Из за чего экономическая нестабильность. Нестабильная экономика

В словаре иностранных слов, кризис (от гр. krisis - переломный момент, решительный исход) определяется как: обостренное неустойчивое положение; относительное (по сравнению с платежеспособным спросом) перепроизводство товаров, неизбежно повторяющееся в условиях рыночной экономики и приводящее к упадку производства, росту безработицы и т.д.; резкое изменение, перелом.

Экономическая теория трактует понятие "экономический кризис" следующим образом: "нарушение равновесия между предложением и спросом на товары и услуги, порождающее депрессивный процесс в экономической конъюнктуре". В широком значении - всеобщее, либо свойственное отдельной отрасли или региону состояние угнетенной конъюнктуры. В строгом смысле слова кризис соответствует процессу резкого поворота конъюнктуры в экономическом цикле от фазы депрессии к фазе быстрого подъема.

И действительно, многими учеными отмечается завидное постоянство в развитии экономических кризисов - все они приводят в итоге к резкому изменению отношения между государством, населением и экономикой в различных странах, а в последнее время - во всем мире. Вероятно, это происходит по причине того, что в эпоху кризисов государственные структуры оказываются более конкурентоспособными на рынке труда.

Джей Лейбовиц отмечает, что секрет их успеха крайне прост: государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже "коммерческой", многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность (известно, что госструктуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний). В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов.

Роберт Хиггс заметил, что результатом этих процессов, как правило, становится улучшение качества бюрократии, что иногда приводит к позитивным изменениям в деятельности всего государственного аппарата и вооруженных сил.

Однако эти изменения минимальны, и за них общество вынуждено дорого расплачиваться. Дело в том, что, по мнению Хиггса, в кризисные времена люди склонны больше доверять власти и предполагать, что чиновники действуют более эффективно, чем происходит на самом деле.

При этом талантливые чиновники успешно решают, прежде всего, чисто бюрократические задачи: во времена кризисов размеры властных структур постоянно растут (еще никогда в истории США их размеры не возвращались к докризисными значениям), так же, как их полномочия. Таким образом, парадоксально, но в долгосрочной перспективе приток талантов во власть способствует лишь деградации власти.

В условиях экономического кризиса государственные институты часто становятся более коррумпированными. Это становится естественным последствием роста их влияния на экономику. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение государственных заказов или выделение финансовой помощи. Это создает питательную среду для коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная общественная организация Transparency International предупредила о возможном росте коррупции по всему миру.

Еще одним проявлением экономического кризиса является рост популярности военной службы в государствах, где армия переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается меньше шансов найти себя в гражданской жизни, с большей охотой подписывают контракты с армией. К примеру, в последние три месяца 2008-го года Армия США впервые за 5 лет перевыполнила план по набору рекрутов.

Но, как показала многовековая практика, каждый кризис заканчивается рано или поздно. Подобно тому, как в природе после холодной зимы наступает пора цветения, затем сбора урожая и последующего похолодания, наступает время экономической стабильности, затем подъёма и так до следующего спада. Экономика развивается циклично.

Макроэкономическая нестабильность – это, прежде всего колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса. Она характерна для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность экономики. Например, безработица означает недополученный объём продукции, а увеличение безработицы на 1 % означает сокращение темпов роста экономики на 2-3 %. В данной теме основное внимание уделено таким важнейшим аспектам макроэкономической нестабильности, как безработица, инфляция, экономический цикл.

Безработица и политика занятости Среди факторов производства особым объектом купли-продажи в рыночной экономике выступает труд. Взаимодействие спроса на него со стороны предприятий и его предложения со стороны продавцов происходит на рынке труда. Структура рынка труда зависит от характера формирования спроса и предложения, а также от способности продавцов и покупателей влиять на цену труда. Так, например, на конкурентном рынке его цена складывается независимо от отдельного продавца и покупателя. При других же условиях объем спроса на труд и его цену может самостоятельно определять покупатель и /или продавец. Неотъемлемой чертой рыночной экономики выступает безработица. Эксперты Международной организации труда (МОТ) сегодня понимают под безработицей наличие контингента лиц трудоспособного возраста, не имеющего работы, но способного работать и ищущего работу в данный период времени. В число ищущих работу включаются лица, зарегистрированные на бирже труда в качестве безработных.

Макроэкономическая нестабильность проявляется в следующих формах:
1. Цикличность экономического развития. Долговременный экономический рост в любой стране не был равномерным. Он прерывался периодами экономической нестабильности. Были периоды, когда рост уступал место спаду и депрессии, т. е. низкому уровню занятости и производства;
2. Несовершенство налогообложения. Когда государство непомерно поднимает налоговые ставки на прибыль и личные доходы, неминуемы снижение эффективности затрат капитала и уменьшение той части прибыли и личного дохода, которая направляется на инвестиции;
3. Недальновидные действия государства в социальной области. Имеется в виду, например, необоснованное расширение социальных программ, которое порой может привести к снижению предложения труда, уменьшению объема трудовых доходов, а значит, и сбережений;
4. Инфляция. Ее отрицательное влияние на экономическое развитие проявляется в торможении научно-технического прогресса, дезориентации капиталовложений. Более того, инфляция побуждает предпринимателей, население воздержаться от дополнительных инвестиций.
5. Снижение предложения труда и образование безработицы.

Экономический цикл – периодические колебания экономической активности общества, промежуток времени от начала одного кризиса до начала другого. Экономический цикл состоит из двух фаз: подъема и спада деловой активности и двух поворотных точек: пика и низшей точки спада. В целом в развитии цикла можно выделить четыре основные стадии. Их общая характеристика

Оживление – Рост объемов производства до предкризисного уровня; увеличение спроса на потребительские товары и услуги и факторы производства; обновление основного капитала, повышение цен, уменьшение безработицы

Подъем – Продолжающийся рост объемов производства и обновление основного капитала; увеличение инвестиционного и потребительского спроса; повышение цен и доходов, уменьшение безработицы

Кризис – Увеличивается масса нереализованной продукции; уменьшаются прибыли; растет ссудный процент; сокращаются кредиты, кризисы неплатежей; массовые банкротства, рост безработицы; падают котировки акций; обесценение основного капитала

Депрессия – Уменьшаются темпы спада производства (застой); подходят к концу нереализованные товарные запасы; затухает падение инвестиционного и потребительского спроса; сохраняются массовая безработица и низкие цены; в экономике начинается накопление капитала и появление точек роста

Очень часто в качестве синонима экономического цикла используется понятие «длинные волны конъюнктуры», хотя это более узкая категория, определяемая долгосрочными колебаниями экономической активности, связанными с устареванием и заменой технических и технологических систем или пучков. Экономические циклы представляют более сложное многостороннее явление, не имеющее четко выдержанные форму и содержания. Механизм циклов тесно связан с колебаниями – элементами временного ряда, отражающими происходящие в экономике периодические изменения. Наличие цикличности требует особых доказательств того, в каких случаях колебания приобретают циклическую форму или отвечают свойствам цикла. Среди этих свойств обычно отмечают рекуррентность (повторяемость фаз), способность к самовоспроизведению и регулярность, т. е. наличие постоянной динамики с определенной траекторией, иначе любые отклонения, и систематические тоже, могут трактоваться как случайные события.

Поиск на сайте

Предметы

Выберите рубрику Адвокатура Административное право Анализ финансовой отчетности Антикризисное управление Аудит Банковское дело Банковское право Бизнес-планирование Биржевое дело Биржи Бухгалтерская финансовая отчётность Бухгалтерский управленческий учёт Бухгалтерский учёт Бухгалтерский учёт в банках Бухгалтерский финансовый учёт Бухгалтерское дело Бухучёт в бюджетных организациях Бухучёт в инвестфондах Бухучет в страховых организациях Бухучёт и аудит Бюджетная система рф Валютное регулирование и валютный контроль Выставочное и аукционное дело Высшая математика Вэд Госслужба Государственная регистрация сделок с недвижимостью Государственное регулирование вэд Гражданский и арбитражный процесс Декларирование Деньги, кредит, банки Долгосрочная финансовая политика Жилищное право Земельное право Инвестиции Инвестиционные стратегии Инновационный менеджмент Информационно-таможенные технологии Информационные системы в экономике Информационные технологии Информационные технологии управления Исковое производство Исследование систем управления История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое ценообразование Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Конституционное право зарубежных стран Конституционное право рф Контракты в международной торговле Контроллинг Контроль и ревизия Конъюнктура товарных рынков Краткосрочная финансовая политика Криминалистика Криминология Логистика Маркетинг Международное право Международные валютно-кредитные отношения Международные конвенции и соглашения по торговле Международные стандарты аудиторской деятельности Международные стандарты финансовой отчётности Международные экономические отношения Менеджмент Методы оценки финансовых рисков Мировая экономика Мировая экономика и вэд Муниципальное право Налоги и налогообложение Налоговое право Наследственное право Нетарифное регулирование вэд Нотариат Обоснование и контроль контрактных цен Общий и таможенный менеджмент Организационное поведение Организация валютного контроля Организация деятельности коммерческих банков Организация деятельности цб Организация и технология внешней торговли Организация таможенного контроля Основы бизнеса Особенности учёта в торговле Отраслевые особенности калькулирования себестоимости Паевые инвестиционные фонды Права человека и гражданина Право интеллектуальной собственности Право социального обеспечения Правоведение Правовое обеспечение экономики Правовое регулирование приватизации Правовые информационные системы Правовые основы рф Предпринимательские риски Региональная экономика и управление Реклама Рынок ценных бумаг Системы обработки ки зарубежных стран Социология Социология управления Статистика Статистика финансов и кредита Стратегический менеджемент Страхование Страховое право Таможенное дело Таможенное право Теория бухгалтерского учёта Теория государства и права Теория организации Теория управления Теория экономического анализа Товароведение Товароведение и экспертиза в таможенном деле Торгово-экономические отношения рф Трудовое право Упд Управление качеством Управление персоналом Управление проектами Управление рисками Управление финансами внешней торговли Управленческие решения Учёт затрат в торговле Учёт на предприятиях малого бизнеса Философия и Эстетика Финансовая среда и предпринимательские риски Финансовое право Финансовые системы зарубежных государств Финансовый менеджмент Финансы Финансы предприятий Финансы, денежное обращение и кредит Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование в международной торговле Эвм Экологическое право Эконометрика Экономика Экономика и организация предприятия Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория Экономический анализ Юридическая этика

Экономический рост в обществе – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.

Для измерения экономического роста применяют два взаимосвязанных способа:

    определяют степень увеличения ОБЩЕГО ОБЪЕМА реального ВНП,

ВВП или национального дохода за год. Этот показатель дает представление о скорости экономического развития страны в целом;

    определяют степень увеличения ВНП, ВВП или национального дохода на душу населения. Он показывает рост продукта или дохода страны с учетом изменений числа их потребителей.

Факторы экономического роста:

    природные ресурсы,

    трудовые ресурсы,

    основной капитал,

    применение научно-технических знаний в производстве,

    структура экономики,

    совокупный спрос,

    тип экономической системы,

    социально- политические факторы.

Развитие экономики, к сожалению, не всегда бывает устойчивым. Основными признаками макроэкономической нестабильности являются:

1. периодические спады производства,

2. безработица,

3. инфляция.

Периодические спады, то есть неравномерность экономического роста, проявляется в трех видах экономических колебаний:

Текущих (сезонные подъемы и спады деловой активности, задержки поставок сырья или освоения производственных мощностей и т. п.);

Длительных – 40 – 60 лет (крупные перевороты в науке, производстве,

образовании);

Средних, которые несут угрозу для макроэкономической стабильности.

Средние экономические циклы – это волнообразные колебания уровня хозяйственной активности в течение нескольких лет, где можно выделить четыре типичные фазы:

фаза пика – полная занятость ресурсов;

фаза спада – сокращение производства;

фаза депрессии – застой производства;

фаза оживления, когда уровень экономической активности повышается, происходит рост производства, который продолжается до высшей точки нового пика и с которого, возможно, начнется очередной цикл.

Непосредственной причиной периодических спадов производства являются сокращение совокупного спроса в обществе, что заставляет производителей снижать хозяйственную активность. Факторы, вызывающие сокращение совокупного спроса – это:

замена изношенных основных производственных фондов,

уменьшение спроса на виды продукции,

рост налогов

нарушение закона денежного обращения,

войны, политические события, стихийные бедствия и т. п.,

Безработица и ее типы

Безработица – это такое положение, когда часть трудоспособного населения не находит работы. Безработным считается тот, кто хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

Экономисты различают следующие типы безработицы:

ЦИКЛИЧЕСКАЯ – массовый, болезненный тип безработицы, вызванный спадами производства.

ФРИКЦИОННАЯ – существует постоянно и охватывает тех, кто оказывается в положении « между работами».

СТРУКТУРНАЯ – связана с изменениями в структуре народного хозяйства (отмирание некоторых профессий, отраслей, изменение технологий и т. п.)

ЧАСТИЧНАЯ – охватывает работников, вынужденно занятых неполный рабочий день.

СКРЫТАЯ – включает людей, которые формально вроде бы и работают, но фактически занимают лишние рабочие места.

Сущность и виды инфляции

Инфляция – двусторонний процесс, при котором происходит общее повышение цен и обесценение денег. Причем имеется два взаимосвязанных типа инфляции с условными названиями «инфляция спроса» и «инфляция издержек».

Инфляция спроса – это рост цен из-за превышения совокупного спроса над предложением (денег больше, чем товаров).

Инфляция издержек – это рост цен из-за повышения издержек производства в результате роста номинальной зарплаты, цен на энергию и сырье и т. п.

. Экономическая политика государства

Государство - это очень сложный социальный феномен.

Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:

1) некоторые считают, что государство - это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;

2) другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20-30 лет);

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:

а) нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации - это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство

должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций.

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

1) инструменты микрорегулирования - налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;

2) инструменты макрорегулирования - фискальная политика, социальная политика и т. д.;

3) инструменты интеррегулирования - меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно_кредитные отношения.

Государственное регулирование может быть двух видов:

1) прямое - осуществляется через законодательство;

2) косвенное - применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Экономический цикл и его фазы

Первый экономический кризис в рыночной системе имел место в 1825 г. после образования во всех ведущих капиталистических странах национальных рынков с полным господством капиталистических производственных отношений. С тех пор каждые 8 – 12 лет кризисы повторяются с большим или меньшим размахом.

Современные ученые и классики науки по-разному объясняют циклическое развитие экономики. Одни природу экономических циклов объясняют факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Это природные явления (например, У. Джевонс (1835–1882) и А. Л. Чижевский (1897–1964) видели причину кризисов в регулярно появляющихся пятнах на Солнце, которые влияют на урожай сельскохозяйственных культур), политические события, психологическая заданность, войны и т. п. Ведь известно, что мировые и локальные войны, вооруженные конфликты выводят экономику враждующих сторон из состояния равновесия. Такие ученые, как В. Парето (1848–1923) и А. Пигу (1877–1959), видели причину экономических циклов в соотношении пессимизма и оптимизма в экономической деятельности людей.

Другие экономисты причину макроэкономической нестабильности предлагали искать внутри самой экономики. Среди них особое место отводилось определенным периодам обновления основного капитала , закономерностям, определяющим функционирование кредитно-денежной системы, колебаниям предложений труда и заработной платы , непредсказуемому поведению фондовых рынков и инвестиционным процессам.

Цикличность - это периодичность повторяющихся нарушений равновесия в экономической системе, ведущих к свертыванию хозяйственной деятельности, спаду, кризису. Само слово «цикл» подразумевает возвращение экономической системы к одному и тому же положению. Поэтому экономический цикл - это повторяющееся через определенные промежутки времени состояние экономики, характеризуемое одними и теми же макроэкономическими параметрами. Основные фазы экономического цикла – подъем и спад (кризис), в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики (рис. 14.1).

Рис. 14.1. Основные фазы экономического цикла.

Реальный ВВП отклоняется от номинального – эти колебания фиксируются дефлятором ВВП. Колебания фактического объема выпуска вокруг потенциального ВВП (объем производства при полной занятости ресурсов) характеризуется показателем:

где Y – фактический объем производства; Y" - потенциальный объем производства.

Полная занятость ресурсов предполагает поддержание доли незагруженных мощностей на уровне 10–20 % от их общего объема и естественного уровня безработицы в размере 5,5–6,5 % от общей численности рабочей силы.

Экономический цикл состоит из следующих фаз: кризиса, депрессии, оживления, подъема (см. рис. 14.1). Наиболее разрушительная фаза экономического цикла – кризис. Предприниматели , как правило, не бывают готовы к кризису, поэтому протекание этой фазы носит обвальный характер. Нарушается равновесие во всей экономике. До кризиса экономика находится в фазе подъема, когда она процветает во всех отношениях. Рынок в какой-то момент времени оказывается переполненным товарами, однако многие предприятия продолжают работать, выбрасывая на рынок все новые и новые массы товаров. Спрос начинает постепенно уменьшаться, отставать от предложения. Трудности со сбытом приводят к сокращению производства и росту безработицы. Снижение покупательной способности населения еще более осложняет сбыт. Все экономические показатели сокращаются. Происходит падение уровней заработной платы, прибыли , инвестиций , цен, разрушается механизм кругооборота капитала. Возникают кризис неплатежей и гигантский дефицит наличных денег . Курс ценных бумаг падает, они обесцениваются, вексель перестает играть роль ценной бумаги. Начинается период массового банкротства предприятий, а также финансовых и кредитных учреждений, поскольку невозвратность кредитов носит массовый характер. В условиях нехватки ликвидности для расплаты по долгам банки повышают ссудный процент и кредит становится недоступным основной массе предпринимателей.

Таким образом, кризис - это механизм приспособления размеров общественного производства к объему платежеспособного спроса хозяйственных субъектов.

За кризисом следует фаза депрессии, которая носит продолжительный характер, иногда бывая самой длительной по времени. Депрессия характеризуется застоем производства, выходом из строя устаревшего основного капитала (прежде всего машин и оборудования), являющегося важной предпосылкой снижения издержек производства с целью приспособления к установившемуся низкому уровню цен. Низкие цены способствуют реализации накопившихся товарных запасов. Слабая хозяйственная активность обусловливает безработицу.

Спрос на денежный капитал, а также уровень процентных ставок и стоимость ценных бумаг падают. Специфика движения процентных ставок и стоимости ценных бумаг заключается в том, что, несмотря на падение процентных ставок, курс ценных бумаг не растет. Это объясняется застоем производства, который не обеспечивает получения дивидендов.

Диалектика экономического развития заключается в том, что факторы кризиса становятся в фазе депрессии факторами перехода экономики в третью фазу – оживления. Низкие цены стимулируют потребление и спрос.

Фаза оживления характеризуется прежде всего активизацией хозяйственной деятельности, частичным обновлением основного капитала, ростом объемов производства, повышением процентных ставок. Начинают расти цены и прибыли предприятий, повышаются курсы акций и других ценных бумаг.

За оживлением следует фаза подъема. Критерием перехода экономики от оживления к подъему служит достижение предкризисного уровня производства. Подъем определяется продолжением экономического роста, начатого на предшествующей фазе, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий. Процентные ставки продолжают повышаться под воздействием роста инвестиций. Несмотря на повышение уровня процентных ставок, происходит и рост курса ценных бумаг, так как на него оказывает положительное воздействие рост доходности предприятий.

Фаза подъема через некоторое время достигает своего пика, когда экономика оказывается «перегретой», начинает расти разрыв между производством и платежеспособным спросом населения, что с неизбежностью скатывается в новый кризис.

Формы безработицы и ее естественный уровень

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП.

Основные причины существования естественного уровня безработицы:

  • развитая система страхования по безработице. Выплаты пособий значительно снижают стимулы к быстрому трудоустройству и увеличивают время, которое безработные тратят на поиски нового места работы;
  • жесткость заработной платы , которая порождает вынужденную безработицу.

Мы уже знаем, что на рынке труда равновесие между спросом и предложением труда устанавливается при определенных условиях (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Жесткость заработной платы и вынужденная безработица.

Вынужденная безработица возникает в тех случаях, когда уровень реальной заработной платы превышает ее равновесное значение. Негибкость заработной платы приводит к возникновению относительной нехватки рабочих мест. Многие рабочие становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда L2 превосходит спрос L1 на него. В таком застывшем неравновесном состоянии рынок труда может находиться довольно продолжительное время, которое определяется:

  1. во-первых, законодательным установлением минимума заработной платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума;
  2. во-вторых, фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и в индивидуальных трудовых соглашениях;
  3. в-третьих, незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли .

Уровень безработицы различен в разных демографических группах. Например, уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах. Тенденция увеличения естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с:

  • увеличением доли молодежи в составе рабочей силы;
  • увеличением доли женщин в составе рабочей силы;
  • более частыми структурными сдвигами в экономике.

Циклическая безработица вызвана спадом производства. Она затрагивает все сферы и отрасли экономики. Безработица, вызванная спадом производства, может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска и, соответственно, уменьшение заработной платы. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и, соответственно, дохода .

Циклическая безработица, кроме социальных бедствий, приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. Страна теряет от 2 до 3 % фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1 % по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической литературе этот закон известен как

где Y – фактический ВВП; Y" - потенциальный ВВП; и - фактический уровень безработицы; и" - естественный уровень безработицы; ? - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменению циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВВП составляет 3 % в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом.

Инфляция

Инфляция - это снижение покупательной способности денег в первую очередь из-за быстрого роста цен. Существует два основных типа инфляции: скрытая и открытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.

Скрытая инфляция проявляется через товарный дефицит и, как правило, имеет место в нерыночной экономике . Открытая инфляция проявляется главным образом через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. В то же время нельзя любой рост цен рассматривать как инфляцию. Повышение цен может быть неинфляционным и происходить под воздействием других причин. В основе механизма открытой инфляции лежат адаптивные инфляционные ожидания, инфляция издержек и инфляция спроса.

Адаптивные инфляционные ожидания представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющие поведение субъектов хозяйственной жизни.

Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом большее значение придается недавнему опыту.

Возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Этот тип инфляции приводит к стагфляции, т. е. к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства (рис. 14.3). При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту среднего уровня цен и увеличению темпов инфляции.

Рис. 14.3. Инфляция издержек.

Причины повышения средних издержек производства:

  • повышение номинальной заработной платы , которое не уравновешивается увеличением производительности труда;
  • повышение цен на сырье;
  • увеличение налогов .

Инфляция издержек в известной мере самоограничена: спад производства сдерживает дополнительный рост издержек производства, так как при возрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постепенно снижается.

Возникает, когда спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен в результате их предложения не только вообще, но и на уровне отраслей. В самом общем плане инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса (рис. 14.4).

Рис. 14.4. Инфляция спроса.

Смещение кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения. Основные причины избытка совокупного спроса могут быть связаны с повышением:

  • государственных расходов , с помощью которых финансируются распределение доходов (зарплата) или инвестиции (госзаказы);
  • частных расходов на потребление в результате использования сбережений;
  • частных расходов на инвестирование, которые финансируются за счет банковского кредита ;
  • доходов, вызванных положительным сальдо платежного баланса.

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образуют инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма. В макроэкономических моделях уровень инфляции представлен как:

где Р1 – средний уровень цен в текущем году; Р0 - средний уровень цен в прошлом году.

Средний уровень цен измеряется индексами цен. В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие ее виды:

  • ползучая инфляция – темп роста цен – до 10 % в год;
  • галопирующая инфляция – темп роста цен до 300–500 % в год;
  • гиперинфляция – темп роста более 50 % в месяц. В годовом исчислении – более 10 000 %.

Существуют и другие критерии, в соответствии с которыми выделяются виды инфляции: сбалансированность и ожидаемость. При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны друг относительно друга, а при несбалансированной – постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в разных пропорциях. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее. Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, так как экономические субъекты знают, что цены в следующем году возрастут. Гораздо хуже, когда сочетаются несбалансированная и неожиданная инфляция. Примером могут служить события, последовавшие после либерализации цен в нашей стране в 1992 г.

Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождаются ростом инфляции спроса, и наоборот. Это означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная зависимость, называемая кривой Филлипса (рис. 14.5).

Рис. 14.5. Кривая Филлипса.

Эта зависимость выводится на основе следующих рассуждений. Уровень заработной платы определяется положением на рынке труда. Когда безработица низкая, работодателям трудно найти дополнительных работников для расширения производства. Они вынуждены нанимать менее квалифицированных работников за ту же заработную плату или оплачивать сверхурочные часы по более высоким расценкам. В условиях массовой безработицы, наоборот, фирмы могут сравнительно легко найти работников, согласных работать за более низкую заработную плату.

Уравнение краткосрочной кривой Филлипса имеет следующий вид:

где π и π e – соответственно фактический и ожидаемый темпы инфляции; u и u" - фактический и естественный уровни безработицы соответственно; γ – внешний ценовой шок; ε – эмпирический коэффициент.

1. Под цикличностью понимается периодичность повторяющихся нарушений равновесия в экономической системе, ведущих к свертыванию хозяйственной деятельности, спаду, кризису. Основные фазы экономического цикла – подъем и кризис, в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики.

2. Одним из характерных проявлений макроэкономической нестабильности считается существование безработных – людей, достигших определенного возраста, принятого в национальном законодательстве в качестве нижней границы трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поиском с помощью служб занятости или самостоятельно и были готовы приступить к работе незамедлительно или в течение периода.

Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, и выражается в процентах. Основные типы безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы.

3. Инфляция – это снижение покупательной способности денег, в первую очередь из-за быстрого роста цен. Инфляция может существовать в скрытой форме (проявляется в виде товарного дефицита) и в открытой форме (рост цен на товары и услуги). В основе механизма открытой инфляции лежат адаптивные инфляционные ожидания, инфляция издержек и инфляция спроса.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие ее виды: ползучую инфляцию; галопирующую инфляцию; гиперинфляцию. Также различают сбалансированную и несбалансированную, ожидаемую и неожидаемую инфляции.

Наша страна относительно недавно перешла в рыночную экономику, и многим до сих пор кажется, что череда экономических кризисов, этому сопутствовавшая, вызвана исключительно ошибками государственного управления, происками иностранных врагов, издержками переходного периода и т.п. Всё это может иметь место, но правда и в том, что рыночная экономика нестабильна сама по себе , даже в отсутствие всех этих факторов. Как, кстати, и плановая экономика, или любое их сочетание. Этим текстом собираюсь открыть серию постов для обсуждения внутренних экономических факторов, определяющих эту нестабильность. В ней я с вами также поделюсь недавно озарившим меня решением того, что же нужно для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность.

Экономика во многом определяется тем, на основе каких форм собственности она построена. В современной российской экономике основными формами собственности являются частная и государственная. Приглядимся к ним повнимательней.

Частная собственность принадлежит одному человеку, который принимает все решения относительно неё - о купле и продаже, обмене, дарении, использовании и даже уничтожении. Экономика, построенная ТОЛЬКО на частной собственности, НИКОГДА не сможет быть устойчивой и прогнозируемой. Поведение множества людей, каждый из которых сам по себе принимает решения, априори непредсказуемо. Да, изменяться такая экономика будет быстрей всех прочих возможных, но нельзя это отождествлять с развитием, поскольку не всякое изменение есть развитие. Чистая рыночная экономика - это скорее экономика броуновского движения, а не развития. Некоторые её сторонники именно это её свойство выдают за стабильность, потому что так она может выглядеть на обобщённых графиках, но это некорректно. Есть ли разница человеку, потерявшему дом, потерял ли он дом из-за того, что рухнул его личный бизнес, или из-за того, что рухнула вся экономика страны? Могут быть разные нюансы в обоих случаях, но в целом это одна и та же ситуация: потерянный дом. В чистой рыночной экономике постоянно часть людей выигрывает, а часть проигрывает, причём вероятность того, что взятый наугад (или каждый!) индивид однажды понесёт крупные для него экономические потери, стремится к единице (т.е. практически наверняка). По сути, это можно рассматривать как непрерывный кризис, растянувшийся во времени.

Поскольку люди в своей массе предпочитают развитие, а не топтание на месте, то чистой рыночной экономики нигде нет, а частная собственность во многих случаях регулируется и защищается государством. При этом полномочия о принятии решений относительно объекта собственности частично переходят государству. Если все такие полномочия переданы государству, то собственность становится государственной . Решения относительно такой собственности принимаются коллегиально - всеобщим голосованием или хотя бы голосованием полномочных представителей, за которых все голосовали. В этом случае решения принимаются так, чтобы улучшить «среднюю температуру по больнице», т.е. развитие поначалу имеется, но одновременно и одинаково для всех, что означает, что все движутся вперёд со скоростью самых медленных, тогда как те, кто развивает экономику быстрее других, могут подвергаться либо искусственному замедлению, либо коллективной эксплуатации, т.е. весь «избыточный» прирост перераспределяется отстающим. Это снижает их мотивацию к эффективности и стимулы к труду. Такое развитие имеет тенденцию замедляться вплоть до застоя, после которого со временем всё равно наступает кризис - даже более концентрированный во времени и пространстве, более массовый и явный, чем рыночный. Собственно, те кризисы, про которые обычно говорят, имеют такую природу, т.е. так или иначе являются следствием государственного вмешательства, но чаще всего это вмешательство осуществлялось для борьбы с мелкими локальными кризисами, возникающими из-за частного управления, так что государство просто оказывается крайним виноватым. Важно отметить, что застой - это не есть стабильность, а ситуация, когда некоторые отслеживаемые статистические параметры удерживаются на приемлемом уровне ценой спада других, столь же важных и значимых, но официально не отслеживаемых статистически. Т.е. красивая картинка при плохом состоянии дел. Решения, принимаемые неквалифицированным большинством почти так же непредсказуемы, как и решения индивидуумов, и сильно зависят от качества поставляемой статистической информации, от честности СМИ.

Основная польза от такой формы собственности - выравнивание имущественных различий для достижения социальной стабильности , даже ценой снижения экономической эффективности и повышения риска экономической нестабильности. Снижение экономической эффективности происходит, во-первых, потому что максимизация этой эффективности и не является основной целью, коль скоро на решения сильно влияют социальные факторы, а во-вторых, поскольку решения очень масштабные, а при этом невозможна тонкая регулировка. Выравнивание неизбежно означает, что кто-то получит больше поддержки, чем ему на самом деле нужно (но он, конечно, не признается, ведь частник стремится максимизировать индивидуальную полезность, для него нет понятия «слишком много»), а кто-то получит слишком мало. Выдавать ли материнский капитал обеспеченным семьям? Да, всем поровну! Платить ли пенсии работающим и обеспеченным пенсионерам? Да, всем поровну! «Ручное управление» может позволить решить часть наиболее острых вопросов, но всегда ценой социальной стабильности, т.к. приносятся в жертву коллегиальность и равенство.

На практике эти формы собственности часто бывают смешанными или юридически модифицированными. Например, государственные средства могут распределяться коллегиально только на этапе формирования годового бюджета, а далее решения принимаются единолично, например министрами. Эта двойственность - собственность государственная, а решения по ней принимаются единолично, словно она частная - и порождает возможности для коррупции . Уже получил распространение, казалось бы нелепый, термин «частно-государственная» собственность в применении к государственным корпорациям. Они государственные по способу приобретения и де-юре, но по способу управления и де-факто они частные. По сути, практически вся государственная недвижимость является именно такой «частно-государственной», что позволяет единоличными решениями проводить её приватизацию и превращать её в полностью частную. Проблема в том, что причина не только в юридических законах, как это, похоже, видится Навальному, но и экономическая. Это становится возможным потому, что на самом деле государственная форма собственности действительно мало пригодна для управления такими объектами в нынешних условиях. Чтобы быть де-факто государственной, она должна управляться всеобщими решениями, а это самый медленный и неквалифицированный способ принимать решения. Таким способом можно принимать правила, например: в каждом городе должно быть столько-то фонарей на кв. км., дающих такую-то степень освещённости в такое-то время суток. Один раз решили, а потом только смотрим статистику выполнения. Такой метод применим для управления плановым массовым производством однотипных стандартизированных товаров гарантированного спроса: «...столько-то тонн чугуна и стали на душу населения в год...», качество прописано в таком-то ГОСТе. Но если разновидностей товаров какой-то категории нужно населению больше, то для такой отрасли государственное управление не будет эффективным, т.к. либо утонет в огромном числе ГОСТов, либо не будет производить достаточный ассортимент товаров. Также этот метод слаб при торговле в рыночных условиях. Частник может гибко менять цены, тогда как государство их устанавливает централизованно раз в год или в другой период, что означает, что оно почти всегда будет проигрывать. Собственно, именно это обстоятельство, скорее всего, является глубинной экономической причиной превращения государственной собственности в «частно-государственную». Государственное управление может обеспечить производство нефти и газа по ГОСТам, но для установления цен на них в рыночных условиях нужны единоличные решения. А если собственность управляется единоличными решениями, то это уже де-факто не государственная собственность.

Для решения этой дилеммы выработан механизм, при котором государство получает фиксированные выплаты, а корпорация - всё остальное, если оно будет, т.е. частник берёт на себя риски. Есть механизм государственных контрактов, могущих работать по принципу аукциона: кто предложит цену лучше. Возможно, коррупцию можно было бы побороть, сделав корпорацию полностью государственной, управляемой только открытыми коллегиальными решениями и продающей продукцию по фиксированной цене, устанавливаемой на год, тогда как частные посредники перепродавали бы на свой страх и риск по рыночным ценам, что позволило бы избежать чрезмерного воздействия на государственную корпорацию единоличных решений. Но при этом, разумеется, государству пришлось бы смириться с тем, что такие частники работали бы с прибылью, т.е. перепродавали бы его продукцию дороже, чем купили. Сейчас это для государства выглядит преступлением, хотя фактически это, вероятно, единственное устойчивое решение задачи.

Государство никогда не сможет торговать в рыночной экономике так же эффективно, как частник, хотя бы из-за меньшей скорости принятия решений. Оговорка про рыночную экономику здесь сделана, чтобы отсеять случаи вроде войн, когда частник не может торговать потому, что это опасно для жизни, а государство имеет армию и может торговать, т.е. присутствует мощный фактор влияния неэкономической природы. Государственное управление - самое низкоприбыльное из всех экономически возможных, в противном случае все другие просто не понадобились бы и не возникли бы. Невозможно придумать какие-то такие волшебные правила, чтобы все могли одинаково действовать и при этом одновременно и равномерно богатеть быстрее, чем если бы они объединялись в группы профессионалов, используя эффекты командной синергии, или работали бы каждый на себя в максимум своих усилий в той области, где имеют наилучшие способности. Для разных типов задач лучше подходят различные формы собственности. Там, где нужна локальная максимизация прибыли, лучше подойдёт частная собственность. Государственная собственность лучше работает там, где нужно перераспределение между многими, для имущественного выравнивания, а не обмен между двумя сторонами для максимизации взаимной выгоды. Бытует мнение, что государственное экономическое управление может быть более эффективным за счёт масштаба, что верно вовсе не для всех отраслей, в силу того, что говорилось выше про неэффективность из-за выравнивания и малого ассортимента.

Это не единственный механизм превращения государственной собственности в де-факто частную. Подтасовки на выборах, политические блоки, взятки, лоббирование и т.п. также являются формами частного влияния на государственные решения в лично-корыстных целях. В последние годы общественность стала больше обращать на это внимание и контролировать соблюдение законов, что очень полезно для страны. Насколько можно судить, эти явления, в основном, не экономической природы, а политической, поэтому здесь их не рассматриваем, хотя, конечно, важно их тоже иметь в виду.