Экономика и экономическая теория: Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения. История экономических учений - краткое изложение

Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.

Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.

Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.

В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.

Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.

Экономические школы

Меркантилизм

(5-конец 17 в.)

Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.

Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.

Их девиз: меньше покупать, больше продавать.

Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).

Представители:

Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)

Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)

Физиократы

(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.

Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.

А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.

Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.

Классическая политическая экономия

(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.

Считали что главная сфера в экономике — производство.

Впервые сформулировали экономические законы.

Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).

Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.

Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.

Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.

К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.

Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.

Марксизм

(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).

Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.

В основе развития общества лежит материальное производство.

Представители : К.Маркс («Капитал»)

Мальтузианство

(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.

Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.

Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».

Маржинализм

(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.

Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.

Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

Существует иерархия потребностей.

Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.

Выбор потребителей зависит от степени значимости блага

Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).

Неоклассическая политическая экономия

Это ведущее направление в современной экономической теории.

Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.

Они изложили теорию издержек производства.

Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.

Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.

Кейнсианство

(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.

Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)

Монетаризм

(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.

Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.

Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.

Рыночное хозяйство стремится к стабильности.

Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)

Институционализм

(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).

Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.

Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.

Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)

Русская экономическая школа

Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.

В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;

А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.

Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Кафедра экономической теории

Реферат на тему:

Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения

Выполнила: Зотова Т.

студентка гр. Э-42

Проверила: Рогаткина Е.В.

Новосибирск, 2005

Введение

Развитие понятия богатства

Определение природы и состава общественного богатства

Статистика общественного богатства

Современный взгляд на богатство и его производство

Экономический круговорот

Заключение

Список литературы

Введение

Экономическая теория как наука (то есть систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII – XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет».

Для начала, надо выяснить, что понимать под богатством. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь – пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. Однако, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей:

Материальные

Духовные

Социальные.

Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.

Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.

Каким образом, где и благодаря каким условиям создаётся богатство всего общества? Поиск ответа на этот и связанные с ним вопросы стал делом экономической теории.

Развитие понятия богатства

Впервые теоретическое изучение экономики началось в рабовладельческом обществе. Великий греческий мыслитель Аристотель ввел в оборот название науки – «экономия». В ней он рассмотрел, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца.

Исследовательский поиск дал неоднозначные результаты. Первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм. Она считала, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Правда, в такой критике не учитывалось, что купцы оказывают людям материальные услуги, доставляя товары из места их производства до места потребления.

Вслед за этим появилось теоретическое учение физиократов. Попытка физиократов искать источник богатства в производстве выразилась в трактовке ими богатства как результата годового земледельческого труда. При этом они не разделяли накопленное и созданное в течение года богатство. Однако, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатство общества производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения, обмена и потребления, полезных вещей. Не ограничиваясь описанием явлений (например, обмена товара на деньги), классическая политическая экономия перешла к исследованию их сущности и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской политической экономии является Адам Смит. Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнёт и произвол, А. Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идёт в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Английские «классики» выяснили источники общественного богатства. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот (освоённые земли, недра и леса). Природа, образно говоря, - «мать» богатства, она снабжает людей средствами жизни (рыба в водоёмах, плодоносящие деревья и др.) и средствами производства (уголь, руды и т.п.). «Отцом» же богатства является труд людей.

Они создали трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создаёт их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достаётся им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты.

Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта.

Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. То, что домарксовая политическая экономия не могла осознанно провести различие между богатством как обособившейся в процессе воспроизводства совокупностью потребительных стоимостей, и продуктом как совокупностью произведенных потребительных стоимостей, имеет теоретические и практические основания. С точки зрения стадий развития капитализма только машинное производство создает адекватный капитализму технический базис; только на этом этапе обнаруживается в полной мере всевозрастающая роль накопленного основного капитала как фактора ускоренного накопления, а непрерывность процесса воспроизводства становится объективной необходимостью для капитала. Однако классическая буржуазная политическая экономия развивалась, когда данные обстоятельства не проявились в должной мере.

Теоретические причины смешения национального богатства и продукта в домарксовой экономии коренятся в не разграничении производства и воспроизводства, а также в недостатках анализа содержания процесса труда. Процесс воспроизводства характерен для всех способов производства. Какова бы ни была общественная форма процесса производства, он, во всяком случае, должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить.

Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства. Однако необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.

В отличие от производства воспроизводство, во-первых, есть повторяющийся, непрерывный процесс. В процессе воспроизводства наблюдается повторяемость явлений и процессов как результат действия внутренних законов производства и воспроизводства. Результат производства характеризуется в процессе воспроизводства иначе, чем с точки зрения процесса производства. Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова, а каждый новый цикл производства исходит из производственного продукта как имеющий предпосылки.

Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. «Процесс производства как содержащий в самом себе условия своего возобновления есть процесс воспроизводства». Нельзя трактовать данное положение К. Маркса узко, т. е. только по отношению к простому воспроизводству. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы. Собственный продукт труда - отмечал К. Маркс,- распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна - вещественные условия процесса труда, другая - вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы. В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства - предметы труда. Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. Однако процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.

Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства.

Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах как в сфере производства, так и в сфере потребления.

Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. К. Маркс, отмечая единство и различие непрерывности процесса труда и периодичности производства продуктов, писал: «Периодичность не имеет ничего общего с непрерывностью процесса труда постольку, поскольку последний - насколько это допускает природа потребительной стоимости - вообще является непрерывным, при самых различных как периодах, так и оборотах вообще...»

Главным представителем физиократов и основателем физиократизма является Ф. Кенэ (1694-1774). Он опроверг учение меркантилистов. По его мнению, источником богатства является превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.

Термин «физиократизм» (власть природы) был введем в оборот Адамом Смитом. Сами французские физиократы называли себя экономистами. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму и существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817) и Жак Тюрго (1727-1781).

Физиократизм был естественной реакцией французских интеллигентов на недостатки меркантилистской политики кольбертизма, о которых было сказано в предыдущем разделе. Физиократы считали богатством не деньги, а «произведения земли». Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.

Для физиократов богатство нации прирастает в том случае, если существует и постоянно воспроизводится разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для производства этой продукции в течение года, т.е. так называемая земельная рента в натуральной форме. Кенэ называл эту разницу «чистым продуктом» и считал единственным «производительным классом» в обществе класс землевладельцев. Кенэ утверждал, что «среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие».

Главное произведение Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1758) содержит схему разделения общества на три основных класса:

  • · производительный класс земледельцев;
  • · класс земельных собственников;
  • · «бесплодный класс» -- люди, занятые не в сельском хозяйстве.

Все три общественных класса находятся в определенном экономическом взаимодействии. Через механизм покупки и продажи происходит процесс распределения и перераспределения «чистого продукта» и создаются необходимые предпосылки для постоянного возобновления производственного процесса, т.е. воспроизводства. Кенэ видит этот процесс, состоящим из следующих стадий:

  • · фермеры-земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и выращивают на ней урожай;
  • · собственники земли скупают продукты у земледельцев и промышленные изделия у ремесленников, в результате чего часть полученных ими за аренду земли денег переходит к сельским хозяевам и ремесленникам;
  • · фермеры закупают промышленные товары у промышленников;
  • · промышленники закупают сельскохозяйственные товары у фермеров.

В итоге фермеры вновь получают денежные средства для аренды земли.

Таким образом, хозяйственный процесс представлялся физиократам как естественная гармония, которая может быть даже описана строго математически. Впоследствии эта идея получила дальнейшее развитие в различных попытках построения математических моделей производства и распределения продукции и в современной экономической науке существует в виде многочисленных отраслевых и продуктовых балансов, межотраслевых моделей, формализованных вариантов теорий макроэкономического равновесия и экономического роста.

Составной частью экономической теории физиократизма является идея невмешательства правительства в естественный ход экономической жизни. Если исходить из схемы, предложенной Ф. Кенэ, места для какой-либо сознательной, активной политики правительств*» в области экономики просто не остается. Точнее, по мнению Кенэ, государство должно установить такие законы, которые бы соответствовали «естественным законам» природы, и на этом экономические функции государства можно будет считать исчерпанными.

Попытку практической реализации экономической концепции физиократов предпринял француз Жак Тюрю, который в 1774 г. был назначен вначале морским министром, а затем в 1774-1776 гг. занял пост генерального контролера финансов. Находясь на этом посту, Ж. Тюрю провел ряд реформ физиократическою характера, острие которых было направлено на снижение роли французского государства в экономической жизни страны.

Были отменены ограничения на хлебную торговлю, упразднены цеховые корпорации и гильдии, крестьянские натуральные повинности в пользу государства заменены денежным налогом, были сокращены государственные расходы. Пожалуй, самым важным элементом реформ Тюрю было налогообложение дворянскою сословия, которое до этого вообще не платило налогов. В перспективе планировалось полностью отказаться от сбора налогов с крестьян, заменив их единым поземельным налогом с дворян.

Такая политика, естественно, сопровождалась серьезной оппозицией со стороны привилегированных сословий; начались придворные интриги, и в результате реформатор был вынужден уйти в отставку. После его ухода Людовик XVI отменю все нововведения Тюрю и Франция начала свое безудержное движение к социальным потрясениям Великой французской революции.

Ж. Тюрю не только прославился как видный государственный деятель, но стал известен и как один из крупнейших теоретиков. Главное его сочинение «Размышления о создании и распределении богатств» (1776) содержит не только положения физиократической школы в духе Ф. Кенэ, но и ряд новых для этого учения положений. Гак, в его работе содержится утверждение о том, что чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности; классовая структура общества по Тюрю более сложна, чем по Кенэ, за счет того, что внутри каждого класса существует дифференциация; «бесплодный класс» Ж. Тюрго делит на класс предпринимателей и наемных работников.

Кроме того, он закладывает научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда.

Серьезным вкладом Ж. Тюрю в развитие экономической науки была формулировка «закона уменьшения земельного продукта», согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, т.е. действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

Таким образом, если практическая реализация физиократического учения была явно неудачной, то теоретический вклад этой школы трудно переоценить. Во всяком случае, хорошо известно, что именно знакомство с трудами французских физиократов, а также личное знакомство и общение с ними стимулировало интерес к экономической проблематике основателя английской классической экономической школы Адама Смита.

Сравнительная характеристика взглядов меркантилистов и физиократов на развитие экономики

Меркантилисты

Физиократы

1. Где создается богатство

Богатство создается в результате внешней торговли, при обязательном протекционизме государства, при проводимой политике активного торгового баланса, в сфере обращения, где произведенные товары превращаются в деньги.

Богатство создается в результате производства, но только такого производства, где работает природа.

2. Кто создает богатство

^ Богатство создается купцами. Производство служит лишь предпосылкой для создания богатства.

Богатство создается производительным классом - теми, кто обрабатывает землю (крестьяне, арендаторы).

3. Кому достается чистый доход

Чистый доход достается государству

истый доход достается собственникам земли.

4. Отношение к торговцам

Основное требование государства - деньги должны оставаться в стране. Местные купцы должны возвращать выручку в свою страну, иностранным купцам предписывается тратить деньги внутри страны.

Бесплодный (непроизводительный) класс.

5. Отношение к ремесленникам

Люди, занятые во всех отраслях производства и обслуживающей сфере создают предпосылки богатства страны.

Непроизводительный класс.

6. Отношение к деньгам

Деньги - искусственное изобретение людей. Деньги - фактор роста национального богатства.

Деньги - техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена. Деньги - стихийно выделившийся в товарном мире товар.

Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не представляли особой научной теории. Это были лишь мечты.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провел в казематах. Там он написал свое знаменитое сочинение "Город Солнца" (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.

* Кампанелла Т. Город Солнца. М.: АН СССР, 1954.

В нем Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства - город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам, в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.

Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием утопического государства с необычными порядками, в чем проявилась историческая ограниченность их экономических проектов.

Первой школой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ науки был меркантилизм (от итальянского слова "мерканте" - торговец, купец), получивший распространение и занимавший ведущие позиции в ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли многих стран до конца XVII в.

Меркантилизм выражал прежде всего экономическую политику государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы первоначального накопления.

Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром. Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами. Это неверно, поскольку природа не создает денег, так же как и банкиров и вексельного курса. Критикуя положение меркантилистов о том, что "золото по природе своей суть деньги", К. Маркс указывал, что "деньги по природе своей суть золото". Это означает, что именно золото в отличие от всех других товаров наиболее подходит для выполнения роли денег.

Источником богатства меркантилисты считали внешнюю торговлю. Такое толкование не было случайным. Оно являлось неотъемлемым звеном всей концепции меркантилистов.

Видя источник национального богатства во внешней торговле и прибыли от отчуждения, меркантилисты заботились об активном внешнеторговом балансе. Его осуществление, как и в целом накопление денежных богатств, связывалось с активной деятельностью государства, которое системой административных мер и ЭКОНОМИЧЕСКОЙ политикой должно было способствовать притоку в страну золота и серебра. Для осуществления этой задачи меркантилисты выдвинули целую систему мероприятий, рекомендовавшихся королевской власти, которая должна была вмешиваться в экономическую жизнь, способствовать активной внешней торговле.

В своём развитии меркантилизм прошел две стадии. Первая - ранний меркантилизм (XVI в), связанный с утверждением монетарной системы (монетаризм). Вторая стадия - развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной системы (XVII в.).

Для монетарной системы характерна концепция денежного баланса. Её видный представитель Уильям Стаффорд (Англия). Согласно этой концепции задача накопления денежных богатств в стране решалась главным образом административными мерами, обеспечивавшими жёсткую регламентацию денежного обращения, внешней торговли. Монетаристы, рассматривая золото как сокровище, абсолютную форму богатства, искали пути притока его из-за границы и удержания внутри страны. Категорически запрещался вывоз денег за пределы данного государства, строго контролировалась деятельность иностранных купцов, ограничивался ввоз зарубежных товаров, устанавливались высокие пошлины и т.д.

Переход к мануфактурной системе не привёл к изменению основных догм меркантилистской концепции, однако вызвал существенные изменения в способах накопления. Зрелый меркантилизм представлял более развитую экономику, что и сказалось на ЭКОНОМИЧЕСКОЙ доктрине. Наиболее известным ее выразителем являлся английский экономист Томас Мен. Во Франции развитой меркантилизм был представлен кольберизмом. В Италии концепцию торгового баланса развивал Антонио Серра.

Как и монетаристы, представители мануфактурной системы отождествляли богатство наций с золотом и единственным его источником считали внешнюю торговлю. Они были убеждены во всемогуществе денег. По словам Колумба, золото - удивительная вещь! Кто обладает им, тот господин всего, чего он захочет. Золото может даже душам открывать дорогу в рай.

Представители развитого меркантилизма в значительной мере преодолели иллюзии монетаристов. Их экономическая теория более обоснована. Вместо административных методов накопления, значение которых упало, на первый план выдвигаются экономические методы. Меркантилисты отказались от запрещения вывоза золота за пределы страны, от жесткой регламентации денежного обращения. Они намечают меры для стимулирования внешней торговли, которая должна была обеспечивать постоянный приток золота в страну. Основным правилом внешней торговли считалось превышение вывоза над ввозом. Чтобы обеспечить его реализацию, меркантилисты заботились о развитии мануфактурного производства, внутренней торговле, росте не только экспорта, но и импорта товаров, закупки сырья за границей, рационального использования денег. Рост мануфактурного производства и активизация экономических методов накопления не исключали административного воздействия со стороны государства, хотя характер такого воздействия менялся. В соответствии с концепцией торгового баланса проводилась экономическая политика протекционизма в интересах собственных мануфактуристов и купечества. Поддерживался запрет на вывоз сырья, ограничивался ввоз ряда товаров, особенно предметов роскоши, устанавливались высокие ввозные пошлины и т.д. Меркантилисты требовали, чтобы королевская власть поощряла развитие национальной промышленности и торговли, производство товаров на экспорт, поддерживала высокие таможенные пошлины, строила и укрепляла флот, расширяла внешнюю экспансию.

Меркантилизм в отдельных странах имел свои особенности. Его развитие было связано с уровнем зрелости капиталистических производственных отношений, что определяло и практические результаты национальных меркантилистских теорий.

Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии. Раннюю его стадию представлял Уильям Стаффорд, автор книги "Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников" (1581). Развивая концепцию монетаризма, Стаффорд высказал тревогу по поводу отлива за границу денег. Задачу накопления денежных богатств он предлагал решать в основном административными мерами, требуя от государства запрещения вывоза монет, ввоза предметов роскоши, ограничения импорта ряда других товаров. Стаффорд высказался за расширение переработки английской шерсти, производства сукна.

Зрелый меркантилизм представлен в Англии трудами Томаса Мена (1571-1641) Классический представитель мануфактурной системы Т. Мен являлся вместе с тем крупным коммерсантом своего времени, одним из директоров Ост-Индской компании. Отстаивая интересы компании от нападок противников, критиковавших ее за вывоз монет, Т. Мен в 1621 г. выступил с памфлетом "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией». Концепции монетаристов автор противопоставил теорию торгового баланса. В 1630 г. Т. Мен пишет работу "Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли как регулятор богатства". Это его основное произведение, в самом названии которого формулировалось кредо развитого меркантилизма. Т. Мен считал вредной жесткую регламентацию денежного обращения, выступал за свободный вывоз монет, без которого невозможно нормальное развитие внешней торговли. Главной заботой он считал обеспечение правила: "Продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них".* Только с помощью активной внешней торговли, по его мнению, можно привлечь в страну те "единственные деньги, которые у нас остаются и которыми мы обогащаемся".** Требуя отмены закона "об истрачивании" монет для иностранцев, Т. Мен исходил из того, что запрет вывоза денег тормозит спрос на английские товары за границей, а избыток денег в стране способствует росту цен.

* Меркантилизм. М.: Соцэкгиз, 1935. С. 155.

** Там же. С. 166.

Благодаря тому, что в своем капиталистическом развитии Англия обогнала другие страны мира, программа меркантилистов оказалась здесь наиболее эффективной. Ее осуществление способствовало созданию условий для превращения Англии в первую промышленную державу мира.

Идеи меркантилизма получили большое распространение во Франции в XVI - XVII вв. Меркантилизм представлен здесь прежде всего Антуаном Монкретьеном (1576-1621), автором знаменитого "Трактата политической экономии" (1615). Наиболее полезным сословием он считал купцов, торговлю характеризовал как главную цель ремесел. А Монкретьен искал пути увеличения денежного богатства, которые рекомендовал Людовику XIII. Активное вмешательство государства в экономику рассматривалось в качестве важнейшего фактора накопления, укрепления и развития хозяйства страны. А. Монкретьен советовал развивать мануфактуры, создавать ремесленные школы, повышать качество изделий и расширять торговлю товарами национального производства, вытесняя с французского рынка иностранных купцов, которых он сравнивал с насосом, выкачивающим богатства из страны. Программа А. Монкретьена предусматривала расширение внешнеторговой экспансии Франции. Она отражала частично идеи монетаризма, а также концепцию торгового баланса, к которой приближался автор.

Меркантилизм - это экономическое учение и экономическая политика периода раннего феодализма. В период позднего меркантилизма в его рамках созревают предпосылки для перехода к капитализму:

  1. преобладание денежной ренты;
  2. втягивание крестьянских хозяйств в рыночные отношения;
  3. возникновение мануфактур с наймом рабочей силы;
  4. ликвидация раздробленности в западноевропейских странах;
  5. создания мирового рынка (XV-XVI вв);
  6. создание крупных предприятий для поставки больших партий товаров на экспорт;
  7. быстрый рост торгового капитала и его господство над промышленностью;

Большую роль в разложении меркантилизма сыграло так называемое первоначальное накопление капитала:
отделение произв. от средств производства
политика колониальных захватов
преимущественной сферой деятельности капитала в это время была сфера обращения

1. Основные теоретические положения и идеи меркантилизма

богатство общества - это деньги, сокровища;
производство - предпосылка созданию богатства, средство обеспечения притока денег в страну;
источник богатства и прибыли - обращение, т.е. сфера, где товары превращаются в деньги, причем товары должны продаваться дороже, чем покупаться;
не всякое обращение - это источник богатства. Внешняя торговля является таковым, так как она увеличивает количество денег в стране, внутреннее обращение лишь переносит деньги из рук в руки;
активное обращение во внешней торговле;
В развитии меркантилизма различают 2 этапа - ранний и поздний (развитый) на 1 этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удержать деньги в стране. На втором этапе проводилась политика торгового баланса. Проблему увеличения запаса золота и серебра в стране решали, добиваясь активного сальдо по торговому балансу. На первый план выдвигалась система протекционизма. С этой целью поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства. Мануфактурам представлялись особые привилегии и монопольные права (субсидии, экспортные премии, освобождение от налогов.)
Меркантилистская политика проводилась во всех западноевропейских странах. Однако в зависимости от конкретной исторической обстановки она дала различные результаты. Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии.
Представители раннего меркантилизма в Англии был автор работы “Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников ” (1581). Автором этого произведения считается Уилиям Стаффорд (1554-1612). Этот труд написан с позиции защиты активного регулирования денежного обращения. По мнению автора, фальсификация денег и их отлив за границу вызывают рост цен и ухудшают материальное положение народа. Решение экономических проблем он видел в запрещении вывоза золота и серебра, в регламентации торговли с целью ограничения импорта.
Самым выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является английский меркантилист Томас Ман (1571 - 1641). Т.Манн предложил политику протекционизма, или политику защиты национального рынка.
Во Франции меркантилистская политика во II пол. 17в. связывается с министром короля Людовика XIV Ж. Б.Кольбером (1619-1693) . В частности, он считал низкие цены на хлеб необходимым условием развития промышленности и торговли. В этот момент феодальные формы эксплуатации во Франции не были ликвидированы. Крестьяне разорились тяжелыми налогами. Политика Кольбера привела к некоторому росту капиталистического производства. Но главная отрасль французского хозяйства - сельское - находилось состоянии глубокого упадка. Добивался увеличения государственных доходов в первую очередь за счет активного торгового баланса: путем создания мануфактур, поощрения промышленности, увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства.
Особенности французского меркантилизма отражены во взглядах теоретика меркантилизма А.Монкретьена . Он впервые ввел термин “политическая экономия” . В 1615г. он опубликовал книгу под названием “Трактат политической экономии”. Ратовал за расширение торговли, защищал получение торговцами больших прибылей, требовал ограничить деятельность иностранного купечества, выкачивавшего богатство из Франции.
Меркантилизм - это первая теоретическая разработка капиталистического способа производства. Меркантилизм относится к эпохе, когда капитализм делал свои первые шаги и не определял развитие всего хозяйства той или иной страны. Преимущественной сферой деятельности капитала было товарное обращение. В производстве господствовали еще феодальные отношения. Это преобладание торгового капитала наложила свой отпечаток на теоретическое воззрение меркантилистов.
Подлинным источником богатства и прибыли они считали внешнюю торговлю. И это обяснимо. Внешняя торговля особенно с колониями, была основным источником приумножения золота и серебра. А поскольку материал для экспорта поставляется ремеслами, меркантилисты приходили к выводу, что процветание ремесла является условием торговли, следовательно, условием богатства страны, а не его причиной.
Заслугой меркантилистов является постановка ими проблемы производственного и непроизводственного труда. Но они ошибочно считали, что производственным является только труд, занятый в отраслях, работающих на экспорт.
В своих исследованиях меркантилисты много внимания уделяли деньгам. Они были убеждены во всемогуществе денег. Подчеркивали власть денег. Но они не могли объяснить, почему деньги, как всеобщая форма богатства, противостоят всем другим товарам. Они считали, что золото и серебро сами по себе, как вещи по своей природе, есть деньги. Они не понимали, что деньги - это товар особый, так как он выполняет роль всеобщего эквивалента. Деньги, как особый товар, выступают в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости. Но они являются деньгами не от бога, а становятся ими лишь в определенных исторических условиях.
Теория денег, разработанная меркантилистами получила название в литературе как металлистическая теория денег, т.е. сущность денег объясняется их естественными свойствами. Внимание меркантилистов сосредотачивалось, прежде всего, на двух функциях денег - сокровищ и мировых денег. В этих функциях деньги выступают как всеобще воплощение общественного богатства. Они также отмечали важную особенность денежного обращения, состоящую в том, что деньги постоянно выпадают из обращения, что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровища.

2. Русский меркантилизм

Русский меркантилизм представляет собой своеобразное явление в истории экономической мысли. Так называется “русская специфика” характерна и для меркантилизма. Меркантилистская политика впервые начала проводиться в России в царствование Алексея Михайловича. Особенно активно политика меркантилизма проводилась в эпоху царствования Петра I. Петр придал ей характер ”мануфактурной системы”. Он направлял значительную часть торгового капитала на развитие промышленности. Началось сравнительно большое для того времени строительство фабрик и заводов. Их субсидировало правительство, в них вкладывались большие капиталы купцы. Вновь образованные мануфактуры получали ряд привилегий, особенно в отношении рабочей силы.
Видным меркантилистом был Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1680). Его взгляды наиболее четко сформулированы в составленных им в 1665 указных “поместьях” земским старостам Пскова и Новоторговом Уставе 1667г. Торговлю Ордин-Нащокин рассматривал как один из важнейших источников дохода государства и способ улучшения народного благосостояния, поэтому предлагал покровительственные пошлины и поддерживал протест российского купечества против привилегий, которые правительство представляло “иностранным купцам” и “откупщикам”.
Основную цель проведенной им реформы в Пскове - оградить и укрепить экономические позиции города в борьбе с иностранным торговцем капиталом. Новоторговый устав ограничивал право иностранных купцов еще в большей степени, чем псковская реформа и предусматривал борьбу со злоупотреблениями таможенного чиновничества и местных властей. Упорядочивание системы налогообложения уже само по себе резко ограничивало возможности злоупотреблений со стороны таможенной администрации и воевод.
Особенное большое внимание придавал Ордин-Нащокин привлечению в страну благородных металлов и качеству зарубежных товаров. В Уставе предусматривалось, что 2/3 продаваемого товара можно обменивать по эквиваленту на другие товары (или, используя современный язык, оформлять бартер), и 1/3 отечественных товаров должна быть, оплачена благородными металлами. Золотые монеты, тайно провезенные в Москву, подлежали конфискации. Поскольку в те времена иностранцы стремились сбывать в России низкосортные товары, в случае выявления таких товаров полагалось всенародно, оповестить об этом и изгнать с позором с ярмарки таких купцов. Торговые сделки, заключавшиеся на ярмарках русскими купцами между собою и с иностранными торговцами, подлежали строгому учету.
В этой связи уместно напомнить рекомендацию русского ученого и общественного деятеля Василия Никитича Татищева (1680-1750), который советовал не допускать к вывозу за границу золота и серебра в слитках. Импорт же золота и серебра в слитках он предлагал освободить от пошлин, как и импорт недостающего сырья для развития промышленности, чтобы “фабрики российские могли размножаться”. Он предлагал установить высокие пошлины на товары и изделия, которые могли производиться в России.
Наряду со слитками золота за границу идут необработанные алмазы. Спад производства в легкой и пищевой промышленности приближается к 90%. Выдающимся экономистом своего времени был выходец из ремесленников, самоучка Иван Тихонович Посошков (1652-1726) . В 1724г. он завершил главный труд своей жизни “Книгу о скудности и богатстве”, которая увеличила его имя. Среди оригинальных идей Посошкова следует отметить разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Размышление Посошкова о невещественном богатстве конкретизировались им в требовании реформ управления, которая создаст возможность устранить скудность и умножить богатство в стране. Посошков был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Из его многочисленных рекомендаций назовем лишь две: заставлять всех людей работать, работать прилежно и производительно во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью излишествами в жизни людей.
Приведенные рекомендации значительно отличаются от рекомендаций классических меркантилистов Западной Европы, которые источником богатства считали торговлю. Посошков, опережая на целый век классиков буржуазной политэкономии, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендациях труд считается источником увеличение богатства, и никто не имеет права не работать и даром есть хлеб. Причем каждый должен не просто работать, но и производить “прибыток”, т.е. прибыль. Посошков устанавливает четкую связь между ростом богатства и производительностью труда, что еще раз подчеркивает его понимание труда как источника богатства. Что же касается многочисленных рекомендаций Посошкова о строжайшем экономии и борьбе с роскошью и излишествами, то надо особо отметить, что эти понятия он не ограничивал и в более широком смысле, с позиции интересов общества. Ярким примером в этом отношении является его проект против хищнического отношения населения к естественным богатствам.
Почти 300 лет назад делались попытки обратить внимание общества на вопросы экологи: Посошков выступал против хищнического потребления леса, рыбы и других подобных действий, наносящих вред природе. Он обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные - истреблению. Весьма актуальны для современной России и предложения Посошкова усовершенствовать налоговую систему с той целью, чтобы налоги не были обременительными ни для государства, ни для производителей, ни для народа.
Заслуга Посошкова состоит в том, что он правильно в пределах своей эпохи понял основные задачи России и боролся всеми доступными ему средствами за осуществление этих задач. Его экономическая программа была разработана самостоятельно, на основе глубокого понимания состояния России и преобразовательной деятельности Пера I. Несмотря на то, что многие правильные мысли Посошкова высказывались меркантилистами других стран еще до него, это ни в какой мере не умаляет, ни оригинальности взглядов Посошкова, ни его заслуг перед страной. Дело даже не в том, что Посошков не знал экономистов Запада, эта ограниченность составляет не достоинство его, а обусловленный всей обстановкой его жизни недостаток. Простая истина, что нужно развивать отечественную промышленность, вывозить не сырье, а готовый промышленный продукт, провозглашалось и доказывалось Посошковым не “вообще”, а конкретно, для своей страны. Оригинальность и заслуги Посошкова могут быть правильно оценены не столько сравнением взглядов Посошкова со взглядами Стаффорда, Монкретьена, Мена и др. меркантилистов Запада, сколько сравнением экономической программы Посошкова со взглядами, развивающимися в России до него и в его время.
Независимо от западноевропейских экономистов, исходя из своего понимания действительности, Посошков обосновал довольно стройную программу экономического развития России, учитывая специфику российской действительности, на основе и практики того времени экономических идей.
Посошков не заимствовал эти мысли из чужих стран, а самостоятельно обосновывал их, причем по многим вопросам делал это и полнее и глубже, чем предшествовавшие ему экономисты меркантилисты Запада.Это с полным правом можно сказать, например, о рассуждениях Посошкова по вопросу в соотношении богатства казны и народа. Самостоятельно обосновывая в значительтельной сфере те же мысли, которые в других странах защищались представители меркантилистского направления Посошков был чужд присущей большинству его современников на Западе односторонности концепции торгового баланса и по ряду вопросов первостепенной важности сумел подняться выше своих современников. Ему было чуждо, например, пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для большинства меркантилистов Запада.
Посошков является одним из первых русских экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов. Он является вместе с тем одним из наиболее выдающихся, ярких и оригинальных представителей мировой экономической смысли XVI-XVIII вв. известного под названием меркантилизма.

Выводы

Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий.
Для раннего меркантилизма характерно следующее:
. всестороннее ограничение импорта товаров;
. вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;
. установление высоких цен на экспортируемые товары;
. система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).
Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.
Характерные черты позднего меркантилизма :
. снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;
. доминирует идея "торгового баланса";
. протекционизм экономической политики государства;
. определяющей функцией денег признается функция средства обращения;
. система монометаллизма.
Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры.
Ограниченность меркантилизма в том, что в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли.
Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром, поздние же под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги. В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, поздние меркантилисты по существу трактовали деньги как капитал.
Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита, метал-листическая теория денег: они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.