Виды снс. Совершаемые на рынке операции делятся на три группы

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо суммировать (агрегировать) состояние экономик каждой фирмы. Агрегирование позволяет получить статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества. Такие показатели называются макроэкономическими. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.

1. Валовой национальный продукт (ВНП) – рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени (года).

Валовой национальный продукт служит основным показателем, с помощью которого измеряют объем национального производства.

При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране . Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор ТТИ читает лекции в Гарварде, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод, то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.

2. Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.

В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.

Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВНП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВНП с учетом доли теневого сектора.

Различают номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП (ВВП) измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.

Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объем выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВНП за счет изменения выпуска, от изменения ВНП за счет изменения цен вводят показатель реального ВНП.

Реальный ВНП (ВВП) соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.

Дефлятор ВВП (D) или индекс Пааше показывает изменение цены единого продукта в отчетном году по отношению к базисному:

D (Ip) = Номинальный ВВП/ Реальный ВВП.

Реальный ВВП = Номинальный ВНП/ D.

3. Совокупный общественный продукт (СОП). Представляет собой сумму цен всех произведенных за год товаров и услуг. СОП превышает ВВП на величину импорта и промежуточного продукта (ПП), под которым подразумевается стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства ВВП.

4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) .

ВНРД = ВНП + Чистые трансферты из-за рубежа.

Чистые трансферты из-за рубежа – это трансферты, полученные от остального мира (дарения, гуманитарная помощь) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. ВНРД используется для конечного потребления и национального сбережения.

5. Чистый национальный продукт (ЧНП).

Как измеритель валового годового объема производства ВНП имеет один важный недостаток: он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов. Экономистов интересует, прежде всего, величина, которую производство реально прибавило к благосостоянию общества, а суммы амортизационных отчислений, накапливаемых в специальных фондах, благосостояние общества не повышают. Уменьшив величину ВНП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить чистый национальный продукт (ЧНП).

ЧНП = ВНП – стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления).

С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. ЧНП показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу, капитал, предпринимательскую способность, с помощью которых создан этот ЧНП.

6. Национальный доход (НД) .

Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в ЧНП, являются косвенные налоги. Значит, чтобы определить показатель общего объёма заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название «национальный доход».

НД = ЧНП – Косвенные налоги + Субвенции.

К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Национальный доход (НД) – это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

Это – чистый «заработный доход» общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.

В практике различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД – это весь объем вновь созданных товаров и услуг.

Использованный НД на потребление и накопление – это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, военных действий, ущерба при хранении, транспортировки, на величину незавершённого строительства) и внешнеторгового сальдо.

В национальный доход включают продукцию сферы материального производства, а также стоимость продукции сферы услуг. По методологии международной статистики количественная разница между валовым внутренним продуктом и национальным доходом равна стоимости амортизационных отчислений.

НД разделяется на 5 компонентов в зависимости от способа получения дохода (как и ВНП).

7. Личный доход (ЛД) .

ЛД = НД – прибыль корпораций – взносы на социальное страхование – чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %.

8. Располагаемый личный доход (РЛД) .

РЛД = ЛД – Личные налоговые и неналоговые платежи.

К личным налоговым и неналоговым платежам относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, плата за проезд в транспорте, коммунальные услуги.

РЛД – это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления.

Все доходы можно разделить на две группы – доходы от труда и доходы от имущества (нетрудовые).

Помимо вышеперечисленных потоковых величин в макроэкономике используются показатели запасов:

1. Имущество (активы) – любой источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы (например, капитал, земля), так и финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги), кроме того существуют имущественные права и интеллектуальная собственность.

2. Портфель активов – совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.

3. Национальное богатство – суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам, фирмам и государству.

4.Реальные (денежные) кассовые остатки – запас платежных средств, которые экономический субъект желает держать в форме наличности.

Эта общая, сводная величина валового продукта нас интересует, во-первых, с точки зрения того, из чего она складывается, и, во-вторых, на что она расходуется.

Следовательно, ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования:

  • добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);
  • всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам, по методам использования);

    Например, ВВП России по доходам в 1998 г. составил, млрд руб.(%):

    Оплата труда наемных работников (включая скрытую) .........…… 1324 (49,3)

    Внешнеэкономические индикаторы. Состояние внешнеэкономической сферы во многом определяется сальдо внешней торговли (разницей между экспортом и импортом), сальдо платежного баланса (см. гл. 39) и стабильностью обменного курса национальной валюты.

    Если взять в качестве примера состояние экономики России в 1998 г., то за тот год ее ВВП сократился на 4,6%, объем выпуска промышленной продукции- на 5,2%, сельскохозяйственной продукции - на 12,3%, строительных работ - на 12,6%, грузооборота - на 3,5%, объем розничной торговли - на 4,5%.

    В России за 1998 г. норма безработицы.возросла с 11,4 до 12,4%, инвестиции в основной капитал уменьшились на 6,7%, а реальная среднемесячная начисленная заработная плата снизилась на 13,8%.

    Что касается финансовых показателей, то рост потребительских цен за 1998 г. составил 84,4% по сравнению с 1 1 % в предыдущем году; дефицит консолидированного бюджета несколько сократился, составив за год 3,6% по сравнению с 5% в предшествующем году. Денежная масса изменилась мало, а индекс фондового рынка оказался на уровне середины 90-х гг.

    Внешнеэкономические индикаторы свидетельствовали, что положительный торговый баланс почти не изменился за год, составив 17,3 млрд долл., а счет текущих операций платежного баланса (текущий платежный баланс) хотя и был положительным, но уменьшился с 4 млрд долл. в 1997 г. до 2,4 млрд долл. в 1998 г. Драматичным оказалось положение обменного курса рубля - к концу года он упал почти в четыре раза.

    В целом можно сделать вывод, что 1998 г. был очередным кризисным годом для российской экономики. Квартальные и месячные индикаторы позволяют уточнить этот вывод, указав на август-октябрь 1998 г. как на наиболее кризисные месяцы.

    Выводы

    1. Система национальных счетов которая принята в мировой практике и переход к которой осуществляется в России, позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов.

    2. Валовой внутренний продукт (ВВП) как основной показатель экономического состояния общества (ВНП - его модификация) представляет собой добавленную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при исчислении ВВП.

    3. ВВП по отраслям (по производству) рассчитывается как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг.

    6. На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый внутренний продукт и национальный доход.

    Термины и понятия

    Система национальных счетов
    Валовой внутренний продукт
    Валовой национальный продукт
    Добавленная стоимость
    Чистый внутренний продукт
    Национальный доход
    Макроэкономические индикаторы

    Вопросы для самопроверки

    1. Каковы отличия СНС от принятой ранее в СССР и в России статистической отчетности?

    2. В чем отличия ВВП от ВНП?

    3. Как рассчитываются ВВП по источникам доходов, по расходам, по производству?

    4. Как рассчитывается НД? Каковы его основные элементы?

    5. Каковы принципы сопоставления стоимостных макроэкономических показателей?

    6. Рассчитайте: а) ВВП; б) ЧВП; в) чистый национальный доход, используя приведенные ниже условные данные СНС, млрд ден. ед.:

    Заработная плата наемных работников…………………200,0

    Амортизация........................ ……………………………...15,0

    Государственные закупки товаров и услуг……………..60,0

    Валовое накопление………………………………………70,0

    Расходы некоммерческих организаций …………..………2,0

    Личные потребительские расходы...... ………….……..250,0

    Чистые налоги........ ……………………………………...18,0

    Экспорт товаров и услуг …………………………………16,0

    Импорт товаров и услуг ………………………….………20,0

    Доходы от собственности ………………………………100,0

    Рентные платежи………………………………………….31,0

    Поступления процентов от вложенного капитала……...10,0

  • Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

    Понятие системы национальных счетов

    В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

    Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

    СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

    В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

    Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

    Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

    Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

    Система национальных счетов в России

    Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

    1. Счет "Товаров и услуг".
    2. Счет "Производство".
    3. Счет "Образования доходов".
    4. Счет "Распределения первичных доходов".
    5. Счет "Вторичного распределения доходов".
    6. Счет "Использования доходов".
    7. Счет "Операции с капиталом".

    В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

    Классификация системы национальных счетов

    В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

    Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

    Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

    1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
    2. Домашние хозяйства.
    3. Государственные административные учреждения.
    4. Финансовые организации и учреждения.
    5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

    Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

    1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
    2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
    3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

    Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

    Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

    • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
    • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
    • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
    • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
    • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
    • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

    Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

    Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. Система национальных счетов (CНC): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

    Система национального счетоводства: сущность, роль и функции

    История развития национального счетоводства насчитывает несколько десятилетий. Целесообразность ее использования была испытана макроэкономической практикой статистики многих стран. Первый международный стандарт системы национальных счетов (СНС) был предложен ООН в 1950 г. Усовершенствованный вариант СНС, принятый Статистической комиссией ООН в 1968 г., был основой национального счетоводства стран до 1993 г. Последний вариант методологии СНС разработан Статистической комиссией ООН и принят в феврале в 1993 г. Сегодня СНС заказная ООН и другими международными организациями и разрабатывается больше как в 150 странах мира.

    Национальное счетоводство в широком понимании являет собой масштабную систему макроэкономического первобытного бухгалтерского учета и статистики, которая базируется на методологических принципах и завершается построением системы национальных счетов (СНС). На основании системы показателей СНС отражаются взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями. СНС - своего рода модель экономики, которая используется для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основании взаимозасчитывающихся балансов (счетов), которые отражают потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе осуществления ими экономических операций.

    Сущность СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на разных стадиях процесса создания и взаимного согласования этих показателей между собой. СНС являет собой систему взаимозасчитывающихся статистических показателей, построенную в виде определенной подборки счетов и таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности страны.

    При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент -- это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения.

    Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз -- как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.

    В основе национального счетоводства лежат процессы создания, распределения, перераспределения и использования дохода, в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

    Каждой стадии воспроизводительного цикла - производству продуктов, услуг и связанного с этим процесса образования доходов, первобытному и вторичному их распределению и использованию, - отвечает счет или группа счетов. Счета разрабатываются для национальной экономики в целом, а также для секторов, отраслей и регионов.

    Следовательно, структура национальной экономики в рамках СНС определяется секторами, отраслями и регионами. Первую из отмеченных структур необходимо объяснить.

    Секторы национальной экономики образуют так называемые институционные единицы. В СНС единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, то есть может самостоятельно принимать решение, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Сектор являет собой совокупность институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В соответствии с действующей концепцией национального счетоводства, согласно типов экономического поведения, институционные единицы объединяются в следующие секторы: нефинансовые предприятия, финансовые предприятия, государственные учреждения, - сектор общего государственного управления, некоммерческие организации, которые обслуживают домашние хозяйства. Выделяют также сектор “Домашние хозяйства” и сектор “Внешний мир”.

    В СНС проводится четкое разграничение между внутренней (национальной) экономикой и “остальным миром” (внешним миром). Для понимания разницы между этими категориями необходимо осознать следующие понятия: “экономическая территория”, “центр экономического интереса”, “резидент”.

    Под экономической территорией понимают географическую территорию, на которой могут свободно перемещаться лица, товары и денежные средства. К ней принадлежит также национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы, в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные и научные базы, и т.п.). В то же время части собственной географической территории страны, которые используются другими странами, не включаются в состав ее экономической территории.

    Институционная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она расположена строением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного времени (как правило не меньше одного года).

    Резидент - институционная единица, которая имеет центр экономического интереса на экономической территории страны. Иначе говоря, резиденты - предприятия, организации, учреждения, домашние хозяйства, граждане данной страны, которые принимают участие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока времени (не менее года), а также лица (физические и юридические), которые проживают, или осуществляют экономические операции на территории страны более одного года. Следовательно, понятие “резидент” не совпадает с понятием “гражданство” или “национальность”.

    Каждый счет СНС являет собой балансовую таблицу, где каждая операция отображается дважды: один раз в разделе “использования”, второй раз - в разделе “ресурсы”. Расчеты ведутся с помощью балансовой статьи.

    В СНС используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом:

    • а) Отрасли производства товаров и услуг;
    • б) Органы общего государственного управления;
    • в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
    • г) Домашние хозяйства.

    Вторая классификация -- институционная -- используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат:

    • а) нефинансовые предприятия;
    • б) финансовые учреждения;
    • в) органы общего государственного управления:
    • г)частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства;
    • д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия.

    Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг".

    При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета:

    • а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам;
    • б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться как фиктивные купли и продажи одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции;
    • в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании данной группы агентов на одну и ту же сумму.

    Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

    Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Выделяют следующие функции СНС:

    Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем.

    Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

    Через систему национальных счетов видятся новые подходы к изучению динамики материальных и финансовых потоков при помощи дефляторов цен на товары и услуги конечного потребления и инвестиционного назначения. Рядом с направлением изучения рыночных процессов по методологии национальных счетов находятся вопросы статистического моделирования и анализа эффективности производства и производительности труда.

    Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

    Подводя итог, отметим, национальное счетоводство -- информационная система, отвечающая требованиям комплексного исследования экономики посредством статистического моделирования, анализа и прогнозирования рыночных экономических процессов на макроуровне. В структуру СНС входят определенные блоки, в которые включаются счета. Счета являются основной и наиболее развитой формой представления экономических явлений, прежде всего, экономического оборота. СНС позволяет измерить и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.