Экономика малайзии. Особенности экономического развития страны

Европейцы стремились подчинить себе территорию нынешней Малайзии еще с XVI в. Разумеется, главными причинами такого упорства были природные богатства этих краев и проходившие здесь древние торговые пути, Поэтому борьба между европейскими странами за контроль над будущей Малайзией шла столетиями. С конца XVIII в. эти территории постепенно перешли в зону влияния Великобритании.
Экономика английской колонии создавалась в интересах метрополии каучуковые плантации расширялись даже в ущерб иным культурам.
В метрополию также поставлялись олово, лес, в том числе особо ценные породы, пряности. Англичане построили крупные оловянные рудники, создали банки, транспортные компании, организовали экспорт малазийских товаров.
После того как в 1957 г. была провозглашена независимость Малайской Федерации, Британия еще долго сохраняла ключевые позиции в экономике молодой страны, контролируя производство каучука, добычу олова, банковский сектор и внешнюю торговлю.
К 1971 г., когда в Малайзии была принята программа Новой экономической политики, страна оставалась аграрной, практически не было промышленности и инфраструктуры. Напряженность между общинами коренных жителей (малайцев и иных коренных народов) и китайской и индийской общинами во многом объяснялась и экономическими трудностями. Правительство взяло на себя задачу сформировать современную малайскую бизнес-элиту буквально с нуля, поскольку среди малайцев традиционно считалось, что богатство возможно только от владения землей. К 1970 г. малайцы составляли всего 4,9% от общего числа квалифицированных специалистов в стране, их уровень образования был недостаточен для экономического рывка.
Значительные преференции в сфере предпринимательства, законодательно предоставленные малайцам и иным коренным народам Малайзии, должны были стимулировать их получать образование и участвовать в предпринимательской деятельности. Правительство отправляло студентов учиться за границу и выделяло предпринимателям льготные кредиты.
В рамках Новой экономической политики, осуществлявшейся в 1971-1990 гг., особое внимание уделялось развитию электронной промышленности, современной инфраструктуры, созданию национальной системы образования. Также появились такие понятия, как охрана окружающей среды и сбережение природных ресурсов. Успех НЭП позволил повышать социальные дотации малоимущему населению. Ежегодные темпы экономического роста в 80-х гг XX в. достигали 8%.
Следующий этап развития экономики Малайзии - реализация программы «Национальная политика развития», которая была осуществлена в 1991-2000 гг Финансовый и экономический кризис 1998 г. существенно снизил темпы экономического роста. Правительство пошло на расширение государственного вмешательства в экономику, ввело контроль над вывозом капиталов и перемещением финансовых средств, а также прибегло к стимулированию внутреннего спроса и потребления.
Сегодня в Стране осуществляется программа «Перспектива-2020», в соответствии с которой к 2020 г. Малайзия должна стать государством с развитой экономикой.

Современную Малайзию уже никак нельзя назвать аграрной страной, хотя ее сельскохозяйственный экспорт по-прежнему велик. Но сегодня добывающая и обрабатывающая промышленность Малайзии динамично развиваются, растет и число наукоемких производств.

Во многом это связано со ставкой на образование, которую правительство страны сделало еще в 70-е гг. XX в. Сегодня Малайзия в стандартах национального образования ориентируется на развитые страны. К 2020 г. предполагается достичь цифры 40% в определении количества людей, имеющих высшее образование. Сейчас этот показатель равен 29%.
Цели, которые перед собой ставит Малайзия, уже облечены в цифры.
Так, предполагается, что до 2020 г. $444 млрд будут инвестированы в проекты, которые помогут к этому сроку утроить ВВП и увеличить показатель годового дохода на душу населения с $6,7 тыс. до $15 тыс.
Основным двигателем такой масштабной программы, по мнению правительства, станет частный капитал. Как предполагает экономическая программа, только 8% инвестиций в новые проекты поступит из государственной казны, еще 32% дадут коммерческие структуры с государственным участием, а вот от частных компаний ждут все 60%. Для внутренних инвесторов разработан 131 инвестиционный проект в 12 отраслях экономики, включая нефтегазовый сектор, производство пальмового масла, туризм, финансовые услуги, образование и инфраструктуру.
В планах страны покрытие всей территории широкополосным Интернетом, развитие ядерной энергетики, строительство скоростной железнодорожной магистрали от Куала-Лумпура к Сингапуру. Расширение производства кремниевых панелей для солнечной энергетики должно вывести Малайзию на второе место в мире среди поставщиков этого важнейшего в наше время товара. Строительство большого регионального нефтехранилища должно обеспечить Малайзии к 2015 г. положение крупнейшего нефтесервисного центра Южной Азии.
Но государство, прежде серьезно дотировавшее экономику, переключит свои ресурсы на увеличение доходов граждан, социальные гарантии, на еще более масштабную поддержку образования. Кстати, учителя и преподаватели в Малайзии - очень уважаемые и вполне состоятельные люди.
Рост благосостояния граждан Малайзии запланирован на 6% в год, что и позволит к 2020 г. достичь уровня дохода на душу населения, который, по мнению экспертов Всемирного банка, является высоким. А ВВП страны к 2020 г. должен составить $523 млрд. «Новая экономическая модель», которую правительство страны презентовало в 2010 г., предусматривает среднегодовые темпы экономического роста на период с 2011 до 2020 г. в 6,5%.
Соревнование с соседними Индонезией, Таиландом и Сингапуром для Малайзии возможно только при качественно новом подходе к экономике, вкупе с ориентацией на производство услуг с высокой добавленной стоимостью. Видимо, будут пересмотрены и преференции для коренного населения. Но сомнений в том, что проект «Новая экономическая модель» станет реальностью, в стране нет ни у кого, от крупного бизнесмена до мелкого торговца.

Общая информация

Малайзия, государство в Юго-Восточной Азии.
Форма правления: федеративная конституционная выборная монархия.
Административно-территориальное деление: 13 штатов и 3 федеральные территории.
Столица: , 1 809 699 чел. (2009 г.).
Язык: малайский (официальный).
Религия: ислам, буддизм, индуизм, христианство.
Денежная единица: малазийский ринггит.
Крупнейшие города : Куала-Лумпур, Субанг-Джайя, Келанг Джорджтаун, Ипох, Серембан.
Главные морские порты: Куантан, Джохор-Бару, Джорджтаун, Келанг.
Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Куала-Лумпур (Сепанг), международный аэропорт Байан Лепас Пинанг (Джорджтаун), международный аэропорт Паданг Мат Серат (Лангкави).
Крупнейшие реки: Паханг Раджанг, Кинабантанг.
Соседние страны: Таиланд, Сингапур, Бруней, Индонезия.

Цифры

Площадь: 329 847 км 2 .
Население: 28 250 000 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 85,6 чел./км 2 .
Экономически активное население: 10 260 000 чел.
Урбанизация: 70%.
Этнический состав: малайцы и родственные группы - 65%, китайцы - 26%, индийцы - 8%, другие этнические группы - 1%.
Протяженность границ: 2669 км.
Протяженность береговой линии: 4675 км.

Экономика

ВВП (номинальный): $214 700 млн (2009 г.), по данным Всемирной книги фактов (ВКФ).
ВВП (ППС): S379 500 млн (2008 г.), по данным ВКФ.
ВВП на душу населения (ППС): $15 700 (2008 г.), по данным ВКФ.
ВВП по секторам экономики: сельское хозяйство - 13% ВВП, промышленность - 46%, сфера услуг - 41% ВВП.
Дефицит государственного бюджета: 7,4% ВВП.
Объем государственного долга: $104 млрд, 45,5% ВВП.
Промышленность, наиболее конкурентоспособные области: добыча и выплавка олова, добыча и обработка древесины, легкая промышленность, сборка электроники, автомобилестроение, переработка нефти и газа; первое место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров, третье место в мире по производству сжиженного газа.
Сельское хозяйство: первое место в мире по производству пальмового масла и третье - по производству натурального каучука.
Сфера услуг: туризм, банковское дело.
Особенности экономики: превышение экспорта над импортом.
Основной экспорт: электроника, нефть, нефтепродукты и сжиженный газ, древесина и изделия из нее, пальмовое масло, каучук, текстиль.

Любопытные факты

■ Эффектные 452-метровые башни-близнецы Петронас (1998 г.) в Куала-Лумпуре кинематографисты сняли уже в 30 фильмах.
■ Малайзия - пример страны, где либеральная экономика уживается с ее жестким по сравнению с западными странами государственным регулированием. Каждые пять лет принимаются новые макроэкономические планы, приоритеты которых обсуждаются всем обществом.
■ Только с 1970 по 1990 г. процент населения, живущего ниже уровня бедности, сократился с 52 до 17%.
■ Впервые задача стать к 2020 г. развитой страной была поставлена в Малайзии в 1991 г.

Индустриально-аграрная страна. Основные отрасли промышленности: резиновая, легкая, электронная, горная (оловодобувна, нефтяная), переработка продукции с / х Ведущее место занимает переработка продуктов с / х и минерального сырья. Транспорт: железнодорожный, автомобильный, морской. В начале 1990-х годов парк автомашин превысил 5 млн. единиц, а общая протяженность дорог составила 92 500 км. Большинство из них находится в Полуостровной Малайзии. Малайский железная дорога соединяет полуостровной части Малайзии с Сингапуром и Бангкоком. На Сабах проложена одна очень короткая линия, а в Сараваке железнодорожное сообщение вообще отсутствует. В стране насчитывается более 40 морских портов. Крупнейшие из них - Пинанг, Пелабухан-Келанг, Диксон и Малакка в полуостровной части страны; Сандакан, Лабуан и Кинабалу в Сабахе; Кучинг в Сараваке. В Куала-Лумпуре, Джорджтауне, Джохор-Бару, Кинабалу и на о. Ланкави являются международные аэропорта.

По данным : ВВП - $ 94,3 млрд. Темп роста ВВП - (-7,5%). ВВП на душу населения - $ 4251. Прямые зарубежные инвестиции - $ 2,2 млрд. Импорт (продукты питания, прежде всего зерно и сахар; электротехническое оборудование, станки, транспортные средства, химикаты, черные металлы, оптика, пряжа и ткани) - $ 77 млрд (г.ч. Сингапур - 24,7%, Япония - 15,9%, США - 13,8%, Южная Корея - 6,7%, Тайвань - 5,1%). Экспорт (нефть, каучук, растительные масла и жиры, древесина и фанера, олово, продукция электронной промышленности, автомобили, резинотехнические изделия, обувь, текстиль, одежда) - $ 94 млрд (г.ч. США - 21,0%, Сингапур - 17,9%, Япония - 10%, Гонконг - 4,6%, Тайвань - 4,1%).


2. Промышленность

В сравнении с большинством других азиатских стран Малайзия обладает развитой промышленностью. В 1996 вклад обрабатывающей промышленности в ВВП составлял примерно 34,5%. Около 90% предприятий сосредоточены в полуостровной части страны, особенно в окрестностях Куала-Лумпура и в отдельных районах штатов Джохор и Пулао-Пинанг. Ключевые производства занимаются переработкой нефти, каучука, древесины, продуктов кокосовой и масличной пальмы, ананасы. На экспорт в значительной степени ориентированы производство тканей, одежды, электронной аппаратуры, электрооборудования, бытовых приборов, транспортных средств. На внутренний рынок поступают пищевые продукты, напитки, табачные изделия, химические препараты, строительные материалы, сталь.

Ежегодный прирост валового внутреннего продукта в 1988-1998 составил ок. 10% в год. ВВП в 1997 достиг 4200 долл. США на одного человека. Экономический подъем сопровождался сокращением доли населения, находящегося ниже черты бедности, с 20,7 до 17,1%. При этом у 40% наименее обеспеченных семей доходы увеличивались быстрее, чем у других социальных групп. Этих результатов Малайзия добилась благодаря ориентации на выпуск экспортной продукции, а также вследствие отраслевой диверсификации производства. К традиционным статьям малазийского экспорта каучука и пальмовых маслу добавились такие важные экспортные товары, как нефть и природный газ. Главным экономическим достижением страны следует считать развитие промышленности, особенно тех ее отраслей, работающих на экспорт. До второго десятилетия XXI века. правительство Малайзии поставило задачу создания в стране развитой экономики; эта программа получила название "Перспектива 2020". Среди важных задач - внедрение современных технологий, улучшение системы подготовки кадров, повышение их общеобразовательного уровня и более равномерное развитие Полуостровной Малайзии и Восточной Малайзии.


3. Лесная промышленность и сельское хозяйство

Лесная промышленность уступает по значению только обрабатывающей промышленности и добыче нефти и газа. Малайзия - один из крупнейших экспортеров древесины ценных тропических пород. В стране разработаны специальные программы охраны и восстановления лесного фонда страны.

В прошлом основу сельского хозяйства Малайзии составляли плантации гевеи, уступившие затем лидирующее место плантациям масличной пальмы. Культивируют также какао, кокосовую пальму, черный перец, ананасы.

Главной продовольственной культурой страны является рис, примерно 87% его посевов размещены в Полуостровной Малайзии. В 1996 было собрано ок. 2,13 млн. т риса. Кроме того, рис импортируют (0,5 млн. т в 1996). Чтобы уменьшить затраты на импорт продовольствия, в стране поощряется производство фруктов, овощей, зеленых культур, а также кормов для скота. Площадь под плодовыми насаждениями расширяется ежегодно более чем на 6%. Почти половина отведена под такую ​​традиционную для Малайзии культуру, как кокосовая пальма. Быстрыми темпами развиваются птицеводство и свиноводство.

Ускоренное развитие морского промысла в стране началось в 1980-е годы после переоснащения рыбацких баркасов. Совершенствование материально-технической базы и новые возможности получения кредитов помогли росту продукции отрасли до 1,2 млн. т в 1996.


Введение

Малайзия - страна с развивающейся экономикой. Она относится к группе наиболее богатых и развитых стран среди развивающихся - к Новым Индустриальным Странам (НИС).

С 1970 года Малайзия начала переход от экономики, основанной на сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых, к экономике, более основанной на промышленности. При помощи различных стран, индустрия стала развиваться, и в течение нескольких лет экспорт Малайзии стал «двигателем» роста экономики страны.

Важным фактором является отраслевая структура ВВП. В Малайзии сельское хозяйство и промышленность занимают значительную часть ВВП.

Малайзия - аграрная страна. Жаркий влажный климат позволяет выращивать многие сельскохозяйственные культуры: каучуковые растения, пальмы (для получения масла), фрукты. Сельское хозяйство Малайзии с колониального времени в основном сохраняет структуру, в которой преобладающим элементом является земледелие. Животноводство развито слабо. Индустриальные методы выращивания скота, так же, как и лова рыбы, только начинают внедряться. Сельское хозяйство, оставаясь доминирующей отраслью экономики, в колониальный период отличалось крайней отсталостью материально-технической базы, низким уровнем развития производительных сил и производительности труда, медленными темпами роста производства.

В Малайзии есть выход к морю, позволяющий ловить рыбу и морепродукты. Дождевые тропические леса, обладают громадным запасом древесины. Вторая важная статья дохода Малайзии - промышленность. Главным экономическим достижением страны следует считать развитие промышленности, особенно тех ее отраслей, которые работают на экспорт.

Особенности экономического развития страны

Развитие экономики Малайзии

Развитие экспортного производства способствовало созданию в Сабахе и Сараваке современных дорог и портового хозяйства. В Сабахе, на северо-западном побережье, была построена небольшая железная дорога. В Сабахе и Сараваке проложено несколько современных шоссейных дорог от морских портов в глубь территории, но дорожной сети как таковой не существовало, так как дороги не были связаны друг с другом.

Масштабы промышленного развития Северного Калимантана были еще меньше, чем в Малайе. Кроме нефтеперерабатывающего завода концерна «Ройал датч-Шелл», в Сараваке, на Северном Калимантане не было крупных предприятий. Фабричная промышленность была представлена небольшим числом предприятий по первичной переработке каучука и лесопильных заводов. Ремонтом импортных изделий и производством несложных предметов домашнего обихода занимались мелкие кустарные и полукустарные предприятия, которые благодаря дешевизне своей продукции могли выдерживать конкуренцию импортных, в первую очередь английских, промышленных товаров. К тому же доставка последних во внутренние районы Сабаха и Саравака была затруднена из-за бездорожья и больших транспортных расходов. Более сложный ремонт импортных изделий производился в Сингапуре.

В конце 50-х -- начале 60-х годов, т. е, в период, непосредственно предшествовавший образованию Федерации Малайзия, экономика Малайи и территорий Северного Калимантана сохраняла ярко выраженный аграр-но-сырьевой характер. Ведущими ее отраслями оставались сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, где создавалась большая часть ВВП, и было занято большинство самодеятельного населения. В Малайе (по Сабаху и Сараваку такие данные за этот период отсутствуют) в 1962 г. ВВП составил 5 527 млн. малайских долларов, из них 33 % приходилось на сельское хозяйство (включая лесное и рыбное хозяйство) и 7% -- на горнодобывающую промышленность. Характерно, что на горнодобывающую промышленность приходилось 45 % ВВП, созданного в сфере промышленного производства, хотя при этом учитывались не только фабричные предприятия, но и предприятия кустарной и полукустарной обрабатывающей промышленности.

Замедление темпа экономического роста Малайзии

В середине 80-х годов в связи с обострением кризисных явлений в мировом капиталистическом хозяйстве, падением мировых цен на сырье и ростом протекционизма со стороны промышленно развитых капиталистических стран произошло замедление темпов экономического развития Малайзии. Это повлекло за собой ухудшение положения населения страны, особенно беднейших его слоев, вызвало рост напряженности во внутриполитической обстановке и обусловило перегруппировку политических сил в отдельных партиях, прежде всего в КАМ, а также в политических партиях Сабаха.

Опасаясь, что эти события могут быть использованы оппозицией, правительство страны пошло на проведение в августе 1986 г. досрочных выборов в Законодательное собрание, срок полномочий которого истекал в июне 1987 г. Предвыборная кампания проводилась в сжатые сроки, что не дало возможности выработки четкой платформы оппозиционным силам. Хотя большинство партий, заявлявших на первых порах о том, что они состоят в оппозиции к правящему Национальному фронту, и объединились во временную коалицию, но далеко не всех удовлетворял их общий лозунг о превращении Малайзии в исламское государство.

«Перспектива - 2020 года»

Ко второму 10-летию 21 века правительство Малайзии поставило задачу создания в стране развитой экономики; эта программа получила название "Перспектива 2020". Для успешного ее выполнения необходимо решить ряд проблем. Одна из первоочередных - добиться более широкого внедрения современных технологий в интересах ускорения общего экономического роста. Среди важных задач - улучшение системы подготовки кадров, повышения их общеобразовательного уровня. Еще одна задача состоит в том, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики в Полуостровной Малайзии и Восточной Малайзии.

Отправить другу


Малайзия - особенная страна. Она отличается от многих других государств сочетанием древних культур, высокого уровня образования и развития, а также поликонфессиональностью, мультинациональностью населения, разнообразием экзотических видов растений, животного мира и кухни.

Страна состоит из двух частей: большая часть Малайзии находится на юге полуострова Малакка - между Таиландом и Сингапуром, здесь располагается и столица государства Куала-Лумпур. Вторая занимает северо-западную часть острова Борнео. На севере Малайзия окружает небольшое, но богатое государство Бруней-Даруссалам, а на юге и востоке граничит с Индонезией. Малайзии принадлежит 1007 островов, крупнейшие из которых - Лангкави, Пинанг, Тиоман. В состав Малайзии входят 13 штатов и 2 федеральные территории - столица Куала-Лумпур и остров Лабуан. Последний, наряду с островом Лангкави, является офшорным центром; на Лабуане открыты представительства всех местных и несколько десятков иностранных банков.

В настоящее время экономика Малайзии - один из признанных лидеров в исламских финансах. Это с учетом того, что мусульмане в стране составляют не абсолютное большинство, а около 63 % населения, этнические китайцы - 28 %, остальные 9 % - индийцы и представители некоренных национальностей.

Развитие финансовой системы Малайзии началось во времена правления султана Малакки Музаффара - 1445-1459, который призвал использовать денежные средства для обмена. Колонизаторы из Португалии, затем Голландии использовали свою национальную валюту. Великобритания, отвоевав территорию Малайзии у голландцев, ввела в обращение английский фунт стерлингов.

Первым органом, отвечавшим за денежную эмиссию, стал учрежденный Великобританией Совет комиссаров по валюте британских колоний-поселений Пенанг, Малакка и Сингапур, который был создан в 1897 г. Он действовал до 1967 г., затем его полномочия были переданы национальному регулятору страны - Центральному банку Малайзии.

Первым коммерческим банком в стране, начавшим работу в 1856 г. на территории провинции в одноименном городе Пенанг, стал Chartered Merchantile Bank of India, London and China. Его филиал был открыт только в 1875 г. Эти банковские учреждения обслуживали горнорудную промышленность, сельское хозяйство, торговлю, занимались переводами денежных средств. Следующий банк - Kwong Yik Banking Corporation, основанный уже китайским капиталом, был открыт только в 1913 г. в штате Селангор.

Центральный банк Малайзии был создан 26 января 1959 г., через два года после получения независимости этой страны. Он является надзорным органом банковской и страховой системы Малайзии, а также осуществляет контроль за рынком ценных бумаг совместно с Комиссией по ценным бумагам Малайзии - Securities Commission of Malaysia. BNM - это и эмиссионный центр, отвечает за денежное обращение, контролирует уровень ликвидности, инфляции, определяет ключевые ставки, отвечает за стабильность национальной валюты, обращение государственных ценных бумаг; является кредитором - инвестором, последней инстанции, а также исполняет функции казначея и банковского обслуживания правительства.

В Малайзии в 1983 г. был принят первый в мире закон об исламских банках, установивший правила функционирования исламских финансовых институтов, положив начало формированию двухкомпонентной финансовой системы этой страны, состоящей из традиционных ссудных и исламских финансовых институтов под надзором единого регулятора - Центрального банка Малайзии, который отвечает за функционирование банковского, страхового и частично фондового рынков.

ИСТОРИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ МАЛАЙЗИИ
Потребность в исламских финансовых институтах в Малайзии существовала всегда, но она многократно усилилась после объявления независимости и принятия Конституции 31 августа 1957 г., когда вместе с развитием национальных институтов малайцы стали требовать и соблюдения их религиозных нужд в экономической сфере. Первым исламским финансовым учреждением в Малайзии стал фонд паломников Lembaga Tabun Haji, созданный в 1969 г. правительством этой страны для того, чтобы верующие смогли накапливать средства на хадж, не нарушая религиозные нормы. Первоначально средства потенциальных паломников накапливались на специальном счете Министерства финансов Малайзии, но их объем увеличивался с огромной быстротой, и стало ясно, что необходимо создание специальных исламских банков для их эффективного инвестирования. Кроме этого понимания «наверху», постоянно шли призывы «снизу».

Во время проведения экономического конгресса в 1980 г. было выдвинуто требование к властям Малайзии создать исламский банк, который бы имел возможность привлекать и накапливать средства мусульман, доверенных ими Совету паломников. В 1981 г. участники Национального семинара по концепции развития ислама обратились к правительству Малайзии с просьбой принять специальный закон об исламских банках, которые будут функционировать по канонам шариата.

Правительство Малайзии для изучения этого вопроса создало Национальный исполнительный комитет по изучению исламской банковской деятельности, который, в свою очередь, изучив опыт египетских и суданских банков, подготовил и обнародовал летом 1982 г. объемный доклад, в котором порекомендовал: - создать банк, функционирующий с соблюдением законов шариата; - принять специальный закон об исламских банках, дополнив и изменив уже действующие законы «О компаниях» 1965 г. и «О банках» 1973 г.; - регулирующим органом всей банковской системы должен оставаться Центральный банк Малайзии; - в каждом из вновь созданных исламских банков надо сформировать Шариатские советы, контролирующие соблюдение шариатских принципов.

Все рекомендации нашли отражение в законе «Об исламском банковском деле» 1983 г., принятие которого позволило создать первый исламский банк в Малайзии - Bank Islam Malaysia Berhad, которому и была передана большая часть средств из фонда паломников.

В том же году был принят «Закон об инвестициях», определивший порядок эмиссии соответствующих шариату государственных инвестиционных сертификатов, и внесены изменения в закон 1973 г. «О ценных бумагах». В 1984 г. принят закон «Об исламском страховании», который определил законодательные рамки функционирования исламских страховых компаний. Закон об исламском страховании был принят при отсутствии специального закона о страховании, которое регулировалось общим законом «О компаниях» до выхода специального закона «О страховании» в 1994 г.

Пионером рынка ценных бумаг страны была Ассоциация биржевых брокеров Сингапура, которая начала работу в 1930 г. С того времени ассоциация превратилась в биржу и много раз меняла название. С 2004 г. и по настоящее время это центральная биржа Малайзии. Рынок ценных бумаг Малайзии с момента его основания контролировался пятью разными ведомствами на основании законов «О компаниях» 1965 г. и «Об индустрии ценных бумаг» 1973 г. Множественность и разнообразие регулятивных требований вызывали трудности у участников рынка и приводили к жалобам в правительство Малайзии.

В 1988 г. специальная рабочая группа порекомендовала создать отдельный регулирующий и надзирающий орган, который также бы отвечал за развитие исламского сегмента ценных бумаг. В 1991 г. Министерство финансов Малайзии создало специальный консультационный комитет, который разработал рабочий документ «О создании комиссии по ценным бумагам» и два проекта постановлений - «Положение о Комиссии по ценным бумагам» и «Положение об индустрии фьючерсных сделок».

Парламент Малайзии утвердил представленные документы в конце 1992 г., дав официальный старт работе Комиссии по ценным бумагам 1 марта 1993 г. после вступления в силу соответствующего закона. Единый регулирующий орган отвечает не только за развитие фондового рынка, но и за другие вопросы, как, например, защита прав инвесторов. Чтобы избежать дублирования функций и конфликта интересов, в 2001 г. были изменены законы «О банковской деятельности и финансовых институтах» 1989 г. и «О Комиссии по ценным бумагам» 1993 г., согласно которым Комиссия по ценным бумагам Малайзии осталась исключительно надзорным органом за рынком частных корпоративных долговых бумаг. Комиссия видит свою миссию в поддержке принципов справедливости, эффективности, стабильности и прозрачности рынка ценных бумаг и фьючерсного рынка, а также в содействии упорядоченному развитию инновационного и конкурентоспособного рынка капитала.

Зона ответственности Комиссии по ценным бумагам Малайзии распространяется на следующие области: регистрация проспектов эмиссий акций и облигаций корпоративных эмитентов; регулирование рынка ценных бумаг и фьючерсных контрактов; вопросы слияний и поглощений компаний; паевые фонды; лицензирование и контроль соблюдения законодательства; взаимодействие с биржами, брокерами, саморегулируемыми организациями; поддержание законодательной, регулятивной и организационной инфраструктуры фондового рынка.

Перед регуляторами в рамках общей цели - создания и обеспечения устойчивого роста развитой двухзвенной финансовой системы поставлены несколько промежуточных задач: - сформировать полноценную и развитую исламскую финансовую инфраструктуру - банки, страховые такафул-компании, рынок ценных бумаг, небанковские финансовые компании и фонды; - разработать с участием шариатских ученых и апробировать линейку исламских финансовых продуктов, востребованных клиентами; - создать условия для привлекательности бизнес-модели исламских финансов не только для мусульман, что значительно увеличит клиентскую базу, позволит привлечь и традиционные финансовые институты на исламский рынок, открывая филиалы, так называемые «исламские окна»; - сформировать в Малайзии глобальный центр по исламским финансам.

Был разработан поэтапный долгосрочный план развития исламского финансового сектора в Малайзии, одновременно с перестройкой всей национальной финансовой системы. Первый период начался в 1983 г. и имел целью становление исламской банковской системы и такафул-страхования. За 10 последующих лет был разработан, согласован и внедрен 21 исламский финансовый продукт. К концу этого периода в М лайзии действовали один полноценный исламский банк, два исламских банка, осуществлявших ограниченный набор операций, 8 небанковских исламских финансовых компаний и 20 традиционных банков.

В 1994 г. начался второй период развития малазийской финансовой системы, упор делался на развитие полноценных рынков, соответствующих шариату. 4 марта 1994 г. Центральный банк Малайзии объявил о начале «беспроцентной банковской программы», которая разрешала традиционным ссудным банкам открывать «исламские окна», оказывая услуги, соответствующие шариату. В программу вначале вошли три из 20 традиционных коммерческих банков Малайзии, а затем присоединились еще 10 ссудных банков. Во время этого этапа Центральный банк Малайзии прилагал активные усилия по развитию исламского межбанковского рынка, создав механизм и структуру межбанковских инвестиций, торгов соответствующими шариату финансовыми инструментами, а также чековую клиринг-систему. Чековая система, хорошо развитая в Малайзии, доставшаяся ей от британских банков, пользуется популярностью и спросом у местной клиентуры до настоящего времени, несмотря на наличие более удобных и безопасных цифровых банковских технологий.

В 1997 г. регулятор принимает решение о необходимости создания Национального консультативного шариатского совета по исламскому банкингу и такафул, который выполняет функции одновременно консультативного и арбитражного органа высшей инстанции.

В 2004 г. в исламском финансовом секторе начался третий этап развития, целью которого стал рост исламских небанковских финансовых компаний, Вакф и Закят-фондов - исламских финансовых компаний, выполняющих функции сбора и перераспределения ресурсов мусульман. Вакф-фонды - благотворительные, распоряжающиеся имуществом, переданным мусульманами и компаниями на нужды общины. Закят-фонды консультируют при расчете обязательного религиозного налога, собирают его и перераспределяют на нужды, определенные шариатом - неимущим, инвалидам, помощь мечетям, образовательным учреждениям и др. Кроме того, в течение третьего этапа велась разработка ранее не используемых продуктов, а также уникальных инструментов, не имеющих аналогов в ростовщических финансовых структурах. Кроме того, Банк Малайзии значительно расширил полномочия исламских банков, разрешив им заниматься операциями, ранее считавшимися непрофильными: торговать товарно-материальными ценностями, землей, недвижимостью, ценными бумагами, осуществлять портфельные инвестиции - покупать акции, участвовать в совместных предприятиях.

Одновременно национальный мегарегулятор объявил о закрытии «исламских окон» у традиционных банков. Центральный банк Малайзии предоставлял каждому банку, открывшему до этого «исламское окно», время и возможность определиться: или этот банк создает полноценный исламский финансовый институт, имея соответствующую лицензию, или действует полностью как ссудный банк.

В августе 2006 г. Центральный банк Малайзии создает несколько учреждений, которые с того времени значительно изменили ситуацию на финансовых рынках Малайзии и всего мира. Прежде всего речь идет о Малазийском международном исламском финансовом центре - MIFC, который был создан по инициативе Центрального банка Малайзии; Управлении по финансовым услугам - ЛАБУАН-офшор; бирже и Комиссии по ценным бумагам Малайзии. Кроме изучения международного и национального рынка исламских финансов, выработки прогнозов, рекомендаций и подготовки стандартов, целью MIFC по замыслу создателей является стимулирование развития Малайзии как одного из региональных и глобальных центров исламских финансов.

Кроме этой известной сейчас во всем мире организации, Центральный банк Малайзии создал в 2006 г. Международную шариатскую исследовательскую академию в области исламских финансов - научно-исследовательский институт, изучающий исламские финансы с точки зрения шариатского права, а также университет - Международный центр обучения исламским финансам. Работает и Глобальный университет исламских финансов, готовящий как профессионалов, так и ученых в области практических исламских финансов. Эти два учреждения известны во всем мире и являются кузницей кадров и источником аналитической информации для всей мировой отрасли исламских финансов.

Результатом работы Комиссии по ценным бумагам стал принятый в 2007 г. закон «О рынках капитала и ценных бумагах», который определил механизмы укрепления защиты инвесторов, расширил полномочия Комиссии по воздействию на рынок и наказанию нарушителей, привел лицензирование к единым стандартам. Также были разработаны основополагающие принципы для выпуска исламских ценных бумаг, включающие порядок назначения советника в процессе эмиссии ценных бумаг; процесс утверждения эмиссии; порядок назначения шариатских советников; механизм определения рейтингов, а также иные требования.

Исламские финансовые инструменты - сертификаты долевого участия сукук - ценные бумаги, обеспеченные активами; пользуются спросом у исламских инвесторов из-за дефицита других эмиссионных ценных бумаг уже широко используются в ряде мусульманских стран, при этом в Малайзии создан крупнейший рынок сукук, который ежегодно растет на 15-20 %. Несмотря на недостаточное развитие рынков ипотечных ценных бумаг и производных инструментов, механизмы их использования уже разработаны и приняты. При этом производные инструменты могут быть использованы на исламских финансовых рынках только для целей хеджирования и недопустимы при наличии элементов спекуляции и неопределенности - например, при сделках - пари.

Существует еще одна государственная организация - созданная в 1986 г. Национальная корпорация по недвижимости Малайзии «Кагамас Берхад, которая контролирует операции институтов, действующих на традиционном и исламском рынках ценных бумаг и недвижимости. Корпорацией разработан механизм выпуска исламских жилищных облигаций, и 25 марта 1994 г. проведена первая эмиссия исламских облигаций Cagamas Sanadat Mudharabah, средства от реализации которых шли на исламское жилищное финансирование. С конца 2001 г. Cagamas начала выделять исламские ипотечные кредиты, а также предоставлять жилье в лизинг.

В 2000 г. официально был принят Общий план развития исламского финансового сектора, определив несколько приоритетов: - Повышать конкурентоспособность на международном уровне, необходимую для поддержания инвестиционных потребностей Малайзии, а также ее долгосрочных экономических целей. - Быть эффективным каналом для мобилизации и инвестирования средств. - Создать благоприятную нормативно-правовую базу, что позволит финансовым рынкам эффективно выполнять свои функции и пользоваться доверием участников.

Были также поставлены крупные амбициозные задачи на 10 лет вперед, предполагающие, что: - Малайзия должна стать общепризнанным региональным и мировым центром исламских финансов. - Активы исламских и страховых компаний составят минимум 1/5 всех активов национальной банковской и страховой системы. - Продуктовая линейка исламских банковских и страховых институтов будет представлена полным набором инструментов, на которые есть спрос клиентов. - Исламские финансовые учреждения станут устойчивыми институтами, обладающими достаточным собственным капиталом и страховыми резервами. - В каждом исламском финансовом институте должен работать шариатский совет, утверждающий все используемые инструменты и осуществляющий мониторинг их использования. - Национальный шариатский консультативный совет будет рассматривать возникающие споры и разногласия в качестве высшей арбитражной инстанции и формулировать рекомендации для всей исламской финансовой индустрии. - Нормативно-правовая база должна обеспечивать равные благоприятные условия для развития как исламских, так и традиционных финансовых институтов, и изменяться в случае необходимости. - Будет функционировать система подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для исламского финансового сектора, изменяемая в соответствии с реальными потребностями исламских финансовых рынков.

Следует признать, что, несмотря на сложность поставленных задач, все они были выполнены. Экономика Малайзия превратилась в лидера исламских финансов, в конце 2010 г. объем рынка исламского капитала превысил 1 трлн ринггит - 330 млрд долл. по курсу на конец 2010 г.

В Малайзии сформирована устойчивая полноценная двухкомпонентная финансовая система, состоящая из традиционного и исламского секторов. Создана и развивается законодательная, регуляторная и организационная инфраструктура. Четко определены функции и задачи регуляторов.

Активную роль в стимулировании развития исламского финансового сектора играет председатель Центрального банка Малайзии Зети Актар Азиз. Благодаря ее руководству система продолжает расти и совершенствоваться. Так, к 2010 г. исламские активы составляли 27 % от всех активов финансовой системы, к 2020 г., по прогнозам MIFC, их объем сравняется с традиционными. Общая сумма вкладов в исламскую банковскую систему в конце 2015 г. составила 25,9 % от общего объема депозитов в банковском секторе, по прогнозам экспертов, в 2020 г. превысит 43 %. Малайзия известна так же как мировой центр подготовки и переподготовки кадров для исламской финансовой отрасли, место проведения международных форумов, конференций по исламским финансам.

Особая значимость для Малайзии исламского финансового сектора выражается в том, что член королевской семьи, наследный принц штата Перак Раджа Назрин Шах является куратором и отвечает лично перед королем за развитие этого направления.

Есть у Малайзии и значительные инвестиционные преимущества, выраженные в развитой инфраструктуре - законодательная, регулятивная система, шариатские стандарты, устоявшиеся бухгалтерские и аудиторские методики, комплексный подход регуляторов, наличие возможности проведения офшорных операций, либеральное отношение к иностранному капиталу, налоговые льготы, защита прав инвесторов и значительном потенциале развития рынка - наличие внутреннего спроса, стимулирование иностранных инвесторов, понятные способы ввода и вывода средств, устойчивая институциональная система.

Официальная политика не только позволила развить финансовую систему страны, но и обеспечила прозрачность проведения сделок, гарантии сохранности инвестиций и равные фискальные условия всем участникам рынка, привлекла инвестиции как на исламских, так и на традиционных принципах.

Исламский финансовый сектор не только предлагает для быстрорастущей экономики Малайзии значительные ресурсы для инфраструктурных проектов через высоколиквидный рынок сертификатов сукук, но и объединяет свои усилия в целях мобилизации средств населения, физических лиц, малого и среднего бизнеса. Поддержанный руководством Центрального банка Малайзии проект консорциума шести крупнейших исламских банков «Платформа инвестиционного счета», представляющий собой интернет-площадку, на которой в режиме реального времени вкладчики смогут разместить свои деньги, а нуждающиеся в инвестициях - привлечь средства в соответствии с исламским правом, является уникальным продуктом и открывает новые перспективы развития исламских финансов как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, одной из последних инициатив Центрального банка Малайзии стала публикация инструкции по эмиссии этических сукук, т.е. выпуск исламских бумаг на нужды социальных отраслей экономики и с отчислениями на благотворительные цели.

Ожидается, что дальнейшая либерализация внутреннего рынка усилит конкуренцию, расширит линейку предлагаемых продуктов и послужит дальнейшей интеграции региона и экспансии малазийского исламского капитала на рынки стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

ЗАРИПОВ ИЛЬЯС АБДУЛБЯРОВИЧ, - кандидат экономических наук, магистр исламских финансов, советник правления банковской группы «ЗЕНИТ», эксперт Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию, Москва, Россия

Развитие экономики Малайзии

Развитие экспортного производства способствовало созданию в Сабахе и Сараваке современных дорог и портового хозяйства. В Сабахе, на северо-западном побережье, была построена небольшая железная дорога. В Сабахе и Сараваке проложено несколько современных шоссейных дорог от морских портов в глубь территории, но дорожной сети как таковой не существовало, так как дороги не были связаны друг с другом.

Масштабы промышленного развития Северного Калимантана были еще меньше, чем в Малайе. Кроме нефтеперерабатывающего завода концерна «Ройал датч-Шелл», в Сараваке, на Северном Калимантане не было крупных предприятий. Фабричная промышленность была представлена небольшим числом предприятий по первичной переработке каучука и лесопильных заводов. Ремонтом импортных изделий и производством несложных предметов домашнего обихода занимались мелкие кустарные и полукустарные предприятия, которые благодаря дешевизне своей продукции могли выдерживать конкуренцию импортных, в первую очередь английских, промышленных товаров. К тому же доставка последних во внутренние районы Сабаха и Саравака была затруднена из-за бездорожья и больших транспортных расходов. Более сложный ремонт импортных изделий производился в Сингапуре.

В конце 50-х - начале 60-х годов, т. е, в период, непосредственно предшествовавший образованию Федерации Малайзия, экономика Малайи и территорий Северного Калимантана сохраняла ярко выраженный аграрно-сырьевой характер. Ведущими ее отраслями оставались сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, где создавалась большая часть ВВП, и было занято большинство самодеятельного населения. В Малайе (по Сабаху и Сараваку такие данные за этот период отсутствуют) в 1962 г. ВВП составил 5 527 млн. малайских долларов, из них 33 % приходилось на сельское хозяйство (включая лесное и рыбное хозяйство) и 7% - на горнодобывающую промышленность. Характерно, что на горнодобывающую промышленность приходилось 45 % ВВП, созданного в сфере промышленного производства, хотя при этом учитывались не только фабричные предприятия, но и предприятия кустарной и полукустарной обрабатывающей промышленности.

Замедление темпа экономического роста Малайзии

В середине 80-х годов в связи с обострением кризисных явлений в мировом капиталистическом хозяйстве, падением мировых цен на сырье и ростом протекционизма со стороны промышленно развитых капиталистических стран произошло замедление темпов экономического развития Малайзии. Это повлекло за собой ухудшение положения населения страны, особенно беднейших его слоев, вызвало рост напряженности во внутриполитической обстановке и обусловило перегруппировку политических сил в отдельных партиях, прежде всего в КАМ, а также в политических партиях Сабаха.

Опасаясь, что эти события могут быть использованы оппозицией, правительство страны пошло на проведение в августе 1986 г. досрочных выборов в Законодательное собрание, срок полномочий которого истекал в июне 1987 г. Предвыборная кампания проводилась в сжатые сроки, что не дало возможности выработки четкой платформы оппозиционным силам. Хотя большинство партий, заявлявших на первых порах о том, что они состоят в оппозиции к правящему Национальному фронту, и объединились во временную коалицию, но далеко не всех удовлетворял их общий лозунг о превращении Малайзии в исламское государство.

«Перспектива - 2020 года»

Ко второму 10-летию 21 века правительство Малайзии поставило задачу создания в стране развитой экономики; эта программа получила название "Перспектива 2020". Для успешного ее выполнения необходимо решить ряд проблем. Одна из первоочередных - добиться более широкого внедрения современных технологий в интересах ускорения общего экономического роста. Среди важных задач - улучшение системы подготовки кадров, повышения их общеобразовательного уровня. Еще одна задача состоит в том, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики в Полуостровной Малайзии и Восточной Малайзии.

Экономика в период Британской колонизации

По данным переписи населения 1957 г., из 2 165 тыс. самодеятельного населения Малайи в сельском хозяйстве было занято 58%, а в промышленности - только 9%. В производстве сельскохозяйственного и минерального сырья и продовольствия было занято 60% самодеятельного населения Малайи. Значительное число работников использовалось в первичной переработке, транспортировке и обслуживании вывоза сырья за границу. По оценке советского исследователя Ф. А. Тринича, в производстве, обработка и вывозе сырья из Малайи в последние годы колониального господства было занято не менее 50% самодеятельного населения страны. Фактически все основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, а в значительной мере и транспорт работали на внешний рынок. В производстве товаров на внутренний рынок была занята только 1/3 всего самодеятельного населения. За счет собственного производства Малайя могла удовлетворять лишь меньшую часть потребностей населения и народного хозяйства. Страна находилась в исключительно большой зависимости от ввоза продовольствия, топлива, промышленных товаров как производственного, так и потребительского назначения.

Положение, сложившееся в экономике Малайи в годы прямого колониального господства Великобритании, мало изменилось и за годы существования Малайской Федерации.

На Северном Калимантане доля аграрного сектора в экономике была еще выше, чем в Малайе: в сельском и лесном хозяйстве Сабаха в 1960 г. было занято 80,5 % самодеятельного населения, Саравака - 81,4%. В промышленности в 1960 г. работало в Сабахе всего 7 тыс. и в Сараваке - 13 тыс. человек. Основная масса промышленного персонала Сабаха и Саравака была занята на кустарных предприятиях.

Уровень хозяйственного развития и особенности специализации экономики Малайи в начале 60-х годов характеризовались следующими данными. Здесь обрабатывалось всего 2,5 млн. га, из них около 2 млн. га было занято многолетними экспортными культурами: каучуконосами (около 1,6 млн. га), масличной и кокосовой пальмами, ананасами, перцем и т. д. Посевы основной продовольственной культуры - риса занимали только около 300 тыс. га. В 1960 г. в стране действовало 2382 плантационных хозяйства общей площадью 1 020 тыс. га (т. е. около 40% всей обрабатываемой площади). В этих хозяйствах было занято 260 тыс. плантационных рабочих. В плантационном секторе насчитывалось более 2,2 тыс. каучуковых плантаций с площадью насаждений каучуконосов около 750 тыс. га. В 1960-1962 гг. в Малайе производилось более 700 тыс. т каучука (в том числе более 400 тыс. т - на плантациях), 160 тыс.т копры, 100 тыс.т пальмового масла, 140 тыс. т ананасов. А производство риса составляло лишь около 500 тыс. т. В основном для экспорта заготовлялось около 3 млн. м 3 древесины. Горнодобывающая промышленность давала для экспорта 3-4 млн. т железной руды, 350-450 тыс. т бокситов. В стране добывалось 50-60 тыс. т олова (по содержанию в руде) и выплавлялось более 78 тыс. т первичного олова, которое все шло на экспорт. По размерам производства и экспорта каучука и олова Малайя занимала первое место в мире.

Тенденции экономического развития Малайзии в 1960-е годы

Развитию экспортного производства соответствовал и определенный уровень производственной инфраструктуры. В 1960 г, протяженность железнодорожной сети в Малайе достигла 2092 км и сети шоссейных дорог 11 тыс. км, при этом 9 тыс. км составляли асфальтированные дороги. Автопарк страны насчитывал около 130 тыс. автомобилей, из них около 100 тыс.- легковых. В начале 60-х годов через морские порты Малайи ежегодно проходило 11-13 млн. т внешнеторговых грузов. Однако следует отметить, что в целом портовое хозяйство Малайи не получило большого развития. Значительная часть внешнеторговых грузов на каботажных судах направлялась в Сингапур для реэкспорта. Через Сингапур Малайя получала и немалое количество импортных грузов, которые в Сингапур доставлялись на океанских, а оттуда развозились каботажными судами по мелким малайским портам. Наибольшее развитие в годы колониального режима и в период Малайской Федерации получили два основных морских порта на западном побережье - Порт-Суэттенхем (теперь - Порт-Келанг) и Джорджтаун (Порт-Пинанг).

В годы колониального режима и существования Малайской Федерации воздушный транспорт страны был лишь в стадии становления. Воздушные линии связывали столицу страны только с несколькими крупными городами Малайи, с Сингапуром и административными центрами Сабаха и Саравака.

Для Малайи того времени характерно очень слабое развитие электроэнергетики. Электростанции страны имели суммарную мощность всего 305 тыс. кВт, а производство электроэнергии в 1962 г. составило около 1,5 млрд. кВт-ч.

Экспортная направленность развития экономики Малайи обусловила большую роль внешней торговли и высокие цифры внешнеторгового товарооборота, который в начале 60-х годов достигал в среднем 5 млрд. малайских долларов в год. Стоимость вывоза превышала стоимость ввоза, и страна все эти годы имела положительный торговый баланс. Доходы от внешней торговли использовались для оплаты услуг иностранного транспорта, погашения внешней задолженности по займам, выплаты больших прибылей иностранных инвесторов, на различные расходы правительства Малайской Федерации за границей.

Несмотря на более высокую роль аграрного сектора в экономике, уровень развития сельского хозяйства Северного Калимантана был ниже, чем в Малайе, В начале 60-х годов на Северном Калимантане постоянно обрабатывалось только около 0,6 млн. га земли, в том числе несколько больше 180 тыс. га - в Сабахе и около 380 тыс. га - в Сараваке. Под многолетними культурами, большая часть которых давала экспортную продукцию, в Сабахе было занято около 140 тыс. га, а в Сараваке- около 250 тыс. га (в том числе под каучуконосами - соответственно около 90 и 140 тыс. га). В Сабахе на плантациях было 30 тыс. га каучуконосов.

В начале 60-х годов в Сабахе ежегодно производилось несколько больше 20 тыс. т каучука, около 30 тыс. т копры, немного кофе, 3-4 тыс. т табака. Саравак давал около 45 тыс. т каучука, около 10 тыс. т копры и столько же перца. В то же время производство риса в Сабахе составляло 70-80 тыс. т, а в Сараваке -несколько больше 100 тыс. т в год. Лесное хозяйство этих территорий давало ежегодно соответственно 2-З и 1-1,5 млн. м 3 древесины. В Сараваке добывалось 200-300 тыс. т бокситов и около 100 тыс. т нефти.

Производственная инфраструктура на Северном Калимантане была еще менее развита, чём в Малайе. Мощность электростанций в Сабахе в 1962 г. составляла только 12,3 тыс. кВт, а в Сараваке - 18,2 тыс. кВт. Все производство электроэнергии на Северном Калимантане едва достигало 70 млн. кВт-ч в год, в том числе 44 млн. кВт-ч в Сараваке.

Столь же характерно для Северного Калимантана отставание в развитии дорожной сети. Лишь в Сабахе была построена небольшая (менее 200 км) железная дорога. Длина безрельсовых дорог в начале 60-х годов в Сабахе составляла около 2 тыс. км, а в Сараваке - менее 1,5 тыс. км, при этом более половины их протяженности приходилось на грунтовые, гравийные и щебеночные дороги.

Грузооборот морских портов в указанный период в Сабахе равнялся около 2 млн. т, а в Сараваке - 5-6 млн. т. Его размеры в Сабахе зависели в основном от вывоза древесины, а в Сараваке - нефти и нефтепродуктов, при этом большую часть вывоза сырой нефти составил реэкспорт из соседнего Брунея, где отсутствовали портовые сооружения для ее погрузки.

Внешняя торговля в 1960-е года

Размеры внешней торговли колоний Северного Калимантана были намного меньше, чем Малайи. Внешнеторговый оборот Сабаха был в начале 60-х годов менее 500 млн. малайских долларов, а в Сараваке - немногим более 800 млн. малайских долларов, при этом в последнем значительная часть его приходилась на стоимость реэкспорта нефти.

Узкая сырьевая мирохозяйственная специализация Малайи и Северного Калимантана нашла свое отражение в структуре их экспорта. Более 25 всей стоимости экспорта Малайи в 1962 г. приходилось на каучук и свыше 75 - на олово. В Сабахе более 1/3 экспорта (в стоимостном выражении) составлял вывоз древесины, а в Сараваке около 2/3 экспорта падало на нефтепродукты и каучук.

Одновременно с ростом экспорта растительного и минерального сырья росла зависимость от импорта продовольствия, особенно зерна, и промышленных товаров не только производственного назначения, но и предметов широкого потребления. В начале 60-х годов Малайя за счет собственного производства могла удовлетворить только половину своих потребностей в рисе. Сабах и Саравак, больше обеспеченные собственным продовольствием, также не могли обходиться без импорта риса и других зерновых продуктов.

Особенности исторического развития хозяйства Малайи и территорий Северного Калимантана в колониальный период обусловили специфику их внешнеторговых отношений, характеризующихся, в частности, крайней ограниченностью их связей друг с другом, несмотря на географическую близость. В начале 60-х годов импорт Малайи из Сабаха и Саравака (вместе) не превышал 0,1% всего ее импорта, а экспорт на Северный Калимантан был меньше 0,5% стоимости всего малайского экспорта. Столь же незначительными были торгово-экономические связи между Сабахом и Сараваком. По официальным данным (не учитывающим небольшую торговлю между жителями, проживающими в приграничных районах обеих территорий), товарооборот между Сабахом и Сараваком в 1962 г. был равен только 1 %т всего внешнеторгового оборота Сабаха и 0,5% внешнеторгового оборота Саравака.

Как Малайская Федерация, так и территории Северного Калимантана в период, непосредственно предшествовавший их объединению в Федерацию Малайзия, оставались заповедным полем деятельности иностранного, особенно английского, капитала, особые права которого были гарантированы политической зависимостью Малайи и Северного Калимантана от Великобритании. Иностранный капитал контролировал все сферы их хозяйственной деятельности, при этом его непосредственное участие концентрировалось в отраслях экспортного производства. В тех случаях, когда иностранный капитал непосредственно не участвовал в производстве, он влиял на размеры и характер развития последнего путем участия в сбыте продукции.

Главную роль в производстве, внешней торговле и кредитно-финансовой системе Малайи и Северного Калимантана играли британские монополии.

В начале 60-х годов английскому капиталу принадлежало более 80 % общей площади всех иностранных плантаций Малайи, в том числе 87% их площади под каучуконосами, 64% -под масличной пальмой, 88% - под кокосовой пальмой и более 95% - под другими культурами. Иностранные предприятия владели 67% общей площади всех плантаций Малайи. В руках британских предпринимателей и компаний находилось более 60 % добычи оловянной руды и вся выплавка олова.

В хозяйстве Малайи, Сабаха и Саравака, особенно в сельскохозяйственном производстве, ведущую роль играли такие английские монополии, как «Гаррисонс энд Кросфилд», «Гутри», «Боустед-Баттери», «PEA - Камбербах», «Т. Барлоу», «Сайм Дэрби», резинотехнический концерн «Данлоп» и англо-голландский «Юниле-вер». Крупные монополии из других стран были представлены французской «Сокфин» и датской «Ист-Эйши-этик компани», В 1960 г. 17 английских монополий контролировали в Малайе 264 плантационные компании с 466 плантациями.

В добыче оловянной руды ведущей монополией являлась английская корпорация «Лондон тин», а в выплавке олова - «Консолидейтед тин смелтерз». В кредитно-финансовой сфере Малайи и Северного Калимантана главную роль играли английские банки.

Безграничная эксплуатация природных и людских ресурсов Малайи и Северного Калимантана обеспечивала иностранному капиталу получение высоких прибылей, которые в основном вывозились за границу. Вывоз больших финансовых средств за рубеж обескровливал экономику Малайи, Сабаха и Саравака и являлся большим препятствием на пути их дальнейшего развития.

Основные черты социально-экономической модели

Динамизм, характерный для экономики Малайзии на протяжении 70-х и особенно 80-90-х гг., во многом базировался на долгосрочной государственной политике поддержки стабильного развития аграрной сферы и опережающего роста ориентированной на экспорт промышленности.

В основе этой политики лежит мобилизация внутренних источников финансирования: в середине 90-х гг. норма сбережений выросла до 37%, а норма капиталовложений - до 39%, тогда как в 60-е гг. они составляли соответственно 28 и 14%, при этом наблюдался отток капитала за рубеж. В то же время правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА, не считая Сингапура).

Аграрный сектор экономики получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставления субсидий на приобретение машин и удобрений. В результате в 90-е гг. обеспечивался устойчивый рост производства продовольствия и сырья для промышленности.

Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования постепенно снижаются. Несмотря на то, что отношение бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 г. до 25% в 1996 г., правительство продолжает поддерживать приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путем предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования развития инфраструктуры. Обрабатывающая промышленность развивается опережающими темпами и соответственно растет ее роль в экономике: доля машиностроения в ВВП увеличилась (в 1996 гг. до 36%).

Однако поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий за счет импортных ограничений, что сохраняет здоровую конкурентную среду. В этом состоит отличие Малайзии от многих развивающихся стран. Кроме того, в Малайзии развитие государственного сектора выполняло целевую задачу - перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам.

Увеличение экономического потенциала позволило смягчить остроту многих социальных проблем. Доля населения, проживающего ниже черты бедности, снизилась с начала 70-х к середине 90-х гг. в городах - с 22 до 4,5%, на селе - с 45 до 22%.

Внешние факторы развития

В 80-90-х гг. формировалась индустриально-аграрная экономика, ориентированная на потребности мирового рынка. Экспортная квота, составлявшая в середине 60-х гг. порядка 50% ВВП, увеличилась к середине 90-х гг. до 80%. Хотя Малайзия остается крупнейшим поставщиком на мировой рынок каучука, пальмового масла, олова, она входит в число ведущих экспортеров какао-бобов, тропической древесины, нефти и газа, а с середины 80-х гг. ведущей статьей малазийского экспорта стала электроника. В 90-е гг. Малайзия наряду с США, Японией, Южной Корей и Тайванем вошла в число крупнейших в мире производителей полупроводников.

Вместе с тем чрезмерная зависимость экономики от состояния рынка полупроводников побуждает правительство стимулировать диверсификацию промышленного экспорта. В частности, во второй половине 90-х гг. Малайзия пытается утвердиться на мировом рынке в качестве производителя автомобилей. Расширяется также экспортоориентированное производство бытовой электроники, текстиля и одежды.