К интегральным показателям качества жизни относятся. Интегральный показатель уровня и качества жизни

Интегральные показатели уровня жизни.

В дополнение к частным характеристикам уровня и качества жизни современная наука предусматривает осуществлять по строение интегральных показателœей уровня жизни. Теоретической базой для этого служит Концепция человеческого развития, выработка которой ведется в рамках Программы развития ООН (ПРООН), начиная с 80-х годов ХХ века. В соответствии с этой концепцией был разработан интегральный показатель - Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП, UNDP) (в настоящее время – индекс человеческого развития (ИЧР) - Human Development Index. (HDI).

В корне его расчета лежат три компоненты уровня жизни: доход , долголетие и образование. Доход измеряется как реальный объём ВВП на душу населœения в долларах США на базе паритета покупательной способности валют (ППС). Долголетие как способность личности к долгой и здоровой жизни измеряется показателœем средней продолжительности предстоящей жизни при рождении (Life expectancy at the birth ), определяемым по демографическим таблицам смертности.

Образование характеризует реализацию способности к получению и накоплению знаний, к общению, к обмену информацией (измеряется двумя показателями: грамотностью взрослого населœения и охватом молодежи обучением).

Индекс человеческого развития строится на базе перечисленных показателœей как средняя арифметическая трех компонентных индексов: индекса продолжительности жизни (I 1) , индекса достигнутого уровня образования (I 2) , индекса скорректированного реального ВВП на душу населœения (I 3) :

(11.6)

Индекс продолжительности жизни (I 1) , а также индексы показателœей, на базе которых определяется индекс достигнутого уровня образования (I 2) рассчитываются по формуле:

, (11.7)

Фактическое значение показателя, описывающего -е измерение человеческого развития (компонент ИЧР) в данной стране,

и - минимальное и максимальное значения каждого показателя человеческого развития (реперные точки).

Индекс достигнутого уровня образования (I 2) рассчитывается на базе двух частных индексов по формуле:

, (11.8)

Индекс грамотности взрослого населœения (Adult literacy index ),

Индекс валового показателя поступивших в учебные заведения (Gross enrolment index) или индекс полноты охвата обучением.

При расчете индекса скорректированного реального ВВП на душу населœения (I 3) используются не абсолютные показатели дохода, а его десятичные логарифмы:

. (11.9)

В качестве реперных точек при расчете компонентных индексов используются следующие значения:

Таблица 11.7

Произведем расчет ИЧР по данным за 2004 год.

Таблица 11.8

Пример расчета ИЧР Бразилии по данным за 2004ᴦ.

1. Индекс продолжительности жизни (Life expectancy index ): .

Для расчета индекса достигнутого уровня образования определим (Education index ):

· Индекс грамотности взрослого населœения (Adult literacy index )

;

· Индекс валового показателя поступивших в учебные заведения (Gross enrolment index ) или индекс полноты охвата обучением

.

2. С учетом этих индексов определяется средний индекс достигнутого уровня образования:

= .

3. Индекс скорректированного реального ВВП на душу населœения (GDP per capita (PPS US$ ):

=.

Индекс человеческого развития (human development index – HDI ):

ИЧР рассчитывается по странам мира, что позволяет ранжировать их на базе данного показателя. Проводится также группировка стран по уровню человеческого развития с использованием следующих критериев:

· высокий уровень, ИЧР0,8,

· средний уровень, ,

· низкий уровень, .

В таблице 11.9 представлены данные об уровне ИЧР по группам стран.

Таблица 11.9

Компоненты ИЧР по группам стран. 2004

Группы стран Число стран ИЧР Ожидаемая продолжительность жизни ВВП на душу населœения (ППС долл. США) Индекс долголетия Индекс уровня образования Индекс скорректированного реального ВВП на душу населœения
С высоким уровнем человеческого развития 0,923 78,0 0,88 0,95 0,93
Со средним уровнем человеческого развития 0,701 67,3 0,71 0,75 0,65
С низким уровнем человеческого развития 0,427 45,8 0,35 0,53 0,40
Весь мир 0,741 67,3 0,71 0,77 0,75
Россия 0,797 65,2 0,67 0,95 0,77
Норвегия 0,965 79,6 0,91 0,99 0,99
Нигерия 0,311 (177место) 44,6 0,33 0,26 0,34

См.: Human Development Report 2006/2007. Fighting climate change: Human solidarity in a divided world. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). 1 UN Plaza, New York, 10017, USA. 2007.

Глобальной тенденцией является увеличение доли стран с высоким и средним уровнем человеческого развития. Сегодня Россия входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. В России реализуются детальные разработки ИЧР на федеральном и региональном уровнях, результаты которых публикуются в ежегодных докладах о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Особенностью региональных разработок является использование не ВВП, а ВРП (валовой региональный продукт).

Кроме ИЧР вычисляются также некоторые другие интегральные характеристики человеческого развития и уровня жизни. По развивающимся странам вычисляется показатель нищеты населœения human poverty index –(ИНН-1 ) по формуле:

где:

§ - доля лиц, не доживающих до 40 лет,

§ - доля неграмотных в общей численности взрослого населœения,

§ - составной показатель материальной обеспеченности, включающий в себя:

§ - долю населœения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде (доля сельского населœения),

§ - долю населœения, не имеющего доступа к медицинским услугам,

§ - долю детей в возрасте 5 лет с недостаточным весом.

На этой базе p 3 определяется как средняя арифметическая из соответствующих показателœей:

ИНН-2 характеризует бедность в развитых странах. Для расчета ИНН-2 используются следующие показатели:

Для характеристики бедности населœения в развитых странах используется показатель (HDI-2 ), вычисляемый по формуле:

§ - доля лиц, не доживающих до 60 лет,

§ - доля функционально неграмотного населœения (не способного понимать прочитанное) в общей численности взрослого населœения,

§ - доля населœения, живущего ниже черты бедности (то есть имеющего доходы ниже 50% медианного скорректированного располагаемого личного дохода),

§ - уровень застойной безработицы (безработицы в течение 12 месяцев и более).

Вычисляется также ряд других обобщающих показателœей человеческого развития и уровня жизни.

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. Пособие/ М.Р. Ефимова, С.Г. Бычкова; Под ред. М.Р. Ефимовой.- М.: Финансы и статистика, 2004.

Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.Г.Назарова.-М.:Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000

Практикум по социальной статистике/Под ред.И.И.Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 2004.

Социальная статистика: Учебник/Под ред.И.И.Елисеевой.-3-е изд.-М.: Финансы и статистика, 2001

Статистика. Учебник/Под ред. И.И.Елисеевой.-М.: Высшее образование, 2006.

Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова.- М.: ИНФРА-М, 1999

Методологические положения по статистике. Вып.1-3/ГКС России.-М.- 1998

Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей ред. проф. В.П.Колесова (экономический факультет МГУ), 2-е издание, дополненное и переработанное.-М.:Права человека,2008

Доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации

В общем виде структура современных источников информации, используемых российской официальной статистикой была охарактеризована в главе 1


Размещено на реф.рф
115.

Кроме рассмотренных трех коэффициентов вычисляют также квинтильный коэффициент, основанный на данных о распределœении населœения по 20% группам.

Существуют также иные модификации данной формулы.


Размещено на реф.рф
483.

Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр.
Размещено на реф.рф
209.

Россия в цифрах. 2008: Стат.сб./Росстат. - М., 2008. - стр.
Размещено на реф.рф
130.

Социальное положение и уровень жизни населœения России. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр.
Размещено на реф.рф
492.

Предусмотрен ФЗ РФ от 31 марта 2006 ᴦ. N 44-ФЗ ʼʼО потребительской корзинœе в целом по Российской Федерацииʼʼ

ППС учитывает количество единиц национальной валюты, крайне важно й для покупки аналогичного по составу стандартного набора товаров и услуг на 1 долл. США в Соединœенных Штатах Америки. Использование ППС позволяет учесть разную покупательную способность доходов в странах.

Human Development Report 2006/2007. Fighting climate change: Human solidarity in a divided world. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). 1 UN Plaza, New York, 10017, USA. 2007.

Интегральные показатели уровня жизни. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интегральные показатели уровня жизни." 2017, 2018.

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Некоторые исследователи при определении понятия "качество жизни" большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.

Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни - получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

Основными показателями качества жизни населения являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
  • качество питания (калорийность, состав продуктов);
  • качество и модность одежды;
  • комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
  • качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
  • качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
  • качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
  • качество сферы обслуживания;
  • качество окружающей среды, структура досуга;
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Доходы населения:

  • расходы на конечное потребление;
  • среднедушевой денежный доход;
  • доходы от трудовой и экономической деятельности домашних хозяйств;
  • доля вкладов в расходах населения;
  • покупка валюты;
  • приобретение ценных бумаг;
  • недвижимость;
  • земля в личном пользовании;
  • наличие легковых автомобилей на 100 семей;
  • располагаемые ресурсы домашних хозяйств;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии;
  • минимальный потребительский бюджет;
  • децильный коэффициент дифференциации;
  • коэффициент фондов;
  • коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини);
  • соотношение долей расходов на питание для различных квантильных групп населения;
  • стоимость жизни:
  • индексы цен на потребительские товары;
  • стоимость всех видов услуг, включая бытовые, ЖКХ и услуги отраслей социальный сферы;
  • прожиточный минимум;
  • потребление населения:
  • расходы и сбережения;
  • потребление основных продуктов питания;
  • энергетическая и пищевая ценность продуктов;

Основные интегральные показатели жизни населения :

  • соотношение доходов и расходов;
  • соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума;
  • величина условно-свободной части располагаемого дохода;

Уровень бедности :

  • черта бедности;
  • численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры и техническими средствами отраслевой социальной сферы :

  • численность предприятий бытовых услуг;
  • численность учебных заведений;
  • численность учащихся;
  • численность медицинского персонала;
  • численность учреждений культуры и организации отдыха;

Демографические параметры :

  • численность постоянного населения;
  • половозрастной состав населения;
  • общий коэффициент рождаемости;
  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • общий коэффициент смертности;
  • коэффициент брачности;
  • число домашних хозяйств;

Уровень жизни населения - представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.

Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остается осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.

Система статистических показателей уровня жизни населения

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития, исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

  • Объем валового внутреннего продукта на душу населения
  • Индекс потребительских цен
  • Структура потребления
  • Коэффициент смертности
  • Коэффициент рождаемости
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  • Уровень младенческой смерти

Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

  • объем валового внутреннего продукта на душу населения;
  • объем производства товаров первой необходимости;
  • уровень инфляции;
  • уровень безработицы;
  • величина реальных доходов на душу населения;
  • возможности населения инвестировать в себя и в экономику;
  • соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
  • число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
  • доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;
  • отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;
  • продолжительность жизни человека;
  • соотношение рождаемости и смертности населения;
  • объем розничного товарооборота;
  • отклонение состояния окружающей среды от нормативов.

Характеристика уровня жизни населения

Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные - определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Уровень жизни характеризуется целым блоком показателей:

  • потребительская корзина
  • средняя заработная плата
  • разница в доходах
  • продолжительность жизни
  • уровень образования
  • структура потребления продуктов питания
  • развитие сферы услуг
  • обеспеченность жильем
  • состояние окружающей среды
  • степень реализации прав человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ведение

социальный экономический интегральный

Смена просуществовавшей почти 70 лет советской власти привела в 90-х годах Беларусь к изменению общественного сознания, росту преступности в стране и обнищанию значительной части населения. Но по прошествии последних 14 лет многое изменилось. В данной работе автор попытался оценить изменения, произошедшие в «качестве жизни» белорусов за последнее десятилетие.

Качество жизни населения, безусловно, является одной из важнейших социальных и экономических категорий. Оно характеризует не только существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека, но и говорит об эффективности проводимой государственной политики в том или ином регионе. Сегодня повышение качества жизни рассматривается как цель в качестве ключевой определена в «Основных положениях национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития.

Выбор мониторинга качества жизни населения как темы данного дипломного проекта обусловлен ее очевидной приоритетностью, ведь конечным критерием любых экономических преобразований является улучшение качества жизни населения.

Рассмотрев работы зарубежных авторов по данной тематике, автор сделал вывод о том, что в последнее время для характеристики качества жизни населения стал широко использоваться индекс человеческого развития. Методология расчета и значения этого индекса в разных странах представлена в докладах ООН, в работах российских ученых (А. Сен, В.И. Жуков и др.). За последние десятилетие множество публикаций было посвящено анализу отдельных составляющих качества жизни. Однако количество работ, в которых проводилась бы интегральная оценка качества жизни, не столь велико. Среди таковых следует выделить работы С.А.Айвазяна и В.В.Косова, А.И Суббето, посвященные сравнительному анализу качества жизни населения в субъектах Российской Федирации -., среди авторов можно выделить и зарубежных - Д. Форрестер, Д. Гэлберт., отдельно стоит отметить работу белорусского академика Е.Н. Бобосова.

Целью исследования данной работы является выявление тенденций изменения качества жизни и его составляющих в РБ за период 1995-2004 года, вычисления интегральной оценки «качества жизни» в регионах РБ и составления их рейтинга. В соответствии с общей целью в работе были поставлены следующие задачи:

разработать систему критериев, позволяющую осуществить интегральную оценку «качества жизни населения граждан РБ на основе региональной статистической информации;

разработать программный продукт с целью автоматизации расчета интегральных показателей качества жизни с помощью средств.

посредством интегральных индикаторов населения выявить основные тенденции в динамике качества жизни населения РБ.

Работа включает три главы. В первой главе определяется структура и содержание понятия «качество жизни», сравниваются различные подходы к его изучению, рассматривается показатель «уровень жизни населения», выявляются основные проблемы измерения качества жизни и существующие для этого методы.

Во второй главе представлена методика получения интегральной оценки качества жизни населения. Здесь же разработана система критериев, позволяющая на основе региональных статистических данных осуществить интегральную оценку «качества жизни населения» в РБ.

Третья глава включает построение и автоматизацию расчёта интегрального показателя качества жизни, проводится сравнительный анализ областей Республики Беларусь по данному критерию с помощью предложенной методики, проводится ранжирование регионов РБ.

  • Результаты дипломной работы доложены на международной студенческой конференции НИРС ФЭУ-2007 «Экономика и менеджмент XXI века: методы, формы, технологии».
  • 1. Т еоретические основы изучения качества жизни населения
  • 1.1 Структура и содержание понятия "качество жизни"
  • Началом изучения проблем качества жизни можно считать конец 60-х годов XX столетия, когда в высокоразвитых странах Запада происходил переход к постиндустриальной стадии развития общества, что обусловило интерес к новому содержанию экономического прогресса. Принято считать, что впервые термин «качество жизни» появился в книге экономиста Дж. Гелбрейта «Общество изобилия» в 1960г. За последние десятилетия исследования качества жизни (quality of life) за границей приобрело междисциплинарное научное направление, для которого характерно изучение природных, социально-психологических и экономических условий существования человеческого общества. Опубликованы многочисленные статьи, монографии, проведены различные международные конференции и семинары, где обсуждались вопросы изучения качества жизни.
  • Большой вклад в изучение понятия «качество жизни» внесла группа американских ученых во главе с президентом Римского клуба в 70-х гг. А. Печчеи при анализе мировой проблематики и построения глобальных моделей динамики мира . Американский экономист У. Ростоу, известный как создатель теории стадий экономического роста, к пяти стадиям роста добавил шестую «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека. При удовлетворении всех личных потребностей в пище, одежде, комфортабельном жилье растет роль различных услуг, направленных на удовлетворение дополнительных потребностей индивида в образовании, культурном и комфортном отдыхе, самореализации и др., которые являются «основой нового качества жизни» . Согласно У. Ростоу, «новое качество жизни» характеризуется показателями в области здравоохранения, отдыха, уменьшения загрязнения окружающей среды, борьбы против бедности и неравенства.

В настоящее время не существует общепринятого научного определения понятия "качество жизни" и каждый автор акцентирует внимание на одной из сторон этого понятия.

Проанализировав структуру различных определений качества жизни, можно констатировать, что в структуре этих определений выделяется содержательная и операциональная части . В содержательной части раскрывается сам смысл понятия, а в операциональной конкретизируется способ количественного измерения уровня качества жизни.

В содержательной части во всех определениях говорится о степени удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Но для того, чтобы можно было предметно говорить о степени удовлетворения каких-либо потребностей, во-первых, сами эти потребности должны существовать. Во-вторых, должен быть известным некий базовый уровень удовлетворения потребностей, взятый за "начало отсчета". В-третьих, должна существовать процедура, позволяющая сравнить фактический уровень удовлетворения потребностей с базовым, и выразить результаты этого сравнения в некоторых единицах измерения.

В операциональной части определения конкретизируется процедура сравнения фактического уровня удовлетворения потребностей с базовым. Эти процедуры можно разделить на две основные группы:

1. Основанные на субъективной самооценке.

2. Основанные на внешней объективной оценке.

В специальной литературе приводится ряд определений, одним из наиболее известных является описание понятия "качество жизни", данное Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Этой организацией качество жизни определяется как восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами.

Очевидно, что это определение основано на субъективной самооценке, по сути, на уровне удовлетворенности своей жизнью. А этот уровень во многом определяется ожиданиями каждого конкретного человека и от стандартов, принятых в социальной микросреде, с которой он себя ассоциирует. Таким образом, с этой точки зрения качество жизни - это уровень удовлетворенности человеком своей жизнью по его собственной субъективной самооценке.

Существует и более "объективный" подход к определению качества жизни, при котором качество жизни оценивается не по субъективной удовлетворенности самим человеком, а по ряду объективных показателей другими людьми, имеющими для этого полную и достоверную информацию и необходимую квалификацию, т.е. коллективом экспертов.

С этой точки зрения, качество жизни - понятие, отражающее степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека, измеряемое компетентными и информированными специалистами по набору объективных показателей. Таким образом, можно предложить следующее определение:

Качество жизни - это комплексное понятие, в сопоставимой в пространстве и времени форме отражающее степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека, оцениваемое как по уровню удовлетворенности человеком своей жизнью по его собственной субъективной самооценке, так и измеряемое компетентными и информированными специалистами по набору объективных показателей .

Очень часто в литературе понятие качества жизни подменяется понятием уровень жизни, поэтому хочется остановиться на отличиях в этих дефинициях.

1.2 Уровень жизни населения, как основной показатель понятия « качество жизни »

Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы.

Во времена существования Советского Союза понятие «уровень жизни населения» рассматривалось в узком и широком смысле. Под категорией «уровень жизни» в узком смысле понималась достигнутая степень материального благосостояния и культурного развития трудящихся, отражаемая в потребительском бюджете населения. В широком смысле уровень жизни рассматривался как уровень развития и степень удовлетворения потребностей населения. В данном случае речь идёт не только об условиях жизни, но и о жизнедеятельности и развитии способностей людей в сопоставлении с их потребностями и интересами.

Снижение уровня жизни населения в последние годы повлекло за собой повышенный интерес со стороны государства, общественности и науки к этой проблеме. В социальной статистике ООН для межстранового сравнения уровня жизни в настоящее время используется индекс человеческого развития (ИЧР) или (HDI), который строится на основе четырех показателей:

* валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения,

* средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении,

* уровня грамотности взрослого населения

* валового коэффициента охвата населения всеми видами образования.

В 2004 г. ИЧР в России, по оценкам экспертов ООН, был равен 0.790, и Беларусь занимала 62-е место в мире, Россия на 57. По итогам 2000 года Беларусь заняла 56-е место, опередив и Россию (60-е место), и Украину (80-е). В 2003 году в мировом рейтинге ИРЧП Белоруссия среди 175 стран вышла на 53 позицию. Россия в этом рейтинге занимала 63 место.

Однако ученые считают, что ИЧР не может являться полной характеристикой уровня жизни. Поэтому споры по определению категории «уровень жизни населения» и её месту и значимости в системе общественных отношений продолжаются и в настоящее время.

Наиболее общим определением можно считать следующее. Под уровнем жизни населения понимается обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и накопления, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны.

* натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);

* отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;

* характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека)

ХХI век выдвигает новый подход к определению места и роли человека в научно-техническом и социально-экономическом прогрессе. При таком подходе во главу угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека -- цель, экономический рост -- средство для её достижения. В центре внимания социально-экономической политики государства должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества.

Если исходить из понимания уровня жизни населения «как уровня развития и степени удовлетворения потребностей людей», то системообразующей основой изучения уровня жизни населения являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления.

Личные потребности отражают объективную необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими -- первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе -- это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности прямой оценки не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величине рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и расходы населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление непродовольственных товаров и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее имущество; условия образовательного и культурного развития, включая образование и культуру; использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая обстановка (антиобщественные явления, преступность); обобщающие индикаторы уровня жизни и др.

Важную роль для повышения уровня жизни населения играют социальные нормы и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер государственного воздействия на повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы.

Для определения уровня жизни фактическое потребление необходимо сравнивать с социальными нормами и нормативами потребления, определяя, таким образом, степень удовлетворения потребностей.

1.3 Проблема измерения и агрегирования показателей качества жизни населения

Проблема номер один, с которой приходится сталкиваться проектировщикам всех информационных моделей, в том числе и качества жизни - это проблема измерения. Процедуры замеров должны быть таковыми, чтобы полученная модель с максимальной полнотой и достоверностью отражала бы исследуемый объект, особенно если он является динамической системой. Информационная реконструкция реального объекта, как известно, начинается с построения некоторой шкалы. В самом простом смысле процедура измерения сводится к предписыванию каждому признаку объекта некоторого числа. Результатом такого сопоставления является числовая модель исследуемого эмпирического объекта. Смысл этой опперационализации состоит в том, что устанавливается соответствие между свойствами эмпирического объекта и свойствами сопоставленных им чисел. Набор свойств объекта и сопоставленных им чисел называют в теории измерения шкалой . Здесь F1 - эмпирический объект, R1 - числовая система, q - преобразование свойств эмпирического объекта в числовые. Существует множество различных способов предписывания чисел пунктам шкалы, т. е. процедура шкалирования допускает определенные группы преобразований {Q}, не меняющие свойств признаков объекта.

Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах. К таким показателям относится, например, уровень дохода, размер заработной платы, уровень образования, объем ВВП на душу населения и т.д. Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований. Совсем по-другому выглядит проблема, когда в качестве объектов измерения выступают субъективные ощущения человека, уровень значимости различных факторов на уровень жизни. В этом случае для регистрации различных субъективных составляющих качества жизни чаще всего используется ранговые шкалы. Процедурно

замеры таких объектов осуществляются путем приписывания некоторых оценочных баллов субъективным ощущениям человека, его настроениям, социальному самочувствию или некоторому упорядочиванию своих субъективных оценок в том или ином признаковом пространстве.

Например, для измерения степени важности двух показателей может быть предложена девяти (или семи) балльная система, каждый балл которой сопоставляется с субъективной оценкой индивидом того, в какой степени один из показателей важнее второго.

Для того, чтобы комплексно оценить качество жизни, нужно представить ее в виде немногочисленных показателей, которые позволили бы оценить условия жизнедеятельности населения на максимально обобщенном уровне. Это, в свою очередь, предполагает построение процедуры агрегирования, "сворачивания" многих десятков первичных признаков к показателям, описывающим качество жизни как некоторое целостное явление. Информация от первичных измерений, зафиксированная через элементарные показатели, должна совершить вполне определенное восхождение, проделать путь "наверх" и предстать в виде системы интегральных показателей, позволяющих производить содержательные оценки о состоянии качества жизни населения в целом. Итоговый интегральный показатель будем называть в дальнейшем индексом качества жизни населения (ИКЖН). Понятно, что процесс укрупнения информации связан с потерей информативности, конкретной наполненности показателей, но вместе с тем, и именно в этом состоит смысл измерения, интегральные показатели должны содержать новое качество об исследуемом объекте, предоставлять возможность "видеть" обобщенные закономерности и тенденции, ранее скрытые во множестве единичных наблюдений.

Таким образом, процедуру измерения качества жизни можно представить в виде некоторой пирамиды (рис. 1.1), в основании которой находятся первичные неоднородные признаки, сконструированные по разнотипным шкалам разного уровня, а на вершине - обобщенные показатели, полученные в результате согласования шкал на каждом промежуточном уровне и агрегации, укрупнения информации тем в большей степени, чем дальше от основания указанной пирамиды происходит перемещение информации.

Рис.1.1. Иерархическое представление категории качества жизни

Процедура измерения представляет собой непустое множество преобразований (на языке математики «гомоморфизм»), поэтому и результаты измерения качества жизни могут быть принципиально различными как с точки зрения количественной оценки, так и возможностей интерпретации произведенного измерения.

Видимо, по этой причине в различных литературных источниках предлагаются различные неформализованные методы оценки качества жизни. Кроме того, неустанно предпринимается исследовательский поиск простых в понимании и измерении интегральных индексов, по величине которых можно было бы делать обобщенные выводы об уровне качества жизни.

1.5 Методы оценки качества жизни населения

Многочисленность концептуальных и методологических подходов к определению качества жизни обусловила разнообразие методик его оценки, как на региональном так и на мировом уровнях. Одной из них является методика оценки качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). К достоинствам представленной методики можно отнести ее относительную простоту расчета. На сегодняшний день это единственный интегральный показатель, по которому сравнивается качество жизни во всех странах мира. Но она не учитывает такие факторы как социальная защищенность, уровень безопасности проживания, качество природной среды и др. В связи со сказанным зарубежные и отечественные исследовательские институты активно используют ИРЧП только как дополнение к собственным методикам оценки качества жизни.

Материалы исследований качества жизни и методика его измерения опубликованы в международном ежегоднике «The World Competitiveness Yearbook», издающимся в Швейцарии . В этой методике значительная роль отведена экспертным оценкам. Экспертами выступают жители исследуемой страны, которые являются признанными специалистами в оцениваемой области. Например, при оценке влияния налогов на доходы учитывается мнение бизнесменов, при оценке эффективности политической системы мнение политиков и политологов и т. д. К достоинствам представленной методики можно отнести ее комплексный характер: использование объективных индикаторов и экспертных оценок в тех случаях, когда количественное измерение затруднено.

Больший вклад в российской науке в построение интегрального показателя качества жизни внес профессор Айвазян С.А. В работе им была предложена методика оценки качества жизни на основе официальных данных органов государственной статистики, построен рейтинг регионов России по анализируемой синтетической категории. Она основывается на специального вида свертках частных (статистически регистрируемых) показателей и методах многокритериального ранжирования объектов различных аспектов качества жизни, которые автор выделил в 5 блоков показателей . Применение мощного математического аппарата (факторного анализа), метода группового ранжирования - неоспоримое достоинство данной методики.

Факторный анализ позволяет выявить наиболее значимые компоненты для ранжирования по качеству жизни, построить группы зависимых показателей. При невозможности количественного измерения ряда параметров, характеризующих качество жизни, целесообразно использование экспертных оценок. На наш взгляд, применение экспертного оценивания является особенно важным при оценке качества жизни на региональном уровне.

Исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, их типовой неоднородности можно утверждать, что здесь возможны следующие методы исследования:

1) статистические,

2) социологические,

3) экономико-математические.

На сегодняшний день наиболее перспективными методами при оценке качества жизни населения представляются экономико-математические методы, позволяющие получить количественную оценку качества жизни. Итак, для количественной сопоставимой оценки качества жизни необходимы методики и измерительные инструменты, позволяющие оценивать как уровень субъективный уровень значимости различных факторов, так и объективную картину по ряду показателей. Сопоставимость в пространстве необходима, чтобы можно было корректно сравнивать оценки, проведенные по данной методике в различных регионах, а сопоставимость во времени - для изучения динамики качества жизни в целом и в разрезе по этим регионам.

Но поскольку не существует даже общепринятого теоретического определения понятия качества жизни, то тем более не существует и общепринятой методики и инструментария, которые были бы стандартизированы на уровне правительства РБ или признаны большинством специалистов и использовалась бы ими для рутинной оценки качества жизни. Поэтому исследования качества жизни, проведенные различными авторами по своим методикам, даже очень хорошим самим по себе, не обладают совершенно обязательным для подобных методик качеством: сопоставимостью в пространстве и во времени.

Для этого подобная методика должна удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Иметь хорошее научное теоретическое обоснование.

2. Иметь необходимый юридический статус.

3. Иметь реализующий ее программный инструментарий, доступный практическим исследователям.

4. Иметь развитое финансовое, организационное, информационное, технологическое и техническое обеспечение.

2. М етодология построения интегрального индекса КЖН

В работе описана методология построения интегральных индикаторов для различных синтетических категорий КЖН региона Республики Беларусь, основанная на специального вида свертках частных критериев. Данная методология имеет в основе математический аппарат, построенный на известных методах для решения многокритериальных задач, в частности на модифицированном методе МАИ.

Отметим, что данная методология построения интегрального показателя всегда имеет единственное удовлетворительное решение.

Для нахождения ИИЖК необходимо решить следующие задачи:

определить исходный (априорный) перечень частных критериев анализируемой синтетической категории качество жизни;

выполнить шкалирование исходных величин, т.е. перейти к N - бальной шкале системе измерения ;

построить свертку на основе которой можно произвести процедуру агрегирования частных критериев в один обобщенный интегральный показатель;

выполнить ранжировку критериев нижнего и верхнего уровня иерархии исследуемой категории качество жизни;

проверить согласованность результатов ранжировки;

предложить подход к многокритериальной классификации региона по анализируемому интегральному свойству КЖН.

2.1 Многокритериальная система показателей КЖН регионов Р Б

Целенаправленный поиск, проведенный в специальной литературе, привел нас к выводу, что наиболее полный на данный момент набор частных критериев, объединяющий различные методики измерения качества жизни, опубликован в работе С.А. Айвазяна "Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения". В основу анализа была положена эта система с некоторыми дополнениями, связанными со спецификой Республики Беларусь.

Основные свойства качества жизни населения формируются и проявляются в его взаимодействии с «внешними объектами» и друг с другом, в его способности адаптироваться к окружающему миру, выжить, воспроизводиться, удовлетворять свои потребности. Рассматривая человека одновременно как существо биологическое и как существо социальное, можно прийти, к следующим четырём базовым компонентам, образующим среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения:

1) Качество населения;

2) Благосостояние населения;

3) Социальная безопасность;

4) Духовное и культурное состояние общества;

5) Экологические и природные условия .

Легко видеть, что каждый из компонентов отражает условия, в рамках которых проистекают процессы удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей членов общества. Последовательная иерархическая декомпозиция каждого из базовых компонентов позволит «спуститься» до набора соответствующих характеристик самого нижнего уровня, которые в подавляющем большинстве своем могут быть представлены стандартными статистическими показателями. На рис. 2.1. представлена основанная на предложенной здесь декомпозиции категории «Качество жизни населения» общая схема иерархической системы критериев и статистических показателей.

Отправляясь от описанных выше общих положений, относящихся к синтетическим категориям качества жизни населения и, в частности, к ее базовым интегральным свойствам (1-5), представим теперь основные компоненты каждого из этих свойств.

Рис. 2 .1. Система показателей качества жизни населения

1. Качество населения интегрирует в себе такие свойства как: способность изменять свою численность и поддерживать равновесие биологических функций образующих его поколений (рождаемость, смертность, заболеваемость). Мы исходим из того, что качество населения представляет собой не отделимую от жизнедеятельности населения и вытекающую из самого факта его существования определенность, интегральную совокупность более частных свойств, которыми обладает население и которые проявляются во взаимодействии с различными явлениями окружающего мира.

2. Благосостояние населения (уровень жизни). Это свойство характеризует степень удовлетворения материальных потребностей населения выраженных в:

Реальных доходах и расходах населения;

Обеспеченности населения жильем и другой собственностью;

Обеспеченности населения средствами коммуникации.

3. Социальная безопасность. Рассматривая социальную среду обитания человека и его социальные потребности, мы различаем свойства, характеризующие социальные условия его существования, и свойства, характеризующие его поведение, ориентированное на социальный гомеостаз - поддержку необходимых качеств социума. В соответствии с этим выделим следующие основные компоненты категории «социальная безопасность»

Уровень условий труда (уровень производственного травматизма, профзаболеваний, соцзащита государства);

Обеспеченность населения медицинской помощью;

Физическую и имущественную безопасность членов общества (характеристики социальной патологии, криминагенности, организованной преступности).

4. Экологические и природные условия.

Оценка состояния природно-биологической среды с точки зрения обеспечения условий жизнедеятельности населения должна характеризовать степень пригодности состояния ее элементов для жизни, труда, отдыха населения. В полной мере это можно было бы сделать, если бы мы имели, во-первых, обоснованную систему стандартов, характеризующих качество элементов природы, и, во-вторых, функционирующую в стране систему экологического мониторинга, возможности которой соответствовали бы характеру решаемой проблемы. Особое внимание следует уделить такому показателю как процент заражённой радионуклидами территории вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Для Республики Беларусь он является важным и, в некоторой степени, решающим, т. к. страна наиболее пострадала от вышеупомянутой катастрофы.

На основании имеющихся данных о состоянии нашей природы предлагается производить эту оценку на основе следующих антропогенных факторов:

Воздействия на воздушный бассейн;

Воздействия на водный бассейн;

Доля зараженных радионуклидами территорий (4 степени).

Следует отметить, что использование перечисленных показателей по стране в целом дает лишь самую грубую оценку. Очевидно, что для более точной оценки экологической ситуации необходим их анализ в территориальном разрезе.

5. Духовное и культурное состояние общества.

Последняя компонента категории «качество жизни» показывает уровень образованности, культуры и удовлетворенности жизнью. Она должна отображать внутреннее состояние общества в различных регионах. В международных сопоставлениях (ИРЧП) для оценки уровня образованности используют компоненты: доля неграмотных среди населения старше 15 лет, средняя продолжительность обучения. Однако, в региональных сопоставлениях их взять невозможно, т.к. в органах белорусской статистики по ним расчет не производится. Эти показатели легко компенсируются другими показателями: доля студентов среди взрослого населения и доля специалистов с высшим образованием в экономике.

Полная система показателей представлена в табл. 2.1

Таблица 2.1. Многокритериальная система показателей дефиниции «качество жизни»

показателя в группе

Вес показателя

Статистические показатели

Базовые компоненты

Вес базовой компоненты

Естественный прирост на 1000 нас.

Качество населения

Коэффициент младенческой смертности на 1000 род.

Ожидаемая продолжительность жизни: все население

Число умерших от новообразований на 100 000 нас.

Число умерших от болезней системы кровооб. на 100 000 нас.

Число умерших от болезней органов дыхания на 100 000 нас.

Число умерших от болезней органов пищеварения на 100 000 нас.

Число умерших от несч. случаев, травм и отравлений на 100 000 нас.

Число инвалидов на 1000 нас.

Количество больных нарк., алкоголизмом, психозами на 100 000 нас.

Коэффициент миграционного прироста

Реальные денежные доходы в % к 1990 г.

Уровень жизни

Доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата в % к 1990г.

Объём платных услуг оказанных населению в % к 1990г.

Приходится общей площади жил. фонда на одного жителя, кв.м.

Обеспеч. населения собств. легковыми автомобилями (на 100 семей)

Численность занятых в экономике приходящихся на 1 пенс.

Плотность автодорог с твердым покрытием (км/1000 м2 территории)

Кол. домашних тел. аппар. телеф. сети общего пол. на 100 семей

Индекс физического объёма роз. Товарооб. торговых организаций

Уровень безработицы

Социальная

безопасность

Численность пострадавших на производстве со смертельным исходом или с утратой труд. на 1 раб день и более на 1000 раб., чел.

Реальный размер среднемесячной пенсии в % к 1990 г.

Число больничных коек на 10000 населения

Обеспеченность врачами по всем специальностям на 10 000 нас.

Количество преступлений на 10 000 нас.

Количество абортов на 100 новорожденных

Масса вредных веществ выброшенных в атмосферу от стационарных источников в среднем на душ нас, кг.

Окружающая среда и природные ресурсы

Масса вредных веществ выброшенных в атмосферу от передвижных источников в ср на душ нас, кг.

Доля загряз. вод в общем объеме сточ. вод выброш. в поверх. Вод.

Уд вес области в общей площади рад. Загряз. цезием 137 (4 степень)

Число разводов на 1000 населения в году

Духовное и культурное состояние общества

Число студентов в ВУЗах на 10000 нас.

Доля работников с высшим образованием в организациях

Число посещений театров

Число посещений музеев

В предложенной системе показателей используются статистические данные официальных изданий Министерства Статистики Республики Беларусь и электронные ресурсы .

Очевидно, поддержание на должном уровне вышеизложенных качеств будет содействовать повышению эффективности общественно полезного труда, достижению высоких показателей ВВП-ВНП, созданию комфортного социально-психологического климата в обществе.

2.2 Информационная база эмпирического анализа КЖН регионов

В качестве основных источников исходных статистических данных в межрегиональном анализе РБ использовались следующие официальные издания министерства статистики РБ:

1. «Беларусь в цифрах, 2006» Статистический ежегодник.

2. Регионы Республики Беларусь, 2006.

3. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь.

4. Образование в Республике Беларусь.

5. Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь.

6. Труд и занятость в Республики Беларусь.

7. Социально-экономическое положение домашних хозяйств Республики Беларусь

Перечень всех показателей используемых в качестве исходной базы в анализе различных синтетических категорий качества жизни населения РБ приведен в Приложении 1 данной работы.

2.3 Требования предъявляемые к формированию априорных наборов статистических показателей

Формирование исходного (априорного) набора частных критериев анализируемого интегрального свойства КЖН производится экспертно, опираясь на представленную в таб 2.1. схему структуризации системы статистических показателей и частных критериев, руководствуясь при этом следующими требованиями:

(А) требование представительности, в соответствии с которым в данном перечне должны быть представлены (при экзогенной заданности всех прочих аспектов КЖ) все основные показатели рассматриваемой синтетической категории; так, например, для синтетической категории КЖ самого верхнего уровня в этом перечне должны присутствовать наиболее существенные характеристики качества населения (аспект I), материального благосостояния (аспект II), качества социальной сферы (аспект III) и качества экологической ниши (аспект IV);

(Б) требование информационной доступности, в соответствии с которым привлекаемые к дальнейшему анализу показатели и частные критерии должны быть, по меньшей мере, доступны для их статистической регистрации и, более того, они должны входить в номенклатуру официальных статистических показателей (или могут быть вычислены по значениям последних);

(В) требование информационной достоверности, в соответствии с которым используемые статистические данные и частные критерии должны адекватно отражать состояние анализируемого аспекта качества жизни.

2.4 Математический аппарат, используемый для получения интегрального показателя качества жизни

В работе рассмотрим способ получения определенной свертки частных критериев в качестве измерителя исследуемого интегрального свойства качества жизни.

Обозначим через - значение j - го показателя в i - ой базовой компоненте «качество жизни», ; - число показателей входящих в i - ую базовую компоненту; k - изучаемый регион; t - год изучаемого признака.

1) Нормирование шкал в измерениях частных и интегральных показателей КЖН.

Необходимо сначала привести все частные критерии к «общему знаменателю», т.е. применить к каждому из них такое преобразование, в результате которого все они будут измеряться в -балльной шкале. При этом нулевое значение преобразованного показателя должно соответствовать самому низкому качеству по данному свойству, а максимальное () -- самому высокому.

Конкретный выбор унифицирующего преобразования зависит от того, к какому из трех типов принадлежит анализируемый показатель.

а) Если исходный показатель (частный критерий) связан с анализируемым интегральным свойством качества жизни монотонно-возрастающей зависимостью (т.е. чем больше значение, тем выше качество), то значение соответствующей унифицированной переменной подсчитывается по формуле:

где и -- соответственно, -- наименьшее (самое худшее) и наибольшее (самое лучшее) значения исходного показателя.

б) Если исходный показатель (частный критерий) х связан с анализируемым интегральным свойством качества жизни монотонно-убывающей зависимостью (т.е. чем больше значение х, тем ниже качество), то значение соответствующей унифицированной переменной подсчитывается по формуле

Например: показатель уровня безработицы описывается убывающей зависимостью, а уровень ВВП на душу населения - возрастающей.

Замечание. Выбор размаха шкалы (т.е. числа) остается на усмотрении исследователя. В частности, в нашем случае межрегиональные сопоставления мы производили при.

2) Расчет рангов частных критериев.

В случае большого числа критериев задача непосредственного определения рангов критериев оказывается весьма трудной и даже неразрешимой для экспертов в силу ограниченности психико-физиологических возможностей человека. При этом при сравнении двух альтернатив эксперт обычно способен адекватно определить, у какой из них рассматриваемый признак выражен сильнее, а также качественно (вербально) оценить, насколько велика разница между наблюдаемыми у двух альтернатив признаками. Для нахождения рангов частных критериев удобнее всего применить известный метод, используемый при решении многокритериальных задач, метод МАИ. . Суть метода изложим ниже.

Попарное сравнение всех частных критериев проводится с помощью шкалы лингвистических оценок. Лингвистическая шкала состоит из девяти градаций оценок относительной важности. Такая шкала отражает особенности человека как субъекта принятия решений и обработки информации. Человек плохо воспринимает излишне детализированные шкалы значений признаков. Психофизические данные свидетельствуют о том, что человек уверенно различает не более 7?2 градаций на шкале некоторого признака (параметра). Если же шкала содержит большее число градаций, то соседние уровни начинают сливаться, и уже не могут быть с уверенностью разграничены. Сделанным лингвистическим суждениям экспертов в соответствии с таб.2.2 присваиваются соответствующие численные оценки от 1 до 9. Через a ij обозначена оценка значимости критерия i по отношению к критерию j. На основе всех определенных попарных оценок a ij далее строится матрица парных сравнений А{a ij }.

Таблица 2.2. Лингвистические оценки относительной важности

Степень важности

Определение

1

В статье предлагается методика оценки качества жизни населения региона на основе моделирования динамических нечетких множеств, учитывающих динамику изменения социально-экономических показателей. Трехуровневая схема построения оценки качества жизни населения предусматривает расчет интегрального показателя путем синтеза оценок частных показателей, характеризующих отдельные составляющие качества жизни населения. Для описания показателей оценки предлагается использовать понятие лингвистической переменной, множества значений которой характеризуют определенный оценочный уровень или кластер. Оптимальное число уровней пять, значения которых лежат в пределах от «низкого» до «высокого». Оценка интегрального показателя качества жизни населения региона и последующего соотнесения его значения с определенным кластером достигается путем последовательного моделирования динамических нечетких множеств. Функциональность предложенной методики подтверждена апробацией на примере Волгоградской области.

качество жизни

моделирование

динамические нечеткие функции принадлежности

лингвистическая переменная

кластерное распределение

1. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии. – М.: Экономика, 1987. – С. 256

2. Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни регионов России. – 2002. – № 11. – С. 5–41.

3. Егоршин А.П. Качество жизни населения региона / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев // Народонаселение. – 2005. – № 1. – С. 14–27.

4. Костикова А.В. Оценка интегрального показателя качества жизни населения на базе построения динамических нечётких моделей / А.В. Костикова, П.В. Терелянский // Экономическая политика: на пути к новой парадигме. Пятнадцатые Друкеровские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. (5-6 июня 2013 г.). В 2 т. Т. 2 / МАИ (Нац. исслед. ун-т), ИНЖЭКИН МАИ, Ин-т проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. – М., 2013. – C. 275–291.

5. Терелянский П.В. Принятие решений на основе динамических нечётких множеств / П.В. Терелянский, А.В. Костикова // Аудит и финансовый анализ. – 2013. – № 1. – С. 449–457 (аннот. на англ. яз.: С. 41).

6. Терелянский П. В. Разработка методики построения динамических нечетких моделей для оценки качества жизни населения / П.В. Терелянский, А.В. Костикова // Аудит и финансовый анализ. – 2013. – № 4. – С. 449–459.

Современные методики исследования качества жизни населения значительно различаются между собой по целям оценки и используемому инструментарию. С определенной долей условности можно выделить две группы критериев оценки: оценки, основанные на статистической информации, и оценки населения, основанные на социологических опросах, при которых респондентов просят высказать свое отношение к тем или иным сторонам их жизни . На наш взгляд, наиболее приемлем комбинированный подход, при котором ведется учет как объективных характеристик (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и др.), так и субъективного восприятия людьми условий существования (комфортность проживания населения на определенной территории, обеспеченность населения объектами культуры, уровень загрязненности окружающей среды и др.).

Построением методик количественного оценивания качества жизни, без которого сегодня практически невозможно обеспечить эффективное функционирование экономических и социальных структур, занимается раздел специального научного направления - квалиметрии, квалиметрия жизни . В вопросах оценки информации об объекте, имеющей качественный характер, прибегают к методикам экспертного оценивания, разработанным в рамках теории принятия решений. Если рассматривать узкую задачу принятия решения по управлению качеством жизни, оценке отдельных показателей качества жизни и оптимизации получаемого интегрального показателя, квалиметрия может пониматься как часть теории принятия решений, а именно та ее ветвь, которая связана с обоснованием агрегированных критериев при принятии решений, относящихся к качеству объектов. В рамках анализа методик теории принятия решения, наиболее подходящих для работы в условиях неопределенности и асимметрии информации об объекте исследования, можно сделать вывод, что нечеткость описания категории качества жизни, использование при анализе признаков «высокое − низкое», неоднозначность семантики отдельных структурообразующих терминов, таких как «жизнь», «благополучие», «благосостояние», «качество и уровень жизни» обусловливают целесообразность применения аппарата нечетких множеств. В то же время динамика изучаемых объектов во времени требует разрабатывать новые алгоритмы и методики аналитико-экспертного оценивания поведения сложных объектов, их возможных изменений с учетом определенных знаний об их начальном состоянии. В связи с изложенной проблемой, автором предлагается использовать комплексный подход к оценке качества жизни населения, основанного на применении динамических нечетких систем. Такие системы позволяют работать одновременно с качественными и количественными характеристиками, изменяющимися во времени, что необходимо для учета подвижной социально-экономической природы исследуемых показателей .

Даже при отсутствии точных данных о значениях каких-либо критериев человек в состоянии описать их словами, например, «мой сосед обладает высоким уровнем достатка», «мнение об уровне преступности в районе скорее положительное, чем негативное». Такой оценки вполне достаточно для определения функций принадлежности лингвистических переменных и их компьютерной обработки наряду с другими, более детерминированными показателями.

Для обобщающей оценки качества жизни населения в регионах РФ предлагается следующая последовательность расчетов:

1) определение частных показателей, характеризующих состояние отдельных составляющих социально-экономической жизни населения региона и рассчитанных на основе математических вычислений и данных статистической отчетности региона;

2) расчет интегрального показателя, позволяющего проводить оценку общего состояния качества жизни населения региона на основе распределения по кластерам.

Последовательность оценки качества жизни населения региона представлена на рис. 1 трехуровневой схемой.

Состояние качества жизни населения в регионе характеризуется набором показателей, рассчитанных на основе математических вычислений и данных статистической отчетности региона. Набор показателей для каждого периода времени одинаков. Показатели, характеризующие состояние отдельных составляющих социально-экономической жизни населения региона, могут быть сгруппированы в обобщающие показатели, так называемые блоки, которые, в свою очередь, составляют систему оценки качества жизни. Предполагается, что выбранная система показателей достаточно полно описывает качество жизни в регионе.

Рис. 1. Трехуровневая схема построения оценки качества жизни населения

Система оценки качества жизни населения региона предусматривает охват следующих блоков: благосостояние населения; здоровье; жилищные условия; образование; рынок труда; экологическая обстановка в регионе; безопасность.

Для описания показателей оценки предлагается использовать понятие лингвистической переменной, множество значений которой составляют нечеткие множества. Смысловое значение каждого нечеткого множества заключается в том, что оно характеризует определенный оценочный уровень или класс, такой как, например, «низкий-средний-высокий». В этом случае перед экспертом ставится задача оценить состояние объекта и отнести полученный результат к одному из подмножеств значений. Уровень каждого показателя качества жизни - частного и интегрального - предлагается оценивать пятью возможными значениями (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), для которых формируются соответствующие лингвистические термы. Распределение показателей по уровням, в общем случае, схоже с кластерным распределением, в результате проведения которого определяется, к какому классу принадлежит текущее значение качества жизни населения в регионе.

Исходными данными в задаче определения кластера интегрального показателя качества жизни населения являются следующие множества:

Множество QL = {QL1,…, QLm} значений лингвистической переменной, которыми характеризуется объект оценки; m - количество подмножеств лингвистической переменной;

Множество F = {Fn} параметров, характеризующих с различных сторон объект оценки; n - число этих параметров;

Множество V = {f1, …, fv} возможных значений Fn-го параметра, v - число этих значений.

На первом этапе решения указанной задачи осуществляется выбор системы показателей для достоверной оценки состояния объекта предметной области. Далее для каждого показателя, включая интегральный, необходимо определить лингвистические переменные и области их определения. Обязательными компонентами задачи является наличие хотя бы двух лингвистических переменных - первая из которых описывает состояние интегрального показателя, а вторая - уровень показателей. Лингвистическая переменная «Качество жизни» представлена следующими подмножествами: QL1 - нечеткое подмножество «Низкое качество жизни»; QL2 - нечеткое подмножество «Качество жизни на уровне ниже среднего»; QL3 - нечеткое подмножество «Удовлетворительное качество жизни»; QL4 - нечеткое подмножество «Качество жизни на уровне выше среднего»; QL5 - нечеткое подмножество «Высокое качество жизни». Анализ заданного множества значений лингвистической переменной «Качество жизни», представляющих собой наименование нечетких переменных, показывает, что терм-множество лингвистической переменной «Качество жизни» состоит из пяти компонентов-кластеров. Каждому из подмножеств QL1 - QL5 на всем временном интервале анализа соответствуют свои динамические функции принадлежности

где QLI - интегральный показатель, характеризующий качество жизни населения, причем, чем выше QLI, тем выше уровень кластера и соответственно лучше качество жизни населения. Область определения лингвистической переменной «качество жизни» лежит в интервале . Каждый показатель характеризуется лингвистической переменной «Уровень показателя Fii», которая может принимать значения: «очень низкий» (Bi1 - подмножество «очень низкий уровень показателя Fi»), «низкий» (Bi2 - подмножество «низкий уровень показателя Fi»), «средний» (Bi3 - подмножество «средний уровень показателя Fi»), «высокий» (Bi4 - подмножество «высокий уровень показателя Fi»), «очень высокий» (Bi5 - подмножество «высокий уровень показателя Fi») Каждому значению лингвистической переменной соответствует определенное нечеткое множество со своей функцией принадлежности.

После того, как завершен подготовительный этап постановки задачи и определения её структуры, переходим к моделированию динамических нечетких множеств. Описание нечетких подмножеств осуществляется путем формирования соответствующих динамических функций принадлежности . Оценочный этап начинается с построения таблицы классификации уровней значений показателей на каждый период времени и определение принадлежности текущего значения показателя к одному из нечетких подмножеств. После чего формируется и рассчитывается интегральный показатель состояния объекта.

где Yi - промежуточный коэффициент, учитывающий число показателей по каждому уровню лингвистической переменной; βi - среднее арифметическое зоны абсолютной уверенности;

где k - значение весового коэффициента показателя.

Соотнесение рассчитанного значения интегрального показателя на предыдущем этапе, с подмножествами лингвистической переменной, заданной на подготовительном этапе и определение кластера, что и является искомым решением задачи.

Оценка качества жизни населения Волгоградской области за 2009-2013 гг. проводилась согласно методике поэтапно: во-первых, были заданы множества QL, F, B; далее сформирована система частных показателей (табл. 1) и было установлено, что все показатели являются равнозначными для анализа r = 1/8.

Частные показатели КЖН Волгоградской области рассчитаны по формулам . Уровни принадлежности носителей нечетким множествам определены по таблице классификации (табл. 2) и по графикам динамических функций принадлежности путем поиска координат точки, по оси абсцисс которой указано значение показателя. В результате классификации по подмножествам (см. табл. 2) и применения формулы (1), получены следующие значения интегрального показателя КЖН: QL2009 = 0,4325, QL2010 = 0,435, QL2011 = 0,48, QL2012 = 0,47, QL2013 = 0,5.

Рассчитанные значения интегрального показателя (QL) попадают в область определения двух нечетких чисел β2(0,15; 0,25; 0,35; 0,45) и β3(0,35; 0,45; 0,55; 0,65) лингвистической переменной «качество жизни». Как показывает рис. 2, значение интегрального показателя КЖН QL2009 за 2009 год на 40 % соответствует нечеткому подмножеству «Качество жизни на уровне ниже среднего» и на 60 % нечеткому подмножеству «Удовлетворительное качество жизни». Для расчета качества жизни населения Волгоградской области в 2013 г. за основу был взят умеренно-оптимистический план социально-экономического развития региона. Согласно расчетам, значение интегрального показателя качества жизни населения в 2013 году составит 0,5, что выше значения прошлого года на 6,4 %. Рассчитанные значения QL2011, QL2012, QL2013 абсолютно соответствуют нечеткому подмножеству «Удовлетворительное качество жизни», что графически отражено точками на верхнем основании трапеции (рис. 2).

Таблица 1

Расчет значений показателей качества жизни населения Волгоградской области за 2009-2013 гг.

Шифр показателя Хi

Наименование показателя Fi

Значение Fi в 2009 г. (xI,i)

Значение Fi в 2010 г. (хII,i)

Значение Fi в 2011 г. (хIIIi)

Значение Fi в 2013 г. (хVi)

Валовой региональный продукт на душу населения

Уровень финансовых доходов населения

Ожидаемая продолжительность жизни населения территории

Обеспеченность населения жильем

Уровень образования

Уровень безработицы

Уровень загрязненности атмосферного воздуха и водных ресурсов

Уровень правонарушений на территории

Таблица 2

Результат классификации показателей по подмножествам за 2009-2013 гг.

Наименование показателя

Результат классификации по подмножествам 2009 г.

Результат классификации по подмножествам 2010 г.

Результат классификации по подмножествам 2011 г.

Результат классификации по подмножествам 2012 г.

Результат классификации по подмножествам 2013 г.

Предложенный в статье подход имеет следующие преимущества:

1) позволяет проводить пространственный анализ и определять место отдельно взятого региона в составе более крупной экономической структуры, а также проводить сравнительный анализ территорий;

2) анализировать качество жизни населения в динамике, исследовать её направленность.

Рис. 2. Функция принадлежности лингвистической переменной «Качество жизни»

Рецензенты:

Рогачев А.Ф., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Математическое моделирование и информатика», Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград;

Терелянский П.В., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Информационные системы в экономике», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград.

Работа поступила в редакцию 03.10.2013.

Библиографическая ссылка

Костикова А.В. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-7. – С. 1520-1524;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32618 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

2.3 Интегральный показатель уровня и качества жизни

В качестве интегрального показателя уровня и качества жизни населения в разное время предлагалось использовать национальный доход на душу населения, долю расходов на питание в общих расходах домохозяйства, относительный коэффициент смертности, определяемый как отношение числа смертей лиц в возрасте 50 лет и старше к общему количеству смертей, среднюю продолжительность жизни населения, показатель свободного времени, выдвигавшийся исходя из известного высказывания К. Маркса о том, что свободное время в будущем станет мерой общественного богатства.

Применение в этих целях агрегированных экономических показателей основано на предположении о том, что страны, наиболее развитые в экономическом отношении, имеют более высокий уровень социального развития. Часто за основу межстранового сравнения применяется ВВП или НД на душу населения, выраженный в валюте одной из стран, либо в долларах США, либо в ППС валют.

Однако все эти показатели имеют различные недостатки, связанные либо с различиями в методологии расчета, принятой в разных странах, либо с трудностями в их интерпретации. В связи с этим были предприняты попытки разработать комплексные индексы определения уровня развития той или иной страны, уровня жизни в ней.

Примером такого индекса может служить предложенный российскими статистиками «индикатор напряженности». Его составляющими являются: 1) степень обеспеченности потребительскими товарами; 2) уровень преступности; 3) степень недовольства населения комплексом нерешенных социально-политических, экономических и экологических проблем. На базе этих данных более чем в 100 городах и во всех регионах страны был вычислен индекс. Величина индекса от 0 до 0,4 свидетельствует о социальной стабильности; от 0,4 до 0,8 - о социальной напряженности; от 0,8 до 1,4 - о локальных конфликтах; от 1,4 до 2,0 - о социальных взрывах в регионе; свыше 2,0 - о массовых социальных взрывах.

В международной статистической практике комплексный индекс одним из первых (в 1970 г.) предложил Исследовательский Институт Социального Развития ООН. Данный индекс получил название индекс социального развития и включал 16 важнейших (9 социальных и 7 экономических) взаимозависимых показателей. Авторы исследования пришли к выводу, что при уровнях душевого дохода не более 500 долларов социальное развитие превышало экономическое.

В дальнейшем Морис Д. Моррис разработал индекс физического развития качества жизни, учитывающий три показателя:

· ожидаемую продолжительность жизни по достижении возраста 1 года;

· уровень младенческой смертности;

· распространение грамотности среди взрослого населения.

Совокупный индекс рассчитывался как среднеарифметическая величина оставляющих, которые оценивались по шкале от 1 балла (худший вариант) до 100 (лучший вариант). Результаты Морриса свидетельствовали о незначительной взаимосвязи между величиной индекса качества жизни и душевым показателем ВВП. Некоторые страны с высоким подушевым уровнем ВВП имели низкую оценку по индексу и наоборот. Например, Шри-Ланка при уровне ВВП на душу населения 302 доллара в день в 1981г. имела индекс физического развития качества жизни вдвое выше, чем Саудовская Аравия с душевым доходом 12720 долларов. Приведенный пример свидетельствует о возможности существенного улучшения качества жизни еще до начала существенного роста подушевого дохода.

В 1987 г. Вашингтонский Комитет по проблемам кризиса народонаселения опубликовал Международный индекс неблагополучия. Индекс являлся сводным, базирующимся на 10 показателях, характеризующих благосостояние людей в зависимости от материального положения, демографической ситуации, состояния здоровья и общественного устройства. Расчеты продемонстрировали, что на тот момент наиболее неблагополучные условия жизни были в Анголе и Мозамбике, а наиболее благоприятные - в Швейцарии и Люксембурге.

В 1990 г. ПРООН предприняла попытку комплексной оценки социально-экономического развития стран и впервые опубликовала Индекс человеческого развития (ИЧР). В нем учтены три вида данных: продолжительность жизни, уровень образования (взросла грамотность и общий показатель участия в начальном, среднем и высшем образовании) и уровень жизни, измеряемый реальной покупательной способностью. Индекс представляет собой шкалу от 1 до 0. Высоким уровнем развития считается показатель от 0,8 и выше, средним - от 0,5 до 0,799 и низким - ниже 0,5.

При оценке качества и уровня жизни могут быть использованы экспертные оценки. Например, американская некоммерческая организация «Комитет по демографическому кризису» на базе данных официальной статистики, результатов анкетных опросов и экспертных оценок за 1989 г. провела исследование КЖ в 100 крупнейших городах мира. КЖ оценивалось по 10-балльной шкале со следующими частными показателями: стоимость питания (доля семейных расходов на питание), жилищные условия (число жителей на одну комнату), качество жилья (доля домов и квартир с водопроводом и электричеством), связь (число телефонов на 100 жителей), образование (доля детей, обучающихся в школе), здравоохранение (детская смертность на 1000 живорожденных), общественная безопасность (число убийств в год на 100 тыс. жителей), тишина (уровень наружного шума), уличное движение (средняя скорость в час пик), чистота воздуха.

В США активно применяется упрощенный подход к расчету интегрального показателя качества и уровня жизни с помощью индекса нищеты. Последний представляет сумму индексов инфляции и безработицы.

Во второй половине 80-х гг. международной организацией Программа развития ООН (ПРООН) в качестве обобщающего показателя КЖ населения был предложен индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).


Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 96,6 113,3 74,6 47,7 79,9 62,7 71,8 93,9 строительных материалов 135,1 70,7 76,7 39,8 82,3 54,7 79,8 82 пищевая 94,5 90,9 87 99,1 80,5 99,4 86,1 85,2 Выводы по работе. Инвестиции оказывают прямое влияние на качество жизни населения и динамику основных социально-экономических показателей. Динамика инвестиций. ...




Пребывание в обследовании постоянного их круга и тем самым обеспечить большую адекватность социально-демографических характеристик домохозяйства аналогичным показателям по населению в целом. 5. Системы показателей Комплексное исследование качества жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся...


Общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост. Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны...