Денежная реформа 1992 1993. Чему научила реформа

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1922 - 1924

В годы Первой мировой войны был прекращен размен банкнот на золото. Знаменитый «золотой рубль» С.Ю. Витте, превратился в обычный бумажный денежный знак (в условную счетную единицу) - покупательная способность рубля составляла 6 довоенных копеек. В обращении находилась пестрая многочисленная масса денежных знаков - царские кредитные билеты, пятаковки, «керенки», и валюта переходного периода «совзнаки» разных выпусков.

Денежное обращение часто уступало натуральному обмену. Гражданская война и политика «военного коммунизма» (1918-1921), проводившаяся в годы Гражданской войны - национализация крупной, средней и частично мелкой промышленности, государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка (когда у крестьян, кроме бедноты, производилось принудительное изъятие излишков сельско-хозяйственной продукции), запрет частной торговли, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда (наращивание трудовой повинности среди населения) - еще больше подорвали товарно-денежные отношения.


Цены на товары увеличились от 10 до 50 раз, покупательная способность населения резко упала. Государство постоянно проводило эмиссию, то есть выпускало (выбрасывала) новые партии денежной массы, что привело в конце концов к абсолютному обесцениванию денег. В стране наступила гиперинфляции. 10 октября 1921 года ВЦИК принял декрет «О мерах по упорядочению финансового хозяйства».

В ноябре 1921 года была проведена первая деноминация - старые денежные знаки обменивались на кредитные билеты и новые расчетные знаки ("совзнак") в соотношении 10 000:1

В июле 1922 г. Совет народного хозяйства после долгих дискуссий одобрил идею выпуска в обращение банкнот, обеспеченных золотом. Сначала новую валюту хотели назвать «гривна золотом», но затем ее решили именовать «червонец».

Первая деноминация не принесла ощутимой пользы, так государство продолжало выпускать большое количество переходной валюты - "совзнак", не обеспеченных золотом, что продолжало обесценивать уже новые деньги - червонцы. Кроме того, не хватало мелких купюр в 1, 3 червонца. Основную часть составляли купюры в 5 и 10 червонцев, а среднемесячный заработок рабочего по России в «совзнаках» не превышал 1 червонца.


В декабре 1922 - в начале 1923 года начался второй этап деноминации, задачей которого был переход к единой устойчивой валюте. Параллельное обращение двух валют - червонца и "совзнака" стало мешать при расчетах и встала необходимость прекратить активные операции с "совзнаками" и расширить деятельность новой валюты - червонца. Также были запрещены в обращении кредитные билеты царского и Временного правительств. Эти денежные знаки предписывалось быстро обменять.

В феврале 1924 года эмиссия "совзнаков" прекращается и в обращение выпускаются государственные казначейские билеты достоинством 1,3,5 руб., а также серебряная (10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб.) и медная (1,2,3,5 коп.) монеты.


Между казначейским билетом и банковским (червонцем) устанавливалось твердое соотношение: 1 червонец равнялся 10 руб. казначейскими билетами. Таким образом золотое содержание рубля устанавливалось на уровне 0,77 гр. чистого золота.


Таким образом, в 1924 году сформировалась и укрепилась на всей территории Советского Союза новая денежная система с обращением банковских билетов - червонцев, казначейских билетов, а также серебряных и медных монет.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 года

Эта реформа была проведена очень быстро,с 16 декабря по 29 декабря 1947 года согласно Постановлению Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) N 4004 от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».
Считается, что эта денежная реформа носила конфискованный характер.

После окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) на руках населения было много лишних денег, которые использовались в разного рода спекуляциях. Было принято решение выпустить новые деньги и отказаться от червонца. Старые деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца; не подлежала обмену только разменная монета.

Была сделана переоценка денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР. По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы. Те, кто хранил деньги дома, при обмене получали один новый рубль за десять старых.

Одновременно с проведением денежной реформы была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, которая была установлена в годы Великой отечественной войны.

Также были установлены единые розничные государственные цены на продовольственные и промышленные товары.

Реформа не затрагивала изменения в заработной плате и других трудовых доходов населения. Зарплата выплачивалась в новых деньгах в прежних размерах.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1961 г.

Реформа была проведена 1 января 1961 года. Необходимость в реформе была связана в округлении цен в большую сторону для удобства и быстроты во взаиморасчетах. Кроме того, такое "округление" позволяло бюджету получить приличный доход в казну. Также было решено изменить размер денег (сделать меньше), которые в народе называли "сталинскими портянками", что снижало себестоимость производства банкнот.

Денежные знаки образца 1947 года были обменены без ограничений на деньги образца 1961 года по соотношению 10:1, в том же соотношении были изменены цены.

Денежная реформа 1961 года снизила уровень благосостояния трудящихся, хотя сами трудящиеся сначала это не заметили.

Из за этой реформы рубль получился, как говорили позднее, дутым. А все из-за нефти. После войны произошел огромный рост добычи нефти, которую решили продавать братским странам, нуждающихся в черном золоте. Но в то время стоимость нефти на международном рынке и затраты на добычу нефти и ее транспортировку были почти одинаковы и, значит, нефть было невыгодно продавать. Чтобы продажа нефти стала выгодной для государства, нужно было сделать рубль дороже.

Из-за дутого повышения рубля резко изменилось соотношение между магазинной ценой и рыночной и появился, так называемый, дефицит товаров и пустые полки в магазинах.

Магазинам стало невыгодно продавать товар или продукты по государственным ценам. Небольшую часть товара (продукта) магазин оставлял себе и продавал по государственной цене, а большую часть - с помощью спекулянтов продавал на рынке по рыночной цене. Поэтому, на рынке было всё, а в магазинах - пустые полки. В крупных городах соотношение цен (магазинной и рыночной) старались контролировать, но в населенных пунктах, далеких от центра, многие товары и продукты вообще исчезли из торговли и продавались на рынке.

Колхозам тоже стало невыгодно продавать государству, они старались отвозить свою продукцию на рынок.

Считается, что именно "хрущевская реформа" положила начало развалу Советского Союза.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1991 года.

Эту денежную реформу называют еще "павловской" по по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова, который заступил на должность и сразу же решил начать реформировать финансовую систему. Также эту денежную реформу называют еще "шоковой" , так как её провели быстро, в течении трех дней и основную массу людей она застала врасплох. В принципе, реформа 1991 года тоже носила конфискованный характер. Произошел обмен 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года на купюры образца 19991 года. Причем менять можно было только не более 1000 рублей на человека.

Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, избавиться от фальшивых денег и тем самым помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами и контрабандой.

Государство от денежной реформы получило (изъяло) 14 миллиардов наличных рублей и утрату доверия населения к правительству.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1993 года .

Прежде всего эта денежная реформа была тесно связана с теми политическими изменениями, которые произошли до 1993 года.

25 декабря 1991 год — Президент СССР М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР.

26 декабря 1991 год - Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

17 июля 1993 года Россия вышла из рублёвой зоны СНГ, рубль фактически прекратил своё существование, как платёжное средство, которое связывало экономики стран, членов СНГ.

Центральные банки бывших союзных республик стали печатать свои национальные деньги и старая денежная масса могла хлынуть в Российскую Федерацию и подорвать баланс российского рубля.

С 26 июля по 7 августа 1993 года была проведена первая денежная реформа России. Денежные знаки несуществующего уже СССР были изъяты из обращения.

Денежная реформа 1993 года преследовала цели укрощения инфляции и обмена оставшихся в обращении денежных знаков 1961-1992 годов на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан. В этой связи Банк России выпустил разъяснение о том, что обмен дензнаков с 1 октября 1993 года производится исключительно при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в установленные сроки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком рублёвых денежных знаков из бывших советских республик, поскольку центральные банки некоторых бывших союзных республик уже начали эмиссию национальных валют . Выпуск национальными банками с 1993 года национальных денежных знаков на пространстве бывшего союзного государства стал угрожать российской денежной единице тем, что старая денежная масса могла хлынуть в Российскую Федерацию . Выпускать рубли мог только российский Центробанк, но при этом 15 независимых госбанков бывших республик имели возможность выпускать рублевые кредиты, что они активно и делали, увеличивая нагрузку на печатный станок России.

В качестве официальных целей реформы были объявлены борьба с инфляцией, изъятие из обращения находившихся в обороте бумажных денег советского образца и решение задачи по разделению денежных систем России и других стран СНГ , использовавших рубль в качестве платёжного средства во внутреннем денежном обороте. На деле же 17 июля 1993 года Россия вышла из рублёвой зоны СНГ , рубль фактически 26 июля 1993 года как платёжное средство взаимосвязанной экономики СНГ прекратил своё существование, а правительство В. С. Черномырдина лишило Россию возможности контролировать всю денежную наличную эмиссию и экономику зависевших от неё республик рублёвой зоны. Безналичный рубль в расчётах между республиками также прекратил своё существование.

В Российской Федерации было принято решение о прекращении обращения на территории государства денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 годов и использовании в стране с 26 сентября 1993 года только банкнот образца 1993 года.

5 июля 1993 года была издана телеграмма ЦБ РФ, запрещавшая с 6 июля выпуск в платёжный оборот из касс банков государственных казначейских билетов СССР и билетов Государственного банка СССР образца 1961-1991 годов . При этом руководством ЦБ подчёркивалось, что это не означает отмены этих банкнот.

Условия реформы

Условия денежной реформы были изложены в Телеграмме Центрального банка Российской Федерации N 131-93 от 24 июля 1993 г. Телеграмма была подписана Председателем Центрального банка РСФСР (Росцентрбанка) Виктором Геращенко .

Центральный банк Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» и Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР» в целях устранения множественной модификации денежных билетов одного достоинства в обращении и в связи с достаточностью в резервах банкнот и монеты Банка России образца 1993 года прекращает с нуля часов (по местному времени) 26 июля 1993 года обращение на всей территории Российской Федерации государственных казначейских билетов СССР, билетов Государственного банка СССР и банкнот Банка России образца 1961-1992 годов.

Первоначально лимит обмена был установлен в 35 тысяч рублей (в то время - примерно 35 долларов). Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять указанные суммы в течение двух недель, с 26 июля по 7 августа, в учреждениях Сбербанка России, о чём в паспорте ставился штамп. Суммы, превышающие 35 000 рублей, подлежали зачислению на срочные депозиты сроком на 6 месяцев.

В стране началась паника. 26 июля был издан указ Президента РФ № 1107, увеличивающий сумму принимаемых к обмену банкнот образца 1961-1992 годов до 100 тыс. руб. (около 100 долларов США в эквиваленте) на человека. Банкноты в 10 000 рублей образца 1992 года обменивались без ограничения суммы. Срок обмена продлевался до конца августа, в течение этого периода разрешалось использование в обращении купюр в 1, 3, 5 и 10 рублей . 27 июля была издана телеграмма ЦБ, содержащая аналогичные положения.

В дальнейшем обмен был продлён до конца года, но было дано разъяснение, что с 1 октября обмен банкнот возможен только при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в более ранние сроки . С 16 ноября было дополнительно введено требование подтверждения получения денег до 26 июля, а также был прекращён обмен банкнот достоинством 5000 и 10 000 рублей и обмен денег гражданам государств ближнего зарубежья (за исключением беженцев) .

Срок использования в обращении купюр в 1, 3, 5 и 10 рублей, продлённый первоначально до конца августа, позднее также был продлён до 31 декабря 1993 года . С 1 декабря был введён особый порядок их использования в обращении, предусматривавший запрет всем организациям, предприятиям и учреждениям выдавать из своих касс эти банкноты на любые цели, в том числе на сдачу .

Многие люди физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали.

Предприятия могли обменять наличные в пределах кассовых остатков на начало дня 26 июля и обязаны были сдать их в банк в течение банковского дня 26 июля. Сумма сдаваемых денег не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля .

Монеты в рублях и копейках формально оставались законным платёжным средством до денежной реформы 1998 года .

Результаты реформы

В ходе реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот. Реформа так и не укрепила рубль. На деле она привела к серьёзным осложнениям с соседями, так как их валюты были привязаны к рублю. Центральному банку пришлось передать часть новых банкнот Казахстану и Белоруссии. Во второй половине 1993 года Россия пыталась договориться с соседями о создании рублёвой зоны нового типа, но только Белоруссия пошла на подписание соглашения об объединении денежных систем в будущем .

В первой половине 1993 года выпущены банкноты Центрального банка Российской Федерации нового типа номиналами 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 рублей образца 1993 года. Выпуск билета номиналом 500 рублей был несколько задержан, т. к. сначала предполагалось выпустить этот билет по формату, аналогичному формату билета 1000 рублей. Однако в последний момент было принято новое решение, и билет в 500 рублей был выпущен в обращение с несколько измененным дизайном, и по формату соответствовал билетам номиналом 100 и 200 рублей.



В конце июля 1993 года в стране началась денежная реформа конфискационного типа: изъятие из обращения всех бумажных денежных знаков, имевших хождение в СССР и Российской Федерации в 1961-1992 годах, с целью отсечения от России финансового пространства бывших союзных республик для уменьшения инфляции. 24 июля 1993 года (в субботу!) Центральный Банк сообщил, что денежные знаки образца 1961-1992 годов с понедельника, 26 июля 1993 года, приниматься у населения не будут. До 27 июля российские граждане могли обменять до 35 000 рублей в банкнотах старого образца на билеты образца 1993 года. В стране началась паника, в магазинах выстроились очереди. Через два дня президент Ельцин своим указом повысил лимит обмена до 100 000 рублей на человека и продлил срок обмена до конца августа 1993 года. О проведенном обмене в паспорте, военном билете, удостоверении личности или виде на жительство проставлялась отметка «обмен произведен».
















Премьер-министр России Виктор Черномырдин 6 августа 1993 года рассказал на пресс-конференции, как готовилась денежная реформа, и заключил ставшей бессмертной фразой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». С начала 1993 года фабрика Гознака находилась на реконструкции, которая должна была закончиться к 1996 году. Поэтому выпуск денежных знаков образца 1993 года носил, скорее всего, временный (вынужденный) характер. Даже у самого крупного 50-тысячного билета защита была выполнена на невысоком уровне. Уже вскоре к сентябрю 1993 года начала появляться информация о появлении в обращении значительного количества фальшивых билетов номиналом в 50 000 рублей. В июле 1994 года был выпущен в обращение модифицированный билет 50 000 рублей образца 1993 года (выпуск 1994 года). В сентябре этого же года были выпушены модифицированные банкноты номиналами 5000 и 10000 рублей образца 1993 года (выпуска 1994 года). При этом в течение 1994 1996 годов шло постепенное изъятие из обращения банковских билетов номиналами 5000, 10000 и 50000 рублей образца 1993 года (немодифицированных).

В 1997 году уже было достаточно трудно найти в обращении билет 50 000 рублей образца 1993 года. Кроме того, была информация о подготовке к выпуску банкноты номиналом 100 000 рублей образца 1993 года. Этот билет в связи с ее слабой защищенностью или по каким-то ещё причинам так и не был выпушен.



РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Общественно-политическая ситуация в стране в 1992 году. Августовские события 1991 г., распад СССР и переход к рыночной экономике привели к резкому росту социальной напряженности в обществе. В стране ширилось забастовочное движение. Численность участников забастовок и политических манифестаций в 1992 г. превысила аналогичные показатели периода первой российской революции 1905-1907 годов.

Августовский кризис 1991 г. вызвал перегруппировку политических сил в стране. Воспользовавшись тем, что часть руководства КПСС поддержала действия ГКЧП, президент Ельцин запретил деятельность Компартии РСФСР на территории России, а затем объявил о национализации ее имущества и денежных средств. В 1992 г. состоялся "процесс по делу КПСС" в Конституционном суде.

Однако левые политические силы лишь на время оказались дезорганизованы. Уже с конца 1991 г. стали возникать новые партии коммунистического направления: Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков. Союз коммунистов, Российская коммунистическая рабочая партия. В феврале 1993 г. прошел II (объединительно-восстановительный) съезд Коммунистической партии Российской Федерации, лидером которой стал Г. А. Зюганов. Эта партия сразу стала самой многочисленной из всех политических сил страны (в нее вступили 200 тыс. бывших членов КПСС), хотя в целом ее численность составляла лишь 1% от прежнего состава КПСС. По мере осложнения экономической ситуации КПРФ приобретала все новых и новых сторонников. Вскоре ее численность выросла до 500 тыс. человек.

Партии и движения либерального направления, наоборот, вступили в полосу кризиса. Он был вызван отсутствием единой мощной либеральной партии, а также целостной программы преобразований в стране.

Несколько укрепили свои позиции после распада СССР представители партий и движений национально-патриотической направленности. Среди них наиболее серьезные позиции занимала ЛДПР В. В. Жириновского.

Однако все политические партии России попрежнему не имели реальной власти и не могли оказывать серьезного влияния на политику правительства. В повестку дня вновь встал вопрос о реформе политической системы.

Разработка новой конституции. Октябрьский политический кризис 1993 года. Постепенно центром, объединившим политиков, недовольных ходом реформ, стал Верховный Совет РСФСР во главе с Р. И. Хасбулатовым. Народные депутаты выступали за смягчение социальных последствий преобразований и ограничение полномочий президента и правительства. Назревал конфликт между системой Советов и президентской властью.

Подходы к содержанию новой конституции у президентской администрации и у Верховного Совета были разными: и та и другая стороны стремились закрепить за собой ключевые властные полномочия. Поэтому проект Ельцина исходил из построения в России президентской, а проект Верховного Совета - парламентской республики. В принципиальном же плане речь шла о выборе между либеральной и советской системами организации власти.

В споре друг с другом обе стороны стремились опереться на поддержку народа. В апреле 1993 г. состоялся референдум о доверии президенту. Каждый избиратель получил бюллетень с вопросами: "1. Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? 2. Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом и правительством с 1992 года? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента? 4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов?"

Почти 60% голосовавших выразили доверие президенту. Однако лишь чуть больше половины участников референдума поддержали его политику. Тем не менее, итоги референдума означали победу Ельцина. Используя ее, он ускорил разработку своего варианта конституции страны. Летом 1993 г. состоялось Конституционное совещание, одобрившее идею формирования в стране президентско-парламентской республики. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в обсуждении проекта и завело в тупик ситуацию вокруг новой конституции. Открытое столкновение двух ветвей власти становилось неизбежным.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал указ о поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, назначил на декабрь выборы в новые органы государственной власти и референдум о новой конституции страны.

Президентский указ осудило не только руководство Верховного Совета, но и большинство членов Конституционного суда, объявивших действия президента неконституционными. Было принято решение об отстранении Ельцина от власти и назначении новым главой государства вице-президента А. В. Руцкого, который сразу начал формировать новое правительство. В ответ на это президент окружил здание Верховного Совета войсками и приказал депутатам покинуть его.

2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста, организованных оппозицией. Они вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад, стычки с милицией. 3 октября восставшие захватили здание мэрии, попытались штурмом взять телецентр "Останкино". Появились первые жертвы как среди восставших, так и среди мирных жителей. В столице было объявлено чрезвычайное положение. Однако военное руководство проявило колебания и затягивало выполнение приказа президента о введении в Москву войск и бронетехники. Лишь утром 4 октября начался артиллерийский обстрел здания Верховного Совета, вызвавший сильный пожар и гибель людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а депутаты распущенного Верховного Совета - противники президента - арестованы.

Конституция России 1993 года. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Они впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Их результаты оказались во многом неожиданными: первое место по партийным спискам оказалось у Либерально-демократической партии России, получившей почти 25% голосов. Около 15% избирателей проголосовали за "Выбор России" Е. Т. Гайдара. С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, из 450 депутатов Государственной думы 96 мест оказалось у "Выбора России", 70 - у ЛДПР, 65 - у КПРФ.

За принятие конституции России высказались 58,4% голосовавших. Новый Основной закон страны ликвидировал советскую систему власти. Вместо полновластных Советов провозглашалось разделение властей.

Главой государства с широкими полномочиями был провозглашен президент, определяющий основные направления внутренней и внешней политики и выступающий гарантом конституции.

Исполнительная власть была представлена правительством. Оно наделялось большими полномочиями в осуществлении экономической политики, а также обеспечении обороны и государственной безопасности страны, проведении внешней политики.

Законодательные функции были закреплены за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Определялся порядок принятия законов: их проекты обсуждались в Думе, затем их утверждал Совет Федерации, после чего должен был подписать президент. В случае, если глава государства отказывался подписать закон, Дума двумя третями голосов могла преодолеть его вето и ввести закон в действие.

Третьей ветвью власти становилась судебная система. Высшими ее органами являются Конституционный суд (следящий за соответствием конституции принимаемых законов и указов), Верховный суд (высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам) и Высший арбитражный суд (по экономическим спорам).

В конституции были закреплены основные политические и гражданские права и свободы.

Политическая жизнь России во второй половине 1990-х годов. В 1994 - 1996 гг. проходило становление новой политической системы страны. Налаживалось взаимодействие между ветвями власти. В декабре 1995 г. прошли новые выборы в Государственную думу. После их проведения началась предвыборная кампания по выборам президента России. Эти выборы стали крупнейшим политическим событием, так как именно президенту, согласно конституции, принадлежит реальная власть в стране.

В выборах участвовали 11 кандидатов, в том числе действующий президент Б. Н. Ельцин, бывший Президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, а также предприниматели и общественные деятели. В первом туре выборов (16 июня 1996 г.) наибольшее количество голосов получили Ельцин (35,3%) и Зюганов (32%). Они и вышли во второй тур. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Ельцин (55%), а Зюганов набрал 40,7% голосов.

Весной 1998 г. был отправлен в отставку премьер-министр Черномырдин. Вместо него главой правительства стал министр топлива и энергетики С. В. Кириенко. Однако после финансового кризиса 17 августа он также был отправлен в отставку. Новым главой кабинета стал министр иностранных дел Е. М. Примаков. Быстрый рост его авторитета в глазах политиков и населения не мог понравиться президенту. В мае 1999 г. он был заменен на своем посту министром внутренних дел С. В. Степашиным. Однако и тот продержался неполных три месяца. Новым главой правительства стал председатель Федеральной службы безопасности (ФСБ) В. В. Путин. Кроме того, президент объявил о том, что будет выдвигать кандидатуру Путина на пост президента летом 2000 года.

В декабре 1999 г. прошли выборы в Государственную думу. По их итогам на первом месте оказались коммунисты, второе место заняли представители проправительственного блока "Единство" (лидер С. К. Шойгу), на третьем месте оказался блок "Отечество - вся Россия" (Е. М. Примаков; мэр Москвы Ю. М. Лужков; губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев), далее следовали "Союз правых сил" (С. В. Кириенко), "Блок Жириновского" и "Яблоко" (Г. А. Явлинский). Особенностью нового состава Думы стало то, что ни одна политическая партия или блок не имеют в ней большинства, необходимого для принятия решений. В то же время влияние президента на Думу значительно выросло через представительство блоков "Единство", "Союз правых сил" и Жириновского. В результате Госдума уже не является таким противовесом президентской власти, как это было раньше.

Итоги политического развития России в 90-х годах. Главным событием в политической жизни России 90-х гг. стал демонтаж системы власти Советов. Вместо полновластия Советов в основу государственного устройства была положена идея разделения властей, что закрепила Конституция РФ. Это произошло впервые в тысячелетней истории России.

Государственные и местные органы власти впервые стали избираться путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Одним из ярких проявлений новой России стала многопартийность. В стране было зарегистрировано более 150 политических партий и общественно-политических движений.

Однако все это вовсе не означало формирования подлинно демократического государства. Установившийся в стране политический строй можно охарактеризовать как элитарную (автократическую) демократию, при которой демократические институты используются лишь для выдвижения и закрепления у власти новой элиты.

При всех недостатках советской системы ее отличало привлечение к соуправлению (хотя во многом и формальному) делами общества миллионов граждан. Теперь этот принцип был опрокинут.

Последним из крупных политических событий 90-х гг. стала отставка Б. Н. Ельцина с поста президента России, о которой он объявил 31 декабря 1999 года. Исполняющим обязанности главы государства был назначен председатель правительства В. В. Путин.

Новые президентские выборы состоялись 26 марта 2000 года. Уже в первом туре победу одержал В. В. Путин, набравший около 53% голосов избирателей, пришедших на выборы. 7 мая он вступил в должность. Перед Россией открылись новые перспективы.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

6 июля 1993 года Центральный банк России во всеуслышание заявил, что сугубо "для дальнейшего упорядочения финансовой системы страны, устранения множественности денежных знаков и упрощения расчётов" постепенно из оборота будут изыматься устаревшие купюры и производиться их замена на денежные знаки образца 1993 года. Но это, как было особо подчёркнуто высокопоставленным представителем Центробанка, "не денежная реформа, а чисто техническая мера". Более того, официальные лица твёрдо обещали россиянам, что данная операция не только пройдёт безболезненно, но и принесёт несомненную пользу для всех граждан, потому что "забота о благе соотечественников - это главное, ради чего трудится Центральный банк, как и всё руководство страны".

Таким образом, началось новая денежная реформа, проводимая в целях стабилизации денежного обращения путём замены обесценившихся старых денег новыми. Ситуация в экономике в то время была тяжёлой, что отражалось и в денежно-кредитной сфере. Сокращались инвестиции, росла взаимная задолженность предприятий, сокращалось производство, продолжал падать курс рубля. По мнению многих экономистов, данная реформа была необходимой мерой. Основной причиной являлось то, что страна находилась в состоянии близком к гиперинфляции (в 1992 году цены выросли в 26 раз). Во-вторых, необходимость денежной реформы заключалась во введении российской национальной денежной единицы как одного из важнейших признаков новой государственности. Так как 17 июля 1993 года Россия вышла из рублёвой зоны СНГ, и рубль как платёжное средство взаимосвязанной экономики СНГ фактически прекратил своё существование Красавина Л.Н. Денежные реформы и проблемы регулирования инфляции в России. // Деньги и кредит. - 2003. - №8, с. 66-72.

В 1993 г. в обращение стали поступать денежные банкноты Банка России только образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

Многие экономисты полагают, что началом проведения реформы правильнее считать 1992 год, поскольку 21 октября был опубликован закон о денежной системе РФ, послуживший юридической и теоретической базой её преобразования. На основе этого закона был введён в обращение российский рубль, на который летом 1993 был обменен советский рубль. Так уже в 1992 году появились купюры Банка России 5000 и 10000 руб. На них уже не было изображения В.И. Ленина и других советских символов. На купюре 10000 руб. было помещено изображение нового трёхцветного российского флага. В 1993 были выпущены банкноты номиналом от 100 до 50000 руб.

Граждане России могли обменять деньги в течение всего срока. На руки выдавались обмененные купюры на сумму не более 100 тысяч рублей. Все деньги свыше этой суммы зачислялись на счет в Сбербанке на полгода с начислением установленного процента по вкладу. Об обмене делалась отметка в паспорте. Не граждане России могли обменять деньги только 26 июля 1993 года, сумма обмена была меньше. Предприятия могли обменять наличные в пределах кассовых остатков на начало дня 26 июля и обязаны были сдать их в банк в течение банковского дня 26 июля. Сумма сдаваемых денег не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля.

В конечном итоге, в ходе проведения реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот. Папор. Ру [Электрон. ресурс]: Думай о России, думай по-русски. M.: rustrana.ru, 2004-2008. Ссылка: http: //www.rustrana.ru/article. php? nid=30330. 11. 10.2007. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан, многие просто на просто не успели обменять свои сбережения. Также данная реформа относится к категории неэффективных. Так как, во-первых, была проведена в шоковом порядке, без подготовки. А во-вторых, не была достигнута основная цель реформы: темп инфляции не снизился. Долговременным отрицательным последствием реформы стал разрыв единого экономического пространства, что затруднило переход к рыночной экономике в России.

Таким образом, анализ данного параграфа показал, что "шокотерапия" вызвала рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности, нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам. Общество подверглось резкой поляризации - разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих - с другой.4% россиян в 1993 г. имели доходы примерно в 300 раз превышающие доходы самых бедных граждан страны. В 1993-1995 российский рубль превратился в иностранную валюту для других участников бывшего рублевого пространства, а их деньги стали иностранными валютами с точки зрения России. В конечном итоге в результате этих преобразований старая денежная система, адекватная советской плановой экономике, была заменена новой денежно-кредитной системой, адекватной переходному этапу к рыночной экономике.