Что такое финансы? Финансовая система РФ. Основы финансов

Финансовая система

Финансовая система

Финансовая система - сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

По-английски: Financial system

Финансовый словарь Финам .

Финансовая система

термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий: а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев; б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .


Смотреть что такое "Финансовая система" в других словарях:

    Форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Содержание 1 Сущность финансовой системы 2 Структура финансовой системы … Википедия

    Совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2… … Экономический словарь

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений) … Юридическая энциклопедия

    Совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; … Юридический словарь

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. При социализме исходное звено финансовой системы финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства2)] Совокупность финансовых учреждений страны. В … Большой Энциклопедический словарь

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны; 2) совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (Кредитная система). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф… … Политология. Словарь.

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие институты: 1) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; 2)… … Юридическая энциклопедия

    Financial system сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств … Словарь бизнес-терминов

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. 2) Совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (см. Кредитная система). * * * ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА,… … Энциклопедический словарь

    Финансовая система РФ - это объективно обусловленная внутренним строением финансов совокупность взаимосвязанных звеньев, отражающих отдельные группы финансовых отношений. Финансовая система РФ представлена следующими звеньями: бюджетная система с входящими в нее… … Большой юридический словарь

Книги

  • Финансовая система и экономика , . Главное преимущество книги - ее комплексный характер. В ней рассмотрены вопросы теории, истории и практики финансов, бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, налогов, казначейства,…
  • Финансовая система субъекта Российской Федерации , М. Н. Бродский. В работе освещается финансовая система субъекта Российской Федерации (по материалам Санкт-Петербурга), приведены ее теоретические основы, дается понятие этой системы и ее строение. При…

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систе­му, с помощью которой осуществляется распределение и перерасп­ределение денежных средств в экономике страны. Финансовая сис­тема представляет собой встроенный элемент экономической систе­мы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежной ли­тературе. В западной литературе понятие «финансовая система» оп­ределяется как совокупность финансовых рынков и финансовых ин­струментов, используемых для заключения финансовых сделок, об­мена активами и рисками. Однако следует обратить внимание на ограниченность этого определения, так как оно связывает финансо­вую систему только с ее институциональными элементами. Такой од­носторонний подход не отражает функциональной основы и, соответ­ственно, функциональной структуры финансовой системы как сис­темы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, органи­зациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а сле­довательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.

Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональ­ный подход к содержанию финансовой системы. Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых от­ношений, обладающих особенностями в формировании и использо­вании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактов­ки финансовой системы положен принцип наличия различных фун­кциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловли­вается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формирова­нии и использовании денежных фондов и доходов.

Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, а следовательно, формы и методы образо­вания и использования денежных фондов и доходов. Например, фи­нансы организаций в основном обслуживают материальное производ­ство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централи­зованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспре­делением между экономическими регионами, отраслями, министер­ствами, службами, агентствами, социальными группами населения.

Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.

В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем : государственных и муниципальных финан­сов, финансов хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкрет­ных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они в свою очередь делятся на звенья (рис. 1).

Государственные и муниципальные финансы:

    бюджетная система;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов:

    коммерческих предприятий и организаций;

    финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

    некоммерческих организаций.

В настоящее время государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:

    федеральный бюджет;

    территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Рис. 1. Подсистемы и звенья финансовой системы

Современная бюджетная система России трех уровней определен­ным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или дей­ствуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социаль­ное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использо­вания средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самосто­ятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды мож­но объединить в две группы: внебюджетные фонды социального на­значения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого ха­рактера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территори­ального назначения.

В российской действительности концентрация значительных средств (почти равных федеральному бюджету) во внебюджетных фон­дах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей пред­приятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохраняется. Консолидация не распространилась на государ­ственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пен­сионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено госу­дарственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в цент­рализованные фонды государства. Государственный кредит представля­ет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Наиболее широко деятельность государства проявляется как за­емщика средств. Его операции в качестве кредитора, предоставляю­щего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значи­тельно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существен­ное развитие. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возмож­ностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обес­печить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для пре­одоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно само­стоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установ­ленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уров­ней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетно­го финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направ­ляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной дея­тельности предприятий, в соответствии с действующим законода­тельством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следу­ющие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммер­ческих организаций. Финансовые отношения каждого из этих звень­ев имеют специфику, связанную с формами организации предприни­мательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Таким образом, в отечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладает функциональный подход. При этом в рам­ках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распреде­ление и перераспределение денежных ресурсов в экономике. Необхо­димо отметить, что такое одностороннее определение является реци­дивом действовавшей в нашей стране командно-административной системы, при которой все распределительные функции выполняло го­сударство и фактически не существовало финансовых рынков.

Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой систе­мы, следует исходить из того, что она в странах с рыночной экономи­кой представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финан­совой системы.

Финансовая система представляет собой совокупность финан­совых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечи­вающих с помощью различных финансовых инструментов форми­рование и использование денежных средств государства, организа­ций и населения. Таким образом, финансовая система состоит из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 2), каждая из которых в свою очередь включает несколько подсистем более низкого уровня.

Рис. 2. Финансовая система как сложно структурированный объект

Так, в подсистеме финансов секторов экономики выделяют три круп­ные взаимосвязанные сферы: финансы государства, финансы хозяй­ствующих субъектов, финансы граждан (домохозяйств). Реализация соответствующих отношений осуществляется через финансовые институты двумя способами: путем прямых финансовых отношений между отдельными субъектами названных сфер (а также внутри них) и опосредованных финансовых отношений между субъектами, т.е. через финансовые рынки.

Институциональная подсистема представляет собой инфраструк­туру финансовой системы. Институциональная подсистема как сово­купность финансовых рынков, организаций (учреждение-посредни­ков, финансовых инструментов и информационных технологий обес­печивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имею­щим недостаток этих ресурсов.

Перераспределение средств с помо­щью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 3).

Рис. 3. Финансовые потоки

Финансовые организации и учреждения как коммерческие, так и некоммерческие являются активными посредниками в реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков, а следова­тельно, и в обеспечении эффективности финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предо­ставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым ин­ститутам относятся организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие бан­ки, страховые и инвестиционные компании, использующие для ока­зания услуг различные финансовые инструменты.

Финансовая система относится к динамичным системам, что обус­ловливает ее подвижное равновесие, ведущее к развитию и измене­нию структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Фи­нансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансо­вые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движе­ние финансовых потоков в пространстве и времени. Администра­тивная реформа, начавшаяся в нашей стране в 2004 г., внесла существенные изменения в государственную инфраструктуру фи­нансовой системы. Однако эффективность этих преобразований мож­но будет оценить немного позднее.

Современная финансовая система принимает глобальный харак­тер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаи­мосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникаци­онную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация кото­рой в значительной степени обусловливается функционированием и самой финансовой системы.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы.

Что такое финансы: разные определения

Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, ). Сам термин «финансы », перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения , гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.

Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на:

  • Общественные
  • Ф-сы хозяйственного субъекта

При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:

  1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
  2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
  3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.

А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно:

  • связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
  • связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.

Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет , гос. внебюджетные фонды , гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного , нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и , в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации . Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.

Финансы, как важный структурный элемент экономической системы государства в целом, выполняют ряд важнейших функций, ознакомиться с которыми вы можете в статье « ».

Структура финансовой системы РФ

Разберем немного более подробно, устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица.

Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Фин-сы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: ф-сами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)

Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы , поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Гос. финансы это прежде всего государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет есть не что иное, как основной план финансового развития страны, сила которого приравнена к закону. Но это лишь описывает положение данного элемента финансовой системы в общей структуре, с материальной же точки зрения – это централизованный денежный фонд, образованный посредством распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Государственный бюджет как важный элемент финансовой системы, выполняет следующие функции:

  1. Регулирующую – позволяет, во-первых, корректировать темпы развития экономики, а, во-вторых, осуществлять развитие секторов в разных пропорциях
  2. Контрольную – учитывает и контролирует рациональность использования имеющихся у государства ресурсов
  3. Стимулирующую – определяет цель бюджетных отношений, заключенную в стимулировании эффективного использования имеющихся у государства экономических ресурсов, частью которых являются бюджетные средства
  4. Перераспределительную – заключается в том, что гос. бюджет способен позволяет перераспределять до 50% национального дохода страны.

Государственный бюджет предполагает наличие деления в зависимости от уровня управления на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Федеральный бюджет представляет собой республиканский бюджет страны (создан для обеспечения выполнения функций центральными государственными органами), в то время как бюджеты субъектов РФ это бюджеты республик, автономных областей и округов, областей, бюджеты Санкт-Петербурга и Москвы. При этом, стоит отметить важный момент: местные финансы не подчиняются государственной системе управления – их движение управляется органами местного самоуправления (это закреплено в конституции РФ). Местными бюджетами в таком случае являются бюджеты округов, городов, районов, поселков и сельских населенных пунктов, а также районов в составе городов.

Государственные внебюджетные фонды созданы для достижения двух главных целей:

  • Для обеспечения социальных потребностей
  • Для финансирования дополнительных территориальных нужд

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их зона влияния – федеральный и территориальный уровни. Сюда относят Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости населения, Пенсионный Фонд России (ПФР).

Теперь скажем об особом положении, занимаемом Министерством финансов РФ , в финансовой системе страны. Его положение определено его функциями, которые он выполняет, в том числе это:

  1. Разработка и реализация программ бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политик страны
  2. Развитие бюджетной системы (в том числе бюджетного федерализма)
  3. Перераспределение и сосредоточение финансовых ресурсов в определенных направлениях, наиболее значимых для страны
  4. Составление и дальнейшее обеспечение исполнения федерального бюджета, по итогам – отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов
  5. Составление программы заимствований и контроль за внутренним и внешним долгами
  6. Разработка концепций в сфере развития финансовых рынков страны
  7. Формирование и контроль за проведение политики формирования государственных запасов драгоценных камней и драг. металлов
  8. Формирование единой для бюджетов всех уровней методологии наполнения бюджетов
  9. Обеспечение государственного финансового контроля
  10. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Про управление финансами подробнее будет рассказано в рамках следующих статей проекта .

Финансовая система

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. В какой исторический период появились финансы?

Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы; При первобытно-общинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов.

2. Что старше: термин «финансы» или финансовые отношения?

3. Что такое процесс распределения?

Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением .

4. Всегда ли распределение бывает в денежной форме? Приведите примеры неденежного распределения общественного продукта?

5. Какие субъекты участвуют в распределении?

Домохозяйства. Госуд.и муниципальные органы, ораганизации

6. Какие первичные доходы формируются в процессе распределения и подлежат перераспределению?

7. В 1999 году в нашей стране валовое потребление превысило объем ВВП, объясните причину.

8. Перечислите специфические признаки финансов и дайте определение финансов. Финансы – совокупность денежных отношений, связанных с распределением ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства, в результате которых у домохозяйств, организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления формируются и используются денежные доходы, поступления и накопления в целях социально-экономического развития.

9. Приведите примеры финансовых операций и отметьте при этом общие черты. финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов

10. Всегда ли финансовые ресурсы бывают в фондовой форме?

11. Почему в условиях административно-командной системы экономики финансовые ресурсы всегда рассматривались как фонды денежных средств?

12. Назовите характерные черты финансовых ресурсов?

13. Приведите примеры, когда финансовые ресурсы находятся не в собственности тех или иных субъектов, а в оперативном управлении.

14. Приведите примеры фондов денежных средств коммерческих и некоммерческих организаций, органов власти и местного самоуправления.. Перечислите методы формирования и использования финансовых ресурсов.

15. Определите понятие «финансовый рынок».

Финансовый рынок – это особая сфера экономических отношений, которые возникают по поводу перераспределения имеющихся финансовых ресурсов всех субъектов экономики на основе механизма купли-продажи в различных формах временно свободных денежных средств населения, организаций, государства и местного самоуправления.

16. Какие возможности дает финансовый рынок тем или иным субъектам? Назовите основные элементы финансового рынка?

17. Приведите примеры мобилизации средств коммерческими организациями на финансовом рынке.

18. Приведите примеры размещения средств различных экономических субъектов на финансовом рынке.

19. Доступность привлечения дополнительных средств на финансовом рынке различными субъектами хозяйствования.

20. Любую ли совокупность элементов можно называть системой?

21. Какие характерные черты системы вы можете назвать?

22. Сравните понятия «финансовая система» и «экономическая система».

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: - социально-экономические отношения; - организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; - хозяйственный механизм; - система стимулов и мотиваций участников; - экономические связи между предприятиями и организациями.

финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

23. Чем отличается подход, используемый для определения финансовой системы, от подхода, используемого для определения денежной, кредитной и банковской систем?

24. Дайте определение финансовой системы.

совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе;

25. Назовите сферы финансовой системы. Финансы домохозяйств, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы

26. Перечислите возможные критерии выделения отдельных элементов финансовой системы.

27. Приведите пример влияния внешних факторов на изменения, происходящие в финансовой системе.

28. Приведите пример взаимосвязи отдельных сфер финансовой системы.

Финансы домохозяйств и организаций взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами – при уплате налогов и страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д.

29. К каким сферам финансовой системы можно отнести налоги? страхование? Налоги – гос.финансы, страхование – финансы организаций

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений и на многочисленные исследования, касающиеся сущности финансовых отношений, в современной отечественной и зарубежной науке до сих пор не выработалось единой позиции в трактовках термина «финансовая система».

Под термином «финансовая система» традиционно понимается совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе. Но кроме этого, в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативно-правовых актах этот термин иногда употребляется для обозначения финансовых учреждений в стране, совокупности денежных рынков и их институтов.

Таким образом, выделяются следующие подходы к определению финансовой системы :

Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход);

Совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);

Совокупность финансовых учреждений.

Функциональный подход чаще всего используется в отечественной литературе, в зарубежной же преобладает институциональный подход.

В нормативных правовых актах термин «финансовая система» также употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка .

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Определение финансовой системы звучит следующим образом - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Финансовая система развитых стран включает следующие звень:

Ч государственную бюджетную систему;

Ч специальные государственные внебюджетные фонды;

Ч государственный кредит;

Ч финансы предприятий различных форм собственности;

Ч финансовый рынок.

Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

Ч государственный бюджет;

Ч местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

Ч государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

Ч бюджеты членов федерации;

Ч местные бюджеты.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Сочетание централизованных и рыночных методов регулирования финансовой системы позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов. Но при этом безусловный приоритет принадлежит государству, которое не просто самостоятельно принимает определенные решения, но и формирует правовое поле, в пределах которого предприятие только и может быть свободно.

В состав финансовой системы входит и финансовый рынок, который выполняет две функции. Во-первых, на финансовом рынке происходит мобилизация капитала. Поскольку размер сбережений не совпадает с инвестициями каждого субъекта экономики ни по сумме, ни по времени, то возникает необходимость в посреднике, который аккумулирует временно свободные денежные средства населения и предприятий. Домохозяйства являются чистыми кредиторами по отношению ко всем субъектам экономики, т.е. население имеет большую сумму сбережений по сравнению с заимствованиями. Предприятия и государство, напротив, являются чистыми заемщиками на финансовом рынке. Во-вторых, одновременно с мобилизацией капитала финансовый рынок организует его перераспределение оптимальным образом и с наименьшими затратами. С помощью финансового рынка направленность средств изменяется в пользу тех хозяйствующих субъектов, которые доказывают эффективность своей деятельности.

Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается. Финансовые ресурсы коммерческих организаций можно разделить на три группы:

1. Собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, добавочный капитал, чистая прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы);

2. Средства, мобилизуемые на финансовом рынке;

3. Целевое финансирование.

Здесь не указаны заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее, заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.