Метод конечного использования (по расходам). Конечное потребление товаров и услуг

Показатели конечного потребления товаров и услуг, составляющие валовый внутренний продукт, группируются следующим образом:

1) Расходы на конечное потребление домашних хозяйств,

2) Расходы на конечное потребление государственных учреждений, обслуживающих домашние хозяйства (на индивидуальные товары), удовлетворяющих коллективные потребности (на коллективные услуги),

3) Расходы на конечное потребление некоммерческих общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

При определении расходов на конечное потребление домашних хозяйств необходимо различать конечное и промежуточное потребление, перераспределительные платежи и накопления . К конечному потреблению не относятся: покупки домов и квартир, скота, товаров и услуг для производственных целей и т. д.

Помимо показателя общего конечного потребления используется его величина в расчете на душу населения.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (К по . ) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (∑ qp и

∑ st ) со стоимостью их нормативного набора (∑ q н p + ∑ s н t ):

где р – цена товара,

q – количество фактически потребленных товаров,

s – количество фактически потребленных услуг,

t – фактический тариф за определенную услугу,

q н – норматив потребления определенного товара в расчете на душу

населения,

s н – норматив потребления определенного твида услуг в расчете на ду-

шу населения,

N – средняя численность населения за период.

Разность числителя и знаменателя этого показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.

1.6. Метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств

Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.

Программой обследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки.

Потребительские расходы охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо оттого, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на:

ü товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.),

ü товары менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.)

ü предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Структура потребительских расходов населения изучается по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Структура существенно дифференцируется по социальным группам населения с разными доходами, составу и длительности существования домохозяйства и прочее. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева:

где v 1 и v 0 - доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ K s £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:


где v j и v i - доли отдельных видов расхода домохозяиств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

Согласно методу конечного использования ВВП определяется как сумма следующих компонентов: расходы на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.

Расходы на конечное потребление товаров и услуг –расходы домашних хозяйств-резидентов на потребительские товары и услуги, а также расходы учреждений государственного управления (бюджетных организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

При покупке товаров и услуг потребители (домохозяйства) несут потребительские расходы. Эта часть ВВП называется потреблением (С, Сonsumption) , причем считается, что домохозяйства покупают товары, которые не будут использованы для производства других товаров и услуг.

В потребительские расходы включаются:

1) расходы на покупку потребительских товаров и услуг;

2) потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда, подарков и т.д.;

3) потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления. Как было отмечено выше, в части услуг это относится только к услугам по проживанию в собственном жилище и услугам оплачиваемой домашней прислуги.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств должны учитывать покупки резидентами товаров и услуг за границей (например, во время командировок, туристических поездок) и исключать аналогичные покупки нерезидентов на территории данной страны.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств определяются в размере фактической оплаты ими потребительских товаров и услуг, проводимой за счет их доходов.

Приобретая товары и услуги, которые используются для производства других товаров и услуг, компании несут инвестиционные расходы. Эту часть ВВП называют инвестициями (I, Investment) . При этом не рассматривается покупка компаниями промежуточной продукции, то есть сырья и материалов, расходуемых на производство благ для конечного использования. Таким образом, капитальные блага, создаваемые в процессе инвестирования, с макроэкономической точки зрения влияют на изменение мощности производства и не считаются промежуточными.

В инвестиционные расходы входят:

– увеличение запасов (inventories)

– постоянные инвестиции (fixed investment)

– капитальное строительство (residential construction)

При покупке товаров и услуг государство несет государственные расходы (G, Governmental expenditures) .

К государственным расходам относятся покупки государством товаров и услуг. Здесь не учи-тываются трансфертные платежи государства другим экономическим субъектам. Если включить в государственные расходы трансферты, то расходы потребителей, произведенные за счет трансфертных средств, будут учтены в потребительских расходах и произойдет двойной учет.


В ВВП также включаются покупки иностранцами товаров и услуг национального производства, которые составляют ее экспорт (Ex, Export) .

Экспорт с точки зрения подсчета расходов – это расходы на покупку товаров, произведенных в данной стране, но используемых для потребления в другой стране. Если считать, что покупка импортных товаров и услуг входит в предыдущие три составляющие (потребление, инвестиции и государственные расходы), то необходимо учитывать чистый экспорт (Nx, Net Export) в ВВП, т.е. разность между экспортом и импортом. Иначе можно было бы не включать в эти три составляющие расходы на покупку импортных товаров и вместе с ними рассматривать валовой экспорт, что представляется практически неосуществимым. Экспорт страны в данном случае можно определить как расходы иностранных макроагентов, приобретающих товары и услуги, произведенные в данной стране.

Подсчет расходов приводит к тождеству:

GDP º C dom + I dom + G dom + Ex,

где С dom – потребительские расходы на покупку товаров национального производства;

I dom – инвестиционные расходы на покупку товаров национального производства;

G dom – государственные расходы на покупку товаров национального производства;

Ex – экспорт страны.

Данное тождество может быть эквивалентным образом записано как

GDP º C+I+G+Nx,

где С – потребительские расходы;

I – инвестиционные расходы;

G – государственные расходы;

Nx – чистый экспорт.

Последнее тождество часто называют основным макроэкономическим тождеством.

В. Расчет ВВП по доходам (распределительный метод).

При определении ВВП распределительным методом в него включаются следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами – резидентами:

– оплата труда наемных работников;

– чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт);

– валовая прибыль и валовые смешанные доходы.

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде. Она учитывается на основе начисленных сумм и складывается из двух основных компонентов:

а) заработной платы;

б) отчислений работодателей на социальное страхование.

Заработная плата охватывает все виды заработков (включая различные премии, доплаты, надбавки), начисленных в денежной или натуральной форме независимо от источника финансирования, т.е. за счет себестоимости и прибыли, а также денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.). Заработная плата учитывается до вычета налогов и других удержаний, взимаемых с наемных работников. Следует иметь в виду, что в этом случае показывается заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями-резидентами работникам, как резидентам, так и нерезидентам).

Отчисления на социальное страхование производятся работодателями, чтобы обеспечить наемным работникам в будущем право на получение социальных пособий.

Социальные пособия выплачиваются органами государственного страхования, государственными
и негосударственными пенсионными фондами, страховыми учреждениями, работодателями домашним хозяйствам при наступлении определенных обстоятельств, которые, как правило, приводят к снижению доходов и благосостояния домашних хозяйств, например:

1) потребность в лечении в результате болезни, травмы, рождения ребенка, инвалидности, старости и др.;

2) необходимость содержания иждивенцев: супруга(и), детей, престарелых родственников, инвалидов и т.д.;

3) невозможность работать вообще или полное время в результате выхода на пенсию, безработицы, болезни, травмы, рождения ребенка и т.д.;

4) смерть кормильца;

5) необходимость оплаты расходов на образование;

6) невозможность оплаты жилья домашними хозяйствами с низким доходом (пенсионеры, многодетные семьи и др.).

Налоги на производство и импорт –это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производственных единиц в связи с произ-водством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Налоги, связанные с производством и импортом, уплачиваются предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли.

К налогам на производство и импорт относятся налоги на продукты и другие налоги на производство.

Другие налоги на производство –это налоги, связанные с использованием факторов производства, а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо производст-венной деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производственной единицы–резидента. Они могут выплачиваться за землю, средства производства или рабочую силу, используемые в процессе производства, или за право осуществлять определенные виды деятельности или операции. Другие налоги на производство не включают налоги на прибыль или на иные доходы, получаемые предприятием, и они подлежат уплате в государственный бюджет независимо от рентабельности производства.

Субсидии на производство и импорт –это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики.

К субсидиям на производство и импорт относятся субсидии на продукты и другие субсидии на производство. О субсидиях на продукты уже говорилось выше.

Другие субсидии на производство – субсидии, которые предприятия получают от органов государственного управления в связи с использованием факторов производства:

– субсидии, выплачиваемые в связи с использованием труда особого контингента лиц (инвалидов, подростков);

– субсидии, связанные с использованием других факторов производства, например для стимулирования использования определенных видов сырья, энергии и т.д.;

– субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды, например дляпокрытия стоимости дополнительной обработки отходов производства.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы представляют собой часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, в которых члены домашнего хозяйства могут производить неоплачиваемые трудовые затраты, она содержит элемент вознаг-раждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя.
В этом случае она называется смешанным доходом. К ним относятся, например, доходы отличных подсобных хозяйств населения, доходы мелких индивидуальных предпринимателей.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы определяются до вычитания потребления основного капитала. Если его выделить, то получатся чистая прибыль и чистые смешанные доходы.

Например, в течение года российская компания, действующая на территории России, исполь-зовала труд иностранных рабочих и иностранных управляющих, которые имели права собственности на часть этой компании. Финансово-экономические показатели ее деятельности приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Исходные данные для расчета ВВП по доходам

Оно охватывает расходы домашних хозяйств - резидентов на потребительские товары и услуги, а также расходы органов государственного управления (бюджетных организаций) и не­коммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяй­ства, на товары и услуги для индивидуального и коллективно­го потребления.

Валовое накопление

Оно представляет собой чистое приобретение (приобретение за вычетом выбытия) резидентными единицами товаров и ус­луг, произведенных в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает: валовое накопление основ­ного капитала (основных фондов), изменение запасов матери­альных оборотных средств, чистое приобретение ценностей (предметы, приобретаемые для сохранения стоимости, драго­ценные металлы и камни, кроме монетарного золота, а также золота и камней, предназначенных для промышленного использования; ювелирные изделия; антиквариат; коллекции и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта товаров и услуг

Оно охватывает экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами.

Экспорт и импорт товаров представляют собой стоимость вы­везенных из страны или ввезенных в страну (пересекающих го­сударственную границу) товаров. Стоимостная оценка объема экспорта и импорта в целом по стране для макроэкономических расчетов в рамках СНС определяется в ценах ФОБ (для экспорта

и импорта) или Франко-граница страны экспортера. Кроме эк-спорта и импорта товаров, учитываемого статистикой внешне­экономической деятельности, экспорт и импорт товаров в СНС включает товары, поставляемые в порядке оказания безвозмез­дной (гуманитарной) помощи и в качестве дара, товары неор­ганизованной торговли, посылки, имущество мигрантов.

Экспорт и импорт услуг охватывают транспортные услуги, туризм, коммуникационные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, рек-ламу, бухгалтерский учет, управленческое консультирование и другие виды услуг.

Полученные при исчислении ВВП тремя методами данные применяются для анализа важнейших структурных и воспро-изводетвенных пропорций, степени интегрированности нацио-нальной экономики в систему мирохозяйственных отношений.

Вместе с тем, не менее, а в ряде случаев более важные аспекты функционирования механизма рыночной экономики получили количественное измерение после подключения к цен-тральному блоку СНС следующих блоков экономической информации:

Об активах и пассивах секторов экономики и националы ном богатстве; 1

- о движении финансовых ресурсов, т.е. об операциях с финансовыми инструментами;

О доходах и расходах органов государственного управления координированных с данными о государственном бюджете;



О внешнеэкономических связях, согласованных с платеж-ным балансом;

- о межотраслевых связях (межотраслевой баланс, ставши составной частью СНС).

СНС - это взаимоувязанная система показателей, в значи-тельной мере приспособленная для отображения движения сто-имости, доходов и расходов, характеристики финансовое положения страны, секторов экономики, групп хозяйствующих субъектов. Покажем это на примере схемы взаимосвязи между некоторыми основными показателями СНС.

В схеме исходный показатель - ВВП, а заключительный -«Чистое кредитование/чистое заимствование». Для экономи­ки в целом последний показатель равен разнице между общей величиной источников финансирования инвестиций - п. 11 (на­циональное сбережение плюс

сальдо капитальных трансфертов, т.е. сальдо безвозмездных поступлений капитального характе­ра из других стран) - и перечисленными выше компонентами инвестиций. Для экономики в целом чистое кредитование - это показатель ресурсов, которые предоставлены другим странам, чистое кредитование может быть представлено как превышение финансовых активов, приобретенных «резидентами» данной страны, над суммой финансовых обязательств, принятых «резидентами» данной страны. Чистое заимствование (для экономики в целом) - это размер ресурсов, полученных на воз­мездной основе «резидентами» данной страны из-за границы (в случае превышения расходов на инвестиционные програм­мы источников финансирования инвестцций).

Кроме консолидированных и секторных счетов (включая сче­та «Остального мира» - для отображения финансово-экономи­ческих связей с зарубежным миром), в СНС предусмотрена груп­па счетов для наиболее важных экономических операций, среди которых одно из главных мест занимает и счет товаров и услуг (его схема приведена ниже).



Счет товаров и услуг входит в группу балансов ресурсов и использования (для такого рода балансовых построений ресур-сы отображаются слева, использование ресурсов - справа). Эта группа завершается межотраслевым балансом (таблицей «зат-раты- выпуск»). Первый в России межотраслевой баланс по наиболее полной программе и в концепции СНС составлен за 1995 г.

Балансы ресурсов и использования содержат всеобъемлю-щее и детальное описание производства и использования това-ров и услуг, а также образования добавленной стоимости в про-цессе производства. Они служат как статистическим, так и аналитическим целям. Эти балансы обеспечивают возможность проверки сопоставимости статистических данных о потоках товаров и услуг, полученных из разных источников информа-ции (государственная статистическая отчетность, данные не-сплошных наблюдений и т.д.).

Такого рода балансы служат также для расчета и увязки многих экономических показателей, содержащихся в СНС. В качестве аналитического инструмента балансы ресурсов и использования (и в первую очередь межотраслевой баланс) ис-пользуются для подробного анализа взаимосвязей в процессе производства, для изучения роли внешней торговли, ценооб-разования, стоимостной структуры воспроизводства, для оцен-ки основных макроэкономических показателей в постоянных ценах. На основе межотраслевых балансов строятся макроэко-номические модели для анализа и прогнозирования соотноше-ния между промежуточным потреблением и конечным исполь-зованием продукта, влияния экспорта и импорта на национальную экономику, влияния научно-технического про-гресса на технологические связи в общественном производстве механизма влияния цен на стоимостные пропорции.

7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ – ЧАСТИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА

Мировой опыт развития рыночной экономики, особенно в современных условиях, свидетельствует о том, что наряду с ее саморегулированием необходимо и государственное воздействие на макроэкономические процессы. Саморегулирование рыночных отношений в большей степени затрагивает микроуровень. Это свободная деятельность экономических субъектов в рыночной среде; развитие конкуренции; формирование рыночных цен, спроса и предложения товаров и услуг на микроуровне; потребительские проявления частного экономичес­кого интереса; максимизация прибыли и оптимизация предпринимательской выгоды; выполнение ценами роли сигнальной системы, на основе которой предприниматели и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынок.

При этом не следует забывать, что и на микроуровне в рыночной экономике есть свои минусы: проявление тенденций к нестабильности в ее развитии; отрицательные проявления инфляции, безработицы и падения темпов роста; наличие существенного неравенства в

распределении доходов и в силу этого ограничение возможностей в развитии сферы производства общественных благ и услуг.

Одновременно существуют для регулирования национального рынка объективные стабильные причины, обусловливающие необходимость включения государства в экономическое регулирование рынка, особенно на макроуровне. В их числе следует выделить:

а) невозможность наращивания успешного развития национальной экономики вне ее территориального пространства;

б) необходимость формирования и поддержки государством общенациональных ценностей, микро- и макросреды, недопустимость ситуации, когда частные и корпоративные интересы подавляют, а зачастую и разрушают духовные ценности нации;

в) создание и поддержание через различные элементы национального рынка экономических интересов в стране на соответствующих уровнях;

г) необходимость, когда это требуется, государственной корректировки экономических диспропорций как между фазами воспроизводства в экономическом цикле, так и между спросом и предложением, особенно на макроуровне.

ЧАСТИЧНОЕ И ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ В СИСТЕМЕ РЫНКОВ

Данную проблему можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как установление экономического равновесия в системе четырех моделей рынка: чистой

конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. В каждом из данных видов рынка и рыночной конкуренции устанавливаются свои взаимосвязи, определяющие частичное и общее равновесие в их функционировании. Однако данная проблема в значительной степени относится к микроэкономике, где применяются и соответствующие аналитические методы при анализе взаимодействия рынков продуктов и ресурсов, спроса и предложения фирм, корпораций, индивидуальных покупателей и продавцов.

Во-вторых, проблему частичного и общего равновесия в системе рынков желательно также рассматривать и на уровне макроэкономики, что имеет непосредственное отношение к данной теме. Функционирование локальных, частичных рынков находится под воздействием таких макроэкономических категорий, как совокупный спрос и совокупное предложение, совокупный доход и безработица, процентная ставка и инфляция и т.д. Это относится к функционированию, например, таких рынков, как рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки рабочей силы, рынки средств производства и услуг, рынки научно-технической информации и научно-технических разработок.

В национальной экономике в целом возникает потребность в рыночных усл овиях не только добиваться равновесия на частичных рынках, но и поддерживать общее равновесие на основе синхронизации во времени и в пространстве всех отмеченных выше рынков. Отсутствие согласованности, например, рынка труда с другими рынками в целом может нарушить общий процесс экономического равновесия, что связано и с совокупными экономическими величинами. Нормальному состоянию рыночной экономики свойственно экономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Общее экономическое равновесие, по определению швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834-1910), "это состояние, при котором эФФективное предложение и эффективный спрос на производительные услуги уравниваются на рынке услуг: эффективное предложение и эффективный спрос на продукты уравниваются на рынке продуктов и, наконец, продажная цена равна издержкам производства, выраженным в производительных услугах" (цит. по: Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). М., 1994, С. 166).

Экономическая теория на уровне макроэкономики при изучении общего экономического равновесия имеет дело не с постоянным, стабильным равновесием, а с его непрерывным нарушением. Это одновременно не означает и того, что в экономике якобы отсутствуют ее ключевые параметры, воздействуя на которые можно поддерживать "равновесие через неравновесие". К таким параметрам относятся совокупный спрос и совокупное предложение, взаимосвязь совокупных потребления и сбережения, действие мультипликатора, взаимосвязь инфляции и безработицы, факторы экономического роста, взаимосвязь секторов и отраслей экономики, анализ совокупных затрат и результатов рыночного приспособления производства в краткосрочном и долгосрочном периодах и т.д.

Итак, подчеркнем: a) частичное равновесие связан о с равновесными ценами и объёмами про изводства на специфических составных частях рыночной сист емы: б) общее равновесие- всеобъемлющие связи в целом в рыночной системе.

Общее экономическое равновесие может поддерживаться как на равенстве инвестиций и сбережений, так и на равновесии на денежном рынке; Первое может быть проиллюстрировано на основе построения и анализа кривой IS, которая отражает различные варианты частичного состояния инвестиционного рынка (рис.1).

Условия для анализа:

1. График а) иллюстрирует ситуацию равновесия на денежном (финансовом) рынке.

2. На графике б) отражена ситуация со стимулированием инвестиций.

3. На нижнем графике показано, к чему ведет повышение инвестиционной

активности в отношении увеличения совокупного спроса на ВНП, т.е. C+I+G.

Начинать анализ следует с графика а). Увеличение в обращении предложения денег с MS a до MS B может быть связано с дополнительной кредитной эмиссией, которую мог бы осуществить центральной банк страны. Это вызывает рост спроса на деньги, что на графике отражено кривой MD. И если первоначально спрос на деньги определялся в точке равновесия спроса и предложения на них в точке А, то увеличение денег в обращении отражено точкой В. Одновременно это должно привести к существенному сокращению нормы процентной ставки в национальной экономике. На графике это отражено ее снижением от уровня r 1 до r 2 .

Приступим далее к рассмотрению того, как движение денег и снижение процентной ставки за кредит отразится на уровне инвестиций, что отражено на графике б). Снижение уровня процентной ставки приведет к желанию инвесторов воспользоваться этим обстоятельством и увеличить свои инвестиции, т.е. капитальные вложения в экономику, что возможно и на основе дополнительного приобретения акций инвестиционных компаний. На графике б) это показано как движение от I 1 к l 2 . Кривая же DD - это кривая спроса на инвестиции, где отражен явный их рост, что одновременно отражается точками A1 и B1, характеризующими соответствующие уровни спроса на инвестиции при отмеченных выше процентных ставках за кредит, которые снижаются от r t до г 2 .

Теперь рассмотрим, к чему приведет повышение инвестиционной активности в отношении совокупного спроса на ВНП, т.е. С+l+G (где С - потребление, I -инвестиции, G - расходы правительства). Это можно дополнительно проиллюстрировать на графике г). Предварительно отметим, что на графике в) отражены размеры увеличения выпуска национального продукта Y 1 и Y 2 , показан рост от Y 1 до Y 2 при снижении процентной ставки с r t до г 2 , что одновременно связано и с ростом спроса на инвестиции. Это отражено кривой

l s , которая синхронна кривой MD, фиксирующей уровень спроса на деньги.

Итак, что же отражено на графике г)? На нем показано, что кривая совокупного предложения, связанного с общими расходами на инвестиции (она находится под углом 45° к оси общих расходов), будет взаимосвязана с размерами выпуска национального продукта. Его равновесные размеры Y 1 и Y 2 в силу этого связаны с точками Е 1 и Е 2 на кривой совокупного предложения, т.е. инвестиции равны сбережениям, или i=S. В этом случае выпуск национального продукта Y 1 будет соответствовать более высокой процентной ставке r1 а это определяет поток инвестиций l1. В то же время выпуск национального продукта Y 2 соответствует уровню процентной ставки г2 и величине произведенных инвестиций l 2 . Таким образом, отмеченные на графике в) пары (Y, г1) и (Y 2 , г 2) будут определять вид прямой l s , т.е. инвестиции - сбережения, рост инвестиций к росту задействования сбережений и, наоборот.

8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ


Энергоносителем принято называть энергетический ресурс, посредственно используемый на стадии конечного потребления.  

Вместе с тем оно не соответствовало чрезвычайно интенсивному росту населения и в особенности опережающему расширению потребительского платежеспособного спроса . Число жителей Ливии с учетом ускоренной иммиграции в страну увеличивалось на 4,1-4,2% в 70-х годах, а их уровень благосостояния повышался еще быстрее - на 10,9% в год, если измерять его динамикой среднедушевого личного конечного потребления в постоянных це-  

Прогнозные оценки 1983-1992 гг. вновь оказались заниженными, что вполне объяснимо. Тенденция к сокращению потребления нефти, наблюдавшаяся в первой половине 80-х гг., рост издержек ее добычи, сокращение объемов поисково-разведочных работ, связанное со снижением цены нефти в 1986 г., - все это подводило разработчиков прогнозов к мысли о том, что на сколько-нибудь значительные темпы роста добычи нефти в перспективе рассчитывать не следует. Прогнозные оценки ориентировались на низкие темпы роста энергопотребления, на все более высокую эффективность конечного потребления энергии, на постепенное сокращение запасов нефти и ее добычи.  

Учитывая, что топливо в основном относится к предметам конечного потребления, представляется необходимым при плановых расчетах учитывать соотношение потребления топлива и производства конечной продукции или . При этом, разумеется, сохраняется необходимость оценивать снижение удельных расходов топлива и энергии на единицу промышленного продукта или на 1 руб. валового общественного продукта , исходя из темпов роста к. п. д. топливоиспользующих установок и к. п. и. . Одновременно должны оцениваться и факторы, действие которых в настоящее время и в особенности на перспективу направлено на рост потребления топливно-энергетических ресурсов . К числу таких факторов относятся в первую очередь опережающие темпы роста ряда энергоемких производств и энергоемких технологических процессов быстрое развитие электрификации технологических процессов и транспорта усиление масштабов и темпов потребления энергии в сфере обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве и в быту.  

Приведем пример. Значительная часть матрицы технологических коэффициентов планового межотраслевого баланса может формироваться (и в результате внедрения первой очереди АСПР в определенной мере уже формируется) по данным централизованных расчетов потребности в материальных ресурсах , выполняемых на ЭВМ. Это существенно снижает затраты труда плановых работников на выполнение наиболее трудоемкой процедуры построения межотраслевых моделей -процедуры формирования исходной информации . При этом входные данные для межотраслевого баланса являются лишь побочным, но очень важным продуктом автоматизации указанных прямых плановых расчетов. Однако если результаты расчетов по межотраслевой модели ограничить только вектором ее решения (для статической модели , например, это - вектор отраслевых объемов производства), то возможности анализа на основе этой модели будут чрезвычайно обеднены. Поэтому на практике межотраслевая модель дополняется задачей прямой обработки данных, на вход которой подается вектор решения модели , используемая в ней исходная информация , данные за предплановый период и некоторые другие данные (например, коэффициенты перехода от чистых отраслей к хозяйственным, от цен конечного потребления к оптовым ценам предприятий и др.), а на выходе формируется набор аналитических таблиц , всесторонне и в удобной для плановика форме характеризующий получаемый из решения модели вариант плана.  

Так, впервые в 1973-1975 гг. в реальном режиме планового процесса применялась модель, позволяющая на стадии концепции вести расчеты сразу на завершающий год долгосрочной перспективы с последующей разверткой основных показателей по трем пятилеткам, входящим в долгосрочный план. Расчеты по такой модели выполнялись совместно ГВЦ и сводным отделом перспективного планирования Госплана СССР при подготовке предварительных предложений о развитии народного хозяйства СССР в 1976-1990 гг. Эти расчеты помогли более точно выявить круг проблем, которые необходимо было решить в дальнейшей работе над планом, а также ориентировочно оценить будущие масштабы и темпы роста общественного производства. Вместе с тем был решен и целый ряд важных методических вопросов, связанных, в частности, с необходимостью преобразования показателей межотраслевого баланса в принятые на практике показатели (например, переход от показателей объемов производства по чистым отраслям в ценах конечного потребления к показателям по хозяйственным отраслям в оптовых ценах предприятий расчет по данным межотраслевого баланса традиционных показателей баланса народного хозяйства и др.).  

Леса, являющиеся национальным достоянием, следует рассматривать как один из важнейших факторов жизнедеятельности человека и общества в целом. Именно грамотное построение в системе "Человек-лес" определяет возможности снижения природоемкости продукции конечного потребления и обуславливает условия восстановления ресурсного потенциала территории.  

НПЗ - организация по сбыту - конечный потребитель , что позволяет значительно сэкономить на налогах, базой для которых служит объем реализованной продукции. Данное утверждение особенно актуально в вертикально-интегрированных системах, объединяющих предприятия нефтяной отрасли от процесса добычи до конечного потребления нефтепродуктов. Указанная схема применяется на нефтяных компаниях (ЛУКОЙЛ, ЮКОС, СИДАНКО).  

Теперь перейдем к рассмотрению второго раздела, посвященного конечному продукту народного хозяйства . Справа от столбца производственного потребления продукции отраслей расположен столбец конечного потребления продукции отраслей, под которым понимаются личное и общественное потребление , не идущие на текущее производственное потребление . Сюда включаются накопление и возмещение выбытия основных фондов , прирост запасов , личное потребление населения, расходы на содержание государственного аппарата и оборону, затраты по обслуживанию населения (просвещение, здравоохранение и т. д.). Кроме того, в конечный продукт входит сальдо экспорта и импорта продукции. В нашей таблице конечное потребление продукции i-й отрасли обозначено через г/,-. Обычно в межотраслевых балансах эти величины рассматриваются более подробно, но мы этого делать не будем. Кроме конечного потребления ко второму разделу баланса относят столбец суммарных (валовых) выпусков отраслей. Суммарный выпуск определяется для i-й отрасли как  

Это соотношение употребляется вместо соотношения (3.5). Рассмотрим соотношения, связанные с другими составляющими конечного потребления. На потребление населения обычно накладывается ограничение снизу  

Здесь, в отличие от предыдущего параграфа, конечное потребление iji заменено на потребление населения w (t) и, кроме того, берется сумма по всем моментам времени.  

Поскольку в условиях отсутствия внешней торговли и запасов вектор z/U) описывает конечное потребление населения и государства, которое обозначим через w(t), то часто вместо ограничения (3.8) в модель включают более сильное ограничение  

Данные показывают, что натуральное самообеспечение за последние годы возросло, а с учетом государственных социальных трансфертов в натуральной форме занимает почти четвертую часть потребления домашнего хозяйства . Однако денежные расходы играют доминирующую роль в общем объеме конечного потребления.  

Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления. В более вы-  

Располагаемый доход может быть определен как максимальная сумма, которую домашние хозяйства могут позволить себе потратить на конечное потребление товаров и услуг в данном отчетном периоде без уменьшения наличных денег, ликвидации активов или увеличения пассивов.  

Для устранения фактора изменения цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитывают в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор , отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета являются реальные показатели реальные денежные доходы , реальная заработная плата , реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.  

Нерыночные услуги производятся и учитываются в секторе государственных учреждений (образование, здравоохранение, управление и др.). Объем этих услуг включается в конечное потребление.  

Из приведенного выше уравнения ИСТО могут быть извлечены те подсистемы, блоки, которые необходимы для того или иного конкретного исследования. Если требуется определить товарные ресурсы для покрытия внутреннего спроса со стороны экономических потребителей (субъектов производственно-инвестиционного потребления и конечного потребления), то уравнение ИСТО может быть преобразовано следующим образом  

Термины экономические потребности в товарах, экономические потребители используются в данном пособии с целью однозначности понятий. Термины конечный спрос , конечное потребление уже получили в системе национальных счетов и в статистике России определенного наполнение. Прежде всего эти понятия включают спрос не только на товары и товарные услуги, но также и на нетоварную продукцию, и на нерыночные услуги. Далее, промежуточное потребление не входит в понятие конечного спроса это две альтернативные составляющие стоимости выпуска товаров и услуг.  

Значение четкой классификации расходов определяется тем, что от категории, к которой они отнесены, зависят величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, ВВП (при разграничении промежуточного потребления и

Конечное потребление группируется по принципу «кто фи­нансирует расходы» и включает:

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств;

Расходы на конечное потребление общего государственного управления;

Расходы на конечное потребление некоммерческих органи­заций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

Покупки потребительских товаров (кроме домов и квартир) в частной (кроме городских рынков), кооперативной и государствен­ной торговле;

Покупки потребительских товаров на городском рынке;

Покупки потребительских услуг и услуги, произведенные до­машними хозяйствами для собственного потребления;

Товары, произведенные домашними хозяйствами для соб­ственного конечного потребления;

Товары, полученные домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда.

Розничный товарооборот является основным источником по­купки потребительских товаров домашними хозяйствами. Общая сумма розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, оборот потребительской кооперации и продажу кооперативами и малыми предприятиями, берется по данным статистики торговли и услуг из итогов разработ­ки годовых отчетов розничной торговли. Из товарной структуры розничного товарооборота исключаются стоимость потребленных продуктов питания и наценка в общественном питании и добав - ляется в полном объеме выпуск «общественного питания». Такая корректировка связана с изменением счета выпуска обществен­ного питания, т. е. выпуск считается не по принципу торгового наложения (как в балансе народного хозяйства), а с учетом сто­имости потребленных продуктов питания.

В соответствии с методикой исчисления расходов на конечное потребление домашних хозяйств из данных розничной торговли исключаются:

а) покупки товаров предприятиями, организациями и учреж­дениями (мелкооптовый оборот);

б) стоимость товаров, купленных домашними хозяйствами для производственного потребления (покупки средств производства в розничной торговле);

в) стоимость драгоценных металлов, камней, ювелирных из­делий из них, произведений искусства, купленных домашними хозяйствами.

Кроме того, необходимо отметить, что потребление товаров и услуг, полученных военнослужащими в натуральной форме в ка­честве оплаты труда (обмундирование и др.), в расходы на конеч­ное потребление домашних хозяйств не включается, а относится к промежуточному потреблению отрасли «Управление».

Наряду с данными о товарообороте источниками информации для расчетов расходов на конечное потребление домашних хозяйств являются также данные обследований бюджетов домашних хозяйств, показатели баланса денежных доходов и расходов населения.

Расходы домашних хозяйств на покупку потребительских ус­луг определяются по данным баланса денежных доходов и расхо­дов населения.

К потребительским товарам, приобретенным домашними хо­зяйствами на рынке, относятся в основном сельскохозяйственные продукты, продукты из сельскохозяйственного сырья (масло, вино), продукты лесопользования, рыболовства, охоты и др. Источники информации - натурально-стоимостные балансы, бюджетные обследования домашних хозяйств. Эти же источники информации используются в расчетах стоимости продуктов, произведенных в подсобных хозяйствах населения для собственного потребления, а также при определении размеров натуральной оплаты труда.

Основной источник информации, используемый при опреде­лении расходов на конечное потребление учреждений общего го­сударственного управления, - государственный бюджет (данные об исполнении государственного бюджета).

Расходы на конечное потребление общего государственного уп­равления состоят из расходов на потребительские товары, использу­емые как для индивидуального, так и для коллективного потребле­ния. К сектору общего государственного управления относятся организации, финансируемые за счет средств государственного бюд­жета и средств внебюджетных фондов социального страхования.

Расходы на конечное потребление учреждений общего госу­дарственного управления включают:

Стоимость нерыночных услуг, оказываемых этими учрежде­ниями для индивидуального и коллективного потребления;

Стоимость потребительских товаров и услуг, купленных ука­занными учреждениями для бесплатной (или по пониженным це­нам) передачи домашним хозяйствам в соответствии с програм­мой социального страхования и социальной помощи.

Расходы государственных бюджетных организаций, оказываю­щих индивидуальные услуги, частично оплачиваются населением (платежи в финансируемые из бюджета санатории, дома отдыха, пансионаты, детские дошкольные учреждения, школы - интернаты, спецшколы) и относятся к рыночным услугам. Поскольку расхо­ды на конечное потребление общего государственного управле­ния (как индивидуальное, так и коллективное потребление) вклю­чают только расходы, связанные с оказанием нерыночных услуг, то из общего объема услуг, оказываемых бюджетными организация­ми, рыночные услуги вычитаются. Если жилищное хозяйство, нахо­дящееся в собственности бюджетных организаций, предоставляет услуги бесплатно или по сниженным ценам, то стоимость этих услуг в сумме, не покрываемой квартирной платой, относится к расходам на конечное потребление общего государственного управления.

Коллективные потребительские услуги - это услуги, предостав­ляемые всем членам общества. Их потребление носит пассивный характер и не зависит от согласия заинтересованного индивидуума. Согласно Классификатору функций государственных органов (КФГО) к учреждениям общего государственного управления, оказывающим услуги коллективного характера, относятся:

Государственные органы общего назначения, обеспечиваю­щие порядок и безопасность, а также формирование и осуществ­ление государственной политики;

Органы управления обороной и Вооруженные Силы;

Органы науки и научного обслуживания;

Центральный банк;

Дорожное хозяйство;

Предприятия по обслуживанию сельского хозяйства;

Прочие предприятия, оказывающие другие экономические услуги обществу.

Государственные расходы (в части содержания и ремонта дорог, мостов, туннелей, уличного освещения) частично оплачиваются пу­тем взимания сборов с предприятий, т. е. на рыночной основе. Не­смотря на это, по практическим соображениям их отнесли в полном объеме к расходам учреждений общего государственного управле­ния, оказывающим коллективные услуги. Другие виды услуг, оказы­ваемые учреждениями общего государственного управления, кото­рые частично оплачиваются, уменьшаются на объем рыночных услуг.

Расходы государственных учреждений на покупки товаров и услуг (социальные пособия в натуре) для передачи домашним хо­зяйствам включают:

Расходы на приобретение учебников для учащихся;

Расходы на оплату транспортных средств для инвалидов (ав­томобили, мотоколяски и др.);

Расходы на протезирование;

Возмещение расходов инвалидам (на ремонт автомобилей и мотоколясок, покупку бензина);

Стоимость бесплатных (или по сниженным ценам) медика­ментов и др.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организа­ций, обслуживающих домашние хозяйства, включают:

Стоимость нерыночных услуг, оказываемых домашним хозяй­ствам этими организациями (политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие аналогичные организации, религи­озные организации, добровольные общества, благотворительные организации и др.);

Стоимость товаров и услуг, купленных некоммерческими орга­низациями для передачи домашним хозяйствам;

Стоимость услуг социально-культурного характера, бесплатно оказываемых предприятиями и организациями своим работникам.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организа­ций, обслуживающих домашние хозяйства, условно относятся к индивидуальному потреблению. Надо иметь в виду также, что расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, по аналогии с расходами на конечное потребление общего государственного управления включают целиком свою собственную продукцию, точнее, выпуск (за минусом платных услуг) соответственно отрасли «Обществен­ные объединения» и услуги других отраслей сферы нематериаль­ных услуг - жилищного хозяйства, здравоохранения, физичес­кой культуры и спорта, социального обеспечения, народного об­разования, потребляемые некоммерческими организациями.

Основные источники информации для расчета расходов на конечное потребление общего государственного управления - исполнение федерального и территориального бюджетов; по рас­четам расходов на конечное потребление некоммерческих орга­низаций, обслуживающих домашние хозяйства, - отраслевая спе­циализированная бухгалтерская и статистическая отчетность.

Показатели валового накопления - следующее важнейшее направление конечного использования ВВП.

Главные из них:

а) валовое накопление основного капитала;

б) изменение запасов материальных оборотных средств;

в) чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала определяется на ва­ловой основе, т. е. до вычета потребления основного капитала (од­нако выбытие основных фондов учитывается).

В межотраслевом балансе также правильно говорить о вало­вом накоплении как одной из характеристик конечного исполь­зования валового выпуска или ресурсов данного года.

Валовое накопление основного капитала охватывает прежде всего капитальные вложения, т. е. затраты на воспроизводство основных фондов, рассматриваемые в капитальных вложениях (стоимость вве­денных в действие основных фондов, затраты на эксплуатационное бурение, затраты на проектно-изыскательские работы, затраты капи­тального характера на улучшение земель, выращивание многолетних насаждений, незавершенное строительство, оплаченное заказчиком, и др.). Дополнительно сюда включаются элементы воспроизводства основных фондов, в практике не рассматриваемых в составе капи­тальных вложений. Это прирост стоимости скота основного стада, затраты на капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвен­таря, книг для библиотек бюджетными организациями.

Относительно недавно в накоплении основного капитала ста­ли рассчитываться затраты на геологоразведочные работы, вклю­чая глубокое разведочное бурение, затраты на создание и приоб­ретение программного обеспечения ЭВМ. Здесь также должны учитываться стоимость оригиналов литературных и художествен­ных произведений (фильмы, звукозаписи, рукописи и т. п., явля­ющиеся основой для тиражирования, театральных постановок, радио - и телевизионных программ и др.) и расходы в связи с пе­редачей прав собственности на землю, основной капитал и нема­териальные нефинансовые активы.

В состав валового накопления основного капитала не включаются:

Мелкий инструмент, рабочая одежда, запасные части, мало­ценное оборудование, даже если они служат более года (относят­ся к промежуточному потреблению);

Потребительские товары длительного пользования, куплен­ные домашними хозяйствами для своих нужд (относятся к расхо­дам на конечное потребление домашних хозяйств);

Приобретение военной техники (относится к промежуточно­му потреблению органов общего государственного управления);

Земля, полезные ископаемые, естественные леса и др.

Оценка валового накопления в части купленных основных

фондов проводится по ценам покупателей с включением налога на добавленную стоимость; в части основных фондов, произве­денных хозяйственным способом (здания, сооружения и т. д.), - в основных ценах. Исходная информационная база для расчетов - статистика капитального строительства (формы о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вло­жений, о вводе в действие индивидуальных жилых домов) и ста­тистика основных фондов (формы о наличии и движении основ­ных средств и амортизационного фонда, наличии и движении основных средств), ведомственная статистика.

В составе изменения запасов материальных оборотных средств учитывается прирост (или уменьшение):

Производственных запасов (топлива, сырья, основных мате­риалов и покупных полуфабрикатов и др.);

Незавершенного производства;

Готовой продукции у производителей;

Товаров для перепродажи у предприятий торговли, загото­вок, материально-технического снабжения;

Государственного материального резерва.

Досточно сложной методологической и информационной про­блемой является оценка отдельных компонентов изменения запа­сов материальных оборотных средств. Кроме того, при расчете показателя необходимо исключить доход (или убыток), который возникает в результате изменения их стоимости в связи с измене­нием цен в период нахождения запасов на складах предприятий (до момента использования в производственном процессе). В слу­чаях, когда расчет ведется с использованием натуральных показа­телей с их последующей оценкой, рекомендуется прирост запасов оценивать по среднегодовым ценам.

Полная информация о запасах материальных оборотных средств может быть получена только на основании единовременного об­следования отраслей экономики. Для ориентировочных оценок можно использовать разработки данных о нормируемых матери­альных оборотных средствах по их видам в разрезе отраслей про­мышленности, выделяемых в форме сводной отчетности, данных форм, учитывающих остатки и расход материалов, топлива, сбор и использование отработанных нефтепродуктов и др. Использу­ются также натуральные балансы и экспертные оценки.

Чистое приобретение ценностей - это покупки (за вычетом выбытия) дорогостоящих товаров длительного пользования, сто­имость которых не уменьшается с течением времени и которые не используются в производстве (драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия из них, произведения искусства и др.). До недавнего времени такие ценности рассматривались в потреби­тельских расходах домашних хозяйств (населения). Источник ин­формации - данные розничного товарооборота.

Квадрант III МОБ СНС отражает стоимостной состав компо­нентов ВВП. Он показывает распределение по отраслям первич­ных доходов, полученных институциональными единицами-ре- зидентами в результате непосредственного участия в процессе производства. Первичные доходы - это доходы, получаемые ин­ституционными единицами в связи с участием их в процессе про­изводства (оплата труда, налоги на производство и импорт, при­быль, смешанные доходы) или владением активами (доходы от собственности), которые могут быть использованы в производ­стве. Они выплачиваются из добавленной стоимости, создавае­мой в производстве. Отметим, что в МОБ СНС доходы от соб­ственности не отражаются.

Стоимостной состав компонентов ВВП в МОБ СНС опреде­ляется по следующей схеме.

1. Заработная плата.

2. Фактические отчисления работодателей на социальное стра­хование.

3. Условно-исчисленные отчисления работодателей на соци­альное страхование.

4. Оплата труда наемных работников - ИТОГО (1 + 2 + 3).

5. Другие налоги на производство.

6. Другие субсидии на производство (-).

7. Чистая прибыль.

8. Чистый смешанный доход.

9. Потребление основного капитала.

10. Валовая добавленная стоимость (в основных ценах) - ИТО­ГО (4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9).

11. Налоги на продукты (невычитаемый налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импорт, экспорт и др.).

12. Субсидии на продукты - ИТОГО (10 + 11 - 12).

По итогу определяется величина ВВП, отличающаяся от вало­вой добавленной стоимости на размеры чистых налогов на про­дукты (налогов на продукты за вычетом субсидий на продукты). Добавленная стоимость по «чистым» отраслям определяется раз­ницей между выпуском и промежуточным потреблением отрасли.

Одна из стоимостных составляющих валовой добавленной сто­имости - оплата труда наемных работников. Она представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, кото­рое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в рассматриваемом периоде.

Показатели «другие налоги на производство» и «другие субси­дии на производство» необходимы при формировании основных цен применительно к валовой добавленной стоимости. Другие налоги на производство - это налоги, которыми облагаются ин­ституциональные единицы в результате их участия в производ­стве, и которые уплачиваются за пользование факторов произ­водства или за осуществление определенных видов деятельности или операций (платежи за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.).

Другие субсидии на производство - это субсидии, которые получают институциональные единицы-резиденты вследствие их участия в производстве. Например, возмещение сельскохозяйствен­ным производителям стоимости приобретенной сельскохозяйствен­ной техники, компенсация им затрат на энергоресурсы относятся к отрасли «Сельское хозяйство», затраты на конверсию военного производства (в части текущих расходов) - условно к отрасли «Машиностроение и металлообработка».

Чистая прибыль и чистый смешанный доход определяются сальдовым методом, когда из валовой добавленной стоимости (по соответствующим отраслям) вычитаются потребление основного капитала и другие чистые налоги на производство, а при опреде­лении чистой прибыли - вычитается также оплата труда наем­ных работников.

Потребление основного капитала оценивается в размере амор­тизации и недоамортизированной стоимости. Проблема перехода от «хозяйственной» к «чистой» отрасли при расчете потребления основного капитала решается аналогично определению валовой добавленной стоимости, т. е., при отсутствии прямой информа­ции в материалах специальных обследований, с помощью соот­ветствующих корректировочных коэффициентов.

Налоги на продукты - это налоги, взимаемые обычно за еди­ницу товара или услуги, т. е. пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или им­портируемых институциональными единицами-резидентами. Суб­сидии на продукты можно рассматривать как отрицательные на­логи на продукты. К налогам на продукты относятся:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Акцизы на отдельные группы и виды товаров, включая акци­зы на продажу легковых автомобилей;

Налоги на реализацию горюче-смазочных материалов;

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техни­ки и персональных компьютеров;

Сбор со сделок, совершаемых на товарных биржах;

Налоги на импорт;

Налоги на экспорт (экспортные пошлины).

Наибольший удельный вес в группе налогов на продукты за­нимают налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на им­порт. НДС по отраслям (квадрант III) распределяется условно по структуре конечного использования продукции. Акцизы по от­раслям распределяются по данным Министерства финансов РФ, они в основном относятся к продукции отраслей легкой и пище­вой промышленности, а также прочих отраслей промышленнос­ти. Налоги на импорт включают импортные пошлины и платежи в государственный бюджет чистого дохода внешнеторговых орга­низаций, образующегося в результате различий между внешне­торговыми (пересчитанными в национальную валюту) и внутрен­ними ценами на отдельные виды товаров.

Информационная база для расчетов по квадранту III МОБ - единовременные обследования структуры затрат, текущая статис­тика издержек производства и заработной платы, финансовая и банковская статистика, статистика государственного бюджета.

В заключение изложения методологии построения межотрас­левого баланса как важного раздела СНС отметим, что МОБ СНС широко используется не только для аналитических целей, но и для решения чисто статистических задач, в частности для провер­ки сбалансированности всей системы статистических данных, ох­ватывающих различные аспекты экономических процессов, более качественного согласования производственного, распределитель­ного методов и конечного использования в расчетах ВВП, для исчисления индексов-дефляторов при пересчете отдельных ком­понентов ВВП из текущих в постоянные цены и др.

Последний межотраслевой баланс по развернутой программе в концепции баланса народного хозяйства был составлен в СССР, России и в других республиках бывшего Союза за 1987 год. Меж­отраслевой баланс по развернутой программе за 1995 год впервые в отечественной статистике составлен по концепции СНС.

Отраслевая номеклатура межотраслевого баланса версии 1995 г. частично модифицирована с учетом международных стандартов, но в основном она отражает специфику переходного периода и необходимость согласованности структуры баланса с предшеству­ющими разработками. Обеспечена преемственность с большим межотраслевым балансом 1987 г. посредством формирования двух разделов номенклатуры, один из которых соответствует класси­фикации сферы материального производства с определенными коррективами, вызванными международными рекомендациями и реалиями переходного к рыночной экономике периода.

Другое важнейшее отличие от зарубежной статистической прак­тики составления межотраслевых балансов состоит в использова­нии рыночных цен (цены покупателя). Межотраслевой баланс в концепции СНС согласно международным стандартам предпоч­тительно составлять в ценах производителя, т. е. без торгово-транс - портной наценки. Это объясняется тем, что в анализе с использо­ванием таблиц «Затраты - выпуск» внимание концентрируется на вопросах технологических связей в процессе производства.

В России межотраслевой баланс (как и в других странах СНГ) составлялся традиционно в ценах покупателей, которые было при­нято называть ценами конечного использования. Аргументы для такой оценки хорошо известны. МОБ всегда рассматривался как часть баланса народного хозяйства (БНХ) (в международных ста­тистических документах система национального счетоводства, обслуживавшая командно-административную систему управления, называлась системой материального производства). Более того, методология составления МОБ должна была соответствовать прин­ципам построения БНХ и, в частности, основополагающим иде­ям по измерению совокупного и чистого материального продукта (соответственно совокупного общественного продукта и нацио­нального дохода - в концепции БНХ). А указанные показатели всегда исчислялись в ценах конечного использования, т. е. в ценах покупателей. Оба способа оценки логичны. Решение вопроса о конкретном методе оценки показателей МОБ часто зависит от особенностей используемой информационной базы.

Различие в оценке (в ценах производителей либо в ценах поку­пателей) обусловлено разницей методов отражения торгово-транс­портной наценки, налогов и субсидий на продукты. В ряде случаев анализ технологических взаимосвязей с применением межотрасле­вого баланса предпочтителен в основных ценах. От цен производи­телей они отличаются на размер чистых налогов на продукты.

Схема построения МОБ (также в концепции СНС) в ценах покупателей, которая предусмотрена в России и некоторых дру­гих странах СНГ, включает торгово-транспортную наценку дваж­ды: а) как часть цены на потребляемую продукцию - в квадран­тах I и II; б) как торгово-транспортную наценку (на продукты соответствующих отраслей), добавляемую в процессе продвижения продуктов от производителя к потребителю (в квадранте I).

В связи с необходимостью адаптации международных стан­дартов к национальной практике оценки показателей МОБ воз­никает проблема исчисления чистых налогов на продукты (нало­гов за исключением субсидий на продукты) в составе затрат (по квадранту III). В отличие от МОБ (цены производителей) схема МОБ в ценах покупателей должна предусмотреть равенство сум­мы валовой добавленной стоимости общей величине ВВП. В этих целях для увязки данных о созданных ресурсах и об использова­нии ресурсов должна быть расчетно определена величина налога на добавленную стоимость (НДС). Для этого необходимо выде­лить НДС из покупной цены товаров и услуг, использование ко­торых показывается в квадрантах I и II межотраслевого баланса, и распределить по соответствующим отраслям (в квадранте III).

Специалистами в области сводных расчетов предлагается оп­ределенная процедура расчетов. Сначала, имея данные о выпуске продукции в ценах производителей и о ставках НДС, определяет­ся величина НДС на облагаемую им продукцию; информация о выпуске продукции в ценах производителей привязывается к от­раслевой номенклатуре МОБ и определяется среднеотраслевая ставка НДС в покупной цене (путем деления размеров НДС на величину выпуска в ценах покупателей).

Следующий этап состоит в определении круга товаров и услуг в квадрантах I и II МОБ, которые учтены в покупных ценах с включением НДС. Из квадранта I берутся данные о затратах (по колонкам) отраслей, оказывающих нерыночные услуги или про­изводящих рыночную продукцию, но не облагаемую НДС. Из квадранта II берутся в полном объеме данные о затратах (по ко­лонкам) на конечное потребление домашними хозяйствами и экс­порт в страны ближнего зарубежья. Кроме того, если национальная практика учета предусматривает НДС в покупной цене основных фондов и материальных оборотных средств, то рассматриваются также затраты на их формирование.

Общая сумма НДС, полученная на основе изложенного под­хода, координируется с величиной НДС, уплаченной в бюджет. И поскольку ориентироваться следует по последней величине (в ВВП включается размер именно уплаченного в бюджет НДС), то при значительном отклонении необходимо уточнить расчетную вели­чину НДС, используя данные формы, где по отраслям указаны начисленный и фактически внесенный в бюджет НДС

Заключительная операция расчетов состоит в том, что данные о затратах на производство товаров и услуг (для каждой отрасли), учтенных в покупных ценах с включением НДС в составе квад­рантов I и II, суммируются, и по среднеотраслевой ставке НДС в покупной цене определяется размер НДС, который показывается в квадранте III по соответствующей отрасли.

Существенное отличие в разработке российского МОБ СНС по развернутой программе за 1995 г. от международного опыта состоит в формировании информационной базы. Единовремен­ные обследования, как и раньше, носили комбинированный ха­рактер. Сплошные обследования по широкому кругу отраслей сочетались с несплошными, экспертными оценками и дорасчета - ми. Формы единовременного учета предусматривали разработку данных непосредственно по «чистым» отраслям. Использование зарубежной практики (прежде всего развитых стран) в технологии сбора данных для межотраслевого баланса будет возможно в про­цессе организации периодических и строго регламентированных экономических переписей.

Основные идеи организации работы по составлению межот­раслевого баланса, или таблицы «Затраты-выпуск», на основе дан­ных экономических переписей состоят в следующем.

1. В соответствии с концепцией СНС для составления таблицы «Затраты-выпуск» исходными разработками являются: а) первич­ные базисные таблицы, содержащие данные о затратах на произ­водство продукции; б) агрегированные таблицы товарных потоков, содержащие данные о выпуске продукции.

2. Процесс составления таблицы «Затраты-выпуск» включает три этапа. На первом этапе с большой степенью дифференциа­ции (порядка 3000 видов товаров и услуг) рассчитывается объем производства отечественной продукции и импорта. Эти данные заносятся в строки или графы (по строкам - по методу выпуска, по графам - по методу затрат). На втором этапе на основе под­робных данных о структуре промежуточного потребления и ком­понентах валовой добавленной стоимости все затраты подразде­ляются по отдельным отраслям (составляется базовая таблица затрат). Поскольку данные о видах затрат имеются по «хозяй­ственным» отраслям, их пересчет для «чистых» отраслей произво­дится с помощью переводной модели. При этом используется вто­рая базовая таблица - таблица выпуска, в которой вся продукция «хозяйственных» отраслей подразделяется на виды.

3. Переводная модель основывается на допущении, что для про­изводства одних и тех же продуктов, независимо от того, в какой отрасли оно осуществляется, используется идентичная технология, приводящая к одинаковой структуре затрат. Технология реализации переводной модели состоит в том, что из затрат каждой «хозяйствен­ной» отрасли выделяются затраты, необходимые для производства непрофильной продукции, а к оставшимся затратам применительно к основному виду деятельности соответствующей отрасли добавля­ются затраты других отраслей, связанные с производством продук­ции, относящейся к основному виду деятельности рассматриваемой отрасли. В результате получают структуру затрат «чистых» отраслей, в которых производится однородная продукция. Для подобных рас­четов используются специальные методы матричной алгебры.

4. По методу выпуска составляются таблицы товарных пото­ков. Используется детальная группировка данных (порядка 3000 ви­дов товаров и услуг) о производстве и импорте, которые на базе имеющейся информации распределяются по рассматриваемым «чистым» отраслям и по категориям конечного использования. В отличие от метода затрат здесь нет необходимости использовать переводную модель, так как расчеты с самого начала ведутся в группировке по видам товаров и услуг и по «чистым» отраслям.

В результате получают таблицу «Затраты-выпуск» в группи­ровке по видам товаров и услуг и «чистым» отраслям. Таким об­разом, для расчета промежуточного потребления применяются два метода. Основные преимущества их использования для формиро­вания информационных массивов при разработке квадранта I меж­отраслевого баланса состоят в том, что в процессе согласования итоговых данных обоих методов могут быть выявлены неточности и погрешности. Кроме того, пробелы в статистической информа­ции взаимно восполняются.

Однако степень точности расчетов таблицы «Затраты-выпуск» уступает достоверности исчисления валового внутреннего продукта. Поэтому недостатки статистических данных о структуре затрат, осо­бенно в сфере услуг, восполняются с помощью экспертных оценок.