Субъекты рыночной экономики и их функции. Субъекты экономики

Субъектов рыночного хозяйства достаточно много. Это производители и потребители, предприниматели и наемные работники, промышленники, банкиры, торговцы, собственники ссудного капитала и ценных бумаг и т. д. В наиболее общем виде субъектов рыночной экономики объединяют в три большие группы.

Рассмотрим их по отдельности.

Домашние хозяйства

Как собственники факторов предлагают на рынке ресурсов труд, землю, капитал; получают доходы от реализации ресурсов; используют доходы на приобретение потребительских вещественных товаров и услуг для удовлетворения личных потребностей

Предприниматели

Предъявляют спрос на ресурсы; предлагают вещественные товары и услуги как для предпринимательского и государственного секторов (инвестиционные вещественные товары и производительные услуги), так и для домашних хозяйств (потребительские вещественные и невещественные товары); инвестируют полученные доходы

Государство

Предъявляет спрос на экономические ресурсы для осуществления деятельности в государственном секторе экономики; предлагает деньги;

предлагает общественные блага без непосредственной их оплаты или с частичной оплатой, что положительно влияет на производительность предпринимательского сектора и уменьшает затраты на потребление домашних хозяйств; осуществляет правительственное регулирование рыночной экономики

Основные факторы взаимодействия:

1. Издержки

2. Денежный доход

3. Товары и услуги

4. Труд и капитал

5. Ресурсы

6. Труд и капитал

7. Потребительские расходы

8. Товары и услуги

9. Расходы

10. Ресурсы

11. Товары и услуги

12. Потребительские расходы

13. Товары и услуги

14. Налоги

15. Товары и услуги

Вывод: домохозяйства как владельцы ресурсов продают ресурсы фирмам, и уже в качестве потребителей на вырученные деньги с ресурсов тратят денежный доход, покупают на рынке продуктов товары и услуги. Фирмы покупают ресурсы для производства товаров и услуг, затем продают готовый продукт своего производства домохозяйствам в обмен на прибыль. Прибыль используется для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В результате возникает реальный поток экономических ресурсов, конечной продукции и услуг и денежный поток в виде доходов и потребительских расходов. Эти потоки являются одновременными и повторяющимися.

Домохозяйство как субъект рыночных отношений

Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке, является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую единицу, состоящую из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

Основные признаки домохозяйства:

Совместное проживание и обустройство быта.

Совместное ведение хозяйства.

Обладание определёнными ресурсами.

Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Виды домохозяйств

Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями, а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

Групповые домохозяйства.

Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).

Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

Чтобы дать характеристику экономическому субъекту требуется указать на источник и величину его доходов, направления и величину его расходов.

Домохозяйство - это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.

Доходы домохозяйства - это частные доходы. Они формируются за счет:

заработной платы, труда, прибыли собственника, капитала, процента и дивиденда, участия в акционерном обществе, ренты, природных ресурсов.

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

Выплата налогов государству

Удовлетворение личных потребностей

Формирование личных сбережений

Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства. Различают следующие виды сбережений:

Домашние (в налично-денежной форме)

Институционные (банковские депозиты, страховые полисы, облигации, акции, и др.):

а) «защитные» - действия по сохранению исходной покупательной силы данной суммы денег. Они выполняют роль самостоятельного страхования от непредсказуемых обстоятельств.

б) «спекулятивные» - действия по умножению покупательной силы данной денежной суммы. Они выполняют роль своеобразного «семейного бизнеса» по правилам рыночной экономики.

В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий над рыночной экономикой, т. е:

Относительное увеличение сбережений (по мере роста личных доходов) означает относительное уменьшение спроса на потребительские товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы).

Перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны.

Потребительские расходы - это та часть личных доходов, которая безвозвратно и беспроцентно уходит к производителям.

И среди объектов потребительских расходов можно выделить:

Товары кратковременного пользования (срок - менее года)

Товары длительного пользования (срок - более года)

Домохозяйство - один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.

В-третьих, домохозяйства - это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).

В-четвёртых, именно домохозяйство - основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.

В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.

В рыночной экономике вся масса ресурсов составляет совокупный ресурсный рынок, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретных ресурсов. Собственниками этих ресурсов считаются в основном домохозяйства.

К экономическим агентам относят всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты принято различать: домашние хозяйства, предприятия или , государство и органы государственного управления.

Домашнее хозяйство - это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения.

Домохозяйства, как правило, относят к сектору потребителей и наделяют их следующими чертами:
  • каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека;
  • домохозяйства — полновластные собственники экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям;
  • любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей (а не наращение прибыли), максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

Производитель закупается на рынке ресурсов необходимыми ресурсами, превращает их в и , продаёт посреднику, а тот продаёт их потребителю. Потребитель продаёт свой труд за заработную плату, которую тратит на оплату товаров и услуг. Государство — еще один участник рынка, покупает товары на рынках ресурсов, производителей и посредников, собирает налоги с этих рынков и обеспечивает исполнение законов.

Упрощенная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

Рынок ресурсов — место, где ресурсы и услуги поставщиков ресурсов продаются и покупаются. Домохозяйства (люди) предлагают свои ресурсы фирмам (6). Фирма в свою очередь предъявляет спрос на ресурсы, так как с помощью их они производят товары и услуги (5). Платежи, производимые фирмами за полученные ресурсы, являются затратами для фирм (1) и одновременно являются потоками заработной платы, ренты, процентов и прибыли для домохозяйств, поставляющих ресурсы (2).

Рынок продуктов — место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4).

Полная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

Основные факторы взаимодействия:
  1. Издержки
  2. Денежный доход
  3. Товары и услуги
  4. Труд и капитал
  5. Ресурсы
  6. Труд и капитал
  7. Потребительские расходы
  8. Товары и услуги
  9. Расходы
  10. Ресурсы
  11. Товары и услуги
  12. Потребительские расходы
  13. Товары и услуги
  14. Налоги
  15. Товары и услуги
  16. Доход

Вывод : домохозяйства как владельцы ресурсов продают ресурсы фирмам, и уже в качестве потребителей на вырученные деньги с ресурсов тратят денежный доход, покупаю на рынке продуктов . Фирмы покупают ресурсы для производства товаров и услуг, затем фирмы продают готовый продукт своего производства домохозяйствам в обмен на . Прибыль используется для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В результате возникает реальный поток экономических ресурсов , конечной продукции и услуг и в виде доходов и потребительских расходов. Эти потоки являютсяодновременными и повторяющимися.

Принцип рациональности

При рассмотрении деятельности данных субъектов мы предполагаем, что они действуют рационально (принцип рациональности), т.е. таким образом, чтобы получить максимальный результат (максимальную прибыль для фирм или максимальную полезность для домохозяйств и т.д.) при имеющихся ограничениях (ограничениях в ресурсах, в денежных средствах и т.д.). Данное допущение является научной абстракцией и используется в экономической науке для удобства анализа. Рациональное поведение не всегда является наиболее правильным или наиболее логичным с житейской точки зрения.

Рациональность — это наиболее эффективный способ удовлетворения своей субъективной цели. При этом цели экономических субъектов могут быть самыми различными, для экономиста они равноценны (т.е. нет целей хороших или плохих, нравственных или безнравственных).

См.также

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Предприятие (фирма) - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

  • 1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.
  • 2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.
  • 3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.
  • 4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.
  • 5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
  • 6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.
  • 7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Система рынков - совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

  • - легальный (официальный);
  • - нелегальный (теневой),

Нелегальный рынок - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Несмотря на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

  • - микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;
  • - макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики).

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов. На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев.

Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

  • 1. По объектам рыночных отношений:
    • - товаров и услуг;
    • - средств производства;
    • - рабочей силы;
    • - ссудного капитала;
    • - финансов;
    • - ценных бумаг.
  • 2. По географическому положению:
    • - местный;
    • - региональный;
    • - национальный;
    • - мировой.
  • 3. По проявлению конкуренции:
    • - свободный;
    • - монополистической конкуренции;
    • - олигополический;
    • - монопольный (монопсонный).
  • 4. По объему продаж:
    • - розничный;
    • - оптовый.
  • 5. По механизму регулирования:
    • - совершенной конкуренции;
    • - несовершенной конкуренции;
    • - регулируемый (под контролем государства).

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д. Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:

  • 1. Что производить - это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
  • 2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи, каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.
  • 3. Для кого производить - это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов. В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора.

Потребители должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия - производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец - добиться возможно большей прибыли, потребитель - получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой побразовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения не являются абсолютно совершенными. Существуют и недостатки рынка. В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей. Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

  • 1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.
  • 2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
  • 3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы - это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства»

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

  • 1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.
  • 2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
  • 3. Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий. Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества.

У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» - специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.

Заказ № 1841

Курсовая работа на тему: «Субъекты экономики и их виды»

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Субъекты экономики…………………………………………...5

1. 1. Субъекты рыночной экономики…………………………………...5

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики………………………..9

Глава 2. Интересы субъектов экономики……………………………..13

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм…………13

2. 2. Экономические интересы агентов……………………………….16

Заключение……………………………………………………………...22

Список использованных источников………………………………….25

Введение

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет.

Актуальность темы работы. Рыночные отношения предполагают децентрализацию производства, относительно независимое принятие решений и осуществление хозяйственной деятельности субъектами экономики. Вместе с тем, в процессе реформирования экономической системы российского общества в качестве основных целей подобных преобразований провозглашалось улучшение качества жизни населения, устранение одного из крупнейших недостатков командно-административной экономики – отторжения достижений научно-технического прогресса воспроизводственным процессом, а также повышение эффективности функционирования системы в целом. Переход России от глубокого спада к стабилизации и экономическому росту вызывает необходимость выявления факторов, способствующих закреплению и усилению данной тенденции. К последним относятся совершенствование организации и управления производством, использование достижений НТП в воспроизводственном процессе, а также рост производительности труда. Каждый из них связан с экономическими интересами субъектов экономики, от согласования которых зависит решение поставленных задач.

Цель данной работы – изучение субъектов экономики и их интересов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие субъектов;

Рассмотреть субъекты рыночной экономики;

Изучить функции экономических агентов;

Проанализировать интересы субъекты экономики.

Объектом исследования в данной работе выступают экономические субъекты, предметом является рыночная экономика.

Глава 1. Субъекты экономики

1. 1. Субъекты рыночной экономики

Рынок – это система взаимодействия продавца и покупателя.

Зарождения и развитие рыночной системы было обусловлено двумя причинами:

1. развитием разделения труда, которое дало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу. Обмен стал возможным, поскольку в результате специализации у производителя появились значительные излишки продукции. Разделение труда ведёт к росту производительности, что, в свою очередь, делает возможным производить данный продукт в количестве больше, чем требуется самому производителю;

2. частной собственностью.

Для рыночной экономики характерными являются:

1. частная собственность

2. свобода выбора

3. личные экономические интересы как главный мотив поведения людей

4. конкуренция

5. механизм цен, координирующий экономические связи

Рынок выполняет следующие функции:

1. информационную, через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком;

2. регулирующую, т.е. рынок устанавливает пропорциональность в развитии экономики, регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей;

3. стимулирующую, т. е. фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки;

4. санирующую, т. е. рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Домашнее хозяйство - экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики - может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Предприятие (фирма) - экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

Банк - финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Рисунок 1. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Взаимодействие домашних хозяйств, фирм и государства может быть представлено моделью экономического кругооборота.

Модель экономического кругооборота позволяет исследовать поведение фирм и домашних хозяйств на рынках факторов производства и потребительских благ.

На рынке факторов производства домашние хозяйства выступают в роли продавцов, предлагая фирмам, выступающим здесь в роли покупателей, труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Приобретя все необходимое для создания потребительских благ, фирмы осуществляют их производство.

Вторая встреча домашних хозяйств с фирмами происходит на рынке потребительских благ. Но теперь их роли поменялись: в качестве продавцов выступают фирмы, а покупателями являются домашние хозяйства. Движение по внешнему кругу схемы, по которому движутся потоки товаров, замыкается.

Но одновременно с движением товаров происходит перемещение денежных потоков. Движение денег начинается с фирм, которые являются владельцами стартового денежного капитала, необходимого для приобретения факторов производства. Деньги, отданные в обмен на факторы производства, выступают в виде затрат на производство. Но, оказавшись в руках собственников производственных ресурсов, деньги принимают форму доходов на факторы производства, а будучи истраченными на покупку потребительских благ, выступают в виде расходов домашних хозяйств. И, наконец, после продажи фирмами произведенных ими товаров и услуг деньги выступают в виде доходов владельцев фирм.

Модель показывает, что в экономике движутся два противоположно направленных потока: поток товаров и поток расходуемых на их приобретение денег. Оба потока непрерывны, протекают одновременно и представляют собой главный элемент механизма функционирования рыночной экономики. Важным следствием модели кругооборота является то, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия) При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.

2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.

3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.

4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.

5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.

7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Глава 2. Интересы субъектов экономики

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм

Экономические отношения возникают между людьми под воздействием экономических интересов. Экономический интерес - это осознанная потребность человека, группы лиц, общества в целом в экономических благах.

Требуя удовлетворения, потребности рождают экономический интерес. Под воздействием экономических интересов люди вступают друг с другом в экономические отношения. Так, необходимость в удовлетворении потребностей в пище заставляет людей заниматься производством продуктов питания и вступать при этом в производственные, а затем в распределительные и обменные отношения, в результате которых возникают отношения потребления, в ходе которых удовлетворяются потребности в пище.

Таким образом, возникает целая цепь связей между потребностями и их удовлетворением: потребность их осознание экономический интерес экономические отношения (отношения производства, распределения и обмена) удовлетворение потребности (отношения потребления). Из этой цепочки видно, что экономические интересы создают побудительные мотивы к экономической деятельности, выступая в виде движущей силы всей экономической системы.

Выделяются три основных вида экономических интересов: личные, групповые, или коллективные, и общественные. В том числе личные и групповые интересы могут быть классовые, то есть выражать интересы целого класса.

Конкретное содержание экономических интересов отдельных людей зависит от их места в системе экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Очевидно, что экономический интерес собственника рабочей силы иной, чем интерес нанимающего его собственника крупного капитала. И тот, и другой заинтересован в максимальной отдаче от своей собственности, но, как мы увидим в дальнейшем, отдача от капитала может находиться в обратной зависимости от отдачи рабочей силы. Это говорит о том, что интересы людей и классов могут противоречить друг другу.

Для экономики как функциональной системы важное значение имеет совпадение всех видов интересов, когда личный интерес является частью группового, а групповой, в том числе классовый, - частью общественного интереса. Несовпадение интересов ведет к неэффективному функционированию экономики и в конечном счете к ее расстройству.

Итак, экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки.

Важную роль в обеспечении соответствия экономических интересов и тем самым в функционировании экономики как системы играет хозяйственный механизм. Под хозяйственным механизмом понимается совокупность мер, рычагов, управляющих воздействий, направленных на обеспечение производства необходимых благ и их доведение до потребителей.

Центральное место в хозяйственном механизме занимают стимулы. В экономике стимул предстает как побудитель экономической деятельности субъектов, основанный на наглядной демонстрации связи между результатом этой деятельности и степенью реализации экономических интересов субъектов. Стимулы могут быть применены к отдельным людям, побуждая их результативно трудиться, и к целым предприятиям, побуждая их к производству тех или иных благ.

По видам стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные стимулы основаны на возможности получения материальных благ и услуг в качестве вознаграждения за экономическую деятельность. Такие стимулы называют также экономическими. Нематериальные стимулы основаны на нематериальном вознаграждении, выступающем в виде морального или творческого удовлетворения от результатов экономической деятельности. Подобное удовлетворение может дать сам труд, если он интересен и содержателен творчески. Кроме того, такие стимулы могут быть основаны на чувстве страха, гордости, чести и прочих чувствах, не связанных с материальными потребностями. Эти стимулы называют также неэкономическими.

Воздействуя через систему стимулов на экономические интересы людей, хозяйственный механизм координирует их деятельность как автономных субъектов, обеспечивая внутреннюю организованность экономики как системы. Под воздействием хозяйственного механизма люди находят свое место в системе организационно-экономических отношений, а сами эти отношения приобретают конкретно-функциональный характер, то есть предстают как отношения между людьми, выполняющими определенные экономические функции.

Особую роль хозяйственный механизм играет в сфере распределения и обмена, где он обеспечивает связь между производителями различных благ и их потребителями. Через него потребители делают своего рода заказ производителям. С одной стороны, хозяйственный механизм обеспечивает выявление потребностей в благах как потребительского, так и производственного назначения, определяет приоритетность их удовлетворения и с учетом этого обеспечивает распределение «заказов» на соответствующие материальные блага и услуги между производителями по подразделениям общественного производства, отраслям и предприятиям. С другой стороны, с учетом этих «заказов» с помощью хозяйственного механизма идет распределение имеющихся ресурсов, их использование в качестве факторов производства и затем распределение и доведение до потребителей произведенных благ.

Именно под воздействием хозяйственного механизма производители получают ответы на такие главные вопросы экономики: что и для кого производить? как и сколько производить? С помощью различных стимулов он заставляет делать выбор в пользу производства тех или иных благ, производить их в определенном количестве и направлять потребителям. Тем самым хозяйственный механизм обеспечивает решение проблемы №1 любой экономики – проблемы выбора: выбора направлений использования ограниченных ресурсов, способов их использования, выбора направлений распределения произведенной с их помощью продукции.

2. 2. Экономические интересы агентов

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями.

Если рассматривать непосредственно интересы субъектов экономики, то можно заметить, что они (а также их реализация) сильно варьируются в зависимости от типа субъекта экономики, объема, структуры и характера использования его собственности. Так, например, потребности и интересы государства, как экономического субъекта, с одной стороны, связаны с повышением производства и потребления общества, так как государство является выразителем его интересов, с другой - с интересами и потребностями государственных структур, возникающими в процессе их функционирования (как в экономических ресурсах, так и в инвестиционных, и потребительских благах).

Интересы домохозяйств сильно разнятся в зависимости от набора экономических ресурсов, поставляемых ими на рынок. Зарубежные субъекты экономики включают в себя домохозяйства, предприятия, государственные структуры, расположенные за пределами рассматриваемого национального хозяйства. Последние могут реализовывать свои интересы в рамках хозяйственной системы, по отношению к которой они являются иностранными, что вызывается как глобальной конкуренцией (в сфере эффективности производства, уровня нормы прибыли, рыночной цены природных и трудовых ресурсов и т.д.), так и процессом международного разделения труда. Главное отличие интересов зарубежных субъектов хозяйствования от отечественных заключается в том, что в процессе их реализации большее значение уделяется собственным задачам, которые часто противоречат интересам страны, в рамках которой осуществляется их экономическая деятельность.

Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов.

Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» - одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы - одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы - национальные, общества в целом.

В качестве основного фактора, определяющего взаимозависимость интересов субъектов экономики, выступает общественный характер производства, так как на любом уровне обнаруживается множество хозяйственных связей. Интегрирующая функция общественного характера производства детерминируется общественным разделением труда и проявляется в вертикальном аспекте, соединяя в единое целое (субъект более высокого уровня) субъекты-элементы, связывая частные интересы каждого из них с общими интересами субъекта-системы; и в горизонтальном - благодаря отношениям типа «производитель-потребитель» между отдельными субъектами экономики, что предопределяется экономическим разделением их функций.

Взаимозависимость интересов агентов хозяйствования диктуется необходимостью повышения эффективности производства, которое достигается за счет общественного разделения труда. В результате углубляется специализация отдельных субъектов. В современных условиях осуществлять полный производственный цикл могут только очень крупные хозяйственные единицы. Углубление процесса разделения труда вызывает возрастание количества субъектов производственных отношений, их специализацию на предоставлении отдельной продукции производственного и потребительского назначения, а также ресурсов, что вызывает удлинение технологических цепочек, усложнение процесса формирования и совершенствования части ресурсов (например, труда), качественную смену способов удовлетворения потребностей. В итоге, для реализации каждого конечного интереса, необходимо непосредственное участие все большего количества субъектов экономики, каждый из которых, в свою очередь, имеет собственные потребности.

В качестве основных объективных причин противоречий экономических интересов субъектов экономики, выступает общий источник экономических ресурсов, используемых для удовлетворения их потребностей, ограниченность последних и производимых на их основе благ, экономическая обособленность субъектов экономики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объективные причины противоречий в системе экономических интересов вызваны единым источником реализации этих интересов и противоречиями между типами, формами и видами самих интересов.

Увеличение объемов общественного производства служит основным источником постоянного углубления степени реализации интересов. Экономический рост - это, прежде всего, повышение эффективности производства на основе ограниченных экономических ресурсов, он не включает в свой состав эффективности процессов распределения, обмена и потребления. Между тем, интерес реализуется вместе с удовлетворением потребностей, которые являются его материальной основой. А качество данного процесса определяется эффективностью использования ресурсов не только в фазе производства, но и на всех стадиях воспроизводственного процесса – от производства до потребления. Дополнительным фактором связи между реализацией интересов общества и экономическим ростом в рамках его хозяйственной системы является воспроизводство ресурсов на качественно новом уровне.

Заключение

Субъектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашнее хозяйство; предприятие (фирма), банк и государство (правительство).

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Субъекты экономики представляют собой элементы открытой системы, в процессе функционирования которых, происходит изменение как внешней, так и внутренней, по отношению к ним, среды. Поэтому каждый из них характеризуется собственными потребностями. Эти потребности непосредственно связаны с экономическими интересами.

Список использованных источников

1. Акимов А.В. Основы национальной экономики / «ИНФРА – М», М.: 2004. - с. 332.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 105

3. Николаев И. Р. Основы экономической теории. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 791

4. Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 115 с.

5. Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

6. Стадник И. С. Инвестиции субъектов экономики – условие экономического роста/ /И. С. Стадник // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ: Университетские чтения – 2003. Часть IV. – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2003.

7. Стадник И.С. Воздействие сбалансированной реализации интересов на процесс экономического роста. /И. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Экономические интересы, стимулирование и мотивация в механизме рыночного хозяйствования. Пятигорск, 2004.

8. Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с.

9. Экономика предприятия: Учебник // Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с. 416

10. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 2000. - с. 125.

11. Экономика: Учебник / С.Г. Землянухина, О.В. Мраморнова, А.В. Пахомова и др.; под общ. ред. С.Г. Землянухиной. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 2000. - с. 143.

12. Экономика отрасли. Серия. Учебники и учебные пособия. Ростов н/ Дону: «Феникс», 2003. - с. 311.

13. Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/


Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 43

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 44

Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 45

Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. с. 271

Экономика / Ред. А.С. Булатов. -М.: Экономистъ, 2006. с. 273

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, условия возникновения и структура рынка – совокупности отношений товарного обмена. Характеристика основных функций рынка: регулирующей, информационной, посреднической, ценообразующей, санирующей. Провалы рынка. Государство в рыночной экономике.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Понятие, структура и причины формирования рынка как формы деятельности товарного производства; его функции - регулирующая, ценообразующая, санирующая. Сущность, задачи и основные элементы рыночной инфраструктуры. Описание этапов ее развития в России.

    дипломная работа , добавлен 09.01.2011

    Причины возникновения и этапы формирования рыночной системы в Российской Федерации. Экономические функции рынка: регулирующая, стимулирующая, информационная, посредническая, санирующая и социальная. Основные методы расчета номинального и реального ВНП.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2012

    Характеристика рыночной экономики и ее особенности. Условия возникновения рынка и специфика рыночных отношений. Функции рынка и их экономическая роль в процессе общественного воспроизводства. Преимущества рыночного механизма и системная структура рынка.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2009

    Понятие рынка. Принципы функционирования рыночной экономики. Рыночный механизм. Инфраструктура рынка: основные элементы. Рынок и государство. Рынок как объект комплексного и системного исследования. Система рынков в экономике.

    реферат , добавлен 07.04.2006

    Понятие, условия возникновения, субъекты и объекты рыночной экономики. Структура, инфраструктура и функции рынка. Достоинства и недостатки рыночной экономики. Общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность производителей.

    реферат , добавлен 14.02.2016

    Сущность и содержание современного рынка, его структура и взаимосвязь компонентов, функции в экономике и обществе: ценообразующая, информационная, регулирующая. Спрос и предложение: содержание и проблемы. Цена и конкуренция в рыночной экономике.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012