Открытые операции на рынке проводимые центральным банком. Операции на открытом рынке — это оперативный и действенный метод воздействия на денежную массу

Рассмотрим функции и статус Центрального Банка России.

Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулирует-

ся Федеральным законом «О Центральном банке Российской Фе-

церации (Банке России)» и законами, принимаемыми Государст-

венной Думой, о деятельности ЦБР.

ЦБР возглавляет кредитную систему страны, имеет моно-

польное право на эмиссию денег, в интересах экономики России

проводит кредитно-денежную политику.

Основными целями деятельности ЦБР являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностран-

ной валюте и Евро;

Развитие и укрепление банковской системы Российской

Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функциони-

рования системы расчетов.

Получение прибыли не является деятельностью Банка России.

Банк выполняет следующие функции :

Совместно с Правительством РФ разрабатывает и осуществ-

ляет единую государственную денежно-кредитную политику по

защите и устойчивости Российской валюты (рубля);

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга-

низует их обращение;

Разрабатывает и устанавливает правила осуществления рас-

четов в РФ;

Устанавливает правила банковских операций, бухгалтерско-

го учета и отчетности банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, надзор за дея-

тельностью кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии

кредитных и аудиторских организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи-

зациями на основе федеральных законов;

Осуществляет валютное регулирование и валютный кон-

троль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

Участвует в разработке прогноза и составлении платежного

Составляет платежный баланс.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля

Денежного предложения. Операции заключаются в продаже или покупке ЦБ

у коммерческих банков государственных ценных бумаг (облига-

ций, казначейских векселей). В данной операции участвуют:

Государство (через ЦБ);

Коммерческие банки;

Население.

Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда вы-

ступает государство, а коммерческие банки и население выступа-

ют участниками торгов в целях получения экономической выгоды.

Операции на открытом рынке способствуют уменьшению

или увеличению предложения денежной массы, что влечет сти-

мулирование или сдерживание роста экономики.

Проблема торгов ценными бумагами ЦБ от имени государст-

ва заключается в преломлении желаний покупателей. В условиях



возникновения инфляции ценные бумаги можно продать, если

они способствуют получению большего дохода покупателями по

сравнению с доходом от ценных бумаг, уже находящихся в об-

ращении. Это заставляет государство выпускать ценные бумаги,

гарантирующие более высокую доходность.

Разберем механизм, позволяющий государству реализовать

новые ценные бумаги коммерческим банкам и населению.

Государство гарантирует обязательную выплату процента и

скупку облигаций по истечении срока, что привлекает покупа-

телей. Срабатывает закон предложения. Выпуск новой волны об-

лигаций приводит к увеличению их предложения по известному

нам закону: цены на облигации начинают падать, а доходность

растет, так как государство гарантирует выплату процента, исхо-

дя из номинальной (а не реальной) цены облигации.

Так, если облигация с номинальной стоимостью 100 руб. с 10 %

годовых на рынке стоит 70 руб., процент, получаемый ее вла-

дельцем, будет равен 10 руб., а доход мы определим по формуле:

Доход = Дивиденд / Цена покупки 100 %

В нашем примере дивиденд равен 10 руб., а покупка - 70 руб.,

Доход-10- 100/70=14,3%

Продав свои облигации, государство изъяло из обращения п

сумму денег, что сократило совокупную денежную массу. Сокраще-

ние совокупной денежной массы стало сдерживающим фактором

развития инфляции.

Выше сказано, что в роли покупателей гособлигации выступа-

ют коммерческие банки, которые, купив облигации, сократили свои

возможности в кредитовании промышленных предприятий, что вы-

зывает сокращение деловой активности. Государство сделало, будем

приблизило к соответствию количество товара и количество денег.

Рассмотрим противоположную ситуацию, когда в стране на-

блюдается спад производства, и коммерческим банкам явно не

хватает денег для кредитования промышленности. В этой ситуа-

ции государство через ЦБ начинает скупать ценные бумаги. В

условиях данной экономической конъюнктуры спрос на ценные

бумаги возрастает, цена растет, а доходность падает. Держатели

облигаций стремятся быстрее их продать государству. Финансо-

вые возможности банков возрастают, возрастает и совокупная

денежная масса, находящаяся в обращении; увеличивается воз-

можность кредитования и...

55. Распределение доходов в условиях рынка. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

Социальная политика государства во всех развитых странах

сегодня занимает первое место.

Главная ее задача - разработка и внедрение комплекса мер,

направленных на обеспечение условий для удовлетворения по-

требностей населения, повышение благосостояния и создания

системы социальных гарантий.

Цель данной политики заключается в поддержании отноше-

ний справедливости; обеспечении условий повышения жизненно-

го уровня населения; нейтрализации негативных последствий

функционирования рыночной экономики; создании реально дей-

сгвующей системы защиты населения.

Основой социальной политики является система формирова-

ния доходов населения.

Распределение дохода в условиях рыночных экономических

отношений строится на том, что каждый собственник факторов

производства (а это земля - как источник всех сырьевых ресур-

сов, капитал, труд) получает свой доход в зависимости от спроса

и предложения на этот фактор и от предельной производительно-

сти каждого фактора.

Собственники рабочей силы, участвующие в процессе соз-

дания товара или услуги, получают свой доход в зависимости

от их производственной деятельности, уровня образования,

классификации, условия труда. Труд в данном случае является

основой получения дохода. Собственники средств производст-

ва и денежного капитала получают свою долю от общего дохо-

да страны в зависимости от размеров капитала и условий его

применения.

Поэтому в основе распределения в рыночной экономике ле-

жит распределение по количеству, качеству, величине и условиям

реализации собственности.

Исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что

распределение доходов происходит на двух уровнях:

1) функциональное распределение дохода, т. е. плата за труд,

рента, дивиденд, процент, торговая прибыль, предприниматель-

ский доход;

2) личное распределение дохода, т. е. весь денежный доход

общества делится между отдельными домохозяйствами, исходя

из вклада каждого в создание этого дохода. Отсюда распределе-

ние дохода между отдельными группами населения происходит

неравномерно.

Конечной целью функционирования рыночной экономики

является достижение определенного уровня жизни, который соз-

дает нормальные условия для достойной жизни человека

В. Леонтьев писал, что если бы все члены общества имели рав-

ные возможности выбора и принятия решений, если бы все были

одновременно наемными работниками и нанимателями, сберега-

телями и инвесторами, фермерами и горожанами, проблема рас-

пределения могла бы не возникать.

Большое внимание в социальной политике уделяется соци-

альному партнерству, когда правительство, предприниматели и

профсоюзы, выражающие интересы людей наемного труда, со-

гласовывают вопросы оплаты и условий труда, социальные

трансферты. Это дает возможность решать основные социальные

вопросы с учетом интересов каждой из договаривающихся сто-

рон, не нарушая макроэкономическое воспроизводство с учетом

его циклического характера.

В период спадов и кризисов в экономике государственные ор-

ганы усиливают социальную помощь безработным, выплачивая их

семьям денежные пособия и выдавая натуральное продовольствие.

В период стабилизации экономики решаются вопросы повы-

шения заработной платы с учетом всех условий труда и динами-

ки существующей инфляции.

Государство крайне заинтересовано в увеличении массы ка-

питалов, расходуемых фирмами, так как это влияет на количество

нанятых рабочих, которое приводит к увеличению общей массы

заработной платы, а следовательно, к увеличению совокупного

спроса. Это еще одна проблема, которая решается на уровне

тройственного совещания, - государство, профсоюзы, предпри-

ниматели.

Для определения неравенства в доходах между различными

группами населения используется кривая Лоренца («лук Лорен-

ца»). Макс Лоренц - американский статистик и экономист

На рис. 5.5.1 по горизонтали отложены группы населения в

процентах, по вертикали - проценты дохода, получаемые этими

группами. При этом условии 20 % населения получали бы 20 %

доходов, 40 % населения - 40 % дохода и т. д.

Рис. 5.5.1. Кривая Лоренца

При равном распре- Доход, %

делении зависимость вы-

глядела бы в виде бис-

сектрисы. При абсолют-

ном неравенстве в рас-

пределении доходов все

100 % доходов получил

бы один человек (ОЕ).

Но в реальной жизни нет

ни абсолютного равенст-

ва, ни абсолютного нера-

венства; настоящая кар-

тина распределения доходов в обществе отражена на кривой ли-

нии, прогнутой вниз. Точки О, А, В, С, О, Е показывают величину

отклонения этой кривой от биссектрисы, т.е. степень неравенства

в распределении доходов.

Если кривая будет выравниваться и приближаться к биссек-

трисе, то общество приближается к равенству в доходах и, как

следствие, произойдет сокращение стимулов к труду и предпри-

нимательству. Если кривая уходит от биссектрисы очень далеко,

то социальная справедливость нарушена, начинает возрастать

социальная напряженность.

Мировая практика показывает, что предельно-критическое

соотношение дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бед-

ных групп населения не должно превышать отношения 10: 1; в

России это отношение в 1995 г. составило 15: 1, т. е. на 5

пунктов выше мирового стандарта. На долю 10 % бедных при-

ходилось 2,0 % дохода, на долю 10 % богатых - 30 % сово-

купного дохода1.

Кривая Лоренца, как правило, показывает только номиналь-

ные денежные доходы, без учета натуральных доходов и транс-

фертов. А так как практически во всех странах мира (Россия сю-

да не входит) функционирует прогрессивная система налогооб-

ложения, то с ростом доходов возрастают и налоги, что приводит

к некоторой сглаженности в распределении (больше доход -

выше ставка налогообложения).

Степень неравенства в доходах характеризует формула, раз-

работанная итальянским статистиком Коррадо Джини (1884-

1965). Этот показатель в науке получил название коэффициента

Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры

ОЕДСВАО, (она заштрихована, рис. 5.5.1) к площади треуголь-

ника ОЕМ.

G = фигура ОЕДСВАО/треугольник ОЕМ.

Чем больше неравенство в распределении доходов, тем зна-

чение этого коэффициента (G) ближе к единице. Это значит, что богатые стали еще бога-

че, а бедные беднее.

В западных странах с развитой рыночной экономикой коэф-

фициент Джини составил около 0,15-0,17.

56. Значение либерализации цен и разгосударствления для последующей приватизации.

Либерализация цен в России. Основная часть либерализации

"экономики пришлась на 1991-1993 г. В основе либерализации

предполагалось введение свободных цен в большинстве секторов

экономики. За государством остались цены на те товары, которые

сам рынок сработать не может, это в основном социально необ-

ходимые товары.

Либерализация цен выделяла в особую группу товары и услуги,

которые регулировались только государством, это было необходим^

как форма контроля. Либерализация цен в России началась с их рез^

кого роста. Это объясняется особой методикой ценообразования в

СССР, где цены на одни товары были дотационными, а на другие,

наоборот, значительно выше спроса, т. е. все цены, как сказал быв-»

ший Председатель Верховного Совета СССР Ю. Андропов в своем;"

выступлении перед рабочими ЗИЛа, наперекосяк.

Рост цен привел к развитию инфляции, к большому спросу нз

деньги; образованию бюджетного дефицита. Экономика чрезвьй

чайно болезненно переживали эти события, однако через опреде-

ленное время платежеспособный спрос начинает выступать как

регулятор производства, т. е. определяются спрос и предложение

на отдельные товары и услуги на микроуровне, а также совокуп-

ный спрос и предложение на макроуровне. Иными словами, в ра-

боту включались механизмы рынка.

В экономике есть очень важное понятие разгосударствление,

т. е. ликвидация тоталитарного господства, когда государство

устраняется (или от него отказываются) от фактической монопо-

лии, и соглашается с существованием других форм собственно-

сти на основе плюрализма. Предприятия освобождаются от госу-

дарственного диктата и переходят на условия коммерциализации:

отказываются от субсидий, льгот, выгодных цен, твердых заказов

и переходят на равные с другими фирмами условия хозяйствования.

57. Приватизация, ее этапы и значение для реформирования экономики России.

Приватизация -это передача части государственных пред-

приятий в частную собственность.

Объектами приватизации стали: предприятия материальной

и социальной сферы, земля, жильё, незавершенное строительство.

Субъектами приватизации выступали Российские физиче-

ские и юридические лица, трудовые коллективы, иностранные

физические и юридические лица.

Цели приватизации - создание рыночного механизма регу-

лирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов,

пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности произ-

водства и его объемов, повышение стимулов к труду.

Приватизация собственности шла по формам - частное

предприятие, народное предприятие, малое предприятие, совме-

стное предприятие, аренда с правом выкупа, закрытые и откры-

тые акционерные предприятия.

Средства , которые привлекались на приватизацию, были:

ваучеры, сертификаты, купоны, денежные сбережения населения,

приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий,

вклады иностранных инвесторов.

Способы приватизации были различными:

бесплатная передача, конкурентный отбор, аукционная продажа и др.

Финансовая оценка приватизируемой собственности осуще-

ствлялась на основе балансовой стоимости, рыночной стоимости,

остаточной стоимости и условной оценочной стоимости. Однако

из-за высокого уровня инфляции, которая была в эти годы, оцен-

ка предприятий оказалась заниженной, что позволило выкупить

предприятия по очень низким ценам. Средства, полученные от

приватизации, правительство планировало направить на погаше-

ние долга, финансирование основных социальных и экономиче-

ских программ, создание новых рабочих мест и сохранение суще-

ствующих, поддержку предпринимательства и малого бизнеса,

погашение государственного долга, социальное обеспечение.

1-й этап приватизации стал разворачиваться в РФ с июля

1991 г. Однако ряд политических и экономических деятелей

(Е. Гайдар, А. Чубайс, С. Кордонский, А. Радыгин, Р. Нуреев и т. д.) показывают, что приватизация фактически началась в 1987 г., т. е. еще до на-

чала экономических реформ и распада СССР.

В это время начинается процесс разгосударствления, пред-

приятия получают от государства все свое имущество в собст-

венность, и получают права на полное хозяйственное ведение.

Реально хозяевами становятся директора, которые вносили свои

паи во вновь создаваемые предприятия из средств госпредприя-

тий. При этом чем выше был ранг директора или номенклатурно-

го работника, тем большими полномочиями он обладал в процес-

се растаскивания собственности.

С внесением изменения в Конституцию СССР о частной соб-

ственности на средства производства с 1988-1989 гг. начинается

массовое создание кооперативов на базе государственных пред-

приятий, т. е. начинается активный процесс присвоения общена-

родной собственности.

Cамые выгодные предприятия, многие из них с малым износом

оборудования, стали приватизированными еще до широкой волны

приватизации. Итогом этого периода стало создание капитализма,

который Р. Нуреев и А. Рунов называют номенклатурно-государственным.

На этом этапе приватизация осуществлялась преимущест-

венно на безвозмездной основе, посредством ваучеров. Ваучер -

приватизационный чек, документ, дающий право на участие в

безвозмездной приватизации, через обмен этого документа на

акции приватизируемого предприятия. Всего было выдано 144 млн.

ваучеров номиналом в 10 тыс. рублей за каждый.

На первом этапе, приватизации в России сформировались чисто

рыночные структуры, такие, как акционерный сектор; рынки ценных

бумаг; инвестиционные фонды и другие финансовые структуры.

За этот период приватизации 70 % малых предприятий обще-

ственного питания и службы быта перешли в частные руки. Ма-

лые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкур-

су. Но на практике основную массу этих предприятий выкупили

их же коллективы.

Первый этап приватизации привел к появлению в России капитала,

который стал решать все проблемы. Самый крупный недостаток

первого этапа приватизации в том, что огромное количество граж-

дан не смогли правильно распорядиться своим ваучером. Причина

банальна - народ просто многое недопонимал. Средства массовой

информации много говорили о грядущем богатстве, которое даст

ваучер; создалось большое количество фондов и компаний, готовых

обменять ваучер на акции, люди несли их, сдавали, но фонды и

компании быстро куда-то пропадали вместе с ваучерами и так и не-

выданными акциями. Шла нечестная игра, где проигрывали рядо-

вые граждане. Некоторые инвестиционные предприятия устояли, но

дивиденды от их деятельности стали поступать настолько мизерные,

что о них лучше не говорить. Правда, в это смутное время высвечи-

валась только одна сфера более или менее надежного применения

ваучера - это покупка акции своего предприятия по закрытой под-

писке. На рынке происходило моральное обесценивание ваучера,

одновременно наблюдалось снижение его номинальной цены, что

послужило удобным моментом для спекулятивной игры. Появились

люди, которые активно скупали ваучеры и на них покупали кон-

трольные пакеты предприятий, и таким образом устанавливали ре-

так как для модернизации и обновления предприятий у них денег не

было. Денег не хватало даже на оборотные фонды. Предприятия

останавливались. Этот этап приватизации не решил и главную со-

циальную задачу, не был создан мощный средний класс, который во

всех странах развитых рыночных отношений является основой эко-

номической стабильности.

Его отличие от первого в том, что предприятия можно было ку-

пить за деньги. Основной задачей этого этапа явилось пополне-

ние бюджетов всех уровней. Государство на этом этапе сократи-

ло предложение по продаже имущества, что закономерно вызвало

повышение цен на него. Данный этап распределил собственность

и сформировал новую социальную структуру общества. Появился

массовый слой средних собственников, к которым относятся ак-

ционеры; представители малого и среднего бизнеса; менеджеры и

высококвалифицированные специалисты. Основной критерий

среднего класса в России - величина собственности. Сегодня

основным резервом и постоянно пополняющим звеном среднего

класса является малый бизнес, который постоянно увеличивается

в масштабах. Одновременно со средним классом второй этап

приватизации сформировал определенную группу собственников,

сосредоточивших в своих руках колоссальные богатства, - поя-

вились олигархи.

Смысл современного этапа приватизации - продажа круп-

ных предприятий новорожденным олигархам. Однако отличи-

тельная черта этого периода заключается в надвигающейся воз-

можности перераспределения прав собственности. Прежде всего,

исходя из общей экономической ситуации в стране, когда зона

экономической ответственности местной власти велика, а круп-

ного бизнеса ограничена. Неплатежи и банкротство заставляют

уже самих олигархов передавать под залог контрольные пакеты

акций государству. Приватизация, проведенная в России, с од-

ной стороны, создала условия для формирования рыночных от-

ношений, с другой - государственное имущество, созданное

трудом всех тружеников России, оказалось в руках немногих, а

основная масса осталась вне собственности.

Частная деприватизация заключается в усилении контроля со

сторбны государства над ранее приватизированными предприятиями.

Национализация - переход под контроль государства пред-

приятий, ранее принадлежавших частным собственникам. На-

ционализации подвергаются предприятия, которые малорента-

бельны, отсюда они практически или почти непривлекательны

для частного бизнеса. Нет ни одной отрасли в народном хозяйст-

ве, которая бы не была важным звеном в развитии экономики.

Это и заставляет государство отчуждать эти предприятия или от-

расли в свою пользу для последующей организации на них про-

изводства и реализации продукции. Происходит концентрация

государственного капитала (свыше 50 %) в большом количестве

функционирующих предприятий (свыше 70 %).

Необходимо обеспечить экономику финансами и создать механизм экономи-

ческого регулирования, основой которого является перераспре-

деление средств на всех уровнях. Помимо централизованных

фондов, целевые денежные фонды создаются на отдельных пред-

приятиях - это амортизационные, инвестиционные и другие об-

разующие финансы предприятий. Идет активная перестройка

всей финансовой системы, меняется финансовая инфраструктура,

реорганизовалась и укрепляется банковская система.

Инструментом гибкого и оперативного воздействия на объем лик­видных ресурсов коммерческих банков являются операции на откры­том рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью изменения денеж­ной массы. Посредством регулирования спроса и предложения на цен­ные бумаги правительства достигается эффект колебания объема де­нежной массы в обращении, вызванный характером ответных действий коммерческих банков. Так, продажа коммерческим банком государ­ственных цепных бумаг сужает свободные ресурсы КБ для целей кре­дитования, а покупка, напротив, высвобождает ресурсы и увеличивает возможности кредитования.

Проведение на открытом рынке операций, известных под названи­ем политики открытого рынка (open-market policy), стало применяться с 20-х гг. XX столетия в США. Немецкий банк проводил их с 1933 г., Великобритания - также в 30-е гг. Политика открытого рынка быстро завоевала популярность ввиду высокой эффективности и гибкости, потеснив другие методы кредитно-денежного регулирования.

Сокращение кредитных возможностей коммерческих банков целе­сообразно в период высокой конъюнктуры, повышение - в период кри­зиса. В кризисной ситуации центральный банк создает для коммерчес­ких банков возможность рефинансирования. Он ставит их в условия, когда продажа ценных бумаг центральному банку становится выгод­ной. Происходит одновременное изменение ссудного процента и лик­видности коммерческих банков. Вмесге с тем покупка ценных бумаг у ЦБ целесообразна при невысоком спросе на кредиты коммерческих банков со стороны фирм и домашних хозяйств. При этом условия цен­трального банка по покупке ценных бумаг должны быть более выгод­ными, чем условия предоставления кредитов населению и предприяти­ям нефинансового сектора.

Успеху политики открытого рынка способствует развитость инсти­тутов финансового рынка, имеющая место на Западе. Здесь централь­ные банки действуют наряду с другими кредитными институтами, среди которых сберегательные и инвестиционные компании, а также пред­приятия. Прочный запас ликвидности коммерческих банков иодт- вер-ждает его финансовую активность и может быть обеспечен как высо-


Глава 8. Кредитно-денежное регулирование

кими прибылями, так и большим портфелем ценных бумаг высокой доходности.

Проведение операций на открытом рынке может иметь некоторые различия. Традиционно Банк Германии устанавливает процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. При этом объем продаж не является объектом регулирования. Напротив, в США и Ан­глии ЦБ определяют объемы купли-продажи, в соответствии с кото­рыми коммерческие банки будут приобретать у них ценные бумаги. Величина процентной ставки здесь определяется косвенно и зависит от срока, на который осуществляется размещение ценных бумаг прави­тельства.

Операция покупки бумаг на условиях обратной сделки нашла при­менение и в проведении политики открытого рынка. В этом случае Центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческих бан­ков на срок, по окончании которого коммерческие байки осуществля­ют обратный выкуп проданных ценных бумаг с дисконтом, т.е. со скид­кой относительно цепы первоначальной сделки. Проводятся сделки РЕГЮ, которые нашли применение и во взаимоотношениях коммер­ческих банков с клиентами. Здесь однодневные или срочные соглаше­ния РЕПО предполагают продажу банкам высоколиквидных ценных бумаг (в США - Казначейства или федерального агентства) на услови­ях их выкупа на другой день (overnight) или на более длительный срок (от недели до месяца) по более высокой цене. Надбавка к цепе первич­ной сделки составляет доход коммерческого банка, прокредитовавше-го клиента под залог переданных ценных бумаг.

Проведение эффективной политики открытого рынка в Российской Федерации требует расширения емкости финансового рынка и адек­ватного функционирования его механизмов.

На Западе в разное время основными инструментами проведения политики открытого рынка являлись:

Казначейские векселя;

Долговые обязательства правительства и местных органов власти;

Беспроцентные казначейские свидетельства;

Долговые обязательства, допущенные к биржевой торговле;

Особые векселя.

По утверждению специалистов, перед Банком России после августа 1998 г. встала задача разработки механизма восстановления финаисо-


Часть III. Банковское посредничество: институты и организация

вого рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткос­рочные бескупонные облигации России - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения - до 3 месяцев, максималь­ный объем эмиссии - 10 млрд руб. Центральный банк предоставил воз­можность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка РФ. Рынок государственных ценных бумаг должен приобрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его дина­мики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обра­щаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:

Бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;

Новые инструменты государственного долга.

11родолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в зна­чительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финан­сов.

Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагав гея активизировать сектор корпоративных долговых обя­зательств - облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и т.д., что позво­лит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпора­тивных.

См." Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова М.: ИНФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 92..


Похожая информация.


Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса. Если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у него есть две возможности реализовать свою цель:

  1. либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг;
  2. либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.

Если целью центрального банка является увеличение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне спроса. В этом случае у центрального банка есть две возможности достижения своей цели:

  1. либо фиксировать курс, при достижении которого центральный банк скупает любой предлагаемый объем;
  2. либо приобретать определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложений.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит денежные средства на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного оборота, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Объекты политики открытого рынка

К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на открытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно обращающиеся на вторичном рынке, риск по которым крайне незначителен. Такими ценными бумагами являются различные обязательства, эмитируемые денежными властями:

  • долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Национальный банк Дании, Банк Испании, Европейский центральный банк);
  • финансовые векселя (Банк Англии, шведский Риксбанк, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);
  • облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).

Выбор ценных бумаг зависит от степени развитости финансового рынка и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только с государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.

Открытость экономики и ее зависимость от динамики обменного курса национальной валюты увеличивает операции и с иностранными долговыми обязательствами (Норвегия, Австрия, Дания).

Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

Особенности политики открытого рынка центральных банков зарубежных стран

Центральные банки развитых стран уделяют все большее внимание развитию данного инструмента денежно-кредитной политики, так как операции на открытом рынке в настоящее время - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков при развитом финансовом рынке.

На начальном этапе развития операций на открытом рынке в США Федеральная резервная система приобретала ценные бумаги федерального правительства главным образом для того, чтобы получить достаточное количество приносящих прибыль активов, если доход от предоставленных федеральными резервными банками кредитов и ссуд оказывался по каким-либо причинам недостаточным. Большинство федеральных резервных банков сочли, что наиболее удобным местом проведения таких сделок является Нью-Йорк, и именно здесь в 1920-е годы неформальный комитет, составленный из представителей всех двенадцати федеральных резервных банков, начал координировать свои действия по ценным бумагам федерального правительства. Практически сразу же после начала своей деятельности этот орган начал влиять на состояние экономической системы, компенсируя посредством соответствующей купли-продажи ценных бумаг обращение золота в экономике и создавая дополнительные резервы для системы коммерческих банков. Законодательно деятельность Федерального Комитета открытого рынка (ФКОР) была оформлена и легализована лишь после принятия Закона о банках 1935 г. Федеральный комитет открытого рынка руководит текущими операциями на открытом рынке ценных бумаг. На своих собраниях члены ФКОР рассматривают сложившиеся экономические условия и определяют наиболее подходящую, по их мнению, денежно-кредитную политику и направления ее развития. После этого ФКОР готовит директивное распоряжение для Управляющего текущими операциями, который одновременно является и вице-президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Это распоряжение не конкретизирует его дальнейшие действия. Управляющий текущими операциями на открытом рынке сам принимает решение, где, как и сколько приобретать либо продавать ценных бумаг федерального правительства, необходимых для достижения поставленных в директивном распоряжении целей.

Помимо директивных мер, ФРС предпринимает на открытом рынке ценных бумаг "защитные" операции, направленные не на изменения денежно-кредитных отношений, а для компенсации нежелательных изменений в структуре банковских резервов. Например, до 1971 г. потребовалось провести ряд защитных операций на открытом рынке, чтобы компенсировать наблюдавшийся с 1957 г. отток золота из США. Если бы закупки ценных бумаг на открытом рынке не смогли бы компенсировать эти негативные явления, отток золота сократил бы денежную базу и ужесточил бы денежно-кредитные отношения.

Защитные операции проводятся, например, и при изменениях в депозитах Государственного казначейства в ФРС, которые в определенных случаях могут повлечь неприятные последствия для денежной базы, если их вовремя не нейтрализовать соответствующими операциями на открытом рынке.

В период с 1953 по 1958 г. ФКОР ограничивал свои операции на открытом рынке только векселями Государственного казначейства и другими краткосрочными ценными бумагами, имеющими срок погашения не более года. Сторонники такой финансовой политики, получившей название "вексельной", указывали, что покупатели и продавцы, располагавшие информацией о конкретном типе ценных бумаг федерального правительства, на который направляются грядущие операции ФРС на открытом рынке, получали некоторое преимущество. Знание сроков погашения этих ценных бумаг существенно упрощает задачу предсказания последствий будущих операций на открытом рынке для дилеров и инвесторов. И по сей день основной объем операций на открытом рынке приходится на краткосрочные ценные бумаги, хотя ряд экспертов считает такое положение вещей не всегда разумным и видит в нем некие искусственные ограничения. В начале 1960-х годов Государственное казначейство США совместно с ФРС попытались одновременно понизить нормы процента по долгосрочным ценным бумагам и облигациям путем их закупки и поднять процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам, продавая их на открытом рынке. Такая финансовая политика получила название "твист операции" (operation twist). Такие мероприятия ФРС были призваны стимулировать внутреннюю экономическую систему снижением долгосрочных процентных ставок и одновременно привлечь иностранных инвесторов к вложению денежных средств в экономику США, повышая нормы процента на краткосрочные ценные бумаги. Однако в реальной экономической жизни такая финансовая политика мало способствовала повышению норм процента по краткосрочным ценным бумагам. Хотя в этой ситуации доходы по долгосрочным ценным бумагам и облигациям федерального правительства США упали, процентные ставки по закладным и облигациям корпораций не претерпели каких-либо существенных изменений. Финансовая политика "твист операций" не смогла оказать существенного влияния на экономическую систему, так как кроме целенаправленных покупок и продаж ценных бумаг на открытом рынке, нормы процента также зависят от целого ряда финансово-экономических факторов. Кроме того, следует учесть, что после того как денежные средства "впрыснуты" в банковскую систему, федеральные резервные банки не могут контролировать их дальнейшее использование, а когда эти средства изымаются из банковской системы, они не могут контролировать ситуацию на финансовых рынках.

В странах Европейского союза к обычным операциям на открытом рынке как источнику денежных средств чаще других обращаются центральные банки Италии, Франции и Бельгии, где велик рынок долгосрочного капитала.

Размещением правительственных бумаг на первичном рынке занимаются Бундесбанк, Банк Нидерландов, Банк Англии (среди неевропейских стран - Банк Японии).

Европейский центральный банк операции на открытом рынке рассматривает как наиболее эффективный инструмент денежно-кредитной политики, ориентируясь на Немецкий федеральный банк, для которого с середины 1980-х годов они имеют преобладающее значение.

Для проведения операций на открытом рынке ЕЦБ использует следующие инструменты: оборотные операции, прямые сделки, выпуск долгосрочных сертификатов, валютные сделки типа "своп" и привлечение срочных депозитов. Их условия определяются через три предусмотренные для этих целей процедуры - стандартные тендеры, ускоренные тендеры и двусторонние процедуры - основные операции которых проводятся в рамках денежной политики. Это короткие соглашения о выкупе обязательств с недельной периодичностью и двухнедельным сроком погашения по фиксированной процентной ставке. С помощью этих операций ЕЦБ предоставляет кредитным организациям 70-80% общего объема рефинансирования. Минимальная сумма заявки кредитной организации - участника аукциона составляет 1 млн евро, максимальный объем заявок и их количество не ограничиваются. Единственным требованием, предъявляемым ЕЦБ к кредитным организациям, является наличие достаточного обеспечения, блокированного в уполномоченном депозитарии.

Операции на первичном рынке с государственными ценными бумагами в Великобритании осуществляются в жестких пределах, так как это напрямую связано с эмиссионным механизмом. При этом Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях с облигациями государственного займа, а в краткосрочном аспекте - на операциях с казначейскими векселями. Казначейские векселя - это краткосрочные (обычно сроком 3 или 6 месяцев) ценные бумаги IOU (I owe you), выпускаемые Банком Англии регулярно каждую неделю. Их главная цель - не финансирование расходов правительства, а изъятие наличности из системы для того, чтобы способствовать проведению монетарной политики. Количество выпускаемых векселей зависит от потоков средств в будущем.

Политика открытого рынка осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг.

Действие инструмента открытого ранка в Германии заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других ценных бумаг по заранее обусловленному курсу. В настоящее время объектом регулирования денежного спроса по операциям на открытом рынке являются облигации федерального правительства, федеральных железной дороги и почты, ценные бумаги с обратным выкупом и некоторые другие ценные бумаги. Процентные ставки по ним устанавливаются дифференцированно, в зависимости от срочности ценных бумаг.

Особенности операций на открытом рынке в России

Под операциями на открытом рынке в Российской Федерации имеется в виду купля-продажа Банком России ценных бумаг, прежде всего государственных облигаций и других обязательств. К государственным ценным бумагам по российскому законодательству относятся ценные бумаги двух уровней:

  1. ценные бумаги федерального бюджета;
  2. ценные бумаги субъектов Федерации.

Выбор Банком России активов для операций открытого рынка определяется положениями Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, в соответствии с этим Законом круг ценных бумаг в операциях на открытом рынке ограничен только государственными ценными бумагами. В отношении использования всех остальных ценных бумаг решение должно приниматься Советом директоров и/или Национальным банковским советом.

Центральный банк Российской Федерации выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. История возникновения этого инструмента денежно-кредитной политики Банка России относится к 1992 г. В начале 1992 г. Центральный банк Российской Федерации совместно с Минфином России начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами. На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться ГКО и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги. Центральный банк и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка, а Банк России стал активно регулировать ликвидность банковской системы через операции с ГКО. Кризис 1998 г. существенно изменил практику использования этого инструмента Банком России. Были поставлены задачи:

  • сократить объем государственных заимствований и обеспечить увеличение их срочности;
  • снизить доходность государственных ценных бумаг.

В 1999 г. Банк России продолжал рассматривать операции на открытом рынке в качестве важного инструмента денежно-кредитной политики. Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт применения данного инструмента, предполагалось использовать для таких операций как правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России.

Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 1999 г. препятствовали следующие факторы:

  • была продлена до II квартала 1999 г. процедура новации по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка;
  • сложившийся уровень доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне;
  • в связи с юридической незавершенностью процедуры выпуска Банком России собственных ценных бумаг их эмиссия была приостановлена до ноября 1999 г.

Все это не позволило Банку России в полной мере реализовать имеющийся у него потенциал в области операций на открытом рынке с ценными бумагами.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигациями. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит. Вместе с тем небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использовать их как базовый инструмент для операций. В последние годы фондовый рынок активно развивается, растут активность и объемы не только на рынке федеральных облигаций, но и на смежных рынках, в том числе на рынке ценных бумаг субъектов Федерации России и на корпоративном рынке. Все чаще стал обсуждаться вопрос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

Следует отметить, что принятие решения Банком России о допуске того или иного актива или обязательства, того или иного эмитента для использования в банковских операциях не должно быть связано с конкретным эмитентом или с конкретным активом. В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от некоторых субъектов Российской Федерации. Эти эмитенты обращаются в Центральный банк Российской Федерации с просьбой включить их активы в перечень ценных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.

Включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале, действительно, дает положительный результат. Ценные бумаги эмитента попадают в Ломбардный список Центрального банка Российской Федерации - список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО. Это может вызвать повышение привлекательности таких ценных бумаг, рост активности торгов с ними. Однако Центральный банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить эти ценные бумаги в Ломбардном списке вечно. При малейшем неблагоприятном изменении обстоятельств финансового положения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабильность рынка ценных бумаг. Во избежание такого ненужного раскачивания рынка он принял решение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои операции. Кроме того, у него нет возможности отслеживать финансовое положение каждого эмитента, чтобы определить, насколько его облигации целесообразно оставлять в ломбардном списке.

Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг ММВБ. Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг Банк России использует "операции РЕПО". Сущность таких операций заключается в том, что Банк России может предоставлять денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т. е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет 2 дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

В рыночной экономике наиболее эффективным инструментом управления банковской ликвидностью являются операции центрального банка на открытом рынке. Понятие «открытый рынок» означает, что центральный банк, проводя денежно-кредитное регулирование, превращается в одного из участников рынка ценных бумаг, кредитных ресурсов или валютного рынка, играя там активную роль.

Операции на открытом рынке (ООР), осуществляемые центральным банком на денежном рынке по собственной инициативе, являются основными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики. Их основной отличительной чертой является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции).

Операции на открытом рынке являются весьма гибким инструментом денежно-кредитной политики, так как они используются на добровольной, а не на принудительной основе, и могут проводиться с любой регулярностью и любым видом активов. Эти операции сначала изменяют банковские резервы и затем, через эффект мультипликатора, воздействуют на предложение кредита и экономическую деятельность в целом. По этой причине в практике денежно-кредитного регулирования операции на открытом рынке считаются эффективным средством управления денежным предложением и ликвидностью банковского сектора. Кроме того, они являются действенным средством поощрения конкуренции в финансовой системе.

По цели операции ООР делятся следующим образом:

Корректирующие (защитные) операции, призванные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;

Структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких как обменный курс национальной денежной единицы и пр.)

ООР могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе, аукционах) или в любое время и в любом объёме по усмотрению центрального банка. Различают следующие виды ООР:

Регулярные плановые операции, при которых центральный банк заранее объявляет об их проведении (аукцион по продаже кредитов, депозитов и пр.) для банков или для широкого круга участников;

Нерегулярные операции, используемые центральным банком по мере возникающей необходимости, например, в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономического равновесия (поэтому не могут планироваться заранее). Они делятся на нерегулярные плановые (дата заранее неизвестна) и двусторонние операции, о которых не сообщается прочим банкам ни до, ни после их проведения.

С точки зрения тактики управления банковскими резервами операции на открытом рынке могут проводиться одним из двух способов: - активный (фиксация объема резервов и свободное определение цены ресурсов (т.е. процентной ставки)) и пассивный: (фиксация процентной ставки при варьировании объема резервов). Страны с хорошо развитыми денежными рынками обычно используют пассивный подход, хотя в прошлом существовали и исключения. Пассивный подход в настоящее время становится также нормой для возникающих рынков, которые достигли некоторого уровня развития.

ООР могут проводиться различными методами:

1. операции с ценными бумагами;

2. кредитование центральным банком коммерческих банков;

3. операции с иностранной валютой.

Рассмотрим эти варианты более подробно.

1. Операции центрального банка с ценными бумагами – широко используемый, действенный, гибкий и оперативный рыночный инструмент денежно-кредитного регулирования. В отличие от других регулирующих методов и инструментов операции с ценными бумагами являются для центрального банка наиболее предсказуемыми, так как время их проведения и объем вызывают ожидаемую реакцию рынка. В связи с этим они обеспечивают эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а, следовательно, на экономику в целом.

Операции открытого рынка с ценными бумагами представляют собой операции по покупке или продаже центральным банком твёрдопроцентных ценных бумаг с целью увеличения или сокращения объемов резервов, находящихся в распоряжении банков. Эти операции осуществляются центральным банком по собственной инициативе и за свой счёт.

Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги, в результате чего деньги поступают в экономику. Иными словами, в случае покупки центральным банком ценных бумаг объем собственных резервов банков и банковской системы в целом увеличивается. Если целью центрального банка является уменьшение резервов банков, то он выступает на рынке на стороне предложения ценных бумаг (связывание избыточной ликвидности), то есть, в этом случае, наоборот, резервы коммерческих банков уменьшаются, что увеличивает стоимость кредита и, следовательно, снижает возможности прироста денежной массы.

Необходимо выделить два важных момента, делающих возможным достижение центральным банком поставленных целей:

Во-первых, операции центрального банка (в отличие от коммерческих банков) не связаны с приоритетом доходности, поэтому они проводятся по максимально привлекательным ставкам, которые не могут предложить коммерческие банки.

Во-вторых, эти операции проводятся с дисконтными облигациями, у которых доход и цена находятся в обратной зависимости (чем выше цена (курс), тем ниже доход по данной ценной бумаге). Таким образом, центральный банк, воздействуя на экономические интересы субъектов регулирования, достигает поставленных целей.

Операции могут проводиться как на первичном рынке (через выпуски ценных бумаг), так и на вторичном. В переходных станах, в условиях недостаточной развитости финансовых рынков, как правило, бо льшую значимость имеют операции на первичном рынке. Постепенно со становлением и либерализацией финансовой системы основной упор переносится на вторичный рынок, где по сравнению с первичным рынком для центрального банка обеспечивается более значительная гибкость и оперативность регулирующих операций.

Объектом сделки выступают надежные ценные бумаги, такие как долговые обязательства государственного казначейства (министерства финансов), государственных корпораций, крупнейших национальных корпораций и банков.

Операции с ценными бумагами различаются в зависимости от:

Условий сделки: купля-продажа «до погашения» или операции на срок с обязательной обратной операцией (покупка-продажа ценных бумаг – «прямые» сделки, продажа-покупка ценных бумаг – «обратные» сделки);

Объектов сделки: операции с государственными или коммерческими облигациями; рыночные или нерыночные ценные бумаги (последние не могут свободно обращаться на вторичном рынке);

Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), среднесрочные и долгосрочные (свыше 1 года);

Сферы проведения операций: банковский или открытый рынок, первичный или вторичный рынок;

Способа установления процентных ставок: они определяются ЦБ или рынком;

Контрагента сделки (банки, небанковские институты, финансовый сектор в целом);

Цели операции (корректирующие или структурные).

Операции с ценными бумагами могут быть двух основных видов: необратимые сделки – «до погашения», при которых ценные бумаги меняют собственника навсегда, резервы увеличиваются (сокращаются) навсегда; обратимые – «сделки на срок», при которых ценные бумаги меняют собственника на время, а затем возвращаются к прежнему владельцу, резервы увеличиваются (сокращаются) временно.

Самыми популярными являются обратимые сделки (РЕПО). В соответствии с соглашением прямого РЕПО центральный банк покупает ценные бумаги у банка с условием обратного выкупа этих ценных бумаг в определенный срок и по определенной цене. При обратном РЕПО основной операцией является продажа ценных бумаг (реверс). В этом случае центральный банк продает ценные бумаги банку при условии выкупить их обратно по заранее установленной цене и в определенный срок.

РЕПО временно ослабляет повышательное давление на процентные ставки денежного рынка, поскольку в этом случае сокращается потребность коммерческих банков в «коротких» деньгах. А реверсы временно ослабляют понижательное давление на ставки, поскольку данный вид операций сокращает избыточные резервы банковской системы. В результате посредством РЕПО можно быстро устранить нежелательные перекосы денежного рынка.

2. Кредитование центральным банком коммерческих банков . Операции открытого рынка проводятся также и на рынке кредитных ресурсов. Центральный банк целенаправленно может снижать объем денежных ресурсов банков путем приема избыточной ликвидности в процентные депозиты. Увеличение ликвидности, напротив, предполагает выдачу центральным банком кредитов коммерческим банкам под залог ценных бумаг.

Механизм воздействия кредитной политики центрального банка на банковскую систему заключается в том, что, во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентов банка, так как происходит изменение всей шкалы процентных ставок по кредитным операциям банковской системы. Кроме того, изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Напомним, что ломбардные кредиты являются основной формой кредитования банковской системы и используются как в рамках операций открытого рынка, так и в системе постоянно действующих механизмов регулирования ликвидности банковской системы.

Инструментами регулирования операций на кредитном рынке выступают депозитная ставка центрального банка (по его платным депозитам), ставка рефинансирования, ставки по кредитным операциям центрального банка и лимиты кредитования (более подробно см. гл. 4).

3. Операции с иностранной валютой – проводятся как с целью стерилизации избыточной денежной массы, так и с целью увеличения предложения ликвидности. Специфика данных операций состоит в том, что активность их применения в практике денежно-кредитного регулирования (в частности, как средства связывания избыточной денежной массы) зависит от наличия у центрального банка достаточного объёма иностранных резервов.

Различают следующие их виды:

– покупка-продажа валюты без обязательной обратной операции (чаще всего используются как структурные операции, целью которых является долговременное воздействие на обменный курс национальной денежной единицы);

– операции по купле-продаже центральным банком иностранной валюты с условием обязательной обратной операции (СВОП). Данные операции используются центральным банком в качестве корректирующих операций, так как проводимые на короткий срок, они позволяют регулировать текущую ликвидность банков, практически не оказывая влияния на обменный курс национальной денежной единицы. СВОПы, так же как и РЕПО, могут быть прямыми – «покупка-продажа», и реверсными – «продажа-покупка».

Вне зависимости от варианта проведения операций открытого рынка и вида используемого актива центральный банк определяет их условия, сроки и инструменты. В то же время коммерческие банки при условии принятия условий ООР на добровольной основе вступают во взаимоотношения с центральным банком. Выбор механизма ООР зависит от целей их проведения и удобства (надежности) используемых активов. Большинство центральных банков предпочитают использовать РЕПО и ломбардный кредит. В качестве активов большинство банков используют государственные ценные бумаги или иные надежные обязательства, гарантированные правительством.

Выделяют следующие варианты тактики центрального банка при использовании операций на открытом рынке:

1. Увеличение долгосрочного спроса на ликвидность может быть компенсировано центральным банком с помощью прямых операций – периодических прямых покупки долгосрочных ценных бумаг на условиях «до погашения», приобретения иностранной валюты, или увеличения объёма краткосрочных кредитов. Краткосрочный спрос на ликвидность может быть компенсирован центральным банком путём увеличения краткосрочных кредитов. Помимо этого, центральный банк может производить прямые покупки краткосрочных ценных бумаг, проводить прямые краткосрочные РЕПО и СВОП.

Если банки сталкиваются с избытком ликвидности, то центральный банк может:

– предложить банкам на выгодных условиях краткосрочный депозит в центральном банке;

– произвести прямую продажу векселей с очень коротким сроком погашения;

– продать векселя с условием обратного выкупа в ближайшем будущем (краткосрочное обратное РЕПО);

– провести краткосрочные реверсные СВОПы.

В том случае, если центральный банк не уверен в длительности колебаний спроса на ликвидность, то более предпочтительными являются нерегулярные операции (иначе, операции тонкой настройки), так как они воздействуют на рынок оперативно и, как правило, непродолжительное время. В отличие от этого, регулярные операции (инструменты грубой настройки) отличаются меньшей оперативностью и более длительным сроком их проведения. Поэтому в случае «шоков» со стороны спроса на ликвидность они потребуют дополнительных регулирующих (нейтрализующих негативных эффект) мер со стороны центрального банка.

Кроме того, как уже отмечалось выше, при проведении любых операций центральный банк должен воздействовать либо на объём ликвидности (ставка при этом определяется рынком), либо на процентную ставку (банки самостоятельно определяют объём ликвидности). Тем самым, центральный банк обеспечивает получение обратной информации от банковской системы и может оценить достоверность, обоснованность и, в конечном итоге, эффективность своих регулирующих действий.

Под операциями Центрального Банка на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993-1995 гг. создало предпосылки для использования Банком России операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка Банком России государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995г. после этого операции Банка России на вторичном рынке стали главной определяющей роста денежной базы. Кроме того, операции на открытом рынке влияли на курс, а значит и на доходность государственных ценных бумаг.

С 1996 г. ЦБ РФ стал использовать такой инструмент регулирования банковской ликвидности, как операции репо, о которых уже было упомянуто ранее. В 2001г. Банк России разработал порядок проведения операций модифицированного репо с облигациями, находящимися в его портфеле. Этот инструмент получил название БМР - Биржевое модифицированное репо.

БМР отличается от обычного репо тем, что обратный выкуп бумаг осуществляется Банком России у их фактического держателя, а не у первоначального контрагента. Второе отличие в наличии возможности БМР свободно обращаться на вторичных торгах в период между размещением и выкупом бумаг на основании безотзывной публичной оферты. Кроме того, БМР можно использовать в качестве обеспечениям по операциям прямого репо с Банком России или внести в залог при получении от последнего ломбардного кредита.

В последнее время Банк России принимает меры, направленные на предоставление кредитным организациям рублевой ликвидности в необходимом объеме и на расширение доступа к инструментам рефинансирования. Так, в 2008 году Банк России смягчил условия получения кредитными организациями денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения. Принято решение о снижении требований к уровню рейтинга эмитентов облигаций, включаемых в Ломбардный список Банка России. Дополнительным источником ликвидности кредитных организаций в 2008 году являлся механизм размещения временно свободных средств федерального бюджета на банковские депозиты(в основном на сроки 7 и 35 дней). За период с апреля по ноябрь общий объем возмещения составил 1,8 трлн.руб. Вместе с тем в ноябре был принято решение о приостановлении использования данного механизма, который фактически был полностью замещен инструментами Банка России по предоставлению ликвидности.

Одним из инструментов предоставления банковской ликвидности банковской системе является рефинансирование банков. Рефинансирование банков осуществляется на условиях платности, возвратности и срочности под залог государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, векселей и прав требований по кредитным договорам. В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а так же поручительства и банковские гарантии. Банк России может предоставлять внутридневные, однодневные расчетные (кредит «овернайт») и ломбардные кредиты. Объем внутридневных кредитов составил в 2008 г. 17,3 трлн.руб. при этом кредитов овернайт Банк России предоставил в размере 230,2 млрд.руб.

В целях расширения возможности рефинансирования банковского сектора с 20.10.2008 Банк России преступил к регулярному проведению аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения. Условия кредитования предполагают возможность получения кредитными организациями средств на сумму до 150% от собственного капитала в зависимости от кредитного рейтинга. На конец декабря 2008 года доступ к данному инструменту рефинансирования получили более 140 кредитных организаций. Объем предоставленных банковскому сектору средств посредством данных операций в октябре-декабре 2008 г. составил 3,0 трлн.руб. указанные кредиты предоставлялись на сроки до 6 мес.

Наряду с этим для пополнения банковской ликвидности могут использоваться валютные свопы. В 2008 г. Банк России заключил с кредитными организациями сделки «валютный своп» в объеме 45,1 млрд. долл. США и 20,4 млрд. евро. ЦБ РФ изменил порядок проведения указанных операций. Банк России ежедневно начал устанавливать максимальный объем средств, предоставляемых кредитным организациям через операции «валютный своп». Кроме того, в течение торгового дня эти сделки стали заключаться в пределах устанавливаемого лимита при условии, что своп-разница находится не ниже уровня, определяемого Банком России.

Банк России также активно использует валютные интервенции. Под ними понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Валютные интервенции являются инструментом регулирования денежной массы и уровня инфляции. Они направлены, во-первых, на сглаживание резких, экономически неоправданных колебаний обменного курса и недопущение чрезмерного укрепления реального эффективного курса рубля и, во-вторых, на накопление международных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

1. Условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

2. Объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

3. Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

4. Сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

5. Способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.

Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу.

Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, являются очень гибким инструментом регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает “организационную” сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБ РФ.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Для осуществления своих функций на открытом рынке Центральный Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, являются очень гибким инструментом регулирования. Центральный банк России может ежедневно менять объем покупки ценных бумаг и используемую при этом процентную ставку. Среди операций на открытом рынке можно выделить такие как операции репо, операции по предоставлению кредитов, валютные свопы, валютные интервенции и т.д. Центральный банк России эффективно обеспечивает “организационную” сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Кроме того, он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера. При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на открытом рынке, так как основополагающей целью его операционной деятельности является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.