Функциональные экономические системы как объекты государственного регулирования. Социально-экономическая система страны как объект государственного управления

Социально-экономическая система страны как объект государственного управления

Объектом нашего изучения является социально-экономическая сис­тема страны (далее - СЭС). Но прежде чем перейти к ее рассмотре­нию, попробуем определить, что такое «система» и «управление». Система - это динамический комплекс взаимосвязанных между со­бой элементов (подсистем), упорядоченный по отношениям как между системой и ее элементами, так и между самими элементами, обладаю­щий вполне определенными свойствами, наиболее существенными из которых являются единство системы , ее целостность . Существующее определение понятия «система» вызывает большие разногласия.

Некоторые авторы сознательно уходят от данного определения, по­скольку, считают они, оно не может быть столь однозначным, а долж­но быть дополнено перечнем свойств, присущих системе, и объяснени­ем характера отношений в ней как между элементами и системой в це­лом, так и между самими элементами.

Кроме целостности , система обладает такими свойствами, как структура, иерархичность, функциональность, непрерывность функ­ционирования, целенаправленность, бесконечность, управляемость и ряд других.

Рассмотрим эти свойства применительно к социально-экономиче­ским системам вообще, так как нас интересует не только социаль­но-экономическая система страны (СЭС), но и ее элементы: отрасли, регионы. Там, где необходимо конкретное рассмотрение именно СЭС, это будет указано.

Целостность системы означает принципиальную несводи­мость ее свойств к сумме свойств составляющих элементов и не­выводимость свойств целой системы из свойств элементов. Други­ми словами, целостной системе присуща неаддитивность . Это свой­ство системы создает множество методических проблем системного анализа, в особенности в связи с применением количественных мето­дов описания и измерения систем.

Теория систем исходит из постулата, что целое (система) первич­но, а ее элементы (подсистемы) - вторичны (они существуют лишь в силу существования целого). Таким образом, не элементы составляют целое, а, наоборот, целое порождает при своем членении элементы системы.

Первичность целого - основной постулат теории систем, который дает ключ к такому характеризующему систему понятию, как структура.

Применительно к социально-экономической системе под структу­рой будем понимать совокупность элементов, связей и отношений между этими элементами, определяющими внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы .

Структура системы выступает как способ описания ее организа­ции, как некоторая абстракция, создаваемая исследователем. Вместе с тем декомпозиция (структуризация) системы на элементы и связи определяется не произволом исследователя, а внутренними свойства­ми системы. Другими словами, с помощью структуры исследователь отражает организацию объекта в необходимом аспекте и с необходи­мой подробностью.

Отметим, что по своей природе структура динамична, она отража­ет эволюцию системы во времени и пространстве.

Выбор структуры и степени детализации описания системы всегда отражает гипотезу исследователя о механизме функционирования сис­темы. Поэтому по мере углубления в проблему, расширения знаний, получения новой информации исследователь уточняет, а часто и пол­ностью меняет свои представления о закономерностях развития объек­та и соответственно корректирует его структуру. Другими словами, структурное описание объекта может измениться в процессе системно­го исследования. Примером для этого положения является декомпози­ция частного сектора путем вычленения двух секторов - системы крупных корпорации-олигополии и системы небольших предприятий, имеющих различные свойства и функционирующих в соответствии с разными целями и принципами

С понятием структуры органически связано понятие иерархично­сти. Иерархичность системы означает, что каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, могут рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы . Из свойст­ва иерархичности следуют основные принципы содержательного и формального описания систем.

Основополагающим свойством социально-экономической системы является функциональность. Все элементы системы непрерывно дейст­вуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначе­ния. Поэтому необходимо отметить такое свойство социально-эконо­мической системы, как непрерывность функционирования. Именно не­прерывным функционированием элементов и системы в целом опреде­ляются структура и свойства конкретных систем. Система существует, пока функционирует.

Комплекс параметров как количественных, так и качественных, ха­рактеризующих результаты функционирования СЭС и ее элементов в определенный момент или отрезок времени, определяет состояние сис­темы. Понятие «состояние системы» включает описание системы во всех аспектах - выделение и фиксацию ее элементов и подсистем, связей, определяющих содержание отношений между ними; отражение пространственного положения и внутреннего состояния элементов и подсистем, состояния внешней среды, факторов и условий функциони­рования элементов, подсистем и всей системы в целом.

Социально-экономическим системам свойственна целенаправлен­ность. Некоторая область состояния системы, которую желатель­но достичь в процессе ее функционирования, называется ком­плексом целей системы. Декомпозиция целей во времени и про­странстве в соответствии с рассматриваемой структурой системы об­разует иерархическую систему целей и задач, так называемое «дерево целей» (дерево задач). Достижению этих целей (осознанных и неосоз­нанных) подчинено определенным образом организованное функцио­нирование элементов системы, совокупное действие и взаимодейст­вие которых направлено на достижение этих целей.

Важным свойством СЭС является ее бесконечность. Под бесконеч­ностью понимается невозможность ее полного познания и всесторон­него описания конечным множеством характеристик.

Социально-экономической системе свойственна управляемость.

Рассмотрим вначале понятие «управление», «управлять». В толко­вом словаре Даля это означает «править, давая ход, направление», «за­ставлять идти правым, нужным путем». В современных публикациях дается множество различных определений термина «управление». Наи­более общее определение: управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения оп­ределенного результата (результатов). Ими могут быть: сохранение ка­чественной специфики объекта; обеспечение нормального функциони­рования объекта; обеспечение приспособления (адаптации) объекта к изменяющимся условиям внешней среды; достижение определенных целей (цели) развития объекта.



Последний результат определяется как наиболее важный, органи­чески присущий процессу управления. Сущность управления раскры­вается в его основных функциях:

Подготовка и принятие управленческих решений;

Организация выполнения управленческих решений;

Мотивация и стимулирование выполнения решений;

Учет и анализ хода выполнения решений;

Регулирование (оперативное управление) или корректировка хода выполнения управленческих решений.

Термин «регулирование» в словаре В.Даля приводится не отдель­но, а в контексте термина «регламент» (порядок) и означает «уравне­ние хода, движения». В современных словарях регулирование (лат. regulare - устраивать, приводить в порядок) означает подчинение оп­ределенному порядку, правилу, упорядочивание; установление пра­вильного взаимодействия частей механизма в какой-либо системе; ре­гулирование - это важная функция управления, обеспечивающая функционирование системы.

Регулировать можно функционирование и развитие любого объек­та (в нашем случае - СЭС), если известно направление развития, па­раметры его движения к намеченным целям. Применительно к СЭС можно отметить, что если она достаточно надежно, стабильно идет по намеченной, согласованной со всеми экономическими агентами траек­тории, то оперативное государственное регулирование минимально.

Термин «регулирование» применительно к функциям государства достаточно расплывчат, так как он относится и к долгосрочным, и к краткосрочным (оперативным) аспектам регулирования.

С одной стороны, функциями государственного регулирования СЭС являются структурная, инновационная и инвестиционная полити­ка, которые по своей сути являются долговременными, т.е. стратегиче­скими компонентами государственной политики, и определяются государственным планом или выбранным вариантом прогноза (план-про­гноза). Изменение структурно-инновационно-инвестиционной полити­ки требует изменения траектории движения СЭС, т.е. изменения це­лей, их состава (количественных и/или качественных), развития и ме­роприятий по их достижению. Таким образом, эти изменения связаны с пересмотром прогнозов, планов и программ.

То же относится и к таким функциям государства, как внешнеэко­номическая, военно-стратегическая и экологическая политика. Кроме того, долгосрочные и краткосрочные аспекты характеризуют и такие функции государства, как проведение кредитной, бюджетной и налого­вой политики. Государством должна быть выработана определенная стратегия в проведении налоговой политики, отраженной в Налоговом кодексе; бюджетной политики, отраженной в Бюджетном кодексе; кре­дитной политики, отраженной в Кредитном кодексе.

Так, можно и нужно проводить «тонкую настройку» бюджета, но кардинальные изменения, приводящие к изменению логики бюджет­ной политики в части бюджета развития, требуют пересмотра траек­тории развития СЭС. То же относится к налоговой системе страны и к таким инструментам кредитной политики, как учетная ставка Цен­тробанка и норма обязательных резервов банков. Глобальные измене­ния во внешнеэкономической политике, например, кризис мировой финансовой системы, резкое изменение цен на нефть, неминуемо приводят к необходимости пересмотра основных направлений разви­тия СЭС страны.

В данном учебнике регулирование в широком значении определя­ется термином «управление», а в узком - «регулирование», или «опе­ративное регулирование».

Поскольку проведенный нами «водораздел» между двумя близки­ми по функциональному назначению понятиями - «управление» и «регулирование» - достаточно подвижен в зависимости от состояния СЭС той или иной страны, то можно предложить следующее опреде­ление термина «управление».

Управлением называется сознательная организация целена­правленного функционирования системы и ее элементов в соот­ветствии с целями развития и постоянно изменяющимися внут­ренними и внешними условиями существования системы.

Целенаправленное развитие системы может осуществляться только в том случае, если цели системы и пути их достижения согласуются с объективными законами развития общества. Это согласование осуще­ствляется далеко не всегда, и поиск рациональных управленческих решений можно трактовать как процесс выработки компромисса меж­ду желаемым и возможным. Прогнозирование эволюции системы основано на выявлении целей рассматриваемой системы и поиске путей их достижения в рамках ограничений, обусловленных объективными законами развития, конечностью различного вида ресурсов и другими факторами. Управление системой ограничено. Эти ограничения очер­чивают область допустимых значений управляющих параметров, вы­ход за границы которой или объективно невозможен, или чреват опас­ными последствиями для управляемой системы. Область допустимых значений управляющих параметров системы формируется под воздей­ствием двух основных групп ограничений.

К первой группе можно отнести конечность различного вида ре­сурсов и ограничения, диктуемые законами природы. Например, нельзя затратить ресурсов больше, чем есть или будет в наличии, нельзя изменить периодичность времен года. Ограничения такого рода носят постоянный характер и называются естественными. Они почти всегда известны и легко учитываются в практике прогнозиро­вания и управления.

Вторая группа ограничений связана с процессами жизнедеятель­ности систем. Целенаправленное развитие систем осуществляется с помощью управления, которое должно обеспечить сохранение каче­ственной определенности системы при ее движении к цели, т.е. в ус­ловиях постоянной структурной и функциональной перестройки. Ес­тественные и нормативные ограничения существенно сужают область допустимых значений управляющих параметров, снимают значитель­ную часть неопределенности возможных в будущем вариантов разви­тия объекта.

Если ставится цель - улучшить состояние системы, - то необхо­димо определить и критерий, ориентируясь на который можно сказать, что прогнозируемое состояние лучше (эффективнее, рациональнее) имеющегося.

СЭС представляет собой большую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, которые можно объеди­нить в достаточно широкие подсистемы - экономическую (производ­ственно-технологическую) и социальную. Ввиду глобальности подсис­тем в литературе они, как правило, называются системами. Необходи­мо отметить, что границы между этими подсистемами несколько раз­мыты. В различных СЭС могут быть серьезные отличия по форме их взаимоотношений, мотиваций, потребностей и целей, оценочной меры выделенных приоритетов и степени важности. Например, экономика государства для людей, или люди для экономики? Ответив на данный вопрос, можно выяснить главную цель развития той или иной страны, ее основные приоритеты и ценности.

В свою очередь СЭС является подсистемой такой глобальной сис­темы, как страна, синонимом которой является понятие государство в широком значении этого термина. В таком понимании государство (страна) - это человеческое сообщество с единым центральным органом управления, осуществляющим жизнеобеспечение как всего сообщества, так и каждого его члена . Это наглядно отражено на рис. 1.1.

Государство - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий по­литическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Экономическая система (экономика страны) - это система (комплекс) производственных отношений, соответствующих дан­ной ступени развития производительных сил общества. Можно сказать, что тип экономической системы определяется господствую­щим способом производства.

Социальная система - это система (совокупность) общественных отношений, организаций и форм, определяющих взаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом.

В социальную подсистему (систему) страны входит и комплекс от­раслей, относящихся к сфере нематериального производства - обра­зование, здравоохранение, культура и искусство. Необходимо иметь в виду, что определенная часть этих отраслей (подотраслей) коммерциа­лизирована - все больше доля платных учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства.


Рис. 1. 1. Структура социально-экономической системы

Если социальная система направлена на удовлетворение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации, то экономическая система направлена на удовлетворение материальных потребностей людей путем создания жизненных благ. Поэтому перед экономической системой стоят следующие фундаментальные вопросы:

Сколько следует производить различных товаров и платных ус­луг, чтобы наиболее полно удовлетворить духовные и матери­альные потребности общества?

Как - с помощью каких ресурсов и какой технологии - эти товары и услуги должны быть произведены, чтобы достигнуть наивысшей эффективности?

Для кого предназначаются произведенные товары и услуги?

Большинство авторов рассматривают экономическую систему в уз­ком смысле и поэтому считают основной проблемой, решаемой ею, оптимальное распределение ограниченных ресурсов с целью макси­мального удовлетворения неограниченных потребностей людей и об­щества в целом.

За последнее время в общественном сознании произошел боль­шой скачок, который характеризуется глубоким осознанием того, что именно социальные цели объединяют людей в рамках страны (госу­дарства), тогда как экономические цели могут и разъединять, а не объединять людей. Кроме того, экономические цели могут быть об­щими с иностранными субъектами (например, в случае совместных предприятий или предприятий с иностранным капиталом на террито­рии страны).

Таким образом, следует рассматривать не отдельно экономическую систему, а социально-экономическую систему как симбиоз социальной и производственной сфер жизнедеятельности страны.

В соответствии с системным подходом на входе СЭС можно выделить такие элементы (объекты), которые влияют на функционирование и разви­тие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»:

  • мировая система, ее состояние, перспективы развития, основ­ные характеристики, влияющие на функционирование и развитие СЭС;
  • природный потенциал (наличие и качество природных ресурсов и животного мира);
  • человеческий потенциал (уровень образования, здоровья людей);
  • научно-технический потенциал (искусственная природа);
  • экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды);
  • внутриполитическое устройство;
  • уровень морали, господствующей в стране; религиозный фактор.

Резюмируя вышеперечисленное, можно выделить основные цели социально-экономической системы страны , которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов:

а) гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена общества минимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всем аспектам;

б) динамическое и эффективное бескризисное развитие страны;

в) обеспечение национальной безопасности страны: политической, экономической (в том числе продовольственной), социальной, экологи­ческой, военно-стратегической.

В системе национальных счетов (СНС), представляющей систему экономической и социальной информации, используемой всеми стра­нами для описания, анализа и прогнозирования социально-экономиче­ских процессов на макроуровне, приведена классификация отраслей СЭС. Наиболее значимыми для целей прогнозирования СЭС являются данные о следующих отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, здравоохранение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

Отметим, что в сферу материального производства включаются транспорт и связь, обслуживающие производство, а гражданские транспорт и связь, обслуживающие население, входят в социальные подотрасли.

Отрасли СЭС состоят из подотраслей, например, сельское хозяй­ство состоит из двух подотраслей - растениеводства и животновод­ства. Подотрасли промышленности - тяжелая, легкая и пищевая. В свою очередь, например, тяжелая промышленность состоит из не­скольких комплексов (в скобках указаны их подсистемы): топлив­но-энергетического (электроэнергетика, топливная промышленность); металлургического (черная и цветная металлургия); машинострои­тельного (машиностроение для сельского хозяйства, транспорта, раз­личных отраслей промышленности); химико-лесного (химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бу­мажная промышленность); строительных материалов. Пищевая про­мышленность включает в себя пищевкусовую, мясомолочную и рыб­ную промышленность.

В рамках одной отрасли существуют автономные цепочки сопря­женных технологических процессов с различной по значению продук­цией, отличающейся по своему техническому уровню, связанной с раз­личными потребителями и ориентированной на разные источники сы­рья и на разных поставщиков. Таким образом, можно утверждать, что типичная отрасль не представляет собой воспроизводящейся целостности, а составляющие ее технологические процессы относятся к разным производственно-технологическим системам, функционируют автоном­но и изменяются в слабой зависимости друг от друга.

Связи между сопряженными технологическими процессами в раз­ных отраслях часто бывают более тесными и устойчивыми, чем меж­ду производствами одной отрасли. Ввиду всего вышеизложенного в эволюционной теории использование понятия «отрасль» в качестве основного структурного элемента для целей технико-экономического анализа, прогнозирования и программирования национальной эконо­мики, ее технико-экономического развития считается неправильным, некорректным.

В качестве элемента экономической структуры, который не только сохраняет целостность в процессе технологических сдвигов, но и явля­ется носителем этих сдвигов, рассматривается совокупность техноло­гически сопряженных производств - технологическая совокупность (ТС). Каждая ТС на входе потребляет ресурсы, которые являются «вы­ходными» для других (смежных) ТС, и обеспечивает их переработку в конечный продукт (для конечного потребления) или в промежуточный продукт, использующийся другими ТС в качестве «выходного» ресурса. Так складываются группы ТС, связанные друг с другом более тесно, чем с остальными. В процессе своего развития сопряженные ТС приспосабливаются к потребностям друг друга.

Связанные друг с другом однотипными технологическими цепями ТС образуют так называемые технологические уклады (ТУ). В рамках каждого ТУ осуществляется замкнутый производственный цикл, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии переработки этих ресурсов и выпуск конечных продуктов.

Когда со временем насыщаются потребности страны в традицион­ных товарах и услугах и достигаются пределы в повышении эффектив­ности производства, новые факторы, возникающие в недрах сущест­вующего ТУ, набирают силы, ускоряется их развитие, и экономиче­ская система страны переходит в следующий, более прогрессивный технологический уклад.

Согласно эволюционной теории вводятся два понятия: ядро техно­логического уклада и ключевой фактор. Под ядром технологического уклада понимается базовая отрасль экономики, основа промежуточно­го продукта и основа технологического процесса. Ключевым факто­ром называется база технологических изменений в базовых отраслях
экономики. В мировой экономике в течение последних трех столетий произошла смена пяти ТУ.

Ядром первого технологического уклада (1770-1830) явились: текстильная промышленность и машиностроение, выплавка чугуна, водяной двигатель. Ключевой фактор первого ТУ - текстильные машины.

Ядром второго (1830-1880) были: паровой двигатель, железнодо­рожное строительство, транспорт, машино- и пароходостроение, уголь­ная, станкоинструментальная промышленность, черная металлургия. Ключевые факторы - паровой двигатель, станки.

Ядром третьего (1880-1930) явились: электротехническое, тяже­лое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропе­редачи, неорганическая химия. Ключевые факторы - электродвига­тель, сталь.

Ядром четвертого (1930-1980) стали: автомобиле- и тракторо­строение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, произ­водство и переработка нефти. Ключевые факторы - двигатель внут­реннего сгорания, нефтехимия.

Ядром пятого (1980- до 2030-2040(?)) являются: электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, про­граммное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производст­во и переработка газа, информационные услуги. Ключевой фактор - м и кроэлектроника.

В СССР третий ТУ не только не сокращался, а расширялся темпа­ми, близкими к среднему темпу экономического роста страны. Необ­ходимо отметить, что в СССР, как и в развитых капиталистических; странах, формирование некоторых ТС четвертого ТУ началось еще в дореволюционные годы. Однако фаза его роста началась в конце 1950-х - начале 1960-х годов после принятия решений о приоритет­ном развитии химической промышленности. В целом развитие произ­водств четвертого ТУ в СССР шло медленнее, чем в соответствующих фазах в развитых странах. С 60-х годов в отечественной экономике на­чалось, так же как и в развитых странах, становление пятого ТУ. С са­мого начала в экономике формировался практически весь комплекс движущих отраслей этого уклада: электроники, авиакосмической тех­ники, средств телекоммуникаций.

Если в развитых капиталистических странах с середины 70-х годов началось крупномасштабное перераспределение ресурсов из четверто­го ТУ в пятый и лавинообразное расширение последнего, то в СССР становление пятого ТУ в большей степени сдерживалось дефицитом производственных ресурсов, связанных с воспроизводством устарев­ших ТУ. Межстрановой (компаративный) количественный анализ по­зволяет сделать вывод о том, что техническое развитие экономики СССР происходило в том же направлении, что и развитие экономики других стран.

В целом техническое развитие экономики СССР определялось рос­том четвертого ТУ, который сдерживался продолжающимся воспроиз­водством третьего, и поэтому был существенно более медленным, чем в передовых странах. При этом влияние становления пятого ТУ на техническое развитие экономики было весьма незначительным и поэтому менее существенным.

Согласно эволюционной теории такая технологическая многоук-ладность экономики России является основной причиной диспропор­ций, затрудняющих, а подчас и блокирующих технико-экономическое развитие страны.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими свойствами обладает система?

2. В чем сущность единства и целостности системы?

3. В чем сущность управляемости системы?

4. Какие ограничения возникают при описании жизнедеятельности систе­мы?

5. Какие основные вопросы решает экономическая система?

6. Какие элементы (объекты) влияют на функционирование и развитие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»?

7. Что называют технологическим укладом? Приведите пример.

8. Что является ядром технологического уклада? Приведите пример.

Общество - исторически сложившиеся социальные, политические, культурные, хозяйственные отношения между людьми в процессе их совместной деятельности. Это сложноструктурированный организм, отдельные элементы которого неразрывно переплетаются между собой и взаимно влияют друг на друга.

Слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого языка означает «законы ведения домашнего хозяйства». В современном понимании экономика - это совместно организованное производство в условиях ограниченности его факторов.

Экономика в современном мире - часть целого, включающая в себя как отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную структуру отдельных производств, отраслей, территориальных комплексов, а на более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты, экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы - это основополагающие элементы экономической системы.

Одно из базовых понятий в экономических науках - экономическая система. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности. Иначе говоря, экономическая система - совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих отношений собственности и организационно-правовых форм. Основные элементы системы: социальноэкономические отношения, сложившиеся на основе форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, т. е. способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, система стимулов и мотиваций, конкретные экономические связи между предприятиями. Субъектами экономической системы являются фирмы, домохозяйства, государство.

Выделяется такое важное понятие, как национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Типы экономических систем

Тип экономической системы - это способ организации производства и распределения.

В России в советский период главным критерием различия экономических систем было господство какого-либо вида собственности на средства производства. Поэтому выделялись первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первый этап - социалистическая) социально-экономические формации.

Если за основу классификации взять популярную идею экономического равновесия, то выделяются следующие экономические системы: экономика домашнего хозяйства, экономика феодального поместья, бюргерское хозяйство, ремесленное производство, автаркическое хозяйство.

В товарной экономике в зависимости от экономического режима обычно выделяют рыночную (капиталистическую), централизованную плановую (в СССР с 1928 по 1985 гг.) и рыночную коллективистскую экономику (в бывшей Югославии, скандинавских странах).

В экономической науке различают следующие типы экономических систем:

1. Традиционная система существует в экономически слаборазвитых странах, базируется на отсталой технологии, применении ручного труда, ярко выраженной много- укладности, т. е. существовании одновременно различных форм хозяйствования. Преобладают натурально-общинные формы хозяйствования. Главенствует мелкотоварное производство, т. е. основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В экономике доминируют крестьянские и ремесленные хозяйства. Свойственна высокая степень зависимости от иностранного капитала. Характерна активная роль государства: через бюджет направляется значительная часть национального дохода на развитие инфраструктуры и поддержку беднейших слоев населения.

2. Командно-административная система сформировалась в СССР, странах Восточной Европы, ряде азиатских стран. Характерные черты: общественная собственность практически на все экономические ресурсы, коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Основные недостатки: негибкость, медленная адаптация к переменам, крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

3. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм). Система сложилась в XVIII в. и существовала до конца XIX - начала XX вв. Отличительные особенности: частная собственность на инвестиционные ресурсы, механизм регулирования макроэкономической деятельности основан на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок является личная свобода всех участников экономической деятельности - как предпринимателя, так и наемного работника. Решающее условие прогресса - свобода предпринимательской деятельности тех, кто имеет капитал.

4. Современная рыночная экономика (современный капитализм) - форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка с помощью системы цен, прибыли, убытка, спроса и предложения при участии государства.

5. Смешанная экономика - частное производство, которое регулируется рыночным механизмом и дополняется административным регулированием и налоговой сис
темой. Современный мир - мир смешанных экономик.

Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.

Так, американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации - массовой ориентации на достижение личного успеха. Задача социального равенства вообще не ставится.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры контроля за имущественным расслоением.

Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Активна роль государства, направленная на создание хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Эта модель получила название «функциональная социализация». Функция производства ложится на частные предприятия, функция обеспечения высокого уровня жизни, а также инфраструктуры - на государство.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек как свободная личность, со своими интересами, сознающая свою ответственность перед обществом. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.

Южнокорейская модель имеет сходство с японской. Это относится к особенностям психологии нации (трудолюбие, ответственность), в истоках которых лежат нравственные нормы конфуцианства.

Превращение одной системы в другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Россия. Происходящие в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации.

Постсоциалистическая трансформация - исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административнокомандной системы и формируется система основных рыночных институтов.

Постсоциалистические экономики следует отличать от посттоталитарных экономик (Китай и Вьетнам), где развиваются рыночные отношения в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг мелкого производства, но сохраняется господство государственной социалистической собственности в крупной промышленности.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Ис
ходная точка - кризис, последующая трансформация экономических отношений. Характерны резкое обострение социально-экономических противоречий, интенсивное развитие новых форм одновременно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Например, быстрый рост частного сектора в наше время сопровождается трансформацией госпредприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Главная негативная черта переходной экономики - отсутствие целостной, непротиворечивой и когерентной институциональной системы.

Во всех странах в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и рассматриваются поэтому как закономерности. К ним относятся:

Изменение роли государства;

Макроэкономическая стабилизация;

Приватизация;

Трансформационный спад и структурные реформы;

Интеграция в мировое хозяйство.

Группы стран переходной экономики составляют:

а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);

б) Россия, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;

в) страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам).

Существуют разные концепции переходной экономики: эволюционный путь (концепция градуализма), «шоковая терапия». Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, причем источником рыночных преобразований выступает государство. Отличительная черта этого подхода - стремление государства смягчить экономические и социальные последствия реформ и избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Примерами градуалистской политики являются Венгрия и Китай. Концепция «шоковой терапии» основана на идеях монетаризма - современного варианта либеральной рыночной теории. Стержень монетаристской доктрины - борьба с инфляцией. Основным инструментом антиинфляционной политики считается одномоментная либерализация цен и резкое сокращение государственных расходов. В наиболее последовательном виде «шоковая терапия» реализована в Польше в 1990-1991 гг. Но в той или иной степени доктриной «шоковой терапии» руководствовались почти все постсоциалистические страны.

Россию начала XXI в. нельзя отнести ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика - смешанной. К особенностям российской модели переходной экономики относятся следующие: государство располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства; происходит постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов (государственных нормативных актов); финансовый капитал преобладает над промышленным; переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях (в денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню рыночных стран, а в сельском хозяйстве преобладают формы организации, свойственные административной системе); наблюдается неравномерный переход регионов к рыночной экономике; растет криминализация экономической жизни. Российская модель, основанная на сильной регулирующей роли государства, опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства.

В переходной экономике России госрегулирование заключается в выполнении двух групп функций:

Формирование рыночных отношений (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);

Перераспределительные функции (корректировка несовершенства рыночных
отношений при распределении материальных, финансовых ресурсов, доходов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста).

Положение государства кардинально меняется. Оно превращается в одного из участников экономического процесса, т. е. на него распространяются те же законы и правила экономического поведения, что и на частные компании. В силу исторически сложившихся норм и традиций выполнение этого требования - наиболее трудный элемент постсоциалистической трансформации.

Социально-экономические системы как объект государственного регулирования

В.С. Алуян,

доцент, доцент кафедры, Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, г. Краснодар, ул. Московская, 2; e-mail: [email protected])

Н.А. Саркисян,

инженер кафедры, Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, г. Краснодар, ул. Московская, 2; e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования процессов формирования социально-экономических систем. Определены их свойства. Проведенный анализ показал, что региональные системы могут быть разделены на группы в зависимости от их места в иерархии и уровня социально-экономического развития региона.

Abstract. The article examines government regulation of the formation of socio-economic systems. Their properties are defined. The analysis showed that the regional system can be divided into groups according to their place in the hierarchy and the level of socio-economic development of the region.

Ключевые слова: региональная экономика, социально-экономические системы, региональные системы, государственное регулирование.

Keywords: regional economy, socio-economic systems, regional systems, government regulation.

Прежде чем определить, какими же характеристиками должны обладать социально-экономические системы для решения вопроса о степени государственного регулирования, необходимо дать четкое определение самим социально-экономическим системам как объекту государственного управления.

Рассматривая социально-экономическую систему в общем виде, можно сделать вывод, что она представляет собой некий свод правил жизни общества, определяющий «систему координат», в котором оно функционирует. Достаточно емкий аналитический обзор научных воззрений на понятие региональной социально-экономической системы был проведен Круглико-вой А.В. , которая рассматривает данное понятие в контексте интеграционного регионального маркетинга.

И. Кант в своём немного скорректированном определении, предлагает понимать её как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое закладывает основы этой системы и определяет положение элементов относительно друг друга. Это качество образует так называемую тотальность - множество, рассматриваемое как единство. Также необходимо понимать, что между всеми элементами системы существуют определённые связи, обеспечивающие их объединение в одно целое - систему.

Современные представления о системе не имеют кардинальных отличий от вышеизложенных: «Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности»

Исходя из рассмотренных вариантов, определим социально-экономическую систему как целостную совокупность взаимосвязанных и

взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Любой социально-экономической системе в той или иной мере присущи следующие свойства:

1. Целостность, предполагающая влияние изменений одного компонента на состояние других компонентов, что в результате сводится к изменению системы в целом. Это явление можно чётко проследить на примере диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно и производственные отношения, и система в целом. Таким образом, мы находим подтверждение приведённым выше доводам о взаимозависимости компонентов системы.

2. Иерархичность. В данном случае это означает, что любая социально-экономическая система может рассматриваться как часть какой-либо другой системы, более высокого уровня. И наоборот, глобальную социально-экономическую систему можно раскладывать на составляющие её элементы - системы сообществ, государств, регионов и т.д.

3. Интегративность. Данное свойство предполагает, что система в целом может обладать свойствами, как присутствующими, так и отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей), а элементы в свою очередь, могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

В современных условиях формирования глобального мирового экономического и информационного пространства, всё более остро ста-

МЕЗОЭКОНОМИКА

вятся вопросы, связанные с принципами и формами построения, методами управления и взаимодействия региональных социально-экономических систем. Так как именно на региональном уровне закладывается та база, которая в дальнейшем оказывает влияние на состояние глобальной мировой системы.

Региональные системы можно рассматривать также в контексте процессов агломерации вокруг единого агломерационного центра, которым выступает столица региона, в которой можно наблюдать концентрацию факторов производства. В этом контексте под региональной системой можно понимать совокупность социально-экономических элементов интегрированных вокруг данного агломерационного центра.

Понимание региона в качестве социально-экономической территориальной системы сложилось в отечественной науке еще в советское время. При этом основной акцент в определении делался исходя из основных классических принципов политической экономии, то есть на «совокупность различных видов производительных сил и производственных отношений». В советской теории региональной экономики, не существовало в чистом виде такого понятия как «регион», однако был множество других сходных понятий, в той или иной степени отличающихся друг от друга. Тем не менее, всем им были присущи такие общие черты, как наличие понятий «территория», «специализация» и «экономические связи».

Понятие «региональная система» более узкое, чем термин «регион», характеризующий «практически любое территориальное образование от небольших ареалов, включающих даже часть одного муниципального образования, до межконтинентальных территориальных систем», или «территория», которая понимается некоторыми исследователями как синоним понятия «региональная система» .

В то же время, понятие «региональная система» более широкое, чем понятия «региональные хозяйственные комплексы» или «экономика региона». Необходимо отметить, что помимо экономических составляющих, региональная система включает в себя множество элементов, характеризующих развитие её социально-культурной сферы, жизнедеятельности населения, состояния окружающей среды и др. Тем не менее, при выборе региона в качестве субъекта хозяйствования, исследователи, подчёркивая важность применения системного анализа, продолжают делать акцент на изучении таких процессов как «экономическая целостность территории как хозяйственного комплекса, характер внутренних и внешних экономических связей, общность экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории, возможность эффективного управления территорией».

Формирование региональных систем в условиях федеративного государства может происходить различными путями. Причём в России можно найти примеры практически всех этих вариантов.

Первый путь - как следствие децентрализации власти, то есть прямой передачи предметов ведения и полномочий на более низкий по территориальной иерархии уровень, или с уровня страны в целом на уровень региональных систем. Выражением данного механизма в России стало конституционное закрепление федеративного устройства страны в 1993 г.

Второй путь - посредством деволюции, заключающейся в предоставлении большей автономии региональным и местным органам управления в проведении политики в рамках имеющегося перечня полномочий. Проявлением данного пути можно считать реализацию субъектами РФ принципа, изложенного в знаменитой фразе первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина о возможности реализации регионами максимально возможного суверенитета.

Подобная политика российского правительства в середине 90-х годов прошлого столетия позволила в значительной степени усилить системообразующие связи внутри таких региональных систем как субъекты Федерации.

Укрепление внешних межрегиональных связей способствовало формированию отдельных региональных систем более высокого уровня, трансформировавшихся, к примеру, в такую форму как свободная экономическая зона (СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области и др.).

Третий путь - деконцентрация власти, когда федеральное правительство осуществляет рассредоточение собственной системы управления по территории, осуществляя при этом локализацию сфер ответственности отдельных управленческих органов.

Ярким примером деконцентрации является разделение территории РФ на федеральные округа, (Указ Президента РФ № 849 от 13.05.2000 г.), не совпадающие с границами каких-либо устоявшихся на тот момент региональных систем, образованных путем усиления связей субъектов Федерации.

Следует отметить, что эксперимент с делением территории на федеральные округа показал свою целесообразность, и данные территориальные единицы подтвердили свою устойчивость именно в качестве региональных систем, несмотря на искусственность формирования их целостности. В то же время, в данном случае не нарушен принцип иерархичности системы. Несмотря на искусственное укрупнение и консолидацию, каждый региональный компонент системы «страна», будь то город, край, область или округ, может рассматриваться как самостоятельная социально-экономическая система.

Одной из характерных черт российской социально-экономической системы является её неоднородность, наличие так называемого регионального неравенства. Основными факторами данного явления служат объективные различия в распределении топливно-сырьевых ресурсов, агроклиматических условиях, историко-культурных традициях населения и т.д.

АЛУЯН С.В. - 2014 г.

  • ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНООРИЕНТИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ

    ТЕЛЬНОВА Н.Н., ШАТАЛОВА О.И., ШЕХОВЦОВА С.Р. - 2014 г.

  • Методика мониторинга социально-трудовых отношений в организациях АПК

    Национальная экономика представляет собой сложную экономическую систему, которая базируется на формах собственности, ресурсах, средствах и результатах хозяйственной деятельности и служит объектом государственного регулирования. Основной целью функционирования экономической системыявляется удовлетворение потребностей социума, осуществляемое в «процессе экономической деятельности, конечным результатом которой является создание социального продукта. Социальный

    Продукт представляет собой результат производственной деятельности всего общества. А процесс производства материальных благ, их распределение, обмен и потребление - протекаюЩих в постоянном повторении и возобновлении, получилназвание Воспроизводства . Процесс воспроизводства состоит из четырех стадий, складывающихся в Цикл воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление, которые не существуют изолированно друг от друга. Ввиду этогоЭкономическая система представляет собой совокупность всех видов экономической деятельности населения по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ, а также регулирование такой деятельности в соответствии с целями общественного развития.

    ОсновнымиФакторами функционирования экономической системы выступают: законы спроса и предложения, научно-технический прогресс, тенденции развития мирового хозяйства, территориальное разделение труда, наличие цикличности в развитии экономики. Среди основополагающихПринципов функционирования экономической системы следует выделить:

    Разделение полномочий и прав принятия экономических решений между государственными учреждениями и хозяйствующими субъектами;

    Свободу экономического выбора;

    Сохранение равновесия между спросом и предложением;

    Реализацию целей отдельных субъектов государства;

    Максимизацию прибыли при высокой деловой активности, сложность, структурированность, эмерджентность, управляемость экономической системы, которые выступают ее основными чертами, обусловили существование различных видов экономических систем. В основе классификации экономических систем лежат роль государства в экономике и степень использования планирования. В работах представителей кейнсианского направления основным критерием отнесения той или иной страны к определенному виду экономической системы выступает роль института государственной собственности. В связи с этим выделяют следующие виды экономических систем:

    рыночная экономическая система, основанная на приоритетном положении частной собственности. В рыночной экономике существуют два регулирующих фактора: внутренний механизм саморегулирования (спрос и предложение, цена, денежное обращение), а также внешнее регулирование со стороны государства. Рыночная экономика сформировалась как целостная система, охватывающая все общественное производство. Еще на стадии машинного производства, когда товарная форма связей стала общей, осуществилось окончательное формирование общественного труда как целостной системы. Определяющими чертами рыночной экономики выступают наличие частной собственности и свобода всех субъектов экономической деятельности. Рыночный механизм управления социально-экономическими процессами формируется через интересы и мотивы общества, непосредственное проявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основным элементом управления экономической системой этого вида являются цены, которые обеспечивают регулирование экономических процессов. Среди преимуществ рыночной экономики следует выделить эффективное распределение ресурсов и приближение их к общественным потребностям, осознание необходимости использования новейших методов и технологий. Ввиду этого рыночная экономика усиливает ответственность за своевременное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Кроме того, следует отметить наличие недостатков функционирования рыночной экономики, которые заключаются в неспособности обеспечения оптимального функционирования экономики, наличии тенденций снижения конкуренции, недостаточной поддержке фундаментальных исследований и уровня цен, не-

    Равномерном распределении денежных средств, несовершенстве учета издержек, связанных с производством и потреблением товаров и услуг, механизме обеспечения занятости населения, отсутствии рациональных подходов к решению проблем природопользования;

    Плановая (командно-административная) экономическая система. В центре плановой экономической системы находитсяГосударство, при этом факторы производства охвачены государственной формой собственности. Господствующим является централизованное планирование и распределение экономических ресурсов. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно идет в разрез с общественными потребностями. Командно-административная экономика функционирует без учетаспроса и предложения, но при обязательном наличии политической власти, необходимой для подмены рыночных стимуловЦентрализованным распределением со стороны государства. В конечном итоге этот вид экономической системы показалсвою Неэффективность и нежизнеспособность и постепенно уступилПозиции открытой рыночной экономике;

    Смешанная экономика, которая сочетает различные формы собственности, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования. Сущность смешанной экономики состоит в объединении в ее рамках различных, на первый взгляд, конфликтующих и даже несовместимых институтов, принципов и отношений. Это, прежде всего, рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, а также сочетание различных форм собственности. Таким образом, смешанность экономики проявляется в дополнении механизма рыночного саморегулирования активным государственным вмешательством в те сферы жизнедеятельности общества, где рынок продемонстрировал свою неэффективность. В настоящее время именно такая экономическая система

    Занимает господствующее положениев странах с либерально- Демократическим устройством;

    Теневая экономическая система, которой характерно отсутствие государственного регулирования. Наличие значительного сектора теневой экономики присуще развивающимся странам и странам с переходной экономикой. По уровню теневой экономики Украина занимает одно из первых мест среди стран Восточной и Центральной Европы. По оценкам западных экспертов, теневая экономика в Украине составляет около 35-40 %, в то время как в США - всего лишь 10 %.. Разновидностьютеневой экономики, имеющей ярко выраженный криминогенный характер, является Латентная экономика. Наиболее высока латентность преступлений, связанных с нарушением правил осуществления валютных операций, взяточничеством, приписками, халатностью, должностными подлогами, выпуском недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. В настоящее время только 10-15 % правонарушений в экономике учитывается официальной статистикой. Во многих странах это явление приняло глобальные размеры. В структурном отношении экономическая система включает простые и сложные производственно-экономические единицы и их совокупности с точки зрения правовой, отраслевой и производственной организации. Элементами отраслевой и территориальной организации выступают крупные сферы экономиики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, финансово-кредитная сфера, отдельные отрасли и производства, экономические регионы и территориально-экономические образования областного уровня. Координирование функционирования экономической системы осуществляется на уровне предприятия, отрасли, на региональном и межрегиональном уровнях. В связи с этим к числу Объектов ГРЭ следует отнести: условия, процессы, отношения, элементы и сектора экономики, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Объектами ГРЭ в пределах национальной экономической системы выступают: трудности, кризисы, по которым необходимо постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств ликвидации

    Напряженности, разрешение кризисов, принятие оперативных мер. Кроме того, в качестве объектов регулирования выступают общехозяйственные процессы и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость, цены, хозяйственная конъюнктура, отраслевая и региональная структуры, накопление капитала, научно-технический прогресс, состояние платежного баланса, национальная конкурентоспособность, а также состояние окружающей среды).

    2. Современная рыночная экономика
    Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась науч-но-техническая революция и начала особенно быстро развиваться производст-венная и социальная инфраструктура, государство намного активнее стало воз-действовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельнос-ти и экономические связи между хозяйствующими субъектами.

    Отличиями современной рыночной экономики от традиционной является обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интер-национальном масштабах. Экономическая деятельность в такой системе бази-руется на коллективной частной и государственной собственности, в отличие от традиционного капитализма, основанного на деятельности отдельных пред-принимателей.

    В развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение, ре-ализацию многочисленных программ "борьбы с бедностью" в настоящее время направляется не менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активи-зировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить по-тери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
    2.3 Командно-административная система
    Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

    Характерными чертами административно-командной системы является об-щественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

    Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

    Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму са-мостоятельность хозяйственных субъектов;

    Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде-ление продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимо-связи между отдельными хозяйствами;

    В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельнос-тью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных мето-дов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

    При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрок-ратизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей приро-де бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело, прежде всего в том, что полное огосудар-ствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

    Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйст-ва и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конку-ренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порож-даемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормаль-ных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансирован-ности народного хозяйства.

    В странах с административно-командной системой решение общеэкономи-ческих задач имеет свои специфические особенности. В соответствии с господ-ствующими идеологическими установками задача определения объема и струк-туры продукции считается слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным пред-приятиям, совхозам и колхозам.

    Поэтому структура общественных потребностей определяется непосредст-венно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах прин-ципиально невозможно, эти органы руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

    Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансо-вых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования.

    Отличительной особенностью распределения продукции в административ-но-командной системе являлось привилегированное положение партийно-госу-дарственной элиты.

    Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономичес-кого развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преоб-разования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономичес-ких реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивили-зации.
    2.4 Традиционная экономическая система
    История развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в лю-бую эпоху экономика по своей структуре многоукладна. В ходе этого развития многоукладность претерпевала существенные изменения, связанные с взаимо-действием различных укладов, соответствующих им типов и форм. Результатом такого взаимодействия являлась закономерная смена качественно отличных друг от друга экономических систем.

    В экономически слаборазвитых странах существует традиционная эконо-мическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности эко-номики.

    Многоукладность экономики означает существование при данной эконо-мической системе различных форм хозяйствования.

    Основу многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы – производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние – способность к труду. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются следующие:

    Количество участников данного хозяйственного объединения;

    Собственник применяемого капитала;

    Способ распределения прибыли и убытков;

    Форма управления предприятием;

    Источники имущества, составляющего материальную основу хозяйствен-ной деятельности данного субъекта;

    Пределы имущественной ответственности.

    Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на об-щинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно осно-вано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца.

    В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представ-лено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

    В условиях относительно слабо развитого национального предприниматель-ства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иност-ранный капитал. В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

    Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая осо-бенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет зна-чительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.
    2.5 Смешанная система
    В большинстве стран современного мира переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволяет определить в качестве са-мостоятельного типа экономичекой системы смешанную экономику.

    К смешанной относится экономика, в условиях которой существуют пред-приятия и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности и использующие разнообразные формы хозяйствования.

    Смешанной экономикой являются национальные хозяйства современных цивилизованных стран. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах существуют государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, индивидуальные частные фирмы. Эти сферы эко-номики находятся под влиянием рыночного регулирования и под государст-венным воздействием. В то же время существует множество национальных мо-делей смешанной экономики.

    Современная смешанная экономика представляет собой регулируемое ры-ночное хозяйство. Это означает, что преобладающей формой собственности яв-ляется частная, но в отличие от классического капитализма это крупная част-ная, акционерная собственность. Из этого также следует, что преобладающей формой регулирования выступает рынок и конкуренция, которые дополняются государственным регулированием.

    Будущее экономического развития – смешанная экономика.

    Существует переходная экономическая система, характерная для стран, ко-торые освобождаются от недостатков командно-административной системы. В таких условиях трансформационные процессы происходят противоречиво, бур-но, с острыми социально-экономическими потрясениями, кризисными явлении-ями.

    Именно такое положение характерно для современной Украины, других государств, которые образовались на территории бывшего СССР, всех стран, которые отходят от командно-административной модели.

    1. Функции рынка. «Провалы» рынка и необходимость ГРЭ.

    Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

    Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

    В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

    Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

    Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

    Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

    В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

    Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

    Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

    Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

    В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.

    1. Функции Государства, как субъекта рыночной экономики

    Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

    · Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

    · Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

    · Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции.

    · Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растет число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести: поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В результате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится уменьшение неэффективности распределения ресурсов.

    · Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

    · Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

    · Регулирующая функция предусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечения социальной зашиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые и налоговые инструменты.

    1. Теоретические аспекты, проблемы ГРЭ. Методы и инструменты ГР рыночной Э.

    Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям.

    Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

    Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

    Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

    Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

    Прямые административные методы могут быть представлены следующим образом:

    · принятие законодательно-нормативных документов, положений;

    · управление государственной собственностью, в том числе:

    Управление предприятий государственного сектора;

    Государственную казну;

    Государственные инвестиции;

    Государственные кредиты;

    Субсидии;

    · лицензирование и квотирование;

    · применение санкций;

    · охрана окружающей среды;

    Прямые экономические методы - это:

    · формирование и использование бюджета;

    · формирование налоговой политики;

    · формирование амортизационной политики;

    · определение нормы банковского резерва;

    Косвенные экономические методы можно представить как:

    · целевое программирование;

    · установление минимальной заработной платы;

    · регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг;

    · антимонопольная политика, защита конкуренции.

    · государственное экономическое прогнозирование;

    · индикативное планирование;

    · регулирование налоговой системы;

    · кредитно-денежные инструменты;

    · валютные рычаги;

    · социальная политика;

    · внешнеэкономические формы воздействия.

    1. Государственный сектор экономики и государственная собственность, как инструменты регулирования экономики.

    Государственная собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью . Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации . Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

    1. Теория общественного выбора: парадоксы политического процесса + 7. Теория общественного выбора: экономика бюрократии

    Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
    индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
    концепция "экономического человека". Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
    Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.
    Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

    Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.
    Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.
    Практика взаимной поддержки депутатов путём "торговли голосами" называется логроллингом. Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его происхождение, к нему добавляют всё новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит
    одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть "куплены" предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.
    Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.
    Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

    Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках "политического обмена" выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень – разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует "конституцией экономической политики". Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.
    Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.

    1. Налоги, как основной источник доходов государства и инструмент ГРЭ.

    Налоги - обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

    Взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом .

    Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .