Принятие финансовых решений в условиях инфляции. Финансовые решения в условиях инфляции

- 675.00 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра: Экономики, менеджмента и бухгалтерского учета

Курсовая работа

По дисциплине: Финансовый менеджмент

На тему: «Финансовый менеджмент в условиях инфляции»

Выполнил: студент 4 курса

Группы 4МОД

Бритов А.А.

Проверил:

Ст.преподаватель

Рубинас Ю.В.

Севастополь 2012

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……….3

1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИ И

1.1 Понятие, роль, состав и цели финансовой политики………… ………5

1.2 Влияние инфляционных процессов на финансовую деятельность предприятия………………………………………………… …………………8

1.3 Оценка инфляции……………………………………… ……………

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЛАДА-СЕРВИС-БРЯНСК»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…..17

2.2 Анализ финансового состояния предприятия ООО « Лада-Сервис-Брянск»…………………………… ……………………………………………22

2.3 Анализ и оценка основных показателей движения и состояния денежных потоков ООО «Лада-Сервис-Брянск»……………… ……………36

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛАДА-СЕРВИС-БРЯНСК» В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

3.1 Влияние инфляции на доходы предприятия……………………… …..46

3.2 Резервы повышения эффективности управления предприятием ООО «Лада-Сервис-Брянск» в условиях инфляции……………………………….50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие временной стоимости денег приобрело особую актуальность в нашей стране с началом перехода к рыночной экономике. Причин тому было несколько: инфляция, расширившиеся возможности приложения временно свободных средств, снятие всевозможных ограничений в отношении формирования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами и др.

Появившаяся свобода в манипулировании денежными средствами и привела к осознанию факта, который в условиях централизованно планируемой экономики по сути не был существенным, и смысл которого заключается в том, что деньги помимо прочего имеют еще одну объективно существующую характеристику, а именно - временную ценность.

Этот параметр можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект связан с обесценением денежной наличности с течением времени. Второй аспект связан с обращением капитала. Любая компания для обеспечения своей текущей деятельности должна располагать денежными средствами в определённой сумме. Исходя из этого, большинство предприятий стараются следовать политике поддержания так называемого целевого остатка денежных средств на счете, который определяется либо интуитивно, либо с помощью формализованных методов и моделей.

Омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любая организация должна учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач финансовой политики предприятия является оптимизация среднего текущего остатка денежных ресурсов.

Проблема «деньги-время» не нова, поэтому уже разработаны удобные модели и алгоритмы, позволяющие ориентироваться в истинной цене будущих поступлений с позиции текущего момента. Влияние инфляции – один из факторов, которые всегда должны учитываться при финансовом планировании, даже если темпы роста цен и невысоки.

Инфляция заметно меняет выгодность тех или иных проектов, как ориентированных на внутренний рынок, так и делающих ставку на экспорт продукции Российских предприятий.

Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – проанализировать основные направления финансовой политики предприятия в условиях инфляции. Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи работы:

Рассмотреть понятие и цели финансовой политики предприятий;

Проанализировать влияние инфляции на результаты и собственно хозяйственную деятельность предприятий;

Оценить влияние инфляции на доходы предприятия.

Методы исследования:

Анализ и обобщение теоретических источников и научно-практической периодики по теме;

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса;

Метод коэффициентов (относительных показателей) для детерминированной комплексной оценки результатов деятельности;

Методика комплексного анализа финансового состояния предприятия.

Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вопросов реализации финансовой политики предприятия в современных условиях послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области финансов предприятия, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, маркетинга и инвестиций, теории анализа инвестиций. При написании работы использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

1.1 Понятие, роль, состав и цели финансовой политики

Экономическая политика фирмы включает в себя производственную, коммерческую, инвестиционную, финансовую и другую политику.

Финансовая политика - это форма реализации экономической стратегии фирмы в сфере финансов. Отсюда следует, что финансовая политика подчинена задачам экономической политики предприятия. Перечислим основные особенности финансовой политики: ее формирование определяется тенденциями развития как товарного, так и финансового рынка; она охватывает все три стороны деятельности предприятия: операционную (основную), инвестиционную и собственно финансовую (финансовые операции); «блоки» финансовой политики адекватны функциям, осуществляемым финансовым менеджментом.

Таким образом, финансовая политика охватывает нахождение и распределение капитала, финансовую коммуникативность и аналитическо-контрольную сферу деятельности. Финансовая политика должна отвечать определенным принципам и требованиям, быть научно обоснованной, рациональной, гибкой, адекватной экономической стратегии предприятия, его финансовому и рыночному положению и др. Только в этом случае она способствует реализации стоящих перед предприятием задач.

«Качество» финансовой политики напрямую связано с постановкой и организацией финансового менеджмента на предприятии; со степенью внедрения управленческого учета, автоматизации рабочих мест менеджеров; с уровнем их специализации и квалификации; с качеством информационного обеспечения и др. .

Структурными элементами финансовой политики фирмы выступают амортизационная, кредитная, валютная, дивидендная, налоговая, заемная, инвестиционная, учетная политика, политика страхования финансовых рисков, ценовая, политика в области оплаты труда, расчетов, операций с ценными бумагами и др.

Финансовая политика есть диалектическое единство финансовых стратегии и тактики.

Финансовая стратегия - это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, организацию финансовой работы с контрагентами, клиентами и государством, осуществление аналитическо-контрольной и других функций финансового менеджмента, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента.

Финансовая стратегия есть одновременно главный элемент финансовой политики предприятия и элемент его общей экономической стратегии. Она охватывает деятельность предприятия как минимум в течение года и вырабатывается на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Если финансовая политика тесно связана с функциями финансового менеджмента, то финансовая стратегия - с его целями. Процесс выработки финансовой стратегии хозяйствующим субъектом включает:

Анализ предшествующей финансовой стратегии;

Обоснование стратегических целей финансовой политики;

Координацию финансовой стратегии с другими элементами экономической стратегии предприятия на основе их непротиворечивости друг другу;

Определение сроков действия финансовой стратегии;

Конкретизацию стратегических целей и периодов их выполнения;

Определение структурных единиц и персоналий, ответственных за ее выполнение.

Финансовая тактика - это, прежде всего, оперативная финансовая работа на предприятии. Финансовая тактика, в отличие от стратегии, связана с реализацией более узких, локальных, текущих задач финансового менеджмента. Их постановка вызвана необходимостью достижения глобальных общих целей финансового менеджмента. Так, в целях максимизации рентабельности необходимо выполнение таких задач, как эффективное управление процессом формирования рентабельности, мониторинг финансового левериджа, управление формированием прибыли на предприятии, профилактика убыточности, управление издержками, контроль над ценами, анализ рентабельности и пр. Финансовая тактика опирается на оперативное и текущее планирование на предприятии.

Финансовое планирование. Разработка, доведение до исполнителей, осуществление и корректировка совокупности финансовых планов предприятия являются составными частями финансового планирования. Его объект - финансовая деятельность предприятия. Финансовое планирование осуществляется в целях реализации финансовой политики предприятия и ее составных элементов. Содержание финансовых планов конкретизирует финансовую политику предприятия. Особенностью планирования в современных условиях являются отсутствие директивности плана (по отношению к предприятию в целом) и широкое использование его индикативного (вероятностного) характера .

Финансовые планы составляются на основе планируемой производственно- коммерческой программы, объемов инвестиционной деятельности, финансовых нормативов на предстоящий период, тенденций развития финансового рынка и его сегментов. Одним из источников информации для составления финансовых планов выступает баланс ликвидности предприятия. Разработка финансовых планов осуществляется по следующим этапам:

Конкретизация финансовой стратегии предприятия;

Установление взаимосвязи финансовой стратегии с конкрет ными направлениями деятельности;

Анализ финансового состояния предприятия;

Определение предстоящих объемов производственно- коммерческой и инвестиционной деятельности;

Разработка смет, целевых финансовых нормативов на планируемый период;

Составление бюджетов;

Выявление потребностей в финансовых ресурсах в целом и по элементам;

Конкретизация источников финансирования;

Корректировка планов;

Прогноз динамики финансовых рынков.

Финансовые планы обычно включают в себя:

1) прогнозы положения компании на рынке определенного товара (услуги);

2) прогнозы ее доходов и расходов, а также другие прогнозы;

3) политику управления оборотным капиталом (финансирование запасов, политика относительно дебиторов, краткосрочных финансовых вложений);

4) ценовую политику;

5) инвестиционную политику (финансирование внеоборотных активов, осуществление долгосрочных финансовых вложений);

6) политику в области доходов собственников предприятия, оплаты труда персонала;

7) учетную политику и др.

В зависимости от сроков составления различают следующие виды финансовых планов. Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше 2 лет; в нынешних условиях оно становится собственно прогнозированием или перспективным планированием); среднесрочным (1-2 года); краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца).

В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное финансовое планирование. Несомненно, одним из внешних факторов, достаточно сильно влияющих на финансовую политику предприятия является инфляция. Поэтому в п. 1.2. настоящей работы рассмотрено влияние инфляционных процессов на все составляющие финансовой политики предприятия .

1.2 Влияние инфляционных процессов на финансовую деятельность предприятия

Влияние инфляционных процессов на финансовую отчетность и учет. Умеренная инфляция оказывает малозаметное влияние на финансовую деятельность предприятия. В этих условиях влияние инфляции может быть проигнорировано (особенно в краткосрочном аспекте). Но повышение темпов инфляции, галопирующая и гиперинфляция оказывают пагубное влияние на хозяйственную деятельность, предприятия. Бухгалтерская отчетность теряет объективность, а элементы актива и пассива баланса обесцениваются. Одни статьи актива баланса оцениваются ниже их действительной стоимости (в первую очередь основные средства), а другие (денежные невалютные счета, дебиторская задолженность) показываются по завышенной стоимости с учетом инфляционных процессов, приводя к негативным последствиям: понижению кредитоспособности, уменьшению амортизационных отчислений, снижению возможностей обновления производственного парка, завышению прибыли, переплате налогов и пр.

Краткое описание

Понятие временной стоимости денег приобрело особую актуальность в нашей стране с началом перехода к рыночной экономике. Причин тому было несколько: инфляция, расширившиеся возможности приложения временно свободных средств, снятие всевозможных ограничений в отношении формирования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами и др.
Появившаяся свобода в манипулировании денежными средствами и привела к осознанию факта, который в условиях централизованно планируемой экономики по сути не был существенным, и смысл которого заключается в том, что деньги помимо прочего имеют еще одну объективно существующую характеристику, а именно - временную ценность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Понятие, роль, состав и цели финансовой политики…………………5
1.2 Влияние инфляционных процессов на финансовую деятельность предприятия……………………………………………………………………8
1.3 Оценка инфляции……………………………………………………
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЛАДА-СЕРВИС-БРЯНСК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…..17
2.2 Анализ финансового состояния предприятия ООО «Лада-Сервис-Брянск»…………………………………………………………………………22
2.3 Анализ и оценка основных показателей движения и состояния денежных потоков ООО «Лада-Сервис-Брянск»……………………………36
3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛАДА-СЕРВИС-БРЯНСК» В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
3.1 Влияние инфляции на доходы предприятия…………………………..46
3.2 Резервы повышения эффективности управления предприятием ООО «Лада-Сервис-Брянск» в условиях инфляции……………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

« ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА »

МИНСК, 2009

Финансы как фактор инфляции

Выяснение взаимосвязи между финансами и инфляцией представляется целесообразным начать с причин возникновения инфляции. Различают два основных типа инфляции - спросную (сверхспросную) и затратную. Опросная инфляция порождается спросом, превышающим предложение, а затратная является следствием увеличения производственных затрат.

Если рассматривать инфляцию как экономический процесс, то можно выделить два механизма, в условиях которых она развивается: рыночное формирование цен и централизованное ценообразование. Исходя из этого, будет ли верным предположение, что рыночному хозяйству сопутствует сверхспросная инфляция, поскольку здесь предложение доминирует над спросом, а экономике, характеризующейся централизованно устанавливаемыми ценами, - затратная. В рыночном хозяйстве механизм цен не действует автоматически: если спрос превышает предложение, цены повышаются. Но в условиях рынка даже традиционно затратная инфляция выступает в виде спросной, потому что производитель может реализовать возросшие материальные затраты только при наличии спроса, в противном случае они не вызовут роста цен, а уменьшат прибыль, что, в свою очередь, приводит к частичному сокращению производства. Свертывание производства будет происходить до тех пор, пока не возникнет спрос обеспечивающий повышение цен и получение прибыли даже при возросших издержках производства. Таким образом, равновесие спроса и предложения достигается повышением цен при увеличении спроса и их снижением при сверхпредложении.

В хозяйственной системе с централизованным ценообразованием этот механизм не срабатывает. Увеличение спроса не сопровождается ростом цен, но неминуемо ведет к росту затрат. Производитель не видит необходимости в противодействии росту затрат, поскольку мало заинтересован в получении прибыли, и, кроме того, возросшие затраты без проблем можно переложить через цены на потребителя.

Приведенные рассуждения облегчают понимание взаимосвязи между инфляцией и финансами, поскольку последние, как было показано во второй главе, находятся в непосредственной связи с ценой при осуществлении распределительных процессов. При том, что стоимостные категории выражаются в деньгах, тем не менее полностью с ними они не сливаются. Финансы как составная часть денежных отношений испытывают на себе и последствия денежных «болезней», а инфляция есть недуг, присущий деньгам и денежному обращению.

Финансы, как и деньги, участвуют в «обслуживании» процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление. В основном финансы присутствуют на стадии распределения. Что еще отличает финансы и финансовые отношения от денежных, так это то, что в финансовых отношениях нет встречного перемещения материальных ценностей, т.е. обращение денег происходит без соответствующего товарного эквивалента.

Однако было бы неправильно пытаться находить взаимосвязь между деньгами и финансами, забывая при этом их обусловленность экономикой. Нестабильность экономик современных государств, вызванная цикличностью воспроизводственного процесса, поражает их финансовые и денежные системы. В финансах это выражается в хронических бюджетных дефицитах, государственной задолженности; в области денег - в инфляции, превратившейся в постоянную, трудноизлечимую болезнь, рецептов полного излечения от которой ни теория, ни практика пока не нашли.

Обесценивание денег, снижение их покупательной способности, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, связано с деятельностью государства. Хотя никогда и ни одно правительство не ставят перед собой такой цели, скорее наоборот - подавление всегда провозглашается одной из главных целей государства.

Почему при социализме не было инфляции, вернее сказать, она была, однако се влияние на экономику и население было незначительным, во всяком случае, намного меньше, чем в западных странах, государствах третьего мира? Ответ на этот вопрос, во-первых, кроется в том, что социалистические страны старались жить по средствам. Во-вторых, в них практически отсутствовал финансовый рынок. Последний, как известно, включает в себя не только денежный, но и фондовый (ценных бумаг) рынок. Все эти квази-деньги приводят к чрезмерному увеличению финансового капитала, рыночная стоимость которого значительно превышает по объему действительный капитал. Причем, как показывает мировой опыт, разрыв этот имеет тенденцию к увеличению, поскольку на рынок выбрасываются огромные массы корпоративных и государственных ценных бумаг. Неизбежным следствием этого является рост денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате денежная система все более отрывается от потребностей производства, а кредитные деньги, эмитируемые банковской системой, обесцениваются.

Финансы воздействуют на инфляцию по двум направлениям. С одной стороны, они стимулируют инфляцию, а с другой - являются тем мощным рычагом в руках правительства, с помощью которого становится возможным, если не полностью подавить инфляцию, то во всяком случае значительно уменьшить ее отрицательные последствия.

Финансы усиливают инфляцию и могут быть ее первопричиной в связи с ростом государственных расходов, которые в основной своей массе являются непроизводительными. Содержание вооруженных сил, правоохранительных органов, аппарата управления, поддержка нерентабельных производств ничего не добавляют к национальному богатству. А именно эти расходы приводят к дефициту бюджета, государственному долгу, расстройству финансовой системы. Выход из такой ситуации заключается в займах на внутреннем и внешнем финансовых рынках, эмиссии кредитных денег. Современные государства являются потребителями, так называемого «общественного товара» и тем самым создают специфический платежеспособный спрос. Нередко цены на них значительно завышены, например, в США средние цены на товары, поставляемые казне, в два раза выше остальных цен. Военные расходы стимулируют инфляцию еще и потому, что происходит сокращение товарного рынка вследствие того, что сырье, материалы уходят на производство военной техники и вооружений.

Особенно надо отмстить стимулирующее инфляцию государственное дотирование отдельных товаропроизводителей. Последние, даже испытывая серьезные проблемы со своей выживаемостью, не прибегают к снижению цен, а скорее идут на сокращение производства. Увеличение производства при этом приводит к дополнительным государственным расходам. В бывшем СССР дотирование превратилось в изматывающую государственный бюджет государственную повинность.

Несбалансированность бюджетов приводит к образованию и росту государственного долга. Обслуживание последнего, выражающееся в выплате процентов и погашения основной суммы долга, приводит к еще одному направлению непроизводительных государственных расходов.

Отпускную цену товаров кроме издержек производства формируют и налоги, как относимые на себестоимость, так и включаемые в выручку. Значение налогов как ценообразующего фактора, как правило, недооценивается. Между тем по отдельным товарам налоги составляют до 80% их цены. Косвенные налоги, перекладываемые через механизм ценообразования на конечных потребителей, уменьшают их покупательную способность, делая отдельные товары вообще «не по карману» многим налогоплательщикам.

В целях осуществления производства на расширенной основе предприятия должны постоянно инвестировать в основной капитал. Конкурентоспособными являются те предприятия, которые быстрее обновляют активную часть производственных фондов. В этих целях они, как правило, прибегают к политике ускоренной амортизации, а поскольку последняя переносится на готовую продукцию, это приводит к росту издержек и как следствие цены. Из сказанного следует, что ускоренная амортизация приводит к росту цен.

Финансы способны не только стимулировать инфляцию, но и подавлять се. Правительства в борьбе с инфляцией используют симбиоз финансовых и денежных регуляторов. Основной финансовый метод противодействию инфляции - сокращение государственных расходов. Уменьшение расходов обусловлено изменениями как во внутренней, так и во внешней политике, ухудшением или улучшением международного климата. Как правило, сокращение государственных расходов происходит за счет сокращения финансирования социальных программ. Однако это не является общим правилом, так как сокращение расходов на образование, здравоохранение, социальное обеспечение приводит к нарастанию социальной напряженности. Потепление международного климата в результате мер, предпринятых правительствами СССР и США в области сокращения вооружений, способствовало уменьшению военных расходов не только в этих странах, но и других регионах мира. Таким образом, финансы способны воздействовать на инфляционные процессы как в негативном, так и позитивном отношении. Взаимодействие финансовых «i денежных феноменов находится постоянно в поле зрения ученых и государственных деятелей. Не случайно согласованность финансовой и денежно-кредитной политики во многих государствах возведено в конституционную норму.

Влияние инфляции на финансы

Инфляция также не «безучастна» к положению дел в финансовой системе государства. Финансы и инфляция выступают важными методами перераспределения национального дохода. Современная инфляция оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, изменяя характер взаимоотношений между ними, а также между финансовой системой и другими секторами экономики.

Рост цен приводит к росту государственных расходов. Снижение покупательной способности значительной части населения требует от правительств принятия мер, носящих компенсационный характер, что ложится дополнительным бременем на бюджет. Вспомним недалекую отечественную историю, когда поспешность и необдуманность шагов, предпринятых правительством Е. Гайдара, в одночасье превратила население бывшего Союза в нищих, а предприятия лишила оборотных средств. В этой связи и в союзном бюджете и в бюджете БССР стали предусматриваться средства на выплату компенсации населению в связи с ростом цен на первоочередные товары. Тогда же в бюджетах стали создаваться стабилизационные фонды для оказания финансовой помощи предприятиям, оказавшимся в кризисном состоянии по независящим от них причинам.

Перераспределение национального дохода, вызванное «шоковой терапией» по-советски, в основе которой лежала либерализация цен, вернее, последствия такого перераспределения еще нуждаются в серьезных исследованиях. Однако результаты в общем-то известны, произошла гигантская поляризация населения по уровню получаемых доходов. Институт олигархов, известный в основном из опыта латиноамериканских государств, стал известен и в посткоммунистических странах, особенно в России.

Инфляция приводит к обесцениванию финансовых ресурсов. Государственные доходы при инфляции растут в номинальном выражении, что связано главным образом с расширением подоходного и косвенного налогообложения. Однако при высоком уровне инфляции происходит эрозия финансовых средств государства, налоги и займы поступают в обесцененных деньгах, а расходы надо финансировать по новым ценам.

От инфляции в большей мере страдают лица наемного труда. Это объясняется тем, что их доходы номинально увеличиваются и они поступают в группы, доходы которых облагаются по более высоким прогрессивным ставкам. Инфляция способствует в силу этих же причин расширению налогооблагаемой базы по подоходному налогу. Подсчитано, что в США за последние 40 лет количество плательщиков подоходного федерального налога увеличилось почти в 15 раз. Также установлено, что номинальное увеличение доходов на 10 процентов вызывает рост налоговых платежей в среднем на 12 процентов.

Инфляция обостряет проблему государственной задолженности, так как по темпам роста расходы значительно опережают доходы. Для финансирования бюджетного дефицита правительство прибегает к займам, выпуск которых приводит к увеличению размера государственного долга. При инфляции правительство испытывает проблемы с размещением новых займов, так как для инвесторов правительственные ценные бумаги теряют свою привлекательность. Повышая процент по займам, государство тем самым не способствует их размещению, однако при этом увеличиваются размеры государственного долга.

Финансовая политика

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых государственными органами через звенья финансовой системы в целях финансового обеспечения экономического и социального развития, укрепления позиций государства на международной арене. Финансовая политика включает в себя разработку научно обоснованного развития финансов и их использования в качестве мощного инструмента воздействия на все стороны общественного организма. Будучи частью экономической политики государства, она испытывает на себе господствующие в данном государстве и в данное время представления о путях дальнейшего развития экономики и социальной сферы. В то же время она тесно связана с денежно-кредитной политикой, проводимыми государством мероприятиями по обузданию инфляции, развитию финансового рынка.

Финансовая политика включает в себя в качестве целевых установок достижение долгосрочных и текущих показателей, связанных с размером финансовых ресурсов, направлениями их использования, эффективным использованием финансового механизма.

Как и любая другая политика, финансовая политика есть результат деятельности специалистов в области финансов, т.е. она субъективна по своей форме, однако по содержанию она должна основываться на объективных законах. Именно это обстоятельство позволяет квалифицировать финансовую политику как хорошую, или наоборот, плохую, соответствующую или несоответствующую экономическим реалиям.

Научный подход к выработке финансовой политики означает глубокий и всесторонний анализ самой разнообразной информации, начиная с макроэкономических показателей и кончая демографической статистикой.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что популизм, характерный для современных демократий, разрушительно воздействует на финансовую систему, подрывая доверие общества к правительству, не способному выполнять взятые на себя обязательства. В конце XIX в. французский теоретик в области финансов Г. Жез высказал мысль, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Опытом доказано, что законодательные собрания особенно в демографических странах относятся расточительно к народным деньгам. Они очень легко поддаются всяким гуманитарным побуждениям и подчиняются интересам выборной рекламы. Таким образом, проблема может быть выражена в следующих словах: парламент расточителен, некомпетентен и безответствен».

При выработке финансовой политики важно учитывать конкретные условия, особенности как внутренней политики, так и международную обстановку, реальные возможности государства в финансировании непроизводственной сферы. Она должна быть направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных антагонизмов. Большое влияние при этом должно уделяться определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства.

Не менее важно при формировании финансовой политики уделять внимание вопросам эффективности использования финансовых ресурсов посредством их распределения между отраслями и территориями, а также их концентрации на основных направлениях экономического и социального развития. Эта аксиома, что ни одно государство не может в полной мере удовлетворить потребности государства в целом и регионов в частности в финансовых ресурсах. Следовательно искусство управления этими ресурсами состоит в нахождении того оптимума в распределении, при котором в данный момент создана такая финансовая средам которая позволяет обеспечить воспроизводство всех институтов гражданского общества.

В то же время финансовая политика не должна «плестись» в хвосте событий, она должна оперативно впитывать в себя изменения в хозяйственной конъюнктуре, международной обстановка и, адаптируясь к ним, предлагать такие цели и задачи, решение которых будет способствовать укреплению экономического положения, росту размеров финансовых ресурсов.

Финансовая политика - категория историческая, носящая на себе отпечаток предопределенности. Социалистическая формация обусловила специфику финансовой политики стран, относившихся к этой формации. Ее нельзя оценивать как плохую, своему месту и времени она вполне соответствовала. С позиций сегодняшнего дня ее можно критиковать по многим параметрам. Прежде всего она была исключительно заидеологизирована, во-вторых - консервативна, поскольку с большим трутом реагировала на изменения в экономике. В-третьих, задаваемые ею направления и размеры распределяемых финансовых ресурсов не способствовали эффективной экономике, рациональной структуре народного хозяйства.

Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем можно - согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика - государственными доходами.

Цели финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего законах о бюджете и налогах.

В заключение отметим, что оценка финансовой политики государства может быть дана на основании сопоставления целей, определяемых политикой и реальными результатами их достижения. При этом в расчет должны браться в первую очередь основные макроэкономические показатели и только затем внутрисистемные достижения. Грамотно сформированная и последовательно проводимая финансовая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов.

Литература

1. Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007 г., 320 с.

2. Сергеев А.С. Финансы и право, Мн: БГЭУ, 2008 г., 210 с.

3. Пархачев А.Г., Е. Финансы государства, Мн.: Новое знание, 2007 г. 190 с.

4. Самойлова П.П. Финансирование и кредитование, Мн.: Из-во Просвет, 2007 г. 205 с.

Негативные экономические и социальные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран бороться с нею. Однако современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру (бюджетный дефицит, монополии, инфляционные ожидания населения и предприятий и т.д.), поэтому устранить все факторы инфляции и, следовательно, ликвидировать ее невозможно.

Различают два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции. Первый состоит в адаптационной политике, суть которой заключается в следующем: все субъекты рыночной экономики учитывают потери от инфляции прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. Домохозяйства адаптируются через поиск дополнительных источников дохода, перестройку семейного бюджета в сторону наиболее эластичных товаров и услуг, материализацию денег в другие ценности, увеличение потребляемой части располагаемого дохода и уменьшение сбережений и т.д. Фирмы адаптируются путем увеличения цен на товары и услуги, сворачивания производства и переориентации его на посредническую деятельность, реализации только краткосрочных инвестиционных проектов, увеличения заработной платы своим работникам и т.д. Комплекс адаптационных мероприятий государства включает индексирование заработной платы, т.е. приспособление ее к эффекту инфляции; индексирование процентной ставки

Второй подход заключается в проведении активной инфляционной политики, которая ограничивает и регулирует инфляционный процесс.

Различные теоретические школы в соответствии со своим пониманием инфляции рекомен­дуют и различные методы борьбы с ней. На основе кейнсианства сформировались два направления антиинфляционной политики: дефляционная политика и политика цен и доходов.

Дефляционная политика воздействует на платежный спрос и, следовательно, направлена против инфляции спроса. В ее основе лежит активная фискальная политика - маневрирование государственными расходами и налогами. Подробно эта проблема рассматривается в теме «Финансовая система и финансовая политика государства».

Политика цен и доходов, главная задача которой сводится к ограничению заработной платы, направлена против инфляции издержек. Средствами ее проведения являются установление пределов роста заработной платы и цен, их временное замораживание. Такую политику проводили правительства многих стран. В краткосрочном плане она дала положительные результаты, но в долгосрочном плане - оказалась неэффективной, так как означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией. Сдерживание цен оплачивалось снижением произво­дительности труда и жизненного уровня населения.

Монетаристы в борьбе с инфляцией на первый план выдвигают денежно-кредитную политику, направленную на регулирование денежной массы, введение жестких лимитов на ее прирост.

Поскольку современная инфляция многофакторна, целесообразно сочетание различных подходов, о чем свидетельствует опыт антиинфляционной политики в разных странах. Он включает широкий набор монетарных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов, программы стабилизации вплоть до проведения денежных реформ. Целесообразно также разграничение антиинфляционной стратегии и тактики. Первая носит долговременный характер и включает меры

по устранению причин инфляции, демонтаж ее механизмов: гашение инфляционных ожиданий; регулирование денежного обращения; сокращение бюджетного дефицита; сведение к минимуму воздействия внешних инфляционных факторов на национальную экономику; борьбу с моно­полизмом и др. Эти меры должны подкрепляться и другими: стимулированием НТП и структурной перестройкой; ориентацией инвестиционных потоков на сектора экономики, обеспечивающие потребительский рынок; демилитаризацией и конверсией военной экономики.

Антиинфляционная тактика имеет кратковременный характер и направлена на снижение темпов инфляции. Ее методы носят чрезвычайный характер. Антиинфляционная тактика предполагает два варианта мер: наращивание предложения без соответствующего роста спроса и ограничение спроса без соответствующего падения предложения. В рамках первого варианта мер можно отметить приватизацию государственной собственности, массированный импорт потребительских товаров, частичную реализацию стратегических запасов и т.д. Цель второго варианта - повысить норму сбережений, уменьшить уровень их ликвидности, повысив процент по вкладам, особенно срочным, заморозить вклады до востребования; повысить доходность государственных облигаций; провести денежную реформу конфискационного типа.

Необходимым звеном в системе рыночной экономики является институт несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как по неудовлетворительности структуры баланса принимаются решения о несостоятельности предприятия.

Выбор партнеров в бизнесе должен осуществляться на базе оценки финансовой состоятельности предприятий и организаций. Не менее важно для хозяйствующего субъекта систематически наблюдать за собственным “здоровьем”, располагая объективными критериями оценки финансового состояния. Оценка несостоятельности предприятия должна занимать определенное место в деятельности бухгалтера как профессионала, осуществляющего контроль за выполнением хозяйственных операций. так или иначе влияющих на финансовую устойчивость предприятия, и аудитора - при составлении заключения о финансовом состоянии проверяемых субъектов.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

· коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) - характеризует способность предприятия одновременно погасить краткосрочные обязательства. Нормативное значение КТЛ равно 1,7;

· коэффициент обеспеченности собственными средствами (КСК) - определяется как отношение собственных источников финансирования оборотных активов к величине оборотного капитала. Норматив определен на уровне 0.1;

· коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (КВУ) - коэффициенты показывают вероятность того, что неплатежеспособное предприятие в течение последующих шести месяцев сможет восстановить способность погашать краткосрочные обязательства, а платежеспособное - в последующие три месяца не утратит финансовой устойчивости. Норматив коэффициента - не менее 1.

Выводы о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным делаются при отрицательной структуре баланса и отсутствии у него реальной возможности восстановить свою платежеспособность. По результатам расчетов и полученным значениям перечисленных показателей (критериев) может быть принято одно из следующих решений:

· о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным:

· о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

· о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятием, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной. а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

· коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее нормативного (1.7);

Инфляция значительно усложняет работу по управлению фи­нансами и финансовому планированию в частности. Основные решения финансового характера, имеющие критическое значение для предприятия, рассчитаны чаще всего на долгосрочный период и связаны с выбором инвестиционного проекта. Такой выбор основывается на расчете прогнозных величин чистого приведенного эффекта. Чистая приведенная стоимость (NPV) рассчитывается по формуле

NPV = ∑ (B t - С t)\(1+г) t > О,

где B t - выгоды во времени; C t - затраты во времени; r - коэффи­циент дисконтирования; t - фактор времени. NPV > 0 означает, что проект эффективен.

Используя указанную формулу на примере условных данных, можно увидеть очевидные значения полученных показателей. Предположим, что проект рассчитан на 5 лет, коэффициент дис­контирования - 10% годовых (табл. 1).

Расчет, выполненный без учета чистого приведенного эффекта (-30-5+15+15+15 = 10), показывает положительный результат. Это значит, что проект будет эффективным и его следует реализовать. Расчет чистой приведенной стоимости (NPV) показывает противо­положный результат:

NPV = -30/(l+0,l)-5/(l+0,l) 2 + 15/(1+0,1) 3 + 15/(1+0,1) 4 +

15/(1+0,1) 5 = -0,5.

Качество расчета зависит от точности прогноза денежных по­ступлений и величины задаваемого приемлемого уровня эффек­тивности инвестиций. При расчетах необходимо руководствовать­ся двумя принципами:

1) применять модифицированный коэффициент дисконтирова­ния, содержащий поправку на прогнозируемый уровень инфляции;

2) при прочих равных условиях отдавать предпочтение проек­там с более коротким сроком реализации.

Планируя свою деятельность в условиях инфляции, целесооб­разно также придерживаться некоторых простых правил:

1) нецелесообразно держать излишние денежные средства «в чулке», на расчетном счете, выдавать займы и кредиты знакомым и контрагентам;

2) свободные деньги необходимо вкладывать либо в недвижи­мость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды;

3) по возможности необходимо жить в долг (это должно быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающими бу­дущую кредитоспособность).

В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нормального функционирования предприятия, постоянно возрас­тает. Это связано с ростом цен на потребляемое сырье, увеличени­ем расходов по заработной плате и пр.



Таким образом, даже простое воспроизводство, т.е. поддержа­ние не уменьшающейся величины потенциала предприятия, требу­ет дополнительных источников финансирования. Безусловно, это относится к перспективному финансовому планированию. Для кратко- и среднесрочных финансовых решений необходимо исхо­дить из того, чтобы выбранное решение не уменьшало экономиче­ского потенциала предприятия.

Например, предприниматель владеет суммой в 1 млн руб., а цены увеличиваются в год на 15%. Это означает, что уже в следующем году, если предприниматель будет хранить деньги «в чулке», их по­купательная способность уменьшится и составит 850 тыс. руб.

Рассмотрим более сложный пример. Небольшое предприятие вложило в дело 2,5 млн руб. и получило в конце года прибыль в размере 0,5 млн руб. Цены за год повысились в среднем на 15%, причем снижение темпов инфляции не ожидается. Так как цены выросли, предприятию необходимо увеличить размер оборотных средств. Эго означает, что только часть прибыли можно использо­вать на потребление, а остальную направить на пополнение собст­венных оборотных средств.

Если потребность в собственных оборотных средствах была 1,2 млн руб., то для сохранения своей покупательной способности в следующем году предприятию нужно будет иметь уже 1,38 млн руб. (1,2x115%). Следовательно, свободный остаток прибыли составит не 0,5, а 0,32 млн руб. (0,5-0,18).

Аналитические расчеты такого типа могут выполняться как на основе общего индекса цен, так и на основе индивидуальных индек­сов (табл.2). К сожалению, достоверной информации подобных индексов, публикуемой в оперативном режиме, в России нет. По­этому основным реальным инструментом планирования являются экспертные оценки индексов цен. Информационным обеспечением экспертных оценок могут служить инвентаризационные описи, на основе которых можно рассчитать динамику и индексы цен по ис­пользуемой на предприятии номенклатуре сырья, материалов, това­ров.

Потребность в оборотных средствах в прогнозируемых ценах рассчитывается следующим образом (сырье А):

50 х 25 х 1,06 + 1 325 тыс. руб.

Индекс цен по всей номенклатуре сырья

I = 5 954,1: 5 653 х 100% = 105,3%.

Расчет показывает, что в условиях роста цен на сырье, потреб­ляемое предприятием, потребность в оборотных средствах увели­чится на 301,1 тыс. руб. Для того чтобы сохранить свой экономи­ческий потенциал, предприятие должно изыскать дополнительные источники финансирования за счет собственных или привлечен­ных средств.

Возможности могут быть разные. В частности, при распределе­нии прибыли целесообразно ориентироваться не на средние цены и расходы отчетного периода, а на текущие и прогнозируемые це­ны, чтобы не снижать экономический потенциал. Для этого мож­но, например, формировать за счет чистой прибыли специальный фондовый счет.

Инфляция искажает и величину амортизационных отчислений. Известно, что амортизационные отчисления уменьшают налогооб­лагаемую прибыль. Поэтому чем выше величина амортизации, тем больше средств остается в распоряжении предприятия. Амортиза­ция, рассчитанная по первоначальной стоимости в условиях ин­фляции, занижена, поэтому формируется инфляционная прибыль. Происходит эрозия капитала и уменьшение экономического по­тенциала предприятия. Для противодействия этим явлениям в ми­ровой практике предусмотрены два основных варианта действий:

1) периодическая переоценка (применяется в условиях высокой инфляции);

2) ускоренная амортизация (применяется в условиях малой и умеренной инфляции).

Действующие в России нормативные документы разрешают оба варианта.

Одним из эффективных финансовых решений в условиях ин­фляции является диверсификация инвестиционного портфеля. Приобретение ценных бумаг - одно из перспективных направле­ний финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. Известно, что портфель ценных бумаг формируется по следующим основным причинам:

Страхование от потери предприятием ликвидности. Любое предприятие устанавливает определенный баланс между кредитор­ской и дебиторской задолженностью - нередко их величины при­близительно равны. Планируя схему и последовательность расчетов с кредиторами, предприятие обычно рассчитывает на своевремен­ное поступление денежных, средств от дебиторов. При нарушении платежно-расчетной дисциплины предприятию может понадобиться замена не поступивших от должников средств. Именно по этой при чине любое предприятие поддерживает определенный страховой запас денежных средств, но не в виде денег, а в виде высоколиквид­ных ценных бумаг, которые при необходимости можно быстро пре­вратить в деньги и использовать для расчетов.

2. Финансирование непредвиденного проекта. Всегда существу­ет вероятность появления выгодного незапланированного инве­стиционного проекта. Любой проект требует источников финанси­рования. В подавляющем большинстве случаев нельзя обойтись лишь заемными средствами. Реальные денежные средства можно получить, продав часть ценных бумаг.

3. Получение регулярного дохода. Ценные бумаги являются од­ним из вариантов инвестирования. Кроме того, в рыночных усло­виях любому предприятию рекомендуется диверсифицировать свой бизнес. Вложение средств в ценные бумаги является одним из наиболее простых способов такой диверсификации. При наличии опытного портфельного менеджера предприятие может регулярно получать доход от подобной инвестиции.

При формировании портфеля ценных бумаг основным критери­ем выступает приемлемое сочетание комбинации «риск/доход­ность». Риск и доходность связаны между собой прямо пропорцио­нальной чем выше обещаемая ценной бумагой доходность, тем вы­ше вероятность ее неполучения. Чем больше доля высокорисковых ценных бумаг в портфеле, тем больше вероятность потери от такой инвестиции. В условиях стабильной экономики предприятие может формировать несколько различающихся по уровням риска и доход­ности портфелей. В условиях инфляции возрастает риск банкротст­ва предприятий, ценные бумаги которых приобретены. Поэтому необходимо следовать трем житейским мудростям:

1) не хранить яйца в одной корзине (необходим достаточный уровень диферсификации);

2) без риска не бывает дохода;

3) не следует приобретать ценные бумаги с аномально высоким уровнем обещаемой доходности.

В условиях инфляции требуется постоянное совершенствование форм расчетов для своевременности платежей и ускорения обора­чиваемости оборотных средств. Так как средства в расчетах отно­сятся к ненормируемым фондам обращения в составе оборотных средств, временно отвлекаемых из хозяйственного оборота, обора­чиваемость средств в расчетах не поддается контролю с помощью нормативного метода.

Следует помнить, что в составе дебиторской задолженности находится не только стоимость, авансированная в оборотные про­изводственные фонды и фонды обращения, но и прибыль органи­зации. Любое предприятие имеет множество контрагентов, кото­рых можно подразделить на две категории: дебиторы и кредиторы. Дебиторы временно пользуются средствами, предоставленными им предприятием. Кредиторы являются поставщиками ресурсов, и уже само предприятие временно пользуется чужими средствами.

Дебиторская задолженность представляет собой иммибилиза- цию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных обо­ротных средств предприятия, и сопровождается косвенными поте­рями. Поэтому любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости омертвленных в дебито­рах средств.

С кредиторской задолженностью все обстоит наоборот. Это источник средств. Поэтому предприятие заинтересовано в макси­мально длительном использовании чужих средств, т.е. оттягива­нии срока платежа. Между тем, кредиторская задолженность за товары, материалы не должна быть больше половины краткосроч­ных активов, иначе происходит потеря платежеспособности орга­низации. Кроме того, доля заемных средств в краткосрочных акти­вах не должна превышать долю собственных средств, тогда про­изойдет потеря финансовой устойчивости организации.

Для оценки эффективности расчетов используют ряд показателей.

1. Время, в течение которого они совершаются, т.е. оборачи­ваемость средств в расчетах, показывает, за какой период време­ни совершится кругооборот средств предприятия от отгрузки то­варов до получения платежа за нее.

Ор = Ср: (Р:Д) или (Ср * Д): Р,

где Ор - оборачиваемость средств в расчетах за изучаемый пери­од; Р - сумма реализации за этот период; Д - число дней в перио­де; Ср - средняя сумма остатков в расчетах - определяется по формуле средней хронологической для динамического ряда.

2. Величина высвобождаемых из оборота собственных средств в товарах,которая направляется на другие цели для получения прибыли.

3. Величина экономии затрат на оплату кредита, потребность в котором сокращена за счет ускорения оборачиваемости средств в расчетах.

4. Величина экономии затрат на документирование и проведе­ние расчетных операцийза счет их укрупнения и компьютериза­ции в организациях и банках.

Повышению эффективности расчетов способствует создание системы действенного контроля через применение права для воз­действия на контрагента, не исполняющего свои обязательства, в том числе через материальную ответственность за задержку опла­ты счетов, за бестоварность расчетных документов, за завышение объемов и стоимости выполненных работ, за необоснованный от­каз от акцепта.

В условиях инфляции ситуация с платежной дисциплиной усу­губляется. Любая непредусмотренная задержка может обернуться как доходами, так и потерями. Косвенные доходы возникают в свя­зи с максимально возможным оттягиванием расчетов с кредитора­ми, когда может оказаться выгодным оплатить штраф «облегчен­ными» в связи с инфляцией деньгами.

Косвенные потери имеют место из-за платности источников средств.

Для того чтобы стимулировать ускорение расчетов, многие предприятия используют систему скидок. В договоры купли- продажи обычно включают опцию о скидке с цены при условии оплаты полученной продукции в сжатые сроки. Если покупатель не пользуется опцией, а оплачивает товар с отсрочкой платежа, у него на некоторое время появляется дополнительный источник средств. Но этот источник уже не бесплатен, так как покупатель отказался от скидки.

Стандартизированный договор, содержащий опцию, имеет вид

D\k чисто n (d\k net n),

т.е. покупатель может получить скидку в размере d%, если он оп­латит покупку в течение к дней, в оставшиеся (n-к) дней оплата должна быть произведена по полной цене. Значения параметров варьируются в зависимости от надежности покупателя. Стоимость источника кредиторской задолженности в случае отказа от опции рассчитывается по формуле

Кcr = (d\100-d)x(360\n-k)xl00%,

где d - скидка, которую можно получить, оплатив товар в течение к дней; п - число дней, в течение которых товар подлежит обяза­тельной оплате.

Например, если договор имеет вид 3\10 чисто 45, то стоимость источника равна31,8% (3:97x360:35x100%).

Как видно, источник весьма дорогой, поэтому скидками чаще всего пользуются.

В условиях инфляции искажается финансовая отчетность как в сторону уменьшения экономического потенциала предприятия, его финансовых возможностей, так и в сторону увеличения (особенно опасно). Поэтому при любых операциях и сделках необходимо тща­тельное ознакомление с финансовой отчетностью контрагентов. Для этого нужно хорошо знать структуру плановых документов и от­четности и предъявляемые к ним требования. Так, при оценке про­изводственных запасов (именно они обеспечивают бесперебойный процесс производства) могут быть получены разные величины в зависимости от того, какой метод расчета применяется.

ПБУ 9 «Запасы» предписывает применять в бухгалтерском учете пять методов опенки этих активов при их выбытии: метод ФИФО, ЛИ- ФО, средневзвешенной себестоимости, нормативный метод и метод списания по продажным ценам. Налоговый же учет признает только два из них: метод идентифицированной себестоимости и метод ФИФО.

Выбор того или иного метода оценки может существенно влиять на финансовые результаты В условиях инфляции рекомендуется метод ЛИФО, когда выходные запасы оцениваются по ценам первых партий поступления. Благодаря этому происходят относи­тельное завышение себестоимости продукции, уменьшение нало­гооблагаемой прибыли.

При использовании метода ФИФО запас на конец периода оцени­вается в ценах последних закупок. Себестоимость в условиях инфля­ции может оказаться заниженной, что приведет к увеличению налога на прибыль. И наоборот, если рыночные цены падают, метод ФИФО гарантирует минимальный налог на прибыль. На крупных предпри­ятиях даже при относительно низкой инфляции расхождения по аб­солютным показателям могут быть значительными.

Тема 9. Текущее финансовое планирование

Текущее финансовое планирование основывается на разрабо­танной финансовой стратегии и финансовой политике по отдель­ным аспектам финансовой деятельности, т.е. перспективный фи­нансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов.

Текущее финансовое планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию:

1) определить на предстоящий период все источники финанси­рования его развития;

2) сформировать структуру доходов и затрат;

3) обеспечить постоянную платежеспособность;

4) определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Документами текущего финансового планирования выступают:

1) план отчета о прибылях и убытках;

2) план движения денежных средств;

3) план бухгалтерского баланса.

Все три плановых документа финансового планирования:

Отражают финансовые цели предприятия;

Основываются на одних и тех же исходных данных;

Корреспондируют друг с другом.

Период текущего финансового планирования - 1 год. Для точ­ности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения - полугодие, квартал.

Вначале разрабатывают прогноз объема продаж (объема реали­зации продукции) на 3 года с разбивкой по кварталам (табл. 1).

На основе прогноза определяют необходимое количество мате­риальных, трудовых ресурсов и другие составные затраты на про­изводство. На основе полученных данных разрабатывают плано­вый отчет о прибылях и убытках с тем, чтобы определить вели­чину прибыли в планируемом периоде (табл. 2).

Таблица 1. Прогноз объема продаж

Таблица 2. Отчет о прибылях и убытках (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н)

За отчетный период За анало­гичный период предыду­щего года
Наименование Код
Доходы и расходы по обычным видам дея­тельности. Выручка (нетто) от продажи товаров, про­дукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и анало­гичных обязательных платежей)
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг () ()
Валовая прибыль
Коммерческие расходы () ()
Управленческие расходы () ()
Прибыль (убыток) от продаж
Прочие доходы и расходы. Проценты к получению
Проценты к уплате () ()
Доходы от участия в других организациях
Прочие доходы
Прочие расходы () ()
Прибыль (убыток) до налогообложения
Отложенные налоговые активы
Отложенные налоговые обязательства
Текущий налог на прибыль () ()
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые обязательства (активы)
Базовая прибыль (убыток) на акцию
Разводненная прибыль (убыток) на акцию
РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ
Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
Наименование Код Прибыль Убыток Прибыль Убыток
Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (ар­битражного) об их взыскании
Прибыль (убыток) прошлых лет
Возмещение убытков, при­чиненных неисполнением или ненадлежащим испол­нением обязательств
Курсовые разницы по опера­циям в иностранной валюте
Отчисления в оценочные резервы X X
Списание дебиторских и кредиторских задолженно­стей, по которым истек срок исковой давности

План движения денежных средств показывает поступления и направления расходования денежных средств предприятия по те­кущей, инвестиционной и финансовой деятельности (табл. 3).

Таблица 3. Отчет о движении денежных средств


Наименование показателя Код строки Сумма Из нее
по те­кущей дея­тельно­сти по инве­стицион­ной дея­тельно­сти по финан­совой дея­тельности
1. Остаток денежных средств на начало года X X X
2. Поступило денежных средств всего
В том числе: Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг X X
Выручка от продажи основных средств и ино­го имущества
Авансы, полученные от покупателей (заказчиков) X X
Бюджетные ассигнова­ния и иное целевое финансирование
Безвозмездно
Кредиты полученные
Займы полученные 085
Дивиденды, проценты по финансовым вложениям 090 X
Прочие поступления 110
3. Направлено денеж­ных средств всего 120
В том числе: На оплату приобретен­ных товаров и услуг 130
На оплату труда 140 X X X
Отчисления в государст­венные внебюджетные фонды 150 X X X
На выдачу подотчетных сумм 160
На оплату долевого участия в строительстве 180 X X
На оплату машин, обо­рудования, транспорт­ных средств 190 X X
На выплату дивиден­дов, процентов по цен­ным бумагам 210 X
Расчеты с бюджетом 220 X
На оплату процентов и основной суммы по по­лученным кредитам и займам 230
Прочие выплаты, пере­числения и т.п. 250
4. Остаток денежных средств на конец отчет­ного периода 260 X X X

Руководитель _________ ____________________

Главный бухгалтер _________ ____________________

(подпись) (расшифровка подписи)