Планировки школ. Умная архитектура школьных зданий

Модульная система
Основой концепции к проектированию и строительству школ на 350-850 мест с бассейном и без него является создание модульной системы (унифицированный модуль групповой ячейки и модуль обслуживающих помещений) таким образом, чтобы нормируемое естественное освещение осуществлялось только с одной стороны (по одной из стен) каждого модуля, а остальные три стороны могли бы обеспечивать блокировку модулей СОШ между собой.

Состав помещений типовой школы
Проект общеобразовательной школы включает фундамент, учебные классы, административно-хозяйственные, помещения пищеблока, лестницы и холлы, актовый и спортивный залы, крышу. Здание школы образовано выполненным по высоте в три-четыре наземных этажа с центральным блоком, и, имеющими в плане преимущественно форму прямоугольника, учебными блоками и блоком горизонтальных и вертикальных коммуникаций.

На первом этаже центрального блока расположены столовая и спортивный зал, на втором этаже расположен актовый зал, на третьем этаже находятся библиотека и дополнительные помещения спортивного зала административно- хозяйственные помещения вместе с помещениями пищеблока, плавательный бассейн. Учебные блоки состоят из учебных классов и лабораторий.







Используемые конструкции
Конструктивно здание начальной и средней школы может быть спроектировано и построено на основе каркасной системы любого типа (монолит, металлический или сборный железобетонный каркас). Ограждающие конструкции выполняются из стеновых панелей, запатентованных и изготавливаемых компанией МЕТТЭМ.

В нашей стране предусматривается огромный рост сети культурно-бытовых учреждений и предприятий, в том числе широкое строительство школьных зданий, а также зданий детских яслей и садов.

Для жилых микрорайонов количество мест в детских учреждениях рассчитывают в соответствии с численностью населения по норме: 30-40 мест в яслях на 1 тысячу жителей и 40-50 мест в детских садах. По времени пребывания детей детские учреждения подразделяют на дневные с пребыванием в них детей 9-12 ч в сутки и круглосуточные с пребыванием в них детей в течение 6 дней в неделю. Количество детей в группе ясельного возраста принимают равным 20, одна же группа в детских садах должна состоять из 25 детей.

Детские дошкольные учреждения следует располагать в отдельно стоящих зданиях. Встраивать их в нижние этажи жилых зданий не рекомендуется. Новое строительство зданий детских учреждений должно вестись по типовым проектам, причем в последнее время признано более целесообразным строить здания объединенных яслей-садов для экономии на обслуживание и предоставления удобств родителям, имеющим детей разного дошкольного возраста.


При проектировании объединенных детских садов и яслей вместимость всего здания рекомендуется рассчитывать на 140 мест (шесть групп, из которых 2 ясельные группы и 4 группы в детском саду) или на 280 мест с количеством групп, соответственно в 2 раза большим. Детские Сады-ясли только с дневным пребыванием могут иметь 90 мест (две группы в яслях и две в детском саду) или 50 мест по 25 человек в яслях и детском саду). Вместимость детских яслей-садов в городах и крупных населенных пунктах должна быть не менее 140 мест.

Здания детских яслей-садов проектируют обычно одно- или двухэтажными. Окна помещений игровых комнат и столовых в яслях, а также групповых в детских садах рекомендуется ориентировать на юг и допускается на юго-восток и восток.

По приему композиции здания детских учреждений можно разделить на четыре типа: централизованный, блочный, павильонный и смешанный. Более экономичной по строительной стоимости и эксплуатационным расходам, а также удобной по связи помещений детских групп с обслуживающими и административно-хозяйственными помещениями является так называемая централизованная композиция здания (рис. 49).

Для микрорайонов с населением в 5-6 тысяч человек по статистике требуется около 180 мест в ясельных группах и около 240 мест в группах детского сада, т. е. всего 420 мест, для чего необходимо иметь три здания на 140 мест каждое. В микрорайонах на 8-12 тысяч человек целесообразно укрупнять здания детских учреждений. Количество участков для детских учреждений в микрорайоне при этом можно сократить в 2-3 раза, значительно упростить планировку микрорайона и более экономично использовать его территорию. Стоимость строительства укрупненных детских учреждений снижается по сравнению со стоимостью отдельных небольших зданий, улучшаются условия обслуживания и получается экономия на эксплуатационных расходах.

Однако укрупнять детские учреждения можно лишь до известного предела, не превышая установленный радиус обслуживания населения. Вместимость зданий детских учреждений в 16 групп является предельной, с тем чтобы в микрорайоне, застроенном 5-этажнымн домами, радиус обслуживания не превышал 400-500 м.

Для крупных комплексов детских учреждений целесообразно компоновать их в блоки (блочная композиция). Детские учреждения на 280 и более мест проектируют в этом случае отдельными блоками, соединенными крытыми переходами. Нужно принимать меры к тому, чтобы средствами планировки достигнуть изоляции каждой группы на случай инфекционных заболеваний. Весьма желательно, чтобы помещения каждой детской группы имели самостоятельный вход и выход на участок.

На рис. 50 показан пример блочной композиции объединенных детских яслей и сада я» 280 мест.

Поп павильонной композиции детских учреждений изоляция детских групп обеспечивается легче, однако это менее экономичное решение по сравнению со зданиями централизованного типа вследствие увеличения периметра стен и фундаментов. Система павильонной планировки рассчитана на применение в южных районах, так как павильоны связаны неотапливаемыми переходами; в некоторых вариантах проектов таких переходов вообще нет.

Размещение кухни и постирочной в отдельном от детских групп здании в условиях жаркого климата имеет большое санитарно-гигиеническое значение. На рис. 51 приведен пример павильонной композиции детских яслей-сада на 140 мест, разработанной для районов с жарким климатом.

При так называемой смешанной композиции групповые ячейки располагают централизованно в компактном здании, а административно-хозяйственные помещения - в отдельном корпусе. Смешанная композиция обладает рядом преимуществ: изоляцией групповых ячеек от административно-хозяйственных помещений, компактностью здания в плане, небольшой площадью застройки. Недостатком смешанной композиции является неудобстве связи между группами и административно1 хозяйственными помещениями Через участок или по неотапливаемой галерее. Для художественной обработки стен детских зданий следует применять керамику, мозаичные панно и другие художественные средства.

В микрорайонах наряду со зданиями детских учреждений к распространенным видам общественных зданий массового строительства относятся общеобразовательные школы.

Архитектурный облик советских школ должен образно выражать их благородное просветительное назначение, преемственность направлений прогрессивной мировой культуры.

Основным типом общеобразовательных школ являются десятилетние. Вместимость школьных зданий определяется в зависимости от числа жителей микрорайона города, исходя из расчета 160 ученических мест в десятилетней школе на каждые 1000 жителей. Количество ученических мест в здании школы принимают не более 1400, а в классных комнатах принимают по 40 мест - в I-VIII классах и по 36 - в IX-X.

На рис. 52 приведена функциональная схема школы, которая определяет состав помещений и указывает их взаимосвязь. Основные помещения школ - учебные классы - проектируют площадью 50 м 2 . Размеры классов (в осях) принимают обычно 6X9 м, окна в них расположены по длинной стороне и по левую сторону сидящих учащихся, а вход располагают у классной доски (рис. 53).

Помимо классов к учебным помещениям относят лаборатории, специализированные кабинеты и гимнастический зал. Для отдыха учащихся во время перемен предусматриваются рекреационные помещения - в виде коридоров шириной не менее 2,8 м или зала.

Помещением массового торжественного назначения является актовый зал. Архитектура его должна быть особо праздничной и выражать коммунистические идеалы нашей молодежи.

Высоту этажей школьных зданий следует принимать 3,3 и, за исключением актовых и гимнастических залов. По нормам СНиПа высота актовых залов площадью в 150 м 2 и более должна быть 4,2 м, а гимнастических - 5,4 м при размерах в плане 9X18 м в осях. Высота зала в 6,0 м необходима при размерах его в плане 12x24 м.

Школы рекомендуется строить высотой не более трех этажей; при этом обеспечиваются лучшие условия эксплуатации и облегчается связь со школьным участком. Школы для большого контингента учащихся в районах со значительной плотностью городской застройки и при ограниченных размерах школьного участка допускается строить четырехэтажные.

На рис. 54 изображены планы этажей каркасно-панельной десятилетней школы на 1176 мест (30 классов). Передний корпус и переход двухэтажные, задний учебный корпус 4-этажный.

В последние годы широкое развитие получили школы продленного дня, в которых учащиеся проводят до 10-12 ч. Кроме обычных уроков они выполняют там домашние задания, обедают, занимаются в кружках технической и художественной самодеятельности, а учащиеся младших классов спят днем. В связи с этим в зданиях школ продленного дня планировка и состав помещений отличаются от обычных.

К особенностям планировки школ продленного дня относятся: большая площадь пищеблока, рассчитанного на обслуживание всех учащихся горячими завтраками и обедами, большие размеры гимнастического зала, наличие специальных помещений для занятий различных кружков, а также для дневного сна.

С каждым годом увеличиваются масштабы строительства зданий школ-интернатов, в которых учащихся обучают и воспитывают. Школы-интернаты состоят из школьного и спальных корпусов, которые к нему примыкают или соединены с ним отепленными переходами. При другом решении учебные и спальные помещения размещают в одном здании (например, учебные классы - в первом этаже, а спальни воспитанников - над ними в верхних этажах).

Учебные классы площадью 50 м 2 в школах-интернатах рассчитывают не на 40, а на 30 учащихся, так как воспитанники после уроков проводят в помещениях классов много времени (готовят уроки, читают, играют). Площади спальных комнат принимают в среднем из расчета 4 м 2 на одного человека.

При размещении школьных зданий па участке необходимо предусмотреть оптимальную ориентацию классных помещений для обеспечения их инсоляции и хорошей освещенности естественным светом.

Для всех климатических районов оптимальной является южная, восточная и юго-восточная ориентация. На юго-запад и запад допустимо ориентировать не более 25% окон классных помещений в I, II и III климатических районах. Для IV района допустима любая ориентация окон, кроме западной и юго-западной.

Возможность наилучшей ориентации учебных помещений должна быть заложена в объемно-планировочной композиции школьных зданий. Более свободна» ориентация окон достигается при одностороннем расположении классных комнат. Если же окна учебных помещений ориентированы на две противоположные стороны или на три смежные, в этом случае возможности размещения школьного здания на участке ограничены, так как в первом случае возможно лишь меридианальное расположение, а во втором - лишь широтное.


Для оценки экономической эффективности проектов зданий детских учреждений и школ используют технико-экономические показатели на одну расчетную единицу - одно место для ребенка а детских яслях-садах или одного школьника.

Экономичность объемно-планировочного решения зданий выражают показателем, определяющим строительный объем здания в м 3 , приходящийся на одну расчетную единицу. Этот показатель для детских яслей составляет в среднем примерно 35 м 3 , для детских садов - около 21 м 3 и для десятилетних школ - от 16 до 20 м 3 (в зависимости от числа классов).

В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.

Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.

Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них - принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель - 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока - базовые и дополнительные.

Базовые - это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули - это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.

Также исследователь отмечает ещё направление - школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.

Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.

Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений - «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.

Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений - таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

  1. возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
  2. формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;
  3. формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
  4. наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);
  5. наличие мобильного оборудования в классах;
  6. наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
  7. новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.

Продолжение следует...

Развитие типового проектирования - одна из приоритетных задач, поставленных перед профессиональным сообществом президентом Российской Федерации.

Преимущества применения типовых проектов в практике строительства очевидны. Прежде всего, это сокращение стоимости и сроков проектирования, а также времени рассмотрения в государственной экспертизе привязки проекта по конкретному адресу. Применяемые на объектах перспективные архитектурно-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения уже прошли экспертизу в составе типовых проектов. Также немаловажной при применении типовых проектов социальных объектов является возможность использования федеральных субсидий в строительстве.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юрий Рейльян на круглом столе 24 марта 2015 года отметил , что снижение средней стоимости строительства одного места в дошкольных образовательных организациях может быть осуществлено за счет формирования реестра типовой проектной документации. Реестр включает в себя информацию о проектах жилых и административных зданий, социальных объектов, при подготовке которых были применены современные технологические и организационные решения.

Минстроем России утвержден План формирования системы типового проектирования в сфере строительства, который направлен на создание условий и методологии применения типовой проектной документации и проектной документации повторного применения. «В соответствии с планом, минстрой России продолжит работу по формированию и ведению соответствующего реестра. В настоящее время в реестр внесены сведения о проектной документации 92 объектов капстроительства, из них - 50 объектов детских дошкольных учреждений» , - подчеркнул Юрий Рейльян.

Замминистра обратил внимание на то, что основной проблемой для включения проектов в реестр остается отсутствие у регионов исключительных прав на представленную проектную документацию. Чтобы решить эту проблему, а также минимизировать затраты на повторное использование документации, разработанной за счет или с привлечением средств федерального или регионального бюджетов, предлагается дополнить 44 Федеральный закон положениями о возможности многократного использования проектной документации без согласия подрядчика (автора произведения архитектуры, градостроительства, автора проектной документации), а также о передаче исключительных прав на созданную проектную документацию субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

«Завершение мероприятий, предусмотренных планом формирования системы типового проектирования в сфере строительства, планируется к 2016 году» , - сказал Юрий Рейльян.

  • Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации»
  • Приказ Минстроя России от 13 февраля 2015 года № 108/пр «О внесении в реестр типовой проектной документации сведений о типовой проектной документации»
  • Приказ Минстроя России от 13 марта 2015 года №170/пр «Об утверждении Плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства»
  • Выписка из протокола от 25.03.2015 года № 118-прм-юр заседания нормативно-технического совета по отбору типовой проектной документации при Минстрое России

В регионах РФ начали создаваться каталоги типовых проектов. На федеральном уровне альбом типовых проектов формирует Минстрой РФ.

В апреле 2015 года Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области опубликовало каталог повторноприменяемых (типовых) проектов зданий социальной инфраструктуры, куда вошли проекты детских садов мощностью от 100 до 320 мест, школ от 450 до 1600 мест, физкультурно-оздоровительных комплексов и поликлиник. Данные типовые проекты рекомендованы застройщикам для повторного применения в регионе.

Здания не будут полностью копировать друг друга. «Проекты повторного применения сегодня - это объекты с адресной архитектурой, - отметил начальник Главархитектуры Московской области Владислав Гордиенко. - Готовый проект необходимо привязать к конкретному участку, а значит, создать его индивидуальный облик, учитывающий окружающую застройку, культурную и историческую особенность территорий» .

При выборе проектов для каталога оценивались их архитектурно-художественные, планировочные, технологические решения, рассматривалась сметная стоимость, характеристики строительных материалов и конструкций.

Использование типовых проектов, по расчетам чиновников, позволит сократить сроки проектирования зданий и сэкономить средства регионального бюджета на согласование нового строительства. Как сказал «РБК-Недвижимости» представитель пресс-службы Главархитектуры Московской области, экономия может составлять до 20% от стоимости объекта.

Проект повторного применения - это документация на объект капитального строительства, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы, построен и введен в эксплуатацию объект не ранее семи лет до дня принятия решения о повторном применении этой проектной документации.

Строительство объектов повторного применения выгодно застройщику тем, что затраты на проектирование и экспертизу сведены к минимуму. Проект повторного применения может быть модифицирован. Но эти изменения не должны затрагивать конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Экспертиза такого проекта проводится по упрощенной схеме и ее стоимость значительно меньше.

Действующим законодательством о градостроительной деятельности в целях активизации капитального строительства объектов различного назначения предусмотрена возможность использования типовой проектной документации (проектной документации повторного применения). Преимущества ее применения заключаются в:

  • использовании уже апробированных и зарекомендовавших себя проектных решений;
  • уменьшении расходов на проектирование объекта;
  • сокращении сроков проектирования;
  • частичном освобождении проектной документации от проведения государственной экспертизы при повторном применении.

Одновременно типовая проектная документация имеет существенные ограничения для повторного применения, которые связаны с:

  • пригодностью проектных решений для реализации в условиях новой площадки (например, исходя из природно-климатических особенностей территории, инженерно-геологических характеристик района (включая сейсмические характеристики) и земельного участка (включая рельеф, несущую способность грунтов, наличие подтопления, мерзлотных явлений и т.д.);
  • правами использования «первичной» проектной документации, в том числе ее повторного применения и модификации.

Примеры проектов повторного применения из каталога

Реализация по адресу: Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Гражданпроект-плюс»

Заказчик проектной документации: Администрация Волоколамского муниципального района



Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский

Показатели:

  • вместимость - 100 мест
  • кол-во групп - 5 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 0,4068 га
  • площадь застройки - 1 005,86 м²
  • общая площадь (без подвала) - 1 397,25 м²
    • итого - 12 300 000 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 123 000 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 4-й кв. 2012 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 78 000 000 руб.
    • 1 места - 780 000 руб.
  • конструктивное решение - ограждающие конструкции - кирпичные стены, перекрытия
    • сборный железобетон, кровля скатная


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 1-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 2-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 3-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 120 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково»

Разработчик проектной и рабочей документации: ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»

Заказчик проектной документации: муниципальное ДОУ №12 «Березка»




Показатели:

  • вместимость - 120 мест
  • кол-во групп - 6 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 2 эт.
  • площадь участка - 0,6 га
  • площадь застройки - 1 319 м²
  • общая площадь - 2 000,5 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 12 412 906 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 103 440 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 1-й кв. 2015 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 94 141 740 руб.
    • 1 места - 784 510 руб.
  • конструктивное решение - стены - кирпич, перекрытие - сборный ж/б


Детское дошкольное учреждение на 120 мест. Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково». План 1-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 120 мест. Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково». План 2-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 150 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Оболдино

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «ПромСтройИнжиниринг СПб»

Заказчик проектной документации: МКУ Щелковского муниципального р-на «Строительство и инвестиции»





Показатели:

  • вместимость - 150 мест
  • кол-во групп - 8 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 2 эт.
  • площадь участка - 0,8603 га
  • площадь застройки - 1 835,5 м²
  • общая площадь (без подвала) - 4 373,6 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 28 123 730 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 187 491,53 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 2-й кв. 2014 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 157 533 420 руб.
    • 1 места - 1 050 222,80 руб.
  • конструктивное решение - устойчивость и неизменяемость здания обеспечивается совместной работой вертикальных элементов каркаса и диафрагм жесткости


ДДУ на 150 мест с плавательным бассейном. Московская область, Щелковский район, д. Оболдино. План 1-го этажа


ДДУ на 150 мест с плавательным бассейном. Московская область, Щелковский район, д. Оболдино. План 2-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 150 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Приборостроителей

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Проектная мастерская «Проект 18»

Заказчик проектной документации: УКС Администрации Раменского муниципального района




Показатели:

  • вместимость - 150 мест
  • кол-во групп - 8 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,4 га
  • площадь застройки - 1 908,3 м²
  • общая площадь (без подвала) - 3 152 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 28 241 130 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 188 274 руб.
    • итого - 151 201 220 руб.
    • 1 места - 1 008 010 руб.
  • конструктивное решение - монолитный железобетонный каркас




Детское дошкольное учреждение на 220 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Брянская, участок № 12

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Эра Проект»

Заказчик проектной документации: Администрация Наро-Фоминского муниципального района



Показатели:

  • вместимость - 220 мест
  • кол-во групп - 4 группы (в т.ч. 1 группа компенсирующей направленности на 10 мест) и 160 детей дошкольных групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 0,9469 га
  • площадь застройки - 2 593 м²
  • общая площадь (без подвала) - 4 983 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 37 929 220 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 172 405 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 3-й кв. 2014 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 221 019 820 руб.
    • 1 места - 1 004 635 руб.
  • конструктивное решение - состоит из системы наружных и внутренних кирпичных стен, а также монолитных конструкций (стен и колонн), жестко связанных дисками перекрытий




Детское дошкольное учреждение на 320 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Верхне-Пролетарская, д. 37

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Техно-Аритэк»

Заказчик проектной документации: Управление образования Администрации Одинцовского муниц-го р-на




Показатели:

  • вместимость - 320 мест
  • кол-во групп - 16 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,2061 га
  • площадь застройки - 2 288,5 м²
  • общая площадь (без подвала) - 5 481,1 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 61 225 360 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 191 329 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 3-й кв. 2012 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 352 843 240 руб.
    • 1 места - 1 102 947 руб.
  • конструктивное решение - монолитный каркас, состоящий из системы наружных и внутренних стен (диафрагм жесткости), колонн и жестко связанных с ними дисков перекрытий и покрытия




Общеобразовательная школа на 450 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, г.о. Одинцово, п. Ромашково



Показатели:

  • вместимость - 450 мест
  • количество классов - 18
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,456 га
  • площадь застройки - 4 506 м²
  • общая площадь - 14 620 м²
  • плавательный бассейн - 16,6×8,0 м
  • стоимость общая (в текущих ценах на 2014 г.):
    • итого - 665 000 000 руб.
    • 1 места - 1 477 777,8 руб.
  • конструктивное решение - стены - монолитный ж/бетон, кирпич, блок; перекрытия - монолитный ж/бетон, профнастил по фермам, керамогранит




Общеобразовательная школа на 1510 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, Красногорский район, п. Путилково

Разработчик проектной документации: ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»

Заказчик проектной документации: ООО «Лидер Девелопмент»



Показатели:

  • вместимость - 1510 мест
  • количество классов - 60–61
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 4 эт.
  • площадь участка - 2,66 га
  • площадь застройки - 8 670 м²
  • общая площадь - 31 609 м²
  • плавательный бассейн - 25,0×11,0 м
  • ориентировочная стоимость общая:
    • итого - 1 736 500 000 руб.
    • 1 места - 1 150 000 руб.
  • конструктивное решение - перекрытия и стены - монолитный ж/бетон, метал. фермы, профнастил, вентфасады, керамогранит




С тем, что планировка зданий и сооружений является очень сложным и ответственным занятием, согласится любой человек, даже весьма далекий от строительства. Причем, это в полной мере касается любых строений, будь то жилые, офисные или административные здания. К каждому из них предъявляются особенные требования. От того, насколько правильно был выполнен чертёж, зависит и то, насколько долго здание сможет прослужить, насколько комфортно будет находиться и работать в нём людям.

План общественного здания

К современным офисным зданиям предъявляют очень строгие требования. Что и неудивительно, ведь люди проводят в этих зданиях по 8-10 часов в сутки. Чтобы их работоспособность была высокой, рабочее пространство должно быть не только эргономичным, но и максимально комфортным. Чтобы обеспечить всё это, офисные здания имеют множество особенностей планировки по сравнению с другими помещениями и зданиями. К строительству офисов подходят, исходя из нескольких видов проектирования. Только комплексный подход позволяет добиться великолепного результата.


Невозможно сказать, какой из этапов проектирования является более важным, а какой – менее. Если исключить или некачественно выполнить любой из них, то находиться в здании и работать будет в лучшем случае не слишком комфортно. В свою очередь это сказывается на производительности работы сотрудников.

Какими могут быть офисные здания

Конечно, план офисного здания составляется только после того, как заказчик подробно расскажет обо всех требованиях, которым должно будет отвечать построенное здание. Специалисты задают наводящие вопросы, основной целью которых является выявление всех потребностей. И одним из главных факторов является размер кабинета.

На сегодняшний день большой популярностью пользуются как классические офисы, для которых характерна коридорная планировка, так и офисы формата «открытое пространство».

Узнать о плюсах и первых и вторых будет полезно: это позволит сделать правильный выбор, сожалеть о котором не придется.

Офисы кабинетного типа. Чаще всего планировка этажа представляет собой длинный коридор, по одну или по обе стороны от которого находятся двери, ведущие в офисы. Такую планировку обычно выбирают в случаях, когда строится здание, помещения в котором будут использоваться работниками разных отделов. В одном кабинете может работать от одного до десяти человек, в зависимости от его размеров. Прекрасно подходит для случаев, когда сотрудники работают над общей задачей и практически не контактируют с коллегами из других отделов.

Главным достоинством данного формата является качественная звукоизоляция, уединенность и спокойствие. Благодаря этому, специалисты могут полностью сосредоточиться на своей работе, не отвлекаться на постороннюю деятельность и чувствовать себя максимально комфортно. Увы, здесь есть и определенные недостатки. Это и невозможность коллективной работы между смежными отделами, и нерациональное использование пространства, и невозможность легкой перепланировки помещений при изменении состава отделов.

Совсем иными характеристиками обладают офисы, спланированные в таком формате, как «открытое пространство». Они появились в нашей стране всего несколько лет назад, но практически сразу приобрели большую популярность. При строительстве таких помещений не используются внутренние стены. Возводится одно огромное помещение, площадью до нескольких сотен квадратных метров.

Это помещение может просто заставляться мебелью и офисной техникой, а может быть разделено на нужное количество рабочих мест при помощи специальных перегородок. Правда, эффективность этого варианта остается довольно спорной, ведь не всем руководителям компаний, и уж тем более сотрудникам, нравится такое новшество.


Пример офиса с открытым пространством

Серьезными недостатками такого решения являются полное отсутствие приватности и низкий уровень звукоизоляции. В результате этого нередко возникают конфликты, из-за которых существенно ухудшается психологический комфорт в коллективе.

К плюсам можно отнести экономию пространства, низкую стоимость строительства и возможность взаимодействия сотрудников.

Если возникает необходимость, можно за считанные минуты провести перепланировку помещения, чтобы оно соответствовало возникшим потребностям. Например, если группа сотрудников работает над одним проектом, то при помощи перегородок можно легко отгородить их от остального офиса, обеспечивая им неприкосновенность рабочего пространства.

Особенности планировки школ

Одним из самых сложных в планировке общественных зданий является школа. Здесь существует ряд требований, которые обязательно нужно соблюдать при проектировании этого административного здания.

Особые требования предъявляются как к расположению учебных помещений, так и к их размерам и формам.
Например, площадь учебного помещения рассчитывается по простому правилу – не менее полутора квадратных метров на одного ученика. Кубатура помещения должна составлять не меньше, чем четыре кубических метра на одного ученика. И, наконец, высота потолков – от трёх метров и больше.


пример плана и расположения помещений в школе

Помещения, которые используются учащимися, не должны располагаться выше четвертого этажа. Очень важным является и ориентирование учебных помещений относительно сторон света. Нежелательно, чтобы помещения были ориентированы на север, северо-восток или северо-запад. Единственным исключением являются чертежные залы, а также специализированные кабинеты.

Пример ориентаций зданий

В некоторых случаях необходимо установить специальную защиту от чрезмерного солнечного света. Блики не только ухудшают видимость и восприятие информации с доски, но и негативно сказываются на самочувствии и успеваемости учеников. При всём этом, оконные проемы должны иметь довольно большую площадь – не менее 20 процентов от площади пола. Необходимо учитывать и наружные конструкции, способные снизить интенсивность потока света.

Если классное помещение имеет глубину (расстояние от внешней стены с окнами до противоположной стены) больше 6,5 метров, должно обеспечиваться двустороннее освещение.

Подоконники в учебных кабинетах должны располагаться на высоте не более 90 сантиметров. В случае, когда в непосредственной близости от школы растут (или будут расти) деревья, необходимо учитывать этот фактор при проектировании. В этом случае высота помещений должна быть не меньше 3,25 метров при глубине от 6 метров. Это обеспечивает достаточно интенсивное естественное освещение.

Это далеко не полный перечень тех требований, которым должна отвечать школа и каждый из учебных кабинетов, находящихся в ней. Но и этого достаточно, чтобы понять — проектирование школьных зданий является очень сложным процессом, выполнить который действительно качественно может лишь настоящий профессионал.