Характеристика систем спасения и эвакуации. Средства спасения с высоты - канатно-спусковые и эвакуационные устройства

ЭВАКУАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Г л а в а 4

В процессе эксплуатации и в ходе выполнения боевых задач войсками автомобильная техника, вооружение и военная техника на ее базе могут потерять подвижность в результате боевого повреждения, застревания на местности, опрокидывания, завала в укрытиях или затопления на водных преградах, а также из-за гибели экипажа.

Для обеспечения сохранности, последующего ремонта и возвращения в строй таких машин должна осуществляться их своевременная эвакуация, являющаяся составной частью системы восстановления ВАТ.

Эвакуация автомобильной техники, вооружения и военной техники на ее базе является составной частью автотехнического обеспечения боевой деятельности войск.

Объектами эвакуации являются машины, потерявшие подвижность в результате застревания, повреждения или отсутствия экипажа.

Эвакуация машин включает комплекс мероприятий по поиску и

обнаружению, вытаскиванию неисправных (застрявших) машин, приведению их в транспортабельное состояние и транспортирование с мест повреждения к маршрутам эвакуации, в места ремонта, на сборные пункты поврежденных машин или железнодорожные станции.

Эвакуация машин организуется командирами всех степеней и осуществляется эвакуационными частями и подразделениями, а также попутным или специально назначенным транспортом.

Очередность эвакуации машин устанавливается с учетом их важности, технического состояния, места нахождения и степени заряженности.

Повреждения машин, для устранения которых требуется не более 1 часа, устраняются на месте. Трудоемкость эвакуационных работ, приемы и способы их выполнения зависят от характера боевых повреждений машин, уровня механизации эвакуационных работ, состояния маршрутов эвакуации и других факторов.

В ходе боя при массовом выходе из строя машин войска своими силами не могут обеспечить их эвакуацию. Для выполнения этой задачи привлекаются специальные подразделения и части объединений.

В мирное время эвакуация машин организуется для:

· доставки неисправных машин с мест выхода их из строя в часть (парк, район сосредоточения или ремонтное подразделение);

· вытаскивания машин из хранилищ, иных мест стоянки, производственных помещений в случае пожара, наводнения, других стихийных бедствий.

Эвакуацию машин из парков при пожаре и стихийных бедствиях
организует дежурный по парку. При массовой эвакуации машин, а также в случаях тяжелых застреваний, глубокого затопления и в других подобных случаях работы организуют командиры воинских частей, в распоряжении которых находятся соответствующие подъемно-транспортные средства.

Процесс эвакуации связан с обеспечением перемещения застрявшего или поврежденного объекта и в общем случае предусматривает преодоление сил сопротивления движению (при ее вытаскивании или транспортировании) за счет прикладываемого средствами эвакуации тягового усилия.

На объект эвакуации могут действовать лобовые R Л и касательные сопротивления грунта R Т , сопротивление подъему Ri , а также (очень незначительные) сопротивление сил инерции Rj и воздушной среды Rw (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Схема сил сопротивления движению объекта эвакуации:

Q м – вес объекта эвакуации; α – угол продольного уклона дороги; β – угол несовпадения направления перемещения объекта эвакуации с направлением положения тягового усилия

Чтобы правильно выбрать средства эвакуации необходимо по результатам осмотра объекта, оценки его технического состояния, сложности застревания или степени повреждения, а также условий выполнения эвакуационных работ определить ориентировочно величины сил сопротивления перемещению (движению) объекта и тягового усилия, развиваемого средством эвакуации.

Для ориентировочной оценки величины суммарного сопротивления перемещению при вытаскивании объектов эвакуации все возможные застревания по степени сложности делятся на легкие, средние, тяжелые и особо тяжелые (табл.4.1, приложение 4).

Легкое застревание – величина суммарного сопротивления перемещению не превышает веса объекта эвакуации. Внешними признаками его являются: застревание машины при движении по размокшим, заснеженным, разбитым участкам дорог, в окопах, оврагах, воронках, котлованах и других препятствиях на глубину, несколько превышающую дорожный просвет (рис. 4.2, 4.3 и 4.4).

Среднее застревание – величина суммарного сопротивления перемещению составляет от одного до трех весов объекта эвакуации. Внешними признаками его являются: погружение машины в грунт по верх колеса (гусеницы)

на размокших, разбитых участках дорог, в лесисто-болотистой местности, в

Рис 4.2. Легкое застревание автопоезда КрАЗ-260Д-8392

на размокшей пахоте в период осенней распутицы

Рис. 4.3. Легкое застревание автомобиля КрАЗ-214 в заснеженном овраге


Рис. 4.4. Легкое застревание автомобильного крана 8Т-210 в заснеженном кювете

оврагах, воронках, котлованах; затопление машины в водоемах с глубиной до 5 м; опрокидывание – в овраге и др. (рис. 4.5 и 4.6).

Тяжелое застревание – величина суммарного сопротивления перемещению не превышает пятикратного значения веса объекта эвакуации. Внешними признаками его являются: застревание машины в болоте и обвалившихся укрытиях с погружением в грунт до пола грузовой платформы или полным ее погружением в грунт; опрокидывание машины ходовой частью вверх; затопление машины с опрокидыванием на водной преграде глубиной 5…10 м и др. (рис. 4.7).


Рис. 4.5. Среднее застревание. Опрокидывание автомобиля КрАЗ-214 в овраге

Рис. 4.6. Среднее застревание гусеничного тягача АТ-Т

при преодолении заболоченного луга

Особо тяжелое застревание – величина суммарного сопротивления перемещению превышает пятикратное значение веса объекта эвакуации. Внешними признаками его является: опрокидывание и полное погружение или вмерзание машины в болото; опрокидывание или затопление машины на водной преграде глубиной более 10 м с заболоченными или обрывистыми берегами и др.

Для эвакуации объекта необходимо, чтобы тяговые возможности средств эвакуации были достаточными для преодоления сил сопротивления перемещению (движению) объекта. При этом должны применяться наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, способствующие снижению сил сопротивлению перемещению объекта, а также приспособления для

увеличения тягового усилия и обеспечения возможности его реализации по условиям сцепления средств эвакуации с грунтом.

В том случае, когда величина предельного тягового усилия средства эвакуации достаточна для вытаскивания или транспортирования объекта, но ее реализация по условиям взаимодействия с дорогой (грунтом) не обеспечена,

применяют различные способы увеличения сцепления средств эвакуации с поверхностью дороги (грунта) или уменьшения удельного давления на нее.

Рис. 4.7. Тяжелое застревание легкого артиллерийского тягача АТ-Л

в обвалившемся укрытии

Для повышения сцепления средств эвакуации с поверхностью дороги применяют:

· шины с рисунком протектора повышенной проходимости;

· цепи противоскольжения, грунтозацепы, противобуксовочные колодки и т.п. (рис. 4.8, 4.9 и 4.10);

· упоры, сошники, анкеры (рис. 4.11 и 4.12).

Рис. 4.8. Цепи противоскольжения:

а – для одинарных колес; б – для сдвоенных колес; 1- продольная цепь;

2 – поперечная цепь; 3 – соединительное звено; 4 – замок

Рис. 4.9. Противобуксовочная колодка:

а – ромбовидная; б – прямая; 1 - уголок (50505); 2 – замок;

3 – колодка в сборе

Рис. 4.10. Установка дополнительного грунтозацепа (шпоры):

1 – болт; 2 – трак; 3 – шпора; 4 – шайба; 5 – гайка


Рис. 4.11. Установка башмаков под гусеницы для работы лебедки транспортера-тягача:

1 – гусеница; 2 – башмак; 3 – валик; 4 – серьга; 5 – цепь; 6 – буксирный крюк; 7 – трос лебедки; 8 – коуш; 9 – корма


Рис. 4.12. Анкеры со штырями с пальцами:

1 – анкер; 2 – штырь; 3 – палец

Уменьшение удельного давления на поверхность дороги (грунта) можно достичь применяя:

· шины низкого давления, широкопрофильные и арочные шины или уширенные гусеницы;

· средства эвакуации с централизованной системой регулирования давления в шинах;

· колейные мостики, фашины, колейные дорожки, настилы, маты, щиты и др. (рис. 4.13 и 4.14).


Рис. 4.13. Укладка колейных мостиков через препятствие


Рис. 4.14. Укладка колейных дорожек из прутьев

Если тягового усилия одного средства эвакуации недостаточно для вытаскивания или транспортирования объекта, то оно может быть увеличено путем:

· применения двух или нескольких средств эвакуации;

· использования простых и сложных полиспастов (рис. 4.15), увеличивающих тяговое усилие пропорционально их передаточному отношению (кратности) с учетом коэффициента полезного действия (приложение 5);

· применения стрелы-двуноги или рычагов (рис. 4.16 и 4.17).

Рис. 4.15. Принципиальные схемы простого и сложного полиспаста


Рис. 4.16. Схема применения стрелы-двуноги при вытаскивании объекта

Рис. 4.17. Применение рычага при вытаскивании застрявшего автомобиля

Величина фактического сопротивления перемещению при вытаскивании или транспортировании объектов зависит от способов их эвакуации.

В зависимости от характера силового взаимодействия средств и объекта эвакуации, эвакуация машин может осуществляться прямым перемещением, полуподъемом или подъемом (рис. 4.18).


Рис. 4.18. Способы перемещения объектов эвакуации

Прямым перемещением осуществляется:

· вытаскивание застрявших объектов с использованием тяги движителя средства эвакуации, лебедок, полиспастов;

· погрузка поврежденных объектов на прицепы, полуприцепы, сани, полозья и другие транспортные средства при помощи лебедок;

· транспортирование объектов различными способами.

Полуподъем применяется при вытаскивании застрявших объектов с использованием специально оборудованных эвакуационных тягачей или стрелы-двуноги. При полуподъеме тяговое усилие прикладывается под углом от 30 до 60 град., обеспечивая одновременный его подъем и перемещение. Этот способ позволяет в 1,3…2 раза уменьшить потребное тяговое усилие и сократить объем подготовительных работ.

Способом подъема осуществляется вытаскивание и погрузка объектов на средства эвакуации с использованием кранов, а также их транспортирование с помощью летательных аппаратов. При этом величина тягового усилия уменьшается более чем в 2 раза.

В зависимости от технического состояния ходовой части (исправна, частично повреждена, сильно разрушена) объекты эвакуации могут транспортироваться буксированием, в полупогруженном или в погруженном положении (рис. 4.19).


Рис. 4.19. Способы транспортирования объектов эвакуации

Буксирование – способ транспортирования объектов, при котором они перемещаются на собственной ходовой части с помощью колесного или гусеничного тягача.

Транспортирование объектов в полупогруженном положении – способ транспортирования, при котором путем установки передней (задней) части объекта эвакуации на транспортное оборудование эвакуационной машины или установки ее на платформу исключается контакт с дорогой поврежденных элементов ходовой части объекта.

Транспортирование в погруженном положении осуществляется путем перевозки объектов на платформе и в кузовах транспортеров, тягачей, прицепов или полуприцепов, при этом их ходовая часть полностью исключается из процесса перемещения.

Для умелой организации эвакуации поврежденных машин личный состав автомобильной службы должен знать средства эвакуации, их возможности и порядок выполнения эвакуационных работ.

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, в зависимости от обстановки и имеющихся технических средств спасения, осуществляется:
- с применением автолестниц, автовышек и автоподъемников;
- с использованием вертолета;
- по сохранившимся или временно восстановленным лестничным маршам;
- с использованием канатной дороги;
- с применением спасательного рукава;
- с использованием альпинистских средств.

Способ спасения определяет командир подразделения спасателей на основе оценки обстановки, возможностей имеющихся средств спасения и состояния пострадавших.
При этом оцениваются:
- условия, в которых находятся пострадавшие, состояние подходов к разрушенному зданию, - устойчивость конструкций, наиболее безопасное и удобное направление ведения спасательных работ;
- количество пострадавших, их местонахождение, физическое и психическое состояние;
- возможности имеющихся спасательных средств применительно к сложившейся обстановке;
- время года, суток, состояние погоды, их возможное влияние на ведение работ.

На основе оценки обстановки определяются:
- наиболее рациональный и безопасный способ спасения пострадавших в данной обстановке;
- необходимые силы и средства;
- порядок спасения в данных условиях;
- основные меры безопасности.

При постановке задачи подразделению, назначенному для спасения пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, указывается:
- обстановка на объекте спасательных работ;
- задача подразделения, способ спасения;
- время на выполнение задачи;
- меры безопасности;
- порядок эвакуации;
- место развертывания медицинского пункта;
- место пункта управления, порядок связи.


Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий с использованием пожарных автолестниц АЛ-30 (АЛ-131) применяется при нахождении пострадавших на высоте до 30 м и наличии площадки для развертывания автолестницы размером не менее 11,5 х 4,5 м на расстоянии около 10 м от здания, при уклоне местности не более 6°. Работы выполняются подразделением численностью 5 человек.
Автолестница устанавливается на расстоянии, обеспечивающем выдвижение и прислонение ее к заданной точке (окно, балкон, кровля) в пределах допустимого угла наклона и вылета при заданной длине (около 8-10 м от разрушенного здания), и ставится на тормоза. Не допускается установка автолестницы на сыпучих и свежеуложенных грунтах, на люках колодцев, шахт, гидрантов, мостиках и канавах. Выдвижение лестницы осуществляется на 1–1,5 м выше места нахождения пострадавших с углом наклона 50–75°. Верхний конец лестницы по возможности фиксируется за устойчивую конструкцию здания.


Подготовка пострадавших к спуску осуществляется поднявшимися к ним спасателями и включает: разъяснение правил спуска по лестнице, определение очередности и способа спуска.
Спуск пострадавших осуществляется с учетом их состояния - самостоятельно или с помощью спасателя.
Спуск пострадавших по не прислонённой лестнице производится только в случае, если она выдвинута на длину не более указанной на секторе измерителя углов наклона. При угле наклона до 50° подъем и спуск производится по одному человеку.
При угле наклона свыше 50° - одновременно по два человека с расстоянием 10 м между ними.
По прислоненной лестнице пострадавшие могут спускаться цепочкой с расстоянием между ними не менее 3 м.
Передвижение должно осуществляться «не в такт» во избежание возникновения резонансных колебаний лестницы. При прокладке вдоль лестницы рукавного ствола расстояние между спускаемыми увеличивается до 8 м, лестница при этом выдвигается не более чем на 2/3 длины.
Спуск пострадавших с лестницы на землю страхуется спасателем, оставшимся внизу.
Спасение пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий с использованием автовышки ВС-22МС или автоподъемника применяется для спасения пострадавших, находящихся на высоте не более 10 м, при наличии рядом с разрушенным зданием площадки с уклоном не более 3°.
Для выполнения спасательных работ этим способом назначается расчет автовышки и 2–4 спасателя.
Автовышка устанавливается на подготовленную площадку.


Для обеспечения устойчивости под колеса подкладываются инвентарные упоры, боковые упоры устанавливаются на инвентарные деревянные подкладки. Телескопическая часть выверяется по откосу.
Осуществляется проверка работы автовышки на холостом ходу подъемом на полную высоту до момента автоматического выключения и спуском люльки (площадки) в исходное положение. При подъеме и спуске проверяются устойчивость машины, плавность подъема и спуска рабочей платформы, надежность работы предохранительных устройств.
Для подготовки к спуску и организованного спуска пострадавших к месту их нахождения на высоте поднимаются 1–2 спасателя. Они определяют порядок, очередность и меры безопасности при спуске с учетом физического и морального состояния пострадавших.
Посадка и высадка пострадавших страхуется спасателями. Люлька (платформа) загружается пострадавшими с учетом их состояния, в соответствии с которым они могут опускаться сидя, стоя и лежа. Прием пострадавших на грунте страхуется 1–2 спасателями.
Спасение пострадавших с использованием вертолета применяется для спасения пострадавших с крыш высотных и многоэтажных разрушенных зданий, а также из других зданий и сооружений при затруднении использования других способов спасения.
Для выполнения спасательных работ этим способом назначается экипаж вертолета и 2–3 спасателя, имеющих специальную подготовку.

Спасение пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам применяется в основном для спасения людей, блокированных во внутренних помещениях разрушенного дома, а также пострадавших, получивших травмы и неспособных или ограниченно способных самостоятельно двигаться, при невозможности использования других способов спасения.

Технология спасения пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам, в зависимости от характера разрушений здания, может включать следующие операции:
- проведение рекогносцировки разрушенного здания, выбор пути эвакуации пострадавших и определение характера и объема работ по укреплению и восстановлению лестниц;
- подготовка конструкций и материалов для укрепления и восстановления лестниц;
- пробивка проемов, в случае необходимости деблокирования пострадавших, для вывода их к сохранившимся и восстановленным лестницам;
- подготовка пострадавших к эвакуации; оказание нуждающимся первой медицинской помощи;
- эвакуация пострадавших из здания, вынос их на пункт сбора пострадавших или в медицинский пункт.

Пробивка проемов в стенах для вывода (выноса) пострадавших из блокированных помещений к сохранившимся и восстанавливаемым лестничным маршам осуществляется в соответствии с требованиями, представленными выше. Временное восстановление поврежденных элементов конструкций лестничных клеток осуществляется:
- установкой временных опор под поврежденные лестничные марши и площадки;
- усилением соединений поврежденных лестничных маршей с лестничными площадками и установкой дополнительных крепежных деталей.

При обрушении части лестничных маршей вместо них оборудуются временные переходы (мостики, настилы, трапы) с креплением их к сохранившимся конструкциям.
При любом способе укрепления (временного восстановления) лестничных маршей, прежде, чем использовать их для спасения пострадавших, необходимо проверить их устойчивость и несущую способность.
Для укрепления лестничного марша или лестничной площадки используются деревянные стойки диаметром не менее 10–12 см. Работа выполняется расчетом в составе трех человек. Если стойка устанавливается в конце марша, то установка прокладки и вбивание клина под нее осуществляются под низ стойки, при установке стойки в середине марша прокладка устанавливается и вбивается клин между маршем и стойкой.
При необходимости усиления соединения лестничного марша с лестничной площадкой устанавливаются дополнительные крепежные детали (армированные шпонки или болты). Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена также дополнительной сваркой проектных деталей.
При обрушении отдельных участков лестничных маршей и лестничных площадок вместо них устанавливаются временные переходы из досок и брусьев, скрепленных болтами, хомутами, гвоздями, оборудуются временные перила.

Способ спасения людей с верхних этажей зданий с использованием канатной дороги применяется при блокировании людей на верхних этажах (уровнях) разрушенных зданий, до 10 этажа включительно, при невозможности использовать другие способы спасения.


Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.

Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием спасательного рукава применяется в условиях, аналогичных изложенным выше. Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.


Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием веревочной лестницы или спасательной веревки применяется для спасения пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий высотой 3–5 этажей при невозможности применить иные способы спасения.
Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в количестве 3–4 человека. Спасение осуществляется с применением «беседки», грудной обвязки или косынки.

При возникновении чрезвычайной ситуации в здании самым важным является обеспечение безопасной эвакуации людей. В многоэтажных домах эта проблема усложняется тем, что люди вынуждены спускаться по общей лестнице, выходя с разных этажей, что становится причиной скопления людей на участках, где происходит слияние эвакуационных путей. При скоплении более 7 – 8 человек на участке площадью 1 кв. м. высока вероятность гибели от компрессионной асфиксии. Даже если человек относительно здоров, уже через несколько минут он почувствует ужасную усталость при продвижении в таком потоке. Для людей с ограниченными физическими возможностями такая дорога просто невозможна. Добавить к этому такие факторы, как дым , огонь , высокая температура и паника, невозможность использования лифтов – становится ясным, что эвакуация намного усложняется. Поэтому в таких случаях на помощь приходят средства для экстренной самостоятельной эвакуации.

Как правильно выбрать самоспасатель?

Стандартный спасательный комплект состоит из спускового устройства, страховочно-спасательного пояса, выполненного из стали, полиамида, или кевлара, косынки (представляющей собой систему ремней), анкерного устройства для фиксации троса и защитных перчаток. Такое устройство позволит безопасно эвакуировать даже полностью обездвиженного человека. Обычно скорость спуска не превышает 3 м/с.

Стоимость самоспасателей колеблется от 20 до нескольких тысяч долларов и зависит от оборудования и высоты предполагаемого спуска. В зависимости от типа тормозного устройства самоспасатели подразделяются на категории с фрикционом, центробежным или гидротормозом, по типу торможения – ручным или автоматическим.

Выбрать тип самоспасателя можно, исходя из того, что трос может свободно свисать до поверхности земли, быть намотанным на барабан и раскручиваться под воздействием массы человека или оснащения второй косынкой (работать по принципу качелей).

По мнению профессионалов, СУ «качели» далеко не так эффективно, поскольку косынка вместе с карабином может застрять где угодно и зацепиться, задержав как спасаемого человека , так и не дав возможности эвакуации другим людям, ожидающим очереди на спуск. Автоматическое устройство тоже не идеально, поскольку при спуске на эвакуируемого человека могут намертво вцепляться пассажиры с нижних этажей, и если масса такой грозди достигнет 150 кг, спуск просто станет опасным ввиду перегрузки. Если добавить, что автоматическое СУ позволит эвакуировать одного или максимум двоих человек, становится ясным, что для предприятия со штатом 200 человек надо приобретать минимум 100 устройств, это делает его приобретение экономически нецелесообразным.

Поэтому наиболее оптимальным способом самоспасения является спуск по свободно свисающему вниз тросу при умении управлять спусковым устройством. К сожалению, если человек потерял ручной контакт с нижним концом спускного троса, при используемых СУ типа простой «Восьмерки», «Решетки» или «Шайбы», спуск будет идти с увеличенной скоростью в режиме падения. В «Десантере» спускающийся может быть зафиксирован на определенной высоте, в том случае, если он потеряет сознание.

Поэтому, выбирая спасатель, стоит позаботиться, чтобы он был недорогим, многоразового применения , имел достаточный запас массы для спуска, со скоростью до 3 м/с, не допускал самопроизвольной фиксации при потере сознания или обездвиживании человека, не допускал свободного падения или высокого ускорения при спуске. Обязательно следует пройти курс для тренировки спускания с таким устройством, которое приобрели. Это позволит уверенно действовать в случае Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.

">пожара .

Профессиональные и специальные средства эвакуации

Работники МЧС могут проводить эвакуацию людей при помощи подвесной лебедки, состоящей из каната с сумкой, автоматического карабина и крепежа. Плюс такого устройства – в возможности одновременного спуска нескольких людей . Если эвакуировать требуется большое количество людей, работники МЧС используют комплекс, состоящий из нескольких съемных подъемников, зафиксированных на гибких направляющих, площадок и лестниц (маршевых либо вертикальных).

Российские «Самоспасатели» позволяют безопасно эвакуироваться даже неподготовленным людям, поскольку спусковое устройство автоматически притормаживает спуск при судорожных движениях пострадавшего или потере контроля над тросом для спуска. Высота спуска варьирует в диапазоне от 30 до 50 м, количество людей – не более 4 – 5 человек. Правда, самоспасатели серии «Венто» являются автоматическими и позволяют спасать людей с высоты 100 – 150 м, как поодиночке, так и до 30 человек (до 30 циклов включительно).

Системы «Спайдер» позволяют плавно спустить человека на землю. Их особенность состоит в дополнительной комплектации несколькими ступенями и фалом. Системы работают в автоматическом режиме, плавно опуская человека (к примеру, это может быть инвалид или мать с ребенком), со скоростью от 1 до 3 м/с.

Очень хорош для эвакуации канатный конвейер. Он работает, эвакуируя людей на подвесных платформах или носилках, спасательных поясах, прикрепленных к прицепам. Устройство состоит из опорных блоков, подвижной каретки, каната, приемника и шкивов. Конвейер может работать на базе стрелы, платформы автомобиля или пожарной лестницы. Отличным вариантом для спасения является спуск при помощи стационарного конвейера , но для этого должны быть обучены его эксплуатации как минимум два человека.

Если произошла авария на химическом предприятии или была утечка ядовитых газов, стоит заменить обычный спасатель противогазом-самоспасателем серии «Феникс». Для защиты от высоких температур хорошо дополнительно использовать термонакидку. При эвакуации неподвижного человека можно использовать бестроссовый носилочный комплект , когда спуск осуществляется по закрепленным веревкам без дополнительного протравливания. Но это возможно только при участии 2 – 3 человек или профессиональных спасателей и применяется для эвакуации больных из медицинских учреждений или инвалидов.

В безвыходных ситуациях эвакуироваться можно и при помощи обычного прыжка, в центральную часть устройства «Куб Жизни». Правда, максимальная высота приземления составляет не более 20 м (высота 5 – 7-этажного дома), если же человек приземляется ногами вниз – не более 10 м.

Чтобы разобраться в том, какой самоспасатель нужен, следует учесть этажность здания, его архитектурные особенности и конструктивные характеристики, уровень собственной физической подготовки. Обязательно следует совершить несколько тренировок на аналогичном или имеющемся средстве для эвакуации под руководством профессионала. Помните, что самую большую опасность во время пожара представляет не огонь, а продукты его горения, куда входят угарный и токсический газы. Поэтому максимальное время, которое должно пройти от обнаружения возгорания до эвакуации, не может превышать 10 – 20 минут, поэтому следует максимально быстро задействовать средства самоспасения.


Прочитано 2560 раз

Что первое приходит в голову, когда слышишь словосочетание «противопожарная безопасность»? Наверное, большинству россиян представляются огнетушители, в лучшем случае ещё свод правил, заученных с детства, которые помогут предотвратить бытовое возгорание. Но что делать, если пожар уже начался, а добраться до его очага и потушить невозможно (например, он находится в многоэтажном жилом доме на несколько этажей ниже вшей квартиры)? В первую очередь, спасать себя и своих близких!

Об отечественной разработке, которая даст человеку шанс выбраться с высоких этажей горящего здания, рассказали сотрудники Международного института геоинформатики (МИГ).

Артур Бергер: Мы предоставляем шанс каждому спасти себя и свою семью в случае пожара

"Наша цель — привлечь внимание к проблеме безопасности при пожаре. Сегодня во многих странах мира законодательно закреплены положения о необходимости оборудования многоэтажных домов индивидуальными спасательными устройствами, даже наши ближайшие соседи, Беларусь и Казахстан, недавно приняли соответствующие акты. Мы делаем всё возможное, чтобы в России тоже были приняты такие законы. Пожар в многоэтажном доме — это не шутка, и стандарты, принятые 60 лет назад, в этой ситуации не работают", — заявил генеральный директор МИГ Артур Бергер, подчеркнув, что разработок систем индивидуального спасения в России уже немало. В частности, «Спасмиг» — это упрощенная версия другой разработки института — «Самоспас ».

Спасательная система «Спасмиг» обеспечивает эвакуацию с высоты человека, который не является профессиональным альпинистом или спасателем.

Главная особенность индивидуального спасательного спускового устройства «Спасмиг» в том, что оно предназначено для использования людьми без специальной подготовки — его не только легко надевать, но и сам процесс спуска сделан максимально безопасным.

Одна из отличительных черт этой модели в спусковом механизме. Российские разработчики использовали в нём модифицированную систему «дабл-стоп», с помощью которого задали максимальную скорость спуска — не более 2 м/c. «Обратите внимание, человек спускается, только частично сжав рукоятку спускного механизма. Если сжать её до конца или полностью отпустить, система блокируется, и спуск прекращается», — сказал заместитель генерального директора «Самоспас» Алексей Маликов, отметив, что таким образом исключается опасность падения человека, уже находящегося снаружи горящего здания.

Система дабл-стоп на устройстве «Спасмиг»

Устройство состоит из троса, намотанного на бобину, простого крепёжного механизма, спускового механизма и карабина, который позволяет пристегнуть систему к любому подходящему предмету внутри помещения. Принцип действия очень прост. С помощью трёх карабинов человек крепит устройство на уровне груди, при этом его руки свободны. Кроме того, устройство может применяться для спуска груза.

Разработчики предлагают тросы различной длины: 15, 30 (что соответствует высоте десятиэтажного дома), 50 метров. Длину троса можно увеличить, но это связано с рисками для человека из-за порывов ветра. Как отметил, президент МИГ Николай Конон , даже если человеку не удастся добраться до земли, он существенно увеличит свои шансы на выживание.

«Наша задача — помочь спасателям, — пояснил он. — Часто для выполнения их главной задачи — спасения людей (а не тушения пожара, как многие думают) у них не хватает информации — где пострадавшие? Если люди будут пользоваться подобными устройствами, у них будет шанс, а у спасателей — ориентир».

Кроме того, по словам специалиста, выбравшись из горящего здания, человек серьезно снижает риск отравления угарным газом.

Конструкция индивидуальной спасательной системы «Спасмиг». Фото с официального сайта МИГ

Механизмы устройства имеют патент Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Сотрудники МИГ уже разрабатывают новое поколение подобных систем, в которых вместо огнеупорного троса, который выдерживает температуры от -40 до +60°С, будут применяться сверхпрочные металлические тросы с использованием нанотехнологий. Новый материал позволит увеличить допустимую нагрузку на трос с 500 до 1500 килограмм.

создан как научно-исследовательская организация, имеющая основную цель — проведение научных исследований, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, разработка бизнес-планов и подготовка проектов, их лоббирование и реализация, создание новых идей и продуктов, а также оказание услуг в сферах удовлетворения государственных потребностей в современной топогеодезической, геоинформационной, навигационной, нано-технологической областях деятельности в Российской Федерации и за рубежом.

Индивидуальное спасательное устройство Моноспас-15/30/50 - лучший подарок человеку, о котором вы реально заботитесь. Жители дома при пожаре становятся заложниками здания: огонь и дым перекрывает доступ к пожарным лестницам, лишая человека возможности спастись. Моноспас дает эту возможность. Возможность спасти свою жизнь и жизнь своих близких. Индивидуальное спасательное устройство Моноспас-15/30/50 позволяет спастись при пожаре абсолютно неподготовленному человеку с высоты до 50 метров (доступны комплектации 15, 30 и 50 метров), безопасная скорость спуска поддерживается автоматически.

Сферы применения индивидуального спасательного устройства Моноспас:

  • Спасение человека из жилого, офисного или производственного здания при чрезвычайной ситуации.
  • Спасения человека из загородных коттеджей и дачных домов.
  • Спасение людей из зданий больниц, гостиниц, общежитий в случае пожара.
  • Средство аварийной эвакуации крановщика из кабины мостового крана.

Характеристики индивидуального спасательного устройства МОНОСПАС:

  • Вес спускаемого на индивидуальном спасательном устройстве до 120 кг.
  • Высота спуска на ИСУ: 15, 30, 50 м.
  • Предельная нагрузка на трос индивидуального спасательного устройства: 1200 кг.
  • Время подготовки устройства ИСУ: менее 1 минуты. Не требуется предварительная подготовка.
  • Скорость спуска на ИСУ: 1 м/с. Скорость регульруется автоматически тормозным блоком ИСУ.
  • Гарантия производителя Самоспас: 5 лет.

Индивидуальное спасательное устройство Моноспас подходит для решение пунктов 19, 107, 108,109 и 179 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте"

  • 19. Должностное лицо, ответственное за организацию и безопасное проведение работ на высоте, обязано: а) организовать разработку плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ.
  • 107. Планом мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ должно быть предусмотрено проведение мероприятий и применение эвакуационных и спасательных средств, позволяющих осуществлять эвакуацию людей в случае аварии или несчастного случая при производстве работ на высоте.
  • 108. Для уменьшения риска травмирования работника, оставшегося в страховочной системе после остановки падения в состоянии зависания, план эвакуации должен предусматривать мероприятия и средства (например, системы самоспасения), позволяющие в максимально короткий срок (не более 10 минут) освободить работника от зависания.
  • 109. В состав систем спасения и эвакуации, согласно графическим схемам 4 и 5 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением N 12 к Правилам, должны входить: в) необходимые средства подъема и/или спуска, в зависимости от плана спасения и/или эвакуации (например, лебедки, блоки, триподы, подъемники).
  • 179. Рабочие места грузоподъемных механизмов, расположенные выше 5 м, должны обеспечиваться средствами эвакуации с высоты (средствами самоспасения), предусмотренными приложением N 12 к Правилам. Система спасения и эвакуации, использующая индивидуальное спасательное устройство (ИСУ), предназначенное для спасения работника с высоты самостоятельно. Обозначения на схеме: 1 - ИСУ, исключающее вращение и возможность свободного падения работника при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска, не превышающую 2 м/с; 2 - спасательная петля класса B (возможно использование спасательной петли класса A). Изготовитель в эксплуатационной документации для ИСУ дополнительно указывает максимальную высоту для спуска.

Сравнение требований Технического регламента таможенного союза 019/2011 О безопасности средств индивидуальной защиты к индивидуальным спасательным устройствам с характеристиками ИСУ Моноспас:

  • Индивидуальное спасательное устройство Моноспас эффективно и безопасно в использовании, что подтверждено соответствующими сертификатами. ИСУ Моноспас можно использовать на фасадах зданий с любой архитектурой. ИСУ Моноспас постоянно готово к применению, время приведения в рабочее состояние менее 60 секунд.
  • ИСУ Моноспас по своей конструкции исключает возможность свободного падения, вращения или внезапной остановки спуска.
  • Скорость спуска индивидуального спасательного устройства Моноспас составляет 1 м/с.
  • Конструкция ИСУ Моноспас исключает возможность возникновения опасности для пользователя после спуска, также конструкция позволяет устанавливать факт использования с целью недопущения повторного применения.
  • Компоненты ИСУ Моноспас устойчивы к воздействию высоких температур, биологическому воздействию и сохраняют свою эффективность после указанных воздействий.
  • В эксплуатационной документации к индивидуальному спасательному устройству Моноспас указываются климатические условия применения и максимальная высота спуска.

Комплектация индивидуального спасательного устройства Моноспас:

  • тормозной блок
  • трос в поллиамидной оплетке
  • стальные карабины
  • спасательная косынка
  • переносная коробка - инструкция