Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Переход к рыночной экономике, его сущность и основные проблемы

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период -- это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление -- социально ориентированная рыночная экономика.

Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами .

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики -- трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный", неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования; характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной -- социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача -- заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Переходная экономика нашей страны и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой к рыночной экономике. Поэтому сущность нашей переходной экономики в том, что это смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем .

Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Но нужно учитывать, что в каждой стране складывается своя социально-экономическая ситуация, существуют свои стартовые условия. Есть также своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые накладывают свой отпечаток на формируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая рыночная модель белорусской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально ориентированной экономики.

Основная трудность переходного периода -- это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики -- институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого -- глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Начало переходного периода в странах СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики.

Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:

Либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги -- освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

Стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

Реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

Интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля .

Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. Значимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики .

После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики. В частности, нуждаются в пересмотре дорогостоящие социальные программы расходной части бюджета -- пенсионное обеспечение, здравоохранение, сокращение безвозвратного субсидирования. Необходимо совершенствовать систему налогообложения, включая сокращение высоких ставок налогов с фонда заработной платы, а также продолжить правовую реформу, совершенствуя законодательство в области прав собственности, улучшения конкурентной среды, других вопросов формирования рыночной экономики.

Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке.

Одно из основных направлений переходного периода -- интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении -- перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Вывод: Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период -- это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление -- социально ориентированная рыночная экономика. Характерный признак переходной экономики -- институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка.

Выделим следующие главные задачи переходной экономики.

1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

ЧЕЛОВЕК, СВОБОДА, РЫНОК
О программе, разработанной группой под руководством академика С. С. Шаталина
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК
1. Социально-экономическая ситуация
Кризис системы
Экономическая политика 1985-1990 годов
Варианты выбора
2. Цели реформы и принципы новой экономической системы
3. Экономический Союз суверенных республик
4. Логика и этапы перехода на рыночную экономику
Общая концепция
Первые 100 дней - программа чрезвычайных мер
100-й -250-й дни: либерализация цен и жесткие финансовые ограничения
250-й -400-й дни: стабилизация рынка
400-й -500-й дни: начало подъема
5. Механизмы поддержания стабильности производства в переходный период
Первоочередные меры
Государственный заказ и цены
Государственная контрактная система
Потребительский рынок
Стабилизационные фонды
Ускоренное формирование рыночной инфраструктуры
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА
1. Разгосударствление и развитие конкуренции
Поддержка предпринимательства
Разгосударствление
Финансовая сторона разгосударствления
Преодоление монополизма
2. Финансово-кредитная политика
Банковская система
Денежно-кредитная политика
Государственный бюджет
Налоговая система
Государственный долг
Финансовый рынок
3. Политика ценообразования
4. Уровень жизни, социальные гарантии, оплата труда
5. Рынок труда
6. Предприятие в условиях рынка
7. Открытие экономики и внешнеэкономическая политика
Исходные принципы
Валютный курс и валютный рынок. Конвертируемость рубля
Привлечение иностранного капитала. Внешний долг
Внешнеэкономический режим
8. Теневая экономика
РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КОНВЕРСИЯ
1. Структурный маневр в инвестиционной сфере
2. Конверсия
Формы конверсии оборонных предприятий
Основные предпосылки реализации научно-технического потенциала оборонного комплекса
Организационное и правовое обеспечение конверсии
3. Строительный комплекс в условиях перехода к рыночным отношениям
4. Развитие производственной инфраструктуры
5. Земельная реформа и аграрная политика
Формирование рыночных отношений в АПК
Механизм дотирования сельскохозяйственной продукции и его объемы
Принципы формирования и объемы общесоюзного и республиканских фондов сельхозпродукции
Система мер по стабилизации продовольственного рынка
Земельная реформа
Новый механизм реализации программы социально-экономической помощи селу
6. Жилищная реформа
7. Нерыночный сектор
РАЗДЕЛ IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
РАЗДЕЛ V. ПРИЛОЖЕНИЯ
Об информации, не полученной Рабочей группой из министерств и ведомств
Потребительский рынок
Вариант расчета минимального потребительского бюджета
Оценка возможных масштабов приватизации
Оценка возможных объемов приватизации в торговле
Принципы сбалансирования союзного бюджета в IV квартале 1990 г.
Прогнозные расчеты

Первый этап (1985 -1987). В середине 80 -х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества. В это время начался период «перестройки». на этом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию «ускорение социально-экономического развития страны». Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод на двух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупных масштабах. Меры по укреплению дисциплины оказались непродуманными. Только ущерб от антиалкогольной кампании составил 40 млрд. руб. в первые два года.

Второй этап (1987-1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии». В экономике процесс реформирования административно-бюрократической системы был связан с реализацией Закона о государственном предприятии. Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы составляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальные средства оставались в распоряжении заводов и фабрик.

Третий этап (1989-1990 гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Оно носило половинчатый, непоследовательный характер. Это был не переход к экономическим методам управления, а лишь некоторое ограничение администрирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции.

Правительство решало проблему денежного оборота самым простым путем - путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок за счет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, вросли в нее.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получать бартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, а стремились по любой цене отправить за рубеж.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия. Становилось ясно, что надо идти к рыночной экономике, но неизвестно, каким путем и в какие сроки, какими методами реализовывать закон стоимости и создавать рынок.

На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики. План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.

Вместе с тем рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо увеличения их в 3-5 раз в течение одного года цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и наука, системы здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу.

После начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднеобеспеченных - 13-15 %, бедных - 40 %, живших за чертой бедности - 40 %. Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. указ «О свободе торговли», предоставлял права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой - вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.

В 1993-1996 гг. социально-экономическая ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спад промышленного производства. Высокой была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростом цен. Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономических и политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось. Увеличилась доля людей работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Уровень преступности за это же время вырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, заинтересовать производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки. Каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал свою долю. Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ), либо продать.

На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущем дивидендов. Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы - все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

Внутриполитическое развитие страны (1992-1999).

Ø С 1992 – Противостояние законодательной (Верховный Совет РФ, председатель ВС – Руслан Имранович Хасбулатов) и исполнительной (президент, правительство) властей. + на сторону ВС встал вице-президент РСФСР Александр Владимирович Руцкой. Конституционный кризис.

Критика реформ Е.Т. Гайдара со стороны Хасбулатова. Личные амбиции Ельцина и Хасбулатова. В декабре 1992 Ельцин идет на уступки ВС – Егор Тимурович Гайдар отправлен в отставку, премьером назначен Виктор Степанович Черномырдин.

25 апреля 1993 г. – референдум (доверие президенту; доверие социальной политике президента; досрочные выборы президента; досрочные выборы депутатов ВС); по всем вопросам «за» проголосовало большинство принявших участие в голосовании, но по 1-2 – для принятия решения требовалось большинство от принявших участие в голосовании, а по 3-4 – от списочного состава избирателей => юридическую силу имели положительные решения по 1-2 вопросам; перевыборы президента и депутатов не проводились, так как нет необходимого большинства голосов.

Таким образом, в конституционных рамках снять противоречия между исполнительной и законодательной властями не удалось.

ВС начинает поддерживать вице-президент Руцкой. 1 сентября 1993 г. – указом президента Руцкой отстраняется от должности вице-президента. Премьер-министром вновь становится Гайдар.

21 сентября 1993 г. – указ № 1400 - «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (роспуск Съезда Советов и ВС; на 12 декабря 1993 г. назначены выборы в новый парламент – Федеральное собрание и референдум по новой Конституции; до этого времени прямое президентское правление)

ВС опираясь на заключение Конституционного суда (председ. КС – Валерий Дмитриевич Зорькин) отстраняет Ельцина от власти; Руцкой – президент. Со стороны Верховного Совета – призывы к захвату Кремля и мэрии Москвы, сторонники ВС штурмовали Останкино. 3-4 октября 1993 г. – войска подчиняющиеся Ельцину штурмуют здание ВС (Белый дом). Общий результат – роспуск Советов как органов власти. В ходе вооружённых столкновений в центре Москвы погибло не менее 150 человек.

Декабря 1993 г.

принята Конституция РФ

Закреплены демократические права и свободы.

Разделение властей: исполнительная, законодательная, судебная.

Глава государства – президент (4 года)

Законодательная власть – Федеральное Собрание (Совет Федерации; Государственная дума). Законы: Госдума ––> Совет Федерации ––> президент:

Исполнительная власть – Правительство.

Судебная властьКонституционный Суд; Верховный Суд (высшая судебная инстанция по гражданским, уголовным и административным делам); Высший Арбитражный суд (разрешение экономических споров).

Выборы в Федеральное собрание.

На выборах в Думу по партийным спискам и территориальным округам – Выбор России (Е.Т. Гайдар); ЛДПР (В.В. Жириновский); КПРФ (Г.А. Зюганов); Аграрная партия (М.И. Лапшин).

начало 1994 г. – отставка Гайдара; премьер-министр – Черномырдин. Амнистия всех участников событий августа 1991 и октября 1993.

10-11 декабря 1994 г. – ввод войск МО и МВД в Чечню. Война продолжалась до 1996 г. (31 августа 1996 г. – Хасавьюртовское соглашение об отложенном статусе Чечни (со стороны федералов подписывал ген. Лебедь); 31 декабря 1996 г. – закончен вывод войск).

16 июня 1996 г. – первый тур президентских выборов (Ельцин – 35 %; Зюганов – 32 %; Лебедь – 15 %). Лебедь назначен секретарем Совета Безопасности; 3 июля 1996 г. – 2-й тур (Ельцин – 53,8%, Зюганов – 40,31%). Фактическое формирование олигархического режима в России (приближение к власти и передача за бесценок олигархам крупных предприятий).

23 марта 1998 – отставка В.С. Черномырдина. Премьер – Сергей Владиленович Кириенко (утвержден ГД с третьего раза, 24 апреля – 23 августа 1998). Правительство просуществовало до августа 1998 г. (ушло в отставку после кризиса 17 августа).

С 24 августа 1998 обязанности Председателя Правительства исполнял В.С. Черномырдин, но дважды не был утверждён Государственной думой, и на третий раз Б.Н. Ельцин внёс кандидатуру Евгения Максимовича Примакова (председатель правительства 11 сентября 1998 - 12 мая 1999).

Сергей Вадимович Степашин (председ. правительства с мая по август 1999 г.)

Владимир Владимирович Путин (и.о председ. правительства с 9 августа 1999 - в тот же день в своём телеобращении президент Ельцин назвал его своим преемником; председ. правительства с 16 августа 1999 до 7 мая 2000)

август 1999 г. – Вторжение боевиков (Шамиль Басаев, Хаттаб) в Дагестан; начало 2-й Чеченской войны (результаты к концу 2000 года: основные силы боевиков уничтожены; массовые жертвы среди мирного населения; война превратилась в партизанскую).

Сентябрь 1999 – серия взрывов домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске (число жертв – более 300 чел.). Правящая в России группировка использовала факт взрывов жилых домов для создания благоприятного общественного мнения перед вводом федеральных войск в Чечню, поднятия предвыборного рейтинга Путина и обеспечения победы на президентских выборах.

«Война компроматов» перед выборами в ГД (ОРТ, принадлежащее Березовскому – поддержка В.В. Путина; НТВ, принадлежавшее Гусинскому – поддержка Евгения Максимовича Примакова и Юрий Михайловича Лужкова).

Декабрь 1999 г. – выборы в Государственную Думу. Результаты: КПРФ – 24,29 % (Г.А. Зюганов); Единство («Медведь») (блок созданный в поддержку Путина, лидер Сергей Кужугетович Шойгу) - 23% голосов; Отечество-Вся Россия – около 13 % голосов (Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков).

31 декабря 1999 г. – досрочная отставка Б.Н. Ельцина. И.О. президента и премьер-министр – Владимир Владимирович Путин. 26 марта 2000 г. – выборы президента (Путин – ок. 52,94 %; Зюганов – 29,21 %). Путин принимает Указ о предоставление Президенту «прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» пожизненных гарантий неприкосновенности.

Экономические реформы. Переход к рынку (1992-1999).

октябрь 1991 г. – V съезд НД РСФСР – утверждена программа реформ. Президенту России Б.Н Ельцину даны дополнительные полномочия на 1 год + становится главой правительства. Е.Т. Гайдар – вице-премьер.

Ø резкое падение производства; единственная нормально работающая отрасль – топливно-сырьевой комплекс

Ø гиперинфляция; рост цен

Ø расслоение населения; до 80 % – бедных и нищих

Ø рост числа безработных

Ø в магазинах появились товары

Большая часть приватизационных чеков (скупка) сосредоточена в руках старой номенклатуры, чиновной бюрократии и предпринимателей

декабрь 1992 г. – отставка Е.Т. Гайдара. Премьер – В.С. Черномырдин. Усиление государственного регулирования. Единственное достижение к 1995 г. – снижение темпов падения производства и инфляции. Стабилизация рубля (валютный коридор).

Фактическая продажа за бесценок государственной собственности (коррупция).

Перед президентскими выборами 1996 г. этот процесс усиливается, поскольку Б.Н. Ельцину нужна поддержка крупного капитала. В тот же период 1995-1996 гг. – активно начинает использоваться практика покрытия дефицита бюджета за счет внутренних и внешних займов. Результат подобной политики – финансовый кризис начавшийся 17 августа 1998 г. (девальвация рубля и default – отказ платить по долгам). Падение курса рубля повысили конкурентоспособность российской экономики.

1999-2000 гг. – благоприятная экономическая конъюнктура (высокие мировые цены на нефть) помогли постепенно преодолеть экономический кризис, получать дополнительные доходы в бюджет, выполнять социальные обязательства (индексировать зарплаты бюджетникам, пенсии). Однако структурные экономические реформы не проводятся.


Похожая информация.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Особенности перехода к рынку в России:

1. Начало перехода происходило, когда государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы, практически владело всеми средствами производства, следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей.

2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню было не готово к немедленному экономическому самоопределению.

3. В предыдущие годы существовала затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен.

4. На рынке средств производства господствовали предприятия-моно-полисты (доля монополизированного производства по ряду позиций достигала 80-90 %).

5. Отсутствовала соответствующая правовая база для развития рыночных отношений (банковская, кредитно-финансовая, налоговая, таможенная и др.).

Плановая экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде всего, из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:


Ресурсы Производство Сбыт

Предприятие не беспокоилось, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, - все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.

С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация изменилась коренным образом. Теперь они работают по следующей схеме:


Сбыт (спрос) Производство Ресурсы

В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, количество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме ввиду различных причин, основными из которых являлись следующие:

· многие руководители предприятий не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике, условий, в которых они привыкли работать;

· распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

· неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;

· переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятия, особенно в плане обеспечения его оборотными средствами;

· многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

· насыщение российского рынка импортными товарами;

· государство не создало определенных условий для перехода к рынку.

Однако следует отметить, что переходный к рынку период в России сопровождался и некоторыми положительными моментами:

· все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать продукцию, которая устраивает покупателя;

· появилась осознанность в том, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества - единственное верное решение для обеспечения финансового благополучия;

· рынки насыщаются товарами, в некоторых сферах экономики появляется здоровая конкуренция;

· увеличение числа специалистов самых различных направлений, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка.