Отношения
Из совокупности понятий, относящихся к данной системе, рассмотрим следующие группы: территориальное разделение труда, размещение производительных сил, пространственные экономические пропорции и экономико-географические связи. Ряд отношений имеет общегеографический характер (плотность, смежность, совместимость), и их экономико-географическая интерпретация увеличила бы объем, но не повысила бы информативную ценность данной работы, поэтому их опустим. Некоторые отношения (специализация, комплексность) рассматриваются вкупе с понятием «экономико-географический район».
Территориальное разделение труда. Эта политэкономиче-ская категория - фундаментальное понятие для экономической географии, ибо отражаемое им явление есть основополагающий принцип и стимул развития всех экономических пространственных процессов.
Родовым понятием, очевидно, следует считать «общественное разделение труда». Классиками марксизма-ленинизма эта категория определяется как «общее состояние общественного труда, рассматриваемого с его вещественной стороны в качестве труда, производящего потребительные стоимости» "; как процесс, в результате которого «известная трудовая операция, бывшая еще вчера одной из многих функций одного и того же товаропроизводителя, сегодня... обособляется как нечто самостоятельное...» 2 ; как основной стимул и источник роста производительности труда, создающий
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, с. 38.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 116.
условия, при которых «продукт и его производитель совершенствуются...» 1 ; как фактор обобществления труда, требующий «специализации различных функций процесса производства...» 2 ; как синоним специализации 3 . Таким образом, разделение труда вообще понимается как необратимый объективный процесс развития производительных сил, при котором происходит обособление различных видов трудовой деятельности, специализация отдельных производящих единиц, обмен между ними продуктами своей деятельности; процесс, ведущий в конечном счете к росту производительности общественного труда. Чем глубже уровень разделения труда внутри нации, тем выше уровень развития ее производительных сил 4 .
Классиками марксизма-ленинизма отмечалась и категория территориального разделения труда; последнее стоит «в непосредственной связи с разделением труда вообще...» 5 , выражается в закреплении отдельных отраслей за определенными районами 6 , в специализации «отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта» 7 . Указывалось также, что различия между районами в естественных условиях- одна из причин территориального разделения труда, однако эта причина влияет на производство не непосредственно, а косвенно, через существующие производственные отношения 8 .
Итак, территориальное разделение труда - объективный необратимый процесс производственной специализации, обособления экономических районов и усиления межрайонной кооперации, обмена специализированной продукцией и услугами; пространственное проявление разделения общественного труда вообще, обусловленное экономическими, социальными, природными, национально-историческими особенностями различных территорий и их географическим положением; один из факторов повышения производительности общест-
1 К. М а р к с и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 378.
2 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 1, с. 95.
3 См. там же, с. 94.
4 См. К. МарксиФ. Энгельс. Соч., т. 3, с. 20.
6 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 3, с. 431.
с См. К. М а р к с и Ф Э н г е л ь с. Соч., т. 23, с. 366.
7 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 3, с. 431.
8 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 6, с. 441; т. 23, с. 522.
венного труда "; уровень (глубина) территориального разделения труда может служить показателем уровня разделения труда вообще в данной стране и, следовательно, показателем уровня развития ее производительных сил, а характер возникающих при этом социальных и экономических отношений между районами зависит от господствующего общественного строя.
Категория территориального разделения труда в экономической географии конструктивно служит для философского и политэкономического объяснения процесса районооб-разования, для обоснования основного стимула рационального размещения производительных сил - повышения производительности общественного труда; а также является одним из показателей степени экономической освоенности пространства и уровня развития производительных сил страны.
Как известно, многие географы (например Н. Н. Баранский) употребляли термин «географическое разделение труда», так же обозначалось это понятие в документах первого пятилетнего плана. Можно было бы сохранить этот синоним, ограничив его использование в негеографической литературе, где его информативность повышается. Но есть более приемлемый вариант его использования. Известно, что классики марксизма-ленинизма применяли выражение «территориальное разделение труда» лишь при анализе национальных хозяйств, национальных рынков; здесь, очевидно, на первый план выступало юридическое толкование термина «территория», соотносимого с отдельным государством. Для обозначения специализации стран в рамках межнациональных и международного рынка классики марксизма-ленинизма употребляли выражение международное разделение труда, которое и следует закрепить в исследованиях по географии мирового хозяйства и в области международных экономических отношений. В связи с этим термин географическое разделение труда мог бы применяться для обозначения производственной специализации любых экономически взаимосвязанных территориальных образований и трактоваться как 1 Хотя природные условия, географическое положение и прочие региональные факторы влияют на специализацию районов косвенно, через существующие производственные отношения, подразумевается, что в каждую конкретную эпоху эта специализация в определенной мере не противоречит региональным условиям, основана на них и в конечном счете обладает качеством рациональности и обеспечивает повышение производительности труда в рамках данного общества.
Очевидно, следует узаконить применение еще двух терминов: внутрирайонное разделение труда, обозначающее специализацию отдельных производств внутри экономического района, и внутрирайонное территориальное разделение труда, обозначающее специализацию и взаимосвязан-иость отдельных подрайонов данного экономического района. Логически следует, что в мельчайшем экономическом районе категория территориального разделения труда теряет свою конструктивность, и аналогичные понятия должны отражаться другими терминами (например, организация территории, организация землепользования, землеустройство и др.).
Рис. 11 отражает понятийно-терминологическую систему, построенную на базе исходного понятия «разделение труда». Размещение производительных сил. В ЕСТ экономической географии и региональной экономики термин «размещение производительных сил» употребляется в четырех значениях: как конкретное состояние распределения по территории экономико-географических объектов; как форма организации производительных сил; как процесс сдвигов в распределении производительных сил по территории за определенный период; как одно из направлений социально-экономической политики.
Однако при всей многозначности термина отражаемые им понятия так или иначе связаны с отношением производительных сил к территории, причем в значении, отличающемся от того, которое вкладывается в выражение «территориальное разделение труда». Основное различие между этими понятиями заключается в том, что территориальное разделение труда в известном смысле ближе к категории производственных отношений; в частности, смена капиталистических производственных отношений социалистическими ведет к довольно быстрому (во всяком случае сопоставимому по темпам с периодом становления новых производственных отношений) изменению территориального разделения труда, например к ликвидации отношений неравноправности между районами. Понятие «размещение производительных сил» в свою очередь ближе к категории «производительные силы», что подтверждается и их системно-терминологической связью. В этом смысле оба понятия «равноправны» по своей значимости, но с методической точки зрения А. М. Смирнов
был прав, заявляя, что понятие «размещение производства» является первой ступенью конкретизации типа территориального разделения труда . «Вдумываясь в понятие «размещение отраслей», - писал Р. М. Кабо, - можно сказать, что размещение есть не что иное, как проявление процесса общественного разделения труда, и в законах этого разделения, очевидно, и следует искать ответ на вопросы, почему предприятия дайной отрасли избирают преимущественно определенный район, а в пределах этого района определенные места» .
Прежде чем критиковать естественно сложившиеся значения термина, надо отметить, что при контекстуальном использовании в известной мере правомерно каждое из них.
90
Нo что касается, например, политики, то в последнее время чаще употребляется выражение региональная
(социально-экоономическая) политика;
эпитет «региональная» в данном случае означает, что политика эта исходит из факта (или признает факт) региональной дискретности пространства, неравнозначности регионов по факторам развития и целям, вследствие чего сама политика строится дифференцированно. Для обозначения формы организации производительных сил в территориальном аспекте научная и официальная литература все больше склоняется к термину территориальная структура хозяйства
- динамическое состояние размещения производительных сил по экономическим районам, связанным в единой системе национальной экономики. Если это понятие обогатить фактором «управление», то получим территориальную организацию производительных сил.
Терминоэлементы «структура» и «организация» в первую очередь воспринимаются как статические, а не динамические, поэтому термины «территориальная структура хозяйства» и «территориальная организация хозяйства» контекстуально могут служить синонимами термина «размещение производительных сил», понимаемого как состояние.
Таким образом, наиболее общее определение рассматриваемого понятия следующее:
Размещение производительных сил - динамическое состояние, характеризующее распределение производительных сил по территории в соответствии с природными, социальными и экономическими условиями отдельных районов и определяемое особенностями территориального разделения труда, присущими данной социально-экономической системе.
Это понятие может члениться на расселение и размещение производства; последнее в свою очередь может иметь много компонентных вариаций - размещение промышленности (и далее - по отраслям), сельского хозяйства, непроизводственной сферы и т. д.
О трудовых ресурсах трудно сказать с определенностью, «расселяются» они или «размещаются»; в научном языке традиционно закрепился термин «размещение трудовых ресурсов», который и предлагается сохранить: этим как бы подчеркивается связь данной категории населения с размещением производства. К отдельным видам размещения, рассмотренным в разделе «Географические отношения» (равномерное, корреляционное размещение и др.), экономическая
география должна ввести еще одну вариацию - антропоном-ное размещение (размещение объектов и явлений пропорционально или корреляционно по отношению к плотности населения).
В литературе довольно часто упоминается термин «формы размещения производительных сил (производства)», «формы расселения». Учитывая общенаучное философское содержание понятия «форма», можно предположить, что в данном случае речь должна идти о внешних признаках исследуемых экономико-географических образований, о различных вариантах отношений между экономико-географическими объектами и территорией. Характеристики, описывающие содержание экономико-географических образований (системность комплексность, специализация и некоторые другие), не должны смешиваться с формами размещения. Поэтому понятие формы размещения производительных сил можно определить как устойчивые экономико-географические образования, характеризующиеся размерностью, конфигурацией, плотностью и взаимным расположением структурных элементов; причем эти характеристики тесно связаны с функциональными характеристиками данного образования и зависят от них.
Для определения точки или района размещения отдельного объекта применяются термины «местоположение», «место размещения», однако их можно заменить более кратким термином локация, который имеет в экономико-географическом языке обширное семейство «родственников»-«локальный», «локационный», «локализация», из неологизмов - «ло-калитет».
Локация указывает место размещения объекта, его географический адрес. Та же характеристика объекта, расширенная указаниями на связь объекта с его окружением, именуется традиционно географическим положением. В отличие от локации географическое положение является одним из факторов размещения или регионального развития.
При концентризации понятия «географическое положение» можно получить понятия «макроположение», «мезополо-жение», «микроположение»; последнее, вероятно, должно выходить за рамки экономической географии (категория районной планировки).
Пространственные социальные и экономические пропорции. В наиболее общем виде пространственные пропорции
можно понимать как соотношение динамического равновесия между компонентами данного географического ландшафта. Пока эти пропорции не нарушаются, ландшафт развивается, не теряя своих типологических черт. Нарушение пропорциональности связано с изменением ландшафта, его перестройкой, с его переходом в другой тип.
Пространственные социальные и экономические пропорции должны характеризовать такое динамическое равновесие между социальными, экономическими и природными элементами данной территории, которое исключает возникновение несоответствий, приводящих к снижению производительности общественного труда (или темпов роста этой производительности), снижению жизненного уровня населения, ухудшению окружающей среды. При таком определении понятие о пропорциях остается весьма широким и, хотя оно поддается некоторой формализации (путем разработки отчетных и перспективных балансов в региональном разрезе), является менее четким, чем его антипонятие - пространственные диспропорции.
Пространственные диспропорции легко описываются индуктивным методом. Выделяются следующие их виды и подвиды.
A. Снижающие производительность общественного труда или темпы
ее роста: 1) длительный простой мощностей в сфере материального произ
водства из-за несинхронного ввода в строй объектов (сюда не должны
включаться _простои по причинам плохой организации поставок, что под
лежит особому рассмотрению); 2) исчерпание ресурса без предварительной
перестройки (реконверсии) экономики данной территории; 3) структурные
несоответствия, приводящие к росту непроизводственных затрат. При этом
отсутствие в районе какой-либо промежуточной стадии производства не
может считаться диспропорцией, если такой вариант территориального
разделения труда оправдан с народнохозяйственной точки зрения.
Б. Снижающие жизненный уровень населения: 1) неполная занятость желающего работать трудоспособного населения; 2) несоответствие между сферами приложения мужского и женского труда; 3) длительное отставание района во всех его важнейших аспектах, характеризующих уровень жизни; 4) недостаточное развитие социальной инфраструктуры.
B. Ухудшающие окружающую среду: 1) преждевременное исчерпание
или резкое ухудшение природных условий, приводящее к нарушению
цикла восстановления возобновляемых производственных ресурсов естест-
венного происхождения; 2) ухудшение среды обитания.
В принципе пропорциональность близка к понятию комплексности, диспропорциональность следует понимать как нарушение устойчивых связей между компонентами, т. е. как нарушение комплексности. Поэтому в предлагаемом варианте понятийно-терминологической системы акция, направлен-
ная на поддержание пространственных пропорций, должна быть связана с политикой (процессом) комплексного развития экономических районов (см. главу 16). Акция, направленная на восстановление нарушенной пропорциональности, будет связана с политикой (процессом) комплексирующего размещения, т. е. такого размещения объектов, которое восстанавливало бы нарушенную комплексность.
Если в территориальной структуре хозяйства нет пространственных диспропорций, но считается, что при другом варианте размещения производительных сил (который может рассматриваться как долговременная цель в плановом управлении развитием экономики) функционирование хозяйства было бы более экономичным, рациональным, то такие вневременные несоответствия можно условно именовать территориальными диспропорциями.
Экономико-географические связи. Связи - потоки вещества, энергии, информации и возвратного передвижения людей- чрезвычайно многообразны, и это «многообразие связей и отношений между обществом и окружающей его внешней средой породило довольно много не вполне совпадающих, нередко взаимно противоречивых понятий и терминов, нуждающихся в более тщательной разработке и в уточнении самого их содержания» . Для того чтобы упорядочить эту понятийно-терминологическую систему, предлагается принять за основу следующие исходные посылки.
В формировании ландшафта основную роль (отвлечемся от космических и теллурических сил) играют, как отмечалось ранее, три главных агента: человек (общество), производство, природа (в том объеме, который отождествляется с понятием «природная среда»), В предлагаемом варианте эти три агента приравниваются к трем основным агентам связи, т. е. к таким элементам, где либо начинается, либо заканчивается конкретный поток носителя связи - вещества, энергии и т. п. Объединив агентов попарно и замкнув каждый из них на себя, получим шесть каналов связи и девять направлений связи 1 , что видно из рис. 12.
Агенты связи можно обозначить символами: О - общество, П - производство, С - природная среда; каналы связи -
1 Теоретически направлений связи в схеме должно быть 12, так как замкнутые связи каждого из агентов имеют два направления. Но с терминологической точки зрения эти замкнутые «прямые» и «обратные» связи суть одно и то же.
символами О/О, О/П, О/С, П/П, П/С, С/С, а направления связей -символами ПО, СП и т. д., где первый символ указывает исходный, а второй - конечный агент связи 1 . Если ввести дополнительные обозначения (л - люди), можно конкретизировать символику дальше; так ОПл будет обозначать передвижение людей к объектам производства и обратно,
1 Объединяя два агента связи в один и противопоставляя его оставшемуся третьему, можем получить еще три канала и шесть направлений связей - например, между человеком, с одной стороны, и производством и природой - с другой (О/П + С); между природой, с одной стороны, и человеком и производством-с другой (С/О + П) и т. д Такие группировки будут «работать» при определении совокупность понятий «географическая среда».
ППи- внутрипроизводственные потоки информации и т. п. Приведенная символика служит лишь для облегчения систематизации связей и не претендует на канонизацию.
Рассмотрим отдельные группы связей по каналам и направлениям.
С/С-связи. Совокупность связей между отдельными компонентами природной среды выходит за рамки экономической географии и подробно не рассматривается в данной работе.
0/0-связи, или совокупность социальных связей. Среди них можно выделить демографические связи (ООл - все виды передвижения людей, вызванные так называемыми семейными обстоятельствами), социальные информационные связи (ООи - потоки корреспонденции, телеграмм, телефонных переговоров и т. д., не связанных с обслуживанием производства). В эту же совокупность должны входить связи ООд - денежные переводы и ООв - почтовые посылки, которые пока оставляются нетерминированными.
П/П-связи, или совокупность производственных связей. Здесь выделим технологические связи, объединяющие отдельные элементы общественного производства по линии «изменения состояния, свойств, формы или размеров сырья, материала или полуфабриката в процессе получения конечного продукта»"; к этому виду связей относятся все виды материальных поставок одного предприятия другому, за исключением: а) поставок конечного продукта, т.е. продукта, выходящего из сферы производства в сферу потребления или остающегося в сфере производства, но уже в качестве средства производства, а не предмета труда; б) «обезличенных» поставок через органы материально-технического снабжения; в) прочих видов производственных связей. Для всех производственных связей не технологического характера вводится условный термин воспроизводственные связи, так как все они в конечном счете обеспечивают непрерывность процесса общественного производства, т. е. процесс воспроизводства. Термин производственные информационные связи в определении не нуждается; возможен синоним связи управления. > +
1 Данная трактовка технологических связей построена на основе определения понятия «технология» (Энциклопедия «Промышленность и строительство». М., 1965, т. 3, с. 374); вместо слов «готовый продукт» поставлено «конечный продукт».
Рассмотрим связи незамкнутые, между агентами. 0/П-связи. Регулярные передвижения людей, вызванные территориальным разобщением жилья и мест приложения труда, именуются трудовыми связями (или культурно-бытовыми, если эти поездки касаются посещения соответствующих учреждений с нетрудовыми целями). Трудовые и культурно-бытовые связи территориально ограничены ареалом челночных поездок людей. Потоки конечных потребительских продуктов и услуг от общественного производства к населению предлагается обозначать термином распределительные связи.
0/С-связи. Передвижения людей от жилья в зоны отдыха или по соответствующим туристским маршрутам объединяются термином рекреационные связи. Очевидно, должен существовать ОСв-поток вещества и энергии от человека к природе, который географами не изучается, но его можно предусмотреть в общей схеме под названием социально-экологические связи. Обратные связи - от природы к человеку - почти все опосредствованы производством, кроме кислорода воздуха, колодезной воды и т. п. (на рис. 13 сохранены под названием биологические связи).
П/С-связи. В связях между природой и производством необходимо выделить природно-хозяйственные, или ресурсные (СПв), и обратные производственно-экологические (ПСв). Расхождение в системности терминов можно объяснить «результатом» связей: те, что идут от природы, обеспечивают ресурсами хозяйство; обратные связи от производства влияют на экологию окружающей среды.
В общем виде данная понятийно-терминологическая система представлена на рис. 13.
Для экономико-географических связей важной характеристикой является их направленность по отношению к исследуемому объекту, «от объекта» или «к объекту». В целях установления с другими научными дисциплинами сопоставимости терминов предлагается именовать эти парные понятия входные и выходные связи.
Экономическое тяготение. Вместе с понятием «территориальные связи» необходимо проанализировать понятие «тяготение», которое в экономической географии имеет иное содержание, чем в физической географии, физике и естественных науках вообще. В социологические науки, и в частности в экономическую географию, этот термин впервые ввел
Э. Б. Алаев 97
известный русский ученый-революционер Н. Морозов". Впо-следствии этой концепции стал придерживаться американский ученый У. Рейли (1929) и ряд других ученых. Как Н. Морозов, так и У. Рейли и его последователи видели в процессах экономического тяготения полную аналогию процессам тяготения в физике, что приводило их научные построения к весьма противоречивым результатам. На самом деле здесь имеет место метод, известный как «перенос термина по внешней аналогии» . Так, у печерского угля нет никакого физического тяготения к Череповецкому металлургическому комбинату, тонны его могут лежать веками без движения до тех пор, пока целенаправленная деятельность людей не осуществит эту связь. Даже мотивация перемещения людей не выходит за рамки чисто внешней аналогии с физическими процессами. Энгельс писал, что «у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли...» 2 ; у человека принятие решения зависит от объема и достоверности информации, от умения осмысливать эту информацию, в конце концов от того, принимает он эти решения «обдуманно или под влиянием страсти...» 3 . В этом кроется невозможность прямого переноса законов природы в сферу экономической и социальной деятельности людей.
В настоящее время экономическое тяготение рассматривается как рациональное предпочтение в отборе агентов связей и, как следствие, как один из важных районоформирую-щих факторов, когда речь идет об экономическом тяготении «различных местностей к их хозяйственным центрам, в первую очередь - к городам» .
Пространственные экономико-географические процессы
Данная понятийно-терминологическая система условно разделена на две системы третьего порядка. К первой отнесены собственно экономико-географические процессы, анализ
1 Н. Морозов. Христос (кн. 2-я). Л., 1926. 3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 310. 3 Там же, с. 306.
которых является предметом исследования только экономической географии и региональной экономики. Ко второй - прочие социальные и экономические процессы, изучаемые другими науками, но имеющие довольно четкий пространственный аспект - настолько четкий, что применение географических методов при его изучении обязательно.
Собственно экономико-географические процессы. Приведенная в предыдущем разделе система аналогичных общегеографических терминов может быть распространена и на экономико-географические процессы, хотя потребуются некоторые дополнительные комментарии.
Процесс размещения производительных сил должен пониматься как наиболее общее понятие, характеризующее любые структурные изменения экономико-географического ландшафта за исследуемый отрезок времени: эти изменения зависят в первую очередь от складывающегося территориального разделения труда и в конечном счете от особенностей данной социально-экономической формации, хотя влияние природных условий не может при этом игнорироваться.
В настоящее время неправомерность и даже ошибочность смешения статического и динамического вариантов понятия «размещение производительных сил» можно считать доказанной .
Изменения, охватываемые этим общим понятием, могут быть следующего характера:
Полностью меняется территориальная структура народного хозяйства, т. е. когда изменения затрагивают региональное размещение отраслей и межрайонные производственные связи;
Территориальная структура остается без изменения, но
меняется отраслевая структура одного или отдельных райо
нов, т. е. когда затрагивается региональная структура народ
ного хозяйства;
Не меняются ни территориальная, ни региональная
структуры, но происходит переориентация межрайонных свя
зей;
Межрайонные связи не меняются, но меняется их ин
тенсивность.
Эти изменения, по крайней мере последнее из них, долж ны иметь место, если происходит развитие экономики. Прс цесс размещения не будет наблюдаться, если отсутству любое развитие экономики, даже отрицательное, т. е. ког
не меняется ни одна из структур, стабильными остаются численность населения и его половозрастная структура (случай скорее гипотетический).
Мерой процесса служат различные показатели. В литературе чаще других используется слово «сдвиги» (в размещении). Следует договориться, что под сдвигами понимаются такие изменения в размещении, которые отражаются в смене за исследуемый период порядковых номеров объектов наблюдения (таксонов, поселений), упорядоченных в соответствии с интенсивностью наблюдаемого признака. При этом, если смена порядковых номеров наблюдалась у небольшого числа таксонов или у таксонов с наименьшими значениями признака, сдвиги следует считать ординарными, если - у значительного числа таксонов или у таксонов с наибольшим значением признака, сдвиги следует считать кардинальными.
Процесс размещения производительных сил объективен независимо от того, развивается ли он стихийно или регулируется государственным планом. Но для процесса расселения традиция закрепила два термина: миграция - для стихийного или косвенно управляемого процесса и переселение - для организованного процесса.
Процесс размещения складывается из индивидуальных актов, в частности из актов локализации, при определении которых должны фигурировать четыре понятия: объект размещения, локация (место размещения), цель, аргументация (обоснование акта). Объектом размещения следует считать любую дискретную, технологически самостоятельную единицу, отвечающую условию целочисленности. В этой роли мо-чет выступать и конкретный экономико-географический объект (предприятие, перегон и т. д.) или сочетание объектов; но в практике территориального планирования размещать приходится не столько отдельные предприятия, сколько новые мощности на существующих предприятиях. В принципе объект размещения - категория региональной экономики, а не экономической географии.
Одна из форм проявления процесса размещения производительных сил - освоение территории, или включение в народное хозяйство (в территориальное разделение труда) территорий, до этого имевших природный, неизменный ланд-|афт. Результат этого процесса отражается в той или иной "епени освоенности территории; эта степень может харак-
зизоваться относительно (в сравнении с уже освоенными
территориями) и абсолютно (показателями насыщения данной территории видами и объектами хозяйственной деятельности) . В данном случае нельзя употреблять выражение «освоение новых территорий», это применимо лишь к территориям, недавно открытым или вошедшим в состав данного государства.
Другая форма проявления процесса размещения производительных сил - распространение нововведений, т. е. процесс расширения территории, охватываемой новой техникой и вообще технологическими новшествами, или, другими словами, территориальный аспект развития научно-технического прогресса.
Экономические и социальные процессы с пространственной характеристикой. Для социалистической экономики характерен такой процесс, как выравнивание уровней экономического развития районов, когда при повсеместном росте производительности общественного труда ликвидируются порайонные различия в экономических показателях, прежде всего различия в уровне производительности общественного труда, вызванные недостаточной организацией производства; предполагается, что оценка результатов процесса производится по показателям, очищенным от искажений, вызванных особенностями отраслевой структуры отдельных районов.
Понятие выравнивание региональных уровней жизни можно оставить без определения (редкий случай, когда термин почти адекватен своему толкованию). Сделаю лишь два комментария: во-первых, в социалистическом обществе отставшие районы должны «догнать» передовые, а не наоборот; во-вторых, целью процесса (и соответствующей политики) надо считать не достижение в каждом районе средних показателей по стране, а выход на так называемые нормативные показатели, которые учитывают и региональные стимулирующие предпочтения, определяемые принципами региональной политики в данный период развития.
Обоим терминам из-за их громоздкости грозит неминуемый эллипс. По всей вероятности, в живой разговорной речи мы будем говорить об «экономическом» и «социальном» выравнивании регионов; с течением времени эти эллипсы уза-конятся и в письменной речи.
Диверсификация хозяйства района - процесс усложнения отраслевой структуры района за счет появления и развития новых отраслей и вообще новых сфер приложения
труда. По аналогии с общегеографическим понятием в эко-мпмической географии должно существовать и понятие «дифференцирование территории», или процесс усложнения территориальной структуры таксона; процесс этот является уже чисто экономико-географическим.
Урбанизация выражается в росте и распространении городских поселений и в превращении городов в ядра абсолютного большинства экономических районов и вообще, как замечает Б. С. Хорев, представляет собой «самую главную черту расселения людей в современную эпоху» . Продуктом современной урбанизации, пишет он далее, является «тот комплекс специфических жизненных условий и их следствий или стиль жизни, который, будучи характерным для современных больших городов, все более становится достоянием и малых городов, многих сельских поселений, целых районов и даже государств» . Факторами, стимулирующими и усиливающими урбанизацию, являются продолжающийся процесс общественного разделения труда, особенно резкое возрастание числа видов несельскохозяйственной деятельности при росте производительности сельскохозяйственного труда, концентрация производства, превращение науки в непосредственную производительную силу и др.
Поэтому урбанизацию можно определить как резко усилившийся в эпоху научно-технической революции социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрировании населения в них и особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений и являющийся отражением глубоких структурных сдвигов в экономике и социальной жизни, происходящих в период современной научно-технической революции.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15
Тема №3: Мы познаем Японию-страну диспропорций?
Ф.И.О. – Петрова Людмила Анатольевна
Место работы – Муниципальное бюджетное образовательное учреждения Средняя образовательная школа №3 г. Стрежевой.
Должность -учитель.
Предмет – география.
Класс – 11.
Раздел: Зарубежная Азия.Япония
Тема - «Мы знакомимся с Японией». Урок №3.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.П.Максаковский.-15-е изд.-М.:Просвещение, 2007
Цель урока: углубление и конкретизация знаний учащихся о неравномерности в территориальных размещениях внутри одной страны на примере Японии
Задачи: Обобщить,закрепить и проанализировать имеющиеся знания по теме: Япония;
Сформировать умение работы с учебником, картами атласа и др.печатной информацией;
Установить причинно-следственные связи неравнозначности территориальной структуры социально-экономического устройства;
Сформировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации через
использование электронных образовательных ресурсов;
Сформировать умение коллективной работы учащихся, уважительного отношения к
истории культуре народов других стран.
Формируемые УУД:
Личностные: Формирует действие смыслообразования;
Регулятивные: формирование умения организации своей учебной деятельности;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, современных средств коммуникации.
12. . Тип урока: Практический с использованием ЭОР и ЦОР, с элементами дискуссии, углубляющий знания по теме
13. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповая и фронтальная.
14. Необходимое техническое оборудование - учебники, атласы 10 класс, компьютеры, интерактивна доска, проектор, Интернет
15. Используемые ЭОР и ЦОР:
Ресурс №1
Ресурс расположен на сайте Федерального портала «Российское образование» , позволяет он-лайн работать в контурной карте. Наносить условные знаки, делать подписи к ним и затем сохранять карту для проверки ее учителем.
Ресурс №2
Ресурс позволяет освоить курс «Социально-экономической географии 11 класс», богат теоретическим материалом по изучаемой теме, картами, схемами, иллюстрациями. Также имеются разделы: Практика и Тесты, позволяющие на практике применить изученный материал, а также проверить свои знания
Ресуср №3
Видео презентация:Япония .
Ресурс используется для вызова заинтересованности учащихся в изучении темы. Это видео альбом, где представлена Япония-современная страна с самобытными традициями и неповторимой природой. Может использоваться на различных этапах урока и с различной педагогической целью
Технологическая карта урока
Этап урока
Название
используемых
ЦОР и ЭОР (табл.2)
Деятельность
Деятельность ученика
Организационный момент
Ресурс №3
Объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы. Во время вступительных слов учителя-демонстрация видео презентации «Япония»
Настраиваются на активную деятельность
Актуализация знаний
Ресурс №2
В ходе фронтальной беседы актуализируют имеющиеся знания по теме
Учащиеся в ходе фронтальной беседы, работая по картам электронного учебника повторяют имеющиеся знания о Японии
Создание проблемной ситуации
Создает противоречие и проблемную ситуацию
Осознают выдвинутую гипотезу, попадают в проблемную ситуацию противоречия
Поиск путей решения проблемы
Ресурс №1,2
Предлагает подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, решить проблему в ходе самостоятельной работы
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает свое задание в зависимости от формы работы:1) с учебником и электронной картой
2)с учебником и атласом
3)за компьютером с применением электронного учебника
Консультирует, следит за временем
Пытаются решить проблему
Решение проблемы
Ресурс №3, 1(при ответе учащихся демонстрация своей работы)
Учитель озвучивает проблемный вопрос урока и выслушивает доклад от каждой группы
Озвучивают своё мнение проблемной ситуации, подтверждают или нет выдвинутую гипотезу учителя.
Рефлексия
Ресурс №3
предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий(обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.
Высказывают свое мнение о собственной работе и работе группы в целом
Домашнее задание
Объявляет домашнее задание: п.4, тема Зарубежная Азия.Ответить на вопросы параграфа, подготовить презентацию о достопримечательностях Японии
Перечень используемых на данном уроке ЭОР и ЦОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Практика
Практическое решение проблемной ситуации
Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира».
Информация
Теоритический, картографический статистический и иллюстративный материал
Презентация «Япония»
Информация
Визуальная информация, актуализация, стимулирование к деятельности
Представленный урок географии– урок обобщения изученной темы, при разработке которого учителю рекомендуется:
1. Спланировать учебный материал и систему вопросов по теме урока с использованием ЭОР и ЦОР;
2. Подготовить планы для работы с ЭОР и ЦОР;
3. Спланировать самостоятельную работу обучающихся по ЭОР и домашнее задание по теме урока с использованием ЭОР, заранее выставить ЭОР «Зарубежная Азия» на сайт электронного журнала Net -город
Конспект урока.
Организационный момент : объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы.
Учитель в ходе фронтальной беседы напоминает учащимся о географическом положении Японии, форме государственного устройства и особенности Японии, как о единственной стране Зарубежной Азии, входящей в « Большую восьмерку», занимающей 2 место по уровню развития экономики в мире, являющейся нашим ближайшим соседом.
Учителем ставится проблемный вопрос: -Япония- совсем небольшая страна по своей территории и чтобы достичь таких высот в своем развитии, на этой территории должно быть очень компактное и практически сплошное размещение населения и различных производственных объектов(заводов, фабрик и т.д.)На самом деле, если посмотреть на карту Японии, то можно увидеть, что в территориальном размещении населения, транспортных путей, производства существует диспропорция и неравномерность. С чем они связаны? Не эти ли диспропорции и контрастность организовали Японию особым образом и сделали ее тем, что она есть сейчас?
Учащимся предлагается доказать или опровергнуть поставленную проблему в ходе самостоятельной работы.
Класс делится на 3 группы, каждой группе выдается задание, которое выполняется в течение 10-12 мин. Количество групп зависит от количества учащихся в классе и количества посадочных мест за ПК. В связи с этим набор заданий и время работы групп могут быть изменены учителем.
Учитель следит за ходом работы учащихся, за временем, вовремя сменяя форму деятельности учащихся.
В конце урока учитель опять возвращается к поставленной проблеме и предлагает учащимся высказаться, дать ответ на поставленную проблему, исходя из выводов, которые они должны были сформулировать в ходе своей работы.
Рефлексия: Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий(обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.
Задание №1: Работа с учебником- время работы 12 мин
Цель работы: Сравните отдельные районы Японии и приведите фактические доказательства различного уровня развития и размещения производства, отразить информацию на электронной карте пи помощи условных знаков
1. Рассмотрите в атласе карту «Япония» и конкретизируйте следующие положения учебника:
а) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, металлургических,
нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»;
б) «В его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства,
и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты» .
2. Ответьте на вопрос письменно , подтвердите из карт:- о каком районе говорится в положениях?
Почему сложилась такая диспропорция в размещении производственных мощностей,
транспортных магистралей, с чем она связана?
Влияет ли такое территориальное размещение хозяйства Японии на уровень ее развития7
Как Япония старается сгладить диспропорции в размещении производительных сил
3. Отразите территориальное размещение основных мегаполисов и центров экономической и политической жизни Японии на электронной карте с помощью условных знаков. Сохраните подписанную карту для проверки на рабочем столе компьютера.
4. Сделайте вывод о наличии диспропорции в развитии и размещении
производительных сил или отсутствии такой диспропорции, запишите в тетрадь
ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?
Задание №2:Работа с учебником и картами атласа.
Цель: используя учебник и карты атласа рассмотреть зависимость уровня экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала, объяснить, как это отражается в структуре внешнеэкономических связей Японии
Рассмотрите карты атласа№4-9, запишите в тетрадь, какими видами ресурсов обладает Япония?
Рассмотрите карты атласа №16-23,а также рис 69 , ответьте на вопросы:
В какие страны Япония экспортирует продукцию, а из каких стран - импортирует?
3. Ответьте на вопросы письменно:
Используя рисунок, дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Что
преобладает в импорте и экспорте Японии?
Как повлияла ограниченность природного и ресурсного потенциала на экономическое
развитие страны?
Сделайте вывод, запишите в тетрадь: - Существует ли зависимость уровня
экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала?
Является ли это диспропорцией? Положительно или отрицательно повлияла эта
диспропорция на уровень развития Японии?
ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?
Задание №3:Работа с электронным учебником и контурной картой Internet.
Цель: продолжить обучение работе с контурной картой в режиме Internet, рассмотреть территориальные диспропорции в размещении главных городов и промышленных центров Японии, учиться анализировать карту.
Рассмотрите карту атласа «Япония», нанесите на электронную контурную карту крупнейшие центры черной и цветной металлургии.
Подпишите карту и сохраните в папке «11 кл.-Япония» на «Рабочем столе» для дальнейшей проверки.
Ответьте на вопросы письменно в тетради: -Равномерно ли по территории Японии размещены центры черной и цветной металлургии?
В какой части они расположены?
Какие факторы размещения повлияли на такое их расположение?
4. Сделайте вывод : - Является ли такое расположение центров металлургии
Диспропорцией в территориальной организации производительных сил Японии?
Положительно или отрицательно влияет это на развитие Японии?
6.3. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил
Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаи-
мосвязанные между собой производственную и и базируется на многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и развития территорий.
Территориальные пропорции развития общественного производства России в течение многих десятилетий формировались в составе Союза Советских Социалистических Республик, народнохозяйственный которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства.
Пропорции можно рассматривать как результат производственной регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная служит стержнем хозяйственного развития любой территории, то масштабы развития предопределяют соотношения всех территориальных образований в общественном производстве.
планомерное по территории страны путем всемерного приближения его к источникам , энергии, и к районам ;
рациональное между экономическими районами страны путем направленной и комплексного развития за счет наиболее полного использования ресурсов отдельных территорий в всего .
Необходимо отметить, что большинство размещения общественного производства являются действенными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения России в .
Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), а внутри макрорегионов - по отдельным регионам.
Сложившиеся в условиях планового территориальные пропорции формировались под воздействием групп природного, социального, экономического и технического характера. С учетом их влияния складывались территориально ные пропорции по следующим основным группам:
региональное природного ;
социально-экономические региональные пропорции;
территориальные пропорции промышленного ;
территориальные пропорции энергетического ;
территориальные пропорции агропромышленного ;
территориальное транспортного .
Природные ресурсы, их региональное , экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций , основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в месторождений, высокой капитало - и освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабоосвоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока РФ.
Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной вовлечения в хозяйственный в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.
Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и . В современных условиях размещение , особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных , определяющих территориальное развитие.
В социально-экономических пропорциях находят отражение особенности развития социальной - уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здравоохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени районы Востока России значительно уступают по этим показателям Западной зоне страны.
Территориальные пропорции составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в , а с другой - как подсистема .
Технико-экономическое обоснование регионального развития базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных базируется на детальном изучении и направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в . Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных , уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.
Общеэкономические факторы отражаются в , которые накладываются на рассматриваемую . В первую очередь это относится к народного хозяйства в продукции конкретной , к социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т.д.
Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следующие наиболее характерные группы:
отрасли, тяготеющие к источникам и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов (предприятия, перерабатывающие многотоннажное , которого значительно дороже );
отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических эксплуатационных и капитальных затратах , высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции);
отрасли, тяготеющие к районам (производства с высокой , а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на , и т.п.);
отрасли, тяготеющие к районам продукции (производства, в которых затраты на доставку продукции потребителям значительно превышают затраты на доставку , и топлива при одинаковой дальности , а также предприятия, производящие малотранспортабельную, скоропортящуюся продукцию).
Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы , влияющих на их размещение.
Территориальные пропорции формируются под воздействием групп : региональное природного ; социально-экономические пропорции; территориальные пропорции промышленного и др. , их региональное , экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций . в России размещены неравномерно. Распределение имеет две особенности: во-первых, ряд (алмазы, платина, золото, никель, свинец, цинк и др.) имеются не повсеместно, а в ограниченном числе регионов (табл. 6.3.3). таблицы показывают, что Восточная зона (Западная и Восточная Сибирь и Дальний Восток) угля, 82,4% природного газа, 68% нефти, 65% медной руды, 97% свинцо-во-цинковых руд, 80% водных ресурсов, 80,5% гидроэнергетических ресурсов и 79,5% древесины. Западная зона выделяется запасами железных руд (88%), алюминиевым (79,5%), фосфорным (78%) и земельными ресурсами (78%) Социально-экономические региональные пропорции выражают территориальное населения, сов, миграционные процессы, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров. Оно является главным , определяющим территориальное развитие хозяйства региона. Уровень межрайонной подвижности населения в России до 1991 г. был относительно невысок. Межрайонная миграция населения в нашей стране за 1970-90 гг. составила 2,5%, внутрирайонная - 21%. За 1991-2000 гг. она увеличилась соответственно до 4,3 и 25% за счет миграции из северных районов, где условия жизни резко ухудшились. Помимо этого увеличился за 1996- 2000 гг. отток населения из Чечни, где ведутся военные действия; из этого региона почти полностью выехало русскоязычное население. За 1920-90 гг. не удалась попытка значительного увеличения населения Восточной зоны. В 2000 г. удельный вес этой зоны составил 21%, Западной - 79%. Социально-экономические пропорции отражают особенности развития социальной . Расчет показывает, что Восточная зона обеспечена ниже, чем Западная зона: на 35% - жилищным фондом, на 15% - объектами здравоохранения и на 22% - объектами культуры. Уровень обеспеченности жилищного фонда газом, горячей водой и централизованным отоплением составляет 71% от уровня Западной зоны.
Территориальные пропорции развития и размещения предприятий играют главную роль в формировании городов и рабочих поселков.
Большое влияние на размещение оказывают природные условия и ресурсы, экономические условия, пространственный фактор и др.
Наличие в регионе топливно-энергетических, минерально-сырьевых, земельных, водных илесныхресурсов позволяет решать стратегические задачи размещения различных промышленного .
Природно-климатическиеусловия (климат, почвы, рельеф местности, характер грунтов) оказывают значительное воздействие на строительства, населения, а также технологические характеристики производства.
К экономическим факторам размещения промышленных предприятий относятся население и , существующий производственный аппарат, и агломерационный эффект, отражающий результат влияния различных экономических при высокой их территориальной .
Инфраструктура - это здания, сооружения всех видов и коммуникации (жилой , предприятия и учреждения по обслуживанию населения, внутригородской , улицы, дороги, мосты, инженерные сети, котельные и др.), учреждения и предприятия , которые обеспечивают функционирование производственной и непроизводственной деятельности на данной территории, но не входят непосредственно в состав промышленных предприятий.
Производственный аппарат и характеризуют размер и качественные особенности овеществленного труда на данной территории.
Высокая территориальная ряда экономических размещения промышленных предприятий и определенная их комбинация создают так называемый агломерационный эффект, который часто играет решающую роль при размещении обрабатывающей .
Это связано с тем, что экономические факторы размещения, особенно , в основном носят межотраслевой характер, отличаются малой пространственной подвижностью, а также исключительно высокой стоимостью и очень длительным периодом их создания. Межотраслевой характер части производственного аппарата и почти всей обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих на единицу производственной и непроизводственной деятельности в случае высокой пространственной последних. Не менее важны для возникновения агломерационного эффекта взаимный обмен квалификационными кадрами инженерно-технических работников и рабочих между предприятиями, а также легкость между предприятиями в области снабженчес-ко-сбытовых связей и обмена научно-техническими достижениями, наличие развитой научно-экспериментальной базы и общей индустриальной культуры населения. Взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль для размещения предприятий. Пространство, для преодоления которого необходим порт, воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень . Большое значение при переходе к имеет разработка регионального развития России, эффективной территориальной хозяйства. В ней необходи мо сформулировать общегосударственную ку, нацеленную на рациональное размещение производительный сил, обеспечение различньтм регионам страны равных возможностей социально-экономического развития, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, ное и рациональное использование . На современном этапе экономического развития большое распространение в развитых странах (США, Япония, Италия и др.) получила «поляризованного» развития. Сущность ее в том, что в менее развитых в хозяйственном отношении регионах на слаборазвитых в экономическом отношении территориях совместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплексы (НПК), которые в США называются технопарками, а в Японии технополисами. Они призваны стать «полюсами » для регионов. Для ликвидации в научно-производственном развитии Западной и Восточной зон России необходим ный подход, предусматривающий сбалансированное развитие материального производства, науки и социальной . В 1921-1990 гг. на территории страны производственные объекты, как правило, сооружались без соответствующей социальной, а зачастую и производственной , особенно в восточных регионах. Изменение пропорций - восток (центр - периферия) в пользу последнего должно стать отличительной чертой экономического развития современной России. Важно применить такой подход при переходе к , так как самостоятельность в создании НПК поможет местным властям проявить инициативу в области и избавиться от иждивенчества и провинциальности. Наряду с этим участие государства в реализации развития восточных регионов крайне необходимо. Оно должно стать координатором, а также принять на себя законодательную функцию. Нужен о содействии развитию НПК, в котором необходимо четко определить федеральных органов и местных властей, отбора территорий, место формирования комплексов, финансовые условия их функционирования, объем , предоставляемых правительством, временное предприятий и научных учреждений, действующих в зонах комплексов. Необходимо создать единый координационный, информационный и учебно-методический центр, который собирал бы сведения о претендентах, предоставлял местным властям необходимую , помогал в подготовке специалистов по региональной . При разработке и принятии общегосударственной формирования НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать финансово-организационный механизм. Необходимо, чтобы каждый из регионов-участников имел право выбирать свой путь развития, намеченный общегосударственной . Последнее условие особенно важно, так как многие наши региональные программы, разработанные при централизованном , не смогли быть реализованы потому, что все регионы ставились в усредненные жесткие рамки плана, созданного в центре. Одна из важных целей НПК - базовых
Территориальные диспропорции
Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов сельского хозяйства во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.
Имеют место территориальные диспропорции в распределении трудовых ресурсов сельского хозяйства по стране (только треть их приходится на Сибирь и Дальний Восток), уровню обеспеченности ими частей страны и уровню безработицы. По обеспеченности трудовыми ресурсами на территории страны выделяют три категории районов Береславская, В. А. Эффективность использования трудовых ресурсов и оптимизации оплаты труда / В. А. Береславская, Э. М. Гамова, А. А. Журбин // Экономический анализ: теория и практика, 2008. - N 14. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55: 1) трудоизбыточные (с высоким уровнем естественного и механического прироста и дефицитом мест приложения труда -- прежде всего Северный Кавказ, особенно национальные республики); 2) трудодефицитные (районы со сложными природно-климатическими условиями, низким уровнем развития сферы культурно-бытового обслуживания, но имеющие богатые запасы природных ресурсов -- это Север европейской части страны, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток); 3) трудообеспеченные (районы, где имеется относительная сбалансированность между наличием мест приложения труда и численностью трудовых ресурсов, -- это Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Поволжский, Центрально-Черноземный и Уральский экономические районы).
Социально-демографические диспропорции
По данным Министерства сельского хозяйства РФ: Министерство сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.mcx.ru
1. Наиболее урбанизированные регионы России. К этому типу относятся такие субъекты Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Свердловская, Калининградская обл. Естественная убыль в этих регионах выше средней: население старое, а рождаемость самая низкая, так как институт семьи в крупных городах наиболее разрушен. В то же время убыль населения сравнительно невелика благодаря довольно интенсивному миграционному притоку. Привлекают население в эти регионы прежде всего широкие возможности для трудоустройства, так как здесь постоянно создается большое количество новых рабочих мест. Соответственно, уровень безработицы самый низкий в стране. Национальная и конфессиональная структуры за счет мигрантов отличаются максимальным разнообразием. Относительно хорошая социально-экономическая ситуация способствует повышенной ожидаемой продолжительности жизни. В то же время концентрация населения в крупных городах уже сейчас чрезмерна, что создает большие экологические проблемы и негативно влияет на генофонд жителей.
2. Менее урбанизированные регионы Центральной России. К этому типу относятся большинство субъектов Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского, Поволжского, а также ряд субъектов Северо-Западного, Уральского и Северо-Кавказского экономических районов. Эти регионы долгое время характеризовались оттоком населения. Поэтому сегодня здесь наиболее старая возрастная структура жителей и самый высокий уровень смертности.
Хотя в последние годы мигранты в эти регионы приезжают, но в большинстве их численность населения уменьшается быстрее среднего по России, так как миграционный приток не перекрывает естественной убыли. Особенно это характерно для сельской местности. В городах остро стоит проблема безработицы: уровень производства сократился очень сильно, и многие работники были сокращены. В сельской местности ситуация с занятостью лучше, сельское хозяйство оказалось более стабильным за счет снижения интенсивности и роста натуральности. Зато на селе сильнее всего нарушен генофонд, массово распространен алкоголизм, минимальна продолжительность ожидаемой жизни.
3. Регионы нового освоения на севере и востоке России. К этому типу относятся большинство субъектов Северного, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов. В предыдущие десятилетия они отличались миграционным притоком, поэтому возрастная структура населения здесь сравнительно молодая, во многих регионах отмечается естественный прирост населения. Однако в большинстве регионов число жителей быстро сокращается за счет очень интенсивного миграционного оттока населения, которое в новых социально-экономических условиях оказалось не заинтересованным переносить тяготы жизни в районах с суровыми природно-климатическими условиями. В итоге и так слабо заселенные территории с нехваткой трудовых ресурсов теряют перспективы дальнейшего освоения.
4. Национальные автономии на юге России. К этому типу относятся республики Северного Кавказа и юга Сибири. Они отличаются сравнительно высоким естественным приростом населения, поэтому численность жителей в них увеличивается, даже несмотря на миграционный отток. Возрастная структура населения молодая, ожидаемая продолжительность жизни наиболее высокая в стране, генофонд наиболее здоровый, в максимальной степени сохранена ценность института семьи. При этом на фоне слабого развития экономики ощущаются сильная перенаселенность и нехватка земли, особенно в сельской местности. Это приводит к высокому уровню безработицы, причем безработной оказывается, в основном, молодежь, постоянно пополняющая число трудовых ресурсов. В итоге формируется напряженная социально-экономическая ситуация с высокой вероятностью конфликтов на национальной и религиозной почве, что еще более осложняет развитие экономики.
Проведем анализ изменения занятого населения в селе и в городе по возрастным группам. Данными нам будет служить таблица, представленная в приложении 4. Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.gks.ru
Из данной таблицы видим, что на сегодняшний момент в сельской местности больше всего рабочих кадров в возрасте от 40 до 44 лет. В то время как в городском населении диапазон рабочей силы больше 30-49 лет. Хотя число молодежи по всем годам анализируемого периода в селе практически в 2 раза выше, чем в городе, в итоге все-таки число трудоспособного населения в городе намного опережает сельскую местность. (74,5% и 67,0% соответственно на 2010 год).
Этот краткий анализ приводит к мысли, что происходящие в сельском хозяйстве процессы формируют у сельской молодежи отрицательные установки, и она предпочитает мигрировать в ближайшие города и посёлки, заниматься там любым делом, но только не сельским хозяйством. Причин тому немало, но главная - та, что из всех отраслей российской экономики самая низкая оплата труда - в сельском хозяйстве. Предельно низок и уровень реальных доходов. По данным опросов Института аграрной социологии, у 78-80% крестьян среднедушевой доход составил 5-27% от величины прожиточного минимума. И хотя в последние годы он несколько вырос, для 4/5 аграриев прожиточный минимум оставался недосягаемым. Спасение села - залог экономического и духовного возрождения России // Правда. - 2010, 26-27 ок-
Резкое ухудшение материального положения большинства жителей села вместе с ломкой существовавшей ранее системы социальной защиты и распадом социо-культурной среды предельно обострили демографическую ситуацию, порождая такие явления, как депопуляция деревни. За период 2000-2012 гг. продолжительность жизни сельских женщин сократилась с 74 до 71 года, мужчин - с 62 до 57 лет. Показатель рождаемости за тот же период снизился в 1,5 раза, а смертность увеличилась в 1,3 раза. Долгушкин Н. К., Новиков В. Г., Староверов В. В. Проблемность современного сельского бытия и
пути его оздоровления // Социс. - 2012, №2.
Согласно Конституции РФ, органы государственной власти субъекта Федерации, обязаны обеспечить населению всех муниципальных образований района равный доступ к услугам социальной инфраструктуры, близкие уровни качества жизни, что является целью и результатом политики выравнивания территориальных диспропорций.
Социально-экономическое развитие многих российских регионов сопровождается значительными территориальными диспропорциями, которые необходимо учитывать при реализации региональной политики. Проблема поляризации пространства в последнее время привлекает к себе внимание, как исследователей, так и представителей органов власти. В настоящее время достаточно актуальным становится подход с позиций качества экономического пространства, его неравномерного развития, сохранения целостности национальной экономики в условиях исключительной пространственной неоднородности .
Территориальные пропорции (диспропорции) – определенное соотношение между двумя и более компонентами территориальных экономических систем, выражаются в межрегиональных различиях по различным социально-экономическим показателям. В пропорциях отражается исторический процесс хозяйственного освоения пространства страны, место страны в мировой экономике и финансах, совокупное воздействие на региональное развитие критериев экономической эффективности и социальной справедливости.
Основными причинами возникновения территориальных диспропорций явились разные стартовые условия, в которых оказались территории к началу 90-х годов ХХ века (объективные факторы), и то, как руководители территорий сумели провести экономическую и социальную политику, использовать ресурсы территорий и нивелировать влияние негативных факторов. Это обусловливает различия в налоговом потенциале, структуре бюджетных доходов и расходов, потребностях в финансовых средствах, в качестве жизни населения территорий, обеспеченности жителей поселений районов различного рода социальными услугами и т. д.
Управление асимметрией в социально-экономическом развитии муниципальных образований и конкретных территорий осуществляется с помощью политики выравнивания. Под «выравниванием» понимается сближение уровней социально-экономического развития территорий в свете уменьшения диспропорций их развития, приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых поселений, создания условий для экономического роста всех муниципальных образований района. Выравнивание может производиться за счет развития социальной сферы и инфраструктуры проблемных территорий, за счет перераспределения финансовых ресурсов в рамках межбюджетных отношений, а также стимулирования их опережающего экономического развития.
Таким образом, целью политики выравнивания диспропорций развития территорий является обеспечение устойчивого экономического роста района при постепенном сокращении дифференциации основных показателей развития экономики и социальной сферы территорий (ускоренном развитии наиболее отсталых, кризисных муниципальных образований) и предоставление базовых социальных гарантий населению всего района. При этом сохраняется требование к обеспечению устойчивого экономического роста района в целом.
Основные принципы политики выравнивания социально-экономического развития территорий:
Приоритетное использование экономических инструментов для решения социальных и политических проблем;
Достаточный объем помощи, адресность, проектная ориентированность, паритетное участие всех источников финансирования;
Сохранение экономического роста регионов-доноров при изъятии и перераспределении у них ресурсов;
Гласность и “прозрачность”, стабильность и предсказуемость, системность и программный характер выравнивающей политики;
Институциональная проработанность и законодательная закрепленность мер и механизмов выравнивающей политики.
Важнейшим этапом управления асимметрией развития территорий является выявление и мониторинг диспропорций, создание информационно-аналитической базы для проведения взвешенной политики выравнивания диспропорций. Главная задача мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной политики регулирования развития муниципального района и для определения её приоритетов, для принятия в этой связи мер селективной (выборочной) поддержки тех или иных муниципальных образований и для реализации иных важнейших направлений политики социально-экономического развития района.
Невозможно проводить политику выравнивания территориальных диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований различных районов без аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, поселений, конкретных территорий, перспективы их развития, позволяющей выявлять и выравнивать диспропорции, указывать на важнейшие факторы, вызывающие диспропорцию, оценивать их влияние на уровень жизни населения и выявлять тенденции к росту (сокращению) диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований района. В настоящее время многие муниципалитеты не располагают систематизированными данными по социально-экономическому развитию каждого из существующих в структуре муниципальных образований, входящих в муниципальный район.
Поэтому для выработки обоснованных рекомендаций по выравниванию территориальных диспропорций муниципальных районов требуется организация районного мониторинга. Основными требованиями к системе районного мониторинга являются возможность горизонтального (межмуниципального) сравнения отдельных показателей развития территорий, сравнения данных показателей со средними (нормативными) параметрами и выявления отклонений (диспропорций), что позволит определить направления проведения политики выравнивания данных отклонений.
Задачами исследования социально-экономического развития территорий муниципального района являются:
Сбор общих сведений об экономике и социальной сфере территорий (городских, сельских поселений) района и определение системы показателей, характеризующих уровень их социально- экономического развития;
Группировка территорий по группам использованных показателей, что является выявлением асимметрии по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;
Определение групп территорий в зависимости от потребности в оказании государственной помощи;
Создание информационной базы для последующей выработки рекомендаций проведения политики выравнивания асимметрии развития различных территорий муниципального района по конкретным выявленным направлениям и/или отраслям социальной сферы и экономики территорий.
На основании данных, полученных в результате анализа социально-экономического состояния муниципального района должна быть сделана предварительная классификация поселений по уровню их адаптации к рыночным условиям хозяйствования по трем градациям - территории успешно работающие в рынке; территории среднеадаптированные к рыночным условиям; территории слабоадаптированные к рыночным условиям.
1. Территории успешно работающие в рынке. К ним можно отнести территории, для которых характерен относительно высокий экономический потенциал, достаточный для саморазвития. Выгодное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура. Хозяйственная специализация и отраслевая структура их хозяйства практически полностью соответствует требованиям рыночной конъюнктуры и развивается по ее законам. Экономический потенциал реформируется, привлекаются инвестиции, адаптируется структура городского хозяйства. Сохранен и развивается хозяйственный комплекс территорий. Их промышленные предприятия в основном работают стабильно, продукция и услуги – конкурентоспособные и ликвидные, работающие получают зарплату постоянно и вовремя. Наблюдается рост заработной платы. Предприятия развиваются: осваивают новые виды продукции, внедряют ноу-хау, осуществляют ввод производственных фондов, модернизируют производства, переходят на высокие технологии, развивается транспортная инфраструктура, портовое хозяйство. На их территории активно ведется новое промышленное строительство за счет инвестиций. Такие территории и предприятия, на них расположенные, являются основными налогоплательщиками в бюджеты всех уровней. География их хозяйственных связей широка. Хозяйственная деятельность диверсифицирована. Многие предприятия имеют четкую программу развития, инвестиционные проекты и бизнес-планы.
Для успешно действующих территорий характерны следующие признаки:
- профилирующее производство ориентировано на внутреннее потребление, потребление в рамках субъекта Федерации, потребление в других субъектах Федерации и на экспорт;
- территории, расположены в зоне влияния мегаполисов;
- успешно работает малый бизнес;
- территории являются центрами транзита транспортных потоков (морской порт, трассы федерального значения, железнодорожные пути);
- территории обладают значительными запасами полезных ископаемых и промышленной базой для их переработки.
2. Территории среднеадаптированные к рыночным условиям. К ним можно отнести территории, чей экономический потенциал, ориентированный в прошлом на государственную распределительную систему, оказался значительно подорван за годы реформирования и не обеспечивает условия для саморазвития территории. Хозяйственная специализация и отраслевая структура этих хозяйств не противоречат требованиям рыночной конъюнктуры, но в условиях существующей налоговой и ценовой политики производимая на предприятиях этих поселений продукция реализуется по ценам иногда ниже себестоимости.
3. Территории слабоадаптированные к рыночным условиям. К данному типу территорий относитсятерритории, экономический потенциал которых был частично утрачен по различным политическим, экономическим и другим причинам. Экономический потенциал практически утрачен, хозяйственный комплекс территории находится в депрессии, утеряны специалисты высокого класса.
Различия между территориями одного муниципального образования наиболее существенно проявляются в объемах товарного производства на душу населения, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, а также в инвестиционных вложениях в конкретные территории.
Одной из проблем, требующих решения, является использование имеющихся резервов территории - в том числе развитие деловой активности населения, развития предпринимательства на депрессивных территориях.
В депрессивных муниципальных образованиях наблюдается процесс замедления темпов развития малого предпринимательства, нет фондов поддержки малого предпринимательства, информационных и консультационных пунктов, систем микрофинансирования начинающих предпринимателей.
В качестве действенных мер, способствующих выравниванию территориальных диспропорций, предлагается освобождение от местных и областных налогов предприятий, создающих рабочие места в отдаленных поселениях на депрессивных территориях. Применение целевых субсидий, бюджетных кредитов и гарантий для инвесторов. Решения по этим вопросам необходимо будет принимать на областном и районном уровнях.
Для сельскохозяйственных предприятий и малого бизнеса выравниванию территориальных диспропорций будет способствовать создание гарантий в части административного регулирования, реализации контрольных объемов продукции, защита от монопольных проявлений. Основные решения по данным вопросам должны приниматься на федеральном, областном и районном уровнях.
Действенным механизмом выравнивания экономического развития территорий должны стать и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Программы, разработанные на основе комплексного и системного анализа развития всех городских и сельских поселений за последние пять-семь лет, должны иметь все муниципальные образования.
На основе информации о текущем положении территории и заданных в стратегических документах муниципальных образований параметрах, можно стимулировать муниципальные образования к использованию и накоплению ресурсов, вытягивать отстающие звенья.
Программный подход позволяет увидеть те сектора жизнедеятельности городских и сельских поселений, в которых она отстает, как и сферы, где их позиции наиболее сильны, правильно распределить имеющиеся ресурсы и использовать их с максимальной эффективностью.
Социально-экономическое развитие реализуется эффективней там, где промышленные комплексы, отдельные предприятия оказывают содействие в решении выявленных проблемных социально-экономических вопросов территорий.
Уровень социально-экономического развития выше там, где имеются эффективно работающие, финансово устойчивые предприятия. На этих территориях высокая заработная плата, высокие поступления в бюджет, низкий уровень безработицы, высокий спектр оказываемых услуг населению и развитая социальная сфера.
Для территорий, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами по данным мониторинга, необходимо разработать и принять целевую программу «Поддержка депрессивных муниципальных образований».
Рассмотреть возможности реорганизации неблагополучных сельскохозяйственных предприятий с привлечением возможностей крупных и финансово-устойчивых предприятий.
По проблемным территориям необходимо принять постановления, которыми должны быть утверждены комплексные мероприятия социально-экономического развития депрессивных территорий муниципального района.
В результате реализации этих постановлений социальная сфера и собственная материальная база муниципальных образований должны получить существенный политический и финансовый импульсы к развитию.