Какие страны обладают значительными запасами минеральных ресурсов. Страны мира, обладающие крупнейшими запасами основных видов полезных ископаемых

Минеральные ресурсы мира - это все многообразие полезных ископаемых, которые дарит природа человечеству. Топливо, металлы, строительные материалы, химическое сырье, драгоценные сплавы и камни - всеми этими природными богатствами люди пользуются в течение многих лет. Несмотря на то, что минерально-сырьевые ресурсы планеты велики, они все же не безграничны, поэтому успешное развитие человечества невозможно без их рационального использования.

Классификация минеральных ресурсов

В зависимости от своего назначения и геологического происхождения минеральное сырье делят на 5 основных классов:

  • минеральное топливо;
  • металлы их железа и ферросплавов;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы;
  • промышленные минералы.

Также минеральное сырье можно разделить на две большие группы:

  • условно возобновляемые - продукты органического происхождения (уголь, нефть, метан), для формирования которых необходимы специфические условия в природе и не одна тысяча лет;
  • не возобновляемые - минералы и металлы, чьи запасу уже никогда не будут восстановлены в природе.

Рис. 1. Уголь

Человечество неуклонно продолжает наращивать темпы использования ресурсов Земли. Только в первой половине ХХ столетия суммарное количество добытого минерального сырья в несколько раз превысило то, что человеческая раса использовало за все время своего существования. При этом потребность в ресурсах продолжает возрастать.

География минерального сырья

Распределение минеральных ресурсов на планете неравномерно: одни регионы богаты всевозможными минералами, другие - испытывают в них большую нужду. Размещение природного сырья во многом зависит от особенностей рельефа местности, ее расположения над уровнем Мирового океана, характера происхождения. Этими и многими другими вопросами, связанными с минеральным сырьем, занимается наука геология.

Крупные месторождения топливно-энергетических ресурсов находятся на территории России, США, Канады, Китая, Венесуэлы, в Персидском заливе. Наибольший объем занимают уголь и нефть.

Рис. 2. Добыча нефти

Рудные ископаемые, как правило, располагаются на древних платформах и складчатых областях. Нередко они образуют протяженные рудные пояса. Наиболее богаты всевозможными видами руд США, Россия, Индия, Китай. Наиболее распространенным на Земле металлом является алюминий.

Нерудные полезные ископаемые распространены по всему миру, как в областях складчатости, так и на платформах.

Рис. 3. Асбест

Таблица “Мировые запасы минеральных ресурсов”

Значение минеральных ресурсов

Ресурсообеспеченность стран - это соотношение между природными запасами полезных ископаемых и скоростью их потребления. Данное понятие, в первую очередь, является социально-экономическим, поскольку зависит не только от количества природных ресурсов, но и от того, насколько быстро их использует человечество.

Ресурсообеспеченность является важным, но не определяющим фактором улучшения экономики государства. Так, многие западноевропейские державы, Корея, Япония при незначительном потенциале природного сырья смогли достичь колоссальных успехов, используя иные инструменты формирования экономики: достижения НТР, международную интеграцию, финансовые и человеческие ресурсы.

Большое значение для развития мирового хозяйства играет территориальное сочетание природных ресурсов - совокупность минеральных ресурсов внутри конкретного региона, страны, необходимых для комплексной переработки сырья. Благодаря данному фактору управление и планирование социально-экономического развития происходит гораздо более эффективно.

Следует помнить, что минеральные ресурсы воды, земельные, минеральные и лесные ресурсы нужно использовать очень бережно, рационально. Природное сырье, за исключением отдельных видов, является невосполнимым, и рано или поздно наступит момент, когда запасы Земли будут исчерпаны. В настоящее время уже возникла угроза острого дефицита некоторых ресурсов, и с каждым годом ситуация будет только ухудшаться.

Чтобы не допустить глобальной катастрофы, человечеству следует искать альтернативные способы решения производственных и хозяйственных нужд.

Что мы узнали?

При рассмотрении темы «Минеральные ресурсы мира» по программе 8 класса мы узнали, каковы основные виды природного сырья и как они распределяются по планете. Также мы выяснили, что такое территориальное сочетание минерального сырья и в чем заключается рациональное использование ресурсов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 154.

Минеральные ресурсы планеты - это все полезные ископаемые, которые добывает человечество. Доступные и пригодные для промышленного использования ресурсы называют минерально-сырьевой базой. И на сегодняшний день используется свыше 200 видов минерального сырья.

Природные минералы становятся ресурсами лишь после того, как освоена их добыча и применение в промышленности, хозяйстве. Например, уголь люди стали использовать давно, но промышленное значение он получил лишь в конце XVII столетия. Нефть стали широко применять в промышленности лишь в XIX веке, а урановые руды и вовсе - только в середине прошлого столетия.

Карта минеральных ресурсов мира

(Нажмите на картинку, чтобы в разы увеличить изображение и скачать в полномасштабном размере 1600x1126 pxl)

Размещение минеральных ресурсов на планете неравномерно, и в большей степени связано с тектоническим строением. Ежегодно открываются и разрабатываются все новые залежи минералов.

Больше всего запасов содержится в горных районах. В последнее время активно ведется разработка залежей минералов на дне океанов и морей.

Виды минеральных ресурсов Земли

Единой классификации минеральных ресурсов нет. Существует достаточно условная классификация по видам использования:

Руды цветных металлов: алюминий, медь, никель, свинец, кобальт, цинк, олово, сурьма, молибден, ртуть;

Горно-химические: апатиты, соли, фосфориты, сера, бор, бром, йод;

Руды редких и драгоценных металлов: серебро, золото,

Драгоценные и поделочные камни.

Индустриальное сырье: тальк, кварц, асбест, графит, слюда;

Строительные материалы: мрамор, сланец, туф, базальт, гранит;

Существует еще одна классификация видов минеральных ресурсов:

. Жидкие (нефть, минеральные воды);

. Твердые (руды, соли, уголь, гранит, мрамор);

. Газообразные (горючие газы, метан, гелий).

Добыча и использование минеральных ресурсов в мире

Минеральные ресурсы - основа современной индустрии и научно-технического прогресса. Без них невозможно представить себе существование большинства отраслей промышленности: химической, строительной, пищевой, легкой, черной и цветной металлургии. Машиностроение с его многочисленными ответвлениями также базируется на использовании минерального сырья.

Огромное значение имеют топливные ресурсы. Они имеют осадочное происхождение и чаще всего располагаются на древних тектонических платформах. В мире 60% топливных минеральных ресурсов приходится на долю угля, 15% - природный газ, 12% - нефть. Все остальное - это доля торфа, горючих сланцев и прочих минералов.

Запасы минеральных ресурсов (по странам мира)

Соотношение разведанных запасов минеральных ресурсов и размеров их использования называют ресурсообеспеченностью страны. Чаще всего эта величина измеряется количеством лет, на которое должно хватить этих самых запасов. В мире только несколько стран, обладающих значительными запасами полезных ископаемых. Среди лидеров - Россия, США и Китай.

Крупнейшие страны по добыче угля: Россия, США и Китай. Здесь добывают 80% всего угля в мире. Больше всего угольных запасов в северном полушарии. Самые бедные углем страны находятся в Южной Америке.

Нефтеносных месторождений в мире исследовано свыше 600, еще 450 только разрабатываются. Самые богатые нефтью страны - Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Россия, Иран, ОАЭ, Мексика, США.

При современных темпах добычи нефти, по предположению геологов, запасов этого топлива в уже разработанных месторождениях хватит на 45-50 лет.

Страны, которые лидируют в мире по запасам газа, это Россия, Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия. Богатые месторождения газа обнаружены в Средней Азии, Мексике, США, Канаде и Индонезии. Мировой экономике запасов природного газа хватит лет на 80.

Все остальные минеральные ресурсы также распределены на планете весьма неравномерно. Железа больше всего добывают в России и Украине. ЮАР и Австралия богаты марганцевыми рудами. Никеля больше всего добывают в России, кобальт - в Конго и Замбии, вольфрам и молибден - в США и Канаде. Медью богаты Чили, США и Перу, в Австралии много цинка, а Китай и Индонезия лидируют по запасам олова.

Проблемы добычи и использования минеральных ресурсов

Минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым природным запасам нашей планеты. Именно поэтому главная проблема - это истощение мировых запасов полезных ископаемых.

Чтобы рационально использовать минеральные ресурсы нашей планеты, ученые постоянно работают над совершенствованием способов добычи и переработки всех полезных ископаемых. Важно не только добыть как можно больше минерального сырья, но и использовать их по максимуму, и позаботиться о полной утилизации отходов.

(Самый большой алмазный карьер, посёлок Мирный, Якутия )

При разработке месторождений проводят целый комплекс работ, направленных на защиту окружающей среды: атмосферы, почвы, воды, растительности и животного мира.

С целью сохранения запасов минерального сырья разрабатывают синтетические материалы - аналоги, которыми можно заменить наиболее дефицитные ископаемые.

Чтобы создать потенциальные запасы минеральных ресурсов, большое внимание уделяют геологической разведке.

Урок 1 5 . Тема : География м инеральны х ресурс ов мира .

Ц ель : - актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых ; - обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства ; - охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; - развивать умение работать со статис ти ческими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование :политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграмма.

Основные понятия : минерально-сырьевые ресурсы, топливн ое , рудн оё , нерудн ое сыоьё.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос ы:

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

Что такое полезные ископаемые?

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению?

На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Но в ые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развит ия : каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному

выражением академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодич еская таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровищ а земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории не возобновляемых , во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты»человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

IV. Изучение нового материала

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспечен ности . Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира

(работа по вариантам I –III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регио-

ны, страны с:

I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.

II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.

III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых.

    Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади су ши . Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралії, ФРГ, Канаде .

    Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґв и нейська залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

    Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

    Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, р едких , рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд тонн, разведанные 200-250 млрд тонн) есть в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд тонн. Более чем 90 % из них приходится на Ю А и Украину. За по-

пасами руд хрома выделяются Ю А, Зимбабве, Казахстан.

    Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запас ы - более 70 млрд тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещено в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды на и более распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии.

Значительные запасы полиметаллических руд имеются в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Ю А. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов"яному поясе»: Ро с сия - Монголия - КНР - Вьетнам Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австрал и я. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся

в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд Австралии, Южной Аф-

рике, Канаде, Н и ґер ии , Бразилии, США.

    Нерудное горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канад е , Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольськом, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).

    Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы , которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Ро с сия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.

2. Проблемы использования минеральных ресурсов

З .3 ада ние . Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обобщить результаты работы вариантов.

Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых .

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать §__.

Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.

Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам:

«Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира », «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Уроки 15-17. Тема : География минеральных ресурсов, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Цели урока : - Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.

Отработка приёмов публичного выступления;

Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.

Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Тип урока : урок формирования новых знаний с применением современных компьютерных технологий;

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, инновационная направленность педагогической деятельности на уроках географии.

Форма урока : комбинированный.

Ценностный компонент урока : вся история человеческого общества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Оборудование : класс с интерактивным оборудованием, учебник, атласы.

Организация учебной деятельности на уроке

    Организационный этап.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжим их изучение. Это особенно важно потому, что данная проблема – важнейшая, «дирижирующая» в современной географической науке. Она более всего связывает географию с практикой, с прогнозированием. В настоящее время в географической науке сформировались такие научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская, рекреационная география и др.

III .Актуализация опорных знаний

Учитель: прежде чем приступить к изучению данной темы, вспомните:

1 ) Что такое «географическая среда»? (Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития).

2) Что такое «окружающая среда»? ( Окружа́ющая среда́» - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности , состоянию её локальных и глобальных и их взаимодействие с человеком . В таком значении термин используется в международных соглашениях ).

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть , непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - и деятельности , весь окружающий человека мир, включая и , и антропогенную среду .

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

3 )Что такое природные ресурсы ? (Это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности можно использовать для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности).

4.Учитель: В свою очередь сырьевые материалы, вовлечённые в общественное производство и многократно в нём преобразованные, превращаются уже в экономические ресурсы.

IV .Изучение нового материала

Учитель . Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов вам известны? (анализ рис.25 – стр.55) – Классификация природных ресурсов.

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

Самостоятельная работа : используя текст учебника – стр. 55-56 и рис.25, составить логический конспект по теме: «Классификация природных ресурсов».

Учитель: В XXI веке во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Превращение природных ландшафтов в антропогенные – городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д. – чрезвычайно ускорилось, распространяясь на всё новые пространства. Общество стало изымать из природы всё больше ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1)Рационального использования природных ресурсов и 2)Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Вспомните из курса географии 9 класса: Что такое «ресурсообеспеченность»? ( это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения).

7.Это интересно знать! Подборка материалов произведена группой учащихся. Например:

По расчетам учёных, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить на 1000 лет.

В развивающихся странах находится 90% олова и кобальта, 75% бокситов, 60% меди, более 60% нефти и т.д.

(работы представлены в виде отдельных слайдов).

Учитель : Что такое «природопользование»? (Это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению).

Границы природопользования очень подвижны. Они учитывают все воздействия на природу – как полезные, так и вредные для человека. Отсюда и разделение природопользования на рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (например, неконтролируемая вырубка леса, хищнический подход к лову рыбы и т. Д.).

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

8. Презентация на тему: «Характеристика мировых природных ресурсов».

9.По ходу рассмотрения данной презентации учащиеся заполняют таблицу:

Сделайте анализ круговой диаграммы, начертите её в тетрадях. Выводы записать.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, учащихся класса составляют план-конспект (п.12-14), (таблицы, схемы, опорные конспекты или др.).

V . Характер творческих работ:

Минеральные ресурсы – достаточно ли их?

Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.

Биологические ресурсы: предотвратить оскудение!

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

VI . Заключительные презентации на темы : «Загрязнённость окружающей среды, охрана природной среды», «Экологические проблемы человечества», пути их решения».

Учитель : В развитых странах мира важное место в системе природопользования начинает занимать мониторин г – комплекс научных, технических, технологических, организационных и других мер по обеспечению систематического контроля за состоянием и тенденциями развития природных и техногенных процессов.

Дополнительный материал:

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, г и дролог и ч еским режимом, растительностью и тому подобное. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн кв км2, или 26,3% общей площади земного шара, в том числе: пахотные

земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенн ые застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %. Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории является част ь пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральну ю Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Круп ная доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение с е льско хозяйственных угодий составляет более 9 млн га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые испольются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоение является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водн ы х запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень нер а вном е рно. Треть земли уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн человек, которыеживут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а более 900 млн человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлена прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд м3 в год. Главными

путями преодоления проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспор тирование айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т. п).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Составляются из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса исполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сконцентрова в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (про ходит через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; из африканских стран ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблем сокращение лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесопосадки , комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические мате-

риалы.

4. Ресурсы Мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганце вые конкреции и т. п), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и био ресурсы (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортн ые ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось р а зведения некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультур ы ).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреац ионные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называют агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные ра й оны подобное.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

VII .Домашнее задание:

-выучить п.11-12, 13-14 (на два урока);

-повторить все ключевые слова по данной теме; подготовиться к диспуту;

-закончить оформление всех таблиц, логических конспектов, схем.

Для любознательных: подготовить творческий проект на тему: «Экологическая политика на современном этапе».

Урок 18. Тема: Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности 2-х отдельных стран или регионов мира.

Обобщение по темам: «География населения мира» и «География мировых природных ресурсов».

Цели : -Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

-Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.

-Развитие навыков работы с тематическими картами.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока : урок самостоятельной практической работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

    Практическая работа (выполняется в тетрадях для практической работы с печатной основой).

    Обобщение

Сайт 24/7 Уолл-стрит провел детальный анализ 10 стран с самыми большими и ценными природными ресурсами на Земле. Используя оценки общих запасов в каждой стране и рыночную стоимость этих ресурсов, было определено 10 стран, которые имеют самые ценные запасы природных ресурсов.

Некоторые из этих ресурсов, в том числе уран, серебро, фосфаты, не так ценны, как другие из-за низкого спроса или из-за их редкости. Тем не менее, в случае с нефтью, природным газом, лесом, углем - эти богатства природы могут стоить десятки триллионов долларов, потому что спрос на них высок и этих ресурсов относительно много.

1. Россия

Общая стоимость ресурсов: $ 75,7 триллионов.
Запасы нефти (стоимость): 60 млрд. баррелей ($ 7,08 трлн.)
Запасы природного газа (стоимость): 1,680 трлн. куб.футов (19 трлн. долларов)
Запасы древесины (стоимость): 1,95 млрд. акров ($ 28,4 трлн.)

Когда речь заходит о природных ресурсах, то Россия является богатейшей страной в мире. Она лидирует среди всех стран мира по количеству запасов природного газа и древесины. Огромные размеры страны является одновременно ее благословением и проклятием, так как построение трубопроводов для транспортировки газа, а так же железных дорог для перевозок древесины обходятся в баснословные суммы.

В дополнение к наличию такого большого запаса газа и древесины, Россия занимает второе место в мире по величине месторождений угля и третье по месторождениям золота. Кроме того, она находится на втором месте по величине месторождений редкоземельных минералов, хотя они в настоящее время не добываются.

2. Соединенные Штаты

Общая стоимость ресурсов: $ 45 триллионов

Запасы природного газа (стоимости): 272,5 трлн. куб. м ($ 3,1 триллиона)
Запасы древесины (стоимость): 750 миллионов акров ($ 10,9 трлн)

В США 31,2% доказанных мировых запасов угля. Их оценивают в 30 триллионов долларов. На сегодняшний день они является самым ценными запасами на земле. В стране около 750 миллионов акров лесных насаждений, которые стоят около $ 11 трлн. Древесина и угля, вместе взятые, стоят примерно 89% от общей стоимости природных ресурсов страны. США также входит в первую пятерку стран с глобальными запасами меди, золота и природного газа.

3. Саудовская Аравия

Общая стоимость ресурсов: $ 34,4 триллиона
Запасы нефти (стоимость): 266, 7 млрд. баррелей ($ 31,5 трлн)
Запасы природного газа (стоимость): 258.5 трлн. м куб ($ 2,9 триллиона)

Саудовская Аравия владеет около 20% нефти в мире – это наибольшая доля среди всех стран. Все значительные ресурсы страны заключаются в углеродах - нефти или газе. Королевство находится на пятом месте в мире по величине запасов природного газа. Поскольку эти ресурсы истощаются, Саудовская Аравии в конце концов потеряет высокое положение в этом списке. Тем не менее, это не произойдет еще в течение нескольких десятилетий.

Общая стоимость ресурсов: $ 33,2 триллиона
Запасы нефти (стоимость): 178, 1 млрд. баррелей ($ 21 трлн.)

Запасы древесины (стоимость): 775 миллионов акров ($ 11,3 трлн.)

До открытия залежей нефтеносных песков, суммарные запасы полезных ископаемых Канады, вероятно, не позволили бы ей попасть в этот список. Нефтеносные пески добавили около 150 миллиардов баррелей к суммарному количеству нефти Канаде в 2009 и 2010 годах. В стране также добывается приличное количество фосфатов, хотя месторождения фосфоритов не входят в число 10 лучших в мире. Кроме того, Канада имеет вторые по величине в мире доказанные запасы урана и третьи по величине запасы древесины.

Общая стоимость ресурса: $ 27,3 трлн.
Запасы нефти (стоимость): 136, 2 млрд. баррелей ($ 16,1 трлн.)
Запасы природного газа (стоимость): 991600000000000 куб. м ($ 11,2 трлн.)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Иран делит вместе с Катаром гигантское газовое месторождение в Персидском заливе Южный Парс/Северный купол. В стране находится около 16% мировых запасов природного газа. Иран обладает также третьим по величине доказанным количеством нефти в мире. Это больше 10% мировых запасов нефти. В данный момент страна переживает проблемы реализации своих ресурсов в связи с ее отчуждением от международных рынков.

Общая стоимость ресурсов: $ 23 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимость): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 450 миллионов акров (6,5 триллиона долларов)

Стоимость ресурсов Китая основывается в значительной степени на запасах угля и редкоземельных минералов. Китай имеет значительные запасы угля, которые составляют более 13% от общего количества в мире. Недавно здесь были обнаружены месторождения сланцевого газа. После их оценки, статус Китая, как лидера в области природных ресурсов, только улучшится.

7. Бразилия

Общая стоимость ресурсов: $ 21,8 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимость): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 1,2 млрд. акров ($ 17,5 трлн.)

Значительные запасы золота и урана большей мере способствовали получению места в этом списке. Бразилия также владеет 17% железной руды в мире. Наиболее ценным природным ресурсом, однако, является древесина. Страна владеет 12,3% запасов древесины в мире, которые оцениваются в $ 17.45 трлн. В целях обеспечения последовательности и точности исследования, в данный отчет не были включены недавно открытые запасы нефти в море. По предварительной оценке, на месторождении может содержаться 44 млрд. баррелей нефти.

8. Австралия

Общая стоимость ресурсов: $ 19,9 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимости): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 369 миллионов акров ($ 5,3 триллиона)

Природные богатства Австралии заключаются в ее огромном количестве леса, угля, меди и железа. Страна находится в первой тройке по общим запасам семи ресурсов в этом списке. Австралия обладает наибольшим запасом золота в мире - имеет 14,3% от мировых запасов. Она также поставляет 46% урана в мире. Кроме того, страна имеет значительные объемы природного газа на шельфе северо-западного побережья, которые она делит с Индонезией.

Общая стоимость ресурсов: $ 15,9 трлн. З
Запасы нефти (стоимость): 115 млрд. баррелей ($ 13,6 трлн)
Запасы природного газа (стоимость): 111,9 трлн. куб. футов (1,3 триллиона долларов)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Самым большим богатством Ирака является нефть - 115 млрд. баррелей доказанных запасов. Это составляет почти 9% от общего количества нефти в мире. Несмотря на сравнительно легкую добычу, большая часть этих запасов остается неиспользованной из-за политических разногласий между центральным правительством и Курдистаном, относительно права собственности на нефть. Ирак также имеет один из наиболее серьезных запасов фосфоритов в мире, на сумму более $ 1,1 трлн. Тем не менее, эти месторождения полностью не разработаны.

10. Венесуэла

Общая стоимость ресурсов: $ 14,3 трлн.
Запасы нефти (стоимость): 99,4 млрд. баррелей ($ 11,7 трлн.)
Запасы природного газа (стоимость): 170,9 куб. футов (1,9 триллиона долларов)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Венесуэла является одним из 10 крупнейших держателей ресурсов по части железа, природного газа и нефти. Запасы природного газа в этой Южноамериканской стране занимают восьмое место в мире и составляют 179,9 куб. фунтов. Эти резервы составляют чуть более 2,7% от мировых запасов. В Венесуэле, по оценкам экспертов, находится 99 млрд. баррелей нефти, что составляет 7,4% общего числа запасов в мире.

Географическая оболочка земного шара владеет большими и разнообразными природными ресурсами. Рассмотрим общую характеристику природных ресурсов мира и различные подходы к их классификации.

Богатства природы

Под природными ресурсами мира понимается совокупность компонентов и свойств окружающей природной среды, которые используются обществом для удовлетворения своих различных физических и духовных потребностей.

Природные ресурсы являются источником энергии (биотопливо, горючие ископаемые, ветровая, солнечная и гидроэнергия и т.д.), обеспечивают человека необходимыми средствами труда (вода для полива, вода для передвижения, земля для выращивания), продуктами питания (растения, вода, продукты охоты и рыбной ловли), материалами и сырьём (водные запасы воды, лес, биоресурсы, полезные ископаемые и т.д.).

Рис 1. Природные ресурсы мира

Экономическая классификация

Существуют различные подходы к классификации природных ресурсов. В экономической классификации во внимание принимается роль природных ресурсов в различных отраслях хозяйства, а также направление и формы их использования. Они распределяются по следующим группам и подгруппам:

  • Ресурсы, применимые в сфере материального производств а: в промышленности (металлургические, энергетические, химические и другие) и в сельском хозяйстве (домашние животные, почва, вода для орошения и другие);
  • Ресурсы, применимые непроизводственной сфере : для прямого потребления (растения, домашние животные, питьевая вода) и для косвенного потребления (зелёные насаждения, водоёмы и климатические ресурсы для лечения, отдыха и спорта)

Экологическая классификация

В современном мире вопросы экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных богатств вышли на первое место. Эти проблемы не надуманы, и являются вполне реальной угрозой для выживания человечества. В связи с этим одной из важных классификаций является деление природных ресурсов по принципу исчерпаемости:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • Исчерпаемые запасы природных ресурсов : возобновимые (вода, растительность, почва) и невозобновимые (горные породы и минералы);
  • Неисчерпаемые – это ресурсы, уменьшение запасов которых невозможно ощутить даже при долгом потреблении (энергия солнца, ветра, климатические ресурсы).

Рис 2. Виды неисчерпаемых природных ресурсов

Традиционная классификация

Исходя из принадлежности ресурсов к различным элементам природы, выделяют следующие пять групп:

  • Минеральные;
  • Водные (поверхностные и подземные воды, осадки, воды ледников);
  • Земельные(вся суша Земли и сельскохозяйственные угодья для выращивания продуктов питания);
  • Биологические (лесные, охотничьи и рыбные);
  • Агроклиматические (количество тепла, света и влаги).

Данная классификация является более традиционной.

Минеральные ресурсы

Данные ресурсы преимущественно являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. Руды и горные породы в недрах земли формируются непрерывно, но скорость процесса образования не сопоставима со скоростью их добычи – она в сотни, а то и в тысячи раз меньше. Поэтому, благодаря геологоразведочным работам их запасы увеличиваются, но на самом деле уменьшаются.

Кроме того, на карте мира они неравномерно размещены. Существуют земли, которые лишены каких-либо видов ресурсов, и наоборот, есть территории, обладающие огромными залежами полезных ископаемых. В пятерку самых богатых стран мира по обеспеченности природными ресурсами входят Россия, США, Саудовская Аравия, Канада, Китай.

Если говорить о нефти и природном газе, то в таблице лидирующих стран на первом месте Россия, в то время как США не входит в десятку лидеров по запасам нефти, а Канада – по запасам природного газа.

В зависимости от направления использования в промышленности минеральные ресурсы делятся на три группы:

  • Топливные (нефть, природный газ, уголь, торф, сланцы);
  • Металлорудные (чёрные металлы, цветные, благородные);
  • Нерудные и неметаллические (гравий, песок, известняк, графит, асбест и другие).

В мире всего разведано более 600 бассейнов по добыче нефти и газа. И это при том, что общее число месторождений нефти 50 тысяч.