Функциональные звенья сферы государственных и муниципальных финансов. Состав и звенья государственных финансов

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются :

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.


Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?

  • Список экзаменационных вопросов по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

    Финансы – это историческая и экономическая категория. Как историческая категория термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что означает платеж, доход. Впервые в этом значении финансы употреблялись в XIII – XV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов. Рассмотрим данный термин, как экономическую категорию. Под категорией понимаются общественные, специфические, однородные отношения, которые в абстрактном виде характеризуют одну из сторон общественного бытия. Экономическую категорию также образуют однородные экономические отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение. Они исключительно разнообразны и возникают на всех стадиях процесса воспроизводства и во всех сферах общественной жизни. Частью экономических отношений являются денежные отношения. Однако не все денежные отношения относятся к финансам. Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений. их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением. Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Так, получение выручки от реализации продукции основывается на таких функциях денег, как мера стоимости, средства обращения и средства платежа. Но это не финансы, а вот распределение выручки – это уже финансовые отношения. Финансы как экономическая категория представляет собой экономические отношения, протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуется финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятий и граждан. Внимательно прочитав данное определение, можно отметить, что особенностью экономических отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, является распределительный 2 характер и денежная форма выражения. Движение денежных средств – это обязательное условие и важный признак финансовых отношений. Местом возникновения и функционирования финансов является вторая стадия процесса воспроизводства – стадия распределения. Мы знаем, что процесс воспроизводства включает четыре последовательных стадий: 1) производства; 2) распределения; 3) обмена; 4) потребления (личного и производственного). На первой и четвертой стадиях процесса воспроизводства движение денежных средств не возникает, а потому они не могут быть местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств происходит только на второй и третьей стадиях, однако характер этого движения различен. Так, на второй стадии процесса воспроизводства – стадии распределения – это движение характеризуется следующими особенностями: 1)стоимость общественного продукта распределяется в денежной форме; 2)распределение получает форму движения денежных средств, происходящего обособленно от движения стоимости; 3)денежные отношения опосредуют одностороннее движения стоимости. Третью стадию процесса воспроизводства – стадию обмена – отличает то, что: 1) стоимость общественного продукта распределяется в товарной форме; 2) распределение получает форму движения товаров, опосредованного движения денежных средств; 3) денежные отношения опосредуют встречное движение стоимости, находящихся в товарной и денежных формах.

      Функции финансов.

    Под функцией понимается проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к категории как специфическим, однородным, общественным отношениям под функцией понимается проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих ей свойств. Функция является производной от сущности категории, а сущность категории, ее общественное назначение проявляется, в свою очередь, через выполняемые функции. И так, сущность финансов как экономической категории проявляется через выполняемые ими функции. Сущность финансов как экономической категории до конца еще не раскрыта. Более того, сам вопрос о количестве функции, выполняемых финансами, является дискуссионным. Экономисты называют несколько функций, выполняемых финансами, в том числе: 1) распределительную; 2) контрольную; 3) регулирования экономики; 4) экономического стимулирования. Рассмотрим вкратце отдельно эти функции. Распределительная функция. Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов -распределительная. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством 7 финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную. Распределительная функция финансов позволяет: создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства. Контрольная функция финансов возникает и действует одновременно с распределительной функцией. там, где происходит распределение финансовых ресурсов, возможно осуществления контроля. Распределение и контроль – две стороны экономического процесса. Финансовый контроль является стоимостным. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением ВВП (стоимость которого имеет денежное выражение) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Через контрольную функцию проявляется способность финансов и количественно отображать ход воспроизводственного процесса, и контролировать складываюшиеся в обществе стоимостные пропорции. Инструментом реализации контрольной функции финансов является информация, включаемая в финансовую отчетность, составленную на основе данных финансового учета. Функция регулирования экономики. Согласованное функционирование экономики достигается посредством ее регулирования. При этом различают саморегулирование и государственной регулирование. Саморегулирование экономики осуществляется посредством формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства. Саморегулирование базируется на основе свободного выбора хозяйствующими субъектами: - направления предпринимательской деятельности; - деловых партнеров и форм взаимоотношений с ними; - направления использования доходов, полученных в результате своей деятельности, за исключение части доходов (прибыли), направляемой в виде обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Саморегулирование возможно только в условиях рыночной экономики, то есть, когда возможно свободное и быстрое перераспределение финансовых ресурсов.8 В ситуации экономического кризиса добиться стабилизации экономики с помощью только рыночных регуляторов практически невозможно. В этой связи возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики, прежде всего, в государственном регулировании. Такое вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития и реализуется посредством проведения финансовой политики. Функция экономического стимулирования. В рыночной экономике существенно возрастает роль экономического стимулирования, которое осуществляется с помощью различных стоимостных рычагов, в том числе финансов, обладающих в силу своего распределительного характера большими возможностями воздействия на процесс общественного производства. Таким образом, финансовое стимулирование является составной частью экономического стимулирования. В составе финансовых стимулов развития производства можно выделить: - эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; - поощрительные фонды; - бюджетные методы интенсификации производства (налоговые льготы и санкции); - финансовые льготы и санкции. Финансовое стимулирование тесно связано с финансовым регулирование экономики. – эти процессы оказывают взаимное влияние друг на друга.

      Финансовые ресурсы.

    Финансовые ресурсы – денежные средства, аккумулированные в фондах. Различают централизованные и децентрализованные фонды. Централизованные фонды создаются на макроуровне (госбюджет, 3 внебюджетные фонды), децентрализованные – на микроуровне (уставный, амортизационный фонд и другие фонды предприятий). Фонды финансовых ресурсов или финансовые фонды являются важной составной частью общей системы фондов денежных средств, функционирующих в экономике. Использование финансовых ресурсов через денежные фонды специального целевого назначения имеет определенные преимущества по сравнению с нефондовой формой, поскольку позволяет: 1) обеспечивать концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; 2) теснее увязать удовлетворение общественных потребностей с экономическими возможностями; 3) активнее воздействовать на общественное производство. Финансовые ресурсы являются отличительным признаком экономической категории «финансы», позволяющим выделить их из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Надо отметить, что только финансы характеризуются таким материальным носителем. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. И так, отметим основные признаки финансов: 1. Финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения. 2. К финансовым отношениям относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости, не опосредованное движением товаров. 3. Финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости. 4. В результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

      Финансовая система РФ, ее сферы и звенья. Лекция

      Государственные и муниципальные финансы: сущность, звенья и их взаимосвязь.

    Сущность государственных и муниципальных финансов

    Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

    Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

    Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

    Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

    Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

    Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

    1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

      контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

      контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.


    Введение…………………………………………………………………….4

    1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов……………….6

    1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства………………………………………………..9

    2 Анализ места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………….13

    3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации………………………………………………………….21

    Заключение..................................................................................................23

    Список использованной литературы…………………………………….24

    Введение

    Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

    Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения.

    Практическая и теоретическая актуальность проблемы места государственных и муниципальных финансов в современных условиях представляется совершенно очевидной.

    В практическом плане актуальность данной проблемы определяется тем, что в условиях экономической нестабильности государственные и муниципальные финансы призваны стать в руках органов власти основным инструментом государственного регулирования экономики. В настоящее время политика государства в области финансов оказалась весьма несовершенной.

    Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

    Как в самом общественном воспроизводстве при определяющем значении производства все его звенья взаимосвязаны и взаимодействуют, так и финансы в совокупности элементов экономики и их взаимодействии составляют единство этой экономики.

    Целью данной курсовой работы является выявление места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства. Данная цель подразделяется на следующие задачи:

    рассмотрение структуры финансовой системы государства, сущности государственных и муниципальных финансов,
    определении их места и роли в финансовой системе государства;

    анализ места государственных и муниципальных финансов как составляющих финансовой системы государства;

    выявление направлений дальнейшего совершенствования данной
    формы организации финансов.

    Предметом исследования является определение места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства.

    Объектом исследования являются государственные и муниципальные финансы как форма организации финансовой системы государства.

    1 Государственные и муниципальные финансы

    1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов.

    Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций .

    Ее структура включает:

    1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

    2) Страхование как особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

    3) Финансы организаций различных форм собственности. Связаны с государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

    Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих финансовыми ресурсами.

    Обеспечивающие элементы:

      Банковская система. В РФ включает два уровня: Банк России и коммерческие банки;

      Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

      Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржи. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

      Внебиржевой поток;

    5) Средства технических коммуникаций.

    Также можно представить финансовую систему следующим образом Рисунок 1)

    Рисунок 1 - Структура финансовой системы государства

    Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

    Благодаря разному функциональному назначению звеньев государственных и муниципальных финансов , государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем .

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства

    Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач. Определение места государственных и муниципальных финансов в системе финансов государства позволит впоследствии проанализировать их роль в этой системе.

    Для понимания места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства необходимо четко понимать из каких звеньев они состоят. Для этого обратимся к рисунку 2 и охарактеризуем каждое из звеньев .

    Рисунок 2 – Структура государственных и муниципальных финансов

    Важнейшим звеном финансовой системы страны является бюджетная система, представляющая собой совокупность самостоятельных бюджетов, в основе которой лежит определенный тип экономических отношений и государственного устройства. Финансы государственных органов власти в соответствии со структурой федерального устройства государства двухуровневые. Они охватывают финансы федеральных органов власти (федеральные финансы) и финансы органов власти субъектов Федерации (региональные финансы).

    Финансы муниципальных органов власти, представляющие собой низовое звено финансов властных структур, выделены в самостоятельный структурный уровень.

    С учетом федерального, регионального и муниципального уровней финансовая система федеративного государства может рассматриваться как трехуровневая или трех звеньевая.

    Финансы властных структур каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня подчиненности.

    Строение бюджетной системы зависит от административно-территориального устройства страны и полномочий отдельных органов власти.

    Бюджетную систему страны принято подразделять на уровни. Это связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.

    1.2.1 Государственный бюджет

    Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

    В Бюджетном кодексе РФ 1998г. Статья 6 бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.

    Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

    1. контрольная функция . Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

    2. информационная функция . Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

    3. институционализация общественных предпочтений . В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

    Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.

    Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

    Одним из главных субъектов финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом – Центральный банк.

    Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

    В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь – на звенья, подразделения и т. п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

    Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

    1) централизованные финансы:

    Государственный бюджет;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Финансы государственных предприятий;

    Государственное страхование;

    2) децентрализованные финансы:

    Финансы коммерческих предприятий и организаций;

    Финансы некоммерческих организаций;

    Финансы кредитных организаций;

    Финансы страховых организаций;

    3) финансы домашних хозяйств.

    Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Более подробно их структура будет рассмотрена в главе 2.

    Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

    Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

    1) формирования и использования денежных доходов и фондов;

    2) контрольную.

    На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.

    По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

    Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т. п.

    В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

    Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия (наводнение, пожар); непреднамеренные действия других лиц (аварии), а также экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебания валютных курсов и т. п.). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граждане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денежных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано только с наступлением и последствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отношений.

    Выделяют личное и имущественное страхование. Объектом личного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхование жизни, от несчастных случаев, детей, дополнительной пенсии и т. п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы страхователя. К традиционным разновидностям имущественного страхования относятся страхование: имущества граждан и предприятий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т. п.

    В настоящее время существует также страхование предпринимательских рисков: банковских кредитов и залоговых операций; биржевых операций и сделок; потерь от колебания валютных курсов; от инфляции; рисков по новой технике и технологии; от потери прибыли и т. п.

    Финансы домохозяйств – это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств – это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

    Денежные доходы домохозяйств включают:

    1) оплату труда членов семьи;

    2) доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций;

    3) государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

    Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы:

    1) потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

    2) налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;

    3) денежные накопления и сбережения. Кредитная подсистема ФКС включает: 1) банковскую сферу:

    Эмиссионные банки (Центральный и Национальный банки);

    Неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные, инвестиционные, сберегательные и т. п.);

    2) парабанковскую сферу:

    Специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т. п.);

    Почтово-сберегательные учреждения.

    В банковской сфере центральное положение занимает Центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII–XIX вв. Именно Центральному банку государство предоставляло исключительное право эмиссии банкнот. Поэтому эмиссионная функция – старейшая и одна из наиболее важных функций Центрального банка. Кроме того, Центральный банк выполняет также функции:

    Хранения государственных золотовалютных резервов;

    Хранения резервного фонда других кредитных учреждений;

    Денежно-кредитного регулирования экономики;

    Кредитования коммерческих банков и осуществления кассового обслуживания государственных учреждений;

    Проведения расчетов и переводных операций;

    Контроля за деятельностью кредитных учреждений.

    Неэмиссионные (коммерческие) банки представляют собой главные «нервные» центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они также осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Современный коммерческий банк выполняет до 100 видов операций.

    Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные банки, деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций. Так, инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости. Длительное время специализированные кредитно-финансовые учреждения играли подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако после Второй мировой войны их роль в условиях рыночной экономики существенно возросла. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой – из-за усиления их взаимосвязи с коммерческими банками.

    Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской сферы, включает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сберегательных учреждений – взаимосберегательные кассы, доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и др. Все эти учреждения специализируются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

    Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

    Основными принципами формирования ФКС являются следующие:

    Наличие собственной финансовой базы;

    Единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

    Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

    2.2. Сущность и функции государственных финансов

    Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

    Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

    В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (схема 1).


    Схема 1

    Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

    В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

    Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

    Прежде всего это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

    1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

    3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

    4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

    Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

    Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

    Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге – служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

    В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

    1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

    Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

    2.3. Государственная финансовая система и ее звенья

    Государственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:

    1) государственный бюджет;

    2) местные бюджеты;

    3) государственный кредит;

    4) специальные внебюджетные фонды;

    5) государственное страхование;

    6) финансы государственных корпораций.

    Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода (ИД). Через это звено перераспределяется до 40 % ИД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов.

    В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней – предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

    Второе звено государственной финансовой системы – местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

    За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги – подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

    Третье звено государственной финансовой системы – государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

    Четвертое звено государственной финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению – для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

    В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т. п.

    Пятым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства.

    Создание такого фонда связано, как правило, с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т. п. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.

    И, наконец, шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий. Государственные предприятия в развитых странах получили широкое развитие лишь после Второй мировой войны (1946–1950). В этот период национализации подлежали в основном отсталые, неконкурентоспособные отрасли национального хозяйства – железные дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электроэнергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее время в государственной собственности находятся, как правило, низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства.

    В России до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. Сегодня государственные предприятия существуют в форме казенных, унитарных и муниципальных предприятий.

    Все перечисленные шесть основных элементов государственной финансовой системы характерны и для России. Более подробно о них будет сказано ниже.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое финансово-кредитная система национального хозяйства?

    2. Какие звенья включает в себя финансовая подсистема ФКС?

    3. Из каких звеньев состоит кредитная подсистема ФКС?

    4. Какое место в финансово-кредитной системе занимают государственные и муниципальные финансы?

    5. В чем проявляется сущность государственных финансов?

    6. Каковы основные функции государственных финансов?

    7. Какие основные элементы включает государственная финансовая система?

    Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы - важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

    Государственные и муниципальные финансы - это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

    Государственные финансы - это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

    В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается. Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

    Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

    Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить. В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.


    Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

    Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

    В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рисунок 3).


    Рисунок 3 - Структурный уровень государственных и муниципальных финансов

    Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

    В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

    Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

    Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

    Прежде всегоэто функцияперераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатом является:

    1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство);

    3) перераспределение доходов между различными социальными и группами населения;

    4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

    Регулирующаяфункция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

    Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов но долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

    Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

    Контрольнаяфункция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

    1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

    Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.