Европейская банковская система. Европейский центральный банк в институционной структуре европейской банковской системы (правовые аспекты)

УИЛЬЯМ Р. УАЙТ
руководитель отделения Банка международных расчетов в Базеле
(Швейцария)

Европейская банковская система нуждается в коренных преобразованиях
Введение евро должно склонить чашу весов в пользу перемен
Чтобы выжить в новых условиях, банкам следует осуществить
серию адаптационных мероприятий

Переход к евро сопряжен с большими трудностями и требует изменения всей европейской банковской системы.

Ситуация в банковской системе Европы

Даже поверхностный анализ положения, сложившегося в данной сфере, свидетельствует о необходимости глубоких перемен. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

n Европейские банки не располагают прочной стартовой базой для проведения реформ. Речь идет прежде всего о низкой норме прибыли, причем долгосрочные перспективы также неблагоприятны.

В последнее время положение банковских институтов, включая Deutsche Bank, ухудшается. Это связано с тем, что их структурные показатели далеки от оптимальных: избыточность персонала, высокий уровень капитализации, неоправданная распыленность операций по разным отраслям хозяйственной деятельности.

n В европейских банках имеются скрытые силы, требующие перемен, которые руководствуются более глубокими мотивами, связанными в первую очередь с меняющейся ролью государства в управлении банковскими институтами. Ранее государство оказывало большое влияние на деятельность банков, всячески поддерживая их. Многие банки, особенно континентальной части Европы, привыкли работать под защитой государства, поэтому им будет трудно адаптироваться к новым условиям. Что касается банков Великобритании, то они ощущали влияние и протекцию государства в значительно меньшей степени.

n Важной движущей силой перемен являются современные информационные технологии и телекоммуникации. С их помощью возрастают объем и сложность банковских операций. Увеличивается и объем информации, цена которой для потребителя постоянно уменьшается.

Основой работы европейской банковской системы становятся долгосрочные отношения между партнерами, а не единовременные, случайные трансакционные сделки.

Что касается отношений банкира и клиента, то для них характерна известная ассиметрия информированности – банкир являлся более информированной стороной. По мере того, как растет доступность и падает цена информации, которая становится обычным товаром, поставляемым клиенту по разным каналам, например через Интернет, под угрозой оказывается сама суть установившейся практики отношений в рамках действующей банковской системы. При этом от назревающих перемен больше всего пострадает, видимо, персонал европейских континентальных банков.

Внутрибанковская технология также требует коренной перестройки системы обслуживания клиентов, в том числе в местных отделениях банков, где осуществляется основной объем банковских услуг. В условиях возросшего информационного обеспечения людей работать по-старому уже нельзя. В распоряжении клиента оказывается электронная техника, которую он может использовать в своих отношениях с местными банковскими отделениями. Последние перестанут играть роль активной составляющей баланса банка и перейдут в его пассивную часть. Такая переоценка ценностей особенно тяжело отразится на положении европейских континентальных банков.

n В разряд движущих сил грядущих перемен в европейской банковской системе следует отнести и позицию держателей акций. Ранее уже отмечались низкие поступления европейских банков от акционерного капитала. В течение многих лет они как-то находили выход из этого положения, при этом акционеры, включая государство, особенно не вникали в суть предпринимаемых шагов.

Однако постепенно держатели акций стали менять свои отношения с финансовыми институтами. Наиболее деятельные из них буквально ломятся в двери банков, предъявляя свои претензии. Активизировались члены многочисленных национальных и международных пенсионных фондов. Акционеры многих компаний, желающие узнать о своих перспективах, обращаются непосредственно в правления финансовых организаций с требованиями повышения дивидендов. Такая позиция держателей акций является непривычной для европейских банков и, несомненно, приведет к изменениям в их практике.

n В 1990-1993 гг. был принят ряд банковских директив, единый паспорт для банков Европы с расчетом на усиление конкуренции в данном секторе. Однако упомянутые меры не дали ожидаемых результатов. Благоприятная для изменений обстановка не была создана. Это связано с тем, что наряду с силами, выступающими за изменение существующего положения, имеются силы, требующие сохранения статус-кво.

Наиболее мощным консервативным фактором является то обстоятельство, что хотя на первый взгляд в Европе существует единое экономическое пространство для оказания банковских услуг с едиными директивами, единым банковским паспортом, однако между странами по-прежнему сохраняются огромные различия в отношении систем налогообложения, регулирования, права, контроля и составления отчетов, стандартов хранения и передачи информации, технических стандартов, порядка занятости, не говоря уже о культурных различиях.

Хотелось бы надеяться, что в этом противостоянии победят силы, выступающие за изменение сложившейся ситуации.

Евро как катализатор перемен
в европейской банковской системе

Переломную роль в пользу изменений может сыграть введение в Европе единой валюты. Это связано с двумя причинами.

n Одна из них касается рынков ценных бумаг в Европе. Нельзя сказать, что они достигли высокого уровня развития. С появлением евро появится возможность создания единого рынка ценных бумаг, охватывающего все крупные европейские страны. Издержки эмиссии и подписки резко снизятся, что вызовет настоящий взрыв на этом рынке. Спрос на ценные бумаги может достичь таких же размеров, как бывало в случаях предоставления кредитов на очень выгодных для получателя условиях. Тем самым рынки ценных бумаг превратятся в важный конкурентный фактор европейской банковской системы.

Примерно через десять лет в регионе сформируется первоклассный рынок ценных бумаг, но шансы на нем будет иметь лишь ограниченное количество банков, оперирующих в мировом масштабе. Другим предстоит ожесточенная борьба за выживание. Рынки ценных бумаг при наличии единой валюты принесут им много дополнительных трудностей.

n Важное значение имеет и то обстоятельство, что евро может выступить в качестве катализатора межбанковской конкуренции в регионе, причем единая валюта вызовет изменения в самом характере конкуренции.

Процесс может начаться непосредственно с клиента. К примеру, если его не удовлетворит процентная ставка местного банка, например, в Германии, он имеет возможность воспользоваться услугами французского банка, положив деньги на счет или взяв ссуду в этом банке на более выгодных условиях, тем более что при единой валюте отсутствуют риски по обменным курсам. Определяющим фактором в пользу такого решения является также электронная связь и Интернет, которые исключают необходимость личного присутствия клиента при заключении сделки. Таким образом, и современные технологии, и единая валюта ведут к значительному обострению конкуренции между банками на уровне клиента.

Введение евро может затронуть и правовой аспект конкуренции. Выше уже говорилось о законодательных различиях в европейских странах. Это относится и к банковскому законодательству. По мере того, как начнет обостряться конкуренция между банками, доходы населения начнут испытывать разного рода давление.

Клиенты банков (и население в целом) начнут понимать, что местные банковские институты, например чешские или французские, не в состоянии конкурировать с зарубежными, например немецкими или итальянскими, по ряду причин, скажем, из-за недостаточно твердых гарантий по вкладам. В этом случае напряженность в отношениях между банками и клиентами способна обостриться до предела. Ситуацию можно разрешить с помощью протекционистских мер, но это тупиковый путь, не приемлемый в условиях интеграции. Решение проблемы следует искать на пути постепенного сглаживания различий или их быстрого и радикального устранения. В любом случае, однако, конкуренция между банками будет возрастать.

Наконец, под влиянием единой валюты может измениться и само поведение финансовых организаций. Перемены могут начаться с отношения к клиенту. Национальные банки быстро поймут, что надо бороться за симпатии не только своего клиента (например, чешского или немецкого), а за внимание клиентов на всем европейском континенте. Добиться этого нелегко. В своей рыночной политике банки должны учитывать ряд новых аспектов. Например, сегодня банки, реализуя денежные операции, вынуждены брать на себя риски, свойственные рынку капитала. С введением евро сразу отпадает важнейшая форма риска, связанная с колебаниями курсов валют.

Адаптируясь к новым условиям борьбы за клиента, банки должны будут больше внимания уделять рискам по кредитованию, следить за тем, куда идут кредиты и с какой целью они будут использоваться, т.е. четко отличать надежные кредиты от сомнительных. Но как только банки возьмут на вооружение подобную линию поведения по отношению к клиенту, он, в свою очередь, постарается найти такие процедуры, которые позволят ему надежно отличать хорошего кредитора от плохого, попытается найти "хороший" кредит, т.е. на предпочтительных для него условиях, независимо от того, где расположен банк – во Франции, Германии, Швейцарии или любой другой стране Европы или даже мира. Национальные связи между банками, с одной стороны, и клиентурой – с другой, начнут быстро рваться. Между самими банками резко обострится конкуренция в борьбе за клиента. Евро станет в этом плане мощным катализатором крупных изменений в европейской банковской системе.

Необходимость адаптационных мер

В новых условиях банки будут вынуждены перейти от рычагов давления к мерам адаптации. Факторы в пользу перемен обретут такую силу, что банки уже не смогут противостоять им и будут вынуждены к ним приспосабливаться. Выбор адаптационных мер довольно широк.

n Прежде всего банковские компании должны снизить свои издержки, что может быть достигнуто в результате, например, сокращения численности персонала или сужения функционального диапазона деятельности. В Европе в этом направлении делалось очень мало по сравнению с другими регионами. Между тем отказ от таких мер означает уступить дорогу конкурентам.

n Другой шаг на пути к адаптации – предложение новых видов услуг, однако сложность здесь в том, что любой конкурент может сделать то же самое. Поэтому банк должен найти возможность опередить конкурентов в разработках своих новинок.

n Важное значение может иметь также круг мероприятий в рамках межбанковской активности в форме слияний, поглощений, реструктуризации и т.д. Если обратиться к конкретным данным, то они свидетельствуют о том, что по масштабам реструктуризации континентальная Европа значительно отстает от англоязычных стран (США, Великобритании, Канады и Австралии). Так, в период с 1991 по 1997 г. общая сумма капитала, сменившего владельца в результате слияний, укрупнений и приобретений в банковском секторе США, составила 330 млрд долл., в то время как в Европе этот показатель оценивается в 111 млрд долл. (при этом в него включены недавние данные Союза швейцарских банков о слияниях в сумме 23 млрд долл.). Дело, конечно, не в том, чтобы поменять вывески на дверях банков, назвав это слиянием или укрупнением. Необходимы конкретные результаты по сокращению банковских издержек, что особенно трудно в переходный период.

n В качестве условия успешной адаптации к быстро меняющейся обстановке можно назвать и готовность банков взять на себя дополнительные риски, причем такая позиция должна стать элементом их политики. Собственно, готовность пойти на риск, особенно в трудные времена, всегда были традиционным качеством банкиров, присущим им еще во времена зарождения банковского предпринимательства. Рискуют банки и в наши дни, поэтому не правы те, кто считает, что такого больше не случается. В последние два года Банк Франции, например, направил два письма в адрес крупнейших банков с предупреждением, что предоставляемые ими кредиты принесут убытки и следует приостановить кредитование на практиковавшихся условиях определенному кругу клиентов.

В середине 90-х годов европейски банки, испытывая трудности на внутреннем рынке, сделали объектом своей деятельности азиатский регион, чувствуя, что, несмотря на риски, могут заработать там хорошие деньги. Они крупно рисковали, предоставляя кредиты азиатским клиентам, при этом их риски были значительно выше, чем сегодня у японских банков в этом регионе.

В принципе готовность к риску должна оставаться традиционным качеством в моделях поведения банкиров, тем более когда речь идет о возможности получения высокой прибыли.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что в европейской банковской системе происходит противоборство сил, выступающих за перемены, и сил, отстаивающих статус-кво. Введение евро окажется фактором, который склонит чашу весов в пользу быстрых перемен во всех сферах банковского предпринимательства. Эти изменения неизбежно приведут к резкому обострению конкуренции в банковской системе Европы и затронут все слои населения. На уровне государственной политики любые изменения, особенно быстрые, необходимо тщательно отслеживать. При малейшей возможности принятия банками повышенного риска контроль и регулирование должны быть усилены. Это, видимо, станет важной задачей государственной политики по отношению к европейской банковской системе на предстоящее 10-летие.

Из выступления на Европейском банковском и финансовом форуме-98 (г.Прага, 24 марте 1998 г.).

Официальный сайт ecb.europa.eu

European Central Bank — это ведущее международное кредитно-финансовое учреждение, объединяющее финансово-денежные системы государств, входящих в Евро союз и Зону евро, созданное в целях проведения единой и независимой политики стран — участниц Евро союза, обеспечения стабильности валюты ЕС и цен на территории Еврозоны, создания официальных валютных запасов Европейского союза, организации международного кредитования и финансовой взаимопомощи между государствами Евросоюза.

European Central Bank — это центрбанк Евро союза, образованный 1 июня 1998 года. Штаб-квартира банка находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне, Германия. В штат банка входят все представители государств членов Европейский союз. Финансовое учреждение, которое является полностью независимым от других органов управления Евросоюза, определяет валютную политику стран Евросоюз, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет официальными резервами Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), имеет право санкционировать денежную эмиссию банкнот в пределах валютного союза.

Цели, задачи и функции Европейского центрального банка

European Central Bank является главным банком Еврозоны и Евро союза, созданный для координации денежной политики стран — участниц европейского валютного валютного союза. Сам по себе Европейский центральный банк ставит приоритетной задачей удерживать стабильные цены и контролировать уровень инфляции в государствах, пользующихся евровалютой.

Одной из целей создания Евро союза было образование единого рынка, обеспечивающего свободное перемещение капитала, товаров и услуг между более чем 360 миллионами жителей объединенных государств. Для облегчения расчетов между ними была создана единая валюта - евро. На сегодняшний день European Central Bank представляет собой особое юридическое образование, действующее на основании международных соглашений. Его уставной капитал при создании составил более 5 млрд евро, акционерами являются центральные банки стран Европы.

Высший орган Центрального банка Европы – совет управляющих, в который входят члены исполнительного совета и главы центральных банков стран – участниц зоны евро. Текущее руководство деятельностью банка возложено на исполнительный совет, который состоит из шести участников, в том числе председателя и его заместителя. Их кандидатуры предлагаются советом управляющих и должны быть одобрены Европейским парламентом, а также главами государств, входящих в зону евро.

Главными функциями Европейского центробанка являются:

  • выработка и осуществление кредитно-денежной политики государств Евро союза и Еврозоны;
  • содержание официальных валютно-денежных резервов стран зоны евро и управление ими;
  • денежная эмиссия денежных знаков евро;
  • установление основных процентных ставок;
  • поддержание экономической стабильности в Еврозоне, прежде всего уровня инфляции не выше 2 процентов.

Для осуществления этих функций Европейский центробанк на практике предоставляет стабилизационные займы, проводит залоговые публичные торги для ведущих банков, участвует в валютных операциях, а также совершает другие сделки на открытых рынках.

В своей деятельности Центральный банк Европы формально является независимым. В то же время он ежегодно должен отчитываться перед Европарламентом, Европейской комиссией, Советом Европейского союза и Советом Европы.

Финансовая интеграция стран Европейский союз — это многоплановый процесс, который влияет на всю систему мировых финансов. Направления и степень этого влияния зависят в значительной степени от стабильности, устойчивости, привлекательности новой еврика, а также от целей, ориентиров, механизмов реализации единой денежно-кредитной политики стран Евросоюз, а точнее — членов ЕВС.

Организационное устройство и задачи Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ)

В настоящее время контроль за кредитно-денежной политикой в зоне евро осуществляет ЕСЦБ. Европейская система центральных банков (см. рисунок) — это международная банковская система, состоящая из Центрального банка Европы и национальных центральных банков государств — участников Евросоюз. Национальные центральные банки (НЦБ) государств, не являющихся членами Европейская валютная система, — Англии, Дании, Греции и Швеции, входят в нее со специальным статусом: они не имеют право принимать участие в принятии решений.

Создание Европейской экономической валютной системы было настоящим прорывом в области валютной интеграции .

Во-первых , не выходя из глобальной международной валютной системы, Европейские сообщества совершенно определенно провозгласили свою «валютную независимость», что полностью отвечало их возросшей роли в всемирной экономике. Они впервые решили строить свою коллективную валютную политику самостоятельно, подкрепляя эту самостоятельность адекватным институциональным механизмом.

Во-вторых , вместо равнения на доллар и синхронизированное движение обменных курсов своих валют по отношению к нему западноевропейские страны решили ориентироваться на стабильность самих этих валют. Стабильное соотношение паритетов должно было рассматриваться впредь как нормальное состояние. Оно могло быть подвергнуто пересмотру лишь в случае крайней необходимости, причем не в одностороннем порядке, а по решению Комиссии европейских сообществ и государств-участников.

В-третьих , на смену бесхребетной «змее» пришла более структурированная система, имевшая, по крайней мере теоретически, определенный внутренний стержень, — ЭКЮ. Это была принципиально новая коллективная расчетная единица, представлявшая собой «корзину» валют всех стран-участниц.

В-четвертых , создав Европейскую экономическую валютную систему, государства-участники пошли на беспрецедентный шаг сознательной передачи в коллективное ведение значительной части своего национального суверенитета в области валютной политики.

Сначала определялся паритет ЭКЮ как суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют. Далее проводилась обратная операция – устанавливался паритет каждой индивидуальной валюты в ЭКЮ и ее центральный обменный курс, то есть курс в отношении ЭКЮ. Составлялась сетка перекрестных значений двусторонних обменных соотношений индивидуальных валют на базе их центральных курсов. Определялись пределы допустимых колебаний рыночных обменных курсов индивидуальных валют, которые не должны были превышать 2,25% (6% для итальянской лиры).

Расчетная единица Европейского Экономического Сообщества — ЭКЮ – упразднена, на смену ей введена новая общеевропейская денежная единица – евро. Соответственно, все ссылки на ЭКЮ в юридических документах должны быть заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро в указанном соотношении. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 года).

Механизм Европейской экономической валютной системы включал четыре основных элемента :

– обязательные неограниченные интервенции при достижении пределов колебаний;

– индикатор отклонения, введенный по настоянию Франции, он был призван придать экономическое содержание ЭКЮ, как внутренней основе сетки валютных паритетов. Валюта считалась серьезно отклоняющейся от центрального курса, если индикатор отклонения превышал 0,75. Это означало возникновение ситуации, при которой национальные власти должны были «исправить положение посредством адекватных мер»;

– кредитные инструменты. Введение механизма поддержания курсов валют и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

Система займов типа «своп» между центральными банками, чьи валютные курсы достигли допустимых пределов;

Краткосрочная валютная поддержка, которая оказывалась в пределах сравнительно небольших квот в рамках общей суммы 14 млрд. Займ по этой линии мог предоставляться максимум на 8 месяцев;

Среднесрочная финансовая помощь с кредитным потолком в 11 млрд.

Краткосрочное кредитование проводилось центробанком без каких-либо условий, а среднесрочные займы предоставлялись при условии проведения экономической политики, одобренной Советом Министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов:

  • ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов — RTGS (Real Time Gross Settlements);
  • ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

ТАРГЕТ — это система межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени. ТАРГЕТ состоит из связанных между собой 15 национальных автоматизированных систем оптовых расчетов в режиме реального времени — RTGS, размещенных в каждой из стран-участниц ЕВС и действующих на базе общей инфраструктуры, процедур, и платежной системы Центрального банка Европы в виде механизмов взаимного кольцевания этих центров (Interlinking System). Правительства стран – участниц ЕЭС, не вошедших на данный момент в «зону евро», также сочли необходимым создание на базах своих Национальных центральных банков центров RTGS.

Помимо решения вышеперечисленных задач , Европейская система центральных банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

Денежная эмиссия банкнот и монет

ECB является единственной организацией, имеющей право разрешить денежную эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах Европейская валютная система.

Сотрудничество в области банковского надзора

Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.

Консультативные функции

European Central Bank консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

Сбор статистических данных

Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику. Это в особенности касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета базы резервных требований, а также статистики цен, коль скоро она связана с выполнением упоминавшейся конечной цели денежной политики ЕСЦБ. В частности, в системе уже появились частично гармонизированные индексы потребительских цен.

В пределах, не наносящих ущерба главной цели своего существования – поддержания стабильности цен, Европейская система центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Европейского экономического и валютного союза.

ECB может заниматься обычными для центральных банков операциями : предоставлением займов, в том числе ломбардных (под обеспечение долга ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕВС, а также с драг металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает European Central Bank.

Устав Европейский центральный банк предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской системы центральных банков, с тем, чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве обеспечения долга.

Характерная черта деятельности Европейский центробанк состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центробанка) в совокупном капитале Центральный банк Европы. Это не относится к членам Исполнительной Дирекции, каждый из которых имеет только один голос.

Центральный банк Европы и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитные институты.

ECB и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

Правовой статус Центрального Банка Европы

Европейский центральный банк занимает ведущее положение в институционной структуре европейской банковской системы, объединяя и координируя валютно-финансовые системы европейских государств, является управляющим и организующим ядром Европейской системы центральных банков.

Принципы независимости в деятельности Европейского центрального банка

European Central Bank функционирует на основании двух принципов: принципа независимости и принципа подотчетности.

Принцип независимости поставлен во главу угла в ст. 130 соглашения и ст. 7 Статута, которые раскрывают его значение и содержание. Принцип независимости затрагивает свободу (автономию) в принятии соответствующих решений тем органом, чью деятельность он определяет. Конечно, степень независимости того или иного органа различна. Например, степень независимости центробанка не идет в сравнение со степенью независимости судебной власти, которая существенно выше, но, тем не менее, в определенных случаях можно говорить о независимом центробанке как о четвертой власти в государстве.

Прежде всего принцип независимости покрывает те функции и полномочия Европейский центральный банк и НЦБ, которые закреплены в Статуте и Договоре и, следовательно, не относится к другим функциям этих структур, а именно, функциям, выполняемым не в связи с реализацией целей валютного регулирования.

Данный принцип направлен на то, чтобы исключить потенциальное политическое влияние на эти структуры со стороны институтов органов и учреждений Евро союза, любых правительственных органов (под которыми понимаются как законодательные, так и исполнительные, а также судебные органы, причем по смыслу статьи Статута охватываются все три уровня управленческой иерархии в государстве – общенациональный, региональный и локальный).

Следующий момент в раскрытии смыслового содержания принципа независимости касается того круга лиц, которым запрещено оказывать политическое давление на органы валютного регулирования Евросоюз. Вместе с тем Председатель Совета ЕС и члены Европейской комиссии, либо депутаты Европейского парламента, заслушивающие президента или членов Исполнительного комитета (ст. 284(3) договоренности), должны пытаться создать атмосферу открытого диалога и не переступать тонкой грани, отделяющей свободный обмен взглядами от политического влияния, запрещенного Договором.

Общий принцип независимости включает в свой состав несколько элементов, которые формируют его содержательную ткань. К их числу относятся:

  • организационная независимость;
  • персональная (личная) независимость;
  • функциональная независимость;
  • финансовая независимость.

Совет управляющих , верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих национальными центральными банками (НЦБ) государств – участниц Европейского экономического и валютного союза. Общее руководства Советом управляющих осуществляет Председатель Совета.

Под руководством Совета управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • комитет внутренних аудиторов;
  • комитет по банкнотам;
  • бюджетный комитет;
  • комитет внешней коммуникации;
  • комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • юридический комитет;
  • комитет по рыночным операциям;
  • комитет по кредитно-денежной политике;
  • комитет международных отношений;
  • статистический комитет;
  • комитет банковского надзора;
  • комитет информационных систем;
  • комитет платежно-расчетных систем.

Президент Европейского Центрального Банка

Президент Центрального банка Европы одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, президент представляет Европейский центральный банк во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет Европейский центробанк.

Распределение доходов ЕЦБ и национальных центральных банков

Доход , получаемый национальными центральными банками при осуществлении задач денежной политики ЕСЦБ (далее именуемый «денежный доход»), распределяется в конце каждого бюджетного года. Размер денежного дохода каждого национального центробанка равняется ежегодному доходу, извлекаемому из активов, которые хранятся им в обеспечение банковских билетов, находящихся в обращении, и в обеспечение обязательств, вытекающих из депозитов, созданных кредитными организациями. Эти активы определяются национальными центральными банками в соответствии с ориентирами, которые установит Совет управляющих.

Размер денежного дохода каждого национального центробанка уменьшается на любую сумму процентов, выплачиваемую этим центробанком по обязательствам, которые вытекают из депозитов, созданных кредитными организациями. Совет управляющих может принять решение о возмещении национальным центральным банкам затрат, понесенных ими в связи с денежной эмиссией банковских билетов или в исключительных обстоятельствах отдельных убытков, которые связаны с операциями денежной политики, проводимыми от имени ЕСЦБ. Возмещение осуществляется в форме, которую Совет управляющих признает подходящей; эти суммы могут возмещаться из денежного дохода национальных центральных банков.

Сумма денежных доходов национальных центральных банков распределяется между ними пропорционально оплаченным долям этих банков в капитале ECB, при соблюдении любого решения, принятого Советом управляющих. Зачет и взаимное погашение сальдо по счетам, вытекающие из распределения денежного дохода, производятся European Central Bank в соответствии с ориентирами, установленными Советом управляющих.

Чистая прибыль , получаема Центральным банком Европы, распределяется в следующем порядке:

– определяемая Советом управляющих сумма, которая не может превышать 20% чистой прибыли, передается в общий резервный фонд с предельным размером в 100% капитала;

– остающаяся чистая прибыль распределяется между держателями долей Центральный банк Европы пропорционально оплаченным ими долям.

Если ECB регистрирует убыток , то этот убыток покрывается из общего резервного фонда European Central Bank и, при необходимости, на основании решения Совета управляющих из денежных доходов за соответствующий бюджетный год соразмерно величине и в пределах сумм, выделенных национальным центральным банкам.

Европейский Центральный Банк на современном этапе

На современном этапе деятельности Центрального банка Европы актуальным является вопрос о будущем евро, который имеет два основных аспекта: внутренний и международный.

Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного конфликта интересов. В этом состоит главная слабость евро как валюты: за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.

Внутри ЕВС достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕЭС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Сложившаяся система права и институтов Сообщества обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центробанка. Высшим приоритетом политики Европейская экономическая валютная система объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько успешно евро вписывается в валютную систему и какое воздействие на новую валюту оказывает кризисное состояние этой системы. Рынки акций (в первую очередь американский) явно «перегреты»; объем долларов, обращающихся в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования американской экономикой. Доллар Соединенных Штатов на сегодняшний день, безусловно, остается в роли господствующей резервной валюты. Именно в нем измеряются объемы почти половины торговых операций, совершаемых в мире. В 80% всех финансовых трансакций доллар выступает одной из сторон.

Вместе с тем, экономика Соединенных штатов Америки серьезно уязвима, о чем свидетельствует настоящий финансовый кризис. Доллар не может оставаться единственным фаворитом финансовых рынков. Эксперты предупреждают: если держатели крупных золотовалютных резервов, такие, как Япония и Китай, переведут значительную часть своих авуаров в евро, то американская валюта и американская экономика могут рухнуть. Удельный вес доллара в валютной системе снижается, а удельный вес евро — возрастает. Однако этот процесс протекает с разнонаправленными трендами: периоды подъема курса евро перемежаются с периодами его падения.

Основной упор при разработке антикризисных мер в большинстве развивающихся экономик делается на снижение процентных ставок центральными банками (за исключением Российской Федерации, Белоруссии и ряда других стран), снижение нормативов обязательных резервов для кредитных учреждений с целью высвобождения дополнительных объемов ликвидности, создание новых механизмов предоставления ликвидности финансовым институтам, увеличение размера гарантий по банковским депозитам и задействование своповых линий с монетарными властями других стран.

Меры в области денежно-кредитной политики Центрального банка Европы, направленные на стимулирование экономической активности, заключаются в следующем:

  • расширен список инструментов, принимаемых в качестве обеспечения долга по кредитам ЕЦБ;
  • возросли объемы и сроки кредитования участников рынка со стороны Европейский центробанк, в том числе предоставление Центральный банк Европы ссуд в долларах Соединенных Штатов.

О проблемах современного состояния европейской экономики и деятельности Европейского центробанка происходило обсуждение на прошедшей в августе 2013 года международной пресс-конференции с участием президента Центрального банка Европы М. Драги.

Как следует из докладов президента ECB и других участников, ЕЦБ решил оставить межбанковскую ставку неизменной на уровне в 0,5% на неопределенный срок. В отличие от ситуации с экономикой Англии и заявлением Центрального Банка Великобритании, инфляция в Еврозоне в целом составила порядка 1,6%, что ниже текущей цели в 2%. После 6-квартального снижения экономической активности, наблюдается стабилизация данного показателя на уровне минимума, что соответствует текущему положению в бизнес цикле.

Также, отмечается, что рынки находятся в не самом лучшем состоянии. Тем не менее, эксперты ожидают роста экспортирования Еврозоны благодаря росту внешнего спроса. Более того, скорее всего продолжится политика поддержания роста внутреннего спроса.

Таким образом, European Central Bank рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны в ближайшее время, несмотря на слабость внутреннего спроса, которая ведет к снижению инфляции. Отмечается рост цен в административном секторе, так же как и на товарном рынке, что выглядит не вполне обычно на фоне низкой экономической активности.

Европейский центральный банк рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны

ЕЦБ рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны.

С другой стороны, Европейский центробанк обеспокоен текущей ситуацией на кредитном рынке и отмечают продолжение фрагментации Еврозоны. Так, было отмечено, что риски по облигациям стран Еврозоны будут снижены, за исключением бумаг Испании и Италии, что должно привести к неоднозначным результатам, т.к. именно эти две страны наиболее сильно пострадали в последние годы.

В результате, можно сказать, что ECB оставил свою политику неизменной на неопределенный срок (т.е. до того момента, пока не будет объявлено обратное). Тем не менее, текущая ситуация позволяет надеяться на стабилизацию на низких уровнях активности (хотя бы без дальнейшего падения) согласно текущему положению в бизнес цикле. С другой стороны, European Central Bank продолжит поддерживать ликвидность на денежном рынке, «пока это будет нужно рынку «.

В средние века начинающие банкиры, менялы должны были пользоваться известной степенью общественного доверия. Поэтому они обыкновенно были обязаны получать разрешение от правительства на занятие своим делом. Кроме того, нередко требовалась присяга, представление поручителей или денежного залога.

Все это не могло продолжаться бесконечно и в конце концов привело к законодательному ограничению торговых операций банкиров (например, в Венеции законы 1374 и 1403 гг.), а затем и к постепенному упадку меняльного промысла в Италии

Одним из первых общественных банков был банк в Венеции (Banko delta Piaza de Rialto), основанный в 1584 г. для оживления торговли и промышленности. Банк управлялся чиновниками, назначенными правительством. Вскоре, однако, неопытных чиновников пришлось заменить частными банкирами, которые внесли значительный залог в обеспечение своих операций. Первое время венецианский банк пользовался монополией, и частным лицам было запрещено устраивать банкирские конторы. Во избежание известных неприятностей, упомянутых выше, банку было запрещено производить какие-либо операции на вложенные деньги. За вклады банк не платил никаких процентов.

В 1619 году был основан в Венеции другой общественный банк, так называемый жиробанк на тождественных началах. Через некоторое время первый банк был закрыт и остался один жиробанк. Все расчеты двух венецианских банков велись в особой “банковской монете”, за которую была признана наилучшая из обращавшихся в Венеции монет - dukati d"argento. По отношению к ней пересчитывались другие деньги, поступавшие в кассу банка. Ценность этой монеты на 20% превосходила ценность обычной обращавшейся в Венеции монеты. Как утверждают историки, жиробанк не всегда держался правил о неприкосновенности вкладов; нередко правление отдавало тайным образом большие суммы венецианскому правительству, вследствие чего дважды, в 1640 и 1717 гг., пришлось приостановить платежи звонкой монетой.

Подобные же операции производил генуэзский банк св. Георгия (Casa di S.Giorgio), получивший окончательную организацию в 1407 г. Возникновение его относится к середине XII века и обязано ряду займов правительства у частных лиц, причем в уплату процентов и погашения им предоставлялось взимание некоторых налогов и таможенных пошлин в Генуе. Для сбора налогов и производства расчетов кредиторы государства образовали особые товарищества, которые слились в 1407 г. в одно общество под названием общество св. Георгия. Руководство общества, состоявшее из нескольких членов, было совершенно независимо от государственной власти, и правители республики при вступлении в должность давали присягу сохранить неприкосновенными права и свободу этого учреждения. Уже в 1408 г. обществу было разрешено принимать частные вклады, причем за основание всех расчетов была принята, как и в венецианском банке, особая условная монета. Позднее банк св. Георгия ссужает генуэзскому правительству крупные суммы, для покрытия которых получает право управления колониальными землями Генуи (в частности, островом Корсика и городом Каффа) и взимания многих налогов.

Подобные банки возникли также в Барселоне, Милане, Неаполе и некоторых других европейских городах. Несколько позднее появился целый ряд общественных банков в Нидерландах, Англии и Германии. В Амстердаме первый банк был основан в 1609 г., в Гамбурге - в 1619 г., в Нюрнберге в 1621 г., в Роттердаме - в 1635 г., в Стокгольме - в 1657 г. Тому, кто делал вклад, выдавалось от банка вкладное свидетельство о том, что от него поступила какая-то сумма денег, которую он всегда может получить обратно, а в книгах банка ему открывался особый счет, причем на приход записывались его вклады и платежи ему других вкладчиков, а в расход заносились выдачи, которые давались по его требованию ему или другим вкладчикам.

Первоначально жиробанки ограничивались лишь приемом вкладов на хранение, за что взимали известное небольшое вознаграждение. Но постепенно, на собственном опыте руководство банков убедилось, что требования возврата вкладов ограничиваются всегда только известной их частью, которую можно определить, но никогда не простираются на всю сумму. Так как значительная часть вкладов лежала в банках совершенно непроизводительно, в виде мертвого капитала, то администрация пришла к мысли воспользоваться ими для банковских операций, главным образом для выдачи краткосрочных ссуд.

С этих пор банковские учреждения перестали взимать плату за хранение вкладов, но зато выговорили себе право употреблять вклады для ссудных операций, хотя в то же время банк оставался всегда обязанным возвращать срочные вклады по истечении срока, а бессрочные - по первому требованию.

Таким образом, произошла принципиальная перемена в банковском деле: банки, бывшие простыми хранителями ценностей, становятся посредниками между лицами, обладающими свободными капиталами, и лицами, нуждающимися в кредите. Жиробанки превращаются в так называемые депозитные банки.

Выгода от этого преобразования очевидна. Для вкладчиков она заключалась в освобождении от платы за хранение средств, а для банка - в получении дохода от выдачи денег в займы. Стремясь к расширению операций и доходов, банки стали с течением времени искусственно привлекать вклады, обязуясь платить известный процент за вложенные суммы и получая доход благодаря разнице между процентами, взимаемыми по ссудам и уплачиваемыми по вкладам.

Свидетельства, которое выдавалось банком в удостоверение принятия известной суммы денег на хранение, и по которым можно было получить эти деньги обратно, нередко обращались среди торговцев в качестве платежного средства при совершении сделок. Постепенно эти свидетельства превратились в банковские билеты. Эти билеты выпускались банком на предъявителя. Они представляли собой обязательство банка уплатить предъявителю указанную в билете сумму денег. Вкладчики, внося деньги в кассу банка, получали из нее банковские билеты на сумму вклада и таким образом всегда могли востребовать весь вклад или часть его, предъявив билеты к уплате.

Первое время ценность выпускаемых банком билетов, подобно прежним вкладным свидетельствам, строго соответствовала сумме ценности вкладов. Однако рассматриваемый случай с амстердамским банком подсказал, что можно выпускать банковские билеты на большую сумму, чем имеется вкладов в наличности. Когда при приближении французов к Амстердаму (во время войны Голландии с Францией, в 1672 г.) банк выдал вклады обратно, то на многих монетах были заметны следы пожара, бывшего в банке 50 лет назад. Это обстоятельство подтвердило, что ценность выпущенных билетов не должна непременно равняться ценности наличных денег, поскольку, несмотря на то, что билеты были выпущены на всю сумму лежавших в кладовых банка денег, в банк предъявлялась для обмена на деньги только часть билетов, прочие же оставались в обращении, не возвращаюсь в банк.

Поэтому-то не приходилось трогать некоторую часть лежавших денег по полстолетия и больше. Указанное открытие побудило банки выпускать билеты на сумму, большую, чем лежит звонкой монеты в их кладовых.

Это нововведение имело чрезвычайно важные последствия для развития банковского дела. Оно позволило банкам увеличивать свои оборотные средства и дало, таким образом, большой импульс к развитию кредита. Но оно также создало возможность для злоупотребления со стороны руководства банков, что неоднократно приводило к денежным кризисам.

Дж. Лоу утверждал, что деньги должны быть не металлические, а кредитные, создаваемые банками в соответствии с нуждами хозяйства, иначе говоря, бумажные: “Использование банков - лучший способ, какой до сих пор применяли для увеличения количества денег.

Развивая свою идею, Дж. Лоу объявил еще два принципа, значение которых и в наши дни трудно переоценить:

во-первых, для банков он предусматривал политику кредитной экспансии, т.е. предоставление ссуд, во много раз превышающих хранящийся в банке запас металлических денег;

во-вторых, он требовал, чтобы банк был государственным и проводил экономическую политику государства.

Дж. Лоу был одним из первых, кто понял важнейшую роль кредита в развитии капиталистического производства. Однако, как стало ясно позднее, в этом заложена и опасность для устойчивости банковской системы.

Другая опасность, или другой аспект все той же опасности, - эксплуатация удивительных способностей банков государством.

В то время слово “инфляция” еще не было, но именно она угрожала не только банку Дж. Лоу, но и стране в целом, где этот банк действовал бы.

В декабре 1715 года Дж. Лоу передал регенту письмо, в котором он еще раз объяснил свою идею. В письме есть одно загадочное место. “Но банк, - писал Дж. Лоу, - не единственная и не самая большая из моих идей, я создам учреждение, которое поразит Европу изменениями, вызванными им в пользу Франции. Эти изменения будут более значительны, чем те перемены, которые произошли от открытия Индий или введения кредита..."

В конце 1717 г. Дж. Лоу основал гигантское предприятие - Компанию Индий. Поскольку она изначально была создана для обживания принадлежавшего тогда Франции бассейна реки Миссисипи, современники чаще всего называли ее Миссисипской компанией.

В Англии к этому времени процветала Ост-Индская компания, подобное общество было и в Голландии. Но компания, организованная Дж. Лоу, отличалась от них. Прежде всего, это не было объединение узкой группы купцов, распределивших между собой паи. Акции Миссисипской компании предназначались для активного обращения на бирже. Компания была теснейшим образом связана с государством не только в том смысле, что она получила от государства огромные привилегии, монополию во многих сферах.

В правлении компании рядом с “невозмутимым шотландцем” Дж.Лоу восседал сам Филипп Орлеанский, регент Франции. Компания была сращена со Всеобщим банком, который с начала 1719 г. перешел в ведение государства и стал именоваться Королевским банком. Последний давал капиталистам в ссуду деньги для покупки акций компании, вел ее финансовые дела. Все нити управления обеими учреждениями были сосредоточены у Дж. Лоу.

Таким образом, второй “великой идеей” Дж.Лоу была идея централизации, ассоциации капиталов.

Здесь Дж. Лоу опять “выступил пророком, опередившим свое время”. Лишь в середине XIX в. в Западной Европе и Америке начался бурный рост акционерных обществ. В конце XX в. они охватили почти все хозяйство в экономически развитых странах, особенно крупное производство.

Особенности формирования Европейской банковской системы.

Европейский Союз - это международная организация особого типа, обладающая рядом уникальных особенностей, ярко выделяющих ЕС на фоне всех существующих в современном мире международных организаций. Существует мнение о том, что Европейский Союз перестал являться исключительно международной организацией, в традиционном значении этого понятия, и приобрел некоторые черты государственности. Тем не менее, ЕС продолжает демонстрировать основные признаки международной организации и, с точки зрения науки международного права, не может рассматриваться как что-либо иное. Уникальность Европейского Союза состоит в формировании на его территории единого правового пространства, основывающегося на реализации общих принципов права. Правовое регулирование банковской деятельности в том или ином государстве осуществляется в рамках особой отрасли национальной правовой системы - банковского права. Под банковским правом, как правило, понимается комплексная отрасль права того или иного государства, а применительно к ЕС. Основы для развития сотрудничества государств-членов ЕС в области правового регулирования банковской деятельности следует искать, прежде всего, в Римском Договоре о Европейском Сообществе 1957 года и Едином Европейском Акте 1986 года. В этих документах определялись основные направления и принципы сотрудничества государств-членов в области экономики и финансов, а также в области административно-правового регулирования экономических отношений, в т.ч. и банковской деятельности. Создание системы единообразного банковского регулирования в Европе осуществлялось в рамках институциональной структуры экономического сообщества. В силу принципа взаимного признания лицензий кредитные организации, имеющие лицензию одного из государств-членов на осуществление банковской деятельности вправе свободно предоставлять банковские услуги на всей территории ЕС любым юридическим и физическим лицам и учреждать филиалы и представительства на всей территории ЕС без каких-либо ограничений. Свобода осуществления банковской деятельности на всей территории ЕС способствует полной либерализации рынка банковских услуг и стимулирует конкуренцию, которая предоставляет клиенту широкий выбор, как при выборе самого банка, так и при выборе необходимого банковского продукта. В силу принципа консолидированного надзора органы банковского надзора (национальные ЦБ или специализированные надзорные органы) несут ответственность за осуществление полного и всестороннего контроля над деятельностью национальных кредитных организаций, включая экстерриториальный надзор за их деятельностью за пределами государства происхождения, а также за деятельностью их филиалов, представительств и дочерних предприятий. Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств-членов. В исследованиях по банковскому праву ЕС данный принцип часто именуется «принцип контроля государства происхождения» («home country control»)

В ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские системы.

При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Европе. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.

Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий "банк" и "банковская деятельность". Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов как профессиональное занятие. Именно такая практика принята в банковском законодательстве Бельгии, Италии, Испании, Греции, Люксембурга и других стран. В некоторых других странах (Германия, Франция) термин "банк" или " кредитное учреждение" ассоциируется с более широким набором услуг и не ограничивается только приемом сбережений и выдачей кредита. В некоторых странах, например, в Великобритании, для отнесения к классу кредитных учреждений достаточно лишь выполнения функции приема депозитов. Это позволяет приравнять к банкам некоторые виды специализированных институтов.

В странах Европы модель банковской системы, которая допускает в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций.

В настоящее время основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумагами.

Теперь перейдем непосредственно к Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ).

Банковская интеграция в. Западной. Европе формировалась задолго до создания. Европейского. Союза (далее -. ЕС) и начиналась из элементов валютной интеграции. Римскому договору, закрепивший его создания, пе ередувалы соглашение о многосторонних валютных компенсациях между. Францией,. Италией,. Бельгией,. Нидерландами,. Люксембургом и. Германией, которая присоединилась к ним с 1947 г.. Однако процесс интеграции в банковской с. Фери начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сферрі.

Европейская банковская система, основанная еще в первые послевоенные годы, является результатом и одновременно одним из важных инструментов европейской интеграции и. Европейской валютной системы. Создание эффекты ивно действующей банковской системы потребовало не только кардинальных изменений на законодательном уровне стран, вошедших в состав валютного союза, но и принятия унифицированных требований всеми странами-членами. Пр оцесы реорганизации банковских систем стран. Европейского валютного союза и создания. Европейской банковской системы прошли несколько важных этапов развитияку.

На первом этапе валютные соглашения между странами. Западной. Европы заключались преимущественно на двусторонней основе. На основании этих соглашений осуществлялись: взаимное регулирование платежных балансов, безналичные расчет ункы, обязательный зачет взаимных требований и обязательств, льготное кредитование. Так, в течение 1947-1950 pp было заключено более 400 валютно-клиринговых соглашений, на которые приходилось почти две трети внутренне европейского товарообменіну.

Следующим этапом в эволюции валютных отношений стало функционирование в 1950-1958 годах. Европейского платежного союза (далее -. ЕПС), который развивался на многосторонней клиринговой основе. Этот союз объединяются ував 17 стран. Западной. Европы. Расчеты в его пределах осуществлялись с помощью условной денежной единице, по золотым содержанием приравнивалась к 1 амер долл.. Эта единица стала прототипом европейской валютной единицы, а. ЕПС - прототипом. Европейской банковской системтеми.

Подписание в 1957 г.. Римского договора о создании. Европейского. Экономического. Содружества (далее -. ЕЭС) начало следующий этап в развитии валютных отношений 31 января 1959 г начал функционировать. Евро опейський валютный союз (далее -. ЕВС), в котором продовясувалы сотрудничество все 17 стран, входивших в бывший. ЕПС. Впоследствии из структуры. ЕВС выделился. Валютный союз стран-участниц. Общего рынка. Программа создания этого союза была разработана специальной комиссией, которую возглавлял бывший премьер-министр. Люксембурга. П. Вернер. После принятия 22 марта 1971 г этой программы . Советом. Министров. ЕВС. Зазн ачений документ получил название"План. Вернера", реализация которого имела важное значение в развитии. Европейской банковской системы и была рассчитана на 10 лет - до 1980о 1980 р.

На первом этапе (1971-1974 pp) предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ± 1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на а основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Второй этап (1975-1976 pp) имел характеризоваться завершением указанных мероприятий. Основой третьог в этапа (1977-1979 pp) должны стать: передача наднациональным органам. ЕС некоторых полномочий, принадлежавшие национальным правительствам, создание европейской валюты с целью выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставилась задача учредить общий центр для решения валютно- финансовым вопросам и объединить центральные банки. ЕС по примеру. Федеральной резервной системы. США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политиколітики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе,"План. Вернера"??не был реализован. Это было обусловлено разногласиями в. ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регул вание валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начале 80-х. Рокив.

Длительный застой в создании. Европейской банковской системы продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая вз заемозалежнисть и межгосударственное регулирование . Была сформирована разветвленная институционально-организационная структурура.

Следующая попытка создать. Европейскую банковскую систему была связана с трансформацией. Европейского валютного союза в. Европейскую валютную систему. Суть развития указанных процессов определялась реализ зации предложений председателя. Комиссии. ЕС. Ж. Делора, которые после соответствующего их одобрения в апреле 1989г. Советом. ЕС получили название"План. Делора"Он предусматривал поэтапную трансформацию. Европейской валютной систе мы в. Европейский валютный союз - не просто глубокую валютную интеграцию, а образование общего для стран-членов. ЕС. Европейского центрального банка и замену в перспективе национальных денежных единиц единой валютой сообществства.

Важным событием на пути реализации"Плана. Делора"стало подписание в феврале 1992 г в г. Маастрихт и (Нидерланды). Маастрихтского соглашения, которое определило институциональные и правовые основы. ЕВС

2 мая 1998 г. Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали. Австрия,. Бельго гия,. Германия,. Ирландия,. Испания,. Италия,. Люксембург,. Нидерланды,. Португалия,. Финляндия и. Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций. Совета по экономическим и финансовым вопросам. ЕС, следовавший из индивидуальных контрольных оценок. Комиссии. ЕС и. Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных. Маастрихтским договором и протоков олом к??немуого.

Третий этап (1 января 1999 - 1 июля 2002) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту с 1 января 1999 были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц со они евро, а евро стала их общей валютой. Состоялась также замена экю на евро в соотношении 1:і 1:1.

Начала свою деятельность. Европейская система центральных банков (далее -. ЕЦБ), включающий в себя. ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро

"Международные банковские операции", 2009, N 4

На сегодняшний день евро является второй по значимости резервной валютой, и, по мнению многих экспертов, в частности бывшего главы ФРС США Алана Гринспена, есть все предпосылки для того, чтобы евро заменил доллар США в качестве главной мировой резервной валюты. В статье представлен анализ ситуации, сложившейся вокруг единой европейской валюты в связи с финансовым кризисом.

Влияние политики Европейского центрального банка на валютные рынки

Единая европейская валюта находится под юрисдикцией наднациональной банковской системы (европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком). Поэтому действия Европейского банка имеют самое непосредственное влияние не только на экономику государств - членов Европейского союза, но и на всю международную финансово-валютную систему.

В связи с нынешними мировыми экономическими потрясениями действия национальных центральных банков государств - членов Европейского союза стали еще более зависимы от политики Европейского центрального банка, которому после принятия решения о создании валютного союза и введения евро была делегирована ответственность за денежную и валютную политику Европейского союза. Все операции на денежном и форексном рынках стали осуществляться Европейской системой центральных банков.

От того, насколько слаженно, выверенно и своевременно принимаются решения руководством Европейского центрального банка, прежде всего Советом управляющих, зависят стабильность цен в Европейском союзе и устойчивость евро на валютно-финансовых рынках.

Как было заявлено в Европейском центральном банке, начало восстановления европейской экономики ожидается не раньше, чем в 2010 г. Однако с учетом того факта, что политика монетарных властей валютного блока всегда отличалась консерватизмом и отсутствием гибкости, о стабильном росте экономических показателей в зоне евро можно будет говорить позднее указанной даты. Таким образом, антикризисные решения руководства Европейского центрального банка могут дать возможность спрогнозировать дальнейшее положение евро в международной валютно-финансовой системе и экономике европейских государств.

Сложность координации монетарной политики властей объясняется спецификой интеграционного объединения европейских государств. Являясь интеграционным наднациональным объединением государств, передавших значительную часть своих суверенных прав, в особенности в экономической и валютной сферах, наднациональным органам Европейского союза и принимая во внимание различный уровень развитости экономик государств-членов (особенно это касается постсоветских государств, ставших членами Европейского союза совсем недавно), Европейский союз требует непременного учета финансовых показателей каждого отдельного государства, являющегося его членом.

Поэтому действия национальных центральных банков подчиняются политике Европейского центрального банка, который, в свою очередь, зависим от положения дел в национальных банках государств, входящих в зону евро.

В наибольшей же степени независимость национальных банков европейских стран была ограничена в 1998 г. в связи с введением евро в наличный оборот, для чего были образованы Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков, обладающие всеми полномочиями по проведению валютной политики Европейского союза, в частности правом на эмиссию евро. Именно эти институты стали самыми независимыми от политического влияния в Европейском союзе.

Переход к единой европейской валюте

Довольно продолжительный процесс перехода государств - членов Европейского союза к единой европейской валюте обеспечивался слаженной системой, которая была утверждена в 1997 г. на Амстердамском саммите Евросоюза, определившем основные элементы валютной политики, в том числе новый механизм обменных курсов (МОК-2), а также принявшем программные документы - "Повестку дня - 2000", в которой были определены основные направления развития Европейского союза и его политики в наступающем веке, и "Пакт стабильности и роста", открывший путь к введению евро 1 января 1999 г. Последний документ весьма важен для государств - членов Европейского союза, так как он впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета.

В соответствии с этим документом в случае, если участник экономического и валютного союза превышает установленный в Маастрихтском договоре <1> лимит дефицита бюджета, Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушителю применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф. Кроме того, на указанной выше межправительственной конференции был согласован механизм Европейской валютной системы-2. Данная система предполагала регулирование отношений между евро и национальными валютами стран, которые не являются участниками валютного союза.

<1> Договор, подписанный 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу, в частности установивший ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза Европейской системы центральных банков.

Кроме того, обеспеченность единой европейской валюты реализуется через эффективность технической базы платежей и расчетов, в частности системы, с помощью которой крупномасштабные трансграничные сделки могут обслуживаться в течение того же дня.

В Европе существуют три альтернативы для осуществления международных платежей:

  1. платежная система Европейской системы центральных банков TARGET <1>;
  2. система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации, в настоящее время носящей название "Европейская банковская ассоциация" (EBA - Euro Banking Association);
  3. национальные клиринговые системы, которые будут выполнять функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов отчетности, обеспечения возможности удаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории экономического и валютного союза.
<1> Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени - Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET, транснациональная автоматическая система расчетов при проведении крупных платежей в режиме реального времени, которая основана на национальных системах валовых расчетов в режиме реального времени стран, использующих для расчетов евровалюту (http://www.target.com/).

Система TARGET, через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в Европейском союзе, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET - сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность.

Структура TARGET представляет собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении Европейского центрального банка остаются только наиболее общие функции.

Банковская ассоциация евро представляет собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходит в течение дня, а окончательный расчет - в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию ЭКЮ <2>, она объединяет 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная система, которая отвечает всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходит около трети всех трансграничных платежей в Евросоюзе.

<2> Сокращение от European Currency Unit - европейская валютная единица, действовавшая на территории Европы с 1979 по 1998 г., до введения евро; ЭКЮ рассчитывалась исходя из котировок всех валют, входивших в европейскую валютную систему, стала универсальным платежным средством - учетной и расчетной единицей, позволяющей осуществлять платежи между странами и выдавать кредиты.

Структура и функции Европейского центрального банка

Европейский центральный банк располагает максимальной степенью наднациональных полномочий в системе Европейского союза. Проводя свою политику вместе с правительствами национальных государств, чьи интересы не всегда схожи, Европейский центральный банк проявляет свою независимость в следующих четырех направлениях: институциональном, операционном, персональном и финансовом.

Эти сферы действия зафиксированы Маастрихтским договором, который установил, что управляющие национальными центральными банками Европейского союза, входящие в Генеральный совет Европейского центрального банка, не должны иметь политических воззрений, обладать личной свободой; члены трех рассмотренных ниже советов Европейского центрального банка избираются сроком на восемь лет, а президенты национальных банков - сроком на пять лет; банк обладает оперативной свободой: Европейскому центральному банку предоставлен самостоятельный выбор в применении инструментов денежного рынка.

Денежная политика, проводимая Европейским центральным банком, опирается, прежде всего, на операции на открытом рынке, а также на политику минимальных резервов и на управление кредитованием.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава "генеральный принцип", согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством ("принимающими решения органами") Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих, в который входят Исполнительный комитет и управляющие центральными банками стран-членов. Назначение членов Исполнительного комитета осуществляет Европейский совет глав государств и правительств по рекомендации Совета по экономике и финансам на восемь лет с невозможностью повторного назначения.

Полномочия по формулированию и осуществлению единой денежной политики стран Евросоюза возлагаются на Совет управляющих, основными функциями которого являются: адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков; определение ключевых элементов денежной политики Европейского экономического и валютного союза, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов национальных центральных банков; утверждение правил внутренней организации Европейского центрального банка и порядка представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция, включающая президента, вице-президента и четырех членов, проводит денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих Европейского центрального банка и определяющими действия национальных центральных банков.

Генеральный совет, третий руководящий орган, включает президента и вице-президента Европейского центрального банка и управляющих национальными центральными банками всех стран Европейского экономического сообщества независимо от их участия в Европейском экономическом и валютном союзе. К основным задачам Генерального совета можно отнести следующие:

  • осуществление консультационных функций Европейской системы центральных банков;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым национальными банками.

Президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet) одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального совета. Согласно законодательству Евросоюза он представляет Европейский центральный банк во внешних организациях.

При создании Европейской системы центральных банков в качестве главной цели ставилось поддержание стабильности цен, как это было заявлено в уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Согласно названному документу, она достигается путем реализации следующих конкретных задач:

  • определение и осуществление валютной политики ЕС;
  • проведение международных валютных операций;
  • хранение официальных валютных резервов стран - участниц Европейской валютной системы и управление ими;
  • обеспечение нормального функционирования платежной системы.

Единую денежно-кредитную политику, определяемую Советом управляющих Европейского центрального банка, децентрализованно внедряют национальные центральные банки. Она должна удовлетворять следующим условиям:

  • соответствие рыночным принципам;
  • равноправный режим для всех;
  • простота;
  • поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости;
  • децентрализация;
  • непрерывность;
  • согласованность.

Она также должна соответствовать управленческим решениям Европейской системы центральных банков.

Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран - участниц Европейского экономического и валютного союза. Взнос каждого национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка (по уставу Европейского центрального банка центральные банки должны передать ему валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд евро).

Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их собственных обязательств по отношению к международным организациям.

В сферу деятельности Европейского центрального банка входят:

  • предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
  • операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
  • установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран - членов Европейского валютного союза.

Полномочия по обеспечению бесперебойного прохождения платежей и управлению иностранными резервами стран-членов, осуществлению валютных операций в отношении третьих стран, хранению официальных международных ликвидных резервов государств-участников и управлению ими, обеспечению бесперебойного функционирования платежных и расчетных систем также возлагаются на Европейский центральный банк.

Национальные же банки должны содействовать реализации единой денежной политики еврозоны, а Европейский центральный банк, в свою очередь, способствует "плавному осуществлению политики, проводимой компетентными органами в отношении разумного надзора за кредитными учреждениями и стабильностью финансовой системы" <1>.

<1> Европейский союз. Прошлое, настоящее, будущее. Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: Международная издательская группа "Право", 1994. С. 23.

Европейский центральный банк и национальные центральные банки могут:

  • устанавливать отношения с финансовыми институтами в третьих странах и международными организациями;
  • приобретать и продавать все типы активов в иностранной валюте и в драгоценных металлах;
  • проводить все типы банковских операций в отношениях с третьими странами и международными организациями.

Основные инструменты денежной политики Европейской системы центральных банков определены в уставе (ст. ст. 17 - 24). К ним относятся проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

Валютная политика в период финансовой нестабильности

В соответствии с Конституционным договором 2004 г. <1> Европейский центральный банк включен в систему институтов Европейского союза, что позволит ему при условии принятия всеми его государствами-членами данного документа играть главную роль в финансовой и валютной политике, обеспечивать в дальнейшем достижение целей и задач европейской интеграции на основе интегрированных базисных структурных компонентов.

<1> Международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты Европейского союза. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. На данный момент в силу не вступил.

Однако, пока Конституционный договор не принят всеми государствами, входящими в Европейский союз (тем самым создается неспокойная политическая ситуация в Европе, влияющая и на развитие экономики), а просторы международной валютно-финансовой системы дестабилизированы, план действий по дальнейшему развитию европейской банковской системы был кардинальным образом пересмотрен, в результате чего были предприняты беспрецедентные меры по реформированию валютной системы.

Комиссар Европейского союза по экономическим и валютным делам Жоакин Алмуниа 6 апреля 2009 г. в Брюсселе призвал членов союза проявлять солидарность и согласованность в своих действиях, а также взаимодействовать в международных делах, с тем чтобы оказать большее влияние при принятии решений в области глобальной экономики. Европейский союз стал участником инициативы о проведении финансового саммита Группы 20 в Лондоне, выступавшего за реформирование действующей международной финансовой системы и усиление контроля над финансовыми структурами. Союз сыграл важную роль в стимулировании экономического восстановления - на сегодняшний день финансовые институты Европейского союза активно проводят мероприятия по согласованию своих действий в рамках Международного валютного фонда.

Одновременно с указанными заявлениями Европейским центральным банком начиная с осени прошлого года предпринимаются самые активные действия с целью ограничения влияния мирового финансового кризиса на экономику и финансовые рынки еврозоны.

В частности, Европейский центральный банк обеспечивает скоординированное понижение ставок ведущими центральными банками стран мира, несмотря на то что процентная ставка всегда рассматривалась в качестве инструмента борьбы с инфляцией как главной цели, закрепленной в уставе банка.

Риск дефляции экономики Европейского союза заставил его руководство предпринять новые меры. 27 ноября 2008 г. Европейская комиссия направила в Совет сообщение под названием "Европейский план экономического восстановления". Оно начинается со слов о том, что сложившиеся обстоятельства являются "настоящим испытанием для правительств и институтов" Европейского союза, которые должны проявить воображение, приверженность принципам и гибкость подходов. Авторы документа подчеркивают, что государства-члены должны совместно противостоять рецессии. Для убедительности тезис завершается фразой: "Мы утонем или выплывем вместе".

План строится на двух опорах - наращивании потребительского спроса и усилении конкурентных позиций Евросоюза в долгосрочной перспективе. Для этого разработана стратегия "умных" инвестиций, включающих инвестиции в повышение эффективности использования энергии и энергосбережение, в чистые технологии, а также в развитие исследовательской инфраструктуры.

Главными принципами плана объявлены солидарность и социальная ответственность. Безусловно, такой документ, характеризующийся излишней эмоциональностью, больше свидетельствует о недостаточной на момент начала кризиса координации экономической политики государств - членов Евросоюза, несмотря на наличие общей экономической политики и Лиссабонской стратегии (призванной "делать экономику Евросоюза самой конкурентоспособной и динамичной в мире, основанной на знаниях, обеспечить ее устойчивое развитие, увеличить число рабочих мест, повысить производительность и качество работы, а также увеличить социальную сплоченность"), чем о существовании эффективного плана проведения антикризисных мероприятий. О результативности данной программы можно будет судить не раньше, чем в конце 2009 г.

Ситуация в международной экономической и валютной системе позволила рассмотреть возможность сокращения двухлетнего переходного периода, требуемого для потенциальных участников еврозоны, что обсуждалось на саммите Европейского союза 1 марта 2009 г. Предполагалось уменьшить переходный период на время финансового кризиса, но при этом не смягчать требования к странам-кандидатам. Однако положительного решения по вопросу пока нет. Против ускоренного присоединения государств к еврозоне выступает Европейский центральный банк. В ходе обсуждения вопроса о скорейшем присоединении попросила, в частности, Польша.

Дальнейшее же укрепление позиций Европейской банковской системы в экономической и валютной областях во многом зависит от процесса привязывания третьих стран к единой европейской валюте, который в последнее время идет очень активно, а по мере углубления финансового кризиса только ускоряется.

Сейчас членами еврозоны являются 16 из 27 государств Европейского союза. Самой последней к зоне присоединилась Словакия, на территории которой евро был введен с 1 января 2009 г. Латвия, Литва и Эстония находятся сейчас в переходном периоде, длительность которого может изменяться по решению Европейского центрального банка или Еврокомиссии в зависимости от готовности экономик стран к присоединению. Однако, по прогнозам Европейского центрального банка, затянувшаяся рецессия серьезно ударит по ослабленному банковскому сектору шестнадцати стран, входящих в зону обращения евро.

Поэтому самый оптимальный выход из сложившейся ситуации заключается, по мнению некоторых глав центральных банков Европейского союза, в реализации мощной поддержки банков еврозоны, а также в непрерывном осуществлении мониторинга эффективности предпринимаемых Европейским центральным банком мер.

А.В.Сысоева

Государственный университет -

Высшая школа экономики