страховании авиационных рисков и урегулировании страховых случаев, а также его способность обеспечивать выдачу страховой документации и своевременную выплату при наступлении страхового случая. Следует также обратить внимание на то, что не все российские страховые компании имеют лицензии на страхование самолетов (авиационное страхование).