Прогнозирование социально – экономического. Прогнозирование на предприятии

Анализ и прогнозирование социально-экономического разви­тия является отправной точкой работы по управлению региональ­ным развитием. На основе обоснованного прогноза определяют­ся цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региональ­ного хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона - предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно­вания целей и задач социально-экономического развития, выра­ботки и обоснования социально-экономической политики прави­тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В состав прогноза социально-экономического развития реги­она входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдель-

ных сторон жизни общества, и комплексный экономический про­ гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

    демографическая ситуация в регионе;

    состояние природной среды, включая такие сферы, как раз­веданные запасы природных ископаемых, земельные, вод­ные и лесные ресурсы;

    будущее состояние научно-технических достижений и воз­можность их внедрения в производство;

    основные факторы производства (капитал, труд, инвести­ции);

    величина и динамика спроса населения на товары и услуги

    платежеспособный спрос населения на отдельные товары и,услуги;

    темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства,территорий и других общественно значимых сфер деятель­ности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разра­ботка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие ре­гионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономичес­кого развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концеп­ции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза исполь­зуются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегод­ной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспек­тивы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне­срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-эко­номического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью паке­та, представляемого Правительством России Федеральному собра­нию. В состав этого пакета входят:

    данные о социально-экономическом развитии страны запрошедший период текущего года;

    прогноз социально-экономического развития на предстоя­щий год;

    проект сводного финансового баланса на территории Рос­сии;

    перечень основных социально-экономических проблем (за­дач) развития, на решение которых будет направлена поли­тика Правительства РФ;

    перечень федеральных целевых программ, намеченных кфинансированию в предстоящем году за счет средств феде­рального бюджета;

    перечень и объем поставок продукции для государственныхнужд по укрупненной номенклатуре;

    проектировки развития государственного сектора эконо­мики.

Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успеш­ной реализации намеченных задач.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза исполь­зуются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, экономет- рические расчеты на базе данных системы национального счето­водства, система макроструктурных моделей, включающая модифи­цированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экс­периментальных прогнозных расчетов.

Возможны два принципиально различных подхода к прогно­зированию экономических объектов: генетический и телеологи­ческий.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, оп­ределяющие особенности развития. На этой основе делаются вы­воды относительно состояния прогнозируемого объекта в буду-

щем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюда­телям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход (от греч. telos - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и сте­пени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогно­зов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатыва­ется Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить прави­тельству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показа­тели служат основой для разработки показателей проекта государ­ственного бюджета региона.

Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Го­сударственное прогнозирование базируется на информации, пре­доставляемой соответствующими органами исполнительной вла­сти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответствен­ность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере - Центральный банк, по исполнению бюджета - Министерство финансов, по таможенной статистике - Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщаю­щим инструментом проведения экономических расчетов. Регио­нальная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про-

исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позво­ляет определить обобщающие показатели развития отраслей, сек­торов и институциональных единиц на различных стадиях про­цесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.

Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов мо­жет применяться как при проведении макроэкономических рас­четов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

Теоретическая база прогнозирования регионального развития. Прогноз социально-экономического развития региона базирует­ся на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики.

Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой те­ории выход из состояния слаборазвитости может быть описан сери­ей стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна.

У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного обще­ства к зрелости: 1) традиционное общество; 2) созревание пред­посылок для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому росту; 4) пе­реход к технологической зрелости; 5) эра массового потребления. Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и ло­гику развития. По мнению автора теории, они не только характе­ризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории.

Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов нео­классической теории является тезис, согласно которому либера­лизация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сум­му внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов.

Традиционно неоклассические модели роста строятся на мо­делях Харрода-Домара и Солоу-Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Соглас­но неоклассической теории экономический рост обусловлен тре­мя главными факторами:

    ростом количества и качества применяемого труда (черезприрост населения и развитие системы образования);

    накоплением капитала (через сбережения и инвестиции);

    прогрессом в технологиях.

В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличе­ние доходов происходит по достижении более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент «капитал - доходы на инвестиции» выше.

Теория развития АЛьюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребитель­ской экономики - модель АЛьюиса. Созданная им двухсектор­ная модель является господствующей теорией развития для тру­доизбыточной экономики стран «третьего мира».

В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов. Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хо­зяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной произ­водительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую мож­но изъять оттуда, не уменьшая объем производства. Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к кото­рому относится городская промышленность и в который посте­пенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства.

Основное внимание в модели А.Льюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятос­ти в современном секторе. Как миграция, так и занятость в со­временном секторе зависят от экономического роста внутри него, что, в свою очередь, определяется накоплением капитала и уров­нем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции произво­дятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами совре­менного сектора. Заработная плата предполагается фиксирован­ной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. При фиксированной заработ­ной плате в городе предложение рабочей силы из деревни рассмат­ривалось АЛьюисом как абсолютно эластичное.

Данная модель может быть приспособлена для описания вза­имосвязей экономических переменных в отдельных регионах Рос­сии.

Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной

экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации.

При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть од­новременный процесс роста и различных сопутствующих измене­ний, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах разви­тия в связи с целым рядом специфических факторов. К ним от­носятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства го­сударственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны.

Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы. При моделировании структурных пре­образований наряду с моделью трудоизбыточной экономики А.Ль-юиса широко используется эмпирический анализ форм развития, проводимый Х.Ченери. Последний является специалистом в об­ласти межотраслевого баланса.

Эмпирические исследования структурных сдвигов показыва­ют, что темпы и формы развития могут различаться в зависимос­ти как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из ко­торых неподконтрольны отдельной стране. Несмотря на эти раз­личия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государствен­ную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию. Из этого сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что «правильный» выбор экономической политики спосо­бен привести к самоподдерживаемому росту.

Теории внешней зависимости. Сторонники этой теории пыта­ются доказать, что «третий мир» отстает в своем развитии из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных ими международных организаций, а не из-за чрезмер­ного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению сторонников этой теории, обнаруженные структуралис­тами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение, по­скольку не раскрывают ключевых факторов, определяющих дина­мику развития отдельных стран, и, самое главное, отвлекают вни-

мание от тех реальных проблем и сил в мировой экономике, ко­торые воспроизводят бедность стран «третьего мира».

В настоящее время последователи неоклассической школы одержали верх в двух ведущих международных институтах - МВФ и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где все­гда были сильны позиции представителей «третьего мира», утра­тили былое влияние. Главным аргументом в пользу необходимо­сти ухода государства из экономики для неоклассиков является нерациональное распределение ресурсов в «третьем мире» из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоре­тики неоклассической школы утверждают, что именно вмешатель­ство государства тормозит экономический рост в странах «третьего мира». Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инве­стиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешатель­ства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг.

По мнению неоклассиков, для успеха развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населе­ния или вводить более эффективное центральное планирование, а поощрение свободных рынков, развитие предпринимательской инициативы, с тем чтобы «невидимая рука» рынка привела к ра­циональному распределению ресурсов и тем самым - к ускоре­нию роста. Против этого подхода выступают сторонники теории внешней зависимости.

Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня и индексов цен, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — , соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Важнейшими прогнозами в деятельности фирм являются прогнозы сбыта, при разработке которых могут быть использованы следующие основные методы:

  • опрос группы руководителей различных служб и отделов фирмы, а также обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых подразделений - прогноз предс тавляет собой среднее значение из их мнений. Метод применяется для новых фирм, не имеющих опыта использования других методов, а также когда отсутствует подробная информация о тенденциях развития рынка. В рамках данного метода создается возможность учитывать региональные особенности спроса и условий реализации продукции фирмы;
  • прогнозирование на базе прошлого оборота - определяется темп роста объема продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим и делается предположение, что достигнутые темпы роста сохранятся в следующем году:
    Оборот следующего года = Оборот отчетного года х (Оборот текущего года: Оборот прошлого года).
    Метод применяется для рынков со стабильной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом, незначительными колебаниями оборота и вялотекущим НТП;
  • анализ тенденций, циклов и факторов, влияющих на объем сбыта. К наиболее значимым факторам относятся: долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта, технические сдвиги, появление новых конкурентов и др. Метод используется для долгосрочных прогнозов на период не менее 3-5 лет и наиболее применим в капиталоемких видах деятельности;
  • корреляционный анализ - дополняет предыдущий метод, но основан на использовании более сложных методов статистического анализа. Выявляется теснота связи между уровнем сбыта и различными влияющими на него факторами, на основе чего факторы ранжируются по степени значимости. Метод требует больших затрат, связанных с глубоким исследованием рынка, и наиболее точные результаты дает на рынках со стабильной конъюнктурой;
  • прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы — сбыт прогнозируется в виде определенного процента от доли фирмы на рынке в данной отрасли. Делается расчет доли фирмы в общем объеме продаж на рынке. При использовании метода важно быть уверенным в точности прогноза сбыта по рынку в целом и не принимать в расчет неценовую конкуренцию;
  • анализ конечного использования — прогноз основывается на предполагаемых объемах заказов основных клиентов фирмы. Общий объем сбыта обычно превышает этот показатель на определенный процент. Метод требует проведения исследований по основным отраслям, потребляющим продукцию предприятия, и наиболее предпочтителен в отраслях сырьевого и энергетического комплекса и на фирмах, выпускающих законченные изделия и узлы;
  • анализ ассортимента товаров — прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют плановый оборот фирмы. Метод подходит для диверсифицированных фирм; его точность зависит от детального исследования рынка каждого вида изделий;
  • пробный маркетинг - один из самых точных подходов к прогнозированию сбыта. Новый продукт и система его продвижения на рынке (цены, виды рекламы, каналы сбыта, тип упаковки) проходят апробацию на небольшом региональном рынке, а затем информация об объеме продаж на нем распространяется на весь рынок сбыта фирмы;
  • методы стандартного распределения вероятностей экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта: О — оптимистический прогноз; В - наиболее вероятный прогноз; П - пессимистическая оценка прогноза сбыта. Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта (С) по формуле

С = (О + 4В + П) : 6.

Стандартное отклонение (СО) вычисляется какС0 = (0 − П) : 6 . В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной — объема сбыта с вероятностью 95% будет находиться в пределах С ±2 СО.

Эффективность применения того или иного метода зависит от специфики деятельности фирмы. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если отклонение фактического оборота от планируемого не более 5%.

Прогноз сбыта является основой для составления плана производства и реализации продукции фирмы.

В ходе осуществления экономических реформ в России началась разработка прогнозов и программ как на государственном, так и на региональном уровнях. В этих целях был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.

Начиная с 1992 г. в течение ряда лет прогнозы социально-экономического развития России разрабатывались на очередной календарный год и носили характер текущих прогнозов. Было принято постановление Правительства РФ «О разработке прогноза и программы социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2005 годы» от 27 ноября 1995 г. № 1170.

Правительством РФ принято постановление «О разработке прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года» от 5 января 1998 г. № 4. Таким образом, показатели прогноза социально-экономического развития страны на 1999-й и последующие годы должны быть увязаны с показателями доходной и расходной частей федерального бюджета на эти годы. Разработка прогнозов социально-экономического развития осуществляется в целом по стране и по отдельным регионам федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации. Предложения по прогнозу представляются ими в Министерство экономики РФ, которое разрабатывает и представляет прогноз социально-экономического развития страны в Правительство РФ.

Министерство экономики РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны в течение прогнозного периода, содержащие основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, приоритеты социально-экономической политики.

После рассмотрения Правительством РФ сценарных условий Министерство экономики РФ представляет в Министерство финансов РФ объемы и динамику валового внутреннего продукта на прогнозный период; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз валютного курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

В сценарных условиях функционирования экономики России в 1999г. и на период до 2001 г. определены основные цели и приоритеты социально-экономической политики на прогнозный период, при этом предусмотрены два варианта социально-экономического развития страны. Они основываются на единой концепции государственной политики и принципиальных механизмах ее осуществления. Их различия определяются степенью реализации поставленных целей, успехом в проведении программы реформ и преодолении возникших угроз, остротой воздействия неблагоприятных факторов экономического развития.

Основной (целевой) вариант ориентирован на полную реализацию задач, определенных постановлением Правительства РФ «Об утверждении программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» от 31 марта 1997 г. № 360. При этом предполагается максимально возможное использование интенсивных факторов развития российской экономики и исключается возможность принципиальных изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры и других факторов. При выполнении этих условий с 1998 г. прогнозируется выход на устойчивые положительные темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП), которые к 2001 г. составят около 5%.

Второй вариант, предусмотренный постановлением Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999г., параметров прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года», предполагает возможность активизации проявления угроз и негативных факторов, которые могут замедлить выход на целевые ориентиры в установленные сроки, а также более медленное, чем в первом варианте, решение узловых задач и определение негативных тенденций.

В первую очередь к этим факторам относятся неудовлетворительное развитие законодательной базы экономической деятельности (сроки принятия и содержание Налогового кодекса, законов, определяющих правовой режим совместной хозяйственной деятельности российских и иностранных инвесторов по соглашениям о разделе продукции, развитие рынка земли и т. п.), замедленный темп институциональных преобразований, низкая собираемость налогов и продолжение кризиса платежей, а также дальнейшее развитие мирового финансового кризиса и возможное усиление его негативного воздействия на российскую экономику. Устранение воздействия этих факторов потребует дополнительных затрат времени и ресурсов, следствием чего станут более низкие темпы экономического развития.

В сценарных условиях функционирования экономики России в 1999г. и на период до 2001г. определены также условия реализации целевого варианта прогноза на этот период. Они будут вводиться в жизнь путем осуществления Правительством РФ промышленной, научно-технической и инновационной, аграрной, инвестиционной, социальной, денежно-кредитной. налоговой, бюджетной, амортизационной и ценовой политики. Установлены также основные направления институциональных реформ в период до 2001г., проведения структурной реформы в сферах естественных монополий, направления антимонопольной политики, демонополизации и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Кроме сценарных условий, Министерство экономики РФ доводит до разработчиков прогноза (министерств, ведомств, регионов) соответствующие формы и показатели, а также методические рекомендации по формированию отдельных показателей и разделов прогноза социально-экономического развития на определенный период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 1999-2001 гг. формируется по 14 разделам: демографические показатели; основные общеэкономические показатели: промышленность; агропромышленный комплекс; транспорт и связь; малое предпринимательство; инвестиции; финансы; труд;

денежные доходы и расходы населения; потребительский рынок; развитие отраслей социальной сферы; охрана окружающей среды; внешнеэкономическая деятельность.

Показатели прогноза учитывают те изменения, которые произошли в системе показателей в связи с переходом к системе национальных счетов и с реформированием экономики.

В частности, в системе общеэкономических показателей используются показатели валового внутреннего продукта и валового регионального продукта.

В разделах «Промышленность», «Агропромышленный комплекс» постановления Правительства Российской Федерации «О разработке прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года» объемы производства продукции показаны по предприятиям разных форм собственности, здесь же приводятся показатели спроса внутреннего рынка на продукцию производственно-технического назначения, сельскохозяйственную продукцию, а также продукцию перерабатывающей промышленности АПК. В разделе «Малое предпринимательство» по отраслям экономики отражаются показатели среднесписочной численности работников малых предприятий, объем произведенной ими продукции (работ, услуг), объем капитальных вложений малых предприятий, балансовая прибыль или убыток от их деятельности.

В формах прогноза социально-экономического развития России на период 1999- 2001 гг. для анализа сложившейся ситуации и расчета темпов роста на перспективу предусмотрены сведения по показателям соответствующих разделов.

Еще по теме Состояние прогнозирования социально-экономического развития в России:

  1. 12. Прогнозирование экономического и социального развития регионов.

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Прогнозирование – предплановая стадия технико-экономических исследований, которая формирует научно-аналитическую основу планов, позволяет в процессе их разработки наметить наиболее эффективные решения о направлениях, содержании, последовательности и сроках осуществления технических и экономических мероприятий. Одновременно прогнозирование является исходной базой перспективного планирования, так как для формирования перспективных планов должны использоваться прогностические оценки развития науки и техники, экономических результатов.

Прогноз призван обеспечить процесс планирования не только информацией о возможных в будущем технических и экономических решениях и действия по их выполнению, но и гарантировать выбор их эффективного распределения во времени.

Прогнозирование – это процесс формирования перспектив поведения объекта на основе анализа тенденций его развития. В свою очередь, прогноз – это вероятное суждение о состоянии какого-либо объекта в определенный момент времени в будущем. При составлении прогноза выделяют две фазы: качественную (аналитическую) и количественную.

На качественной фазе прогнозирования решаются следующие задачи:

― раскрытие тенденций и закономерностей экономического роста в настоящий период;

― выявление важнейших тенденций закономерностей прогнозного периода;

― определение связи настоящего и будущего;

― установление сроков действия выявленных тенденций и факторов.

На количественной фазе прогнозирования получают некоторый набор конкретных цифр развития экономической системы на рассматриваемый период времени.

В экономической науке различают два подхода к прогнозированию: генетический и нормативный.

При генетическом подходе к прогнозированию объект описывается с помощью набора конкретных данных статистики, предполагая, что сохраняются действующие тенденции. Чаше всего он применяется к составлению прогнозов на макроуровне, (народное хозяйство, территория, отрасль).



Нормативный подход к прогнозированию предполагает переустройство объекта в соответствии с представлениями о том, каким он должен быть. Важной особенностью при таком подходе является выработка критерия функционирования экономической системы (например, оптимизационные задачи построения прогноза).

Экономические прогнозы можно различать в зависимости от промежутка времени, на который рассчитан прогноз:

― оперативный (рассчитанный на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследований – ни количественных, ни качественных);

― краткосрочный рассчитан на перспективу, на протяжении которой ожидаются только количественные изменения;

― среднесрочный рассчитан на перспективу, на протяжении которой ожидается преобладание количественных изменений над качественными;

― долгосрочный с преобладанием качественных изменений над количественными.

Возможны три основные типа предвидения явлений социально-экономической действительности:

Первый тип – это предвидение таких событий, которые представляются событиями иррегулярными. Например, конкретные размеры промышленного производства на определенную дату, конкретный уровень цен. Эти события являются однократными, конкретными, сами по себе они не могут быть включены в ту или иную формулу закона. Чтобы предвидеть их точно, нужно располагать идеальными знаниями хозяйственного положения в исходный момент. Но так как мы не имеем идеального запаса знаний, этот тип предвидения наиболее трудоемок.

Второй тип предвидения имеет места тогда, когда речь идет о предвидении наступления того или иного более иди менее регулярно повторяющегося события. Например, предсказания наступления экономических кризисов. Предсказания такого рода трудны.

Третий тип предвидения заключается в предвидении более общего развития социально-экономической тенденции. Например, рост или упадок отраслей, цен. Этот вид дает лишь приблизительные количественные границы развития тенденций.

При любом типе предвидения форма выражения предвидения может быть категорической или условной.

В первом случае формула предвидения такова: на основании данных мы считаем вероятным выход события X . Во второй случае: на – основании таких-то данных мы считаем, что если наступят события А , Б , В , то наступит и событие X . Отсюда формула выражения предвидения в первом и втором случаях различна.

Следует иметь в виду, что от точности разработанных прогнозов зависит и степень обоснования плана. Отсюда важное требование к прогнозу – уменьшение степени неопределенности.

Прогнозирование на предприятии должно осуществляться по следующим направлениям:

― прогнозирование объекта производства (продукции);

― прогнозирование технического, экономического уровней предприятия (технологии, состава средств труда, механизации и автоматизации производства). Однако прогнозирование служит не только для определения возможных изменений в перспективе, но также характеризует результаты развития явлений в виде определенного экономического эффекта;

― изменение трудоемкости или материалоемкости;

― снижение затрат на производство.

В связи с этим объектом является экономическое прогнозирование. Результаты прогноза следует сопоставлять с нормативами отрасли, «эталоном» технического и экономического уровней предприятия или данными передовых предприятий с целью определения степени их прогрессивности.

Методы прогнозирования

В условиях предприятия наиболее приемлемыми методами составления прогнозов являются методы экстраполяции и математического моделирования. Однако прогноз развития материально-технической базы производства, требующей одновременного учета большого количества факторов, целесообразно разработать путем составления «эталона», который позволяет характеризовать возможный нормативный уровень развития материально-технической базы в будущем.

В основе методе экспертных оценок лежат следующие принципы:

а) оценки следует получать от признанных экспертов в соответствующих областях;

б) мнение достаточного числа экспертов должно довольно точно характеризовать исследуемый вопрос;

в) необходимо перед экспертами ставить четко определенную задачу.

Типичным направлением такого прогноза является метод «Дельфи».

Основа метода – систематический сбор мнений экспертов и получение надежного обобщения по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей прямые дебаты между экспертами, но вместе с тем, позволяющей им взвешивать свои суждения с учетом ответов коллег. Данный метод включает:

― постановку серии вопросов (с помощью специальных анкет);

― проведение нескольких туров опроса, в процессе которых вопросы все более уточняются;

― ознакомление экспертов после каждого тура опроса с информацией, полученной на основании обработки результатов предыдущего тура;

― получение от экспертов, чьи мнения резко отличаются от мнения большинства, объяснения причин этих отклонений;

― последовательную (от тура к туру) статистическую обработку ответов экспертов.

Метод «Дельфи» исключает открытые дискуссии, уменьшая тем самым влияние некоторых психологических факторов.

Существуют перспективные проблемы, характеризующиеся значительным элементом неопределенности. Например, проблемы освоения Луны, решение проблем перспективного развития национальной экономики. Для эффективного решения этих проблем наилучшим способом является разумное сочетание интуитивных и формальных методов анализа. Это метод системного анализа. Он предполагает существование, с одной стороны, группы специалистов, анализирующих весь комплекс решаемой проблемы, и, с другой стороны, лица или группы лиц, которые используют полученную в результате анализа информацию для принятия обоснованных решений. Считается, что такое взаимодействие практических работников, ответственных за принятие решения, и специалистов, способных всесторонне проанализировать любую проблему, дает наиболее эффективное решение поставленной задачи.

Весь цикл решения проблемы по методу системного анализа следующий:

― формулировка проблемы;

― определение целей, которые преследуют лица, принимающие решение;

― сбор максимально возможной информации о различных ситуациях (в том числе прогнозируемой информации и данных о параметрах);

― определение способов достижения поставленных целей;

― исключение маловероятных альтернатив;

― построение модели (в виде математических уравнений или словесного сценария);

― оценка на основе модели затрат на реализацию каждой альтернативы и ее эффективности с точек зрения поставленных целей.

Если получаемые результаты неудовлетворительны, то пересматриваются исходные посылки, уточняются цели, ищутся новые альтернативы.

Системный анализ предполагает обязательное сочетание количественного анализа с качественным, так как учитываются многие элементы неопределенности будущего, которые не могут быть выражены через количественные модели ожидаемой выгоды:

― проблема рассматривается в широком контексте многочисленных количественных и качественных факторов;

― источники информации часто бывают ненадежны, и поэтому полученные данные нередко неточны.