105.31 счет в бюджетном учете материальные запасы. Отдельные вопросы учета материальных запасов

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль-турных норм и социального опыта, необходимых для успеш-ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь-ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления о том, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.


Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее принимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

В сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

В сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

В сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни.

Социальный институт — это исторически сло-жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ-ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Стремление к полноте бытия свойственно всем людям, потому что двойственность и постоянная неудовлетворённость «достались» всем. В то же время каждый человек по-своему разрешает свою «человеческую» проблему. Это определяет уникальность каждого человека. Поэтому для человеческого существования характерно бесконечное разнообразие личностей.

Личность – это целостность врождённых (биологических) и приобретённых (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его индивидуальностью.

Индивид (конкретный человек) может вступать во взаимодействия, в отношения с другими людьми по-разному. Он может их любить, ненавидеть, быть к ним безразличным. Он может соперничать или сотрудничать. Он может построить социальную систему, построенную на равенстве или диктатуре, на свободе или насилии. Во всех этих отношениях реализуется человечекая энергия, проводником которой являются «качество» личности. Под «качеством» личности понимается степень освления человеком (индивидом) норм культуры, достигнутых обществом. Культурные модели и социальные институты при этом не просто «воздействуют» на индивида. Происходит взаимодействие, в ходе которого вся личность обычного индивида «штампуется» по образцу отношений, принятых в семье, социальных группах, организация и т.п. В данном процессе настолько велика роль социально-экономических и политических структур общества, что из анализа одной личности можно вывести представление (хотя бы в общих чертах) обо всей социальной структуре, в которой он действует.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно и созидательно. Репродуктивное восприятие подобно фотографированию. Созидательное восприятие можно сравнить с оживлением и воссозданием новых элементов среды (посредством спонтанной активности разума и чувств). Каждый человек воспринимает внешнюю среду и репродуктивно и созидательно. При этом нельзя, чтобы было преимущество у того или иного вида восприятия. Это будет отклонением от нормы При преимуществе репродуктивного восприятия человек видит в основном то, что на ходится на поверхности, не проникая в глубь, в сущность происходящего. Он видит детали, но не видит целого. Он не лишён воображения. Но оно лишь переносит в будущее результаты перечисления и комбинирования уже известных, существующих фактов. Такой человек обеднён социально.



При преимуществе созидательного восприятия человек вопринимает не те реальные факторы, которые видны всем. Он строит в своём внутреннем мире собственную реальность, которая является символом и отражением его внутреннего мира. Такой человек не может функционировать социально.

Нормальное человеческое существо в состоянии относиться к внешней среде одновременно и воспринимая её данность, и постигая её, и оживляя, и обогащая её собственной энергией. Результатом такого взаимодействия противоположных способностей восприятия внешней среды является не столько материальные вещи, произведения искусства, науки, литературы, сколько сам человек. Это подразумевает, что человек должен дать жизнь интеллектуальным и эмоциональным возможностям, своему «полному Я». Учитывая, что многие факторы внешней среды часто мешают этому процессу, человек умирает прежде, чем успевает полностью раскрыться, то есть полностью родиться. Для полного раскрытя сущности человеческого Я необходимы и в нём самом, и во внешней среде такие элементы взаимодействия, как забота, ответственность, уважение, знания .

Процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей (социального опыта), осуществляемый в общении и деятельности и позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества называется социализацией. То есть, процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества, определяющие его социальное положение, место в социуме. Человек проходит несколько видов социализаций в течение своей жизни.

Этот процесс начитается в семье, где происходит социализация детства или 1)первичная социализация .

Первичная социализация происходит своей семье, к которой ребёнок приспосабливается, и где он обретает социальные качества. Эти качества позволят ему приспособиться к социальной жизни. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация даёт возможность обществу воспроизводить самого себя. Это явялется условием сохранения и развития социальной культуры.

Кроме первичной существуют ещё 2)вторичная и 3)подготовительная и 4)повторная виды социализации.

Вторичная социализация предполагает процесс последующего введения социализированного семьёй индивида в другие сектора общеста (детский сад, школа, професиональная группа, армия и т.п.).

Подготовительная социализация – это принятие индивидом ценностей группы, к которлой он хотел бы принадлежать. Это облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент-сиудент, незамужняя-замужняя, неженатый, женатый ит.п.).

Повторная социализация (ресоциализаци я) возможна у взрослых людейв случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах:

1. В форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных, устаревших, утраченных (сельский житель-городской, житель России-житель другой страны, раблотающий- безработный, здоровый- инвалид)

2. В форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, нлорм, ролей (например, преступления).

Таким образом, не только общество формирует личность, но и в определённой мере сама природа человека формирует общественные условия его жизни. Следовательно, социальный процесс можно понять только исходя из знания подлинной сущности человека, его и физиологических, и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и внешними условиями его жизни.

Эрих Фромм: «Проблема человеческого существования совершенно уникальна: человек вышел из природы – и всё же пребывает в ней; он отчасти «божество», отчасти – животное, он и бесконечен и ограничен. Необходимость вновь и вновь разрешать противоречие своего существования, находить всё более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой. Вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений».

В той мере, в какой человек тоже животное, потребности в утодении голода, жажды, секса и т.д. являются обязательными. Но в той мере, в какой он очеловечен, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно не только для счастья, но даже и для его душевного здоровья. В этой уникальности положенич человека и заключена Архимедова точка его развития. Осмысление человеческой психики дролжно быть основано на анализе потребностей человека, вытекающих из условий его существования.

Потребности, вытекающие из самой сущности человека:

Приобщённость (в противовес нарциссизму);

Преодоление и созидательность (в противовес разрушительности);

Братство (в противовес кровосмешению);

Тождественность и индивидуальность (в противипроложность стадному конформизму);

Разум (в противовес иррациональному).

Вто время как тедло подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать ему, какие потребности стоит культивировать и удовлетворять, а каким надо позволить истощиться и зачахнуть. Но голод и аппетит – фукции тела, присущие человеку с рождения, тогда как совесть, заложенна в нём потенциально и нуждается в руководстве со стороны.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные - в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.


Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

2. Механизмы социализации

Механизмы - изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство.

Г. Хибин и М. Форверг выделяют 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

Два аспекта:

1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры;

2) освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений

Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты: учреждения, организации.

Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно):

1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;

2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает;

3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.

Детям (4 года США) предлагали на картинках флаги. Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился. В итоге - нравится флаг США, не нравится - флаг России.

В России провели тот же эксперимент: дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие данные: наиболее нравятся: 1 - США, 2 - Китайский 3 - Югославии 4 - флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по эстетическому. Следовательно, не было обнаружено политической социализации.

Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных групп была предложена следующая ситуация:

Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию). Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”.

В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до сих пор не опубликованы).

1) Американские дети выберут Америку (неполитический критерий: там у них друзья, родители и т.д)

2) Советские дети: Россия заняла 4 место. Советские дети выбрали 1- Америку и 2- Японию.

Экономические критерии: Осознание своей экономической неполноценности - взрослые передают детям в очень раннем возрасте.

На 3 место советские дети поставили Францию

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности -- их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек -- это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или -- точнее -- субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек -- безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,-- писал К. Маркс,-- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек -- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность -- это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств -- общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
12. Различные трактовки категорий «социальная общность» и «социальная группа». Их соотношение.

Часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией назы-вается процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении й деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако, поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего Я в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое Я и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отка-зываться от одного в пользу другого.
Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый - это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на вос-приятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (напри-мер, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации - атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:
того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»).;
того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»);
того, как мы отвечаем-на воспринятую нами реак цию других («Видимо, я буду всегда так причесы ваться»).
87
Глава II. Человек и общество
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский пси-холог Джордж Герберт Мид пошел дальше в анализе процесса развития нашего Я. Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале жизни, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего Я.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им дру-гие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего Я.
Мид считает,* что человеческое «Я» ростоит из двух частей: «Я - сам» и «Я - меня». «Я - бам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я - меня» это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я - сам» реагирует на воздействие «Я - меня» - осознание своего воздействия на других людей. Например, «Я - сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я - сам» знаю, что люди считают «Я - меня» справедливым человеком, всегда готовым
Социология
88
прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.
Третий этап, по Миду, - стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» - безликого «человека со стороны», олицетворяющего об-щественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны», например, следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Социализация

Жизненный путь, на котором происходит становление личности, описывается в социологии с помощью понятия «социализация». С приходом каждого нового поколения перед обществом встают непростые проблемы приобщения его к жизни. Происходит это не просто как передача социального опыта (обучение и воспитание), но и как активное вовлечение каждого человека в деятельность общества. Личность, в известной степени, - это результат социального взаимодействия с другими людьми, которое ведет на определенном этапе к формированию самосознания, пониманию и умению играть свою роль, занятию своего социального места.

Важным аспектом социализации является интернализация превращение общественных норм и ценностей в личные убеждения человека. Американский социолог Т.Парсонс отмечал по этому поводу, что индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», вследствие чего следование общезначимым нормам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Путь социализации пролегает через различные социальные группы, последовательно сменяющие друг друга от возраста к возрасту (семья, сверстники, соседи, сограждане и т.д.). Известный психолог, академик А.В.Петровский так характеризовал «ступеньки» социализации: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различные по уровню развития общности, имеющие особое значение на разных возрастных этапах. Развитие личности определяется характером групп, в которых она интегрирована (включена). Приобщение к жизни группы предполагает формирование определенной системы потребностей и интересов, закрепление специфических (стандартных для данной группы) способов восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях. Социализация это и приобщение личности к культурному наследию человечества. Чем шире доступ к общечеловеческим ценностям, богатствам отечественной культуры, тем гармоничнее и эффективнее процесс становления личности.

Процесс социализации включает в себя не только социализирующихся индивидов, но и тех, кто обеспечивает обучение нормам и освоение социальных ролей – агентов социализации. К ним относят как конкретных людей, группы (родители, учителя, сверстники), так и социальные институты (школу, вуз, производство, церковь, государство, СМИ и т.д.) Агенты социализации не просто передают социальный опыт, но и контролируют правильность усвоения знаний и образцов поведения человеком. Они формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становление личности человека.

Социализация сложный процесс. Во-первых, само общество постоянно меняется, меняется социальная структура, институты, общественные отношения, а значит, меняются требования, предъявляемые к личности.

Во-вторых, социальные агенты могут оказывать совершенно противоположное влияние (родители говорят одно, а сверстники другое).

В-третьих, человек не пассивно приспосабливается к среде, а активно участвует в процессе социализации. Он может сделать выбор из предложенных ему жизненных путей, даже изменить социальную среду, общественные правила. Проявлением активного начала со стороны человека может стать девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение.

Таким образом, в создании личности участвуют и общество и сам человек, как обладатель индивидуальных черт характера, темперамента, взглядов и убеждений.