Примеры иллюстрации стран аграрной индустриальной. Общая типология государств

Здравствуйте, уважаемые родители!

Всем Вам хорошо известно, что воспитание определяет духовные и социальные ценности, которые руководят деятельностью человека на протяжении всей его жизни. Личностные качества человека влияют и на семейные, и на государственные отношения. Ещё в XIX веке выдающийся русский мыслитель В.Г.Белинский писал: «Воспитание - великое дело, им решается участь человека». Хочется добавить: воспитание личности решает не только участь человека, но и участь страны.
Мы уверены, что большинство из Вас хотели бы, чтобы Ваши дети выросли воспитанными людьми и были бы настоящими гражданами своей Родины.
Воспитание, как и процесс социализации в целом, осуществляется на протяжении всей жизни индивида. Оно осуществляется под воздействием множества разных факторов: семьи, прочитанных книг, учителей, друзей-приятелей, окружающей социальной среды, средств массовой информации.

Ответственность в воспитании

Однако, главную роль в воспитании личности, в становлении гражданина, играет семья. Именно в семье человек проходит первичную социализацию.
Вы, родители - первый мир ребёнка. То, как родители относятся друг к другу, к окружающим их людям, к своему делу, к своей Родине, является решающим фактором в формировании личности ребёнка.
Современные родители, как правило, уделяют достаточно внимания тому, чтобы их дети были хорошо накормлены и одеты, обуты, имели огромное количество игрушек и современные гаджеты. Одним словом, чтобы их дети ни в чём не нуждались. И на этом многие родители считают свою миссию законченной. А это не так: наши дети с первых дней своего существования нуждаются в общении и совместной деятельности со своими мамами и папами. Именно в процессе такого общения и происходит, главным образом, формирование личностных черт ребёнка.

Патриотизм и чувство долга

Вы, наверное, не раз слышали о том, что, дескать, в России люди перестали быть патриотами и гражданами своей Родины, упало уважение к своей стране, чувство гордости за её достижения. В этом, наверное, есть доля правды. Не так давно автор данного эссе проводил небольшое исследование среди своих студентов на выявление ими своих социальных статусов. Выяснилось, что только единицы осознают себя как граждане, россияне, москвичи.
Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева в первые дни работы на своей высокой должности, отмечая социальную роль учителя, сказала: «Сегодня это дети, а завтра народ».
Эти слова чрезвычайно актуальны и для родителей, так как прежде чем наши дети попадут в руки воспитателей и учителей, они формируются в семье. И от того, как мы, родители, воспитаем этот «будущий народ» будет зависеть и стабильность, и процветание страны, и наше семейное благополучие.
А как Вы думаете, что значит сегодня быть гражданином и патриотом своей Родины? Как мы должны воспитывать гражданина?
Естественно, воспитание гражданина, происходит, когда в семье детям читают русские народные сказки, поют русские песни, смотрят хорошие мультфильмы, читают книги великих русских писателей, посещают музеи, театры, парки и, конечно, обсуждают с детьми увиденное и услышанное. Это очевидно!

Быть гражданином

Формирование убеждений

Как нам кажется, сегодня главное в семье воспитывать в детях понимание и постепенно доводить его до убеждения, что это твой дом, твой подъезд, твоя улица, твой город, твоя страна. А значит, ты несёшь ответственность за всё это!
Формировать эти убеждения мы с Вами можем только своими делами и поступками. Причём делами и поступками, казалось бы, простыми и всем понятными. Не выбрасывать упаковку от мороженного, или от пачки сигарет на тротуар или газон, ведь это мой газон и мой тротуар и я не хочу, чтобы он был замусорен. Не ставить свою машину на газон и не давить посаженные там траву и цветы, ведь я не делаю этого у себя на даче. Не материться на улице, при ребёнке (лучше не делать этого никогда) ведь я уважаю окружающих меня сограждан и люблю свой родной язык, не выбрасывать мусор из окна и не справлять малую нужду на обочине шоссе.
Эти примеры взяты, к сожалению, из нашей сегодняшней действительности. И Вы, мы уверены, можете легко добавить в этот список множество аналогичных примеров.
Кто-то скажет, это такие мелочи, разве они формируют гражданина? Но, как известно, в воспитании, нет мелочей, и именно из этих мелочей и состоит наша повседневная жизнь, которая формирует представления детей о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Дети смотрят на своих пап и мам и воспринимают их поведение как норму. И поэтому вы понимаете как важно родителям почаще анализировать своё поведение на предмет того, какие нормы мы прививаем нашим детям.

В заключении хочется привести известную притчу.

В лесу разбушевался страшный пожар. Все звери и птицы в смятении, ищут, куда бы укрыться от огня. И только маленькая птичка колибри, набирает в клюв воды и пытается затушить огонь. Огромный бегемот в недоумении спрашивает птичку: «Что ты делаешь, неужели ты не понимаешь, что твоих капель не хватит, чтобы потушить пожар?"
Так и мы, уважаемые родители, как эта маленькая птичка, каждый на своём месте, каждый день и каждый час должны честно и ответственно делать своё дело.
Быть родителями это большое счастье, но и огромная ответственность. Ведь каждое наше слово, каждый наш поступок отражается в сознании нашего ребёнка. Воспитание своих детей мы должны начинать с себя, перестать задаваться вопросом, что родина сделала для тебя, а почаще спрашивать себя: «А что я сделал для Родины?». Так давайте будем стараться воспитывать заботливого и ответственного человека, который в будущем сможет позаботиться о своей семье и о своей стране, то есть станет настоящим гражданином.

Елена Есенина
«Растим будущего гражданина». Материал отражает опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ромашка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

«Растим будущего гражданина »

(из опыта работы )

Подготовила воспитатель

Есенина Елена Петровна

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина . Задача перед педагогами на настоящем этапе этого вопроса сложная. Патриотическое чувство само по себе не возникает. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста . Известны педагогические принципы – любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери , бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой живёт ребёнок, детскому саду, городу. Начиная с младшей группы необходимо разговаривать с с детьми на такие темы как, «Наш детский сад» , «Кто работает в детском саду , «Как я люблю свою маму» , «Где мы живём» .В совместной продуктивной деятельности отражаем своё отношение к раскрытию темы.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Поэтому при знакомстве с детским садом сообщаем о том, что всё, что их окружает, создано всеми теми, кто работает в детском саду . Вкусную еду готовят повара, чистоту и порядок поддерживают младшие воспитатели , за здоровьем следит медсестра и, наконец, уют создан руками воспитателей . Труд приносит радость, счастье и богатство не только самому человеку, но и его родной стране.

Мы учим детей с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ними – всё это важно для становления личности ребёнка, для чувства защищённости. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Поэтому и на занятиях, и в беседах в повседневной жизни, мы пытаемся пробудить интерес к своим родителям, детям необходимо знать не только как зовут близких, но и где и кем работают . По – возможности посещают рабочие места родителей , формируют представления о профессиях. Даём чёткую установку на то, то каждая профессия приносит пользу своей стране.

Принцип – через малое к большому – стараемся сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу. Знакомим с тем, что их родной городок является маленькой частичкой большой Родины. Первоначальные знания дети получают на занятии «Городок, в котором мы живём» . Неоценимую помощь в этом оказывает фотоальбом. Для детей городок может показаться очень большим. Гуляя с родителями, не всегда заглядывают в укромные уголки, да и сами родители не всегда обращают внимание на достопримечательности. Рассматривая фотографии, рассказывает детям об истории памятников, строительстве зданий, музеев, местах отдыха горожан. Целевые экскурсии закрепляют полученный теоретический материал .

С раннего возраста ребёнок слышит родную речь. Народные сказки открывают дошколятам окно в большой мир , эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в человеческое добро. Недаром все лучшие человеческие качества мы приписывает сказочным героям : Василисе Премудрой, Илье Муромцу, Добрыне Никитичу. Сопереживаем вместе с ними, защищаем свои рубежи. Сказки, былины, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, стране. Поэтому необходимо ежедневно в своей работе использовать художественное слово.

Одной из задач патриотического воспитания является формирование активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии. Героизм, мужество, преодоление трудностей, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина вызывают у них желание подражать воинам, Часто в своих играх дети выбирают военную тематику. Нам проще знакомить детей с Российской армией, т. к. сам городок является частью армии, многие папы - военнослужащие. В канун празднования Дня Защитника отечества есть возможность пригласить в гости непосредственно того, кто стоит на страже наших рубежей. Мало, но ещё живы ветераны Великой Отечественной войны. Их рассказы навсегда сохраняться в памяти ребят.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Снова одним из помощников выступает художественная литература. Сколько стихов, рассказов, загадок о милых русскому человеку берёзе, рябине, широких просторах, густых лесах, голубых реках можно прочитать ребёнку. Своё впечатление от услышанного можно предложить детям отразить в своих рисунках .

Метод проектов является одной из форм работы с дошкольниками . Разрабатывая и реализуя проект «Широка страна моя родная» , дошкольники знакомятся с одной из великих стран на планете. Узнают, какое историческое значение она имеет для других стран. Как же не гордиться такой страной? Как не любить её?

Есть у нашей страны, наиболее почитаемые праздники. В преддверии Дня Космонавтики необходимо провести беседу, посвященную людям, которые осваивают космические просторы, готовят космические корабли к полётам. Современные информационные технологии позволяют в интересной доступной форме обогатить познавательный интерес дошкольников .

Самый главный праздник – День Победы. Беседы, чтение литературных произведений о героях войны, тематические выставки позволяют рассказать о великом подвиге народа. В сознании дошкольников воспитывается мысль о том , что никогда не стоит забывать о том, какой ценой человеческой жизни далась эта победа, никому не позволено растоптать достижения нашей страны.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она направлена не только на стремление узнать больше о ней, но и в желании трудиться на её благо, бережно относиться к её богатствам.

Чем занят дошкольник , о чём он думает, однако всё это имеет большое значение для формирования личности. Нужно поощрять и приветствовать желание детей сделать что-то для друга, группы, детского сада, городка. Совместная трудовая деятельность родителей и детей по озеленению территории детского сада, родной улицы, поддержанию чистоты и порядка в городке, способствует формированию первоначальных задатков патриотического воспитания .

Хочется чтобы наши дети, наши воспитанники выросли достойными гражданами великой страны .

Подробное решение Параграф § 16 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?

Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

Союзом мужчины и женщины;

Добровольностью вступления в брак;

Члены семьи связаны общностью быта;

Вступлением в брачные отношения;

Стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семье, как любому нормальному организму нужны голова и сердце. Хорошо, когда руководит семьей добрая голова отца, а греет всех в ней умное сердце матери.

Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи -корни и крылья.

Вопросы и задания к документу

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер... Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие... в них верят в добро и правду... В этих семьях дети - радость... тогда как в других они - лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

Вопрос 1. В чём основная идея данного текста?

Жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

Вопрос 2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А. Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа?

Социальная функция семьи – семья готовит человека к вступлению (вхождению) в социум (общество).

В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань.

Вопрос 4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?

Вывод – семья это маленькая модель общества.

Вопрос 5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

Потому что психология человека и его сущность, воспитуемость – не изменились.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём основное назначение семьи как социального института?

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.

Вопрос 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры.

Роль женщины в семье изменилась вместе с изменением положения женщины в обществе: увеличивается занятость женщин, образование, интересы. Устанавливается равноправие и взаимная ответственность супругов в семье. Для поддержки семьи вводят дополнительные отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими детьми, устанавливаются денежные пособия, особые льготы и др.

Вопрос 3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную, и воспитательную.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребёнка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы, а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?

Жизнь каждой семьи даёт ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи), социально статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция эмоциональной поддержки, духовного общения.

Вопрос 4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.

Вопрос 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?

На мир семьи влияют другие социальные институты, а также общественные явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, не свойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и не соответствующее общественному развитию.

Изменение положения женщины в семье связано с изменением её положения в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Традиционные роли, когда женщина ведёт домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность- семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнёрского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех её членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками.

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи всё меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов) и всё больше - от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), часто значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.

Вопрос 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа - патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье власть принадлежит главе семейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Вопрос 7. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?

Семья и быт неразрывные составляющие т. к. в каждой семье существует быт. Быт – это то, что окружает нас....обязанности по дому есть в каждой семье. Многие семьи распадаются именно потому, что заранее было не оговорена роль в семье каждого; они сталкиваются со многими проблемами связанными с бытом.

Вопрос 8. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Данные исследования показывают, что среди молодых супружеских пар растёт число мужей, которые готовят обед, стирают бельё, гуляют с детьми, сопровождают детей в детский сад или ясли, закупают продукты, моют посуду. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Всё более распространённой становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту, - результат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведёт к повышению воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.

Материальное благо это конечно хорошо, но это далеко не показатель духовности человека. Да, возможно деньги положительно повлияют на семью, но на мой взгляд, это маловероятно. Скорее всего, на нравственность это или не повлияет, или скажется отрицательно.

Воспитание не зависит от материального состояния. Скорее рост благосостояния семьи отрицательно сказывается на нравственном воспитании. Если родители не вводят нравственных ограничений. Имея неограниченную финансовую подпитку подросток может выходить за рамки поведения.

Вопрос 2. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20-30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?

Раньше семья это было норма в обществе, и если ты не женат и не завёл семьи – это не приветствовалось, таковы были традиции. Ведь когда растёшь в семье и проблемы проще решать, есть кому подсказать, дать совет, помочь. А сейчас всё чаще живут гражданским браком причём большинство даже живущие в гражданском браке считают что они свободные. Всё это свидетельствует о том что когда человек живёт один ведёт распутную жизнь его некому притормозить (когда женат это как правило делает жена и все деньги он пускает в дом в развитие семьи), а тут не нужно не куда тратить только на себя, и в итоге человек больше пьёт чем ищет себе вторую половинку.

Вопрос 3. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чём свидетельствуют эти цифры?

Это говорит о низком уровне нравственности родителей, они рожают детей, хотя знают, что не смогут их воспитывать.

Отсутствие моральных устоев, ответственности, Много стало "кукушек"-родителей, поигрались и бросили. Пусть другие думают, а им зачем проблемы.

Доклад для занятия родительского университета по теме

"Воспитание гражданина в семье"


В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.

Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

Отношения дошкольника не выходят за пределы непосредственных связей с семьей, товарищами по играм, соседями, воспитателями детского сада. Большой окружающий мир начинает входить в его жизнь из рассказов взрослых, он пока только начинает узнавать о нем. А вот отношение к людям у него уже формируется.

Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.

Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с дру-гой стороны, его уважение ко всем окружающим.

Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь.

Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.

Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписанный закон. И ребенок ухе в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни.

Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой"в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя" .

А.С. Макаренко писал: "Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди". У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они - значит холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.

На первый взгляд это звучит натяжкой, - то, что ласковые родительские прикосновения к ребенку, колыбельная песня, улыбка - все это уже начало социального воспитания. Но это так. У кавказских народов есть такая пословица: "Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен". Нет материнской ласковой улыбки, нежного взгляда, мелодичной песни - и у ребенка остается неразбуженной душа.

Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы.

Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.

Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства.

Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.

Мы хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у ребенка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям - этой доброте и справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти качества становятся частицей их личного опыта Родительский пример становится примером доброты и справедливости.

Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.

Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами.

"Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, - говорит отец. - Делать так хорошо, как только можешь". Сын знает: эти слова - от души. Потому, что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно подкреплено примером его собственной жизни.

Все что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях-. В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.

В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.

Проблема трудных детей и подростков - это всегда проблема трудной семьи. То, что семья неблагополучная, иногда прячется глубоко за ее стенами, тщательно скрывается от посторонних глаз. И обнаруживается, выявляется в том, какими растут в семье дети. Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость и добродетель, пока не увидишь, что получилось из его детей.

Каков взгляд родителей на людей - добрый, признательный или недоверчивый, отмечающий только недостатки? Недобрый взгляд даже в очень хорошем человеке отыщет что-нибудь плохое, и это плохое заслонит от него все хорошее: за деревьями можно ведь и не разглядеть леса. И ребенок усваивает, впитывает в себя как медленно действующую отраву этот недобрый взгляд на людей. Такой ребенок приучается смотреть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Родители порой и не задумываются о том, что одновременно у ребенка складывается и представление о себе - такое же в глубинной своей сути: еще неосознанно, но и себя ребенок ощущает как существо мелкое и неблагородное, способное на недостойный поступок.

Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества.

Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен привыкать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям надо ухаживать за маленькими сестренками и братишками, за старенькими бабушками и дедушками, эти семейные, обстоятельства как бы сами по себе взывают к доброте ребенка, к его человеколюбию.

Но сейчас, по данным переписи населения, наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребенка. В них нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи. Это ведет к тому, что ребенок становится объектом всеобщего внимания, чрезмерной заботы со стороны взрослых. И часто обожаемый "вундеркинд" на горе родителей очень быстро превращается в деспота.

Но слишком много помогать так же плохо, как и слишком мало. Очень важно не пропустить и не угасить первые попытки самостоятельности, активности. Возникшая активность ребенка легко гасится, если взрослые сами начинают выполнять за него нужные действия. Но она угасает и тогда, когда цель не достигнута без помощи взрослых. Помощь взрослого должна быть строго дозирована. Неумеренный руководящий нажим лишь тормозит процесс нравственного и психического развития, происходит деформация в процессе формирования воли. Тогда вырастают не в меру послушные, безынициативные люди, ни за что не отвечающие, ничем не интересующиеся.. Активность и чувство ответственности не возникают -сами собой: они только воспитываются.

Порядочность - понятие очень емкое, многогранное, но есть категории, без которых оно немыслимо, - это честность, правдивость, точность, верность слову. Вряд ли можно уважать человека, если ему не свойственны эти черты характера. А ведь все они не врожденные, а даются воспитанием, тренировкой в нравственном поведении. В основе характера лежат привычки, которые вырабатываются. Будешь к себе снисходителен, не будешь бороться с дурными привычками, станет нормой твоего поведения обман, забывчивость, опоздания, безответственность - и ты уже безнравственный человек, обуза для близких и общества.

Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.

Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему. А последнее в свою очередь зависит от уровня психического и нравственного развития маленького человека.

Ответы на анкеты для родителей показали, что большинство родителей достаточно четко представляют себе задачи нравственного воспитания. Только очень небольшая группа родителей не могла сформулировать, какие качества характера они хотели бы сформировать в своих детях. О таких родителях А.С. Макаренко говорил: "В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе. Просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если неизвестно, чего хотят достигнуть".

Нравственное воспитание тогда эффективно, когда за провозглашением высоких моральных принципов стоим адекватное им реальное поведение. В противном случае воспитание нравственности и гражданственности сводится к пустому морализированию.

Людям инициативным, социально ответственным свойственно одно качество, ценность которого все возрастает. Это морально-психологическая готовность к сложной и разнообразной работе. Человек, который морально и психологически не готов к изменениям, не может в должной мере содействовать прогрессу производства, науки и техники. Ояветственность, надежность, морально-психологическая готовность личности рождаются и укрепляются в тех ситуациях, когда трудно, когда надо найти выход и выполнить задачу. Создание нового в науке и технике, свершение в труде - это всегда преодоление невозможного, зачастую преодоление себя.

Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдении за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".

И в заключение - несколько правил, разработанных психологами для детей-школьников:

1) Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.

2) Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.

3) Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.

4) Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.

5) Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.

6) Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.

7) Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.

8) Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.

Развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.

Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

Семья выполняет ряд функций , обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция

Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей. Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии — эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.

К проблемам современного общества , сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии — 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона проблемы рождаемости — внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет — почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет патологический груз прежде всего врожденная умственная отсталость.

В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция охватила почти 70 регионов России. Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а женщине — безработной и самой прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.

Руководство четко понимает важность и актуальность решения указанной проблемы для современного российского общества. Поэтому помощь семье — одна из ключевых задач.

Воспитательная функция

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
  • детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;
  • профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
  • прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи . Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Восстановительная функция

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений . Здесь мы выходим еще на один аспект проблемы — культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если не регресс, то застой. Общая “варваризация” нравов очень болезненно сказалась на семье. Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов, обездоленных детей. В 2008 г. в России распалось около 950 тысяч семей. Более 700 тысяч детей остались без одного из родителей. Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин, и влияние урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, и ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

Межличностные отношения супругов в семье

Один из важнейших показателей качества семейного союза — уровень и качество межличностных отношений супругов.

Шкалу межличностных отношений можно представить в следующем виде:

  1. Доминирование . Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Открытое без маскировки, императивное воздействие (от насилия, подавления до навязывания).
  2. Манипуляция . Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие: провокация, обман, интрига, намек.
  3. Соперничество . Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средства — временные тактические соглашения.
  4. Партнерство . Отношение к другому как к равному, с которым надо считаться, строятся на договоре, представляющем собой и средство объединения, и средство оказания давления.
  5. Содружество . Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких целей.

Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие.

Чтобы семья была благополучной, поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого, представления о браке женщины и мужчины должны либо быть, либо стать совместимыми. “Подгонка” представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.

Общая мотивация семейного союза включает четыре ведущих мотива, если ориентироваться в своих ожиданиях на: хозяйственно-бытовой союз, т. е. искренне считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, высокие заработки, счет в банке, позволяющий вести хорошо обеспеченную или нормальную (как у всех) жизнь; на нравственно-психологический союз, желая найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно его (ее), способного быть рядом в радости и в беде, в труде; на семейно-родительский союз, считая, что главная функция семьи — рождение и воспитание детей; на интимно-личностный союз, видя его основную цель в неиссякающей взаимной любви.

Хорошо, если представления об этом супругов с самого начала совпали. Иначе конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются и сталкиваются нередко бессознательные, не выявленные ранее противоречия в ожиданиях супругов, их взаимные претензии.

Необходимость нравственно-психологической адаптации супругов друг к другу, не ощутимая в первое время упоения горячей и слепой любовью, важность совмещения , идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерологических особенностей, напоминают о себе в дальнейшей жизни . Муж и жена должны иметь много точек соприкосновения. Взаимное соглашение мужа и жены должно превышать некий средний уровень, без чего совместная жизнь супругов оказывается либо недолгой, либо начисто испорченной .

Интимно-личная адаптация заключается в достижении супругами физиологической и морально-психологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Жесткая запрограммированность на какую-то сверхинтенсивную половую жизнь совсем не обязательна .

Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов и к новому для них статусу мужа и жены, к связанным с ним ролям, а также согласование образов внесемейного поведения, и включения супругов в круг взаимных родственных связей с тещей, тестем, свекровью и т. п.

Чем отличаются дружные семьи от недружных ? Прежде всего степенью взаимоприспособления супругов. В дружной семье постепенно сближаются их потребности, интересы, желания и намерения. Интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. В конфликтном браке крайняя автономность двух “Я” сохраняется. Потребности, желания и намерения обоих супругов часто противопоставлены, а процессы сближения двух “Я”, взаимоотождествления мужа и жены идут очень медленно. Когда любовь между супругами постепенно угасает, не переходит в прочную супружескую дружбу , не устанавливаются взаимопонимание, взаимная психическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность. Порой, часто теряется взаимное уважение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и накапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции. Иногда бывает, особенно у молодых пар, что растет непозитивная адаптация особо рода. Суть ее — в чрезмерном привыкании супругов друг к другу и потере необходимой дистанции, стыдливости, забвении супружеской любви.

Осложняющим фактором может быть очень различие в интеллектуальном развитии, в уровне образования и культуры. В первые годы брака это не так остро чувствуется из-за молодости супругов, страстной физической любви, половой гармонии и сексуальной удовлетворенности. Впоследствии это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в интеллектуальном развитии может быть и прочным, если есть хороший материально-финансовый базис, и сложились отношения друг с другом, оба любят детей и т. п.

Основные социальные функции семьи

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция — половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция — воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция — социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция — удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция — экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

Тенденции развития современной семьи

Динамичность современного общества привела к изменениям такого традиционного института, как семья. Во-первых, налицо тенденция к снижению числа заключенных браков. Во-вторых, возрастает число разводов. В-третьих, растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей. В-четвертых, очень много детей воспитывается без одного из родителей. В-пятых, число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых частично разрушается свободой нравов.

Современные женщины имеют равные с мужчинами возможности в сфере бизнеса, что, разумеется, прогрессивно. Но подобная тенденция неминуемо изменяет характер отношений в семье. В частности, ожидается, что зависимость ребенка от родителей будет сведена к минимуму. Раннее взросление и выход «оперившихся» детей в жизнь предоставляют возможность родителям уделить больше времени и внимания друг другу, что также влияет на характер межличностных отношений между поколениями.

В промышленно развитых обществах забота о здоровье пожилых людей, об инвалидах стала функцией медицинских учреждений, специальных домов для престарелых, хотя члены семьи и сегодня по-прежнему решают вопрос о том, обращаться ли за помощью к врачам, дают согласие на операцию или под свою ответственность выписывают больного и т.д. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению отчасти берут на себя экономическую и хозяйственную функцию семьи, частично поддерживая людей в экономически нестабильное время. Таким образом, семья утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некоторые из них (например, функцию эмоциональной поддержки членов семьи).

Какое будущее ожидает семью? Означают ли перемены в семейной жизни, которые мы наблюдаем, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим? Довольно часто специалистами высказывается точка зрения, согласно которой традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Однако есть и другая, более обоснованная позиция. За тысячелетия существования семьи как социального института она претерпевала многочисленные изменения, изменялись и по-прежнему меняются ее функции, формы брака. Однако семья как маленькая ячейка общества всегда будет занимать особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Разумеется, функции семьи будут меняться, будет увеличиваться число форм семьи, вероятно и увеличение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в официальный брак.

Таким образом, семью можно рассматривать как малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья — древнейшая и наиболее распространенная из малых социальных групп. Ее основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.