Законное платежное средство в рф. Международные платежные средства

Начнем с того, что оскорбление чести и достоинства по действующему законодательству не является деянием, за которое предусмотрена уголовная ответственность. То есть с точки зрения УК РФ оно ненаказуемо. А значит полиция такими делами не занимается. Куда же обращаться, если нанесено серьезное оскорбление? И что вообще подпадает под понятие «серьезное» в подобных делах?

КоАП РФ четко определяет оскорбление, как деяние, за которое привлекают к административной ответственности. А занимается оскорблениями прокуратура. Причем районная прокуратура. Поэтому соответствующие заявления требуется направлять на имя прокурора района, на территории которого произошел оскорбительный инцидент.

Куда подать заявление об оскорблении личности?

Многие оскорбленные граждане «по старой памяти» пишут заявление на обидчика в полицию. И там им отказать по закону не вправе, поэтому заявление принимают и регистрируют, но затем отправляют в прокуратуру. Потому что по ст 28.4 КоАП РФ административное дело по такому обращению вправе возбудить только районный прокурор.

А до декабря 2012 года оскорбление считалось делом уголовным, хоть и частного обвинения. Поэтому заявление на оскорбившего требовалось подавать в мировой суд. И даже после декриминализации соответствующей статьи потерпевшие продолжают обращаться именно в судебные инстанции. Но теперь суды почти всегда сразу отказывают в приеме заявлений об оскорблении чести и достоинства и лишь иногда сами перенаправляют такие иски в прокуратуру.

Можно ли подать в суд за оскорбление личности?

Ничто не мешает оскорбленному гражданину параллельно подать заявление в прокуратуру и иск в суд о возмещении вреда, который явился результатом моральных страданий после оскорблений. Такой иск мировой суд непременно примет к рассмотрению, только подавать его надо мировому судье, на территории (участке) которого случился неприятный инцидент.

В судебном процессе как раз очень кстати окажутся административные прокурорские документы - они займут достойное место в ряду доказательств виновных действий ответчика.

А еще нелишним будет напомнить, что из Уголовного кодекса Российской Федерации не исключена статья за клевету (в частном обвинении), то есть распространение ложных сведений, порочащих и честь, и достоинство гражданина . А такие деяния, что называется, «рука об руку» идут с оскорблениями. Поэтому, если хочется наказать обидчика «по полной», можно в дополнение подать в мировой суд еще и иск о привлечение к ответственности за клевету.

Прежде, чем обращаться в суд и прокуратуру, гражданину следует самым тщательным образом взвесить все «за» и «против» относительно произошедшего события. Во-первых, точно ли имело место серьезное оскорбление или достаточно, как говорится, «плюнуть и забыть» - отойти подальше от обидчика, прекратив с ним всяческое общения. Еще более вдумчиво нужно подойти к вопросу о клевете, а также к оценке морального ущерба, причиненного вышеперечисленными противоправными действиями.

Даже если случилось именно то, что подразумевают официальные понятия «оскорбления» и «клеветы», стоит трезво оценить собственные возможности в плане доказательств. Потому что ни прокуратура, ни суд не поверят просто на слово, даже если рассказ будет очень трогательным и эмоциональным. Нужны именно доказательства: свидетели, аудио-, видеозаписи и пр. Без них выиграть дело и получить моральное (а тем паче материальное) удовлетворение, скорее всего, не получится.

Если же кажется, что с доказательной базой все в порядке, максимум внимания следует уделить собственно составлению обращения в официальные инстанции. При этом важно придерживаться следующих инструкций:

  1. Без ошибок указывать собственные данные в заявлении. Это касается фамилии, имени и отчества, точного адреса, телефона для связи. Иначе ответственному сотруднику прокуратуры, назначенному для проверки, будет трудно найти заявителя и получить от него дополнительную информацию. А кроме того, по существующей инструкции прокурор вовсе может не заниматься жалобой или заявлением, в котором нет обратного адреса, либо личных данных отправителя. Таким образом, факты останутся без проверки.
  2. Не стоит «экономить» на описательной части обращения - на той, что идет после официальной «шапки». Чем подробней будут изложены факты оскорбления, тем больше вероятность повернуть дело в нужную сторону. По развернутому обращению, решение принимается в разы оперативнее.
  3. Не стоит отправлять только заявление. К нему обязательно нужно приложить документальные доказательства случившегося. Копии аудио- и видеозаписей, письменные показания свидетелей с их контактными данными, имеющиеся фотографии, полученные записки и письма оскорбительного содержания. Если известна личность человека (людей), оскорбившего словом или действием, надо написать данные (все, что есть - ФИО, адрес, телефон, прочее). Это нужно для того, чтобы прокурор дал указания участковому или оперуполномоченным опросить данного гражданина, а также свидетелей по всем обстоятельствам дела.
  4. Собственные доводы следует излагать подробно, но четко. Бессмысленное непонятное обращение приведет только к тому, что прокурор откажется рассматривать «тарабарщину» и вернет ее заявителю.
  5. Место, где происходил инцидент, следует указывать максимально точно в адресном плане. Для того, чтобы заявление ушло именно в нужную прокуратуру по территориальности. В противном случае рассмотрение затянется «путешествием» обращения по прокуратурам в поисках той, что необходима.

Можно обратиться и онлайн-прокуратуру по месту проживания заявителя. Однако требования к такому письму будут все те же, что и для традиционного письменного обращения.

Образец заявления в прокуратуру

Пишется заявление о личном оскорблении в достаточно свободной форме, но есть ряд требований, которых стоит придерживаться:

  • обязательно нужна «шапка» в правом верхнем углу листа, в которой потребуется указать полное наименование и точный адрес органа обращения, должность и ФИО ответственного лица (последнее не обязательно, но так будет надежнее и правильнее);
  • далее посредине листа крупно слово «Заявление»;
  • после стандартная начальная формулировка основной части: «Прошу привлечь к административной ответственности такого-то такого-то (или такую-то такую-то, таких-то таких-то), по части такой-то, статьи такой-то КоАП РФ (статью лучше указать, например, по оскорблению это ч 1 ст 5.61);
  • потом суть: например, «Обстоятельства случившегося следующие»», а далее нужно излагать логически-последовательно все произошедшее, с датами, временем, участниками, свидетелями;
  • самое трудное - это написать все оскорбления, прозвучавшие в личный адрес (всегда неприятно, неудобно, но нужно), но воспроизводить нецензурную лексику все же не стоит, лучше так и написать «оскорбления были нецензурными»;
  • дальше можно переходить к доказательной части с технической точки зрения (например, указать, что незаметно для оскорблявшего был включен диктофон или что-то вроде этого, а теперь сделанная запись прилагается к данному заявлению).

Можно также обратить прокурорское внимание на возможность получения и иных доказательств, которые смогут подтвердить факт оскорбления. Например, на наличие видеокамеры на месте инцидента, а значит высокую вероятность получения соответствующей записи. Или на необходимость опросить имеющихся (и указанных в заявлении) свидетелей произошедшего.

Если есть доказательства, следует подчеркнуть факт неоднократного нанесения оскорбления, а также иных противоправных действий со стороны обидчика по отношению к заявителю .

Последняя часть заявления - часть «просительная», начинающаяся со слов «На основании ст. 5.61 КоАП РФ Прошу привлечь к административной ответственности…» А далее - кого конкретно необходимо привлечь. И назначить самую суровую из мер административного наказания. Плюс попросить проверить дополнительно изложенные в заявлении факты на предмет законности совершенных (совершаемых) обидчиком действий (помимо оскорбления).

Конечно, о назначении «самого сурового» наказания можно и не заявлять, но возможно это будет важно сотрудникам прокуратуры для принятия решения. А значит, лучше так и указать. Кроме того, не забыть поставить под заявлением дату и подпись (с расшифровкой).

Для наглядности можно привести следующий пример:

Допустим, в адрес гражданина прозвучали угрозы жизни и здоровью от соседа по лестничной клетке, которые сопровождались еще и нецензурной бранью, оскорблениями личности. Так вот, если гражданин решит написать заявление в полицию об угрозах, ему стоит направить параллельно заявление в районную прокуратуру и об оскорблениях.

Наказание за оскорбление личности

У прокурора есть двое суток с момента поступления заявления, чтобы возбудить дело. А если никаких дополнительных обстоятельств выяснять не нужно, он возбуждает его немедленно. Однако, когда в деле не все очевидно и потребуется расследование, сроки принятия решения могут быть продлены до законных 2-х месяцев. И заявитель будет обязательно об этом уведомлен. Как и обо всех этапах движения дела.

Денежный оборот осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. Движение денег в форме наличности обслуживают банкноты, разменные монеты и бумажные деньги (казначейские билеты) в функции средства обращения и в ряде случаев в функции платежа.

При этом современные банкноты имеют кредитную основу, но, попадая под действие закономерности обращения бумажных денег, способны обесцениваться под давлением инфляции. Основными каналами эмиссии банкнот стали:

а) банковское кредитование хозяйственных субъектов, что обеспечивает связь денежного обращения с динамикой общественного продукта;

б) банковское кредитование государства в случаях банковской эмиссии вместо государственных долговых обязательств.

Первую эмиссию наличности от имени государства осуществляет национальный банк.

Основными причинами снижения доли наличного оборота:

1) наличные расчеты слишком дорого стоят, т.к. включают значительные затраты на печатание денежных знаков, их хранение, транспортировку и инкассацию;

2) наличные расчеты замедляют платежный оборот, осложняют контроль за ним со стороны общества, способны порождать теневой бизнес и отлив средств за границу;

3) увеличение наличной массы в обращении вызывает рост численности работников, что обслуживают ее движение: кассиров, контролеров, инкассаторов;

4) сокращению наличного обращения способствует внедрение электронных расчетов и системы корреспондентских счетов в банковской системе.

Для поддержки строгой дисциплины на предприятиях всех форм собственности введены такие обязательные требования единственных правил наличных платежей:

а) в кассе предприятия наличностью можно держать лишь законодательно установленную сумму, лимит которой определяется масштабами денежно-финансовых операций. Остальные средства предприятия хранятся на расчетном или текущем счете в банке;

б) для выплаты заработной платы предприятие получает наличные деньги в банке со своего расчетного счета;

в) получить деньги в банке предприятие может лишь при наличии свободного остатка средств на расчетном или другом счете;

г) все поступления и расходы наличных денежных средств предприятие учитывает в кассовой книге.

д) за превышение установленного лимита остатков наличности в кассе, превышение нормы расходования наличности, неполное или несвоевременное оприходование наличности в кассе и за другой неучет в бесспорном порядке государственной контрольно-ревизионной службой против виновных применяются строгие наказания в виде штрафов.

Безналичные расчеты - это движение стоимости без участия имеющихся наличных денег. Он осуществляется двумя способами: 1) переводом денежных средств с одного счета на другой в кредитных заведениях; 2) проведением взаимозачетов встречных требований без использования наличности.


Основными принципами организации безналичных расчетов в Украине является:

1) обязательность хранения денежных средств на расчетных, текущих и других счетах банков;

2) предприятия свои денежные платежи и расчеты осуществляют через банки путем самостоятельного выбора формы счетов, что закрепляется в договорах и соглашениях с банками;

3) платежи покупателей за товарно-материальные ценности и услуги осуществляются через банки лишь при наличии достаточных средств на счетах плательщиков;

4) средства со счета предприятия списываются распоряжением собственника. Безакцептная форма списания средств применяется лишь в исключительных случаях, установленных законами Украины;

5) момент осуществления платежа должен быть максимально приближенным к сроку отгрузки товаров, выполнения работ, предоставления услуг;

6) зачисление средств на счет получателя, как правило, проводится после списания соответствующих сумм со счета плательщика;

7) предприятия имеют право выбора банков для открытия своих счетов.

Денежные средства в безналичных расчетах, не имея вещевого выражения, существуют в виде депозитов на счетах в банках. Они выполняют денежные функции только при условии снятия из депозита путем выписывания таких расчетных документов: платежных поручений; платежных требований-поручений; чеков; аккредитивов; векселей; платежных требований; инкассовых поручений (распоряжений).

При этом расчетные документы, которые подаются клиентами в банк должны отвечать требованиям установленных стандартов, иметь определенные реквизиты, в случае отсутствия которых документы к выполнению не принимаются. Расчетные документы могут подаваться в банк как в бумажной форме, так и в виде электронных расчетов.

Средства списываются со счета плательщика только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Платежное поручение - это в письменном виде оформленное поручение клиента своему обслуживающему банку о переводе указанной суммы средств с его счета в пользу получателя. Посредством платежного поручения осуществляются расчеты за фактически отгруженную продукцию, в порядке предыдущей оплаты, для перевода сумм, которые принадлежат физическим лицам, при согласии сторон в других случаях. В двустороннем договоре указывается размер и сроки перевода средств, периодичность сличения расчетов и порядок проведения конечных расчетов покупателем.

Платежное требование-поручение составляется получателем средств и посылается плательщику. Оно составляет комбинируемый расчетный документ, который состоит из верхней части - требования поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленной по договору продукции, и нижней - поручения плательщика своему обслуживающему банку перевести с его счета сумму, проставленную в строке "сумма к оплате".

Чек - письменный приказ собственника текущего счета банку о выплате определенной суммы денег указанному в нем лицу. Для удобства расчетов банк может брошюровать чековые бланки по 10, 20 и 25 листов. Чеки физических лиц изготовляются и учитываются отдельно. Срок действия чековой книжки - один год, расчетного чека физического лица - три месяца. Чек из чековой книжки к оплате подается в течение десяти календарных дней. В то же время чек выписывает клиент банка, и поэтому он не полностью гарантирует выдачу денег.

Аккредитив - денежный документ, по которому одно кредитное учреждение согласно заявления клиента поручает другой осуществить за счет специально забронированных для этого средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженные товары или предоставленные услуги или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Согласно действующему законодательством банк-эмитент может открывать:

а) покрытый аккредитив, для оплаты которого предварительно бронируются средства плательщика полной суммой на отдельном счете в банке-эмитенте или в банке, который должен выполнить платеж;

б) непокрытый аккредитив - такой, что при нехватке средств у плательщика гарантировано оплачивается банком - эмитентом за счет банковского кредита.

Кроме этого, аккредитив бывает отзывной, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом, и безотзывный, изменение или аннуляцию которого можно осуществить лишь при согласии бенефициара, то есть стороны, которая имеет право на получение средств.

Вексель - установленного образца абстрактное в письменном виде оформленное долговое обязательство, по которому одна сторона соглашения обязывается заплатить другой определенную сумму денег в указанный срок. Специфические признаки векселя:

Законодательно определенная форма, которая делает его универсальным и доступным всем субъектам денежно-расчетных отношений;

Абстрактность. В нем не указывается причина возникновения долга, отмечается лишь сумма денежного платежа;

Безусловность и неоспоримость. Данный признак указывает, что должник не имеет никакого права отказаться от уплаты долга;

Конкретность срока платежа. Вексель можно выписать сроком до одного года, но преимущественно до 90 дней. Обращаются простые и переводные векселя.

Инкассовые поручения применяются в случаях, когда банк по поручению своего клиента получает деньги на основе расчетных документов и засчитывает эти средства на его счета в банке. Банковская операция инкассо может предусматривать и другие обязательства банка осуществить порученные операции.

Достаточно удобным способом расчетов стало использование платежных карточек. Платежная карточка - денежный документ, подтверждающий наличие соответствующей суммы денег на банковском счете ее собственника в кредитном учреждении. Собственник пластиковой карточки, не используя наличные средства, может в любое время осуществить платежно-расчетные операции в пределах дебетовой карточки, или использовать средства сверх имеющейся суммы в пределах установленного лимита - кредитные карточки.

Хранится на счетах в банках, но не является законным платежным средством на территории данного государства (за исключением периодов сильной инфляции). При сильной инфляции и кризисной ситуации в стране национальную валюту вытесняет более стабильная иностранная валюта в современных условиях - доллар, т.е. происходит долларизация экономики . Категория валюта обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства.  

Осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство , но на новой, рыночной основе привело к заключению в октябре 1992 г. в Бишкеке Соглашения О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства, подписанного восемью государствами СНГ, а в январе 1993 г. - Соглашения о Межгосударственном банке СНГ.  

Образцы банкнот и монет утверждаются Б Р. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации . Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение суммы субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.  

В соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1992 г, на евро переходят 11 из 15 стран-членов ЕС (за исключением Великобритании, Дании, Швеции и Греции). Запланирован трехлетний переходный период , в течение которого национальные валюты будут продолжать функционировать лишь как заменители евро, а I января 2002 г. национальные денежные знаки этих стран перестанут быть законным платежным средством. Эту роль будет выполнять евро.  

В соответствии QO статьей 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ. Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.  

Не нарушая этого определения, мы можем проводить границу между "деньгами" и "долгами" там, где это наиболее целесообразно для трактовки соответствующих частных проблем К примеру, мы можем рассматривать как деньги все, что, с точки зрения владельца, не теряет общей покупательной силы на срок больший, чем три месяца, и как долги то, чего нельзя потребовать в течение более долгого периода , чем три месяца Мы можем вместо трех месяцев взять один месяц или три дня, даже три часа или вообще любой другой период, мы можем вообще исключить из денег все то, что не является законным платежным средством тут же на месте На практике часто бывает удобно включать в деньги срочные банковские депозиты, а иногда даже такие документы, как казначейские векселя Как и в моем "Трактате о деньгах", я буду полагать, что минимальный уровень ликвидности, ниже которого кончаются "деньги" и начинаются "долги", соответствует банковским депозитам  

Законное платежное средство. Наша уверенность в приемлемости бумажных денег отчасти опирается на закон государство объявило наличные деньги законным средством платежа . Это значит, что бумажные деньги должны приниматься при возврате долга, в противном случае кредитор теряет право как на получение процентов, так и на преследование должника за неуплату в законном порядке. Проще говоря, бумажные доллары принимаются в качестве денег просто потому, что правительство заявляет доллары - это деньги. В американской экономике бумажные деньги , по существу, являются неразменными, они - деньги потому, что так провозгласило государство, а не потому, что их можно обратить в какой-либо драгоценный металл . Всеобщая приемлемость наличных денег опирается также на готовность государства принимать их при уплате налогов и других обязательств по отношению к нему.  

V. МИСТИКА "ЗАКОННОГО ПЛАТЕЖНОГО СРЕДСТВА"  

В сознании публики, однако, термин "законное платежное средство" окутан туманом смутных представлений о необходимости государства как источника снабжения деньгами. Это пережиток средневековой идеи о том, что именно государство каким-то образом придает деньгам ценность , которой они сами по себе не обладали бы. А это, в свою очередь, является верным лишь в том, очень узком смысле, что правительство может заставить нас принимать в уплату долга все, что посчитает нужным, вместо того, о чем мы договаривались первоначально лишь в этом смысле оно может придать заменителю ту же ценность с точки зрения должника, что и та, которой обладал объект, первоначально фигурировавший в договоре. Но суеверное представление о том, что правительству (обычно, для пущей важности именуемому "государством") надлежит определять, что должно быть деньгами, как будто оно создало деньги, которых без него не существовало бы, коренится, вероятно, в наивном убеждении, что такое орудие, как деньги, должно было быть "придумано" и передано нам неким первоначальным изобретателем.  

Законное платежное средство " как источник неопределенности  

Старейший законный довод в пользу свободы банковской эмиссии , однако, потерял силу в тот момент, когда размен выпускаемых банкнот стал осуществляться не на золото или серебро, за поддержание запаса которых каждый отдельный эмиссионный банк нес полную ответственность, а в единицах "законного платежного средства", поставляемого привилегированном центральным эмиссионным банком , который был фактически обязан обеспечивать наличность, необходимую для погашения банкнот, выпускаемых частными эмиссионными банками . Возникновение такой совершенно ущербной системы был предотвращена (по крайней мере, в части эмиссии банкнот, но не чековых депозитов) путем запрета эмиссии частных банкнот.  

Предложение лишить правительство монополии на эмиссию денег и способности делать любые деньги "законным платежным средством" при оплате всех существующих долгов было выдвинуто прежде всего, потому, что правительства неизменно и неизбежно чудовищно злоупотребляли этой властью на протяжении всей истории и этим сильно расстраивали саморегулирующийся механизм рынка. Но может статься, что отстранение правительства от источника, питающего его дополнительными деньгами, окажется не менее важным и для того, чтобы остановить тенденцию к безудержному росту, внутренне присущую системе неограниченного правления, которая становится такой же опасной угрозой для будущего цивилизации, как и плохие деньги, ей поставляемые. Только если люди осознают, что те деньги, которые правительство вправе потратить, они должны платить ему - в форме явных налогов (или добровольных займов), можно будет остановить процесс подкупа большинства посредством раздачи разного рода льгот все возрастающему числу людей и групп с особыми интересами.  

При доступности хотя бы каких-то стабильных валют на исчезновение будет обречена абсурдная практика превращения "законного платежного средства" в простую символическую монету, которая может обесцениваться и все же оставаться годной для уплаты долгов, сделанных в единицах какого-либо объекта определенной ценности. Этот абсурд создан исключительно властью правительства, имеющего возможность навязывать людям то, чего они не имели в виду при заключении договоров . Вслед за отменой правительственной монополии на эмиссию денег суды вскоре поймут и, я надеюсь, законодательство признает, что справедливость требует уплаты долгов в единицах той ценности, в которых заключался контракт, а не в навязанных правительством заменителях. (Исключение существует там, где контрактом в явной форме предусматривается уплата определенного количества денежных знаков , а не выраженной в них ценности).  

В соответствии с Маастрихтскими соглашениями (1992) основная часть стран Европейского Союза (одиннадцать стран из пятнадцати за исключением Великобритании, Дании, Швеции и Греции) с 1 января 1999 г. перешла на новую денежную единицу - евро. 1 евро должен соответствовать 1 ЭКЮ. Планируется трехлетний переходный период , в течение которого национальные валюты будут продолжать функционировать, но лишь в качестве суррогатов евро. С 1 января 2002 г. вводятся банкноты и монеты евро, после чего национальные банкноты и металлические деньги перестанут быть законным платежным средством.  

Западные экономисты дают следующее объяснение. Самое широкое распространение кредитных отношений в промышленно развитых странах привело в конечном счете к тому, что сейчас в виде денег выступают, по сути дела, долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений . Это происходит во многом потому, что государство подтверждает наличные деньги - это законное платежное средство (бумажные деньги должны приниматься при уплате долга). Иначе говоря, деньги можно условно назвать свидетельством о праве на получение товара.  

Постепенный переход основной части стран Европейского Союза с 1 января 1999 г. на новую денежную единицу - евро призван обеспечить стабильность и устойчивость Европейской валютной системы . С 1 января 2002 г. вводятся банкноты и монеты евро, после чего национальные банкноты и металлические деньги перестанут быть законным платежным средством. Для регулирования денежного обращения создается Европейский центральный банк (European entral Bank), который должен обеспечить единую валютную политику стран-членов ЕВС.  

Но с деньгами, однако, как мы видели, дело обстоит иначе по ряду причин, именно тех причин, благодаря которым деньги расцениваются публикой как "ликвидные" par exellen e. Поэтому на верном пути стоят те реформаторы, которые ищут выход в создании для денег искусственных издержек содержания, например, посредством требования, чтобы для сохранения в качестве денег законные платежные средства периодически штемпелевались за установленную плату, или в других аналогичных способах. Практическая ценность их предложения заслуживает рассмотрения.  

Или, может быть, мы могли бы провести деление между теорией стационарного равновесия и теорией подвижного равновесия, подразумевая под последней теорию системы , в которой меняющиеся представления о будущем способны оказывать влияние на нынешнее положение. Важность денег в основном как раз и вытекает из того, что они являются связующим звеном между настоящим и будущим. Мы можем анализировать, какое распределение ресурсов между различными видами использования совместимо с равновесием при действии нормальных экономических мотивов в мире, в котором наши представления о будущем неизменны и во всех отношениях надежны, причем возможно и дальнейшее деление между неизменяющейся экономикой и экономикой, подверженной изменениям, но где все события предвидятся с самого начала . С другой стороны, мы можем перейти от этой упрощенной модели к проблемам реального мира, в котором наши предварительные расчеты на будущее могут оказываться несбыточными и где предположения на будущее влияют на то, что мы делаем сегодня. Именно тогда, когда мы совершаем этот переход, в наши выкладки должны войти деньги с их особыми свойствами связующего звена между настоящим и будущим. Но хотя теория подвижного равновесия должна обязательно быть выражена в терминах денежной экономики, она остается теорией стоимости и распределения, а вовсе не обособленной "теорией денег". Деньги по своему существу являются прежде всего хитроумным средством связи между настоящим и будущим. Поэтому даже приступить к выяснению влияния меняющихся представлений о будущем на нашу

Попробуем разобраться, какие понятия скрываются за следующими терминами, используемыми в МСФО:

  • «монетарные активы», «немонетарные активы»;
  • «монетарные статьи», «немонетарные статьи»,
  • «денежные активы», «неденежные активы»,
  • «денежные средства», «эквиваленты денежных средств».

Прежде всего, нам необходимо исследовать такое понятие как «платежные средства». В Гражданском кодексе РФ (ст. 140) рубль (валюта) определен как законное платежное средство. Но законным платежным средством в Российской Федерации является не рубль, а денежные знаки (наличные платежные средства) и безналичные платежные средства. Рубль - это официальная денежная единица Российской Федерации (ст. 27 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Вопрос о том, что представляют собой электронные денежные средства, мы оставляем пока за скобками, так как это тема отдельного исследования. Денежные знаки - это банкноты (банковские билеты) и монеты, эмитированные Банком России, имеющие нарицательную стоимость - определенное количество официальных денежных единиц (100 рублей, 1000 рублей, 1 рубль и т. д.). Указанные законные платежные средства (денежные знаки) называют также наличной валютой Российской Федерации. Нарицательная стоимость денежного знака - это, как правило, количество денежных единиц, указанное на банкноте, монете. Но в обращении могут находиться денежные знаки, нарицательная стоимость которых не соответствует количеству денежных единиц, указанных на них. Такая ситуация была в нашей стране после деноминации рубля в 1998 году, когда имело место параллельное обращение старых и новых денежных знаков. Законными платежными средствами являются также безналичные платежные средства. У юристов нет единого мнения в отношении их правовой природы. Мы рассматриваем денежные единицы (рубли, доллары и т. п.) как средство (инструмент) для обозначения определенного объема прав. Денежные знаки - это документы, удостоверяющие права, выраженные в денежных единицах. Безналичные платежные средства - это права, выраженные в денежных единицах, учет которых осуществляется на счетах в банках. Законные платежные средства Российской Федерации, которыми располагает лицо, - это денежные знаки Российской Федерации, которыми оно владеет, и определенный объем прав, выраженный в денежных единицах (рублях), который числится за этим лицом на счетах в банках и подтверждается выписками со счетов. Права, которые несут в себе законные платежные средства, носят публичный характер, они существуют в отношении неопределенного круга лиц, в отношении всех участников рынка на территории определенной страны (стран). В интересах всех участников рынка государство устанавливает платежные средства, которые выступают в качестве «законных посредников» в товарообменных операциях, и берет на себя обязательство по поддержанию их «авторитета». Государство не запрещает проводить товарообменные операции без «посредников», допускает использование определенных, иных «посредников» (векселя и т. п.). Законные платежные средства являются объектами гражданских прав. И если, например, право, удостоверяемое денежным знаком, имеет публичный характер, то право получить денежный знак носит частный характер. Правами (выраженными в денежных единицах), учитываемыми в банках, можно воспользоваться только при посредничестве банков. Отношения, которые возникают у лица с банками, где учитываются его безналичные платежные средства, тоже носят частный характер. К безналичным средствам платежа мы относим только те права, которые числятся на определенных счетах в банке (расчетные, расчетно-депозитные); для того чтобы передать эти права другому лицу, достаточно направить в банк поручение о платеже (платежное поручение). Определенная часть юристов придерживается мнения, что вексель может быть использован как средство платежа. В качестве иллюстрации этой позиции можно привести выдержку из часто цитируемого постановления ФАС Поволжского округа от 23.07.09 № А55-18702/2008: «Вексель имеет двойственную природу: это ценная бумага и средство платежа. Если вексель используется исключительно как средство платежа (для осуществления расчетов с контрагентами), то выбытие векселя в этом случае не является реализацией ценной бумаги. Поэтому передачу векселя третьего лица в счет оплаты товаров (работ, услуг) нельзя рассматривать как осуществление не облагаемой НДС операции, требующей ведения раздельного учета затрат по п. 4 ст. 170 НК РФ ». В других судебных решениях в отношении векселя, как правило, не используется термин «средство платежа», вексель определяется как средство расчетов с контрагентами. В соответствии с нашей концепцией вексель не является платежным средством (средством платежа).

это денежные знаки, которые, согласно действующего в стране законодательству, являются обязательными для принятия в качестве средства платежа на территории определенной страны. К ним относятся банкноты, казначейские билеты, разменная монета.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗАКОННЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

В соответствии с формулировкой генерального прокурора Соединенных Штатов, в качестве таковых могут выступать `любые платежные средства, к-рые закон наделяет юр. силой платежного средства`. Поскольку Закон о помощи фермерам и инфляции от 12 мая 1933 г. с поправками, принятыми палатами Конгресса 5 июня 1933 г., устанавливает в качестве З.п.с. монеты и наличные деньги Соединенных Штатов (включая банкноты, выпускаемые федеральными резервными банками и нац. банками), из этого следует, что все они являются таковымиЗ.п.с. можно считать также те виды монет или бумажных денег, к-рые закон предписывает кредитору принимать в соответствующих количествах в уплату долга. Общепризнано, что стороны могут прийти к соглашению о платежах в др. формах, помимо З.п.с., напр., в инвалюте или путем предоставления товаров или услуг, и такого рода соглашения имеют полную законную силу.До 1982 г. законодательство США содержало положение о том, что расчетные деньги (a money of account) в Соединенных Штатах должны выражаться в долларах, даймах, центах и миллях. Законом 1982 г. это положение было изменено и приобрело такую формулировку:`Деньги в США исчисляются в долларах, даймах (или десятых частях), центах (или сотых частях), и миллях (или тысячных частях). Дайм составляет одну десятую часть доллара, цент составляет одну сотую часть доллара и милль - одну тысячную часть доллара`.В докладе Палате представителей при внесении этой поправки так обосновывалась целесообразность исключения слов `расчетные деньги` и предыстория этой формулировки:`Предлагается заменить слова `расчетные деньги` на слово `деньги`, поскольку первая формулировка представляется излишней. Насколько удалось установить, слова `расчетные деньги` никогда не получали своего истолкования каким-либо судом или гос. органом. Эта формулировка была использована Александром Гамильтоном в его докладе об основании Монетного двора в 1791 г., где он поставил шесть вопросов, включая и следующий: `Какой должна быть ден. единица Соединенных Штатов?` Далее Гамильтон использует формулировки `ден. единица США` и `расчетные деньги` в качестве взаимозаменяющих, обозначая ден. систему, используемую для ведения фин. расчетов. Короче говоря, его слова означают лишь то, что фин. расчеты должны основываться на десятичной ден. системе:`...очевидно, что никакая система не может быть проще и удобнее, чем десятичная. Есть все основания полагать, что этот метод скоро войдет во всеобщее употребление, будучи подкреплен соответствующими монетами. В этом плане расчетными деньгами, как предусматривается настоящей резолюцией (от 8 августа 1786 г.), останутся доллар и кратные ему даймы, центы и милли, или десятые, сотые и тысячные части доллара`.Т. о., выражение `расчетные деньги` само по себе не означало, что доллару или его долям доли его долям должно соответствовать нечто, имеющее внутреннюю или вещественную стоимость. Эта точка зрения подтверждается более ранними соображениями Томаса Джефферсона, высказанными им в `Заметках о создании ден. единицы и чеканке монет в Соединенных Штатах` (1784 г.) и в докладе президенту суперинтенданта финансов Роберта Морриса о чеканке денег в Соединенных Штатах, к-рый был, по-видимому, подготовлен помощником суперинтенданта Морриса.Термин `законное платежное средство` имеет, однако, особое значение, когда речь идет об установленных законом резервах банка. В качестве ден. наличности, могущей быть использованной в качестве предусмотренного законом банковского резерва, до принятой в 1917 г. поправки к Закону о федеральных резервах могли выступать золото или др. З.п.с. (золотые и серебряные сертификаты, казначейские облигации 1890 г., банкноты США и серебряные монеты). Никакие др. виды платежных средств к использованию в качестве банковского резерва не допускались. В соответствии с поправкой 1917 г., находящаяся на хранении в банке наличность перестала рассматриваться в качестве резерва, и в качестве такового принимались лишь остатки на резервных счетах в банках, входящих в ФРС. На этих резервных счетах могут находиться только реализованные кредиты, полученные от ФРС в результате инкассации, сделок с Казначейством, операций с золотом и т. п. Закон 86-114 от 28 июля 1959 г. вновь разрешил использование находящейся на хранении в банке ден. наличности как части предусмотренного законом резерва банка - члена ФРС. Совет управляющих ФРС получил право разрешать банкам включать полностью или частично находящиеся у них деньги в качестве части предусмотренного законом резерва, причем ни закон, ни принятое на его основе Советом управляющих Правило D не устанавливали никаких различий в отношении видов денег.В равной степени, в соответствии с приводившимся выше мнением генерального прокурора и совместной резолюцией палат Конгресса от 5 июня 1933 г., виды находящихся в обращении средств, к-рые номинально могут быть обменены на З.п.с. (банкноты США, банкноты ФРС, банкноты федеральных резервных и нац. банков, причем последние два типа банкнот сейчас находятся в процессе изъятия), могут также быть обменены на др. виды платежных средств.Бух. информация обычно выражается в ден. форме. Ден. единица выступает как основное средство измерения активов и пассивов, а также капитала. Она является общим знаменателем деловых операций, достаточно удобным, простым, универсальным, полезным и понятным. Бухгалтеры традиционно исходят из того, что в Соединенных Штатах доллар выступает в качестве главной единицы измерения. Наличие такой постоянной единицы предполагает упорядоченную основу для составления бух. отчетов и отчетов о фин. состоянии компаний. Стоимость ден. единицы может изменяться в периоды инфляции и дефляции. Исходя из постоянства ден. единицы, бухгалтер оставляет в стороне воздействие инфляции и дефляции и изменения реальной стоимости доллара. Совет по стандартам фин. учета в заявлении № 5 (1984 г.) рекомендует не вносить поправки на инфляцию или дефляцию при использовании доллара в качестве единицы измерения при составлении фин. отчетов.См. ЗАКОННОЕ СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА.