Предмет экономической теории. Введение в экономическую теорию

Теория (от греч. наблюдение, исследование) – обобщение опыта, общественной практики, отражение закономерностей развития природы и общества.

Изучение любой дисциплины предполагает обозначение ее предмета.

Предмет науки – это то, на что направлено ее внимание. Но прежде, чем выделить предмет экономической теории, необходимо рассмотреть объект ее изучения и выделить в нем то, что является её предметом. Целью любой человеческой деятельности является удовлетворение потребностей: материальных или духовных; потребностей в пище или в самореализации и т. п. В следующей теме мы рассмотрим эти виды потребностей более подробно. В процессе своей деятельности, связанной с удовлетворением этих потребностей, люди вступают друг с другом в экономические отношения. Характер этих отношений зависит от уровня развития общества. На определённом этапе развития общества они превращаются в рыночные отношения.

У экономических дисциплин общим является объект исследования – это рыночная экономическая система или рынок (рис. 1.1.). Субъектами экономической теории являются основные экономические субъекты – домашнее хозяйство, государство и фирма.

Рисунок 1.1 – Объект изучения экономической теории

Но каждая наука выбирает в этом объекте какую-либо сторону исследования, которая будет выступать в качестве его предмета.

В процессе производства материальных и нематериальных благ используются ресурсы труд, капитал и земля. Уже из перечня этих ресурсов видно, что их количество ограничено, то есть они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить желания каждого.

Таким образом, если человеческие потребности поистине безграничны, то возможности их удовлетворения ограничены. Человек ограничен в своих возможностях. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желаемой цели. И не только человек – все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как и в любой момент прошлого и будущего, постоянная недостаточность наличных ресурсов – главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в том, что невозможно одновременного и полного удовлетворения всех потребностей и всех людей.

И хотя есть страны богатые и бедные, дефицит ресурсов – это общая проблема. Даже огромного богатства США, как подчеркивает американский экономист Н.Д. Хайман, недостаточно для удовлетворения всех желаний его граждан. Очевидно, если бы ресурсы не были недостаточны, не было бы и необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными нуждами, не надо было бы их экономить, повышать эффективность использования, устанавливать какие-то принципы распределения материальных благ. И ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: «Каждому по потребностям».

Следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование. Это, во-первых, конкуренция между людьми за ресурсы для удовлетворения их личных или групповых потребностей; во-вторых, это, прежде всего конкуренция между альтернативными целями, возможными направлениями использования ресурсов.

Например, нефть служит сырьем для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и многого другого. Но и это еще не все. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов ее переработки может быть использована для закупок на мировом рынке продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, а также оборудования для легкой, пищевой промышленности, новых технологий.

И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объеме сельскохозяйственной продукции. Но возможно выручка от её экспорта позволит нам импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая или закупить нефтебуровое оборудование, чтобы в будущем увеличить добычу нефти, и значит поставки топлива сельскому хозяйству, другим потребителям. Таким образом, перед обществом, как и перед отдельным потребителем, перед отдельной фирмой всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями.

Способы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает экономические отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ с целью удовлетворения неограниченных потребностей при ограниченных ресурсах.

Еще по теме ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

  1. Этапы развития экономической теории. Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс». Предмет экономической теории
  2. 1. Возникновение экономической теории, ее становление и развитие как науки. Предмет экономической теории в трактовке различных экономических школ
  3. Предмет экономической теории. Задачи экономической теории. Экономические блага, их классификация. Граница производственных возможностей.
  4. 78. Современное понятие экономич.теории и ее место в системе экономических знаний. Трансформация понятия о предмете экономической теории.

Рабочая тетрадь

Мнацаканян А.К.

ТЕМА 1. Введение в экономическую теорию.

ЛОГИКА КУРСА

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Начиная с глубокой древности общество стремилось влиять на экономические процессы, сознательно вмешиваться в их ход. В то время экономическая теория интересовалась проблемами прав и социального положения отдельных людей и отдельных сословий. Позднее эта наука изучала уже богатство страны в целом и достижение отдельных ее граждан. Философы подходили к экономическим вопросам с моралистической (нравственно или безнравственно богатство, деньги и т.д.), политической (польза или вред для государства тех или иных экономических установлений) или религиозной стороны. В XV-XVII веках церковь не осуждала богатство, восхваляла его, если оно было результатом личных усилий. Считалось, что богатство нации это количество имеющегося у него золота и серебра. Классическая политэкономия отождествляла богатство нации уже не с золотыми и серебряными монетами, а с массой созданных товаров, она считала, что государство не должно вмешиваться в рыночное регулирование (принцип laissez faire – Не мешайте!). До Карла Маркса экономика рассматривалась как статичный, неизменный объект. Маркс создал одну из первых теорий развития экономики, положив начало перспективному направлению исследований, он объединил экономические и исторические знания в одно целое. Маржиналисты изучили мотивы поведения человека и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага для потребителя с количеством данного блага, уже имеющегося в распоряжении. Была создана закономерность, получившая название закона убывающей полезности. Неоклассики выдвинули теорию многофакторности производства, по которой признавался ряд факторов – капитал, земля, предпринимательская способность. Также Альфред Маршалл создал теорию рыночной равновесной цены, в которой показал зависимость свободного рыночного ценообразования и от спроса, и от предложения. Джон Мейнард Кейнс создал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой обосновал необходимость постоянного присутствия государства в экономике. Он считал, что саморегулирование рынка не было абсолютно совершенным и в неблагоприятных условиях вполне могло вести к длительной консервации кризиса. Монетаристы считали, что надо ограничить вмешательство государства в экономику страны. Милтон Фридмен сформулировал главный тезис монетаристов – «деньги имеют значение», в котором заключена мысль, что главное воздействие на общую конъюнктуру в стране оказывают изменения в денежно-кредитной сфере. Он считает, что для стимулирования производства необходимо стремиться к устойчивому, но низкому (чтобы не вызвать инфляции) темпу увеличения массы денег в обращении. Заслугой американской институциональной школы стал прорыв в определении объекта исследования экономической науки. Согласно взглядам институционалистов, развитие экономики определяется в первую очередь именно характером существующих в ней институтов (сформированных и защищенных законом обычаев).



2.Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Только государство страны могло отменить вывоз денег из страны (т.е. отменить закупку ресурсов и готовой продукции, а только продавать свои изделия), следуя лозунгу меркантилистов «Много давать – мало покупать». То, таким образом, капитал страны увеличивался за счет экспорта. В настоящее время такая политика помогает стране улучшить свое положение, увеличивает приток денежных средств, поддерживает своих производителей на рынке.

3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Каждый человек, живя в государстве, решает все проблемы для своей выгоды. Вообще человек, с точки зрения Адама Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а, наоборот, ведет общество к благополучию. И этот человек может реализовать свой личный интерес, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Значит, преследующий собственные выгоды, человек помогает обществу обогатиться.

4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Сила марксисткой теории в том, что Карл Маркс впервые использовал фактор человека, т. е. Рассмотрел проблему эксплуатации наемного труда, рабочих, проблему классов, создал прибавочную теорию стоимости, по которой рабочим полностью не оплачивался их труд. Слабость в том, что Карл Маркс рассмотрел противостояние труда и капитала и сделал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего. На самом же деле капитал даже в настоящее время господствует над трудом, и я, например, не вижу альтернативы победы труда над капиталом в ближайшее будущее.

Мне кажется, главным фактором такого явления, как становление марксизма базой мощных политических движений, стала ангажированность Карла Маркса в пользу рабочего класса, т.к. в конце XIX века существовало очень много радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Поэтому его учение стало теоретической базой деятельности массовых левых партий.

5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

Бурное развитие экономики, вызванное промышленной революцией, продолжалось весь XIX век. Множество технических изобретений, переход к фабричному производству, механизация труда, развитие транспорта, строительство железных дорог и много другое способствовали насыщению рынка товарами и услугами, а также резкому обострению проблем реализации продукции. Рынок, где правила диктовал продавец, постепенно превращался в рынок покупателя. Не учитывать потребителя и его роли в экономике, как это делала классическая школа, уже было нельзя. Поэтому и появляется такая крупная научная школа, как маржинализм.

6.Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

Джон Мейнард Кейнс создал книгу «Общая теория занятости, процента и денег» во время Великой депрессии (1923-1933 гг.), поэтому в то время государство должно было постоянно присутствовать в экономике и помогать ей выходить из кризиса. Монетаристы же создали свое учение в эпоху экономического роста страны, когда она (страна) не нуждалась в государственном регулировании, тогда как использование кейнсианских рецептов поддержания в экономике высокой занятости имело негативную сторону - резкое усиление инфляции. Но монетаристы не отрицали полное невмешательство государства в экономику страны. Просто они видели функцию государства в поддержании стабильного денежного обращения, в частности в недопущении инфляции. На мой взгляд, в данный период времени наиболее приемлема доктрина кейнсианства, так как в России сейчас существует переходная экономика, и государство еще не может дать свободу экономике страны для саморегулирования рынка.

7.В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

Евгений Евгеньевич Слуцкий известен как создатель теории сбалансированного бюджета потребителя, общий смысл которого состоит в том, что, выбирая товары, потребитель ориентируется не только на полезность того или иного блага и его цену, но постоянно соизмеряет объем и структуру запросов со своим доходом (бюджетом).

Михаил Иванович Туган-Барановский создал инвестиционную теорию циклов, он показал, что в основе периодических кризисов лежит разрыв между процессами сбережения и инвестирования.

Василий Васильевич Леонтьев разработал метод «затраты-выпуск».

Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

Метод – способ достижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие особых методов научного познания. Эти методы совершенствовались по мере развития экономической науки.

Эмпирический метод заключается в сборе и описании фактов и событий. Он опирается на данные наблюдений и эксперименты.

Статистический метод дополнил простой сбор информации ее количественным анализом.

Причинно-следственный метод выявляет причинно-следственные связи между отдельными явлениями.

Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют, т.е. имеет целью констатацию факта.

Нормативный анализ устанавливает важнейшей проблемой верный выбор цели.

Метод научной абстракции заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отождествлении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде.

Методы диалектического и исторического материализма. Главным тезисом материалистического подхода к истории состоит в том, что сознание определяется общественным бытием., поэтому главным в общественном строе являются материальные производительные силы. В зависимости от них формируются производственные отношения людей, в том числе их важнейший элемент – отношения собственности.

Функциональный метод – анализ категорий не в «вертикальной» причинно-следственной связи, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных. Этот метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия различных явлений, создавать экономические модели и разрабатывать многовариантные, альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации.

Эконометрика (экономико-математический метод). В его рамках применяются регрессионный анализ, математическое моделирование, линейное и нелинейное программирование, системный анализ.

9.Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

На мой взгляд, наиболее точным является следующее определение:

Экономическая теория – изучение способов, которыми человечество решает проблему ограниченности ресурсов. У всякого общества потребности превышают ресурсы, и поэтому должна быть создана система распределения ресурсов между конкурирующими целями. Это исследование поведения людей в процессах производства, распределения, обмена и потребления благ в мире ограниченных ресурсов. Я считаю, что именно это определение наиболее полно отражает суть экономической теории.

Мне кажется, что свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики нельзя, т.к. три фундаментальные проблемы экономики – это уже конкретизация проблемы выбора. А ведь существуют еще понятия потребностей людей и редкости ресурсов, а также исторический фактор

ЭССЕ.

Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Мнацаканян А.К.

На мой взгляд, три фундаментальные проблемы экономики не существуют отдельно, а напрямую зависят друг от друга. То есть вопрос: «Для кого производить?» подразумевает вопрос: «Что производить?» А вопрос: «Что производить и в каком количестве?» связан с вопросом: «Как производить?» Рассмотрим это подробнее на примере.

Предприятие производит хлебобулочные изделия. Допустим, что оно главным проблемой считает вопрос «Что и в каком количестве производить?» Но, решая этот вопрос, оно должно опираться на используемые ресурсы, потому что можно производить продукцию разными путями, т.е. закупать муку, мак, корицу и другие продукты производства у конкурирующих организаций, но можно и производить это самому на подшефном предприятии, которое поставляет требуемую продукцию, тем самым экономя на закупке продуктов. Но количество продукции также напрямую зависит от потребительского спроса, т.е. от решения вопроса: «Для кого производить?».

Следующая ситуация складывается тогда, когда данное предприятие главной проблемой считает вопрос: «Как производить?» Но этот вопрос также опирается на решение проблемы - «Что и в каком количестве производить?». Т.е. при производстве, например, булочек с маком чем больше булочек вы собираетесь производить, тем больше ресурсов придется потратить для их производства. А количество произведенных булочек зависит от того, как их будет раскупать население. Но также вы можете печь хлеб, хотя даже если на него будет уходить больше муки, то цена хлеба будет больше, чем одной булочки, и хлеб будет раскупаться быстрее, т.к. это продукт каждодневного потребления.

Еще один вариант развития заключается в том, что то же предприятие может выбрать главной проблемой вопрос: «Для кого производить?». Т.е. сначала предприятие может выпустить ограниченную пробную партию продукта и посмотреть, как эту продукцию будут раскупать люди, а впоследствии, если продукт понравится потребителям, ввести его в массовое производство. Но в таком случае данный вопрос все равно будет опираться на решение проблемы - «Что производить?».

Т.е. мы не можем выбрать потребителя, не выбирая продукта производства. Например, булочки с различными начинками, а также различные сушки, сухарики могут понравиться молодым людям, хлеб, в основном, будут покупать люди среднего возраста, тогда как людям преклонного возраста можно предложить специально испеченные очень мягкие булочки. А производство различных продуктов зависит от решения проблемы - «Как производить?».

На мой взгляд, среди всех трех фундаментальных вопросов - «Что и в каком количестве производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?» выделить главный нельзя, т.к. все эти вопросы зависят друг от друга, и при решении одного вопроса непременно встает другой.

Многие социалистические концепции исходят из того, что главным является вопрос: «Для кого производить?». На мой взгляд, этот подход не совсем правильный, т.к. прежде чем решать вопрос: «Для кого производить?», надо решить вопрос: «Что производить?». Ведь не может предприятие искать клиентов, не предлагая им какого-нибудь конечного продукта производства.

Я считаю, что, возможно, эти три фундаментальные проблемы являются внешними проявлениями одной более общей проблемы, а именно проблемы выбора, связанной с ограниченностью ресурсов. Перед каждым обществом встает проблема выбора.

При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство. А три фундаментальных вопроса - «Что производить и в каком количестве?», «Для кого производить?» и «Как производить?», которые жизнь ставит перед любым обществом, являются конкретизацией проблемы выбора.

Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?». Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?». Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.

Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.

Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.

Раздел «Эссе» является главным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую работу. Рекомендуемый размер эссе 1-2 машинописных страницы. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет значительную часть практической работы любого экономиста.

Отправным моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие аспекты проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не обязательно, они играют роль «затравки» или вспомогательной конструкции, помогающей выкристаллизоваться вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.

Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан провокативный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положительный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придерживаться изложенной в учебнике или на лекции позиции.

общество политэкономия цивилизация

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т.д.

Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.

Такой сугубо классовый подход в экономике приводил к игнорированию объективных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело экономическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.

С 40-х годов XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление экономической мысли, именуемое "Экономикс" (П. Самуэльсон), объявляется поиск методов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукции в фирме - предмет "Экономикс".

Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию.

Г.И. Рузавин и В.Т. Мартынов, вновь возвращаясь к политэкономии, отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различных системах и типах деятельности.

Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их использование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможностью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:

  • * основанного на обычаях и традициях, так называемое традиционное производство;
  • * на основе командно-административной системы;
  • * на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти системные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.

Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обмениваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономический рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты общественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост - показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.

Именно поэтому предметом общей экономической теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития ("длинная волна"). Экономический рост - содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнкт - тупное состояние национального хозяйства.

Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгляды экономистов, и формируется собственная позиция адекватности экономики историческим, национальным и другим традициям.

С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление и функционирование товарного производства и рыночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также альтернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.

Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики. Экономический рост предполагает исчерпывающую научную характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснование экономической целесообразности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики. При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционных издержек, эволюции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных образований (японской, шведской, немецкой и т.д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный характер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократических методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были исследованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объемом продукта.

Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели - исследованию закономерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их оптимизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребностей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологическое положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории - это не две отдельные науки. Скорее, это отдельные дисциплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория - это:

  • * наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства и динамике "длинных волн", наука о национальном богатстве;
  • * наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;
  • * наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования.

Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационального хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богатства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-денежных отношений.

Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются закономерности и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они осуществляются?

В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели производства обусловлены основными экономическими законами способов производства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии характерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма - максимально возможное удовлетворение потребностей.

И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постановка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.

Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:

Реальный ход микро - и макроразвития порождает дерево целей. Они классифицируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отечественные экономисты, - цель экономического роста - удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.

Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирование и т.п.).

В то же время общая экономическая теория тесно соприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, психологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих законов в практической деятельности.

Поэтому вторая функция общей экономической теории - практическая (прагматическая) - разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т.д.

Третья функция общей экономической теории - прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономической динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.

Уральский институт бизнеса

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Экономической теории

Тема № 1 .Введение в экономическую теорию

Выполнил студент

Экономического факультета,

1 Курса, Группа 3 112 (ф)

Войцехович Антон Витальевич

Проверил: к.п.н.Л.Н.Баренбаум

Челябинск


Вопрос № 1

Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории.

Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

Так например, у представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии – национальное богатство – из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются отдельные и современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его ум, его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение политической экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно”, ибо “в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”, последнее же не включается в предмет политэкономии.

В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди множества определений предмета теоретической экономики политэкономии) указывается, что экономикс – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономики или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета теоретической экономии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что политическая

экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской экономической литературе появляются определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том, что все определения теоретической экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

В связи с этим, прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Эта категория является объектом экономической теории и занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах. В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли.

К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение «капиталист - наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества.

С такой трактовкой прибыли согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.

За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений.

Всякое экономическое благо есть, в конечном счете, продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности, что в конечном счете рассматривается как объект экономической теории.

Вопрос № 2

Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальным их взгляды в наше время?

Термин «меркантилизм» (от итальянского mercante - торговец, купец) ввел в обо­рот в XVIII веке английский экономист Адам Смит. Этим термином принято обозна­чать систему экономических взглядов, которая была достаточно ши­роко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры и в письменном виде дошла до нас благодаря некоторым публикациям английских, итальянских и французских авторов XVI-XVII веков. Меркантилизм был распространен и в других странах, но только в работах англичан Вильяма Стаффорда (1554-1612), Томаса Мена (1571-1641), француза Антуана Монкретьена (1575-1622), шотландца Джона Лоу (1677-1729), итальянцев Гаспара Скаруффи (1519-1584), Антонио Джевонези (1712-1769) и некоторых других экономистов меркантилистские воззрения приобрели за­вершенные очертания.

Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране. К. Маркс называл этот период “периодом первоначального накопления капитала”. Начало этого периода связывается с началом великих географических открытий, когда появились возможности для расширения внешнеторговых связей, для захвата колоний, для притока золота в страны нарождающегося капитализма. Идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги олицетворяют богатство нации и государства.

Они считали, что приумножение богатства требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли, того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Меркантилисты считали, что возможно поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения, т.е. большого предложения рабочей силы.

Источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.

Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа. В XVI веке господствует политика активного денежного баланса – это ранний меркантилизм. Основное требование государства – деньги должны оставаться в стране. Местные купцы были обязаны выручку возвращать в свою страну, а иностранным купцам предписывалось тратить деньги внутри страны. Налагались запреты на вывоз благородных металлов. Представители раннего меркантилизма использовали административные приказные меры для удержания денег в стране.

Второй этап – поздний меркантилизм –XVII в., начало XVIII в. На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е установка на превышение вывоза товаров над ввозом.

Такое положение могло быть обеспечено двумя способами. Во-первых, поощ­рялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши. Во-вторых, стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. При этом считалось необходимым доку­пать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других. В рамках этого подхода устанавливались высокие импортные пошлины, выплачива­лись экспортные премии, правительства стремились к обеспечению безопасности внешнеторговых коммуникаций, предоставляли различные привилегии торговым компаниям, выдавали государственные субсидии для развития экспортоориентированных и импортозаменяюших производств.

В целом меркантилистская политика государств была достаточно продуктивной для многих стран, но постепенно вела к серьезной конфронтации между конкуриру­ющими на внешнем рынке странами, приводила к взаимным ограничениям в тор­говле. Другим недостатком политики а духе меркантилизма было постепенное за­медление, а затем и упадок производств, ориентированных на внутренние рынки. Так, последовательная меркантилистская политика во Франции в период Ришельй и Кольбера вела к ухудшению положения в области сельского хозяйства и ремесла, ори­ентированного на местные нужды, порождала постоянный рост налогового давле­ния на большую часть французского общества. Для обеспечения все возрастающих государственных расходов рано или поздно правительство было вынуждено перехо­дить к использованию бумажно-денежного обращения, что на данном этапе приво­дило к быстрому обесценению бумажных денег и расстройству хозяйственной системы. Таким образом, уже в XVIII веке логически завершенный меркантилизм стал тормозом экономического развития и вступил в противоречие с реальными потреб­ностями хозяйственных систем в Европе. В то же время необходимо отметить, что многие понятия и принципы меркантилистской доктрины успешно пережили свое время и широко применяются в современной теории и практике.

Характеристика взглядов меркантилистов на развитие экономики:

(Финансовый университет)

КАФЕДРА «МИКРОЭКОНОМИКА»

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

МОСКВА 2010

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Микроэкономика»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

________________М.А. Эскиндаров

_____ __________ 2010 г.

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

Одобрено кафедрой «Микроэкономика»

МОСКВА 2010

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МИКРОЭКОНОМИКА»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

    Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

    Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории. Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

    Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране.

    Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Каждый человек, живя в государстве, решает все проблемы для своей выгоды. Вообще человек, с точки зрения Адама Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а, наоборот, ведет общество к благополучию. И этот человек может реализовать свой личный интерес, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Значит, преследующий собственные выгоды, человек помогает обществу обогатиться.

    В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Политическая ангажированность К.Макса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения, превратив его в дальнейшем в идеологию радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Оно также стало теоретической базой деятельности массовых левых партий

    С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

    Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

    В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

    Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

    Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

Античные теории

Меркантилизм

Классическая политэкономия

Традиционная экономика с элементами товарности

Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал

Проникновение капитала в промышленность. Вовлечение больших количеств трудовых и природных ресурсов.

Первые теории товара и денег

Богатство = деньгам = золоту

Отождествление богатства с массой созданных товаров. Экономический либерализм. Раскрытие потенциала саморегулирования рынка.

Марксизм

Маржинализм

Кейнсианство

Нарастание социальных противоречий как частная сторона развивающейся рыночной экономики

Насыщение рынка массовой фабричной продукцией. Завершение промышленной революции.

Монополизация. Экстренное государственное регулирование во время Первой Мировой войны. Великая Депрессия

Диалектический материализм. Формационный подход. Теория прибавочной стоимости. Вывод о ограниченности капитализма и необходимости его уничтожения.

Усиление роли потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Теория рыночной равновесной цены. Модель «робинзонады».

Объективные закономерности национальной экономики. Государственное регулирование рынка.

Неоклассика (монетаризм)

Институционализм

Информационная экономика

Разрастание государственного сектора. Увеличение налогового бремени. Усиление инфляции.

Усиление влияния внеэкономических факторов на экономику. Особые пути экономического развития у разных стран.

Глобализация, экология, терроризм, Интернет

Экономический либерализм. Основная задача – поддержание стабильного денежного обращения и недопущение инфляции .

Расширение предмета экономической теории, рассмотрение структурных элементов экономики и внеэкономических факторов.

Теория постиндустриального развития

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод

Статистический метод

Метод научных абстракций

Сбор фактов, основанных на наблюдениях и экспериментах

Наблюдение за количественной стороной экономических процессов

Выделение наиболее важных явлений и отвлечение от второстепенных деталей

Причинно-следственный метод

Функциональный метод

Эконометрические методы

Выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями

Математическое моделирование экономических процессов