Садоводческое товарищество – учет и налогообложение. Земельный налог: исчисление за "брошенные" земли

Наше СНТ организовано в 1988 г., тогда завод «Курск¬Химволокно» выкупил и приватизировал земельный массив в бессрочное и бесплатное пользование для своих работников под садоводство и огородничество. Заводской профком распределил участки между работниками, выдал свидетельства на право собственности, скрепленные печатью и подписями администрации района, на чьей территории находится СНТ.
Имеется Государственный акт на право пользования землей. Земельный налог СНТ с 2007 г. платит в налоговый орган по декларации за всю площадь. С 2010 г. этот налог повысился почти в 3,3 раза, в Земельной кадастровой палате сообщили, что за СНТ земля не числится, и что СНТ не должно платить земельный налог, а платить его должны физические лица по квитанциям, как собственники.
На сегодняшний день в Земельной кадастровой палате зарегистрирована треть участков, третья часть участков брошена и остальные еще не зарегистрированы.
Обязано ли СНТ платить земельный налог за брошенные участки и за тех, кто их еще не зарегистрировал в кадастровой палате?
Р. Прошина, г. Курск

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
За земельные участки, используемые физическими лицами – членами садоводческих объединений, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки, и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с физических лиц посредством направления им налоговых уведомлений на уплату налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов местного самоуправления.
Данный налог оплачивает лично собственник, землевладелец или пользователь земельного участка после получения по месту регистрации уведомления из налоговой инспекции на уплату налога.
У садоводческого объединения имеется имущество общего пользования, в том числе земельные участки.
Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04. 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Имуществом общего пользования признается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Садоводческое объединение является некоммерческой организацией, прибыли иметь не может. Основным источником поступления денежных средств являются вступительные, членские и целевые взносы граждан, которые имеют земельные участки в границах данного садоводческого объединения и пользуются имуществом общего пользования.
Следовательно, члены садоводческого объединения должны платить также земельный налог на земли общего пользования.
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования участками членам садоводческих объединений, налогоплательщиками являются организации в лице садоводческих объединений, которые представляют налоговые декларации в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся участки указанных объединений.
В соответствии со ст. 392 Налогового кодекса РФ:
1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
В любом случае, при наличии свидетельства о праве собственности вне зависимости от того, в каком году оно выдавалось, земельный налог платит собственник. Вам необходимо обратиться в налоговую инспекцию района для проведения соответствующего перерасчета. За участки, на которые не выдавались свидетельства, земельный налог выплачивает садоводство.
Н. Уваров,
юрисконсульт Союза садоводов,
Газета "САДОВОД" №21, 2010г.

В Российской Федерации существуют самые разнообразные формы хозяйствующих субъектов, различающихся по многим признакам. Соответственно, и налогообложение разных форм хозяйствования может иметь существенные различия. Что касается садового некоммерческого товарищества (СНТ), то оно, хотя и не осуществляет предпринимательскую деятельность, обязано уплачивать в бюджет государства определенные налоги. Этот вопрос имеет некоторые нюансы и “подводные камни”, поэтому попробуем разобраться в нем более детально. Рассмотрим в статье, как ведется налогообложение СНТ.

Что такое СНТ, как создается?

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) – этот такая форма хозяйствования, при котором организация создается для реализации планов и задач определенной группы людей, не стремящихся к получению экономической выгоды в виде прибыли. Иными словами, товарищество создается для того, чтобы защищать интересы физических лиц, которые на определенной территории имеют садоводческие участки. При этом СНТ создается только на добровольных началах, то есть принуждение к вступлению в указанную организацию является нарушением прав и свобод человека.

Также необходимо отметить, поскольку СНТ – некоммерческая организация, ее целью не является извлечение экономической выгоды в виде прибыли.

В соответствии с такой постановкой вопроса следует выделить основные цели, для достижения которых формируется СНТ, а именно:

  • решение общих социально-экономических вопросов, которые возникают перед собственниками садоводческих участков;
  • защита интересов членов СНТ перед государственными органами или коммерческими организациями;
  • организация расчетов с предприятиями, оказывающими услуги садоводческому товариществу.

Указанные цели достигаются только в том случае, если все члены садоводческого некоммерческого товарищества участвуют в финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом для более точного, полного и своевременного принятия решений и осуществления необходимых мероприятий избирается правление и его председатель, а также организуется общее собрание членов СНТ.

Сущность налогообложения СНТ

Любое садоводческое некоммерческое товарищество подлежит обязательной регистрации в государственных органах, и может осуществлять свою деятельность только после прохождения указанной процедуры. В обязательном порядке СНТ регистрируется в налоговых органах, и соответственно, его деятельность подлежит налогообложению. Но если СНТ – это некоммерческая организация, то есть не имеющая экономической выгоды в виде прибыли, что может быть объектом налогообложения СНТ?

Поскольку в СНТ имеется имущество, оно как раз и подвергается налогообложению, только налоги подразделяются на несколько видов в зависимости от того, какой именно объект выступает в роли объекта налогообложения.

Классификация налогов и взносов

В соответствии с тем, что объектов налогообложения в СНТ существует несколько видов, необходимо классифицировать налоги по этому признаку. Так, следует выделить такие типы налогов, как:

Налог Описание
Территория изначально передается товариществу в безвозмездное срочное пользование, при котором налог не уплачивается. После того как СНТ официально зарегистрировано, территория переходит в его собственность и распределяется между участниками товарищества. С этого момента они являются собственниками, а потому обязаны уплачивать земельный налог в бюджет государства.

Налогооблагаемой базой признается кадастровая стоимость участка на 1 января года, за который производится расчет. Для некоторых категорий граждан применяется система льготных вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Процентная ставка при этом составляет не более 0,3%, а налог рассчитывается как произведение процентной ставки на кадастровую стоимость участка.

Налог на имущество юридических лиц Объектами налогообложения признаются какие-либо объекты недвижимости (кроме земельных участков и объектов природопользования), которые находятся на балансе СНТ.

Налоговая ставка устанавливается в регионах индивидуально, но не может превышать 2,2%. При этом налог на имущество СНТ рассчитывается как произведение процентной ставки на остаточную стоимость объекта.

Налог на имущество физических лиц Если на территории садового участка имеется строение (дом, садовый домик, гараж) площадью до 50 кв.м., оно не облагается налогом на имущество. При наличии строения свыше указанного размера собственник-физическое лицо обязано уплатить налог на имущество в бюджет государства.

Платежи осуществляются двумя равными долями – до 15 сентября и 15 ноября текущего года. В том случае, когда собственник желает уплатить весь налог сразу же в полном объеме, он вполне может осуществить данную операцию не позднее 15 сентября.

Расчет налога производится на основе инвентаризационной стоимости объекта, а ставки налога устанавливаются индивидуально для каждого региона.

НДС Хотя СНТ и не осуществляет предпринимательскую деятельность, оно является плательщиком НДС. Связан этот момент может быть с приобретением имущества на средства целевого финансирования, по которому выделен НДС, или продажа ненужных объектов основных средств, которые ранее использовались в уставной деятельности СНТ.

Налог уплачивается не позднее 20-го числа того месяца, который является последующим за отчетным налоговым периодом.

Взносы в фонды с оплаты труда председателя СНТ Если председатель правления СНТ имеет установленный размер оплаты труда, с него должны производиться отчисления во все государственные фонды, в том числе ПФР – 22%, ОМС – 5,1%, ФСС – 2,9%.

Если налогоплательщик, как юридическое, так и физическое лицо, не уплачивает в срок необходимые платежи и взносы, к нему могут быть применены административные штрафные санкции. При этом в каждом отдельном случае, то есть по каждому виду налога размер штрафа устанавливается индивидуально.

Порядок уплаты налогов и сборов

По тем участкам, которые являются собственностью физических лиц, то есть объектами индивидуального пользования, налог на имущество обязан уплачивать только собственник. При этом ему приходят расчетные квитанции, в которых указываются суммы налога, а также все показатели и характеристики, необходимые для расчета.

Что касается налога на имущество садового некоммерческого товарищества, то есть тех участков, которые являются объектами общего пользования, налогоплательщиком является СНТ как юридическое лицо. Соответственно, оно должно самостоятельно производить уплату всех налогов в соответствии с расчетными квитанциями, в которых указана данная информация. Кроме того, взносы в государственные фонды – это также обязанность СНТ.

Бухгалтерский учет в СНТ

Все начисленные налоги должны в обязательном порядке отражаться в бухгалтерском учета садоводческого некоммерческого товарищества. Однако бывают ситуации, при которых членом товарищества не является профессиональный бухгалтер, а потому ведение бухгалтерского учета становится для СНТ проблематичным. Согласно налоговому законодательству СНТ имеют право использовать упрощенную систему налогообложения, при которой разрешается не вести бухгалтерский учет в полном смысле этого понятия, а лишь составлять Книгу учета доходов и расходов.

Если используется общая система налогообложения, в налоговые органы должны представляться налоговые декларации, по которым сотрудники контролирующих служб могут проверить правильность расчет авансовых платежей.

Практический пример расчета налогов и взносов

Садоводческое некоммерческое товарищество “Искра” осуществляет свою деятельность с 1 января 2008 г. Коммерческую деятельность в 2016 г. вести не предполагается. На балансе СНТ имеется компьютер стоимостью 20 000 руб., здание стоимостью 100 000 руб. и дорога стоимостью 80 000 руб. Оплата труда председателя правления СНТ составляет 10 000 руб. в месяц.

СНТ находится на общем режиме налогообложения. Рассчитаем налоговые суммы, которые подлежат уплате в бюджет со стороны СНТ как юридического лица.

Налог на имущество = (20 000 + 100 000 + 80 000) * 2,2% = 4 400 руб.

Взносы в фонды с оплаты труда:

  • ПФР = 10 000 * 22% = 2 200 руб.;
  • ОМС = 10 000 * 5,1% = 510 руб.;
  • ФСС = 10 000 * 2,9% = 290 руб.

5 ответов на часто встречающиеся вопросы

Вопрос №1. Если собственник садового участка уплачивает налог на имущество, является ли это достаточным платежом или же существуют и иные выплаты?

Поскольку участок находится на территории СНТ, собственник может вступить в СНТ с той целью, чтобы оплачивать различные услуги сторонних организаций. К примеру, это может быть вывоз мусора и уборка территории, предоставление электроэнергии, воды, отопления. Такие услуги, как правило, оплачивает СНТ самостоятельно за каждого собственника садового участка, но вот деньги на осуществление подобного мероприятия поступают в бюджет СНТ как членские взносы участников СНТ. Именно эти взносы будут для вас обязательными после вступления в СНТ, поскольку товариществу необходимо оплачивать услуги сторонних организаций.

Вопрос №2. Если меня не устраивают условия садоводческого некоммерческого товарищества, могу ли я выйти из него?

Безусловно, каждый член СНТ имеет возможность покинуть товарищество и индивидуально заниматься своим садоводческим участком. При этом необходимо четко понимать, что за различные услуги сторонних организаций собственник должен самостоятельно платить денежные средства, а также оплачивать товариществу за использование в своих целях объектов, которые принадлежат товариществу, к примеру, подъездные пути или внутренние дороги. Для этого должен быть составлен специальный договор, в котором будут отражены все существенные пункты данного соглашения.

Вопрос №3. Может ли собственник садоводческого участка выдвигать себя в члены правления СНТ, если он не является членом этого СНТ?

Нет, такого права он не имеет. В члены правления СНТ могут выдвигаться только те физические лица, которые являются собственниками садоводческого участка и членами СНТ.

Вопрос №4. Нужно ли собственнику садового участка платить водный налог в государственный бюджет, если на территории имеется скважина для добычи воды в сельскохозяйственных целях?

Данная обязанность существовала ранее – до принятия и официального опубликования гл. 25.2 “Водный налог” НК РФ. До этого момента все собственники обязаны были уплачивать водный налог в бюджет государства, а в настоящее время такая обязанность отменена – еще с 1 января 2005 года. Таким образом, каждый собственник может использовать скважину и при этом не переживать, что за данное мероприятие налоговые органы потребуют вносить плату или установят штрафные санкции.

Вопрос №5. Могу ли я прописаться на своем садоводческом участке в СНТ, если являюсь собственником?

Да, вы можете прописаться на садовом участке. Ранее такая процедура была запрещена, но на данный момент любой собственник имеет право оформить регистрацию на своем садоводческом участке. Однако необходимо помнить, что для этого должно быть соблюдено обязательное условие: здание на участке должно быть признано жилым объектом, приемлемым для проживания в нем людей. Иными словами, строение должно обладать прочной конструкцией, оснащенной всеми коммуникациями, и в нем можно проживать в течение не менее одного года, то есть на протяжении всех годовых сезонов.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Какие налоги платит СНТ в 2019 году?

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое объединение, которое может создаваться гражданами РФ на добровольных началах для того, чтобы члены этой организации могли вместе решать определенные хозяйственные задачи в садоводстве. Следует понимать, что фактически любое СНТ является юридическим лицом, которое обязано платить налоги на общих основаниях, а для уплаты этих налогов обычно используются членские взносы участников СНТ. Но какие налоги платит СНТ в 2019 году? Любое садовое некоммерческое товарищество обязано платить 4 видов налогов:

  • Платит ли СНТ налог на имущество? Да, СНТ обязано уплачивать налог на все имущество, которым оно владеет. Следует понимать, что налог на имущество является региональным налогом, поэтому его размер устанавливается региональным законодательством. Также следует помнить, что налог не может быть выше 2,2%.
  • Земельный налог. Каждый владелец земельного участка также обязан платить налог на землю. Этот налог также является региональным. В среднем его размер составляет 0,1 - 0,5%, а налоговой базой в таком случае является кадастровая стоимость участка. В некоторых регионах налог может состоять из двух частей - какие-то объекты облагаются одним налогом, а другие объекты - другим налогом.
  • Налог на земли общего пользования в СНТ. Этот налог фактически является разновидностью земельного налога. Объектом налогообложения является земля, которая находится в коллективной собственности и не используется для садоводства (это могут быть дороги, парки, детские площадки и так далее). Правила тут все те же - налог является региональным, средний размер налога составляет 0,1 - 0,5% и так далее. Следует помнить, что в 2019 году вступит в силу закон, согласно которому коллективную собственность можно будет переводить в долевую. После перевода общей земли в личную собственность необходимо будет платить налог на эту землю на общих основаниях
  • НДФЛ. Если СНТ заключается с кем-либо трудовой , то после получения денег такой человек обязан заплатить НДФЛ на общих основаниях.
  • В некоторых случаях также придется заплатить водный налог. Впрочем, в большинстве случаев СНТ не платят налог на воду, поскольку использование воды для полива огородов и садовых участков не облагается налогом.


Подача деклараций

Теперь вы знаете о том, какие налоги должно платить СНТ в РФ и как устроено налогообложение СНТ. Узнаем, как СНТ должны подавать налоговые декларации:

  • СНТ в конце каждого налогового периода заполняет налоговую декларацию на общих основаниях. После этого декларации передается в ФНС России по месту . Если декларация не содержит ошибок, то ФНС подписывает ее и ставит печать. После этого председателю СНТ приходит оповещение о том, что Федеральная налоговая служба приняла декларацию. После этого нужно заплатить все налоги согласно данным, которые указаны в декларации.
  • Если в течение налогового периода у СНТ не возникает обязательств по уплате некоторых налогов, то СНТ должна отразить этот факт в налоговой декларации. Если этого не сделать, то СНТ может быть оштрафована.
  • Для покрытия налогов обычно используются целевые и членские взносы, которые делают участники СНТ.

Н.В. Трофимова

1. Общие положения

Правовые отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).

Согласно Закону N 66-ФЗ садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое товарищество, или садоводческий, огороднический, дачный потребительский кооператив, или садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое партнерство - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В настоящей статье садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие организации граждан называются садоводческими и дачными товариществами.

2. Предоставление земли садоводческим и дачным товариществам

Садоводческое и дачное товарищества создаются на основании решения граждан в результате учреждения. Членами товариществ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества. Членами садоводческого и дачного товариществ могут стать наследники членов садоводческого и дачного товарищества, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками. При этом следует иметь в виду, что иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами данных товариществ, если земельные участки им предоставляются на праве аренды или срочного пользования.

Органами управления садоводческих и дачных товариществ являются общее собрание его членов, правление товарищества, председатель правления. Общее собрание членов садоводческого или дачного товарищества является высшим органом управления.

Первоначально земельный участок предоставляется садоводческому и дачному товариществу после его государственной регистрации в срочное пользование бесплатно. После утверждения проекта организации и застройки территории товарищества и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого и дачного товариществ предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов товарищества с последующим предоставлением участков в собственность каждого члена садоводческого и дачного товариществ.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются товариществу как юридическому лицу в собственность.

Место нахождения садоводческих и дачных товариществ определяется местом их государственной регистрации. Товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации. Оно имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием на русском языке или на языке соответствующей республики. Садоводческое или дачное товарищество как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

В садоводческих и дачных товариществах земельные участки, которые предназначены для обеспечения потребностей членов товариществ в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха, в том числе дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения, являются имуществом общего пользования.

При этом имущество общего пользования товарищества, приобретенное за счет целевых взносов, признается совместной собственностью всех его членов. В то же время имущество общего пользования, приобретенное за счет средств специального фонда, который образован по решению общего собрания, является собственностью товарищества как юридического лица.

Граждане, которым предоставлены садоводческие и дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).

Если земельный участок предоставлен садоводческому или дачному товариществу либо иной организации, при которой было создано данное товарищество, гражданин, являющийся его членом, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного товарищества либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном товариществе документом. Предоставление такого земельного участка в собственность данного гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина.

Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право действовать от имени товарищества или уполномоченным общим собранием членов товарищества, в соответствии с решением общего собрания о приобретении такого земельного участка в собственность данного товарищества. При этом исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

3. Права собственников садоводческих и дачных земельных участков

Собственники дачных и садовых земельных участков могут продавать их, дарить, передавать в залог, в аренду, в срочное пользование, обменивать, заключать договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказываться от земельных участков. Земельные участки, находящиеся в собственности граждан, наследуются по закону или по завещанию. При этом земельные участки, находящиеся в общей совместной собственности супругов, могут быть разделены между ними. В то же время земельные участки общего пользования садоводческого или дачного товарищества разделу не подлежат.

Дачные и садовые земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, могут передаться в аренду, в срочное пользование, обмениваться, приватизироваться, можно также добровольно отказаться от них, а предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения участки наследуются по закону.

При этом данные земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут быть переданы в аренду, в срочное пользование, обменены, приватизированы с согласия органа мест-ного самоуправления.

Предоставленные органом местного самоуправления на праве аренды или срочного пользования земельные участки могут обмениваться, приватизироваться, можно также добровольно отказаться от них. Раздел садового или дачного земельного участка возможен только с согласия члена товарищества или в судебном порядке. При этом образующиеся при разделе дачные земельные участки не могут быть меньше минимального размера земельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Уплата земельного налога

Земельный налог уплачивается за земельные участки, предоставленные коллективным садоводческим и дачным товариществам, в том числе членам этих товариществ, а также за земли, предоставленные самостоятельным (индивидуальным) правообладателям земельных участков, в общеустановленном порядке.

Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога.

Представительные органы муниципальных образований [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] определяют в своих нормативных правовых актах элементы земельного налога, право на установление которых им предоставлено Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). В частности, они устанавливают налоговые ставки по налогу в пределах, определенных главой 31 НК РФ [в том числе дифференцированные ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельных участков], порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, в вышеуказанных актах представительные органы муниципальных образований предусматривают налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом представительные органы муниципальных образований могут не устанавливать отчетные периоды и одновременно могут предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по земельному налогу.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, основанием для признания садоводческих и дачных товариществ, а также индивидуальных дачников и садоводов плательщиками земельного налога является обладание земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Законом N 122-ФЗ.

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ.

Налогоплательщики, являющиеся юридическими (садоводческие и дачные товарищества) и физическими лицами (индивидуальные дачники и садоводы), определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков. К таким документам относятся:

Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

Свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177;

Акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления.

При этом вышеназванные документы на землю признаются действительными в связи с указанием на это в Федеральном законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

В этой связи земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на юридических и физических лиц зарегистрированы вышеуказанные права либо имеются соответствующие акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Земельный налог, установленный главой 31 НК РФ, предусматривает новый принцип налогообложения - исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель и основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Результаты оценки утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

В результате проведения государственной кадастровой оценки земель садоводческих и дачных товариществ были определены удельные показатели кадастровой стоимости земель, анализ которых позволяет сделать вывод, что они дифференцированы в пределах территории региона и одновременно достаточно однородны в пределах территории страны. Так, максимальное значение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель, занимаемых садоводческими и дачными товариществами, в Республике Татарстан составляет 30,70 руб./кв.м, а минимальное - в Республиках Бурятия и Хакасия - 2,60 руб./кв.м.

5. Исчисление земельного налога

За земельные участки, используемые гражданами - членами садоводческих, дачных товариществ, при наличии у них права собственности, постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки и документов, удостоверяющих эти права, в том числе изданных органами местного самоуправления актов о предоставлении земельных участков, земельный налог взимается с членов товариществ на основании направленных им налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами муниципальных образований.

До выдачи членам садоводческих, дачных товариществ свидетельств на право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения плательщиками земельного налога являются вышеуказанные товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы как за земли общего пользования, так и за земли, права на которые не оформлены членами садоводческих и дачных товариществ в установленном законодательством порядке.

При этом определенным категориям граждан, владеющим земельными участками, предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на 10 000 руб. согласно ст. 391 НК РФ. В частности, данная льгота касается Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидов с детства, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий; ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на объединении "Маяк", на Семипалатинском полигоне; граждан, принимавших участие в испытаниях ядерного оружия и перенесших лучевую болезнь.

При этом, как отмечалось выше, органы муниципальных образований также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования, в том числе размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Льготы, установленные в виде не облагаемой земельным налогом суммы в размере 10 000 руб., а также льготы, установленные органами муниципальных образований, распространяются на физических лиц - членов садоводческих и дачных товариществ, имеющих документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения за земельные участки, предоставленные этим лицам, поскольку налогоплательщиками по этим землям признаются физические лица.

В то же время поскольку до выдачи членам садоводческих и дачных товариществ свидетельств на право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения плательщиками земельного налога являются данные товарищества, которые представляют на уплату налога налоговые декларации в налоговые органы, то на этих лиц не распространяются льготы, установленные НК РФ, в том числе органами муниципальных образований, за земельные участки, предоставленные физическим лицам - членам товариществ, не имеющим правоустанавливающих документов, поскольку налогоплательщиками по этим землям признаются товарищества, являющиеся юридическими лицами.

Исчисление земельного налога осуществляется налоговыми органами по месту нахождения земельных участков. Для того чтобы налоговые органы могли исчислить налог, законодателем предусмотрена обязанность территориальных органов Роснедвижимости и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, расположенных на подведомственной им территории.

6. Расчет земельного налога

Сумма земельного налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки соответствующей категории земельного участка. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не превышают 0,3% в отношении земельных участков:

Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

Предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков определена максимальная налоговая ставка в размере 1,5%.

При этом в отношении земельных участков, предоставленных для дачного хозяйства, норма об установлении налоговой ставки в размере 0,3% введена в ст. 394 НК РФ Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 268-ФЗ) и применяется начиная с 1 января 2007 года.

В отношении применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по дачным земельным участкам за прошлый налоговый период читателям журнала необходимо иметь в виду, что до 1 января 2007 года дачные земельные участки входили в разряд земель, по которым применялась налоговая ставка в размере 1,5%.

Согласно ст. 1 Закона N 66-ФЗ дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В то же время садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Одновременно огородным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Таким образом, понятие "дачный земельный участок" аналогично понятиям "садовый земельный участок" и "огородный земельный участок" в той связи, что вышеуказанные земли используются для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако их отличие заключается в том, что на дачном земельном участке жилой дом может быть возведен с правом регистрации проживания в нем, а на садовом и огородном земельном участке жилое строение возводится без права регистрации проживания в нем.

При рассмотрении норм, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), можно увидеть некоторую схожесть между определением, данным жилищному фонду, и определением, приведенным в Законе N 66-ФЗ в отношении дачных земельных участков.

Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. При этом под индивидуальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

Таким образом, если собственником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом земельном участке, то с учетом положений ст. 19 ЖК РФ при исчислении земельного налога в отношении этого дачного земельного участка может быть применена налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3%, так же как для земельного участка, занятого жилищным фондом.

Переходя к изложению порядка исчисления земельного налога, следует отметить, что данный порядок применяется ко всем земельным участкам, в том числе к земельным участкам, занятым садоводческими и дачными хозяйствами. Порядок исчисления земельного налога установлен п. 1-3 ст. 396 НК РФ, в соответствии с которым по итогам налогового периода определяется сумма земельного налога, подлежащая уплате по окончании этого налогового периода. Данный порядок распространяется не только на садоводческие и дачные товарищества, но и на граждан, занимающихся индивидуальным садоводством и дачным хозяйством.

Пример.

Садоводческому товариществу "Стрелка" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок для ведения садоводства в сельской местности, кадастровая стоимость участка определена в размере 3 000 000 руб., налоговая ставка по вышеуказанной категории земель установлена представительными органами муниципального образования в размере 0,2%.

Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, составит 6000 руб. (3 000 000 руб. х 0,2%).

Садоводческому товариществу "Стрелка" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования второй (дополнительный) земельный участок на близлежащей территории для ведения садоводства. Кадастровая стоимость данного земельного участка - 900 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,2%. Сумма земельного налога по второму участку, исчисленного по истечении налогового периода, составит 1800 руб. (900 000 руб. х 0,2%).

Сумма земельного налога по двум земельным участкам составит 7800 руб. (6000 руб. + 1800 руб.).

При этом каждый земельный участок имеет присвоенный ему кадастровый номер.

При исчислении авансовых платежей садоводческими, дачными товариществами, использующими земельные участки для ведения садоводства, следует иметь в виду, что по итогам отчетных периодов уплачивается фиксированная сумма авансового платежа, рассчитанная как одна четвертая соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом исчисление суммы авансовых платежей по земельному налогу производится по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода.

Пример.

Кадастровая стоимость земельного участка, занятого садоводческим товариществом "Нива", составляет 5 000 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,2%. Сумма земельного налога составит 10 000 руб. (5 000 000 руб. х 0,2%).

Рассчитаем суммы авансовых платежей, которые надо уплатить в течение налогового периода по окончании отчетных периодов.

за I квартал - 2500 руб. [(5 000 000 руб. х 0,2%) : 4];

за 1-е полугодие - 2500 руб. [(5 000 000 руб. х 0,2%) : 4];

за 9 месяцев - 2500 руб. [(5 000 000 руб. х 0,2%) : 4].

Всего в течение налогового периода садоводческому товариществу "Нива" следует уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 7500 руб. (2500 руб. + 2500 руб. + 2500 руб.).

Если земельный участок предоставлен не с начала года, то применяются правила, установленные п. 7 ст. 396 НК РФ. При этом в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности [постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения] на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента правообладания земельным участком (К2).

Коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении] налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения этих прав. Если возникновение (прекращение) вышеприведенных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Пример.

Земельный участок предоставлен садоводческому товариществу "Патриот" для ведения садоводства 10 марта текущего года. Кадастровая стоимость участ-ка составляет 3 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,3%.

В этом случае коэффициент К2 равен 0,83 (10 мес. : 12 мес.).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 7968 руб. (3 200 000 руб. х 0,3% х 0,83).

Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев, коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

Таким образом, величина коэффициента (К2) равна:

- за I квартал - 0,33 (1 мес. : 3 мес.);

- за 1-е полугодие - 0,67 (4 мес. : 6 мес.);

- за 9 месяцев - 0,78 (7 мес. : 9 мес.).

Авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет по итогам отчетных периодов, составят:

- за I квартал - 792 руб. [(3 200 000 руб. х 0,3% х 0,33) : 4];

- за 1-е полугодие - 1608 руб. [(3 200 000 руб. х 0,3% х 0,67) : 4];

- за 9 месяцев - 1872 руб. [(3 200 000 руб. х 0,3% х 0,78) : 4].

Всего в течение налогового периода садоводческому товариществу "Патриот" надо уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 4272 руб. (792 руб. + 1608 руб. + 1872 руб.).

Исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составит 3696 руб. (7968 руб. - 4272 руб.).

Как указывалось выше, при исчислении земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму - в размере 10 000 руб. Представительным органам муниципальных образований, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы. Так, в соответствии с Законом города Москвы от 24.11.2004 N 74 налоговая база, уменьшенная согласно положениям главы 31 НК РФ на не облагаемую земельным налогом сумму на одного налогоплательщика на территории города Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, дополнительно уменьшается на 500 000 руб. для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе:

Для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР";

Для инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

Для инвалидов с детства;

Для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий;

Для лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

Для лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

Для лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Несколько иначе подошел к данному вопросу Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, который решением от 03.11.2006 N 7/11 полностью освободил от уплаты земельного налога вышеперечисленные категории граждан, кроме того, пенсионеров, членов семей военнослужащих, потерявших кормильца:

Родителей (мать, отца);

Супругу (супруга), не вступившую (не вступившего) в повторный брак;

Несовершеннолетних детей.

При этом вышеуказанные категории граждан освобождаются от уплаты земельного налога в отношении одного земельного участка, расположенного на территории Одинцовского муниципального района, при условии, что они имеют постоянное место жительства в Одинцовском муниципальном районе.

Представительные органы муниципальных образований могут установить перечень документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу и на полное освобождение от уплаты налога. Так, решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 03.11.2006 N 7/11 определено, что льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец), мать (отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. Если вышеуказанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

В отдельных муниципальных образованиях устанавливается льгота по земельному налогу в виде полного освобождения или в виде не облагаемой налогом суммы непосредственно садоводческим и дачным товариществам.

В этой связи если налоговая декларация подается садоводческим или дачным товариществом, то льгота по земельному налогу, предо-ставленная именно садоводческому или дачному товариществу в соответствии с решением представительного органа муниципального образования, в виде не облагаемой земельным налогом суммы в размере 200 000 руб., учитывается при определении налоговой базы. Садоводческое или дачное товарищество, имеющее право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой земельным налогом суммы, должно вычесть из кадастровой стоимости земельного участка сумму в размере 200 000 руб. Если размер не облагаемой земельным налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. В этом случае земельный налог не уплачивается.

7. Определение налоговой базы

Налоговая база по земельным участкам, предоставленным садоводческим и дачным товариществам, а также индивидуальным садоводам и дачникам, определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и рассчитывается с учетом налоговых льгот следующим образом:

Разность значений кадастровой стоимости земельного участка и не облагаемой земельным налогом суммы при определении земельного налога садоводческими и дачными товариществами, имеющими право на льготы по земельному налогу в виде не облагаемой этим налогом суммы, установленные п. 2 ст. 387 НК РФ;

Разность значений кадастровой стоимости земельного участка и суммы налоговой льготы при определении налога садоводческими или дачными товариществами, имеющими право на налоговые льготы по земельному налогу, установленные согласно п. 2 ст. 387 НК РФ в виде полного освобождения от налогообложения;

Разность значений кадастровой стоимости земельного участка и произведения значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка доли не облагаемой земельным налогом площади земельного участка и коэффициента использования налоговой льготы в случае исчисления налога садоводческими и дачными товариществами в отношении доли не облагаемой земельным налогом площади земельного участка и предоставления земельного участка не с начала года;

Разность значений кадастровой стоимости земельного участка и не облагаемой земельным налогом суммы при определении этого налога индивидуальным садоводам и дачникам, имеющим право на льготы по земельному налогу в виде не облагаемой земельным налогом суммы, согласно п. 2 ст. 387 и п. 5 ст. 391 НК РФ;

Разность значений кадастровой стоимости земельного участка и суммы налоговой льготы при определении налога индивидуальным садоводам или дачникам, имеющими право на налоговые льготы по земельному налогу, в соответствии с п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ в виде полного освобождения от налогообложения;

Разность значений кадастровой стоимости земельного участка и произведения значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка доли не облагаемой площади земельного участка и коэффициента использования налоговой льготы в случае исчисления земельного налога индивидуальным садоводам и дачникам в отношении доли не облагаемой площади земельного участка и предоставления земельного участка не с начала года.

При этом коэффициент использования налоговой льготы определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимается за полный месяц. Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается по формуле:

Где - коэффициент использования налоговой льготы;

Количество месяцев, в течение которых от- сутствует право на налоговую льготу в налоговом (от- четном) периоде;

Общее количество календарных месяцев на- логового периода.

Пример.

Дачное товарищество "Березка" должно уплатить земельный налог в сумме 25 000 руб. Данное товарищество в числе категории налогоплательщиков получило в сентябре текущего года право на льготу по земельному налогу на основании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования.

Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается следующим образом:

К1 = 1 - (8 мес. : 12 мес.) = 0,33.

Сумма налоговой льготы - 8250 руб. (25 000 руб. х 0,33).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, - 16 750 руб. (25 000 руб. - 8250 руб.).

Читателям журнала следует иметь в виду, что ст. 392 НК РФ установлены правила определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в собственности. При этом земельные участки могут находиться в общей долевой и в общей совместной собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. Что касается земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, то налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

8. Исчисление земельного налога за земельные участки, предоставленные одному налогоплательщику как для ведения садоводства, так и для жилищного строительства

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. При этом если срок проектирования и строительства по вышеуказанным земельным участкам превышает трехлетний срок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, то при исчислении суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) должен применяться согласно п. 15 ст. 396 НК РФ коэффициент 4.

Пример.

Индивидуальный предприниматель занимается на земельном участке, предоставленном ему для ведения садоводства, выращиванием садовых и овощных культур. 15 февраля текущего года он приобрел дополнительный земельный участок для жилищного строительства, на котором он строит жилой дом. Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для садоводства, составляет 900 000 руб., налоговая ставка на этот участок установлена в муниципальном образовании, где находится данный земельный участок, в размере 0,15%.

Сумма земельного налога за земельный участок, предоставленный для садоводства, составит 1350 руб. (900 000 руб. х 0,15%).

Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, составляет 1 500 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.

Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность индивидуальным предпринимателем для жилищного строительства, рассчитывается следующим образом:

1 500 000 руб. х 0,3% х 0,92 х 2 = 8280 руб.,

где 2 - коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

0,92 - коэффициент правообладания земельным участком (К2), который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде:

К2 = 11 мес. : 12 мес. = 0,92.

9. Исчисление авансовых платежей физическим лицам

В отношении исчисления авансовых платежей физическим лицам, использующим земельные участки для ведения садоводства или дачного хозяйства, следует отметить, что авансовые платежи в отношении этой категории налогоплательщиков исчисляются и уплачиваются, если только это предусмотрено нормативным правовым актом представительных органов муниципального образования.

При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

В этом случае авансовые платежи исчисляются как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки в размере, не превышающем одну вторую налоговой ставки, - в случае установления представительными органами муниципальных образований одного авансового платежа, и одну треть налоговой ставки - в случае установления двух авансовых платежей (п. 4 ст. 396 НК РФ).

Пример.

Земельный участок предоставлен физическому лицу для ведения садоводства. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 700 000 руб. Налоговая ставка представительным органом муниципального образования установлена в размере 0,2%. Для налогоплательщиков предусмотрена уплата в течение налогового периода двух авансовых платежей.

Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, равна 1400 руб. (700 000 руб. х 0,2%).

Рассчитаем суммы авансовых платежей, которые налогоплательщик должен уплатить в течение налогового периода по окончании отчетных периодов за земельный участок, предоставленный для ведения садоводства.

Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:

- за I квартал - 467 руб. [(700 000 руб. х 0,2%) : 3];

- за 1-е полугодие - 467 руб. [(700 000 руб. х 0,2%) : 3].

Всего в течение налогового периода налогоплательщику надо уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 934 руб. (467 руб. + 467 руб.).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 466 руб. (1400 руб. - 934 руб.).

10. Представление налоговой отчетности по земельному налогу

Налоговая отчетность по земельному налогу должна представляться садоводческими и дачными товариществами только по установленной форме.

Налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, представляют по истечении отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу (далее - налоговый расчет) по форме, которая утверждена приказом Минфина России от 19.05.2005 N 66н (в ред. от 19.02.2007 N 16н).

Основные разделы нового налогового расчета, где определяются налоговая база и сумма авансового платежа по земельному налогу, не изменены.

Новшество, введенное в налоговый расчет, касается земель, предоставленных для дачного хозяйства, по которым с 1 января 2007 года применяется новая ставка земельного налога. Как отмечалось выше, ст. 394 НК РФ (в ред. Закона N 268-ФЗ) установлены максимальные размеры налоговых ставок по земельному налогу, которые не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, в частности, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении земельных участков, предоставленных для дачного хозяйства, норма об установлении налоговой ставки в размере 0,3% применяется начиная с 1 января 2007 года.

Поэтому в отношении земель, предоставленных дачным хозяйствам, начиная с I квартала 2007 года при заполнении раздела 2 "Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу" дачные товарищества должны в строке 030 налогового расчета указывать код категории земель - 003002000070.

Кроме того, приложение к налоговому расчету "Справочник категорий земли" (по строкам с кодами 003002000060, 003002000070 и 003002000080) дополнено таким наименованием категории земли, как "дачное хозяйство". Данные поправки соответствуют изменениям, внесенным в ст. 394 НК РФ, которые введены с 1 января 2007 года Законом N 268-ФЗ.

В новой редакции изложены некоторые положения Рекомендаций по заполнению налогового расчета, в частности, по представлению налогового расчета в случае допущенных налогоплательщиком ошибок. Так, предусмотрено, что в случае внесения изменений в налоговый расчет при обнаружении налогоплательщиком неотражения сведений или ошибок, допущенных в истекшем отчетном периоде при исчислении авансовых платежей, налогоплательщик может представить уточненный налоговый расчет. Если обнаружены ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде, перерасчет налоговой базы и суммы авансовых платежей должен производиться за период, в котором были совершены ошибки. При этом уточненный налоговый расчет представляется по форме, действовавшей в отчетном периоде, за который вносятся изменения.

Изменился также порядок подписания налогового расчета.

При подтверждении сведений, указанных в налоговом расчете, по строке "Руководитель" проставляется подпись руководителя организации, в данном случае председателя правления садоводческого или дачного товарищества.

Если полномочия на подписание налогового расчета передаются представителю налогоплательщика, то налоговый расчет подтверждается подписью данного представителя. При подтверждении сведений, указанных в налоговом расчете, организацией - представителем налогоплательщика, проставляется подпись руководителя организации. При заполнении титульного листа налогового расчета должно быть указано наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика, с приложением копии этого документа.

Представляя в налоговые органы налоговую декларацию, садоводческое или дачное товарищество должно иметь в виду, что по земельным участкам, находящимся в одном муниципальном образовании, представляется одна налоговая декларация (один налоговый расчет). Если земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, находятся в нескольких муниципальных образованиях и в ведении одного налогового органа, то также представляется одна налоговая декларация (один налоговый расчет) с заполнением разделов налоговой декларации (налогового расчета) по соответствующим кодам ОКАТО.

Если у товарищества имеются несколько объектов налогообложения на территориях нескольких муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, в котором осуществляется постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения земельных участков, то также представляется одна налоговая декларация (один налоговый расчет). В этом случае на каждый объект налогообложения (долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист раздела 2 декларации (расчета). При этом раздел 1 декларации заполняется по всем земельным участкам, находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты - в течение налогового периода за каждый отчетный период не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной поч-товой связи.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу мест-ной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи (ст. 58 НК РФ).

Положениями ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" устанавливается, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц.

Законодательством предусмотрена возможность только для физических лиц уплачивать налоги в наличной форме.

Организации, в том числе садоводческие и дачные товарищества, должны исполнять обязанность по уплате налогов в соответствии с нормами НК РФ, то есть путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета. В целях исполнения обязанности по уплате налога организации, в том числе садоводческие или дачные товарищества, должны открывать счет в банке.

Что касается начисления пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей по налогу), налогоплательщикам, в том числе садоводам и дачникам, осуществляющим уплату налога (авансовых платежей по налогу) на основании налогового уведомления, необходимо иметь в виду следующее.

Если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей по налогу) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком в сроки, установленные ст. 52 НК РФ, то есть не позднее 30 дней до наступления установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей по налогу) в установленный срок должна начисляться пеня начиная со дня, следующего за установленным указанными нормативными правовыми актами днем уплаты налога (авансовых платежей по налогу).

Если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей по налогу) направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено ст. 52 НК РФ, в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей по налогу) в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовые платежи по налогу) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления.

Бухучет в СНТ имеет свою специфику и особенности. О том, как организовать бухгалтерский учет при различных системах налогообложения, поговорим далее. И конечно, не обойдем вниманием изменения, которые произошли в правовом регулировании деятельности СНТ с 01.01.2019.

Понятие СНТ

СНТ (садовое некоммерческое товарищество) — некоммерческая структура, учрежденная на добровольных началах с целью помощи ее членам в решении различных хозяйственных и социальных задач при ведении огородничества, садоводства или дачного хозяйства. К числу таких вопросов относится обеспечение участников объединения водой, электричеством, теплом, газом и пр.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность СНТ, с 2019 года является закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества...» от 29.07.2017 № 217-ФЗ. До этого действовал закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На СНТ не распространяется действие закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (п. 3 ст. 1 закона № 7-ФЗ). Но для целей применения нормативов бухучета СНТ рассматривается как некоммерческая структура.

Порядок ведения бухгалтерского учета в СНТ отдельными положениями законодательства не определен. Поэтому необходимо руководствоваться едиными нормами в сфере бухучета, на основании которых следует разработать локальный нормативный документ — учетную политику компании .

Нюансы учета основных средств в СНТ

Учет основных средств (ОС) регламентируется нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н). Согласно п. 4 данного положения некоммерческие организации (далее — НКО) принимают к учету ОС в случае, если объект используется в деятельности, направленной на достижение целей создания НКО, включая предпринимательскую деятельность. Также единовременно должны выполняться следующие условия:

  • срок предполагаемого использования объекта ОС более года;
  • объект приобретен с целью дальнейшего использования, а не для перепродажи.

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из сумм фактических расходов, понесенных в процессе приобретения, строительства или изготовления актива. К ним относятся суммы оплачиваемые продавцу по договору купли-продажи объекта, а также расходы на транспортировку, информационно-консультационные услуги, невозмещаемые налоги и пр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если основное средство приобретается строго для некоммерческой деятельности (то есть с его использованием не планируют связывать получение облагаемой НДС выручки), то сумма входного НДС включается в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Все затраты на приобретение объекта ОС собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а по факту введения в эксплуатацию актива счет 08 кредитуется в дебет счета 01 «Основные средства организации».

Проводки при этом выглядят следующим образом:

Дт 08 Кт 60 — куплен объект ОС у продавца (включая суммы НДС);

Дт 08 Кт 60, 76 — отражены прямые затраты на закупку актива (транспортные, консультационные и проч.);

Дт 01 Кт 08 — актив введен в эксплуатацию;

ВАЖНО! Использование средств из целевых взносов на осуществление капвложений следует отражать с применением счета 83 (согласно инструкции к Плану счетов бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Дт 86 Кт 83 — целевые средства, направленные на капвложения, учтены как увеличение добавочного капитала;

Дт 83 Кт 01 — отражено выбытие объекта капвложения, купленного за счет целевых поступлений.

Все операции по движению объектов ОС оформляются первичными документами. Какими именно, см. в материале «Документальное оформление движения основных средств» .

В бухгалтерском учете объекты ОС стоимостной оценкой менее 40 000 руб. могут быть учтены в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01).

ВАЖНО! Амортизация по объектам ОС, приобретенным за счет целевых поступлений и используемых в некоммерческой деятельности, не начисляется (п. 17 разд. 3 ПБУ 6/01, подп. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). Сумма износа рассчитывается линейным способом и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ ОС» по итогам года. Переоценка таких активов также не производится.

При выбытии ОС, приобретенных за счет целевого финансирования, источники финансирования не погашаются и не учитываются в финансовых результатах компании. В бухучете такая операция оформляется записью Дт 83 Кт 01.

При этом если СНТ приобрело объект ОС за счет средств от предпринимательской деятельности и использует его для получения дохода, то на данное имущество начисляется амортизация, и оно учитывается отдельно от целевого. Амортизация в таком случае списывается в затраты проводкой Дт 20 Кт 02.

Если же СНТ получило объект ОС за счет целевых средств, но использует его в коммерческой деятельности, то стоимость актива признается доходом НКО (п. 14 ст. 250 НК РФ). Стоимость имущества в данном случае погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учет целевых средств в СНТ

Бюджет СНТ формируется из средств, вносимых членами СНТ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 принимать от участников взносы СНТ может только на расчетный счет, не в кассу (ст. 14 закона № 217-ФЗ). ККТ при приеме взносов не применяется. Взносы не являются платой за товары, работы, услуги, а значит, не подпадают под понятие «расчеты» в смысле закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Схожие разъяснения даны в письме Минфина от 11.09.2018 № 03-01-15/65041 в отношении целевых взносов ТСН.

К таким взносам относятся:

  • членские взносы — периодически вносимые членами объединения денежные средства, которые направляются на текущие расходы организации;
  • целевые взносы — денежные средства, расходование которых может быть направлено на приобретение объектов общего пользования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 СНТ больше не собирают с участников вступительные взносы. Вступительные взносы, уплаченные ранее, участникам не возвращаются (п. 31 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

В бухучете для отражения движения данных взносов используется счет 86 «Целевое финансирование». Для разделения взносов удобнее ввести отдельные субсчета, например, 86.1 «Членские взносы», 86.2 «Целевые взносы». Для учета взаиморасчетов с членами СНТ используется счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

СНТ приходует и расходует денежные средства на основании приходно-расходной сметы, утвержденной на общем собрании членами товарищества (п. 8 ст. 14 закона № 217-ФЗ). Взносы могут быть израсходованы строго на определенную статью сметы. Унифицированной формы сметы не существует, и руководство товарищества разрабатывает ее самостоятельно.

Произведенные расходы можно отражать по дебету стандартных счетов издержек (20, 26), но возможно и сразу отражать по дебету счета 86, минуя счета учета затрат, с выбором субсчета в зависимости от вида издержек.

Пример

Сметой СНТ «Ромашка» предусмотрены следующие платежи: членские взносы — 150 руб. с сотки, целевые взносы на оборудование площадки для сбора мусора — 1 000 руб.

СНТ «Ромашка» приняло в члены нового садовода — Фадеева Н. А. Его участок равен 5 соткам. Он внес все взносы в кассу объединения: 750 руб. (150 × 5 сот.) — членские; 1 000 руб. — целевые. Бухгалтер отразил данные взносы в учете следующим образом:

Дт 50 Кт 76 — 1 750 руб. — поступили в кассу взносы Фадеева Н. А.

Дт 76 Кт 86.2 — 750 руб. — начислены членские взносы в составе целевых средств;

Дт 76 Кт 86.3 — 1 000 руб. — начислены целевые взносы.

За месяц СНТ «Ромашка» понесло следующие расходы:

Дт 86.2 Кт 70 — 15 000 руб. — оплата труда председателя и бухгалтера;

Дт 86.2 Кт 69 — 4 500 руб. — взносы с ФОТ;

Дт 86.2 Кт 71 — 500 руб. — закуплены канцтовары;

Дт 86.3 Кт 10 — 23 800 руб. — списаны материалы и баки на оборудование площадки для мусора;

Дт 86.3 Кт 60 — 3 200 руб. — услуги по установке забора и бетонировании площадки под мусор.

Учет прочих доходов и расходов в СНТ

  1. Учет доходов.

Согласно ст. 5 закона № 217-ФЗ граждане имеют право вести свое хозяйство в индивидуальном порядке и не вступать в ряды участников СНТ. При этом они вправе пользоваться объектами инфраструктуры СНТ за плату, предусмотренную заключенным договором.

Такие платежи не относятся к целевым взносам, учитываются в составе доходов товарищества и подлежат налогообложению.

Кроме того СНТ вправе заниматься коммерческой деятельностью ради достижения основной цели создания товарищества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти доходы будут подпадать по сферу действия закона «О ККТ» и потребуют от СНТ применения кассового аппарата.

Записи в учете отражаются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н) и методическими рекомендациями к нему:

Дт 62 Кт 90.1 — реализация услуг.

  1. Учет расходов.

СНТ обязаны вести раздельный учет расходов целевых и коммерческих (п. 2 ст. 251 НК РФ). Учет предпринимательских издержек удобнее всего организовать на счетах 20 и 26.

При этом косвенные расходы необходимо распределить. Косвенные затраты — те издержки, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности НКО.

  1. По объему выручки. В таком случае процент издержек, относящихся к коммерческой выручке, определяется по формуле:

Вк / (Вк + Цп) × 100,

Вк — выручка от коммерческой деятельности;

Цп — целевые поступления.

  1. По удельному весу затрат на оплату труда сотрудников. Тогда процент издержек, относящихся к коммерческой деятельности, будет равен:

ФОТк / (ФОТк + ФОТц) × 100,

ФОТк — фонд оплаты труда сотрудников, занятых в коммерческой деятельности;

ФОТц — оплата труда «целевого» персонала.

Кроме того, у СНТ допускается списание косвенных затрат, таких как расходы на содержание самой организации, зарплату администрации, содержание помещений, сооружений и транспорта, имеющих отношение к уставной деятельности, только за счет целевых взносов (письмо УМНС России по г. Москве от 22.01.2003 № 26-12/4743).

В налоговом учете (далее — НУ) допускается распределение затрат пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 16.03.2015 № 03-03-10/13805 и от 25.06.2015 № 03-03-10/36660). В связи с этим удобнее выбрать единый вариант «по объему выручки» и закрепить его как элемент учетной политики.

Все косвенные издержки, собранные на счете 26 «Косвенные расходы», по итогам месяца распределяются между видами деятельности записями:

Дт 86.2 Кт 26 — косвенные издержки распределены к текущей уставной деятельности;

Дт 86.3 Кт 26 — косвенные затраты отнесены к целевым программам;

Дт 20 Кт 26 — косвенные расходы предпринимательской деятельности распределены в производство;

Дт 90.2 Кт 20 —издержки отнесены на себестоимость по коммерческой выручке.

  1. Учет финансовых результатов.

По итогам каждого месяца СНТ закрывает 90-е счета на счет 99 прибыли (убытки), а по итогам отчетного периода сальдо 99 учитывается в составе нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на счете 84. Но поскольку предпринимательская деятельность осуществляется для достижения целей уставной деятельности, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а относится на счет целевого финансирования уставной деятельности НКО записью Дт 84 Кт 86.

Особенности бухгалтерского учета в СНТ при УСН

Чтобы снизить налоговое бремя и освободиться от уплаты НДС (за исключением ввозного НДС), налога на прибыль и налога на имущество (за исключением недвижимости, стоимость которой определяется Роскадастром), СНТ по коммерческой деятельности вправе выбрать специальный режим в виде упрощенного налога (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), выбрав один из доступных вариантов объекта налогообложения: доходы или доходы за вычетом расходов.

В данном случае учет целевых поступлений и расходов ведется также на счете 86 «Целевое финансирование» и не подлежит налогообложению (подп. 1 п. 1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Учет доходов и расходов от коммерческой деятельности ведется в книге учета доходов и расходов кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Деятельность садовых некоммерческих товариществ находится в особом правовом поле и регулируется специальным федеральным законом.

Статус деятельности организации определяет и особенности ее налогообложения. СНТ не освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС и пр. Но в базу при подсчете данных налогов не включаются целевые средства, направленные на осуществление уставной деятельности товарищества.

СНТ также вправе применять УСН. При этом особенностью является исключение сумм целевых средств из доходов для целей обложения УСН.

В связи с тем, что целевые средства не учитываются при налогообложении, СНТ необходимо организовать раздельный учет доходов и расходов, выделив для этого специальный счет 86 «Целевое финансирование».